Установка вакуумного насоса на газ 3309

Обновлено: 26.04.2024

Вакуумный насос для ассенизаторной машины: как устроен и как работает?

Одно из наивысших достижений человечества – канализация, благодаря которой люди больше не страдают чумой и другими заболеваниями, вызванными отходами жизнедеятельности.

Но случается так, что канализация засоряется. Её чистит ЖКХ, используя ассенизаторскую (калопромывочную) машину.

1 Как работает ассенизаторская машина?

Она представляет собой транспортное средство на базе КАМАЗа, ГАЗа, ЗИЛа, УРАЛа и других грузовиков. Основное отличие от других машин – наличие ассенизатора, специального бака на корпусе, куда под действием аппарата закачиваются отходы жизнедеятельности.

Ассенизатор на базе машины ГАЗель

Ассенизатор на базе машины ГАЗель

Но какой же агрегат там стоит? Обычный циркулярный туда не поставишь, он тут же засорится, ведь вода в канализации полна различной грязи. Нужен такой аппарат, который не взаимодействует напрямую с водой. И таким стал вакуумный насос.
к меню ↑

1.1 Принцип работы

Вакуумный насос для ассенизаторской машины устанавливается внутри ассенизатора. Он выкачивает воздух из бака и под действием вакуумных сил туда закачивается вода из канализации. Помпа позволяет не взаимодействовать напрямую с водой, вся она проходит через шланг.

Чтобы выдержать давление, бак ассенизатора делают из прочного материала, выдерживающего давление воздуха снаружи. Но для разных целей существуют разные аппараты. Для воды одной степени загрязнённости нужно одно давление, для другой – другое. К тому же, если резко создавать вакуумное давление, то оборудование может прийти в неисправность. Надо сначала подготовить среду с помощью специального оборудования.

Разновидностей помп для ассенизаторской машины существует довольно много.
к меню ↑

1.2 Принцип работы вакуумных машин KOKS MegaVac (видео)

1.3 Разновидности

Существует следующие типы вакуумных насосов, делящиеся по степени вакуумного давления:

  • низковакумный;
  • высоковакуумный;
  • бустерный;
  • форвакуумный.

Низковакуумный насос, как понятно из названия, создаёт вакуум маленького давления. Его хватает, чтобы высасывать воду с грязью из канализации. Такие агрегаты самые популярные на ассенизаторских машинах. Создают давление около 1 Тор.

Комплектация вакуумного насоса для ассенизаторской машины

Комплектация вакуумного насоса для ассенизаторской машины

Высоковакуумные насосы создают высокое давление. Оно нужно для перекачки жидкостей больших плотностей, с которыми низковакуумные аппараты не справляются. Чаще всего используются в металлургии и химической промышленности. В металлургии им можно перекачивать раскалённый жидкий металл, в химической промышленности – газы и жидкости большой плотности. Для калопромывочных машин высоковакуумные агрегаты обычно не используются.

Бустерные насосы – самые мощные вакуумные агрегаты. Создают большее давление, чем высоковакуумные. Нужны там, где мощности аппаратов предыдущих типов не хватает. Обычно работает в паре с последним.

Форвакуумные насосы (предварительного разряжения) – позволяют включиться в работу другим помпам, создающим глубокий вакуум. Если создано слишком высокое давление, переключение между насосами может вывести из строя следующий в схеме создания давления аппарат. Во избежание этого снижают давление. Обычно используются вместе с высоковакуумными и бустерными насосами. Для калопромывочных машин не применяется, там нет необходимости в настолько высоком давлении.

Вакуумные установки высокого давления обычно используются в системе с другими насосами для большей эффективности.

Деление насосов по принципу работы:

  • механические;
  • магниторазрядные;
  • струйные;
  • сорбционные;
  • криогенные.

На ассенизаторских машинах используются механические агрегаты. Остальные аппараты использовать просто не выгодно, они созданы для работы в лабораторных условиях, да и нет в них нужды. Мощности механических помп хватит.

Принцип работы такого прибора прост. Мотор двигает помпу, которая откачивает воздух. Ничего сложного. Существует один нюанс: для машин с разными двигателями используются насосы с разным вращением ротора. Для стабильной работы помпы на дизельной машине должен стоять вакуумный насос с ротором, который вращается в правую сторону. Пример такой машины – ГАЗ 3309. Для машин с карбюраторным двигателем используется насос с левым вращением ротора.

Комплектация ассенизаторсокй машины

Комплектация ассенизаторсокй машины

2 Популярные модели

Вакуумные насосы для ассенизаторской машины стали применятся с 1930-х годов. За это время эти устройства прошли большой путь от самых простейших до самых современных. Сегодня выделились следующие модели, проверенные на практике:

  • вакуумный КО-503;
  • вакуумный КО-505А;
  • вакуумный КО-510.

2.1 Модель КО-503

Стандартный аппарат, используется на ассенизаторских машинах с середины 1950-х годов. Проверен временем. Ротор аппарата вращается вправо. Устанавливается на ГАЗ-53, ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309. Корпус сделан из чугуна, который выдерживает вакуумное давление, создаваемое самим насосом.

  • частота вращения мотора: 1500 оборотов в минуту;
  • производительность: 250 кубических метров в час;
  • максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
  • масса: 80 кг;
  • размеры: 48×27х23 см.

Стоимость КО-503 составляет около 12 тыс. рублей.
к меню ↑

2.2 Модель КО-505А

Усовершенствованная модель КО-503 с вращением ротора влево. Устанавливается на машины с карбюраторным двигателем, вроде КАМАЗа, ЗИЛа или УРАЛа. Производительность выше, чем у предыдущей модели. Однако давление осталось на прежнем уровне, что неудивительно. Для выкачивания отходов из канализации высокое давление не нужно. В этой модели большее внимание уделено безопасности персонала, чем в первой.

Насос для ассенизаторской машины КО-505А

Насос для ассенизаторской машины КО-505А

  • частота вращения мотора: 1200 оборотов в минуту;
  • производительность: 320 кубических метров в час;
  • максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
  • масса: 110 кг;
  • размеры: 52×30х29 см.

Стоимость КО-505А составляет около 13 тыс. рублей.
к меню ↑

2.3 Модель КО-510

Самая современная модель вакуумного насоса с механическим типом работы. Отличительная особенность – возможность вращения ротора и вправо, и влево. Это позволяет устанавливать агрегат на машины с любым типом двигателя. Однако помпы в насосе индивидуальные для правостороннего и левостороннего вращения ротора. Производительность насоса выше, чем у других предыдущих моделей. Максимальное давление на том же уровне. Немного улучшено КПД.

  • частота вращения мотора: 1500 оборотов в минуту;
  • производительность: 370 кубических метров в час;
  • максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
  • масса: 125 кг;
  • размеры: 67×31х34 см.

Стоимость КО-510 составляет около 15 тыс. рублей.

Процесс откачки жидкости ассенизаторской машиной

Процесс откачки жидкости ассенизаторской машиной

Такой аппарат сегодня самый популярный, используется почти на всех ассенизаторских машинах в крупных городах.
к меню ↑

3 Правила эксплуатации

Как эксплуатировать насос на ассенизаторской машине:

  1. Проверить состояние аппарата. Всё должно быть подключено и исправно;
  2. Опустите рукав, по которому будут выкачиваться отходы, в канализацию;
  3. Откройте вентиль масломерного стакана для подачи масла;
  4. Откройте вентиль, который ведёт к рукаву;
  5. Включите агрегат;
  6. После окончания работ проделайте всё в обратном порядке.

3.1 Советы по эксплуатации

  • подбирайте нужный тип помпы для определённой работы;
  • очень важной составляющей правильной работы является совпадение стороны вращения ротора с типом двигателя;
  • агрегат не следует эксплуатировать более часа, так как он очень сильно греется во время работы;
  • вовремя производите техническое обслуживание. Это сильно продлит срок службы;
  • следите, чтобы детали всё время были смазаны. Масло следует регулярно заменять на чистое;
  • помпа насоса всегда должна быть чистой;
  • сборка насоса всегда должна быть доделана до конца. В противном случае возможна серьёзная поломка;
  • средний расход масла – 80 грамм в час;
  • на корпусе насоса производители указывают направление вращения ротора;
  • правильно подключайте аппарат к системе во избежание поломок.

Машинка для чистки канализации барабанного типа

Машинка для чистки канализации барабанного типа

3.2 Меры предосторожности

  1. Не прикасайтесь к вакуумному насосу во время работы! Он сильно греется.
  2. Не трогайте аппарат во время работы. В нём полно двигающихся деталей, которые представляют опасность.
  3. Проверяйте заземление. Аппарат работает от электричества и в случае отсутствия заземления велика вероятность удара тока.
  4. Шум от работающего агрегата может вызвать повреждения слуха. Используйте защитное оборудование.
  5. Используйте защитные маски. Вакуумный насос может выбрасывать в воздух вредные вещества, например, масляный туман.
  6. Вибрация от работы аппарата может вызывать различные заболевания.

Вакуумные насосы применяются в таких ситуациях, где прямое взаимодействие с переливаемым веществом нежелательно. Такими ситуациями является очистка канализации, работа на металлургическом или химическом предприятии.

На ассенизаторских машинах, служащих для очистки канализации, также используются вакуумные насосы, создающие низкое давление. Высокое давление при работе с канализацией не нужно. При правильном выборе насоса и правильной эксплуатации устройства прослужат долго.

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности

Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель), схема которой приведена ниже, отличается простотой и надежностью. Она обеспечивает своевременное торможение грузовика, имеющего высокие показатели проходимости и весьма приличную грузоподъемность. Расстановка ведущих колес по формуле 4х2 рассчитана преимущественно на твердое покрытие, хотя и по бездорожью позволяет перемещаться вполне уверенно. Следовательно, тормоза должны хорошо работать в любых условиях.

Часть тормозной системы ГАЗ-3309

Схема тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) с воздухоосушителем

Сама схема представлена на фото ниже.

Принципиальная схема тормозной системы ГАЗ-3309

  1. Компрессорная установка.
  2. Резервуар ГЦ.
  3. Аварийный датчик.
  4. Фильтр.
  5. Тормозная конструкция заднего колеса.
  6. Датчик.
  7. Выключатель пневмосигнала.
  8. Глушитель.
  9. Сливной кран.
  10. Тормозное устройство фронтальных колес.
  11. Индикатор критического давления.
  12. Резервуар воздушный.
  13. Клапан обратного типа.
  14. Защитный одинарный клапан.
  15. Пневмоусилитель.
  16. Модулятор.
  17. Контрольный клапан.
  18. Атмосферный баллон.
  19. Сушитель воздуха.
  20. Датчик поршня.
  21. Тормозной кран с двумя секциями.

Общее описание

При проектировке грузовика, который создавался практически с нуля, было принято решение разработать кардинально новую схему тормозной системы. Дизель ГАЗ-3309 оснастили конструкцией, которая не зависела от предшествующих модификаций. Составляющие элементы ТС условно делятся на три категории:

  1. Рабочий (основной) узел.
  2. Тормоз стояночный.
  3. Запасной блок.

Все системы направлены на одно действие – снижение скорости либо полную остановку автомобиля, в зависимости от подаваемых водителем команд. Немаловажным является тот фактор, что для грузового транспорта тормоза должны быть максимально надежными, гарантирующими остановку транспортного средства в любой ситуации, во избежание аварии с тяжелыми последствиями.

Основная система называется так, потому что эксплуатируется постоянно при движении авто. Любая конструкция тормозов состоит из привода и механики. Первый узел отвечает за активацию системы в нужный период, а механика создает сопротивление движению.

Управление и назначение

Основным органом управления системы тормозов автомобилей ГАЗ-3309 является ножная педаль. Она устанавливается между аналогами сцепления и газа. Нужно отметить, что на предшественниках данный элемент имел очень тугой выжим. Обновленная конструкция лишена этого недостатка полностью, педаль идет мягко и плавно, что сравнимо с зарубежными аналогами.

В грузовике 3309 стояночный и запасной тормоза объединены в один комплект. Это позволило уменьшить количество комплектующих элементов с одновременным упрощением конструкции. Так называемый «ручник» служит для удержания транспортного средства на уклоне при трогании с места либо во время длительных стоянок. Опытные водители знают, что это важный элемент, так как груженую машину очень сложно поймать без отката, даже при небольшом уклоне. Ниже изображена стояночная тормозная система ГАЗ-3309 (дизель).

Стояночный тормоз ГАЗ-3309

Схема приведена с пояснениями:

  1. Фиксатор.
  2. Рукоять рычажного типа.
  3. Статичный диск.
  4. Разжимной элемент.
  5. Колодки тормозные.
  6. Толкатель.
  7. Барабанный механизм.
  8. Пружина.
  9. Палец.
  10. Основной барабан.

Механика

Этот механизм состоит из разнообразных фрикционных деталей, монтируемых в прямой агрегации с колесом. Стояночный аналог в этом месте не агрегирует с главным узлом, имея отдельную конструкцию. Она монтируется на карданном валу с фиксацией при включении. В устройстве и схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) предусмотрены барабанные элементы, поскольку считаются оптимальными для рассматриваемого типа грузовых машин. Кроме самого барабана в конструкцию входят неподвижные колодки ленточной конфигурации, придавливаемые к нему.

Корпусная часть тесно взаимодействует с колесом, вращаясь вместе с ним. Во внутренней части имеются тормозные колодки на пружинах. При нажатии педали они прижимаются к барабану, замедляя его обороты. Фиксируются на ступице автомобиля они при помощи болтового крепления, обеспечивающего максимальное усилие. Материалом изготовления для колодок служит фрикционный сплав, устойчивый к истиранию.

Приводная часть

Привод в схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) нужен для управления механизмом с последующим совершением определенных манипуляций. На грузовик монтируются механический и гидравлический рабочие приводы, отвечающие за функционирование стояночного и основного узла. Гидропривод выбран не случайно, так как считается оптимальным вариантом для простого грузовика.

Кроме указанной модификации, существуют еще приводы пневматической и электрической конфигурации, которые имеют узкую специализацию, и на автомобилях рассматриваемой серии не эксплуатируются. Ниже, для наглядности, на рисунке изображен колесный тормозной механизм.

Колесный тормозной механизм ГАЗ-3309

  1. Колодка тормоза.
  2. Защита-колпак.
  3. Резервуар цилиндра.
  4. Поршень.
  5. Манжета.
  6. Поршень ведомый.
  7. Пружина стяжная.
  8. Скоба направляющая.
  9. Щит тормозной.
  10. Шайба.
  11. Гайка.
  12. Пальчиковый эксцентрик.
  13. Втулки.
  14. Пластины эксцентрика.
  15. Метки.
  16. Люк смотровой.

Особенности

Обзор устройства тормозов грузовиков ГАЗ-3307 и 09 продолжим изучением своеобразной системы сигнализации, оповещающей о неисправности тормозов. Кроме того, в конструкцию входит усилитель гидровакуумного типа с резервуаром и запорным клапаном. Раздельные гидравлические контуры смонтированы на каждой оси транспортного средства. Это дает возможность, при выходе из строя одного контура, обеспечить выполнение возложенных обязанностей, предупреждая возникновение аварийных ситуаций.

Баллонные резервуары отвечают за питание каждого отсека по отдельности, что сделано также в целях безопасности. По ходу контуров предусмотрен встроенный контроллер усилия тормозных сил, служащий для создания требуемого давления, если один из контуров сломается либо потребуется корректировка равного нажатия на каждое колесо. Проще говоря, приспособление не дает удвоить силу давления в рабочем контуре. При этом дистанция хода педали увеличивается, что требует от водителя максимального ее выжима.

Тормозной цилиндр

В полный обзор устройства тормозов грузовика ГАЗ-3307 и 09 следует включить изучение особенностей главного тормозного цилиндра. Он активируется от нажатия педали, создавая за счет небольших поршней требуемое давление в контуре. Этот элемент располовинен для каждого контура. Поршни с плавающими головками являются модификацией перепускного клапана. Во время свободного состояния педали ТЦ связывается с расширительным резервуаром.

При нажатии на педаль поршни начинают движение, садятся на место и плотно перекрываются. Соответственно, прекращается взаимодействие ТЦ и бачка. При нормальной ежедневной работе грузовика уровень тормозной смеси приближен к максимальному показателю, особенно на новых колодках и снятом индикаторе. Ниже приведено изображение тормозного крана, без которого не обойтись при переоборудовании тормозной системы ГАЗ-3309.

Тормозной кран ГАЗ-3309

  1. Рычажный корпус.
  2. Парный рычаг.
  3. Фиксирующий болт.
  4. Кулачок.
  5. Рабочая тяга.
  6. Направляющий элемент.
  7. Шток для прицепной секции.
  8. Диафрагма.
  9. Клапанное седло.
  10. Клапан впуска.
  11. Выпускной клапан.
  12. Выключатель «стопа».
  13. Выключатель сигнала.
  14. Диафрагма.
  15. Шток.
  16. Корпус.

Усилитель

Этот элемент нужен для того, чтобы создавать добавочное давление в контурах узла. Это дает возможность улучшить качество торможения машины, при этом не требуется максимального усилия для нажатия педали. Принцип действия гидравлического вакуумного усилителя основан на создании дополнительного давления во впускной части силового агрегата, что обуславливает аналогичное действие и в ТЦ.

При поломке механизма качество торможения резко ухудшается, поскольку во впускную трубу двигателя подается постоянный поток воздуха. Это способствует обеднению топливной смеси в части цилиндров. По этой причине автомобиль может заглохнуть. При этом завести его получится только после ремонта тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель). Схема устроена таким образом, что при указанной неисправности несгоревшая смесь удаляет смазку и царапает зеркало цилиндра.

Ремонт тормозной системы ГАЗ-3309

Принцип работы

После нажатия педали усилитель гидровакуумного действия улавливает данный маневр, многократно повышая усилие, переправляя его на главный ТЦ транспортного средства. На рабочих контурах поршневые элементы увеличивают давление жидкости в соответствии с силой нажатия педали. Сила давления при этом резко повышается, рабочие цилиндры колес смещают колодки в барабанах ТС.

Если педаль продолжает движение, усилие возрастает и далее, после чего механизмы полностью приводятся в рабочее состояние. Колодки, входя в сцепление с барабанными элементами, замедляют вращение колес с максимальным усилием там, где колесо входит в контакт с дорогой. Тормозная сила противодействует вращательному аналогу, в результате чего машина замедляется.

Для возобновления движения водитель снимает ногу с педали, после чего возвратный пружинный механизм возвращает ее в свободную позицию. Следом за этим элементом освобождаются поршни ТЦ. Колодки отходят от поверхности под усилием специальных пружин. Избыток смазки выдавливается через открытые головки, подается в расширительный бак. При этом показатель давления снижается до минимума.

Как прокачать тормоза на ГАЗ-3309?

Прокачка системы осуществляется следующим образом:

  1. Хорошо очищают перепускные клапана на цилиндрах колес.
  2. Отвинчивают крышку налива резервуара ГЦ (главный цилиндров).
  3. Заполняют бачок тормозной жидкостью. Заливать необходимо состав, предусмотренный инструкцией по эксплуатации.
  4. Давление в воздушных баллонах должно соответствовать показателю 0,6-0,8 Мпа.
  5. Прокачивают контур гидропривода передних колес.
  6. Снимают колпак перепускного клапана правого фронтального тормоза, надевают резиновый шланг, опускают его свободный край в тормозную жидкость, предварительно налитую в стеклянную емкость.
  7. Отвинчивают перепускной клапан на пол-оборота, выжимают несколько раз педаль тормоза. Гидропривод прокачивают до момента прекращения появления пузырьков в сосуде, куда опущен резиновый шланг.
  8. Закручивают перепускной клапан при нажатой педали.
  9. Прокачивают ТЦ левого переднего колеса аналогичным способом.
  10. Проделывают операцию с элементами заднего привода таким же методом.
  11. Прокачку выполняют в указанной выше последовательности.
  12. В бачок ГЦ доливают тормозную жидкость. Уровень должен быть на 1-2 сантиметра ниже максимального указателя на горловине бачка.

Выполняя указанную операцию, необходимо доливать рабочую жидкость, не допуская осушения дна резервуара.

Починка тормозов ГАЗ-3309 (дизель)

Обслуживание

Профилактические меры по обслуживанию тормозной системы заключаются в периодическом осмотре соединений и уплотнений на предмет прокачки, надежности крепления, общего состояния узла. Чтобы избежать частого ремонта тормозов ГАЗ-3309, следует регулярно менять картридж воздухоосушителя. Кроме того, в зимнее время нужно следить за сливом конденсата, предотвращая его замерзание. Также необходимо обращать внимание на плотность прилегания чехла крана к корпусу и его состояние. Герметичность механизма проверяют при помощи мыльного состава.

Принцип работы вакуумного насоса на ассенизаторе

Вакуумные насосы нашли свое применение на ассенизаторских машинах, основным заданием которых являются очистка ливневых канализаций и откачка нечистот из выгребных ям (туалетов) и отстойников, за исключением взрывоопасных, агрессивных и горючих веществ.

Фактически откачивание происходит при помощи заборного рукава, за счет созданного в цистерне машины вакуума, который создается специальным вакуумным насосом, таким как КО-503, 503в, 505, 514.

Как правило, подобная техника применяется коммунальными хозяйствами или на промышленных предприятиях.

Разновидность вакуумного оборудования

  • Низковакуумный насос используется, когда необходимо понизить давление. Кроме того, оборудование создает давление, что типично для низкого вакуума.
  • Высоковакуумный – применяется при работе системы с невысоким давлением. Указанная система обычно включает в себе два соединенных подряд насоса.
  • Бустерный – устанавливается посреди высоковакуумного и форвакуумного насосов. Такая комбинация дает возможность сбалансировать выпускное и впускное давление вышеуказанного оборудования.
  • Форвакуумный – применяется для поддержания высокого вакуума. Благодаря этой возможности оборудование в состоянии обеспечивать указанные параметры откачивания.
  • Предварительного разрежения – используется в случаях, когда необходимо понизить давление в откачиваемом объеме от атмосферного до отметки, которая позволяет работать другому вакуумному насосу.

А вы знаете, какой выбрать мини-культиватор для дачи: ручной или электрический? А здесь вы можете узнать технические характеристики башенных кранов КБ-403 и КБ-100 3А.


Виды вакуумных насосов

К устройствам применимы две классификации. По устройству вакуумные насосы для ассенизаторской машины подразделяются на следующие типы:

  • паромасленные помпы используют в работе масло;
  • мембранные модели функционируют на принципе энергии сжатого воздуха;
  • водокольцевые устройства используют воду;
  • роторно-пластинчатый вид работает с помощью выдвижных лопаток.

Насос на ассенизаторскую машину ГАЗ, УРАЛ и другие модели также классифицируются по параметрам создаваемого давления:

Технические характеристики

Чтобы спецтехника могла эффективно выполнять задачи, а операторы не жаловались руководству, что плохо качает насос на ассенизаторской машине, важно обращать внимание на следующие технические параметры помпы:

  • частота вращения агрегата;
  • скорость откачки;
  • габариты;
  • давление при запуске;
  • давление на выходе;
  • максимальные значения вакуумного давления;
  • степень сжатия устройства;
  • значения остаточного давления;
  • производительность;
  • вес.


Особенности эксплуатации

Чтобы сохранить работоспособность и эффективность устройства ассенизаторской машины, следует руководствоваться следующими правилами:

  • перед началом работ необходимо проверить техническое состояние устройства;
  • опустить рукав в канализационную систему;
  • открыть вентиль подачи масла;
  • включить помпу;
  • по завершению откачки проделать те же операции в обратном порядке.

«В работе всегда используйте качественное новое масло, в противном случае в работе насоса будут нарушения.»

Вакуумный насос необходимо поддерживать в чистоте, поскольку загрязнения являются одной из распространенных причин поломок. Персонал должен постоянно следить за уровнем масла, при минимальном объеме нарушается режим работы механизма. Большинство вакуумных насосов могут непрерывно работать только в течение 1 часа, затем необходимо сделать перерыв, согласно рекомендациям производителя насоса. Целесообразно регулярно проводить техническое обслуживание помпы, это продлит ее срок службы с сохранением технических характеристик.

Популярные модификации

Вакуумные помпы для ассенизаторских работ используются с 30-х годов прошлого века. Сегодняшние насосы критично отличаются от своих предшественников, как по возможностям, так и по исполнению. В РФ преимущественно применяют три модели:

  • насос вакуумный КО 503 для ассенизаторской машины используется с 50-х годов прошлого века, он проверен в эксплуатации и прекрасно зарекомендовал себя. выполнен в чугунном корпусе, ротор двигается вправо, способен перекачать 250 м3/час, максимальное давление – 6 нПа;


  • модель КО 505А – усовершенствованный вариант предыдущего насоса, при том же максимальном давлении характеризуется более высокими эксплуатационными параметрами, работая с ним важно уделять внимание безопасности работ;
  • устройство КО 510 – наиболее совершенная модификация, ее ротор может вращаться в обе стороны, то есть насос можно устанавливать на автомобиль с любым двигателем, помпа создает то же давление, но КПД и производительность – значительно выше.

Параметры работы

Среди прочих параметров – скорость откачивания, которая определяет объём, откачиваемый за конкретную единицу времени. Кроме того, скорость учитывается в определенном разрезе при давлении, которое измерялось в этом сечении.

Расчет скорости производится во входном разрезе работающего оборудования. Максимальное давление запуска – это допустимая величина давления на входном разрезе оборудования, при котором помпа может начать рабочий цикл.

Максимальное выпускное давление возникает на выходном разрезе оборудования, когда помпа еще производит откачивание. Наибольшее рабочее давление является допустимым давлением во входном разрезе помпы, благодаря которому она на протяжении длительного времени сохраняет номинальную скорость работы.

Предельное остаточное давление – это давление, к которому, неопределенно приближаясь, но так и не достигнув его, стремится давление в стандартном испытательном объеме при стабильно работающем оборудовании.

Максимальная производительность оборудования по парам жидкости определяет предельное количество паров жидкости в весовых единицах. Откачивание указанного объема жидкости может производиться вакуумным насосом на протяжении длительного времени.

Предельно возможное давление паров жидкости – это максимальное давление, измеряемое во входном разрезе помпы. С обозначенным давлением газобалластное оборудование может продолжительное время откачивать пары жидкости.

Величина сжатия насоса определяет отношение объемов, занимаемых газами в процессе компрессии в помпах объемного действия.

Предназначение и работа вакуумного насоса

Вакуумный насос для канализации предназначен для работы в комплекте с другим оборудованием, установленным на ассенизаторской машине. С его помощью содержимое закачивается внутрь специальной цистерны, в которой вывозится к месту утилизации. Принцип работы вакуумного насоса состоит в создании разрежения в рабочей камере за короткий промежуток времени. Как только такое разрежение достигнет требуемой величины, откачиваемое вещество (нечистоты, сточные воды, пар) направляется в аккумулирующую емкость. Такой тип насоса считается наиболее эффективным в работе и безопасным для окружающей среды.

Модель КО-503

Эта помпа монтируется на ассенизатор, что позволяет выкачивать канализационные нечистоты. Для дизельного автомобиля необходимо приобретать оборудование с правосторонним роторным вращением.

Тогда как карбюраторную машину следует комплектовать оборудованием с левосторонним вращением.

Чтобы определить направление вращения, необходимо посмотреть на стрелку, изображенную на корпусе. Кроме того, если смотреть с торцевой стороны вала, в случае его кручения по часовой стрелке это будет означать, что кручение правостороннее, если же наоборот, тогда – левостороннее.

Оборудование создано по принципу емкостного вакуумного нагнетания воздуха, а также генерирования внутри емкостного вакуума.

Используемые цистерны обычно монтируются на базе ГАЗ-3309, 53.

К тому же помпа используется в емкостях ПЦФ-3, ПЦФ-4, что позволяет откачивать или закачивать нечистоты внутрь. Во время использования оборудования необходимо:

  • гарантировать настроенную подачу масла при помощи смазочной системы помпы;
  • вовремя производить замену изношенных лопаток;
  • не допускать безостановочной работы помпы более 60 минут.

Параметры насоса позволяют ему функционировать в диапазоне температур от -20 до +40°С. Благодаря разряжению, которое создается помпой, происходит заполнение или опорожнение емкости.

Следует отметить, что корпус помпы сделан из чугуна. Он закрыт крышками с подшипниками, которые фактически позволяют производить роторное вращение.

В роторные пазы вмонтированы лопатки. Также корпус помпы имеет отверстия, через которые происходит смазывание оборудования.

Кроме того, на остове прикреплен масляный бачок, откуда смазка в нужном объеме, регулируемом специальными винтами, поступает для смазывания деталей.

Маркировка КО-503 0214100 говорит о том, что это помпа с левосторонним роторным кручением, тогда как КО-503 0214100-02 указывает на помпу с правосторонним кручением.

Что собой представляет ассенизаторская машина

Поскольку мы рассматриваем насосы, устанавливаемые на илососных машинах, поясним, что представляет собой ассенизаторская машина для откачки канализации. Это комплекс оборудования на колесной тяге, осуществляющий выкачивание стоков или нечистот из выгребных ям, резервуаров, септиков, отстойников. После выкачивания машина доставляет содержимое в места его утилизации, где производит выгрузку нечистот.

Типичная ассенизаторская машина состоит из следующих основных элементов:

  • накопительная цистерна. Это стальной цилиндрический резервуар, имеющий небольшой наклон для удобства разгрузки;
  • вакуумный насос;
  • устройство сигнально-предохранительное. Его наличие предотвращает переполнение цистерны и сигнализирует оператору;
  • приемный лючок со всасывающим шлангом;
  • управляющий трубопроводом кран;
  • дополнительное электрооборудование.



Илососная машина для откачки канализации КО 505А

Вакуумная машина для откачки канализации работает по следующему принципу. Все оборудование задействовано от работающего двигателя. Всасывающий шланг погружается в емкость с откачиваемым содержимым. Включается в работу вакуумный насос, создающий в цистерне разрежение. Цистерна наполняется нечистотами. После того, как она будет полностью заполнена, срабатывает предохранительное устройство, отключающее двигатель. После прибытия на место разгрузки цистерна опорожняется самотеком или за счет давления воздуха в насосе.

Совет: Вызывая ассенизаторскую машину на свой участок, обеспечьте возможность ее беспрепятственного проезда к месту откачки.

Эксплуатация насоса

Процесс использования помпы требует соблюдения определенных условий. В частности, необходимо:

  • содержать помпу в чистоте;
  • совершать систематическое промывание смазочной системы, при этом заполнять ее исключительно очищенным маслом;
  • контролировать масляный расход. Базовый рабочий режим оборудования требует в среднем 90 г/час.

Внимание! Применение переработанных масел запрещено. Не допускается безостановочная эксплуатация насосного оснащения дольше 60 минут!

Свойства оборудования

К списку основных свойств относятся следующие:

  • длина – 47 см;
  • ширина – 28 см;
  • высота – 22,5 см.

Стоимость — 12 тыс. руб.

Возможные неисправности

Среди возможных неисправностей могут быть такие:

  • натянутое роторное вращение;
  • падение пропускной способности;
  • стук в помпе;
  • перегрев корпуса;
  • перебои с поступлением масла;
  • слабое разрежение помпы.

Есть несколько основных причин, которые приводят к неисправностям.

Натянутое роторное вращение бывает из-за того, что проведена неточная сборка помпы. Падение пропускной способности бывает по причине того, что износились или западают загрязненные роторные лопасти.

Стук в помпе говорит о том, что износились подшипники, западают лопатки, внутренняя сторона корпуса подверглась механическому воздействию лопастей глубиной до 0,2 см, тогда как стандартная высота лопаток от 3,7 см.

Перегрев корпуса бывает по причине того, что отсутствует смазка или произошло загрязнение насосной установки.

Перебои с поступлением масла, как правило, указывают на то, что происходит подсасывание воздуха на соединительных крепежах или попала грязь.

Слабое разрежение помпы бывает, когда ослаблена плотность соединительных крепежей, западают лопасти, ротор трется о крышку помпы.

Способы по устранению вышеуказанных причин могут быть такие:

  1. при натянутом роторном вращении требуется разобрать насос, промыть и собрать повторно;
  2. падение пропускной способности можно устранить, если произвести замену изношенных деталей, в случае западания – промыть детали;
  3. если обнаружен стук в помпе, нужно произвести замену подшипников, лопаток или корпусной части;
  4. перегрев корпуса указывает на необходимость произвести наполнение системы смазкой, произвести разборку оборудования, промыть детали, прочистить трубопровод;
  5. при перебоях с поступлением масла следует подкрутить соединительные крепежи, совершить воздушную продувку капельницы;
  6. в случае со слабым разрежением помпы нужно поджать соединительные крепежи, извлечь ротор и промыть детали, сверить высоту лопаток.

Помпа КО-505А

Этот насос служит для генерирования емкостного нагнетания воздуха и избыточного внутриемкостного давления. Оборудование монтируется на базе ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ.

Рабочий температурный режим помпы КО-505 – от -20 до +40 °С. Наполнение и опорожнение емкостей происходит благодаря разряжению насоса.

Остов помпы сделан из чугуна, закрытие которого происходит с помощью крышек. Указанные крышки содержат подшипники, благодаря которым происходит роторное вращение.

Пазы ротора содержат вмонтированные текстолитовые лопатки. Помпа укомплектована также системой смазки, благодаря которой производится принудительная смазка оборудования, поэтому перед началом эксплуатации необходимо настроить поступление масла.

Параметры насоса

К списку основных свойств относятся следующие:

  • длина – 52 см;
  • ширина – 30 см;
  • высота – 29 см;

Стоимость – 12 тыс. 900 руб.

Насос КО-510

Насос указанной марки подходит машинам с левосторонним и правосторонним вращением типа КО-510, 520, 523. К тому же такие помпы монтируются на базе ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ.

Подобная комбинация позволяет проводить манипуляции с емкостным сжатием при рабочем температурном режиме от -20 до +40 °С. Изображенная на корпусе стрелка дает возможность определить вращение помпы.

Принцип работы оборудования все так же строится на нагнетании воздуха, а также генерирования внутри емкостного вакуума. Так происходит сбрасывание и закачивание нечистот внутрь.

Стандартно выпускается два маркировочных вида насосного оборудования: КО-510 0216000-04 – помпа правостороннего кручения, и КО-510 0216000-05 – помпа левостороннего кручения.

Сфера применения насосов

Ассенизаторская машина – это транспортное средство, обустроенное установкой по откачке жидкости из канализаций, преимущественно на базе отечественных грузовиков. На автомобиль устанавливается бак, в который перекачиваются отходы. Внутри находится вакуумный насос на ассенизаторскую машину ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ или УРАЛ. Спецтехника используется для решения следующих задач:

  • откачка отходов из выгребных ям;
  • прочистка засоров канализационных коммуникаций;
  • откачка жидкости для доступа к ремонтному участку инженерных систем;
  • промывка трубопроводов различного назначения.


Данная спецтехника способна функционировать в широком температурном диапазоне: от -20 до +40 градусов С. Машины применяются жилищно-коммунальными службами и частными предприятиями, оказывающими профильные услуги. Чаще других моделей используется вакуумный насос для ассенизатора ГАЗ 53, ГАЗ 3309 и ГАЗ 3307.

Установка вакуумного насоса на газ 3309

Ассенизаторская вакуумная машина КО-503В-2 на базе Газ 3307 и Газ 3309.

Ассенизаторская машина КО-503В-2 на базе Газ 3307. Ассенизаторская машина КО-503В-2 на базе Газ 3309.
Ассенизатор Газ3307
Ассенизатор Газ3309

Вакуумная машина (ассенизатор) КО-503В-2 на базе шасси автомобилей Газ 3307, Газ 3309 предназначена для вакуумной очистки выгребных ям и транспортировки фекальных жидкостей к месту утилизации.

Специальное оборудование ассенизатора КО-503 В-2 на базе шасси автомобилей Газ 3307, Газ 3309 состоит из цистерны, вакуумного насоса с приводом, сигнально-предохранительного устройства, приёмного лючка с всасывающим шлангом, кранов управления с трубопроводом, дополнительного электрооборудования.

Заполнение цистерны вакуумной машины осуществляется под действием вакуума, создаваемого вакуумным насосом, опорожнение цистерны самотеком или давлением воздуха от вакуумного насоса. В устройстве вакуумного насоса предусмотрен специальный кран который позволяет создавать, как вакуумное разряжение так же и давление в цистерне.

Кран ассенизатора

Основные преимущества ассенизатора КО-503 В-2 на базе Газ 3307, Газ 3309.

  • автоматическое включение сигнала шасси при заполнении цистерны;
  • новое конструктивное решение вакуумного насос;
  • всасывающий рукав длиной 6м.

Модернизация вакуумной машины КО-503 B-2 на базе Газ 3307, Газ 3309.

  1. Устанавливается модернизированный вакуумный насос с лопатками, изготовленными из нового современного материала – текстопласта, ресурс насоса увеличен в 3-5 раз.
  2. Улучшена система смазки вакуумного насоса за счет использования импортных элементов CAMOZZI (Италия).
  3. Усовершенствована система электронного контроля уровня за счёт применения покупного датчика уровня РОС301-24 Заменены предохранительные клапаны ограничения вакуума и клапаны ограничения давления.
  4. Устанавливаются указатели уровня, позволившие улучшить визуальный контроль максимального наполнения цистерны и их техническое обслуживание.

Технические характеристики ассенизатора КО-503B-2 на базе автомобиля Газ 3309.

  • Базовое шасси - Газ 3309;
  • Мощность двигателя, кВт - 86;
  • Тип топлива - Дизельное;
  • Вместимость цистерны, м3 - 3,75;
  • Глубина очищаемой ямы, м - 4;
  • Производительность вакуум-насоса, м3/ч - 240;
  • Максимальное разрежение в цистерне, МПа - 0,08;
  • Время наполнения цистерны, мин - 3-6;
  • Полная масса, кг - 8180;
  • Габаритные размеры, мм длина - 7000 ширина - 2200 высота - 2600.

Технические характеристики ассенизатора КО-503B-2 на базе автомобиля Газ 3307.

  • Базовое шасси - Газ 3307;
  • Мощность двигателя, кВт - 86;
  • Тип топлива - бензин;
  • Вместимость цистерны, м3 - 3,25;
  • Вместимость отсека для чистой воды, м3 - 0,5;
  • Производительность вакуум-насоса, м3/ч - 240;
  • Максимальное разрежение в цистерне, МПа - 0,08;
  • Время наполнения цистерны, мин - 5;
  • Количество перевозимых кабин - 2;
  • Полная масса, кг - 7850;
  • Габаритные размеры, мм длина - 7600 ширина - 2400 высота - 2900.

Вакуумная машина КО-522 на базе автомобилей Газ 3307, Газ 3309.

Вакуумник КО-522 на базе Газ 3309.

Вакуумник КО-522

Вакуумник КО-522 на базе Газ 3307.

Вакуумник КО-522 на базе Газ3307

Вакуумные машины КО-522А / КО-522Б на базе автомобилей Газ 3307, Газ 3309 предназначены для очистки выгребных ям и транспортировки фекальных жидкостей к месту утилизации, а также осуществляют механический забор, перевозку и слив жидких отходов, не содержащих взрывчатых и горючих веществ.

Вакуумная машина (ассенизатор) состоит из специального оборудования: цистерны, вакуумного насоса с приводом, сигнально-предохранительного устройства (предотвращающего переполнение цистерны), приемного лючка с всасывающим шлангом, кранов управления с трубопроводом, площадок и дополнительного электрооборудования.

Под действием вакуума, создаваемого насосом, осуществляется заполнение цистерны, опорожнение цистерны самотеком или давлением воздуха от вакуумного насоса.

Ассенизатор КО-522 предназначен для вакуумной очистки выгребных ям и канализационных колодцев, транспортирования и выгрузки в местах утилизации жидких отходов, не содержащих горючих и взрывчатых веществ.

Оборудование ассенизаторов КО-522А / КО-522Б монтируется на автомобильном шасси грузовых автомобилей Газ 3307, Газ 3309.

В состав оборудования КО-522 А / КО-522 Б входят: цистерна, вакуум-насос с приводом, трубопровод вакуум-нагнетательной системы с четырехходовым краном, сигнально-предохранительное устройство, приемный лючок с всасывающим и дополнительным шлангом, электрооборудование с боковыми габаритными фонарями, оранжевым проблесковым маяком и съемной фарой освещения рабочей зоны, боковым и задним защитным устройствами.

Наполнение цистерны ассенизатора КО-522 на базе на базе автомобилей Газ 3307, Газ 3309 отходами осуществляется путем создания в цистерне разрежения. При достижении в цистерне разряжения более 0,08 МПа или давления более 0,04МПа срабатывает предохранительный клапан.

При достижении предельного уровня заполнения цистерны сигнально-предохранительное устройство автоматически останавливает двигатель (на КО-522Б включает сигнал шасси) и поплавковый клапан закрывает всасывающую магистраль вакуум-насоса.

Опорожнение цистерны осуществляется самотеком и под давлением. Управление операциями наполнения и опорожнения цистерны осуществляется приемным лючком и четырехходовым краном.

Технические характеристики вакуумной машины (ассенизатора) КО-522А / КО-522 Б на базе автомобилей Газ 3307, Газ 3309.

Наименование - КО-522А / КО-522 Б

Базовое шасси - Газ 3307, Газ 3309

Масса снаряженной машины, кг - 3600 / 3980

Полная масса машины, кг - 7850 / 8180

Нагрузка на дорогу от полной массы через шины, кг:

  • передних колес - 1875/2180;
  • заднего моста - 5975/6000.
  1. Вместимость цистерны, м3 - 4,0;
  2. Масса спецоборудования КО-522 на базе Газ 3307, Газ 3309, кг - 950;
  3. Масса вывозимых жидких отходов, кг - 4100;
  4. Производительность вакуум-насоса, м3/час - 240;
  5. Максимальное разряжение, создаваемое вакуум-насосом в цистерне, МПа - 0,08;
  6. Максимальное давление, создаваемое вакуум-насосом в цистерне, МПа - 0,04;
  7. Глубина всасывания, м - 4,5.

Габаритные размеры, мм:

  • длина - 7000;
  • ширина - 2500;
  • высота - 2500.

Отличия КО-522 от аналогов вакуумных машин КО-503В, КО-503В-2:

  • увеличен объем цистерны до 4 м3;
  • установлены импортные всасывающие рукава;
  • установлен модернизированный вакуум-насос;
  • для соединения всасывающих рукавов с цистерной и между собой установлены импортные быстроразъемные соединения;
  • на всасывающей линии вакуум-насоса установлен фильтр.

Читайте также: