Чем отличается двигатель газ 53 от паз

Обновлено: 16.05.2024

Двигатель 53 модели ЗМЗ: характеристики, неисправности и тюнинг

Одним из самых популярных двигателей для грузовых автомобилей в Советском Союзе считается ЗМЗ 53. В производстве данный мотор находился более 30 лет и перестал выпускаться в 1993 году.

Данный двигатель в основном использовался для автомобиля ГАЗ 53 , на который также устанавливали моторы Горьковского автомобильного завода. В дальнейшем грузовые автомобили данного производителя использовали исключительно двигатели Заволжского моторного завода.

Технические характеристики

Двигатель Заволжского моторного завода 53 имеет следующие характеристики:

  • Данный мотор устанавливается на следующие грузовые автомобили: ГАЗ 3307, 3308, ГАЗ 53 и пассажирский автобус ПАЗ 3205.
  • Активная эксплуатация двигателя 53 модели началась еще в 1966 году на основных грузовых автомобилях того времени ГАЗ 52 и ГАЗ 53А.
  • Его главным отличием от предыдущих моделей моторов от ЗМЗ является верхнее расположение клапанов и обновленная модель карбюратора К 126Б, который спустя некоторое время заменили на К 135.
  • Если сравнивать данную модель с ЗМЗ 41, то можно заметить снижение главных технических характеристик, но в то же время движок отличается пониженным потреблением топлива.

Описание


Также модель ЗМЗ 53 отличается уменьшением объема цилиндров и хода поршня. Это говорит о конструкционной разности двигателя 53 от ЗМЗ 41. Поэтому мнение, что детали с предшественника вышеупомянутого двигателя взаимозаменяемы, ошибочно.

Если говорить о разнице в блоках цилиндра, то она заключается в различных диаметрах посадочного места под гильзы, что препятствует непосредственной их замене. Но в то же время никто не мешает поменять один мотор на второй, в таком случае проблем с совместимостью мотора и машины не возникнет.

Одним из лучших достоинств данного двигателя считается запас прочности и простота в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте. В основном хорошее состояние двигателя зависит от использования подходящей марки топлива. Если эксплуатировать рекомендуемый тип бензина, то затраты на ремонт значительно снизятся.

Также при своевременной замене смазывающей жидкости, владелец машины может не беспокоиться о частом образовании нагара на стенках цилиндра и поршнях, которые со временем приводят к более серьезным неисправностям. Также во время ТО необходимо проверять наличие образования нагара, а при его обнаружении следует качественно очистить элементы мотора. Это поможет увеличить эксплуатационный срок двигателя.

Модификации

На протяжении более чем 30 лет производства мотора 53-й модели, Заволжский завод проектировал и создавал множество различных модификаций как для машин ГАЗ, так и автобусов ПАЗ. В основном они улучшали какой-либо из параметров автомобиля, а также увеличивали список техники, на которую можно было установить данный двигатель.

Некоторые более современные модификации вышеупомянутого мотора выпускаются Заволжским моторным заводом и на сегодняшний день. В основном они эксплуатируются на автомобильной технике типа ГАЗ и автобусах Павловского автобусного завода.

К основным отличиям модификаций мотора 53 модели серии ЗМЗ стоит отнести общую V-образную схему двигателя, состоящую из 8 цилиндров и поршневого хода.

Основные отличия между модифицированными моторами данного производителя:

  1. ЗМЗ 66 06 – один из самых первых и массовых моторов, устанавливаемых на ГАЗ 53. Главные отличия – это диаметр хода поршня 92х80 мм. Максимальный объем двигателя – 4,25 л, развиваемая мощность – 120 л. с. Степень сжатия в данном движке достигает значения 7,6;
  2. Следующее логическое развитие двигателя данной серии – ЗМЗ 511 . Ход поршня в диаметре ничем не отличается от предыдущей модификации. Объем топлива в моторе тоже не изменился и равен 4,25 л. Немного улучшились показатели мощности – 125 л. с. Степень сжатия осталась неизменной;
  3. ЗМЗ 523 – еще одна модификация, диаметр поршня 92х88 мм. Объем двигателя увеличился – 4,68 л. Мощность двигателя увеличилась до 130 л. с. Степень сжатия не изменилась.

Обслуживание


Для увеличения срока эксплуатации ЗМЗ 53 необходимо следить за соблюдением температурного режима. Для этого нужно как можно чаще проверять поршневые кольца и при их износе проводить замену.

В основном такая потребность появляется при возникновении нехарактерных для мотора звуков, которые являются сигналом о срочном проведении технического обслуживания.

Кроме этого, замена поршневого кольца позволяет значительно сэкономить растраты на замену масла.

Регулярный уход и замена непригодной детали может снизить потребление смазывающей жидкости на 400 грамм при пробеге автомобиля в 100 км.

Также нужно следить за давлением подшипников коленчатого вала. В данном моторе основной причиной уменьшения давления масла является поломка именно этой детали.

Также часто мотор ЗМЗ 53 нуждается в проведении замены вкладышей. Стоит помнить при их обслуживании, что во время демонтажа данной детали нужно очистить полость шатунных шеек коленвала. Благодаря этому новый установленный вкладыш прослужит значительно дольше.

Для того чтобы дать точную оценку техническому состоянию вашего автомобиля, необходимо обратить свое внимание на следующие показатели:

  1. Одним из самых главных показателей исправной работы двигателя автомобиля считают расход масла. Для того чтобы определить количество используемой смазывающей жидкости, нужно замерять ее расход на 100 и 1000 км пробега.
  2. Проверка работы машины на холостом ходу. Такая мера поможет значительно снизить вероятность поломки во время движения. В основном проверяется давление масла при работе коленчатого вала на холостом ходу.
  3. Еще один параметр, важный для работы мотора – это компрессия в цилиндрах ДВС. Давление в данных резервуарах должно быть в пределах нормы, про что можно судить, проведя технический осмотр автомобиля.

Неисправности

Причина неисправностиСпособ устранения
1. Увеличение давления в резервуаре для масла
Забился редукционный клапан из-за чрезмерного засорения или физического износа, следствием чего стал клин устройства. Такая неисправность приводит к поломке перепускного отверстия и увеличению давления.Для того чтобы избежать серьезных поломок, необходимо промыть детали и гнездо крышки масляного насоса. Для этого нужно аккуратно демонтировать пробку, снять пружину и плунжер.
2. Значительное снижение давления масла при холостой работе исправного мотора ЗМЗ 53
Проблемы с плунжером редукционного клапана. Возникновение проблемы в работе устройства при открывании плунжера в следствии засорения и заедания.Провести промывку деталей редукционного клапана и плунжера.
3. Значительное снижение давления масла при любой частоте работы исправного мотора ЗМЗ 53
Неисправная работа распределительного вала или возникновение признаков неисправности в работе подшипников.Провести полную замену втулки подшипников распределительного вала. При неисправности коленчатого вала необходимо поменять вкладыш подшипника на новый.
Сильно нагревается мотор, масло имеет чрезмерно разжиженный вид.Провести технический осмотр мотора, попробовать охладить двигатель доступным для автомобилиста методом.
Частично или полностью сломана пружина редукционного клапана.Проведение осмотра поврежденной детали, демонтаж пружины и замена на новую.

Тюнинг

Для того, чтобы улучшить работу двигателя ЗМЗ 53, можно обратить внимание на следующие варианты самостоятельной модернизации мотора:

  1. Подгон двигателя для эксплуатации современных ГБЦ, что значительно улучшит характеристики мощности движка.
  2. Смена системы впрыска топлива. Для более стабильной и экономичной работы мотора устанавливается инжекторная система впрыскивания бензина.
  3. Улучшение эксплуатационных характеристик мотора за счет установки турбины. Такая модернизация требует монтажа всей системы управления турбинами.

Благодаря вышеуказанному тюнингу, достаточно старый двигатель может получить большие показатели мощности за счет небольших капиталовложений.

Чем отличается двигатель газ 53 от паз

Дело в том что тот который я приобрел, он стоял на спортивной моторной лодке и подвергся серьезной доработке какого то спортсмена. Все шпильки, гайки, клапанные крышки, тарелки клапанов, поддон картера, впускной и выхлопной коллектор сделаны из титана. Это насколько я его успел изучить. Просто времени пока не хватает на большее.

Добавлено через 1 минуту 10 секунд
А так двигатель ГАЗ-53 видел. Сравнивал размеры головок. Вроде одинаковые.

Добавлено через 12 минут 25 секунд
Меня этот вопрос интересует по причине того, смогу ли я найти прогладки гбц или какие то другие запчасти.:)

Дело в том что тот который я приобрел, он стоял на спортивной моторной лодке и подвергся серьезной доработке какого то спортсмена.
Если стоять лицом к лобовине мотора, то на левом полублоке, сразу под головкой, должен быть прилив с номером двигателя. Во-первых, надо посмотреть, что выбито на этом приливе. Во-вторых - на самом блоке ниже этого прилива есть отлитый каталожный номер отливки блока. Если номер начинается на 13 - это чайковский блок, если на 53 - то газоновский.

Все шпильки, гайки, клапанные крышки, тарелки клапанов, поддон картера, впускной и выхлопной коллектор сделаны из титана.
Фото в студию!

Запчасти найти можно, но нужно искать, это весьма специфически вещи. От обычного мотора подходят почти все расходные детали - клапаны, вкладыши, втулки и т.п., кроме прокладок головок, передней и задней прокладок впускного коллектора, и прокладки помпы.

Ну что ж. Буду разбирать его и посмотрим какой он внутри

а зачем разбирать? просто увидеть что там внутрях?

действительно и все глянем что там за зверюга из титана Ёдрен батон:rofl:

Ребят, Спасибо за консультацию.)) Завтра постараюсь выложить фото двигателя и коллекторов( если разберусь как его выставлять). Все клиенты ходят смотрят и спрашивают с какой машины двигатель.:):):) А мне лишь остается отвечать что это ГАЗ.

Добавлено через 2 минуты 34 секунды
Насчет отливов на блоке. Посмотрю. Но блок вокруг вроде обработан фрезами(для облегчения). Поэтому номеров может не быть. Единственное на торцах головок видны номера. Но какие не могу вспомнить.

Добавлено через 1 минуту 46 секунд
[QUOTE=DeMoN23;1494756]а зачем разбирать? просто увидеть что там внутрях?


Разбирать именно для этого. Складывается ощущение что он сделан по приципу сухого картера и коленвал без балансиров.

Добавлено через 1 минуту 3 секунды
Но все увидим при разборке. Буду стараться выкладывать фото если будет что либо интересное.

Складывается ощущение что он сделан по приципу сухого картера и коленвал без балансиров.
ёмкость для масла есть кроме поддона? Почему так думаете? Интересно очень.

Делал один человек 53й мотор без противовесов, вибрации ужасные были.

ёмкость для масла есть кроме поддона? Почему так думаете? Интересно очень.

Делал один человек 53й мотор без противовесов, вибрации ужасные были.

Ёмкости нет. Двигатель давался без ничего. На нем только подобие маховика, то есть аллюминиевый диск с венцом. Думаю потому что есть выводные трубки с картера. Это мое предположение. :) Завтра если будет время вскрою крышку картера.

Добавлено через 22 часа 37 минут 9 секунд
Ну ребята сделал я фото. Вскрыл крышку картера и был удивлен. Сеичас буду разбираться как их сюда выложить.:)

Коленвал без противовесов, диаметр поршня как смог померял получилось 102. Поддон сделан по приципу сухого картера))))

Добавлено через 1 минуту 42 секунды
И самое интересное двигатель я не мыл. Какой есть такой и остался. Только масло было слито.:)

Добавлено через 4 минуты 27 секунд
Ах да!! Стоят немецкие свечи с калильным число 300. shok::shok::shok: Сейчас выставлю фото

13-й мотор второй серии. Всё должно подходить от ЗМЗ-41, что с БРДМ.

Я сейчас кончу.
Некоторое из того, что я запланировал - тут уже сделано.

Система похоже не с сухим картером, а с интегрированным в поддон маслорадиатором - масло в поддоне, а через змеевик циркулирует охлаждающая жидкость. Изменена полностью система охлаждения, видимо в расчёте на внешний насос или питания от водомёта. Система смазки с охлаждаемым поддоном, насос односекционный, фильтра нет.

Масло там могло быть и обычное М8В, оно при регулярной замене не хуже синтетики.

Это вообще не ЗМЗшный мотор ничего общего
Это ГАЗ-13/ЗМЗ-41, сильно переделанный. Сейчас он начнёт его разбирать - на вкладышах обнаружит отметки ЗМЗ, а сами вкладыши окажутся стандартного ЗМЗшного размера, на поршнях каталожный номер 13-***, палец диаметром 28мм.

Кстати, если есть возможность - прошу аккуратно полностью разобрать мотор, делая ПОШАГОВО качественные фото - для всеобщего блага и изучения технологий доработки, применявшихся в прошлом.

Если решусь разбирать, буду фотографировать как смогу)) Сегодня еще раз посмотрел его. Стоят дюралевые шатуны и крышки коленвала тоже дюралевые (просто не знаю крышки в стандарте какие, поэтому описываю):)

Добавлено через 8 минут 30 секунд
С торцов блока (на фото видно) стоят аллюминиевые диски с накладками, видимо они используются вместо балансиров.

Коленвал без противовесов, диаметр поршня как смог померял получилось 102. Поддон сделан по приципу сухого картера))))

Как правильно заметил DMAD, это водо-масленный теплообменник.
Впуск воды в двигатель идёт через отверстия рядом с выхлопными каналами. Выход ОЖ - через трубочку в заглушке впускного коллектора.
Коренные крышки стальные.
Шатуны чугун/сталь фрезерованные полированные (возможно, ГАЗ-21, похожи).
Колено брутально облегчённое, балансируется двумя инерционными маховиками спереди и сзади мотора. Сам маховик используется лишь как венец.

Распредвал имеет агрессивный профиль с подъёмом ±14 мм. Толкатели стандартные.

Прикольная штукенция. Только колокол для КПП некуда подсоединять. Куда ставить собираешься?)

Блок, головки, коромысла и их оси - всё обычное ЗМЗшное. Только стойки осей коромысел из цветного сплава,
В обычной ЗМЗшной головке сверления под шпильки крепления стоек осейсделаны в другом месте

Добавлено через 5 минут 41 секунду
Это как минимум. Есть ещё много отличий этой головки от серийной ЗМЗшной. Так же по всему остальному. На том же блоке не видно прилива для крепления картера сцепления. На крышке распредшестерён не видно улитки водяного насоса. Может конечно это всё сфрезеровали за ненадобностью.

Добавлено через 14 минут 32 секунды
alex52, почему вы считаете что его не поставить на авто?
Вот хотя бы поэтому
Diskovod: Только колокол для КПП некуда подсоединять. Куда ставить собираешься?
Если блок и головки действительно ЗМЗшные то на них должно быть литейное клеймо "ЗМЗ". Если действительно есть выложи фото. Если есть свободных три года тогда можно это чудо в божеский вид привести.
Повторю вопрос от Diskovod "Куда ставить собираешься?

Добавлено через 2 минуты 52 секунды
Я не заметил на фото водяного насоса и масляного фильтра.

А почему вы считаете что при установке на авто помпа охлаждения и маляный фильтр не может быть выведен отдельно(вне блока). Сейчас это проще простого. Электро помпа и проточный масляный фильтр например.:)

Добавлено через 4 минуты 1 секунду
Насчет куда ставить. Пока не думал. Мне интересна система доработки двигателя, думаю DMADу тоже))).

Добавлено через 2 минуты 24 секунды
Да кстати alex52, сегодня привозили мне головки с ГАЗ-53 на выравнивание плоскостей и я сравнил. По шпилькам ОДИН В ОДИН. Так что это ГАЗ. Только не 53))))

Добавлено через 6 минут 52 секунды
Осталось немного.))) Снять головку и посчитать степень сжатия. И вытащить хотя бы один шатун.:spiteful:

Добавлено через 56 секунд
У меня лично есть предположеня что он сделан БЕЗ ВКЛАДЫШЕЙ.:wall::wall::wall:

Добавлено через 6 минут 16 секунд
Ребят, пишу с ошибками потому что быстро и под кооньяком:drinks::drinks::drinks:

Да кстати alex52, сегодня привозили мне головки с ГАЗ-53 на выравнивание плоскостей и я сравнил. По шпилькам ОДИН В ОДИН. Так что это ГАЗ. Только не 53))))

По каким шпилькам? Под клапанную крышку? Под ось коромысел? головки 41 двигателя и 53 визуально отличаются хотя бы тем что на 41 двигателе крышка коромысел крепиться 5 болтами. три внизу и два верху. Здесь даже отверстий по эти болты не видно.
Дальнейшие вскрытие покажет кто же из нас прав. Само уже интересно ставиться что же там внутри.
Осталось немного.))) Снять головку и посчитать степень сжатия. И вытащить хотя бы один шатун
Не мешало бы ещё посмотреть на привод распредвала и заднее уплотнение коленвала и всётаки найти клеймо "ЗМЗ" не думаю что его тоже сфрезеровали с блока и головки.

головки 41 двигателя и 53 визуально отличаются хотя бы тем что на 41 двигателе крышка коромысел крепиться 5 болтами. три внизу и два верху.
У меня лично есть головки ЗМЗ-41 с креплением крышек на длинные шпильки осей коромысел, как на ЗМЗ-53. Могу сфоткать.

DMAD вон уже 3 наверно год собирает свой мотор
Не собираю я его сейчас, лежит просто разобраный - не до него мне. За то вынашиваются идей по его дальнейшей модификации.


Ось коромысел на данном моторе скорее всего сместили, а длину коромысел увеличили - для увеличения поъема клапанов.

Кстати, топикстартер не рассматривает варианты продажи некоторых деталек с этого мотора?
У меня как раз лежит 41-й блок пустой.

Возможно что у Вас головки от старых модификаций 41-го двигателя собираемого на базе двигателя ЗМЗ 13.
Они все на базе ЗМЗ-13 - блок один и тот же.


На двигателе ЗМЗ 13 действительно стояли литые алюминиевые крышки креплением под две удлинённых шпильки.
На ЗМЗ-13 стояли штампованые стальные крышки, как на ЗМЗ-53. Литые появились сначала на 66-х моторах.


Всё дальше и дальше уходим от ЗМЗшного мотора.
Я думаю, стоит попросиль Хитмана сделать большое фото коромысла со стойкой сбоку, в профиль.

На ЗМЗ-13 стояли штампованые стальные крышки, как на ЗМЗ-53. Литые появились сначала на 66-х моторах
Если уж быть совсем точным, то сначала на первых 13 моторах действительно стояли штампованные крышки, потом они перекочевали на 53 и 66 моторы. В процессе модернизации на 13 двигателе появились литые крышки, которые также стали ставить на все спецдвигатели (41, 49, 73 и т.д) и впоследствии на 513 двигатель.

У меня как раз лежит 41-й блок пустой.
да с этого мотора ты толком ничего не сможешь применить, сам посуди!
как единица истории - советского тюнинга - ещё пойдёт.

шатуны облегчить-отполировать - отполируй
крышки фрезернуть? чертежи и фрезернул, хонинговка оси коленвала
масло-теплообменник? радиатор медный трубчатый в поддон поставь, если так хочешь.
обрезанное колено с 2мя балансирами спереди и сзади? ну опять-таки сделано из стандартного, спилил, дискретные массы ШПГ посчитал, сделал балансиры.

По просьбе выкладываю фото. Опять же фоткаю на телефон пока что.
Ну это пипец. Расположение шпилек вокруг цилиндра - как у нормальных ЗМЗшных моторов, но вот стойки оси коромысел крепятся не отдельными шпильками, а прямо на верхние шпильки головок!

Правда, я не помню, как это было у двигателей первой серии - там как раз в этом плане что-то отличалось, а описание я посеял успешно.

Хитман, возьми прокладку выпуска от обычной ЗМЗшной восьмёрки, и если окажется, что она длиннее - возможно это всё таки мотор первого выпуска.

это что за операция?

посчитать и сделать не так просто как вы думаете, так надо ещё в динамике отбалансировать, а это делают только, как я знаю, в одной конторе в Москве, а увидив "сделанные балансиры" (что даже звучит глупо) могут и не взятся.
хонинговка оси коленвала?
ну, допустим, поломалась коренная крышка (по каким-то причинам), выточил новую, поставил. Теперь нужно сделать все отверстия подшипников коленвала соосными (чтобы коленвал не искривило при затяжке). Для этого делают операцию схожую с восстановлением постелей ГБЦ на верхневальных моторах: огромная такая развёртка длиной с метр ходит по постелям коленвала и осторожно снимает материал. Операция занимает буквально 1 минуту, но стоит обычно очень дорого (8 тыс. рублей, например), и требования к оборудованию очень большие, т.к. испортить блок можно очень легко. Поэтому операцию без необходимости применять не стоит.

касаемо "динамической балансировки":
эта самая контора требует от вас что? шатуны и поршни! зачем? чтобы они сами развесили массы, сделали грузики шейки коленвала, а потом отбалансировали.

но у москвичей станок крутой, и у него есть свои преимущества, но в целом можно и обычным сделать) к изготовлению грузиков предъявляются большие требования, т.к. по принципу суперпозиции эти грузики должны иметь центр тяжести точно в центре радиуса кривошипа.

но вообще это тайна, окружённая мраком, и всё такое)))
;)

ну а балансиры должны иметь точную соосность с осью коленвала, если кто-то решит спиливать противовесы.
но лично я считаю, что спиливать противовесы - сомнительное предприятие, т.к. колено будет сильнее выгибаться, как следствие, возрастёт вероятность поломки, хоть оно и кованное.

Ну это пипец. Расположение шпилек вокруг цилиндра - как у нормальных ЗМЗшных моторов, но вот стойки оси коромысел крепятся не отдельными шпильками, а прямо на верхние шпильки головок!
может, это не сток? они как-то свежо выглядят.
может, он сместил ось, чтобы поиграть отношением рычага? или у него были какие-то другие причины. смотри, там подъём клапана конский!

На всех двигателях ЗМЗ (кроме конечно 405-409 серии) коромысла одни и те же.
черные в мазуте:haha:
попробовал я однажды коромысла от 402го к 511му примерить - не подходят. никак.

Добавлено через 6 минут 46 секунд
Могу поспорить. Конечно в нем не сделаешь регулироемое изменение фаз (VVT), но выжать из него можно не хило и сделать такой "русский мускул". Применив например роторный нагнетатель. Конечно он будет не для повседневной езды, но он реально будет переть.:girl_witch:

имхо из этого мотора может получиться не хилый драгстер - судя по коленвалу двигун может очень неплохо "раскручиваться" тыщ до восьми.

хонинговка оси коленвала?
ну, допустим, поломалась коренная крышка (по каким-то причинам), выточил новую, поставил. Теперь нужно сделать все отверстия подшипников коленвала соосными (чтобы коленвал не искривило при затяжке). Для этого делают операцию схожую с восстановлением постелей ГБЦ на верхневальных моторах: огромная такая развёртка длиной с метр ходит по постелям коленвала и осторожно снимает материал. Операция занимает буквально 1 минуту, но стоит обычно очень дорого (8 тыс. рублей, например), и требования к оборудованию очень большие, т.к. испортить блок можно очень легко. Поэтому операцию без необходимости применять не стоит.
Операция это расточная, и никак не нанесение микрорельефа, чем по сути своей является хонингование. Вы ведь сами говорите рзвёртка, правда это, на сколько мне известно штанга с резцом или резцами, а при хонинговании применяют хоны. Отверстия которые сами непосредственно в трении не участвуют редко в моторах хонингуют.

т.к. по принципу суперпозиции эти грузики должны иметь центр тяжести точно в центре радиуса кривошипа.

но вообще это тайна, окружённая мраком, и всё такое)))
За эту инфу конечно спасибо, незнал.

5tudent



Это 66-ой
017269

- на 66/513-м на головках блока цилиндров есть приливы для крепления штатного компрессора. Показаны стрелками.
dQWzm9CK4Ps

Отличие моторов 53-ей и 66-ой серии, от мотора ПАЗ ЗМЗ-523:
- в первую очередь это рабочий объем у ЗМЗ-53/66 V=4,25л. у ЗМЗ-523 V=4,7л.
- мощность (с ГБЦ под степень сжатия 7,6) у ЗМЗ-53/66 125л.с. у ЗМЗ-523 130 л.с. при 3200об/мин
- крутящий момент у ЗМЗ-53/66 294Нм у ЗМЗ-523 314Нм при 2000об/мин
- диаметр поршня у обоих моторов одинаковый (92мм), но сам поршень разный.
- коленчатый вал: у ЗМЗ-53/66 ход поршня 80мм, у ЗМЗ-523 ход поршня 88мм.
- гильзы и шатуны у обоих моторов одинаковые, но при переделке двигателя гильзы лучше заменить. Затрат не так много, зато получаем новую поршневую.
Итого: По сути переделка двигателя равноценна его капитальному ремонту по затратам на запчасти. Для такой переделки потребуется купить:
- Вал коленчатый ПАЗ-3205 с вкладышами (ЗМЗ-5234)
bcacb48s-480

- Комплект ЦПГ в сборе (Гильза 66-1002020-02; Кольцо стопорное 21-1004022-01; Комплект п/колец 402.1000100; Поршень 523.1004015; Поршневой палец 21-1004020-14), я себе ставил «мотордеталь Кострома»
12850907_w640_h640_1

- комплект прокладок и сальников, так как при переборке мотора их лучше заменить.
176996

Подробнее о всех моих переделках я писал ранее в своем ЖЖ. Всем удачи! Если есть что спросить или прокомментировать, вы знаете где меня искать. ;)

Двигатели для грузового автомобиля ГАЗ 53

Двигатели для грузового автомобиля ГАЗ 53

Советский Союз выпустил немало славных грузовиков. Но среди них всех выделяется ГАЗ-53. Серийный выпуск 53-го ГАЗа начался в 1961 году, а закончился в 1993. На грузовых автомобилях ГАЗ 53 за все время существования этой модели устанавливались двигатели внутреннего сгорания (ДВС) Горьковского автомобильного завода и Заволжского моторного завода.

ГАЗ 53

Пример классического грузовика ГАЗ 53

Но ГАЗ недолго оснащал грузовик моторами собственного производства, а в основном «пятьдесят третий» использовал линейку V-образных ДВС производства ЗМЗ.

Из истории

С осени 1961 и по январь 1967 года горьковчане выпускали ГАЗ 53 с индексом «Ф», на ГАЗ 53Ф стоял шестицилиндровый двигатель ГАЗ 51. Хотя мотор был в то время несколько усовершенствован, но он обладал существенными недостатками.

ДВС уже морально устарел к тому времени. Нижнее расположение клапанов давало низкий КПД и небольшую мощность, мотор неудобен был в обслуживании и ремонте. Даже отрегулировать клапана являлось проблемой, и на их регулировку уходило немало времени. Чугунная конструкция имела немалый вес, мотор имел относительно небольшой ресурс по пробегу. Все шло к тому, чтобы заменить устаревшую конструкцию на что-то более приемлемое.

ДВС газ 53

Пример двигателя для ГАЗ 53

В апреле 1958 года в городе Заволжье Горьковской области новый моторный завод приступил к выпуску двигателей и запасных частей к ним. ЗМЗ являлся дочерним предприятием ГАЗ и делал моторы для этого предприятия. Параллельно ДВС выпускались для Ульяновского и Московского автомобильного завода.

В конце 1958 года не заволжском предприятии осваивают отливку алюминиевых сплавов, и завод начинает разрабатывать производство новых деталей из легкого металла.

В то время это был большой шаг вперед в автомобильной промышленности.

двигатель для ГАЗ 53

Какие двигатели стоят на ГАЗ-53

Новый двигатель для ГАЗ 53А

Новый ДВС получил индекс ЗМЗ 53А. Так же, как и ЗМЗ 13, мотор получил алюминиевый блок и две головки блока цилиндров (ГБЦ) из этого же металла. ЗМЗ 53А имел ряд явных преимуществ перед устаревшим шестицилиндровым ДВС:

  • Двигатель меньше весил;
  • Обладал большей мощностью и объемом цилиндров;
  • Реже выходил из строя;
  • Был более удобен в ремонте и обслуживании.

Характеристики ЗМЗ 53А

Начиная с 1966 года, на автомобилях ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 серийно устанавливался двигатель ЗМЗ 53. Он имел верхнее расположение клапанов, на модели применялся карбюратор К 126Б. Позднее карбюратор поставили другой (К 135)

В отличие от ЗМЗ 41, мотор 53-его имеет меньший объем цилиндров и ход поршня. Кто-то утверждает, что у этих ДВС детали взаимозаменяемы, но это абсолютно не так. У моторов даже разные блоки цилиндров, не говоря уж о поршневой группе, коленчатом вале и ГБЦ. В блоках разница в том, что посадочные места под гильзы цилиндров разного диаметра, поэтому замена одного блока на другой будет крайне проблематична.

Технические характеристики ЗМЗ 53А:

поршневой палец ЗМЗ 53А

  • Объем мотора 4,25 л (у ЗМЗ 41 – 5,53 л);
  • Диаметр поршня 92 мм (у ЗМЗ 41 – 100 мм);
  • Ход поршня 80 мм (у ЗМЗ 41 – 88 мм);
  • Диаметр поршневого пальца 25 мм (у ЗМЗ 41 – 28 мм);
  • Мощность двигателя 115 л.с. (у ЗМЗ 41 – 140 л.с.);
  • Степень сжатия 6,7 (у ЗМЗ 41 – 6,7).

Из всего вышесказанного становится понятно, детали моторов не взаимозаменяемы. Можно только переставить силовой агрегат целиком.

Модификации двигателей ГАЗ 53

На базе двигателя ЗМЗ 53А было создано множество различных модификаций. Изменения в конструкции предполагали какие-нибудь улучшения, либо предназначались для возможности установки ДВС на другую технику. Например, мотор ЗМЗ 66 06 имел степень сжатия 7,6 и его мощность была увеличена до 120 л.с.

В наше время Заволжский моторный завод еще до сих пор выпускает моторы для ГАЗ 53 и следующих за ним поколений (ГАЗ 3307, ГАЗ 3308). ДВС подобного типа нашли применение и на автобусах Павловского автобусного завода.

ДВС ГАЗ 53

Схема двигателя для грузовика ГАЗ 53

  • ЗМЗ 66 06, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 120 л.с., степень сжатия 7,6;
  • ЗМЗ 511, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 125 л.с., степень сжатия 7,6;
  • ЗМЗ-523, ход поршня/ диаметр 92х88 мм, объем 4,68 л, мощность 130 л.с., степень сжатия 7,6.

Двигатель ЗМЗ 513 является модернизированной версией мотора ЗМЗ 66 06, ЗМЗ 5233.10 устанавливается на автомобили ГАЗ 3307 и ГАЗ 3308, модель ЗМЗ-5234.10 предназначена для автобусов ПАЗ.

Основные неисправности двигателей ЗМЗ 53

Как и любой другой двигатель, ЗМЗ 53 имеет свои слабые места. От модификации здесь мало чего зависит, всем ДВС присущи схожие признаки.

течь масла из под подшипника

  • недостаточное давление масла в системе смазки;
  • деформация впускного коллектора («паука»);
  • течь масла с заднего коренного подшипника;
  • повышенный расход масла;
  • при больших нагрузках происходят задиры шатунных шеек коленчатого вала.

Тем не менее, двигатели этой серии достаточно выносливы. Если учесть, какое порой моторное масло заливают в них, можно только удивляться терпимости ДВС. Не всякий двигатель иностранного производства выдержит такие издевательства над собой.

Часто от водителей «газончиков» слышишь, – «Все, мотор кончается». Так вот, «кончаться» он может чуть ли не годами. Без давления, с дымящей поршневой и большим расходом масла «газон» еще долго ездит. Очень часто и порой долго на «газоновских» моторах что-то подстукивает, а что именно, не выясняется даже после разборки агрегата. Удивительно, но факт.

Правильно ТО двигателя

Сам по себе двигатель хороший, и нареканий не вызывает, главное поддерживать его техническое состояние.

двигатель ЗМЗ 53

Так выглядит ДВС для автомобиля ГАЗ 53

Этого можно достичь, если в двигателе использовать рекомендуемую марку бензина, масло и все смазочные материалы. На поршнях и стенках цилиндров образуется нагар. Образованный нагар требуется периодически счищать.

При проведении технического обслуживания головку блока цилиндров необходимо подтягивать.

Но это первые три техосмотра, потом периодичность можно увеличить, и подтягивать головку блока через каждое ТО-2.

Не стоит забывать и про температурный режим.

Чтобы двигатель прослужил дольше, при первой же необходимости заменяйте поршневые кольца. О том, что пора заменять поршневые кольца, вам скажет сам автомобиль. В этом случае после каждых 100 км. пробега масло будет уменьшаться примерно на 400 грамм. Если же давления масла в системе упало, то тут дело во вкладышах коренных подшипников коленчатого вала, которые также необходимо сразу заменить.

двигатель ЗМЗ 53

Двигатель для ГАЗ 53 в разрезе

Если вы приняли решение заменить вкладыши, не поленитесь и очистите полость шатунных шеек коленвала. Время от времени проверяйте ГРМ и регулируйте тепловые зазоры клапанов.

Проверка технического состояния ДВС ЗМЗ 53

По некоторым показателям можно судить о техническом состоянии двигателя. Такими показателями являются:

  • расход масла на 100 (1000) км пробега;
  • значения величины давления масла на холостых и средних оборотах коленчатого вала;
  • компрессия в цилиндрах ДВС.

обслуживание ДВС ЗМЗ 53

Расход масла проверяют по уровню контрольным щупом на холодном незаведенном двигателе. Если расход превышает 0,4 л на 100 км, двигатель нуждается в ремонте. Но ремонтируют ДВС и при меньшем потреблении масла, особенно тогда, когда на моторе нет никаких подтеков. Давление масла контролируется стрелочным показателем и контрольной лампой на щитке приборов. Порой датчики бывают неисправными. Точные показания можно получить с помощью контрольного манометра. Минимальное давление на холостых оборотах ДВС не должно быть меньше 0,5 кг/см², на средних оборотах этот показатель не должен опускаться ниже 1 кг/ см². При меньших значениях двигатель отправляют в ремонт.

Компрессию в цилиндрах ДВС замеряют компрессометром. Такую операцию необходимо проводить вдвоем. Компрессия замеряется при вывернутых свечах, полностью открытой дроссельной заслонке, на хорошем аккумуляторе и отключенной подачей питания на высоковольтные провода. Хорошей компрессией на ЗМЗ 53 считается показатель 7,5 кг/ см².

Технические характеристики двигателя

Ниже представлены технические характеристики двигателя ЗМЗ 511.1000398 для ГАЗ-53 ГАЗ-3307 и АИ-76

Двигатель карбюраторный, бензиновый, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов и верхним расположением клапанов.

В двигателе применены головки цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Во всех моторах применена система рециркуляции отработавших газов для снижения выброса вредных веществ в атмосферу. Двигатели имеют картер сцепления под унифицированную КПП.

Внешняя скоростная характеристика двигателя.

 характеристика двигателя

Соблюдая все требования, двигатель ГАЗ 53 прослужит вам и вашим детям.

Самодельные варианты применения ДВС ЗМЗ 53

В связи с неприхотливостью двигателей серии ЗМЗ 53, их доступностью и относительно невысокой стоимостью многие «самоделкины» нередко пытаются «внедрить» ДВС на другие марки автомобилей. Например, на Газель уже устанавливались подобные агрегаты.

Несмотря на довольно внушительные габариты, у «газоновских» моторов относительно небольшой вес (230-270 кг), и двигатель все же помещается под капотом Газели, не очень сильно нагружая автомобиль. Ставят эти моторы и на УАЗ с соответствующими переделками (меняют радиатор, переваривают крепления ДВС и т.д.)

двигатель ЗМЗ 53 на тракторе

Пример самодельного трактора с использованием двигателя ЗМЗ 53

Кто-то пытается приспособить на ЗМЗ 53 инжектор вместо штатного карбюратора газ 53, но переделать топливную систему непросто. К слову, на V-образных «восьмерках» Заволжский завод уже устанавливал штатные инжекторы. Это было в восьмидесятых годах прошлого века, модель имела индекс ЗМЗ 504.10. Двигатель получился мощным и довольно экономичным. Затем выпускалась модификация ЗМЗ 5232.10 с инжекторной топливной системой. Но в серийное производство эти модели так и не попали.

Регулировка клапанов на ГАЗ 53

газ с змз 53
Движок Газ 53

Как ЗМЗ, так и двигатель ГАЗ 53, имеют очень схожие характеристики.

Грузовые автомобили и пассажирские автобусы, на которых устанавливались данные силовые агрегаты:

  • ГАЗ 53;
  • ГАЗ 53А;
  • ГАЗ 3307;
  • ГАЗ 3308;
  • ПАЗ 3205.

Особенности конструкции двигателей ГАЗ 53 и ЗМЗ 53

  1. В состав двигателя включены головки цилиндров с камерой сгорания повышенной турбулентности, тип впускного клапана – винтовой. Это нововведение положительно повлияло на величину компрессии и КПД силового агрегата.
  2. Комбинированная система смазки позволяет производить наиболее качественное смазывание трущихся поверхностей, способствует увеличению работоспособности и длительности эксплуатационного срока рабочих узлов и деталей.
  3. Благодаря наличию в двигателе внутреннего сгорания системы рециркуляции выхлопных газов, в окружающее пространство выбрасывается вредных веществ в несколько раз меньше.
  4. Жидкость системы охлаждения циркулирует по специальным магистралям и каналам, обеспечивая качественный отвод тепла от раскаленных металлических рабочих элементов двигателя внутреннего сгорания, независимо от температуры окружающей среды.


Порядок работы 8 цилиндрового двигателя ГАЗ 53

Опытные автомеханики, сталкивающиеся с ремонтно-восстановительными работами данных силовых агрегатов, знакомы с порядком работы цилиндров. Схема включения цилиндров двигателя ГАЗ 53: 1-5-4-2-6-3-7-8. Материал изготовления блока и обеих головок ГБЦ – алюминиевый сплав АЛ-4, что позволило существенно снизить вес двигателя ГАЗ 53.

  • некачественная сборка основных узлов;
  • использование смазочных материалов, обладающих несоответствующими свойствами и характеристиками;
  • несоблюдение регламента проведения технического осмотра и многое другое.

Если принято решение проводить ремонт двигателя своими руками, необходимо точно соблюдать очередность, по которой работают цилиндры. Торговая сеть до сих пор предлагает запчасти, выпущенные для ГАЗ 53 и ЗМЗ 53 для капитального и текущего ремонтов.

Совет: Рекомендуется вместо ремонта заменить старый изношенный двигатель ГАЗ 53 на современный дизель. Чаще всего для этих целей используются моторы, предназначенные для грузовиков средней тоннажности.

Двигатель ГАЗ 53 продолжал выпускаться до 1989 года. Последние версии мотора получили следующие изменения:

  1. Были оснащены распредвалом улучшенной конфигурации.
  2. Профиль кулачков нового вала получил измененную кривизну.
  3. Установлен карбюратор, модели К135М.
  4. Было усовершенствовано электрооборудование.
  5. Изменены материалы изготовления некоторых деталей.
  6. Многие узлы стали фиксироваться иным способом.

Благодаря многочисленным усовершенствованиям, обновленный мотор получил ощутимый прирост мощности более, чем на 5 лошадиных сил.

кузовной газ с змз 53



Вывод

Двигатель ЗМЗ 53 — это легендарный советский мотор, который служил верой и правдой целому поколению. Даже сейчас использование этого силового агрегата можно найти на просторах полей в отделенных регионах СНГ. Легкое обслуживание и дешевый ремонт сделали этот силовой агрегат почти незаменимым.

Порядок работы цилиндров ГАЗ 53 известен всем, кто хоть раз сталкивался с ремонтом этого популярного ГАЗона. Но сам двигатель – V-образная восьмерка, объемом 4,2 литра, не является «слабым местом» грузовика. Просто некачественная сборка, отсутствие необходимых смазочных материалов и надежда на «русский авось», свели на нет его достоинства.

То, что последний «газон» сошел с конвейера более двадцати лет назад, заставляет вспомнить о ремонте. И ремонт блока цилиндров с полной разборкой мотора – обязательное условие. Основываясь на том, что порядок работы цилиндров ГАЗ 53 – 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8, сохранился и у приемника – модели ГАЗ 3307, можно смело говорить об удачности компоновки. Сам блок, равно, как две головки, были алюминиевыми, что благотворно сказалось на весе агрегата.

Ремонт мотора (конечно если он не совсем «убит») не будет ни сложным, ни разорительным. Только необходимо под рукой держать памятку или сохранить в голове порядок работы цилиндров ГАЗ 53, иначе, если промахнетесь, восстанавливать будет уже нечего. До сих пор выпускаются запчасти для ЗМЗ-53 (а именно он ставился на ГАЗ-53). «Доноры», брошенные прежними хозяевами. Наконец, просто «советские» запасные части, оставшиеся в различных АТП и на Ремонтных базах, делают оправданным капитальный ремонт двигателя. И ремонт этот не будет сложным, а необходимые для этого инструменты, есть везде.

Но помимо ремонта двигателя, рассматривайте и его замену. Ведь современный дизель не только легко впишется в грузовик, но и в дальнейшем сэкономит немало средств при эксплуатации. Но это будет уже не старый добрый «газик», с его плюсами и минусами.

И хоть «прожорливый» мотор в XXI веке для среднетоннажного грузовика – не лучший выбор, немало «старичков» – ГАЗ-53– бегают по дорогам и перевозят немало грузов. По дорогам не лучшего качества и заправляются топливом неизвестного происхождения. И не один десяток лет.

Советский Союз выпустил немало славных грузовиков. Но среди них всех выделяется ГАЗ-53. Серийный выпуск 53-го ГАЗа начался в 1961 году, а закончился в 1993. На грузовых автомобилях ГАЗ 53 за все время существования этой модели устанавливались двигатели внутреннего сгорания (ДВС) Горьковского автомобильного завода и Заволжского моторного завода.


Пример классического грузовика ГАЗ 53



Область использования двигателей ГАЗ 53 в наши дни

Грузовые автомобили ГАЗ 53 до сих пор активно эксплуатируются, на многих из них установлены дизельные моторы. Однако встречаются также и машины, работающие на родном силовом агрегате. Основные недостатки устаревших моделей:

  • вследствие излишней экономичности бензинового двигателя ГАЗ-53, его технические характеристики не соответствуют нынешним требованиям комфорта;
  • устройство кабины устаревшей конструкции не обогревается в зимний период;
  • сидения непривычно жесткие, некомфортабельные;
  • руль не оборудован гидроусилителем.

Чаще всего такие машины используются в комплекте со специализированными надстройками:

  • цистернами для различных жидкостей;
  • ассенизационными устройствами;
  • фургонными кузовами;
  • коммунальными приспособлениями;
  • пожарной техникой и пр.

Грузовые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ

Технические характеристики ЗМЗ 511/513:

НаименованиеХарактеристика
Завод производительГАЗ
Марка двигателяЗМЗ
Модель53, 511
Объем4,3 литра (4250 см куб.)
Количество цилиндров8
КонфигурацияV
Количество клапанов16
ОхлаждениеЖидкостное
Мощность115 л.с.
Блок и головка, исполнениеалюминий
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
ТопливоА-76, А-80, Газ
Диаметр стандартного поршня92 мм
Ход поршня80 мм
ПитаниеКарбюратор К-126, К-126Б, К-126М

Кроме 53-й модели движок получил широкое распространение на такие не менее известные модели, как 66-й Газон, ГАЗ 3307, а также при самостоятельной установке и ЗИЛ-130. Это V-образный силовой агрегат, который имеет некоторые характерные отличия — специфический поддон, большой воздушный и масляный фильтр. Его аналог 513 отличается только увеличенным весом на 275 кг.

Правая и левая головки блока цилиндров идентичные, которые имеют высокотурбулентные камеры сгорания и впускные клапана винтового типа.

Двигатель сам по себе дешёвый, а за счёт простой конструкции, неприхотливый в обслуживании. Но, в связи с большим расходом горючего, считается, что данный движок морально устарел, поскольку в связи с высокой стоимостью ГСМ, его эксплуатация экономически нецелесообразна.

Система зажигания играет важную роль для ДВС. От бесперебойной работы СЗ зависит своевременность и мощность образования искры и качественное сгорание топливно-горючей смеси. Как настроить правильно порядок зажигания ГАЗ-53, как устроена сама система, какие у нее основные неисправности – говорится в данной статье.

Читайте также: