Как разобрать помпу ваз

Обновлено: 16.05.2024

Как самостоятельно заменить помпу на ВАЗ 21093

Срок службы насоса системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 в среднем 100 тыс км пробега. На ее ресурс помимо длительности эксплуатации влияет много факторов: качество детали, сила натяжения ремня ГРМ, качество антифриза или тосола и пр.

Замену помпы проводим при появлении течи охлаждающей жидкости, постороннего шума при работе или большом пробеге (более 100.000 км).

Необходимые инструменты и запчасти

- Г-образный ключ или высокая головка на «10»

- Новая помпа с прокладкой

Подготовительные работы

- Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения

- Снимаем ремень привода ГРМ

Ремень можно снять только со шкива распредвала, натяжного ролика и шкива помпы. Со шкива коленчатого вала снимать не обязательно. Поэтому просто ослабляем крепление натяжного ролика ремня.

- Снимаем шкив распределительного вала

- Снимаем натяжной ролик ремня ГРМ

- Отворачиваем гайку и болт крепления задней крышки ремня ГРМ

Используем накидной ключ или головку на «10».

Порядок замены помпы на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Отворачиваем три болта крепления водяного насоса

Используем высокую головку или г-образный ключ на «10».

Снимаем заднюю крышку ремня ГРМ

Снимаем водяной насос (помпу)

Отделяем корпус насоса от блока цилиндров рукой или поддев шлицевой отверткой. Между корпусом насоса и блоком установлена прокладка, снимаем и ее.

Зачищаем привалочную поверхность насоса на блоке от остатков старой прокладки

Устанавливаем новую прокладку

Устанавливаем новый насос системы охлаждения на двигатель

Водяной насос устанавливается только в одном положении.

Устанавливаем заднюю крышку ремня ГРМ

Закрепляем ее болтом и гайкой.

Закрепляем помпу тремя болтами

Устанавливаем остальные детали привода ГРМ в порядке обратном снятию

Примечания и дополнения

Водяной насос (помпу) автомобиля ВАЗ 21093 можно отремонтировать. Разобрать и заменить сальник и подшипник. Но проще всего (менее трудоемко и затратно) заменить ее целиком.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 ранних годов выпуска передний лонжерон кузова имеет выпуклость в районе крепления помпы. Поэтому для ее снятия придется поддомкрачивать двигатель, поднимая его вверх на 5-7 см. При этом необходимо отсоединить переднюю опору двигателя.

Ремонт водяного насоса ВАЗ 2107 (помпы)


Всем известно, что любому двигателю, в котором существуют подвижные детали, присуще трение, как неотъемлемая его характеристика. В автомобильном двигателе, который является двигателем внутреннего сгорания, источником тепла, которое необходимо отводить, является не только трение, но и вспышки сгораемого топлива.

Для снижения температуры применяется смазка трущихся поверхностей, значительно снижающая температуру, и система охлаждения, главным теплообменником которой является радиатор ВАЗ 2107.

Но радиатор будет абсолютно бесполезен, если через него не совершается ток охлаждающей жидкости. Этот ток обеспечивает «сердце» системы охлаждения ВАЗ 2107 – водяной насос, или помпа.


  • Существует утечка охлаждающей жидкости. Это может быть видно по лужице под автомобилем в районе капота, по быстрому снижению уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, или даже по фонтану, брызгающему из помпы под крышку капота (если открыть капот при работающем двигателе). Эта ситуация наиболее неблагоприятна, так как, если вовремя не выполнить ремонт, то можно получить замыкание высоковольтных проводов, залить прерыватель – распределитель, и даже вызвать пожар в подкапотном пространстве ВАЗ 2107. В этом чаще всего виноват сальник, который протекает (8).
  • При работе помпы слышен шум. В данном случае, неисправны подшипники на валу водяного насоса (7), так как обычно она работает совсем бесшумно.
  • Может быть ситуация, когда ремонт помпы не требуется. Например, водитель замечает, что температура двигателя «лезет в красную шкалу». Но оказывается, что датчик, показывающий выдачу напряжения генератором, тоже показывает, что генератор «сдох». Оказывается, что просто достаточно натянуть ремень привода генератора, так как и помпа, и генератор ВАЗ 2107 находятся на одном приводе.


Многие автолюбители считают, что водяной насос лучше поменять, чем разбирать. В любом случае, решаетесь вы на ремонт помпы или на ее замену, вначале нужно снять ее с двигателя.

Как снять помпу?

  • Все работы нужно выполнять «на сухую», то есть после того, как слита жидкость из системы охлаждения ВАЗ 2107(из радиатора и блока цилиндров);
  • После этого снимаем ремень привода генератора, берем ключ на 17 (торцовый лучше) и выворачиваем крепеж планки генератора, а затем снимаем ее с генератора:

  • Затем, придерживая отверткой шкив (чтобы не проворачивался) с помощью ключа на 13 вначале ослабляем, а затем – выворачиваем три болтика его крепления:

  • Мы добрались до помпы. Берем торцовый ключ на 13 и выворачиваем гайки с ее крышки. Их 4 штуки:

  • Теперь аккуратно, взяв молоток типа киянки (чтобы был эластичный боек) обстукиваем крышку помпы по периметру, а затем снимаем помпу со шпилек. Насос снят.
  • Внимание! Рекомендуется после снятия помпы ВАЗ 2107, в любом случае, поменять прокладку крышки на новую.

Установка нового насоса (или старого, после того, как был проведен ремонт помпы) производится в обратном порядке.

В заключение следует сказать, что помпа и ее лопасти могут покрываться «накипью» от старого тосола. Удалить ее можно с помощью ортофосфорной кислоты, или встряхивая помпу в «кока – коле».

Помпа (водяной насос) является основным элементом системы охлаждения любого автомобиля. Реальный срок службы водяного насоса в моделях ВАЗ 2108–099 колеблется в широких пределах — от 40 до 100 тыс. км пробега. Заменить и отремонтировать помпу можно самостоятельно. Процедура несложная, но трудоёмкая — на выполнение работ потребуется три-четыре часа.

  • 1 Назначение и устройство помпы
  • 2 Расположение помпы
  • 3 Диагностика неисправностей
    • 3.1 Видео: работа неисправной помпы
    • 4 Замена водяного насоса
      • 4.1 Подготовка к работе
      • 4.2 Демонтаж водяного насоса
        • 4.2.1 Видео: разборка водяного насоса
        • 5.1 Видео: установка электрического насоса

        Назначение и устройство помпы

        Водяной насос — важнейший элемент системы охлаждения двигателя. Его основная функция — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по двум контурам — малому и большому. На непрогретом двигателе циркуляция антифриза проходит по малому кругу — из водяной рубашки мотора в радиатор салонного отопителя и блок охлаждения карбюратора (или дроссельной заслонки на инжекторе ВАЗ 21099). При достижении рабочей температуры термостат открывает большой контур и ОЖ начинает циркулировать через основной радиатор.

        Крыльчатка водяного насоса, приводимая в действие ремнём ГРМ, заставляет антифриз циркулировать по системе охлаждения

        При выходе помпы из строя движение охлаждающей жидкости по каналам прекратится, и двигатель неизбежно перегреется. Расширяющиеся в объёме алюминиевые поршни повредят стенки цилиндров, и пропадёт компрессия. В этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя, что в несколько раз дороже стоимости нового насоса.

        Водяной насос имеет довольно простое устройство

        Водяной насос ВАЗ 2108 состоит из корпуса с фланцем, прикреплённым к блоку цилиндров тремя болтами. Внутри помпы на подшипниках установлен вал с крыльчаткой и приводной шестернёй в форме зубчатого шкива. Чтобы тосол не вытекал через вал насоса наружу, устройство снабжено сальником.

        Срок службы помпы зависит от работы двух деталей — подшипников и сальника. Как только один из этих элементов выйдет из строя, его необходимо менять либо ремонтировать.

        Ремонт помпы автомобилей «Жигули» ВАЗ 2101-07 своими руками

        Разборка помпы ВАЗ классических моделей для ремонта

        Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».

        Неисправности водяных насосов «классики»

        В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.

        Схема системы водяного охлаждения ВАЗ 2106

        Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:

        Устройство водяного насоса «Жигулей»

        • корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
        • вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
        • роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
        • крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
        • ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
        • сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
        • стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.

        Помпа прикручивается не напрямую к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда подходит патрубок от термостата.

        Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:

        • течь антифриза через сальник и вал помпы;
        • увеличенный люфт вала вследствие износа подшипника;
        • крыльчатка, разбитая при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (случается при повышенном люфте вала);
        • заклинивание подшипниковых роликов и разламывание вала на 2 части;Поломка вала насоса ВАЗ 2101–07
        • трещины и проломы корпуса в результате перекоса вала.Поломка корпуса помпы «Жигулей»

        Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.

        Руководство по ремонту помпы

        Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:

        Инструмент для ремонта помпы ВАЗ 2101–07

        • молоток;
        • отвёртка с плоским шлицем;
        • стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
        • лопатка монтажная (монтировка);
        • ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
        • 1 л антифриза на доливку;
        • ветошь и перчатки матерчатые.

        Для замены шкива понадобятся ключи и монтировка, тазик под антифриз и шланг не потребуется.

        Отдельно под выпрессовку крыльчатки необходимо подготовить съёмник типа «болт в болте» с наружной резьбой М18 х 1,5. Также очень желательно располагать тисками, без них разборку помпы вести крайне неудобно. Если понадобится снимать пластиковую крыльчатку нового образца, то обязательно приготовьте метчик М18 х 1,5, дабы нарезать внутри неё резьбу. На старых металлических крыльчатках резьба сделана с завода.

        Съёмник для разборки насоса ВАЗ 2101

        Подготовительный этап — снятие детали

        Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.

        Слив антифриза из блока цилиндров «Жигулей»

        После откручивания пробки на блоке откройте верхнюю крышку радиатора — охлаждающая жидкость стечёт быстрее.

        Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:

        1. Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.Нижний болт крепления генератора ВАЗ 2101–07
        2. Отверните 3 болта крепления шкива помпы, пользуясь головкой на 13 мм.
        3. Ослабьте такую же гайку на верхней регулировочной скобе, она фиксирует ременной привод в натянутом состоянии. Монтировкой подвиньте корпус генератора в сторону коленчатого вала и сбросьте ремень.Снятие ремня привода генератора на ВАЗ 2101–07
        4. Окончательно выкрутите болты, удерживающие шкив водяного насоса, снимите последний со ступицы.
        5. Отверните 4 гайки (головка 13 мм), прижимающие фланец помпы к корпусу, и вытащите её из гнезда. Если деталь прочно удерживается старым герметиком, аккуратно обстучите фланец через деревянную наставку.Гайки крепления водяного насоса «Жигулей»

        Крепёж шкива помпы удобнее ослаблять при натянутом ремне привода генератора, не позволяющем валу крутиться.

        Откручивание шкива помпы ВАЗ 2106

        После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.

        Как снять и поменять крыльчатку

        Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака. Но если вы обнаружили именно такую неисправность, то процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.

        Поломанная крыльчатка помпы ВАЗ 2106

        На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:

        Крыльчатки насоса ВАЗ 2101–07

        • старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
        • нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.

        Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:

        Снятие крыльчатки с вала помпы «Жигулей»

        1. Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
        2. Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
        3. Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.

        Старые металлические (точнее, чугунные) элементы просто выдавливаются съёмником, поскольку резьба в них уже нарезана производителем.

        Новая крыльчатка насаживается на вал и напрессовывается лёгкими ударами молотка через наставку, дабы не разбить лопасти. Внимательно следите за посадкой элемента: нижняя часть должна упереться в графитовое кольцо на сальнике, а затем усадить его на 2—3 мм (внутри стоит пружина). Плоская поверхность вращающейся крыльчатки плотно прижимается к кольцу — таким образом обеспечивается герметичность стыка.

        Кольцо сальника водяного насоса ВАЗ 2101

        Видео: технология демонтажа крыльчатки

        Инструкция по замене подшипника и сальника

        В помпах классических моделей «Жигулей» подшипник и вал представляют собой единую запчасть и продаются в сборе. Соответственно, при поломке вала он также меняется совместно с роликовым подшипником.

        Подшипник и вал насоса «Жигулей»

        При покупке нового вала для водяного насоса ВАЗ 2101—07 обязательно возьмите с собой в магазин старую деталь. Дело в том, что в продаже имеются ремонтные комплекты для различных автомобилей, отличающиеся по длине и диаметру оси, а продавец не всегда компетентен в подобных мелочах.

        Чтобы заменить вал, нужно действовать так:

        1. Выпрессуйте крыльчатку съёмником, как описывалось в предыдущем разделе.
        2. Ослабьте и выкрутите стопорный винт плоской отвёрткой.
        3. Удерживая помпу за корпус одной рукой, ударяйте по торцу вала молотком на весу. Если деталь не поддаётся, закрепите насос в тисках и выбивайте её через наставку из дерева.Выпрессовка подшипника помпы ВАЗ 2107
        4. Сбейте со старой оси ступицу крепления шкива, уперев её в губки тисков и ударяя молотком по торцу.
        5. На новый вал напрессуйте ступицу и аккуратно забейте его в корпус насоса до упора.
        6. Закрутите стопорный винт и поставьте крыльчатку.Установка ступицы шкива на вал насоса ВАЗ 2107

        Вставляя подшипник в обойму корпуса, проследите, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали на обеих деталях. Не пытайтесь сильно затягивать стопор, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и помпу придётся менять полностью.

        Выпрессовка сальника помпы ВАЗ 2101–07

        Если необходимо поменять протекающий сальник, то его несложно выбить с помощью старого вала. Обработайте корпус подшипника наждачной бумагой, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие помпы. Дальше забивайте стальную ось молотком, пока сальник не выпадет. Это происходит за счёт того, что второй конец вала под ступицу короче и больше по диаметру. Новый сальник усадите в гнездо до упора с помощью круглой наставки, например, обрезка трубы.

        Установка сальника в помпу ВАЗ 2101–07

        Установка нового шкива

        Замена шкива водяного насоса не представляет никакой сложности и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Простейший способ разборки такой:

        Снятие шкива водяного насоса «Жигулей»

        1. В первую очередь ослабьте три болта, на которых держится шкив.
        2. Отпустите гайки крепления генератора и натяжки ремня.
        3. Подперев генератор монтажной лопаткой, подайте его в сторону двигателя и снимите ремень.
        4. От руки выверните 3 болта крепления и снимите шкив.

        Установка новой запчасти и сборка узла производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок операций: сначала наживите шкив и подтяните болты ключом насколько возможно, а потом надевайте ремень. Окончательная затяжка шкива делается после натяжения ремня привода генератора.

        Видео: как меняются детали помпы

        Можно ли устранить течь насоса в пути

        О потере части тосола в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы локализовали место утечки и убедились, что виновата помпа, можно попытаться устранить неисправность. Поломки, вызывающие протекание антифриза, бывают такие:

        • потерял герметичность стык между фланцами насоса и блока цилиндров, тосол течёт из-под прокладки;
        • в корпусе помпы образовалась трещина;
        • корпус разрушен ударом крыльчатки.

        Как правило, неполадки с протечкой водяного насоса являются критическими, их довольно сложно устранить в пути. Подтекающую прокладку попытайтесь ужать затягиванием 4 гаек крепления помпы, для чего придётся снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте — резьбу на шпильках Ø8 мм сорвать нетрудно.

        Мелкую трещину попробуйте заделать химическим составом — холодной сваркой. По возможности примотайте чем-нибудь заплатку к корпусу, чтобы она не отвалилась, долейте воды и добирайтесь до гаража. Законопатить большой пролом от крыльчатки не удастся, нужно искать вариант буксировки авто либо вызывать эвакуатор.

        Видео: заделка трещины корпуса

        С финансовой точки зрения, реставрация помпы выгоднее полной замены, экономия — порядка 50% стоимости новой детали. Учитывая, как часто на «Жигулях» происходят мелкие поломки, подобная разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяном насосе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оборудованных двигателем от «классики»: ВАЗ 2121 «Нива» и её модификации, «Нива-Шевроле».

        Самостоятельный ремонт и замена помпы автомобилей ВАЗ 2110/11/12

        Водяной насос (помпа) является основным и довольно капризным элементом системы охлаждения любого авто. Это относится и к автомобилям ВАЗ 2110/11/12. Исправная помпа обеспечивает качественное охлаждение двигателя. Выход её из строя грозит автовладельцу серьёзными проблемами, вплоть до капитального ремонта силового агрегата.

        Назначение и функции водяного насоса

        Помпа — насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию антифриза по контуру охлаждения двигателя. За счёт этого от двигателя отводится избыточное тепло. Конструктивно помпа выполнена довольно просто. В чугунном или алюминиевом корпусе расположена крыльчатка, которая приводится в движение через вал. Герметичность конструкции обеспечивается сальником и прокладкой между корпусом насоса и блоком цилиндров.

        Подача охлаждающей жидкости (ОЖ) происходит через центральный канал. При попадании на крыльчатку за счёт центробежной силы ОЖ отбрасывается к стенкам корпуса. Через распределительный канал жидкость поступает к патрубкам, а затем в рубашку охлаждения двигателя. При достижении температурой определённого значения открывается термостат, что приводит к охлаждению жидкости в радиаторе. Затем ОЖ возвращается в центробежный насос. Таким образом обеспечивается циркуляция антифриза.

        Система охлаждения ВАЗ 2110/11/12

        Помпа является основным элементом системы охлаждения двигателя

        Проверка работоспособности водяного насоса

        Самостоятельная диагностика помпы довольно проста и займёт не более 10 минут. Порядок проверки следующий:

        1. Двигатель прогревается до рабочей температуры (91˚С для ВАЗ 2110).
        2. На правую руку в целях безопасности надевается плотная перчатка.
        3. Перекрывается подача ОЖ от радиатора. Для этого рукой пережимают патрубок. Если насос исправен, почувствуется давление антифриза внутри шланга. Если патрубок сжимается легко, то помпа неисправна.

        Все действия следует проводить крайне осторожно, так как ОЖ сильно нагревается, и можно получить ожоги от поверхности мотора или патрубков.

        Проверка работоспособности помпы

        Для выявления неполадок помпы достаточно пережать патрубок подачи ОЖ

        Диагностика неисправностей помпы на ВАЗ 2110/11/12

        Неисправность помпы можно выявить по следующим признакам:

        1. Во время движения появляется посторонний шум со стороны ГРМ.
        2. Насос теряет герметичность и начинает течь.
        3. Обрывается ремень ГРМ.

        Самым капризным элементом помпы ВАЗ 2110/11/12 является подшипник. В случае его сильного износа или при неправильном натяжении ремня ГРМ помпа ремонту не подлежит.

        Течь помпы

        Одним из симптомов неисправности помпы является появление течи

        Последствия использования неисправной помпы

        Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к следующим серьёзным последствиям:

        • повреждение или обрыв ремня ГРМ, часто приводящий к капитальному ремонту двигателя;
        • при перегреве двигателя происходит разрушение резиновых элементов системы охлаждения, крышек клапанов и прокладок ГБЦ.

        Помпа меняется вместе с роликом натяжения и ремнём ГРМ через каждые 50 тыс. км пробега. При появлении признаков износа эти узлы меняются до регламентированного производителем срока.

        Замена помпы на ВАЗ 2110/11/12

        Выбор помпы

        При покупке новой помпы следует придерживаться следующих правил:

        1. Следует выбирать надёжного производителя, отдавая предпочтение известным брендам и избегая дешёвых подделок.
        2. Нужно обращать внимание на каталожный номер изделия — 21081307010 для ВАЗ 2110/11/12.
        3. Изделие должно иметь заводскую упаковку с характерными для каждого производителя товарными знаками и голограммами.
        4. В комплекте с помпой всегда должна поставляться прокладка.
        5. В упаковке должен иметься гарантийный талон, позволяющий при обнаружении дефектов обменять или вернуть помпу.

        Комплектация водяного насоса

        Качественная помпа должна в комплекте иметь не только заводскую упаковку, но и гарантийный талон с прокладкой

        Расположение помпы

        На ВАЗ 2110/11/12 водяной насос расположен на блоке цилиндров с правой стороны. Это обусловлено конструктивными особенностями газораспределительного механизма, так как крыльчатка начинает вращаться только после запуска двигателя и ремня ГРМ. То есть конструкция механизма газораспределения изначально предполагает использование помпы.

        Расположение помпы

        Водяной насос входит в состав механизма газораспределения и устанавливается с правой стороны блока цилиндров

        Необходимые инструменты

        Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов:

        • рожковый ключ на 17;
        • головка на 10;
        • удлинитель;
        • вороток.

        Инструменты для замены помпы

        Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов

        Порядок замены помпы на ВАЗ 2110/11/12

        Замена помпы не требует полного обновления ОЖ. Однако временное опустошение системы охлаждения необходимо для сброса давления в системе. Это сводит возможность получения травм к минимуму. Более того, остатки ОЖ в процессе работ будут вытекать из посадочного места помпы.

        После замены помпы заливать новый тосол рекомендуется в тех случаях, если ресурс старой ОЖ уже выработан. В противном случае система заполняется слитой перед ремонтом ОЖ.

        Заменить водяной насос на ВАЗ 2110/11/12 сможет даже неискушённый автовладелец. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

        1. Автомобиль устанавливается на ровной поверхности.
        2. Поднимается капот и отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.
        3. Откручивается крышка расширительного бачка.

        Расширительный бачок

        Для сброса остаточного давления откручивается пробка расширительного бачка

        Слив тосола

        Для слива охлаждающей жидкости ключом на 13 отворачивается болт и подставляется ёмкость

        Метки ГРМ

        При замене ремня ГРМ следует правильно выставить метки

        Звёздочка распредвала

        Для снятия звёздочки распредвала понадобится накидной ключ на 17

        Снятие ремня ГРМ

        Для снятия помпы необходимо снять ролик натяжения, ремень ГРМ и звёдочку распредвала

        Крепление крышки ремня ГРМ

        Головкой или ключом на 10 отворачивается крепёж защитной крышки

        Демонтаж кожуха

        Отвернув болты крепления, снимается защитная крышка механизма ГРМ

        Извлечение помпы

        После снятия крышки помпа вынимается из посадочного места

        Старая прокладка помпы

        После демонтажа помпы с посадочного места нужно убрать остатки старой прокладки и удалить загрязнения

        Новая помпа

        Перед установкой новой помпы прокладка обрабатывается герметиком

        Видео: демонтаж помпы ВАЗ 2110

        Ремонт помпы ВАЗ 2110/11/12

        Если вышедший из строя водяной насос относительно новый, а ресурс его ещё не выработан, можно попробовать его отремонтировать. Для этого потребуются специальные инструменты, новые детали, уплотнители и т. п.

        Детали для ремонта помпы

        Для ремонта неисправной помпы потребуется приобрести необходимые детали

        Разборка помпы

        Разборку помпы выполняют в следующей последовательности:

        1. Снятая помпа протирается сухой ветошью.
        2. С помощью специального съёмника снимается шкив.
        3. Молотком с вала сбиваются подшипники.
        4. Вал вынимается из корпуса насоса.
        5. Снимается крыльчатка.
        6. Убирается сальник или то, что от него осталось.
        7. Внутренности тщательно промываются и очищаются.

        Если помпа протекала, то необходима замена сальника. Причиной свиста на высоких оборотах обычно является сильная выработка вала.

        Видео: разборка помпы

        Замена сальника

        Сальник представляет собой резиновый уплотнитель, состоящий из металлического обода, пружинки и резины. В любом случае при разборке помпы сальник следует заменить, поскольку резина быстро изнашивается. Порядок действий при замене сальника следующий:

        1. С вала снимается старый уплотнитель.
        2. Посадочное место очищается от загрязнений.
        3. Устанавливается новый уплотнитель.

        Сальник помпы

        Причиной протечек помпы обычно является износ сальника

        Замена вала и подшипников

        Часто из-за большой выработки приходится менять подшипники. Выбить их можно лишь при помощи специальных инструментов (съёмника или гидравлических тисков). Поэтому обычно в помпу ставят новый вал с уже насаженными на него подшипниками.

        Вал помпы

        Вал помпы меняют вместе с подшипниками

        Замена патрубка насоса

        Изменения давления в системе охлаждения часто приводит к деформации подводящих и отводящих ОЖ шлангов. Замена этих шлангов производится следующим образом:

        1. Отвёрткой ослабляется хомут со стороны помпы.
        2. Снимается крепёж вместе со шлангом.
        3. Ослабляется и снимается хомут с другой стороны.
        4. Патрубок снимается и вытаскивается из-под капота.

        Смазка помпы

        Периодическая замена смазки водяного насоса заметно увеличит срок его службы. В некоторых конструкциях помпы для смазки предусмотрены специальные отверстия. Если такого отверстия нет, потребуется разборка водяного насоса.

        Смазка помпы

        В некоторых водяных насосах для смазки предусмотрены специальные отверстия

        Установка дополнительной помпы на ВАЗ 2110/11/12

        Система обогрева салона в автомобилях ВАЗ 2110/11/12 в холодное время года часто не справляется со своими обязанностями. Решить эту проблему можно установкой в систему охлаждения дополнительной помпы.

        Дополнительная помпа

        Для обогрева салона ВАЗ 2110/11/12 устанавливается дополнительная электропомпа от «ГАЗели»

        Печка ВАЗ 2110/11/12 нормально функционирует лишь при оборотах не ниже 2 тыс. об/мин. На холостом ходу в салон поступает слегка тёплый воздух. Дело в том, что для увеличения температуры воздуха ОЖ должна циркулировать быстрее. Проблема решается врезкой дополнительного насоса и ускорением циркуляции тосола через печку. В результате температура в салоне перестаёт зависеть от оборотов двигателя. Для этих целей устанавливают электрическую помпу от «ГАЗели».

        Монтаж дополнительной помпы

        Для установки дополнительной помпы нужно выполнить следующие действия:

        1. Из системы охлаждения сливается ОЖ.
        2. Вырезается часть отводящего патрубка печки, равная длине помпы без учёта штуцеров.
        3. Штуцера промазываются герметиком, надеваются и закрепляются хомутами шланги.
        4. Для крепления помпы к кузову используют специальный кронштейн, обхватывающий помпу и прикреплённый к кузову двумя саморезами. Сделать такой крепёж можно самостоятельно или приобрести в магазине. Кронштейн можно прикрепить и к подходящим шпилькам агрегатов автомобиля.
        5. Для управления помпой в салоне устанавливается кнопка, подающая питание с плюсовой клеммы аккумулятора. При этом желательно подавать напряжение через реле.

        Установка дополнительной помпы

        Дополнительный насос врезается в обратный патрубок печки и крепится с помощью специального кронштейна

        После установки дополнительной помпы в систему заливается тосол. После запуска двигателя проверяют помпу и патрубки на предмет утечки и тестируют работу нового устройства.

        Видео: установка электропомпы

        Таким образом, замена водяного насоса на автомобилях ВАЗ 2110/11/12 не представляет большой сложности. Своевременная замена и периодическая профилактика помпы избавит вас от гораздо более серьёзных проблем.

        Помпа (водяной насос) является основным элементом системы охлаждения любого автомобиля. Реальный срок службы водяного насоса в моделях ВАЗ 2108–099 колеблется в широких пределах — от 40 до 100 тыс. км пробега. Заменить и отремонтировать помпу можно самостоятельно. Процедура несложная, но трудоёмкая — на выполнение работ потребуется три-четыре часа.

        Назначение и устройство помпы

        Водяной насос — важнейший элемент системы охлаждения двигателя. Его основная функция — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по двум контурам — малому и большому. На непрогретом двигателе циркуляция антифриза проходит по малому кругу — из водяной рубашки мотора в радиатор салонного отопителя и блок охлаждения карбюратора (или дроссельной заслонки на инжекторе ВАЗ 21099). При достижении рабочей температуры термостат открывает большой контур и ОЖ начинает циркулировать через основной радиатор.

        Крыльчатка водяного насоса, приводимая в действие ремнём ГРМ, заставляет антифриз циркулировать по системе охлаждения

        При выходе помпы из строя движение охлаждающей жидкости по каналам прекратится, и двигатель неизбежно перегреется. Расширяющиеся в объёме алюминиевые поршни повредят стенки цилиндров, и пропадёт компрессия. В этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя, что в несколько раз дороже стоимости нового насоса.

        Водяной насос имеет довольно простое устройство

        Водяной насос ВАЗ 2108 состоит из корпуса с фланцем, прикреплённым к блоку цилиндров тремя болтами. Внутри помпы на подшипниках установлен вал с крыльчаткой и приводной шестернёй в форме зубчатого шкива. Чтобы тосол не вытекал через вал насоса наружу, устройство снабжено сальником.

        Срок службы помпы зависит от работы двух деталей — подшипников и сальника. Как только один из этих элементов выйдет из строя, его необходимо менять либо ремонтировать.

        Срок службы роликового подшипника определяет долговечность насоса

        Расположение помпы

        Водяной насос установлен на правой (по ходу движения) стороне двигателя под пластиковой крышкой. Там же находится газораспределительный механизм, приводящий через ремень зубчатый шкив помпы в движение. Такое расположение порождает ряд проблем.

        1. Для осмотра помпы приходится снимать пластмассовый кожух.
        2. Из-за негерметичности сальника и небольшой протечки антифриз попадает на ремень, который быстро выходит из строя.
        3. При сильном износе подшипника вал может заклинить, а ремень ГРМ может соскочить или оборваться. Это в 90% случаев приводит к ударам поршней по клапанам, а в последствии и к дорогостоящему ремонту.

        Насос системы охлаждения установлен на правой стороне двигателя

        По этим причинам необходимо периодически (каждые 10–15 тыс. км пробега) осматривать механизм газораспределения на предмет натяжения ремня и работоспособности помпы.

        Диагностика неисправностей

        Неисправности водяного насоса на переднеприводных моделях ВАЗ проявляются следующим образом.

        1. С правой стороны двигателя возникает посторонний шум, нарастающий с увеличением оборотов.
        2. Рядом с узлом ГРМ и под ним образуются следы ОЖ (не путать с моторным маслом).
        3. Под автомобилем появляется лужица, а уровень тосола в расширительном бачке заметно падает.
        4. Электрический вентилятор радиатора охлаждения включается чаще обычного в любую погоду.

        Защитный кожух крепится к двигателю тремя болтами

        Практика показывает, что большинство автолюбителей обнаруживает проблему на предпоследней и конечной стадии износа, когда антифриз уже вытек на землю либо заклинил вал помпы.

        Чётко идентифицировать звук изношенных подшипников водяного насоса на фоне работающего мотора довольно трудно. Проблема усугубляется шумом других неисправных узлов, например, стучащих клапанов. Поэтому при первом подозрении следует снять пластиковый кожух ГРМ, открутив гаечным ключом на 10 три болта, и провести диагностику помпы следующим образом.

        Следы ОЖ под насосом свидетельствуют об утечке тосола

        После полного износа подшипника вал насоса может перекоситься

        Указанные симптомы могут проявляться как по отдельности, так и одновременно. Можно обнаружить износ сальника при рабочих подшипниках (следы тосола есть, а люфта вала нет), и наоборот. В любом случае помпу следует снять, а при необходимости — разобрать или заменить.

        Методика выявления неисправности водяного насоса одинакова для версий авто с карбюратором и инжектором, разницы никакой нет.

        Видео: работа неисправной помпы

        Замена водяного насоса

        Процесс замены помпы можно разделить на четыре этапа.

        1. Подготовка инструментов и приспособлений.
        2. Частичная разборка узла ГРМ и демонтаж помпы.
        3. Покупка новой помпы и высокотемпературного герметика для уплотнения фланца.
        4. Установка нового водяного насоса и сборка узла ГРМ.

        В некоторых случаях наблюдается утечка тосола из-под прокладки, а не из помпы

        Если нет уверенности в неисправности водяного насоса, то рекомендуется соблюдать именно такой порядок работ. Бывают случаи, когда ОЖ течёт из-за изношенной прокладки, а сама помпа вполне работоспособна. Поэтому покупать её заранее не стоит.

        Подготовка к работе

        Для демонтажа и замены водяного насоса стандартный набор инструментов:

        Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов и литровая ёмкость с ОЖ

        Для очистки корпуса двигателя от старого герметика потребуется ветошь и маленький нож. Работы рекомендуется проводить на ровном хорошо освещённом месте. Смотровая яма или эстакада не понадобятся.

        Подкапотное пространство в процессе работ должно хорошо освещаться

        Для слива тосола потребуется таз, воронка и кусок обычного шланга. Так как при этом некоторый объём ОЖ будет потерян, следует приготовить литр свежего тосола для доливки.

        Демонтаж водяного насоса

        Порядок снятия помпы во многом схож с технологией замены ремня ГРМ, за исключением того, что зубчатый шкив коленчатого вала и ремень привода генератора остаются на месте.

        Алгоритм демонтажа помпы с карбюраторных и инжекторных двигателей абсолютно одинаков и состоит в следующем.

        После откручивания трёх болтов крепления защита ГРМ легко снимается

        Чтобы при снятии ремня не нарушить фазы газораспределения, следует выставить метки на шкиве распредвала и ГБЦ

        Болт-пробка для слива тосола расположен на стенке блока цилиндров

        Ослабленный ремень ГРМ легко снимается с верхней шестерни

        Для ослабления гайки крепления шкива используют второй ключ

        Водяной насос и металлический кожух имеют три общих болта крепления и снимаются вместе

        В процессе опорожнения водяной рубашки мотора откройте крышку расширительного бачка — жидкость потечёт быстрее.

        Водяной насос разбирается с помощью специального съёмника

        Снятый насос обследуйте на наличие люфта вала и убедитесь, что тосол вытекал именно через сальник. При желании помпу можно разобрать с помощью специального съёмника с двумя захватами в виде крюков. Для этого необходимо выкрутить стопорный винт, стащить крыльчатку съёмником и аккуратно выбить вал с подшипником.

        Перед выпрессовкой нужно выкрутить стопорный винт, удерживающий подшипник

        Обычно помпа от «восьмёрки» и «девятки» не ремонтируется, а меняется. Причина — в отсутствии качественных запчастей — сальников и роликовых подшипников. Проще поставить новую деталь в сборе, чем постоянно реставрировать старую.

        Видео: разборка водяного насоса

        Выбор нового водяного насоса

        При покупке новой помпы для ВАЗ 2108/09 нужно учитывать ряд моментов.

        Крыльчатка насосов нового образца имеет прямые лопасти

        Лазерная маркировка выполняется на торце ведомой шестерёнки насоса

        Некоторые производители запасных деталей для автомобилей ВАЗ ставят на них маркировку лазером, подделать её довольно сложно.

        Перед походом в магазин осмотрите другие элементы разобранного узла ГРМ. Проверьте состояние ремня и натяжного ролика. Если ремень покрыт трещинами, видны нитки каркаса, его лучше заменить, не дожидаясь обрыва. Исправный натяжной ролик должен свободно вращаться, не болтаясь на шпильке.

        Перед сборкой желательно проверить состояние натяжного ролика

        Кроме этого, следует осмотреть и при необходимости заменить ремень привода генератора. Не упускайте возможность его обследовать и заменить при необходимости.

        Установка новой помпы

        Если при снятии помпы вы случайно не повернули шкив распределительного либо коленчатого вала, можно приступать к установке нового насоса. Все работы выполняются в обратном порядке. При этом следует учитывать ряд моментов.

        Для плотности и надёжности соединения на прокладку наносится слой герметика

        При установке шестерёнки распредвала необходимо проверить соответствие меток

        Правильно натянутый ремень должен поворачиваться максимум на 90°

        При заполнении системы тосолом снимаются трубки подогрева карбюратора или дроссельной заслонки

        Снятие патрубков малого диаметра с карбюратора или дросселя обеспечивает выход воздуха при заполнении системы тосолом. ОЖ заливается через горловину расширительного бачка. Когда тосол начнёт вытекать из трубки, на неё следует немедленно натянуть штуцер. Затем бачок заполняется до уровня между рисками Max и Min. Если потери ОЖ при сливе были незначительны, литра заблаговременно приобретённого тосола вполне хватит на доливку.

        Для проверки работоспособности помпы двигатель на холостых оборотах прогревается до максимальной температуры. Показатель исправности насоса — включившийся при температуре около 100 °С электровентилятор.

        Видео: замена водяного насоса ВАЗ 2108–099

        Установка дополнительной помпы

        Недостаток первых переднеприводных автомобилей ВАЗ — плохая работа отопителя салона. Пока двигатель не прогреется до рабочей температуры, в салоне холодно. Это обусловлено конструкцией малого контура циркуляции, в который ОЖ поступает в малом количестве. Проблема решается установкой дополнительного электрического насоса от «ГАЗели».

        Дополнительная электрическая помпа ставится в трубопровод печки

        Для монтажа помпы с электроприводом необходимо приобрести:

        • четырёхконтактное реле;
        • многожильные провода и разъём на два контакта;
        • гнездо предохранителя;
        • шланги и хомуты для присоединения к системе охлаждения;
        • электронасос от автомобиля «ГАЗель».

        Помпа ставится на самодельном кронштейне, прикрученном к одному из болтов на посадочном фланце коробки передач. Предварительно сливается антифриз и снимается термостат, который будет мешать при установке дополнительной помпы. Это особенно актуально для инжекторной модели ВАЗ 21099.

        Для включения насоса собирается небольшая схема с реле

        Врезка производится в обратный патрубок, идущий от салонного отопителя. В этом случае электронасос создаст в радиаторе печки разрежение. Для включения помпы вместе с зажиганием и от отдельной кнопки собирается несложная электрическая схема. Реле с предохранителем помещается в салоне под приборной панелью, а в качестве выключателя выбирается любая свободная кнопка.

        Видео: установка электрического насоса

        Проверить работоспособность и заменить водяной насос на ВАЗ 2108–099 достаточно просто. Не стоит забывать и про профилактические меры. Следует периодически проверять техническое состояние и смазку помпы, а также своевременно менять охлаждающую жидкость. В этих условиях насос прослужит максимально долго.

        Читайте также: