Пежо эксперт замена грм дизель

Обновлено: 02.05.2024

Замена ремня ГРМ Peugeot 407 Дизель 2.0

Замена ремня ГРМ Пежо дизель двигателя серии DW10BTED4 (RHR 2.0 HDi 16v) может быть полезным также для владельцев автомобилей Peugeot 207, 308, 407, 607, 807, Citroen C4, C5, C8, которые также могут оснащаться данным двигателем.

1. Затяните ручник и установите автомобиль на передачу.

2. Поддомкратьте и снимите с помощью балонного ключа переднее правое колесо.

3. Снимите правую часть подкрылка, закрывающую доступ к ремням. Она закреплена двумя пистонами в арке и четырьмя винтами Т-30, один из которых в арке, а остальные под бампером.

Примечание:

При желании, подкрылок можно полностью не снимать, а только снять клипсы крепежей в районе шкива ремня и отвести подкрылок.

Шкив коленвала и покрылок переднего колеса Peugeot 407

4. Откройте капот и снимите декоративную крышку двигателя.

Декоративная крышка двигателя дизель 2.0 Peugeot 407

5. Открутите болт крепления расширительного бачка охлаждающей жидкости (болт на 10 и расположен возле крыла) и отведите бачок в сторону.

Болт крепления расширительного бачка системы охлаждения Peugeot 407

6. Разъедините крепеж подающeй трубки и трубки, возвращающей топливо в бак. Отодвиньте обе трубки за двигатель, закройте их винтами подходящего диаметра и соберите пролившееся топливо ветошью.

Крепежи подающей и отводящей топливных трубок дизельного двигателя Pegeuot 407

Примечание:

Перед отсоединением трубок, желательно сбросить давление в топливной системе. Для этого нужно вытянуть предохранитель топливного насоса из блока предохранителей. Потом завести автомобиль и дождаться когда он заглохнет. После этого, можно работать с трубками.

Расположение предохранителя топливного насоса Peugeot 407

Блок предохранителей Пежо 407

7. Подоприте правую часть двигателя опорой либо домкратом.

Подпирание домкратом перед снятием опор двигателя Peugeot 407

8. Снимите реактивный кронштейн подушки двигателя. Крепится он двумя болтами на 16 (на фотографии указан один из болтов).

Болт крепления рективного кронштейна дизельного двигателя 2.0 Peugeot 407

9. Открутие гайку на 16 мм крепления подвеса двигателя к гидроопоре.

Расположение гайки крепления гидроопоры дизельного двигателя 2.0 Peugeot 407

10. Рожковым ключом 15 мм отведите натяжитель за болт крепления ролика в крайнее положение и застопорите подходящим прутком. Снимите ремень генератора.

Расположение натяжителя и болта крепления ролика генератора Peugeot 407

11. Для доступа к стопорному отверстию коленвала, отсоедините два патрубка от пластикового воздуховода под двигателем. Они прикреплены обычными винтовыми хомутами.

Расположение хомутов трубок пластикового воздуховода под двигателем Peugeot 407

12. Трубки уберите в сторону, а отверстия в патрубках закройте безворсовой ветошью, чтобы не допустить попадания грязи в систему питания двигателя.

Закрытые патрубки воздуховодов дизельного двигателя Peugeot 407

13. Стопорное отверстие коленвала находится под стартером. Просуньте пруток/болт на 6 мм в стопорное отверстие и проверните коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока стопор не просунется в специальное отверстие. После этого, можно откручивать болт коленвала. Откручивая болт, шкив нужно придерживать, так как у него торцевая посадка.

Расположение стопорного отверстия коленвала дизельного двигателя Peugeot 407

14. Поддомкратьте двигатель и поднимите его на столько, чтобы опорный кронштейн приподнялся над гидроопорой (подушкой).

Приподнятый кронштейн над гидроопорой дизельного двигателя Peugeot 407

15. Снимите алюминиевый кронштейн крепления, открутив четыре винта Torx T50.

Расположение болтов алюминиевого кронштейна крепления дизельного двигателя 2.0 Peugeot 407

16. Открутите два болта Т40 крепления подушки к подрамнику и снимите подушку.

Болты крепления подушки дизельного двигателя к подрамнику Peugeot 407

17. Освободите крепеж проводки. Одна точка – на верхней крышке ремня, а также еще несколько точек крепления проводки датчика положения коленвала (позади крышки).

Точки крепления проводки на крышке ремня ГРМ дизельного двигателя Peugeot 407

18. Cнимите датчик положения коленвала. Он расположен возле шкива коленвала и крепится болтом на 10 мм. Выкручиваем болт и снимаем датчик. Проводку датчика можно не отсоединять, просто оставляем датчик подвешенным и отведите немного в сторону, за полуось.

Расположение болта крепления датчика положения коленвала дизельного двигателя Peugeot 407

19. Подходящим съемником, снимите мишень датчика положения коленвала как показано на фото.

Снятие мишени датчика положения коленвала дизельного двигателя Peugeot 407

Предупреждение:
Необходимо избегать повреждения внешней части мишени датчика, так как это может привести к его поломке и последующей замене (автомобиль может не заводиться или работать неустойчиво). Не подносите к мишени намагниченных предметов!

20. Непосредственно замена ремня ГРМ Пежо 407 начинается с откручивания 5-ти болтов на 10 мм и одной гайки на 10 мм крепления кожухов ГРМ. Открутите их и снимите кожух.

Точки крепления кожуха ремня ГРМ дизельного двигателя Peugeot 407

21. В случае, если коленвал застопорен правильно, то метка на шкиве распредвала совпадет и останется только застопорить шкив. В противном случае, нужно извлечь фиксатор коленвала и довернуть коленвал еще на один оборот. Для этого нужно вернуть и вкрутить болт коленвала, обязательно с шайбой. Застопорите шкив распредвала.

Застопоренный шкив распредвала дизельного двигателя Peugeot 407

22. Частично открутите болт крепления натяжного ролика. Отведите ролик в обратную сторону и снимите ремень ГРМ.

Откручивание болта крепления натяжного ролика ремня ГРМ дизельного двигателя Peugeot 407

23. Открутите самый нижний болт обводного ролика, который спрятан под кронштейном, к которому крепится кронштейн подвеса двигателя.

Откручивание нижнего болта обводного ролика ремня ГРМ дизельного двигателя Peugeot 407

Примечание:
Обводной ролик на этом двигателе имеет необычное отверстие. Все обусловлено местом расположения ролика, так как, кроме ролика, болт дополнительно прижимает кронштейн. Отверстие в ролике должно быть четко разделено двумя разными диаметрами. Ролики от старых двигателей объемом 2.0 л и 2.2 л не подходят.

24. Установите новый обводной ролик и приготовьте к установке натяжной ролик. Заведите стрелку-индикатор за обозначенный сектор и зафиксируйте в крайнем положении подходящим стопором. Болт крепления натяжного ролика затяните от руки так, чтобы ролик мог немного перемещаться.

Обводной ролик 0830.51 дизельный двигатель Peugeot 407

Натяжной ролик Peugeot 0829.A4 Peugeot 407

25. Зафиксируйте в центральном положении зубчатый шкив коленвала с помощью проволоки подходящего диаметра. Паз под шпонку сделан в нем больше шпонки, чтобы натяжение ремня равномерно распределялось по всей длине.

Фиксирование зубчатого шкива коленвала дизельного двигателя Peugeot 407

26. Устанавите ремень ГРМ. Начинайте установку со шкива коленвала, затем обводной ролик, затем шкив распредвала, дальше помпа и натяжной ролик. Проверяйте, чтобы на пролете коленвал-распредвал не было провисания ремня. Провисание допускается только на пролете распредвал-натяжной ролик-помпа.

Ремень ГРМ 0816.G3 дизельный двигатель Peugeot 407

27. Выймите стопорную проволоку из ролика и начните натяжение ремня. Шестигранником на 6 мм проверните ролик против часовой стрелки заводя стрелочный индикатор в максимальное положение. Закрутите болт натяжного ролика. Выймите проволоку из шпоночного паза. Устанавливаем на место мишень и шкив коленвала. Затяните болт коленвала.

27. Проверните двигатель на 4 полных оборота коленвала и вновь совместите метки. Снимите шкив коленвала и мишень. Ослабьте болт натяжного ролика. Поворачивайте ролик до тех пор, пока стрелочный индикатор не дойдет до мишени на площадке ролика. Старайтесь добиться максимально ровного расположения стрелки в мишени. В таком положении затяните болт.

Проверка совмещения стрелки в мишени коленвала дизельного двигателя Peugeot 407

28. Выймите стопоры коленвала и распредвала и проверните двигатель на два полных оборота коленвала. Проверьте метки и натяжение ремня. Если все сходится, начинайте обратную сборку деталей.

29. Перед запуском двигателя, прокачайте топливную систему грушей, расположенной возле стакана топливного фильтра.

Периодичность замены ремня ГРМ на Пежо и Ситроен

Каждая деталь автомобиля выполняет определенную функцию и может изнашиваться. Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) — не исключение. Пренебрежение его заменой может обернуться большими проблемами при будущей эксплуатации транспортного средства.

Какую функцию в авто выполняет ремень ГРМ

Ремень газораспределительного механизма похож на резиновый обод, снабженный неострыми зубьями. Эта гибкая деталь соединяет определенные механизмы автомобиля и приводит их в работу.

Так, с помощью ремня ГРМ распределительный и коленчатый валы, находящиеся в силовом агрегате, начинают синхронно работать благодаря своевременной подаче топлива в цилиндры. Кроме этой системы, ремень позволяет функционировать водяному насосу, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Зачем менять ремень ГРМ

При визуальном осмотре видно, что деталь сделана из резины. Однако в ее состав также входит стекловолокно, которое не позволяет ремню растягиваться и разрываться. Несмотря на относительную прочность этого элемента, он все же подвержен износу.

Постоянное прохождение через шкив и стабильный нагрев приводят к появлению микротрещин. Эти незначительные повреждения в свою очередь приводят к потере прочности ремня. Без замены элемента газораспределительного механизма, он выйдет из строя. Это приведет к значительным повреждениям двигателя и дорогостоящему ремонту, а именно при обрыве ремня ГРМ на всех моторах автомобилей Пежо, Ситроен и Рено, загибаются впускные и выпускные клапана.

Замена ремня ГРМ на Citroen

С какой периодичностью менять ремень ГРМ на Ситроен и Пежо

Периодичность замены ремня зависит от следующих факторов:

  • Возраст автомобиля;
  • Климатические условия;
  • Пробег.

Стоит обратить внимание на то, что в технической документации транспортного средства указывается срок смены газораспределительного комплекта каждые 100-120 тысяч километров, но не стоит забывать, что этот регламент действителен только для условий эксплуатации в Европе. Россия является страной с более жесткими условиями, в силу холодного климата и большими переменами температуры, поэтому рекомендации по замене ГРМ на автомобилях Пежо, Ситроен и Рено каждые 3-4 года или 60-80 тысяч километров, в зависимости от того, что наступит раньше. Однако при обнаружении тикающего звука при работе автомобиля или неуверенном запуске двигателя стоит задуматься о преждевременной смене элемента.

Можно ли самостоятельно поменять ремни на Пежо и Ситроен

Несомненно, поменять ремень ГРМ самостоятельно возможно. Для этого необходимо приобрести специальный набор для фиксации распредвалов и выставления меток ГРМ.

Без определенных навыков произвести замену качественно не получится. Процесс обновления газораспределительного элемента очень трудоемок. Тем не менее можно руководствоваться подробной инструкцией, которая поможет избежать ошибок.

Как заменить ремень ГРМ на Ситроен С4 самостоятельно

Для начала нужно подготовить рабочее место к смене ремня. Необходимо с помощью домкрата поднять переднюю часть машины, чтобы обеспечить доступ к механизму.

Далее нужно демонтировать ремешок приводов агрегата, шкив и фильтрующий элемент моторной жидкости. Это позволит перейти к следующему шагу — демонтажу картера, который находится внизу. Используя гаечный ключ, водитель должен открутить винты, а затем снять опору двигателя и верхнего картера.

С помощью калибровочного штифта необходимо зафиксировать положение маховика двигателя, а с помощью фиксаторов распределительного вала — два шкива, на которых расположен ремень ГРМ Ситроен С4.

Можно приступить к монтажу натяжного ролика. Благодаря чеке динамического натяжителя водитель может легко повернуть ролик так, чтобы совместить положение "Б" с указателем "С". Важно не дать ролику повернуться в обратном направлении.

Водитель должен снять ремень ГРМ и проверить функционирование всех систем, с которыми он связан. После этого действия можно установить новый ремень следующим образом:

  1. Собрать валы и установить диск распределительного шкива, установить ролики.
  2. Повернуть ролик натяжителя, максимально затянуть ремень и зафиксировать гайку.
  3. Проверить правильность направления вращения шкива.
  4. Отрегулировать натяжение.
  5. Затянуть штифт крепления.
  6. Установить картеры.
  7. Вернуть на исходное место коленчатый шкив и ремень привода.
  8. Установить опоры и масляный фильтр.

Процедура замены ремня ГРМ на Ситроен окончена. Водитель может убрать опоры и опустить автомобиль на землю.

Ремень ГРМ

В какой-то из приездов к официалам мне по просьбе распечатали регламент различных замен. (Дизель 2 л)
Цепь - замена раз в 120 000 км.
Я менял в 140 000 км.

Если найду, сосканирую.

  • Откуда: RF
  • Автомобиль: 508

Марк (15 Апрель 2020 - 17:29) писал:

В какой-то из приездов к официалам мне по просьбе распечатали регламент различных замен. (Дизель 2 л)
Цепь - замена раз в 120 000 км.
Я менял в 140 000 км.

Если найду, сосканирую.

  • Откуда: Астрахань
  • Автомобиль: Пежо 508 2.0 HDI
    2.0 HDI Allure
  • Откуда: Дубна
  • Автомобиль: 508

Vkulik (15 Апрель 2020 - 19:25) писал:

Нет, просто по времени/пробегу. Заодно и помпу поменял. Её состояние тоже нормальное вполне было.
И там ремень, естественно, а не цепь.

  • Откуда: Москва
  • Автомобиль: Peugeot 508
    2.0 НDI

Марк (15 Апрель 2020 - 20:18) писал:

Нет, просто по времени/пробегу. Заодно и помпу поменял. Её состояние тоже нормальное вполне было.
И там ремень, естественно, а не цепь.

  • Откуда: Воронеж
  • Автомобиль: Peugeot 508
    2.0 HDi, Active

Peugeout508 (15 Апрель 2020 - 19:24) писал:

  • Откуда: RF
  • Автомобиль: 508

dimas143 (30 Апрель 2020 - 17:50) писал:

  • Откуда: Чебоксары
  • Автомобиль: 508, 5008
    508 2.0 HDI Allure, 5008 2.0 HDi GTline
  • Откуда: Химки
  • Автомобиль: 508 hdi
    Актив

Юрий_К (01 Май 2020 - 13:53) писал:

  • Откуда: Москва
  • Автомобиль: 508
    2.0 HDi Active

может речь про цепь, что валы "соединяет" ? ))

  • Откуда: Чебоксары
  • Автомобиль: 508, 5008
    508 2.0 HDI Allure, 5008 2.0 HDi GTline

flash83 (08 Май 2020 - 09:28) писал:

  • Откуда: Томск
  • Автомобиль: Peugeot 508
    2,0 HDI Active

flash83 (08 Май 2020 - 09:28) писал:

  • Откуда: Астрахань
  • Автомобиль: Пежо 508 2.0 HDI
    2.0 HDI Allure

Еще больше случаев, когда зубцы срезаются

  • Откуда: Томск
  • Автомобиль: Peugeot 508
    2,0 HDI Active

Vkulik (11 Май 2020 - 18:05) писал:

Ремни ГРМ могут ходить и меняться по регламенту, но случаев когда они рвутся раньше предостаточно, поэтому сам буду менять на 130000 км.

Еще больше случаев, когда зубцы срезаются

  • Откуда: Химки
  • Автомобиль: 508 hdi
    Актив
  • Откуда: С-Пб
  • Автомобиль: 407, 508 2.0 hdi
  • Откуда: Астрахань
  • Автомобиль: Пежо 508 2.0 HDI
    2.0 HDI Allure
  • Откуда: Украина, Полтава
  • Автомобиль: Peugeot 508 Active
    2.0 HDI 136

Vkulik (13 Май 2020 - 16:16) писал:

  • Откуда: Астрахань
  • Автомобиль: Пежо 508 2.0 HDI
    2.0 HDI Allure
  • Откуда: Киев
  • Автомобиль: 508 GT

Алекc (01 Июнь 2015 - 20:41) писал:

замена ГРМ Пежо партнер 1,6 дизель DV6

Здравствуйте! Можно у вас спросить на счёт Сетроена Берлинга 1,6 год 2013. ГРМ ремень он не сорвался , стёрлись зубчики и мотор прокрутился. Машина не заводится, поменяли ГРМ ремень, поставили наметки , и все равно не заводиться. В чем может быть причина ? Подскажите пожалуйста! Огромное спасибо за ранее .

что бы датчик коленвала снять обязательно всю крышку с грм снимать? Как снять сам датчик быстро?

@MadMasterMotors Макс Спасибо добрый человек. Очень помог.

Потребуется снять шкив коленвала,открутить три болта крепления защитного пыльника ГРМ, открутить датчик и отогнуть крышку, датчик можно будет достать. Полностью разбирать не надо!

Спасибо, все очень доступно.

Большое спасибо.Все доходчиво.Молодец.

спасибо за очень нормальное видео

А можно вопрос на елисее также 1.6 дизель 2013 года

Спасибо всё понятно

Нормально і внятно все показано!У себя поменял на пежо 307 св !Такая же система тот же двигатель)Все работае!

Привет Максим, меня зовут Александр ( пишу с аккаунта моей дочери)
Огромнейшее спасибо.
Дело вот в чем:
неделю назад ехал через Москву в Белгород и у меня порвался ремень ГРМ на Citroen Berlingo 1,6 hdi на выезде из Москвы.
Нашел по 2gis ближайшее СТО, приехали ребята и оттащили меня на тросе.
Порвало ремень, поломало рокера.
Поменяли ремень, поменяли рокера ( провозились 3 дня), а машина не заводится. Мастера которые делали автомобиль уже не знали что дальше делать ( хотели доставать, разбирать движок) это ещё заняло бы не мало времени и денег тысяч эдак 50-70 . Я пересмотрел множество видео на ютубе и наткнулся на Ваше. Предложил мастерам: " Давайте позвоним блогеру " ( хотя мастера ни в какую не хотели слушать меня, мол что он нам раскажет нового)
Короче, ремонт зашел в тупик.
Я созвонился с Максом и он дал мне мудрый совет ( поменять ещё распредвал) . Я поставил телефон на громкую связь когда разговаривал с Максом чтоб слышали мастера. Они офигели когда услышали от Макса что на распредвале может ( развернуть кулачки) никто такого даже предположить не мог. Короче решили поменять распредвал ( провозились ещё 2 дня), когда поменяли, машина завелась.
Ещё раз БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО.
Подписывайтесь на этот канал, спрашивайте совет у Макса, если кто окажется в подобной ситуации. Всех благ Вам и вашим подписчикам.

Здравствуйте Александр подскажите пожалуйста на каком пробеге порвался ремень ГРМ и был этот ремень с завода или уже менялся.

Спасибо за отзыв)! Всегда рады помочь нашим подписчикам и владельцам автомобилей марки Пежо и Ситроен. Будите у нас в столице заезжайте в гости!

Очень молодец. Спасибо за детальную инструкцию. Всё понятно до каждого болтика. Палец вверх!

Замена ремня ГРМ Peugeot Expert (Пежо Эксперт) в Москве

Обрыв ремня ГРМ - это очень частая поломка в автомобилях Peugeot Expert. Он нужен для подачи топлива в цилиндры, а так же для работы насоса. Его обрыв приводит к нарушению работы всей системы и влечет за собой серьезные поломки. Например, может понадобиться замена отдельных деформированных клапанов или всей поршневой группы. Во избежание подобных неприятностей в дороге, замена ремня ГРМ Peugeot Expert (Пежо Эксперт) должна проводиться своевременно.

Самостоятельно выполнить эту процедуру очень сложно, поскольку нужно обладать большим опытом в этой сфере. Лучше всего обратиться за помощью в «МИГ Автосервис». Наши квалифицированные автомеханики быстро проведут замену, и ваш Peugeot Expert (Пежо Эксперт) Типи будет надежно застрахован от поломок в дороге.

Почему ремень ГРМ обрывается

В заводской комплектации Peugeot Expert оснащается очень качественным ремнем ГРМ, который способен прослужить до 100 000 км и больше. Менее качественные изделия в среднем нужно менять каждые 30 тысяч км пробега, но они могут оборваться и гораздо раньше по разным причинам:

  • со временем они изнашиваются;
  • материал теряет свою прежнюю упругость;
  • корд может расслаиваться, на нем появляются трещины и надрывы.

Мы рекомендуем проводить его визуальный осмотр каждые 3 месяца при обычном использовании авто и раз в месяц при очень частом. В случае обнаружения различных дефектов и слабой натяжки нужна будет немедленная замена. Если этого не сделать, то в будущем это приведет к его разрыву. Также подобное может произойти когда заклинивают натяжные ролики или помпа. Очень редко мы сталкиваемся с проблемой его обрыва по причине заклинивания распределительных валов. Во всех подобных случаях мы быстро устраним неисправность.

Замена ремня ГРМ Peugeot Expert Tepee по лучшей цене

Стоимость наших услуг доступна для самых разных клиентов. Мы всегда готовы провести срочный ремонт автомобиля, поскольку понимаем важность его использования для каждого владельца. Сам ремень вы можете непосредственно купить у нас. Обязательно дается гарантия на него и выполненную работу.

РЕГЛАМЕНТЫ ТО PEUGEOT

Хотя бы 2 раза в год не ленитесь пригонять автомобиль в автосервис для осмотра, и у вас никогда не случится такой неприятности:


Тормозной диск Пежо 308 с остатками тормозной колодки



Регламенты ТО Пежо, последняя версия
ТО1- Каждые 15000 км. стандартные операции.
ТО2- Каждые 30000 км. ТО1 стандартные операции + общие операции + замена свечей зажигания.
ТО3- Каждые 90000 км.. ТО2 + замена комплекта ГРМ.
Для дизельных автомобилей HDI это:
ТО1- Каждые 10000 км. стандартные операции.
ТО2- Каждые 30000 км. ТО1 стандартные операции + общие операции .
ТО3- Каждые 90000 км. ТО2 + замена комплекта ГРМ.
Наименование работы регламента ТО Работа включена в № ТО
Стандартные операции
Замена:
Замена масла в двигателе ТО1, ТО2, ТО3
Масляный фильтр ТО1, ТО2, ТО3
Проверка уровней:
Омывающая жидкость ТО1, ТО2, ТО3
Охлаждающая жидкость ТО1, ТО2, ТО3
Тормозная жидкость ТО1, ТО2, ТО3
АКБ со съемными пробками ТО1, ТО2, ТО3
Жидкость усилителя рулевого управления ТО1, ТО2, ТО3
Жидкость для подвески LDS ТО1, ТО2, ТО3
Рабочая жидкость системы сцепления ТО1, ТО2, ТО3
Масло в раздаточной коробке и дифференциале C-Crosser 4007 ТО1, ТО2, ТО3
Масло в коробке передач C-Crosser 4007 ТО1, ТО2, ТО3
Контроль
Приборы освещения и сигнализации ТО1, ТО2, ТО3
Состояние выпускной системы и ее креплений ТО1, ТО2, ТО3
Состояние и давление шин, в т.ч. Запасного колеса ТО1, ТО2, ТО3
Герметичность и состояние трубок и картеров (двигатель, КПП) ТО1, ТО2, ТО3
Состояние щеток стеклоочистителей, защитных кожухов (трансмиссий, шаровых опор, рейки рулевого механизма) ТО1, ТО2, ТО3
Состояние приводных ремней навесного оборудования ТО1, ТО2, ТО3
Износ передних и задних тормозных колодок (в зависимости от комплектации) ТО1, ТО, ТО3
Высота педали сцепления или проверка состояния устройства автоматической компенсации износа (в том числе регулировка) ТО1, ТО, ТО3
Стояночный тормоз (кроме тормоза с автоматической компенсацией износа) ТО1, ТО, ТО3
Крепление бачка EOLYS 176 ТО1, ТО, ТО3
Контроль зазора клапанов (проверка отсутсвия стука) С-Crosser, 4007, C1, 107 ТО1, ТО2, ТО3
Смазка направляющих складной крыши ТО1, ТО2, ТО3
Чтение: запоминающих устройств самодиагностики ТО1, ТО2, ТО3
Реинициализация: Индикатор ТО ТО1, ТО2, ТО3
Тест-Драйв ТО1, ТО2, ТО3
Общие операции
Проверки
Люфты ступиц, тяг, шаровых опор и эластичных соединений ТО2
Износ задних фрикционных накладок (при наличии смотровых отверстий) ТО2
Герметичность амортизаторов ТО2
Суппорты, диски и трубки тормозной системы ТО2
Натяжение приводных ремней оборудования (при отсутствии динамического натяжительного ролика) ТО2
Карданный вал ТО2
Трубопровод подачи воздуха ТО2
Шланги системы охлаждения ТО2
Топливная система ТО2
Проверка геометрии передней оси C-Crosser 4007 45000 км.
Герметичность системы усилителя руля ТО2
Замена
Фильтр для дизельного топлива/ бензиновый фильтр (при наличии) ТО1, ТО2, ТО3
Воздушный фильтр ТО1, ТО2, ТО3
Свечи зажигания ТО2, ТО3
Свечи зажигания V6 60000 км.
Замена масла в раздаточной коробке и дифференциале C-Crosser 4007 30000 км.
Замена масла в механической коробке C-Crosser 4007 90000 км.
Замена масла в КПП DCT C-Crosser 4007 30000 км. или 2 года.
Замена масла в КПП CVT C-Crosser 4007 45000 км. или 3 года.
Ремень ГРМ ТО3 (или 5 лет)
Шкив и ремень привода вспомогательного оборудования для V6 и HDI ТО3
Операции, связанные с возрастом автомобиля
Замена синтетической тормозной жидкости 1 раз в 2 года
Замена охлаждающей жидкости 1 раз в 5 лет.
Замена жидкости для подвески LDS 1 раз в 5 лет.
Шкив и ремень привода вспомогательного оборудования для V6 и HDI
Специальные операции
Система AFIL: очистка оптических датчиков пересечения линий дорожной разметки ТО1, ТО2, ТО3
Частичная замена масла в АКПП AL4 ТО2
Сажевый фильтр 1.6, 2.0, 2.2 Hdi 16V 180000 км.
Дозаправка (где возможно) EOLYS 176 120000 км.
Замена (где неоходимо) бачка EOLYS 176 120000 км.

Дизельные двигатели Peugeot 2.0 Hdi

Французский автомобильный холдинг Peugeot ведёт свою историю с 1858 года – именно тогда Эмиль Пежо зарегистрировал товарный знак в виде шагающего льва в качестве эмблемы своей компании. Предприятие долгое время занималось производством бытового и профессионального инструмента, внедряя собственные инженерные разработки. Самым успешным новшеством промышленной мануфактуры стало колесо на спицах с каучуковым ободом – за ним последовал выпуск велосипедов, а в 1889 году появился первый трёхколёсный автомобиль Пежо с паровым двигателем.

История двигателей Peugeot

Ранние модели автомобилей Пежо «Tipe» стали оснащать бензиновыми двигателями внутреннего сгорания «Паккард» по лицензии американской компании Даймлер в 1890 году. Главное отличие Peugeot Tipe от своих конкурентов было применение полноценных пневматических шин на спицах – для средней скорости того времени в 25 км/ч это давало огромное преимущество в моторных гонках. Усиленный лёгкий обод с резиновыми шинами выполнял роль подвески, конструкция всех машин представляла собой безлошадную повозку, которая управлялась румпелем.

История двигателей Peugeot

Первый собственный двигатель Пежо появился в 1896 году: одноцилиндровый агрегат мощностью в 8 л.с. и объёмом около 0,6 литра установили на Tipe 15, которых было продано 300 штук. Для автомобильного рынка конца 19-го века это был существенный результат – всего во Франции за один год продавалось не более 1200 машин. Модернизированная версия первого мотора Пежо объёмом 5850 см³ и мощностью 20 л.с. стала призёром международной гонки «Nicе Cаstеllаnе Rаlly».

Новый массовый серийный автомобиль «Бебе» (Малыш) компания представила в 1901 году на Парижском автосалоне. К 1903 году он производился уже в четырёх комплектациях кузова с разными двигателями: самый маленький двухместный мощностью 5 л.с., четырёхместные с моторами 6, 8 и 12 л.с. Машины приобрели рулевое управление, агрегат устанавливался впереди под защитным кожухом, а рама имела рессорную подвеску с пневматическими резиновыми шинами. В 1907 году под маркой «Peugeot» продавалось половина автомобилей во Франции.

История двигателей Peugeot

Тенденция развития автомобильных моторов Пежо была направлена на разработку новых конструкций газораспределительного механизма, которые должны были кратно повысить мощность при высоком КПД и ресурсе узлов. Опытные образцы агрегатов формировали будущие стандарты для серийных моделей. Так в 1912 году был сконструирован четырёхцилиндровый двигатель для гонок объёмом 7,6 литра с двумя распределительными валами, расположенными сверху (DONS), где на каждый цилиндр приходилось четыре клапана. Конструкцию впервые оснастили коленчатым валом с кулачковым механизмом фаз газораспределения и зубчатым приводом. Картер мотора вместо сухого сделали герметичным, благодаря чему все узлы ГРМ получили постоянное охлаждение и смазку. Эти стандарты до сих пор применяются в современных гоночных и серийных двигателях. В 1914 году на гонке Frеnch Grаnd Prix гоночный автомобиль Пежо с агрегатом этого типа поставил рекорд скорости в 99,5 км/ч.

После первой мировой войны компания начинает разрабатывать дизельные агрегаты для автомобилей. Первый в мире экземпляр легкового автомобиля с дизельным мотором «Peugeot Torpedo» появился в 1921 году, став родоначальником последующих серий французских дизелей на протяжении почти века. Значимые этапы пути:

На сегодняшний день дизельные двигатели под брендом Пежо производятся на дочернем предприятии концерна PSА Pеugeot-Citrоen совместно с компанией Fоrd Mоtоr.

Самое крупное предприятие, выпускающее серии агрегатов DТ, DW и XUD расположено во Франции в городе Треморе. В сутки завод выпускает около 10 000 агрегатов различных версий, только за один 2010 год было произведено 1 608 695 штук.

Модификации и технические характеристики двигателей серии DW10 2.0

Третье поколение двухлитровых дизельных агрегатов PSА DW разрабатывалось специально для автомобилей среднего класса, включая внедорожники, кроссоверы и лёгкий коммерческий транспорт. Выпуск первого двигателя DW 10TD 2.0 состоялся в 1997 году во время слияния дочерних предприятий Pеugeot и Ford. Линейка модификаций на сегодняшний день – 8 версий, каждая из которых имеет свои отличительные особенности и характеристики. Серия DW10 2.0 устанавливалась на следующие марки:

  • Peugeot 308, 407, 508, 608, 3008, 5008, 807, минивэны и фургоны Peugeot Expert, Traveller
  • Citroen Jumpy, Citroen SpaceТourer, C4 Picasso, С5, С6, DC4, Citroen Evasion (1999-2002), Citroen Xantia (1999-2003), C8 (2007-2012)
  • Fоrd: Mоndео, Ford Focus II, S-Mаx, Fоrd Кugа, Gаlаxy
  • Land Rover, Discovery, Freelander
  • Suzuki Grand Vitara (2001-2003)
  • Volvo: C30 (2006-2012), С40 (2004-2012), V50 (2004-2012), V70

Двигатель поколения DW10 – это классический четырёхцилиндровый дизель с верхним рядным расположением клапанной системы типа DONS, системой прямого впрыска топлива «Cоmmоn Rаil» и зубчатым ремнём привода ГРМ. Последующие модификации улучшались за счёт применения новых технологий и изменения показателя крутящего момента в отношении низких оборотов для каждой конкретной задачи. Например, для внедорожника Land Rover необходимо было сохранить большое тяговое усилие, распределив динамику нагрузки на пониженные передачи при возможности повышенной мощности. Для среднего класса лёгких седанов Citroen и кроссоверов Ford – равномерно распределить динамическое усилие для всего диапазона работы мотора (более 300 Н/м при 3000 об/мин). Буквенные символы маркировки двигателей серии DW означают:

  • Т – агрегат оснащён турбонаддувом
  • М – система впрыска топлива сконструирована по принципу «моновпрыск»
  • Е – система ГРМ работает под электронным управлением
  • J – оснащение распределённым впрыском топлива
  • D – непосредственный (прямой) впрыск топлива
  • F – установлен сажевый фильтр типа «FAP»
  • 2 – два клапана на один цилиндр
  • 4 – четыре клапана на один цилиндр
  • А – головка блока цилиндров по технологии «АDVANCED CОMЕT RICАRDО» (конструкция с форкамерой сжатия)
  • Е – камера сгорания по технологии «Extreme Conventional Combustion System» (система экстремального конвекционного смешивания в камере сгорания)

Двигатель поколения DW10

Конструктивные особенности

После внедрения технологических разработок систем электронного распределённого впрыска, питания Common Rail и двойного турбонаддува с интеркулером дизельные двигатели PSA DV и DW по своим показателям мощности, крутящего момента и эффективности в 90-х годах окончательно сравнялись с бензиновыми. Унификация автомобильных агрегатов достигла такого уровня, что для версий бензиновых и дизельных моторов применяют при сборке одни и те же блоки цилиндров. Даже более шумная работа дизеля из-за системы воспламенения топливной смеси под давлением в камере сгорания сегодня сравнялась по уровню с атмосферным.

Инновационные технические решения компании Peugeot позволили сократить потребление топлива ДВС до минимума, сохранив при этом достаточную мощность для оснащения ими кроссоверов и внедорожников среднего сегмента. Все двухлитровые двигатели DW потребляют от 5,4 до 8,5 литров на 100 км в максимальном режиме эксплуатации (смешенный/городской цикл/зима). Ресурс дизелей Пежо составляет от 340 до 470 тысяч километров пробега без капитального ремонта. Такие результаты удалось достичь за счёт некоторых конструкторских находок:

  • Блоки цилиндров двигателей семейства DW имеют в своей конструкции «заплавленные» гильзы из цельного ряда, собранного в батарею из высокопрочной жароустойчивой стали, которая не деформируется под воздействием высоких температур. Сам блок цилиндров находится внутри этой конструкции и выполнен из специального сплава АS7G, который намного легче стального. За счёт такого решения удалось снизить массу агрегата до рекордно низкого показателя – 120 кг.
  • Головка блока цилиндров изготовлена по специально запатентованной технологии компании PSA из особого сплава на основе алюминия 88%, кремния 7%, меди 2% и добавок никеля, цинка и магния. Сплав даёт уменьшение массы в разы в сравнении со своими конкурентами (основной материал головок блока цилиндров – чугун). Он имеет высокую степень защиты от вибрации, что предохраняет корпус от преждевременного разрушения, появления трещин, абсолютную коррозионную защиту и термостойкость.
  • Камера сгорания агрегатов оборудована системой ЕССS – Extreme Conventional Combustion System (моторы с маркировкой Е). Эта система обеспечивает мгновенную конвекцию под давлением топливной смеси с горячим воздухом в камере на молекулярном уровне, при этом топливо отдаёт максимальное количество энергии, сгорая полностью. Работа дизельного двигателя с ЕССS отличается плавным ходом, малой шумностью и стабильностью: конвенциональный поток создаёт плотное постоянное вращение смеси без сбоев.
  • Цилиндропоршневая система имеет дополнительное охлаждение за счёт специальных форсунок, через которое поступает масло прямо к внутренней чашке поршня. Их конструкция выполнена в виде двух кольцевых полостей с каналами для подачи и оттока масла. Это даёт уменьшение массы поршней, защищает от перегрева и увеличивает ресурс с положительной динамикой эффективности и снижения расхода топлива.
  • Конструкция коленчатого вала также имеет малый вес: обычные валы производят литым способом, коленвалы Peugeot изготовлены по ковано-катанной технологии АVT (Anti-Vibration Torsion), запатентованной компанией PSA. Такая технология даёт преимущество в износостойкости, вибропрочности и обеспечивает высокую плавность хода на высоких оборотах двигателя.
  • Турбокомпрессорная система нагнетателя системы «Garret» снабжена керамическим ротором и выдерживает температуру в 1200 °С. Её лёгкий вес способствует быстрому отзыву – турборежим дизеля включается практически мгновенно, динамика разгона по показателям сравнима с бензиновыми агрегатами.

Комбинация разных систем в сочетании с новыми материалами механизмов в двигателях PSA DW даёт возможность улучшать показатели в зависимости от потребностей автомобильного рынка. Так агрегат двухлитровый DW в четвёртом поколении при мощности в 150 л.с. имеет значение крутящего момента 400 Н/м.

Система «Cоmmоn Rаil»

Одной из революционных разработок для дизельных двигателей Peugeot в 90-х годах стала система Cоmmоn Rаil – прямого впрыска топлива с электронным управлением распределения фаз. Всего на дизельных агрегатах существует три типа систем топлива: вихрекамерная, предкамерная (форкамерная F) с разделёнными камерами сжатия и непосредственный прямой впрыск (бескамерная).

Традиционная система, служившая до этого времени, представляла собой механический привод рядного действия и подачи-впрыска смеси в предкамерное пространство, где происходило возгорание под воздействием насоса высокого давления. Такие моторы семейства XUD использовались на протяжении 20 лет. Механизм позже оснастили электронной системой распределения, однако принцип работы остался тот же: в результате потери КПД агрегата могли доходить до 30%, а износ клапанной системы и узлов ГРМ был в два раза выше. Сбои в обычной механической ТНВД приводили к серьёзным поломкам вплоть до заклинивания поршней и полному износу головки блока цилиндров. При малейшем нарушении в регулировке клапанной системы двигатель начинал «троить», происходил быстрый выход из строя всего ГРМ.

 Система «Cоmmоn Rаil»

Разработка системы Cоmmоn Rаil позволило отказаться от форкамеры сжатия, сократив задержку подачи топлива на форсунки под полным электронным управлением с датчиками в общем режиме работы ЭСУД (электронной системы управления двигателем) автомобиля. Впрыск стал полностью прямым на общей рампе распределения через топливную магистраль от насоса высокого давления с контролем показателей датчиков температуры и давления. Главное преимущество Cоmmоn Rаil в том, что работа фаз распределения циклов впрыска не зависит от скорости оборотов коленвала. Всю регулировку распределения, значения давления и обогащения кислородом смеси выполняет электроника на основе данных в общей системе.

Появлению Cоmmоn Rаil в большой степени способствовало ужесточение экологических норм Европейского Союза. Стандарты Евро 2, 3 и дальше повышались, заставляя производителей двигателей искать новое решение проблем.

Эксплуатация и обслуживание

Два основных условия для бесперебойной и долгой работы любого дизельного двигателя – это качество топлива и масла. Семейство дизелей DW 2.0 DHi также требует особенного отношения к выбору масла. Для каждого агрегата рекомендуют заливать определённую марку, плюсом будет то, что расход у французских дизелей небольшой.

При своевременном техническом обслуживании моторы третьего поколения DW могут служить до 500 км пробега. Проблемы возникают из-за некачественного топлива или поломок периферийного оборудования (датчиков, электроники, расходников). Штатные комплектующие топливной системы на автомобилях Пежо Европейской сборки стоят фирмы Bosch. Минус таких систем особенно для российских условий эксплуатации – высокие требования к качеству ДТ.

Среди частых поломок отмечают вход из строя топливного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки, засорение форсунок. При регулярной диагностике и замене топливных фильтров подобных проблем можно избежать, эксплуатация с нарушенным циклом очистки топлива приводит к более серьёзным последствиям: засорение форсунок, образование нагара на клапанах, нарушения регулировки ГРМ и её дальнейший отказ (вплоть до отказа запуска двигателя ЭСУД). В двигателях с системой Common Rail происходит поломка регулятора давления, лямбда-зонда и быстрое засорение фильтра тонкой очистки. Также отрицательно влияет некачественный дизель на турбонагнетатель: потеря мощности двигателя Пежо – первый признак выхода из строя турбины.

Замена зубчатого ремня

При снятии и установке зубчатого ремня на сервисных центрах Peugeot используют следующий специальный инструмент:

- устройство для измерения натяжения ремня - SEEM C.TRONIC (тип 105.5M);

- ключ для проворачивания коленчатого вала - 0117-EZ;

- цепь для подъема и вывешивания - 0102-M;

Снятие зубчатого ремня проводите в следующем порядке:

Предупреждение

Снимите приемную трубу во избежание повреждения гибкого звена (сильфона), не выдерживающего нагрузок на кручение, растяжение или изгиб, которые могут иметь место при демонтаже одного из элементов подвески силового агрегата.

- снимите переднее правое колесо;

- снимите передний правый грязеотражающий экран;

- снимите ремень привода вспомогательных агрегатов;

- снимите подвод от турбокомпрессора;

- снимите защиту картера сцепления;

- зафиксируйте маховик стопором;

- отверните болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов;

- заверните обратно болт без шайбы;

- снимите шкив привода вспомогательных агрегатов при помощи приспособления;

- снимите нижний реактивный рычаг подвески;

Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.42. Фиксирование маховика: 1 - стопор

- проверните коленчатый вал ключом и застопорите маховик при помощи фиксатора 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.43. Снятие деталей в подкапотном пространстве: 1 - расширительный бачок; 2 - топливные трубки; 3 - блок управления; 4 - правая опора двигателя; 5 - упор; 6 - перемычка; 7 - кожух ГРМ

- снимите расширительный бачок 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.44. Снятие зубчатого ремня ГРМ: 1 - приспособление; 2-натажитель; 3 - ролик натяжителя; 4 - зубчатый ремень

- зафиксируйте шкив распределительного вала при помощи приспособления 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.45. Подготовка к установке ремня ГРМ: 1, 3 - ролики; 2 - шкив водяного насоса; 4 - шкив распределительного вала; 5 - болты

Установку зубчатого ремня проводите в следующем порядке:

Предупреждение

Убедитесь, что ролики 1 и 3 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.46. Установка зубчатого ремня ГРМ: 1 - шкив; 2, 5 - ролики; 3 - приспособление; 4 - шкив водяного насоса

- установите ремень на шкив коленчатого вала, зафиксировав ремень при помощи приспособления 3 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.47. Предварительное натяжение зубчатого ремня ГРМ: 1 - прибор-приспособление; 2 - приспособление; 3, 4 - болты; 5 - шкив; А - пролет ремня

- установите приспособление 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.48. Установка опоры двигателя: 1 - гайка; 2 - опора; 3 - болты

- установите подушку опоры 2 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.49. Установка реактивного рычага: 1 - рычаг; 2, 3 - болты

- установите реактивный рычаг 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.50. Снятие деталей в подкапотном пространстве: 1 - защитный кожух; 2 - электронный блок; 3, 4 - трубки

- снимите защитный кожух 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.51. Снятие трубок гидроусилителя рулевого управления: 1 - трубки; 2 - приспособление

- отсоедините и отведите в сторону трубки 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.52. Снятие ремня привода вспомогательных агрегатов: 1 - натяжной ролик; 2 - болты; 3 - ремень; 4 - шкив

- снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, для чего снимите натяжной ролик 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.53. Снятие опоры двигателя: 1 - болты; 2 - проушина; 3 - кожух ГРМ; 4 - опора; 5 - гайка; 6 - прокладка

- отведите в сторону прокладку 6 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.54. Фиксирование маховика: 1 - приспособление

- зафиксируйте маховик двигателя с помощью приспособления 1 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.55. Фиксирование шкива распределительного вала: 1, 2 - болты; 3, 8 - фиксаторы; 4, 9 - шкивы; 5 - ролик; 6 - ремень; 7 - ролик натяжителя

- зафиксируйте шкив распределительного вала при помощи приспособления 8 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.56. Установка зубчатого ремня ГРМ: 1 - ремень; 2 - ролик; 3 - приспособление; 4 - шкив водяного насоса; 5 - ролик натяжителя

- установите ремень на шкив коленчатого вала, зафиксировав ремень при помощи приспособления 3 (Замена зубчатого ремня Peugeot 206

Рис. 4.57. Натяжение ремня ГРМ: 1 - прибор; 2 - болты; 3, 7 - фиксаторы; 4 - приспособление; 5 - гайка; 6 - ролик натяжителя

- установите на ремень прибор 1 (рис. 4.57);

Проследите, чтобы прибор не касался окружающих механизмов.

- проверните ролик 6 натяжителя против часовой стрелки при помощи приспособления 4;

- добейтесь натяжения (106±2) условных единиц SEEM;

- затяните гайку 5 моментом 18 Н·м, не изменяя положения ролика 6;

- снимите прибор 1;

Предупреждение

При отворачивании болтов 2 крепления шкивов 4 и 9 (см. рис. 4.55) убедитесь, что болты 2 (см. рис. 4.57) не упираются в петлицу. В противном случае приступите к повторной установке ремня ГРМ.

- вверните болты 2 до упора в шкивы;

- затяните болты 2 усилием 23 Н·м;

- снимите фиксатор 1 (см. рис. 4.54) и фиксаторы 3 и 8 (см. рис. 4.55);

- проверните коленчатый вал на 8 оборотов в направлении рабочего вращения (по часовой стрелке);

Предупреждение

Ни в коем случае не проворачивайте коленчатый вал в обратном направлении.

Окончательное натяжение зубчатого ремня ГРМ - проводите в следующем порядке:

- установите фиксатор 1 (см. рис. 4.54) и фиксаторы 3 и 8 (см. рис. 4.55);

- ослабьте момент затяжки болтов 2 (см. рис. 4.57);

- ослабьте момент затяжки гайки 5;

- заверните болты 2 от руки, а затем отверните на 1/6 оборота;

- установите прибор 1 на пролет А ремня;

- проверните ролик 6 натяжителя против часовой стрелки при помощи приспособления 4;

- добейтесь натяжения ремня (41±2) условных единиц SEEM;

- затяните гайку 5 моментом 18 Н·м, не изменяя положения ролика 6;

- затяните болты 2 моментом 23 Н·м;

- снимите прибор 1;

- вновь установите прибор 1;

Предупреждение

Если полученная величина натяжения ремня находится за пределами указанных величин, ослабьте натяжение ремня и приступите к повторному натяжению.

- снимите прибор 1 (см. рис. 4.57), фиксатор 1 (см. рис. 4.54) и фиксаторы 3 и 8 (см. рис. 4.55).

Проверку правильности регулировки газораспределительного механизма проводите в следующем порядке:

- проверните коленчатый вал на 2 оборота в направлении рабочего вращения и не проворачивайте в обратном;

- вновь установите фиксатор 1 (см. рис. 4.54);

- проверьте визуально и убедитесь, что отклонения между отверстиями ступиц распределительного вала и ТНВД и отверстиями для их выставления составляют не более 1 мм;

- снимите фиксатор 1.

Завершите установку деталей газораспределительного механизма в следующем порядке:

- установите нижний кожух газораспределительного механизма;

- установите подушку опоры 4 (см. рис. 4.53) двигателя;

- установите детали кожуха газораспределительного механизма;

- заверните гайку 5 (см. рис. 4.53) моментом 45 Н·м;

- заверните три болта 1 моментом 45 Н·м;

- зафиксируйте маховик приспособлением 2 (см. рис. 4.51);

- установите шкив 2 (см. рис 4.52) коленчатого вала;

- заверните болты 4 моментом 10 Н·м;

- установите натяжной ролик 1;

- установите ремень привода вспомогательных агрегатов, как описано выше;

- установить щиток, затянув детали его крепления моментом 19 Н·м;

- остальные узлы и механизмы установите в последовательности, обратной снятию.

Видео про "Замена зубчатого ремня" для Peugeot 206

ПЕЖО 206 меняем ремень грм Замена ремня ГРМ Peugeot 206 Замена ремня ГРМ Пежо/Peugeot 206/306/307/406/806 двигателем 2.0 hdi 8v

Читайте также: