Ремонт двигателя ваз курсовая

Обновлено: 16.05.2024

Организация и технология капитального ремонта двигателя ВАЗ-2114

Капитальный ремонт двигателя, прежде всего, связан с его полной разборкой, диагностикой, ремонтом и металлообработкой его некоторых элементов или заменой деталей. Будь то капремонт двигателя ВАЗ 2114 или любой другой модели ВАЗ, металлообработка может заключаться в шлифовании коленчатого вала, фрезеровании головки блока цилиндров или в хонинговании блока цилиндров. Даже при простой разборке-сборке двигателя всегда необходимо учитывать, что придётся заменять поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши и сальники клапанов.

Содержание работы

Введение. 4
1 Анализ конструктивных технологических особенностей, условия работы. 5
1.1 Принцип работы и схема двигателя. 5
1.2 Техническое обслуживание двигателя. 10
1.3 Основные детали двигателя внутреннего сгорания. 14
1.4 Основные причины возникновения неисправностей. 18
1.5 Технологическая карта неисправностей двигателя. 20
2 Анализ технологических требований на дефектацию, способов установления дефектов и средств контроля. 22
2.1 Оценка технического состояния детали. 22
2.2 Технологическая часть. 22
2.3 Подготовка детали к дефектации. 23
2.4 Дефектация детали (методы и средства дефектации). 24
3 Анализ и выбор способов устранения дефектов детали. 29
3.1 Сварка. 29
3.2 Ремонт и анализ дефектов. 34
3.3 Способы ремонта. 34
4 Разработка технологического процесса ремонта. 38
4.1 Подефектная технология. 39
4.2 Маршрутная технология . 39
4.3 Экономическая часть. 40
5 Нормирование операции технологического процесса ремонта двигателя. 43
5.1 Расчетное времени для восстановления двигателя. 43
Заключение. 45Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PO_REMONTU_AVTO_2107 (Автосохраненный).docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технической эксплуатации и ремонта автомобилей

эксплуатация и ремонт транспортных средств

Организация и технология капитального ремонта двигателя ВАЗ-2114

ОГУ 200503.65 50 13.147 ПЗ

Руководитель работы
канд.техн.наук, доцент:

__________ Кеян Е. Г.

студент гр. 10 СС

_________ Попов К. А.

Данная курсовая работа содержит 51 страницу, в том числе 6 таблиц, 8 рисунков, источника использованной литературы. Графическая часть выполнена на листах формата А3.

В данной курсовой работе проведён анализ капитального ремонта двигателя автомобиля ВАЗ 2114. В результате данной работы были определены возможные дефекты, способы их установления и средства контроля. Произведена разработка технологических процессов дефектации, восстановления и обработки изделий, а также обоснование выбора наиболее рациональных операций, входящих в эти технологические процессы.

1 Анализ конструктивных технологических особенностей, условия работы. 5

    1. Принцип работы и схема двигателя. . . 5
    2. Техническое обслуживание двигателя. . . 10
    3. Основные детали двигателя внутреннего сгорания. . 14
    4. Основные причины возникновения неисправностей. . 1 8
    5. Технологическая карта неисправностей двигателя. . 20

    2 Анализ технологических требований на дефектацию, способов установления дефектов и средств контроля. . . . 22

    2.1 Оценка технического состояния детали. . . . 22

    2.2 Технологическая часть. . . . 22

    2.3 Подготовка детали к дефектации. . . . 23

    2.4 Дефектация детали (методы и средства дефектации). . 24

    3 Анализ и выбор способов устранения дефектов детали. . 29

    3.1 Сварка. . . . . 29

    3.2 Ремонт и анализ дефектов. . . . 34

    3.3 Способы ремонта. . . . 34

    4 Разработка технологического процесса ремонта. . .38

    4.1 Подефектная технология. . . . 39

    4.2 Маршрутная технология . . . . 39

    4.3 Экономическая часть. . . . 40

    5 Нормирование операции технологического процесса ремонта двигателя. . 43

    5.1 Расчетное времени для восстановления двигателя. . 43

    Заключение. . . . . 45Список используемых источников. . . 46

    Приложение А. . . . 47

    Приложение Б. . . . 51

    Введение

    Нередко случается, что двигатель внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля выходит из строя и требует серьёзного вмешательства. В таких случаях капитальный ремонт двигателя – неизбежная вещь, к которой стоит прибегнуть в самые короткие сроки. Если затянуть с этим делом – есть возможность серьёзного повреждения двигателя и его полный выход из строя.

    Капитальный ремонт двигателя, прежде всего, связан с его полной разборкой, диагностикой, ремонтом и металлообработкой его некоторых элементов или заменой деталей. Будь то капремонт двигателя ВАЗ 2114 или любой другой модели ВАЗ, металлообработка может заключаться в шлифовании коленчатого вала, фрезеровании головки блока цилиндров или в хонинговании блока цилиндров. Даже при простой разборке-сборке двигателя всегда необходимо учитывать, что придётся заменять поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши и сальники клапанов.

    В данной курсовой работе рассматривается двигатель ВАЗ 2114. При рассмотрении задания были поставлены следующие цели:

    - охарактеризовать данную деталь с точки зрения конструктивных особенностей, назначения, условия работы, технологии изготовления;

    - оценить техническое состояние данной детали, а в частности проанализировать технические условия на дефекацию, подготовку детали к дефекации, методы и средства дефекации;

    - проанализировать способы ремонта данной детали;

    - разработать технологическую схему ремонта данной детали;

    - нормировать технологический процесс;

    - рассчитать экономическую эффективность технологического процесса.

    1 Анализ конструктивных технологических особенностей, условия работы

    1.1 Принцип работы и схема двигателя

    Современный автомобиль, чаще всего, приводится в движение двигателем внутреннего сгорания. Таких двигателей существует огромное множество. Различаются они объемом, количеством цилиндров, мощностью, скоростью вращения, используемым топливом (дизельные, бензиновые и газовые ДВС). Но, принципиально, устройство двигателя внутреннего сгорания, похоже. На автомобилях используются четырёхтактные двигатели. Четырехтактным двигатель называется из-за того, что его работу можно разделить на четыре, равные по времени, части. Поршень четыре раза пройдет по цилиндру – два раза вверх и два раза вниз. Такт начинается при нахождении поршня в крайней нижней или верхней точке. Это называется верхняя мертвая точка (ВМТ) и нижняя мертвая точка (НМТ).

    Рисунок 1 – Первый такт

    Первый такт, он же впускной, начинается с ВМТ (верхней мертвой точки). Двигаясь вниз, поршень всасывает в цилиндр топливовоздушную смесь. Работа этого такта происходит при открытом клапане впуска. Кстати, существует много двигателей с несколькими впускными клапанами. Их количество, размер, время нахождения в открытом состоянии может существенно повлиять на мощность двигателя. Есть двигатели, в которых, в зависимости от нажатия на педаль газа, происходит принудительное увеличение времени нахождения впускных клапанов в открытом состоянии. Это сделано для увеличения количества всасываемого топлива, которое, после возгорания, увеличивает мощность двигателя. Автомобиль, в этом случае, может гораздо быстрее ускориться.

    Рисунок 2 – Второй такт

    Следующий такт работы двигателя – такт сжатия. После того как поршень достиг нижней точки, он начинает подниматься вверх, тем самым, сжимая смесь, которая попала в цилиндр в такт впуска. Топливная смесь сжимается до объемов камеры сгорания. Что это за такая камера? Свободное пространство между верхней частью поршня и верхней частью цилиндра при нахождении поршня в верхней мертвой точке называется камерой сгорания. Клапаны, в этот такт работы двигателя закрыты полностью. Чем плотнее они закрыты, тем сжатие происходит качественнее. Большое значение имеет, в данном случае, состояние поршня, цилиндра, поршневых колец. Если имеются большие зазоры, то хорошего сжатия не получится, а соответственно, мощность такого двигателя будет гораздо ниже. Компрессию можно проверить специальным прибором. По величине компрессии можно сделать вывод о степени износа двигателя.

    Рисунок 3 – Третий такт

    Третий такт – рабочий, начинается с ВМТ. Рабочим он называется неслучайно. Ведь именно в этом такте происходит действие, заставляющее автомобиль двигаться. В этом такте в работу вступает система зажигания. Почему эта система так называется? Да потому, что она отвечает за поджигание топливной смеси, сжатой в цилиндре, в камере сгорания. Работает это очень просто – свеча системы дает искру. Справедливости ради, стоит заметить, что искра выдается на свече зажигания за несколько градусов до достижения поршнем верхней точки. Эти градусы, в современном двигателе, регулируются автоматически «мозгами» автомобиля. После того как топливо загорится, происходит взрыв – оно резко увеличивается в объеме, заставляя поршень двигаться вниз. Клапаны в этом такте работы двигателя, как и в предыдущем, находятся в закрытом состоянии.

    Рисунок 4 – Четвёртый такт

    Четвертый такт работы двигателя, последний – выпускной. Достигнув нижней точки, после рабочего такта, в двигателе начинает открываться выпускной клапан. Таких клапанов, как и впускных, может быть несколько. Двигаясь вверх, поршень через этот клапан удаляет отработавшие газы из цилиндра – вентилирует его. От четкой работы клапанов зависит степень сжатия в цилиндрах, полное удаление отработанных газов и необходимое количество всасываемой топливно-воздушной смеси.

    После четвертого такта наступает черед первого. Процесс повторяется циклически. А за счет чего происходит вращение – работа двигателя внутреннего сгорания все 4 такта, что заставляет поршень подниматься и опускаться в тактах сжатия, выпуска и впуска? Дело в том, что не вся энергия, получаемая в рабочем такте, направляется на движение автомобиля. Часть энергии идет на раскручивание маховика. А он, под действием инерции, крутит коленчатый вал двигателя, перемещая поршень в период «нерабочих» тактов.

    Рассмотрев принцип работы двигателя становится ясно, что наиболее быстро изнашиваются поршневые кольца, поршни, цилиндры, клапаны, коленчатый вал, шатунные и коренные подшипники коленчатого вала.

    В процессе эксплуатации автомобилей за двигателями ведется постоянный контроль, тщательное обслуживание, словом, уделяется им максимум внимания, и все же первыми из всех агрегатов они выходят из строя. Это объясняется тем, что детали двигателя подвержены активному химическому и механическому воздействию и нагружены значительными усилиями. На износ поршневых колец, канавок поршня, цилиндров, шеек коленчатого вала, клапанов и других деталей оказывают влияние многие факторы. Некоторые из них, например температура, при благоприятных обстоятельствах оказывают умеренное влияние и, наоборот, при неблагоприятных обстоятельствах ускоряют изнашивание деталей в несколько раз. Срок службы детали в первую очередь зависит от качества материала, из которого она изготовлена, ее термической и механической обработки точности сборки машины и от других конструктивных и производственных факторов.

    Практика показывает, что при одних и тех же конструктивных данных и одинаковых производственных условиях изготовления решающее влияние на срок службы деталей оказывают условия эксплуатации, в частности режимы работы машин. Так, при работе двигателей важнейшие факторы, влияющие на изнашивание деталей, — это абразивная среда, число пусков и остановок, температурный и нагрузочный режимы, вибрация и деформация деталей.

    Дорожные и климатические условия и резкое различие режимов полевых и транспортных работ обусловливают частое изменение скоростей и длительное применение пониженных передач с высокой степенью использования большого крутящего момента, что приводит к резкому изменению температурного и нагрузочного режимов работы двигателя.

    Ниже на рисунке 5 показана подробная схема двигателя ВАЗ 2114.

    Рисунок 5 – Схема двигателя ВАЗ 2114

    1 - коленчатый вал; 2 - крышка первою коренного подшипника; 3 - шкив привода распределительного вала; 4 - шкив привода генератора; 5 - передний сальник коленчатого вала; 6 - масляный насос; 7 - шатун; 8 - передняя защитная крышка зубчатого ремня; 9 - поршень; 10 - впускной клапан; 11 - выпускной клапан; 12 - ремень привода распределительного вала; 13 - шкив распределительного вала; 14 - задняя защитная крышка зубчатого ремня; 15 - сальник распределительного вала; 16 - передний корпус подшипников распределительного вала: 17 - распределительный вал; 18 - сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 19 - крышка головки цилиндров; 20 - крышка маслоотделителя; 21 - задний корпус подшипников распределительного вала; 22 - эксцентрик привода топливного насоса; 23 - датчик-распределитель зажигания; 24 - корпус вспомогательных агрегатов; 25 - отводящий патрубок рубашки охлаждения; 26 - свеча зажигания; 27 - головка цилиндров; 28 - блок цилиндров; 29 - держатель с задним сальником коленчатого вала: 30 - маховик: 31 - кронштейн с опорой передней подвески двигателя; 32 - силовой агрегат (двигатель с коробкой передач и сцеплением); 33 - кронштейн с опорой левой подвески двигателя; 34 - кронштейн с опорой задней подвески двигателя; 35 - опора передней подвески двигателя; 36 - кронштейн передней подвески двигателя; 37 - масляный картер; 38 - указатель уровня масла; 39 - пробка отверстия для слива масла из картера; 40 - кронштейн левой подвески двигателя; 41 - опора левой подвески двигателя; 42 - кронштейн задней подвески двигателя; 43 - опора задней подвески двигателя.

    Ремонт двигателя ВАЗ-21083

    Введение………………………………………………………………. 4
    1. Исследовательская часть……………………………………………………. 5
    2. Технологическая часть………………………………………………………. 7
    2.1. Особенности конструкции двигателя ВАЗ-21083………………………….7
    2.2. Ремонт двигателя…………………………………………..………………..13
    3. Организационная часть………………………………………………….……17
    4. Конструкторская часть……………………………………………………….18
    5.Экономическая часть……………………………………………….………. 19
    6. Охрана труда и окружающей среды………………………………………. 24
    6.1. Охрана окружающей среды…………………………………..……………24
    6.2. Техника безопасности………………………………………………………25
    Заключение………………………………………………………………….…. 29
    Список используемой литературы……………………………………………. 30
    Приложения……………………………………………………. ………………31

    В настоящее время в России, как и вовсе мире автомобилейстановиться все больше и больше. До сих пор на них устанавливаются поршневые двигатели внутреннего сгорания, конструкция которых изначально не совершенно: достаточно низкий КПД, большие внутренние потери энергии, в частности механические потери на трение. Наибольшие потери на трения приходятся на целиндропоршневую группу, коренные шатунные шейки коленвала и распредвала. Эти части больше всегоизнашиваются в процессе эксплуатации, усугубляют ситуацию некачественное топливо и смазочные материалы, несвоевременное и некачественное проведение технического обслуживания и регулировок. Отдельно можно отметить производственные факторы, влияющие на долговечность работы двигателя: качества запасных частей и соблюдения технологии сборки.
    Все эти выше перечисленные факторы приводят к преждевременному выходу изстроя двигателя и автомобиля в целом. Нередкие случаи отказы двигателя в течение первых 10…15 тыс. км. пробега. В среднем двигатель ВАЗ-2108 требует капитального ремонта через 125 тыс. км. Ходовая, трансмиссия и кузов автомобиля в еще приличном состоянии, а двигатель не обеспечивает регламентируемой мощности и экономичности, сильно дымит и расходует масло.
    В своем дипломном проекте я рассматриваютехническое обслуживание и ремонт двигателя ВАЗ-2108.

    1. Исследовательская часть

    Диагностика двигателя показала, что необходим капитальный ремонт с расточкой блока цилиндров под ремонтный размер и шлифовкой шеек коленвала. Технологический процесс ремонта двигателя я рассмотрю на основе деятельности автосервиса ООО «Фаэтон», на котором я проходил производственную практику. Предприятие находится по адресуг. Раменское, ул. Вокзальная, д. 17. Генеральный директор ООО «Фаэтон» Котельников В.Г. Месторасположение предприятия достаточно удачное, рядом с железной дорогой и станцией Раменское.
    Территория автосервиса охраняемая, огорожена забором с контрольно-пропускным пунктом, на ней находятся платная стоянка, автомойка, электротехнический участок, моторный участок, кузовной участок, и 2 универсальныхучастка (см. приложение 1).
    На автомойке выполняется весь комплекс уборочно-моечных работ, включая предпродажную подготовку. А также здесь производят технологическую мойку демонтированных крупных узлов и агрегатов, в нашем случае двигателей.
    На электротехническом участке выполняются работы по зарядке аккумуляторов, диагностике и ремонту генераторов, стартеров, установка сигнализаций и автомагнитол,ремонт и регулировка оптики, диагностику и ремонт инжекторных систем питания.
    На моторном участке выполняют работы по диагностике и ремонту двигателей. Имеется возможность проводить работы как непосредственно на автомобиле, так и демонтировать двигатели. Возможен полный капитальный ремонт, но расточка блоков цилиндров и шлифовка коленвалов проводится по договору в ОКБ «Механика».
    На кузовномучастке проводятся жестяницкие и сварочные работы. На универсальных участках делают все доступные работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, производят демонтаж крупных узлов, и т.д.
    Основные клиенты этого автосервиса приезжают утром на машине до станции Раменское, ставят ее на платную стоянку и пересаживаются на скоростной поезд до.

    «Ремонт автомобилей и двигателей»

    Ударные, вибрационные знакопеременные нагрузки. Скручивание, изгиб.

    Моторное масло, масляная ванная.

    Трение скольжения и каченя

    Различныеот 30° С

    Воздействие ГСМ, картерных газов

    НRС около 50

    Относительное удлинение 2%

    Высокопрочный чугун получается из серого чугуна путем присадки 0,3 - 1,2% магния.

    Магний способствует выделению графита в виде шаровидных включений, а также уменьшает количество серы и газов в металле, очищает и улучшает чугун.

    1.2.3 Выбор рациональных способов восстановления детали и установочных баз

    Наименование операции, содержание переходов.

    Нанесение наплавочной проволоки.

    Шлифование Наплавка Шлифование Полировка

    Наружные цилиндрические поверхности

    Нанесение гальванического покрытия ( хромирование)

    Шлифование Хромирование Полировка

    Наружная цилиндрическая поверхность

    1.3 Разработка маршрута ремонта детали, выбор режущего и измерительного инструмента

    Станок шлифовальный 3М131

    Патрон4-х кулачковый люнет

    КругПВД 24 А40НСМК8

    Микро-метр МК0-300, 0,01 (ГОСТ6507-81)

    Наплавка с последующей закалкой ТВЧ

    Установка «Ремдеталь» 011-1-02 и ОКС-12296-ГОСНИТИ

    Наплавочное устройство проволки Нп-30ХГСА

    МикрометрМК 0-300, 0,01 (ГОСТ6507-81)

    Станок шлифовальный 3М131

    Патрон 4-х кулачковый люнет

    КругПВД 24 А40НСМК8

    Микрометр МК0-300, 0,01 (ГОСТ6507-81)

    Гальваника с последующейполировкой

    Ванна для хромирования

    Призмы для проверки

    1.3.1 Разработка операций

    Краткое содержание операции

    Износ коренных шеек более 49,75мм

    Нанесение наплавочной проволки Нп-30ХГСА

    Наплавка с последующей закалкой шеек ТВЧ

    Нанесение слоя металла на шейку до 51,79мм

    Шлифовать шейку до 50,3мм

    Нанесение гальванического покрытия (хромирование)

    Ремонт двигателя автомобиля

    Большое количество деталей автомобилей и агрегатов, поступающих в ремонт, в результате износа, усталости материала, механических и коррозионных повреждений утрачивают свою работоспособность. Однако лишь некоторые из этих деталей наиболее простые и недорогие в изготовлении утрачивают работоспособность полностью и требуют замены. Большинство деталей имеет остаточный ресурс и может быть использовано повторно после проведения сравнительно небольшого объёма работ по их восстановлению.

    Восстановление деталей имеет большое народнохозяйственное значение. Стоимость восстановления деталей значительно ниже стоимости их изготовления. Затраты на восстановление деталей даже в условиях современных небольших авторемонтных предприятия составляют в зависимости от конструктивных особенностей и степени изношенности деталей 10…50% от стоимости новых деталей. При этом чем сложнее деталь и, следовательно, чем дороже она в изготовлении, тем ниже затраты на её восстановление.

    При восстановлении деталей сокращаются также расходы, связанные с обработкой деталей, так как при этом обрабатываются не все поверхности деталей, а лишь те, которые имеют дефекты.

    Значение восстановления деталей состоит также в том, что оно позволяет уменьшить потребности в производстве запасных частей. При восстановлении деталей достигается наибольшая экономия в расходовании сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов. Особенно велико значение восстановления деталей в сокращении расхода металлов. Восстановление деталей позволяет также значительно сократить расходы энергетических и трудовых ресурсов.

    1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ-21083, УСЛОВИЯ РАБОТЫ ДЕТАЛИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ

    В нижней головке шатуна имеется отверстие диаметром мм под вкладыши подшипников, в верхней головке отверстие диаметром мм под бронзовую втулку. Внутренняя поверхность втулки окончательно обработана до диаметра после запрессовки в отверстие верхней головки шатуна, при этом колебание размера для одного шатуна должно быть не более 0,004 мм.

    Шатун работает в очень сложных условиях. Это обусловлено кинематикой работы кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Сам стержень шатуна подвергается резким ударным нагрузкам, как на растяжение, так и на сжатие. Верхняя часть шатуна работает в среде с повышенным температурным режимом, поэтому верхняя головка шатуна (бронзовая втулка) чаше выходит из строя. Нижняя головка шатуна работает в среде с температурным режимом значительно меньшим, чем в верхней её части. Однако из-за вытягивания шатунных болтов, а также из-за перегрева двигателя, определённая часть шатунов имеет дефект проворот вкладышей.

    В процессе эксплуатации двигателя у шатунов возникают следующие неисправности:

    1. износ верхней головки шатуна;
    2. проворот шатунных вкладышей;
    3. проворот верхней втулки шатуна;
    4. изгиб и скручивание шатуна;
    5. вытягивание резьбы.

    Шатуны с указанными выше неисправностями восстанавливаются. Технологический процесс восстановления шатуна будет подробно рассмотрен в третьем разделе настоящей пояснительной записки.

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КОНТРОЛЬ-СОРТИРОВКУ ШАТУНА

    Дефектацию шатуна производят на основании технических условий, составленных в виде карт, в которых указываются общая характеристика детали (материал, термическая обработка, твёрдость и основные размеры), способы обнаружения дефектов, допустимые размеры без ремонта, предельные размеры и способы ремонта. Технические условия на дефектацию и ремонт шатуна представлены в табл. 1.

    При дефектовке параметров шатуна проверяют 100% деталей; выборочный контроль недопустим. В процессе контроля все детали разделяют на: годные к использованию без ремонта, требующие ремонта негодные, т.е. подлежащие выбраковке. На годных без ремонта деталях ставят кислотное клеймо годности или их помечают краской зелёного цвета. Детали, требующие ремонта, метят в жёлтый цвет, а выбракованные в красный.

    Контроль деталей выполняют в определённой последовательности. В первую очередь проверяют износы и неисправности, по которым чаще всего выбраковывают деталь. При контроле деталей наружным осмотром следует избегать субъективной оценки их годности. Для этой цели нужно использовать детали с аналогичными дефектами, утверждёнными как эталоны, с которыми дефектовщик сравнивает контролируемую деталь.

    3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШАТУНА

    Технологический процесс восстановления детали зависит от оснащённости ремонтной базы необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами (мерительным и технологическим). Для качественной разработки технологического процесса необходимо иметь ремонтный чертёж и технические условия на дефектацию и ремонт восстанавливаемой детали.

    3.1 ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    При разработке технологического процесса восстановления шатуна предусматривается подбор или расчёт оборудования основного производства и подъёмно-транспортного оборудования.

    Оборудование основного производства предназначено для непосредственного выполнения работ, связанных с восстановлением шатунов, а подъёмно-транспортное оборудование для выполнения подъёмно-транспортных работ по перемещению деталей в контейнерах на посты их восстановления.

    Оборудование основного производства рассчитывается в зависимости от годового объёма работ, а некоторая часть его подбирается по табелям и каталогам исходя из условий тактической необходимости выполнения определённых операций по восстановлению детали.

    Согласно выданного задания на курсовое проектирование предусматривается не расчёт, а лишь подбор необходимого технологического оборудования, поэтому ниже приведен его перечень:

    1. стол дефектовочный;
    2. стол слесарный;
    3. пресс гидравлический, мод.2135-1М;
    4. станок горизонтальный алмазно-расточной, мод.2712В;
    5. станок вертикально-хонинговальный, мод.3Г833;
    6. оправка цеховая, мод.9695P-101;
    7. приспособление для выпрессовки, мод.9612Р-025;
    8. приспособление для предварительного крепления болтов шатуна, мод.9694-1014;
    9. приспособление для затяжки болтов шатуна, мод.9116-200;
    10. приспособление для шлифования торцов шатуна, мод.9679Р-001;
    11. приспособление для расточки отверстий шатуна, мод.9675Р-0002;
    12. приспособление для хонингования, мод.9679Р-007;
    13. хонинговальная головка, мод.9494-037;
    14. патрон, мод.9494-07;
    15. приспособление контрольное, мод.9691-2170.
    1. резец специальный, мод.9673-103.

    Инструмент измерительный и контрольный:

    3.2ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШАТУНА

    Технологический процесс восстановления шатуна устанавливает следующую наиболее выгодную последовательность операций:

    1. операция 005 выпрессовка втулки верхней головки шатуна;
    2. операция 010 расточка верхней головки шатуна под ремонтную втулку;
    3. операция 020 запрессовка ремонтной втулки;
    4. операция 025 расточка ремонтной втулки под номинальный размер;
    5. операция 030 контрольная;
    6. операция 035 расточка нижней головки шатуна под ремонтный размер;
    7. операция 040 контрольная;
    8. операция 045 хонинговка нижней головки шатуна;
    9. операция 050 контрольная;
    10. операция 055 полировка кромки масляного канала;
    11. операция 060 контрольная;
    12. операция 065 калибровка резьбы;
    13. операция 070 контрольная.

    Рассмотрим каждую операцию в отдельности и выполним расчёт режимов обработки.

    ОПЕРАЦИЯ 005 ВЫПРЕССОВКА ВТУЛКИ

    Этой операцией предусматривается выпрессовка изношенной втулки верхней головки шатуна.

    Пресс гидравлический, мод.2135-1М.

    Оправка цеховая, мод.9695Р-101.

    Усилие выпрессовки определяется по формуле:

    гдеf = 0,12 коэффициент трения на контактной поверхности, зависящий от шероховатости поверхности, смазки, величины удельного давления и других факторов;

    Проектирование технологического процесса капитального ремонта двигателя ВАЗ 2106 2

    Пример готовой курсовой работы по предмету: Транспортные средства

    Содержание

    1. Проектирование технологического процесса ремонта 3

    1.1. Краткое описание устройства, назначение, техническая характеристика 3

    1.2. Разработка структурной схемы объекта ремонта 4

    1.3. Разработка тех. маршрутов ремонта двигателя ВАЗ-2106 5

    1.4. Разработка технологического процесса ремонта агрегатов двигателя 6

    1.4.1 Блок цилиндров 6

    1.4.2. Поршни и шатуны 8

    1.4.3. Коленчатый вал 12

    1.4.5. Головка цилиндров и клапанный механизм 18

    1.4.6. Распределительный вал и его привод 24

    1.5 Выбор способа ремонта 28

    2. Выбор основных параметров авторемонтного предприятия 30

    2.1. Расчет трудоемкости и объемов работ авторемонтного предприятия 30

    2.2. Расчет режимов времени и режимов работы предприятия 32

    2.3. Расчет количества рабочих и штата предприятия 33

    2.4. Выбор и обоснование производственной структуры ремонтного предприятия 35

    2.5. Расчет площади ремонтного предприятия 38

    3. Проектирование участка 44

    3.1. Краткое описание и характеристика участка 44

    3.2. Расчет и выбор оборудования 44

    3.3. Уточненный расчет площади участка 46

    3.4. Выбор и обоснование схемы планировки участка 47

    3.5. Организация охраны труда на участке 48

    Список использованной литературы 53

    Выдержка из текста

    В настоящее время количество находящихся в эксплуатации автомобилей, грузооборот перевозимых ими товаров и пассажиров непрерывно увеличивается. Это обусловлено ростом их использования в самых разных областях народного хозяйства, а так же при решении специальных задач по поддержанию обороноспособности государства.

    При этом автомобиль, как и любая другая техника, для поддержания в рабочем состоянии и обеспечения надежной эксплуатации должен проходить периодические плановые ремонтные мероприятия.

    Их необходимость объясняется тем, что при эксплуатации автомобиля происходит постоянный износ его агрегатов. Каждая поездка – это воздействие на конструкцию автомобиля различных перегрузок, вибрации, сил трения, внешних природных факторов – влаги, воздуха и пр.

    Таким образом, через определенное количество времени (или под действием нагрузок, превышающих максимально допустимый предел) износ отдельных узлов автомобиля превысит критическую величину и произойдет поломка. Для предотвращения этого и производится комплекс мер по восстановлению автомобиля до состояния, при котором критические параметры будут находится в заданных пределах, обеспечивающих его надежную эксплуатацию.

    Семейство автомобилей ВАЗ-2106 являлось одним из самых массовых отечественных легковых автомобилей. Надежность, простота в эксплуатации, неприхотливость, принесли ему широкую популярность среди автолюбителей, что и обусловило столь длительное время выпуска – с 1976 по 2006 год.

    Несмотря на то, что сейчас этот автомобиль уже снят с производства, большое количество эксплуатируемых машин делает вопрос капитально-восстановительного ремонта его двигателя крайне актуальным.

    Список использованной литературы

    2. ВАЗ-2106. Руководство по техническому обслуживнаию и ремонту. М.: За рулем, 2006.

    5. Справочник технолога авторемонтного производства [Текст]

    10. Шахнес, М.М.Оборудование для ремонта автомобилей. – Москва: Транспорт, 1978.

    МОУ СПО УрГЗУ имени Демидовых

    Размер экономически целесообразной партии при нормировании каждой операции процесса восстановления детали.

    ∑ Тп. з.- Сумма подготовительно – заключительного времени на партию.

    ∑ Тш. т. – Сумма штучного времени на деталь по всем операциям.

    К – коэффициент, зависящий от серийности производства.

    Х = 66 ∕( 0,08 ∙ 59,93) = 14 шт.

    1.2 Разработка технологического процесса восстановления детали

    1.2.1 Исходные данные

    1.2.1.1 Особенности конструкции детали

    - Материал: высокопрочный чугун ВЧ-60-2

    -Шероховатость ремонтных поверхностей и точность их обработки:

    а) Ø 50,27 мм Ra =0,25 мкм

    б) Ø 80мм Ra = 0,25 мкм

    а) Для восстановления Ø50,27мм будет служить Ø 49,75мм

    б) Для восстановления Ø 80 мм будет служить Ø79,8 мм

    -Класс детали: круглые стержни.

    1.2.1.2 Условия работы детали при эксплуатации

    Трение скольжения и каченя

    Различныеот 30° С

    1.2.2 Механические свойства материала детали, химический состав

    Высокопрочный чугун ВЧ 60-2.

    Временное сопротивление разрыву – 40 - 60 кГ/мм²

    Условный предел текучести при растяжении – 42 кГ/мм²

    Относительное удлинение 2%

    Высокопрочный чугун получается из серого чугуна путем присадки 0,3 – 1,2% магния.

    Магний способствует выделению графита в виде шаровидных включений, а также уменьшает количество серы и газов в металле, очищает и улучшает чугун.

    1.2.3Выбор рациональных способов восстановления детали и установочных баз

    Износкоренныхшеек более Ø49,75 мм

    Износдиаметрапод сальник более Ø79,8мм

    1.3Разработка маршрута ремонта детали, выбор режущего и измерительного инструмента

    Наплавка с последующей закалкой ТВЧ

    Установка«Ремдеталь»011-1-02 и ОКС-12296-ГОСНИТИ

    1.3.1Разработка операций

    Износ коренных шеек более 49,75мм

    Нанесение наплавочной проволки Нп-30ХГСА

    Шлифовать шейку до Ø48,33мм

    Наплавка с последующей закалкой шеек ТВЧ

    Нанесение слоя металла на шейку до 51,79мм

    Шлифовать шейку до 50,3мм

    Пастой ГОИ рабочего чертежа до Ø50,27(2рем)

    Измерить ØШейки Ø50,27ммRа=0,25мкм

    Износ диаметра под сальник Ø79,8мм

    Нанесение гальванического покрытия (хромирование)

    Шлифовать шейку по всей пл-ди, Ø79,8мм

    Нанесение слоя электро летического хрома толщиной 0,3мм на шейку до Ø80,1мм

    Пастой ГОИ 3…5мин до Ø80мм

    ИзмеритьØ под сальник Ø80мм Rа=0,16мкм

    1.3.2 Исходные данные

    - Наименование: коленвал двиг-ля ВАЗ-2112

    -Термообработка: закалка шеек ТВЧ НRС 50-60

    - Материал: высокопрочный чугун ВЧ-60-2 НВ-197-269

    а) Круглошлифовальный станок 3М131

    б) Ванна для хромирования

    в) Установка электроконтактной наплавки «Ремдеталь» 011-1-02 и ОКС-12296-ГОСНИТИ-для шеек валов.

    а) Коренных шеек – Ø50,27мм(2рем)

    б)Диаметр под сальник- Ø80мм Rа=0,16мкм

    - Размер производственной партии-14 шт

    - Тип и материал рабочего и измерительного инструмента:

    а) Круг шлифовальный ПВД24

    б) Проволка для наплавки Нп-30ХГСА

    в) Полировочная паста ГОИ

    г)Микрометр МК-0-300; 0,01 ГОСТ 6507-71

    1.3.3 Определение припусков на обработку

    1.Шлифовальная: шлифовать коренные шейки с последующей полировкой. Поверхность в размерØ50,27-1,52

    2.Хромирование: нанесениетолщины хрома 0,3мм с последующей полировкой 3…5мин.Поверхность в размерØ80-0,2

    1.3.4 Расчет режимов обработки и норм времени

    1.3.4.1Шлифование

    1. Поперечная подача на один оборот детали
    1. Скорость вращения обрабатываемой детали

    t = 1,5мм – глубина шлифования

    Vd =( 0,27 · 51,79 0,3 )/( 10 0,5 · 1,5 1 · 0,55 1 ) =47,6м/мин

    n = (1000 · Vd) /( П · D) = (1000 · 47.6 )/ (3,14 · 51,79) = 374об/мин

    1. Эффективная мощность при шлифовании

    Nэ = Сn · Vd n · t х · S у · D q

    Сn = 1,4х =0,85q = 0

    Nэ = 1,4 · 47,6 0,75 · 1,5 0,85 · 35 0,7 · 51,79 0 = 0,3 кВт

    1. Мощность двигателя станка

    Мощность на шпинделе Nшп = 6 кВт

    í = число проходовí = в / t = 0,25/0,01 = 25

    К = 1,7 – корректирующий коэффициент.

    Подготовительно – заключительное время

    Тпз1 = 10мин – установка в самоцентрирующемсяпатроне

    Тпз2 = 6мин -замена круга

    Время на обслуживание рабочего места

    1.3.4.2Хромирование

    Зачистка покрывающих поверхностей наждачной бумагой

    Смонтировать деталь на подвеску

    Изоляция поверхностей не подвергающихся покрытию

    Снятие с подвески

    Б – толщина слоя – 0,3мм=0,03см

    у – плотность покрытия – 6,9г/см 3

    С – электрохимический эквивалент – 0,324г/Ач

    ДК – плотность тока – 50-75

    г/те – выход металла по току – 15%

    2.Тв = 4,45мин – вспомогательное время

    3. Оперативное время

    4. Дополнительное время

    Тдоп = 38,45 · 0,5% / 100% = 0,19мин

    К4 – коэффициент использования ванн – 0,8

    Пд – количество деталей – 1

    Кí – коэффициент подготовки закл. Работ – 1,16

    1.3.4.3Наплавочная

    1. Скорость подачи (S). S = 2,4 мм/об
    2. Частота вращения детали (n)

    N =1000 · Vн / ПD =6,1 об/мин.

    D =51,79 мм – диаметр детали после наплавки

    Vн – скорость наплавки

    1. Скорость наплавки.

    D = 2мм – диаметр проволоки Нп-30ХГСА

    S = 2,4 подача проволоки на 1 оборот детали.

    T =2,5мм – толщина наплавочного слоя.

    к = 0,9 – коэффициент нанесения металла на поверхность

    а = 0,99 – коэффициент неполноты наплавочного слоя.

    Vпр = 2,04м/мин – скорость подачи проволоки.

    4.Qрм – объем расплавления металла

    Qрм = Gрм /6,4см 3 /мин = 8,5гр/см 2

    Gрм – масса расплавленного металла

    I = 0,785 · d 2 · Да = 251,2А.

    Да = 80А/мм 2 – плотность тока

    d – диаметр проволоки.

    6. Число проходовí = 1

    1. Вспомогательное время (Тв).Тв = 1мин.

    2. Основное время (Тосн)

    Тосн =L · í / n · S = 13,3 / 200 · 2,42 = 0,02

    3Оперативное время(Топ). Топ = 0,02 + 1 = 1,02мин.

    1. Дополнительное время (Тдоп).Тдоп = (Топ · 15%) / 100 =0,15мин
    2. Подготовительно-заключительное время(Тпз)

    Тпз = 25/1 = 25мин

    Тш = Тосн +Тв (Тпз/П) = 2.31мин

    1.3.4.4Контрольная

    1. Вспомогательное время (Тв)

    Тв = 0,8мин ,Тпоп = 0,2мин

    1. Оперативное время. (Топ)

    Тпоп = 0,8 + 0,2 =1 мин

    3. Дополнительное время, (Тдоп)

    Тдоп = Топ ·6% / 100% = 1 · 6 / 100 = 0,06мин

    4.Подготовительно- заключительное время (Тпз)

    5.Штучное время (Тшт)

    Тшт = Тв + Топ + Тдоп = 1,06

    2. Организация рабочих мест и техника безопасности

    Рабочие места при восстановлении деталей, должны быть оснащены:

    - контрольной и правочной плитой;

    - устройствами для хранения и размещения технологической документации и мерительного инструмента;

    - в ящиках верстака, в фиксированных местах весь слесарный необходимый инструмент;

    Рабочее место станочника должно иметь:

    - стеллаж или контейнер для деталей;

    - планшет или подставка для технической документации;

    Техника безопасности при использовании электроинструмента:

    - должна быть обеспечена исправность инструмента;

    - выполнение работ с электроприборами осуществлять на резиновом коврике, или деревянном трапе;

    - для предупреждения поражения электрическим током все оборудование должно быть заземлено;

    - электроустановки, электрооборудование и проводку разрешается ремонтировать только после отключения от сети.

    - останавливать деталь руками;

    - придерживать обрабатываемую деталь руками;

    - работать без ограждений;

    - выполнять операции с приводными ремнями на ходу;

    - оставлять ключ в патроне;

    - работать без рукавиц и головного убора;

    - без защитных очков;

    - работать в одежде с широкими рукавами;

    - оставлять обтирочный материал вблизи электроприборов;

    - убирать стружку руками.

    Требования к гальваническим участкам: помещения должны быть отделеныот остальных цехов сплошными стенами или перегородками, доведенными до перекрытия здания; высота помещения – не меньше 5 м; пол должен быть покрыт метлахской плиткой по асфальту или кослотоупорному цементус уклоном 1 : 150 в сторону канализационного трапа; стены должны быть высотой 1,5…2 м и облицованы керамической плиткой или окрашивают масляной краской; наличие естественного и искусственного освещения; температура воздуха в зимнее время 17…22ºС, влажность – не более 75%

    Для удаления паров, газов, пыли и создания нормальных условий труда необходимо оборудовать участки мощной приточно-вытяжной вентиляцией.Приточно- вытяжная вентиляция должна быть исправной, ее разрешается включать не позже чем за 15мин до начала работы, а выключать не раньше чем через 15мин после окончания смены.

    Ванны, выделяющие вредные вещества, по окончании работы следует закрывать крышками.

    Штанги, подвески и аноды следует чистить только мокрым способом, смачивая металлические щетки или шлифовальное полотно водой, так как пыль цветных металлов ядовита и вдыхание ее может вызвать отравление.

    Подъемно-транспортное оборудование с механическим приводом обязательно регистрируется в инспекции Гостехнадзора, которая проводит его техническое освидетельствование.

    Список литературы

    1.Б.А.Малышев. Справочник технолога авторемонтного производства.М; Транспорт, 1982-431с

    3.В.Е.Канорчук. Восстановление автомобильных двигателей: Технология и оборудование.М: Транспорт, 1985-303с.

    4.А.Г.Косилова. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х томах. М: Машиностроение, 1986-496с.280с

    6.А.К.Горошкин. Приспособления для металлорежущих станков.М;Машиностроение 1979-303с

    7.И.Е.Дюмин, Г.Г.Трегуб Ремонт автомобилей. Транспорт 1999-280с.

    9.В.С.Стародубцева Сборник задач по техническим нормам в машиностроении.М; Машиностроение.1974-272с.

    Ремонт распредвала ВАЗ

    Понятие «автомобиль» включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления, тормозящая система. На автомобильных заводах конечным продуктом производства могут быть как автомобили в сборке, так и отдельные их составные части (двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т.п.), включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов и систем.

    Двигатели, установленные на большинстве автотранспортных средств, называются двигателями внутреннего сгорания, потому что процесс сгорания топлива с выделением теплоты и превращение ее в механическую работу происходит непосредственно в его цилиндрах.

    Эти двигатели классифицируются:

    • по способу смесеобразования — на двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые), у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров, и двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели), у которых рабочая смесь образуется внутри цилиндров;
    • по способу выполнения рабочего цикла — на четырех- и двухтактные;
    • по числу цилиндров — на одно- , двух- и многоцилиндровые;
    • по расположению цилиндров — на двигатели с вертикальным или наклонным расположением цилиндров в один ряд и на V-образные двигатели с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180° двигатель называется с противолежащими цилиндрами, или оппозитным);
    • по способу охлаждения — на двигатели с жидкостным или воздушным охлаждением;
    • по виду применяемого топлива — на бензиновые (карбюраторные), дизельные, газовые и многотопливные.

    В зависимости от вида применяемого топлива, способы воспламенения рабочей смеси в двигателях различны.

    Газораспределителъный механизм двигателя, в состав которого входит распределительный вал, служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров, фазами газораспределения и частотой вращения.

    1 Исследовательская часть

    1.1 Характеристика детали и условия ее работы

    Распределительный вал служит для своевременного открытия и закрытия клапанов в определенной последовательности. Это необходимо для правильного протекания рабочего цикла в цилиндрах двигателя автомобиля.

    Ремонт блока цилиндров двигателя

    . Блок цилиндров Главная > Реферат >Транспорт Блок цилиндров — основная деталь 2-х и более цилиндрового поршневого двигателя внутреннего сгорания. Является цельнолитой деталью, объединяющей собой цилиндры двигателя. Отливается как правило — из чугуна, реже — алюминия. На блоке цилиндров . рационального способа восстановления детали. Разработка перечня операций техпроцесса ремонта блока цилиндров .

    Распределительный вал ВАЗ — 2114 — чугунный, литой, пятиопорный. Рабочие поверхности кулачков и поверхность под сальник отбеливаются для увеличения износостойкости. Для исключения осевого перемещения распределительного вала у него с задней стороны предусмотрен фланец, который фиксируется между головкой цилиндров (с корпусом подшипников) и заглушкой, устанавливаемой с задней стороны головки цилиндров. Привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом валу. Ролик служит для натяжения ремня. Поворачивая ролик относительно шпильки крепления, можно изменять натяжение ремня.

    Рисунок 1. Распределительный вал ВАЗ — 2114

    За два оборота коленчатого вала четырехтактного двигателя каждый клапан должен открыться 1 раз, следовательно, число оборотов распределительного вала должно быть в 2 раза меньше числа оборотов коленчатого вала.

    Распределительный вал, более чем какая-либо из других деталей двигателя влияет на выбор и работу практически каждой системы двигателя. Распределительный вал непосредственно влияет на системы карбюрации, впуска и выпуска газов; однако, он также сильно влияет па конструкцию механизма привода клапанов, на оптимальную степень сжатия и, в меньшей степени, даже на конструкцию шасси и трансмиссии. Проще говоря, конструкция распредвала определяет выходную мощность двигателя при частично или полностью открытой дроссельной заслонке, и выбор этой детали является одним из наиболее важных решений, которые может принять двигателестроитель.

    Конструктивно распредвал связан с коленвалом двигателя. Это соединение осуществляется посредством ремня. Ремень распредвала надет на шкив распредвала и звездочку коленвала. Привод распределительного вала осуществляется за счет коленчатого вала.

    Деталь для проектирования – вал распределительный автомобиля ВАЗ-2114.

    1. Наименование детали: вал распределительный.

    2. Класс детали: 2 (круглые стержни)

    3. Количество деталей на один автомобиль: 1 шт.

    5. Материал: Сталь 45 ГОСТ 1050-88.

    6. Твердость шеек HRCэ 54 — 62;

    7. Масса детали: 11,2 кг.

    8. Дефекты для устранения: 1) Износ опорной шейки; 2) Износ эксцентрика: 3) Износ шпоночного паза.

    Годовая производственная программа 10255 авто.

    Коэффициент восстановления 06.

    Основные дефекты распределительного вала с применяемыми меодами устранения дефектов:

    • Отколы по торцам вершин кулачков — бракуют свыше 3 мм.
    • Изгиб вала — ремонтируют правкой.
    • Износ опорных шеек — ремонтируют шлифованием до ремонтного размера.
    • Износ шейки под распределительную шестерню — ремонтируют вибродуговой наплавкой.
    • Износ шейки под эксцентрик — ремонтируют вибродуговой наплавкой.
    • Уменьшение цилиндрической части выпускных кулачков — бракуют при размере 27,9 мм.
    • Износ выпускных кулачков по высоте — ремонтируют шлифованием кулачков по копиру.
    • Уменьшение цилиндрической части впускных кулачков — бракуют при размере 28,9 мм.
    • Износ впускных кулачков по высоте — ремонтируют шлифованием кулачков по копиру.
    • Заметная выработка на поверхности зубьев шестерни — бракуют.
    • Износ шпоночной канавки — ремонтируют заваркой.
    • Износ резьбы внутренней — растачивают и наплавляют.

    Для устранения вышеперечисленных дефектов применяем:

    1. Износ опорных шеек — принимаем способ восстановления – остали вание, то есть электрохимическое нанесение металла на изношенную поверхность.

    2. Износ шеек под распределительную шестерню — принимаем способ восстановления — наплавку.

    2 Расчетно – технологическая часть

    2.1 Схема технологического процесса устранения дефектов распределительного вала

    Осуществим разработку маршрутной карты восстановления отдельных дефектов, в отдельности согласуя перечень операций с технологией принятой для восстановления распределительного вала. Перечень операций приводимых для устранения дефектов представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Схема технологического процесса восстановления распределительного вала

    Читайте также: