Схема 650 двигателя маз

Обновлено: 30.04.2024

Схема 650 двигателя маз

Подготовка перед сборкой:

- тщательно очистить и проверить все детали;

- новый подшипник рекомендуется распаковывать непосредственно перед установкой, не удалять консервационную смазку с новых подшипников;

- запрещено повторное использование стопорных колец и уплотнений, снятых при разборке;

- при тугой посадке деталей не следует пользоваться медным или латунным молотком;

- все детали, предназначенные для напрессовки, должны быть предварительно смазаны;

- рекомендуется использовать каждый раз специально приспособленную оправку, чтобы исключить попадание металлических частиц в картеры и подшипники;

- в некоторые уплотнительные кольца должна быть заложена консистентная смазка внутри закраин;

- детали, монтируемые «на горячую», подогреваются струей горячего воздуха в термокамере.

Перед началом сборки следует тщательно очистить все поверхности деталей, на которые будут наноситься герметики. Остатки старого средства подлежат удалению. Резьбовые соединения очищаются щёткой, при необходимости нарезаются метчиком.

Порядок сборки

1. Установить коленчатый вал двигателя (Смотрим статью «Установка вала коленчатого ЯМЗ-650»)

2. Установить шатунно-поршневую группу (Смотрим статью «Ремонт шатунно-поршневой группы ЯМЗ-650»)

3. Установить торцевой лист:

Нанесение герметика на торец блока цилиндров ЯМЗ-650

Нанести на торец блока цилиндров под установку листа торцевого герметик «Локтайт 518», как показано на Рис. 1.

Установить две направляющие в блок цилиндров.

Установить лист торцевой на место и навернуть болты его крепления к блоку цилиндров.

4. Установить оси шестерен промежуточных.

Установка листа торцевого и осей шестерен промежуточных ЯМЗ-650

Затянуть болты крепления листа торцевого моментом Мкр = 20 ± 4 Нм, а болты крепления осей шестерен промежуточных моментом Мкр = 90 ± 18 Нм согласно порядку на Рис. 2.

4. Установить картер маховика:

Установка картера маховика ЯМЗ-650

Установить направляющий штифт в блок цилиндров.

Нанести герметик на торец блока под установку картера маховика (см. Рис. 3).

Установить картер маховика на блок и навернуть болты его крепления.

Затянуть болты крепления картера моментом:

- для болтов М14 - Мкр = 150 ± З0 Нм;

5. Установить манжеты картера маховика (см. Рис. 4):

Последовательность установки манжеты в картер маховика ЯМЗ-650

Установить приспособление 2562 и защитное кольцо (А) на него.

Установить манжету коленчатого вала, предварительно смазав наружную поверхность (Смазка Michelin- Tigre80 или Pneufix).

Снять защитное кольцо (А).

Убрать приспособление 2562.

Манжета идет в комплекте на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.

Манжета должна оставаться на этом кольце, пока не будет окончательно установлена в картер.

Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

7. Установить усилитель жесткости блока:

Установка усилителя жесткости блока и масляного насоса ЯМЗ-650

Установить на усилитель жесткости блока кольца резиновые (2) и прокладку (1) (см. Рис. 5).

Установить усилитель жесткости на блок цилиндров.

Навернуть болты крепления усилителя жесткости блока и затянуть Мкр = 30 ± 6 Нм, соблюдая порядок затяжки (см. Рис. 5).

8. Установить масляный насос:

Установка кольца резинового в насос масляный ЯМЗ-650

Установить насос масляный направляющими втулками в отверстия листа торцевого, обеспечив зацепление промежуточной шестерни насоса с шестерней вала коленчатого.

Накрутить болты крепления насоса масляного и затянуть крест-накрест Мкр = 20 ± 4 Нм.

Установить кольцо резиновое в насос масляный (см. Рис. 6).

Установить патрубок маслозаборный.

Затянуть болты (4) (см. Рис. 5) патрубка маслозаборного Мкр = 20 ± 4 Нм.

Подсобрать патрубок маслоподводящий с кольцом и установить его.

Установить втулку и затянуть болт (5) (см. Рис. 5).

9. Установить промежуточные шестерни:

Установка меток распределительных шестерен ЯМЗ-650

Смазать маслом зубчатый венец и посадочную поверхность и установить шестерни промежуточные вала распределительного и насоса топливного по меткам (0-0, 2-2) (см. рис. 7).

Поставить на место стопорные кольца.

Проконтролировать боковой и межзубный зазор (см. рис. 7).

12. Установить переднюю крышку:

Установка крышки передней ЯМЗ-650

Нанести герметик «Силикон CAF44» (В) на поверхность листа торцевого под крышку переднюю (см. Рис.8).

Установить направляющие втулки (А).

Установить крышку переднюю на лист торцевой.

Установить опоры передние левую и правую на крышку переднюю.

Навернуть гайки на болты крепления опор и затянуть моментом Мкр = 100 ± 20 Нм.

Порядок затяжки передней крышки ЯМЗ-650

Ввернуть в отверстия крышки передней болты крепления и затянуть в порядке, указанном на Рис. 9 следующим моментом:

- для болтов М10 Мкр = 50 ± 10 Нм;

- для болтов М8 Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

13. Установка передней манжеты на коленчатый вал:

Последовательность установки передней манжеты на коленчатый вал ЯМЗ-650

Установить приспособление 2561 (см. Рис. 10).

Установить защитное кольцо (А) на приспособление 2561, соблюдая направление.

Установить манжету вала коленчатого переднюю, предварительно смазав наружную поверхность (смазка «Michelin- Tigre80 или Pneufix»).

Снять защитное кольцо (А).

Убрать приспособление 2561.

Манжета идет в поставке на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.

Манжета должна оставаться на этом кольце, пока оно не будет окончательно установлено в картер. Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

14. Установка воздушного компрессора:

Установка компрессора воздушного ЯМЗ-650

Установить на посадочный фланец компрессора воздушного кольцо резиновое (1) (650.3509075), предварительно смазав его маслом.

Установить в канавку на фланце прокладку (2) (312384), предварительно смазав ее маслом (см. Рис. 11).

Установить компрессор воздушный в посадочное гнездо с задней стороны листа торцевого отверстиями фланца на 2 шпильки, обеспечив зацепление шестерни компрессора и шестерни привода.

Навернуть гайки на шпильки, ввернуть болт с втулкой в лист торцевой.

Затянуть болт и 2 гайки моментом Мкр = 40 ± 8 Нм. Сначала произвести затяжку болта, затем верхней и нижней гаек и затем еще раз болт.

15. Установить масляный картер:

Порядок затяжки болтов крепления картера масляного ЯМЗ-650

Проверить затяжку шпилек.

Установить скотч двухсторонний УНВ.

Поставить на место прокладку картера масляного.

Установить картер масляный.

Установить на шпильки шайбы упругие сборные.

Завернуть гайки согласно порядку, указанному на Рис. 12, и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм

16. Установить крышку крыльчатки маслоотделителя:

Снятие крышки крыльчатки маслоотделителя ЯМЗ-650

Установку крышки крыльчатки маслоотделителя и трубы отвода газов произвести в порядке, обратном снятию (см. Рис 13).

Кронштейн крепления трубки отвода газов затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм, болт хомута стяжного затянуть моментом Мкр = 5 ± 1 Нм, болт крепления кляммера затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

17. Установить толкатели:

Установка боковой пластины ЯМЗ-650

Смазать маслом и установить толкатели в блок цилиндров, совместив пазы толкателя с пазами отверстий блока.

Установить в пазы пластины стопорные толкателей впускных и выпускных клапанов.

Наживить болты крепления пластин и затянуть их моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Нанести герметик “Силикон CAF44” (возможно использование герметика других марок на силиконовой основе), как указано на Рис. 14 в местах (А, В).

Установить пластину боковую таким образом, чтобы отметка производителя была в левом нижнем углу.

Наживить болты и затянуть рекомендуемым моментом в порядке, указанном на Рис. 15.

Установить головку блока цилиндров (Смотрим статью «Ремонт головки блока цилиндров ЯМЗ-650»).

Установить крышку головки блока цилиндров:

Установить крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой.

Установить в отверстия крышки головки блока цилиндров 16 болтов, затянуть 8 болтов (см. Рис. 16) моментом Мкр = 2 Нм в указанном порядке.

Остальные болты затянуть тем же моментом в любом порядке.

Установить рампу и трубки высокого давления (Смотрим статью «Снятие и установка топливного насоса и рампы дизеля ЯМЗ-650»).

Установить фильтр тонкой очистки топлива:

Установка корпуса датчика давления и температуры топлива ЯМЗ-650

Установить кронштейн фильтра топливного на левую сторону блока, ввернув болты крепления с шайбами.

Завернуть болты моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

Установить фильтр тонкой очистки топлива на кронштейн, ввернуть З болта крепления в кронштейн и затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм.

Установить корпус датчика давления и температуры топлива вместе с кронштейном крепления топливных трубок (см. Рис. 17).

Затянуть болты его крепления моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

Установить трубки низкого давления:

Установку трубок низкого давления производить в порядке, обратном снятию. Гайки накидные трубок низкого давления заворачивать моментом Мкр = 28 ± 2 Нм. Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать моментом Мкр = 15 ± 3 Нм.

Установить впускной коллектор:

Порядок затяжки болтов крепления впускного коллектора ЯМЗ-650

Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 18) 4 технологические направляющие.

Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку блока цилиндров.

Установить коллектор впускной с помощью направляющих на головку блока цилиндров.

Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.

Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.

В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта М10х1,5-80 мм и затянуть моментом не более 20 Нм.

Окончательно затянуть все болты моментом 60 ± 12 Нм (затяжку болтов производить в порядке, указанном на Рис. 18).

далее действовать в порядке, обратном снятию.

26. Установить выпускной коллектор:

Установить в отверстия (1,3,5,7,9,11) (см. Рис. 19) крепления коллектора выпускного на головке блока цилиндров 6 технологических направляющих.

На направляющие установить 3 прокладки коллектора выпускного и коллектор выпускной в сборе.

Установить в отверстия фланцев коллектора 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.

Вынуть технологические направляющие, в освободившиеся отверстия установить 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.

Болты крепления коллектора выпускного предварительно затянуть моментом 20 ± 4 Нм и окончательно затянуть моментом 40 ± 8 Нм. Затяжку болтов производить по порядку в соответствии с Рис. 19

Установить теплозащитные экраны:

Установку экранов теплозащитных производить в порядке, обратном снятию. Затянуть болты крепления переднего и заднего экранов теплозащитных моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и болты крепления среднего экрана теплозащитного моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Установить заслонку на выхлопе (рис. 20):

Снятие патрубка выпускного ЯМЗ-650

Установить на шпильки турбокомпрессора прокладку металлическую выпуклой стороной наружу.

Установить заслонку на выхлопе в положение заглушки на цилиндрической части в сторону, противоположную блоку цилиндров.

На шпильки ТКР установить шайбы и навернуть гайки крепления заслонки.

Произвести затяжку гаек моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Установить на шпильки коллектора выпускного кронштейн заслонки.

Установить шайбы, навернуть гайки крепления кронштейна.

Установить в отверстия кронштейна и фланца заслонки со стороны кронштейна 2 болта, 2 шайбы и навернуть 2 гайки.

Затянуть гайки крепления кронштейна к выпускному коллектору моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и гайки крепления заслонки на выхлопе к кронштейну моментом Мкр = 60 ± 12 Нм.

Установить патрубок выпускной в порядке, обратном снятию. Затянуть гайки крепления патрубка рекомендуемым моментом.

Установить стартер (рис. 21):

Снятие и установка стартера ЯМЗ-650

Установку стартера производить в порядке снятия.

Гайки крепления стартера затянуть рекомендуемым моментом

Установить генератор (рис. 22):

Снятие и установка генератора ЯМЗ-650

Установить на шпильки кронштейн генератора, навернуть на шпильки гайки и затянуть моментом Мкр = 60 ± 12 Нм.

Вставить в отверстия кронштейна генератора 2 болта, ввернуть их в крышку переднюю и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Установить генератор и затянуть гайки рекомендуемым моментом.

Установить ремни привода агрегатов и натяжные приспособления (Смотрим статью «Снятие и установка ремней приводов и натяжных приспособлений ЯМЗ-650»).

Информация для потребителя | МАЗ

Схемы представлены в качестве информационно-справочного материала для обслуживания электрооборудования автомобилей МАЗ. Схемы имеют обобщенный характер и возможны отличия от подключения на реальном автомобиле в зависимости от конкретной комплектации.

Паведамленне для спажыўца тут.

Руководства по эксплуатации автобусов МАЗ

Перечень руководств по эксплуатации (РЭ) автобусов МАЗ: РЭ автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107 (08.2017)
РЭ автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107 (01.2020)
Пневмосхема МАЗ 103 и МАЗ 107
РЭ автобусов МАЗ 103 и 203 с ГБО (2018)
Схема электрическая принципиальная для автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107 (2020)
Схемы электрические принципиальные для автобуса МАЗ 103 с ГБО (2018)
Схемы электрические принципиальные для автобуса МАЗ 203 с ГБО (2018)
РЭ автобусов МАЗ 105
Пневмосхема МАЗ 105
РЭ автобусов МАЗ 152063
РЭ автобусов МАЗ 171
РЭ автобусов МАЗ 203 (02.2019)
Схемы электрические принципиальные для автобуса МАЗ 203 (2018)
РЭ автобусов МАЗ 206/226 (08.2017)
Схемы электрические принципиальные для автобуса МАЗ 206 (2018)
Электросхемы автобусов МАЗ 206-226 ( 08.2017)
Дополнение к РЭ автобусов МАЗ 206/226 и МАЗ 203 для автобусов с панелью приборов CONTINENTAL
РЭ автобусов МАЗ 215 (08.2017)
РЭ автобусов МАЗ 216 (08.2020)
РЭ автобусов МАЗ 231 (08.2017)
РЭ автобусов МАЗ 232 (08.2017)
РЭ автобусов МАЗ 241 (08.2017)
РЭ автобусов МАЗ 251 (08.2017)
Схема электрическая принципиальная для автобуса МАЗ 251 (02.2019)
РЭ автобусов МАЗ 256
РЭ автобусов МАЗ 257
РЭ автобусов МАЗ 271
РЭ микроавтобуса МАЗ 281
Схемы электрические принципиальные для автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107 (2016)
Схемы электрические принципиальные для автобусов МАЗ 203 (2016)
Схемы электрические принципиальные для автобусов МАЗ 206/226 с щитком приборов (ЖК-дисплеем) (2016)
Схемы электрические принципиальные для автобусов МАЗ 206/226 с щитком приборов (стрелочные указатели) (2016)
303ЕХХ-0000020 РЭ
Дополнения к руководствам по эксплуатации автобусов: Дополнение к РЭ для автобусов МАЗ.pdf
103003-0000020-20ДРЭ.pdf
103003-0000020-30ДРЭ.pdf
203065-0000020-10ДРЭ.pdf
203065-0000020-30ДРЭ.pdf
203T070-0000020-10ДРЭ.pdf
206060-0000020-10ДРЭ.pdf
206060-0000020-20ДРЭ.pdf
215069-0000020-10ДРЭ.pdf
215069-0000020-20ДРЭ.pdf
215069-0000020-30ДРЭ.pdf
216066-0000020-10ДРЭ.pdf
231062-0000020-10ДРЭ.pdf
231062-0000020-30ДРЭ.pdf
232062-0000020-10ДРЭ.pdf
232062-0000020-30ДРЭ.pdf
251069-0000020-10ДРЭ.pdf
251062-0000020-40ДРЭ.pdf
257030-0000020-20ДРЭ.pdf
281040-0000020-30 ДРЭ.pdf
Дополнение к РЭ автобусов МАЗ (Замена осушителя)
Дополнение к РЭ автобусов МАЗ (ТО тормозной системы)
Дополнение к РЭ МАЗ-203(чистка защиты пневмоаппаратов)
Руководство по эксплуатации троллейбусов МАЗ

Информация по ремням безопасности:

для потребителей Республики Беларусь:
согласно Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. №46 «О внесении изменений и дополнения в Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. №60» обязательное оснащение ремнями безопасности автомобилей категорий N2, N3,выпускаемых в обращение на территории Республики Беларусь, введено с 1 января 2012 года.

для потребителей Российской Федерации:
согласно «Изменений №1» к «Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов от 1 апреля 1998 года №19», утвержденных Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №3453 от 10.12.2007, обязательное оснащение ремнями безопасности автомобилей категорий N2, N3, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, введено с даты вступления в силу указанных «Изменений №1».

Автомобили, изготовленные до вступления в силу указанных постановлений, оснащались ремнями безопасности по заказу потребителя.

Дооборудование автомобилей ремнями безопасности возможно произвести на сервисных центрах ОАО «МАЗ». При комплектации автомобилей сиденьями производства ОАО «МАЗ» на торсионной подвеске (механической), должно быть произведено переоборудование рабочего места водителя и пассажира на сиденья производства ОАО «МАЗ» с пневматической подвеской. По заказу потребителя место пассажира может оборудоваться без подвески.

Двигатель ямз-650: руководство по ремонту

руководство по ремонту ямз 650 скачать

Семейство тяжелых рядных дизельных двигателей ЯМЗ-650 представлено базовой моделью ЯМЗ-650.10 мощностью 412 л.с.,а также ее модификациями ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10 мощностью 362 и 311 л.с. соответственно.

Модификации конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменений параметров настройки электронного блока управления. Двигатели ЯМЗ-650 предназначены для эксплуатации в составе автомобилей, седельных тягачей, шасси, магистральных автопоездов, самосвалов МАЗ,"Урал", КрАЗ, МЗКТ.

Оглавление инструкции по ремонту ЯМЗ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Предупреждающая информация.
1.2. Общие сведения о двигателях.
1.3. Практические рекомендации.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ.
2.1. Смазка.
2.2. Моменты затяжки.
2.3. Инструмент.
2.4. Стандартные моменты затяжки болтов и гаек.
3. ПОРЯДОК ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ.
3.1. Снятие двигателя с транспортного средства и установка его
на стенд сборки-разбборки "Универсальную стойку 1000".
3.2. Снятие жидкостно-масляного.
3.3. Снятие электронного блока управления (ЭБУ).
3.4. Снятие ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.
3.5. Снятие генератора переменного тока.
3.6. Снятие гасителя крутильных колебаний (демпфера).
3.7. Снятие привода вентилятора.
3.8. Снятие стартера.
3.9. Снятие водяного.
3.10. Снятие заслонки на выхлопе.
3.11. Снятие теплозащитных.
3.12. Снятие турбокомпрессора.
3.13. Снятие выпускного.
3.14. Снятие впускного.
3.15. Снятие трубок высокого давления.
3.16. Снятие маслоочистителя центробежного.
3.17. Снятие трубок низкого давления.
3.18. Снятие фильтра тонкой очистки топлива (ФТОТ).
3.19. Снятие рампы.
3.20. Снятие головки блока цилиндров.
3.21. Снятие толкателей.
3.22. Снятие крышки крыльчатки маслоотделителя.
3.23. Снятие картера масляного.
3.24. Снятие воздушного.
3.25. Снятие крышки передней (шестерен привода агрегатов).
3.26. Снятие топливного.
3.27. Снятие жгутов двигателя.
3.28. Снятие масляного.
3.29. Снятие распределительного.
3.30. Снятие промежуточных.
3.31. Снятие торцевого.
3.32. Снятие втулок вала распределительного.
3.33. Снятие маховика.
3.34. Снятие картера маховика.
3.35. Снятие усилителя жесткости блока.
3.36. Снятие форсунок охлаждения поршней.
3.37. Снятие шатунно-поршневой группы.
3.38. Снятие вала коленчатого.
4. РАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ.
4.1. Блок цилиндров.
4.1.1. Разборка блока цилиндров.
4.1.2. Промывка блока цилиндров.
4.1.3. Контроль блока цилиндров.
4.1.4. Сборка блока цилиндров.
4.2. Маховик.
4.2.1. Разборка маховика.
4.2.2. Сборка маховика.
4.3. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ).
4.3.1. Разборка шатунно-поршневой группы.
4.3.2. Контроль деталей КШМ.
4.3.3. Сборка шатунно-поршневой группы.
4.4. Вал коленчатый.
4.4.1. Разборка вала коленчатого.
4.4.2. Контроль вала коленчатого.
4.4.3. Сборка вала коленчатого.
4.5. Вал распределительный.
4.5.1. Разборка вала распределительного.
4.5.2. Контроль деталей механизма газораспределения.
4.5.3. Сборка вала распределительного.
4.6. Гаситель крутильных колебаний (демпфер).
4.6.1. Снятие демпфера и шкива вала коленчатого со ступицы.
4.6.2. Контроль демпфера.
4.6.3. Установка демпфера и шкива вала коленчатого на ступицу.
4.7. Коллектор выпускной.
4.7.1. Разборка коллектора выпускного.
4.7.2. Сборка коллектора выпускного.
4.8. К оздушный.
4.8.1. Снятие шестерни воздушного.
4.8.2. Установка шестерни воздушного.
4.9. Головка блока цилиндров.
4.9.1. Разборка головки блока цилиндров.
4.9.1.1. Разборка коромысел с осью и стойками.
4.9.1.2. Сборка коромысел с осью и стойками.
4.9.2.Чистка головки блока цилиндров.
4.9.3. Контроль головки блока цилиндров и деталей МГР.
4.9.4. Сборка головки блока цилиндров.
4.10. Ситема смазки.
4.10.1. Фильтр грубой очиски масла.
4.10.1.1. Замена фильтрующих.
4.10.2. Маслоочиститель центробежный.
4.10.2.1. Разборка маслоочистителя центробежного.
4.10.2.2. Сборка маслоочистителя центробежного.
4.11. Система охлаждения.
4.11.1. Т идкостно-масляный.
4.11.1.1. Разборка жидкостно-масляного.
4.11.1.2. Чистка жидкостно-масляного.
4.11.1.3. Сборка жидкостно-масляного.
4.11.1.4. Контроль .
4.11.2. Привод вентилятора.
4.11.2.1. Разборка привода вентилятора.
4.11.2.2. Сборка привода вентилятора.
4.11.3. Насос водяной.
4.11.3.1. Разборка водяного.
4.11.3.2. Контроль.
4.11.3.3. Сборка водяного.
4.12. Система впрыска топлива.
4.12.1. Общие положения.
4.12.2. Принцип действия системы Common Rail System 2.
4.12.3. Технические характеристики.
4.12.4. Ремонт топливной системы.
4.12.4.1. Насос топливный.
4.12.4.2. Рампа высокого давления.
Маховик.
4.2.1. Разборка маховика.
4.2.2. Сборка маховика.
4.3. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ).
4.3.1. Разборка шатунно-поршневой группы.
4.3.2. Контроль деталей КШМ.
4.3.3. Сборка шатунно-поршневой группы.
4.4. Вал коленчатый.
4.4.1. Разборка вала коленчатого.
4.4.2. Контроль вала коленчатого.
4.4.3. Сборка вала коленчатого.
4.5. Вал распределительный.
4.5.1. Разборка вала распределительного.
4.5.2. Контроль деталей механизма газораспределения.
4.5.3. Сборка вала распределительного.
4.6. Гаситель крутильных колебаний (демпфер).
4.6.1. Снятие демпфера и шкива вала коленчатого со ступицы.
4.6.2. Контроль демпфера.
4.6.3. Установка демпфера и шкива вала коленчатого на ступицу.
4.7. Коллектор выпускной.
4.7.1. Разборка коллектора выпускного.
4.7.2. Сборка коллектора выпускного.
4.8. К оздушный.
4.8.1. Снятие шестерни воздушного.
4.8.2. Установка шестерни воздушного.
4.9. Головка блока цилиндров.
4.9.1. Разборка головки блока цилиндров.
4.9.1.1. Разборка коромысел с осью и стойками.
4.9.1.2. Сборка коромысел с осью и стойками.
4.9.2.Чистка головки блока цилиндров.
4.9.3. Контроль головки блока цилиндров и деталей МГР.
4.9.4. Сборка головки блока цилиндров.
4.10. Ситема смазки.
4.10.1. Фильтр грубой очиски масла.
4.10.1.1. Замена фильтрующих.
4.10.2. Маслоочиститель центробежный.
4.10.2.1. Разборка маслоочистителя центробежного.
4.10.2.2. Сборка маслоочистителя центробежного.
4.11. Система охлаждения.
4.11.1. Т идкостно-масляный.
4.11.1.1. Разборка жидкостно-масляного.
4.11.1.2. Чистка жидкостно-масляного.
4.11.1.3. Сборка жидкостно-масляного.
4.11.1.4. Контроль .
4.11.2. Привод вентилятора.
4.11.2.1. Разборка привода вентилятора.
4.11.2.2. Сборка привода вентилятора.
4.11.3. Насос водяной.
4.11.3.1. Разборка водяного.
4.11.3.2. Контроль.
4.11.3.3. Сборка водяного.
4.12. Система впрыска топлива.
4.12.1. Общие положения.
4.12.2. Принцип действия системы Common Rail System 2.
4.12.3. Технические характеристики.
4.12.4. Ремонт топливной системы.
4.12.4.1. Насос топливный.
4.12.4.2. Рампа высокого давления

ЯМЗ-650: технические характеристики

ЯМЗ-650: технические характеристики

Шестицилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМ3-650 стал российским вариантом французского двигателя DCi11 от Renault Trucks. Лицензия на его серийного производство была приобретена «Группой ГА3» в 2006 году. Данный силовой агрегат широко использовался на тяжёлых грузовиках «Рено» предыдущего поколения и положительно зарекомендовал себя. Ресурс двигателя до капитального ремонта составляет 15 тысяч часов, или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс – 140 000 км пробега.

ЯМЗ-65О – это турбированный дизель жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 11,12 л; с непосредственным впрыском топлива; с охладителем наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (который ставится непосредственно на шасси грузовика). Эти моторы комплектуются коробками переключения передач и сцеплениями различных производителей, в частности: ZF, ZF-Sachs, Valeo. Степень сжатия – 16,4.

О французском происхождении

Ярославский моторный завод занимается выпуском двигателей DCi11 / ЯМ3-650 самостоятельно, используя для этого французскую технологическую линию и оснастку, т.е. не является сборочным производством. В соответствии с соглашением, ЯМ3 получил оборудование с завода в Лионе, и группа специалисов завода прошла стажировку во Франции.

В качестве производственной площадки использовали подразделение ЯМЗ – Тутаевский экспериментальный ремонтный завод (ТЭР3) – не путать с Тутаевским моторным заводом (ТМ3) – самостоятельным производством, не входящим в «Группу ГА3».

Об особенностях производства

Технологический процесс сборки ЯМЗ-65О происходит на напольном сборочном конвейере. Он состоит из 2-х последовательных нитей, разделенных по принципу: три четверти – одна четверть. Сборка двигателя производится поэтапно на автоматизированных постах конвейерной линии. Перемещение от поста к посту делается на специальных тележках-подставках, и по мере сборки агрегата грузоподъёмность тележек и способ установки силового агрегата изменяются.

На первом посту робот-манипулятор производит гильзовку блока цилиндров, потом будущий мотор, располагаясь в горизонтальном положении, комплектуется деталями поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. После монтажа коленвала осуществляется автоматическая проверка на проворачивание.

Об особенностях производства

Далее блок цилиндров переводится в вертикальное положение, и после монтажа шестерён распределительного механизма, передней крышки и заднего картера ставятся шкив, маховик и топливный насос высокого давления Bosch. На последующих операциях технологического процесса поэтапно устанавливаются предварительно укомплектованная клапанами и форсунками головка блока цилиндров, далее штанги, коромысла и клапанная крышка. После чего двигатель снова переворачивается и крепится на финальную конвейерную тележку. Сборка снизу завершается монтажом поддона мотора.

Первые 3/4 конвейера завершаются его промежуточным испытанием. Герметичность полостей мотора контролируют на стенде воздухом, подаваемым под избыточным давлением в масляную магистраль. Дальше ЯМЗ-65О переводится на последнюю четверть конвейера. Там происходит установка навесного оборудования; коллекторов впускного и выпускного коллекторов, турбины, жгутов электропроводки и деталей электрооборудования. ЯМЗ-650, в отличие от стандартной комплектации Renault DCi11, имеет некоторую адаптацию к российским условиям: на впускном коллекторе предусмотрены спирали подогрева воздуха для холодного пуска.

Об особенностях производства-01

Вторая контрольная опрессовка, целью которой является окончательная проверка качества сборки, завершает сборочный конвейер. Особое внимание уделяется системе охлаждения и герметичности установленных патрубков и соединений. Строжайший контроль качества на всех этапах сборки соответствует высоким стандартам, принятым в мировой автоиндустрии и автомобилестроении.

Перед отправкой заказчику каждый двигатель подвергается горячей обкатке на стенде. Для этого на ТЭРЗе оборудована специальная лаборатория. Двигатель заправляется заранее подогретым моторным маслом и охлаждающей жидкостью, а затем работает в разных режимах порядка 20 минут.

Применение двигателя ЯМЗ-650

Главным потребителем данного продукта первоначально стал, как это и планировалось, Минский автомобильный завод. Ещё на стадии опытных испытаний двигатели этой модели они устанавливались на МАЗовские двухосные седельные тягачи МА3-544ОА9 с полуприцепами МА3-9758ЗО-ЗОЗ2. ЯМЗ-65О используют для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей МА3 с общим весом до 52-х т, а также для автопоездов общим весом до 65-ти тонн.

Применение двигателя ЯМЗ-650

Также ЯМЗ-65О нашёл применение на новых «Уралах» (эти автомобили Миасского автозавода выпускаются под эгидой «Группы ГАЗ»). ЯМЗ-65О применяются на грузовиках, самосвалах, шасси и тягачах «Урал» с общим весом до 41 тонны, а также для автопоездов общим весом до 54-х тонн. Моторы ЯМЗ-65О ставят также на большегрузные машины Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ, торговая марка «Volat») и Машиностроительного завода «Тонар» (Московская область), на дизельные электростанции.

Применение двигателя ЯМЗ-650-01

Была также перспектива оснащать ЯМЗ-65О тяжёлые грузовики Кременчугского автомобильного завода, но политическая напряжённость в отношениях между Россией и Украиной помешала сотрудничеству с КрАЗом. Другие перспективные направления, которые в будущем, возможно, получат конкретное воплощение – это тяжёлые трактора и комбайны, специальная промышленная техника.

Особенности конструкции

ЯМЗ-65О – это шестицилиндровый дизельный силовой агрегат рабочим объемом 11,12 л и максимальной мощностью до 412 л.с. По сравнению с V-образной «восьмёркой» ЯМЗ-658.10 мощностью 400 л.с., двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой (на 37,7%) литровой мощностью, бо́льшим на 5,5% крутящим моментом, меньшей на 280 кг массой и немного меньшим расходом дизтоплива. Кроме того, рядная «шестёрка» с точки зрения уравновешенно­сти гораздо эффективнее.

По конструкции ЯМ3-650 значительно моложе отечественных моторов. Здесь используется рядный шестицилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на семи опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны – из стали, имеющие длину 300 мм; поршни – алюминиевые, диаметром по 123 мм. В единой для всех шести цилиндров головке на каждый из них приходится по четыре клапана: два на впуске и два на выпуске. Распредвал установлен в блоке.

Особенности конструкции

Крышка клапанного механизма изготовлена из усиленного стекловолокном пласт­ика. Она изолирована от двигателя резиновой прокладкой, способствующей снижению общего уровня шумности. Шестерни привода распределительного вала и вспомогательных механизмов размещены в передней части мотора и повторяют конструкцию предыдущего поколения двигателей Рено.

2 полнопоточных масляных фильтра и центрифуга обеспечивают моторному маслу высокую степень очистки и оптимальный срок замены. Турбонаддув с промежуточным охлаждением обеспечивает увеличение удельной мощности и других важных показателей. Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch CR (Коммон Рэйл) II поколения. В основе системы – общий трубопровод-накопитель (аккумулятор). Следующий её компонент –насос высокого давления с модулем дозирования. По своему внешнему виду он напоминает обычный рядный топливный насос высокого давления. Он создает постоянное давление, распространяемое через накопитель и топливопроводы к форсункам. В составе системы – электронный блок управления двигателем Bosch EDC7 UC31 и серия датчиков.

Особенности конструкции-01

В тот момент, когда начинается подача дизтоплива, блок управления посылает сигнал к соленоиду форсунки. И количество впрыскиваемого дизтоплива соответствует длительности импульса. За счёт разделения во времени процессов нагнетания и дозирования топлива Common Rail обеспечивает гибкое формирование цикло­граммы подачи топлива. Давление впрыска составляет 1400 бар, или 140 МПа (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе находится в пределах 4-6.6 кгс/см2. Базовые моторы ЯМ3-650 оборудуются турбокомпрессорами ТКР-90-2, на некоторых модификациях используются также ТКР 90-3.

Модификации ЯМЗ-650

Модификации ЯМ3-65О сделаны аналогично базовой модели, и отличаются от неё только регулировками топливной аппаратуры (за счёт корректировки параметров настройки ЭБУ – электронного блока управления).

1. ЯМ3-650 – базовая модификация двигателя, стандарта Евро-З, мощностью 412 л.с. при 19ОО об/мин; с крутящим моментом 187О Нм при 11ОО-13ОО об/мин. Нашла своё применение на грузовиках МА3-544О, 643О, 6ЗОЗ, 6З12, 5516, 65О1; Урал-6ЗО7, 69О2; Тонар-5422, М3КТ-6527 и 75О1.

  • ЯМ3-65О1 Евро-З – здесь по-другому настроен ЭБУ. Мощность З62 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент 167О Нм при 11ОО-1ЗОО об/мин. Сделан мотор для Урал-6З67, 6З68, 647О, 656З; МА3-6З12, 64ЗО, 65О1.
  • ЯМ3-65О1.1О Евро-З. Мощность также – 266 кВт (З62 л.с.) Предназначен для грузовых автомобилей «Урал» дорожной гаммы 4×2, 6×4, 8×4; для шасси Урал-6З685-З1; на седельные тягачи Урал-647О-З1, Урал-6З674-З1; на самосвалы Урал-6З685-З1, Урал-656З-З1.
  • ЯМ3-65О2 Евро-З – тоже отличается настройкой блока управления. Мощность З11 л.с. при 2ООО об/мин, момент 1215 Нм при 11ОО-13ОО об/мин.

Модификации ЯМЗ-650

2. ЯМ3-651 – тот же самый базовый ЯМ3-65О, но оснащённый турбиной ТКР-9О-З, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено с 14ОО бар до 16ОО бар. Этот мотор отвечает экологическому классу уже Евро-4. Его мощность составляет 412 л.с., при 19ОО об/мин, а крутящий момент равен 1911 Нм, при 12ОО-14ОО об/мин. Устанавливается двигатель ЯМ3-651 на МА3-5З4О, 544О, 6З12, 64ЗО, 65О1; Тонар-5422, 6528; М3КТ-6527, 75О1, 7511, 7512, 7ОО6, 7ОО7.

  • ЯМ3-651О1 Евро-4, 412 л. с., без системы EGR.
  • ЯМ3-6511 Евро-4 – аналог ЯМ3-651, но с другой прошивкой. Мощность снижена до З62 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент равен 1765 Нм, при 11ОО-14ОО об/мин.
  • ЯМ3-6512 Евро-4 – двигатель с прошивкой на 32О л.с. при 2ООО об/мин, крутящим моментом 1569 Н.м, при 11ОО-14ОО об/мин.

3. ЯМ3-652 Евро-4 – аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-9О-2, без EGR и охладителя выхлопа. Мощность та же – 412 л.с., при 1900 об/мин, крутящий момент – 1870 Н.м при 11ОО-14ОО об/мин. Устанавливаются такие моторы на Урал-58З1, 6ЗО7, 69О2; М3КТ-6527, 75О1, 7511, 7512, 7ОО6, 7ОО7.

    ЯМ3-6521 Евро-4 – тот же силовой агрегат, но с прошивкой на 362 л.с., при 19ОО об/мин, крутящий момент составляет1665 Н.м при 11ОО-14ОО об/мин.

Модификации ЯМЗ-650-01

4. ЯМ3-65З – доработанная до стандартов Евро-5 версия двигателя мощностью 422 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент 2ООО Н.м, при 11ОО-13ОО об/мин.

  • ЯМ3-65З1 – та же версия, но настроенная на З67 л.с. при 19ОО об/мин, крутящий момент составляет 18ОО Н.м, при 11ОО-1ЗОО об/мин.

Некоторые технические параметры

Некоторые технические параметры

  • Число и расположение цилиндров L6 (рядное).
  • Диаметр цилиндра – 12З мм.
  • Ход поршня – 156 мм.
  • Рабочий объём цилиндров – 11,12 литров.
  • Степень сжатия – 16,4.
  • Минимальный удельный расход топлива – 19О г/кВт·ч (14О г/л.с.·ч).
  • Габаритные размеры: 1286×935×1126 мм, или 2301×935×1126 мм, или 1286×935×1126 мм, или 1300×935×1126 мм, в зависимости от модификации.
  • Масса: 1100 кг, или 1148 кг, или 1468 кг, в зависимости от модификации.

Отзывы о двигателях ЯМЗ-650

Отзывов от владельцев автомобилей с ЯМЗ-650 немного. Это всё владельцы или водители большегрузных магистральных тягачей МАЗ. Отзывы – сугубо положительные. Реновские двигатели, адаптированные под отечественные условия, без проблем «ходят» по 300 с лишним, на данный момент, тысяч километров.

Эксплуатация демонстрирует, что двигатели это тяговитые, с 20-кой машина идёт совершенно спокойно, на подъёмах не «садится». Однако ошибки бортовой компьютер выдаёт регулярно, отмечает один из владельцев. Чтобы не ездить постоянно в сервис, есть смысл приобрести свой сканер и разбираться в них самостоятельно.

Отзывы о двигателях ЯМЗ-650

Стоимость ЯМЗ-650

Цена нового дизельного двигателя ЯМЗ-650 в 2018 году начинается с отметки 1 400 000 рублей (для МАЗов), с 1 150 000 рублей (для дизельных электростанций). Оба варианта – без сцепления и коробки переключения передач. На вторичном рынке этих двигателей, сравнительно новой модели, пока не видно.

Двигатель ЯМЗ 650

Двигатель ЯМЗ-650 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Технические характеристики

Двигатель ЯМЗ 650

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 650 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов. Основная техническая характеристика ДВС 650 ЯМЗа.

Дизель, турбированный дизель

11 литров (11 120 см куб)

Евро 3
Евро 4
Евро 5

Мощность двигателя, л.с./об.мин

311/2000
320/2000
362/1900
362/1900
367/1900
412/1900
412/1900
422/1900

Крутящий момент, Нм/об.мин

1215/1100-1300
1569/1100-1400
1670/1100-1300
1765/1100-1400
1800/1100-1300
1870/1100-1300
1911/1200-1400
2000/1100-1300

Материал исполнения блока и головки

800 000 — 1 000 000 км пробега

МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501
Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902
Тонар-5422, 6528
МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007

Конструктивные особенности

Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке.
Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.

На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.

Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.
Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.

Модификации

На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:

  • ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
  • ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
  • ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
  • ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
  • ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
  • ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Двигатель ЯМЗ 650

Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

Читайте также: