Замена помпы приора 16 клапанов

Обновлено: 18.05.2024

Замена помпы на автомобиле Лада Приора (16 клапанов)

Помпа на Приору

Охлаждение двигателя — чрезвычайно важный процесс. И если оно по каким-то причинам нарушается, работать этому двигателю осталось недолго. Помпа — важнейшая часть системы охлаждения. И она, как и любой другой агрегат, подвержена износу. О том, как произвести замену помпы на автомобиле Лада Приора с 16 клапанами, мы и расскажем в этой статье.

Назначение помпы

Помпа, Лада Приора

Помпа марки LUZAR для автомобиля Лада Приора

Главная задача помпы — обеспечивать непрерывную циркуляцию тосола как по большому, так и по малому кругу охлаждения. Этим достигается непрерывный отвод избыточного тепла от работающего двигателя и предотвращается его перегрев. Находится помпа слева от двигателя автомобиля, возле ремня ГРМ. Её можно увидеть, просто открыв капот.

Когда надо менять

  • Во время работы двигателя из-под капота слышен характерный низкий гул (это признак того, что подшипник помпы изношен и нуждается в замене).
  • После выезда со стоянки на асфальте остаются пятна тосола, что говорит о нарушении герметичности помпы.

Заниматься ремонтом помпы нецелесообразно, гораздо дешевле приобрести новую и поставить на автомобиль. Операция не из лёгких: чтобы менять насос, придётся снимать вышеуказанный ремень ГРМ. Подробнее об этом — ниже.

Необходимые инструменты

  1. Помпа (лучше всего брать помпу LUZAR, артикул — 21126-1307010-11).
  2. Комплект шестигранников.
  3. Отвёртка с плоским жалом (средних размеров).
  4. Комплект накидных ключей.
  5. Комплект рожковых ключей.
  6. Монтажная лопатка.
  7. Съёмник стопорных колец.
  8. Герметик.
  9. Прокладка для водяного насоса.
  10. Ёмкость для тосола (как минимум 5 литров).
  11. Противооткатные башмаки.
  12. Домкрат.

Как заменить: последовательность действий

  1. Автомобиль устанавливается над смотровой ямой, на радиаторе откручивается пробка и тосол сливается в заранее подставленную ёмкость. С аккумулятора снимаются обе клеммы. Под задние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, переднее правое колесо поддомкрачивается.
  2. С помощью монтажной лопатки снимается ремень генератора. Для облегчения этой процедуры снимается правое переднее колесо автомобиля, а затем подкрылок.
  3. Первый поршень двигателя устанавливается в верхнюю мёртвую точку. Для этого правый защитный щиток ремня ГРМ снимается. Открывается доступ к коленвалу. На его шкиве имеется болт на 17. Этот болт поворачивается рожковым ключом до тех пор, пока метка на шкиве распредвала не совпадёт с меткой на верхней крышке ремня ГРМ. Как только достигается совпадение меток, из картера сцепления извлекается заглушка. Открывается доступ к маховику. Необходимо убедиться в том, чтобы метки на картере и маховике тоже совпадали.

Щиток ГРМ снят

Щиток ГРМ снят, 1 поршень в верхней мёртвой точке

Снятие ремня ГРМ на Лада Приора

Ремень ГРМ снимается

Сняты шкивы распредвалов на Приоре

Все шкивы распредвалов извлечены

Откручиваются болты кронштейна на Приоре

Откручиваются болты, удерживающие кронштейн

Помпа извлечена из отсека Лада Приора

Помпа извлечена из гнезда

Новая помпа установлена на Лада Приора

Помпа ставится только номером вверх

Видео: Замена водяного насоса на Лада Приора 16 клапанов

Важные моменты

  • При обратной сборке системы охлаждения особое внимание уделяется метке на шкиве коленвала и треугольной прорези, которая находится на крышке масляного насоса. Эти метки в обязательном порядке совмещаются, поскольку только так поршень первого цилиндра гарантированно устанавливается в верхнюю мёртвую точку. Если метку на шкиве видно плохо, на неё можно нанести каплю красной или белой краски.

Метка на шкиве коленвала Лада Приора

Метка на шкиве, сделанная красной краской, будет лучше видна при замене

Как видно из этой статьи, заменить помпу на автомобиле Лада Приора — задача не из лёгких. И если автовладелец никогда раньше этого не делал, то вполне вероятно, ему понадобится помощь напарника, особенно когда дело дойдёт до извлечения распредвалов ГРМ. Разумеется, сделать всё это можно и в одиночку, но тогда на это уйдёт гораздо больше времени.

Водяной автомобильный насос (или по-другому — помпа) выполняет немаловажную роль в нормальной работе двигателя автомобиля. Благодаря этому устройству охлаждающая жидкость без задержек циркулирует по каналам системы охлаждения и снижает температуру всех нагревающихся компонентов силового агрегата. Неисправность водяного насоса способна привести к нежелательному перегреву деталей двигателя и даже окончательно вывести его из работоспособного состояния. Для исключения подобного исхода необходимо внимательно следить за состоянием помпы.

Предназначение и общее устройство помпы в автомобиле «Лада-Приора»

Водяной насос авто (ВН) либо помпа, конструктивно входит в систему жидкостной охлаждающей системы (ЖОС) современной автомашины и является её ключевым элементом. Главная функция этой детали — обеспечение интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) по ЖОС двигателя.

Благодаря подобному постоянному движению происходит снижение температуры жидкости и восстанавливается её способность к охлаждению других деталей и систем авто. Как правило, водяной насос на двигателе автомобиля конструктивно размещается впереди блока цилиндров. Его привод осуществляется от коленвала через клиновидный специальный ремень либо от механизма газораспределения (ГРМ) с помощью ремня зубчатого типа.

Привод водяной помпы «Лада-Приора»

Специальный зубчатый ремень обеспечивает фунуционирование водяной помпы автомобиля

Общее устройство помпы

Помпа «Лады-Приоры» представляет собой довольно простой механический узел, который состоит из нескольких основных деталей.

Водяной насос «Лады-Приоры» для двигателя, оснащённого 16 клапанами ГРМ

Конструкция помпы состоит из нескольких элементов, одним из которых является обязательная прокладка

Основными компонентами водяной помпы двигателя являются:

  • корпус изделия;
  • вал с крыльчаткой и специальным саморегулирующимся сальником, благодаря которому охлаждающая жидкость (ОЖ) надёжно удерживается в конструкции при эксплуатации;
  • подшипник вала насоса, на котором установлен вал помпы;
  • шкив привода;
  • вентилятор радиатора (данная деталь может быть закреплена на приводе помпы либо выполняется в самостоятельном электроприводном варианте, не имея какой-либо связи с водяной помпой авто);
  • прокладка из картона или специального материала.

Принцип действия устройства

Работа насоса для перекачки ОЖ состоит в следующем:

  • на заведённом двигателе охлаждающая жидкость, которая остыла в автомобильном радиаторе, двигается к насосу (в частности, к его крыльчатке);
  • промежутки, имеющиеся между её лопастями, полностью оказываются заполненными ОЖ;
  • благодаря действию центробежной силы, охлаждающая жидкость крыльчаткой отбрасывается в разные стороны внутренней полости ВН;
  • через технологическое отверстие жидкость уходит в каналы рубашки охлаждения элементов мотора;
  • происходит обеспечение постоянной циркуляции охлаждающей среды в ЖОС.

Особенности конструкции

Для предотвращения возможного подтекания корпус помпы устанавливается на моторный блок цилиндров через специальную прокладку (например, из картона). Вентилятор охлаждения, конструктивно располагающийся иногда на шкиве автопомпы и приводящийся в действие одновременно с ним, как правило, производится из металла либо прочного пластика. Для снижения шума работы лопасти конструкции располагаются под определёнными углами, в Х-образном положении, что соответствует 110/70 градусов.

С целью снижения значения мощности, необходимой для приведения вентилятора в действие, конструкторы используют специальную электромагнитную муфту. Это устройство может отключать вентилятор при снижении температуры ОЖ до уровня в 78–85 градусов по Цельсию. Подобным образом оптимизируется работа системы по охлаждению двигателя, а также снижается шумность при эксплуатации агрегата.

Пошаговая инструкция по замене помпы на авто «Лада-Приора» самостоятельно

Необходимо заметить, что заменить водяную помпу на автомобиле «Лада-Приора» нельзя, не осуществив демонтажа генераторного привода двигателя.

Необходимые инструменты

При замене на автомобиле «Лада-Приора» водяной помпы потребуются следующие инструменты:

  • рожковые ключи №o10, №o15, №o17;
  • накидные ключи №o15, №o17;
  • ключ-шестигранник №o5;
  • две отвёртки различного размера;
  • ключ специальной конструкции для осуществления установки натяжного ролика либо съёмник для стопорных колец;
  • ключ Torx T-30, используемый для отворачивания пяти винтов, которыми закреплена передняя верхняя крышка ГРМ привода;
  • лопатка монтажная.

Фотогалерея: набор инструментов для замены водяной помпы на «Приоре»

Специальные щипцы для натяжения ремня ГРМ
При установке ремня ГРМ необходимо произвести его натяжение с использованием подобного инструмента Стандартный набор инструментов
Для демонтажа водяной помпы необходим минимальный набор инструментов Молоток и самодельное приспособление, облегчающее демонтаж шкивов распредвалов
Благодаря данному приспособлению очень удобно фиксировать распредвалы, которые являются довольно хрупкими изделиями

Порядок действий состоит в выполнении следующих операций:

    Отсоединяется провод от минусовой клеммы аккумулятора.

Минусовая клемма аккумулятора на «Приоре»

При начале работ отрицательная клемма аккумулятора отсоединяется

Слив охлаждающей жидкости с ЖОС двигателя «Лада-Приора»

Применяемую ОЖ необходимо с системы охлаждения слить

Адсорбер «Лада-Приора»

Адсорбер и подводные шланги демонтируются для получения лучшего доступа к водяной помпе

Защитный кожух двигателя

Необходимо произвести демонтаж защитного кожуха двигателя

Кожух ремня ГРМ «Лада-Приора»

Деталь снимается для получения доступа к водяной помпе

Выставление ГРМ по меткам на «Лада-Приора» 16 клапанов

Выставление ГРМ по меткам необходимо для правильной работы двигателя после установки всех демонтированных деталей

Шкивы распредвалов, ролики механизма ГРМ, ремень ГРМ двигателя «Лада-Приора»

Детали снимаются с использованием специального приспособления для получения доступа к водяному насосу

Демонтаж помпы

При работе можно использовать отвёртку

Демонтаж водяной помпы «Лада-Приора»

Место крепления водяной помпы на двигателе

Сборка производится в обратной последовательности.

Новая помпа обязательно должна быть достаточно смазана специальной смазкой. При установке рекомендуется нанести на новую прокладку герметик, что обеспечит устройству необходимую надёжность при эксплуатации.

Монтаж водяной помпы выглядит следующим образом:

  1. Проверяется затяжка винта, который стопорит подшипник, установленный в корпусе ВН.
  2. Винт при необходимости затягивается.
  3. Устанавливается новая помпа таким образом, чтобы номер изделия оказался вверху.

Установка водяной помпы на автомобиле «Лада-Приора»

Помпа устанавливается на своё место

Метки на шкивах ремня ГРМ «Лада-Приора» 16 клапанов

Выставленный по меткам механизм ГРМ

Натяжной ролик ремня ГРМ «Лада-Приора» 16 клапанов

Ремень натягивается роликом натяжения с использованием специального ключа

Привод генератора «Лада-Приора»

Ремень привода устанавливается на своё место

Видео: пошаговая инструкция по замене водяной помпы на «Ладе-Приоре» 16 клапанов

Проверка исправности водяного насоса без его демонтажа

Для вывода об исправности водяного насоса на автомобиле «Лада-Приора», не снимая её с двигателя автомобиля, необходимо произвести следующие мероприятия:

  • запустить и прогреть силовой агрегат до температуры его эксплуатации;
  • сжать рукой верхний шланг от радиатора;
  • по тактильным ощущениям можно понять, что ОЖ по системе охлаждения циркулирует, а значит водяной насос исправно работает.

Наличие постороннего гула либо шума в районе помпы говорит о скором возможном выходе из строя подшипника устройства. В этом случае рекомендуется произвести замену автопомпы на новую.

Верхний шланг радиатора «Лада-Приора»

При нормальной работе помпы по данному патрубку интенсивно циркулирует охлаждающая жидкость

Признаки, которые указывают на необходимость замены детали

Основными факторами, которые указывают на неисправность водяного насоса, специалисты считают:

  • течь ОЖ из корпуса в районе сальника;
  • износ встроенного подшипника, который определяется повышенной шумностью, гудению при эксплуатации либо его заклиниванию;
  • недостаточная циркуляция используемой охлаждающей жидкости;
  • чрезмерное увеличение температуры силового агрегата;
  • уменьшение уровня залитой в систему ОЖ;
  • наличие трещин, сколов, выкрашиваний материала шкива, корпуса либо крыльчатки водяной помпы.

Водяная помпа, как правило, является неремонтопригодным компонентом, в силу особенностей своей конструкции. Поэтому специалисты рекомендуют производить полную замену этой важной детали.

Водяная помпа для «Лада-Приора»

Водяная помпа для «Лада-Приора» заменяется полностью при её неисправности

Заводской ресурс эксплуатации помпы

Срок службы водяного насоса зависит от поставщика изделия или, другими словами — от качества сборки помпы, используемых элементов и материалов. Не совсем качественная помпа может выйти из строя и через 10 тысяч километров пробега автомобиля. Ресурс хорошей детали может исчисляться и 100 тысячами километров без наличия признаков выхода из строя детали.

Специалисты рекомендуют устанавливать на автомобиль оригинальную водяную помпу от завода-изготовителя ТЗА (Тольяттинского Завода Автоагрегатов), которая обладает хорошим качеством и значительным сроком безаварийной эксплуатации.

Возможность установки на «Ладу-Приору» дополнительного водяного насоса

Одним из недостатков отопителя на автомобиле «Лада-Приора» является его низкая эффективность при работе двигателя на малых оборотах в холодное время года, из-за недостаточной циркуляции охлаждающей жидкости. Поэтому салон автомобиля прогревается медленно и недостаточно, что вызывает определённый дискомфорт у водителя и пассажиров.

Существуют некоторые требования, которые необходимо выполнить для получения качественного результата после установки дополнительной электропомпы.

К ним относятся следующие моменты:

  • установленное изделие не должно создавать в радиаторе отопителя избыточное давление при эксплуатации, чтобы избежать повреждений патрубков либо образования трещин;
  • имеет смысл произвести замену термостата и установить этот компонент с увеличенной температурой по открытию (90–95 градусов по Цельсию) в связи с тем, что при возрастании скорости в циркуляции ОЖ детали двигателя будут медленнее прогреваться, увеличивая износ силового агрегата.

Для решения этой проблемы можно установить в систему охлаждения силового агрегата дополнительную водяную помпу, что позволит качественно улучшить обогрев салона авто даже при работе двигателя на холостом ходу. Подобная технология не нова. Инженеры её уже давно используют. В качестве примера можно привести немецкие автомобили BMW либо Mercedes Benz.

Выбор устройства

Как правило, в качестве дополнительной водяной помпы на автомобиль «Лада-Приора» подходят устройства различных изготовителей.

Это, к примеру, могут быть бренды от:

  • компании Bosch;
  • фирмы «Элара»;
  • фирмы «Адверс».

Видео: положительный эффект от установки на «Ладу-Приору» дополнительной электропомпы

Однако чаще всего на «Ладу-Приору» монтируется водяная электропомпа, устанавливаемая на автомобили «Газель». Это может быть конструкция старого либо нового образца, но принцип действия у обоих одинаков: за счёт разряжения на входе при работе изделия возникает прокачивающая сила, которая и перегоняет охлаждающую жидкость по системе. По сути — помпа с автомобиля «Газель» является классическим центробежным насосом.

Конструкция варианта новой помпы гораздо более удачная и вызывает меньше нареканий у автолюбителей. И также она является менее шумной при эксплуатации. Основной неисправностью, с которой сталкиваются автомобилисты при использовании такого электронасоса — это его протекание.

Установка и подключение дополнительного электронасоса

Для оборудования автомобиля дополнительной водяной электропомпой также потребуется обычное реле, которое имеет нормально разомкнутые контакты (это может быть реле зажигания либо стартера от автомобиля ВАЗ 2105, ВАЗ 2108). В нём необходимо замкнуть контакты №o86 и №o30. И также потребуется армированный шланг, хомуты для зажима патрубков.

Дополнительная помпа может быть установлена в любой из разрывов подающего либо выходящего патрубка отопительной печки автомобиля.

Установка дополнительного электронасоса на «Лада-Приора»

Монтаж дополнительного электронасоса довольно прост, а эффективность отопителя существенно увеличивается

Закрепляется помпа в «Ладе-Приоре» в следующих местах:

  • шпилька крепления бачка для омывателя;
  • шпильки, расположенные рядом с аккумуляторной батареей;
  • на щитке двигателя.

Устройство может быть подключено к самым различным системам.

  • кнопка включения рециркуляции;
  • блок САУО печки;
  • обогрев зеркал;
  • другие удобные места.

Инструкция по монтажу дополнительной электропомпы

Установка дополнительного водяного насоса на любой автомобиль (в том числе и на «Ладе-Приоре» 16 клапанов) в принципе ничем не отличаются. Необходимо разместить электронасос в разрезе патрубка, который является входным либо выходным в печку автомобиля и обеспечить его электропитание.

Пошаговая инструкция по установке данного дополнительного компонента выглядит следующим образом:

  1. Обеспечить доступ к патрубкам отопителя под капотом авто, демонтировав мешающие работе компоненты.
  2. Обжать один из резиновых патрубков, который выходит из отопителя (печки), что производится с целью недопущения вытекания ОЖ либо слить антифриз (тосол) из всей системы.
  3. Вырезать часть этого патрубка по длине соответствующей устанавливаемой помпы.
  4. Длина штуцеров при этом не учитывается по причине того, что они входят в патрубки.
  5. Необходимо заранее подобрать диаметр штуцеров на электропомпе для получения качественного соединения.
  6. Закрепить резиновые патрубки на штуцерах помпы с помощью металлических хомутов.
  7. Дополнительную электропомпу прикрепить к выбранному заранее месту под капотом автомобиля (указаны выше) с помощью специального крепежа.

Размещение дополнительной электропомпы под капотом автомобиля

Дополнительную электропомпу можно закрепить в любом удобном для установки месте

Видео: пошаговая инструкция по установке дополнительного водяного электронасоса на автомобиль

Монтаж подобной помпы рекомендуется производить лишь после тщательной проверки работоспособности всей охлаждающей системы автомобиля, так как зачастую находятся неисправности в печке, термостате, других компонентах, что в итоге не позволяет получить достаточный прогрев салона.

Водяная помпа автомобиля «Лада-Приора» призвана поддерживать установленный заводом изготовителем внутренний тепловой режим силового агрегата автомобиля. Эксплуатация мотора с неисправным насосом гарантированно приведёт к более серьёзным поломкам и как следствие — к значительным финансовым затратам. Своевременная замена вышедшей из строя водяной помпы обеспечит длительный ресурс двигателю, а также комфорт при использовании автомашины.

Лада Приора Седан Falcon › Бортжурнал › Замена помпы на приоре или первый серьезный ремонт после покупки авто…

Всем привет! Вот и первая запись в бортовом журнале. Конечно же были и другие "ремонтики" типа замены кнопки стеклоподъемника или натяжки ремня ГРМ… Кстати, при этом профилактическом осмотре и выяснилось, что помпа издыхает последний дух.
Пересмотрев кучу инфы в инете было решено менять самому.
И так, была куплена помпа. Был выбор ТЗА или Лузар, но продавец посоветовал последнюю. Ну чтож посмотрим сколько она проживет.

Уверен, что в сети не мало написано про процесс разборки, установки и сборки.
Но как было мной написано в начале, я веду журнал для себя, чтоб не забывать как все сделал.
В общем… Ставим машину на яму, сливаем охлаждающую жидкость из двигателя.

После того как слили жидкость снимаем верхную декоративную крышку, ремень генератора, а затем переднюю крышку ГРМ, она состоит из двух частей. ( Подробней инфу где и что откручивать можно найти в инете).
Дальше выставляем метки.

Далее снимаем шкивы распредвалов. В моем случае было сделано следующее: Включили 5-ю передачу, нажали на тормоз чтобы шкив нельзя было провернуть. Как говориться использовал ту возможность, которая был. Сами шкивы снять было не проблема, накидным ключом на "17" болты открутились без чрезмерного усилия.

Далее (если у вас авто с ГУРом или кондиционером) нужно открутить этот кронштейн, который держится на трех болтах "13"мм.

Следующий шаг, нужно снять шкив коленвала. В противном случае не получится снять ремень ГРМ, а если не снять его то не снимается задняя крышка ГРМ.

Чтобы снять шкив я вывернул руль в право, снял пыльник (защиту), включил 5 передачу и нажал на тормоза (конечно же это делал приглашенный помощник)))), я в свою очередь состыковал несколько удлинителей для головок с неимоверным усилием открутил болт крепления шкива к коленвалу. Дале все как по маслу… ))
После снятия ремня ГРМ, откручиваем 6 болтов крепления крышки и затем аккуратно снимаем ее с двигателя.

Теперь смело можно открутить три болтика крепления помпы и аккуратно поддевая отверткой за отливы вытащить попку из гнезда.
Вот такая картина открылась…

Перед установкой новой помпы желательно нанести тонкий слой герметика с обеих сторон прокладки. Главное не переусердствовать.

Перед тем, как поставить шкив коленвала решил как-то отметить 20-й зуб, чтобы потом в случае чего можно было вставлять ВМТ.

Далее все собираем в обратном порядке…

Если кто не знает как натягивать ремень ГРМ, то спрашивайте я с удовольствием отвечу и объясню.
Всем спасибо за внимание и удачи на дорогах!

Замена помпы Лада Приора


Водяной насос на автомобиле обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, тем самым обеспечивая охлаждения двигателя и обогрев салона.

Важность в правильной и четкой работе данного элемента является в том, что он находится на приводе ремня ГРМ, который в свою очередь вращает распределительные валы. Довольно часто случается, что виновником обрыва ремня газораспределительного механизма является именно помпа.

Как известно при обрыве ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ с 16-ти клапанным двигателем происходит загиб клапанов. В данной статье описан процесс диагностики и замены помпы своими руками. Это поможет Вам произвести диагностику механизма газораспределения и обезопасить себя и свой автомобиль от дорогостоящего ремонта.

Причины неисправности

Водяной насос двигателей Приоры является очень ненадежным элементом, поэтому пренебрегать его заменой при смене ремня не рекомендуется, лучше менять комплект полностью.

Итак, поговорим об основных неисправностях помпы, при которых она подлежит обязательной замене:

  1. Течь. В водяном насосе имеется специальное отверстие для отвода охлаждающей жидкости при не герметичности сальника. Со временем, уплотнительный сальник на валу под воздействием высоких температур становится менее эластичным и начинает пропускать ОЖ. Обнаружить подтек можно заглянув под крышку ГРМ.
  2. Износ подшипника. При такой проблем помпа начинает очень сильно скрипеть и греметь на холодном двигателе, с прогревом данные симптомы могут исчезать. Определить без снятия ремня данную проблему тяжело и легко можно спутать с износившимися роликами.
  3. Крыльчатка. При обрыве или провороте крыльчатки нарушается циркуляция ОЖ в автомобиле, следовательно, двигатель авто начинает перегреваться что может привести к большим затратам на его ремонт.
  4. Клин. Самая страшная и неприятная поломка помпы. Клин помпы обязательно сопровождается обрыв ремня ГРМ и, следовательно, загибом клапанов, что при проведении ремонта довольно дорого.

Помпа со сломанной крыльчаткой

Когда менять

Замену помпы желательно производить с каждой заменой ремня ГРМ, а это при 60-70 тысяч км пробега. Но случается такие моменты, что водяной насос может выйти из строя уже при 30 тысячах км. Поэтому рекомендуется чаще прислушиваться к работе двигателя и не игнорировать появившиеся шумы в его работе, а в скором времени устранять их.

Лучшая помпа для ВАЗ, цена

Лучшая помпа эта та помпа, которую ставят на заводе изготовителе. А ставят на заводе именно помпы фирмы ТЗА. Данную помпу можно купить в любом магазине автозапчастей стоимость ее до 2 тысяч рублей. Но не всегда дорогое значит самое лучшее.


Помпа ТЗА

Есть хорошие помпы фирмы Luzar стоят они немного дешевле, а в качестве исполнения практически не уступают ТЗА. Стоимость помпы Luzar от 1000 рублей.

Замена помпы на 16-клапанной Приоре

Помпа

Система охлаждения двигателя предотвращает его перегрев и создает комфортные условия для работы. В случае неисправности в ней происходит обрыв ремня, гнутся клапана, а ремонт этих деталей потребует больших затрат.

Начали замечать посторонний шум при езде на автомобиле? Потекла охлаждающая жидкость? Пора залезть под капот и проверить состояние помпы.

Помпа

Помпа – деталь, в корпусе которой располагаются вал с закрепленной на нем крыльчаткой и подшипник. Помпа автомобиля или водяной насос обеспечивает охлаждение двигателя, посредством циркуляции предназначенной для этого жидкости. Во избежание перегрева автомобиля необходимо регулярно проверять работоспособность помпы.

Основные неисправности

Главная причина поломки помпы – сбои в работе подшипника. Можно выделить следующие неисправности этой детали:

  1. Заклинивает подшипник. Если при заведенном двигателе появился свист или гул с правой стороны двигателя, пора произвести замену помпы. При нехватке смазки в подшипнике он перестает крутиться, что приводит к обрыву ремня ГРМ.
  2. Образование люфта на подшипнике. Если при осмотре машины вы обнаружили следы охлаждающей жидкости на корпусе помпы – первый признак того, что помпа отработала свой ресурс.
  3. При появлении запаха охлаждающей жидкости в салоне, гула при заведённом автомобиле или следов протекания антифриза, следует заменить помпу.

Зачем нужна замена

Помпа – важная деталь машины, в случае ее поломки двигатель автомобиля перестанет охлаждаться, что приведет к серьезным неисправностям:

  1. Перегрев двигателя. Сбои в системе охлаждения приводят к перегреву двигателя.
  2. Обрыв ремня ГРМ. Заклинивающий подшипник или образовавшийся на нем люфт приводят к повреждению ремня газораспределительного механизма.
  3. Поломка клапанов. Оборвавшийся ремень ГРМ гнет клапана, двигатель выходит из строя и требует серьезного ремонта.

Эксплуатацию автомобиля можно продолжать при наличии небольшой течи охлаждающей жидкости и при недавно появившемся гуле. Но стоит понимать, что маленькая течь перерастет в большую, а подшипник вскоре заклинит и чем дешевле помпа, тем раньше это случится. Лучше не доводить двигатель до перегрева и своевременно заняться заменой помпы на приоре.

Советы по выбору

Независимо от цены и бренда, замену помпы рекомендуется производить каждые 50000км.

Чтобы не нарваться на подделку, следует покупать запчасти в крупных магазинах, проверять наличие гарантийного талона с печатью и прокладки в упаковке, голографической наклейки на помпе.

Замена

Произвести замену помпы можно самостоятельно, для этого потребуются: головка на 10, кусачки, отвертка, бита с 6 углами, маленькая трещотка.

При малейших признаках неисправности насоса, рекомендуется провести осмотр и его замену. В противном случае нарушится система охлаждения автомобиля и перегрев двигателя будет неизбежен. А его ремонт потребует более серьезных финансовых вложений.

Лайфхак: помпа автомобиля Приора 16 клапанов


Штатная деталь – артикул, цена

АвтоВАЗ устанавливал детали с каталожным наименованием «Помпа. Насос водяной» для Лада Приора 16 клапанов и номером 2109-01307013-00. Цена, около 2 000 рублей.

Принцип действия устройства

Устройство помпы довольно просто. Она состоит из следующих частей:

  • Корпус;
  • Подшипник;
  • Крыльчатка;
  • Сальник;
  • Вал;
  • Картонная прокладка;
  • Ступица шкива привода;
  • Шкив.

На шкив устройства плавно ложится ремень ГРМ, который цепляется за зубчики. Когда мотор запускается, распределительный вал трогается с места, а затем ремень начинает свое движение. Шкив медленно проворачивается, заставляя вал сдвинуться с места. Вал, раскручиваясь, через ряд подшипников и сальников передает кручение крыльчатке.

Крыльчатка установлена между двумя трубками: входной поток поступает от радиатора, а выходной уходит в рубашку охлаждения.

Сама деталь представляет собой плоскую окружность с нанесенными дугообразными «лепестками», которые забирают жидкость и выбрасывают ее в сторону рубашки охлаждения. Так, проворачиваясь, раз за разом они разгоняют поток антифриза внутри контура.

Признаки неисправности водяной помпы на Приоре

Водяной насос автомобиля Лада Приора, как любой другой механизм, рано или поздно сломается. Чтобы проверить помпу и достоверно определить неисправность детали, обратите внимание на следующие признаки:

Замена помпы автомобиля Лада Приора

Замена помпы в Ладе Приоре 16 клапанов требуется при проявлении одного из признаков неисправности. Точный срок замены обозначен – это 100 000 км пробега. Однако бытует совет менять ее одновременно с ремнем ГРМ – раз в 60 000 км.

Перед тем как провести замену устройства Лада Приора, подставьте под машину тазик, слейте охлаждающую жидкость через пробку. Затяните ручник и приступите к работе:

  1. Открутите винты крепления крышки привода ГРМ, снимите крышку. Демонтируйте ремень вместе с опорными роликами.
  2. Если у Вас есть кондиционер: Используя головчатый ключ «10», отверните болты крепления, которые удерживают натяжной ролик вспомогательных агрегатов. Снимите крепление.
  3. Используя головчатый ключ «10», отверните болты крепления задней крышки ГРМ. Приподнимите ее, а затем снимите.
  4. Используя шестигранник «5», отверните винты крепежа. Подденьте ее плоской отверткой и достаньте. Отверните болт крепления шкива, чтобы разобрать насос, заменив одну из запчастей. Установку выполните в порядке, обратном снятию.

Проверка помпы без ее снятия

В некоторых случаях проверить её можно без снятия: есть ряд неисправностей, которые можно разглядеть. Для этого откройте для себя насос, а затем проверьте каждый пункт:

Замена водяного насоса (Помпы) на приоре

Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ

Примечание!
Для замены такого элемента как водяной насос, он же помпа, вам потребуется запастись следующим набором инструментов: Во-первых набор ключей и других средств, благодаря которым вы сможете снять ремень ГРМ и натяжной его ролик с автомобиля, ну и во-вторых различные отвёртки понадобятся, гаечные ключи «на 10», «на 17» и шестигранник «на 5» размером!

Краткое содержание:

Где находится водяной насос?
Помпа располагается не в очень удобном месте но на всех двигателях (Не важно 8 клапанный, 16 клапанный) месторасположение у неё одно и тоже, данное расположение вы можете увидеть на фотографии чуть ниже, на которой водяной насос указан красной стрелкой, а синей стрелкой мы на всякий случай указали такую деталь как натяжной ролик, потому что с ней в процессе работы тоже придётся будет по возиться и чтобы вы её долго не искали, сразу можете себе отметить тот факт где она располагается.

Стрелкой указано местонахождение водяного насоса и натяжного ролика ремня ГРМ

Когда нужно менять водяной насос?
Внутри помпы есть две вещи, первая это её подшипник, а вторая это сальник помпы, при выходе из строя одной из этих вещей помпа подлежит сразу же замене, поговорим о симптомах, что касаемо подшипника, то симптомы при выходе его из строя будут следующими, посторонний шум от него (Для этого просто крышку механизма ГРМ снять будет нужно и прислушаться, есть ли какой то шум или же нет), люфт помпы (А для определения люфта в подшипнике, нужно будет взяться рукой за саму помпу и пошатать её, никакого люфта категорически быть не должно, в противном случае помпа подлежит замене), теперь что касаемо сальника, в этом случае опять же придётся снять крышку с механизма ГРМ (Как она снимается, мы описали ниже) и посмотреть на то место, где располагается помпа, если это место забрызгано охлаждающей жидкостью и при работе двигателя видно что через помпу течёт по не многу жидкость, то это говорит о том что сальник её пришёл в негодность и помпа подлежит замене.

Примечание!
Если у вас потекла помпа то в этом случае ещё можно по ездить некоторое время, просто подливая охлаждающую жидкость в систему охлаждения, в случае же если она у вас издаёт посторонний шум, рекомендуем как можно быстрее сменить её на новую, вить если помпа заклинит (А заклинить она может из-за разбитого подшипника, который и издаёт как правило шум при работе помпа) то порвётся или же слетит ремень ГРМ, а если он слетит или же порвётся то клапана встретятся с поршневой группой и в связи с этим клапана загнуться, а поршня возможно деформируются (Конечно же если у вас поршневая группа не от 124 двигателя стоит, просто с такой поршневой группой клапана не загибаются, а ставят её сами люди, с завода же автомобили Лада Приора выпускаются с поршневой группой от 126 двигателя), поэтому чтобы не рисковать, рекомендуем помпу по необходимости менять сразу же на новую и кстати, тот самый шум который она может издавать, вы можете услышать в видео-ролике который расположен чуть ниже:

Как заменить водяной насос, он же помпа на ВАЗ 2170-ВАЗ 2172?

Снятие:
1) В снятии помпы нет ничего сложного, отвернул три болта с шестигранными головками которые её крепят и после чего снял с автомобиля, но вот чтобы подготовится к снятию помпы, нужно охлаждающую жидкость будет слить, ремень ГРМ с автомобиля снять, натяжной ролик тоже чтобы удобней было к помпе подобраться и ещё кой какие детали, поэтому на подготовку к снятию помпы уйдёт гораздо больше времени чем на её снятие, сразу перед заменой это учтите и выберите полностью свободный день в котором вы будете производить замену помпы.

2) В начале операции скидывайте клемму минус с аккумуляторной батареи, тем самым обесточив бортовую сеть (Как скинуть клемму, читайте в статье: «Замена аккумулятора на ВАЗ», первый пункт в этой статье прочтите), после чего сливайте охлаждающую жидкость с двигателя в какую ни будь пустую ёмкость (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле»), сразу же после этого устанавливайте все шкивы по меткам (О том как выставить шкивы по меткам, читайте в статье: «Установка фаз газораспределения на ВАЗ») и в завершение снимайте натяжной ролик и ремень ГРМ с автомобиля (см. статью: «Замена ремня ГРМ на ВАЗ»).

3) Теперь снять придётся заднюю крышку ГРМ, а иначе до помпы Вам просто будет сложно до браться, но для того чтобы её снять, нужно шкивы распределительных валов скинуть, они на здоровых болтах крепятся, чтобы их отвернуть, шкивы застопорить будет нужно спец. инструментом от проворачивания (см. фото 1) или тем что под рукой будет и потом их просто снять с автомобиля, а когда шкивы будут уже отложены в сторонку, снимите с распределительных валов шпонки которые в пазы входят (Их удобней всего тонкими плоскогубцами зацепить и вынуть после чего из пазов, более подробно на фото под номером 2 смотрите), делается это для того, чтобы их не потерять, потому что они легко выпадают и кстати, натяжной ролик когда снимите, снимите и опорный который рядом с ним стоит (см. фото 3), он так же крепится за счёт болта точно такого же диаметра как и натяжной ролик (Вы только не перепутайте их между собой, если будет нужно, пометьте какой натяжной, а какой опорный) и если этот ролик не снять, то заднюю крышку Вы просто не снимите (Ролик этот мешать будет) и кстати, насчёт распредвалов, у них посадочные места идентичные и поэтому на них легко поставить не тот шкив (А сами шкивы то различаются), поэтому чтобы с этим трудностей не возникло, подметим кой какой факт, у обоих шкивов есть одна очень сильная отличительная черта, а именно шкив который ставится на впускной вал имеет закреплённый диск (см. фото 4, он указан стрелкой) обеспечивающий работу датчика фаз, но на шкиве который на выпуск идёт уже нет такого диска, вот и их главная отличительная черта, надеемся Вы их не перепутаете и когда снимать будете, обратите внимание куда какой шкив именно подходит и кстати, шкив который на впускной вал идёт, ставьте диском к двигателю как это на всё том же фото 4 показано.

Снятие шкивов с распределительных валов и снятие опорного ролика с двигателя автомобиля

Примечание!
Когда шкивы все сняты будут и ролики тоже, можете приступать к снятию задней крышки, она закреплена на 5-тью болтах, они её к самому двигателю крепят, все болты для наглядности указаны стрелками на маленьком фото чуть ниже:

Выворачивание болтов крепления задней крышки и её снятие

4) Ну и когда все операции будут проделаны, берите шестигранный ключ размером «на 5» и им выворачивайте три болта с шестигранными головками которые крепят помпу и после этого снимайте её с двигателя автомобиля, чтобы легче было помпу снять, возьмите отвёртку и засуньте её в паз между помпой и двигателем автомобиля и используя отвёртку как рычаг, отсоедините водяной насос от двигателя и тем самым его снимите.

Выворачивание болтов с шестигранными головками крепления помпы

Примечание!
После снятии помпы, проверьте либо на ней, либо же на двигателе в том месте где она крепилась, должна будет остаться прокладка, её разыщите и снимите и обязательно замените на новую, для наглядности на фото ниже она указана красной стрелкой!

Прокладка и место куда она устанавливается на помпе

Установка:
Перед установкой помпы в начале осмотрите её и если будут найдены дефекты, то она подлежит замене, начинать осмотр нужно с дренажного отверстия (см. фото 1, это отверстие показано стрелкой) и кстати, это относится только к снятой старой помпе, так вот если обнаружите на этом отверстие грязь, а именно вытекание охлаждающей жидкости, то помпа обязательно подлежит замене и это говорит о том, что её сальник повреждён, идём далее (Это уже к обоим помпам относится, то есть и к старой и к новой), теперь проверить нужно будет помпу на люфт, для этого рукой пошатайте шкив водяного насоса (см. фото 2) и если он будут шататься, то подшипник который находится внутри помпы повреждён и она так же подлежит замене, кроме того если вы найдёте трещины, сколы, выкрашивания, ржавчину на шкиве водяного насоса, на крыльчатки и на корпусе водяного насоса (см. фото 3, шкив указан цифрой 1, крыльчатка цифрой 2, а корпус помпы цифрой 3) то опять же, такой насос подлежит немедленной замене и в завершение проверьте хорошо ли затянут стопорный винт подшипника помпы (см. фото 4), если будет необходимо подтяните его хорошенько и снова проверьте шкив водяного насоса на люфт которого быть уже либо вообще не должно, либо он будет минимальный (Даже если люфт минимальный, то помпа всё равно подлежит замене).

Водяной насос, дренажное отверстие в нём, её шкив и стопорный винт подшипника помпы

Примечание!
Когда будете устанавливать помпу на своё место, проследите за тем чтобы дренажное отверстие которое на фото ниже указано стрелкой, было направлено вниз, а маркировка которая нанесена на корпусе помпы, была направлена вверх, не ошибитесь, хотя помпа по другому и не встанет!

Правильная установка водяного насоса

Дополнительный видео-ролик:
В интернете множество видео-роликов уже присутствует с инструкцией по замене водяного насоса на 16 клапанных автомобилях Лада Приора, чуть ниже мы разместили один из них.

Самостоятельно меняем помпу на автомобиле «Лада Приора»

Перегрев мотора — ситуация не из приятных, особенно если это случилось вдали от гаража. В подавляющем большинстве случаев мотор перегревается из-за поломки помпы. От этого не застрахован ни один автомобиль и «Лада Приора» не исключение. Если машина «закипела», водителю остаётся лишь ждать эвакуатор. Или просить кого-нибудь взять машину на буксир. Однако всего этого можно избежать, своевременно заменив помпу.

Основная функция помпы в автомобиле «Лада Приора»

Водяная помпа создаёт давление антифриза в охладительной рубашке мотора. В сущности, это обыкновенный центробежный насос, давление в котором создаётся стальной крыльчаткой, которая постоянно вращается с огромной скоростью.

Водяная помпа для «Лады Приоры»

Помпа охлаждающая на «Ладу Приору», новая, в упаковке

Остановка помпы приведёт к перегреву мотора. А если водитель попробует продолжить движение без нормального охлаждения двигателя, этот двигатель попросту заклинит. И отремонтировать его будет очень непросто.

Признаки неисправности водяной помпы на «Приоре»

Существует ряд характерных признаков, позволяющих водителю понять, что с системой охлаждения мотора что-то не так:

  • течь антифриза. Потёки охлаждающей жидкости могут быть видны как на моторе, так и на асфальте под машиной. Вытекать антифриз может как из пробитого радиатора, так и из-под помпы, герметичность которой нарушается;
  • повышенный расход антифриза. Ещё один косвенный признак. Дело в том, что заметить утечку охлаждающей жидкости, о которой шла речь в предыдущем пункте, водителю удаётся далеко не всегда, поскольку она может быть очень незначительной. Но если водитель регулярно контролирует уровень антифриза в системе, то увидев его постепенное уменьшение, он поймёт: помпа понемногу подтекает;
  • свист. Он раздаётся из-под капота машины и со временем может нарастать. Свист очень высокий и на первых порах не слишком громкий. Причина появления этого звука — в разрушившемся подшипнике помпы. В помпе на «Приоре» подшипники шариковые. Когда подшипник разрушается, вылетевшие из сепаратора шарики начинают тереться о внутренние стенки помпы, а водитель слышит свист;

Сломаный подшипник помпы «Приоры»

Подшипник на водяной помпе «Приоры» может сломаться и засвистеть

Ржавая крыльчатка помпы «Приоры»

Крыльчатка помпы «Приоры» может заржаветь из-за плохого антифриза

Кавитационное разрушение помпы «Приоры»

Помпа «Приоры» легко разрушается из-за постоянной сильной кавитации

Проверка помпы без её снятия

Большинство неисправностей помпы обнаруживаются только после снятия и полной разборки этого устройства. Только разобрав помпу, можно увидеть внутри смолистые отложения, а также следы коррозии и кавитации, о которых говорилось выше. Но есть несколько признаков, позволяющих установить неисправность помпы без её снятия. Перечислим их:

  • люфт центрального вала или всей помпы. Для того чтобы выяснить, есть ли на помпе люфт, достаточно просто взяться рукой за шкив помпы и покачать его вниз и вверх. Если повреждён вал помпы или её подшипник — люфт будет ощутимым;
  • течь антифриза. Об этом признаке уже упоминалось выше. Здесь следует добавить лишь один нюанс: помпа на «Приоре» находится под металлическим кожухом системы ГРМ. И если водитель хочет наверняка убедиться в том, что течёт именно помпа, этот кожух ему придётся снять. Снимать саму помпу при этом не нужно;
  • свист сломанного подшипника. Об этом тоже говорилось выше, но здесь обязательно следует упомянуть вот что: не следует путать свист неисправной помпы со свистом неисправного генератора. Ломаясь, эти устройства свистят, но делают они это по-разному: свист помпы очень высокий и тихий, а свист генератора — громкий, низкий и иногда переходящий в скрежет.

Средний срок службы и периодичность замены помпы

В большинстве сервисов механики советуют менять водяную помпу вместе с ремнём ГРМ, то есть примерно через каждые 60 тыс. км пробега. Тем не менее многие автомобилисты пренебрегают этим советом и предпочитают не спешить с заменой. Определённый смысл в этом есть: средний срок службы помпы на «Приоре» — 100 тыс. км.

Замена водяной помпы на автомобиле «Лада Приора»

Перед началом работ нужно подготовить всё необходимое. Вот что нам потребуется:

  • ёмкость для старой охлаждающей жидкости;
  • новая помпа;
  • тюбик с герметиком;
  • комплект рожковых и торцовых ключей;
  • фонарик.

Последовательность операций

  1. «Лада Приора» устанавливается на эстакаду или на смотровую яму, в автомобиле включается ручной тормоз.
  2. Около радиатора автомобиля есть отверстие для слива охлаждающей жидкости, закрытое пробкой. Под это отверстие подставляется пустая ёмкость, пробка отвинчивается, антифриз сливается. Вылиться должно как минимум 5 литров антифриза.

Слив антифриза на «Приоре»

Отверстие для слива антифриза с «Приоры» находится справа, под патрубком

Снятие кожуха ГРМ с «Приоры»

Кожух ГРМ с «Приоры» снят торцовым ключом на 14

Снятие натяжного кронштейна с «Приоры»

Кронштейн натяжного ролика с «Приоры» снимается накидным ключом на 13

Шкив коленвала «Приоры»

Зубчатый шкив коленвала «Приоры» необходимо снять для получения доступа к помпе

Схема нанесения герметика на помпу «Приоры»

Герметик наносится на прокладку помпы «Приоры», тонким слоем

Новая помпа «Приоры»

Новая помпа установлена в мотор «Приоры», крепёж закручен

Видео: меняем водяную помпу на «Приоре»

Установка дополнительной помпы на «Приору»

Дополнительную помпу на автомобиль «Лада Приора» автолюбители обычно ставят по личной инициативе. Делается это для того, чтобы улучшить циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор печки.

Дополнительная помпа BOSCH для «Приоры»

Большой популярностью у владельцев «Приоры» пользуются электрические помпы BOSCH

Дело в том, что отопитель в «Приоре» не отличается высокой мощностью. И это особенно хорошо чувствуется в сильный мороз. В этой ситуации установка дополнительного насоса в систему охлаждения — шаг вполне разумный.

Перед началом работы определимся с инструментарием и расходными материалами. Вот они:

  • помпа электрическая производства фирмы BOSCH;
  • провода изолированные, 2 м;
  • пластина металлическая (длина 1 м, ширина 20 см, толщина 1 мм);
  • тиски;
  • ножовка по металлу;
  • фонарик.

Последовательность действий

  1. Прежде всего необходимо определиться с местом установки дополнительной помпы. В автомобиле «Лада Приора» помпу лучше располагать над двигателем справа, рядом с аккумулятором, предварительно поместив устройство в специальный держатель.

Место установки помпы в «Приоре»

Дополнительная помпа в «Приору» будет установлена справа, у аккумулятора

Держатель помпы на «Приоре»

Держатель дополнительной помпы на «Приоре» делается из металлической пластины

Установка дополнительной помпы в «Приору»

Дополнительная помпа для «Приоры» помещается в подготовленный держатель

Схема подключения дополнительной помпы в «Приоре»

Дополнительная помпа в «Приоре» подключается к реле и выключателю

Подключение дополнительной помпы «Приоры»

Дополнительная помпа на «Приоре» подключается к блоку предохранителей

Итак, помпа — важнейшее вспомогательное устройство, без которого нормальная работа двигателя просто невозможна. Замена помпы сопряжена с определёнными трудностями, но они вполне преодолимы. Чтобы успешно заменить помпу на «Приоре», нужно запастись терпением и в точности следовать приведённой выше инструкции.

Читайте также: