Замена помпы ваз 2108

Обновлено: 27.02.2024

№17 Замена помпы

Это, пожалуй, самая интересная и большая запись в моем БЖ! Началось все со звонка родителей «Ты зачем поставил машину посередине тропинки, где ходят люди?» Понятия не имел о чем они, потому что знакомый меня не предупредил, что после замены всех сальников и прокладок в движке привез «Джипик» во двор. Как говориться сюрприз удался!

Самого не было дома, так как целую неделю зависал в столице Урала, а именно во дворце игровых видов спорта «Уралочка» смотрел игры Финала восьми женской Евролиги.

Приехал ночью домой, отогнал «Джипик» подальше от тропинки, решил прокатиться с ветерком, следующим утром, но не тут то было… Он отказывался заводиться, стартер крутит искры нет. Выкрутил свечи, а они все залиты.

Ладно, фиг с этими свечами, вкрутил кучу старых, в четвертом цилиндре отказывалась работать свеча, после трех попыток установки разных свеч, на четвертой заработала. Завелась, слева от двигателя появился громкий стук отбойного молотка. Открываю капот, а там… вся защита движка в какой-то жидкости. Пальцем попробовал на вкус, оказался сладкий – значит тосол).

Пока шарился под капотом решил подкрутить один хомут на верхнем шлаге от радиатора, чуть повернул отвертку, и остатки тосола вылись ручьем.

Позвонил Олегу Николаевичу (не тому знакомому, который менял сальники), через минут десять подъехал, посмотрел, послушал, сказал, что ещё бы помпу поменять…
Пошли в магазин – отдал около 600 руб

Без тосола до гаража своим ходом не доедешь, у дома поменяли сразу верхний шланг, прикрутили на хомуты.

К выбору помпы подошел основательно, на протяжении трех часов сравнивал их, читал о каждой. В итоге пришел к выводу купить немецкую

стоимостью 670 руб.

Естественно захотелось заменить её самому, Олег Николаевич предоставил свой гараж, правда отопления там нет, но, тем не менее, лучше, чем на улице при -5 и сильном снегопаде.

В 10 утра следующего дня с горе пополам на подсосе и с ужасным стуком доехал до гаража. Снял правое переднее колесо, слил остатки тосола начал откручивать защитный кожух, где было два ремня. Помучился от души попробовал почти все позы камасутры =) Долго искали метки, для того, чтобы потом выставить ремень. Сняли ролик натяжителя ремня грм покрутили его услышали шум – понятно, что его нужно заменить съездили, купили за 350 руб новый,

прокладку новой помпы смазали герметиком прикрутили обратно, начали одевать ремень генератора он оказался слабым – отправился в ближайший магазин, который оказался закрытым на 30 минут, пришлось бежать до другого около километра, в нем только плоские ремни, вспомнив что метров через 800 есть ещё один. Ура в нем и купил ремешок за 90 руб)

Обратная дорога пробежка около 2 км и снова гараж.

Выставили ремень по меткам, одели ремень генератора, завели – двигатель работает, как часы) Пока меняли помпу, случайно обломили провод, а точнее металлическую штуку, которая вставляется в радиатор, напрямую подсоединили провод к радиатору, попутно укрепив металлической проволокой сам радиатор.

Печка работает айс, «Джипик» прогревается за 5-8 минут, по пути домой обнаружил вновь старую проблему, когда с 60 км/ч до 30 км/ч торможу в нейтралке машина глохнет…

Надоело все время крутить обороты, поэтому в скором времени поеду к карбюраторщику…
Большое спасибо тому, кто дочитал все это до конца! Надеюсь, вам понравилось?!

Как самостоятельно заменить помпу на ВАЗ 21093

Срок службы насоса системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 в среднем 100 тыс км пробега. На ее ресурс помимо длительности эксплуатации влияет много факторов: качество детали, сила натяжения ремня ГРМ, качество антифриза или тосола и пр.

Замену помпы проводим при появлении течи охлаждающей жидкости, постороннего шума при работе или большом пробеге (более 100.000 км).

Необходимые инструменты и запчасти

- Г-образный ключ или высокая головка на «10»

- Новая помпа с прокладкой

Подготовительные работы

- Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения

- Снимаем ремень привода ГРМ

Ремень можно снять только со шкива распредвала, натяжного ролика и шкива помпы. Со шкива коленчатого вала снимать не обязательно. Поэтому просто ослабляем крепление натяжного ролика ремня.

- Снимаем шкив распределительного вала

- Снимаем натяжной ролик ремня ГРМ

- Отворачиваем гайку и болт крепления задней крышки ремня ГРМ

Используем накидной ключ или головку на «10».

Порядок замены помпы на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Отворачиваем три болта крепления водяного насоса

Используем высокую головку или г-образный ключ на «10».

Снимаем заднюю крышку ремня ГРМ

Снимаем водяной насос (помпу)

Отделяем корпус насоса от блока цилиндров рукой или поддев шлицевой отверткой. Между корпусом насоса и блоком установлена прокладка, снимаем и ее.

Зачищаем привалочную поверхность насоса на блоке от остатков старой прокладки

Устанавливаем новую прокладку

Устанавливаем новый насос системы охлаждения на двигатель

Водяной насос устанавливается только в одном положении.

Устанавливаем заднюю крышку ремня ГРМ

Закрепляем ее болтом и гайкой.

Закрепляем помпу тремя болтами

Устанавливаем остальные детали привода ГРМ в порядке обратном снятию

Примечания и дополнения

Водяной насос (помпу) автомобиля ВАЗ 21093 можно отремонтировать. Разобрать и заменить сальник и подшипник. Но проще всего (менее трудоемко и затратно) заменить ее целиком.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 ранних годов выпуска передний лонжерон кузова имеет выпуклость в районе крепления помпы. Поэтому для ее снятия придется поддомкрачивать двигатель, поднимая его вверх на 5-7 см. При этом необходимо отсоединить переднюю опору двигателя.

Замена помпы (водяного насоса) своими руками

Основной проблемой, возникающей с водяным насосом на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является подтекание охлаждающей жидкости, а также чрезмерный износ подшипника его привода, о чем может свидетельствовать сильный гул при работе двигателя со стороны помпы, а также люфт шестерни.

Для выполнения этой работы своими руками, нам понадобится следующий инструмент:

  • головка на 10 с трещоткой и небольшим удлинителем
  • ключ рожковый или накидной на 17
  • отвертка плоская с широким лезвием

инструмент для замены помпы на ВАЗ 2109-2108

Обязательно перед выполнением данной процедуры необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Затем производим выставление газораспределительного механизма по меткам, чтобы поршень первого цилиндра находился в верхней мертвой точке (ВМТ).

После этого откручиваем три болтика крепления крышки кожуха ГРМ с правой стороны двигателя. Они отмечены на фото ниже цифрами:

откручиваем болты крепления бокового кожуха ремня ГРМ на ВАЗ 2109-2108

И снимаем его, отведя до конца влево и вытянув через верх:

как снять боковую крышку ремня ГРМ на ВАЗ 2109-2108

Затем откручиваем и полностью снимаем натяжной ролик ремня ГРМ:

ослабление натяжного ролика ГРМ на ВАЗ 2109-2108

И скидываем ремень, оставляя его лишь на шестерне коленчатого вала. После этого откручиваем звезду распредвала, удерживая ее любым способом от проворачивания:

откручиваем звезду распредвала на ВАЗ 2109-2108

И снимаем ее, с небольшим усилием отводя в сторону:

снятие шестерни распредвала на ВАЗ 2109-2108

Теперь необходимо отвернуть одну гайку и четыре болта крепления внутренней металлической крышки. Ниже они отмечены на фото:

krysh-vnutr

После этого отводим крышку в сторону и полностью вынимаем ее, отложив в сторону, чтобы не мешалась:

kr-snuyt

Теперь доступ к водяному насосу открыт и можно плоской отверткой поддевать ее, разъединив корпус от блока цилиндров, как это показано наглядно на приведенной ниже фотографии:

отсоединить помпу от блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108

А вот дальше придется помучиться, так как помпа на ВАЗ 2109-2108 расположена так близко к кузову автомобиля, что вынуть ее просто так не получится. Для этого сначала необходимо отвести двигатель немного в сторону, либо поднять эту часть домкратом до тех пор, пока не появится возможность беспроблемного извлечения помпы.

замена помпы - водяного насоса на ВАЗ 2109-2108 своими руками

Когда удалось ее извлечь, тщательно очищаем место ее посадки от старой прокладки, берем новый водяной насос и производим замену. Прокладку разумеется тоже лучше заменить новой. Установка происходит в обратной снятию последовательности и убедитесь, что маркировка (номер на крае корпуса) должен быть вверху.

Помпа (водяной насос) является основным элементом системы охлаждения любого автомобиля. Реальный срок службы водяного насоса в моделях ВАЗ 2108–099 колеблется в широких пределах — от 40 до 100 тыс. км пробега. Заменить и отремонтировать помпу можно самостоятельно. Процедура несложная, но трудоёмкая — на выполнение работ потребуется три-четыре часа.

  • 1 Назначение и устройство помпы
  • 2 Расположение помпы
  • 3 Диагностика неисправностей
    • 3.1 Видео: работа неисправной помпы
    • 4 Замена водяного насоса
      • 4.1 Подготовка к работе
      • 4.2 Демонтаж водяного насоса
        • 4.2.1 Видео: разборка водяного насоса
        • 5.1 Видео: установка электрического насоса

        Назначение и устройство помпы

        Водяной насос — важнейший элемент системы охлаждения двигателя. Его основная функция — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по двум контурам — малому и большому. На непрогретом двигателе циркуляция антифриза проходит по малому кругу — из водяной рубашки мотора в радиатор салонного отопителя и блок охлаждения карбюратора (или дроссельной заслонки на инжекторе ВАЗ 21099). При достижении рабочей температуры термостат открывает большой контур и ОЖ начинает циркулировать через основной радиатор.

        Крыльчатка водяного насоса, приводимая в действие ремнём ГРМ, заставляет антифриз циркулировать по системе охлаждения

        При выходе помпы из строя движение охлаждающей жидкости по каналам прекратится, и двигатель неизбежно перегреется. Расширяющиеся в объёме алюминиевые поршни повредят стенки цилиндров, и пропадёт компрессия. В этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя, что в несколько раз дороже стоимости нового насоса.

        Водяной насос имеет довольно простое устройство

        Водяной насос ВАЗ 2108 состоит из корпуса с фланцем, прикреплённым к блоку цилиндров тремя болтами. Внутри помпы на подшипниках установлен вал с крыльчаткой и приводной шестернёй в форме зубчатого шкива. Чтобы тосол не вытекал через вал насоса наружу, устройство снабжено сальником.

        Срок службы помпы зависит от работы двух деталей — подшипников и сальника. Как только один из этих элементов выйдет из строя, его необходимо менять либо ремонтировать.

        Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

        Примечание!
        Для замены водяного насоса, запаситесь заранее рядом инструментов, а именно: Ключами всевозможными, отвёртками, ну пустыми ёмкостями для сливания охлаждающей жидкости с двигателя автомобиля, по возможности новым хорошим натяжным роликом ещё запаситесь, потому что он всё равно сниматься будет и если он долго уже у Вас не менялся и под заедать начал, то поставите вместо него новый, рабочий ролик!

        Краткое содержание:

        Где находится водяной насос?
        Он скрыт под крышкой ГРМ (см. маленькое фото она указана синей стрелкой), её конечно же снять придётся, чтобы увидеть водяной насос и тем более для того чтобы сменить его, снимается она очень легко, достаточно будет всего лишь три болта небольших выкрутить которые по бокам (Там две гайки) и в середине (Там одна гайка), крепят крышку, а когда она снята будет, сразу найдите водяной насос (Указана красной стрелкой) и переходите к его проверки (Об том как его проверить, читайте чуть ниже).

        На фотографии можно увидеть где крышка ГРМ располагается, а так же водяной насос

        Когда нужно менять водяной насос?
        Если Вы услышали посторонние звуки в двигателе, то первым делом поймите откуда они идут, для этого конечно же открыть капот придётся и прислушаться, если звуки слышны через крышку механизма ГРМ, то первым делом заглушите двигатель (Это обязательно, а то за шкивы ещё заденете крышкой) и снимите эту крышку, когда она снята будет, заведите автомобиль и прислушайтесь, если звук идёт именно от водяного насоса, то значит подшипник вышел у него из строя и водяной насос нуждается в замене, затем заглушите мотор и руками покачайте помпу (Шкив её), люфта у неё быть не должно, она прочно стоять должна, если он есть то помпа нуждается в замене (Кстати этот люфт лечиться подтяжкой стопорного винта который на помпе расположен, более подробно смотрите на фото под цифрой 2), ну и в завершение дренажное отверстие осмотрите (см. фото 1, оно стрелкой указано) через него не должно вытекать не капли охлаждающей жидкости, если вдруг она течёт, то опять же помпа не исправна и её необходимо заменить на новую.

        Дренажное отверстие в помпе и стопорный винт подшипника, закрутив который по сильнее, можно убрать люфт у подшипника, но только чтобы его закрутить, шкив распредвала снять будет нужно, натяжной ролик и ремень ГРМ и потом крышку отвести которая на четырёх болтах и одной гайки крепится

        Примечание!
        Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!

        Снятие:
        Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ», а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобиле»), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «Замена натяжного ролика»), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «здесь») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.

        Выкручивание болтов и гайки крепления задней крышки и вынимание водяного насоса из двигателя автомобиля

        Примечание!
        Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!

        Установка:
        Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.

        Установка новой помпы и прокладки который идёт между ней и двигателем автомобиля

        Примечание!
        Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!

        Маркировка нанесённая на водяном насосе и шкив распредвала

        Дополнительный видео-ролик:
        Более подробно и наглядно увидеть процесс замены водяного насоса, Вы можете в ролике ниже:

        Помпа (водяной насос) является основным элементом системы охлаждения любого автомобиля. Реальный срок службы водяного насоса в моделях ВАЗ 2108–099 колеблется в широких пределах — от 40 до 100 тыс. км пробега. Заменить и отремонтировать помпу можно самостоятельно. Процедура несложная, но трудоёмкая — на выполнение работ потребуется три-четыре часа.

        Назначение и устройство помпы

        Водяной насос — важнейший элемент системы охлаждения двигателя. Его основная функция — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по двум контурам — малому и большому. На непрогретом двигателе циркуляция антифриза проходит по малому кругу — из водяной рубашки мотора в радиатор салонного отопителя и блок охлаждения карбюратора (или дроссельной заслонки на инжекторе ВАЗ 21099). При достижении рабочей температуры термостат открывает большой контур и ОЖ начинает циркулировать через основной радиатор.

        Крыльчатка водяного насоса, приводимая в действие ремнём ГРМ, заставляет антифриз циркулировать по системе охлаждения

        При выходе помпы из строя движение охлаждающей жидкости по каналам прекратится, и двигатель неизбежно перегреется. Расширяющиеся в объёме алюминиевые поршни повредят стенки цилиндров, и пропадёт компрессия. В этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя, что в несколько раз дороже стоимости нового насоса.

        Водяной насос имеет довольно простое устройство

        Водяной насос ВАЗ 2108 состоит из корпуса с фланцем, прикреплённым к блоку цилиндров тремя болтами. Внутри помпы на подшипниках установлен вал с крыльчаткой и приводной шестернёй в форме зубчатого шкива. Чтобы тосол не вытекал через вал насоса наружу, устройство снабжено сальником.

        Срок службы помпы зависит от работы двух деталей — подшипников и сальника. Как только один из этих элементов выйдет из строя, его необходимо менять либо ремонтировать.

        Подшипник водяного насоса

        Срок службы роликового подшипника определяет долговечность насоса

        Расположение помпы

        Водяной насос установлен на правой (по ходу движения) стороне двигателя под пластиковой крышкой. Там же находится газораспределительный механизм, приводящий через ремень зубчатый шкив помпы в движение. Такое расположение порождает ряд проблем.

        1. Для осмотра помпы приходится снимать пластмассовый кожух.
        2. Из-за негерметичности сальника и небольшой протечки антифриз попадает на ремень, который быстро выходит из строя.
        3. При сильном износе подшипника вал может заклинить, а ремень ГРМ может соскочить или оборваться. Это в 90% случаев приводит к ударам поршней по клапанам, а в последствии и к дорогостоящему ремонту.

        Расположение помпы на двигателе

        Насос системы охлаждения установлен на правой стороне двигателя

        По этим причинам необходимо периодически (каждые 10–15 тыс. км пробега) осматривать механизм газораспределения на предмет натяжения ремня и работоспособности помпы.

        Диагностика неисправностей

        Неисправности водяного насоса на переднеприводных моделях ВАЗ проявляются следующим образом.

        1. С правой стороны двигателя возникает посторонний шум, нарастающий с увеличением оборотов.
        2. Рядом с узлом ГРМ и под ним образуются следы ОЖ (не путать с моторным маслом).
        3. Под автомобилем появляется лужица, а уровень тосола в расширительном бачке заметно падает.
        4. Электрический вентилятор радиатора охлаждения включается чаще обычного в любую погоду.

        Защитный кожух крепится к двигателю тремя болтами

        Практика показывает, что большинство автолюбителей обнаруживает проблему на предпоследней и конечной стадии износа, когда антифриз уже вытек на землю либо заклинил вал помпы.

        Чётко идентифицировать звук изношенных подшипников водяного насоса на фоне работающего мотора довольно трудно. Проблема усугубляется шумом других неисправных узлов, например, стучащих клапанов. Поэтому при первом подозрении следует снять пластиковый кожух ГРМ, открутив гаечным ключом на 10 три болта, и провести диагностику помпы следующим образом.

          Тщательно осмотрите пространство вокруг шестерни водяного насоса и ремень ГРМ на предмет наличия следов ОЖ.

        Утечка антифриза из водяного насоса на ВАЗ 2108–099

        Следы ОЖ под насосом свидетельствуют об утечке тосола

        После полного износа подшипника вал насоса может перекоситься

        Указанные симптомы могут проявляться как по отдельности, так и одновременно. Можно обнаружить износ сальника при рабочих подшипниках (следы тосола есть, а люфта вала нет), и наоборот. В любом случае помпу следует снять, а при необходимости — разобрать или заменить.

        Методика выявления неисправности водяного насоса одинакова для версий авто с карбюратором и инжектором, разницы никакой нет.

        Видео: работа неисправной помпы

        Замена водяного насоса

        Процесс замены помпы можно разделить на четыре этапа.

        1. Подготовка инструментов и приспособлений.
        2. Частичная разборка узла ГРМ и демонтаж помпы.
        3. Покупка новой помпы и высокотемпературного герметика для уплотнения фланца.
        4. Установка нового водяного насоса и сборка узла ГРМ.

        Утечка охлаждающей жидкости

        В некоторых случаях наблюдается утечка тосола из-под прокладки, а не из помпы

        Если нет уверенности в неисправности водяного насоса, то рекомендуется соблюдать именно такой порядок работ. Бывают случаи, когда ОЖ течёт из-за изношенной прокладки, а сама помпа вполне работоспособна. Поэтому покупать её заранее не стоит.

        Подготовка к работе

        Для демонтажа и замены водяного насоса стандартный набор инструментов:

        • набор накидных ключей на 10–19;
        • крестообразная и плоская отвёртки;
        • вороток с трещоткой и набор головок;
        • пассатижи с согнутыми тонкими губами;
        • домкрат и подставки под колёса.

        Инструмент для замены водяного насоса

        Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов и литровая ёмкость с ОЖ

        Для очистки корпуса двигателя от старого герметика потребуется ветошь и маленький нож. Работы рекомендуется проводить на ровном хорошо освещённом месте. Смотровая яма или эстакада не понадобятся.

        Подкапотное пространство в процессе работ должно хорошо освещаться

        Для слива тосола потребуется таз, воронка и кусок обычного шланга. Так как при этом некоторый объём ОЖ будет потерян, следует приготовить литр свежего тосола для доливки.

        Демонтаж водяного насоса

        Порядок снятия помпы во многом схож с технологией замены ремня ГРМ, за исключением того, что зубчатый шкив коленчатого вала и ремень привода генератора остаются на месте.

        Алгоритм демонтажа помпы с карбюраторных и инжекторных двигателей абсолютно одинаков и состоит в следующем.

          Выверните три болта, удерживающие пластиковую защиту ГРМ, и снимите её.

        Снятие пластикового кожуха ГРМ

        После откручивания трёх болтов крепления защита ГРМ легко снимается

        Чтобы при снятии ремня не нарушить фазы газораспределения, следует выставить метки на шкиве распредвала и ГБЦ

        Расположение болта-пробки

        Болт-пробка для слива тосола расположен на стенке блока цилиндров

        Снятие ремня ГРМ со шкива распредвала

        Ослабленный ремень ГРМ легко снимается с верхней шестерни

        Снятие зубчатого шкива распредвала

        Для ослабления гайки крепления шкива используют второй ключ

        Водяной насос и металлический кожух имеют три общих болта крепления и снимаются вместе

        В процессе опорожнения водяной рубашки мотора откройте крышку расширительного бачка — жидкость потечёт быстрее.

        Разборка водяного насоса

        Водяной насос разбирается с помощью специального съёмника

        Снятый насос обследуйте на наличие люфта вала и убедитесь, что тосол вытекал именно через сальник. При желании помпу можно разобрать с помощью специального съёмника с двумя захватами в виде крюков. Для этого необходимо выкрутить стопорный винт, стащить крыльчатку съёмником и аккуратно выбить вал с подшипником.

        Расположение стопорного винта на помпе

        Перед выпрессовкой нужно выкрутить стопорный винт, удерживающий подшипник

        Обычно помпа от «восьмёрки» и «девятки» не ремонтируется, а меняется. Причина — в отсутствии качественных запчастей — сальников и роликовых подшипников. Проще поставить новую деталь в сборе, чем постоянно реставрировать старую.

        Видео: разборка водяного насоса

        Выбор нового водяного насоса

        При покупке новой помпы для ВАЗ 2108/09 нужно учитывать ряд моментов.

        1. Чтобы по ошибке не купить помпу от более поздних моделей ВАЗ с 16-клапанным двигателем (он отличается размерами шкива), возьмите с собой в магазин неисправный насос.
        2. Выбирайте помпу нового образца с прямыми, а не дугообразными, лопастями крыльчатки.

        Крыльчатка насосов нового образца имеет прямые лопасти

        Лазерная маркировка

        Лазерная маркировка выполняется на торце ведомой шестерёнки насоса

        Некоторые производители запасных деталей для автомобилей ВАЗ ставят на них маркировку лазером, подделать её довольно сложно.

        Перед походом в магазин осмотрите другие элементы разобранного узла ГРМ. Проверьте состояние ремня и натяжного ролика. Если ремень покрыт трещинами, видны нитки каркаса, его лучше заменить, не дожидаясь обрыва. Исправный натяжной ролик должен свободно вращаться, не болтаясь на шпильке.

        Проверка натяжного ролика

        Перед сборкой желательно проверить состояние натяжного ролика

        Кроме этого, следует осмотреть и при необходимости заменить ремень привода генератора. Не упускайте возможность его обследовать и заменить при необходимости.

        Установка новой помпы

        Если при снятии помпы вы случайно не повернули шкив распределительного либо коленчатого вала, можно приступать к установке нового насоса. Все работы выполняются в обратном порядке. При этом следует учитывать ряд моментов.

        1. Почистите и протрите фланец для установки насоса на блоке цилиндров.
        2. На прокладку водяного насоса с обеих сторон нанесите высокотемпературный герметик.

        Установка помпы на герметик

        Для плотности и надёжности соединения на прокладку наносится слой герметика

        Установка шкива на распредвал

        При установке шестерёнки распредвала необходимо проверить соответствие меток

        Правильно натянутый ремень должен поворачиваться максимум на 90°

        Трубки подогрева карбюратора и дросселя

        При заполнении системы тосолом снимаются трубки подогрева карбюратора или дроссельной заслонки

        Снятие патрубков малого диаметра с карбюратора или дросселя обеспечивает выход воздуха при заполнении системы тосолом. ОЖ заливается через горловину расширительного бачка. Когда тосол начнёт вытекать из трубки, на неё следует немедленно натянуть штуцер. Затем бачок заполняется до уровня между рисками Max и Min. Если потери ОЖ при сливе были незначительны, литра заблаговременно приобретённого тосола вполне хватит на доливку.

        Для проверки работоспособности помпы двигатель на холостых оборотах прогревается до максимальной температуры. Показатель исправности насоса — включившийся при температуре около 100 °С электровентилятор.

        Видео: замена водяного насоса ВАЗ 2108–099

        Установка дополнительной помпы

        Недостаток первых переднеприводных автомобилей ВАЗ — плохая работа отопителя салона. Пока двигатель не прогреется до рабочей температуры, в салоне холодно. Это обусловлено конструкцией малого контура циркуляции, в который ОЖ поступает в малом количестве. Проблема решается установкой дополнительного электрического насоса от «ГАЗели».

        Дополнительная электрическая помпа ставится в трубопровод печки

        Для монтажа помпы с электроприводом необходимо приобрести:

        • четырёхконтактное реле;
        • многожильные провода и разъём на два контакта;
        • гнездо предохранителя;
        • шланги и хомуты для присоединения к системе охлаждения;
        • электронасос от автомобиля «ГАЗель».

        Помпа ставится на самодельном кронштейне, прикрученном к одному из болтов на посадочном фланце коробки передач. Предварительно сливается антифриз и снимается термостат, который будет мешать при установке дополнительной помпы. Это особенно актуально для инжекторной модели ВАЗ 21099.

        Для включения насоса собирается небольшая схема с реле

        Врезка производится в обратный патрубок, идущий от салонного отопителя. В этом случае электронасос создаст в радиаторе печки разрежение. Для включения помпы вместе с зажиганием и от отдельной кнопки собирается несложная электрическая схема. Реле с предохранителем помещается в салоне под приборной панелью, а в качестве выключателя выбирается любая свободная кнопка.

        Видео: установка электрического насоса

        Проверить работоспособность и заменить водяной насос на ВАЗ 2108–099 достаточно просто. Не стоит забывать и про профилактические меры. Следует периодически проверять техническое состояние и смазку помпы, а также своевременно менять охлаждающую жидкость. В этих условиях насос прослужит максимально долго.

        Замена помпы ваз 2108

        Основными дефектами водяного насоса являются течь охлаждающей жидкости из водяного насоса и износ подшипника насоса (определяется по повышенному шуму при его работе). Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять водяной насос в сборе.
        1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
        2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
        3. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
        4. Снимите натяжной ролик (см. «Замена натяжного ролика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099»).

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
        После снятия ремня привода распредвала запрещается поворачивать распределительный и коленчатый валы, иначе поршень может ударить по клапанам.

        Замена помпы ваз 2108

        6. Отверните гайку и четыре болта крепления задней крышки.

        Замена помпы ваз 2108

        ПРИМЕЧАНИЕ
        Расположение точек крепления задней крышки привода распредвала и водяного насоса.

        Замена помпы ваз 2108

        7. Отведите в сторону заднюю крышку и выньте водяной насос, подцепив водяной насос отверткой за зубчатый шкив.

        Замена помпы ваз 2108

        8. Если водяной насос не удается вынуть, отожмите двигатель в сторону.

        Замена помпы ваз 2108

        9. Снимите с водяного насоса прокладку. Поврежденную прокладку водяного насоса замените.

        Замена помпы ваз 2108
        10. Замените водяной насос, если течет охлаждающая жидкость через дренажное отверстие (поврежден сальник водяного насоса).
        Замена помпы ваз 2108
        11. есть заметный осевой люфт валика водяного насоса (поврежден подшипник водяного насоса).
        Замена помпы ваз 2108
        12. обнаружены трещины, сколы, выкрашивания на крыльчатке 1, зубчатом шкиве 2 и корпусе 3 водяного насоса.

        Замена помпы ваз 2108

        13. Проверьте затяжку стопорного винта подшипника водяного насоса. При необходимости затяните винт.

        Замена помпы ваз 2108

        14. Установите водяной насос в порядке, обратном снятию. При этом номер на водяном насосе должен быть направлен вверх.

        Замена помпы ваз 2108

        15. Установите остальные детали в порядке, обратном снятию. При этом шестерня распредвала устанавливается выступающей частью ступицы к двигателю. После этого проверьте совпадение меток ВМТ на шестерне распредвала и задней крышке ремня привода (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»). Отрегулируйте натяжение ремня привода распредвала (см. «Замена ремня привода распредвала и регулировка натяжителя ремня»). и залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099»).

        Замена помпы (водяного насоса) своими руками

        Основной проблемой, возникающей с водяным насосом на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является подтекание охлаждающей жидкости, а также чрезмерный износ подшипника его привода, о чем может свидетельствовать сильный гул при работе двигателя со стороны помпы, а также люфт шестерни.

        Для выполнения этой работы своими руками, нам понадобится следующий инструмент:

        • головка на 10 с трещоткой и небольшим удлинителем
        • ключ рожковый или накидной на 17
        • отвертка плоская с широким лезвием

        Замена помпы ваз 2108

        Обязательно перед выполнением данной процедуры необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Затем производим выставление газораспределительного механизма по меткам. чтобы поршень первого цилиндра находился в верхней мертвой точке (ВМТ).

        После этого откручиваем три болтика крепления крышки кожуха ГРМ с правой стороны двигателя. Они отмечены на фото ниже цифрами:

        Замена помпы ваз 2108

        И снимаем его, отведя до конца влево и вытянув через верх:

        Замена помпы ваз 2108

        Затем откручиваем и полностью снимаем натяжной ролик ремня ГРМ:

        Замена помпы ваз 2108

        И скидываем ремень, оставляя его лишь на шестерне коленчатого вала. После этого откручиваем звезду распредвала, удерживая ее любым способом от проворачивания:

        Замена помпы ваз 2108

        И снимаем ее, с небольшим усилием отводя в сторону:

        Замена помпы ваз 2108

        Теперь необходимо отвернуть одну гайку и четыре болта крепления внутренней металлической крышки. Ниже они отмечены на фото:

        Замена помпы ваз 2108

        После этого отводим крышку в сторону и полностью вынимаем ее, отложив в сторону, чтобы не мешалась:

        Замена помпы ваз 2108

        Теперь доступ к водяному насосу открыт и можно плоской отверткой поддевать ее, разъединив корпус от блока цилиндров, как это показано наглядно на приведенной ниже фотографии:

        Замена помпы ваз 2108

        А вот дальше придется помучиться, так как помпа на ВАЗ 2109-2108 расположена так близко к кузову автомобиля, что вынуть ее просто так не получится. Для этого сначала необходимо отвести двигатель немного в сторону, либо поднять эту часть домкратом до тех пор, пока не появится возможность беспроблемного извлечения помпы.

        Замена помпы ваз 2108

        Когда удалось ее извлечь, тщательно очищаем место ее посадки от старой прокладки, берем новый водяной насос и производим замену. Прокладку разумеется тоже лучше заменить новой. Установка происходит в обратной снятию последовательности и убедитесь, что маркировка (номер на крае корпуса) должен быть вверху.

        Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109

        На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.

        Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.

        Из самых часто возникающих проблем с этой системой является порыв или соскакивание патрубков и течь радиатора. Реже, но тоже бывает заклинивание термостата в одном положении, неисправность температурного датчика, и выход из строя помпы.

        Признаки износа помпы

        Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.

        И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.

        Замена помпы ваз 2108

        А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.

        Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.

        Необходимое оснащение

        Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:

        1. Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
        2. Головки с воротками тех же размеров;
        3. Мощная плоская отвертка;
        4. Нож;
        5. Емкость для слива рабочей жидкости;
        6. Ветоши;
        7. Герметик;
        8. Домкрат;
        9. Новый жидкостный насос и прокладка под него;

        Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.

        Процесс замены

        Последовательность процесса такова:

        • ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
        • Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.

        Замена помпы ваз 2108

        Замена помпы ваз 2108

        Снятие защитной крышки

        Замена помпы ваз 2108

        Совмещение меток на распредвале

        Замена помпы ваз 2108

        Замена помпы ваз 2108

        Замена помпы ваз 2108

        Замена помпы ваз 2108

        Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.

        Особенности при сборке

        Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.

        Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб. Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.

        Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109

        На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.

        Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.

        Признаки износа помпы

        Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.

        И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.

        Водяная помпа

        А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.

        Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.

        Необходимое оснащение

        Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:

        1. Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
        2. Головки с воротками тех же размеров;
        3. Мощная плоская отвертка;
        4. Нож;
        5. Емкость для слива рабочей жидкости;
        6. Ветоши;
        7. Герметик;
        8. Домкрат;
        9. Новый жидкостный насос и прокладка под него;

        Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.

        Процесс замены

        Последовательность процесса такова:

        • ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
        • Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.

        Слив рабочей жидкости

        Снятие защитной крышки
        Снятие защитной крышки

        Совмещение меток на распредвале
        Совмещение меток на распредвале

        Снятие натяжного ролика

        Снятие ремня ГРМ

        Снятие шестерни распредвала

        Снятие задней крышки

        Извлечение помпы
        Извлечение помпы

        Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.

        Особенности при сборке

        Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.

        Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб . Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.

        Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:

        Читайте также: