Замена прокладки головки блока цилиндров газель некст

Обновлено: 14.05.2024

Замена прокладки головки блока цилиндров газель некст

Заменяем прокладку вследствие появления течи охлаждающей жидкости или моторного масла в местах соединения головки блока с блоком цилиндров.

Для замены прокладки головки блока цилиндров нужно снимать двигатель, так как нужно снимать цепь привода распределительного механизма.

Доступ к газораспределительному механизму на двигателе установленном на автомобиле невозможен.

Для выполнения работы понадобятся инструменты: головки на 8,10, 15, 16, динамометрический ключ, удлинитель, вороток, набор отверток, набор плоских щупов, металлическая линейка, стопор для фиксации шкива.

Подготавливаем автомобиль для выполнения работы.

Клапан системы рециркуляции газов

Снимаем клапан системы рециркуляции газов в сборе с теплообменником.

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия (статья – Установка ВМТ первого цилиндра Cummins ISF2.8).

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Выкручиваем пять болтов крепления крышки картера привода газораспределения

Снимаем прокладку. При установке нужно заменять прокладку

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Выкручиваем два болта крепления крышки гидронатяжителя цепи

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Извлекаем плунжер гидронатяжителя

Фиксируем цепь, связав проволокой

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Ослабляем затяжку болта крепления задающего диска и звездочки распределительного вала, удерживая вал от проворачивания.

Выкручиваем полностью болт крепления задающего диска датчика фазы и звездочки распределительного вала

После выкручивания болта крепления задающего диска датчика фазы и звездочки распределительного вала нельзя проворачивать коленвал и распредвал, чтобы не нарушать фазы газораспределения.

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Снимаем с хвостовика распредвала звездочку вместе с цепью

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Извлекаем дистанционную шайбу, чтобы не потерять ее

Фиксируем на двигателе цепь привода газораспределения вместе со звездочкой

Снимаем корпус термостата

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Ослабляем затяжку болта крепления успокоителя цепи привода газораспределительного механизма к головке блока

И выкручиваем болт.

Выкручиваем два болта крепления картера привода газораспределительного механизма к картеру маховика

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Расположение болтов крепление картера привода газораспределения

Выкручиваем болты крепления всех коромысел

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Вынимаем опоры осей коромысел

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Выкручиваем десять болтов крепления блока цилиндров

Расположение болтов крепления ГБЦ на рисунке 27

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Отвязываем звездочку распредвала с цепью от головки блока и снимаем головку с впускной трубой, выпускным коллектором и вакуумным насосом, придерживая цепь привода газораспределения в натянутом состоянии.

После снятия ГБЦ сразу же закрепляем цепь привода газораспределения проволокой в натянутом состоянии, чтобы она не спала со звездочки коленвала.

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT
Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Снимаем прокладку головки цилиндров

Осматриваем привалочные поверхности головки и блока цилиндров.

Очищаем привалочные поверхности от остатков старой прокладки.

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Проверяем ГБЦ на отсутствие коробления.

Ставим ребром линейку на поверхность головки сначала посередине вдоль, потом по диагонали, и во всех положениях линейки щупом замеряем зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор больше 0,05 мм головку заменяем.

Новую прокладку вынимаем из упаковки непосредственно перед установкой.

Устанавливаем новую прокладку на блок цилиндров уплотнительным валиком, нанесенным на прокладку вверх.

Устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности с учетом:

- удаляем из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда после снятия головки;

- смазываем болты моторным маслом;

- вворачиваем болты крепления ГБЦ и два болта крепления картера привода газораспределения от руки, но не затягивая;

- затягиваем болты на холодном двигателе в порядке указанном на рисунке…

Замена прокладки ГБЦ Cummins ISF2.8 ГАЗель NEXT

Первый этап – затягиваем болты моментом 60 Нм;

Второй этап – вворачиваем болты крепления на 90˚;

Третий этап – доверните болты крепления на 90˚.

Затягиваем два болта крепления картера привода газораспределительного механизма моментом 4 Нм.

Замена прокладки ГБЦ на двигателе Cummins ISF 2.8 Газель «Next», «Бизнес»

Прокладка используется для уплотнения места контакта ГБЦ и самого блока. Некоторые люди не видят разницу между прокладками клапанной крышки и ГБЦ. Это разные детали, хоть и расположены рядом.

Что такое прокладка ГБЦ

Особенность уплотнителя в том, что он способен выполнять сразу три важные функции – уплотнение газораспределительной и масляной системы, а также системы охлаждения двигателя авто. Поэтому прокладка должна быть достаточно прочной и к ней такие высокие требования.

Прокладка головки блока цилиндров

Обратите внимание! Прокладку ГБЦ нужно менять при всех видах ремонта двигателя, поскольку это одноразовая деталь.

Выбор прокладки ГБЦ

Для замены прокладки головки блока цилиндров необходимо приобрести новую деталь. Как и в ситуации с другими элементами мотора, в продаже можно найти прокладку ГБЦ оригинальную или неоригинальную. При выборе второго варианта, следует уделять особое внимание компании, которая производит деталь. Можно найти прокладку дешевле оригинальной в несколько раз, которая не будет уступать ей по качеству.


Чтобы купить прокладку ГБЦ, необходимо:

  • Для иномарки: Знать VIN автомобиля;
  • Для российской машины: Знать модель автомобиля и установленного в него двигателя.

Приобретать прокладку ГБЦ лучше в крупных автомобильных магазинах, где продавцы смогут подобрать оптимальный вариант для конкретного двигателя.

Классификация

Существует три вида уплотнителей, классифицирующийся по материалу изготовления. Это безасбестовые, асбестовые и металлические прокладки. Рассмотрим теперь каждый из видов отдельно.

Безасбестовые

Отличаются такие уплотнители низкой усадкой. К тому же безасбестовый материал обладает высокой восстанавливаемостью, что важно для специфических условий использования.

Асбестовые

Изделие имеет много общего с безасбестовыми прокладками в плане характеристик. Асбестовые уплотнители обладают высокой эластичностью, термостойкостью и упругостью. Такие прокладки часто используют при замене.

Металлические

Наиболее эффективным и качественным видом прокладок ГБЦ считаются металлические уплотнители. При их использовании давление распределяется равномерно по всей плоскости стыка блока и ГБЦ.

Металлическая прокладка ГБЦ

Статьи по теме
Как поменять свечи зажигания
Замена масла в АКПП

В каких случаях нужна замена

Если говорить о прокладке ГБЦ, то она не имеет гарантийного срока, так как ресурс детали на самом деле зависит от нескольких факторов (особенность вождения, производитель изделия и состояние мотора). Поэтому о необходимости замены могут говорить симптомы, выявляемые водителем в процессе периодических проверок или ТО.

Признаки износа прокладки ГБЦ

Есть много характерных признаков износа уплотнителя. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • резкий перегрев двигателя;
  • снижение уровня охлаждающей жидкости в системе;
  • появление пены или эмульсии на щупе проверки масла;
  • повышение давления в магистралях системы охлаждения (патрубки становятся слишком твердыми);
  • следы утечки масла на стыке блока и ГБЦ;
  • кипение антифриза после продолжительной работы двигателя;
  • проблемы с работой печки (работа теплообменника нарушается прорывающимися выхлопными газами).

Признаки пробития прокладки ГБЦ

На заметку! Менять уплотнитель ГБЦ нужно и в тех случаях, когда из подкапотного отсека начал идти белый дым.

Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) на двигателях Cummins

Двигатель Cummins (камминз) как и любой другой силовой агрегат автомобиля состоит из нескольких частей, среди которых блок цилиндров и его головка являются одними из важнейших запасных частей. Они соединены между собой специальной прокладкой, (прокладкой ГБЦ), что обеспечивает герметичность камер сгорания и антифризных каналов. Для изготовления прокладки головки блока цилиндров ГБЦ используют армированный паронит с металлической окантовкой отверстий или тонкий листовой металл в несколько слоев. Каждая модель силового агрегата Cummins имеет такую прокладку. В виду того, что между некоторыми отверстиями на данном элементе есть совсем тонкие стеночки, то эти места становятся уязвимыми к повреждениям и прогоранию. Если на двигателе Cummins пробивается прокладка ГБЦ, то он тут же дает знать об этом определенными неисправностями и возникновением проблем. Вот основные симптомы:

1. При повреждении прокладки ГБЦ моторное масло смешивается с тосолом. Также в охлаждающую жидкость может попадать топливо, поэтому если в расширительном бачке системы охлаждения появились масляные пятна, то это верный признак пробивки прокладки.

2. При разрыве внешней оболочки прокладки будут возникать масляные подтеки в месте примыкания головки к блоку.

3. Перегрев двигателя, который может возникать из-за повреждения окантовки прокладки ГБЦ между камерой сгорания и каналом с охлаждающей жидкостью. В этом случае в систему охлаждения попадают горящие газы и очень быстро нагревают охлаждающую жидкость. При этом в расширительном бачке можно наблюдать очень бурное газообразование.

4. Прогорание прокладки ГБЦ между камерами сгорания может привести к смешиванию выхлопных газов одного цилиндра с топливной смесью другого. Это делает запуск двигателя сложным, некоторое время он глохнет, однако после разогрева его работа становится устойчивой.

5. Если в прокладке ГБЦ происходит разрыв между камерой сгорания и каналом рубашки охлаждения, то в камеру сгорания начинает попадать влага или охлаждающая жидкость, а из глушителя идет белый дым.

Особенно быстро прокладка ГБЦ приходит в негодность при допущении ошибок в установке. Для ее долговечной службы при установке на двигатель Cummins следует соблюдать идеальные условия прилегания головки двигателя к блоку его цилиндров. Еще один важный момент – это закручивание болтов крепления ГБЦ в определенной последовательности, которую в инструкции прилагают изготовители силовых агрегатов Cummins. Вообще при замене прокладок ГБЦ требуется замена всех болтов и креплений, так как при выкручивании их параметры изменяются, а при повторном вкручивании велика вероятность разрыва тела болта из-за прикладываемых усилий. Также обращают внимание на поверхностные основания головки и блока цилиндров. На них не должно быть шероховатостей и раковин, в противном случае потребуется шлифовка. В процессе установки поверхности дополнительно зачищают, чтобы добиться их максимального сопряжения. Стоит отметить, что снятие головки блока цилиндра на моторах Cummins – занятие довольно-таки сложное, при котором потребуется слить технические жидкости, отсоединить узлы и детали, поэтому лучше всего доверить замену прокладки ГБЦ квалифицированным мастерам станции технического обслуживания . После замены автовладельцу следует обязательно проследить за работой двигателя. Основными признаками правильной замены являются: устойчивая и стабильная работа двигателя Cummins, его температура в пределах нормы, прозрачный

Особенности диагностики

Все, о чем говорилось выше – это косвенные улики. Но для подтверждения диагноза требуется детальная диагностика. Ниже приведена последовательная инструкция.

  1. Запустите двигатель и осмотрите его на наличие утечек дыма. Особое внимание следует уделить щелям между блоком и головкой блока цилиндров.
  2. Осмотрите горловину для залива масла. При прорыве уплотнителя на горловине будут видны рыжеватые следы эмульсии.
  3. Проверьте, не идет ли из глушителя белый дым. О наличии белого дыма из выхлопной системы, как правило, свидетельствует прогоревшая прокладка ГБЦ. Дым при этом чаще всего приторный.
  4. Наденьте на горловину радиатора воздушный шарик. Если при работающем двигателе шарик будет надуваться, то это говорит о бурлении антифриза и, соответственно, нарушении целостности уплотнителя.
  5. Проверьте компрессию двигателя. Если уровень ниже нормы, то вероятно, что прокладку нужно поменять.

Презерватив для проверки прокладки ГБЦ

Проведя диагностику, можно легко определить, нужна ли замена манжета. Далее все выполняется тоже по инструкции.

Как заменить прокладку ГБЦ

Процесс замены прокладки условно можно разделить на несколько этапов: подготовка, сбор необходимых инструментов для работы и замена уплотнителя. Теперь рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.

Замена прокладки ГБЦ

Подготовка

Технология замены прокладки не зависит от модели авто, за исключением некоторых особенностей (затяжной момент крепежных болтов). Но всю информацию можно найти в руководстве по эксплуатации или в интернете. Все болты перед откручиванием желательно очистить, чтобы не повредить шлицы. Также при необходимости их нужно обработать специальным средством для более легкого срыва.

Подготовка к замене прокладки ГБЦ

Обратите внимание! Все навесные детали перед заменой нужно снять. Также следует демонтировать головку блока цилиндров

Инструменты для работы

Что нужно для работы, кроме самой прокладки ГБЦ? В первую очередь, перед началом ремонтных работ следует подготовить:

  • динамометрический ключ;
  • чистую тряпку;
  • емкость для слива отработанной жидкости;
  • плоскую и крестовую отвертку;
  • набор ключей (торцевых и гаечных).

Инструменты для замены прокладки ГБЦ

Также нужно подготовить комплект новых болтов ГБЦ на случай, если старые сильно износились. Как только все будет под рукой, можно приступать к замене.

Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ

Ниже в инструкции детально описан процесс замены прокладки ГБЦ. При ее соблюдении сложный и длительный процесс замены станет по силам даже новичку.

Шаг 1. Поднимите капот и подготовьте инструменты для работы. Так выглядит подкапотное пространство перед разборкой.



Подкапотное пространство перед разборкой

Шаг 2. Снимите пластиковый защитный кожух и отставьте его в сторону. Для этого нужен ключ.



Снятие защитного кожуха

Шаг 3. Снимите ремень ГРМ и осмотрите его на целостность.



Демонтаж ремня ГРМ

Шаг 4. Слейте антифриз в заранее подготовленную емкость. Это может быть разрезанная пластиковая бутылка или канистра. Следите за тем, чтобы жидкость не попадала на кузов авто.



Слив антифриза в специальную емкость

Шаг 5. Выкрутите болты крепления крышки ГБЦ.



Выкручивание болтов крепления крышки ГБЦ

Шаг 6. Как видно на фото, прокладка износилась и требует замены. Снимите ее.



Изношенная прокладка ГБЦ

Шаг 7. Снимите головку блока цилиндров и аккуратно поставьте деталь на стол или другую ровную поверхность.



Снятие головки блока цилиндров

Шаг 8. Тщательно очистьте посадочное место от остатков масла.

Шаг 9. После очистки поверхности поставьте новую прокладку.



Установка новой прокладки ГБЦ

Шаг 10. Установите головку блока цилиндров, используя динамометрический ключ. Затягивать нужно аккуратно, согласно рекомендации от производителя.



Монтаж головки блока цилиндров

Шаг 11. Установите кожух и все ранее снятые детали в обратной последовательности.



Установка защитного кожуха

Как определить неисправность прокладки ГБЦ

Установить наличие проблемы с прокладкой ГБЦ можно при помощи ее визуального осмотра. Сделать это затруднительно, поскольку добраться до нее можно только при разборе двигателя. При этом можно выделить несколько основных признаков выхода из строя прокладки головки блока цилиндров:



Из-под головки блока цилиндров наружу выходят газы, что часто сопровождается громкими звуками;

Как можно видеть, большинство описанных симптомов типичны для ряда других неисправностей двигателя. Это затрудняет определение проблем с прокладкой головки блока цилиндров, и при вышеназванных симптомах часто заочно может быть диагностировано разрушение головки блока цилиндров или другие более серьезные неисправности.

Последствия несвоевременной замены

Нежелательно эксплуатировать машину с изношенной или прогоревшей прокладкой ГБЦ, поскольку это может привести к серьезным последствиям. Например, в систему охлаждения попадет масло, из-за чего ее работа нарушится. Мотор не сможет охлаждаться, как нужно. Также может снизиться мощность двигателя, он начнет глохнуть, а иногда не заводиться вообще.

Несвоевременная замена прокладки ГБЦ

При попадании антифриза в систему охлаждения свойства масла изменяться, что приведет к снижению эффективности смазывания деталей двигателя. В свою очередь это приведет к повышенному износу трущихся деталей. Вождение авто с поврежденной прокладкой непременно приведет к поломке мотора, ремонт которого обойдется намного дороже, чем замена уплотнителя.

Замена прокладки головки блока цилиндров газель некст

Обычно прокладку головки блока меняют при следующих повреждениях:

- Прорыв газов в систему охлаждения;

- Попадание в систему охлаждения масла;

- Недостаточная компрессия в одном или нескольких цилиндрах (менее 1 МПа).

Снятие

Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором.

Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

Отсоединить топливопроводы подачи и слива топлива.

Снять аккумуляторную батарею.

Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.

Снять катушки зажигания.

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отсоединить штекерную колодку датчика фазы от жгута проводов.

Отвернуть винты и отсоединить провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2.

Отсоединить штекерные колодки от датчиков температурного состояния двигателя 5, указателя температуры охлаждающей жидкости 4, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 3.

Ослабить затяжку хомута и снять со штуцера 6 термостата шланг к расширительному бачку.

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомута 1 и снять со штуцера шланг 2 к обратному клапану вакуумного усилителя тормозов.

Отсоединить штекерную колодку 3 от датчика положения дроссельной заслонки.

Отвернуть гайку 1 и снять «массовый» провод голубого цвета со шпильки на переднем конце ресивера.

Отвернуть гайку 4 и вытащить трос 3 акселератора из сектора привода воздушной дроссельной заслонки.

Отсоединить от жгута проводов штекерную колодку 2, расположенную между впускными трубами двигателя, датчика частоты вращения и синхронизации коленчатого вала, установленного около зубчатого венца шкива коленвала.

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Сдвинуть сальник 3 троса с резьбового наконечника 2 оболочки троса, отвернуть гайку 1 крепления наконечника троса и вытащить наконечник 2 из кронштейна, закрепленного на впускной трубе двигателя, сдвинув его назад.

Затем вынуть трос акселератора из кронштейна вверх.

Отогнуть держатель троса акселератора и вынуть из него трос.

Отвести трос акселератора в сторону от двигателя.

Отсоединить провода от генератора.

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отсоединить штекерную колодку 1 от регулятора холостого хода.

Отвернуть гайку 2 и снять «массовые» провода со шпильки на заднем конце ресивера.

Отсоединить штекерную колодку 1 от датчика температуры воздуха.

Ослабить затяжку хомута 2 и снять шланг подачи охлаждающей жидкости со штуцера крана отопителя

Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.

Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.

Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

Снять распределительные валы (описано в статье - Замена распредвалов двигателя ЗМЗ-406)

Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3

Замена прокладки ГБЦ двигателя ЗМЗ-406
Замена прокладки ГБЦ двигателя ЗМЗ-406

Шестигранным ключом «на 12» ослабляем затяжку десяти болтов, после чего отворачиваем и…

Замена прокладки ГБЦ двигателя ЗМЗ-406
Замена прокладки ГБЦ двигателя ЗМЗ-406

Снимаем головку блока цилиндров…

Замена прокладки ГБЦ двигателя ЗМЗ-406

Отделяем и снимаем прокладку под головкой

Установка

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Перед установкой нужно очистить прилегающие поверхности головки и блока от остатков герметика и прокладки.

Провести общую дефектацию головки цилиндров.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейки.

Замена прокладки головки блока цилиндров газель некст


ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ КНИГИ. БОЛЕЕ ПОДРОБНО НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ ТЫЦ

РАЗДЕЛ 1. УСТРОЙСТВО

Общие сведения об автомобиле. 10

Паспортные данные . 13

Ключи автомобиля . 14

Органы управления . 14

Панель приборов . 14

Комбинация приборов . 18

Маршрутный компьютер . 21

Отопление и вентиляция кабины . 21

Ремни безопасности . 24

Регулировка положения сиденья водителя . 25

Использование детских сидений . 26

Регулировка положения рулевого колеса . . 26

Зеркала заднего вида . 27

Освещение кабины . 27

Вещевые ящики . 28

Противосолнечные козырьки . 30

Управление коробкой передач . 3.0

РАЗДЕЛ 2. РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ . 31

Правила техники безопасности и рекомендации . . 31

Правила техники безопасности . 31

Рекомендации по эксплуатации . 31

Рекомендации по безопасности движения . 31

Обкатка автомобиля . 32

Эксплуатация автомобиля в гарантийный период. 32

Подготовка автомобиля к выезду . 33

Заправка автомобиля топливом . 33

Пользование домкратом . 34

Буксировка автомобиля . 35

Рекомендации по экономичному вождению автомобиля. . .35

РАЗДЕЛ 3. НЕИСПРАВНОСТИ В пути . . 36

Двигатель не заводится . 36

Коленчатый вал не проворачивается стартером .. . 36

Коленчатый вал вращается, но двигатель не пускается. 36

Нарушения в работе двигателя . 37

Приборы для диагностики системы управления двигателем. 37

Автомобиль плохо разгоняется . 39

Двигатель заглох во время движения . 39

Особенности эксплуатации дизельного двигателя. 40

Упало давление масла . 40

Проверка системы смазки . 40

Перегрев двигателя . 41

Проверка системы охлаждения . 41

Аккумуляторная батарея не подзаряжается .. . 42

Проверка электрооборудования . 42

Пуск двигателя от внешних источников тока .. . 43

Неисправности электрооборудования . 44

Появились посторонние стуки . 44

Стуки в двигателе . 44

Стуки в подвеске . 44

Стук (шум) в карданной передаче . 45

Стук (шум) в заднем мосту . 45

Вибрация и удары на рулевом колесе . 45

Проблемы с тормозами . 46

Прокачка тормозной системы . 46

Проверка тормозной системы . 46

Прокол колеса . 47

Замена колеса . 47

Ремонт бескамерной шины . 48

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ . . 50

Общие положения . 50

Правила техники безопасности . 50

Ежедневное обслуживание . 50

Проверка колес . 50

Проверка уровня и доливка масла в систему смазки . 53

Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости . 53

Проверка уровня и доливка тормозной жидкости в бачок гидроприводов тормозной системы и выключения сцепления . 54

Проверка уровня и доливка рабочей жидкости в бачок гидроусилителя

рулевого управления . 54

Проверка уровня и доливка жидкости в бачок омывателя . 55

Проверка внешних осветительных приборов . 55

РАЗДЕЛ 5. ДВИГАТЕЛЬ . 56

Особенности конструкции . 56

Проверка компрессии в цилиндрах . 59

Замена опор подвески силового агрегата . . . 61

Очистка системы вентиляции . 62

Установка поршня первого цилиндра.в положение ВМТ такта сжатия . 62

Проверка, снятие и установка ремня привода вспомогательных агрегатов . 64

Регулировка зазоров в приводе клапанов . . . . 67

Снятие, дефектовка и установка маховика . . . 67

Замена цепи привода газораспределительного механизма . 69

Замена деталей уплотнения двигателя . 72

Замена прокладки крышки головки блока цилиндров . 72

Замена прокладки головки блока цилиндров . 73

Замена маслосъемных колпачков . 76

Замена сальников коленчатого вала . 78

Замена прокладки масляного картера . 79

Замена уплотнения направляющей указателя уровня масла . 80

Замена прокладки впускной трубы . 80

Замена прокладок выпускного коллектора . 82

Головка блока цилиндров . 82

Снятие, дефектовка и установка распределительного вала . 82

Притирка клапанов . 85

Снятие и установка двигателя . 86

Система смазки . 90

Особенности конструкции . 90

Замена масла и масляного фильтра . 90

Снятие и установка масляного насоса . 91

Система охлаждения . 94

Особенности конструкции . 94

Проверка герметичности шлангов и соединений системы охлаждения . 96

Замена охлаждающей жидкости . 97

Снятие и установка радиатора системы охлаждения . 98

Замена термостата . 99

Снятие и установка корпуса термостата . 99

Снятие и установка водяного насоса . 100

Замена расширительного бачка . 101

Снятие и установка жидкостно-фрикционной муфты вентилятора . 101

Снятие и установка опоры вентилятора . 102

Система питания . 103

Особенности конструкции . 103

Прокачка системы питания . 106

Удаление воды из топливного фильтра . 106

Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра . 106

Снятие и установка воздушного фильтра . 107

Снятие и установка топливозаборника . 107

Замена фильтра топливозаборника . 108

Снятие и установка топливного насоса высокого давления . 109

Снятие и установка топливной рампы . 110

Снятие и установка топливных форсунок . 111

Замена фильтрующего элемента топливного фильтра . 112

Снятие и установка топливного фильтра . 113

Снятие и установка топливного бака . 114

Снятие и установка педали акселератора . 115

Снятие и установка турбокомпрессора . 115

Снятие и установка охладителя наддувочного воздуха (интеркулера) . 117

Снятие и установка узла воздушной заслонки . . 118

Система выпуска отработавших газов . 118

Снятие и установка выпускного коллектора . 118

Замена нейтрализатора отработавших газов . .119

Замена глушителя . 120

Система рециркуляции отработавших газов . 121

Особенности конструкции . 121

Снятие и установка перепускной трубы системы рециркуляции отработавших газов . 121

Снятие и установка клапана и теплообменника системы

рециркуляции отработавших газов . 122

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСМИССИЯ . 124

Особенности конструкции . 124

Замена жидкости в гидроприводе .выключения сцепления . 125

Прокачка гидропривода выключения сцепления .. . 125

Снятие и установка сцепления . 126

Снятие и установка главного цилиндра привода выключения сцепления . 128

Снятие и установка рабочего цилиндра привода выключения сцепления . 129

Снятие, установка и регулировка положения педали сцепления . 129

Коробка передач . 130

Особенности конструкции . 130

Проверка уровня, доливка и замена масла в коробке передач . 130

Снятие и установка коробки передач . 132

Разборка коробки передач . 133

Разборка и сборка вторичного вала . 135

Разборка и сборка первичного вала . 136

Разборка и сборка промежуточного вала . 137

Разборка и сборка оси промежуточной шестерни заднего хода . 137

Разборка и сборка синхронизатора . 137

Разборка и сборка рычага переключения передач . 138

Осмотр и дефектовка деталей коробки передач.. . 138

Сборка коробки передач . 140

Карданная передача . 141

Особенности конструкции . 141

Проверка карданной передачи на автомобиле . . . 142

Проверка технического состояния и смазка карданной передачи . 142

Снятие и установка карданной передачи . 142

Разборка и сборка карданной передачи . 143

Разборка и сборка карданного вала . 143

Задний мост . 145

Особенности конструкции . . 145

Проверка уровня, доливка и замена масла в редукторе заднего моста . 146

Замена полуоси . 147

Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей шестерни

главной передачи . 147

Регулировка подшипников ступицы заднего колеса . 148

Замена подшипников и сальника ступицы заднего колеса . 148

Снятие и установка заднего моста . 149

Снятие и разборка редуктора заднего моста . 150

Осмотр и дефектовка деталей редуктора заднего моста . 151

Сборка и установка редуктора заднего моста . . 151

Регулировка положения ведущей шестерни . 152

Регулировка бокового зазора главной передачи и предварительного натяга подшипников

РАЗДЕЛ 7. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ . 154

Передняя подвеска . 154

Особенности конструкции . 154

Проверка технического состояния деталей .передней подвески на автомобиле . 155

Замена подшипника ступицы переднего колеса .. . 156

Замена амортизатора передней подвески . 158

Снятие и установка верхнего рычага передней подвески . 158

Снятие и установка нижнего рычага передней подвески . 159

Замена стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески . 161

Замена верхнего шарового шарнира передней подвески . 161

Замена нижнего шарового шарнира передней подвески . 162

Снятие и установка передней подвески . 163

Проверка и регулировка углов установи передних колес . 164

Задняя подвеска . 165

Особенности конструкции . 165

Проверка технического состояния деталей задней подвески на автомобиле . 166

Замена амортизатора задней подвески . 167

Замена стабилизатора поперечной устойчивости задней подвески . 167

Снятие и установка рессоры . 167

Разборка и сборка рессоры . 168

РАЗДЕЛ 8. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ . . . 169

Особенности конструкции . 169

Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле . 170

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса . 171

Рулевая колонка . 172

Снятие и установка рулевого колеса . 172

Снятие и установка кожуха рулевой колонки . 172

Снятие и установка рулевой колонки . 173

Рулевые тяги . 174

Замена наружного наконечника рулевой тяги . . 174

Замена защитного чехла рулевой тяги . 175

Замена рулевой тяги . 175

Рулевой механизм . 176

Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления . 176

Замена рабочей жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления . 176

Замена рулевого механизма . 177

Снятие и установка бачка гидроусилителя.рулевого управления . 178

Замена насоса гидроусилителя рулевого управления . 178

РАЗДЕЛ 9. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА . . . 180

Особенности устройства . 180

Проверка и регулировка тормозной системы. 183

Проверка эффективности работы тормозной системы . 183

Проверка герметичности гидропривода тормозов . 184

Проверка положения педали тормоза . 185

Проверка работы вакуумного усилителя тормозов . 185

Проверка степени износа тормозных колодок, дисков и барабанов . 186

Проверка стояночного тормоза . 187

Регулировка регулятора давления . 187

Прокачка гидропривода тормозной системы . 187

Замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов . 188

Главный тормозной цилиндр . 189

Снятие и установка главного тормозного цилиндра и его бачка . 189

Вакуумный усилитель тормозов . 190

Снятие и установка вакуумного усилителя тормозов . 190

Снятие и установка вакуумного насоса . 191

Замена шлангов и трубок гидропривода тормозов . 192

Замена тормозных шлангов . 192

Замена тормозных трубок . 192

Снятие и установка регулятора давления . . . . 193

Снятие и установка педали тормоза . 193

Тормозные механизмы передних колес . . 194

Замена тормозных колодок тормозного механизма переднего колеса . 194

Замена суппорта тормозного механизма переднего колеса . 195

Замена тормозного диска . 195

Тормозные механизмы задних колес . 196

Снятие и установка тормозного барабана . 196

Замена тормозных колодок тормозного механизма заднего колеса . 197

Замена рабочего цилиндра тормозного механизма заднего колеса . 198

Ремонт рабочего цилиндра тормозного механизма заднего колеса . 198

Стояночный тормоз . 199

Регулировка привода стояночного тормоза . 199

Замена заднего троса привода стояночного тормоза . 199

Замена переднего троса привода стояночного тормоза . 200

Особенности конструкции . 201

Диагностика неисправностей бортового электрооборудования . 201

Монтажные блоки . 202

Расположение предохранителей, реле и их замена . 202

Замена реле-прерывателя указателей поворота .. . 205

Аккумуляторная батарея . 206

Особенности конструкции . 206

Уход за аккумуляторной батареей . 207

Проверка степени заряженности аккумуляторной батареи. 207

Зарядка аккумуляторной батареи . 207

Снятие и установка аккумуляторной батареи . 208

Особенности конструкции . 209

Снятие и установка генератора . 209

Особенности конструкции . 210

Снятие и установка стартера . 211

Замена выключателя приборов и стартера (замка зажигания) и его контактной группы . . .212

Система управления двигателем . 214

Особенности конструкции . 214

Замена датчиков системы управления двигателем . 216

Снятие и установка электронного блока управления двигателем . 219

Освещение, световая и звуковая сигнализация . 220

Особенности конструкции . 220

Регулировка света фар . 220

Замена ламп . 221

Замена блок-фары . 225

Замена противотуманной фары . 225

Замена бокового фонаря указателя поворота . .. . 226

Замена заднего фонаря . 226

Замена плафона освещения кабины . 226

Замена подрулевых переключателей . 227

Снятие и установка блока управления наружным освещением, корректором света фар

и подсветкой . 228

Снятие и установка звукового сигнала . 228

Снятие и установка выключателей панели приборов . 228

Замена щеток стеклоочистителя . 229

Снятие и установка рычагов щеток стеклоочистителя . 229

Замена стеклоочистителя . 230

Омыватель ветрового стекла . 230

Снятие и установка бачка омывателя ветрового стекла . 230

Замена электронасоса омывателя ветрового стекла . 231

Снятие и установка комбинации приборов . . . 231

Замена выключателей и датчиков . 232

Замена датчика сигнальной лампы аварийного падения давления масла . 232

Замена выключателя сигнальной лампы включения стояночного тормоза . 233

Замена выключателя стоп-сигнала . 233

Замена выключателя света заднего хода . 234

Замена датчика указателя уровня топлива . 234

Особенности устройства . 235

Снятие и установка головного устройства . 235

Снятие и установка динамиков аудиосистемы . . 236

Снятие и установка переключателей управления аудиосистемой . 237

РАЗДЕЛ 11. КАБИНА И ГРУЗОВАЯ ПЛАТФОРМА . 238

Особенности конструкции . 238

Снятие и установка кабины . 239

Снятие и установка подкрылков . 243

Снятие и установка бампера . 243

Разборка и сборка бампера . 244

Снятие и установка капота . 244

Снятие и установка замка капота и его привода .. . 246

Снятие и установка переднего крыла . 246

Дверь кабины . 248

Снятие и установка обивки двери . 248

Снятие и установка стеклоподъемника . 249

Замена опускного стекла . . 250

Снятие и установка внутренней ручки замка двери - . 251

Замена выключателя замка двери . 251

Снятие и установка замка двери . 252

Замена наружной ручки двери . 253

Замена ограничителя открывания двери . 254

Снятие и установка двери . 255

Замена наружного зеркала заднего вида . . . 255

Панель приборов . 256

Особенности конструкции . 256

Снятие и установка панели приборов . 256

Снятие и установка сиденья водителя . 258

Снятие и установка пассажирского сиденья . 258

Снятие и установка обивки стойки кабины . . . 259

Снятие и установка арматуры салона . 259

Замена стекла ветрового окна . 260

Грузовая платформа . 261

Снятие и установка грузовой платформы . 261

РАЗДЕЛ 12. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ . 262

Особенности устройства . 262

Замена фильтра поступающего в кабину воздуха . 263

Снятие и установка электровентилятора отопителя . 264

Снятие и установка дополнительного резистора электровентилятора отопителя . . . 264

Снятие и установка блока управления системой отопления и вентиляции . 265

Замена прокладки головки блока цилиндров газель некст

В общем, судя по всему, на моём соболе пробита прокладка ГБЦ. Пробита несильно, т. к. ярких симптомов вроде белого дыма из выхлопной и быстрого ухода тосола нет; однако компрессия в 4 цилиндре 8 при компресси в остальных 11-12, и если на горловину расширительного бачка надеть пакет (или изделие №2 ), то он потихоньку надувается, особенно если поддать оборотов. С компрессией, что интересно, она с первого качка доходит до 8 и дальше практически не поднимается; если измерять с закрытым дросселем - то тоже получается 8. Судя по всему, прокладка где-то начинает пропускать как раз при давлении выше 8 атм.

Думаю поменять самому (не только из соображений экономии денег, но и из интереса), в связи с чем есть некоторое количество вопросов. Имеется:
- Руки, растущие вроде как из правильного места, и некоторый опыт ремонта автомобилей (до этого у меня была, правда, девятка, и до снятия головы там как-то не доходило; в движок, тем не менее, лазил по мелочи - распредвал менял, ГРМ, клапана регулировал само собой).
- Инструменты, в т. ч. динамометрические ключи
Отсутствует:
- Помощники, т. е. делать предполагается в одиночку
- Гараж или что-то подобное (делать предполагается на улице).

1. Снять голову без помощников реально? Сколько она весит примерно?

2. Как удобне её снимать: открутив выпускной коллектор от приёмной трубы или от головы?

3. Удобнее будет снимать если разобрать морду (снять радиатор и т. д.) - или смысла это делать особого нет?

4. Нужно ли чем-то мазать прокладку? А то где-то пишут, что надо натирать графитом (где его столько взять - ещё вопрос), некоторые советуют мазать графитной смазкой, некоторые говорят наоборот - современные прокладки ничем мазать нельзя, надо наоборот поверхности обезжирить. В руководстве от ЗМЗ по этому двигателю ничего про это нет.

5. Болты ГБЦ. На ТАЗах, например, их необходимо обязательно заменять если они вытянулись больше определённой длинны (а некоторые советуют вообще при каждом снятии головы ставить новые болты). Про наш двигатель ничего подобного не нашёл. Надо их менять или нет?

Думаю ещё заодно махнуть весь ГРМ - т. к. его всё равно наполовину разбирать, пробег по одометру 150тыс, прежний хозяин говорил, что цепи не менялись. Или для профилактики не надо, а смотреть по состоянию? На что именно тогда смотреть? Сейчас там всё работает тихо, ничего не гремит.

Если буду менять и ГРМ - вопросы и про него:
- верно ли я понимаю, что если снять голову, то поддон можно не опускать, а просто вывернуть две шпильки из нижней крышки цепи? Или всё равно не снимется? А то не хочется масло сливать без особой нужды - я его только поменял тем более.

Если обнаружится, что голова кривая и надо фрезеровать - не посоветуете, куда на юге-юго-западе Москвы лучше с этим идти? А то не в каждом сервисе всё же станок имеется. И правильно ли я понимаю, что для этого её надо будет полностью разобрать?

Читайте также: