Стук задней подвески ваз 2109

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Стук задних амортизаторов. Решение.

Много записей и обсуждений в интернетах на эту тему. Стучит на доброй половине всех автомобилей автоваза с подобной конструкцией задней подвески. Глухой стук в кузов. Слышится в районе верхней гайки штока амортизатора. Столкнулся и я с данной проблемой. Причем застучало сразу после замены стоек. Старые вели себя абсолютно тихо, но шток подклинивал внутри. После замены сразу же обнаружились стуки, нельзя сказать что на ямах, а при боковой раскачке машины на крупных ухабах. Стойки были сразу же проверены, и исключены из списка вероятных источников стука.

Для наглядности, приведу сборочную схему данного узла задней подвески.

Первые запросы в поиске выдают следующую версию-шток стучит втулкой 8 об края отверстия в кузове. Предлагаемое решение-бублик заодно со втулкой, все монолитно прорезинено.

Решение сомнительно. Если же шток настолько сильно гуляет в отверстии, то втулку очень быстро перережет острыми краями стакана, и все будет стучать как и раньше. Для изучения хода штока, проехался в багажнике собственной машины. Да, шток гуляет во все стороны. Но почему? Разбираем. Причина видна сразу-бублики, которые шли вместе со стойками, значительно меньше родных в диаметре. Именно бублик, будучи сжатым гайкой, и плотно укладываясь в тарелочку, которая есть внизу стакана, обеспечивает неподвижность штока. Имеем маленький бублик-и шток будет гулять во всю.

Наглядное сравнение бубликов. Справа родной. Слева не родной.

Далее важный момент. Верхний бублик накрывается тарелочкой. Тарелочку так и хочется поставить краями вниз, чтобы она обжимала бублик по краям. Так вот-ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!
Тарелка должна лежать краями вверх, что очень хорошо видно на сборочной схеме.
Тарелки кстати тоже разные. Родная намного больше в диаметре, и зажимает бублик по всей площади, нежели комплектная от стойки. На фото выше лежит именно не родная тарелочка.

При замене бубликов также стоит проверить втулку, дабы она не была расплющена. Втулка плющится от перетянутой гайки штока, её распирает, и все стучит еще больше.
Итак, меняем бублики на обоих стойках. Поменять кстати очень даже легко, не снимая стойку с машины. Катаемся.

Эффект заметен сразу. Слева стук ушел полностью и навсегда. А справа стал появляться реже, но остался. Чаще появляется в мокрую погоду. Почему? Было прочитано много информации из различных источников. Осматривал машину, качал, тряс.

Итак. Приступаем к разборке. Правая стойка, до всех манипуляций. Установлена неправильно. Хвост пружины направлен от нас, к машине.

Откручиваем стойку сверху, домкратим машину, откручиваем стойку снизу, извлекаем ее из под машины.

Проводим ревизию всех ее элементов.
Чашка, на которой держится пыльник, не дает штоку выскочить в салон. Может прогнить(у меня прогнила пару лет назад), и шток весело выскочит в полку и будет грохотать всю дорогу до гаража). Проверяем чашку. Должна плотно сидеть на штоке, и не быть трухлявой. У меня новые, поэтому этот пункт пропускаем.

Далее надеваем втулку.

Затем родной балаковский бублик.

Затем пружину с резиновой прокладкой. Прокладку проверяем на предмет разрывов, и приматываем изолентой к пружине. Чтобы не выпадала при монтаже. Я недавно разбирал, поэтому все примотано.

Ставим обратно на машину.
Сверху кладем бублик, наверх тарелку, в таком положении, как она лежит на фото ниже.

Закручиваем верхнюю гайку.

Закрываем резиновым колпачком, иначе будет шипеть в салоне.
Нижнюю гайку закручиваем только на стоящем на земле автомобиле. Либо поджимаем домкратом балку, дабы сайлентблок стойки не находился потом постоянно в скрученном состоянии.

На фото ниже-правильно установленная стойка. Последний виток пружины направлен к нам.

Результат заметен сразу. Более никаких стуков в задней подвеске. Совсем. Никаких. Попробуйте сделать так у себя, и отпишите, помогло ли.

Проблемы с задней подвеской для ВАЗ 2109 — не редкость. Потому каждый автовладелец обязан знать устройство этого узла, разбираться в схеме и понимать, где какой элемент располагается, как детали задней подвески взаимодействуют друг с другом.

Зная устройство и схему, вам намного проще будет определить поврежденный элемент и выполнить ремонт своими руками.

Вид снизу

Схема и обозначения

Компонентов задней подвески несколько меньше, если сравнивать с передней. Из-за этого конструкцию можно назвать более простой. Но от этого степень ответственности вас, как водителя, за исправное состояние узла не снижается ни в коем случае.

Схема узла

Ознакомившись со схемой узла, можно переходить к элементам, которые на ней обозначены.

Номер элементЧем является
1.Ступица колеса
2.Рычаг подвески
3.Кронштейн фиксации рычага
4.Втулка шарнира рычага (резиновая)
5.Втулка шарнира рычага (распорная)
6.Болт фиксации рычага подвески
7.Кронштейн кузова автомобиля
8.Опорная шайба для крепления штока стойки (амортизатора)
9.Верхняя опора пружины
10.Распорная втулка
11.Прокладка изоляции пружины задней подвески
12.Пружина
13.Подушки крепления штока стойки
14.Буфер хода сжатия
15.Шток амортизатора
16.Кожух защиты амортизатора
17.Нижняя опорная чашка пружины
18.Амортизатор
19.Соединитель рычагов задней подвески
20.Ось ступицы
21.Колпак
22.Гайка фиксации ступицы заднего колеса
23.Уплотнительное кольцо
24.Шайба подшипника ступицы
25.Подшипник ступицы
26.Щит тормозов
27.Стопорное кольцо
28.Грязеотражательный элемент
29.Фланец рычага задней подвески
30.Втулка амортизатора задней подвески
31.Кронштейн рычага с проушинами для монтажа амортизатора
32.Шарнир рычага задней подвески резинометаллического типа

Особенности конструкции

Особенности устройства

Разобравшись в схеме, следует отдельно поговорить о том, что собой представляет конструкция задней подвески именно автомобиля отечественного производства ВАЗ 2109. Зная все особенности, нюансы используемых элементов подвески, вы будете знать, каким образом осуществлять в дальнейшем ремонт, профилактику, какие детали покупать на замену старым.

  1. ВАЗ 2109 использует торсионно-рычажную конструкцию задней подвески. Направляющим устройством здесь выступает пара продольных рычагов, которые соединены между собой при помощи упругого соединителя. Поскольку соединитель смещен вперед относительно оси колес, кинематические свойства задней подвески девятки соответствуют особенностям независимой подвески на продольных рычагах.
  2. Независимый ход каждого из колес обеспечивается скручиванием усилителя с U-образным типом сечения. Такое сечение отличается малой жесткостью на кручение и большой на изгиб. Это делает конструкцию достаточно надежной и долговечной.
  3. Продольные рычаги выполняют из труб. Их приваривают к соединителю через усилители рычагов задней подвески, что позволяет создать единую балку. Она шарнирно подвешивается через кронштейн на кузов автомобиля.
  4. Каждый из рычагов задней подвески впереди оснащается втулкой, в которую запрессовываются резинометаллические шарниры. Они состоят из пары втулок — резиновой и металлической.
  5. Через распорную втулку идет болт, который соединяет рычаг подвески и штампованный кронштейн, монтируемый к кронштейну кузова по средствам болтов, гаек и шайб. На крепежный болт накручивают самоконтрящуюся гайку.
  6. К задней части рычагов привариваются кронштейны с проушинами, которые служат для монтажа амортизаторов, а фланцы необходимы для крепления ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма при помощи болтов.
  7. Упругие компоненты задней подвески включают в себя пружины и буфер хода сжатия.
  8. Пружину изготавливают из пружинной стали с круглым типом сечения. Ее устанавливают на амортизатор и опирают нижней частью на чашку. Верхняя часть упирается в опору, которая приварена к внутренней арке кузова автомобиля. Нижнюю опорную чашку пружины приваривают к амортизатору. Между верхней опорой и пружиной установлена резиновая прокладка изоляции.
  9. Пружины задней подвески делятся на два класса, в зависимости от контрольной нагрузки по длине — А и Б. Класс А маркируется желтым цветом, наносимым на внешнюю сторону средних витков. Класс Б имеет зеленое обозначение.
  10. Буфер хода сжатия выполняют из полиуретана. Его монтируют на штоке амортизатора внутри пружины. Сверху буфер упирается в крышку кожуха защиты, но когда включается в работу — на опору.
  11. Опора буфера напрессована на верхнюю часть резервуара амортизатора.
  12. У буфера на наружной поверхности имеют кольцевые канавки, которые определяют место деформации.
  13. Кожух защиты обеспечивает предохранение от механических повреждений и загрязнений штока и буфера хода сжатия. Кожух выполняют из резины гофрированной формы, что позволяет изменять длину при работе подвески. Вверху изнутри кожуха имеется кольцевая канавка. Они служит для захода отработанной части стальной крышки. Внизу кожух достаточно упругий, что позволяет поджиматься к опорной чашке пружины.
  14. К фланцу рычага монтируется ось заднего колеса при помощи 4 крепежных болтов. Этими же болтами осуществляется крепление щита тормозного механизма.
  15. На оси на двухрядном шароподшипнике вращается ступица. Ступица монтируется на ось с помощью гайки и упорной шайбы. Гайка устанавливается на оси путем обжима ее пояска в пазе оси.
  16. Подшипник в ступице монтируется за счет стопорного кольца. Подшипник используется закрытый, внутрь которого заложена практически вечная смазка.
  17. Изнутри ступица уплотнена парой грязеотражающих колец. Одно из колец приваривается к ступице, а второе — к фланцу оси. Между ними получается лабиринтное уплотнение.
  18. Наружная полость ступицы закрыта колпаком. Между колпаком и ступицей располагается уплотнительное кольцо.
  19. Подшипник ступицы при эксплуатации ВАЗ 2109 не регулируется и не смазывается. К ступице при помощи 4 крепежных болтов монтируют диск колеса.
  20. Амортизаторы на задней подвеске девятки являются гидравлическими телескопическими двухстороннего типа действия.
  21. Нижней проушиной амортизатор устанавливается на кронштейн нижнего рычага по средствам болта и самоконтрящейся гайки.
  22. Верхний крепеж амортизатора штырьевой — шток монтируют к верхней опоре пружины через пару подушек из резины и опорную шайбу. Между крышкой кожуха защиты и шайбой располагается распорная втулка.

Подноготная узла

Конструкцию задней подвески не назовешь простой, поскольку здесь есть множество элементов, взаимодействующих друг с другом. При потере этого эффективного взаимодействия, автомобиль начинает вести себя нестабильно, требует ремонта или замены определенных компонентов.

Разобраться в схеме и устройстве задней подвески автомобиля ВАЗ 2109 не сложно. Это позволит существенно сэкономить на ремонте, избежав посещений СТО, а также развить собственные навыки по самостоятельному ремонту собственной машины.

Задняя подвеска 2108/2109

Решил заняться задней подвеской, т.к. никогда не делал, а хочется научиться, то возникли вопросы…

Аморты в порядке! Сток. Ну и что бы все бюджетно получилось)

Ну и расскажите, разные секреты, кто-как делал, что ставил.

Достаточно большое количество владельцев ВАЗ-2109 предпочитают самостоятельно ремонтировать свой автомобиль, поскольку конструкция «девятки» отличается своей простотой. Но прежде чем приступать к работе, нужно сперва найти причину проблемы, и, конечно же, знать последовательность действий.

ВАЗ-2109 – из чего состоит задняя подвеска

ВАЗ-2109 – из чего состоит задняя подвеска

Все вышесказанное в полной мере относится и к ходовой части. Ни передняя, ни задняя подвески не отличаются сложностью конструкции. Соответственно, ремонт и устранение неисправностей не должны доставить каких-то проблем. В данной статье мы рассмотрим особенности конструкции задней подвески ВАЗ-2109.

Для начала давайте приведем перечень ее элементов:

  • ступица;
  • пружина и ее чашки – нижняя и верхняя;
  • кронштейн крепления рычага;
  • амортизаторы и их подушки;
  • сайлентблоки;
  • буфер хода сжатия;
  • соединитель рычагов;
  • резиновая прокладка;
  • рычаг балки и соединитель;
  • шток;
  • распорная втулка;
  • опорная шайба.

Если говорить в целом, то задняя подвеска «девятки» – независимая, рычажно-торсионная. Из-за не очень высокого качества отечественных дорог, особенно в глубинке, именно на ходовую часть выпадает наиболее серьезная нагрузка. Каждая яма или выбоина, в которые попадает колесо – это весьма ощутимый удар по подвеске. Понять, что здесь появились какие-то проблемы, можно на слух. В таком случае вы услышите посторонний стук. Он может быть как глухой, так и звонкий. Опытные мастера как раз по нему и ставят «диагноз», причем с очень высокой точностью. Соответственно, как только услышали, что в подвеске что-то стучит – сразу следует заняться поиском проблемы.

задняя подвеска

Кстати, многие автовладельцы стремятся усовершенствовать данный узел автомобиля. Как правило, наиболее распространенный тюнинг – это проставки, увеличивающие и так достаточно приличный клиренс. Также нередко меняют стоковые пружины и амортизаторы. Здесь есть свои нюансы. Если меняете пружины – проследите, чтобы спереди и сзади у них была одинаковая жесткость. Впрочем, в данном случае все-таки есть одно исключение. Спереди пружины могут быть более мягкими, чем сзади, но никак не наоборот.

Занимаясь такими работами, следует помнить, что речь здесь идет о вашей безопасности. Соответственно, все устанавливаемые детали должны быть высокого качества. Продукция известных брендов не может стоить дешево – в ином случае это подделка, установка которой запросто способна обернуться потерей управления автомобиля непосредственно во время движения.

Еще один момент – проводя тюнинг задней подвески, не нужно делать ее слишком жесткой, равно как и излишне мягкой. Как в первом, так и во втором случаях это только лишь привнесет в управление автомобилем дискомфорт. Также не следует слишком «задирать» заднюю часть. Вполне возможно, кому-то такой внешний вид очень нравится. Однако подобное изменение конструкции существенно ухудшает управляемость.

Причины стука в задней подвеске и устранение его

Конструкция задней подвески несколько проще передней. Стуки в задней части автомобиля часто становятся слышны уже в момент необходимости срочного ремонта. Глухой стук задней подвески может отдавать в багажник и не слышаться совсем. И при необходимости сложить спинку заднего сидения, стук сразу становится ощутимым, и приходит осознание проблемы. Есть определенные способы диагностики, но в целом понять причину стуков достаточно сложно.


Рычаги подвески, сайлентблоки, крепления, балка

  • установка машины на яму и установка её на скорость;
  • проверка при помощи монтировки работоспособности сайлентблоков и втулок: если они легко ходят в своих местах и сильно люфтят, необходима их замена;
  • проверка целостности и исправности рычагов подвески: в случае их деформации могут возникать стук и неровный ход автомобиля, тогда как трещины в них указывают на необходимость замены;
  • прощупывание креплений рычагов с помощью ключей, подтягивание всех заметных соединений для исключения этого пункта из числа вероятных причин;
  • раскачивание автомобиля, чтобы убедиться в отсутствии стука рычагов о кузовные детали и другие элементы.

Раскачивание авто позволяет легко и оперативно определить состояние автомобиля. Иногда на дороге присутствует стук, который отсутствует на СТО. В этом случае необходимо применять другой способ диагностики.

Стойки, их крепления, опоры и другие механизмы


В случае, когда во время раскачки происходит передача стука в предмет, прислонённый к стойке, вполне вероятно, что стук издаёт деформировавшаяся и давшая просадку пружина. Иногда стук вызывается разбалтыванием креплений стойки. В данных узлах возможны следующие проблемы:

Иногда бывает, что путём диагностики никаких неполадок обнаружить не удаётся, однако автомобиль стучит во время движения. Чтобы провести полноценную диагностику, нужно снять стойки, затем разобрать детали и отдельно продиагностировать их. Самостоятельное выполнение этих действий нежелательно, поскольку тут нужны специальные познания. В противном случае проблемы во время обратной сборки более вероятны.

Тормозные суппорты


В ряде моделей авто, оснащённых дисковыми тормозами, сзади откручиваются либо люфтят тормозные суппорты. Это наиболее распространённая проблема любого бюджетного автомобиля. Бюджетные крепления нередко приводят к поломке деталей. Диагностика суппортов осуществляется с помощью следующих действий:

Другие возможные причины стука в задней части авто

Кроме перечисленных, возможны и другие причины. Когда стучит подвеска, со временем происходит усиление стука и его локализация. Вскоре становится ясно, где конкретно стучит. Однако когда стук является монотонным и неизменным, следует выполнить проверки, сводящиеся к исключению наиболее маловероятных причин стука:

  • откручивание колеса;
  • стук в багажнике деталей из металла;
  • глухой стук деталей корпуса;
  • стук запаски;
  • стук глушителя о дно машины.

Именно эти редкие причины проверяются прежде всего и примерно в 20 процентах случаев позволяют исключить потребность в дальнейшей диагностике.

Проблемы с задней подвеской для ВАЗ 2109 — не редкость. Потому каждый автовладелец обязан знать устройство этого узла, разбираться в схеме и понимать, где какой элемент располагается, как детали задней подвески взаимодействуют друг с другом.

Зная устройство и схему, вам намного проще будет определить поврежденный элемент и выполнить ремонт своими руками.

Вид задней подвески с низу

Вид задней подвески с низу

Схема и обозначения

Компонентов задней подвески несколько меньше, если сравнивать с передней. Из-за этого конструкцию можно назвать более простой. Но от этого степень ответственности вас, как водителя, за исправное состояние узла не снижается ни в коем случае.

Схема задней подвески

Схема задней подвески

Ознакомившись со схемой узла, можно переходить к элементам, которые на ней обозначены.

Номер элементЧем является
1.Ступица колеса
2.Рычаг подвески
3.Кронштейн фиксации рычага
4.Втулка шарнира рычага (резиновая)
5.Втулка шарнира рычага (распорная)
6.Болт фиксации рычага подвески
7.Кронштейн кузова автомобиля
8.Опорная шайба для крепления штока стойки (амортизатора)
9.Верхняя опора пружины
10.Распорная втулка
11.Прокладка изоляции пружины задней подвески
12.Пружина
13.Подушки крепления штока стойки
14.Буфер хода сжатия
15.Шток амортизатора
16.Кожух защиты амортизатора
17.Нижняя опорная чашка пружины
18.Амортизатор
19.Соединитель рычагов задней подвески
20.Ось ступицы
21.Колпак
22.Гайка фиксации ступицы заднего колеса
23.Уплотнительное кольцо
24.Шайба подшипника ступицы
25.Подшипник ступицы
26.Щит тормозов
27.Стопорное кольцо
28.Грязеотражательный элемент
29.Фланец рычага задней подвески
30.Втулка амортизатора задней подвески
31.Кронштейн рычага с проушинами для монтажа амортизатора
32.Шарнир рычага задней подвески резинометаллического типа

Особенности конструкции

Особенности устройства

Разобравшись в схеме, следует отдельно поговорить о том, что собой представляет конструкция задней подвески именно автомобиля отечественного производства ВАЗ 2109. Зная все особенности, нюансы используемых элементов подвески, вы будете знать, каким образом осуществлять в дальнейшем ремонт, профилактику, какие детали покупать на замену старым.

  1. ВАЗ 2109 использует торсионно-рычажную конструкцию задней подвески. Направляющим устройством здесь выступает пара продольных рычагов, которые соединены между собой при помощи упругого соединителя. Поскольку соединитель смещен вперед относительно оси колес, кинематические свойства задней подвески девятки соответствуют особенностям независимой подвески на продольных рычагах.
  2. Независимый ход каждого из колес обеспечивается скручиванием усилителя с U-образным типом сечения. Такое сечение отличается малой жесткостью на кручение и большой на изгиб. Это делает конструкцию достаточно надежной и долговечной.
  3. Продольные рычаги выполняют из труб. Их приваривают к соединителю через усилители рычагов задней подвески, что позволяет создать единую балку. Она шарнирно подвешивается через кронштейн на кузов автомобиля.
  4. Каждый из рычагов задней подвески впереди оснащается втулкой, в которую запрессовываются резинометаллические шарниры. Они состоят из пары втулок — резиновой и металлической.
  5. Через распорную втулку идет болт, который соединяет рычаг подвески и штампованный кронштейн, монтируемый к кронштейну кузова по средствам болтов, гаек и шайб. На крепежный болт накручивают самоконтрящуюся гайку.
  6. К задней части рычагов привариваются кронштейны с проушинами, которые служат для монтажа амортизаторов, а фланцы необходимы для крепления ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма при помощи болтов.
  7. Упругие компоненты задней подвески включают в себя пружины и буфер хода сжатия.
  8. Пружину изготавливают из пружинной стали с круглым типом сечения. Ее устанавливают на амортизатор и опирают нижней частью на чашку. Верхняя часть упирается в опору, которая приварена к внутренней арке кузова автомобиля. Нижнюю опорную чашку пружины приваривают к амортизатору. Между верхней опорой и пружиной установлена резиновая прокладка изоляции.
  9. Пружины задней подвески делятся на два класса, в зависимости от контрольной нагрузки по длине — А и Б. Класс А маркируется желтым цветом, наносимым на внешнюю сторону средних витков. Класс Б имеет зеленое обозначение.
  10. Буфер хода сжатия выполняют из полиуретана. Его монтируют на штоке амортизатора внутри пружины. Сверху буфер упирается в крышку кожуха защиты, но когда включается в работу — на опору.
  11. Опора буфера напрессована на верхнюю часть резервуара амортизатора.
  12. У буфера на наружной поверхности имеют кольцевые канавки, которые определяют место деформации.
  13. Кожух защиты обеспечивает предохранение от механических повреждений и загрязнений штока и буфера хода сжатия. Кожух выполняют из резины гофрированной формы, что позволяет изменять длину при работе подвески. Вверху изнутри кожуха имеется кольцевая канавка. Они служит для захода отработанной части стальной крышки. Внизу кожух достаточно упругий, что позволяет поджиматься к опорной чашке пружины.
  14. К фланцу рычага монтируется ось заднего колеса при помощи 4 крепежных болтов. Этими же болтами осуществляется крепление щита тормозного механизма.
  15. На оси на двухрядном шароподшипнике вращается ступица. Ступица монтируется на ось с помощью гайки и упорной шайбы. Гайка устанавливается на оси путем обжима ее пояска в пазе оси.
  16. Подшипник в ступице монтируется за счет стопорного кольца. Подшипник используется закрытый, внутрь которого заложена практически вечная смазка.
  17. Изнутри ступица уплотнена парой грязеотражающих колец. Одно из колец приваривается к ступице, а второе — к фланцу оси. Между ними получается лабиринтное уплотнение.
  18. Наружная полость ступицы закрыта колпаком. Между колпаком и ступицей располагается уплотнительное кольцо.
  19. Подшипник ступицы при эксплуатации ВАЗ 2109 не регулируется и не смазывается. К ступице при помощи 4 крепежных болтов монтируют диск колеса.
  20. Амортизаторы на задней подвеске девятки являются гидравлическими телескопическими двухстороннего типа действия.
  21. Нижней проушиной амортизатор устанавливается на кронштейн нижнего рычага по средствам болта и самоконтрящейся гайки.
  22. Верхний крепеж амортизатора штырьевой — шток монтируют к верхней опоре пружины через пару подушек из резины и опорную шайбу. Между крышкой кожуха защиты и шайбой располагается распорная втулка.

Подноготная узла

Конструкцию задней подвески не назовешь простой, поскольку здесь есть множество элементов, взаимодействующих друг с другом. При потере этого эффективного взаимодействия, автомобиль начинает вести себя нестабильно, требует ремонта или замены определенных компонентов.

Разобраться в схеме и устройстве задней подвески автомобиля ВАЗ 2109 не сложно. Это позволит существенно сэкономить на ремонте, избежав посещений СТО, а также развить собственные навыки по самостоятельному ремонту собственной машины.

Задняя подвеска ваз 2109

Достаточно большое количество владельцев ВАЗ-2109 предпочитают самостоятельно ремонтировать свой автомобиль, поскольку конструкция «девятки» отличается своей простотой. Но прежде чем приступать к работе, нужно сперва найти причину проблемы, и, конечно же, знать последовательность действий.

ВАЗ-2109 – из чего состоит задняя подвеска

ВАЗ-2109 – из чего состоит задняя подвеска

Все вышесказанное в полной мере относится и к ходовой части. Ни передняя, ни задняя подвески не отличаются сложностью конструкции. Соответственно, ремонт и устранение неисправностей не должны доставить каких-то проблем. В данной статье мы рассмотрим особенности конструкции задней подвески ВАЗ-2109.

Для начала давайте приведем перечень ее элементов:

  • ступица;
  • пружина и ее чашки – нижняя и верхняя;
  • кронштейн крепления рычага;
  • амортизаторы и их подушки;
  • сайлентблоки;
  • буфер хода сжатия;
  • соединитель рычагов;
  • резиновая прокладка;
  • рычаг балки и соединитель;
  • шток;
  • распорная втулка;
  • опорная шайба.

Если говорить в целом, то задняя подвеска «девятки» – независимая, рычажно-торсионная. Из-за не очень высокого качества отечественных дорог, особенно в глубинке, именно на ходовую часть выпадает наиболее серьезная нагрузка. Каждая яма или выбоина, в которые попадает колесо – это весьма ощутимый удар по подвеске. Понять, что здесь появились какие-то проблемы, можно на слух. В таком случае вы услышите посторонний стук. Он может быть как глухой, так и звонкий. Опытные мастера как раз по нему и ставят «диагноз», причем с очень высокой точностью. Соответственно, как только услышали, что в подвеске что-то стучит – сразу следует заняться поиском проблемы.

задняя подвеска

Кстати, многие автовладельцы стремятся усовершенствовать данный узел автомобиля. Как правило, наиболее распространенный тюнинг – это проставки, увеличивающие и так достаточно приличный клиренс. Также нередко меняют стоковые пружины и амортизаторы. Здесь есть свои нюансы. Если меняете пружины – проследите, чтобы спереди и сзади у них была одинаковая жесткость. Впрочем, в данном случае все-таки есть одно исключение. Спереди пружины могут быть более мягкими, чем сзади, но никак не наоборот.

Занимаясь такими работами, следует помнить, что речь здесь идет о вашей безопасности. Соответственно, все устанавливаемые детали должны быть высокого качества. Продукция известных брендов не может стоить дешево – в ином случае это подделка, установка которой запросто способна обернуться потерей управления автомобиля непосредственно во время движения.

Еще один момент – проводя тюнинг задней подвески, не нужно делать ее слишком жесткой, равно как и излишне мягкой. Как в первом, так и во втором случаях это только лишь привнесет в управление автомобилем дискомфорт. Также не следует слишком «задирать» заднюю часть. Вполне возможно, кому-то такой внешний вид очень нравится. Однако подобное изменение конструкции существенно ухудшает управляемость.

Задняя подвеска 2108/2109

Решил заняться задней подвеской, т.к. никогда не делал, а хочется научиться, то возникли вопросы…

Аморты в порядке! Сток. Ну и что бы все бюджетно получилось)

Ну и расскажите, разные секреты, кто-как делал, что ставил.

Устройство задней подвески ваз 2109

Задняя подвеска: 1. Ступица заднего колеса; 2. Рычаг задней подвески; 3. Кронштейн крепления рычага подвески; 4. Резиновая втулка шарнира рычага; 5. Распорная втулка шарнира рычага; 6. Болт крепления рычага задней подвески; 7. Кронштейн кузова; 8. Опорная шайба крепления штока амортизатора; 9. Верхняя опора пружины подвески; 10. Распорная втулка. 11. Изолирующая прокладка пружины подвески; 12. Пружина задней подвески; 13. Подушки крепления штока амортизатора; 14. Буфер хода сжатия; 15. Шток амортизатора; 16. Защитный кожух амортизатора; 17. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 18. Амортизатор; 19. Соединитель рычагов; 20. Ось ступицы; 21. Колпак; 22. Гайка крепления ступицы колеса; 23. Уплотнительное кольцо; 24. Шайба подшипника; 25. Подшипник ступицы; 26. Щит тормоза; 27. Стопорное кольцо; 28. Грязеотражатель; 29. Фланец рычага подвески; 30. Втулка амортизатора; 31. Кронштейн рычага с проушиной для крепления амортизатора; 32. Резинометаллический шарнир рычага подвески.

На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага 2, соединенных между собой упругим соединителем 19. Так как соединитель значительно смещен вперед от оси колес, то по своим кинематическим свойствам подвеска соответствует независимой подвеске на продольных рычагах. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой — на кручение.

Продольные рычаги 2 выполнены из трубы. Они приварены к соединителю 19 через усилители рычагов и образуют вместе с соединителем единую балку, шарнирно подвешенную через кронштейны 3 к кузову. Каждый рычаг подвески спереди имеет втулку, в которую запрессован резинометаллический шарнир 32, состоящий из резиновой 4 и металлической 5 втулок. Через распорную втулку 5 проходит болт 6, соединяющий рычаг подвески со штампованным кронштейном 3, который крепится к кронштейну 7 кузова приварными болтами с гайками и шайбами. На болт крепления рычага навертывается самоконтрящаяся гайка. К задней части рычагов приварены кронштейны 31 с проушинами для крепления амортизаторов и фланцами 29 для крепления болтами оси 20 ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма заднего колеса.

Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса — А и Б. Пружины класса А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б — зеленой.

Буфер 14 хода сжатия выполнен из полиуретана. Он установлен на штоке амортизатора внутри пружины подвески. Сверху буфер упирается в крышку защитного кожуха 16, а при включении в работу — на опору буфера, которая напрессована на верхнюю часть резервуара амортизатора. На наружной поверхности буфера выполнены кольцевые канавки, определяющие место его деформации. Защитный кожух 16 предохраняет от загрязнения и механических повреждений шток 15 амортизатора и буфер 14 хода сжатия. Кожух изготовлен из резины, имеет гофрированную форму для изменения длины при ходах подвески. В верхней части кожуха выполнена изнутри кольцевая канавка, в которую заходит отбортованная часть стальной крышки. Нижняя часть кожуха, за счет своей упругости, поджимается к опорной чашке пружины подвески.

Амортизатор 18 задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Нижней проушиной амортизатор крепится к кронштейну 31 нижнего рычага подвески болтом с самоконтрящейся гайкой. Верхнее крепление амортизатора штырьевое: шток крепится к верхней опоре 9 пружины через две резиновые подушки 13 и опорную шайбу 8. Между шайбой и крышкой защитного кожуха установлена распорная втулка 10.

Стучит передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099

стучит подвеска автомобиля

Передняя подвеска стучит при торогании автомобиля с места или при движении по бездорожью.

Стук может быть дробный или редкий, постоянный или разовый, с одной или обеих сторон автомобиля. Стук в подвеске может сопровождаться скрипом, скрежетом и т.п.

Причины возникновения стука в подвеске автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099

проверка шаровой опоры

Шаровая опора передней подвески автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099

проверка амортизаторов ВАЗ

Проверка исправности амортизаторов на автомобиле ВАЗ 2108

Плохо закрепленный картридж амортизатора болтается в стакане стойки и издает периодический металлический стук. Гайку крепления картриджа амортизатора можно подтянуть специальным ключом не снимая передней стойки.

заворачиваем гайку корпуса стойки

Гайка крепления корпуса стойки

отворачиваем гайки опоры стойки

Опора передней стойки ВАЗ 2108, 2109, 21099 с опорным подшипником

буфер хода сжатия передней стойки

Буфер хода сжатия передней стойки

сайлентблок рычага передней подвески ВАЗ 21083

Сайлентблок рычага передней подвески автомобиля ВАЗ 21083

Причины возникновения стука со стороны подвески, связанные с другими деталями автомобиля

Стук проявляется при трогании с места, резкой остановке, переключении передач. Чаще всего выходит из строя передняя опора двигателя, так она самая нагруженная (все трогания-остановки автомобиля заставляют переднюю опору работать на растяжение-сжатие под весом двигателя). Визуально осматриваем опору на на наличие расслоения и трещин резины и проседание вниз. Смотрим на спереди на двигатель. При неисправной подушке он стоит неровно (сторона с приводом ГРМ опущена вниз). Неисправную подушку (подушки) заменяем новой.

Защита погнута и соприкасается с поддоном двигателя, что вызывает металлический стук в нижней части автомобиля. Длинной монтажкой отгинаем защиту вниз.

Примечания и дополнения

Избавляемся от стука задних стоек

Всем Здрасти.
Наверно я сейчас подниму тему, которая волнует почти всех владельцев авто 9го семейства, а именно стук задних стоек.

Как и всех, меня достал стук задних стоек при езде по гравийке, да и по любой неровной дороге, при чем на новых стойках.
Изучив немало автомобильной литературы, а так же наглядно, выяснилось следующее:

Шток амортстойки закреплен в стакане при помощи 2х резинок (бубликов), железной втулки, шайбы и гайки.

Стук появляется из за того, что при затяжке штока бублики не сжимаються, а шайба упирается во втулку из за чего ее начинает "плющить", последствии получаем противный стук.

После покупки новых бубликов и втулки выяснилось следующее, втулка сильно длинная, из за чего она не дает уплотнить шток бубликам.

Для этого необходимо немного укоротить втулку

В результате получим следующее:

Ну а далее собираем все обратно

Вставляем новый бублик

А вот тут небольшой нюанс. По верх нового бублика одеваем старый

И все это дело закручиваем
Кстати надо будет попотеть, может получиться не сразу :D…

Так же проделываем с другой стороной и забываем про стук задних стоек.

Всем спасибо.
Буду рад что кому то пригодиться данная статья_)).

Лада 2109 1991, двигатель бензиновый 1.5 л., 68 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


Лада 2109, 1988


Лада 2109, 2003
Лада 2109, 2001


Лада 2109, 1997

Комментарии 43

ХМ. не пойму, а зачем было укорачивать втулку, если всеравно добавили ТРЕТИЙ бублик ?

если не обрезать втулку, даже с 3мя бубликами идет стук. В итоге пришел вот к такому варианту и забыл про них www.drive2.ru/l/501816558234895082/

у товарища на 10ке бренчали стойки, у меня ни на 8ке ни на 9ке ничего не бренчит и не бренчало, бублики вообще черт знает сколько лет им, выбрал какие поживее с 9ки и с 15ки донора как пересобирал.
и втулки так же, с обеих машин одинаковые были и вровень с бубликами
сдается мне тут очень актуален вопрос адекватности продавцов запчастей которые продают хз че

Вовремя я наткнулся на твою запись) А то уже не знаю что и делать, жопа гремит капец как… Буду колдовать) И запись в заметки)

чтобы это сделать стойку снимать нужно или достаточно сверху раскрутить и все сделать?

если втулка не заплющенная то можно и сверху достать

идея интересная. я тоже начал решать таким образом, но еще не решил. А было так: комплект стоек SS20 и бублики их фирменные. Несколько лет нормально все было. Потом правая сторона забрякала. Бублики SS20 справа были утоптаны совместной жизнь с жестким комфортом от SS20. Просто поменял на штатные бублики, а втулку выточил на 1мм ниже штатной. Стало лучше, но какой-то звук оставался. За зиму меня напряг замороженный комфорт от ss20, поставил вот весной обычный сазз масло. Слева вообще супер и там просто штатные детали. На небольших кочках справа стук стал меньше, на больших немного больше, чем с SS20. У меня подозрение, что это втулка имеет люфт и бьет по шайбе вдоль штока. Идея есть подложить шайбу и затянуть металл к металлу. Вообщем, что улучшит — отпишусь.

попробуй еще втулку укоротить.
кстати скок смотрел, чет не разу не натыкался на инфу, сколько же должна быт длина этой втулки, по моему они раньше короче были чем щас продаются

ок, попробую. я брал размеры с родных втулок. Современные меня настолько не впечатлили, что 1шт точил для замены при ремонте, т.к. родные были временно не доступны. Через какое-то время займусь вопросом, тогда и размеры сниму.
я правильно думаю, что втулку можно сверху поменять без снятия стойки?

Стук в задней подвеске: причины и способы устранения

Как понимаете устройство в целом подвески, достаточно сложное, это определенный набор механизмов и устройств, являющихся связным звеном кузова и непосредственно дороги, через колеса. Если сравнивать конструкцию задней части, то во многом она проще передней. Агрегаты могут выходить из строя по довольно разнообразным причинам. И «первой ласточкой» появления, каких-либо проблем и считается доносящийся с задней части грохот.

Не только подвеска может служить виной этому. Итак, необходимо изначально отбросить:

Задняя подвеска

• Не закрепленные инструменты в багажнике, под фальш-полкой. Не редко, что могло сорвать крепление «запаски».

• Оторвалась выхлопная труба.

• Не до конца зафиксированная спинка заднего сиденья доставляет неприятности.

• И экзотическая, как оторванный или не докрученный бампер.

Кстати, последняя причина, как ни странно, но в огромном количестве встречается на отечественных автомобилях, семейства «Самара», «Десятках», «Приорах». Причины кроются в не докрученных болтах либо в изношенных резинках.

Если после проведенного осмотра, из перечисленного ничего найти не удалось, необходимо приступать к диагностике комплекса в целом, при этом важно уделять внимание каждому механизму.

Неисправности и пути решения

Составим список из наиболее встречающихся проблем с подвеской, которые могут вызвать стук и другие неприятные сюрпризы, подстерегающие водителя. Кратко разберем особенности по ремонту. Итак:

1. Амортизационные стойки. С ними, как правило, сталкивается большинство водителей. Из-за чего происходит износ элементов не сложно догадаться, плохие дороги, не аккуратная езда. Старайтесь, максимально внимательно относится к таким узлам, от них зависит не только наличие или отсутствие злополучных звуков, но и маневренность, и в целом управляемость.

Задний амортизатор Opel Astra J

Задний амортизатор Opel Astra J

Великое заблуждение среди отечественных автомобилистов, что стойки могут стучать только в местах установки. Помимо крепления, сверху, снизу, может стучать шток, входящий в поршень, «съелась» прокладка (втулка) и он стал бить по корпусу. Проблему сложно заметить, без полноценной диагностики и съема узла целиком.

Если реальным виновником оказалась стойка, то есть раскрутился болт снизу или сверху, то достаточно его затянуть, замена не потребуется. Когда проблема в самом штоке, то эффективней заменить узел целиком, без разбора амортизатора и его ремонта.

Подушки амортизатора ВАЗ помогают устранить стук

Подушки амортизатора ВАЗ помогают устранить стук

На большинстве автомобилей, задние стойки крепятся к кузову через резиновый демпфер, он же буфер сжатия, то есть обычная резиновая «шайба» высотой от 2 до 5-6 см., в зависимости от модели надевающаяся на шток. Часто материал резины не качественный, в итоге, прокладка деревенеет, и уже не справляется со своими поглощающими функциями. Замена резинки решит проблему.

2. Пружины. В зависимости от модификации машины, они могут устанавливаться, как отдельно от амортизаторов, так и в паре с ними. Обратите внимание на строение подвески ВАЗ 2110 и аналогичных, у них амортизатор идет вместе с пружиной. В другой машине, возьмем Дэу Ланос, стойка и пружина устанавливается по отдельности. В принципе, в нашем случае никакой глобальной разницы в этом нет.

Задние амортизаторы ВАЗ 2109 стучали из-за неправильной установки пружины. Хвост пружины должен быть направлен в другую сторону.

Задние амортизаторы ВАЗ 2109 стучали из-за неправильной установки пружины. Хвост пружины должен быть направлен в другую сторону.

Обращайте внимание на состояние витков, посчитайте равное ли количество, потому что не редко бывает, что пару витков обламывает, пружина лопается.

Уделяйте внимание состоянию прокладок, резиновые или полиуретановые вставки под пружины, часто трескаются, ломаются, изнашиваются. К примеру, если износ серьезный, острая часть витка, может «добраться» до металлической «чашки» и биться об неё.

3. Сайлентблоки, рычаги, балка.

Представить их врознь сложно. Изношенные сайлетнблоки ремонтируются одним способом – покупкой новых. В долговечности не могут порадовать и полиуретановые детали, весьма, специфически переносят все тяготы отечественных дорожных покрытий, особенно за городом.

Сайленблок задней подвески

Сайленблок задней подвески

Диагностировать неисправность легко, если есть люфт в местах стыка рычагов (направляющих), то нужна замена сайлетнблока. Выработка резинки, втулки приводит к прямому соприкосновению металлических элементов.

С рычагами то же возникают неприятности, к примеру, после сильного удара, рычаг мог деформироваться, отчего при движении автомобиля стал задевать другие детали. Ослабилось крепление, появилась трещина. В таких случаях рекомендуется полная замена.

Рычаг задней подвески Ford Focus 2

Рычаг задней подвески Ford Focus 2

Кроме того, не стоит забывать и о местах установки той же балки.

На моделях из семейства ВАЗ 2109, не редко эти «уши» отрывало.

Сюда же можно отнести неприятности со стойками стабилизатора, «съелись» резиновые уплотнители, сломалось крепление, шток, отчего также может образоваться стук.

Стойка стабилизатора Пежо 508

Стойка стабилизатора Пежо 508

4. Подшипник ступицы

Да, подшипники также могут стать причиной появления не понятных звуков. Воздействие на них оказывается невероятное, поэтому следите за их состоянием. Попробуйте пошатать колесо, если есть люфт, то вполне вероятно, что даже на небольших кочках будут чувствоваться стуки.

5. Действительно редкая проблема с тормозными суппортами, колодками, дисками. Стук может возникать из-за открученных болтов суппорта, отчего при движении и во время торможения он будет биться о «барабан» или диск.

Пружинки в суппортах иногда решают проблему стука

Пружинки в суппортах иногда решают проблему стука

Не качественные колодки могут расслоиться, отчего стучат не менее звонко, чем любая другая деталь. В случае с суппортами, достаточно подтянуть их, колодки придется менять. Диск может аналогично открутится, вникайте на мелочи.

6. Стучат болты не докрученного колеса, как бы смешно это не звучало, но бывает, что звук появляется из-за расслабленных креплений колес. Выход, затянуть и проверить.

Заключение

Стук в любой части машины, всегда сигнализирует водителю о необходимости осмотра, тщательной диагностики машины, поэтому не стоит отбрасывать на потом осмотр. Со временем, ситуация может усугубиться и уже простой заменой подшипника ступицы, буфера сжатия, сайлентблоками, не обойтись.

Читайте также: