крышка расширительного бачка ауди 80 б3 от чего подходит

Обновлено: 30.04.2024

Резьбовая крышка расширительного бачка

В условиях повышенного давления системы охлаждения важную роль играет резьбовая крышка расширительного бачка:

  • При закрытой крышке ее уплотнительная поверхность крепко прижимается к краю отверстия расширительного бачка и, если предохранительный клапан закрыт, то потерь давления нет.
  • Если при нагревании давление в системе охлаждения превышает 1,2 – 1,5 бар – открывается предохранительный клапан и выбрасывается некоторое количество водяных паров. Давление выравнивается.
  • При охлаждении жидкость снова уменьшается в объеме, и в системе охлаждения образуется пониженное давление. Для уравновешивания этого пониженного давления в крышке имеется второй клапан. Он открывается при пониженном давлении 0,06 – 1,0 бар, так что в систему может войти наружный воздух.

Проверка предохранительного клапана

Кто не хочет мучиться с проверкой, в подозрительном случае просто должен заменить относительно недорогую резьбовую крышку.
Мастерская проверяет ее с помощью манометра:
При давлении 1,2 – 1,5 бар клапан должен открыться.

Проверка вакуумного клапана

Можно лишь примерно определить, работает ли этот клапан.

  1. При снятой резьбовой крышке сильно сдавить толстую трубку системы охлаждения.
  2. Надеть и привернуть крышку.
  3. Отпустить шланг.
  4. Если сжатый шланг снова округляется, то клапан, скорее всего, в порядке.
  5. Если трубки системы охлаждения утром перед первым запуском выглядят плоскими и сдавленными, то вакуумный клапан наверняка неисправен.

Видео про "Резьбовая крышка расширительного бачка" для Audi 80

Замена охлаждающей жидкости Citroen C4 Как открыть сломанную крышку бензобака с замком Сливная пробка радиатора.

Начала уходить ОЖ, крышка расширительного бачка или что-то другое? (методы проверки крышки расширительного бачка (решено)

Помогите советом. Начала уходить ОЖ. Причем рывками. Один день держится уровень нормально, потом за 60 км по пробкам уходит ниже мимнимума. подтеков по патрубкам не наблюдается. Есть небольшие подтеки в районе расширительного бачка. На сервисе все облазили - никаких утечек не нашли, заменили хомут РБ.
При этом на холодную при открытиии крышки РБ большое остаточное давление в системе. Варианты с прокладкой ГБЦ проверял - масло чистое, антифриз тоже, выхлоп нормальный. В салоне тоже сухо.
Температура двигателя нормальная, термостат открывается, вентилятор включается.

Вопрос: может самый простой вариант - крышка РБ? Если крышка - то как она может влиять на уменьшение уровня ОЖ?

El Golfo
Профессиональный советчик
Filitsin
Участник
El Golfo
Профессиональный советчик
ten70
Оракул

Остаточное давление должно быть.

Нужно искать, где утекает.

AudiS6
Guest

Есть среди автомехаников такой термин как
"шашель"..


Это когда вот систему охлаждения, или заправят непонятным, типа "ГеленаХимАвто Тосол-А40М", или просрочат смену G11 - тогда в системе остаётся осадок, химические вещества, которые могут "скушать" алюминий головки блока.
Вот.. Я когда работала на автосервисе мастером смены, у меня на столике лежала головка с одного Golf-II, я ей клиентов пугала
.. насколько вроде, "безобидный" Тосол может изнутри "полголовы" растворить..

А однажды, "шашель" сделал в одной голове малю-усенькую дырочку, как вот укол.. из области каналов охлаждения в камеру сгорания..

Лично я шла навстречу клиентам, и просила автомехаников в случае подозрения.. когда все соединения затянуты, и шланги системы ОЖ не повреждены, снять крышку РБ, и накачать в систему под 1мПа воздуха, и следить за "сохранностью" этого давления, чтобы не снижалось.. Это говорило об отсутсвии "шашеля", и прогара прокладки ГБЦ.

В крышке РБ находится два клапана, впускной и выпускной. Первый - это когда температура ОЖ "снижается", снижается и уровень ОЖ в РБ.. и на освободившееся место, необоходимо заполнить воздухом, ради предотвращения вакума.
Второй - срабатывает при превышении давления, и выбрасывает пары из РБ.
Если неисправны и "1" и "2" клапан - машина будет перегреваться..
А при неисправности выпускного клапана.. ещё и сами шланги радиатора раздуются и станут "цементными"..

ten70
Оракул

Это уже интересно.

Откуда там 2 клапана? В крышке бачка только один видел, в виде резинового колечка на центральной вставке крышки.
Второй где?

AudiS6
Guest

ten70, а можно както выложить рисунок, или хотя бы общую фото крышки.

apanet
Постоянный участник
El Golfo
Профессиональный советчик

Остаточное давление должно быть.

Нужно искать, где утекает.

ten70
Оракул

Возможно ты права, если резиновое колечко тоже является клапаном.
Оказывается в центральной вставке тоже есть что то.

AudiS6
Guest

Я же писала.. Тосол поднялся в бачке, и начал остывать.. А система герметична: вывод.

Filitsin
Участник
ten70
Оракул

Я же писала.. Тосол поднялся в бачке, и начал остывать.. А система герметична: вывод.

Излишек давления выше 1.2 Атм стравливается в воздух, это понятно

Где второй клапан?

Скажу свою версию, как понимаю.
Давление в системе охлаждения должно быть выше атмосферного, но не более 1.2 Атм. Объяснять думаю не надо.
Поэтому достаточно иметь один клапан в крышке бачка, чтобы выпускать излишки наружу.
Внутрь впускать воздух для выравнивания давления с атмосферным по мере остывания двигателя не вижу целесобразным. Это делается само собой, в зависимости от качества герметичности системы охлаждения.

Если после ночной стоянки открутить крышку и услышать ПШИК, то можно судить о уровне герметичности системы охлаждения.

У автора сплошные противоречия по этому поводу, возможно он не учитывает, что уровень ОЖ может плавать. На холодной машине будет один, а на горячей - другой.

AudiS6
Guest

ten70, предположим, что в РБ от отметки "МИН" до пробки есть какойто объём воздуха.
В системе охлаждения создаётся некоторое давление исходя из желания поднять температуру ОЖ без риска вскипания..
От нагревания ОЖ расширяется в расширительном бачке, и сжимает воздух. Излишки воздуха стравливаются выпускным клапаном.
Выпускной клапан, кстати, имеет имя собственное - "паровой".

Когда на неработающем моторе ОЖ остывает, она стремится вернуться на прежний уровень ( в нашем случае - на отметку "МИН" ). Но, некоторая часть воздуха из РБ вышла вместе с паром: тю-тю .
При остывании, свободный от ОЖ объём в РБ обратно увеличивается, и необходимо его заполнить воздухом. А, основное условие для правильной работы системы охлаждения - её 200% герметичность.
Вопрос: откуда тогда брать воздух из атмосферы, если выпускной ( "паровой" ) клапан, как диод в радиоэлектронике, работает только в одном направлении. На "out".

А вот для этого, в крышку РБ и вмонтировали впускной, он же по "науке" -- "воздушный" клапан, который срабатывает как только в РБ создаётся намёк на разряжение.
Если в крышке РБ не будет впускного ( "воздушного" ) клапана - внутри бачка образуется пустота, и есть риск нарушения циркуляции ОЖ.
Впускной клапан находится в центре пробки.

_______________
Касательно вопроса авторы темы - я ему говорила своё ИМХО:
ШАШЕЛЬ!
Необходимо в систему охлаждения закачать воздух, и проверить, сколько времени будет держать давление манометр..
Это можно сделать на СТО.

Крышка расширительного бачка: зачем она нужна и что будет при её неисправности?


Длительная эволюция ДВС не могла изменить главного: он так и остался тепловой машиной, а потому от исправности его системы охлаждения зависит очень многое. Затрагивая тему основных причин утечек антифриза, мы вспоминали в числе вероятных вариантов и крышку расширительного бачка. Порой эта небольшая деталь портит жизнь многим автомобилистам и их автомобилям куда больше, чем можно себе представить. Сегодня мы будем подробно разбираться в том, какую роль она играет в системе охлаждения, и что может произойти при её неправильной работе, а также как купить качественную крышку расширительного бачка и даже отремонтировать её.

Зачем нужна крышка расширительного бачка?

Расширительный бачок выполняет роль компенсационного: нагреваясь, охлаждающая жидкость заметно расширяется в объеме. В очень старых автомобилях отдельного расширительного бачка не было, а его роль играл сам радиатор.

В системе охлаждения ГАЗ-21 не было отдельного расширительного бачка!


ВАЗ-2108: расширительный бачок с крышкой, а радиатор – уже без крышки

Пробка радиатора при этом выполняла ту же задачу, что и на современных машинах: благодаря наличию в конструкции пароотводного (выпускного) клапана она поддерживала пусть и небольшое, но избыточное давление (0,45-0,55 кгс/см2) в системе, что позволяло воде закипать лишь при 109-112 градусах.


Устройство пробки радиатора ГАЗ-21

Также в крышке радиатора был предусмотрен воздушный клапан, отрегулированный на разрежение (0,01-0,10 кгс/см2). Его задача была противоположной – не допустить создания слишком низкого давления внутри системы.


На фото: пробка радиатора ГАЗ-21. Надпись «открывать осторожно» предупреждает о том, что обращаться с ней следует действительно аккуратно


Устройство пробки расширительного бачка ВАЗ-2108: 1 — пружина выпускного клапана; 2 — впускной клапан; 3- пружина впускного клапана; 4 — выпускной (паровой клапан); 5 — латунный блок клапанов; 6 — заливная горловина расширительного бачка.


Крышка ВАЗ-2108 в разобранном виде…


…и на расширительном бачке


Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм

Впускной клапан открывается при 0,03-0,13 кгс/см2, что позволяет избежать чрезмерного разрежения в системе. Некоторые производители конструктивно объединяют два клапана в один, но их суть от этого не меняется.

Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?

Поддержание нужного давления в системе важно по двум причинам. Во-первых, оно не должно быть слишком низким, чтобы антифриз мог закипать при более высокой температуре, чем это происходит при атмосферном давлении. Ведь многие современные моторы во время работы могут нагреваться до 120 градусов и более, в то время как большинство охлаждающих жидкостей при нормальных условиях закипает уже при 110 градусах. Повышенное давление позволяет избежать перегрева и закипания антифриза даже при высоких температурах.

Ну а во-вторых, давление в системе охлаждения не должно быть слишком высоким, чтобы избежать утечек антифриза и разрывов резиновых патрубков и пластикового расширительного бачка – то есть, сохранить систему герметичной. Кстати, сохранению герметичности нередко мешает не только некачественная работа клапанов крышки бачка, но и посадочные поверхности заливной горловины или резьба на самой крышке: если они плохо обработаны – жди утечек.


Увидеть в наше время подобное качество обработки привалочных плоскостей на продающихся в магазинах бачках для Лады можно редко – а потому и идеальной герметичности соединений ждать не стоит


Датчик уровня охлаждающей жидкости (слева) – еще один способ потерять герметичность системы со всеми вытекающими (во всех смыслах) последствиями

Какие бывают крышки?



Обе эти крышки абсолютно новые, но одна исправна, а другая – нет. Но узнать об этом можно только после проверки или установки на автомобиль ​

К сожалению, встречающиеся в продаже крышки бывают хорошие и плохие, то есть качественные и не очень. А это значит, что они могут допускать избыточное давление в системе заметно выше нормального – 1,3-1,5 кгс/см2 и даже выше!

Многовато будет… Такой крышкой можно угробить многие детали системы охлаждения

Некоторые крышки могут сбрасывать давление до требуемого, но делают это слишком долго и неохотно. Ну а еще крышка может не держать и половины от нужного избыточного давления, открывая выпускной клапан уже при 0,5-0,6 атмосферы.


Рано «капитулирующий» выпускной клапан – тоже плохо

И то, и другое, и третье практически одинаково плохо. В первых двух случаях избыточное давление в системе будет удерживаться на более высоком уровне, в третьем – не достигать требуемого параметра. То есть, в первых двух случаях о неисправности крышки водитель может узнать только после разрыва патрубка или расширительного бачка, а во втором машина может «кипеть», выпуская пар через крышку бачка, даже если на улице не жарко.

Что будет при неисправности клапанов в крышке?

Самый частый вариант – заклинивший либо неправильно работающий выпускной клапан. В этом случае в системе создаётся чрезмерное избыточное давление, жертвой которого могут стать многие элементы – сам расширительный бачок, патрубки, радиаторы… Если вы видели стоящие в жаркий день на дороге машины с открытым капотом и лужей под ними, причиной появления этой лужи могла быть именно крышка с неисправным выпускным клапаном.

Бачок, радиаторы, кран, патрубки – список деталей, поврежденных из-за неправильно работающей крышки, может быть довольно длинным

Один из визуальных признаков неисправности выпускного клапана – чрезмерно раздувшийся бачок. К сожалению, это можно определить далеко не на всех автомобилях, поскольку у многих машин бачки сделаны из непрозрачного и не слишком эластичного материала. Также высокое давление приводит к подтеканию антифриза в соединениях, даже если они достаточно сильно затянуты.



При наличии избыточного давления бачок может немного раздуваться, но не каждый водитель может определить это визуально

Неисправность впускного клапана выражается в том, что патрубки, особенно крупные, а иногда и бачок визуально сжимаются. Чрезмерное разрежение в системе также не добавляет долговечности её деталям.

Как выбрать и проверить крышку расширительного бачка?

Определить правильность настроек клапанов в крышке визуально невозможно. Для этого нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. Затем в установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице.
В реальности же никаких проверочных приспособлений в магазинах обычно нет, а роль проверочного стенда выполняет уже сам двигатель. То есть, при выборе крышки в магазине можно ориентироваться лишь на косвенные показатели – цену, производителя и визуальное качество изготовления. А уже после замены крышки нужно понаблюдать за тем, создаёт ли она избыточное давление в системе. Одним из признаков этого можно считать поддержание нормальной рабочей температуры без признаков закипания охлаждающей жидкости: если двигатель долго работает, и из-под крышки не идет пар, то все в порядке. Некоторые автовладельцы проверяют давление в системе, чуть приоткручивая крышку при прогретом двигателе: в этом случае должно раздаться шипение, которое говорит о сбросе давления, которое поддерживает исправная крышка. Такая проверка действенна, но небезопасна: если крышку внезапно сорвет, кипящая охлаждающая жидкость может фонтаном ударить из бачка и обжечь руки и лицо.


Откручивать крышку «на горячую» нужно очень осторожно, но лучше этого вообще не делать

Еще один существенный повод задуматься об исправности крышки – потеря герметичности системы или последовательный выход из строя её деталей: бачка, радиаторов, крана отопителя и так далее. Наконец, чрезмерно греющийся двигатель при чистом радиаторе и исправном термостате также является поводом для осмотра крышки.

Подобные потеки и «накипь» на бачке и вокруг него – повод задуматься, всё ли здесь в порядке

Ну а чтобы «на глаз» убедиться в исправности впускного клапана, можно открутить крышку и сжать один из толстых патрубков, после чего снова закрутить её. Если патрубок примет прежнюю форму, то в системе не создаётся чрезмерного разрежения.

Крышка расширительного бачка

Менял оригинал на 2 китая, в конечном итоге после замены последней рванул радиатор салонный. Поставил назад оригинал.

У меня топран стоит — смотрел 30 мин назад

б\у оригинал поищи на разборках.

У меня на Ауди 100 С4 стояла Febi проблем не было.

Топран и прочую китайчатину не бери! В идеале конечно оригинал только. Поставил и забыл

"Какие признаки, что крышка не работает?"
Если не травит лишнее — распирает шланги, они рвутся, лопается печка в салон, может потечь большой радиатор, если старенький.
Если травит всё — жижа закипает, перегрев и от него уже ТАКИЕ проблемы…

В тонкий шланчик с радиатора — болт, на штуцер бачка — компрессор, поднял давку до 1,8 и смотри, как спускает

Какие признаки, что крышка не работает?

Привет, тресет крышку должна двигаться внутренняя часть, если нет то она накрылась.

Купил себе оригинал, т.к новый радиатор, фланцы…рисковать не стал с аналогами.

А вазовская Аля Германия держит недостаточное давление хотя в принципе лучше чем ничего

Перебери родную почисти от мусора и собери все будет гуд)

Я в своё время решив сэкономить покупал 4 разных, а между ними три патрубка поменял+антифриз потерянный. Плюнул и взял оригинал, понял что нехрен тут жлобится. Кроилово приводит к попадалову!

Я wxop постваил. Черного цвета. Работает. А этих синих у мнея уже ведро. С магазина берель уже нпрабочая

Клапан в крышке обычный предмет!Он или работает, или нет!

Купил такую же, немецкую, но шла как для 2108, синяя. Недорого. Работает.

у меня феби стоит два года и проблем нет.
а какой работой люди не довольны ? это же мелоч и глупо про нее спрашивать, сам купи что тебе нравится и пробуй. а если проблемы с лишним давлением так ездий без крыжки расширителя что бы давление не набиралось.

Это крышка не мелочи доя всей системы. И давление должно быть в системе, иначе будет плохо работать.

ну да да конечно крыжка не мелоч стоит огромных денег так что не по эксперементируешь с крыжками, а что будет если давления в системе небудет, я вот например на трех разных машинах на прогретых и работающих на холостом ходу откручиваю крыжку расширителя и происходит небольшой такой пшик слегка вобще и я думаю это нормально такой легенький пшик ховорит о том что давления практически нету в системе и ниче езжу очень много лет на трех машинах и проблем нет не кипит вертушка включается как положенно темпиратура всегда в норме, а вобще давление в расширительном говорит о прогаре прокладки

При нагреве расширяется давление увеличивается. При увеличении давления повышается температура кипения, поэтому и про 115 может не кипеть.

Как проверить целостность и починить крышку расширительного бачка

Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя авто, как правило, не вызывает подозрений на предмет исправности. На эту, как многие думают, весьма «скромную» по своей значимости деталь возложена очень ответственная задача – регулировать давление в охлаждающей системе. Когда крышка перестает с этим справляться, в лучшем случае будет закипать или вытекать жидкость, а в худшем – это приведет к поломке каких-нибудь узлов.

Какую основную роль играет крышка бачка?

У работающего двигателя, как известно, в системе охлаждения создается давление, отличное от обычного атмосферного. Это происходит в силу того, что охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается вместе с мотором, вследствие чего расширяется – увеличивается в объеме. В результате давление внутри системы охлаждения двигателя (СОД) возрастает, а она не контактирует с внешней средой, и ей некуда сбросить избыточное давление.

С повышенным давлением в СОД разработчики современных автомобилей не борются «радикально» – не пытаются полностью от него избавиться. С помощью крышки бачка его регулируют. Повышенное давление в СОД используют для смещения момента закипания ОЖ. Ведь ни для кого не секрет, что при нормальном атмосферном давлении для воды он наступает при температуре 100 °C, для тосола – 105–110 °C, а для антифриза – 120 °C. Рабочая температура двигателей современных автомобилей очень близка к этим критическим значениям.

Крышка бачка

Так, например, для карбюраторных ВАЗ она должна находиться в пределах 90–95 °C, а для инжекторных – 97–105 °C.

Однако при некоторых режимах работы двигателя происходит кратковременное повышение его температуры до более высоких значений, что, впрочем, не приводит к выходу из строя исправного мотора, но вызывает такое же нагревание ОЖ. Например, на инжекторных ВАЗ 2109 у жидкости в такие моменты может быть 120–125 °C. Очевидно, что такого нагрева не перенесет даже антифриз. В то же время, возрастание давления любой жидкости приводит к увеличению ее температуры кипения.

Инжекторный ВАЗ 2109

Инжекторный ВАЗ 2109

Инженеры, проектирующие двигатели, давно выяснили – чтобы ОЖ не закипала даже при кратковременном критическом нагреве мотора, достаточно поддерживать давление в СОД на уровне 1,1–1,5 кгс/см 2 (1,1–1,5 бар). Более высокая температура не нужна, потому что двигатель на нее не рассчитан, и она приведет к выходу его из строя. А допускать большее самопроизвольное повышение давления, которое может, тем не менее, происходить, не имеет смысла, потому что оно вызовет усложнение процесса изготовления и обслуживания мотора, а также возрастание его себестоимости, так как потребует более прочную и герметичную СОД (более прочные патрубки и расширительный бачок, крепкие хомуты).

Поэтому крышка бачка должна быть герметичной, но только до указанных выше необходимых предельных значений давления, после достижения которых она их поддерживает, соединяя по мере необходимости систему с внешней средой для выпуска сжатого внутри расширительной емкости воздуха.

Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка

Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см 2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).

Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.

Впускной клапан крышки

Впускной клапан крышки

При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.

Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.

Охлаждающая жидкость авто

Охлаждающая жидкость авто

Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см 2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.

Признаки и возможные последствия неисправности детали

Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.

Закипание ОЖ автомобиля

Закипание ОЖ автомобиля

Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.

  • разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
  • появление течи в основном или отопительном радиаторе;
  • разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
  • лопнувший расширительный бачок.

Появление течи в основном радиаторе

Появление течи в основном радиаторе

Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.

Как проверить крышку и выявить проблемы?

Перед тем, как проверить крышку расширительного бачка, ее сначала надо осмотреть, чтобы убедиться, что она цела, и у нее отсутствуют механические повреждения в виде царапин, трещин и сильного износа, а также нет ржавчины, грязи, накипи и иных изъянов. Затем следует проверить работоспособность ее клапанов. Несколько простых способов диагностики, позволяющих лишь примерно определить их исправность, приведено ниже.

Для предохранительного клапана. При работающем, прогретом двигателе окручиваем крышку. Должен раздаться шипящий звук выходящего из бачка сжатого воздуха. Значит, клапан держит давление. Но какое именно – не всякий профессионал определит.

Откручивание крышки бачка

Откручивание крышки бачка

  • Если патрубки СОД перед первым запуском мотора утром выглядят деформированными (сдавленными, плоскими) – клапан точно неисправен.
  • Выкручиваем и снимаем крышку. Затем сильно сдавливаем один из патрубков СОД и, удерживая его так, ставим и закручиваем пробку обратно. Отпускаем патрубок. Если он начал принимать свою первоначальную форму – скорее всего, клапан исправен.

Более надежный способ проверить работу клапанов – использовать для этого насос с манометром. Также потребуется любой пустой расширительный бачок. К одному из его штуцеров подсоединяем, а затем фиксируем хомутом шланг насоса, у которого перед этим сняли наконечник под ниппель. Остальные выводы из бачка глушим какими-нибудь пробками. Затем закрываем бачок проверяемой крышкой.

Насос с манометром

Насос с манометром

Можно проверить и на бачке, установленном на своей машине, не сливая при этом ОЖ. Для этого, например, на ВАЗ 2109 отсоединяем от расширительной емкости патрубок, подходящий сверху и отводящий пар из СОД. Вместо него устанавливаем шланг насоса. В отсоединенный патрубок, чтобы его заглушить, вставляем что-нибудь круглого сечения и подходящего диаметра, например, сверло. Затем на этот шланг одеваем хомут и затягиваем его.

Включаем насос и, наблюдая за стрелкой его манометра, фиксируем момент появления щелчка, а следом – шипящего звука, выходящего из бачка через пробку воздуха. Если это произошло на отметке 1,1–1,5 кгс/см 2 , а дальнейшее накачивание приводит только к усилению шипения, но давление не повышается, значит, вакуумный клапан не травит, а предохранительный работает, как положено.

Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?

Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.

Новые пробки

Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.

Укорачивание пружинки пробки

Укорачивание пружинки пробки

Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см 2 . С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.

От чего подходит крышка расширительного бачка

По поводу важности крышки расширительного бачка (или радиатора для более ранних систем охлаждения на патриоте) и ее влиянии на "уход тосола" и целостности шлангов я писал ранее.

Вкратце, после замены шлангов системы охлаждения на силиконовые и замены помпы на бошевскую с магнитной муфтой тосол уходить перестал. Одновременно с заменой шлангов и помпы заменил крышку на импортную, но об это чуть ниже.

Были куплены/испытаны следующие крышки расширительного бачка:

— Ноунейм желтого цвета, по графике напоминает крышки VAG (воскл.знак в треугольнике и пар)
— АвтоПрибор (АП)
— Febi 02269 (VAG)
— SWAG 99902269 (VAG)
— Toprun Hans Pries 103643 (VAG)

еще есть крышка для VAG Meyle 1001210042 но там клапан вклеен, ее заказывать не стал.

Сразу отмечу, что крышки VAG НЕСОВМЕСТИМЫ со штатным бачком. Различается как шагом, так и диаметром резьбы, хотя в целом, накручиваются до некотого упора на штатный бачок, но герметизации не происходит. Последующие испытания с манометром это только подтвердили, затягивал ВАГовские крышки со всей силы, качаю компрессором — давление НОЛЬ.

Встречал много записей про импортные крышки типа "накрутил подошла как родная". Накрутилось — не значит работает. Хотя, если нет давления, то и родные говношланги не текут ))) эффект сугубо положительный присутствует, человек доволен своей смекалочкой и хрен ты ему докажешь обратное.

Кстати, крышки Febi и SWAG абсолютно одинаковые, отличаются только упаковкой. Чтобы установить VAGовские крышки на отечественный бачок, следует делать пересадку внутренностей, иначе никак.

Испытания на избыточное давление проводились с использованием стенда, состоящего из нового расширительного бачка УАЗ, манометра, компрессора и шлангов. Бачок предназначен как для евро-3 так и для евро4, в связи с чем нижний штуцер без отверстия, который при дальнейшей установке на машину пришлось сверлить самому.

Перейду непосредственно к испытаниям.

Нонейм желтого цвета с восклицательным знаком, совместима с отечественными бачками.
Никаких данных на пробке нет, продавалась без коробки. Визуально копия пробки автоприбор, внутренне тоже, но с критичными для работы ньюансами, а именно, уплотнения сделаны не из белого силикона, а из черной резины.

Итог использования мягкой черной резины — резинка намертво "приклеилась-прилипла" к пробке, чтобы извлечь клапан потребовалась отвертка и существенное усилие. Испытания давлением пробка не прошла, поскольку выше 2х атмосфер накачивать не стал в связи с опасностью разрыва расширительного бачка. Обратный клапан на всасывание также залип намертво.

Данная пробка стояла у меня около года, заменил при первых признаках ухода тосола, выбирал по внешнему виду "как импортная". По понятным причинам, течь тосола с этой пробкой могла только усилиться )))
Вердикт — клапана в пробке не работают, пробка по сути, глухая затычка. Избегайте установки подобного на ваше авто. Лучше ездить совсем без пробки, чем с этим.

Отличается от ранее описанной говнопробке надписями АП, как на крышке, так и на корпусе клапана. Внутри отличия куда более важные — это белые силиконовые уплотнения, которые сохраняют эластичность в широком диапазоне температур, и сохраняют форму.

Насколько я знаю, пробки с тем же названием стоят на новых уазах с конвеера. Но! когда я снял с новенького уаза в автосалоне пробку, увидел, что пробка отличается шрифтом надписей, а также продувается ртом в обе стороны, что свидетельствует о явном браке. Вобщем, что на самом деле стоит на новых патриотах, оригинальный или поддельный автоприбор, мне неведомо, но то, что стоит нечто бракованное, очевидно. (проверял на двух машинах, везде брак с отсутствующими клапанами).

Обратный клапан с данной пробке работает, продувается ртом на всасывание с некоторым усилием. Таким образом, шанс того, что ваша система охлаждения завоздушится при остывании двигателя, минимален. Байпасный клапан избыточного давления также работает, компрессор на смог раскачать бачок выше 1.4 атмосфер. После выключения компрессора, давление в течении минуты опустилось до 0.4 атмосфер и остановилось.

Вердикт — для уаза, с его не совсем герметичными шлангами системы охлаждения подойдет лучше всего. С одной стороны, пробка не допустит закипания, с другой — чрезмерно высокого давления в системе.

Далее, идут пробки "от иномарки", пробки для авто концерна VAG. Febi и SWAG это одна и та же пробка, с неразборным картриджем, в пробке TopRun клапана разнесены.

Для установки пробки в уазовский бачок, его клапана следует переставить в совместимую пробку. По понятным причинам, был выбран корпус от желтой нонейм пробки. Разбирается пробка просто, вытаскивается резинка и картридж клапанов у вас в руках.

Чтобы установить картридж в уазовскую пробку, нужно уменьшить внешний диаметр юбки картриджа, так как он чуть больше выемки в пробке. Если этого не делать, картридж в пробке может стать с перекосом. Я обрезал канцелярским ножом, наждачным кругом будет еще проще.

После устанавливаем резинку и пробка готова!

Обратный клапан работает на 5+, никакого усилия на всасывание воздуха пробка не создает. Байпасный клапан работает также четко, поддерживает давление 1.4 атмосферы. Выше 1.4 накачать компрессором так и не получилось, но и ниже даже спустя пять минут давление не упало… и видимо в этом и кроется причина, почему у меня растрескался расширительный бачок, но об этом позже.

Вердикт — идеальная пробка, если ваша система охлаждения выдерживает 1.4 атмосферы. К сожалению, штатный патриотовский V-образный расширительный бачок данное давление без повреждений/трещин не выдерживает. Пригодна к использованию, если вы установили силиконовые шланги, прочный расширительный бачок (волга/газель/VAG) и заменили помпу на бош. На штатной системе охлаждения не рекомендую.

Данная пробка имеет два разнесенных клапана, уплотнение также силиконовые красного цвета. Крышка также не подходит и не уплотняется, потроха придется пересаживать в корпус от уазовской пробки. Внешний диаметр блока клапанов также придется уменьшить, чтобы он вошел в уазопробку, но помимо этого из уазопробки придется удалить центральный выступ, так как он упирается в клапана.

Испытания клапанов в пробке на давление дало неоднозначные результаты. Обратный клапан работает не так идеально как в SWAG, "просасывается" в некоторым усилием. А вот с байпасным клапаном вопросов больше…во первых, это единственная пробка помимо желтой нонейм с залипшими клапанами, которая позволила накачать бачок до двух атмосфер.

давление за минуту опустилось до 1.4 атмосфер, и остановилось.

Вердикт: пробка может привести к давлению в системе охлаждения выше рекомендованных 1.4 атмосфер, что может привести к повреждению расширительного бачка, течам итп.

Основной вывод: как ни странно, отечественная пробка Автоприбор подходит для патриота лучше всего. Отличить от многочисленных поделок в магазине ее можно по белым уплотнениям (их видно через отверстия корпуса клапана), так и по работе обратного клапана на "всасывание". В магазине было 4 разных пробки для уаз/ваз идентичных на внешний вид, но обратный клапан работал только на Автоприборе. Так что основной недостаток — это вероятность подделки. Оригинал можно отличить по белым уплотнениям (силикон, видно через дырочки) и, вероятно, коробке. Ну и всасыванием, конечно, проверяется работа обратного клапана.

Установка пробок от иномарки (VAG) тоже имеет ньюансы. Пробка TopRun легко может подбросить давление в системе охлаждения при закипании до 2х атмосфер, что приведет к непонятным последствиям вплоть до разрыва расширительного бачка. По пробке SWAG/Febi хочется сказать отдельно. Эти пробки обладают отличными клапанами, настроенными на 1.4 атмосферы. Я проездил с такой пробкой полгода, перед установкой поставив бошевскую помпу и силиконовые шланги на силовых хомутах. Так вот, давление 1.4 атмосферы привело к тому, что на соединении верхнего силиконового шланга и патрубка затянутого силовым хомутом что есть силы появлялись капли тосола. А потом треснул и стал потеть тосолом расширительный бачок, произошло это через месяц после установки пробки SWAG.

Бачок с крышкой SWAG раздувается гораздо сильнее чем с крышкой АвтоПрибор. Почему он не треснул ранее, при использовании желтой крышки с заклинившими клапанами? Вероятно потому, что система охлаждения была негерметична и избыточное давление стравиливалось через течи, уходило около литра тосола в месяц, если не больше.

Сейчас с установкой нового бачка поставил крышку АвтоПрибор. Шланги на соединениях потеть перестали, все устраивает. Если кому надо, отдам оставшиеся VAGовские крышки (одну переделенную оставлю себе в зип на всякий), обращайтесь.

Со временем реновские крышки расш.бачка начинают "мудрить", и не пропускают избыточное давление в системе охлаждения.Не знаю, что там с ними происходит, но когда открываешь, раздается характерное шипение, после чего давление приходит в норму и жидкость поступает в бачок.Всем логановодам и сандероводам, кто столкнулся или столкнется с такой проблемой, могу посоветовать поставить аналогичную крышку от "Оки", подходит и выполняет функции как родная, только цена в 12 раз меньше, я брал от "Оки" за 31 руб., реновская крышка от 350р и выше.

Смотрите также

Метки: рено логан, сандеро, расширительный бачок, крышка, аналог.

Комментарии 33

100 тыщ проехал всё нормально, ничего не шипит) крышка не менялась не разу. Фриз пропадает переодический, подливаю, года за 4 так и не использовал купленную литруху) сами понимаете подливаю не часто)

Во как. А у меня от Х-треила.

Ахахаха. Жгите еще))))

+100005000
Давно так не угорал ) )

Ребята хватит, у Логанки давление скидывается как и на переднеприводнвх ВАЗах при давлении выше 1,1 кг/см2,

В инженерии есть понятие большое и малое дыхание резервуара, . Так вот, определенное давление в системе до срабатывания сбросного клапан, определяемого давлением пружины, должно держаться, и в том нет ничего опасного.

а кто сказал что крышка от оки скинет накопленное давление в нужный момент, совершенно другая машина, совершенно другие допуски. это все не правильно, проще говоря колхоз. жалко потратить 350р раз в пару лет? купи 9ку и заткни баче тряпочкой))

а кто сказал что крышка от оки скинет накопленное давление в нужный момент, совершенно другая машина, совершенно другие допуски. это все не правильно, проще говоря колхоз. жалко потратить 350р раз в пару лет? купи 9ку и заткни баче тряпочкой))

а кто сказал что крышка от оки скинет накопленное давление в нужный момент, совершенно другая машина, совершенно другие допуски. это все не правильно, проще говоря колхоз. жалко потратить 350р раз в пару лет? купи 9ку и заткни баче тряпочкой))

а кто сказал что крышка от оки скинет накопленное давление в нужный момент, совершенно другая машина, совершенно другие допуски. это все не правильно, проще говоря колхоз. жалко потратить 350р раз в пару лет? купи 9ку и заткни баче тряпочкой))

полюбасу спасибо за инфу

Крышку замачить можно типа в очистетелю карбюратора или подобное, клапаны откисают как правило

Согласен, а можно ли в уксусе, ненадолго?
Или в " Sanfor Activ-антиржавчина ", погуглите, я дома в бачок унитаза заливал, для профилактики.
потом промыть, разумеется, водой.

Пластик боится только нитратной кислоты и то при температуре около 90 градусов, думаю хуже не сделаете

Вот и я о том же, в бачок заливал, ничего не поломалось, но, прежде, чем замачивать, лучше, протереть чем-нибудь от налета.

Оно и должно быть (давление).
У нас система охлаждения работает под давлением!

Давлением порвет все шланги нафик, а от разрежения они просто сожмутся. На прошлой машине у меня в крышке резинка криво стояла, я поправил её, всё надулось=) Хорошо что отследил, поставил её о5 криво.

На прошлом логане проехал больше 200 тыс.км. При откручивании всегда шипит и ничего не раздувает. Аналогично и на ларгусе шипит и будет шипеть при правильном работе клапанов в крышке.
Давлением повышается температура кипения антифриза. В крышке есть клапан, регулирующий давление.

А если клапан не работает?

Это другой вопрос, тогда менять крышку, но при любом раскладе в системе будет создаваться давление…

А если клапан не работает?

в любом букваре написано, что крышку нужно периодически промывать в теплой проточной воде…уже скоро как 5 лет езжу с одной крышкой и давлением )

Шипение должно быть в любом случае а аналог на Логан не так дорого стоит есть и по 100 р всего))

Так в системе охлаждения ведь и должно быть избыточное давление. Этим повышается температура кипения антифриза. В крышке должен быть клапан, регулирующий это давление.

При открывании крышки и должно шипеть, так как в системе охлаждения при нагреве создается давление, около 1 атмосферы.

на всех машинах по разному, на ваз например 0,5, на хюндае 0,8 и 1,1 в зависимости от модели, на логане если не ошибаюсь должно быть 1,6

вопрос не в том сколько, в том что оно есть, и шипение будет в любом случае, по шипению при откручивании нельзя определить исправность крышки

вопрос не в том сколько, в том что оно есть, и шипение будет в любом случае, по шипению при откручивании нельзя определить исправность крышки

согласен, только спец прибор, а так то шипеть должно, а вот если не шипит, то по любому замена

вопрос не в том сколько, в том что оно есть, и шипение будет в любом случае, по шипению при откручивании нельзя определить исправность крышки

Я знаю, что давление должно присутствовать, но до какого предела оно должно повышаться?У меня бачок стал надуваться как шарик, это что нормально?Жидкость в него по-этому не отходила.Ясно, что что-то с крышкой, поэтому ее и заменил.Поставил от Оки не из-за жлобства, а из чистого интереса, и выяснилось, что работает она не хуже оригинальной, так-же когда открываешь есть шипение, но бачок уже не раздувается и жидкость нормально отходит в него.Не всегда есть возможность найти оригинальную крышку сразу, где-нибудь в провинции на это может уйти недели.

При открывании крышки и должно шипеть, так как в системе охлаждения при нагреве создается давление, около 1 атмосферы.

Вы немного не так поняли, я сам виноват, не очень точно написал причину- у меня бачок раздувался чуть-ли не как шарик от давления и жидкость в него не отходила, а то, что должен быть пшик при откручивании, это понятно.Поставил от Оки пшик присутствует, но бачок уже не раздувает и жидкость отходит.Поэтому как альтернативу, крышку от Оки можно ставить, особенно если нет возможности быстро найти оригинал

При открывании крышки и должно шипеть, так как в системе охлаждения при нагреве создается давление, около 1 атмосферы.

Понятно, что давление должно присутствовать, но не такое, от которого бачок раздувает так, что в него жидкость не отходит.

И так вечная проблема переднеприводных ВАЗов — течь системы охлаждения. Как от этого избавится 90% не знают и отвечают просто — это блезнь!
На самом деле это не болезнь, а банальное отсутствие качества изготовления детали! Система охлаждения у нас замкнутая и крышка расширительного бачка с клапаном! При нагреве двигателя тосол(антифриз) расширяется и воздушный промежуток в бачке уменьшается(клапан в крышке его стравливает) и наоборот(при остывании охл. жидкости с улицы через клапан засасывается воздух, чтобы не было разряжения) — крышка с клапаном вот ключевой момент!
На прилавках магазинов просто куча крышек от разных производителей и почти 98% не работают должным образом! Давление в системе охлаждения должно быть 1,2 атмосферы(в технической литературе значения варьируются от 0,8 (на карбюраторных) до 1,2 на инжекторах).Именно на этом давлении должен открываться клапан — чего очень часто не происходит (кстати клапана там 2 на стравливание и забор воздуха, на забор воздуха с атмосферы должен срабатывать на 0,2 атм)!

Сегодня сделал себе целое "устройство" для проверки крышек.
И так нам нужно бачок расширительный (от 8ки) патрубок пароотводящий, "сосок с ниппелем", 10см трубки резиновой(чтобы зажать основное отверстие в бачке) и 4хомута.

И так на компрессоре выставляю не более 2-3 атм(чтоб бачок не взорвался) подсоединяю пистолет для подкачки шин к бачку, накручиваю крышку…

У меня было 6 конкурсантов(5 разных фирм -производителей), на фото лежат на теплопушке 4 не отвечающих требованиям.

И так с лево на право:
1. Крышка "Газель" — стоимость 32руб
2. Крышка Лузар но — стоимость 75 руб.
3. Крышка Лузар — стоимость 55 руб
4 Крышка автоваз — стоимость около 45руб
5. Крышка 21080 но — стоимость 35 рублей (!)(нет на фото)

Первые 4 конкурсанта открылись при давлении 1,5 (одна с щелчком чпокнула при 2,5 и дальше работала при 1,5) и только последние две четко срабатывали при 1 атм — что нам и нужно!
Так выглядит победитель

В общем без этого девайса ставить крышки себе дороже…

При нерабочем клапане крышки расширительного бачка будут следующие проблемы:
1. Течь основного радиатора.
2. Течь радиатора отопителя.
3. Постоянно лопается расширительный бачок (стенка бачка которая прилегает к "стакану").
4. может иногда течь кран печки(хоты и без этого он качеством не блещет).
5. Постоянно сопливят патрубки, сопливит из под датчика уровня ОЖ, крышки расширительного бачка.

Все это происходит естественно не одновременно, а что то одно — короче где тонко там и рвется!

Простой совет, как проверить работает ли у вас клапан?! после поездки, когда двигатель прогреется до установившейся рабочей температуры открыт капот и осмотреть бачок если он раздулся как жаба, то самое время ехать за новой крышкой!

Читайте также: