куда идут патрубки от расширительного бачка ваз 2110

Обновлено: 16.05.2024

Замена патрубка термостата и шланга расширительного бачка

Всех приветствую. Началось все с того, что начал замечать, что уходит антифриз из расширительного бачка. Недолгие поиски указали место, куда он уходит. Место это, где патрубок, идущий от термостата к подводящей трубе на помпу подходит к термостату. Попытки подтянуть хомут и промазка герметиком ни чего мне не дали. Решено было попробовать заменить патрубок. Купил Патрубок термостата 2112 /уголок/
Балаково Арт. 2109-1303093-01Р.
Качество приемлемое, цена 60 руб.

Старый патрубок стал деревянным от времени. При осмотре трещин на нем обнаружено не было. Ну да и ладно поставлю новый раз уж купил.

Как оказалось проблему с подтеканием это не решило. Антифриз как и было раньше, сочится теперь вот только из под нового патрубка не смотря на то, что все было промазано герметиком и затянуто хомутом. Рассуждаем логически, и сразу под подозрение попадает пробка расширительного бачка.
Она у меня желтая фирма производитель кажется "Евро деталь"

Покупал ее давно, когда менял крышку заливной горловины масла.(Что бы везде было одинаково) С того времени, а прошло без малого лет пять ни каких проблем она мне не доставляла. Разобрав эту пробку (фото не делал) обнаружил там ржавчину, все протер ржавчину убрал. Пробку поставил на место и стал затягивать не до конца. Еще бы проверить давление, при котором она срабатывает.

Также мое внимание привлек шланг идущий от термостата к расширительному бачку. Зимой он уже подтекал в том месте где он подходит к термостату. Я его подрезал и воткнул на место. Теперь обнаружились трещины с дугой стороны этого шланга, со стороны расширительного бачка. Так же на шланге появилась потертость в том месте где он соприкасался с разъемом дополнительной электропомпы. Да бы предотвратить порыв шланга в этом месте в самый не подходящий момент, решено было его поменять.

Приехав в магазин, мне пришлось объяснять продовану какой шланг необходим. Рассказал ему про то, какой у меня термостат был и какой теперь, что менял термостат с 5-ти на 6-ти дырый. И в чем их отличие в подсоединении. А он на меня смотрит непонимающим взглядом и про объем двигателя спрашивает. Какой 1,5 или 1,6. Я да же засомневался, а тот ли мне шланг нужен. Попросил дать примерить и не пробивать чек. Пошел, примерил подходит.

Шланг взял вот такой (Шланг расширительного бачка 2110 /1.6/, Балаково Арт. 2111-1303080Р Цена 130 руб.)
Качество приемлемое, резина шланга мягкая.

Бачок расширительный ВАЗ-2110: возможные неисправности и их устранение

Расширительный бачок является одним из составных элементов системы охлаждения двигателя автомобиля. Его роль заключается в том, чтобы охлаждающая жидкость могла без последствий увеличиваться в объеме при нагревании, а также в поддержании ее рабочего давления.

Испытывая постоянные нагрузки, расширительный бачок со временем может выйти из строя. О его неисправностях, а также методах их устранения мы и поговорим в этой статье.

Что представляет собой расширительный бачок

Рассмотрим конструкцию расширительного бачка ВАЗ-2110. Его заводской корпус выполнен из полупрозрачного мягкого пластика. Сверху у него имеются два отверстия: заливная горловина и посадочное место для датчика уровня хладагента.

Бачок расширительный ВАЗ 2110

Бачок расширительный ВАЗ-2110 оснащен тремя штуцерами, к которым подсоединены соответствующие шланги. К двум верхним «соскам» подведены пароотводящие патрубки основного и отопительного радиаторов. К нижнему штуцеру подсоединяется толстый заправочный шланг. Вот, в принципе, и вся конструкция.

Крышка с секретом

Крышка расширительного бачка ВАЗ-2110 является отдельным элементом системы не случайно. Именно она предупреждает закипание охлаждающей жидкости, поддерживая необходимое давление. Бачок расширительный ВАЗ-2110 оснащается крышкой, в конструкцию которой входит двухсторонний подпружиненный клапан. Он открывается и стравливает пары, когда давление внутри бачка достигает 1,1-1,5 кгс/см 2 . Его открытие в обратную сторону происходит при 0,03-0,15 кгс/см 2 (при остывающем моторе).

Зачем нужно поддерживать давление в системе

И тосол, и антифриз при нормальном (атмосферном) давлении закипают при нагреве до 100 0 С. Но как мы уже говорили, в системе охлаждения рабочее давление составляет 1,1-1,5 кгс/см 2 . В таких условиях хладагент закипит не менее чем при 130 0 С. Именно для того, чтобы охлаждающая жидкость не перегревалась до того, как включится вентилятор радиатора, и нужна крышка с клапаном. Так что если у ВАЗ-2110 закипает расширительный бачок при нормальной температуре двигателя, можете быть уверены: виновата точно она. Естественно, если исправен датчик температуры хладагента.

Расширительные бачки ВАЗ 2110

Что может приключиться с бачком

Бачок расширительный ВАЗ-2110 не отличается особой надежностью, поэтому часто преподносит владельцам этих машин неприятные сюрпризы. К самым распространенным его неисправностям можно отнести:

  • повреждение самой емкости;
  • износ резьбовых соединений горловины или посадочного места датчика уровня хладагента;
  • выход из строя крышки.

Повреждение емкости бачка

Что касается старения пластика, то тут винить некого. Материал со временем и под воздействием горячего хладагента не может не терять своих свойств. Повышенное давление в системе возникает по одной причине – неисправности крышки, вернее, ее клапана. О ней мы поговорим более детально немного позже.

При разрыве емкости бачка не стоит пытаться ее восстанавливать путем склеивания. Лучше уж купить новое устройство, тем более что стоит оно совсем немного. Цена на пластиковый бачок в среднем не превышает 200 рублей. Есть, конечно, и предложения поинтересней. Сейчас в продаже имеются расширительные бачки ВАЗ-2110, изготовленные из алюминия. Они никогда не потекут и не лопнут. Правда, и стоят такие устройства недешево – порядка 5500 рублей.

Крышка расширительного бачка ВАЗ 2110

Износ резьбовых соединений

Если крышка устройства не закручивается или закручивается, но не обеспечивает полной герметичности, можно попробовать подмотать под нее какой-нибудь уплотнитель. Это касается и резьбы, при помощи которой крепится датчик уровня охлаждающей жидкости. Естественно, такой «тюнинг» может рассматриваться как временная мера. В дальнейшем бачок нужно будет обязательно заменить.

Выявляем неисправность крышки

Заметив, что в вашем ВАЗ-2110 расширительный бачок кипит при нормальной температуре двигателя, проверьте первым делом крышку. Сделать это можно при помощи автомобильного компрессора с манометром.

Сначала отсоединяем от бачка один из верхних тонких шлангов. Его конец наглухо перекрываем путем перегиба. Это необходимо для того, чтобы охлаждающая жидкость не вытекла, когда мы будем создавать давление в бачке. К освободившемуся штуцеру подключаем шланг от насоса и начинаем качать. Крышка при этом должна быть плотно закручена. При достижении давления 1,1 кгс/см 2 прислушиваемся к пробке. Она должна начинать шипеть, что свидетельствует о ее работоспособности. Если при достижении давлением показателя 1,8 кгс/см 2 крышка не начала стравливать воздух, можете смело ее выбрасывать. В противном случае бачок лопнет в ближайшее время.

ВАЗ 2110 закипает расширительный бачок

В случае если крышка, наоборот, начала пропускать воздух раньше положенного, выбросите ее. Если в вашем ВАЗ-2110 расширительный бачок кипит, она тому причина.

Демонтаж и замена бачка на «десятке»

Для замены устройства понадобится слить охлаждающую жидкость, если она сама до этого не вытекла. Бачок расширительный ВАЗ-2110 демонтируется следующим образом:

  1. Отсоединяем минусовой провод от аккумуляторной батареи.
  2. Отключаем провод от датчика уровня хладагента.
  3. Отверткой с крестовидной битой откручиваем винты на хомутах всех шлангов, ослабляя их.
  4. Отсоединяем все шланги, идущие к бачку.
  5. Отстегиваем резиновый ремень крепления бачка и снимаем его.

Установка нового устройства производится в обратном порядке. Не забудьте долить охлаждающую жидкость до нужного уровня!

ВАЗ 2110 расширительный бачок кипит

Несколько полезных советов

Чтобы неисправность расширительного бачка не застала вас врасплох, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Замена расширительного бачка на автомобилях ВАЗ 2110—2115 своими руками

В состав водяной системы охлаждения автомобилей ВАЗ «десятого» семейства обязательно входит пластмассовый расширительный бачок. Когда объём антифриза увеличивается в результате нагрева, его излишки поступают именно в эту ёмкость. Вторая функция элемента — отведение пара и избыточного давления через пробку с клапаном. Проблема в том, что на «десятках» бачки нередко выходят из строя и владельцам авто приходится их менять. Процедура замены не отличается сложностью и спокойно выполняется своими руками.

Расположение расширительной ёмкости

Пластиковый бачок для излишков охлаждающей жидкости устанавливается производителем в разных местах в зависимости от модели «десятого» семейства:

    в автомобилях серий ВАЗ 2110—12 резервуар находится с левой стороны (по ходу движения) между стаканом стойки и стенкой салонной перегородки;

Расположение расширительного бачка ВАЗ 2110—12

Расширительная ёмкость на моделях ВАЗ 2110—12 установлена в узкой нише со стороны водителя

Расположение расширительной ёмкости на ВАЗ 2114—15

В автомобилях серий 2114—2115 бак находится перед стойкой

К элементам кузова расширительный бачок крепится фиксатором в виде плоского резинового ремня с металлическим крюком, зацепляющимся за выступ на лонжероне. К резервуару подключены 3 шланга:

  1. Снизу присоединяется патрубок большого диаметра, ведущий от термостата.
  2. Верхняя трубка малого диаметра уходит сквозь перегородку к радиатору салонного отопителя.
  3. Средняя малая трубка соединяет бачок с верхним штуцером основного радиатора охлаждения.

Назначение патрубков расширительного бачка ВАЗ 2110

Резервуар компенсирует расширение охлаждающей жидкости и пара от трех элементов системы — салонного отопителя, радиатора и основной магистрали возле термостата

На некоторых модификациях встречается резервуар с двумя штуцерами и присоединительными патрубками — большой идёт от термостата, а малый — от главного радиатора, подключение к печке отсутствует.

Каждый из шлангов выполняет отдельную функцию. Толстый патрубок служит для расширения охлаждающей жидкости и заполнения системы во процессе заливки тосола через горловину бачка. Две тонких трубки предназначены для отвода в резервуар пароводяной смеси из печки и основного радиатора при нагреве до максимально допустимой температуры антифриза 95 °С.

Схема системы охлаждения ВАЗ 2110

Расширительный бак (поз. 1) находится в наивысшей точке системы охлаждения на одном уровне с дроссельной заслонкой

Причины поломки бачков ВАЗ 2110—2115

Срок службы данного элемента не ограничивается регламентом. Это значит, что ёмкость следует менять по мере необходимости, а таковая возникает довольно часто. Наиболее распространённая причина замены — нарушение целостности пластикового корпуса во время эксплуатации. Бачок попросту лопается и вот почему:

    Засорение либо выход из строя клапана крышки. Поступающий из радиаторов пар поднимает давление внутри резервуара, поскольку не может выйти наружу через пробку. В результате стенка ёмкости разрушается.

Лопнувшая ёмкость от ВАЗ 2110

Повреждение пластиковой стенки происходит из-за превышения давления в системе охлаждения

Трещина стенки бачка ВАЗ 2110—12

На изделиях низкого качества трещины могут появиться через 3—6 месяцев после начала эксплуатации

Чтобы избежать разрушения расширительной ёмкости, рекомендуется проверять работоспособность клапана пробки перед каждой длительной поездкой. Практика показывает, что проблемы с баком чаще всего возникают именно в пути, когда на улице жарко, то есть, в летний период года. Признак неисправности — резкий скачок температуры охлаждающей жидкости и лужа под моторным отсеком с водительской стороны.

Бывалые водители советуют вместо штатной пробки бачка ставить крышку от предыдущих моделей ВАЗ 2109—099. Они гораздо надёжнее в работе и подходят по резьбе. Только учтите один момент: в некоторых комплектациях авто пробка снабжена датчиком уровня тосола. После подобной замены вы не сможете его контролировать, хотя на работоспособности охлаждающего контура это не скажется.

Рекомендации по выбору

Для моделей ВАЗ 2110—12 в продаже можно найти 2 типа расширительных бачков:

    старого образца с двумя горловинами: в первую вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости, а вторая закрывается пробкой с выпускным клапаном;

Расширительный бак ВАЗ 2110 старого образца

На изделиях старого образца сделана вторая горловина под установку датчика уровня тосола

Бачок нового образца на ВАЗ 2110—12

На ёмкости нового образца датчик уровня не предусматривается

Если в вашем автомобиле датчик предусмотрен в расширительной ёмкости, то необходимо подобрать изделие старого образца. Соответственно, для версий без датчика потребуется резервуар в новом исполнении.

Для моделей ВАЗ 2114—15 предлагаются бачки одинаковой формы на 3 штуцера: два из них расположены на одном торце, а третий — на противоположном. Между собой изделия для ВАЗ 2110 и 2114 не взаимозаменяемы, хотя при большом желании закрепить деталь от другой модели вполне реально. Другое дело, что в этом нет нужды — обе разновидности есть в свободной продаже и практически не отличаются по цене.

Оригинальный бачок системы охлаждения ВАЗ 2114—15

Резервуар для моделей 2114—15 отличается более широкой формой и разносторонним расположением штуцеров

При покупке расширительного резервуара для любой серии авто «десятого» семейства обратите внимание на такие моменты:

  • пластмасса качественного изделия должна быть светлой и наполовину прозрачной;
  • трещинки по углам или возле штуцеров недопустимы;
  • пластик не должен быть «дубовым» либо иметь тёмные примеси, видные невооружённым глазом;
  • отыщите на корпусе оттиск торговой марки производителя и каталожного номера (21083–1311014 для ВАЗ 2114).

Для всех модификаций «десяток», «четырнадцаток» и «пятнадцаток» доступен небольшой тюнинг — установка расширительного бака от системы охлаждения авто «Лада Приора». Зачем и как это реализуется, будет рассказано ниже.

Расширительный бак ВАЗ 2170 «Приора»

Резервуар системы охлаждения «Приоры» имеет прямоугольную форму и 3 штуцера на передней стенке

Видео: как отличить оригинальную запчасть

Порядок замены ёмкости

Процедуру разборки желательно выполнять на остывшем моторе, поскольку горячий антифриз неизбежно попадёт на руки и вызовет ожоги. Специальное оборудование и какие-то особые условия не требуются, в том числе и смотровая канава. Для работы выберите освещённую ровную площадку или тёплое помещение, если замена производится посреди зимы.

Из инструментов и дополнительных материалов необходимо подготовить:

  • крестообразную отвёртку;
  • пассатижи;
  • набор рожковых ключей;
  • ручной либо ножной насос с заострённой насадкой на воздушном шланге;
  • тазик для антифриза;
  • ветошь.

Инструмент для замены расширительного резервуара ВАЗ 2110—15

Для работы понадобится простой набор инструмента, имеющийся в каждом гараже

Также рекомендуется запастись новыми хомутами под размер патрубков, старые лучше не использовать.

Инструкция по разборке и установке новой детали

Чтобы поменять ёмкость, необходимо освободить её от тосола. Полностью опорожнять систему нет нужды, надо слить не более 2 л жидкости. Это можно сделать двумя способами:

    Открутить защитный пыльник под радиатором, подставить таз и вывернуть на несколько оборотов нижнюю пробку основного радиатора. Когда антифриз покинет бачок, заверните пробку обратно.

Расположение сливной пробки радиатора ВАЗ 2110—15

Пробка с барашком для ручного выкручивания расположена в нижней части радиатора

В первом случае нужно заблаговременно снять пробку расширительного сосуда, а во втором она должна оставаться закрытой.

Дальше работайте в следующем порядке:

    Снимите 2 малые трубки с ёмкости, ослабив хомуты отвёрткой. Отведите их в сторону.

Снятие патрубков с бачка ВАЗ 2110

Шланги легко снимаются со штуцеров после ослабления хомутов

Расположение фиксатора расширительной ёмкости ВАЗ 2110—12

Для снятия элемента достаточно отстегнуть резиновый фиксатор

Установка нового расширительного бачка на «десятку»

Новая деталь вставляется в нишу на место старой и крепится фиксатором

На автомобилях ВАЗ 2110 и 2114 разборка и монтаж новой детали производятся одинаково. Разница заключается лишь в месторасположении резервуара.

Чтобы долить антифриз до уровня между рисками Min и Max на стенке бака, не создав воздушной пробки в системе, отсоедините трубку от блока подогрева дроссельной заслонки (это высшая точка контура охлаждения). Заливайте жидкость в бачок, пока он не побежит из снятой трубки, после чего наденьте её на штуцер и зафиксируйте хомутом. Добавьте тосола до требуемого уровня.

Расположение патрубков подогрева дросселя на ВАЗ 2110—15

Перед заливкой тосола в систему нужно снять один из патрубков, подключённых к блоку дроссельной заслонки

В процессе замены следует обратить внимание на состояние шлангов, ведущих к ёмкости. Если их концы раскисли и увеличились в диаметре, а на стенках образовались трещины, такие патрубки лучше поменять.

Видео: замена бачка на ВАЗ 2110

Монтаж расширительного бака от «Приоры»

Ёмкость системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170 отличается утолщёнными стенками, благодаря чему «Приора» навсегда избавилась от «детской болезни» лопающегося резервуара, присущей ВАЗ 2110. Есть и другая причина: в штатном бачке «десятки» струя антифриза из патрубка радиатора бьёт изнутри прямо в крышку, отчего последняя протекает. На «приоровской» детали штуцеры стоят под углом к горловине, поэтому жидкость туда не попадает.

Бачок от ВАЗ 2170 на «десятку»

Штуцеры ёмкости от ВАЗ 2170 направлены в сторону от заливной горловины

Поскольку деталь от ВАЗ 2170 шире штатного элемента, её установка связана с некоторыми трудностями: в узкое пространство между стаканом и перегородкой бачок просто так не войдёт. Что нужно сделать:

  1. Снять стеклоочистители, открутив гайки крепления.
  2. Демонтировать верхнюю кузовную панель.
  3. Открутить обшивку перегородки со стороны подкапотного пространства.
  4. Примерить новый бачок, вставив в проём. Затем обрезать по его размеру шумоизоляцию и собрать узел в обратном порядке.

Установка бачка от «Приоры» на ВАЗ 2110

Чтобы широкий элемент от «Приоры» поместился в узкий проём, придётся снять обшивку перегородки

Расширительные ёмкости для «Приоры» бывают двух типов — на 2 и 3 штуцера (первые ставятся на машину с кондиционером). Вам нужна деталь второго типа для присоединения трёх шлангов.

Монтаж патрубков и заливка охлаждающей жидкости выполняется по технологии, описанной в предыдущем разделе. Что касается модификаций ВАЗ 2114—15, где расширительный сосуд размещён в широкой нише перед стаканом стойки, подобная замена трудностей не вызовет.

Видео: бачок от «Приоры» на ВАЗ 2110

Работы по замене расширительного бачка на машинах «десятого» семейства следует выполнять самостоятельно, если вы хотите сэкономить личное время и деньги. Поездка и обращение на автосервис выйдет дольше и обойдётся дороже. По окончании процедуры не забудьте проверить работу системы охлаждения путём прогрева мотора до рабочей температуры и момента включения электрического вентилятора.

Замена патрубков системы охлаждения ВАЗ 2110

Резиновые трубки для СО
Резиновые трубки для СО

Сегодня мы расскажем вам о том, как выполняется снятие и замена данных элементов. Действовать нужно строго согласно руководству по эксплуатации, соблюдать все меры предосторожности. Это позволит вам уберечь себя и свою машину от лишних неприятностей.

Подготовка

Силиконовые
Силиконовые

Выполнять снятие патрубков необходимо только при условии, что двигатель автомобиля полностью остыл. Потому если вы только заехали в свой гараж для проведения процедур, не спешите. Лучше оставить автомобиль на ночь, а завтра с утра вернуться к работе.

  1. Убедитесь, что патрубки действительно повреждены и нуждаются в замене.
  2. Обязательно слейте охлаждающую жидкость из системы. Если вы недавно ее меняли, утилизировать жидкость вовсе не обязательно. Просто используйте чистую емкость для слива, чтобы иметь потом возможность залить ее обратно.
  3. Порядок выполнения работ зависит от того, какие шланги используются на вашем автомобиле.

Стандартные патрубки со штуцерным разъемом

Стандартные
Стандартные

В случае наличия таких шлангов, работа по их демонтажу выполняется следующим образом:

Шланги теплообменника отопителя

Другими шлангами в системе охлаждения ВАЗ 2110 являются те, которые подведены к теплообменнику отопителя.

Схема шлангов
Схема шлангов

При их снятии и установке новых элементов обязательно предстоит заменить уплотнительные кольца . Потому советуем их приобрести заранее. Сама же процедура демонтажа выглядит следующим образом.

  1. Два шланга отопителя подключаются к теплообменнику при помощи единого разъема. Некоторые модификации ВАЗ 2110 могут потребовать демонтировать крышку распредвала.
  2. Снимите металлический зажим, который расположен сверху разъема.
  3. Отожмите пластмассовый фиксатор к левой части разъема, что позволит его отпустить.
  4. Снимите разъем теплообменника, удалите старые уплотнительные кольца. Возвращать те же самые на место настоятельно не рекомендуется.
  5. Альтернативой таких разъемов могут быть шланги с пружинным фиксатором, выполненным из металла.

Замена

Замена
Замена

Теперь осталось установить новый комплект патрубков и завершить эту работу. Для этого:

  • Выполняйте установку, следуя в обратной последовательности разборки и демонтажа;
  • Обязательно поставьте на места новые уплотнительные кольца;
  • Наполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью;
  • Включите в работу двигатель, убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости.

Если же подобными вопросами вы не можете или не хотите заниматься самостоятельно, обратитесь в хороший автосервис, где быстро и качественно смогут привести вашу систему охлаждения в нормальное состояние.

Установка расширительного бачка ВАЗ-2110 нового образца на ИЖ-2126 с двигателем УЗАМ.

Для начала снимаем старый (родной) бачок и размечаем на кронштейне места, где будут вкручены саморезы для кронштейна. Разметку делаем на пересечении середины кронштейна (пересечение вертикальных и горизонтальной линий).

Рис. 1. Кронштейн бачка и места вкручивания саморезов.

Далее нужно слить охлаждающую жидкость, т.к. дальше нам потребуется снять верхний (подводящий) шланг радиатора к патрубку головки блока цилиндров.

Рис. 2. Верхний (подводящий) шланг радиатора, патрубка головки блока цилиндров.

После того, как жидкость слита, нужно сделать короткий шланг такого же сечения с изгибом (можно купить аналогичный шланг и отрезать от него).

Рис. 3. Кусок резинового патрубка.

Далее нам понадобится тройник 3/4 3/4 1/2, а также подходящий к нему штуцер с диаметром «10» мм.


Рис. 4. Тройник 3/4 3/4 1/2 и штуцер диаметром «10» мм.

Вставляем тройник в шланги и обжимаем подходящими хомутами, как показано на рис. 3.

Теперь изготавливаем кронштейн для расширительного бачка. Для этого можно взять металлические пластины (тонкие) шириной 2.5 – 3 см и 10 – 15 см, длину можно взять с запасом 30 - 40 см, я вырезал их ножницами по металлу на глаз. Берём заранее купленный бачок ВАЗ-2110 и обворачиваем его металлической менее широкой пластиной таким образом, чтобы она повторяла контуры бачка. Далее размечаем на пластине места, где будут вкручены саморезы. Берём широкую пластину и прикручиваем её к узкой пластине так, как изображено на рис. 1. Широкой пластиной аналогично узкой обворачиваем бачок. Затем обрезаем пластины по месту, таким образом, чтобы резиновый обжимной ремень ВАЗ-2110 мог натянуться на бачок с усилием и прижал толстую пластину.

Рис. 5. Вид обжимного ремня.

Закручиваем один конец узкой пластины вокруг удерживающего кольца обжимного ремня и зажимаем кольцо.

Рис. 6. Обжим кольца обжимного ремня бачка ваз 2110.

На другом конце узкой пластины просверливаем отверстие диаметром 10 мм и немного загибаем его в сторону от бачка.

Рис. 7. Вид готового кронштейна.

Теперь берём готовый кронштейн и ударами молотка по шляпкам саморезов проделываем отверстия в ранее намеченных точках на кронштейне старого бачка. Данный способ наиболее целесообразен, так как дрелью со сверлом невозможно подлезть к кронштейну. Прикручиваем кронштейн (с большим усилием саморезы вкрутятся).
Заменяем шланг идущий от двигателя к старому расширительному бачку на шланг от ВАЗ-2110.

Вставляем бачок в кронштейн, натягиваем обжимной ремень. Вставляем шланг идущий к расширительному бачку, затягиваем на концах хомутами. Нам также понадобятся пароотводящие шланги расширительного бачка ВАЗ-2110 – 2 шт. Один шланг надеваем на штуцер тройника, другой на штуцер радиатора. Обрезаем шланги на нужную длину по месту.

Рис. 8. Шланги пароотводящие и патрубок расширительного бачка ВАЗ-2110.

Если пароотводящие шланги просто одеть на штуцеры бачка, то возникает проблема утечки охлаждающей жидкости через крышку бачка, т.к. напор ОЖ бьёт прямо в крышку. Для устранения проблемы нам понадобится разобранная антенна от радиоприёмника и пустая трубка от пасты гелевой ручки. Из разобранной антенны нам понадобится трубка маленького диаметра (примерно такого же как у пасты гелевой ручки), а длина должна быть примерно 15 – 17 см. Расширяем отверстия в штуцерах бачка сверлом с диаметром сравнимым с диаметром подготовленными нами трубочками. Вставляем трубки таким образом – в верхний штуцер бачка вставляем трубочку от гелевой ручки, к ней присоединяем шланг пароотводящий, идущий от радиатора, в нижний штуцер вставляем трубочку от антенны, шланг присоединяем идущий от тройника. Если напор ОЖ внутри бачка всё равно попадает на крышку, можно трубочки вставленные в штуцеры подогнуть внутри бачка.

В итоге заливаем ОЖ в бачок. Прокачка системы от воздуха не требуется. В дополнение можно заменить родной датчик включения вентилятора на датчик от ауди/фольксваген с температурой 90 – 95.

Примечание: в работе использована идея пароотвода из патрубка радиатора для двигателя ВАЗ, предложенная ScrewDriver.

Система охлаждения современного автомобиля включает в себя несколько элементов, без которых её нормальное функционирование невозможно. К таковым относится и расширительный бачок, устанавливаемый в разных местах подкапотного пространства в зависимости от марки авто. Незамысловатый пластиковый резервуар с пробкой играет важную роль в работе охлаждающего контура двигателя и требует периодического контроля со стороны владельца машины.

Назначение расширительной ёмкости

В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.

Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.

Давление в системе охлаждения автомобиля

Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар

Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:

  • воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
  • сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
  • отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.

Расширительный бак автомобиля КАМаз

На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров

Антифриз, являющийся смесью дистиллированной воды с этиленгликолем (иногда — пропиленгликолем), при нагревании от нуля до 100 °С прибавляет в объёме порядка 5%. В контуре, рассчитанном на 10 л тосола, после полного прогрева образуется целых 500 мл, которые уходят в расширительный бачок.

Видео: зачем нужен расширительный бачок

Конструкция и принцип действия

Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.

Расширительная ёмкость плоской формы

Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской

Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:

  1. При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
  2. После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
  3. При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
  4. В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.

Схема расширительного бачка автомобиля

Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном

В аварийной ситуации, когда тосол или вода по разным причинам начинает кипеть, предохранительный клапан сбрасывает не только воздух, но и пар.

Расширительный бачок с датчиком уровня жидкости

Встроенный датчик подаёт сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов

В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.

Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.

Крышка радиатора автомобиля с клапаном

Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак

Место бачка в охладительной системе

Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.

Схема системы охлаждения с расширительным бачком

Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора

Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:

  1. Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
  2. Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
  3. Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.

Схема подключения патрубков расширительного бака

В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов

Бачки, оснащённые двумя штуцерами, присоединяются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения, подключение к печке отсутствует.

Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.

Трубки подогрева дроссельной заслонки

Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя

При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снимать патрубок охлаждения дросселя. Это позволяет вытолкнуть из магистралей и радиатора печки воздушные пробки.

Жидкости для заливки в бак

Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:

  • жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
  • порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
  • отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
  • в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
  • химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.

Тосол для системы охлаждения автомобиля

Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР

Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.

Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.

Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:

  • для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
  • при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
  • с целью промывки.

Антифриз для системы охлаждения двигателя

Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок

Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.

Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.

Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля

О неисправностях и ремонте ёмкости

Во время эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;

  • загрязнение или выход из строя перепускного клапана пробки;
  • разрыв корпуса бачка;

Разрыв расширительного бачка системы охлаждения

Стенка бачка разрывается при слишком высоком давлении изнутри

Протечка пробки расширительного бака

Неплотность крышки характеризуется появлением разноцветных потёков на корпусе

Большинство автолюбителей при поломке клапана или корпуса попросту меняют деталь на новую. Это оправдано отсутствием времени на ремонт и дешевизной данных запчастей. Хотя при желании лопнувший пластик резервуара можно запаять, а крышку — разобрать и прочистить.

Потёки из-под пробки возникают при неплотном прилегании либо из-за конструктивных особенностей ёмкости. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего малого штуцера, подключённого к радиатору, бьёт прямо в горловину, отчего возникает протечка. Способ устранения — установка более совершенного бачка от «Приоры».

Видео: ремонт корпуса бачка

Расширительный бачок автомобиля считается одной из самых надёжных деталей. Нередко они служат весь срок эксплуатации машины, особенно на иномарках. Чтобы не пришлось менять ёмкость раньше времени, рекомендуется периодически проверять состояние клапана в крышке. Если он в порядке, то и пластик сосуда не лопнет от высокого давления.

Трубка от расширительного бачка к радиатору


Система охлаждения: 1 — радиатор системы охлаждения; 2 — кожух вентиляторов; 3 — подводящий шланг радиатора системы охлажде­ны, 4 — вентилятор; 5 — головка блока цилиндров; 6 — насос охлаждающей жидкости; 7 — блок цилиндров; 8 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 9 — подводящий шланг радиатора отопителя; 10 — радиатор отопителя; 11 — отводящий шланг радиатора отопителя; 12- перепускной шланг: 13 — наливной шланг; 14 — расширительный бачок; 15 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 16 — корпус термостата; 17 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 18 — крышка термостата; 19 — отводящий шланг радиатора систе­мы охлаждения; 20 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждаю­щей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора, электрического вентилятора/двух электрических вентиляторов (на автомобиле с конди­ционером), соединительных шлангов и подводящей трубы насоса. К шлангам системы охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширитель­ного бачка. Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стой­ки. Бачок изготовлен из полупроз­рачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. При нагревании жидкость в системе охла­ждения расширяется, и часть ее вы­тесняется в расширительный бачок. По мере остывания двигателя жид­кость из бачка перетекает в систему охлаждения. Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расшири­тельного бачка.


Расширительный бачок: 1 — штуцер паро­отводящего шланга; 2 — пробка заливной горловины; 3 — метки минимального и мак­симального уровней жидкости; 4 — штуцер наливного шланга

Пробка расширительного бачка

Выпускной клапан поддерживает по­вышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в систе­ме на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паро­вые потери.

Насос охлаждающей жидкости: 1 — крыль­чатка; 2 — корпус насоса; 3 — зубчатый шкив; 4 — контрольное отверстие в корпу­се насоса


Направление потоков охлаждающей жид­кости в корпусе и крышке термостата:1 — из рубашки охлаждения головки бло­ка цилиндров; 2 — к радиатору отопителя; 3 — к подводящей трубе насоса охлажда­ющей жидкости; 4 — из расширительного бачка; 5 — к подводящей трубе насоса ох­лаждающей жидкости; 6 — из радиатора системы охлаждения; 7 — к радиатору сис­темы охлаждения

Впускной клапан откры­вается при понижении давления в системе относительно атмосферно­го (на 0,03-0,13 бар) на остывающем двигателе. При утере пробки залив­ной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов. Циркуляцию жидкости в системе ох­лаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыль­чатка которого приводится во враще­ние зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала. Насос кре­пится к блоку цилиндров справа. В корпусе насоса установлен ва­лик, который вращается в закры­том подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки. На концы ва­лика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка. Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса. В корпусе насоса выполнено контр­ольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса.

Термостат: 1 — пластина; 2 — пружина байпасного клапана; 3 — пружина; 4 — баллон с термочувствительным наполнителем, 5 — основной клапан; 6 — шток; 7 — байпасный клапан

При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе. Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под катколлектором. Насос прокачиваем охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя. Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров. Два клапана термостата — основной и байпасный — перераспределяют потоки жидкости в системе охлаждения на непрогретом двигателе ,основной клапан перекрывает в крышке термостата канал, связывающий нижний (отводящий) шланг радиатора с подводящей трубой насоса. Байпасный клапан термостата при этом открыт и поток жидкости из рубашки охлаждения двигателя поступает через корпус термостата в подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости, ми­нуя радиатор системы охлаждения, — чалый круг циркуляции.


Радиатор: 1 — левый бачок; 2 — подводящий патрубок; 3 — штуцер пароотводящего шланга; 4- планка; 5 -втулка верхнего крепления радиатора; 6 — резьбовое отверстие верхнего крепления кожуха вентиляторов; 7 — трубки с охлаждающими пластинами; 8 — правый бачок; 9- кронштейн нижнего крепления кожуха вентиляторов; 10 — сливная пробка; 11 — резиновая подушка нижнего крепления радиатора


Вентиляторы с кожухом в сборе (автомобиль с кондиционером): 1 — колодки проводов электродвигателей вентиляторов; 2 — крыльчатка с электродвигателем основного вентилятора; 3 — точки верхнего крепления кожуха вентиляторов к радиатору; 4 — кожух; 5 — крыльчатка с электродвигателем дополнительного вентилятора; 6 — кронштейн нижнего крепления кожуха вентиляторов

По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 85±2 °С, клапаны термоста­та начинают перемещаться, перекры­вая байпасный и открывая основной каналы, пропуская поток жидкости через радиатор системы охлаждения.

Датчик температуры охлаждающей жид­кости

При температуре жидкости около 102 °С байпасный клапан полностью закрывается, а основной открывает­ся на свой полный ход — 8 мм, и жид­кость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружа­ющему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя, корпус термостата, радиатор систе­мы охлаждения и крышку термостата образует большой круг циркуляции. Через радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата. Радиатор системы охлаждения состо­ит из двух вертикальных пластмассо­вых бачков (левый — с перегородкой), соединенных алюминиевыми труб­ками с охлаждающими пластинами. Основания трубок соединены с бач­ками через резиновые прокладки. Жидкость подается через верхний па­трубок, а отводится через нижний. Над впускным патрубком располо­жен штуцер пароотводящего шланга. В нижней части правого бачка нахо­дится сливная пробка. К радиатору крепится пластмассовый кожух с одним электрическим венти­лятором (автомобиль без кондици­онера) или с двумя электрическими вентиляторами (автомобиль с кондиционером). Вентилятор предназначен для обду­ва радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддер­жания нормального теплового режима двигателя. Работой вентилятора управ­ляет контроллер двигателя, который через реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с одной из двух скоростей (большой или малой). Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в корпу­се термостата, выдает информацию контроллеру системы управления дви­гателем и указателю температуры жид­кости в комбинации приборов.

Шланг на расширительный бачок ваз 2107
котельная на твердом топливе

Шланг на расширительный бачок ваз 2107
Шланг на расширительный бачок ваз 2107
Шланг на расширительный бачок ваз 2107
Шланг на расширительный бачок ваз 2107
Шланг на расширительный бачок ваз 2107
Зачем нужен расширительный бак в системе отопления

Способы расчета расширительного бака для отопления



Расширительные баки для системы отопления
Как рассчитать объем расширительного бака? Существует способ общего подбора – объем мембранного сосуда подбирают из расчета 10% от общего внутреннего объема всего отопительного комплекса.

Чаще используют точный расчет по формулам. Его под силу провести любому человеку с помощью калькулятора. Объем расширительного бака для отопления рассчитывается по формуле:

А = ВхС/К, где В – объем теплоносителя; С – показатель теплового расширения теплоносителя; К – показатель эффективности мембранного бака.

Расчет объема теплоносителя производят тремя методами:

  • Геометрический – по внутреннему объему отопительных приборов, котла и трубопроводов;
  • При заполнении системы – по прибору учета или сложением при ручном заполнении;
  • Обобщенный метод – на 1 кВт тепловой мощности котла принимается 15 литров в объеме системы.

Обобщенный метод имеет уточненную модификацию в зависимости от типа приборов отопления. При использовании радиаторов количество воды в них составляет в среднем 11 литров, в конвекторах – 7 литров, в контуре теплого пола – до 18 литров. Объем теплообменника указан в паспорте оборудования, количество воды в трубопроводах можно определить, посчитав их протяженность и внутренний объем. Эти показатели суммируются (котел, трубы, приборы) – результат составляет общий объем комплекса отопления.

После расчета объема системы производится по следующей формуле:

К = (ДМ – ДБ)/(ДМ+1), где ДБ – максимальное давление теплоносителя, обычно принимается равным давлению срабатывания предохранительного клана на группе безопасности (3 атм.); ДБ – установленное давление воздуха в воздушной камере расширительного бака.

Показатель теплового расширения воды составляет 4% при нагреве до 95 градусов Цельсия. В случае наличия в составе теплоносителя незамерзающих фракций показатель увеличивается в зависимости от процентного содержания добавок. При 10% добавки в общем объеме показатель воды 4% умножают на поправочный коэффициент 1.1, при 30% – на 1.3 и так далее.

Назначение расширительной ёмкости

В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.

Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.


Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар

Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:

  • воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
  • сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
  • отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.

Выводы и советы по установке расширительного бака

Из этой статьи становиться понятно, что универсальным способом установки расширительного бака — является подключение его на подачу, перед всасывающей стороной насоса. Это всегда обеспечит систему отопления стабильной работоспособностью и износоустойчивостью, а, следовательно, и уменьшит затраты как энергии, так и времени, и денег. При этом на подачю или на обратку работает насос — неважно.

В случае, если в отопительной системе имеется 2 или более циркуляционных насосов, то расширительный бак следует смонтировать как можно ближе к всасывающей стороне всех насосов. Когда отопительная система вашего помещения имеет большие размеры, можно установить несколько расширительных баков, при установке ориентируюсь на указание выше — как можно ближе к всасывающей стороне насоса.

Читайте также: