разобрать пробку расширительного бачка ауди

Обновлено: 29.04.2024

Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка. (По моему мнению, это лучший способ).

Большинство водителей даже не подозревают насколько сильно система охлаждения двигателя зависит от такого маленького и простого элемента, как крышка расширительного бачка. В этой статье я постараюсь объяснить, какую роль играет крышка, к каким последствиям может привести её поломка, а также покажу, как можно очень просто проверить её.

Роль крышки расширительного бачка.

Благодаря крышке в системе охлаждения поддерживается нужное давлений , она является неким регулятором, который стравливает избыточное давление при нагреве двигателя, и не даёт создаться вакууму и воздушным пробкам при его остывании.

К каким последствиям может привести поломка крышки расширительного бачка.

Тут всё зависит от того, какой клапан выйдет из строя. Если сломается тот клапан, который стравливает избыточное давление, то в лучшем случае это будет утечка охлаждающей жидкости в результате срыва одного из патрубков. Если Вы вовремя этого не заметите, то двигатель запросто может перегреться.

Ситуация буде хуже, если лопнет сам расширительный бачок, или появится трещина в радиаторе или отопителе салона. Тогда придётся раскошеливаться на новые запчасти

Что касается клапана, который работает при остывании двигателя, то последствия его поломки тоже могут быть неприятными. Например, образование воздушной пробки, из-за которой печка в автомобиле дует холодным воздухом при горячем двигателе. Неприятно получать такие сюрпризы зимой, уж поверьте.

Как проверит работоспособность крышки расширительного бачка.

Всё буду рассказывать на собственном примере, фотографии тоже использую исключительно свои.

Для начала с утра, перед тем как запустить двигатель, я решил проверить работу клапана, который защищает от вакуума. Для этого нужно просто открыть капот, и посмотреть на патрубки. Если они не втянуты, всё в порядке. У меня с этим проблем не возникло.

Затем прогреваем автомобиль, и пробуем аккуратно открутить крышку расширительного бачка, должен быть такой "пшик", будто бы вы открываете газированную воду . Если такого нет , значит второй клапан не работает, либо система охлаждения негерметична.

Бывает такое, что клапан удерживает слишком слабое давление для нормальной работы системы охлаждения, тогда требуется более детальная и точная проверка.

Проверка второго клапана производится сложней и требует дополнительного приобретения двух хомутов. Также потребуется компрессор, но в наше время, думаю он есть у каждого.

Итак, именно на моём автомобиле, подопытным патрубком стал тот, который идёт от радиатора, на расширительный бачок. Я отрезал патрубок так, чтобы небольшая его часть осталась подцеплена к расширительному бачку. Отверстие в патрубке я заткнул болтом и затянул хомутом.

К кусочку патрубка, который остался на расширительном бачке, я подцепил компрессор и также затянул хомутом.

Вынужденный тюнинг: как самому починить и настроить крышку расширительного бачка


В материале, посвященном крышке расширительного бачка, мы рассказывали, почему исправность этой, казалось бы, небольшой детали так важна для правильного теплового режима двигателя, и почему она оказывает прямое влияние на ресурс многих элементов системы охлаждения. Но порой автовладельцы сталкиваются с другой неожиданной проблемой: они не могут найти качественную новую крышку на замену неисправной. Для некоторых рукастых водителей лучшим решением в этом случае становится самостоятельная переборка нужной крышки с применением качественных деталей. Как самому собрать гарантированно качественную крышку – рассказываем сегодня.

На самом деле, для владельцев отечественных автомобилей, а зачастую и бюджетных иномарок – сложность выбора при покупке новой крышки – это реально существующая проблема. Ведь определить правильность настроек клапанов визуально невозможно, а описанный нами в предыдущей статье способ визуального наблюдения за бачком и шлангами системы охлаждения не идеально точен. Для более тонкого и однозначного «диагноза» нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. В установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице. Но это – опять же, из области красивой, но почти бесполезной в обычной жизни теории, а мы переходим к практике.

Ремонтировать нельзя выбросить

Крышка расширительного бачка считается неразборной и неремонтопригодной – по крайней мере, заводская деталь практически любой современной машины относится к разряду «одноразовых» изделий.


Так выглядят внутренности отечественной крышки расширительного бачка ВАЗ, которая считается неразборной и неремонтопригодной

Однако многие автовладельцы Лад, столкнувшись на практике с этой проблемой и поменяв не одну деталь без особого успеха, не от хорошей жизни задумываются о том, чтобы заменить крышку своей Самары (Гранты, Калины и т.д.) на более качественную от иномарки. Тем более, что некоторые «фольксвагеновские» крышки «как родные» подходят по диаметру и имеют ту же конструкцию с парой клапанов внутри.


Нержавейка, сэр: иностранные крышки зачастую выполнены весьма добротно даже при скромной цене

Однако просто так накрутить импортное изделие не получится из-за отличающегося шага резьбы. Затянуть крышку «как есть» силой тоже не выйдет – и резьба будет повреждена, и герметичности добиться не удастся.

Но и это не останавливает рукастых автомобилистов от несложной рационализации – имплантации клапанов от «чужой» крышки в корпус нужной детали с последующей их настройкой «по мануалу». С одной стороны, «домашнее» вмешательство в штатную конструкцию – это не очень хорошо, но…у многих умельцев модернизированная крышка на практике работает как надо — в отличие от тех, которые встречаются в продаже в автомагазинах. Не в последнюю очередь здесь играет роль «прямота рук» и опыт того, кто будет выполнять подобную доработку.

Обычно для того, чтобы установить другие внутренности в штатную крышку, их аккуратно извлекают.


Слева – российский корпус, справа – немецкий «донор»

Соединив всё это, можно получить надёжную и правильно работающую крышку. Правда, лишь после точной настройки выпускного клапана


«Чужой» блок клапанов со снятой крышкой и в собранном виде​

Как правило, для этого «донорскую» крышку распиливают, не допуская повреждения клапанов и уплотнения.



Главное при подобной «хирургии» – не повредить сами клапаны!​

Затем крышку собирают с новыми внутренностями и проверяют, поскольку они настроены на иное избыточное давление, и выпускной клапан будет открываться при 1,3-1,5 кгс/см2, что для вазовских двигателей откровенно много. Для проверки созданного «гибрида» придётся в домашних условиях изготовить простейший стенд, состоящий из герметично соединенного расширительного бачка и насоса с манометром. Он позволит проверить только клапан, отвечающий за избыточное давление, но этого будет вполне достаточно.


Готовая крышка для Лады Самары с иностранными «потрохами»


Импровизированный стенд может выглядеть вот так

Внешне модернизированная крышка никак не отличается от обычной


Подпиливая пружинку, можно добиться требуемого порога срабатывания выпускного клапана

Накрутив пробку на резьбу, можно не только измерить давление, но и путём дальнейших несложных манипуляций с пружинками добиться срабатывания клапана на нужном давлении – 1,1 атмосферы. Интересно, что некоторые владельцы при подобном «тюнинге» во избежание проблем с бачками и патрубками даже немного занижают порог открытия клапана (до 0,9-1,0 атм).

Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм


1,0 атм – вполне достаточно для правильной работы системы охлаждения

И если переделка крышки доступна далеко не всем «гуманитариям», то сделать стенд и проверить на нём подозрительное (или просто только что приобретённое) изделие мы смело советуем!



Еще один вид «приспособления-стенда» для проверки крышек – без расширительного бачка, но со специально изготовленным резьбовым соединением и обратным клапаном​

Правда, при этом нужно помнить о том, что манометр обычного ножного или ручного насоса не является прецизионно точным прибором. Однако его погрешность вполне позволяет оценить, когда именно срабатывает выпускной клапан. А это – уже полдела.

Начала уходить ОЖ, крышка расширительного бачка или что-то другое? (методы проверки крышки расширительного бачка (решено)

Помогите советом. Начала уходить ОЖ. Причем рывками. Один день держится уровень нормально, потом за 60 км по пробкам уходит ниже мимнимума. подтеков по патрубкам не наблюдается. Есть небольшие подтеки в районе расширительного бачка. На сервисе все облазили - никаких утечек не нашли, заменили хомут РБ.
При этом на холодную при открытиии крышки РБ большое остаточное давление в системе. Варианты с прокладкой ГБЦ проверял - масло чистое, антифриз тоже, выхлоп нормальный. В салоне тоже сухо.
Температура двигателя нормальная, термостат открывается, вентилятор включается.

Вопрос: может самый простой вариант - крышка РБ? Если крышка - то как она может влиять на уменьшение уровня ОЖ?

El Golfo
Профессиональный советчик
Filitsin
Участник
El Golfo
Профессиональный советчик
ten70
Оракул

Остаточное давление должно быть.

Нужно искать, где утекает.

AudiS6
Guest

Есть среди автомехаников такой термин как
"шашель"..


Это когда вот систему охлаждения, или заправят непонятным, типа "ГеленаХимАвто Тосол-А40М", или просрочат смену G11 - тогда в системе остаётся осадок, химические вещества, которые могут "скушать" алюминий головки блока.
Вот.. Я когда работала на автосервисе мастером смены, у меня на столике лежала головка с одного Golf-II, я ей клиентов пугала
.. насколько вроде, "безобидный" Тосол может изнутри "полголовы" растворить..

А однажды, "шашель" сделал в одной голове малю-усенькую дырочку, как вот укол.. из области каналов охлаждения в камеру сгорания..

Лично я шла навстречу клиентам, и просила автомехаников в случае подозрения.. когда все соединения затянуты, и шланги системы ОЖ не повреждены, снять крышку РБ, и накачать в систему под 1мПа воздуха, и следить за "сохранностью" этого давления, чтобы не снижалось.. Это говорило об отсутсвии "шашеля", и прогара прокладки ГБЦ.

В крышке РБ находится два клапана, впускной и выпускной. Первый - это когда температура ОЖ "снижается", снижается и уровень ОЖ в РБ.. и на освободившееся место, необоходимо заполнить воздухом, ради предотвращения вакума.
Второй - срабатывает при превышении давления, и выбрасывает пары из РБ.
Если неисправны и "1" и "2" клапан - машина будет перегреваться..
А при неисправности выпускного клапана.. ещё и сами шланги радиатора раздуются и станут "цементными"..

ten70
Оракул

Это уже интересно.

Откуда там 2 клапана? В крышке бачка только один видел, в виде резинового колечка на центральной вставке крышки.
Второй где?

AudiS6
Guest

ten70, а можно както выложить рисунок, или хотя бы общую фото крышки.

apanet
Постоянный участник
El Golfo
Профессиональный советчик

Остаточное давление должно быть.

Нужно искать, где утекает.

ten70
Оракул

Возможно ты права, если резиновое колечко тоже является клапаном.
Оказывается в центральной вставке тоже есть что то.

AudiS6
Guest

Я же писала.. Тосол поднялся в бачке, и начал остывать.. А система герметична: вывод.

Filitsin
Участник
ten70
Оракул

Я же писала.. Тосол поднялся в бачке, и начал остывать.. А система герметична: вывод.

Излишек давления выше 1.2 Атм стравливается в воздух, это понятно

Где второй клапан?

Скажу свою версию, как понимаю.
Давление в системе охлаждения должно быть выше атмосферного, но не более 1.2 Атм. Объяснять думаю не надо.
Поэтому достаточно иметь один клапан в крышке бачка, чтобы выпускать излишки наружу.
Внутрь впускать воздух для выравнивания давления с атмосферным по мере остывания двигателя не вижу целесобразным. Это делается само собой, в зависимости от качества герметичности системы охлаждения.

Если после ночной стоянки открутить крышку и услышать ПШИК, то можно судить о уровне герметичности системы охлаждения.

У автора сплошные противоречия по этому поводу, возможно он не учитывает, что уровень ОЖ может плавать. На холодной машине будет один, а на горячей - другой.

AudiS6
Guest

ten70, предположим, что в РБ от отметки "МИН" до пробки есть какойто объём воздуха.
В системе охлаждения создаётся некоторое давление исходя из желания поднять температуру ОЖ без риска вскипания..
От нагревания ОЖ расширяется в расширительном бачке, и сжимает воздух. Излишки воздуха стравливаются выпускным клапаном.
Выпускной клапан, кстати, имеет имя собственное - "паровой".

Когда на неработающем моторе ОЖ остывает, она стремится вернуться на прежний уровень ( в нашем случае - на отметку "МИН" ). Но, некоторая часть воздуха из РБ вышла вместе с паром: тю-тю .
При остывании, свободный от ОЖ объём в РБ обратно увеличивается, и необходимо его заполнить воздухом. А, основное условие для правильной работы системы охлаждения - её 200% герметичность.
Вопрос: откуда тогда брать воздух из атмосферы, если выпускной ( "паровой" ) клапан, как диод в радиоэлектронике, работает только в одном направлении. На "out".

А вот для этого, в крышку РБ и вмонтировали впускной, он же по "науке" -- "воздушный" клапан, который срабатывает как только в РБ создаётся намёк на разряжение.
Если в крышке РБ не будет впускного ( "воздушного" ) клапана - внутри бачка образуется пустота, и есть риск нарушения циркуляции ОЖ.
Впускной клапан находится в центре пробки.

_______________
Касательно вопроса авторы темы - я ему говорила своё ИМХО:
ШАШЕЛЬ!
Необходимо в систему охлаждения закачать воздух, и проверить, сколько времени будет держать давление манометр..
Это можно сделать на СТО.

Разобрать пробку расширительного бачка ауди

Всем привет. После длительной поездки в пробке по жаре машина перегрелась, заклинила крышка расширительного бачка, пропало давление, половина ОЖ вследствие закипания вылилась на асфальт…

Бачок раздуло, и крышка заворачивалась неплотно, без фиксации:



Итог – замена расширительного бачка и его крышки. Так как причина появления избыточного давления в системе охлаждения на сто процентов не установлена, то решено испробовать ее решение с использованием бюджетных запчастей (буду в гараже – переставлю оригинал). Итак, куплено:
- Расширительный бачок – JP Group 121660005 (оригинал – 8E0 121 403);
- Крышка расширительного бачка – JP Group 121660009 (оригинал – 8E0 121 321);
- Антифриз розовый G12 (Febi) – 1,5 литра.

Откручиваем единственный винт крепления бачка, а также откручиваем и стягиваем хомуты крепления двух шлангов, подходящих к бачку:


Снятые шланги можно как-нибудь зафиксировать в верхнем положении, чтобы пролить как можно меньше ОЖ:


Задняя часть бачка держится на моторном щите двумя пластиковыми крючками - зацепами, поэтому, чтобы снять бачок, переднюю его часть необходимо приподнять вверх. При этом необходимо снять разъем с датчика уровня ОЖ, который находится в нижней части бачка:


Вот пазы на моторном щите, в которые заводятся крючки бачка:


Старый оригинальный и новый китайский бачок. Разницы в качестве я не заметил. Посмотрим, как будет в процессе эксплуатации:





Пробегавшая мимо коричневая банда, как видите, тоже разницы не заметила:


Устанавливаем новый бачок, сначала зацепляя его за пазы в моторном щите и прикручивая на место. Не забываем надеть разъем на датчик уровня ОЖ:
Теперь необходимо заполнить систему смесью дистиллированной воды с антифризом. Опять же, ради эксперимента, не стал я сразу лить антифриз, а решил кратковременно обойтись водой. Да и в системе его еще предостаточно.
Пропорции каждый выбирает для себя. Это зависит от температуры окружающей среды. Хоть я и живу на юге, но обычно лью две бутылки по 1,5 литра концентрата G-12, а остальное до уровня доливаю дистиллятом. Надо иметь ввиду, что антифриз не только имеет большую температуру кипения, но и носит функцию защиты системы от отложений, а также смазки водяного насоса (помпы), поэтому его недостаток или несвоевременная замена могут плохо сказаться на машине…
У нас имеются две верхние точки в системе охлаждения, откуда мы будем выгонять воздух. Первая – вентиляционная пробка (металлический болт) на металлической трубке системы охлаждения над впускным коллектором. Вторая – верхний патрубок (из двух) в аккумуляторном отсеке, идущий на радиатор «печки». Доливаем в бачок воды (антифриза) до отметки «MAX». Откручиваем пробку и немного стягиваем патрубок до образования вентиляционного отверстия:





Как только ОЖ потекла из пробки, (!) а она потечет почти сразу (!), завинчиваем ее. Также поступаем с другим вентиляционным отверстием.



Теперь заводим машину, чтобы прогнать жидкость по системе и выгнать весь воздух из нее. Следим за уровнем в бачке и доливаем по необходимости. Еще раз приоткручиваем пробку и стягиваем патрубок. Сначала выйдет воздух , а потом потечет жидкость – воздуха в системе нет. Доливаем антифриз до уровня между отметками «MIN» и «MAX», и закручиваем крышку.


Кто-то советует приподнять бачок и подвесить его на проволоку, для лучшего выхода воздуха. Мне этого не понадобилось. Проблема ушла и пока не беспокоит.
Теперь стрелка указателя температуры всегда посередине (не живет своей жизнью, как раньше), из дефлекторов дует горячий воздух, воздушных пробок в системе нет.
Всем удачи и не перегревайтесь)))

Как отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля

В конструкции автомобиля нет ни одной лишней детали. Каждый элемент выполняет свою функцию, даже такая маленькая деталь, как крышка расширительного бачка. Большинство автовладельцев даже и не подозревает о том, что крышка используется не только для закрытия бака, но ещё и для стабилизации давления в нём. Поэтому ремонт крышки бачка для охлаждающей жидкости представляется одной из тех процедур, которую в случае необходимости придётся проводить своими руками.

Ремонт крышки расширительного бачка

Не уделяя должного внимания такому незначительному, казалось бы, элементу, как крышка, водитель может столкнуться с серьёзными поломками двигателя. Мало кто знает, но крышка расширительного бачка контролирует давление в системе охлаждения. Специальные клапаны, вставленные в полость крышки, стравливают лишнее давление или же выпускают воздух, чтобы повысить необходимый для циркуляции в системе объём антифриза.

Как отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля

Крышка надёжно герметизирует систему охлаждения, а также служит для стабилизации внутреннего давления антифриза (тосола)

Ремонт крышки бачка включает в себя три этапа:

При этом все этапы вполне под силу выполнить даже водителю-новичку.

Как разобрать крышку

Самостоятельный ремонт крышечки расширительного бачка — это простейшая процедура, поскольку крышка имеет простую конструкцию и для её реставрации не нужны специальные инструменты. Всё, что понадобится — это ваши руки и отвёртка с тонким плоским лезвием. Нужно действовать по следующему алгоритму:

Выкрутить крышку из бака.

Вытащить изделие и очистить его сухой тряпкой от капель охлаждающей жидкости.

В полость крышки вставлен резиновый уплотнитель — нужно поддеть его лезвием отвёртки и вытащить.

После чего снять пружинку, которая кроется под резиной.

Сразу же под пружинкой можно увидеть маленькое устройство клапана — его также поддеть отвёрткой и вытащить. По соседству с первым располагается и второй клапан — его также нужно снять.

На этом разборка крышки расширительного бачка завершена. Все составляющие демонтированы — можно приступать к их очистке.

Фотогалерея: порядок работ по разборке крышки

Как почистить крышку расширительного бачка

После того как детали крышки были сняты, нужно тщательно промыть саму полость изделия. На практике для промывки используется мыльный раствор и ватные палочки. Цель этой процедуры — вычистить отложения пыли, грязи, потёки охлаждающей жидкости из полости крышки.

Грязь, оседая на клапанах, значительно сокращает возможности их работы, поэтому периодически нужно осуществлять прочистку и промывку крышки.

Как отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля

Легче всего прочищать и промывать полость крышки ватными палочками, так как они позволяют эффективно удалить все отложения грязи из крышки

После того как ватной палочкой и мыльным раствором будут прочищены все труднодоступные места в полости крышки, можно устанавливать детали в обратном порядке. При этом рекомендуется заменить пружинку или резиновый уплотнитель, если на них есть видимые повреждения или деформация.

Что делать, если не открывается крышка расширительного бачка

Если автовладелец давно не заливал охлаждающую жидкость в расширительный бачок, не интересовался состоянием крышки и в целом легкомысленно относится к работе системе охлаждения, то рано или поздно с ним может случиться следующая ситуация:

В большинстве случаев крышка расширительного бачка «залипает» из-за стравливания давления в системе. Вакуумный клапан как бы втягивает в себя воздух, из-за чего и сама крышка «втягивается» в бак и не может быть открыта.

Как отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля

Если крышка не откручивается, силу применять нельзя — можно повредить как элементы самой крышки, так и горловину бачка

Умельцы предлагают простой способ открытия такой «залипшей» крышки:

Дождаться, пока мотор остынет.

Закрыть крышку до упора.

Открутить её хотя бы на 90 градусов.

С силой потянуть вверх.

Это единственный способ снять крышку, так как при разреженном давлении в системе её нужно не откручивать, а вытягивать перпендикулярно вверх.

Если нет возможности сразу же заменить вышедшую из строя крышку расширительного бачка, можно быстро подручными средствами провести ремонт изделия. Вся процедура займёт не более 15–20 минут, что очень удобно в дороге, когда необходимо ехать дальше, а новой крышки с работоспособными клапанами под рукой нет.

Разобрать пробку расширительного бачка ауди

 Крышка расширительного бачка ауди с4

Рис 1 – Крышка расширительного бачка ауди с4.

Крышка расширительного бачка в системе охлаждения ауди с4 играет очень важную роль – она регулирует давление в системе. Мы знаем, что система охлаждения находится под определенным давление, это неспроста, так как чем выше давление, тем и выше температура кипения. Поэтому если бы система охлаждения двигателя находилась под атмосферным давлением, то она у нас бы постоянно закипала. Но в тоже время нельзя допускать, чтобы давление было слишком высоким, так как под действием этого давления у нас будут происходить постоянные механические поломки в системе охлаждения.

Так вот чтобы давление оставалось постоянным и не превышало аварийных значений, для этого у нас на расширительном бачке установлена крышка с двумя клапанами.

 Крышка расширительного бочка ауди с4,вид снизу

Рис 2 – Крышка расширительного бочка ауди с4,вид снизу.

В процессе эксплуатации двигателя автомобиля его температура постоянно изменяется, когда двигатель не в работе он постепенно принимает температуру окружающей среды, когда он эксплуатируется, его температура постепенно повышается и становится 90 – 100 градусов. Такой же температурой обладает охлаждающая жидкость, в отличие от метала у нее коэффициент температурного расширения намного выше.

При расширении охлаждающей жидкости создается повышенное давление, если его величина становится равной 1.2 – 1.5 бар, то срабатывает предохранительный клапан.

 Клапан в крышки расширительного бачка

Рис 3 – Клапан в крышки расширительного бачка.

Нормализовав давление в системе, он снова закрывается.

Таким образом, получается, что когда клапан открылся, он выпустил часть воздуха, которого будет недоставать, когда двигатель остынет, и жидкость вновь займет прежний объем. Теперь получается, что в системе охлаждения создалось разряжение.

Об этом тоже позаботились инженеры Ауди и поставили в крышку вакуумный клапан.

Рис 4 – Вакуумный клапан в крышки расширительного бачка.

Рис 5 – Вакуумный клапан в крышки расширительного бачка.

Который при достижении разряжения в системе до 0.06 – 0.1 бар, откроется и запустит часть недостающего воздух.

От работоспособности этих двух клапанов в крышке расширительного бачка напрямую зависит исправность системы охлаждения автомобиля.

Рис 6 – Разобранная крышка расширительного бачка.

Частой причиной неисправности клапанов, является его зависание в открытом или закрытом положении из-за заржавевшей пружинки. В итоге может привести к частому закипанию двигателя или к избыточному давлению в системе охлаждения. Если вас мучают такие проблемы, то первое на что стоит обратить внимание это на крышку расширительного бачка.

Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?

Крышка бачка

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

Новая крышка

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

Пробка расширительного бачка

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Доработка крышки расширительного бачка

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Бачок системы охлаждения двигателя

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Пошаговый способ: как разобрать самому крышку расширительного бачка. Ремонт доступен каждому!

Небольшой ремонт машины под силу каждому владельцу транспортного средства. Чтобы не обращаться в специализированные мастерские при незначительных поломках, рекомендуется изучить специальную литературу по обслуживанию машины.

Если необходимо срочно узнать, как разобрать крышку расширительного бачка, то достаточно прочитать внимательно эту статью.

Когда нужен ремонт?

инструкция по разборке

К ситуациям, когда не обойтись без проведения разборочных работ относятся:

  • сильное загрязнение пробки в результате длительной эксплуатации либо попадания моторного масла в систему охлаждения двигателя;
  • крышка негерметична;
  • клапан пробки не открывается при определённых значениях давления.

Крышку потребуется разобрать, когда её функциональность окажется под сомнением. Если это произошло, то прежде чем приступить к работе следует подготовить необходимые инструменты.

Инструменты

Чтобы разобрать крышку расширительного бачка не потребуется приобретать специальные инструменты. Для выполнения этой операции достаточно подготовить:

  • тонкую отвёртку с плоским жалом;
  • пинцет;
  • небольшие плоскогубцы;
  • тряпку.

Конечно, если разборка этой детали осуществляется не из праздного любопытства, а по причине неисправности, то возможно потребуется небольшой компрессор для проверки клапана и какое-либо чистящее средство, если пробка была разобрана по причине сильного загрязнения.

Разборка пробки

полная разборка

Когда подготовительные работы будут завершены, можно приступать к непосредственной работе по разборке пробки. Рассмотрим процедуру на примере автомобиля «Калина».

Прежде всего, необходимо снять деталь с расширительного бачка. Это сделать очень просто, ведь крепление детали осуществляется резьбовым соединением.

Как правило, крышка откручивается против часовой стрелки. Следует проявлять осторожность, если деталь снимается, когда охлаждающая жидкость после длительной работы двигателя, ещё не остыла. В этом случае, следует накрыть крышку плотной тканью и очень медленно поворачивая снять с горловины расширительного бачка.

Когда крышка будет снята, её разбор осуществляют в такой последовательности:

  1. Тряпкой удалить излишки влаги, которые образовались с внутренней стороны детали в результате конденсации воды.
  2. Тонкой отвёрткой с плоским наконечником поддеть резиновый уплотнитель и извлечь его из крышки.
  3. Отверткой подцепить и отщелкнуть крышечку, вынуть её осторожно , придерживая пальцем.
  4. Удалить пружину, которая удерживает предохранительный клапан.
  5. Извлечь клапан с пружиной из посадочного места.
  6. Когда крышка будет разобрана, можно выполнить самостоятельный ремонт.

Как правило, основными неисправностями таких изделий является прикипание клапанов к посадочному месту в результате чрезмерного образования отложений. Также пробка может быть изначально выпущена с браком и разбор детали выполняется с целью регулировки момента открытия клапана.

Важно! Вне зависимости от цели, с которой был проведён демонтаж, в процессе извлечения внутренних деталей они не должны быть повреждены. Это правило касается не только процесса разборки детали, но и последующей работы по сборке.

Полезное видео

Смотрите в этом видео сюжет, как разобрать и отремонтировать крышку расширительного бачка автомобиля. Это поможет обойтись без приобретения новой:

Итоги

Эта информация поможет вам, если нет возможности приобрести новую пробку. Обычно ремонт занимает не более 30 минут, процедуру можно сделать даже в дороге.

Влияет ли пробка расширительного бачка на температуру двигателя

Как определить неисправность крышки расширительного бачка автомобиля? Какие последствия возможны?

Начинающие автолюбители, как правило, не придают особого значения состоянию крышки расширительного бачка. Полагая, что её единственное предназначение – избежать потери антифриза из-за расплёскивания или испарения.
Но это справедливо лишь отчасти – крышка служит своего рода регулятором давления в системе охлаждения. Неисправность крышки расширительного бачка может привести к печальным результатам.

Например, если неисправна последствия такие – вытекание ОЖ из-за слетевшего патрубка и необходимость замены блока цилиндров или его головки.



Работа клапана



Поддержание давления на уровне 1,1 – 1,5 кг/см2 обеспечивается предохранительным клапаном крышки, открывающимся при превышении предельного значения.
Кроме того, после того, как двигатель остынет и ОЖ начинает уменьшаться в объёме, открывается атмосферный клапан – для впуска воздуха, во избежание возникновения излишнего разрежения в системе.

Для того, чтобы в полной мере оценить роль крышки расширительного бачка, необходимо подробнее ознакомиться с тем, как избыточное или недостаточное давление влияют на состояние не только системы охлаждения, но и двигателя в целом.

Чем опасен избыток или недостаток давления?

Чрезмерное воздействие изнутри на детали системы охлаждения способно, как минимум, привести к срыванию со штуцеров патрубков. Но могут быть и худшие последствия – разрывание корпуса термостата или расширительного бачка. Бывали также случаи разгерметизации радиаторов охлаждения двигателя или отопителя, а также прорыв паров через прокладку ГБЦ.


Пагубное влияние низкого давления не столь очевидно. Но именно оно приводит к закипанию антифриза.
А кипение не только нарушает теплоотвод от деталей, но и вызывает их кавитационную эрозию, то есть вырывание частиц металла с поверхности. Поверхность деталей становится как бы изрытой, что со временем становится причиной их разрушения.

В «зону риска» попадают такие дорогостоящие части мотора, как блок цилиндров и головка.

Если не будет открываться атмосферный клапан при охлаждении антифриза, то в системе охлаждения возникнет разрежение, достаточно сильное для того, чтобы спровоцировать подсос воздуха через уплотнительные прокладки, соединения патрубков со штуцерами и пр. Попавший в систему воздух образует паровоздушные пробки, «запирающие» трубопроводы и нарушающие циркуляцию ОЖ.

Резюмируя вышесказанное, можно кратко сформулировать ответ на вопрос о том, что будет если неисправна крышка расширительного бачка:

  1. Разрушение элементов системы охлаждения.
  2. Уменьшение срока службы некоторых узлов и агрегатов двигателя.
  3. Нарушение циркуляции ОЖ.

Признаки неисправной пробки



Как определить неисправность?
Характерным признаком поломки предохранительного клапана, не «запирающего» расширительный бачок, является преждевременное (при температуре около 100°С) закипание антифриза, «выбрасывающегося» в бачок.

Иногда может идти пар из под капота, охлаждающая жидкость выплескивается на горячий выпускной коллектор. При этом стрелка температуры двигателя находится в зеленой зоне.

«Плановая поломка» расширительного бачка. — Лада 2114, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Утром 15апреля ничего не предвещало поломки. Приехал на работу, парканулся, вышел смотрю из под левого колеса «зелененькая пошла»…(сомнений не было — моё … очканул). В нужный момент оказался рядом Mark-Antoniy которого позвал на помощь =). Открываю капот, мысли : 1 — нижний патрубок — не он, 2 — термостат — мимо 3 — бачок, сверху сухо, ближе к левому крылу ручеек и к аккуму после чего на защиту и под колесо. Сняли ремешок крепления бачка, трогаю низ мокренько трещен нет. а сбоку есть (на фото есть) четко у отметки макс ) А до этого я долил не много антифриза, чтобы по утрам не наблюдать лампочку на БСК =)


так ну нормальный же =)



так он еще и в трещенку (


ну тут даже писать-то нечего — ВАЗ


Вот кто сопливил в мороз )))

Купил бачок — 2шт в разных местах по 85р. В первом месте взял не думая, во втором тоже взял для сравнения. Первый бачок садко отлит хреново и мягкий (учитывая что пробка должна держать 1,1атм). Второй тверже облоя меньше Но не идеал! Приехал домой нашел вот это


Канцнож, поджигалку =) большой напильник и его младший брат

Ну собственно Купил, Допилил, Поставил — АвтоВАЗ. Купить -купил, начал снимать облой канцножиком и напильниками выравнивал поверхность горловин (были впадины, марианские ). Еще попутно загладил остатки облоя — путем сожжения ))) Поверхность стала лучше чем с магаза, но для верности был куплен герметик! Фотки брачного бачка «Садко».


В районе надписей мин макс тонкая отливка жмется пальцем!





Облой 2 возвращение


Облой 3 Финал про отверстие сказать совсем нечего (

Фоток установки делать не стал, боялся и так не успею. Пошел с 20 кубовым шприцем и куском капельницы сливать антифриз в полторашку ))). Слил, хомут ослабил, пролил остатки антифриза со дна, снял бочек и аккуратно положил его в Грязь (она была повсюду — Весна же). Новый бочек в месте соединения нижним патрубком намазал герметиком подождал 5-10мин. Подсоединил патрубок старый, тряпочкой удалил излишки герметика одел хомут (NORMA 15руб, инет говорит — хороший), затянул отверткой а потом ключиком. Подождал 40-60 мин, чтобы герметик схватился и залил антифриз из полторахи.


Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка?

Заводская конструкция системы охлаждения двигателя на отдельных автомобилях далека от идеала. Часто отмечаются различного рода неисправности, в том числе с расширительным бачком, крышка которого не может стравливать воздух, что приводит к серьезным повреждениям радиатора и многочисленных патрубков. В качестве профилактики таких неисправностей автовладельцы вовсе используют автомобили без крышки расширительного бачка. Поговорим поподробнее о том, допускается ли подобная эксплуатация и не нанесет ли это вред автомобилю.

Открученная крышка расширительного бачка

Конструкция системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя обеспечивает правильную работу мотора, не позволяя ему перегреваться, исключая термические деформации силового агрегата. Циркулирующая в патрубках жидкость направляется через радиатор, где она быстро охлаждается, предупреждая закипание антифриза. Рабочая температура антифриза может достигать 90 градусов и более, в подобном случае в системе повышается давление, для сброса которого предназначен специальный клапан в крышке бачка.

Расширительный бачок с клапаном

Через такой клапан стравливается лишний воздух, что исключает повреждение трубок и радиатора распирающим антифризом.

При появлении протечек в системе существенно уменьшается объем циркулирующего по трубам антифриза, мотор начинает плохо охлаждаться, в конечном счёте, появляются трещины головки блока цилиндров, возникающие по причине её термической деформации. В последующем такой ремонт обойдется автовладельцу в круглую сумму, часто двигатель при подобных поломках уже не подлежит восстановлению. Поэтому требуется в обязательном порядке следить за состоянием всех элементов системы охлаждения, проверяя бачок и патрубки на предмет появления протечек, выполняя соответствующую диагностику и ремонт имеющихся неисправностей.

Расширительный бачок на отечественной классике

Диагностика крышки

Самостоятельная диагностика крышки конечно же не является достоверной на сто процентов. Но явные неисправности крышки можно обнаружить затратив минимум усилий.

Диагностика крышки сводится к диагностике клапанов.

Проверка предохранительного клапана

Для его проверки нужно запустить двигатель и подождать пока он не нагреется до рабочей температуры. Как только это произошло не заглушая двигатель потихоньку откручиваем крышку (не забываем про технику безопасности!) и если вы услышите шипящий звук выходящего воздуха, значит с клапаном всё в порядке.

Проверка впускного клапана

Проверить впускной клапан можно двумя способами:

1. С утра перед первым запуском двигателя открыть капот и посмотреть на патрубки. Если они вдавленные или как-либо деформированы, то клапан не работает.

2. Необходимо выкрутить крышку и сильно сдавить патрубок. Не отпуская его закрутить крышку и отпустить патрубок. Если он начал переходить в исходное состояние, значит клапан исправен. Если остался сдавленным, значит крышку на замену.

Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка. (По моему мнению, это лучший способ).

Большинство водителей даже не подозревают насколько сильно система охлаждения двигателя зависит от такого маленького и простого элемента, как крышка расширительного бачка. В этой статье я постараюсь объяснить, какую роль играет крышка, к каким последствиям может привести её поломка, а также покажу, как можно очень просто проверить её.

Роль крышки расширительного бачка.

Неопытные водители считают, что эта крышка только и делает, что запирает расширительный бачок, чтобы из него не выплёскивалась охлаждающая жидкость. Но это далеко не так, ведь крышка таит в себе гораздо больше секретов.

Благодаря крышке в системе охлаждения поддерживается нужное давлений

, она является неким регулятором, который стравливает избыточное давление при нагреве двигателя, и не даёт создаться вакууму и воздушным пробкам при его остывании.

Крышки расширительного бачка оснащаются одним или двумя клапанами, которые выполняют роль регулятора давления. Их поломка может привести к самым печальным последствиям.

К каким последствиям может привести поломка крышки расширительного бачка.

Тут всё зависит от того, какой клапан выйдет из строя. Если сломается тот клапан, который стравливает избыточное давление, то в лучшем случае это будет утечка охлаждающей жидкости в результате срыва одного из патрубков. Если Вы вовремя этого не заметите, то двигатель запросто может перегреться.

Ситуация буде хуже, если лопнет сам расширительный бачок, или появится трещина в радиаторе или отопителе салона. Тогда придётся раскошеливаться на новые запчасти

Если же этот клапан заклинит в открытом положении, то нужного давления в системе не будет, соответственно температура кипения жидкости снижается.

Что касается клапана, который работает при остывании двигателя, то последствия его поломки тоже могут быть неприятными.

Например, образование воздушной пробки, из-за которой печка в автомобиле дует холодным воздухом при горячем двигателе. Неприятно получать такие сюрпризы зимой, уж поверьте.

Кстати, как я уже говорил ранее, на моём автомобиле печка работает очень плохо, поэтому я и решил проверить работоспособность крышки. Заодно, поделюсь с Вами результатами и полезной информацией.

Как проверит работоспособность крышки расширительного бачка.

Всё буду рассказывать на собственном примере, фотографии тоже использую исключительно свои.

Улучшение нового покрытия

К сожалению, качество запчастей для отечественных автомобилей оставляет желать лучшего, и лучше проверить новое покрытие на стенде. Если давление не сохраняется или избыточное давление не стекает, пружины можно обрезать. Для этого деталь разобрана, уплотнительная резина выбрана и удалена с помощью отвертки. Затем отвертка аккуратно снимает внутреннюю крышку и удаляет пружины.

Большая пружина обрезается за один оборот, а маленькая пружина. За два оборота. В результате выпускной клапан начнет открываться при давлении 1 атмосфера, а не 1,7 атмосферы. Во время осмотра впускной клапан должен свободно продуваться.

Читайте также: