схема радиатора форд мондео 4

Обновлено: 03.07.2024

Система охлаждения Форд Мондео


Система охлаждения: 1 - пробка расширительного бачка; 2 - подводящий шланг отопителя; 3 - отводящий шланг отопителя; 4 - корпус распределителя; 5 - подводящий шланг радиатора; 6 - радиатор; 7 - отводящий шланг радиатора; 8 - пароотводящий шланг расширительного бачка; 9 - водяной насос; 10 - жидкостный шланг расширительного бачка; 11 - расширительный бачок

Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры камеры сгорания и затем поступает к термостату. В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает или в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре).

Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижней части левого бачка радиатора находится сливная пробка. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, патрубок парового шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. В пластмассовой пробке бачка, закрывающей его горловину, установлены впускной и выпускной клапаны.

Исправность клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны.

Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем, общим с генератором и насосом гидроусилителя рулевого управления. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат, представляющий собой электромагнитный клапан, поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя Термостатом управляет электронный блок системы управления двигателем, получающий информацию от датчика температуры охлаждающей жидкости, установленного на выпускном патрубке водяной рубашки. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 60 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре около 80 °С термостат начинает открываться, а при 98 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой восьмилопастной крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем путем подключения дополнительного сопротивления. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.

Отводящий патрубок водяной рубашки

служит для распределения потоков охлаждающей жидкости в зависимости от режимов работы системы охлаждения. В корпус патрубка ввернут датчик температуры охлаждающей жидкости, по информации которого электронный блок системы управления двигателем управляет тепловым режимом двигателя

Запорный клапан (на двигатели Duratec-HE не устанавливают) предназначен для прекращения отвода охлаждающей жидкости в расширительный бачок при пуске холодного двигателя. Запорный клапан в закрытом состоянии уменьшает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе непрогретого двигателя, что позволяет экономить топливо при прогреве двигателя, и сокращает время прогрева. При температуре охлаждающей жидкости 80 °С запорный клапан открывается полностью и жидкость начинает циркулировать через расширительный бачок.

В систему охлаждения с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона.

Систему заполняют жидкостью (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С. Тип охлаждающей жидкости, залитой в систему охлаждения, -Motorcraft Super Plus 4 (зеленого цвета) или Motorcraft Super Plus 2000 (оранжевого цвета)

Жидкость Motorcraft Super Plus 4, изготовленную на основе несиликатированной органической кислоты (ОАТ), не следует смешивать с другими типами охлаждающей жидкости.

Жидкость Motorcraft Super Plus 2000 изготовлена на основе моноэтиленгликоля, как и большинство современных охлаждающих жидкостей.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

В электронный блок управления двигателем заложена программа защиты двигателя от перегрева. В самом начале перегрева по информации от датчика температуры охлаждающей жидкости блок управления двигателем подает команду на перемещение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в красную зону

Если водитель не останавливает двигатель и его температура продолжает повышаться, блок управления двигателем включает сигнальную лампу которая предупреждает водителя о том, что двигатель приближается к критическому пределу и его надо остановить.

Если водитель игнорирует показания указателя температуры охлаждающей жидкости и включение сигнальной лампы, электронный блок управления двигателем отключает подачу топлива в два цилиндра двигателя и ограничивает частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин-1. Одновременно загорается сигнальная лампа неисправности двигателя, что указывает на возможность значительного повреждения двигателя и резкого повышения токсичности отработавших газов. В этом режиме в отключенные цилиндры всасывается воздух, что позволяет снизить температуру двигателя. Причем отключаемые цилиндры чередуются между собой для более равномерного охлаждения.

Если двигатель перешел в режим работы только двух цилиндров, вернуть его в режим работы четырех цилиндров можно только путем выключения и последующего включения зажигания.

Если температура двигателя продолжает повышаться и после всех принятых мер, блок управления останавливает двигатель. Если в это время педаль управления дроссельной заслонкой нажатием ноги переместилась на большой угол (например, водитель выполняет обгон), то двигатель будет остановлен только через 10 с после отпускания педали.

Система охлаждения Форд Мондео 1997

Хорошо видно: уровень охлаждающей жидкости в прозрачном компенсационном бачке рядом с правой амортизацион-ной стойкой.

Если вы часто доливаете небольшие объемы воды, то проверьте систему на герметичность и ближе к осени добавьте антифриза.

В нормальных рабочих условиях всегда пребывает система охлаждения mondeo, то есть в здоровом температурном диапазоне. Охлаждение представляет собой союз нескольких агрегатов: теплообменник (радиатор), водяной насос, вентилятор системы охлаждения, термостат, расширительный бачок, трубопроводы охлаждающей жидкости и шланги являются лишь статистами для охлаждающей жидкости, которая выполняет свою работу в блоке цилиндров и головке цилиндров под постоянным давлением в филигранной сети из строго пропорциональных водяных каналов, так называемой водяной рубашки. Сохраненная в водяной рубашке избыточная тепловая энергия от сгорания отводится теплообменником в атмосферу. По каким потайным путям охлаждающая жидкость циркулирует в mondeo, зависит, разумеется, от температуры двигателя и текущих условий использования.

При холодном двигателе – малый круг циркуляции охлаждающей жидкости

После каждого пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость вначале пульсирует по малому кругу, он ограничивается водяной рубашкой и радиатором отопителя. На этом этапе работающий в новом mondeo от электричества термостат задерживает движение потока к радиатору до тех пор, пока двигатель не достигнет своей рабочей температуры.

Это важная причина. Так как циркулирующий объем жидкости в малом контуре циркуляции меньше – двигатель таким образом раньше достигает нужной температуры и выбрасывает меньше отработавшего газа. Как только охлаждающая жидкость достигла своей рабочей температуры, термостат открывается и нагретая охлаждающая жидкость дозированно проходит сверху вниз через теплообменник. На этом пути через радиатор ее обдувает встречный ветер, проходящий мимо сегментов радиатора, и отнимает избыточную тепловую энергию.

Координируемое термостатом взаимодействие элементов воздух и вода защищает двигатель от одновременно холодного шока и горячего коллапса.

При прогретом двигателе – большой круг циркуляции охлаждающей жидкости

При нормальной рабочей температуре охлаждающая жидкость в mondeo курсирует из правого бачка радиатора (относительно направления движения) к водяному насосу. Оттуда она попадает в блок цилиндров и головку блока цилиндров двигателя: через открытый термостат течет основная часть жидкости обратно в левый бачок радиатора, остаток делает пока обход через теплообменник. Стекающая снизу в радиаторе жидкость автоматически создает сверху место для втекающей нагретой жидкости – кругооборот жидкости замыкается. Если температура охлаждающей жидкости во время движения понижается ниже заданной рабочей температуры, термостат закрывается до того момента, пока она вновь не нагреется.

Хозяйство системы циркуляции: компоненты системы охлаждения двигателя в гидравлическом контакте

1 — Теплообменник – обогрев,
2 — Двигатель,
3 — Термостат,
4 — Водяной насос,
5 — Вентилятор системы охлаждения,
6 — Компенсационный бачок охлаждающей жидкости.

Постоянно находится под давлением – система охлаждения

При работающем двигателе система охлаждения постоянно находится под определенным избыточным давлением. Благодаря этому повышается точка кипения охлаждающей жидкости со 100 С до примерно 120 С. Высокие температуры двигателя снижают расход топлива и эмиссию отработанного газа. Если при нагретом двигателе давление в системе охлаждения – в зависимости от версии двигателя – превысит 0,85 – 1,2 бар, то редукционный клапан на запорной крышке компенсационного бачка закрывается и избыточное давление в системе охлаждения уходит в атмосферу. Возникающий при этом в системе вакуум сразу уравновешивает клапан в запорной крышке. Как только он открывается, наружный воздух попадает в бачок и происходит выравнивание давления. В частности, при городских поездках или движении транспорта в режиме stop-and-go часто встречного ветра можно не встретить, а двигатель нужно достаточно охлаждать и предохранять от вызываемых перегревом дефектов. Для такого специального случая все mondeo обладают расположенным непосредственно позади радиатора и приводимым электроприводом вентилятором. Этот небольшой ветровой силовой агрегат активизирует термовыключатель при температуре около 120 С. вентилятор автоматически отключается снова, когда достигается нормальная рабочая температура.

Понизить давление: система охлаждения проверяется с помощью механического насоса. 2 Для этого в радиаторе или ресивере на примерно 5 минут устанавливается давление ниже на около 1,6 бар. Системное давление должно понизиться на примерно 0,2 бар, в противном случае нужно искать утечку и устранить. 1 Запорная крышка компенсационного бачка.

Постоянное наблюдение за температурой двигателя

Если при максимально высокой нагрузке, например, езде с прицепом, или из-за других неполадок температура двигателя постоянно превышается, то от капитальных повреждений двигателя mondeo защитит установленная в блоке управления приводами (РСМ) программа от перегревания. На 1 этапе программа дает указания только указателю температурного индикатора установиться в красном диапазоне шкалы.

Если вы игнорируете данный сигнал и температура продолжает повышаться, на приборной панели загорается сигнальная лампочка выход из строя привода. В этом случае позвольте двигателю обязательно немного отдохнуть, он должен охладиться и затем необходимо ехать на станцию ford. В этот промежуточный период блок управления не работает, однако он записал код неисправности, который может быть считан на станции программой диагностирования. Если все-таки проигнорировать как показание индикатора и загорание сигнальной лампочки или нечаянно не заметить, в действие вступает 2-й этап программы: РСМ деактивирует два цилиндра и ограничивает частоту вращения двигателя. Одновременно сигнализатор на приборной панели теперь будет предупреждать перед последующими повреждениями двигателя.

Чтобы освободить на этой критической фазе двигатель, оба мертвых цилиндра в это время всасывают чистый воздух. Чтобы по возможности равномерно понижать уровень температуры, цилиндры попеременно отдыхают. Если вы проигнорировали этап 2, то этап 3 оставляет вам точно 30 секунд времени, чтобы за это время остановить ваш горячий mondeo на обочине дороги. И чтобы избежать крупных неприятностей в двигателе, система РСМ затем просто отключает двигатель.

Детали системы охлаждения

Базовая конструкция системы охлаждения:

1 — Пластинчатый радиатор с боковыми водяными бачками,
2 — Внутренняя воздушная направляющая с фланцем для вентилятора,
3 — Электрический дополнительный вентилятор,
4 — Соединительный штекер,
5 — Электрический вентилятор радиатора,
6 — Соединительный штекер,
7 — Компенсационный бачок охлаждающей жидкости,
8 — Запорная пробка бачка с редукционным клапаном,
9 — Нижний шланг для охлаждающего средства,
10 — Соединительный штекер,
11 — Термовыключатель,
12 — Верхний шланг для охлаждающего средства.

Подгоняет охлаждающую жидкость: водяной насос (центробежный насос).

1 — Корпус насоса непосредственно в блоке цилиндров,
2 — О-прокладка,
3 — Водяной насос с насосным колесом (рабочим колесом).

Водяной насос: во всех двигателях mondeo центробежные насосы предназначены для ускорения движения охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Он занимает свое рабочее место в четырехцилиндровом mondeo на правой передней стороне двигателя, в v6 на левом ряде цилиндров сбоку шестого цилиндра.

Радиатор: состоит из расположенных с обеих сторон пластиковых бачков с водой. Оба бачка соединяются между собой посредством множества тонкостенных алюминиевых трубочек. С трубочками контактируют сложенные гармошкой тонкие алюминиевые полоски: они многократно увеличивают поверхность радиатора и отводят избыточное тепло навстречу встречному ветру. Радиатор mondeo крепится к верхней и нижней поперечине.

Термостат: предназначен для регулирования температуры воды в двигателе и удержания ее на постоянном уровне. Большинство термостатов, в зависимости от версии двигателя, открываются в диапазоне между 99–102 С. Для уже подержанных термостатов допуск составляет +/– 3 С. Термостаты состоят из одного замкнутого, заполненного специальным воском термоэлемента (цилиндра), прижимной пружины и тарелки клапана. По мере того как охлаждающая жидкость нагревается, воск в термоэлементе расширяется и приподнимает, противодействуя усилию пружины, тарелку клапана со своего места. Только при рабочей температуре клапан полностью открыт. Когда вода охладится, пружина давит по направлению к тарелке клапана и соответственно запирает прохождение потока. В автомобилях ford теперь впервые регулирует температуру двигателя нагреваемый электричеством термостат. Его работа зависит от информации, которую передают датчик охлаждающего средства (ЕСТ), датчики температуры всасывающего воздуха и текущей нагрузки (ТМАР), а также от датчика скорости движения автомобиля (vs/os). Это трио находится под непосредственным присмотром бортового компьютера (РСМ), который обрабатывает сигналы с учетом параметрических диаграмм и передает их на регулятор охлаждающей жидкости. Термостат не находится под напряжением в тех диапазонах, в которых уровень температуры 98 С не вызывает никаких последствий. Во всех остальных случаях, при наличии повышенных температур –например, при полной нагрузке – когда возможно появление дефектов двигателя, наполнитель термостата находится под током и термостатом уже жонглирует высокий температурный уровень.

В течение нескольких секунд увеличивается далее доступ к большому кругу циркуляции охлаждающего средства, и за счет этого температура двигателя понижается примерно до 80 С.

Компенсационный бачок: автоматически дополняет объем циркулирующей охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Избыточное давление в системе понижается за счет редукционного клапана, размещенного в запорной крышке бачка. Вакуум выравнивает второй клапан в запорной крышке. Прозрачный пластиковый бачок располагается в моторном отсеке справа относительно направления движения.

Вентилятор системы охлаждения: все двигатели mondeo оснащены электрически приводимым вентилятором. Этот вентилятор также часто называют вентиля радиатора.

4.4. Замена радиатора

При снятии провода с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи стирается память электронных запоминающих устройств. Запомните код магнитолы, чтобы для этого не обращаться на СТОА.

Для замены радиатора на 16-клапанном двигателе:

- отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи;

- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;

- на автомобилях с кондиционером отсоедините оба штекера подключающей проводки, на автомобилях без кондиционера отсоедините штекерную колодку проводов вентилятора и освободите жгут проводов от зажимов;

- отсоедините провод «массы»;

- при установленном кондиционере разъедините штекерный разъем системы и отсоедините штекер для переключателя низкого давления;

- при установленной автоматической коробке передач отключите проводку. Закройте концы трубопроводов;

- отсоедините и снимите верхний шланг на радиаторе;


Рис. 123. Расположение хомута крепления нижнего шланга радиатора

- отсоедините нижний шланг (рис. 123), и снимите его с патрубка;

- установите переднюю часть автомобиля на опоры;

- при установленном кондиционере закрепите компрессор и отверните его от консоли. При этом хомуты кабелей нужно перерезать. Крепление компрессора находится со стороны крепления радиатора;

- выверните по два винта слева и справа в нижней части радиатора и снимите радиатор вместе с вентилятором.

Установку проводите в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

- перед повторным использованием шлангов проверьте их техническое состояние;

- затягивайте винты крепления радиатора моментом 10 Н·м, накидные гайки трубопроводов охлаждения (с автоматикой) — моментом 27 Н·м;

- при повторном использовании радиатора его необходимо промыть специальным средством, чтобы удалить накопившиеся внутри отложения. Удалите все загрязнения с поверхности радиатора;

- заполните систему охлаждения.

Для замены радиатора на двигателе V6:

- отсоедините провод от клеммы «–»аккумуляторной батареи;

- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (подразд. 4.1);

- при установленной автоматической коробке передач отвинтите накидную гайку трубопровода системы охлаждения в нижней части и разъедините проводку. Защитите конец трубопровода от попадания грязи;

- отсоедините верхний шланг радиатора;

- отверните кожух вентилятора охлаждения и отожмите от радиатора;

- установите переднюю часть автомобиля на опоры;

- отсоедините нижний шланг радиатора;

- при установленной автоматической коробке передач отвинтите накидную гайку трубопровода охлаждения в нижней части и выньте проводку. Защитите открытое отверстие трубопровода от попадания грязи;

- при установленном кондиционере закрепите компрессор петлей из проволоки и отверните винты крепления компрессора (рядом с креплением радиатора);

- выверните оба винта на каждой стороне в нижней части радиатора и снимите радиатор вниз.

Установку проводите в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

- перед повторным использованием шлангов необходимо тщательно проверить их техническое состояние;

- затягивайте винты крепления радиатора моментом 10 Н·м, накидные гайки трубопроводов охлаждения (с автоматикой) — моментом 27 Н·м;

- при повторном использовании радиатора промойте его специальным средством, чтобы удалить накопившиеся изнутри отложения. Удалите все загрязнения с поверхности радиатора;

Антифриз и система охлаждения Мондео 4

Во все легковые автомобили Ford Focus (FF1, FF2, FF3, а также Mondeo, Transit, Kuga, S-MAX, Galaxy, Explorer и другие), которые производились и производятся в Европе (в России, в Испании, в Германии, в Англии) при сборке заливается охлаждающая жидкость (антифриз) Havoline XLC. Аббревиатура XLC в названии означает eXtended Life Coolant, то есть охлаждающая жидкость с увеличенным сроком эксплуатации. На этикетках оригинальных канистр этого антифриза обычно написано Havoline Extended Life Anti-Freeze Coolant.

posted image
posted image

posted image

posted image
posted image

posted image
posted image

Отметим, что все три приведенных выше антифриза являются абсолютно одинаковыми по составу (за исключением красителя), и могут применяться для заправки и для доливки во всех легковых автомобилях Ford.
С 2010 г. антифриз для фирменных автосервисов Ford в России также начали поставлять из г. Климовска в 60-л канистрах, а с 2011 г. в 1-л канистрах. Этот антифриз такой же, как и в автомобилях, он имеет оранжевый цвет, а, кроме того, в него добавлена специальная горечь Bitrex, чтобы кто-нибудь не выпил по ошибке. Подчеркнем, что эта продукция распространяется централизованно только через дилеров Ford и не поступает в розничную продажу. На этикетке надпись по-русски, канистра очень похожа на европейскую

После объединения российского Ford с российской компанией Sollers, с 2012 года начался выпуск новых моделей Ford в г. Елабуга и г. Набережные Челны, Татарстан. В эти модели (Transit, Kuga, S-MAX, Galaxy, Explorer) заливается такой же антифриз, что и в Ford Focus, и производится он тоже в России в ОАО «ТЕХНОФОРМ».

Этот раздел добавлен специально по просьбам участников форума, поскольку многие владельцы автомобилей Форд (а также и других автомобилей) покупали и продолжают покупать антифриз по признаку цвета, что неправильно.
Типичный вопрос звучит так (см. пост от 21 мая 2013 на стр. 22, орфография без изменений): «Ребят подскажите что лить надо антифриз или тосол? фф2 2007г 1,4 если антифриз то какого цвета?».
Ответ: «Лить надо то, что прописано в руководстве по эксплуатации, невзирая на цвет».
Цвет любого антифриза определяется красителем, который в него добавляют в количестве несколько граммов на тонну, и он не имеет никакого отношения к эксплуатационным свойствам. Изначально все антифризы бесцветны, а добавление красителя преследует несколько целей:
- как отличительный признак данной марки антифриза,
- выполнение требований потребителя (у Форда оранжевый, у Фольксвагена фиолетовый, у Вольво желтый, и т.д.)
- более четкое определение уровня жидкости в расширительном бачке,
- индикация мест протечек (если краситель флуоресцентный),
- определение, производилась ли замена заводского антифриза.
Подчеркнем, что антифризы одинакового цвета могут быть абсолютно разными и несовместимыми, и наоборот один и тот же антифриз может окрашиваться в разные цвета. Примеры – в разделе «Что использовать на долив». К сожалению, многие продавцы в автомагазинах и работники автосервисов (либо безграмотные, либо заинтересованные) рекомендуют купить антифриз такого же цвета, что залит в автомобиле.
Покупая антифриз лишь по признаку цвета, не проверив, имеет ли он разрешение (одобрение, допуск) от производителя вашего автомобиля на применение в этом автомобиле, вы рискуете нарваться на суррогат и «угробить» свой двигатель. Надписям на этикетках тоже не всегда можно доверять – врут (см., например пост от 04 ноября 2013 на стр. 22 и последующий комментарий). Увы, наш рынок не умеет защищаться от недобросовестной рекламы!
Цвет оригинального фордовского антифриза, который заливается на заводе и продается у дилеров, - оранжевый и выглядит так:

posted image

На картинке приведен концентрат антифриза, после разбавления водой он будет немного бледнее. Кроме этого, при разном освещении он может менять оттенок, в частности, выглядеть более желтым. Этот оранжевый (orange) цвет получается смешиванием фиолетового (violet) и желтого (yellow) красителей.
В процессе эксплуатации краситель постепенно деградирует, и антифриз обесцвечивается. Обесцвечивание происходит быстрее при высоких температурах и, особенно, при попадании солнечного цвета. Например, в грузовичках Fuso, которые собирают в г. Набережные Челны и заправляют фордовским антифризом, охлаждающая жидкость становится бесцветной за два года. Это происходит из-за того, что у Fuso расширительный бачок находится не под капотом, а снаружи, позади кабины, под воздействием солнечного цвета. Подчеркнем, что изменение цвета (обесцвечивание) не является браковочным признаком, и не означает, что антифриз пора заменить.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые компании для своих продуктов и своих клиентов пользуются признаком цвета для придания наглядности. Так, компания Volvo рекомендует в свои грузовики заливать желтый антифриз Volvo, а в свои легковые автомобили зеленый антифриз Volvo.

posted image

Другой пример – американская компания Motorcraft, которая поставляет в розничную продажу фордовские запчасти, в том числе антифриз, под своим брендом. У них все просто: оранжевый Motorcraft для легковых фордов (по спецификации WSS-M97B44-D), желтый (золотой) для тяжелых грузовиков (по спецификации WSS-M97B51-А1), зеленый для старых легковых автомобилей (по спецификации WSS-M97B55-А).

posted image
posted image
posted image

Согласно руководству по эксплуатации в систему охлаждения Ford Focus 2 с двигателем Duratec 1.4 л заливается 5.2 л охлаждающей жидкости, а при наличии кондиционера 5.5 л. Остальное смотрите в таблице.

posted image

В расширительном бачке между рисками MIN и MAX помещается 350 мл.
В Ford Mondeo заливается 7.1 л.

Нормальное количество охлаждающей жидкости в автомобиле соответствует уровню между рисками MIN и MAX в расширительном бачке для холодного двигателя. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы уровень значительно превышал отметку MAX, так как нагретая охлаждающая жидкость из-за теплового расширения может сорвать крышку бачка и повредить клапан. О доливе следует позаботиться, когда уровень прилично, хотя бы на 1 см, отошел вниз от отметки MIN.
Когда речь идет о доливе антифриза в количестве 100-200 мл, и не чаще, чем раз в два года, то доливайте диситилированную (или фильтрованную) воду и не утруждайтесь поиском нужного антифриза. При этом вы доливаете в основном испарившуюся воду, а температура замерзания и вообще качество антифриза практически не изменяется. Этиленгликоль и присадки, входящие в состав антифриза, испаряются значительно медленнее, чем вода. Хотя система охлаждения автомобиля герметично закрыта, возможность для испарения воды возникает при срабатывании клапана в крышке расширительного бачка при тепловом расширении антифриза.
Если доливать нужно больше (утечка, замена и т.п.) или приведенные выше слова вас не убедили, то лучше всего долить оригинальный антифриз Havoline XLC или Ford SUPER PLUS Premium или CoolStream Premium, что как было сказано ранее, одно и то же. Этот антифриз выпускается также и под другими названиями, и с другим цветом красителя. В частности, Arteco выпускает этот антифриз не только для Ford в фирменных канистрах, но и для GM, Volvo, Total, Land Rover, Motul и других компаний, соответственно он реализуется под другими названиями – ребрендами (rebrand). В России ОАО «ТЕХНОФОРМ» выпускает этот антифриз не только под названием CoolStream Premium, но и под другими названиями. С 2009 г. для компании Татнефть под названием TATNEFT Антифриз Extra, (смотрите на заправках Татнефть). С 2010 г. для компании Лукойл под названием Лукойл Антифриз Extra, (смотрите на заправках Лукойл). С 2011 г. для компании Газпромнефть под названием G-Energy Antifreeze SNF (смотрите на заправках Газпромнефть). С 2011 г. для сети магазинов автозавода ГАЗ под названием Антифриз профессионал детали машин ГАЗ (см. в фирменных магазинах детали машин ГАЗ).

Все это - один и тот же по составу антифриз, только в разной упаковке и с разными названиями, а иногда и с разным цветом красителя. Смешивать их можно в любых количествах, а также использовать на замену. Внимательно читайте этикетку на канистре: если в канистре находится концентрат антифриза, то разбавляйте его 50:50 % водой. На рисунке приведены канистры некоторых из этих антифризов. Обратите внимание, что европейские канистры одинаковые по форме – их заполняют на одной линии.

posted image

Если нет возможности достать оригинальный антифриз из приведенного выше списка, то доливайте антифриз только карбоксилатного типа, также невзирая на цвет. В списке ниже приведены наиболее распространенные антифризы карбоксилатного типа:

Glysantin G30 (не путать с Glysantin G40, G48, G05, и другими номерами), допуски MB, VW, MAN, MTU, Porsche
Mobil Advanced (не путать с Mobil Extra), допуски MB, MAN
Motorex G30, допуск MAN
Zerex G30 или Zerex DEX-COOL, допуск MB
EVOX Premium G 30 — допуски MB, MAN

Freecor NRC — допуск Renault,
CoolStream NRC — допуск Renault,
Castrol SF VDK (не путать с Castrol NF), допуски MB, MAN, VW
GlycoShell Long Life (не путать с просто GlycoShell),
Gulf Maximum- допуски MB, MAN
ADDINOL Antifreeze Extra — допуск MAN,
Aral Antifreeze Silikatfrei- допуски MB, MAN,
Frostox SF-D12 Plus — допуск MAN,
Prestone All Makes All Models (не путать с другими Prestone),
SINTEC S12+ — допуск MAN
RAVENOL OTC — допуск MAN,

CoolStream Standard, — допуски АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и еще 4 компаний,
Fuchs MAINTAIN FRICOFIN S
TATNEFT Антифриз Standard,
Лукойл Антифриз,
G-Energy Antifreeze
КАМАЗ Стандарт — допуск КАМАЗ,
Антифриз оригинал детали машин ГАЗ — допуск ГАЗ

Однако в смешанном виде антифриз уже вряд ли сможет прослужить положенные 10 лет, хотя его качество останется на очень высоком уровне. На рисунке приведены канистры некоторых из этих антифризов.

posted image

И последнее. Ни в коем случае не стоит доливать или использовать на замену антифризы других типов (гибридные, Lodrid, традиционные), а также сомнительные антифризы, не имеющие допуска ни от одной автомобильной компании. Таким действием вы испортите великолепный антифриз, который залит в вашем автомобиле, и последствия со временем могут быть очень неприятными.

В отличие от воды, антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть, при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С - уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше и больше (это состояние называется «шуга», по-английски, «slush ice» - что-то наподобие манной каши), и наконец, при некоторой более низкой конечной температуре, эта шуга затвердевает.
Начальная температура образования первого кристалла называется «температура начала кристаллизации», по-английски «freezing point». Конечная температура перехода из жидкого в твердое состояние называется «температурой потери текучести» или «температурой застывания», по-английски, «pour point».
Для антифриза, который заливают в Ford на автозаводе (раствор 50:50% объемных), разница между «freezing point» и «pour point» составляет около 8°С. То есть, антифриз, который начинает кристаллизоваться при минус 37°С, затвердеет лишь при минус 45°С. В промежутке между минус 37°С и минус 45°С он будет находиться в состоянии «манной каши» - более или менее густой.
В России, при описании и тестировании антифризов, обычно пользуются «температурой начала кристаллизации», благодаря тому, что именно этот показатель описан в нашем единственном нормативном документе на антифризы ГОСТ 28084-89. В Европе, однако, чаще используют понятие «температура защиты от замерзания», по-английски, «frost protection level». Она определяется как среднее арифметическое между «температурой начала кристаллизации» и «температурой застывания». Именно «frost protection level» наиболее адекватно характеризует «температуру замерзания» антифриза, так как это середина фазового перехода из жидкости в твердое тело.
Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет трубы», антифриз при замерзании не «размораживает» двигатель. При переходе из жидкости в твердую фазу антифриз не расширяется, точнее его расширение составляет менее 1%. Это относится ко всем антифризам с содержанием концентрата антифриза не менее 32% объемных.
Данные по температуре начала кристаллизации, плотности и другим характеристикам Havoline XLC (он же CoolStream Premium С, он же Ford SUPER PLUS Premium) в зависимости от концентрации приведены в таблице и на графике. Отметим, что минимально допустимая концентрация составляет 33% объемных, а максимальная концентрация 66% объемных.

posted image

posted image

Ford, кроме этого, рекомендует, чтобы антифриз был оранжевого цвета.

posted image

В Таблице 3, которая относится к ходовым испытаниям антифриза, записано требование Ford, чтобы антифриз на пробегах 160 тыс км не только оставил в идеальном состоянии систему охлаждения (двигатель, помпу, радиатор, патрубки и т.д.), но и сам сохранил не менее 85% ингибиторов от первоначального количества. И это только одно из требований.

posted image

У других автогигантов требования к антифризам аналогичные и не менее «жесткие». Этим требованиям могут соответствовать только наукоемкие технологии, полученные в результате серьезных теоретических и экспериментальных проработок. В мире существует не более десятка антифризов, способных преодолеть эту планку. Havoline XLC в их числе.
Поэтому лучше не рисковать своим автомобилем и применять только рекомендованный антифриз.

Этот срок определяет производитель автомобиля, а не производитель антифриза. При этом производитель автомобиля руководствуется своими собственными соображениями, не исключено, что иногда даже и коммерческими. Например, антифризу Havoline XLC (он же Ford SUPER PLUS Premium, он же CoolStream Premium) компании GM и VW дают «пожизненный срок» (fill for life), Ford дает 10 лет или 240 000 км пробега, грузовики MAN - 4 года или 500 000 км пробега, Mercedes-Benz – 5 лет, грузовики Deutz – 2 года, грузовики MTU - 3 года или 9000 моточасов, АВТОВАЗ – 75 000 км пробега, и так далее.
Срок замены определяется, исходя из типа антифриза, конструктивных особенностей автомобиля и, главное, результатов ходовых испытаний.
Производитель антифриза тоже часто указывает срок эксплуатации на этикетках канистр и в документации. Добросовестный производитель определяет эту величину, усредняя рекомендации автомобильных компаний, проводивших испытания. Недобросовестный производитель, который и ходовых испытаний не проходил, берет эту цифру «с потолка», чтобы было не хуже, чем у других.
Только в случае, если производитель автомобиля не дает никаких указаний о сроке замены антифриза, можно воспользоваться рекомендацией производителя антифриза.
Приведем выборочную таблицу сроков замены антифриза, рекомендованных зарубежными производителями автомобилей (OEM – Original Equipment Manufacturer). Предполагается, что потребители применяет только антифризы, имеющие одобрение/допуск для данной марки автомобиля. Тип антифриза определяется номером спецификации.

posted image

Подготовлено d13347 за что ему большое СПАСИБО! я лишь немного доработал и разместил на форуме в читабельном виде.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

форд мондео 4

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

В данной модели предусмотрены 3 основных блока с предохранителями и реле: под капотом, в салоне и багажном отделении.

Блок в салоне

Он находится под бардачком. Для доступа нужно просто повернуть винт крепления и блок опустится вниз.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Блок под капотом мондео 4

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Вариант 1

Блок в салоне Вариант 1

Схема

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

Описание

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

F15А Датчик дождя
F210А Питание системы SRS (подушки безопасности)
F35А Датчик отклонения от курса (ESP), электрический стояночный тормоз
F47,5А Электропитание, педаль акселератора, электронный предохранитель
F515А Задний стеклоочиститель
F615А Аудиосистема (включая голосовое управление)
F77,5А Модуль рулевого колеса
F85А Приборная панель
F915А Дальний свет фар
F1020А Электропривод вентиляционного люка
F117,5А Фонари заднего хода
F12Резерв
F1315А Лампа передней противотуманной фары
F1415А Омыватель ветрового стекла
F1510А Система адаптивного круиз-контроля (АСС)
F16Резерв
F1710А Плафоны освещения салона
F185А Иммобилайзера двигателя
F1915А Прикуриватель
F20Резерв
F215А Устройство приема радиосигналов, датчик дождя
F2220А Топливный насос
F23Резерв
F245А Выключатель зажигания (стартера и приборов)
F2510А Лючок топливоналивной горловины
F265А Автономная звуковая система (система охранной сигнализации), OBD II (бортовая компьютерная диагностика)
F275А Узел рулевой колонки, блок управления климат-контролем
F285А Выключатель стоп-сигналов

В данном исполнении за прикуриватель отвечает предохранитель номер 19 на 15А.

Вариант 2

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Фото блока в салоне вариант 2

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Схема

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Схема блока в салоне вариант 2

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Обозначение

За прикуриватель отвечает предохранитель номер 20 на 7А.

Блок под капотом

Он находится с левой стороны рядом с фарой, под защитной крышкой.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

расположение блока под капотом

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Состоит из 2 частей: отдел предохранителей и отдел плавких вставок высокой мощности.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Отдел 1

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Отдел 2 плавкие вставки

p, blockquote 20,0,0,1,0 -->

Назначение

Блок в багажнике

Он расположен слева за за боковой обшивкой. В зависимости от кузова автомобиля и его комплектации возможны различные варианты исполнения.

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Блок в багажнике мондео 4

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Седаны

Схема

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Схема блока в багажнике вариант 1

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Универсалы Схема блока в багажнике мондео 4 вариант 2

Общая расшифровка элементов

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

FA1Блок управления левой передней двери (стеклоподъемники, центральный замок, складывание зеркал, обогрев зеркал)
FA2Блок управления правой передней двери (стеклоподъемники, центральный замок, складывание зеркал, обогрев зеркал)
FA3Блок управления левой задней двери (стеклоподъемники)
FA4Блок управления правой задней двери (стеклоподъемники)
FA5Блокировка замков задних дверей без участия блоков управления дверьми
FA6Гнезда питания для подключения дополнительного оборудования
FA7Соленоиды реле
FA8Рестайлинг: Модуль бесключевой системы автомобиля Дорестайлинг: Замок рулевой колонки
FA9Катушки реле VQM (запуск/остановка)
FA10Электрическая регулировка положения сиденья водителя
FA11Аксессуары, модуль прицепа
FA12Электрическая регулировка положения сиденья водителя
FB1Модуль системы помощи при парковке
FB2Блок управления подвеской
FB3Обогрев сиденья водителя
FB4Обогрев сиденья переднего пассажира
FB5Обогрев заднего левого сиденья
FB6Резерв
FB7Обогрев заднего правого сиденья
FB8Система помощи при парковке, BLIS
FB9Электрическая регулировка положения сиденья переднего пассажира
FB10Противоугонная сигнализация
FB11Резерв
FB12Резерв
FC1Резерв
FC2Резерв
FC3Резерв
FC4Резерв
FC520A Автомобиль с системой запуска двигателя без ключа 7.5A CD-чейнджер, развлекательная система для задних пассажиров
FC6Резерв
FC75А Модуль функции запоминания положения сиденья
FC820А Дорестайлинг: Доступ без ключа, 7,5А Рестайлинг: Мультимедийная система для пассажиров на задних сиденьях/ CD-чейнджер
FC920А Усилитель аудиосистемы
FC1010А Аудиосистема Sony
FC11Резерв
FC12Резерв

Инструкция Форд Мондео 4

Мойка радиаторов Форд

826d254482-13
Система охлаждения, в состав которой входит радиатор, является одним из основных компонентов, без которого невозможна работа любого двигателя внутреннего сгорания. Ее неполадки могут привести в лучшем случае к перегреву, а в худшем — к заклиниванию силового агрегата с последующим дорогостоящим капитальным ремонтом.

Функции передачи тепла от мотора в окружающую среду через охлаждающую жидкость возложены на радиатор. Помимо конструктивных особенностей, эффективность его работы зависит от интенсивности циркуляции теплоносителя, которая определяется чистотой каналов (сот) сердцевины. В процессе эксплуатации на их поверхности накапливаются различные отложения, в результате которых уменьшается проходное сечение, что негативно сказывается на скорости потока жидкости. Ухудшение теплообменных процессов также может быть вызвано внешними загрязнениями. Своевременная мойка радиатора позволит устранить данные проблемы, предупредив перегрев/заклинивание двигателя.

Конструктивные особенности и принцип работы

Автомобильные радиаторы представляют собой комбинацию нижних и верхних резервуаров, объединенных сердцевиной, выполненной в виде набора полых труб или сот, между которыми дополнительно расположены поперечные пластинки жесткости, увеличивающие одновременно и площадь теплоотдачи. Основными материалами для изготовления являются алюминий и медь, реже латунь. Для подключения радиаторов к магистралям системы охлаждения предусмотрены входящие и обратные патрубки. Помимо, этого имеются заливные горловины и краны слива.

Работа радиатора построена на передаче тепла охлаждающей жидкости в окружающую среду в процессе ее циркуляции, которую обеспечивает специальный насос — помпа. Принудительный обдув сот реализован с помощью вентилятора, расположенного спереди.

Когда требуется промывка радиатора

Если в работе системы охлаждения обнаружены определенные сбои в виде повышенной температуры двигателя, вполне вероятно, что их причиной может быть засорение радиатора. Проверить это можно контролем равномерности прогрева сердцевины. В таких случаях та часть, к которой подключена подача, будет нагреваться больше, а другая половина с патрубком обратки остается менее холодной.

Основные этапы промывки радиатора

Мойка радиатора Форд в специализированном сервисном центре реализуется с учетом рекомендаций завода-производителя. Необходимые технологические операции выполняются после выключения и полного охлаждения двигателя в следующей последовательности:

  • подготовка специальной емкости для слива, чистящих препаратов, дистиллированной воды, ветоши, специальной щетки и средств защиты;
  • слив охлаждающей жидкости из системы в предварительно подготовленную емкость;
  • заливка чистящего средства или дистиллированной воды с добавлением определенного количества специального препарата;
  • запуск и прогрев мотора на холостом ходу в течение 15+/-1 минут;
  • выключение двигателя с последующим сливом жидкости из радиатора;
  • промывка системы охлаждения дистиллированной водой для удаления остатков чистящего средства;
  • механическая очистка и мойка радиатора снаружи струей воды под большим давлением;
  • заправка системы новой охлаждающей жидкостью.

Технологические особенности

После завершения мойки и заправки радиатора жидкостью следует удалить из системы воздушные «пробки». Для этого необходимо открыть крышку заливной горловины и запустить мотор. В течение 10–15 минут работы на холостом ходу излишки воздуха самостоятельно удалятся. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не обжечься горячими парами. При попадании брызг и/или появлении подтеков на корпусе, их сразу удаляют с помощью ветоши. В завершение нужно проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости его пополнить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации авто.

Удаление внешних загрязнений также является обязательным этапом промывки радиатора. Дорожная пыль, пух, остатки от насекомых и растений сначала очищаются щеткой, а затем продувкой сжатым воздухом. При этом давление должно быть таким, чтобы исключить повреждение сот. После этого поверхность моется струей воды под давлением с последующей просушкой.

Читайте также: