температура эксплуатации автомобилей камаз

Обновлено: 24.04.2024

Руководство по эксплуатации автомобилей КамАЗ

Автомобили КамАЗ , изготавливаемые в климатическом исполнении «У» (для поставки в районы и страны с умеренным климатом), рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С, относительной влажности воздуха до 75% при температуре плюс 15°С.

Автомобили КамАЗ , изготавливаемые в климатическом исполнении «Т» (для поставки в районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10°С до плюс 45°С, относительной влажности воздуха до 80% при температуре плюс 27°С.

Автомобили могут эксплуатироваться при запыленности до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

Тягачи можно эксплуатировать с прицепами и полуприцепами, полная масса которых не превышает допустимую для данного автомобиля.

Такие прицепы и полуприцепы должны иметь соответствующие электро и пневмовыводы: электровыводы по ГОСТ 9200 типа 12N или 24S; пневмовыводы и пневматический привод тормозных систем в соответствии с требованиями Правилами № 13 ЕЭК ООН.

Прицепы к тягачам должны иметь сцепную петлю и дышло прицепа по ГОСТ 2349-75 для тягового крюка типоразмера «3», либо по ISO 1102-75 в случае заказа покупателем тягово-сцепного устройства типа «шкворень - петля».

Новый автомобиль КамАЗ необходимо поставить на учет. Это обеспечивает техническую консультацию по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, гарантийное обслуживание. К каждому автомобилю прикладывается сервисная книжка.

Для обеспечения безупречной работы автомобиля следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси следует согласовывать с разработчиком и держателем конструкторской документации — с Научно-техническим центром ОАО «КамАЗ». В противном случае автомобиль не подлежит гарантийному обслуживанию.

Эксплуатация автомобиля КамАЗ в холодный период времени

При наружной температуре воздуха от минус 5 до минус 20° С для облегчения пуска холодного двигателя КамАЗ пользуйтесь электрофакельным устройством (ЭФУ).

Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя ПЖД-30

Пуск двигателя КамАЗ с применением предпускового подогревателя ПЖД-30 необходимо производить в следующем порядке: включить выключатель аккумуляторных батарей; открыть кран на топливном бачке подогревателя и заполнить систему питания подогревателя топливом, сделав несколько качков ручным топливоподкачивающим насосом ( см. рис.10 и 11 ). Установить ручку переключения подогревателя в положение III и нажать кнопку электронагревателя ( см. рис. 3 ) на время в зависимости от температуры окружающего воздуха: 60с при температуре до минус 40°С; 90с — до минус 50°С.

Топливо

Сливайте отстой из топливных фильтров ежедневно, вывернув пробку топливного фильтра грубой очистки и пробку топливного фильтра тонкой очистки. Прокачайте после слива отстоя для удаления воздуха топливную систему ручным топливоподкачивающим насосом.

Во избежание конденсации влаги на стенках топливного бака всегдадержитеего заполненным топливом.

Рис. 12.Топливный фильтр грубой очистки

Применяйте топливо, смазку, охлаждающую жидкость в зависимости от наружной температуры в момент пуска двигателя и в соответствии с рекомендациями, приведенными в химмотологической карте автомобиля.

Смазка

При выборе моторного масла определяющей является температура в момент пуска двигателя, а не наивысшая дневная температура в данный период.

Охлаждающая жидкость

Морозостойкость охлаждающей жидкости зависит от соотношения воды и антифриза ТОСОЛ-А в растворе, которое можно определить по плотности раствора. Новые автомобили КамАЗ заправлены охлаждающей жидкостью с минимальной температурой ее замерзания минус 40°С.

Если предполагается, что наружная температура будет ниже, то рекомендуется увеличить концентрацию антифриза в воде. Однако, нельзя применять неразбавленный антифриз (плотность при плюс 20° С — 1,12—1,14 г/смл), так как температура его застывания минус 21 °С.

При низкой концентрации антифриза в воде (плотность меньше 1,078 г/см3) температура застывания охлаждающей жидкости также повышается, поэтому регулярно проверяйте плотность жидкости в системе охлаждения, двигателя.

Жидкость для обмыва ветровых стекол. Бачок стеклоомывателя заправляйте жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания, например смесь воды с НИИСС-4, в пропорциях, зависящих от наружной температуры.

Избегайте применения жидкости НИИСС-4 без разбавления ее водой, так как, попадая на лакокрасочные покрытия кабины, концентрированная жидкость портит их.

Электрооборудование

Для регулирования напряжения генератора 6562.3701 переключатель, расположенный на крышке регулятора напряжения 2712.3702 установите в положение «мин.» при температуре окружающего воздуха выше 0°. С и в положение «макс.» при температуре окружающего воздуха ниже 0°С. Для регулирования напряжения генератора Г 273-В винт 1 (см. рис.13) поверните в крайнее левое положение «Л» (лето), при температуре окружающего воздуха 0°С и выше, и в крайнее правое положение «3» (зима) при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

Тормозная система

На стоянке автомобиля во избежание примерзания тормозных колодок к барабану не забывайте просушивать тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями. Если ставите автомобиль на длительную стоянку (например, на ночь), не пользуйтесь стояночной тормозной системой. Для затормаживания автомобиля в этом случае установите под колеса противооткатные клинья и включите низшую передачу в коробке передач.

Масляный радиатор

Для двигателей КамАЗ -7403.10 масляный радиатор должен быть постоянно включен. Для ускорения прогрева двигателя при пуске зимой радиатор следует отключить закрытием крана на корпусе центробежного масляного фильтра. После прогрева двигателя кран откройте. Для двигателей КамАЗ-740.11 роль масляного радиатора выполняет водомасляный теплообменник, установленный на масляном фильтре. Центробежный масляный фильтр не используется.

Изменение температурного состояния двигателя КамАЗ-740. 30. 260 при прогреве в условиях низких температур Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Белокопытов Сергей Викторович, Гедзь Андрей Джонович, Колунин Александр Витальевич, Гельвер Сергей Александрович, Марков Александр Борисович

В данной статье рассмотрена динамика изменения температур жидкостей систем двигателя КамАЗ-740.30.260 автомобиля КамАЗ-5350 семейства МУСТАНГ в процессе прогрева. Пуск двигателя осуществлялся в зимних условиях при температуре окружающего воздуха минус 32 оС без использования предпускового подогревателя ПЖД-30, но с использованием системы электрофакельного подогрева воздуха ( ЭФУ). Выявлена характерная зависимость изменения температур охлаждающей жидкости и масла двигателя. Установлено время прогрева двигателя, работающего на рекомендуемых инструкцией по эксплуатации оборотах коленчатого вала двигателя до начала готовности автомобиля к использованию под нагрузкой.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Белокопытов Сергей Викторович, Гедзь Андрей Джонович, Колунин Александр Витальевич, Гельвер Сергей Александрович, Марков Александр Борисович

Changes in temperature of oil and coolant at engine warming Kamaz-740.30.260 at low temperatures

In this paper, the dynamics of changes in temperature liquids engine systems KAMAZ-740.30.260 KAMAZ-5350 family of Mustang in the process of warming up . Start the engine is carried out in winter conditions at ambient temperature -32 °C without the use of pre-heater PKP-30, but with the use of electric-heating the air (EPF). The typical dependence of temperature change of coolant and engine oil is shown. It establishes during warm engine running on the recommended instruction manual rotation of the crankshaft of the engine before the vehicle ready for use under load.

Текст научной работы на тему «Изменение температурного состояния двигателя КамАЗ-740. 30. 260 при прогреве в условиях низких температур»

С. В. БЕЛОКОПЫТОВ А. Д. ГЕДЗЬ А. В. КОЛУНИН С. А. ГЕЛЬВЕР А. В. МАРКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Омский автобронетанковый инженерный институт

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740.30.260 ПРИ ПРОГРЕВЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР

В данной статье рассмотрена динамика изменения температур жидкостей систем двигателя КамАЗ-740.30.260 автомобиля КамАЗ-5350 семейства МУСТАНГ в процессе прогрева. Пуск двигателя осуществлялся в зимних условиях при температуре окружающего воздуха минус 32оС без использования предпускового подогревателя ПЖД-30, но с использованием системы электрофакельного подогрева воздуха (ЭФУ). Выявлена характерная зависимость изменения температур охлаждающей жидкости и масла двигателя. Установлено время прогрева двигателя, работающего на рекомендуемых инструкцией по эксплуатации оборотах коленчатого вала двигателя до начала готовности автомобиля к использованию под нагрузкой.

Ключевые слова: низкая температура, прогрев, обороты коленчатого вала, датчик температуры, эксплуатация.

Из средств массовой информации: 15 марта 2014 г. при сильном арктическом ветре, достигающем 16 м/с, и низкой температуре минус 15 °С. Жёсткость погоды, согласно таблице значений ветро-холодового индекса, составляла минус 23 °С. Бойцы вместе с техникой и грузами высадились на побережье острова и захватили аэродром условного противника.

Российские военные снова в Арктике. Уникальность данного события заключается в том, что впервые в истории не только России, но и Советского Союза крупномасштабные учения проходят в невыносимых условиях Заполярья.

В сентябре 2013 г. Президент России Владимир Путин заявил о воссоздании военной базы на Новосибирских островах. В настоящее время территория аэродрома «Темп» — это современный автономный полевой лагерь. Он рассчитан на проживание в нем более 300 человек. Внутри палаток удерживается привычная комнатная температура, даже если снаружи минус 50 °С и сильнейший снегопад.

Освоение Арктики остается одним из самых приоритетных направлений. Ведь по оценкам экспертов в этом регионе скрыты огромные залежи нефтегазовых ресурсов. Специфика природно-климатических условий зоны холодного климата России, низкие температуры окружающего воздуха, большая продолжительность межсезонного периода, длитель-

ная зима с большими среднесуточными перепадами температуры окружающего воздуха в среднем до минус 10 °С обусловливают целый ряд особенностей эксплуатации автомобилей.

К ним следует отнести затрудненный пуск двигателей, низкую прокачиваемость моторного масла по масляным магистралям, значительную длительность прогрева, активное охлаждение двигателя в состоянии покоя.

Как известно, топлива, применяемые для работы двигателей внутреннего сгорания, имеют углеводородный состав. При окислении водорода происходит образование паров воды в камере сгорания. В условиях низкотемпературного режима прорыв газов в холодную среду картерного пространства сопровождается конденсационными процессами и накоплением воды в смазочной системе [1].

Таким образом, в течение прогрева холодного двигателя в результате конденсационных процессов происходит накопление воды в смазочной системе, а при достижении определенной температуры происходит её испарение из объёма масла. Температура точки росы в объёме картерного пространства составляет 42 °С [2].

Городской режим эксплуатации в зимнее время предполагает короткие пробеги автомобиля с остановками двигателя и, как следствие, низкотемпературным режимом работы.

Рис. 1. Датчик температуры масла, установленный на сливную пробку

Рис. 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости накладного типа, установленный на жидкостной коллектор

Негативное влияние воды на состояние моторного масла описано в работах [3, 4].

Новое поколение полноприводных автомобилей, разработанное ОАО «КамАЗ», носит символическое название «Мустанг». В конструкции новых автомобилей семейства КамАЗ-5350 с двигателем КамАЗ-740.30-260 использовано большое количество новых технических решений, значительно повышающих технический уровень автомобилей. В первую очередь следует отметить новые двигатели, имеющие повышенную мощность и высокий ресурс. [5, с. 3].

Двигатель КамАВ-740.30-260 автомобилей КамАЗ-5350 четырёхтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с У-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух — воздух».

По выбрасам вредных веществ с отработавшими газми двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН «БиШЭ-2» [5, с. 17].

Для работы двигателя рекомендуется применять топливо: зимнее З-0,2 минус 35 при температуре окружающего воздуха от минус 20 °С и выше; зимнее З-0,2 минус 45 при температуре окружающего воздуха от минус 30 °С и выше; зимнее А-0,2 при температуре окружающего воздуха от минус 50 °С и выше [5, с. 53].

Пуска двигателя автомобиля КамАЗ-740.30-260 при использовании в условиях отрицательных температур рекомендуется осуществлять с использованием систем облегчения пуска двигателя при низких

температурах. Система облегчает пуск двигателя при отричетельной температуре окружающего воздуха за счет разогрева двигателя. Она включает в себя электрофакельный подогреватель воздуха (ЭФУ) и предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и масла ПЖД-30.

Электрофакельный подогреватель обеспечивает пуск двигателя за счёт подогрева воздуха, поступающего в целинды, что даёт возможность улучшить условия самовоспламенения топлива вследствие повышения температуры конца сжатия в обьёме камеры сгорания.

Предпусковой подогреватель облегчает пуск двигателя за счет разогрева жидкости в системе охлаждения и масла в поддоне двигателя и уменьшения в связи с этим сопротивления вращению коленчатого вала двигателя [5, с. 83].

При температуре окружающего воздуха до минус 22 °С пуск двигателя производить с применением системы электрофакельного подогрева воздухом (ЭФУ) или предпускового подогревателя [5, с. 456].

Пуск двигателя с применением электрофакельного подогревателя заключается в следующем:

— кратковременно нажать на кнопку выключателя массы и включить аккумуляторные батареи;

— нажать на кнопку включения электрофакельного подогревателя и удерживать её в течение 40 — 45 с;

— после загорания сигнализатора готовности электрофакельного подогревателя включить стартер, повернув ключ во второе нефексированное положение, удерживать кнопку включения электрофа-

Рис. 3. Диаграмма изменения температур жидкостей систем двигателя при его прогреве

кельного подогревателя до нормальной устойчивой работы двигателя [5, с. 86].

После запуска следует прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С при частоте вращения коленчатого вала 1300— 1600 мин-1 до температуры охлождающей жидкости 70 °С. Нельзя допускать работы непрогретого двигателя на большой частоте коленчатого вала. После этого можно начинать движение [5, с. 456].

Исходя из вышеизложенного возникла необходимость в определении надежности пуска двигателя атомобиля КамАЗ-5350 в условиях отрицательных температур с использованием ЭФУ, определение времени и динамик изменения температуры рабочих жидкостей атомобиля до момента начала ипользо-вания его под нагрузкой. Какова температура охлаждающей жидкости при достижении расчетной температуры точки росы масла (42 °С).

Подготовка эксперимента включала в себя выбор автомобиля и дооборудование его необходимыми устройствами, обеспечивающими точное измерение его контролируемых параметров.

Ввиду массовой эксплуатации автомобиля КамАЗ-5350 в России данный автомобиль выбран для проведения эксперемента.

Автомобиль КамАЗ-5350 с двигателем КамАЗ-740.30-260 заправлен:

— система питания двигателя заправлялась: топливо дизельное зимнее З-0,2 для работы при температуре до минус 45, ГОСТ 305-82;

— в системе охлаждения использовалась охлаждающая жидкость марки «Тосол А-40М» ГОСТ 2808489 (при температуре воздуха до минус 40оС), объём заправки составил 45 литров.

— в системе смазки двигателя использовалось моторное масло М-8Г2к ГОСТ 8581-78, объём заправки составил 34 литра.

На момент проведения эксперимента пробег автомобиля составил 16639 км.

Эксперимент проводился без использования предпускового подогревателя, но с использованием системы электрофакельного подогрева впускного воздуха (ЭФУ). На момент проведения эксперимента температура окружающего воздуха составляла минус 32 °С, атмосферное давление 761 мм рт. ст., влажность воздуха 74 %. Скорость ветра 2 м/с. Жёсткость погоды по таблице значений ветро-холодового индекса составляла минус 35 °С.

На двигатель автомобиля дополнительно установили два высокочувствительных датчика температуры (рис. 1, 2).

Датчик температуры масла установлен в пробку поддона двигателя (рис.1), датчик температуры охлаждающей жидкости установлен накладным способом на жидкостной коллектор (рис. 2). Датчики соединены с многоканальным измерителем температуры МИТ-12.

После пуска двигателя поддерживалась частота вращения коленчатого вала 1400 мин-1 и осуществлялся замер температуры в автоматическом режиме работы МИТ-12 с периодичностью через 30 секунд.

При отсутствии в системе смазки датчика температуры масла отсутствует информация относительно последнего. В связи с этим возникает вопрос: какова динамика изменения температур масла и охлаждающей жидкости при прогреве двигателя без использования предпускового подогревателя ПЖД-30, но с использованием системы электрофакельного подогрева воздухом (ЭФУ). Для ответа на поставленный вопрос был проведён эксперимент.

Результаты эксперимента, показанные на диаграмме (рис. 3), позволяет судить о динамике изменения температур жидкостей двух систем двигателя. Температуры жидкостей изменяются неодинаково. Активность изменения температуры масла преобладает над охлаждающей жидкостью. При достижении маслом температуры точки росы (42 °С) температура охлаждающей жидкости составила 31 °С, максимальная разность температур составила 20 °С на 34-й минуте прогрева.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 40 °С температура масла достигала 57 °С, последнее значение превышает температуру точки росы, что свидетельствует об окончании конденсационных процессов в системе смазки. Время готовности автомобиля к работе под нагрузкой составляет 25 минут.

Преобладающую динамику изменения температуры масла можно объяснить значительным гидродинамическим трением между его слоями. Причём последнее зависит от вязкости, а вязкость, в свою очередь, от температуры. Таким образом, чем ниже температура масла, тем активнее происходит её нарастание.

Кроме того, масло подвержено воздействию газов прорвавшихся через замки поршневых колец в кар-терное пространство, обладающих высокой температурой.

Полученная информация не противоречит руководству по эксплуатации двигателя КамАЗ-740.30.260 и может быть учтена при подготовке автомобилей к использованию в условиях отрицательных температур.

1. Непогодьев, А. В. Химический состав отработанного моторного масла / А. В. Непогодьев // ХТТМ. - 1974. - № 12. -С. 50-53.

2. Колунин, А. В. Влияние отрицательных температур окружающей среды на периодичность технического обслуживания силовых установок дорожных и строительных машин : дис. . канд. техн. наук : 05.05.04 : защищена: 16.02.07 : утв. 11.05.07 / Колунин Александр Витальевич. - Омск, 2006. - С. 40-74.

3. Корнеев, С. В. Влияние обводнения на содержание присадок в моторных маслах / С. В. Корнеев, Д. Н. Пилипенко, А. В. Колунин // Строительные и дорожные машины. -2003. -№ 12. - С. 17-19.

4. Корнеев, С. В. Обводнение и коллоидная стабильность моторных масел / С. В. Корнеев, В. М. Дудкин, А. В. Колу-нин // Химия и технология топлив и масел. - М., 2006. -№ 4. - С. 33-34.

5. Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мустанг». МО РФ ГАБТУ. - 2006.

БЕЛОКОПЫТОВ Сергей Викторович, аспирант кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; преподаватель

кафедры «Ремонт бронетанковой и автомобильной техники» Омского автобронетанкового инженерного института (ОТИИ).

Адрес для переписки: markov12@gmal.com

Статья поступила в редакцию 20.12.15 г. © С. В. Белокопытов, А. Д. Гедзь, А. В. Колунин, С. А. Гельвер, А. В. Марков

УДК 629.4.082.55 с. В. БЕЛОКОПЫТОВ

А. В. КОЛУНИН А. И. БЛЕСМАН Д. А. ПОЛОНЯНКИН

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Омский автобронетанковый инженерный институт

Омский государственный технический университет

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСАДКА ОБВОДНЕННОГО МОТОРНОГО МАСЛА М-8Г2К_

В статье рассматривается влияние обводнения моторного масла М-8Г2к на процесс образования в нем осадка, описана методика исследования качественного и количественного состава осадка моторного масла М-8Г2к при его 1 %-ном обводнении. Приводятся результаты исследования элементного состава и его распределения в осадке моторного масла.

Ключевые слова: моторное масло, обводнение масла, осадок, растровая электронная микроскопия, элементный состав.

В 1955 году англо-американские инженеры впервые обратили внимание на мазеобразные отложения чёрного цвета в системах смазки двигателей внутреннего сгорания [1, 2]. Некоторое время спустя к таким образованиям проявили интерес советские учёные [3].

Специфика природно-климатических условий зоны холодного климата России (низкие температуры окружающего воздуха, большая продолжительность зимнего периода) обусловливает целый ряд

особенностей эксплуатации двигателей внутреннего сгорания ДВС. Обводнение моторных масел является одной из наиболее важных проблем, оказывающих непосредственное влияние на эксплуатационные характеристики ДВС. Ее исследованием занимались К. К. Папок, А. Б. Виппер, А. В. Непогодьев, С. В. Вен-цель, С. В. Корнеев. Особенно актуальна проблема обводнения для техники, эксплуатируемой в условиях холодного климата [4]. Было установлено, что температурные условия окружающей среды, в кото-

Технические характеристика КамАЗ

В таблице указаны технические характеристики автомобилей первого поколения (семейство КамАЗ—5320) и второго поколения, отличающегося повышенной грузоподъемностью и некоторыми элементами конструкции.

Автомобиль-тягач КамАЗ-5320 имеет грузоподъемность 8 000 кг, оборудован платформой с металлическими бортами и основанием, а также съемным металлическим каркасом и тентом, предназначен для работы с прицепом, полная масса которого 11 500 кг.

Автомобиль-тягач КамАЗ-53212 с увеличенной колесной базой грузоподъемностью 10 000 кг, оборудован платформой увеличенных размеров, предназначен для работы с прицепом, полная масса которого 14 000 кг.

Седельные тягачи КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 предназначены для эксплуатации с полуприцепами, полная масса которых равна соответственно 19 100 и 26 000 кг.

Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 имеет грузоподъемность 10 000 кг, оборудован опрокидывающейся назад металлической платформой ковшеобразного типа без заднего борта, предназначен для перевозки строительных и промышленных грузов.

Кабина автомобилей трехместная. У автомобилей КамАЗ-5410, КамАЗ-53212 и КамАЗ-54112 кабина дополнительно оборудована спальным местом.

При эксплуатации автомобилей КамАЗ в составе автопоездов могут использоваться прицепы, имеющие сцепное устройство, и полуприцепы; расположение штепсельных разъемов на 24 В или на 12 В; пневматический привод тормозов, выполненный при двухпроводной системе и при однопроводной.

Автомобили КамАЗ пригодны для эксплуатации во всех климатических зонах, в любое время года при температуре воздуха от +50 до —40 °С.

В конструкции и технологии производства автомобилей заложены прогрессивные технические решения, соответствующие современному уровню мирового автомобилестроения и обеспечивающие высокие эксплуатационные качества, надежность автомобилей. Полнота реализации этих качеств в значительной мере зависит от соблюдения правил эксплуатации и ухода за автомобилем.

Для обеспечения безупречной работы всех узлов автомобиля следует применять запасные части заводского изготовления. Гарантийные обязательства выполняются только при соблюдении инструкции по эксплуатации.

Централизованное обеспечение запасными частями, рекламационная работа, связанная с гарантийными обязательствами завода-изготовителя, техническая помощь и консультации, а также наблюдения за эксплуатацией автомобилей осуществляются автоцентрами КамАЗа.

Полноприводной КамАЗ-43118 – универсальная многофункциональная машина, которая может оснащаться стандартной грузовой платформой бортового типа или применяться для установки дополнительного оборудования.

В 2017 году КамАЗ-43118 был признан лучшим грузовым автомобилем на территории РФ.


Основная информация

Седельный тягач КамАЗ-43118 – трехосная модель 6х6, которая разрабатывалась на основе КамАЗ-4310, по заказу Минобороны страны. От завода требовалось создать многоцелевую машину с минимальной необходимостью в замене деталей и увеличенными значениями проходимости.

Производство было начато в 1992 году, но серийный конвейер стартовал только в 1995 году. В 2010 году был проведен рестайлинг модели, изменилось оснащение и внешние параметры.


Основные органы управления КамАЗ-43118 в кабине:

  • клавиша управления дополнительной тормозной системой;
  • педаль сцепления;
  • педаль основной тормозной системы (действующей в данный момент);
  • педаль подачи топлива;
  • рукоятка переключения передач;
  • рулевое колесо;
  • комбинированный переключатель;
  • средство регулировки стояночного тормоза;
  • выключатель приборов и стартера.

Технические характеристики

Технические характеристики КамАЗ-43118 после рестайлинга были улучшены, что позволяет модели оставаться самой востребованной в своем классе на отечественном рынке.

Габариты

Грузовик КамАЗ-43118 отличается такими габаритными размерами:

  • длина – 8,58 м;
  • ширина – 2,5 м;
  • высота – 3,46 м;
  • колесная база – 3,69 м;
  • дорожный просвет – 38,5 см.

Параметры платформы (для бортовых моделей):

  • длина – 6,1 м;
  • ширина – 2,32 м;
  • высота бортов – 50 см.

При довольно больших габаритах (ширине и длине) КамАЗ-43118 является вполне маневренным – для разворота ему требуется 12,3 м.

Максимальная скорость – 90 км/час

Весовые характеристики модели

Техника обладает следующими весовыми параметрами:

  • масса в снаряженном состоянии – 10,3 т;
  • нагрузка на переднюю часть – 4,78 т;
  • нагрузка на заднюю часть – 5,52 т;
  • полная масса – 21,6 т;
  • нагрузка на переднюю часть – 5,8 т;
  • нагрузка на заднюю часть – 15,8 т;
  • вес в составе автопоезда – 33,6 т;
  • максимальный вес груза – 11,225 т

Учитывая технические характеристики и особенности нагрузки при эксплуатации грузоподъемность КамАЗ-43118 является одной из лучших в классе. Многие считают, что и вовсе она лучшая.

Двигатель

Основным силовым агрегатом КамАЗ-43118 выступает восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель на 4 такта «КамАЗ 740.55-300». Мотор оснащен механизмом промежуточного охлаждения наддувочного воздуха и турбонаддувом. Модель выполнена согласно экологическим стандартам «Евро-3» и характеризуется небольшим расходом топлива.

Ключевые параметры «КамАЗ 740.55-300»:

  • объем двигателя — 10,85 л;
  • номинальная мощность двигателя – 245 л. с.;
  • частота – 2200 оборотов в минуту;
  • максимальный крутящий момент – 1060 Нм.

Дополнительно производитель выпускает двигатели объемом 12-л, мощностью 300 л. с. и Нм 1177.

После рестайлинга моторесурс силового агрегата был увеличен до 700 тыс. км, а промежутки между плановыми техническими осмотрами возросли до 30 тыс. км. Также усовершенствованная дизельная установка оснащается электронной системой впрыска «Коммон Рейл» и соответствует классу экологической безопасности «Евро-4».

Расход топлива

Расход топлива КамАЗ-43118 на 100 км при скорости 40-50 км/ч составляет 33 л. Это показатель нормы потребления расхода топлива, который является очень хорошим для тяжелой машины с полным приводом. Техника оснащается топливными баками вместимостью 210 и 350 л. Благодаря таким заправочным объемам КамАЗ-43118 может использоваться без необходимости дозаправки до нескольких дней (в зависимости от интенсивности эксплуатации).

Колеса

Модель оснащается дисковыми колесами из многослойной резины по принципу 6 на 6. Каждое колесо имеет барабанный тормоз с пневматическим приводом и системой регулировки давления в шинах. В качестве рулевого управления используется установка производства RBL, оборудованная современным гидравлическим усилителем. Параметры обода 12,2-20,9.

Запасное колесо (шина) КамАЗ-43118 традиционно располагается в моделях Камского автозавода позади кабины, но здесь его расположили под рамой.

Размер шин: 425/85 R21

Тормозная система

Система торможения КамАЗ-43118 основана на пневмоприводе с размером тормозного барабана 40 см и шириной тормозных накладок 14 см. Общая площадь накладок – 6300 кв.см.

Также грузовик имеет резервную систему торможения, которая активируется при выходе из строя основной. Управление запасной системой осуществляется как стояночным тормозом.

Благодаря использованию резервной системы можно выполнять притормаживание в гололед, сдвигая рычаг примерно на треть хода вверх (при сдвигании дальше активируются все тормоза). С ее помощью можно легко проходить долгие спуски с составе автопоезда. Активация запасной системы осуществляется посредством кнопки, при использовании невозможно переключение скоростей (поддерживается та передача, которая была в момент включения тормозного механизма). Система позволяет снизить вероятность перегрева тормозов.

Шасси

Техника работает на основе усовершенствованного шасси с полным приводом, которое может использоваться для монтажа дополнительного оборудования: автоцистерны, автокрана, кузова от самосвала, гидравлического манипулятора. Возможно применение грузовика и в качестве лесовоза.

Модель построена на базе вездеходной платформы рамного типа с рессорными подвесками.

Сцепление и коробка передач

В грузовике применяется диафрагменное сцепление с одним диском и гидроприводом пневматического усиления. В новой версии модели устанавливается аналогичное по параметрам сцепление MFZ-430, но производства ZF&SACHS.

Коробка передач в новой модели тоже изготовления ZF&SACHS, МКПП ZF-9S1310 с девятью ступенями. Но импортной она является только частично, так как на базе Камского автозавода налажено собственное производство таких КПП (по лицензии).

На старых КамАЗах устанавливалась собственная разработка завода на 10 ступеней и 5 скоростей.

Раздаточная коробка – «механика» с двумя ступенями, блокируемым межосевым дифференциалом и пневматической системой управления. Передаточные числа: 1,692 – для основной передачи (низшей) и 0,917 – для второй передачи (высшей). Отношение основной передачи – 5,94 или 6,53.

Трансмиссия

Машина оборудуется 2 видами трансмиссий: фирменной 10-ступенчатой коробкой передач или 9-скоростной коробкой передач производства ZF. Оба варианта коробок механические. Основная передача имеет подшипниковый вал и картер, причем шестеренки функционируют до полного износа. По этой причине главная передача при использовании модели не разбирается. Раздаточная коробка механического типа, имеет две ступени.

Более надежной считается импортная трансмиссия, она значительно улучшает динамику автомобиля и медленнее изнашивается. Минус ZF трансмиссии – при долгом использовании она может неверно переключать скорости.

Прочие параметры КамАза 43118


Система охлаждения мотора – закрытая жидкостного типа с принудительной циркуляцией охлаждающего состава. Состоит она из следующих компонентов: водяная помпа, радиаторная установка, термостаты, кулер, гидравлическая муфта, включатель муфты, расширительный бак, перепускные патрубки, жалюзи.

Схема воздушной системы КамАЗ-43118 и принцип подачи воздуха довольно сложные, однако надежность работы всего модуля обеспечивается высоким качеством запчастей. Даже при постоянной эксплуатации система охлаждения двигателя выходит из строя довольно редко.

Дизайн

После обновления у модели появился новый бампер (более обтекаемый). Изменились зеркала заднего вида и радиаторная решетка, были интегрированы боковые обтекатели.

Фары, указатели поворота и габаритные огни соединили в один блок, а лобовое стекло сделали цельным (не поделенным на две части).

Кабина

Техника оснащается кабиной с высокой крышей и спальным местом (в некоторых модификациях КамАЗ-43118), располагается она над моторным отсеком. После обновления уровень комфорта в кабине был значительно повышен. Все современные модели оснащаются мягким креслом с пневмоподвеской и механическими рычагами. В качестве дополнения возможна интеграция системы подогрева сидений, установка кондиционера, подлокотников, электрических стеклоподъемников.

А вот уровень шумоизоляции у кабины невысокий, при использовании техники внутри постоянно стоит гул. Платформа доступна в двух вариантах – с тентом или без него.

Платформа и кабина грузовика расположены впритык друг к другу, что отличает его от большинства других КамАЗов. Благодаря этому платформа была сделана максимально длинной.

Достоинства и недостатки


Достоинства модели КамАЗ 43118:

  • Высокая надежность конструкции и хорошая проходимость;
  • Доступное соотношение цены и качества (по сравнению с зарубежными аналогами);
  • Большая грузоподъемность;
  • Маневренность.

Минусами грузовика являются следующие моменты:

  • система измерения давления в шинах функционирует с отклонениями;
  • большой расход топлива;
  • небольшой уровень комфорта в кабине (даже несмотря на модернизацию).

Эксплуатационные особенности


Завод выпускает несколько версий обновленного грузовика-тягача КамАЗ 43118. Стандартная комплектация востребована в строительстве, различных отраслях энергетики, добывающей и перерабатывающей индустрии. Машина характеризуется отличной проходимостью и активно используется в труднодоступных регионах.

Любая конфигурация техники отличается надежностью даже в суровых климатических условиях.

Полноценные конкуренты у модели отсутствуют, хотя аналогами можно считать КамАЗ 65117 и новый УРАЛ 5557.

Достоверно о важном. Особенности эксплуатации и сервиса КАМАЗ-5490

В Интернете можно найти массу отзывов по эксплуатации и ремонту КАМАЗ-5490. Есть сладкие, как мед из соседней к Татарстану Башкирии, а есть и откровенно необъективные, и даже лживые. Для получения достоверной информации об опыте эксплуатации, поломках и ресурсе КАМАЗ ‑5490 мы обратились к дилеру Камского автозавода компании «ТЕХИНКОМ-Комтранс»​, у которого есть собственный техцентр.

Кстати сказать, в сервисных центрах обслуживается и ремонтируется не очень-то и много тягачей с пробегом свыше 300 тыс. км. Только не надо думать, что после этого пробега КАМАЗ‑5490 вообще перестает ломаться и не требует замены масла, фильтров, тормозных колодок и рулевых наконечников. Дело в том, что к этому времени у большинства перевозчиков заканчивается срок лизинга и можно сэкономить на отказе от обслуживания у дилера, в сертифицированном сервисном центре. Известная история…
Вроде бы не очень это хорошо, однако здесь есть пара интересных моментов. Во-первых, даже «серые» сервисные центры или собственная техническая служба предприятия уже освоили ТО и ремонт грузовиков 5490. Во-вторых, запчасти можно приобрести не только у дилеров. Но не будем подозревать перевозчиков в том, что они сознательно «гробят» машины, не обслуживая их. Наверняка, у большинства руководителей в голове есть граница пробега грузовика, за которой машину планируется продать. Скорее всего, это 800 тыс. км, ближе к миллиону. А проехать еще 600-700 тысяч на жестком «контрафакте» запчастей и без ТО не получится. Так, что в совокупности выходит, что ​сервис КАМАЗ‑5490 уже вполне наладился.
На вопросы редакции журнала «Рейс» о работе двигателя, коробки передач и других узлов и систем, особенностях технического обслуживания и ремонта автомобиля отвечает директор СТО ЗАО «ТСК ТЕХИНКОМ» Андрей Власов.

– ​Компания «ТЕХИНКОМ-Комтранс» – ​один из крупнейших дилеров Камского автозавода в России. Сколько седельных тягачей КАМАЗ‑5490 обслуживается за год в московском сервисном центре? В каком исполнении, чаще всего, бывают эти грузовики? Каков, по вашим оценкам, среднегодовой и максимальный пробег машин?

КАМАЗ 54901: подробное описание модели отечественного тягача

Модель тягача линейки КАМАЗ К5 – это жемчужина камского предприятия, прямой конкурент автомобилей «МАЗ». Грузовик имеет все шансы стать достойным конкурентом иномаркам европейского и китайского производства, обеспечить рынок достойной альтернативой импортных магистральных тягачей. Для реализации проекта потребовались значительные финансовые вливания, привлечение инвестиций.


Технические особенности модели КАМАЗ 54901

Автомобили КАМАЗ 54901 отличаются от моделей других популярных производителей следующими техническими характеристиками.

  • Максимальная скорость движения составляет 90 км/ч;
  • Топливный бак рассчитан на 700/1200 л;
  • Установлена передняя рессорная и задняя пневматическая подвеска;
  • Используются шины с размером 315/80 R22,5;
  • Транспортное средство оснащено пневматическими тормозами;
  • Автоматическая коробка передач 12/2 ZF, привод с конфигурацией 4х2;
  • Допустимая нагрузка на оси (передняя и задняя) составляет 8/11,5 т;
  • Общая допустимая масса всего автопоезда – 44 т.

Силовой агрегат представлен шестицилиндровым рядным устройством, которое выпускается совместным производством Камского завода и фирмы Liebherr. Двигатель полностью отвечает европейским стандартам, является прямым аналогом популярных моторов других брендов. Предусмотрены шесть цилиндров, допустимый ход поршня рассчитан на 150 мм. Обычная конфигурация поддерживает чугунные блоки цилиндров распредвала в основе блока.


Параметры силового агрегата

На цилиндре добавлены четыре клапана, специальные мокрые гильзы, а также продвинутая система подачи топлива в силовой агрегат Common Rail. Заявленный производителем КПД мотора достигает 43%, обеспечивается потенциал для повышения эффективности использования системы до 50-55%. Такая возможность реализована благодаря продвинутой технологии сгорания топлива, усовершенствованному газообмену, общему снижения показателей трения, интеллектуальным системам качественного вывода тепла. Примечательно, что общее качество выхлопа отвечает регламенту Евро-6 при пониженном расходе горючего.

КАМАЗ 54901 К5 может похвастаться производительным двигателем с предельной мощностью 550 л.с., обеспечивается частота вращения в 1900 об/мин. Производитель предлагает силовой агрегат с объемом 11,95 литров, турбодизель получил заводское наименование КАМАЗ-910.10-550, I-6. Предусмотрена система турбонаддува с возможностью снижения температуры передаваемого воздуха, производительный электронный впрыск горючего с качественным электрическим контроллером и форсунками.

Благодаря такому решению топливо поступает в систему под высоким давлением, что обеспечивает стабильное и максимально качественное сгорание. Способствует понижению расхода топлива продвинутая система по нейтрализации газов. Средний заявленный производителем расход горячего составляет 30 литров на 100 км. Базовая комплектация предусматривает бак на 700 литров, в случае с модификацией седельного тягача – 2х600 л.

Особенности системы управления и комплектация тягача

Магистральный тягач оснащается автоматической коробкой передач ZF Traxon, для которой предусмотрены 12 скоростей, а также две задние передачи. В основе шасси применяется сталь повышенной прочности, передняя ось работает с предельной нагрузкой до 8 тонн, добавлена специальная необслуживаемая ступичная часть. Автомобиль оснащается продвинутыми гипоидными осями, передаточное число составляет 2,5-3,07.


В основе применяются качественные карданные валы с торцевыми шлицами для понижения общей нагрузки на каждый из узлов. Тормозная система представляет собой надежные дисковые устройства, поддерживается динамическая стабилизация. Обычная комплектация КАМАЗ 54901 К5 предусматривает:

  • Антипробуксовочную систему ASR;
  • Продвинутый механизм обеспечения курсовой устойчивости ESP для безопасного прохождения заносов, поддержания общей управляемости транспортного средства при движении по дороге;
  • Электропневматическим приводом управления EBS, который понижает общий износ и деформацию тормозной системы, сокращает тормозной путь;
  • Передняя и задняя оси оснащаются стабилизаторами поперечной устойчивости для ходовой устойчивости машины;
  • Несущее основание представлено продвинутой рамной платформой на паре устойчивых осей с применением заднего привода 4х2.

Комплектация и основание каркаса МР4 К5



Кабина представлена удобным рабочим местом водителя, которое по уровню комфорта соответствует автомобилям премиум категории.


Ранее для транспортных средств 1976-1995 года было характерно применение модификаций для повышения общей работоспособности и организации жизненного пространства до 5 м 3 . Начиная с 2005 года ситуация изменилась, а в Набережных Челнах проводились работы по общему понижению уровня шума и вибраций для водителя. Примечательно, что общее пространство для водителя также было расширено до 6,5 м 3

  • В настоящий момент внутренне пространство новых седельных тягачей предусматривает 7,5-9 м 3 для обеспечения максимального комфорта водителя, удобства при эксплуатации транспортного средства.
  • Над особенностями корпуса и дизайном новинки линейки КАМАЗ работали специалисты из итальянской компании Torino Design s.r.l.
  • Около двух лет назад данное ателье уже занималось подготовкой к презентации выставочной кабины KAMAZ 2020, где был предусмотрен функциональный душ, а также беговая дорожка прямо внутри автомобиля.

Подобная кабина стала следующим шагом в развитии линейки седельных тягачей, а одной из основных примет преемственности моделей стала дверь. Это одна из наиболее дорогих и требовательных к качеству деталей в производстве всей кабины грузовика. К классическим родовым приметам относятся «теплица» и проемы. Готовая конструкция отличается стильным внешним видом, узнаваемым и красивым дизайном в сравнении с аналогичной техникой своего класса. На практике только опытный водитель или эксперт по производству автомобилей угадает во внешнем виде проемов дверей стайлинг, характерный в большинстве случаев для немецкой техники.

Разработка и оформление внешнего вида кабины

Особое внимание в общем оформлении следует уделить использованию специального пластикового обвеса. Благодаря добавлению передней облицовки и прочного нижнего пояса автомобиль приобретает принципиально новый вид – более современный и сдержанный. Конструкция кузова стала результатом совместных разработок Камского завода и компании Daimler AG.

Примечательно, что индекс каркаса соответствует SFTP по аналогии с четвертым поколением машин Actros. Ранее производство линейки было запущено в России. Ориентировочный перспективный объем выпуска планируется на уровне 55 тыс. экземпляров. В настоящий момент кабины стандарта SFTP активно используют для размещения на тягачах серии Actros MP4 последнего поколения. Под выпуском каркасов рассматриваются не кузова, а стандартные штампованные панели, к которым относятся двери, стенки, а также крыша.

Интерьер и экстерьер грузового автомобиля

Примечательно, что для седельных тягачей линейки Mercedes-Benz в рамках предприятия из Набережных Челнов планируется активный выпуск оригинальных полнокомплектных кабин, однако для КАМАЗов предполагают изготовление только основания стальной конструкции. Сама по себе кабина в сравнении с аналогичными изделиями популярных моделей европейского автопрома полностью соответствует техническому регламенту с точки зрения комфорта и безопасности.

Общее расстояние от пола до потолка в кабине составляет 1,98 метра при обеспечении внутренней ширины на отметке 2,27 метра. Производителем предусмотрены основные инструменты настройки работы и управления с доступом на расстоянии вытянутой руки, предусмотрены варианты регулировки сидений. Классическая комплектация транспортного средства рассчитана на одно спальное место, установлена бортовая система предоставления информации о грузовике. Кабины оснащают продвинутым сенсорным экраном на 10 дюймов, возможностью просмотра текущего статуса основных узлов и агрегатов, параметров машины.

При разработке дизайна особое внимание уделялось комфорту и удобству при эксплуатации для водителя как с точки зрения интерьера, так и экстерьера. При помощи широких ступеней и ручек на передней стороне кабины обеспечивается возможность обслуживания ветрового стекла. Яркие противотуманные фары размещены в специальных полостях бампера, поддерживают эффективное освещение поворотов. Производитель указывает на высокое качество использованных в основе материалов, применение оригинальных цветовых решений при оформлении. Интерьер и экстерьер отвечают техническим стандартам, выгодно отличаются от ранних моделей седельных тягачей.

  • КАМАЗ 54901 может похвастаться удобной и надежной в повседневном использовании кабиной К5 с элегантной и стильной конструкцией, оригинальными горизонтальными линиями в основе решетки радиатора и нестандартными раскосыми фарами.
  • Подобное решение применяется как для украшения, так и обеспечения динамичности общего дизайна модели.
  • В верхней части кабины указано наименование выпускающего завода, под ним элегантный шильдик с синим фоном.
  • Для фар магистрального тягача применяется сразу несколько отсеков для эффективности и удобства в использовании машины ночью. Хороший ближний свет поддерживает галогеновая лампа, а дальний – качественная оптика с линзованной основой. Габаритные фары представляют собой светодиоды с повышенным сроком использования.
  • Модель КАМАЗ 54901 не предполагает использование внутри салона специального моторного тоннеля, благодаря чему поддерживается комфортное перемещение по кабине. Ручка переключения передач представляет собой подрулевой джойстик, расположенный справа.

Дополнительные особенности магистрального тягача

Комфорт и удобство в повседневном использовании обеспечивают пара USB-портов. Доступ водителя в салон поддерживается при помощи удобных четырех степеней, среди которых три устанавливают за дверью для обеспечения защиты от снега, воды, попадания грязи. Специальная верхняя ступенька позволяет хранить уличную обувь, что позволяет рационально использовать свободное пространство внутри салона.

Положительно влияет на общий комфорт от эксплуатации модели КАМАЗ большое количество отсеков для хранения личных вещей, бардачки и ящики, которые расположены над панелью лобового стекла, в боковых элементах конструкции, около спального места. Специальный выдвижной ящик под установленным «спальником» оборудован компактным холодильником, второй ящик подходит для эксплуатации в качестве столика.

Основная консоль управления отличается вместительностью и практичностью при повседневном использовании. Запуск мотора поддерживается при помощи специальной кнопки, сидение оборудовано качественной пневматической подвеской, выбором подходящих настроек движения. В некоторых комплектациях применяется дополнительное верхнее спальное место с откидной конструкцией.

Оснащение приборной панели и рулевого колеса

Выгодной особенностью магистрального тягача КАМАЗ 54901 стало удобное и эргономичное расположение необходимых для водителя элементов управления транспортного средства. Приборная панель обеспечивает возможность быстро получить информацию от датчиков, отличается стандартной формой. Отделка кабины представлена долговечными и прочными материалами с приятной основой, поддерживается хороший угол обзора с водительского сидения.


На спидометре и тахометре указаны основные сведения о транспортном средстве, установленные в настоящий момент параметры. Другие сведения в режиме реального времени поступают на компактный монитор. Центральная консоль предусмотрена в сторону водителя, оснащается сенсорным дисплеем на 10 дюймов. Ниже производитель установил контроллер микроклимата, а также полость для автомагнитолы.

Эксплуатация и повседневное обслуживание тягача КАМАЗ 54901

Заявленный производителем ресурс автомобиля КАМАЗ 54901 составляет около 1,2 млн. км. При этом гарантийный пробег предусматривает обслуживание в течение первых 260 тыс. км. Оптимальные интервалы между прохождением сервисного обслуживания составляют 120 тыс. км. Транспортное средство сохраняет заводские рабочие параметры при эксплуатации с температурой воздуха от -50 до +40 о С.

Модель отличается умеренными расходами на содержание: средняя стоимость одного км пути составляет около 30 рублей. Примечательно, что европейские аналоги требуют уже около 38 рублей. Тягачи в стандартной комплектации оснащаются продвинутой системой автономного движения в случае сильного трафика на дороге, специальным активным механизмом рулевого управления. Дополнительную безопасность на повороте и при движении по загруженной дороге поддерживает электронная система. Предусмотрен индикатор степени усталости водителя. Контроль за техническим состоянием транспортного средства обеспечивается при помощи специального приложения на мобильном телефоне.

Читайте также: