Приборная панель москвич 2140 обозначение

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Сигнализаторы панели приборов Москвич 412

В детстве , как многие дети, я часто проводил летние каникулы у бабушки: играл во дворе, смотрел мультики, помогал бабушке ухаживать за домашними питомцами. И хоть не было у нас в то время смартфонов, но за то в сарае хрюшка была и с ней можно было поговорить, даже погладить. Но самым запоминающимся моментом была поездка на огород. Дедушка проверял перед выездом свой, ранний ижевский Москвич 412: проверял уровень масла, подкачивал колёса. "Миша, протри-как передние стёкла и воды кипячёной принеси, вот так так заливай. Так смотри: вот эти огни горят, а вот эти?. Ну сейчас прогреем и поедем."

Лет шесть мне тогда было. Вот только обращал я внимание, что какая то лампочка у дедушки загорается там где приборы. Ну теперь я знаю что это называется сигнализаторы панели приборов. А тогда это лампочка загоралась при включении зажигания и горела всю поездку. Я спросил у дедушки, что это за лампочка красная он сказал , что это контрольная лампа тормозной системы.

Позже, по прошествии многих лет, я и мои студенты восстанавливали этот старый москвич на учебной практике в техникуме.

А теперь хочу немного рассказать об указателях и сигнализаторах панели приборов Москвич 412.

Шкала амперметра двусторонняя , имеет деления ценой 10 Л, но цифровых обозначений только три: —20; 0 и +20. Если через амперметр протекает ток от аккумуляторной батареи, То стрелка прибора перемещается влево от нуля шкалы. Если через амперметр протекает ток от генератора, то стрелка прибора передвинется вправо от нуля шкалы.

Шкала указателя уровня топлива в баке имеет деления, соответствующие четверти емкости бака, но цифровых и буквенных обозначений только три:

0—бак пустой, 0,5— половика емкости бака и П — бак полный.

Шкала указателя давления масла имеет четыре деления с цифровыми обозначениями в кг/см2: 0, 2,4 и 6.

Шкала указателя температуры охлаждающей двигатель жид-
кости имеет четыре деления с цифровыми обозначениями в °С: 40,
80,100 и 110.

Контрольная лампа ручного тормоз а со светофильтром красного
цвета загорается при включении ручного тормоза.

Видно у дедушки были проблемы с тормозами или концевиком ручника. Стояночным тормозом он никогда не пользовался. Возможно были проблемы с герметичностью системы. Или на ранних ижах это был своего рода индикатор включенного зажигания)))

А вам спасибо за просмотр. Жду ваших комментариев о работе контрольных ламп и указателей панели приборов Москвич 412.

Американский салон, металлик и импортные детали: мифы и факты об АЗЛК-2140 SL


В советские годы бытовала обидная поговорка: «бывает машина, а бывает Москвич». Ведь несмотря на упорное противостояние Москвичей и Жигулей, и «четыреста двенадцатый», и АЗЛК-2140 в глазах многих советских автомобилистов уступали по уровню комфорта и (главное!) престижа «вазовской» продукции – особенно, после того, как в середине семидесятых годов «люксовую» модель ВАЗ-2103 дополнила еще более впечатляющая снаружи и внутри «шестёрка» . Но Московскому автозаводу имени Ленинского комсомола удалось достойно ответить конкуренту с берегов Волги «особенной» модификацией Москвича, получившего обозначение АЗЛК-2140 SL. Почти такой же, как обычный «сороковой», но… с абсолютно другим салоном и «забугорными» элементами отделки, этот автомобиль еще задолго до выхода переднеприводнго «сорок первого» стал объектом для создания различных вымыслов и небылиц, связанных с его разработкой и комплектацией. Выясняем, какие из них были правдивыми, а какие – нет.

Б уквы SL на крышке багажника и передних крыльях давали понять, что это – специальная версия Москвича. Советские автомобилисты расшифровывали эту аббревиатуру по-разному – «суперлюкс», «специальный люкс» и даже «сатурнус люкс».

moskvich_2140sl_3

SL

Последний вариант изобрели те, кто был осведомлён о техническом партнёре АЗЛК – югославской фирме Saturnus, выполнявшей роль дилера советского «Автоэкспорта» на Балканах. Именно это предприятие продавало там автомобили производства СССР и в рамках сотрудничества с Московским автозаводом взяло на себя обязательства по поставке некоторых комплектующих для новой модели.

Однако официально этот автомобиль именовался совсем не как Moskvich-1,5 SL – в заводской документации модификация «сорокового» проходила под индексом Москвич-2140-117, а также обозначалась как Москвич-2140 в исполнении «люкс».

ZR-1981-1

132

Интересно, что в семидесятые годы "литерные" обозначения S, L, LS и ES использовали многие европейские дилеры Lada, «шестёрка» для финского рынка с 1978 года в некоторых комплектациях называлась Lada 1500SL, а АЗЛК-2140 там же обозначался как Elite 1500S. Вероятно, "суперлюксовость" Москвичей возникла именно поэтому.

Бамперы, светотехнику, сиденья и другие комплектующие для АЗЛК-2140 SL действительно выпускали в Европе. Фирма Saturnus, о которой мы упомянули в предыдущем разделе, поставляла эти детали в рамках кооперации, а советская сторона рассчитывалась с югославами товарными автомобилями.

Объемные пластиковые бамперы, которые делали в СФРЮ для «сорокового люкса», на момент начала производства этой модификации еще не имели аналогов, ведь ни ВАЗ-2107, ни «восьмёрка» с деталями из аналогичных материалов еще не выпускались. Важно, что продуманный до мелочей дизайн этих, казалось бы, сугубо функциональных элементов позволил преобразить устаревший уже к концу семидесятых годов облик привычного Москвича.

На фоне предшественника новая машина выгодно выделялась оригинальными «подфарниками», которые были «объемно» вписаны в архитектуру переднего бампера. Не отставала и задняя оптика, уступавшая по размерам разве что огромным фонарям Волги ГАЗ-3102.

Появившаяся в середине восьмидесятых годов тольяттинская «восьмерка» отличалась непривычным после Жигулей салоном, который ни по дизайну, ни по цветовым решениям не перекликался с прежними моделями. Зато в интерьерах последнего заднеприводного Москвича многие увидели «зубильный» след, считая, что именно от ВАЗ-2108 Москвичу достались некоторые элементы интерьера.

lada_samara_3-door_ca-spec_2_cr

azlk_2140_sl__moskvich__2_cr

Конечно, «низкие» панели Спутника и московского седана по архитектуре и оттенку были в чём-то немного похожи, но в салонах этих автомобилей на самом деле нет ничего общего. Да и от других советских машин того времени – тоже. По сути, единственное, что объединяло версию SL с ВАЗ-2103 и ГАЗ-24 – это радиоприёмник А-275 производства Муромского радиозавода. А вот панель приборов, рулевое колесо, сиденья и обивки дверей на «люксе» были полностью оригинальными.

131_cr

240

Самая же интересная особенность этого автомобиля – расположенные по центру комбинации приборов электронные часы "Электроника Б12-22" с секундомером и календарём. По меркам начала «восьмидесятых» годов — просто космический шик!

Хотя «люксовая» модель и сохранила унификацию с исходником на уровне 94%, она отличалась от базового «сорокового» не только более «гламурными» экстерьером и салоном. Так, вместо карбюратора К-126Н на этот автомобили устанавливали «жигулёвский» – лицензионный Weber, который впоследствии заменили более экологичным и экономичным «Озоном». Еще АЗЛК-2140-117 получил выпускаемый по лицензии фирмы Bosch распределитель зажигания под индексом Р147.

azlk_2140__moskvich__5_cr

Вместо дубовых «диагоналок» М-145 на «люкс» ставили радиальные шины Ми-166, а впоследствии — Ми-16, которые в то время появились и на актуальных моделях Жигулей. Для улучшения экономичности главную пару сделали «скоростной» с передаточным числом 3,89. С учётом климата в СССР новая модификация получила еще одну очень важную доработку – изменённую схему циркуляции жидкости в системе отопления, что снизило вероятность образования паровых пробок и довело эффективность «печки» до жигулёвского уровня. Наконец, именно на «люксе» были «обкатаны» такие решения, как лишенные форточек передние стёкла и бесступенчатая регулировка спинок передних сидений с помощью купленного по лицензии маховика.

moskvich_2140sl_11

Впоследствии и «сплошные» стёкла, и улучшенный отопитель, и другие узлы начали устанавливать и на обычный АЗЛК-2140.

В середине семидесятых годов массовые легковые автомобили (и не только они) стали окрашивать эмалями с металлизированным эффектом. Впервые в практике советской автомобильной промышленности в «металлик» начали окрашивать именно Москвичи! Правда, это произошло раньше, чем первый «люкс» сошел с конвейера – еще в 1978 году необычная краска появилась на стандартных АЗЛК-2140.

elite_1500sl-—-копия

elite_1500sl_2_cr

moskvic-2140_predserijnyj_1_cr

moskvich_2140sl_cr

Но специально для версии SL были созданы два оттенка металлика – «Снежная королева» (серебристо-серый) и «Страдивари» (оранжево-коричневый). Впрочем, большинство из 170 700 выпущенных до 1987 года «люксовых» Москвичей окрашивали той же краской, что и остальные «сороковые» — и это были обычные эмали безо всяких «спецэффектов».

Различия ранних комбинаций приборов КП213В

Пару лет назад товарищ Moskvichmoy рассказал о самой ранней разновидности комбинаций приборов КП213В — той самой, на циферблатах приборов которой не нанесены цифры.

Такую приборку я не торопясь искал, и вот… Перефразируя товарища Сталина, можно сказать: "Раньше у нас не было автомобильной промышленности ранней приборки, теперь… она у нас есть".

Сегодня рассмотрим различия этой ранней ранней приборки и просто ранней приборки (которая с красными стрелками, конечно).

Итак, перед нами две приборки:
— верхняя, изготовленная в июле 1974 года (поздний 412 производства АЗЛК);
— нижняя, изготовленная в октябре 1978 года (ранний 2140).

И первое, что бросается в глаза — цвет светофильтров контрольных ламп. Одинаковая только контрольная лампа стояночной тормозной системы — самая левая. Остальные светофильтры темные на приборке 1974 года и светлые на приборке 1978 года.

Второе заметное отличие — отсутствие на приборке 1974 года обозначений секторов переключения на высшие передачи.

А теперь смотрим в деталях:

Казалось бы, ну приборка, как приборка. Ну, темные светофильтры. Бывает… Типа "какие были — такие поставили". Но самое интересное с другой стороны.

Итак, как видим, на приборке 1974 года колодец контрольной лампы габаритного света вообще заглушен. Вот такой нежданчик.

Помимо отсутствия контрольной лампы габаритного света, здесь мы четко видим, что на приборке 1974 года оцифровка нанесена не на шкалах, а не обратной стороне стекол. Шрифт на стеклах имеет меньшую ширину штриха по сравнению с классическими ранними приборками 2140 и потому выглядит более изящно.

А теперь посмотрим на светофильтры. На ранних ранних приборках использовались светофильтры из прозрачной, но темной пластмассы с бугристой поверхностью, призванной давать рассеянное свечение. Особенностью этих светофильтров было то, что при включенной контрольной лампе светофильтр давал неоднородное свечение: сильное в центре и слабое по бокам; сквозь светофильтр также угадывались очертания самой лампы (кстати, такая же пластмасса использовалась в приборках классических "Жигулей" — 2101/011/02). В дальнейшем такие светофильтры на приборках заменили матовыми: сначала зеленые светофильтры контрольных ламп включения габаритного света и указателей поворотов (1976 год), затем — синий светофильтр контрольной лампы дальнего света фар (1977 год). Матовые светофильтры давали однородное рассеянное свечение, но хуже пропускали свет, и потому хуже читались при дневном освещении. Красный светофильтр контрольной лампы стояночной тормозной системы изготавливался из прозрачной пластмассы на протяжении всего периода выпуска 2140.

А вот справа нас снова ждет сюрприз. И это, конечно, светофильтр контрольной лампы габаритного света. Он просто отсутствует. Вместо него присутствует черная заглушка, отлитая заодно с приборкой.

С тыльной стороны хорошо заметно, что заглушка контрольной лампы габаритного света отлита заодно с приборкой, а не установлена в маску приборки стандартным способом оплавления в четырех местах посадочного места светофильтра.

На более ранних приборках, которые устанавливались на автомобили моделей 408 и 412 (они тоже носили наименование КП213, но без "В"), было предусмотрены только две контрольные лампы — указателей поворотов и дальнего света фар.

На снимках приборка с раннего 408 — еще с металлическим корпусом. В дальнейшем завод перейдет на литье корпусов приборок из пластмассы.

Развивая конструкцию автомобиля, и готовясь к производству "Москвича-2140", а также обеспечивая традиционную "москвичевскую" взаимозаменяемость, вместо "аэрокосмической" приборки, предназначенной для моделей 408/412, завод организовал выпуск новой приборки, которая устанавливалась на автомобили 408/412 последних лет выпуска. Поскольку приборка предусматривала установку двух дополнительных контрольных ламп, то требовались изменения и в электропроводке автомобиля. Все это традиционно для АЗЛК происходило не единомоментно, и приводило к появлению автомобилей с различными временными решениями, самым известным из которых, естественно, является "переходка" 412-2140, сочетавшая в себе элементы старой и новой моделей.

Что касается производителя самих приборок — рижского завода "Автоэлектроприбор", то, казалось бы, ему было проще с самого начала наладить выпуск стандартных приборок с нормальным колодцем контрольной лампы габаритного света, но просто не устанавливать саму лампу (это даже экономия на лампе, патроне и одной-двух технологических операциях). Но, видимо, опасаясь возможных ошибок сборщиков на производственной линии, завод принял решение до запуска в серию модели 2140 полностью пойти по пути АЗЛК и производить временное решение.

Москвич 2140 1977, двигатель бензиновый 1.5 л., 75 л. с., задний привод, механическая коробка передач — наблюдение

Машины в продаже


Москвич 2140, 1984


Москвич 2140, 1986


Москвич 2140, 1988


Москвич 2140, 1978

Комментарии 18

У меня на 1976 году, кажется светофильтры тёмные. Оттенки видны только днём при рассмотрении, а в темноте только светя фонариком на щиток. Сложно сравнить с матовыми светлыми, но днём не испытываю трудностей чтобы разглядеть какой индикатор сейчас горит, а какой нет.

Трудности присутствуют именно на матовых светофильтрах. У вас всё читается днём.

BrigaDir534

У меня на 1976 году, кажется светофильтры тёмные. Оттенки видны только днём при рассмотрении, а в темноте только светя фонариком на щиток. Сложно сравнить с матовыми светлыми, но днём не испытываю трудностей чтобы разглядеть какой индикатор сейчас горит, а какой нет.

Я бы с удовольствием себе такие поставил.

Содержательно, но видов приборок было гораздо больше, для полноты сравнения. И 75 с другой формой лицевой панели, с "кантиком" (при том, что на 74 412 и все 2140 эти панельки по наружной форме — одинаковые, окантовка это курьез из 1975). И разные цвета корпусов, не знаю уж, с чем их появление было связано, но белые изредка, а попадаются весь ход выпуска "учкудуков".
Но, что отдельно отмечу — вам попалась, на мой взгляд, САМАЯ редкая вариация приборки 74 года, потому что она с надписями на стеклах на английском языке. Вторые по редкости "колодцы" — 2140 наоборот, на русском языке, но они все же нет-нет да попадаются, а ВОТ ЭТО увидел впервые! Раньше все приборы с надписями на стеклах мне попадались исключительно на русском языке, и это довольно частое явление.

Конечно, больше. У меня несколько штук есть разных видов. Но про буквы — пиктограммы и красные стрелки — белые стрелки все уже знают. А вот про три колодца — как-то материалов не нашел. Потому: интереснее разбираться в чем-то новом и про это писать, чем делать "реферат". Хотя если сделать реферат про все различия всех приборок — у Драйва не хватит доступного объема картинок. :)))

Содержательно, но видов приборок было гораздо больше, для полноты сравнения. И 75 с другой формой лицевой панели, с "кантиком" (при том, что на 74 412 и все 2140 эти панельки по наружной форме — одинаковые, окантовка это курьез из 1975). И разные цвета корпусов, не знаю уж, с чем их появление было связано, но белые изредка, а попадаются весь ход выпуска "учкудуков".
Но, что отдельно отмечу — вам попалась, на мой взгляд, САМАЯ редкая вариация приборки 74 года, потому что она с надписями на стеклах на английском языке. Вторые по редкости "колодцы" — 2140 наоборот, на русском языке, но они все же нет-нет да попадаются, а ВОТ ЭТО увидел впервые! Раньше все приборы с надписями на стеклах мне попадались исключительно на русском языке, и это довольно частое явление.

У меня Люксовские приборы есть из белой пластмассы. И такие тоже видел один раз.

Содержательно, но видов приборок было гораздо больше, для полноты сравнения. И 75 с другой формой лицевой панели, с "кантиком" (при том, что на 74 412 и все 2140 эти панельки по наружной форме — одинаковые, окантовка это курьез из 1975). И разные цвета корпусов, не знаю уж, с чем их появление было связано, но белые изредка, а попадаются весь ход выпуска "учкудуков".
Но, что отдельно отмечу — вам попалась, на мой взгляд, САМАЯ редкая вариация приборки 74 года, потому что она с надписями на стеклах на английском языке. Вторые по редкости "колодцы" — 2140 наоборот, на русском языке, но они все же нет-нет да попадаются, а ВОТ ЭТО увидел впервые! Раньше все приборы с надписями на стеклах мне попадались исключительно на русском языке, и это довольно частое явление.

А ещё синяя(голубая) вот к примеру:

Ну, тут с приборами совсем солянка. А корпус — да, необычно.

А ещё синяя(голубая) вот к примеру:

я её чуть было не купил

Достаточно подробно и литературно. Отлично воспринимается визуально. Но… Самые первые приборки "три колодца", появивившиеся в…1973-м году имели вообще белый корпус. И на определённых выпусках этих приборок вокруг фасада маски был ещё выступающий кант — для более качественного монтажа в мягкой панели 412. А что касается щитков КП213 без букв после числа — тут совсем интересно, у них не только корпус был металлический… и весил такой щиток более 2 кг!

У меня есть белая приборка 74 и Станиславу попалась тут недавно очень поздняя приборка середины 80-х так же в белом корпусе. Так что не только 73! Но что это? Брак из-за отсутствия красителя на производстве?

Moskvichmoy

Достаточно подробно и литературно. Отлично воспринимается визуально. Но… Самые первые приборки "три колодца", появивившиеся в…1973-м году имели вообще белый корпус. И на определённых выпусках этих приборок вокруг фасада маски был ещё выступающий кант — для более качественного монтажа в мягкой панели 412. А что касается щитков КП213 без букв после числа — тут совсем интересно, у них не только корпус был металлический… и весил такой щиток более 2 кг!

Взвесьте ленточную приборку от 24. :)))

Я бы молотком её починил.

Нормально не работает. Перемудрили, хотя и стильная штука.

Штука очень стильная. И в целом, и спидометр в отдельности. В машине смотрится намного гармоничнее, чем более поздняя приборка со стрелочным спидометром. Конструктивно в ней несколько спорных элементов:
1. Корпус. Очень тяжелая деталь, отлитая из сплава типа ЦАМ или подобного. Возможно, в 1966 году в СССР никто не брался за отливку такого корпуса из пластмассы. Более того, изготовление корпуса приборки из пластмассы потребовало бы перейти к изготовлению из пластмассы корпуса самого спидометра (он тоже весьма тяжел для того, чтобы монтировать его на плоской пластмассовой панели. В общем, не сложилось, и приборка КП101 является, наверное, самой тяжелой из всех, что устанавливались на советских автомобилях.
2. Амперметр и винтовое крепление проводов на приборках. Этот фактор является общей чертой у 24 со всем семейством 408/412/2140. И именно наличие амперметра не позволяло перейти на разъемные соединения, и, таким образом, упростить снятие приборки с автомобиля. На ГАЗ-24 с переходом на стрелочный спидометр в приборку внедрили печатную плату с разъемами, оставив амперметр с винтовыми соединениями. И, как и на "Москвичах", при ремонтных работах на амперметре не дотягивали гайки, и амперметры грелись и выходили из строя. На "Москвичах" это приводило к оплавлению корпуса, в "Волгах" от перегрева оплавлялось стекло прибора (там у каждого прибора свое стекло + общее стекло всей комбинации приборов). Кстати, "волговская" приборка снимается весьма несложно по сравнению с "москвичевской" — вечно обломанные уши приборок на 408/412/2140 тому подтверждение. На "Москвичах" в течение всего периода производства провода крепились винтовыми соединениями, что наряду с очень неудобным снятием приборки приводило с повышенным трудозатратам на ремонт, повреждению приборов и приборки в целом (обламывание ушей).
3. Маска приборки. Очень стильная деталь с крайне нетехнологичным монтажом. Маска крепилась к корпусу 16 маленькими винтами двух разных видов — 14 под крестообразный шлиц и 2 под обычный "минусовой". Это, кстати, дает почти 100-процентную гарантию идентифицировать приборку, разбиравшуюся "шаловливыми" ручками: винты под обычный шлиц ставились заводом на позиции "второй слева" и "второй справа" по нижней кромке маски приборки. При разборке приборки мастера обычно не заморачивались вопросом "какой тут винт куда ставить" :))) В дальнейшем, уже в 1980-х завод перешел на крепление восемью усиками по периметру маски, которые загибались за край корпуса приборки.
4. Настоящее стекло. ГАЗ-24 — наверное, последний советский автомобиль, на котором в маске приборки устанавливалось настоящее стекло, а не прозрачный пластик. С точки зрения травмобезопасности это решение было не очень удачным, особенно как для 1970-х — 1980-х годов.

Как-то я слышал, как один мужик советовал молодому парню, который искал это стекло, взять и вырезать самому.

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

Автомобили семейства «МОСКВИЧ-2140». Автомобиль «Москвич» с индексом 2140 был запущен в серийное производство в декабре 1975 года. Прямым его предшественником можно назвать автомобиль «Москвич-408», сошедший с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1964 году, внешний облик которого, разительно отличавшийся от дизайна автомобилей с индексами 400, 401, 402, 407 и 403, стал основой всех будущих моделей вплоть до 1986 года, когда АЗЛК перешёл от заднеприводной «классики» на выпуск переднеприводных «москвичей» с индексом 2141.

Машина выпускалась вплоть до 1976 года на двух отечественных заводах — Московском заводе малолитражных автомобилей и Ижевском машиностроительном заводе. При этом «Москвич-408» выпускался в следующих вариантах: четырёхдверные «Москвич-408М» (медицинский), «Москвич-408Ю» (экспортный тропический), «Москвич-4083» (экспортный), «Москвич-408СЭ» (специальный экспортный), «Москвич-408П» с правым рулём, «Москвич-408Б» для инвалидов с ручным управлением, а также пятидверный «Москвич-426» с кузовом «универсал» и трёхдверный «Москвич-433» с кузовом типа фургон грузоподъёмностью до 400 кг.

Автомобиль «Москвич-408» оснащался двигателем модели «408» с рабочим объёмом 1,358 л, представлявшим собой дальнейшее развитие моторов моделей «407» и «407-Д1», устанавливаемых на автомобилях «Москвич-407» и «Москвич-403». Это был карбюраторный четырёхцилиндровый рядный четырёхтактный силовой агрегат с верхним расположением клапанов, мощность которого по сравнению с ранее выпускавшимися моделями была увеличена до 50 л.с., а на машинах с индексом «Э» (экспортный) — до 55 л.с.

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

ПОСЛЕДНЯЯ «КЛАССИКА» АЗЛК

Параллельно выпускались несколько модификаций 412-го, в числе которых были «москвичи» с индексами «412М» (медицинский), «412Э» (экспортный), «412Ю» (экспортный тропический), «412П» (экспортный праворульный), «427» (пятидверный универсал) и «434» (фургон грузоподъёмностью 0,4 т).

Мировая известность пришла к «Москвичу-412» после ряда побед в ралли и автомобильных кольцевых гонках. В частности, в 1968 году в марафонском пробеге Лондон — Сидней команда «москвичей», в отличие практически от всех других команд, пришла к финишу в полном составе, а в 1970 году в марафоне Лондон — Мехико «москвичи-412» заняли командное третье место.

«Москвич-408» выпуска 1964 года—прямой предшественник автомобиля «Москвич-2140»

«Москвич-408» выпуска 1964 года—прямой предшественник автомобиля «Москвич-2140»

В 1976 году с конвейера АЗЛК сошли автомобили четвёртого поколения — четырёхдверные седаны «Москвич-2140» с двигателем «412Э» и «Москвич-2138» с мотором «408». Первый, соответственно, работал на бензине АИ-93, а второй — на А-76. Следует заметить, что машины эти имели и другие названия — «Москвич-1500» и «Москвич-1360», где цифры соответствовали рабочему объёму двигателей в кубических сантиметрах. Параллельно выпускались и пятидверные универсалы «Москвич-2137» с двигателем модели «412Э» и «Москвич-2136» с мотором модели «408», хотя производство этих модификаций составляло не столь уж значительную долю выпуска.

По своему внешнему облику машины семейства «2140» мало отличались от «четыреста двенадцатых». Однако, по сути, это были совершенно новые автомобили. Переднее и заднее оперение кузова, а также капот и крышка багажника имели иную конфигурацию. Была также разработана новая облицовка радиатора и задней части автомобиля, выполненная из чёрного матового пластика. Прямоугольные фары, неплохо вписавшиеся в прямоугольную же облицовку радиатора, на части машин были оборудованы стеклоочистителями. Ручки дверей сделали травмобезопасными, выполненными заподлицо с поверхностью кузова.

На крышке багажника, над правым стоп-сигналом, установлена хромированная пластина с рельефной надписью MOSKVICH, а под правым стоп-сигналом, симметрично белому фонарю заднего хода, закреплена также хромированная пластина с выпуклыми цифрами 1500, обозначающими рабочий объём двигателя.

Автомобиль «Москвич-2140» выпуска 1975 года

Автомобиль «Москвич-2140» выпуска 1975 года

Схема ходовой части автомобиля «Москвич-2140»

Схема ходовой части автомобиля «Москвич-2140»

Двигатель модели «412»—его правая и левая стороны

Двигатель модели «412»—его правая и левая стороны

Передний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»
Передний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Передний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Задний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»
Задний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Задний мост и подвеска автомобиля «Москвич-2140»

«Москвич-2140» — король российского просёлка

«Москвич-2140» — король российского просёлка

В подкапотном пространстве — двигатель модели «412»

В подкапотном пространстве — двигатель модели «412»

Приборная панель автомобиля «Москвич-2140»

Приборная панель автомобиля «Москвич-2140»:

1—регулятор отопителя; 2—комбинация контрольно-измерительных приборов; 3—включатель насоса омывателя лобового стекла; 4—включатель щёток стеклоочистителя; 5—радиоприёмник; 6—перчаточный ящик; 7—регуляторы подачи воздуха в салон; 8 — включатель света в салоне; 9—включатель подсветки приборов; 10—замок зажигания; 11—включатель вентилятора отопителя

Передний и задний бамперы — хромированные, полированные, причём каждый был оснащён парой модных в то время чёрных пластиковых «клыков».

Внутренняя поверхность капота двигателя затянута простёганным «одеялом» из синтетической ткани и утеплителя — это снижало шум двигателя, а в зимнее время позволяло дольше сохранять под капотом тепло.

Изнутри кузов оклеен шумоизолирующим материалом и, если уж зашла речь о шуме, «Москвич-2140», оснащённый новой выпускной системой с тремя ступенями глушения, стал потише.

Приборная доска была облицована энергопоглощающим пластиком чёрного цвета, который по фактуре напоминал кожу. Таким же пластиком отделаны печка и центральная часть рулевого колеса.

Интересно, что на «Москвиче-2140» использовалась новая система световой сигнализации, при которой стоп-сигналы и указатели поворотов днём светили ярче, чем ночью, — переключение в «ночной» режим происходило при включении фар и подфарников. На автомобиле была задействована аварийная сигнализация, при включении которой все четыре указателя поворотов работали в «мигающем» режиме. Такая сигнализация стала новинкой не только для «москвичей», но и для «жигулей» первых выпусков, хотя в настоящее время «аварийкой» оснащаются абсолютно все транспортные средства.

«Москвич-2140» был оборудован модернизированной тормозной системой, трёхслойным лобовым стеклом и новым рулевым колесом уменьшенного диаметра с увеличенной толщиной обода. При обследовании машины во Франции было подтверждено соответствие автомобиля международным нормам безопасности, что дало автозаводу право нанести знак «Е» справа на кузове под капотом двигателя.

Сцепление однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа, с гидравлическим приводом.

Коробка передач — четырёхскоростная, с синхронизаторами на всех передачах (кроме заднего хода) и с напольным рычагом управления.

Передняя подвеска — пружинная, бес-шкворневая, с поперечными рычагами, стабилизаторами поперечной устойчивости и телескопическими амортизаторами двойного действия.

Задний мост и его редуктор с гипоидным зацеплением — один и тот же для всех моделей и модификаций нового автомобиля. Задняя подвеска — на продольных полуэллиптических рессорах.

Одинаковыми для всех версий «Москвича-2140» были и колёса с размерностью обода 41 /2J-13 или 5J-1З и с шинами для пассажирских модификаций 6.45 — 13 модели М-130А или 165/80R 13 модели МИ-155.

MOSKVICH-2140 SL — экспортная модификация автомобиля «Москвич-2140»

MOSKVICH-2140 SL — экспортная модификация автомобиля «Москвич-2140»

Приборная доска и органы управления машины с индексом SL (супер-люкс) существенно отличались от тех, которыми комплектовалась базовая модель

Приборная доска и органы управления машины с индексом SL (супер-люкс) существенно отличались от тех, которыми комплектовалась базовая модель

Как уже отмечалось, «Москвич-2140» и его модификации отвечают самым высоким отечественным и международным нормам безопасной эксплуатации транспортных средств. В частности, в рулевом управлении используются травмобезопасная телескопическая колонка с противоугонным устройством и рулевой механизм с глобоидным червяком и двойным роликом.

Тормозная система, состоящая из дисковых тормозных механизмов передних колёс и барабанных задних, оснащена гидроприводом с полностью раздельными двумя контурами и вакуумным усилителем тормозов. А в контуре привода к тормозам задних колёс установлен регулятор давления, который при торможении предотвращает блокировку этих колёс относительно передних.

Цельнометаллический несущий кузов со съёмными передними и приваренными задними крыльями является достаточно прочным и долговечным — разумеется, при надлежащем за ним уходе.

В августе 1988 года производство машин семейства «2140» было завершено и АЗЛК приступил к выпуску принципиально иного — переднеприводного — автомобиля «Москвич-2141», поставив тем самым точку в выпуске заднеприводной москвичовской «классики», начало которой было положено выпуском «Москвича-400» в далёком 1947 году.

Немало ещё заднеприводных «москвичей» и сегодня находятся в прекрасном состоянии, верой и правдой служа своим автовладельцам. Причина того — в прекрасной ремонтопригодности этих автомобилей, предполагающей относительно несложную разборку-сборку любого узла с заменой износившихся элементов. В то практически бессервисное время, когда приобретение нужной запчасти было неслыханной удачей, а возможность заказать её знакомому токарю или фрезеровщику — безумным расточительством, выкристаллизовался тип автовладельца-автомеханика, который буквально «на коленке» мог произвести ремонт чуть ли не любой сложности.

Всё это потихоньку уходит в прошлое. Но и сегодня мы, встретив на дороге один из заднеприводных автомобилей производства МЗМА/АЗЛК, не без удовольствия вспоминаем славную москвичовскую «классику».

Основные технические характеристики автомобиля «Москвич-2140»

Электропроводка Москвич 2140: особенности электрооборудования

Особенностью автомобилей Москвич 2140 считается модернизация, которая произошла в 1981 году. При проведении регламентных работ этот факт необходимо учитывать, поскольку изменения коснулись многих узлов, включая и электрооборудования автомобиля.

электропроводка москвич 2140

Исторический экскурс

Москвич 2140 является результатом глубокой модернизации «412» модели.

К середине восьмидесятых годов старая модель перестала отвечать общемировым запросам, особенно:

  1. Устаревшая форма кузова, не позволявшая комплектовать автомобиль системами пассивной безопасности;
  2. Мало функциональный салон проигрывал отечественным аналогам, не говоря уже об импортных моделях автомобилей, с которыми он соперничал;
  3. Неинформативная панель приборов. Кроме того, она была еще и травмоопасной, поскольку никто не прорабатывал в те годы вопросы безопасности при ДТП;
  4. Неэффективная тормозная система и т.д.

схема электропроводки москвич 2140

Период с 1976 по 1981 годы

Модернизированный «сто сороковой» впервые сошел с заводского конвейера в 1976 году.

В соответствии с заводской классификацией и действовавшими отраслевыми нормативами, рестайлинговая модель с кузовом «седан» получила наименование:

  1. «Москвич-2140». Модель оснащалась двигателем УЗАМ-412;
  2. «Москвич-2138». Модель оснащалась двигателем М-408.

Справочно: Предшественник «412» появился в линейке АЗЛК благодаря разработке нового двигателя УЗАМ-412. Его ресурс и технические возможности оказались перспективными и современными, что позволило комплектовать этим силовым агрегатом и все последующие модели.

схема проводки москвич 2140

Период с 1981 по 1988 годы

Начиная с 1981 года, Москвич 2140 перестали укомплектовывать двигателем М-408 ввиду его низкой мощности (56 л.с.), что не отвечало современным требованиям. А саму модель подвергли рестайлингу.

Среди самых радикальных отличий «сто сорокового» от предшественника можно отметить:

  1. Передние дисковые тормоза (раньше устанавливались тормоза барабанного типа на переднюю и заднюю оси);
  2. Из передних дверей исчезли форточки;
  3. Автомобиль получил бампера новой конструкции;
  4. Из внешней отделки убрали все хромированные молдинги, включая и хромированную решетку радиатора;
  5. В салоне появились подлокотники и сиденья с подголовниками.

Справочно: обновленная модель получила индекс 2140-01. Рекламное видео тех лет всячески подчеркивало внесенные изменения в конструкцию автомобиля. Также впервые на автомобилях на радиаторной решетке появилась надпись «АЗЛК».


Экспортное исполнение имело заводской индекс М-2140-117, а в обиходе автомобиль получил наименование «Москвич-1500 SL».

Из особенностей следует отметить:

  1. «Низкую» приборную панель с новыми приборами и управлением;
  2. Современную отделку салона;
  3. Новые задние фонари (все производства югославских компаний).


Особенности электрооборудования

Серьезной модернизации вначале 90-х подверглись и электрические схемы автомобиля Москвич 2140. В частности:

  1. В двухконтурной системе тормозов с вакуумным усилителем появилась электрическая схема датчика с контрольной лампой низкого уровня тормозной жидкости в расширительном бачке;
  2. На автомобиль устанавливалась современная система органов управления новой панели приборов;
  3. В базовой комплектации появилась двухрежимная аварийная сигнализация.


Справочно: Система аварийной сигнализации функционировала в двух режимах – дневном и ночном. По мнению разработчиков, яркий свет нужен только в светлое время суток, тогда как указатели поворотов и стоп-сигналы ночью могут слепить водителей сзади едущих автомобилей.

Реализовывалась эта функция следующим образом:

  1. При активации кнопки включения аварийной сигнализации, лампы накаливания в стоп-сигналах и фарах габаритных огней работали стандартно;
  2. В темное время суток при включении наружного освещения (габаритов и ближнего света фар) происходил автоматический переход на «ночной» режим работы – лампы горели вполнакала.


Совет: При обслуживании автомобиля своими руками, следует учитывать эту особенность и не пытаться изменить схему подключения.

За работу силового агрегата отвечала контактная система зажигания, традиционно применяемая в советских автомобилях:

  1. При запуске двигателя АКБ (на схеме №10) питало катушку зажигания (№9);
  2. Она генерировала ток высокого напряжения и подавала его на распределитель зажигания (№8);
  3. Трамблер передавал разряды на свечи (№7), воспламенявшие топливовоздушную смесь в цилиндрах.


После запуска двигателя, ключ в замке зажигания (№1):

  1. Возвращался в положение «все включено»;
  2. Отключал из схемы АКБ – вместо него ток на катушку зажигания подавал генератор (№4);
  3. От генератора через реле заряда (№2) происходила подзарядка аккумуляторной батареи.

Справочно: Обслуживание системы зажигания сводилось к проверке зазора между электродами свечей и чистке контактов в крышке трамблера, которые могли пригорать.

Выводы

Несмотря на обширную модернизацию узлов и агрегатов, «сто сороковой» так и не стал массовым автомобилем, хотя по многим параметрам превосходил ВАЗовские модели тех лет. Тем не менее, Москвич 2140 по-прежнему встречается на отечественных дорогах благодаря заботе автовладельцев, самостоятельно обслуживающих свои автомобили.

Электропроводка Москвич 2140 особенности электрооборудования

Серьезной модернизации вначале 90-х подверглись и электрические схемы автомобиля Москвич 2140. В частности:

  1. В двухконтурной системе тормозов с вакуумным усилителем появилась электрическая схема датчика с контрольной лампой низкого уровня тормозной жидкости в расширительном бачке;
  2. На автомобиль устанавливалась современная система органов управления новой панели приборов;
  3. В базовой комплектации появилась двухрежимная аварийная сигнализация.


Цветная схема электропроводки Москвич 2140, выпускавшихся с июня 1981 года

Реализовывалась эта функция следующим образом:

  1. При активации кнопки включения аварийной сигнализации, лампы накаливания в стоп-сигналах и фарах габаритных огней работали стандартно;
  2. В темное время суток при включении наружного освещения (габаритов и ближнего света фар) происходил автоматический переход на «ночной» режим работы – лампы горели вполнакала.


Заводская инструкция подробно описывает работу световой и звуковой сигнализации

За работу силового агрегата отвечала контактная система зажигания, традиционно применяемая в советских автомобилях:

  1. При запуске двигателя АКБ (на схеме №10) питало катушку зажигания (№9);
  2. Она генерировала ток высокого напряжения и подавала его на распределитель зажигания (№8);
  3. Трамблер передавал разряды на свечи (№7), воспламенявшие топливовоздушную смесь в цилиндрах.


Классическая контактная система зажигания автомобиля Москвич 2140

После запуска двигателя, ключ в замке зажигания (№1):

  1. Возвращался в положение «все включено»;
  2. Отключал из схемы АКБ – вместо него ток на катушку зажигания подавал генератор (№4);
  3. От генератора через реле заряда (№2) происходила подзарядка аккумуляторной батареи.

Зарубежный дизайн


Слева направо: 408, 412, 2140, 2140 SL

В кратчайшие сроки освоить разработку и производство перспективной «сорок первой» модели заводчане, естественно, не могли. А вот провести, говоря современным языком, рестайлинг «сорокового» им было вполне под силу. Получив разрешение свыше, представители АЗЛК начали вести переговоры с ателье Raymond Loewy, которое к тому времени имело за плечами ряд успешных всемирно известных проектов. Заплатив европейскому отделению ателье 80 тысяч долларов, советская сторона получила новый дизайн интерьера АЗЛК-2140. Вот только из-за своей нетехнологичности и дороговизны при серийном производстве товарные автомобили новый интерьер так и не получили. Немалые по тем временам деньги были потрачены впустую.

Московским конструкторам не осталось ничего, как заняться облагораживанием своего седана самостоятельно. Было решено, что новая модель при неизменной силовой структуре кузова будет представлять из себя «люксовый» вариант АЗЛК-2140. Это позволяло отделаться малой кровью – вывести на рынок автомобиль в комплектации «люкс», всего лишь заменив при этом наружную отделку кузова и некоторые детали интерьера. Предполагалось, что после этого Москвич не только потеснит «вазовскую» продукцию, но и вернет утерянные позиции на внешних рынках.

Несмотря на неудачу с американцами из Raymond Loewy, главный дизайнер АЗЛК Игорь Зайцев решил еще раз попытать счастья на стороне. На этот раз в качестве партнера было выбрано югославское предприятие Saturnus. На самом деле выбор был далеко не случаен. Получая из Югославии бамперы, оптику и детали внутренней отделки, московский завод поставлял партнерам уже готовые автомобили. Постоянно ограниченному в средствах АЗЛК подобный бартер был только на руку.

Исторический экскурс

Москвич 2140 является результатом глубокой модернизации «412» модели.

К середине восьмидесятых годов старая модель перестала отвечать общемировым запросам, особенно:

  1. Устаревшая форма кузова, не позволявшая комплектовать автомобиль системами пассивной безопасности;
  2. Мало функциональный салон проигрывал отечественным аналогам, не говоря уже об импортных моделях автомобилей, с которыми он соперничал;
  3. Неинформативная панель приборов. Кроме того, она была еще и травмоопасной, поскольку никто не прорабатывал в те годы вопросы безопасности при ДТП;
  4. Неэффективная тормозная система и т.д.


Модель, послужившая платформой для создания Москвича 2140

Период с 1976 по 1981 годы

Модернизированный «сто сороковой» впервые сошел с заводского конвейера в 1976 году.

В соответствии с заводской классификацией и действовавшими отраслевыми нормативами, рестайлинговая модель с кузовом «седан» получила наименование:

  1. «Москвич-2140». Модель оснащалась двигателем УЗАМ-412;
  2. «Москвич-2138». Модель оснащалась двигателем М-408.


Трехмиллионный экземпляр Москвича 2140 передан на хранение в заводской музей

Период с 1981 по 1988 годы

Начиная с 1981 года, Москвич 2140 перестали укомплектовывать двигателем М-408 ввиду его низкой мощности (56 л.с.), что не отвечало современным требованиям. А саму модель подвергли рестайлингу.

Среди самых радикальных отличий «сто сорокового» от предшественника можно отметить:

  1. Передние дисковые тормоза (раньше устанавливались тормоза барабанного типа на переднюю и заднюю оси);
  2. Из передних дверей исчезли форточки;
  3. Автомобиль получил бампера новой конструкции;
  4. Из внешней отделки убрали все хромированные молдинги, включая и хромированную решетку радиатора;
  5. В салоне появились подлокотники и сиденья с подголовниками.

Фото цветной схемы модифицированного «сто сорокового»

Экспортное исполнение имело заводской индекс М-2140-117, а в обиходе автомобиль получил наименование «Москвич-1500 SL».

Из особенностей следует отметить:

  1. «Низкую» приборную панель с новыми приборами и управлением;
  2. Современную отделку салона;
  3. Новые задние фонари (все производства югославских компаний).


Плакат, рекламировавший экспортный Москвич-1500 SL

Итого работы


Перерабатывать экстерьер версии «люкс» поручили Никите Розанову. И со своей работой он справился отлично. Хромированные бамперы родом из шестидесятых годов уступили место пластиковым деталям тщательно проработанной формы. Новые бамперы были не только красивы, но и скрывали расположенные в передней панели технологические швы. При этом передние «подфарники» также переехали на бампер, благодаря чему внешность скромного седана заиграла новыми красками. С пластиковым «обвесом» Москвич стал похож на иномарку.

Интерьер и экстерьер

Видео: Тест драйв Москвич 2140 SL

Хватало и других изменений. Люксовая версия АЗЛК-2140 получила новые задние фонари из поликарбоната, которые специально для Москвича изготавливались за рубежом. Ушли в прошлое и хромированные колпаки колес. А благодаря «зачерненным» рамкам дверей и черным молдингам на боковинах автомобиль визуально стал выглядеть длиннее и ниже. В качестве своеобразной вишенки на торте – шильдики SL, расположившиеся между колесной аркой и передней дверью. На этом заводчане не остановились. К середине 70-х годов на Западе стали популярны эмали с металлизированным эффектом, и уже в 1978 году мир увидел первый Москвич, окрашенный краской «металлик». Но справедливости ради стоит сказать, что «металликом» от финской компании Tikkurila были окрашены лишь некоторые партии автомобилей.


Рука дизайнеров коснулась и интерьера «люксового» Москвича. Так называемая «высокая» панель приборов на заводе нравилась далеко не всем, поэтому Зайцеву со своей командой пришлось разработать новую «торпеду», архитектура которой склонялась к набирающей популярность «низкой» панели. К слову, на АЗЛК-2140 SL последняя появилась даже раньше, чем на серийных переднеприводных моделях АвтоВАЗа. То же самое можно сказать и про использующуюся на версии «люкс» бесступенчатую регулировку угла наклона спинки водительского сиденья. Классические Жигули в то время довольствовались куда более простым ступенчатым механизмом регулировки.

Главным же нововведением можно назвать новые материалы отделки бежевого и серого цветов. Придя на смену унылому черному пластику и темной ткани, они сделали салон Москвича наряднее и уютнее. Из полезных опций на АЗЛК-2140 SL появились радиоприемник и подогрев заднего стекла, отсутствующие на базовом «сороковом». Кроме этого конструкторы отказались от поворотных форточек в передних дверях, чем вызвали недовольство определенной части потенциальных покупателей. Хотя тех, кто ради улучшения внешнего вида автомобиля был готов отказаться от устаревшего решения, было на порядок больше.

Видео: Москвич 2140 SL

Технические новшества

Существует расхожее мнение, что версия SL от обычного АЗЛК-2140 отличалась только переработанными интерьером и экстерьером, но на самом это было далеко не так. Если на базовом Москвиче использовался примитивный карбюратор Л-126Н, то на 2140 SL устанавливали более современный лицензионный карбюратор Weber, производимый на Дмитровградском автоагрегатном заводе. Лишь спустя несколько лет после старта производства ему на смену пришел на сто процентов отечественный «Озон». Менее заметные изменения – новый редуктор заднего моста и радиальные шины Ми-166. Последние, впрочем, постепенно стали устанавливаться и на обычный АЗЛК-2140.

Первые покупатели люксового Москвича получили свои автомобили в «олимпиадном» 1980 году. Чуть позже 2140 SL добрался и до стран СЭВ, где большого успеха так и не снискал. Как бы ни старались инженеры и дизайнеры, но к середине 80-х годов автомобиль окончательно устарел. И это означало только одно – рано или поздно АЗЛК-2140 SL должен был уступить свое место на конвейере более совершенной модели. В 1987 году так и произошло. Заводчане полностью сосредоточились на запуске в производство переднеприводного АЗЛК-2141. Причем из-за отсутствия импортных комплектующих производство люксового Москвича было прекращено даже раньше, чем выпуск базовой модели.

Тем не менее свою важную роль АЗЛК-2140 SL выполнил

Он позволил привлечь внимание к продукции Автозавода имени Ленинского комсомола, благодаря чему «сороковой» Москвич удалось выпускать вплоть до 1988 года. Хотя и тут «вазовская» классика оказалась вне досягаемости

Не имея в техническом плане подавляющего преимущества над Москвичом, на конвейере она продержалась на 10 лет дольше.

Читайте также: