Бестужев лада и в молодость и зрелость размышления о некоторых социальных проблемах молодежи

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Структура досуга студенческой молодежи ( по результатам опроса учащихся смоленских вузов)

Структура досуга студенческой молодежи ( по результатам опроса учащихся смоленских вузов)

Статья посвящена изучению структуры студенческого досуга, которая представляет собой совокупность наиболее предпочтительных форм и видов свободного времяпровождения учащейся молодежи, сформированную под воздействием различных факторов внешней среды. В этой связи особое внимание уделяется детерминантам досуговой деятельности. Учитывая особенности учащейся молодежи как особой социально-демографической группы, в фокусе внимания оказались микросоциальные факторы: временной, материальный, коммуникативный и фактор территориальной доступности учреждений досуга. Досуговые предпочтения выявлялись путем определения предпочтительных для студентов форм и видов досуговой деятельности, имеющих разную направленность - развивающую, развлекательную и творческую. Исследование проводилось в марте 2017 года. Использовался метод опроса. Выборка многоступенчатая гнездовая. Всего опрошено 374 студента ведущих смоленских вузов. В результате исследования установлены досуговые предпочтения современного студенчества, определена степень вовлеченности студентов в развивающие, развлекательные и творческие виды свободного времяпровождения, установлена степень влияния микросоциальных факторов на выбор тех или иных видов свободного времяпровождения. Зафиксировано, в какой мере студенческий досуг ориентирован на саморазвитие, и насколько сильны гедонистические настроения. Полученные результаты изучения структуры досуга современного студенчества позволяют систематизировать и углубить имеющиеся данные о специфике и особенностях рассматриваемого аспекта жизнедеятельности современной молодежи, способствуя тем самым приращению социологического знания. Кроме того, результаты исследования представляют практическую ценность для осуществления совершенствования организации внеучебной деятельности молодежи в период их обучения в вузах, будут полезны в работе региональных органов власти, занимающихся проблемами молодежи, могут использоваться при разработке отраслевых социологических дисциплин.

Досуг , студенческая молодежь , досуговые предпочтения , структура досуга , его формы и виды , развлекательная , развивающая и творческая направленность , факторы досуга

Формирование культуры молодежи

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

1.Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи./ И.В. Бестужев -Лада - М.: Просвещение, 2007.- 121с.

.Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М: НИИ культуры, 2003- С.3-62.

.Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. - М., 1997 - №12

.Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга: Монография / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - Киев: Высшая школа, 2009.-210с.

.Викторов А. Досуг - дело серьезное // Воспитание школьников, 2001, № 5.

.Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. / Б. Грушин - М: Профиздат, 2007.-167с.

.Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов: Аналитический обзор. / И.И. Горбатова, А.В. Каменец.- М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2007.-220с.

.Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998, Т. 68, № 6. С. 56-69.

.Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. / А. Демченко. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2008.-49с.

.Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб / А. Демченко. - М., 1996.№ 7.-С.10-13.

.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2009.-32с.

.Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 2007-41с.

.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Издательство МГУК, 2008.-136с.

.Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2007.-48с.

.Мосалев Б.Г. Досуг. / Б.Г. Мосалев.- М.: Изд-во МГУК, 2005.-85с.

.О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. - М., 1996.-№7.-С.10-13.

.Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / З.А. Петрова. - М.: МГИК, 2008.- С.92-108.

.Проблемы досуговой деятельности современной молодежи и пути их преодоления // Закон и право. - 2008. - №10. - С. 85-86.

.Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. - М., 2008, С.22-91.

.Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб. науч.тр./ НИИ культуры. - М., 2007.-144с.

.Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов.- Социс- М., №1 2008.- С105-110.

.Фатов А.В. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. / А.В. Фатов - 2009. - №16. - С. 62-66.

.Фатов А.В. Контркультурные феномены в молодежной среде - свидетельство деградации или движущая сила культурно-исторического процесса // Педагогические науки. / А.В. Фатов. - 2008. - № 4. - С. 107-111.

Бестужев лада и в молодость и зрелость размышления о некоторых социальных проблемах молодежи


Игорь Бестужев-Лада
Российский футуролог и социолог, профессор социологического факультета МГУ, доктор исторических наук, зав. сектором Института социальных исследований, академик Российской академии естественных наук. Заслуженный деятель науки РСФСР. Основатель Московской школы социального прогнозирования. Настоящая фамилия – Бестужев. Родился в селе Лада (Пензенская губерния, ныне – Мордовия). В 1950 году окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности «история». История, помимо прочего, стала его профессиональной деятельностью на всю жизнь. В 1954 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Русское военное искусство в Крымской войне», в 1963 году – на соискание степени доктора исторических наук. В 1954-1966 годах Игорь Васильевич был научным сотрудником Института истории АН СССР, а с 1967 года – заведующим сектором социального прогнозирования в Институте международного рабочего движения АН СССР, а также в Институте конкретных социальных исследований АН СССР (ныне – Институт социологии РАН). С 1969 года становится профессором социологического факультета МГУ им. Ломоносова. С 1989 года – председателем Президиума Российского педагогического общества, а с 1992 года – академик-секретарь отделения образования и культуры Российской академии образования. Некоторое время был членом Совета по делам молодёжи при Президенте Российской Федерации. C 2000 года возглавлял Учёный совет Гуманитарно-Прогностического Института, который был создан на базе учебного центра Российского отделения Международной Академии исследований будущего. С 2002 года – член Консультативного совета при Генсовете «Единой России». С 2006 года – почетный президент Российской академии прогнозирования (отделение Международной академии исследований будущего). Бестужев-Лада также является действительный членом Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, Академии космонавтики и Международной академии гуманизации образования, проректором Российского открытого университета (РОУ), генеральным директором Института прогностики при РОУ. Игорь Бестужев-Лада (1967)
Публиковаться начал в 1950-х: статьи по истории России и СССР. К 1961 году относятся его первые публицистические работы в области новой науки футурологии. «Я по образованию – военный историк, и еще в 1956 году мне пришло в голову: если люди исследуют прошлое, почему нельзя изучать будущее? И пусть это будет называться футурологией. Примерно в то же время подобная мысль пришла в голову еще 5-6 ученым на Западе». Свои статьи он публиковал под псевдонимом «И. Лада», скрываясь таким образом от реакции его коллег на непривычные научные взгляды, что могло стоить ему по основному месту работы. А с 1967 года он стал публиковаться уже под двойной фамилией Бестужев-Лада. В течение своей научной карьеры он опубликовал в многочисленных журналах и сборниках свыше двух тысяч статей по социальному прогнозированию и популяризации футурологии. На его счету более 70 научных книг и разработка ряда прогнозных сценариев трансформации России. За свою жизнь известный футуролог и историк собрал у себя дома огромную личную библиотеку – около 15 тысяч книг. Статьи И. В. Бестужева-Лады нередко публиковались в фантастических журналах и сборниках научной фантастики. Это неудивительно, т.к. его исследования пересекались с тем, что пропагандировали в своих произведениях фантасты. Являлся членом редколлегии серии сборников «НФ» и участником II Ефремовских чтений (Москва, 1989). Он был весьма почитаемым человеком в сообществе фантастов и сам являлся автором научно-фантастического романа «Под пятою глупости» (1995) – оригинальной версии продолжения книги М. Салтыкова-Щедрина «Истории одного города», весьма знаменательно кончающаяся перестройкой. Игорь Бестужев-Лада
В последние годы жизни Игорь Васильевич писал вещи, далёкие от фантастики, – сатирические повести о нашей жизни и страстях человеческих. Но его неутомимая энергия позволила до последних дней работать в Институте социологии РАН, являясь также профессором социологического факультета МГУ им. Ломоносова. Скончался Игорь Васильевич Бестужев-Лада после тяжелой болезни в Москве в возрасте 88 лет. Его старшая дочь – Светлана Игоревна Бестужева также является российским учёным и социологом, специалистом в области социальной демографии и социальной психологии. Кандидат исторических наук и востоковед-арабист – она автор свыше тысячи статей и очерков на научные и социально-нравственные темы и двадцати художественных книг.

Молодежь как объект социально-культурной деятельности

Молодежь — это общественно дифференцированное социально-демографическое сообщество, которому присущи специфические физиологические, психологические, познавательные, культурно-образовательные и т. п. свойства, характеризующие его биосоциальное созревание как осуществление самовыражения внутренних сущностных сил и социальных качеств. Изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям… Читать ещё >

Молодежь как объект социально-культурной деятельности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Основные проблемы в молодежной среде
    • 1. 1. Понятие «молодежь» как объект социологических исследований
    • 1. 2. Место социологии молодежи в системе социологического знания
    • 2. 1. Современное культурное общество как отражение исторического процесса
    • 2. 2. Молодежь как объект социально-культурной деятельности

    1. Основные проблемы в молодежной среде

    1.1. Понятие «молодежь» как объект социологических исследований

    Проблемы молодежи, ее образования, воспитания, социального становления, участия в общественной жизни находятся в центре внимания и на стыке разных наук. Социология относит их к важнейшим. Учитывая то, что социальный портрет молодежи формируется под влиянием разнообразных общественно-политических и социальных факторов, социология проявляет интерес к тому, какую роль будут играть для молодежи определенные социальные ценности, нормы морали, традиции и т. п.

    Молодежь — это общественно дифференцированное социально-демографическое сообщество, которому присущи специфические физиологические, психологические, познавательные, культурно-образовательные и т. п. свойства, характеризующие его биосоциальное созревание как осуществление самовыражения внутренних сущностных сил и социальных качеств .

    Молодежь поэтому и является специфическим сообществом, потому, что ее существенные характеристики и черты, в отличие от представителей старших поколений и возрастных групп, находятся в состоянии формирования и становления. Сущностью молодежи и проявлением ее главного социального качества является мера достижения ею социальной субъектности, степень усвоения общественного отношения и инновационной деятельности .

    Изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям, в разнообразных сферах жизнедеятельности: работы, обучении, семьи, неформальных организациях, во время досуга, который предусматривает активный обмен информацией с другими заинтересованными науками.

    Социализация молодежи и задачи изучения современных досуговых предпочтений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будкина Елена Константиновна

    Рассмотрены особенности поведения молодежи в свободное от занятий и работы время, показан характер влияния досуга на процесс социализации молодого поколения.

    Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Будкина Елена Константиновна

    SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE AND RESEARCH TASKS OF MODERN LEISURE PREFERENCES

    The specific features of young people behavior at their free time are examined. The nature of leisure influence on process of socialization of young people is shown.

    Текст научной работы на тему «Социализация молодежи и задачи изучения современных досуговых предпочтений»

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

    Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

    Рассмотрены особенности поведения молодежи в свободное от занятий и работы время, показан характер влияния досуга на процесс социализации молодого поколения.

    Ключевые слова: социализация, досуг, молодежь, свободное время, культурные ценности.

    Специфика свободного времени и досуга обусловливается их взаимосвязью с социальнополитической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Большое значение имеет обретение человеком возможности самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. На первый взгляд свободное время является условием развития личности. Однако оно несет в себе потенциал ускорения общественного прогресса. Для этого необходимо формировать у членов общества соответствующий уровень культуры использования свободного времени, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации.

    Все сферы жизнедеятельности человека равнозначны, какие бы виды деятельности мы не выделяли - трудовую, творческую, образовательную, потребительскую или досугово-рекреационную. Долгое время досуг рассматривался как вознаграждение за труд. В основе определения досуга лежала идея об абсолютной подчиненности сферы досуга сфере труда. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

    В настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда. Введение новых способов художественного производства, доступность фото-и видеокамер расширили круг любителей, пополнили число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, способствовало развитию, самореализации субъектов. Однако создание пространства и возможности для знакомства с законами разных жанров искусства и техники возможно в условиях специализированных студий, при непосредственном участии консультантов.

    Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция и содержательные границы социального и свободного времени общества и личности.

    Обычно используют понятия «свободное время», «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово -«труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. С этой точки зрения труд и отдых равнозначны как факторы, детерминирующие социальную организацию общества и формирующие человеческие отношения, определяющие системную целостность общества.

    Свобода выбора досуга ограничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к свободному времени, к духовным ценностям, кроме того, оно обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Сфера досуга и отдыха - важнейшая сфера повседневности, за годы экономических перемен в стране претерпевающая в своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой.

    Универсальность досуговой деятельности с точки зрения научно-содержательного и видового разнообразия уникальна. И ее реализация для каждого индивида, региона и каждой молодежной группы при едином содержании могут значительно отличаться. Негативный эффект сопровождается системой принуждения и регламентации деятельности молодежи в основных институтах ее социализации: семье, системе образования, среде общения. Авторитаризм, неуважение к личностному началу, невостребован-ность личности, пренебрежение ее интересами и потребностями, жесткое ограничение свободы вызывает социально-психологическое противодействие молодежи и выражается в поведенческой и нормативной автономии, отчуждении молодых от родителей и преподавателей. Преодоление отчуждения между личностью и основными социально-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача процесса социализации молодежи.

    Необходимо подчеркнуть важность социализации индивида через культуру в самом раннем детстве, и её определяющее значение на последующих этапах. Культурно-досуговая деятельность является реализацией субъект-объект-субъектных отношений. Противопоставление субъекта и объекта в культурнодосуговой деятельности несостоятельна. Объектами управления в культурно-досуговой деятельности могут быть условия культурно-досуговой деятельности и педагогическое руководство институциональными формами использования свободного времени.

    Изучение участника культурно-досуговой деятельности как субъекта самоуправления не снимает необходимости исследования духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала субъекта управления, необходимости формирования и возвышения его потребностей с дальнейшей ориентацией на возникающие интересы и тенденции развития в сфере культуры и досуга.

    Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной среде ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи. Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые тоже требуют своего научного осмысления. Кроме того, современный досуг следует рассматривать как досуг нового типа, как продукт индустриального общества и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры. По времени досуг концентрируется в конце учебного дня, учебной недели, во время каникул.

    Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.

    Социальная практика показывает, что время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой. Отсюда возникает проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи. Такие группы являются практическим обозначением самой важной проблемы - идентификации и социализации. Группы сверстников образуются, в основном, независимо от желаний и намерений взрослых в результате процессов самоорганизации и представляют собой «открытую» самоорганизующуюся систему, синергетическая природа которой регулируется внутренними импульсами. Попытки оказать внешнее управляющее воздействие на подростковую группу, как показывает опыт, ведет лишь к возникновению конфликтной ситуации.

    Развивающая компонента молодежного досуга проявляет себя в стремлении реализовать свои культурные, рекреационные, гражданские потребности. Это выражается в таких формах проведения свободного времени, как посещение музеев, выставок, спортивных занятий, занятий в кружках, самодеятельности, объединений по интересам, клубном движении. Тем не менее, пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи. Молодежь редко читает книги, не стремится к дополнительному самообразованию (за исключением студентов), не составляет основной аудитории музеев, театров и серьезных концертных залов.

    Следует также отметить, что современную молодежь не привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по

    интересам). Поэтому пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде.

    Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь. Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появлением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным потенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время социокультурной проблемой исследования досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфраструктуры досуга, с другой, - изучение места и роли, прежде всего новых средств массовой коммуникации.

    Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досуговой культуры является знание субъектами социокультурной среды, систем ценностных ориентаций молодежи. Необходимо исследование субъективного восприятия различными группами молодежи качества продукции отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение состава молодежной аудитории учреждений культуры, средств массовой коммуникации, а также организация специальной социологической службы досуга.

    При исследовании досуговой деятельности необходим комплексный подход, так как культура досуга связана со всеми атрибутами свободного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количество свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов, то структура и содержание свободного времени - многими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения общественного, личного и семейного досуга.

    Другой важной проблемой исследования досуговой деятельности должно быть определение оптимальных с точки зрения здорового человека, границ объема свободного времени, необходимого для различных социально-образовательных групп. Особенно это касается учащейся молодёжи.

    Важнейшим средством формирования досуговой деятельности является система образования и воспитания, которые призваны наряду со своими специфическими задачами уделять должное внимание формированию досуговой культуры. Жизненный уклад, особенно в юные годы, формирует направленность сознания, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Необходимо учитывать, что проблема досуга - это не только проблема возможностей, вкусов или распространенных тенденций, но еще и проблема выбора, а также собственных традиций, запросов и индивидуальных предпочтений.

    Особое значение имеет выяснение основных типов времяпрепровождения и механизма социального регулирования свободного времени в процессе формирования личности. В социально-психологическом исследовании на первый план должно выдвигаться отношение личности к своей деятельности, и отсюда - разделение этой деятельности на самоценную и такую, которая стимулируется потребностями по достижению внешних целей.

    Расширение свободы выбора, повышение уровня социальной ответственности за его содержание и характер использования плохо осознается молодыми людьми. Обусловленность их развития акселерацией ведет к рассогласованию границ возрастной и социальной зрелости. Одними назиданиями невозможно сформировать социальную ответственность: без сложной, интересной и самостоятельной деятельности молодежи это невыполнимая задача.

    Приобщение к культурным ценностям как средству саморазвития невозможно переоценить. Однако проявляются и негативные тенденции: ориентация на престижное потребление объектов искусства, спорта и др. часто носят характер внешний, лишенный духовно-нравственного восприятия содержания. Организаторам, менеджерам, рекламным агентам следует стимулировать расширение гражданских и общественно полезных инициатив.

    Свобода выбора и право на отдых неотделимы от ответственности за их соответствие нормам культуры поведения людей, принятых в обществе. Гарантией свободы от манипулирования интересами и навязывания «воспитательных» функций могут быть созданные условия для саморазвития и реализации потребностей, форм самообразования, что выражается в совершенствовании инфраструктуры культурно-досуговых учреждений, разнообразии направлений работы секций, расширении их специализации.

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998. - 303 с.

    2. Бестужев - Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984.

    3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 1994. - 186 с.

    4. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: Профиздат, 1980. - 127 с.

    5. Орлов А.С. Социология рекреации. - М., Наука, 1995. - 231 с.

    6. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс, - М.- 2002. - №1.- С. 110.

    7. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: сб. науч. тр. культуры. -

    М.: НИИ 1990. - 156 с.

    SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE AND RESEARCH TASKS OF MODERN LEISURE PREFERENCES

    The specific features of young people behavior at their free time are examined. The nature of leisure influence on process of socialization of young people is shown.

    Key words: socialization, recreation, youth, leisure, cultural values.

    Сведения об авторе

    Будкина Елена Константиновна, окончила МЭСИ (1987), кандидат социологических наук, старший преподаватель РГТУ-МАТИ им. Циолковского, автор 20 научных работ, область научных интересов - социология, философия, антропология, история.

    XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019


    Современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы.

    Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи.

    Досуг – поле для самореализации и самоидентификации.

    Выделим две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

    Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы.

    Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

    · в эмоциональном контакте, сопереживании;

    · в объединении усилий для совместных действий.

    Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

    · по содержанию (познавательные, развлекательные);

    · по времени (кратковременные, периодические, систематические);

    · по характеру (пассивные, активные);

    · по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

    Молодежь, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. Если рассмотрим развитие форм молодежного досуга в динамике, то отметим, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняющие свою значимость и сегодня.

    Активный досуг, о котором идет речь как о параметре качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе и т. п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для наиболее продвинутых социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь.

    За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации – интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается.

    1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2000. – С.137-303.

    2. Бестужев – Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев – Лада. – М.: Политиздат, 2001.- 320с.

    3. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1999. – 53 с.

    Социальное прогнозирование в 1960-1990-е годы

    Однако к 1990 г. и эта общественная организация "выработала" свой потенциал. Вынужденно оторванная от реальных нужд государства и производства, закостенелая в привычном бюрократизме, она оказалась не в состоянии приспособиться к быстро меняющейся обстановке. Возникли качественно новые формы координации. Одна из них - созданная в 1989 г. Ассоциация содействия Всемирной федерации исследований будущего и сеть опирающихся на нее центров исследований будущего. Эти организации объединились в 1997 г. в общественную Академию прогнозирования.

    1. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств: социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М.: Молодая гвардия, 1973.
    2. Базаров В.А. К вопросу о хозяйственном плане // Экономическое обозрение. 1924, N 6.
    3. Базаров В.А. О перспективах хозяйственного и культурного развития // Экономическое обозрение. 1928, N 6.
    4. Базаров В.А. Принципы построения перспективного плана // Плановое хозяйство. 1928, N 2.
    5. Бестужев И.В. Прогнозы в области градостроительства как одно из направлений социального прогнозирования // Социальные предпосылки формирования города будущего. М., 1967.
    6. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? М.: Вла-дос, 1997.
    7. Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования // Детность семьи. М., 1986.
    8. Бестужев-Лада И.В. Глобальная демографическая ситуация // Мировая экономика и международные отношения. 1986, N 3.
    9. Бестужев-Лада И.В. и др. Моделирование в социологических исследованиях. М.: Наука, 1978.
    10. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.
    11. Бестужев-Лада И.В. Критерии и показатели культурного прогресса: Проблема прогнозирования // Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984.
    12. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986.
    13. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.
    14. Бестужев-Лада И.В. Настоящее и будущее нашего досуга // Культура досуга. Киев: Изд-во университета, 1990.
    15. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.
    16. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее: Современные проблемы социального прогнозирования. М.: Мысль, 1970.
    17. Бестужев-Лада И.В. От глобалистики к альтернативистике // Обозреватель. 1993, N 14.
    18. Бестужев-Лада И.В. Перспективы развития книжного дела в проблематике социального прогнозирования// Книга, исследования и материалы. М.: Книжная палата, 1987.
    19. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1984.
    20. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование в СССР // Вестник Академии наук СССР. 1990, N 1091.
    21. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование образа жизни // Социологические исследования. 1974, N 2.
    22. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных последствий НТР // Будущее науки. Вып. 18. М., 1985.
    23. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.
    24. Бестужев-Лада И.В. Пути дезалкоголизации общества // Факторы риска. М.: Знание, 1989.
    25. Бестужев-Лада И.В. Россия 1904-2004: От колосса к коллапсу и обратно. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
    26. Бестужев-Лада И.В. Россия: Перспективы процесса трансформации. М.: МГУ, 1997.
    27. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979.
    28. Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы формирования ученого // Социальные и экономические проблемы повышения эффективности науки. М., 1985.
    29. Бестужев-Лада И.В. Управление научно-техническим прогрессом: Социальные аспекты // Политические науки и НТР. М.: Наука, 1987.
    30. Бестужев-Лада И.В. Что может социология? // Обозреватель. 1993, N 28.
    31. Бобровский В.С. Личность и социальное прогнозирование. Минск: Наука и техника, 1977.
    32. Вдовиченко Л.Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив. М.: Мысль, 1988.

    Список использованных источников

    Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.

    Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.

    Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998

    Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1999

    «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24

    Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - С.7- 17

    Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб: 2002 г., №10, 24 стр.

    Измайлов К.Н. – Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы – СПб:1995 г., 143 стр

    Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1997.

    Культурно – досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.

    Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288

    Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.- С. 29-46.

    М. Каплан. Основные модели досуга. М.2008.

    Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004

    Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995

    Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М.Педагогика, 1997

    Немов Р.С. «Психология» книга 2 –М. издательство «Владос» 2004

    Орджоникидзе М.И. – программа курса «Методика выявления, обобщения и распространения передового опыта соц.-кул. деятельности» - СПб:1993 г.

    Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.

    Патрушев И.Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.

    Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2000.- С.92-108.

    Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества .Саратов: Изд-во СГУ, 2000.

    Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.

    Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.

    Психология современного подростка., под редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1999.

    Расписание работы кружков и спортивных секций КГПУ им. К.Э. Циолковского на 2009 год

    Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995

    Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире» - М. Высшая школа, 1990

    Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Л.. 1992.

    Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-

    Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997

    Суртаев В.Я. – Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности – СПб:1992 г., 182 стр.

    Теменьева Р.А. – Изучение досуговых интересов населения – М:2005 г., 205 стр.

    Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1997.

    Фатов А. «Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления». Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.

    Фельдштейн Д.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, 1990, №1

    Шеховцова Е.Ю.Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели, 2004.

    Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9. С. 235-239.

    Шкурин В.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» -М., 1999.

    Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

    Изучение предпочтений проведения досуга студенческой молодежью

    Характеристика принципов и функций досуга молодежи. Особенность посещения культурных заведений. Анализ отдыха, развлечений, развития и самореализации личности. Исследование досуговых предпочтений студенческой молодежной группы, проживающей в Москве.

    Рубрика Социология и обществознание
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Дата добавления 16.07.2017
    Размер файла 139,9 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Положительным аспектом досуга выступает и то, что человек имеет возможность выбора, какой досуговой деятельностью ему бы хотелось заниматься. Ему никто не навязывает это, поэтому человек чувствует себя свободным.

    Досуг представляет собой не только деятельность, которую вы любите и привыкли заниматься. Он может включать в себя и то, что вы никогда не пробовали делать, но очень хотели бы научиться.

    1. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р.Н. Азарова // Педагогика. - 2005.

    2. Аминов С.Р. К вопросу о культурно-досуговой деятельности как социологической категории. // Вестник ВЭГУ, 2012. - № 2. - с. 10-14.

    3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008.

    4. Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М., 2005. - с. 109.

    5. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью, 2 изд.-М.: Издателъско-торговая корпорация Дашков и К°, 2009. -- 328 с.

    6. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. - М.: Издательство политической литературы, 1984.

    7. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи./ И.В. Бестужев- Лада - М.: Просвещение, - 2007. - с. 53.

    8. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 2009, - с. 117.

    9. Гапонюк П.Н. Досуг в дискурсе современного воспитания: моногр. / П.Н. Гапонюк, Н.К. Карпова, А.А. Воронин. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, - 2011. - с. 173.

    10. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2007. - с. 201.

    11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: - 2010, с. 245.

    12. Даянова Д.П. Особенности финансирования современных зрелищно-массовых форм досуга / Даянова Д.П. // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества: материалы Междунар. науч. конф. (20 апр. 2010) / сост.: Р.М. Валеев, В.Р. Алиакберова. - Казань: Культура, - 2010. - с. 15.

    13. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие / Ж. Дюмазедье // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. - С. 53.

    14. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: - 2009. -24с.

    15. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007.

    16. Зборовский, Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - С. 51-65.

    17. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи / Ю.А. Зубок.- М.: Мысль, 2007.

    20. Ильинский И. М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). Кн. 2. /И.М. Ильинский- М.: Изд-во Моск. гуманит. университета, 2009.

    21. Каменец А.В. Культурно-досуговая деятельность подростков и молодежи / А.В. Каменец и др. - М.: Изд-во Рос. гос. социал. ун-та, - 2010, - с. 62.

    22. Каплан М. Основные модели досуга. - М., 2008, 36 с.

    23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность, - М., - 2008. - 236 с.

    24. Котельникова Н.В. Семейный досуг: проблемы воспитания молодежи // Современная семья: проблемы и перспективы развития: Материалы Всерос. науч. заоч. конф. (Тверь) / Твер. гос. техн. ун-т. - Тверь, 2001. - С. 23.

    25. Лармин О.В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки. - М.: Мол. гвардия, - 1980. - с. 196.

    26. Леденцов Д. С. Ценности современного студенчества / Д. С. Леденцов // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2007.

    27. Лубкович М. Социология и журналистика. - М.: - 2005, - с. 64.

    28. Мосалев Б.Г. Досуг / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 2006. - 73 с.

    31. Патрушев В.Д. Жизнь горожанина. - М.: Академия, 2001.

    32. Петрова М.А. К вопросу об организации культурно-досуговой деятельности молодежи в современных условиях / Петрова М.А., Денисенко Н.Ю. // Социальные науки и социальные технологии в современной России: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. / сост. О.В. Агошкова и др. - Майкоп: Издатель А.А. Григоренко, - 2010, - с. 24-26.

    33. Понукалина, О.В. Эмоции в индустрии досуга: социальное конструирование, управление, потребление / О.В. Понукалина, М.Ю. Горбунова // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: науч. и социокульт. журнал. - 2010, - с.114-117.

    34. Попов Е.А. Что изучает социология культуры? / Е.А. Попов // Социс. - 2011. - № 1. - с. 90-92.

    35. Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. - 2014. - №11. - c. 219-222.

    36. Пруденский Г.А. Время и труд. - М.: Мысль, 1965.

    37. Рощина Я. М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга / Я. М. Рощина // Экономическая социология. - 2007. - Т. 8, № 4. - С. 25- 41.

    38. Симаков, А.В. Молодежный досуг и творчество: специфика и содержание (социологический аспект проблемы) / А.В. Симаков // Технология и социальная работа: научное творчество молодых : сб. науч. тр. / Е.А. Сигида (отв. ред.). - М.: Издатель Степаненко, - 2010. - с.117-121.

    40. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.- Л. Лениздат, 1977.

    41. Спивак М.С. Клубные формирования как сфера учебно- воспитательной и досуговой деятельности // Воспитание школьников. - 2011, - с. 51.

    42. Теменьева Р.А. Изучение досуговых интересов населения - М: - 2005, с. 173.

    43. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб: - 1991. -151 с.

    44. Фатов А. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления.- Москва: - 2006. - № 10, 85-87 с.

    45. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: - 2001, - с. 218.

    46. Фофонова Н.А. Социально-культурная деятельность как эффективное средство развития социальной активности учащейся молодежи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Выпуск №22 - 2011.

    47. Фофонова Н.А. Новые педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - М: Спутник +, 2011. - С. 196.

    48. Шеховцова Е.Ю. Организация свободного времени и досуга молодежи: моногр. / Е.Ю. Шеховцова. - Орел: - 2010. - с. 203.

    49. Шуваева Е.В. Основные проблемы занятости молодежи. - Ставрополь: - 2008, с. 76.

    50. Ярошенко Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. -72 с.

    51. Feuer, L. The Conflict of Generation / L. Feuer - New York : The Character and Significance of Student Movement, 1969.

    Читайте также: