Больше 100 лет назад по волге ходили пароходы количество расхода угля пароходом

Обновлено: 02.07.2024

Больше 100 лет назад по волге ходили пароходы количество расхода угля пароходом

Пароходы и теплоходы сормовской постройки перевезли миллионы пассажиров

Первенцем сормовского пассажирского судостроения стал однопалубный колёсный пассажирский пароход «Минин» (1856). Он был построен ещё во времена основателя завода Дмитрия Бенардаки.

Первый в России двухпалубный товаро-пассажирский пароход в железном корпусе «Переворот». Фото: из архива музея
истории завода

В 1871 году в Сормове был построен первый в России двухпалубный товаро-пассажирский пароход в железном корпусе «Переворот». Корпус судна был сделан из стали превосходного качества, которую сормовичи выплавляли в своих мартеновских печах (первая в России мартеновская печь была построена на заводе в 1870 году). Судно отличалось роскошной отделкой и невиданными доселе удобствами для пассажиров. Его появление ознаменовало переворот в речном судостроении: он опровергал прежнее представление авторитетов о невозможности возведения на пароходах двухъярусных надстроек. В дальнейшем именно этот тип пароходов стал определяющим до середины ХХ века.

В архиве музея истории завода «Красное Сормово» сохранилась копия акта от 4 июня 1899 года о «срочном пассажирском первом рейсе» парохода «Императрица» (построен в 1899 году по заказу пароходного общества «По Волге») по маршруту Нижний Новгород – Астрахань.

Грузопассажирский речной колёсный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна»

Более 100 лет назад, 25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колёсный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», а вскоре – пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна». За роскошное убранство внутренних помещений и комфортные условия для пассажиров пароходы, носившие имена дочерей российского императора Николая II, заслужили звания «дворцов». Эти самые крупные не только на Волге, но и в мире пароходы были построены по заказу волжского судоходного общества «Самолёт». В 1917-1918 годах пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна» был переименован в «Добрыню Никитича», а «Великая княжна Ольга Николаевна» – в «Алёшу Поповича». Позже они сменили названия на «Спартак» и «Володарский».

Пароход "Спартак". Он же — «Добрыня Никитич», он же — «Великая княжна Татьяна Николаевна»

«Спартак» – один их самых знаменитых российских речных судов. Многие годы судно курсировало по маршрутам Астрахань – Горький и Москва – Ростов-на-Дону. Его двигатель ни разу не подвергался капремонту. Пароходу было 69 лет, когда он вдруг стал кинозвездой – «Ласточкой» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». «Володарский» тоже неоднократно снимался в кино («Хождение по мукам», «Очарованный странник», «Васса»). «За выслугой лет» «Спартак» был списан в 1991 году, «Володарский» выведен из состава флота в 1989 году.

Пароход «Н.В. Гоголь»

Теперь пароходов на Волге не увидишь. Единственный российский пароход «Н.В. Гоголь» сормовской постройки (1911) уже 105 навигаций трудится на Северной Двине. Он внесён в Книгу рекордов России как самый старый пассажирский пароход «на ходу».

На Дунае, в северной части Будапешта, стоит колесный пароход «Aquamarina», на борту которого оборудована гостиница. Когда-то этот пароход ходил по Волге и назывался «Память Азина». А построен он в 1903 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий» на Сормовских заводах для работы на линии Нижний Новгород – Астрахань и назывался «Великий князь Александр Михайлович». «Великого князя» и однотипный пароход «Императрица Мария Фёдоровна» отличали высокая скорость и чуть ли не рекордная грузоподъёмность (более семисот тонн). Каюты всех трёх классов находились на второй палубе и насчитывали 176 спальных мест. Зато общее помещение четвёртого класса могло вместить более тысячи человек.

Уникальный служебный «правительственный» теплоход "Горький", 1934 г.

Ещё в 1903 году завод – впервые в мире – освоил строительство теплоходов. А в 1934 году был построен уникальный служебный «правительственный» теплоход «Максим Горький» (первоначально «Красный богатырь»), намного опередивший время своими тактико-техническими качествами и прекрасной отделкой. Он создан по проекту военно-технического отдела ОПТУ НКВД как судно специального назначения (личный теплоход И.В. Сталина). Длина теплохода составляла 68,8 метров, проектная скорость 30 км/час.

Для нового теплохода использовали энергетическую установку подводной лодки серии «Декабрист». Для отделки теплохода мастера применили более 17 пород дерева. «Максим Горький» установил рекорд скорости речного судна – 35 км/час.

В 2002-2003 годах было принято решение восстановить теплоход. В ходе модернизации практически полностью сохранены и отреставрированы его «родные интерьеры». Сегодня теплоход «Максим Горький» совершает прогулочные рейсы по Москве-реке.

Какими были круизы по Волге 100 лет назад?

Этими словами начинается "Путеводитель по Волге" А. Безчинского, изданный в 1904 году и содержащий уникальные сведения о Волге, о прибрежных городах и о путешествиях на пароходах того времени.

Приведенные ниже отрывки из путеводителя понравятся читателю, интересующемуся историей путешествий на пароходах по Волге. Они дают представление о том, каким был речной туризм сто лет назад: что-то осталось прежним и в наши дни, а что-то безвозвратно изменилось.

С каждым годом Волга привлекает к себе все большее количество путешествующих. В самом деле, трудно указать более счастливое сочетание условий, которое делало бы, как на этой реке, путешествие столь же поучительным, сколько полезным для здоровья и приятным.

Севши на пароход в Твери, путник в продолжение двух недель увидит столько краёв и получит столько впечатлений, сколько ему не довелось получить, быть может, за всю жизнь.

Другое, также огромное значение имеют поездки по Волге для здоровья, представляя несравненное средство для отдыха и укрепления при переутомлении, малокровии, слабогрудости, расстройстве нервной системы и т. д.

Пребывание на чистом воздухе, сравнительное затишье в окружающей местности вместе с близостью к природе и разнообразием впечатлений успокоительно действует на физические и моральные силы.

Однако имеются некоторые условия, мешающие спокойствию речного путешествия, главнейшее из них - отчаянные и пронзительные свистки и рев, которые обмениваются между собой днем и ночью встречающиеся пароходы.

Эти отвратительные свистки, конечно, возможно было бы заменить какими-нибудь другими сигналами, менее раздражающими, если бы пароходные компании занялись этим вопросом.

Билеты продаются на пристанях (конторках), на самих пароходах, а в Рыбинске и Нижнем Новгороде - и на вокзалах железной дороги, где багаж со станции железной дороги на пароход перевозится бесплатно.

Кроме того, продажа билетов производится в Санкт-Петербурге, в Москве, в правлениях и конторах обществ, на городских железнодорожных станциях Петербурга и Москвы и т. д.

На промежуточных пристанях билеты I и II классов начинают продаваться лишь по прибытии парохода, когда выясняется количество свободных мест. Отсутствие берегового телеграфа препятствует получению этих, а равно и многих других сведений легко и заблаговременно.

Пароходные пристани (конторки) в большинстве неудовлетворительны. Помещения для пассажиров тесны, плохо вентилируются. Особенно ощутительны эти неудобства на второстепенных пристанях.

Очень часто из имеющихся двух почти не отличающихся между собой комнат для пассажиров I и II класса одна - I класса - держится на запоре и отпирается лишь для отдельных лиц, по протекции, а все пассажиры I и II классов теснятся в единственной комнате II класса.

На "конторках" часто ощущается недостаток питьевой (переваренной) воды. На больших пристанях, особенно же в Нижнем Новгороде, удобств больше. На начальных и пересадочных пристанях можно, взявши билет, поместиться на пароходе заблаговременно, даже накануне отъезда, если пароход у пристани.

У Твери Волга имеет ширину 100 саженей, а например под Симбирском - до 2 верст. Естественно, что в зависимости от ширины и многоводия плесов Волги находятся и размеры пароходов.

В этом отношении последние делятся на три категории: 1) на небольшие пароходы, плавающие между Тверью и Рыбинском, 2) пароходы средних размеров на плесе Рыбинск - Нижний и 3) огромные пароходы на плесе Нижний - Астрахань.

Пароходы, плавающие между Тверью и Рыбинском, небольшие и непохожие на тех гигантов "американцев", которые совершают рейсы на нижнем плесе реки.

На больших пароходах среднего и нижнего плеса разница между помещениями I и II классов незначительная, - на малых же пароходах тверского плеса она является довольно резкою: во II классе этого плеса большей частью нет кают-компаний, и сами помещения отличаются и меньшими удобствами и меньшей чистотой по сравнению с помещениями II класса нижнего плеса.

К общим неудобствам тверских пароходов следует отнести нахождение пассажирских помещений под палубным балконом, вследствие чего ходьба на балкон и особенно нагрузка и выгрузка товаров происходят над головой пассажира, причиняя ему часто, даже ночью, беспокойство.

Кроме того, на палубе тверского парохода нет защиты от ветра, в то время как на пароходах среднего и нижнего плеса всегда можно укрыться от него, смотря по его направлению, либо на правом, либо на левом балконе палубы.

В виду сказанного лица слабонервные, желающие возможно большего покоя, лучше сделают, если начнут поездку по Волге от Рыбинска, откуда начинают ходить трехэтажные пароходы.

Но тому, кого не затрудняют указанные неудобства, мы усердно рекомендуем начать поездку по Волге именно с тверского плеса, потому что тогда он получит полное и цельное представление о величайшей реке России и Европы и только тогда он познакомится с колыбелью русской истории и русского быта.

Правда, тверской плес однообразнее пейзажами и природой, нежели средний, но он все же прекрасен, а ознакомление с этой древне-русской землей, с ее обликом, ее историческими местами, ее современным культурным и экономическим состоянием не может не привлекать культурного человека, любящего родную землю и желающего познакомиться с нею.

В частности уже ради посещения Углича стоит совершить поездку по тверскому плесу.

В верхнем плесе в середине лета часто вследствие наступившего мелководья пароходное движение прекращается на неопределенное время.

Главнейшие пассажирские пароходства на Волге следующие: общество "Кавказ и Меркурий", компания "Надежда", общества "По Волге" и "Самолет", последнее - единственное пароходство, содержащее рейсы от Твери до Астрахани. На плесе Тверь - Рыбинск действует только общество "Самолет", отправляющее в каждом направлении по два парохода в день.

На плесе Рыбинск - Нижний Новгород действуют: 1) общество "Самолет", 2) компания "Надежда" и 3) пароходство Кашина. Первые два - по два раза в день, последнее - один раз. На этом плесе пароходы приблизительно одинаковых размеров и устройства.

От Нижнего Новгорода до Астрахани пароходы общества "Самолет" другие: большие, чем на плесе Рыбинск. Некоторые из пароходов "Надежды" ходят от Рыбинска до самой Казани, также и пароходы Кашина.

Между Нижним и Астраханью ходят по 4 раза в неделю огромные пароходы компании "Надежда", бывшие Зевеке, представляющие с собой по отношению к первым двум, а отчасти и третьему классам положительно плавающие дворцы.

Эти пароходы самые роскошные и комфортабельные на Волге. Ход их несколько медленнее, чем пароходов других фирм, и стоянка у больших портов продолжительнее.

Другие пароходства, содержащие рейсы между Нижним и Астраханью - "Кавказ и Меркурий" и "По Волге". Пароходы "К. и М." разделяются на две категории: на скорые (почтовые), отходящие по три раза в неделю в каждом направлении, и товаро-пассажирские - по четыре раза в неделю.

Скорые - самые быстроходные по Волге, с малыми стоянками, и принадлежать к большим и роскошным. Товаро-пассажирские пароходы "К. и М.", хотя меньше скорых, но все же велики и удобны: ход их медленнее и стоянки значительно дольше, чем у скорых.

Пароходы общества "Самолет", несмотря на свою почтовую службу, нередко идут с большим опозданием, имея тенденцию не отказываться от приема запоздалого груза. Почтовые же (скорые) пароходы общества "Кавказ и Меркурий" относятся к расписанию строже.

Как на одно из волжских неудобств можно указать на отсутствие в отношении пароходных расписаний единого времени подобно принятому на железных дорогах - петербургскому времени: на Волге пароходы отходят от каждой пристани по местному времени, что ведет подчас к недоразумениям.

Помещения состоят из одноместных, двух, трех и четырехместных кают, каждая с электрическим освещением, умывальником и пр., и общих помещений, отдельно мужских и женских.

Пассажир, купивший билет с правом (без доплаты) на отдельную каюту, получает из кассы пристани ключ от нее. Во многодневном плавании отдельная каюта - неоцененное удобство: пассажир в сущности имеет собственную квартиру. В холодное время пароходы отапливаются паром.

При большом наплыве пассажиров, обыкновенном в начале лета и в нижегородскую ярмарку, отдельных кают часто не хватает, и часть пассажиров I и II классов размещается в общих помещениях, имеющихся как в первом, так и во втором классах, но случается, что и здесь не хватает мест.

Общие помещения также удобны: каждому пассажиру полагается койка; имеются столы, умывальники и пр. Освещение везде электрическое.

Чистота не везде одинаковая: на некоторых второстепенных пароходах диваны (койки) не всегда блещут чистотой, - попадаются клопы.

На пароходах существует еще четвертый класс для чернорабочих, едущих артелями. Проезд в этом "классе", отличается, правда, большою дешевизной, но зато пароходные администрации не заботятся даже о примитивных удобствах пассажиров, и люди перевозятся совершенно, как скот: четвертоклассные пассажиры обыкновенно помещаются в носовой части нижней палубы на голом полу под открытым небом.

Перед страдой, когда крестьяне едут в разных направлениях на заработки, четвертый "класс" часто представляет загон, в котором негде упасть яблоку.

На пароходах плеса Нижний - Астрахань имеются ванны для бесплатного пользования пассажиров первого и второго, а на некоторых пароходах только первого классов. Но ванное помещение обычно находится подле котла, почему там обычна высокая температура, делающая для лиц, опасающихся простуды, пользование ванной рискованным.

На всех плесах Волги не только весною, но и летом, случаются холодные ветры и вообще резкие падения температуры, поэтому туристу необходимо запастись теплым платьем.

Такса на проезд двоякая: на пароходах общества "Самолет", "По Волге" и на скорых пароходах общества "Кавказ и Меркурий" такса общая. По этой таксе проезд от Нижнего до Астрахани (5 или 6 суток) - стоит в I классе 21 рубль, во II классе 13 р. 50 к., в III классе 6 рублей.

На товаро-пассажирских пароходах общества "Кавказ и Меркурий" такса для первых двух классов пониженная: билет от Нижнего до Астрахани (7 дней) в I классе стоит 18 р. 90 к., во II классе 12 р. 15 к., в III классе 6 рублей. Тариф компании "Надежда" еще ниже.

Стоимость продовольствия на всех пароходах почти одинаковая и, в общем, недорогая. Обед из 4 блюд стоит обычно 1 р., из трех - 80 коп., обед, завтрак и ужин из 2-х блюд - 60 к. Порционная карта - ниже средних ресторанных цен.

Понятную особенность пищевого режима на волжских пароходах составляет рыбная пища: селянка, уха или другие блюда из свежей осетрины или стерляди, превосходно приготовленные, стоят 50-60 к. за сытную порцию.

Приятную особенность большинства пароходных прейскурантов составляет стоимость крепких напитков: всего на 20-25% выше погребной. На пароходах удобно пить чай со своим чаем и сахаром: кипяток с посудой подается за 5 коп. за каждое лицо (за прибор). Кипятку можно требовать без приплаты сколько угодно.

Большой недочет в плавании по Волге составляет отсутствие удовлетворительной питьевой воды: волжская вода загрязнена всевозможными отбросами и нефтью и для питья совершенно непригодна.

Хотя на пароходах ее фильтруют, но неудовлетворительно, поэтому приходится удовлетворять жажду пивом, квасом (хлебный 10 коп. бутылка), газированными водами и чаем.

Кухня и цены для I и II классов общие, но столовые - отдельные. Пассажирам III класса отпускаются кушанья по той же карте со скидкой 20%, но для них есть и удешевленный обед, попроще, за 20 к. при заблаговременном заказе на несколько лиц.

Обычно за требуемое из буфета или кухни расплачиваются сразу по выходе с парохода по предъявленному счету, на обратной стороне которого печатный прейскурант.

Кроме того, съестные припасы можно покупать почти на всех пристанях, то есть несколько раз в день. В больших городах у самых пристаней имеются разные закусочные лавки, и вообще у парохода на всех более-менее значительных пристанях женщины и дети продают хлеб, яйца, молоко сырое и кипяченое, часто жареную птицу и рыбу, ягоды, фрукты и пр. Все это в общем дешево.

Постельное белье (2 простыни и наволока) - 25 коп.

Некоторые пароходства продают обратные билеты со скидкой с цены в оба направления 15% (сроком на 2 месяца), и, по желанию пассажиров, выдают особые билеты (сроком на 1 месяц), дающие право остановок в промежуточных пристанях. Дети до 5 лет провозятся бесплатно, от 5 до 10 лет за полцены.

Хотя пароходные правила и гласят, что каждый пассажир может иметь при себе подушку и саквояж вестом не более пуда, однако это обыкновенно не соблюдается, и администрация волжских пароходов не делает придирки к пассажирам за багаж, лишь бы только он помещался под столом или на занятом диване.

Провоз собак разрешается на палубе под наблюдением владельца без права ввода ее в пассажирские помещения и с платой как за два пуда багажа.

На пароходах имеются шкапы с книгами, обыкновенно случайными, за которыми следует обращаться к помощнику капитана; на лучших пароходах есть газеты, имеется пианино. На всех пароходах имеются довольно полно составленные аптечки для бесплатного пользования всех пассажиров.

Лучшее время для путешествия по Волге - это май и начало июня. В это время веет приятной прохладой, нет жаров, бывающих в середине лета и очень ощутимых даже на пароходе. Вместе с тем в начале лета река многоводна, и плавание не нарушается бесчисленными перекатами и мелями.

В бездождные годы маловодье посреди лета принимает иногда критический характер: баржи приходится отправлять для меньшей осадки в воде с неполным грузом, большие пароходы заменять маленькими.

Кроме, собственно, волжских пароходов от Нижнего начинаются рейсы пароходств, действующих на Каме, Уфе и Вятке. Крупнейшие камские пароходства - Любимова и Братьев Каменских, отправляющие пароходы от Нижнего до Перми с остановкой в Казани и попутных пристанях: первое - два раза в день, второе - один раз в день.

Затем следует пароходство Курбатова (наследницы О.П. Карповой). От Нижнего до Вятки содержит рейсы пароходство Булычева. От Нижнего до Уфы - пароходство Якимова. Между Казанью и Астраханью совершают ежедневные рейсы пароходы Купеческого общества.

Для путешествия по Волге эти пароходы пригодны менее других благодаря разным недочетам в удобствах и чистоте содержания.

Понравилась статья? Ставьте лайки и комментируйте – это нас вдохновляет;)

Хотите стать еще ближе к миру круизов? Подписывайтесь на канал "Флот и Круизы" и на наши рассылки . В них мы делимся подробной информацией о маршрутах, новинках и действующих предложениях компаний со всего мира, представленных на сайте "Инфофлот" .

. Но погубил так неумело

. Но погубил так неумело

Во-вторых, причальная стенка саратовской Набережной в 2013 году - разумеется, совершенно внезапно для властей всех уровней - оказалась в таком состоянии, что корабли больше не могут к ней пришвартоваться. Теперь прибывающих на круизных теплоходах туристов доставляют на другом судне до дебаркадера, который в конце весны специально соорудили рядом с плавучим рестораном.

Состояние причальной стенки, до которого ее довели власть вместе с бизнесом, и круизные корабли, стоящие на якоре посреди Волги так, будто к Набережной они не могут причалить из-за эпидемии чумы в городе, - это общий позор. Не нужно думать, что в этой истории конкретные чиновники или бизнесмены, которые уверены, что они «правы» или «не причастны», могут считать себя «белыми и пушистыми». Новейшую историю Саратова творят те, кто живут в городе сегодня. Позорное положение дел в 2013 году - это их общее совместное «достижение» и зона ответственности. Хотя оно выглядит вполне закономерным финалом деградации в масштабе всей страны, которая началась на сломе советской эпохи.

. Но погубил так неумело

Можно все расточить и растратить

Автор книги-энциклопедии «Пароход на Волге» (1996 года), известный в России специалист по истории отечественного судоходства саратовец Владимир Цыбин напоминает, что в дореволюционной России наш город занимал важнейшее место в расстановке сил на великой русской реке. «Из пяти пароходных обществ два - «Купеческое пароходство» в Саратове и «Русь» в Царицыне - дала Саратовская губерния. И если пять пароходств принять за 100%, то выходит, что 40% большого флота приходилось на одну Саратовскую губернию», - рассказал Цыбин нашему изданию.

Перед революцией 1917 года, по его словам, на Волге было более 2 тысяч пассажирских и буксирных пароходов. К настоящему времени от этого огромного флота не осталось практически ничего.

«Потери начались еще во времена Гражданской войны, когда, к примеру, адмирал Колчак в устье реки Белой сжег около 80 кораблей, чтобы они не достались красным. Но потом строительство-то шло. Даже наш балаковский судоремонтный завод в 30-е годы строил пароходы. Про Сормово и говорить нечего. В навигацию 1941 года на Волге, Каме и Оке вышли около 300 только пассажирских судов. В Сталинградской битве участвовали более 500 пароходов и примерно половина из них погибли», - рассказывает Цыбин.

После войны к Саратову, по его словам, всегда были приписаны 4-5 пароходов и теплоходов. Все они принадлежали Волжскому объединенному речному пароходству.

С середины прошлого века пароходы начали терять свои позиции на Волге. Пассажирские суда стали вытеснять новые теплоходы, а буксирные пароходы - сухогрузы и танкеры. Списанные пароходы никто особо не берег, и они доживали свой век, где придется.

В конце 90-х годов в окрестностях Саратова, по некоторым данным, можно было увидеть по меньшей мере шесть исторических судов, в том числе «Карл Маркс», «Профессор Мечников», «Марксист», «Дмитрий Фурманов». К концу «нулевых» годов нашего века все они были сожжены и разрезаны на металлолом. Под водой находятся останки «Механика Погодина», «Саратовского ледокола», «Академика Чебышева», «Гончарова» и других. В специализированных интернет-форумах можно прочесть много интересного о том, где на территории Саратовской области есть обломки тех или иных судов. Но возродить их уже невозможно.

. Но погубил так неумело

Пришли иные времена

Показательным примером можно считать судьбу двух легендарных колёсных пароходов, один из которых точно знаком многим гражданам бывшего СССР.

100 лет назад волжское судоходное общество «Самолет» заказало Сормовскому заводу два больших парохода - «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Они были названы так в честь дочерей царя Николая Второго. Как отмечает Владимир Цыбин, в России в ту пору не принято было строить одинаковые суда, но в этом случае было сделано исключение.

Каждый из этих двухпалубных близнецов имел длину 91 м при ширине 18. Даже в каютах третьего класса были установлены умывальники, а пассажиры первого и второго классов были обеспечены высоким уровнем комфорта. На кораблях были предусмотрены отдельные столовые и салоны для пассажиров разных классов, парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны и т.д.

В течение ХХ века оба парохода неоднократно переименовывались. «Ольга Николаевна» сделалась в итоге «Володарским», а «Татьяна Николаевна» - «Спартаком». Корабли исправно служили на Волге, в том числе и в военные годы.

В 1984 году пароход «Спартак» получил всесоюзную известность под именем «Ласточка» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». «Володарского», кстати, тоже снимали в кино - в фильме «Очарованный странник». В документальном фильме саратовского журналиста Дмитрия Ульянова «Вернуть пароход» (2010 год) Эльдар Рязанов отмечает, что решил перенести основную часть сюжета на «Спартак»-«Ласточку» в тот момент, когда увидел этот пароход и его роскошный интерьер «красного дерева со сверкающей бронзой».

К началу 90-х эти два судна, а также «Память Азина» оставались последними пароходами на Волге. Они ходили на пассажирских линиях до Астрахани и много раз причаливали к Саратову. Немало жителей нашего региона за эти десятилетия наверняка плавали на них по Волге.

В «лихие 90-е», когда бывшие советские граждане ошалели от возможностей «срубить денег по-быстрому», а ценителей таких крупных винтажных вещей, как пароходы и самолеты, еще попросту не было, некие московские бизнесмены решили продать все три корабля за границу. В результате этой бизнес-операции выжил только пароход «Память Азина» (бывший «Великий князь Александр Михайлович», построенный в 1903-м и перестроенный в 50-х). «Память Азина» отбуксировали через Азовское и Черное моря сначала в Болгарию, затем в Венгрию. Сейчас этот пароход, который называется Aquamarina, стоит в северной части Будапешта на правом берегу Дуная. Судя по фотографиям в Интернете, он был отлично отремонтирован и служит гостиницей. Сложную старую паровую машину, которая на начало XX века была вершиной технического прогресса, постояльцы могут наблюдать через стеклянный пол (!) оборудованного над машинным отделением бара.

Этот пароход - пример того, как должны были бы выглядеть сегодня легендарные «Спартак» и «Володарский». Но им, увы, временем и людьми была уготована совершенно иная судьба.

. Но погубил так неумело

А напоследок я сожгу

Владимир Цыбин говорит, что писал в министерства, пытаясь привлечь внимание к «Спартаку» и «Володарскому», чтобы их сохранили для нашей страны. Но «упирался лбом в каменную плиту». В затоне Парижской коммуны под Нижним Новгородом, где «Володарский» и «Спартак» зимовали перед отправкой, рабочие, по словам Цыбина, хотели сами выкупить корабли у коммерсантов. Тем более что речь шла о небольших деньгах, которые в ту пору обесценивались каждый день. Они намеревались отремонтировать суда, чтобы потом использовать в коммерческих целях - для проведения свадеб, банкетов и прочих увеселительных мероприятий. Но их предложение не было услышано.

Во время стоянки в затоне роскошные интерьеры этих пароходов, о которых до сих пор ходят легенды, были разграблены. Затем их потащили вниз по Волге в Ростов-на-Дону и там какое-то время пароходы простояли у стенки набережной, где с них сдирали уже все, что только можно. В финале этой варварской истории оба судна отогнали в Аксайский затон, где они пережили пожар. Несмотря на то, что внешние постройки сгорели, корпуса кораблей, как говорят эксперты в фильме «Вернуть пароход», были на плаву, колеса и котлы не пострадали. Иными словами, при желании пароходы еще можно было восстановить. Но сделано этого не было, и в результате через некоторое время оба корабля сгинули безвозвратно.

Что это было? Чья победа?

В истории, как известно, не бывает сослагательного наклонения. Но про пароходы словосочетание «если бы…» хочется произносить снова и снова. Утрата «Спартака» и «Володарского» тем более обидна, что до расцвета капитализма и появления в стране людей, готовых тратить большие деньги на собственные дорогие «игрушки», оставалось, как теперь понятно, не так уж много времени.

Только представьте, какой огромной популярностью мог бы пользоваться сегодня пароход «Спартак» на одной только причастности к фильму «Жестокий романс». Если бы он дожил до настоящего времени, и владельцы додумались бы выставить его на аукцион, то в успехе этих торгов можно было бы не сомневаться. Одно дело - «просто» колесный пароход, хотя для XXI века и это уже чудо. Другое - «тот самый» пароход, где кипели страсти «Жестокого романса», а Никита Михалков пел «Мохнатого шмеля»! Эта песня - по-прежнему один из хитов караоке на всей территории бывшего СССР.

Сегодня оба судна наверняка имели бы иную судьбу. Но в 90-е годы дельцы, которые заполучили их в свои руки, и «ответственные лица», которые вполне могли бы их спасти, попросту не понимали, что цена этих кораблей, особенно в долгосрочной перспективе, во много раз выше стоимости металлического лома. И дело ведь даже не в кинофильмах, где они были сняты, а в поистине музейной ценности таких кораблей.

И былым мое время продли

Сегодня паровозы и пароходы переживают новую волну интереса по всему миру в связи с модой на стимпанк (steam в переводе - пар). Это направление научной фантастики, в котором человеческая цивилизация пошла по пути развития паровых машин, а не электроники и компьютеров. В эпохе стимпанка идеальное время - викторианская Англия с соответствующими городскими пейзажами, нормами поведения и классового расслоения. Вместо электронных коммуникаций пользуются пневмопочтой, вместо автомобилей с двигателями внутреннего сгорания - паромобилями. Для преодоления больших расстояний в ходу дирижабли, паровозы и пароходы.

Одна из причин увлечения стимпанком - это тоска по чему-то «настоящему». Корабль или поезд, который приводит в движение паровая машина, - любопытный объект для миллионов людей, которые привыкли к компьютерам, беспроводным сетям и мобильным телефонам, но, в большинстве случаев, не понимают, как они устроены и вообще работают. Принцип действия парового двигателя интуитивно понятен любому, кто видел кипящий на плите чайник.

В последнее время «в духе стимпанка» создается все больше новых произведений массовой культуры. Режиссеры художественных и мультипликационных фильмов, включая огромные голливудские студии, используют ушедшую эпоху и ее атрибуты для своих сюжетов и фантазий. Речь идет, разумеется, не о документальной реконструкции, а именно о «духе» той эпохе, каким он видится сегодня. Эстетику начала ХХ века и атмосферу времен промышленной революции, с паровозами, старыми фонарями, вывесками типа «Трактиръ» и манерами поведения людей старательно копируют в телерекламе и музыкальных видеоклипах.

При таком сценарии внимание к пароходам неизбежно. Но проблема в том, что найти эти корабли в России сейчас попросту невозможно. По словам Владимира Цыбина, на всей территории страны есть лишь один колесный пароход на ходу - «Николай Гоголь» 1911 года постройки. Он исправно работает на Северной Двине, движимый старой паровой машиной мощностью всего в 360 лошадиных сил. Остальные колесные пароходы давно разобраны, переплавлены или лежат в неузнаваемых руинах на берегах и на дне рек.

Паровозы, пусть и на «вечной стоянке», можно увидеть в Саратове и в других городах области, к примеру, в Аткарске. Музеи паровозов в последние годы пользуются большим интересом у россиян. В этой ситуации тем более обидно, что «Спартак» и «Володарский» не дожили до эпохи массового увлечения стимпанком всего каких-то несколько лет.

Прощай, любить не обязуйся

На Волге в окрестностях Саратова теперь можно увидеть, главным образом, катера и лодки. Из важнейшей транспортно-пассажирской магистрали, по крайней мере, в нашем регионе, она превращается в место частного пользования. В Саратовской области сейчас не XXI век, а скорее XVIII, когда пассажирские перевозки по реке еще не начались. (Хотя зарплату чиновники при этом норовят получать по меркам XXI-го).

В любом случае, исчезновение пароходов и другой материальной культуры времен промышленной революции только подчеркивает скудость российского пейзажа. Здания и машины конца XIX - начала XX веков - это то, что досталось нам от последней крупной досоветской эпохи в избытке. Но сейчас и этого наследия остается все меньше.

Почему русские люди так быстро, нетерпеливо и решительно последние сто лет расстаются со всем старым, от вещей и машин до зданий и систем - образования, здравоохранения, науки, государственного устройства, наконец? «У нас в крови это, наверное. Мы не хотим сохранять. Считаем, что это не нужно. А потом жалеем. После войны также не сохранили самолеты. А сейчас найдут в болоте один - и все радуются, и восстанавливают его», - размышляет Цыбин. Пароходам, ввиду их размеров и дороговизны, даже такая судьба, увы, не светит.

В самом начале фильма Эльдара Рязанова звучит «Романс о романсе», в котором есть строки «Отвори мне калитку в былое и былым мое время продли». В случае с пароходами этой «калиткой» теперь остаются только старые черно-белые фотографии и большие сожаления.


Пароходное товарищество «Самолет» возникло в 1852 году для перевозки пассажиров и легких грузов в верховьях Волги, между Тверью и Ярославлем. Но уже в 1859 году пароходы этого общества ходили до Саратова по Волге и до Перми по Каме. Таксы на проезд от Твери до Рыбинска в 1860-80 гг. составляли:
I класс – 6 руб.
II класс – 4 руб.
III класс – 3 руб.

В пятидесятые годы образуются другие пароходные общества: «Польза», «Кавказ и Меркурий» и другие. Крупнейшими пароходствами были образованное в 1906 г. «Торгово-промышленное товарищество Якова Спиридоновича Чернонебова» и – в 1907 г. – Дмитрия Васильевича Сироткина, владевшие соответственно 11 и 15 пароходами, не считая непарового флота.
Для защиты своих интересов судовладельцы добились в 1906 г. создания постоянной организации «Съезды судовладельцев Волжского бассейна». Возглавлял съезды бессменно Д.В. Сироткин, который к этому времени стал центральной фигурой в судоходной среде Поволжья.
Наблюдение за порядком в судоходстве производила речная полиция, существовавшая с 1803 г. Чинам полиции приходилось не только наблюдать состояние пристаней и переправ, но и тушить пожары, спасать утопающих. За успешное действие своих подчиненных в 1903 г. начальник нижегородской речной полиции П.А. Ресин награжден орденом.
До середины 1880-х годов волжские пароходы использовали в качестве топлива дрова. Огромное количество их приходилось возить на судах, что уменьшало их грузоподъемность. Искры, образующиеся при горени и вызывали пожары, последствия которых были ужасны. В 1884 г. обществом «Кавказ и Меркурий» впервые была применена нефть в качестве топлива. Перевозки нефти по Волге стали одним из важных видов грузооборота. Власти города были озабочены тем, чтобы хранение нефтепродуктов на берегах Волги не было опасным и не загрязняло реку.
Пошлинный сбор с судов составлял в течение XIX в. 1 рубль с 1000 рублей ценности груза приходящего и уходящего. В 1899 г. сбор с ценности грузов был отменен. Для пополнения городской казны в 1842 г. было создано Нижегородское отделение Рыбинской судоходной расправы. Рассматривало споры по судоходству, регистрировало контракты и договоры, получало сборы с этих действий. Кроме того, существовал так называемый попудный сбор с грузов, привозимых в город и на ярмарку; он составлял ¼ коп. с пуда.

Самые знаменитые суда, ходившие по Волге. Инфографика

Более 200 лет назад, в 1816 году, по Волжским плёсам у Царицына прошел первый пароход. С тех пор матушку-Волгу бороздило много разных судов. Среди них были и самые настоящие «знаменитости», получившие роли в фильмах таких мэтров как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай. Биографии самых известных судов «АиФ-НП» рассказал историк-архивист, знаток истории волжского судоходства Виктор Коваль.

Суда, курсировавшие по Волге. Инфографика

Молитва против парохода

В 1816-1817 годах на Каме под руководством талантливого русского инженера Петра Соболевского были построены первые пароходы. Они имели деревянные корпуса и слабый двигатель, не способный бороться с сильным течением.

Жители деревень, привыкшие к неторопливым расшивам и баркам с бурлаками, суеверно называли первые пароходы «чертова расшива». На Волге даже служили молебны, чтобы избавить от «дьявольских машин» реку.


Первой компанией, которая обеспечила регулярное судоходство от Твери до Астрахани, стало товарищество «Самолет», основанное в середине 1853 года. Затем возникло пароходство «Кавказ и Меркурий», «По Волге», а уже в начале ХХ века - пароходное общество «Русь», одна из главных контор которого располагалась в Царицыне. К 1914 году на Волге насчитывалось около 50 крупных пассажирских судов. На них состоятельные волжане не только путешествовали по воде, но и отдыхали, отмечали праздники, заключали деловые сделки.

Звёзды экрана

Сразу два судна, которые не раз довелось видеть жителям приволжских городов, стали героями кинофильмов.

Пассажирский скоростной пароход «Спартак», до революции носивший название «Великая княжна Татьяна Николаевна», заполучил роль в картине «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Фильм сняли в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Там он предстает перед зрителями как теплоход «Ласточка», на котором развернулись кульминационные сцены картины: в главную героиню Ларису на борту стреляет жених. Именно на «Спартаке» звучит фраза, ставшая крылатой: «Так не доставайся же ты никому!»

«Спартак» успел не только «сделать актерскую карьеру», но и «послужить». Во время гражданской войны на нем был плавштаб Волжской флотилии, а во время Великой Отечественной судно превратилось в плавучий госпиталь.

В начале XXI века «Спартак» был продан и отбуксирован под Ростов, где позже сгорел. О приобретении в коллекцию «Спартака» некоторое время хлопотал перед Речфлотом России один из крупнейших музеев флота Великобритании.

Роль в кино прославила и настоящую «Ласточку» - буксирный и пассажирский пароход. В 1959 году это судно сняли в фильме Леонида Гайдая «Трижды Воскресший» под именем «Орленок». По сюжету картины главные герои спасают от забвения старый буксирный пароход.

«Ласточка» участвовала в Гражданской войне и Сталинградской битве. За время последней судно доставило в город 18 тысяч бойцов Красной Армии, эвакуировало за Волгу 14 тысяч человек, втом числе раненых. За проявленное мужество члены команды и капитан Василий Крайнов отмечены наградами. Слова о пароходе можно найти в воспоминаниях выживших родителей и детей. Они писали: «Милая «Ласточка», ты спасла нам жизнь».

История теплохода закончилась в 1973 году - его утилизировали в Волгоградском затоне.

Строитель ГЭС и «предводитель» нефтяных караванов

Буксирный пароход «Степан Разин», до революции «Редедя, Князь Косогский», под командованием капитана Николая Чадаева стал флагманом вождения большегрузных караванов. Так, в 1935 году он проводил вверх по Волге составы из нефтеналивных барж с грузом в 34 тысячи тонн, а затем и более 40 тысяч тонн. «Степан Разин» был одним из самых мощных судов своего времени - его двигатель имел 1000 лошадиных сил.


В 1958 году пароход списали, после чего старый колесник некоторое время служил неподвижным пародателем. Сейчас судно порезано на металл.

«Саратовский ледокол», транспортный паром для железнодорожных составов, сейчас лежит на дне недалеко от автомоста в Саратове. Возможность подъёма и реставрации судна в качестве технического музейного экспоната обсуждается годами, но пока он остается погруженным в воду.

Эта машина с мощностью 1400 лошадиных сил - первое ледоколькное судно на Волге. Долгие годы оно работало на проводке железнодорожного парома. Участвовало в Великой Отечественной войне, а также помогало строить Волжскую ГЭС, речную инфраструктуру Сталинграда и Саратова.

Крушение лайнера

Речной лайнер «Александр Суворов» - одно из самых молодых известных волжских судов. Он был построен на чехословацкой верфи в Комарно в 1981 году. Несмотря на свой небольшой возраст, успел потерпеть крушение. 5 июня 1983 года в Ульяновске в результате навигационной ошибки «Александр Суворов» зашел под несудоходный пролет моста и столкнулся с его конструкциями. Надстройка вместе с рубкой и кинозалом оказались срезанными. Четырёхпалубное судно брало на борт 307 пассажиров. В аварии погибло около 175 человек.


Тем не менее, судно еще в строю. Теплоход был восстановлен и сейчас в навигацию курсирует по рекам европейской России.

«Параход Чкалова» и плавучая гостиница

Пассажирский пароход «Память Азина», до революции известный как «Великий князь Александр Михайлович», в наши дни тоже можно встретить на воде, правда, уже в другом качестве. Сейчас судно стоит в Будапеште и используется как плавучая гостиница.

Теплоход был построен в 1903 году и модернизирован в 1950-х. Своё последнее название получил в честь героя Гражданской войны Владимира Азина. Работал на регулярных рейсах от Горького до Астрахани до начала 1980-х годов. Долгие годы капитаном судна являлся Валентин Мелешкин - потомственный волгарь. Историю судна можно увидеть в короткометражном фильме «Старый пароход».

Грузо-пассажирский пароход «Михаил Калинин» тоже првратили в базу отдыха. Но только после славных военных моментов биографии. А до этого на пароходе работал Валерий Чкалов - будущий знаменитый летчик трудился в машинном отделении «Калинина» кочегаром.

Во время Сталинградской битвы пароход доставлял в Сталинград грузы и эвакуировал раненых. Однажды под немецким обстрелом вывез почти 1000 человек. В июне 1948 года во время шторма на Волге команда «Михаила Калинина» не пришла на помощь тонущему у берега Сталинграда буксирному пароходу «Пожарский», побоявшись непогоды. В катастрофе погиб 91 человек. В послевоенном Сталинграде «Калинин» возил пассажиров до 1970-х годов, после чего стал использоваться в качестве базы отдыха рядом с Саратовом.

В начале 1990-х пароход порезали на металлолом. Под водой, по некоторым данным, до сих пор осталась часть корпуса.

Отважный катер и сгоревший «Сталин»

Пассажирский пароход «Иосиф Сталин», или по-старому «Графиня», брал на судно до 350 человек. В августе 1942 года во время эвакуации раненых из Сталинграда находящийся под командованием капитана Ивана Рачкова «Иосиф Сталин» попал под лобовой обстрел артиллерии немцев. В результате возникнувшего пожара погибло много пассажиров и членов экипажа, а само судно село на мель близ Тракторного завода.

По одной из легенд, сейчас корпус корабля лежит на дне Волгоградского водохранилища - примерно в 15 км от плотины ГЭС.

10 фактов о Волжской ГЭС | Фотогалерея

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Волжская ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика не знала подобного.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

После того, как 9 сентября 1961 года Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, страна перестала испытывать дефицит электроэнергии.

Если бы не было ГЭС, то, скорее всего, не было бы и города-спутника — Волжского. Толчком к основанию на месте села Верхняя Ахтуба нового поселка послужило именно строительство Сталинградской ГЭС. Начальником строительной организации «Сталинградгидрострой», осуществлявшей это строительство, был назначен Федор Логинов, считающийся основателем Волжского.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергей Бологов. Он родился в 1969 г. в городе Великий Устюг Вологодской области.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы Волги. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Однако специалисты напоминают о браконьерстве и ухудшении экологической обстановки, которые на пользу рыбе не пошли.

В 2013 году на благотворительную и спонсорскую деятельность Волжская ГЭС перечислила 2 млн 400 тыс. рублей, которые были направлены на помощь детям, содействие развитию культуры, образования, здравоохранения.

10 фактов о Волжской ГЭС | Фотогалерея

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Волжская ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика не знала подобного.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

После того, как 9 сентября 1961 года Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, страна перестала испытывать дефицит электроэнергии.

Если бы не было ГЭС, то, скорее всего, не было бы и города-спутника — Волжского. Толчком к основанию на месте села Верхняя Ахтуба нового поселка послужило именно строительство Сталинградской ГЭС. Начальником строительной организации «Сталинградгидрострой», осуществлявшей это строительство, был назначен Федор Логинов, считающийся основателем Волжского.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергей Бологов. Он родился в 1969 г. в городе Великий Устюг Вологодской области.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы Волги. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Однако специалисты напоминают о браконьерстве и ухудшении экологической обстановки, которые на пользу рыбе не пошли.

В 2013 году на благотворительную и спонсорскую деятельность Волжская ГЭС перечислила 2 млн 400 тыс. рублей, которые были направлены на помощь детям, содействие развитию культуры, образования, здравоохранения.

Пожарный катер «Гаситель», до революции «Царев», несмотря на свои скромные для судна габариты - 35 метров в длину, в годы Великой Отечественной войны спас многие жизни. Во время Сталинградской битвы судно совершило под береговым обстрелом десятки рейсов, участвовало в спасательных, пожарных операциях. Судно закончило карьеру в аванпорту Волжской ГЭС, после чего в 1966 году было списано. В 1970-е годы по иницативе ветеранов речного флота началось восстановление катера. В 1977 году «Гаситель» был установлен в качестве памятника у речного вокзала в Волгограде.

По одному из проектов «Гаситель» должен был стать не памятником, а вновь самоходным судном учебной базы «Малой волжской детской флотилии», но идея так и не была реализована.

Читайте также: