Чем отличается форд от ваджиб

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Чем отличается форд от ваджиб


Вопрос: Мы хотим спросить Вас о разнице между фардом и ваджибом. В чем причина того, что деяние ваджиб не может достигнуть степени фарда? И правда ли то, что Имам Аъзам называл Пятничный намаз ваджибом?

ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим

Имам Аъзам не называл Пятничный намаз ваджибом.

Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью и категоричностью, не допуская сомнений и на основе неоспоримых аргументов, является фардом.

Этому можно привести нижеследующие примеры:

Деяния, подобные пяти столпам Ислама, являются деяниями, которые стали фардом на основе повелений в Священном Куръане.

Чтение Куръана во время намаза является примером фарда, предписанного посредством мутаватир и машхур сунны.

Харамность продажи одного за другого в долг четырех видов еды — пшеницы, ячменя, фиников и соли — пример фарда, предписанного на основе иджмаъ.

Выполнение фард-деяния является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Не выполнивший фард-деяние, становится ослушником, будет подвергнут наказанию. Кто отрицает фард, тот становится неверным.

Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью, но на основе некатегоричных аргументов, является ваджибом.

Такие деяния, как фитр-садака, витр-намаз и два праздничных (ийд) намаза относятся к ваджиб деяниям.

Выполнение ваджиб намаза является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Но саваб за ваджиб воздается немногим меньше, чем за фард.

Человек, который не выполняет ваджиб-деяние, становится ослушником и подвергнется наказанию. Но наказание за это воздается немногим меньше наказания за невыполнение фарда. Отрицающий ваджиб не становится неверным.

Другие мазхабы кроме ханафитского, фард и ваджиб считают одним и тем же понятием и, объединяя их, оба называют ваджибом.

Однако в ханафитском мазхабе, учитывая вышеприведенные тонкие различия, два этих понятия считаются отдельными положениями. Валлаху аълам.

Положения Шариата. Урок 1. Фард. Ваджиб. Понятие «Кафир».

Положения Шариата или Ахкамы Шари-и (по арабски) – включает в себя все действия, выполняемые мусульманином в течении жизни. Они делятся на различные положения (по арабски «Хукм»). «Ахкам» - это множественное число от «Хукм».

1. Фард

Это положения, которые были сказаны Аллахом в популярных источниках Ислама (Коране, Хадисах, а также всем мусульманам известные истины).

Вера (Иман), Коран, Абдест, Намаз, пост во время Рамадана, Закят, Хадж, Гусль и т.д.

Виды Фардов:

  • · Фард Даим (постоянный, непрерывный) – это вера в Аллаха, Ангелов, Книги, Пророков, в Судный день, и в то, что все плохое и хорошее в судьбе послано Аллахом.
  • · Фард Муваккат (периодичный) – это те действия, которые необхлдимо совершать, когда приходит его время выполнения. Это намаз, пост во время Рамадана, Абдест (Вуду), Гусль.
  • · Фард аляль-Кифае (достаточный) – эти действия из 100 или 50 человек, проживающих в одной местности (поселке, деревне, микрорайоне, улице), достаточно выполнять только одному. При выполнении этого Фарда одним мусульманином из этой сотни, с остальных он будет списан. Примерами такого Фарда являются: говорить и принимать Салям, совершать намаз Дженазе (за умершего), омывать умершего, изучать арабскую грамматику и другие тонкости языка, выучивать наизусть Коран, Изучать различные Кыраты (тонкости чтения) Корана и др.

Составляющие Фардов:

  • · Теория (правила описанные в специальной литературе)
  • · Практика (совершение),
  • · Размеры (количество),
  • · Вера (Иман),
  • · Ихлас (делать действие для того, чтобы Аллах был нами доволен).

Неверующий хотя бы в одну из составляющих Фарда является «Кафиром».

Кафир – это человек, который по причине своего незнания или черствости сердца, самостоятельно вышел из Ислама. Все хорошие поступки, которые он совершил будучи мусульманином обнулятся. Останутся лишь плохие поступки. Это человек будет лишен права на суд в Судный день и права на Рай. Он в любом случае будет отправлен в Ад навсегда, тогда как любой грешный мусульманин, после отбывания наказания в Аду все же будет помилован и отправлен в Рай.

Хадис: «Тот, кто хотя бы раз в жизни произнес слова «Ля иляха Илляллах» (нет никакого бога кроме Аллаха), если в его сердце обнаружится Иман размером с горчичное зернышко, обязательно попадет в Рай»

2. Ваджиб

Это так же повеление Аллаха, которое подтверждается спорными источниками (аятами и хадисами с несколькими официальными вариантами переводов), или то что, мусульманин сам для себя определил обязательным из праведных поступков (Адак, ежемесячная Садака и др.)

Примеры:

  • · В намазе Витр читать молитву «Кунут»;
  • · Во время Хаджа резать курбан в день Курбан-Байрама;
  • · Во время Рамадан-Байрама раздавать Фитре;

Составляющие Ваджиба:

  • · Теория
  • · Практика
  • · Вера
  • · Ихляс

Рия (показное совершение Ваджиба) является Храмом .

Если мусульманин не верит , что то или иное положение является Ваджибом, то его нельзя назвать кафиром.

Отличие фарда от ваджиба у ханафитов

Отличие фарда от ваджиба у ханафитов

По мазхабу Ханафи предписания разрядов Фард и Ваджиб несут различную правовую нагрузку, хотя и весьма близки друг к другу в обязательности исполнения.

Фард. Как известно, предписание подобного разряда является для мусульманина Обязательным для исполнения. Мусульманин, не выполнивший Фард, получит тяжелое наказание в виде большого греха. Если же он не признает Фард как Обязательное Предписание религии(т.е. отвергает его), то становится Отступником (Муртад).

Ваджиб. Предписание этого разряда также является для мусульманина Обязательным для исполнения. Невыполнивший Ваджиб получает менее тяжелое наказание, чем при неисполнении Фарда. Человека, отвергнувшего (отрицающего) Ваджиб, нельзя квалифицировать как отступника.

"Ваджибы", как и "Фарды", делятся на два вида: - Айн и Кифайа.

Ваджиб-уль-Айн – этот вид ваджиба Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, ваджибы молитвы, поста).

Ваджиб-уль-Кифайа – этот вид ваджиба достаточно исполнить некоторым членам общины. В этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этого вида предписаний. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные о необходимости выполнения конкретного ваджиба.

Различие Ваджибов по времени исполнения: Мутлак Ваджиб и Мукаййад Ваджиб.

Мутлак Ваджиб – Предписание, исполнение которого не ограничено определенным временем. Например, Искупления (Каффара) и Зароки (Незир), которые необходимо выполнить в удобное время.

Мукаййад Ваджиб – Предписание, исполнение которого ограничено определенным временем. То есть, для исполнения подобного Ваджиба отведен определенный промежуток времени, начало и конец которого известны исполнителю.

Фарды и ваджибы намаза по сунне

Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: "إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا" – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».

Сунна также содержит немало хадисов о намазе. Приведем один из них переданный от Абдуллаха ибн Умара, радыялЛоху ‘анху, который передал, что Пророк, алейхис-салату вас-саламу, сказал: "بُنِيَ الإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ الْبَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ.َ" - «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник, совершении намаза, выплате обязательной милостыне, совершении хаджа к Дому (Каабе) и посте в месяц Рамадан». Сахих Муслим, хадис №113.


Что такое фарды намаза?

В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.

Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).

Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.

В чем отличие фарда от ваджибы?

По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.

Фарды до чтения намаза

Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.

Должны быть соблюдены шесть следующих условий:

  1. Необходимо знать о наступлении времени намаза;
  2. Мусульманин должен быть в состоянии малого и полного омовения;
  3. Место, одежда и тело человека должны быть чисты от нечистот;
  4. При чтении намаза должны быть прикрыты части тела, которые шариат предписывает закрывать – мужчинам часть тела от пупка до колен включительно, женщинам все тело кроме лица, кистей рук и ног;
  5. Читать намаз необходимо в направлении къыблы, т.е. в сторону Каабы;
  6. Ан-ният – намерение совершить намаз. Его надо сделать перед произнесением слов возвеличивания Аллаха, которые произносятся при вступлении в молитву.

Фарды намаза во время совершения


Фардов в намазе также шесть:

  • Такбиратуль-ихрам – произношения слов возвеличивания Аллаха (Аллаху акбар, или субхоналЛах, или альхамдулилЛах и т.п.), при вступлении в молитву; (есть также сильное мнение, что этот пункт относится к фардам до чтения намаза – шартам).
  • Читать молитву стоя, для тех, кто в состоянии;
  • Чтение Корана – минимум самую маленькую суры из трех аятов, либо другие аяты размером не меньше самой маленькой суры;
  • Поясной поклон – ар-рукуъ;
  • Два земных поклона – ас-суджуд – в одном ракаате;
  • Сидение в конце намаза столько, сколько необходимо для прочтения ат-ташахуда.

Ваджибы намаза следующие:

  • Начало намаза именно словами Аллаху акбар;
  • Чтение суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах фард-намаза (большей ее части);
  • Чтение одной из маленьких сур либо аятов размером с эти суры
  • Чтение суры в первых двух ракаатах намаза;
  • Чтение суры аль-Фатиха перед чтением другой суры;
  • Выравнивания в стоячее положение после поясного поклона;
  • При совершении земного поклона пола касаться должны и лоб и нос;
  • Соблюдения порядка совершения действий в намазе;
  • Спокойствие в совершении фардов и ваджибов намаза, т.е. не быстро делать движения (например, поясной или земной поклон и т.п.), а останавливаться в каждом движении и немного подождать (хотя бы то время, за которое можно произнести слова субханал-Лахи);
  • Первое сидение для ат-ташахуда в молитвах, в которых больше двух ракаатов;
  • Чтение ат-ташахуда при первом сидении;
  • Чтение ат-ташахуда во время последнего сидения;
  • Вставание на третий ракаат сразу после чтения первого ат-ташахуда, не сидя отдыхая;
  • Произнесения «ас-саламу» – приветствия два раза в конце молитвы;
  • Громкое чтение аль-Фатихи и сур имамом в намазе в утренней и первых двух ракаатах вечерней и ночной молитв;
  • Тихое чтение аль-Фатихи и сур в дневном и послеполуденном намазе, а также в последних ракаатах вечернего (третьем ракаате) и ночного (третьем и четвертом ракаатах) намазов;

Можно ли читать только фард намазы?

Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.

Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:

"أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا".

«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.

Ваджиб – обязательные действия для мусульман

Но к обязательным в исламе также относятся и действия фард (фарз). Так в чём же отличия у ваджиба? Разберём детально.

1. Степень достоверности

Всё, что относится к фарду, выведено из наиболее достоверных и не поддающихся сомнениям источников. Например, аяты Корана или достоверные хадисы мутаватир (то есть те, что переданы большим числом сахабов). Ваджиб же устанавливается на основе достоверных источников, но не столь авторитетных, как в случае с фардом. Например, хадисов ахад (то есть переданных одним человеком).

2. Степень награды

За совершение фарда, более высокого по значимости, верующему, по воле Всевышнего, записывается больше саваба, чем за ваджиб.

3. Впадение в куфр и степень греха

За отказ от совершения как фарда, так и ваджиба мусульманину записывается грех, но степень его тяжести зависит от ряда факторов. Если человек не выполняет деяния фард и отрицает необходимость их совершения, то, по мнению большинства учёных, он выходит из ислама, то есть считается неверующим. В ситуации же с ваджибом дело обстоит иначе. Если правоверный отрицает ваджиб, то такой поступок не выводит его из ислама, но ему за это записывается грех.

Если же мусульманин признаёт необходимость совершения фарда и ваджиба, но не выполняет такие деяния по причине лени, то за это ему записывается грех, причём за оставление фарда более тяжкий, чем за отказ от ваджиба.

Таким образом, ваджиб – это фактически полная противоположность макруху тахриману.

Элементы намаза, которые считаются ваджибом

Что касается самих намазов, то к этой категории учёные-ханафиты относят молитву (ид-намаз) по праздникам Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также витр. Но и внутри любой молитвы все её составляющие также разделяются на категории по степени обязательности. Так, в намазе есть действия, относящиеся к ваджибу:

  • проговаривание фразы «Аллаху Акбар» в такбире в самом начале;
  • прочтение «Аль-Фатихи» во всех ракаатах молитвы (при этом, ряд алимов относят её чтение в третьем и четвёртом ракаатах к категории суннат);
  • чтение дополнительной суры в первом и втором ракаатах обязательных (фард) намазов и во всех ракаатах молитв ваджиб, суннат и нафль (в данном случае допустимо также прочесть 3 небольших аята или один аят, равный какой-либо суре);
  • соблюдение порядка в чтении сур «Фатиха» и дополнительной во время кияма (стояния);
  • при суджуде (земных поклонах) касаться поверхности лбом и кончиком носа;
  • сидение (кууд) по окончании второго ракаата в намазах из 3 и 4 ракаатов;
  • чтение «Ат-Тахийята» во время сидения;
  • чтение в каждом ракаате коллективных фаджр-, ид-, джума-, таравих- и витр-намазов имамом суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры вслух, а также в коллективных молитвах магриб и иша (в случае с намазами зухр и аср с джамаатом ваджибом будет их проговаривание тихо);
  • сохранение необходимого порядка телодвижений при совершении поклонения (то есть следует выполнять все движения в молитве согласно нормам Шариата);
  • выпрямление после поклона на уровне пояса (каума);
  • сидение между двумя суджудами;
  • выполнение намаза в умиротворённом состоянии и должным образом;
  • в конце намаза сказать приветствия вправо и влево со словами «Ассаляму алейкум уа рахматуллах»;
  • произнесение такбира и дуа «Кунут» во время молитвы витр.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Подруга говорила, что каждый раз при совершении тауба лучше произносить изначально шахаду, а о мало ли, вдруг этот грех вывел из Ислама, Астагафирулла


По мазхабу Ханафи предписания разрядов Фард и Ваджиб несут различную правовую нагрузку, хотя и весьма близки друг к другу в обязательности исполнения.

Фард. Как известно, предписание подобного разряда является для мусульманина Обязательным для исполнения. Мусульманин, не выполнивший Фард, получит тяжелое наказание в виде большого греха. Если же он не признает Фард как Обязательное Предписание религии(т.е. отвергает его), то становится Отступником (Муртад).

Ваджиб. Предписание этого разряда также является для мусульманина Обязательным для исполнения. Невыполнивший Ваджиб получает менее тяжелое наказание, чем при неисполнении Фарда. Человека, отвергнувшего (отрицающего) Ваджиб, нельзя квалифицировать как отступника.

"Ваджибы", как и "Фарды", делятся на два вида: - Айн и Кифайа.

Ваджиб-уль-Айн – этот вид ваджиба Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, ваджибы молитвы, поста).

Ваджиб-уль-Кифайа – этот вид ваджиба достаточно исполнить некоторым членам общины. В этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этого вида предписаний. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные о необходимости выполнения конкретного ваджиба.

Различие Ваджибов по времени исполнения: Мутлак Ваджиб и Мукаййад Ваджиб.

Мутлак Ваджиб – Предписание, исполнение которого не ограничено определенным временем. Например, Искупления (Каффара) и Зароки (Незир), которые необходимо выполнить в удобное время.

Мукаййад Ваджиб – Предписание, исполнение которого ограничено определенным временем. То есть, для исполнения подобного Ваджиба отведен определенный промежуток времени, начало и конец которого известны исполнителю.

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Обязательное (Ваджиб / Фард)


Определение

Обязательное ( الواجب / Ваджиб) – это то, что Всевышний Законодатель требует беспрекословно исполнять от того, на кого распространяются нормы шариата. Это требование может выражаться посредством того, что указывает на его обязательность в форме прямого требования, либо в форме иного указания, такого как последовательность наказание за отказ от исполнения чего-либо, например, молитвы, закята, хаджа, заключенных соглашений и т.п.

На обязательность чего-либо может указывать выражение, содержащее прямой приказ, такое как слова Всевышнего: «Совершайте молитву и выплачивайте закят»(Св. Коран, 2: 43), либо выражение, где отглагольное существительное использовано вместо повелительного наклонения глагола, как например, слова Всевышнего: «Когда вы встретитесь с неверующими [на поле боя, станет для вас обязательным] отсечение [их] голов» (Св. Коран, 47: 4), либо выражение, в котором перед глаголом в настоящем времени стоит частица, употребляемая при образовании форм повелительного наклонения, как например, слова Всевышнего: «Пусть расходует обладающий достатком согласно своему достатку» (Св. Коран, 65: 7), либо выражение, в котором употреблена форма глагола, указывающая на то, что субъект речи оказался состоявшимся, как например, слова Всевышнего: «Стало предписанным для вас соблюдение поста» (Св. Коран, 2: 183), либо любые другие выражения, которые в арабском языке указывают на категоричное требование, как например, предлог «на» в словах Всевышнего: «На людях пред Аллахом совершение хаджа к Дому» (Св. Коран, 3: 97).

Правовое положение

Обязательное надлежит исполнять. Исполняющий его получает награду, а кто оставляет его исполнение, тот получает наказание. Если обязательность чего-либо подтверждается неоспоримым доводом, то отрицающий его обязательность становится неверным.

Как утверждает большинство ученых, нет разницы между ваджибом ( الواجب ) и фардом ( الفرض ), эти два слова являются синонимами, и за оставление и того и другого человек по шариату заслуживает осуждения.

Ханафиты же говорят, что фард – это то, что установлено неоспоримым и не вызывающим никаких сомнений доводом, как например, пять столпов Ислама, обязательность которых установлена Кораном и такими положениями Сунны, которые передаются через столь многочисленные пути передач, что невозможно себе вообразить допустимость сговора их передатчиков, или подтверждаются такими положениями Сунны, которые хоть и не достигают степени последних положений, но в тоже время дошли до нас как минимум через три разные независимые друг от друга пути передачи, как например, обязательность чтения Корана в молитве. Ваджибом они называют то, что установлено не безусловным доводом, который может вызывать сомнения, как например, обязательность выплаты милостыни разговения, обязательность совершения молитвы-витр и праздничной молитвы.

По мнению ханафитов, совершение молитвы – это фард, поскольку его обязательность подтверждается бесспорным доводом, а это – слова Всевышнего: «Совершайте молитву» (Св. Коран, 2: 43), а чтение суры «аль-Фатиха» в молитве – это ваджиб, поскольку его обязательность подтверждается неоднозначно установленным доводом, а это – хадис: «Нет молитвы у того, кто не прочитает Фатиху». Хотя в действительности этот хадис является мутаватиром (то есть, такой, который передаётся через столь большое количество разных путей передач, что невозможно себе вообразить, что передатчики могли сговорится во лжи).

Виды обязательного

Обязательное делится четырьмя разными способами:

1) Относительно времени исполнения.

Относительно времени исполнения, обязательное делится на свободное ( واجب مطلق / ваджиб мутляк) и определённое по времени ( واجب مقيد او مؤقت / ваджиб мукайад или муаккат).

Свободная обязанность ( الواجب المطلق ) – это то, что Всевышний Законодатель требует беспрекословно выполнять, однако не ограничивает это каким-то определённым временем. Сюда относятся искупительные действия, одной из разновидностей которых является искупление нарушенной клятвы. Её искупление не ограничено определёнными временными рамками. Нарушитель клятвы может совершить искупительные действия сразу вслед за нарушением, либо позже.

Также сюда относится хадж. Он обязателен для того, кому он по силам. Однако обязанность его совершения не ограничена каким-то конкретным годом.

Обязанность, определённая временем ( الواجب المقيد او المؤقت ) – это то, что Всевышний Законодатель требует беспрекословно выполнять в определённое время. Сюда относятся пять обязательных молитв, для каждой из которых определено отдельное время совершения, и пост в месяце Рамадан.

Тот, на кого распространяются законы шариата, вправе исполнить свободную обязанность в любое какое хочет время, но если он без уважительной причины отложит исполнение определённой временем обязанности от установленного для неё времени, то впадёт в грех.

У ханафитов определённая временем обязанность делится на три вида:

1) Ёмкая обязанность ( الواجب الموسّع / ваджиб мувасса’).

В течение того времени, которое Всевышний Законодатель установил для исполнения этой обязанности, можно исполнить как саму эту обязанность так и что-то другое помимо неё, что имеет с неё общие родовые признаки. Сюда можно отнести время обязательной обеденной молитвы (зухр).

2) Стеснённая обязанность ( الواجب المضيق / ваджиб мудайак).

В течение времени, определённого для её исполнения, можно исполнить только её и невозможно исполнить что-то другое, что входит с ней в одну общую категорию. Сюда относится пост в месяце Рамадан.

Само это время называется ми’йаром ( المعيار / стандарт).

3) Обязанность, имеющая сходства с двумя другими ( الواجب ذو الشبهين / ваджиб зу-ш-шубхайн).

Время её исполнения не вмещает что-то другое, но в то же время оно не занято полностью этой обязанностью. Например, время совершения хаджа не вмещает в себя другой хадж, поскольку тот, на кого распространяются законы шариата, не может за один год совершить более одного хаджа, но в то же время обряды хаджа не отнимают все месяцы, установленные для его исполнения в словах Всевышнего: «Хадж совершается в известные месяцы» (Св. Коран, 2: 197), — а это – месяцы Шавваль и Зу-ль-ка’да и десять дней Зу-ль-хиджжи.

Из этого разделения следует, что при исполнении ёмкой обязанности необходимо конкретизировать её в своём намерении. Так, кто совершит во время обязательной обеденной молитвы (зухр) четыре рак’ата с намерением на совершение обязательной обеденной молитвы, у того эта молитва будет считаться своевременно исполненной. А если он не конкретизирует её в своём намерение, то его молитва не будет считаться исполненной. Если он совершит её после установленного для неё времени, то это будет считаться возмещением пропущенной молитвы (када’у), а если он еще раз совершит её своевременно по причине того, что в первый раз он совершил её с указанным выше недостатком, то это будет считаться повторением совершенной молитвы (и’ада).

Что касается исполнения стеснённой обязанности, то, как утверждают ханафиты, тот, на кого распространяются законы шариата, не обязан конкретизировать в своём намерении эту обязанность. Так, кто в месяце Рамадан просто вознамерится соблюдать пост, то его пост будет засчитан как обязательный. Даже если он в этом месяце вознамерится соблюдать не обязательный, а дополнительный пост, то всё равно его пост не будет засчитан как дополнительный, а будет иметь силу обязательного поста, поскольку этот месяц не включает в себя иного поста, кроме обязательного.

2) Относительно определения Законодателем объёма исполнения обязанности.

Относительно требуемого объёма исполнения, обязанность делится на ограниченную ( محدّد / мухаддад) и неограниченную ( غير محدّد / гайру мухаддад).

Ограниченная обязанность ( الواجب المحدد ) – это то, для чего Всевышний Законодатель установил определённый размер. Тот, на кого распространяются законы шариата, не освобождается от этой обязанности, пока не исполнит её в той форме, какую установил для неё Всевышний Законодатель.

К этой категории обязанностей относятся пять обязательных молитв, закят, имущественные обязательства, цены в торговых сделках и т.п. Тот, на кого распространяются законы шариата, не будет считаться исполнившим обязанность, если не выполнит молитву установленным для неё количеством рак’атов, если не выплатит закят в его установленном размере, и если не выплатит ту сумму, предусмотренную договором купли-продажи, или договором займа, или договором аренды, которая была оговорена соглашением сторон. То же самое касается обязательств, возникших в результате данного обета (назр).

По шариату, в случае не исполнения ограниченной обязанности, она сохраняется за человеком как долг. В деловых отношениях правомерно требовать её исполнение независимо от наличия судебного решения или добровольного согласия со стороны обязанного. Тот, на кого распространяются законы шариата, не освобождается от неё пока не исполнит её в том виде, в каком она установлена шариатом.

Неограниченная обязанность ( الواجب غير محدد ) – это то, для чего Всевышний Законодатель не установил определённый размер и требует от того, на кого распространяются законы шариата, его исполнения без ограничения.

К этой категории обязанностей относятся расходование средств на пути Аллаха, взаимная помощь в благодеяниях, пожертвование бедным, если оно стало обязательным в результате данного обета, кормления голодного, спасение того, кто находится в беде, и другие обязанности, объём которых не ограничен шариатом.

Такие деяния будут считаться исполненными когда будет окончательно погашена потребность в них, а объём такой потребности различается в зависимости от разных обстоятельств.

К ним также относится материальное обеспечение жены и близких родственников, что не является обязательным, кроме как после определения объёма его исполнения судебным решением или согласием. И только после этого возникает право требования исполнения этой обязанности.

По шариату, в случае неисполнения неограниченной обязанности, она не сохраняется за человеком в виде долга, кроме как после определения её объёма судебным решением или согласием. Долговое обязательство бывает только в виде чего-то такого, что имеет установленный размер, что позволяет обязанному полностью исполнить его и тем самым освободиться от этого долга.

Из этого разделения следует, что ограниченная обязанность может сохраняться в виде долга и разрешается требовать её исполнения через суд, а неограниченная не может сохраняться в виде долга и неправомерно требовать её исполнения через суд, поскольку долг бывает только определённого установленного размера, а через суд можно требовать исполнения только того, что имеет определённый размер. Также, по мнению ханафитов, неправомерно требовать от обязанного исполнение неограниченной обязанности, кроме как после определения её объёма судебным решением или соглашением.

3) Относительно того, с кого требуется исполнение обязанности.

Относительно субъекта требования, обязанность бывает индивидуальной ( واجب عيني / ваджиб ‘айний) и коллективной ( واجب كفائي / ваджиб кифа’ий).

Индивидуальная обязанность ( الواجب العيني ) – это то, исполнение чего Всевышний Законодатель требует от каждого обязанного в отдельности. Не засчитывается исполнение её одним обязанным за другого. Сюда относятся молитва, закят, хадж, воздержание от запретных поступков, таких как употребление спиртного, совершение прелюбодеяния, азартные игры, ростовщичество и т.п.

Согласно шариату, индивидуальную обязанность должен исполнять каждый из тех, на кого распространяются законы шариата, и она не перестаёт быть требуемой если какая-то часть обязанных исполнит её, а какая-то их часть не исполнит. Однако, по мнению большинства ученых, исключая маликитов, разрешается совершать хадж вместо другого человека, поскольку, в отличии от молитвы, хадж не обходится без благодетельности имущественного характера, которая в основном заключается в расходовании средств на дорогу.

Коллективная обязанность ( الواجب الكفائي ) – это то, исполнение чего Всевышний Законодатель требует в общем от тех, на кого распространяются законы шариата, но не от каждого из них в отдельности. Если часть их исполнит эту обязанность, то остальные не впадут в грех за её оставление.

Сюда относятся изучение различных отраслей промышленности, строительство лечебных учреждений, совершение погребальной молитвы (джаназа), ответ на приветствие, джихад, осуществление правосудия, издание фетв, повеление одобряемого, воспрепятствование порицаемому, спасение утопающего, тушение пожаров, дача свидетельских показаний и т.п.

Согласно шариату, эта обязанность возлагается на мусульманское общество. Если один из обязанных исполнит её, то с остальных спадает как ответственность за неё, так и требование к её исполнению. Если же кто-то определённый будет выделен как ответственный за исполнение этой обязанности, то конкретно для него эта обязанность станет индивидуальной. Так, если человек, умеющий хорошо плавать, увидит тонущего, то для него станет обязательным спасти его. Также, если свидетелем какого-то происшествия будет только один человек, и его пригласят для дачи показаний, то для него станет обязательным давать показания. Также, если в каком-то населённом пункте будет всего один врач, то на него ляжет индивидуальная обязанность по оказанию помощи и проведению лечения.

4) Относительно разграничения объекта требования.

Относительно наличия и отсутствия свободы выбора между объектами требования при исполнении обязанности, обязанность делится на безальтернативную ( واجب معين / ваджиб му’айан) и альтернативную ( واجب مخير / ваджиб мухайар).

Безальтернативная обязанность ( الواجب المعين ) – это то, что Всевышний Законодатель требует исполнить в определённой конкретной форме, без права выбора между способами исполнения. Сюда относятся совершение молитвы, соблюдение поста, возвращение того, что было незаконно отнято, уплата положенной суммы за предоставленный товар и за оказанные услуги.

По шариату эта обязанность не спадает с человека, пока он не исполнит её строго так, как она установлена.

Альтернативная обязанность ( الواجب المخير أو المبهم ) – это то, что Всевышний Законодатель требует исполнить любым из нескольких установленных способов.

Сюда относится совершение одного из нескольких действий, предусмотренных для исполнения обязанности по искуплению нарушенной клятвы. Так, для искупления клятвопреступления состоятельный человек обязан совершить одно из трёх действий по своему выбору: либо накормить десять бедняков, либо одеть их, либо освободить раба. Бедный же человек, у которого нет средств для исполнения одного из этих действий, должен три дня поститься.

Согласно шариату, тот, на кого распространяются нормы шариата, для исполнения альтернативной обязанности должен совершить только одно из тех действий, в рамках которых Всевышний Законодатель предоставил свободу выбора. Если же он ничего не совершит, то впадёт в грех и будет достоин наказания.

Фарды (обязательное), ваджибы (необходимое) и суннаты намаза

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ — ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку' (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка'да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ — ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку', саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку').
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку', саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка'да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка'дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

В НАМАЗЕ — 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма. »).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку' и каждой саджде.
14) В руку' держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку', имам произносит «Сами'аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми' («Сами'аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка'де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка'да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта

Чем отличается форд от ваджиб

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 835
  • КНИГИ 649 241
  • СЕРИИ 24 736
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 892

Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции. Кроме того, в данном труде содержится достаточно подробная информация о различных правовых и вероучительных школах в Исламе, основах исламского вероучения, доктрине единобожия, содержится большой материал по различным мусульманским сектам. Здесь собраны также биографические данные о наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах. Даны и биографии многих членов семьи пророка Мухаммада. Имеется подробная информация по исламским первоисточникам - Корану и Сунне, их истории и методам толкования. Большинство из этих тем публикуется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.

Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Помимо этого, книга дополнена тематическим разделом. В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам. Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке. Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации. Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.

Ислам энциклопедический словарь

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ ПО ТЕМАМ

I. Основополагающие принципы ислама

II. Доктрина Единобожия

III. Мусульманская эсхатология

V. Дьявол и джинны

VI. Грехи и покаяние

VII. Борьба за возвышенные идеалы и священная война

VIII. Категории людей

IX. Доисламское язычество

X. Вероотступничество (ридда) и лжепророки Аравии

XI. Мусульманское государство

XII. Города, географические названия

XIII. Мечети и святые места

XIV. Народы и племена

XV. Некоторые исторические личности и события

XVI. Религиозные общины

XVII. Священные реликвии; писания, ниспосланные до Корана

XVIII. Исламские первоисточники

в) Толкование Корана и Сунны

XIX. Пророки и праведники

XX. Чудеса, совершенные пророками

XXI. Члены семьи и прямые потомки Пророка Мухаммада

XXII. Современники и родственники Пророка Мухаммада

XXIII. Сподвижники Пророка Мухаммада

XXIV. Последователи сподвижников Пророка Мухаммада

XXV. Мусульманское право (фикх)

1. Ибада (Служение)

2. Муамала (Торговля и различные сделки)

3. Укуба (наказания за правонарушения)

4. Специальные термины мусульманского права

5. Мусульманские правоведы и их последователи

6. Правовые методы

7. Правовые школы

а) Суннитские правовые школы

б) Шиитские правовые школы

XXVI. Калам и философия

а) Термины, которые используются в каламе:

в) Суннитские школы калама

XXVII. Духовное учение ислама (тасаввуф)

XXVIII. Секты, движения, направления

XXIX. Реформаторы, просветители, политические деятели

XXX. Мусульманский календарь и праздники

Список использованной литературы

Ислам энциклопедический словарь

Исламская религия является одной из мировых религий, которая внесла свой уникальный и неповторимый вклад в развитие мировой цивилизации и культуры. Начиная с периода средневековья, и до современности, мировоззрение и правовые положения Ислама являются достоянием сотен миллионов людей на планете. В настоящее время мусульманские общины появились и развиваются практически во всех странах мира. Этот процесс идет и в России, Украине, Белоруссии и других странах СНГ. Совершенно естественно, что этот процесс вызвал повышенный интерес к различным аспектам исламской религии.

В связи с интересом к проблемам, связанным с исламской религией особое значение приобретает литература энциклопедического характера, без которой понимание многих аспектов Ислама становится затруднительным. Предлагаемый читателям энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции. Также впервые в русскоязычной исламоведческой литературе, автор старался излагать материал так, как это принято в мусульманской традиции и не вводить туда свои мысли и аналитические выводы, которые могут помешать читателям получить объективную информацию о различных аспектах Ислама. Статьи, которые содержатся в словаре, дают информацию по той или иной теме, а аналитические выводы, которые могут следовать из этой информации, предоставляются на усмотрение самого читателя, так как автор не преследовал целью навязывать читателям свое мнение.

В этой работе большое внимание уделяется описанию различных вероучительных и правовых школ в Исламе. Содержится достаточно подробная информация о различных школах калама, основах исламского вероучения, доктрине единобожия. Имеется также подробная информация о различных школах суфизма, разъясняются термины тасаввуфа, содержится большой материал по различным мусульманским сектам. Еще одним достоинством данного труда является то, что в нем собраны биографические данные обо всех пророках, наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных мусульманских правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах, философах. Даны и биографии многих членов семьи и родственников пророка Мухаммада. Имеется достаточно подробная информация по исламским первоисточникам - Корану и Сунне, их истории и методам толкования. В словаре содержится большой материал по различным историческим событиям. Большинство из этих тем не рассматривались в энциклопедических изданиях по Исламу, которые издавались ранее и в этом состоит новизна данного труда.

Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Однако, учитывая то, что для большинства русскоязычных читателей специфическая исламская терминология не знакома, книга дополнена тематическим разделом. В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам. Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке. Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации. Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.

Арабская терминология в энциклопедии дается в таком звучании, чтобы ее было удобно использовать на русском языке. Поэтому автор в ряде случаев не стремился адекватно передать оригинальное звучание этих терминов. Все это также сделано для удобства читателей и популяризации исламской терминологии в русскоязычной среде.

В работе над составлением словаря было использовано большое количество литературы, список которой дан в библиографии.

Абабиль - в Коране употребляется в значении птиц, которые по воле Аллаха налетели на войско эфиопского военачальника Абрахи, осадившего Мекку в год Слона, и рассеяли его (См. Асхаб аль-Филь). Благодаря этому чуду эфиопы не сумели взять город и уничтожить Каабу. Эти события произошли незадолго до рождения пророка Мухаммада и упоминаются в коранических аятах: «Неужели ты не знаешь, что сотворил твой Господь с воинством слона? Разве Он не разрушил их козни и не послал на них стаи птиц? Они осыпали их осколками обожженной глины и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]» (105: 1-5).

Читайте также: