Черный дым дэу нексия

Обновлено: 30.06.2024

Почему дизель дымит черным дымом при нагрузке

Дизели старших поколений дымили все и почти всегда. Тогда это не считалось признаком неисправности, а бесполезные потери топлива на образование сажи можно было не считать из-за дешевизны горючего. Тем более никого не волновала экология. Сейчас дизели стали такими же чистыми, как и бензомоторы, а чёрный цвет выхлопа недопустим даже в самых неудобных для разработчиков топливной аппаратуры режимах.


Причины появления черного дыма из выхлопной трубы дизеля

Общей причиной является неисправность топливной аппаратуры. Это наиболее важная и сложная система экологически чистого дизельного мотора. При наличии хорошей компрессии поджечь загруженное в камеру сгорания топливо несложно, сжатый воздух развивает значительную температуру.

Не требуется, подобно бензиновому двигателю, правильный и строго соблюдаемый состав смеси, мощная искра и точно рассчитанный момент опережения зажигания. Но вот обеспечить максимально полное сгорание впрыснутой порции дизельного топлива, которое содержит тяжёлые нефтяные фракции, да ещё и в самых разных режимах, достаточно затруднительно.


Признаком неполного сгорания является выделение чистого углерода, исторически называемого сажей. Её радикально чёрный цвет и окрашивает выхлопные газы, вызывая характерное «дизельное» дымление, которое трудно с чем-то перепутать.

Особенно при резком нажатии на педаль акселератора, когда количество горючего в цикловой подаче резко возрастает, чтобы разогнать инертный тяжёлый двигатель с большим запасом прочности.

Экологические нормы заставили разработчиков полностью исключить чёрное дымление. Помимо оптимизации горения, в систему вводится сажевый фильтр, многокомпонентные нейтрализаторы и прочие ухищрения.

Всё это имеет свойство со временем отказывать, от чего дизелю и возвращается его старая привычка выбрасывать клубы сажи.

Некачественное топливо

Все процессы горения оптимизированы под эталонные свойства дизельного горючего, в частности, по цетановому числу. Этот показатель характеризует способность солярки сгорать быстро, но плавно, без развития аномальных процессов.

При низком цетановом числе топливо медленно воспламеняется, но быстро и неравномерно сгорает, перегружая детали мотора, вызывая снижение мощности и обильное дымление. Лечение одно – замена содержимого топливного бака.

Недостаток воздуха

На пути кислорода в камеру сгорания имеется несколько препятствий. Основное из них – воздушный фильтр. Его качество обеспечивает защиту мотора от износа, но вместе с тем и повышение насосных потерь, снижение наполнения.

А если фильтр уже забит дорожной пылью или попавшей туда грязью и водой, то с обеспечением двигателя воздухом не справится и турбонаддув. Кислорода не хватает, всё топливо сгореть не может, начинается сажевый выхлоп.

Разрегулирована топливная система

Система питания очень точно отбалансирована, поэтому любые нарушения в её работе препятствуют нормальному горению.

Возможны разные варианты:

  • изношены или засорены форсунки;
  • нарушено регулирование рабочего давления ТНВД;
  • неправильно настроен момент опережения впрыска;
  • проблемы с агрегатом турбонаддува;
  • не работает канал рециркуляции EGR.

Современные топливные системы устроены гораздо сложнее, чем в бензиновых моторах, поэтому их точная диагностика потребует квалифицированного персонала, электронного оборудования и стендового хозяйства. Да и ремонт обойдётся дорого из-за высокой стоимости заменяемых деталей.

Механические нарушения

В дизеле всё обычно сводится к потере компрессии и уходу от нормы фаз газораспределения. Помимо дымления, это ещё и вызовет проблемы с запуском двигателя. Топливо воспламеняется с большими задержками, пропусками и догореть за рабочий цикл не успевает.


Остатки либо попадают в выхлоп либо стекают по стенкам цилиндров, разбалансируя масло в картере. Двигатель очень быстро потребует капитального ремонта.

Последствия образования сажи

Как только чёрный выхлоп перестал быть свойством данного типа двигателей, а начал означать неисправность, последствия стало невозможно игнорировать.

Несвоевременное устранение причин приведёт к удорожанию неизбежного ремонта:

  • перегрузится и выйдет из строя сажевый фильтр;
  • копоть забьёт выпускную систему, турбину и клапан EGR;
  • углеродные отложения проникнут в масляный картер и выведут из строя систему смазки;
  • кроме сажи, масло будет разбавлено и жидкими фракциями несгоревшего топлива, что лишит его запрограммированных свойств и приведёт к ускоренному износу цилиндро-поршневой группы и коленчатого вала с подшипниками и шатунами;
  • нарушится тепловой режим мотора, перегревы приведут к поломкам и деформациям деталей;
  • придёт в негодность механизм газораспределения, в первую очередь клапаны;
  • мотор снизит мощность и увеличит расход топлива.

Возможность самостоятельного ремонта очень ограничена, простейшие дизели уже не производятся, а в современных можно разве что сменить топливо и воздушный фильтр.

Всё остальное потребует обращения в специализированные предприятия, обслуживающие именно дизельные двигатели.

Черный дым из выхлопной трубы – 3 причины


В процессе работы двигателя пропала мощность, и из выхлопной трубы появился черный дым. Имеются три главные причины почему это происходит.

  • В камеру сгорания поступает избыточное количество топлива
  • В случае с дизельными и инжекторными двигателями не создается распыление топлива под давлением. Топливо медленно загорается.
  • Третья причина недостаточное количество поступающего воздуха

Топливо плохо горит

В дизельном двигателе форсунки не распыляют топливо либо слишком низкое давления распыления.

Заклинил распылитель, и топливо просто льётся в камеру сгорания практически без давления. Потому что ТНВД не создаст давления, пока не встретит сопротивление в форсунке. Форсунки отрегулированы под определенное давление. При достижение давление более 250 атм распылитель открывается и топливо в распыленном состоянии попадает в камеру сгорания. Происходит воспламенение. Топливо сгорает полностью. Достигается необходимое для правильной работы двигателя давление расширения горящего топлива.

В случае если топливо поступает с низким давлением оно просто течет. Воспламенение происходит. Но топливо горит медленно. За цикл работы сгорает не полностью. Продолжает догорать в следующем такте. В результате чего происходит местный перегрев. Как следствие прогорают поршня, гильзы и клапана. Сильно на потерю мощности это не влияет. Практически не заметно пи работающем двигателе.

Избыточное количество топлива

Следующая причина, при которой из выхлопной трубы идет черный дым является прорыв моторного масла из турбины. В результате износа вала и втулок турбины они перестают сдерживать давление, поступающее от масляного насоса двигателя. Масло попадает в полость нагнетания воздуха. Через интеркуллер во впускной коллектор. Помимо топлива в камере сгорания начинает гореть и масло двигателя. Получается избыточное количество топлива в камере сгорания. Следовательно топливо не сгорает полностью. Образуется черный дым из выхлопной трубы. И как следствие местный перегрев.

В бензиновых двигателях избыточное количество подаваемого топлива приводит к аналогичным результатам. Неисправность форсунок. Низкое давление в рампе в случае если двигатель инжекторный. В карбюраторном двигателе неправильное смесеобразование из за того что забиваются жиклеры. Попадание масла через выработку в направляющих клапанов и выработки в поршневой группе.

Недостаточное количество подаваемого воздуха

Если в камеру сгорания поступает недостаточное количество воздуха для правильного смесеобразования. Так же выходит черный дым из выхлопной трубы и тут оже однозначно наблюдается явное снижение мощности двигателя.

Причины по которым поступает недостаточное количество воздуха

  • Забит воздушный фильтр

Это самая распространенная причина. Рекомендуемые сроки замены воздушного фильтра не всегда соответствуют для применения. Все зависит от условий эксплуатации. Если техника работает в пыли. На карьере или в поле. Фильтра необходимо периодически снимать и продувать воздухом. Это касается и легковых автомобилей. Которые эксплуатируются по грунтовым дорогам. За чистотой воздушного фильтра необходимо следить постоянно. Недостаток воздуха приводит к тому что топливо полностью не сгорает. Образуется черный дым из выхлопной трубы и снижается мощность двигателя. Ну и как в случаях описанных выше местный перегрев и прогорание элементов ГРМ и поршневой группы.

  • Неисправен турбокомпресср.

Турбина заклинила и не вращается. Она не только не создаёт давление но и создаёт препятствие для поступления воздуха в камеру сгорания. Соответственно количество поступающего воздуха меньше. Его не достаточно для сгорания поступившего топлива. Результат аналогичен описанному выше.

  • Нарушена герметичность в канала подачи воздуха.

От турбины до всасывающего коллектора на дизельных и инжекторных двигателях. Устанавливается интеркуллер. Радиатор для охлаждения воздуха. Применяется он для того чтобы остудить сжатый турбиной воздух. При сжатии воздух нагревается. Сжимается воздух для того чтобы в камеру сгорания поступило его большее количество. Тем самым увеличивается мощность двигателя. Чем ниже температура поступающего воздуга тем выше поднимается КПД двигателя.

Для соединения элементов системы подачи воздуха используются резиновые патрубки. Турбина даже новая допускает потерю масла поступающего от масляного насоса двигателя. Для смазки вала турбины. Патрубки выполнены из маслостойкой резины. Но со временем она все равно разлагается под воздействием масла и разности температур.

Черный дым из выхлопной трубы

Патрубки разрываются. Нарушается герметичность системы. Давление нагнетания пропадает. Даже возможно что оборванные части патрубка перекрывают подачу воздуха. В результате так же черный дым из выхлопной трубы и снижение мощности двигателя.

Черный дым из выхлопной трубы на экскаваторе HITACHI

Подобная проблема возникла при работе экскаватора HITACHI. В процессе работы снизилась мощность двигателя из выхлопной трубы пошёл черный дым. Это хорошо видно на видео.

Предварительно проверили воздушнее фильтра. Произведен запуск двигателя без фильтров. Ситуация не изменилась.

При детальном осмотре был обнаружен порванный патрубок от турбины к трубе, идущей до интеркуллера.

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым из выхлопной трубы

Патрубок порвался и частично перекрывал подачу воздуха

После замены патрубка восстановилась нормальная работа двигателя.

замена патрубка

Данная неисправность характерна для всех двигателей внутреннего сгорания имеющих турбокомпрессор. Как бензиновых, так и дизельных.

Как определить, из-за чего дымит двигатель: маслосъемные колпачки, кольца, вентиляция картера или турбина

Сизый дымок из выхлопной трубы несет плохую весть: двигатель ест масло. Этот звоночек тревожен не только потому, что канистра смазки стоит дорого. Дело в том, что масляная смесь попадает в камеру сгорания и способствует образованию кокса, который отлаживается на поршнях и клапанах. Отсюда жалобы на плохую приемистость, высокий расход топлива, а в запущенных случаях – калильное зажигание, прогар клапанов и перегрев поршня.

Отчего масло интенсивно расходуется на угар

В исправном двигателе маслосъемные колпачки и кольца ответственно снимают остатки смазки со штока клапана и стенок цилиндра соответственно. На высоких оборотах производительность этого процесса падает, но в общем зачете расход масла не превышает нормы, предписанной производителем. У одних это 1 л/10 000 км, у других – это 0,3 л/10 000 км, а третьи вовсе могут ничего не доливать между сервисными интервалами, поскольку не крутят мотор выше 3 500 об/мин.

Естественно, когда потребление смазки вдруг выросло, скажем, до 1л/1 000 км, да еще и сизый дым пошел из выхлопной – это сигнал о нарушении маслосъемных функций. Причин тому несколько:

  • Залегли маслосъемные кольца.
  • Задубели колпачки.
  • Износились направляющие втулки клапанов.

Все бы ничего, но эти детали расположены в разных модулях двигателя. Так, МСК – это деталь головки блока цилиндров, а колечки – элемент поршневой, расположенной в блоке цилиндров. А это значит, что менять все вместе накладно как во временном аспекте, так и в финансовом. К примеру, заменить колпачки на BMW N46B20 по принципу от А до Я обойдется в 25 000 рублей, а слазить в поршневую – минимум 60 000 рублей. И это без запчастей.

В итоге, неплохо было бы определить без разборки, какая именно группа деталей дала сбой. Возможно ли это – тема следующего параграфа.

Маслосъемные колпачки или кольца: как определить, из-за чего появился сизый дым

Если вы бегло изучали вопрос, то наверняка заметили, что противоречивой информации предостаточно. К примеру, вокруг той же компрессии сплошные споры: одни утверждают, что при нормальном давлении в цилиндрах повода лезть в поршневую нет, другие твердят, что это вовсе не показатель при имеющемся раскладе. А касательно взаимосвязи между температурой мотора, положением педали газа и временем появления сизого дыма так и вовсе не понятно, что к чему.

Сразу же отметим, что никакой связи между компрессией и дефектными маслосъемными кольцами нет. Во-первых, колечки, которые соскребают масло с цилиндров, изнашиваются или залегают первыми, а компрессионные продолжают работать как положено. Во-вторых, даже при слегка подношенных компрессионных и убитых маслосъемных кольцах, компрессия будет в норме, поскольку масло остается на стенках цилиндров.

Вместе с тем негласные отличия, позволяющие определить, что конкретно вышло из строя: колпачки или маслосъемные кольца, существуют. Разница состоит в том, что каждая группа деталей выдает сизый дым в разные промежутки времени.

Симптомы проблем с колпачками

В старину на задубевшие или изношенные сальники клапанов указывал клуб сизого дыма, который вырывался из выхлопной трубы сразу же после пуска двигателя. К слову, эти наблюдения не потеряли актуальность и в нынешнее время. Уже при таком раскладе не лишним будет поинтересоваться, сколько стоит работа, и что еще поменять при замене маслосъемных колпачков на двигателе.

Точно приговорить колпачки к замене поможет такой тест:

  1. Прогреть мотор до рабочей температуры.
  2. Дать двигателю поработать 5-7 минут в прогретом состоянии.
  3. Резко выжать педаль газа на 5-10 секунд, и наблюдать в этот момент за выхлопными газами.

При проблемах с сальниками в первые секунды режима «газ в пол» из глушителя вылетает облако дыма с ярким сизым оттенком. Для лишней убежденности повторите попытку газануть до отказа еще 2-3 раза. Наблюдения таковы, что в последующие циклы клуб дыма будет терять насыщенность, а то и вовсе может пропасть.

К сведению. Наиболее достоверной считается диагностика по цвету выхлопа, при которой «газ в пол» дается после прогрева и работы мотора на рабочей температуре в течение 5-7 минут. Сизый оттенок при таких условиях получается куда более насыщенным, чем при утреннем старте и прочих прогазовках.

Чем объясняется такая расстановка приоритетов? Если колпачок изношен, то при работе двигателя масло будет стекать по штоку клапана. Будет ли оно скапливаться на тарелке клапана или сразу попадать в цилиндры – решает угол положения дроссельной заслонки. Так, на холостом ходу скорость воздушной массы невелика, масло не удаляется с тарелки, а продолжает скапливаться. Как только вы резко (важно именно нажать именно так) выжимаете педаль газа, воздух или топливно-воздушная смесь (в зависимости от вида впрыска топлива) затягивает скопившуюся маслоэмульсию в цилиндры и она сгорает, образуя сизый дымок.

На оборотах зловещего оттенка не будет, да, собственно, и быть не должно. Масло не успевает скапливаться, а сразу попадает в цилиндры, и сгорает небольшими долями, отчего не влияет на цвет выхлопных газов.

Стоит отметить, что при наличии нового катализатора цвет выхлопа может и вовсе не поменяться, поскольку он качественно превращает CH в водяной пар. На полудохлом каталитическом нейтрализаторе или установленном пламегасителе картина же проявляется во всей красе: дымность есть.

Как определить неисправность маслосъемных колец

Подношенные колечки дают о себе знать при нагрузке. В реальности это выглядит так: цвет выхлопных газов меняется при движении на подъем при полувыжатой педали газа. Стоит отметить, что смотря в зеркало заднего вида, вы вряд ли сделаете правильный вывод. Клуб дыма обычно быстро рассеивается. Однако водитель идущей сзади машины вполне может зафиксировать его появление.

К сведению. Бытует мнение, что начальную стадию износа следует определять во время переключения передач. Если в этот момент появляется синеватый дымок, то кольца вскоре потребуется заменить.

При критическом износе колец дым идет во время движения постоянно и вне зависимости от ландшафта под колесами. Кроме того, наблюдается усиление дымления с повышением скорости.

Из-за чего еще может появиться выхлоп сизого оттенка

Дефектная турбина и неисправная вентиляция картерных газов также могут стать причиной появления дыма. Что отличает эти поломки от текущих колпачков или маслосъемных колец, так это характер дымления: здесь дыма много + он может появляться и исчезать в любое время. К примеру, двигатель «ровно» работает на ХХ и вдруг начинает дымить, а через минуты 3-4 перестает.

Выявить, в чем дело, помогут несколько рекомендаций:

  • Турбина «гонит» масло в выхлопную трубу. Дым появляется только после прогрева выпускного тракта. Возможна течь масла на стыках деталей выпускной системы.
  • Вентиляция картерных газов не отсекает масло от воздушной смеси. Забился маслоотделитель в результате использования некачественной моторной смазки. Впускной коллектор весь в потеках маслоэмульсии, причем четко за вентиляционным отверстием.

Напутственные рекомендации

При неудовлетворительных результатах диагностики опытные владельцы обычно действуют методом исключения. Сначала предпринимается попытка раскоксовать маслосъемные кольца. Если вы впервые столкнулись с таким понятием, рекомендуем почитать, что такое раскоксовка и зачем она нужна двигателю, а также о технологии декаборнизации поршневых колец с использованием димексида, как одного из недорогих и эффективных средств.

Если попытка удаления кокса не принесла результатов, то планируются работы с ГБЦ. Если и замена маслосъемных колпачков обернулась безуспешно, то производится «капиталка».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Черный дым из выхлопной трубы – причины и последствия

Дым черного цвета из выхлопной трубы

Черный, как смоль, дым от автомобиля часто наблюдается у самых разных видов силовых агрегатов, в том числе и потребляющих сжиженный газ. В большем количестве случаев он вызван переобогащением топливной смеси, однако нередко виновата и неправильная регулировка зажигания. Встречаются и иные причины данного явления, характерные для разных типов двигателей, которые будут рассмотрены в этой статье. Однако практически всегда черный дым из выхлопной трубы – красноречивый сигнализатор проблем в системе подачи топлива, приводящий к повышенному содержанию СО2 и чрезмерному расходу горючего.

Бензиновые двигатели

У карбюраторных моторов черный дым из выхлопной трубы (бензин) менее насыщенный, чем у «дизелей». И все-таки он тоже является весьма токсичным. Его провокатором обычно становится карбюратор, из-за которого количество горючего, попадающего в цилиндры, превышает нормальные показатели. Вот основные источники данной проблемы.

Во-первых, могут быть засорены жиклеры, представляющие собой форсунки с мизерным диаметром. Происходит это либо естественным путем – рано или поздно любой канал, через который проходит значительное количество жидкости, становится малопроходимым – либо виной черного дыма из выхлопной трубы становится некачественное топливо. Как правило, отечественного производства с большим содержанием серы и других вредных примесей. Во-вторых, источником чрезмерного сажеобразования часто становится игольчатый клапан, начинающий банально залипать. Из-за этого через него проходят излишки топлива, которые сгорают не полностью.

Как правило, устраняются данные дефекты чисткой карбюратора средством, называемым карбклинером. Если данный метод оказался неэффективен, нужно приобрести ремкомплект для карбюратора, в состав которого входят новые жиклеры и игольчатый клапан. Произвести замену этих деталей достаточно просто, не прибегая к услугам профессиональных мотористов. Другой вопрос, что после ремонта следует правильно выставить подачу топлива, а это под силу далеко не всем автовладельцам. И если уровень топлива в камере окажется некорректным, то либо снова проявит себя дым из выхлопной трубы (бензин), причины которого кроются в непрофессионализме водителя, либо двигатель будет плохо запускаться.

Дизельные двигатели

Черный выхлоп из трубы

Для «дизелей» характерен не черный дым из глушителя, как у работающих на бензиновом или газовом топливе моторов, а черно-синий. Причем этот цвет вовсе не означает наличие проблем с силовым агрегатом. Однако именно излишняя чернота выхлопных газов должна настораживать, так как она дает понять, что «выхлоп» превысил предельно допустимую норму.

Обычно источником проблем для всех «дизелей» становится 3 причины: забитость воздушного фильтра, недостаточная компрессия и подтекание форсунок. Также провокаторами повышенного сажеобразования способны стать и другие факторы.

Угол опережения зажигания. У «дизелей» с современной системой Common Rail он автоматически выставляется электроникой, однако даже у таких «продвинутых» моторов могут быть проблемы. И если они появляются, нужно проверять работу датчиков, не говоря уж об ЭБУ – электронном блоке управления автомобилем. Что касается классических дизельных систем, то у них все намного проще: либо угол зажигания выставлен некорректно самим водителем или механиком на СТО, либо растянулась цепь. В таких случаях черного дыма из выхлопной трубы можно дождаться в любых условиях – в момент запуска холодного двигателя, при езде с прогретым мотором и пр.

Сажевый фильтр должен эффективно очищать выхлопные газы, иначе требование эконормы «Евро-5» не будет соблюдено. Однако он тоже способен выходить из строя, что становится причиной черного дыма. Бывает и так, что фильтр забит лишь частично, и тогда «чернуха» появляется как при штатной работе двигателя, так и перегазовке. Решается вопрос чисткой сажевого фильтра – отметим, что этот способ решает проблему лишь на незначительный отрезок времени – либо заменой элемента.

ТНВД (топливный насос высокого давления) . Он дозирует подачу топлива, и при более интенсивной работе способен выдавать повышенное количество солярки. Как и в случае с карбюратором, из-за этого происходит перелив горючего. Ликвидировать его на «дизелях» с классической схемой следует после проверки выдаваемого ТНВД давления и производительности, а при наличии Common Rail проверяется корректность работы электронных датчиков. Ведь неправильная информация, отправляемая ими в ЭБУ, и является ответом на вопрос, почему идет черный дым из выхлопной трубы дизельного мотора.

Инжекторный вариант

Форсунки перед чисткой

У данных типов двигателей специалисты выделяю 3 основные «болевые точки», приводящие к излишнему сажеобразованию. И первая из них – забивание форсунок инжектора, которые открываются по команде ЭБУ. В львиной доле случаев это происходит по причине использования низкосортного топлива. Причем довольно часто возникают ситуации так называемого прорыва: вначале из-за забитости канала форсунка подает в камеру сгорания недостаточное количество топлива, а в какой-то момент из-за проблем с игольчатым клапаном пропускает его слишком много. Это приводит к нестабильной работе силового агрегата: обороты начинают «плавать», мотор начинает «троить» и выдавать в выхлопных газах сажу.

Вторая причина, почему идет черный дым из выхлопной трубы (бензин, инжектор), кроется в топливной помпе. В данном типе двигателей он находится в баке, откуда и накачивает в систему горючее под высоким давлением. Иногда оно оказывается излишним, что приводит к переливу. И все же не только помпа способна стать источником проблем, есть еще регулятор, который выдает неправильные данные. Поэтому перед ремонтом топливной помпы ее подвергают диагностике на предмет давления и производительности. Для этого требуется набор специальных приборов, которые можно найти только у профессионалов.

Наконец, неисправные датчики инжекторного двигателя способны отправлять в ЭБУ неправильную информацию, и тогда электронный блок начинает отдавать команды на формирование переобогащенной топливовоздушной смеси. И совершенно неважно, какой вид горючего потребляет мотор. К тому же черный дым будет лишь внешним признаком неисправности, сам двигатель станет «чихать» и выдавать нестабильные обороты.

К чему приводит черный дым?

У любого «чернушного» мотора сразу снижается мощность, а потребление горючего возрастает. Однако это лишь первые неприятные моменты, которые замечает водитель. Ведь внутри мотора происходят процессы, от которых лучше заранее предостеречься:

начинают подвисать клапана, нарушается их правильная работа;

в атмосферу выбрасывается много СО2;

быстро забивается сажевый фильтр;

повышенный риск гидроудара;

прогар поршней и клапанов, быстрый износ всей цилиндро-поршневой группы.

Соответственно, повышенное сажеобразование не так безобидно, как кажется на первый взгляд. И логично, что опытные водители при первом же его появлении сразу едут в хорошую мастерскую для проведения диагностических работ.

Добрый день. Тема сегодняшней статьи – почему двигатель дымит черным дымом? В статье рассмотрены основные причины появления черного дыма у карбюраторных, инжекторных и дизельных двигателей, а также приведена методика поиска неисправностей.

Причины появления черного дыма.

Точно та же ситуация с двигателем внутреннего сгорания. У него есть оптимальная топливовоздушная смесь. Если в смеси больше топлива, чем необходимо, часть его неизбежно не сгорит до конца и вылетит из выхлопной трубы в виде черного дыма. Мало того что двигатель будет дымить – сажа забьет катализатор и загрязнит свечи! В любом случае черный дым из выхлопной трубы это плохо и его причина всегда – богатая топливовоздушная смесь.

В статье мы рассматриваем причины, по которым дымят прогретые моторы. Про черный дым на холодную у нас на сайте есть отдельная статья.

Причины, почему дымит черным карбюраторный двигатель?

Главная проблема у автомобилей оборудованных карбюраторной системой питания – невозможность приготовления карбюратором оптимальной горючей смеси в переходных режимах и при больших нагрузках, но за счет простоты конструкции починить их можно на коленке.

Для тех, кто не в курсе, небольшое видео про то, как работает карбюратор:

Карбюратор готовит топливную смесь для двигателя.

Оптимальная топливная смесь – 1 литр топлива на 15 литров воздуха. В зависимости от условий работы двигателя применяется богатая, обогащенная, нормальная и обедненная смеси. Например:

Обедненная и оптимальная смеси сгорают практически без дыма! Обогащенная смесь сгорает с видимым черным дымом, богатая смесь дымит вот так:

Очевидно, что при обогащении смеси неисправен карбюратор или катастрофически забит воздушный фильтр.

Немного теории про устройство карбюратора:

Современный карбюратор представляет из себя довольно сложное механическое устройство в котором объединены несколько систем:

система холостого хода карбюратора

Система холостого хода – готовит богатую смесь при малом разрежении за дроссельной заслонкой. Работу этой системы обеспечивают 2 жиклера – воздушный и топливный, по сути, система холостого хода представляет собой отдельный простейший карбюратор.

Переходная система – обеспечивает работу двигателя при переходе от режима холостого хода в режим частичной нагрузки, до того как начнет работать главная дозирующая система.

главная дозирующая система

Главная дозирующая система – обеспечивает приготовление смеси во всех режимах работы двигателя, кроме холостого хода и переходного режима. Так же к главной дозирующей системе относится ускорительный насос.

Как выяснить какая из систем карбюратора сбоит?
  • Если черный дым наблюдается и на холостом ходу и на оборотах вероятнее всего забит воздушный фильтр или уровень топлива в поплавковой камере выше рекомендуемого.
  • Если Черный дым наблюдается только на холостом ходу, либо забит воздушный жиклер, либо сбиты регулировки.
  • Если черный дым наблюдается в движении на средних оборотах необходимо проверять главный воздушный и топливный жиклеры
  • Если черный дым наблюдается при полностью открытой дроссельной заслонки неисправны системы экономайзера.

Любая неисправность карбюратора (кроме подымливания на холостом ходу) требует его разборки и профилактики.

Договорились – проверяем воздушный фильтр, и если он в порядке ремонтируем карбюратор.

Причины, почему дымит черным инжекторный двигатель?

инжекторный двигатель змз 406

Главный наш помощник в диагностике инжекторного двигателя лампа на приборной панели «check engine». Если данная лампа на приборной доске светиться и наблюдается черный дым из выхлопной трубы то вам прямой путь на диагностику. После диагностики вы узнаете отказавшие датчики и быстро восстановите двигатель.

Все резко усложняется, когда лампа диагностики не показывает неисправность, а двигатель дымит как паровоз. В этом случае отказала механическая часть, и компьютерная диагностика ничего не даст, придется работать руками.

Как инжектор дозирует топливо?

рампа с форсунками

Важной частью инжектора является топливная рампа с форсунками. В рампе поддерживается постоянное давление бензина (для большинства автомобилей 3.0 бар). Форсунки открываются? электрическим импульсом, на рассчитанное время и за счет этого впрыскивается точная порция бензина.

Расчет времени открытия форсунок и времени воспламенения смеси выполняет блок управления двигателем, на основании данных с датчиков….

В случае если лампа диагностики не горит, а инжекторный двигатель дымит черным, диагностика начинается с проверки давления топлива в топливной рампе. Делается это следующим образом:

проверка давления в рампе

Если давление топлива в рампе отличается от установленного заводом изготовителем, необходимо заменить регулятор давления топлива.

В случае если давление топлива нормальное снимают рампу и проверяют герметичность форсунок. Дело в том, что с износом, или при засорении, они не полностью перекрывают подачу топлива и бензин льется в двигатель даже при закрытых форсунках. Как итог смесь обогащается и двигатель дымит.

Договорились:

  • если горит лампа «проверьте двигатель» – едем на диагностику
  • если лампа не горит, проверяем давление топлива и исправность форсунок

Причины, почему черным дымит дизель?

дизель

Дизельные двигатели бывают с механическим ТНВД и с электронным управлением т.н. системы впрыска топлива (comon rail). Сразу оговорюсь – я не рассматриваю старые двигатели без турбины, так как это атавизм и они уже крайне редки.

Самая распространенная причина почему дымит дизель – качественная солярка, лечиться заменой её на нормальную!

Если дымит двигатель с механическим ТНВД.

В этом случае диагностика начинается с форсунок и распылителей. Проверяется это на стенде. При отказе форсунки или распылителя топливо не будет сгорать полностью.

Далее следует проверить турбину, а именно наличие масла во впускном трубопроводе. (за этим вообще надо следить очень строго, то в один прекрасный день можно словить разнос дизеля).

Если на этом этапе мы не выявили неисправность необходимо промерять компрессию. При снижении компрессии ниже 18 большинство дизелей начинает дымить и перестает развивать полную мощность.

Если форсунки и турбина исправны наше подозрение падает на ТНВД. Общих инструкций по его ремонту я не дам, это делается в соответствии с документацией производителя.

Если дымящий дизель оборудован системой впрыска common rail.

Если не горит лампа диагностики, а двигатель дымит чаще всего проблема в подсосе воздуха.

Диагностика начинается с установки прозрачного топливного фильтра в разрыв «обратки». Если после прокачки системы в нем наблюдаются пузыри – ищите подсос воздуха.

Если горит лампа диагностики, то необходимо ехать к диагностисту и узнавать причину.

Зачастую дизеля дымят из-за забитых сажевых фильтров, неверного давления в раме, износа форсунок – но все эти неисправности покажет только диагностика. Единственную неисправность которую не покажет диагностика я привел выше.

Вот вам напоследок небольшое видео про разнос дизеля:

На этом у меня сегодня все. Если у вас есть комментарии или вопросы по статье, оставляйте их в форме ниже.

Черный дым дэу нексия

Доброго времени суток всем.

Появилась проблема у Ксю и соответственно у меня. На СТО разводят руками, поиск в сети ни к чему не привел. Собственно, дело вот в чем. Началось с того, что во время езды я услышал, что постепенно начинает реветь двигатель. Ну, так как-будто глушитель отваливается. Только меедленно. Нажимаю на акселератор - рев возрастает. Параллельно ощущается заметная потеря мощности двигателя. Нажимаю на газ, а он наоборот тормозит, хочет заглохнуть. Ну, я так не газуя доехал до места назначения на оборотах до 2000. Остановился, а знакомый мне говорит, что из выхлопной валит черный дым. В общем, расстроился я, переночевал и утром решил ехать на СТО. Но, запустил двигатель и с радостью обнаружил, что все вредные симптомы чудодейственным образом исчезли.

Поездил я еще с месяц, другой и вдруг все повторилось. Но на этот раз чуда не произошло. Двигатель вообще перестал заводиться. Первым делом - на компьютерную диагностику. Спецы сообщили что нужно менять датчики температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки. Поменял - не помогло. Проверили метки на ГРМ - все в норме. Проверили давление в топливной - норма. Искра есть. Пробовал переставлять трамблер из работающей машины - то же самое. Я в шоке. Спецы из крупнейшего СТО в нашем городе разводят руками. В чем еще может быть проблема?

П.С.: двигатель 1,5 DOHC.

traffic


Просмотр профиля

Вах, ДОНЦ с трамблёром - редкость, однако

А по теме: могло что-то плохое с кольцами приключиться или с форсунками/ЭБУ.
Чёрный дым обычно к огромному переливу - скорее всего клинит какая-то форсунка.

Возможно, конечно, козлит ДКК (если он есть), но врядли от него такой сильный эффект будет.

DoCEnT


Просмотр профиля Nibda


Просмотр профиля

Сомневаюсь. Компрессию поверяли. Сказали в норме. А форсунка. разве из-за одной двигатель не заведется? А то что могло заклинить все одновременно - маловероятно.

Знать бы то есть ДКК

А двигатель заводился?

Кста, на Нексии ДМРВ помойму нету.

Dissa Просмотр профиля

Все датчики, которые могут использоваться в автомобиле Nexia.

1. Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

Определяет положение коленвала и скорость его вращения, также участвует в определении пропусков воспламенения. При выходе датчика из строя работа двигателя невозможна.
Место установки: расположен у шкива коленчатого вала напротив реперного (зубчатого) диска. На двигателе F16D3 расположен в блоке цилидров ближе к маховику, под масляным фильтром.
Способ проверки датчика: отсоединить разъем от датчика, проверить сопротивление мультиметром, подключив его к контактам 1 и 2 (номера на колодке) - сопротивление должно быть 500-600 Ом.

2. Датчик положения распределительного вала (ДПРВ, датчик фаз)

ЭБУ по сигналам датчика определяет положение распредвала для синхронизации момента открытия форсунок с тактом впуска, чтобы достичь лучшую наполняемость цилиндра и его своевременную продувку.
Место установки: установлен за корпусом распредвала, рядом с кожухом ремня ГРМ под патрубком вентиляции картерных газов. На двигателе F16D3 расположен в головке блока цилиндров (ГБЦ) между распредвалами возле кожуха ремня ГРМ.
Способ проверки датчика: диагностическим сканером.

3.Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Отслеживает величину открытия дроссельной заслонки, показания влияют на состав топливовоздушной смеси. При закрытии заслонки по сигналу датчика, ЭБУ переводит двигатель в режим холостого хода. При неисправности датчика ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine.
Место установки: на дроссельном узле.
Способ проверки датчика: необходимо замерить сопротивление между контактами B и C (маркировка на колодке жгута проводов). При плавном открытии оно должно плавно изменяться от 1 до 7,5 кОм(+-2кОм). Более точное диагностирование возможно только диагностическим сканером.

4.Датчик детонации

По сигналам датчика ЭБУ производит корректировку угла опережения зажигания (УОЗ), как можно ближе к зоне возникновения детонации, но без детонации, что является наиболее оптимальным для работы двигателя. При неисправности датчика ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine. Возможно появление детонации (характерного звона) при резком нажатии на газ. Детонация крайне губительна для двигателя и может привести к разрушению его механизмов.
Место установки: на блоке цилиндров, за стартером.
Способ проверки датчика: снять датчик и мультиметром (омметром) замерить сопротивление между контактами 1 и 2 (номера на колодке). Если по датчику слегка постукивать, то сопротивление должно меняться скачками.

5.Датчик абсолютного давления (ДАД)

По сигналам датчика ЭБУ определяет величину разряжения во впускном трубопроводе, которое указывает на нагрузку двигателя. По показаниям этого датчика корректируется топливовоздушная смесь. При неисправности датчика ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine, возможно резкое повышение расхода топлива.
Место установки: справа на перегородке моторного отсека, рядом с вентилятором отопителя. К датчику подходит тонкая вакуумная трубка и жгут проводов. На двигателе F16D3 датчик расположен на впускном трубопроводе.
Способ проверки датчика: диагностическим сканером.

6.Датчик концентрации кислорода (ДК, ДКК, лямбда-зонд)

Отслеживает количество содержания кислорода в отработавших газах, и по его сигналам ЭБУ корректирует качество топливовоздушной смеси для достижения стехиометрии и более эффективной работы катализатора. Второй датчик отслеживает эффективность работы катализатора, и также по его сигналам производится коррекция смеси. Датчик оснащен подогревом, т.к. расположен далеко от коллектора, а начинает работать при температуре около 300 градусов. При неисправности датчика ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine, возможно резкое увеличение расхода топлива.
Место установки: на автомобилях Евро-2 установлен один управляющий датчик на выпускном коллекторе. На автомобилях Евро-3 есть и второй (диагностический) датчик за катализатором.
Способ проверки датчика: диагностическим сканером.

7.Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

По сигналам датчика ЭБУ отслеживает температуру охлаждающей жидкости для корректировки топливовоздушной смеси. При неисправности датчика возможен трудный запуск в холодное время или же большой расход топлива. При неисправности датчика ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine.
Место установки: расположен под катушками зажигания (Евро-3), под распределителем зажигания (Евро-2). На двигателе F16D3 расположен под впускным коллектором между первым
и вторым цилиндрами двигателя.
Способ проверки датчика: для проверки датчика следует проверить его сопротивление при разных температурах. Для этого потребуется мультиметр (омметр) и термометр. Показания датчика должны соответствовать таблице (см. приложение).

8.Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости

Сигнал датчика используется для вывода информации о температуре на панель приборов на указатель температуры двигателя.
Место установки: расположен в ГБЦ в районе впускного коллектора, у первого цилидра.
Способ проверки датчика: для проверки датчика следует проверить его сопротивление при разных температурах. Для этого потребуется мультиметр (омметр) и термометр. Показания датчика должны соответствовать.

градусы С Сопротивление, Ом

9.Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха

По сигналам датчика ЭБУ отслеживает температуру всасываемого воздуха для корректировки топливовоздушной смеси. При неисправности датчика возможен трудный запуск в холодное время или же большой расход топлива. При неисправности датчика ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine.
Место установки: расположен в корпусе воздушного фильтра. На двигателе F16D3 расположен в воздухоподводящем патрубке.
Способ проверки датчика: для проверки датчика следует проверить его сопротивление при разных температурах. Для этого потребуется мультиметр (омметр) и термометр. Показания датчика должны соответствовать.

градусы С Сопротивление, Ом

10.Датчик скорости автомобиля (ДС, ДСА)

По сигналам датчика ЭБУ определяет скорость автомобиля. При полном выходе датчика из строя не будет работать спидометр, ЭБУ переходит в аварийный режим, зажигается лампа Check Engine, возможны "зависания оборотов". При частичной неисправности спидометр может работать, но датчик тем не менее нуждается в замене.
Место установки: расположен сверху в корпусе коробки передач.
Способ проверки датчика: диагностическим сканером.

11.Датчик аварийного давления масла

При недостаточном давлении масла замыкает цепь, и на панели приборов зажигается лампа низкого давления масла - "масленка".
Место установки: расположен в корпусе масляного насоса возле шкива коленвала.
Способ проверки датчика: для проверки датчика необходимо отсоединить провода и на заглушенном моторе соединить вывод датчика с корпусом (массой). Должно прозваниваться как короткое замыкание (при включении зажигания должна гореть "масленка" на панели приборов).

12.Датчик указателя уровня топлива

Служит для подачи сигнала на указатель уровня топлива на панели приборов
Место установки: снизу бензобака
Способ проверки датчика: для проверки датчика необходимо извлечь его из бензобака (при снятии польется бензин). Проверка заключаается в измерении сопротивления между контактами датчика. Два крайних контакта в нижнем положении датчика должны быть замкнуты (прозванивается как короткое замыкание). Сопротивление среднего контакта с контактом массы должно плавно меняться от 56 до 1200 Ом при плавном перемещении поплавка.

13.Датчик недостаточного уровня жидкости в бачке стеклоомывателя

Служит для включения лампы индикации недостаточного уровня жидкости в бачке стеклоомывателя.
Место установки: в бачке стеклоомывателя
Способ проверки датчика: проще всего проверить цепь датчика, израсходовав жидкость стеклоомывателя, но бывают случаи, когда необходимо проверить сам датчик. Для этого необходимо снять бачок стеклоомывателя, выкрутить датчик, подсоединить к выводам датчика мультиметр. При полном опускании поплавка должно прозваниваться как короткое замыкание (цепь замкнута), при поднятии поплавка цепь должна рызмыкаться.

14.Датчик неровной дороги

Служит для работы в паре с датчиком детонации и ДПКВ. При проезде неровностей дороги, тряска может быть "распознана" датчиком детонации как, собственно, детонация. В данном случае ЭБУ будет принимать сигнал от датчика неровной дороги и сопоставлять сигналы. Возможно, что это как раз не детонация, и в корректировке УОЗ нет необходимости. Также, тряска может быть распознана ДПКВ как пропуски воспламенения в цилиндрах. В данном случае показания датчика неровной дороги не позволят изменить работу двигателя по "фиктивным" показаниям ДПКВ.
Место установки: расположен на кронштейне у левого "стакана" стойки амортизатора
Способ проверки датчика: снять датчик и мультиметром (омметром) замерить сопротивление между контактами 1 и 2 (номера на колодке). Если по датчику слегка постукивать, то сопротивление должно меняться скачками.


I love Harley-Davidson and girls
"Делай Добро и бросай его в воду. Оно не пропадет, Добром тебе вернётся"

Дым из под капота и запах в салоне автомобиля

При движении автомобиля появляется дым из под капота – признак, сигнализирующий о наличии определенного рода неисправностей, возникших при функционировании силового агрегата транспортного средства.

дым из под капота

Что делать если дымит из под капота

Прежде чем предпринимать действия, по устранению неисправности, которая вызывает задымление в подкапотном пространстве, нужно обратить внимание на то, как дымит моторный отсек автомобиля. Так, водитель может наблюдать, как из подкапотного пространства транспортного средства, идет пар, или белый, сизый либо черный дым.

Существует много причин, по которым может идти пар из под капота автомобиля. Так, во время дождя, при попадании на перегретый капот, капли превращаются в пар. Он может идти и в случае, если вода попала на раскаленный радиатор охлаждения транспортного средства, например, при переезде через глубокую лужу. Парение возникает и при функционировании двигателя в условиях низких температур.

пар из под капота

Пар не является признаком серьезных поломок и неисправностей, потому, при его возникновении, не следует беспокоиться, и можно эксплуатировать транспортное средство в штатном режиме работы.

Белый дым

Если идет интенсивный белый дым из моторного отсека, значит, закипел тосол или охлаждающая жидкость. Эту проблему надо оперативно устранить. Она возникает из-за плохой герметичности бачка, он может быть неплотно закрыт, в нем образовалась трещина и тосол попадает на защиту силового агрегата. Об этом будет свидетельствовать задымление белого цвета.

белый дым из под капотыDIGITAL CAMERA

Чтобы устранить поломку, понадобится точно диагностировать источник возникновения проблемы. Радикальным методом решения задачи, является полная замена сломанного оборудования.

Важно! При выявлении причин появления белого задымления из под капота, ориентируются на датчик нагрева силового агрегата. В редких случаях, неисправность возникает из-за невысокого уровня антифриза.

Синий дым

Появление дыма синего цвета, свидетельствует о том, что масло попало на прогретые элементы силового агрегата. Смазка, чаще всего, оказывается на цилиндрах мотора. Чтобы узнать причину задымления, следует проследить за показателями уровня масла. Если потребление смазывающей жидкости возросло, значит причиной появления сизого дыма, является утечка смазки.

синий дым

Если мотор перегревается в результате перепадов давления, масло, находящееся в коллекторе, течет по цилиндровым стержням. При возникновении неисправности, потребуется заглушить мотор автомобиля. Далее необходимо воспользоваться услугами аварийных служб, так как самостоятельно решить проблему перегрева двигателя, и течи горелого масла из коллектора, не представляется возможным.

Черный дым

Если подкапотное пространство автомобиля дымится черным, значит, возникли серьезные неисправности в работе силового агрегата автомобиля. Черный дым является признаком следующих неисправностей:

  • Поломки сцепления и неисправности электрической проводки транспортного средства.
  • Поломка игольчатого клапана.
  • Разгерметизация форсунок.
  • Поломка электронных датчиков.
  • Неисправности функционирования насоса высокого давления.
  • Повреждение топливной системы транспортного средства.
  • Перелив в поплавковой камере.

возгорание авто

Задымление может сопровождаться вспышкой, и последующим возгоранием транспортного средства. Необходимо немедленно заглушить мотор, и постараться потушить огонь с помощью бортового огнетушителя. Если меры по тушению не помогают, необходимо срочно вызвать пожарников.

Важно! При появлении огня, нельзя сразу же открывать капот. Резкое поступление кислорода усугубит ситуацию. При открывании крышки кузовного элемента, нужно позаботиться о защите рук, так как деталь будет накалена.

Причины возникновения постороннего запаха

Одним из наиболее явных признаков появления неисправности, является возникновение постороннего запаха в салоне транспортного средства. Как правило, пахнет топливом и техническими жидкостями. Внутри автомобиля может пахнуть бензином, тосолом, антифризом или выхлопом.

Бензин

Если ощущается запах бензина в салоне автомобиля, значит, возникли проблемы с топливной системой транспортного средства. Аромат топлива проявляется при запуске двигателя. Причина появления запаха – неплотно закрытая горловина бензобака, разгерметизация топливной магистрали, проблемы с целостностью емкости для бензина. Утечка паров топлива происходит из-за вышедшей из строя прокладки на крышке горловины, при диагностике нужно внимательно осмотреть все детали, которые могут быть причиной неисправности. Также к причинам появления запаха бензина, относят проблемы с карбюратором, топливным фильтром и крышкой люка бензонасоса.

запах бензина в салоне автомобиля

Важно! Бензобак в большинстве случаев крепится под днищем автомобиля. Он фиксируется металлическими полосами, закрученными на болты. Со временем они ослабевают, и бак начинает расшатываться. Это приводит к разгерметизации магистрали и повреждению самой емкости.

Тосол

Запах тосола в салоне появляется в результате работы печки. Жидкостью пахнет при включении отопительного прибора. К причинам появления аромата технической жидкости относят неисправность печки. Также нужно проверить герметичность бачка с тосолом и состояние патрубков. Если с этими элементами все в порядке, значит, проблема кроется в радиаторе отопления, его нужно просто заменить на новый.

запах тосола в салоне автомобиля

Важно! При использовании новой печки, может ощущаться запах тосола, но пахнет не техническая жидкость, а смазка, которой обработан радиатор нового отопительного прибора.

Антифриз

Если пахнет антифризом в салоне автомобиля, значит, произошла утечка охлаждающей жидкости. Нужно проверить плотность закрытия крышки бачка, и целостность емкости, герметичность соединения патрубков. Среди причин, которые приводят к появлению аромата технической жидкости, выделяют несвоевременное обслуживание транспортного средства, и использование некачественных деталей при ремонте автомобиля.

Важно! При диагностике, сначала проверяют уровень охлаждающей жидкости. Если он остается неизменным, но запах не проходит, значит, антифриз испаряется, и аромат из моторного отсека попадает в автомобиль. Необходимо проверить плотность закрытия крышки расширительного бачка, и герметичность соединения патрубков.

Выхлопные газы

Причиной того, что пахнет выхлопными газами в салоне автомобиля, являются проблемы с системой выхлопа транспортного средства. Неисправность может заключаться в глушителях, которые из-за коррозии начинают пропускать газы. Через багажное отделение или через уплотнители окон, неприятный аромат проникает в салон авто. Проблема может заключаться в работе печки, и функционировании салонного фильтра.

Для решения проблемы, понадобится провести полную диагностику автомобиля, и устранить выявленные неполадки.

Запах горелого масла из под капота, посторонние ароматы в салоне авто, задымление моторного отсека – все это свидетельствует о появлении неисправностей транспортного средства, которые могут привести к возгоранию или серьезной поломке автомобиля, и несут угрозу для жизни и здоровья водителя и пассажиров. При появлении первых признаков поломки, нужно сразу заняться их диагностикой и устранением.

Читайте также: