Дакар 2021 лучшие моменты камаз

Обновлено: 05.07.2024

Российская команда «КАМАЗ-мастер» выиграла престижную многодневку «Дакар»

Приятная новость для любителей спорта пришла сегодня из Саудовской Аравии. Российская команда «КАМАЗ-мастер» выиграла престижную многодневку «Дакар». Причем наши гонщики заняли весь пьедестал в зачете грузовиков. В этой категории уже много лет именно Россия — бесспорный лидер.

Первые секунды после финиша. Победа, к которой Дмитрий Сотников шел несколько лет. В общем зачете ралли «Дакар» его экипаж вырвался вперед более чем на 40 минут.

Весь пьедестал российский. Здесь только представители «КАМАЗ-мастер». Самая титулованная команда «Дакара» становится ее триумфатором пятый раз подряд, а всего в ее копилке уже 18 побед. Победный хет-трик стал подарком для миллионов болельщиков.

12 дней в пустыне, свыше семи с половиной тысяч километров пути. Последние 200 — особенно сложные. Участок в гористой местности, где дюны скрывают камни и целые скалы. Опасная трасса этого «Дакара» уже оборвала жизнь французского мотогонщика. Пьер Шерпен скончался, не приходя в сознание, после аварии. Падая, он получил серьезную травму головы.

Это кадры, снятые перед заключительным спецучастком. На предыдущем этапе грузовик Дмитрия Сотникова пробил колесо. Замена отняла драгоценное время, но не повлияла на результат.

«Это очень важно сейчас, что молодое поколение команды так же держит на высоте планку российского спорта и отечественного автопрома. Для нас это очень большая гордость», — сказал капитан команды «КАМАЗ-мастер», семикратный победитель ралли «Дакар» в классе грузовиков Владимир Чагин.

Со стороны это выглядит и правда легко. Пилоты вертолета, с которого велась съемка, увлеклись и снизились настолько, что коснулись подпрыгнувший в этот момент на кочке КамАЗ Антона Шибалова. Автомобиль лишился воздухозаборника.

Крутые виражи в Саудовской Аравии принесли успех и французу Стефану Петеранселю. Он боролся в классе «Мини». И выиграл спустя 30 лет после своего самого первого заезда. Рекордсмен по числу побед — за все это время он лишь раз пропустил старты.

Вместе с ним победу в этом году празднуют и аргентинцы — они впервые стали лучшим в зачете мотоциклов и в гонках на квадроциклах.

Но журналисты и телекамеры на финише все равно обступают экипаж Дмитрия Сотникова, пытаясь понять, в чем же секрет российского успеха. А он именно в людях.

«Дакар-2021», 7 этап: второй хет-трик «КАМАЗ-мастера» на ралли-марафоне!

Седьмой этап ралли-марафона "Дакар-2021" в Саудовской Аравии прошел в воскресенье, 10 января, по маршруту Хаиль - Сакака.

Продвижение каравана ралли на сотни километров в день и новые точки на карте маршрута давно стали привычными для тех, кто оказался на "Дакаре". Неизменным в гонке 2021 года остается одно: все участники "Дакара" при соблюдении строгих правил по нераспространению коронавирусной инфекции ограничены в своем передвижении вне гоночного этапа. За пределами бивуака рекомендуется минимизировать контакт с посторонними лицами, тогда как в сам лагерь доступ открыт только обладателям специального дакаровского браслета. При этом все спортсмены должны ночевать на территории бивуака. И не важно кто вы: 13-кратный победитель ралли-марафона и лидер внедорожного зачета нынешнего года Стефан Петерансель или новичок "Дакара", решивший попытать счастье в самом престижном ралли-рейдовом соревновании мира - правила едины для каждого. Такой подход обусловлен желанием организаторов довести гонку до финиша в Джидде 15 января.

Легендарная гонка на выносливость достигла экватора, оставив позади изнурительные 4400 км, и уставшие спортсмены в субботу получили возможность набраться сил перед марш-броском на оставшуюся часть соревнования. Задать темп на вторую неделю "Дакара" организаторы решили с марафонских этапов – почти 1500 км общей дистанции и 830 км спецучастков за два дня. Добавьте к этому отсутствие механиков на финише сегодняшнего этапа: ремонт машин и мотоциклов экипажам придется осуществлять своими силами и силами других участников "Дакара" в закрытом парке.

Долгожданный день отдыха пришелся на город Хаиль – столицу автоспорта Саудовской Аравии. Место, где горные массивы граничат с пустыней и ее величественными дюнами и песчаными долинами, раскинувшимися на сотни километров, идеально подходит для гонщиков. Здесь же с середины прошлого десятилетия проводится ежегодный Хаильский международный фестиваль ралли, получивший одобрение Международной автомобильной федерации. А пока внимание многочисленных зрителей приковано к "Дакару", чей состав участников сократился более чем на четверть.


Воскресный курс повел гонщиков по направлению к самой северной точке "Дакара-2021" – городу Сакака - и разнообразил пески и дюны гравийными отрезками, покрывшими почти 50 процентов маршрута. Мокрый после сильного утреннего дождя песок доставлял дополнительную проблему в виде повышенного расхода топлива, особенно ближе к финишу. По ходу движения гоночный темп постоянно сбивался. Скоростные песчаные плато позволяли проходить обширные участки на максимуме в 140 км/ч, но стоило оказаться в высохшем русле реки или на пересеченной местности, как стрелка спидометра заметно падала. Таил в себе опасность заблудиться и продолжительный 60-километровый участок во второй трети дистанции, на некоторых дюнах велик был риск застрять или вовсе положить машину на бок.

Всё это оказалось посильной задачей для грузовиков в синей ливрее, которые двигались друг за другом и показывали лучшее время до самого финиша: желтую майку лидера на спецучастке успели примерить на себе Айрат Мардеев, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Любопытный факт: на всех путевых точках на первых трех позициях располагались только камазовские экипажи. Представители других команд старались удержаться в высоком темпе возглавлявших общий зачет россиян, но постепенно отставание росло и росло. И если на отметке 148 км первый и девятый экипажи разделяли девять с небольшим минут, то на 358 км показатель достиг 23 с половиной минут.

Яростная борьба развернулась за четвертую позицию между Айратом Мардеевым и Алексеем Вишневским. Сотни километров гонщиков разделяли секунды, но в районе 330 км белорусский экипаж потерял около шести минут. Не обошлось без потери времени и у Андрея Каргинова: долгое время победитель "Дакара-2020" ехал на подкачке, но за 30 км до финиша вынужден был остановиться и менять колесо, чем воспользовались А.Вишневский и Алеш Лопрайс.


Победу на этапе, уже пятую на этом "Дакаре", одержал Дмитрий Сотников – 4 часа 45 минут 52 секунды.

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №507: "Спецучасток начался с мокрых песчаных дюн, было похоже на бездорожье. В одном месте не смогли взять крутой скользкий подъем: пришлось объезжать и потерять немного времени. Первую половину участка было непросто ехать с полными баками и нагруженными запчастями. Потом нащупали свой темп, благополучно выехали из дюн. Начали догонять Айрата и он пропустил нас. В зоне нейтрализации встретились с ребятами, поехали дальше вместе, но чуть позже наш караван немного растянулся из-за пыли. Не рисковали, чтобы не пробить колеса. Думаю, что командная тактика сегодня оправдалась".

На 3 минуты 23 секунды отстал Айрат Мардеев, еще пять минут проиграл Антон Шибалов. Таким образом, экипажи "КАМАЗ-мастер" второй раз подряд заняли весь пьедестал!

Айрат Мардеев, пилот экипажа №509: "Хороший спецучасток, интересный. Много было песчаных дорог, были дюны и бездорожье. Мы атаковали, ехали в быстром темпе. Когда началось каменистое плато, то сбросили скорость. Проехали его аккуратно, не хотели терять колеса. В районе 200 км встретили Диму и поехали с ним до финиша. Всё прошло хорошо, к технике претензий не было".


Антон Шибалов, пилот экипажа №501: "Сегодня довольно быстрый день. Всё складывалось нормально, пока за 170 км до финиша не выдержало колесо на прямиках. Сначала ехали на подкачке, но потом пришлось останавливаться и менять его. В самом начале был труднопроходимый вязкий песок. Хоть организаторы в который раз и обещали отсутствие камней, но они встречались на трассе, приходилось быть внимательными. Теперь на бивуаке осмотрим машину и начнем подготовку ко второму марафонскому дню".

Алексей Вишневский завершил спецучасток с четвертым временем, уступив 10 минут 29 секунд. Андрей Каргинов – пятый (+11 минут 44 секунды), ставший шестым Алеш Лопрайс финишировал в трех минутах позади россиянина.

Андрей Каргинов, пилот экипажа №500: "День был интересным, начался с песчаных дорожек, очень нагруженных, вязких и пухлых. Проехав 50 км, увидели, что расход топлива составляет 200 литров на 100 км, понимали, что машине и мотору будет тяжело. На зоне нейтрализации встретились с нашими ребятами. Дальше пошли извилистые дорожки, где-то зацепили колесо, ехали на подкачке и за 30 км до финиша остановились и поменяли. Машину до бивуака довезли исправной".

В общем зачете команда "КАМАЗ-мастер" упрочила лидерство. Поднявшийся на четвертое место Алеш Лопрайс уступает Дмитрию Сотникову более 80 минут, от идущего третьим Айрата Мардеева чеха разделяют 16 с лишним минут. Андрей Каргинов опередил Игнасио Касале и занимает восьмую строчку.

«Дакар»-2021, 12-й этап. КАМАЗы — это сила!


12-м этапом, приведшим участников вновь на побережье Красного моря в саудовский город Джидду, завершился 43-й «Дакар». Стартовав 3 января и совершив огромную петлю длиной в 8000 км по Аравийскому полуострову, марафон вновь привел всех к месту старта 13 дней спустя. Второй год «Дакар» проходит в Саудовской Аравии, и многим участникам пришлись по вкусу пейзажи, дюны и камни этой жаркой страны.


Финальный этап стал своего рода мини-«Дакаром», где спортсмены еще раз в миниатюре прошли практически все, с чем встречались за эти 12 дней: дюны, высохшие русла рек, каменистые плато и золотистый песок Красного моря.

Последний этап этого марафона мог преподнести много сюрпризов, но завершился безо всяких сенсаций: все было уже решено накануне, и по дороге в Джидду экипажи лишь подтвердили свои достижения.

Зачет МОТО

Незадолго до старта финального этапа пришла печальная информация.


Основной интригой на старте участников мотозачета было распределение мест в первой тройке. Первым стартовал Сэм Сандерленд, и, как мы помним по предыдущим этапам, это далеко не лучшая позиция для победы. В шести минутах позади него стартовал Кевин Бенавидес, затем Рики Брабек.

Четвертую позицию перед финальным этапом занимал новичок «Дакара» Даниэль Сандерс, но его почти получасовое отставание не позволяло надеяться, что он поднимется на подиум.

Если говорить о брендах, то достаточно взглянуть на финальные результаты, чтобы понять, кто же в топе. И несмотря на победный дубль Honda, КТМ давят их количеством. А вот для Yamaha финальный этап принес еще одну недобрую весть: через 30 минут после старта из-за технических проблем сошел их последний оставшийся представитель в Топ-10 Адриен ван Беверен.


Конечно, на этих двухстах километрах происходила настоящая схватка, но участниками в ней остались лишь Бенавидес и Брабек. Сандерленд проигрывает почти 12 минут лидеру и явно уступит даже свое второе место. Так и происходит. Зато это настоящий праздник для Honda: победного дубля на «Дакаре» у них не было с 1987 года. И победителем становится… Кевин Бенавидес!

Кевин Бенавидес, № 47, Аргентина, победитель 43-го «Дакара»: «Это было какое-то безумие. Я вырвался вперед, потом Рики начал догонять меня, я постарался прибавить… Но сейчас это правда: я выиграл “Дакар”, и я очень счастлив. Невозможно провести такой марафон без ошибок, но важно сохранять спокойствие и сосредоточенность день за днем. Я попал в аварию на пятом этапе, ударился головой и лодыжкой, чувствовал сильную боль, но продолжал давить. Думаю, я выиграл на последних километрах. Я мечтал попасть в историю, и вот теперь я первый мотогонщик из Южной Америки, выигравший “Дакар”».


Предварительные результаты на 43-м «Дакаре»:

1. № 47, Кевин Бенавидес, Honda — 47:18,14

2. № 1, Рики Брабек, Honda — 47:23.10

3. № 5, Сэм Сандерленд, KTM — 47:34,11

4. № 21, Даниэль Сандерс, КТМ — 47:57,06

5. № 9, Скайлер Хоуз, КТМ — 48:10,47

6. № 15, Лоренцо Сантолино, SHERCO — 48:16,44

7. № 2, Пабло Кинтанилья, Husqvarna — 48:44,53

8. № 11, Штефан Швитко, КТМ — 49:01,21

9. № 52, Маттиас Уолкнер, КТМ — 49:50,26

10. № 31, Мартин Мичек, КТМ — 50:00,51

Зачет КВАДРО

После того как накануне сошел один из претендентов на победу в зачете Квадро Александр Жиру, Мануэлю Андухару стало полегче дышать — ведь со следующим соперником Джованни Энрико его разделяло более 25 минут. С таким интервалом можно было не спешить и ехать более внимательно и аккуратно, что Андухар и сделал. Но Энрико и сам ему помог: на финише он отстал на 8 минут.

Андухар финишировал на спецучастке вторым, с отставанием менее чем в полминуты от Пабло Копетти, в генеральной классификации он — абсолютный лидер, опередивший Джованни Энрико почти на 34 минуты.


Мануэль Андухар, № 154, Аргентина, победитель 43-го «Дакара»: «Это мой четвертый “Дакар” и первая победа. Спасибо всем, кто помог мне в этом. Я надеялся выиграть “Дакар” еще когда первый раз вышел на старт. Но тогда у меня было много проблем, как и в следующие разы. Это первая гонка, которая прошла практически без проблем. Моя семья оказала мне огромную поддержку; теперь я просто хочу вернуться домой и отдохнуть там с семьей и друзьями».

Предварительные результаты на 43-м «Дакаре»:

1. № 154, Мануэль Андухар — 60:28,29

2. № 159, Джованни Энрико — 61:02,13

3. № 163, Пабло Копетти — 63:29, 27

4. № 155, Камил Вишневски — 67:18,34

5. № 153, Томаш Кубина — 67:40,14

Зачет ВНЕДОРОЖНИКИ

Победителем 43-го «Дакара» стал Стефан Петрансель — несмотря на все попытки катарского пилота Нассера Аль-Аттии хоть что-то ему противопоставить. При этом за прошедший «Дакар» Стефан Петрансель выиграл лишь один этап, в то время как Аль-Аттия — пять этапов плюс пролог. Разница по итогам 12-ти этапов между первым и вторым местом составила чуть менее 14 минут. Карлос Сайнс, закончивший этот «Дакар» третьим, уступил победителю чуть более одного часа. Однако именно Карлос Сайнс одержал победу на последнем СУ.


Нассер Аль-Аттия накануне подсчитал, что всего за этот «Дакар» у их экипажа было 16 пробитых колес, и на замену каждого они тратили полторы–две минуты, так что полчаса чистого времени у них могло бы быть в запасе. На самом деле катарский пилот не единственный, кто жаловался на колеса гоночных внедорожников с формулой 4х4: заднеприводные багги не просто легче, у них шире расстояние между колесами и сами шины тоже намного шире, так что они даже не попадают в колею и не трутся боковинами об острые камни.

К тому же у Стефана Петранселя было и еще одно преимущество: в этом году он выступал с новым штурманом, который на прошлых «Дакарах» выполнял работу маппера. Мапперы — это высокооплачиваемые сотрудники, как правило, заводских команд, которые занимались тем, что после получения роудбука накануне старта подготавливали для штурмана полную раскладку возможных срезок на маршруте, объездов и дополнительных курсов.

Впрочем, то, что Аль-Аттия не сможет одержать в этом году победу, было предсказано уже давно: катарец стабильно выигрывает каждые четыре года. Его первая победа состоялась в 2011-м, затем — в 2015-м, потом в 2019-м. Так что ждем его на высшую ступеньку подиума в 2023 году!


Россиянин Владимир Васильев и его штурман украинец Дмитрий Цыро закончили 12-й этап на пятом месте. Накануне отставание нашего экипажа от шестого места Халида Аль-Кассими составляло одну минуту и десять секунд, а сегодня они сумели отыграть лишь одну минуту и три секунды. Казалось, все так и закончится, но… Комиссия спортивных комиссаров провела пересчет итогов и учла пятиминутную пенализацию, которая была получена Халидом Аль-Кассими на одном из предыдущих этапов. Таким образом, получилось, что Владимир Васильев и Дмитрий Цыро поднялись на шестую строчку в общем зачете «Дакара»!

На последнем этапе Денис Кротов и Олег Уперенко финишировали на 28 месте, Виктор Хорошавцев и Антон Николаев — на 32-м, а Ясир Сейдан и Алексей Кузьмич вновь перескочили с белой клетки на черную, потеряли два часа и закончили 12-й СУ предпоследними.

Стефан Петрансель (пилот, № 302, X-RAID MINI JCW TEAM), победитель 43-го «Дакара»:

«Выиграть “Дакар” всегда очень сложно. Каждый день приходилось справляться с небольшим отставанием от Нассера, но в итоге мы действительно отлично сработались с Эдуардом — ведь это была его первая гонка на топовой машине. Для меня это еще и важная годовщина: свою первую победу я одержал 30 лет назад. Ну а что касается Нассера — я думаю, его первой ошибкой стало выиграть пролог. Вероятно, именно поэтому он и проиграл “Дакар”».


Владимир Васильев (пилот, № 317, X-Raid Team), шестой результат на 43-м «Дакаре»:

«Мы на финише. Сегодня был хороший спецучасток. Да! Были и дюны, и скоростные дорожки, немного камней — все, что встречалось на “Дакаре” этого года, и это был очень хороший финишный спецучасток. Мне понравился этот “Дакар”, организаторы молодцы — сделали невозможное. Я на финише и могу сказать, что мне понравилось здесь, в Саудовской Аравии. Здесь можно провести много соревнований. “Дакар” был непростой и необычный. Но послезавтра мы будем уже в России, и жду снова всех в гости 4 февраля на первом этапе Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес»!

Виктор Хорошавцев (пилот, № 331, X-Raid Team), 24-й результат на 43-м «Дакаре»:

«Последний этап у нас стал этаким мини-”Дакаром”, мы испытали все, что только могли испытать. После первых дюн прилично заблудились, и не мы одни, потом нужно было наверстывать и мы прибавили темпа. Затем нам встретилось бесконечное множество каменных русел, там пробили сразу два левых колеса… В целом это серьезная нагрузка — и на людей, и на автомобиль. Нам повезло с выбором машины, Mini просто шикарен, но кроме пробитых шин и двух потерь “гидроноги” у нас не было никаких проблем. Мне нравятся такие длинные гонки. Они дают возможность настроиться на серьезную и длительную борьбу. Мне нравятся марафоны, я испытываю удовольствие, каждый день садясь за руль».

Олег Уперенко (штурман, № 323, MSK Rally Team), 30-й результат на 43-м «Дакаре»:

«Для нас этот “Дакар” был, возможно, не самым удачным, но мы уже на финише. Я многое понял для себя в этот раз, мне показалось, что он был ничуть не легче, а может, и сложнее прошлогоднего: тогда не было такого количества камней. И психологически бояться проколов — это сложно. Но мы справились и финишировали в целости и сохранности!».


Предварительные результаты на 43-м «Дакаре»:

1. № 302, Стефан Петрансель/Эдуард Буланже — 44:28,11

2. № 301, Нассер Аль-Аттия/Матье Бомель — 44:42,02

3. № 300, Карлос Сайнс/Лукас Круз — 45:29,08

4. № 307, Якуб Пшигоньски/Тимо Готтшальк — 47:03,14

5. № 311, Нани Рома/Александр Винок — 47:49,59

6. № 317, Владимир Васильев/Дмитрий Цыро — 47:57,49

7. № 310, Шейх Халид Аль-Кассими — 48:01,42

24. № 331, Виктор Хорошавцев/Антон Николаев — 54:10,20

30. № 323, Денис Кротов/Олег Уперенко — 55:55,22

39. № 316 Ясир Сейдан/Алексей Кузьмич — 62:57,55

Зачет МОТОВЕЗДЕХОДЫ Т3 и T4

На старте 12-го этапа двух основных соперников за титул Франсиско Лопеса и Остина Джонса разделяло почти 20 минут в пользу первого, так что по большому счету у Лопеса было хорошее преимущество, и помешать ему могли только механические проблемы. Он не спешил и в итоге финишировал восьмым с отставанием от Остина Джонса в 2,5 минуты, однако они не имели ровно никакого значения. Победителем в категории мотовездеходов стал Чалеко Лопес, а Остин Джонс оказался лишь вторым.


Для Франсиско «Чалеко» Лопеса это уже вторая победа на «Дакаре». Свой первый марафон он выиграл в 2019-м, в последний год проведения «Дакара» в Южной Америке.

Франсиско Лопес, № 401, Чили: «Это был очень, очень тяжелый марафон, и подготовка к нему была чрезвычайно осложнена ковидом. Но спасибо моим спонсорам, моей стране и моему штурману Хуану Пабло, которые сделали эту победу реальной. В прошлом году я финишировал на подиуме, но победа оказалась невозможной. И я думаю, что причина в навигации. Сейчас это моя лучшая победа и я очень счастлив!».

Наш экипаж № 400 SNAG Racing Сергея Карякина и Антона Власюка на финальном этапе стал четвертым, а в генеральной классификации поднялся на две строчки вверх на 16-е место.


Предварительные результаты на 43-м «Дакаре»:

1. № 401, Франсиско Лопес/Хуан Пабло Латрак — 53:41,02

2. № 408, Остин Джонс/Густаво Гугельмин — 53:58,25

3. № 406, Арон Домзала/Мацих Мартон — 54:32,55

4. № 242, Михал Гожал/Симон Господарчик — 54:55,00

5. № 404, Рейналдо Варела/Майкел Жусто — 55:08,07

16. № 400, Сергей Карякин/Антон Власюк — 64:48,06

Зачет ГРУЗОВИКИ

40 минут разделяло экипаж Дмитрия Сотникова от ближайшего друга-соперника Антона Шибалова после предпоследнего этапа. И один час 12 минут — от третьего КАМАЗа Айрата Мардеева. Это означало, что если не случится никакого форс-мажора, то победа на «Дакаре» — у него в кармане. Важно было не торопиться, не допускать ошибок и спокойно финишировать, что Дмитрий и сделал.


Чуть более двух минут проиграл он в пятницу победителю этапа — им вновь стал Мартин Мацик на своем верном IVECO по прозвищу «Чарльз» — и минуту уступил Антону Шибалову.


Дмитрий Сотников, пилот экипажа № 507: «У меня просто нет слов, одни эмоции. Даже не верится пока, что мы выиграли. Мы несколько лет шли к этой победе, приближались к ней постепенно. И сейчас я очень счастлив, горжусь всеми ребятами. Рад, что "КАМАЗ-мастер" занял все три призовых места на этом "Дакаре". В этот успех вложено много труда и пота. Это не только борьба на трассе, а еще и самоотверженная работа команды ассистанс. Каждый спецучасток был настоящим испытанием, и очень здорово, что наш КАМАЗ ни разу не подвел нас. Спасибо всем, кто помогал, верил и болел за наш экипаж!».

Антон Шибалов, пилот экипажа № 501: «Второй год подряд мы закончили "Дакар" на втором месте. Конечно, как и любому спортсмену, хочется побеждать, но я рад, что на первом месте оказался Дима Сотников. Здорово, что в тройке призеров и Айрат Мардеев. Две недели марафона оказались очень тяжелыми. Но все вместе мы отлично поработали и в итоге получили отличный результат!».


Айрат Мардеев, пилот экипажа № 509: «Я был очень рад вернуться для участия в этом экстремальном марафоне. Прошлый год мы пропустили, а в этом снова окунулись в эту невероятную атмосферу борьбы и смогли оказаться на третьем месте. Наш экипаж шаг за шагом двигался вперед и до самого финиша отстаивал бронзу. Приятно видеть и осознавать, что в этом году наша команда оказалась сильнее. Поздравляю ребят с этим успехом!».

Предварительные результаты на 43-м «Дакаре»:

1. № 507, Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов — 48:23,21

2. № 501, Антон Шибалов/Дмитрий Никитин/Иван Татаринов — 49:02,59

3. № 509, Айрат Мардеев/Дмитрий Свистунов/Ахмет Галяутдинов — 49:37,56

4. № 503, Мартин Мацик/Франтисек Томасек/Давид Сванда — 50:09,12

5. № 504, Алеш Лопрайс/Петр Покора/Халид Алкенди — 50:23,52

6. № 505, Алексей Вишневский/Максим Новиков/Андрей Неверович (МАЗ) — 50:39,53

7. № 500, Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов — 51:12,22


Все результаты можно посмотреть здесь.

При подготовке обзора использованы материалы канала @crosscountryrally

Первый победный «КАМАЗ» для «Дакара»: мотор на 750 л.с. из Ярославля, подвеска от боевой машины десанта, легендарный горб

В Саудовской Аравии подходит к концу 43-й «Дакар» – и «КАМАЗ» вновь показал на нем нереальный класс: похоже, весь подиум достанется именно российской команде. И это будет уже десятый золотой бедуин с 2010-го.

За подробный разбор спасибо ютуб-каналу команды «КАМАЗ-мастер» – полную версию сморите именно там, а мы выбрали самое интересное и основное!

«Даже после неожиданного успеха – второго и третьего мест на «Дакаре»-1991 – «КАМАЗовцы» понимали: наравне конкурировать с блиставшими тогда «Перлини», «Мерседесом», «Татрой» можно только на двухоснике [против построенного изначально на основе гражданской версии трехосника].

Первый раллийный «КАМАЗ»: всего 260 л.с., минимум отличий от серийного и особая техника прыжков на дюнах (чтобы не ломалась подвеска)

И двухосник появился в 1994-м. Знаменитый «КАМАЗ» 49252 – ставка на него себя оправдала: «Дакар»-1996 принес России первое золото, а еще Кубок мира 2000 года и множество побед на «Мастер-Ралли», «Дезерт Челленджах» и прочих второстепенных бахах и ралли.

А вот что про него рассказал инженер-конструктор команды Альберт Арсланов.


«Этот грузовик – уже настоящий гоночный автомобиль, построенный с нуля специально для одной цели – участия в ралли-рейдах. Часто он упоминается как среднемоторный или «горбатый». В команде вообще не приветствуют такое его название – чаще его мы называем «среднемоторным».

Это, наверное, мое самое любимое поколение гоночных «КАМАЗов». Мне как конструктору очень нравится, как он спроектирован, построен и скомпонован. Если присмотреться, то все самое тяжелое, что есть в автомобиле – максимально по возможности собрано в его середине и опущено вниз.

Двигатель – дизельный турбированный V8 ЯМЗ (Ярославского моторного завода) 7Э846 мощностью 750 л.с. и объемом 17,2 литра.


Он максимально смещен назад, за ним – коробка передач. К ней напрямую подключена раздаточная коробка, без промежуточного вала. Расположение двигателя определило расположение заднего моста: от него идет карданный вал самой минимальной длины. Дальше сместить назад двигатель просто невозможно.


В первых версиях мотор выдавал порядка 750 л.с., что даже по сегодняшним меркам – вполне достойная мощность.

А это – большие 25-дюймовые бескамерные колеса, которые запретили затем в 1997-м.


Всех вынудили перейти на 20-дюймовые с обычными дорожными шинами, для которых ограничение по максимальной скорости гораздо ниже. Они временами грелись и взрывались на ходу. В принципе проблема сохраняется по сей день. У этих колес предел допустимой скорости был гораздо выше – и на спецучастках машины нередко достигали 180 км/ч без каких-либо последствий для шин. Конкретно у этого автомобиля замеренная на полигоне «максималка» – 186 км/ч.


На самом деле это сужение было расположено в задней части серийного «КАМАЗа».

Подвеска – нечто такое, в общем архаичное, но, тем не менее, достаточно прогрессивное и уникальное на то время. Вообще это сделанные на заказе (конкретно эти амортизаторы – в Волгограде) и изначально адаптированные под боевую машину десанта.


То есть это даже не совсем амортизаторы – это называется «гидропневморессора». Он выполняет как функцию амортизатора, так и функцию упругого элемента с помощью сжатого газа внутри.

Сам мост – «КАМАЗовский», но значительно усилен, потому что стандартные «КАМАЗовские» мосты, на самом деле, еще на более старых трехосных автомобилях уже не выдерживали нагрузок. И здесь усиление мостов достигло апогея.


Двигатель развивал 2700 Н*м крутящего момента, и у «КАМАЗа» просто не было редукторов, способных выдержать такой момент. Потому взяли достаточно прочные шестерни от «КРАЗовских» редукторов, но корпус был собственного изготовления – сварной.

Рессоры здесь тоже сделаны на заказ – уникальные.


А это – один из нескольких рундуков для личных вещей или запчастей.


А вот так выглядит система подачи воздуха от заборников на крыше в мотор.


Как получилась такая красивая форма кузова? Это достаточно интересная история. Если посмотреть сбоку – до этой части он идет практически горизонтально, слегка опускаясь вниз.


Просто раньше расположение воздушного фильтра было другое, и его воздухозаборники были чуть-чуть ниже крыши кабины.


И для того, чтобы расположить их над крышей – кузов пришлось немножечко наклонить вниз. Затем вторая половина кузова разделена примерно поровну на крутой спуск и горизонтальную часть. Высота последней родилась под необходимое пространство для запасных колес и кран балки, с помощью которой они загружались и выгружались в автомобиль.

Во время езды по бездорожью даже такая жесткая рама довольно сильно скручивается и играет. Поскольку кузов весь собран на трубчатом стальном каркасе – то если бы он был жестко закреплен на раме, то весь каркас тоже бы скручивался и разрушался. Для того, чтобы этого не происходило, задняя треть кузова подвешена к дуге с помощью двух вот таких диагональных тяг – как подвеска в машине.


Этот кузов – как бы ни скручивался автомобиль – всегда жил своей жизнью и не разрушался! При этом выглядел цельно и гармонично.

Параметры «КАМАЗ 49252» – длина, высота и колея.


После рассказа о технических нюансах победный монстр опробовал Дмитрий Сотников – нынешний лидер «Дакара»-2021.

Приборная панель оказалась очень насыщенной – переключатели как в вертолете.


«По-современному очень сделана, хоть и машина старенькая, – оценил Сотников. – Даже небольшой обшитый очень удобный перчаточный ящичек – как в современных автомобилях!

Расположение передач в коробке, конечно, непривычное нам. У нас они зеркально поменялись.

Мотор «ЯМЗ» демонстрирует хороший разгон и показатели. Могу сказать, он у нас долго прослужил, пока его в принципе не запретили организаторы «Дакара». По мощи, моменте и размеру он очень хорошо подходил спортивной машине.

Автомобиль достаточно послушный – хорошо слушается руля, реагирует на газ. В умелых руках, думаю, был бы очень серьезным оружием даже сегодня. По имитации триала идет достаточно терпимо. Сейчас мы прокатились буквально на 10 км/ч, на современных мы такие участки можем проехать на скорости 40-60 км/ч. Такая рабочая скорость.

Немножко чувствуются более резкие удары – так сказать, подзатыльники. Это связано прежде всего с жесткостью задней подвески. Все-таки машина достаточно тяжелая – возможно, сейчас ей не хватает веса из-за того, что ее разгружали, и подвеска в данном виде работает не так мягко и эффективно, как должна. Потому есть некоторый дискомфорт.

Меня удивили эти форточки в задней стенке.


Если поставить зеркало заднего вида, как в обычной машине – это бы заменило камеру, которую мы ставим внутри автомобиля, чтобы смотреть за происходящим непосредственно в моторном отсеке. Продумано! Приятно ездить. Остроты руля только не хватает: оборотов много, приходится крутить очень быстро.

Поехать на нам на «Дакар» в категории «Классика»? Это был бы вызов и для меня, и для машины. Но было бы здорово поучаствовать в этом зачете. Даже страшно представить, как на них ездили 180 и даже 200 км/ч. И какие были ощущения полета и прыжка при такой скорости».

«Здесь несравнимо более жесткая подвеска, рассчитанная на гораздо большую скорость движения, – заметил Арсланов. – То есть если ехать на нем медленно – как мы это проверили на наших маленьких скромных неровностях – в нем начинает нещадно трясти. Но стоит добавить скорости – как в нем становится вполне комфортно находиться. И, думаю, даже на больших неровностях на большей скорости можно чувствовать себя живым, по крайней мере».

Гроза «Дакара». Как устроен гоночный грузовик «КАМАЗ»?

Жара под 40 градусов, солнце беспощадно разогревает песок и всё вокруг, где-то вдалеке нарастает гул, который по мере приближения начинает сопровождаться треском веток и всё более выраженным рокотом могучего двигателя. Проходит несколько секунд, и появляется грузовик, выскакивая из поворота с эффектным заносом. Разгон, гудок, трамплин — десятитонный «КАМАЗ» пролетает в воздухе несколько метров и уносится дальше, поднимая клубы пыли. И это не марафон «Дакар», а полигон в окрестностях Набережных Челнов!

Как всё начиналось?

Удивительно, но мы впервые оказались не только на полигоне, но и на базе команды «КАМАЗ-мастер», которая при поддержке завода и партнёров уже больше 30 лет готовит гоночные грузовики — официальной датой создания считается 17 июля 1988 года. В первых ралли-рейдах челнинцы использовали практически серийный трёхосный «КАМАЗ-4310», но главные успехи пришли к ним позже — к середине 90-х стало понятно, что за победы могут бороться только спортпрототипы, лишь отдалённо похожие на дорожные машины.

В 1994-м появился «КАМАЗ-49252» — тот самый двухосник с характерным окрасом и скошенной платформой. Могучий дизель ЯМЗ был расположен в пределах колёсной базы и при объёме 17 литров выдавал 750 «лошадей» и разгонял машины вплоть до 180 км/ч! А первые победные «Золотые бедуины», главные призы за победу в марафоне «Дакар» приехали в Набережные Челны в 1996-м, долгожданный триумф принёс экипаж Виктора Московских.

С тех пор синие двухосные «КАМАЗы» не покидают число лидеров «Дакара» — с 2000 по 2011 годы Владимир Чагин побеждал в легендарной гонке рекордные (в грузовой категории) семь раз! Соперники прозвали его «Царь Дакара». В 2012 году Чагин занял пост руководителя команды, но смену вырастили достойную: из десяти последних «Дакаров» было выиграно восемь!

Как стать пилотом гоночного грузовика?

Путь за руль такого «КАМАЗа» отличается от более привычных дисциплин автоспорта — грузовик стоит дорого (заводчане не раскрывают точных цифр, но это явно десятки миллионов рублей), и в аренду его взять негде, как, например, легковую машину для ралли или кольцевых гонок. Поэтому всё начинается ещё в далёком детстве с. картинга!

Да, оказывается, «КАМАЗ-мастер» имеет программы поддержки картинга и багги, затем молодые ребята присоединяются к команде на различных тренировочных сборах и тестах, впитывая знания и опыт. Если кандидат подходящий, то следующим этапом становится кресло механика — в грузовых экипажах ездят по 3 человека. И только потом, если в руководстве сочтут, что «пора», то попадёшь за руль. Поэтому все гонщики достаточно взрослые — самому молодому, Айрату Мардееву, в этом году исполнилось 33.

Именно такие этапы прошёл Эдуард Николаев — родился в Набережных Челнах, занимался картингом, а в 2010 году в возрасте 25 лет стал победителем «Дакара», будучи механиком как раз в экипаже Владимира Чагина. Спустя три года он повторил успех уже за рулём «КАМАЗа», а в дальнейшем выиграл ещё три раза подряд (с 2017 по 2019). Так что до рекорда Чагина Николаеву осталось всего два «Золотых бедуина».

Как устроен гоночный «КАМАЗ»?

Технический регламент «Дакара» часто меняется, иногда даже в самый неподходящий момент — организаторы марафона не любят доминирования одной команды, но «КАМАЗ-мастер» каждый раз находит лучшие решения. Например, постоянно уменьшают рабочий объём двигателя, что вынуждает менять партнёра или поставщиков. Когда-то «камазовцы» использовали огромные двигатели ЯМЗ — V8 объёмом до 18 литров и даже 26-литровый V12 (последний не прижился, так как буквально уничтожал трансмиссию), в 2013 году ограничение вынудило перейти на импортный V8 Liebherr, а очередной новый грузовик пришлось создавать к «Дакару» 2019 года.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Новый моторхоум «КАМАЗ-мастер» с седельным тягачом КАМАЗ-54901.

Не ищите название этого этапа — его нет в календаре ни одного из соревнований. Просто здесь, вблизи Набережных Челнов и недалеко от некогда существовавшей деревушки Елабужского района Татарстана, гоняют реальные грузовики «КАМАЗ-мастер». До революции 1917 года этот поселок носил название Чёрный Ключ, а сегодня его нет — осталось одно название. Но именно здесь команда традиционно катает гостей на спортивных автомобилях, усаживая пассажиров на места механика и штурмана.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Имитация гоночного режима с пассажирами в Тарловке.

«Гостевая» трасса небольшая — протяженностью всего 30 км, из которых 15 км в одну сторону идет заезд на максимальную динамику, потом проезд по неровностям и перед финишем — прыжок с трамплина. Заезды не прогулочные, а в режиме имитации гонки. При старте с места на коротком участке по грунту КАМАЗ-43509 (4х4) за 10 секунд набирает скорость 100 км/ч! А вскоре после этого и вовсе заставляет стрелку спидометра упереться в отметку 138 км/ч. Далее срабатывает ограничитель.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

В рамках осеннего пресс-тура пилотами выступили действующий чемпион «Дакара-2020» Андрей Каргинов и триумфатор ралли-рейда «Шелковый путь-2019» Антон Шибалов. Андрей в команде с 2005 года, а Антон — с 2008‑го, у обоих огромный опыт участия и побед в международных соревнованиях. На «Дакаре-2020» экипаж № 511 Андрея Каргинова в составе штурмана Андрея Мокеева и механика Игоря Леонова занял первое место. Экипаж под № 516 усилиями пилота Антона Шибалова, штурмана Дмитрия Никитина, механика Ивана Татаринова взял серебро.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Пилоты международного класса Антон Шибалов (слева) и Андрей Каргинов — чемпион «Дакара-2020».

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАМАЗ-43509

Выставленные для заездов грузовики являют собой технику предыдущего гоночного сезона. КАМАЗ-43509 (4х4) был создан в мае 2018‑го и успел одержать победы на «Дакаре» 2019 и 2020 годов. Перед новым сезоном машина претерпела ряд усовершенствований.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

КАМАЗ-43509 (4х4), победитель «Дакара» 2019 и 2020 годов, был создан в мае 2018‑го.

Еще в прошлом сезоне были оптимизированы рабочие процессы двигателя, в результате чего снизилась дымность выхлопа не в ущерб динамике. Инженеры модернизировали элементы впускной и выпускной систем. Для лучшей развесовки было перекомпоновано оснащение кузова, удалось уменьшить усилие на рулевом колесе.

В 2020 году с учетом полученного гоночного опыта и ограничений Технического регламента по доработке серийных изделий в Челнах продолжили модернизацию КАМАЗ-43509. В частности, сократили время повышения давления воздуха в шинах. Ряд мер направили на улучшение разгонной динамики, снижение неподрессоренных масс. Возникшие в Саудовской Аравии технические проблемы потребовали увеличения надежности компонентов двигателя. Помните, экипаж пятикратного победителя «Дакара» Эдуарда Николаева после шестого этапа 2020 года снялся из-за поломки двигателя? Он продолжил борьбу, но уже вне общего зачета, конструкторы экспериментировали с другими материалами. Усилия не должны пропасть даром.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Цех испытаний и доводки двигателей работает круглогодично. Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Айдар Беляев с главным трофеем «Дакара» — «Золотым Бедуином».

В «КАМАЗ-мастере» никто и не надеется на авось. Доводку отдельных систем и всей конструкции грузовиков вели на этапе чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана» в Астраханской области и во время горных тестов на Кавказе.

ПЯТЬ МИНУС ОДИН

Состав экипажей «КАМАЗ-мастер», выезжающих на «Дакар-2021», известен. В команде на сегодня пять боевых пилотов, пять экипажей одинаково сильного уровня. Великолепная пятерка — почти как в хоккее, которым Владимир Чагин занимался в детстве. На 43‑й «Дакар» нужно было выбрать четверых, кто будет защищать цвета «КАМАЗ-мастера», представлять Россию. Решение было непростым.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Передвижная комната отдыха для членов экипажа.

Если вспомнить предыдущие годы, то каждый из пилотов пропускал «Дакар»: Антон Шибалов, Андрей Каргинов, Айрат Мардеев и их коллеги. По признанию Владимира Чагина, были опасения, что не сможем выступить четырьмя экипажами, а только тремя или даже двумя. Причиной стали финансовые трудности, с которыми столкнулись спонсоры. «КАМАЗ-мастер» благодарен всем партнерам, которые, несмотря на сложную экономическую ситуацию, свои материальные потери не переложили на команду. В сезоне-2021 оставит руль гоночного грузовика Эдуард Николаев. Соответственно, «Дакар» пропустит весь его экипаж — штурман Евгений Яковлев и механик Владимир Рыбаков. Это решение было вынужденным. К сожалению, в новом сезоне впервые за многие годы в «Дакаре» не примет участие Сергей Савостин, с которым Владимир Чагин ездил в одном экипаже 15 лет! Здоровье не позволяет Сергею выехать на «Дакар» — он переболел COVID-19. Мгновенно вирус из организма не выходит, а период восстановления занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Посоветовавшись, приняли решение, что Эдуард Николаев поедет в роли менеджера команды и будет помогать руководителю во всех вопросах. Благо, у него за плечами более чем 15‑летний опыт работы в команде и в роли механика, и в роли пилота. Да и опыт административной работы для него не будет лишним. Сергей Савостин на этот раз будет координировать действия подчиненных из штаба в Набережных Челнах. Одновременно он сосредоточится на подготовке новой гоночной техники к следующему спортивному сезону. Безо всякого преувеличения «Дакар» — это шесть месяцев жизни, сжатых в две недели. И от каждого члена команды на это время требуется полная самоотдача сил, энергии, воли. И здоровье, по выражению Владимира Чагина, должно быть не на пятерку, а на пять с плюсом!

С КАБИНОЙ ПОКОЛЕНИЯ К5

Производственный цех «КАМАЗ-мастера» — место, где гоночные грузовики создают, испытывают, разбирают до винтика, проверяют, а потом заново собирают. Вот и в день пресс-тура здесь оказалось несколько «обезглавленных» машин. С них сняли кабины и разобрали до голого металла. На время визита гостей двигатели и отдельные узлы конструкции накрыли — чтобы в объективы случайно не попало лишнее, секретное.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Моторхоум на шасси КАМАЗ-65207 (6х6) для 12 человек построен в Чехии в 2019 году.

В разобранном виде камазовские кабины выглядят непривычно. У них нет никакой тепло- или шумоизоляции, вся электропроводка на виду, в зоне быстрой доступности — для ускоренного ремонта в полевых условиях. Оно и понятно: речь идет не о красоте, а о функционале. В последние годы то, что есть из лучшего в кабинах — это электрокондиционеры. Хотя они понижают температуру незначительно, но считаются настоящим благом для экипажа.

Ведущий экскурсию Айдар Беляев в команде с 1991 года, 23 сезона ездил штурманом и успел побороться за титулы и призовые места с девятью пилотами! Как и каждый член команды, он знает требования техрегламента FIA как «Отче наш». Например, вес машины должен быть не менее 8,5 тонн. Самое необходимое на борту — топливный бак на 1000 л, две запаски, небольшой ящик с запчастями для экстренных случаев. Всегда есть две лопаты, домкраты, трансмиссионное и моторное масло.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Автодом на шасси КАМАЗ-635050 (6х6) с модульным кузовом из Франции построен в 2004 году. Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
На борту автодома есть кухня и душевая кабина.

Все это, включая централизованную подкачку шин, наличествует на автомобиле с кабиной новейшего поколения К5. Целиком в октябре его еще не было: флагманская кабина без начинки была установлена на раме с так называемым теплым металлом. «КАМАЗ-мастер» является заводской командой, и потому спортсмены должны рекламировать серийную продукцию (чем и занимаются все 32 года существования команды).

Главное сходство спортивных и серийных грузовиков — это комплектование деталями от одних и тех же поставщиков: что на главный конвейер, что в производственный цех спортивной команды. Это двигатель, трансмиссия, мосты, подвеска. Новый грузовик поколения К5, который хорошо продается в России и за рубежом, будет и в составе «КАМАЗ-мастера». В нем реализованы свежие конструкторские решения. В частности, применена новая передняя подвеска, и есть надежда, что эта машина окажется быстрее техники нынешнего поколения.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ROADBOOK

Слухи о его внедрении ходили еще на прошлом «Дакаре», и вот они материализовались: на «Дакаре-2021» штурманам придется работать с электронным роудбуком. Непривычно, но что поделаешь: все находятся в одинаковых условиях. Опыт штурманов должен позволить извлечь его во благо команды и придать борьбе на этапах новый накал. Камазовцы уже нашли место, где он будет надежно фиксироваться, подготовили жесткое крепление, проверили — держит! В последующем это должно позволить ехать еще быстрее, не теряя времени на сложных развязках.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Так выглядит внутри новый моторхоум «КАМАЗ-мастер» с седельным тягачом КАМАЗ-54901.

Комментируя введение электронных роудбуков, Владимир Чагин отметил: «В ралли-рейдах темп пилота всегда зависит от штурмана. Если уровень подготовки недостаточный, пилот подстраивается под человека с картой, больше сбрасывается на развилках, потому что цена ошибки слишком высока — потеря времени и, возможно, победы. Нововведение должно поднять уровень подготовки штурманов и обострить накал конкурентной борьбы. Говорю как бывший пилот: 33 % успеха зависит от водителя, 33 % — от штурмана и 33 % — от автомобиля. Верю: мы — справимся!».

Впрочем, не так страшен черт, как его малюют. В «Дакаре» 2020 года экипаж Андрея Каргинова за всю многодневную гонку потерял времени ничтожно мало — 21 минуту 37 секунд. А во второй половине «Дакара» потерь времени вообще не было. По всем статьям очень достойная и красивая победа получилась. Осталось только повторить успех годичной давности.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Уже в начале декабря во французском Марселе пройдут первичные технические проверки и погрузка на паром для отправки техники участников «Дакар-2021» на Аравийский полуостров. Старт 43‑го по счету ралли-марафона состоится 3 января с побережья Красного моря из Джидды. Представлять Россию в зачете грузовиков будут экипажи Андрея Каргинова, Антона Шибалова, Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова. Всем им пожелаем удачи!

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Читайте также: