Для чего нужен был свободный путь по волге

Обновлено: 05.07.2024

Из варяг в арабы

Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.
Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
В «первый период обращения дирхема» (конец VIII—первая треть IX веков) ильменскими словенами было основано Рюриково Городище (предшественник Новгорода) и захвачена построенная варягами и перестроена Старая Ладога, ставшие важными пунктами на торговом пути между Балтикой и Каспием. В этот период арабские монеты поступали вверх по Оке, Клязьме и Нерли (приток Клязьмы), затем вниз по Нерли (приток Волги) в верхнюю Волгу, далее на Балтику двумя основными путями:
через озеро Ильмень, Волхов, Ладожское озеро и Неву. Для связи между Новгородом и «низовыми землями», использовались несколько путей через озеро Селигер или более северный путь через реку Мсту, все выводящие на Торжок и далее вниз по реке Тверце в Волгу; в верхний Днепр и вниз по Западной Двине (Западнодвинский торговый путь).
По мнению археолога В.И.Равдоникаса один из вариантов Волжско-Балтийского пути (из варяг в арабы) проходил по реке Сяси, Воложбе, волока до реки Чагоды, принадлежащей к волжскому бассейну, Чагодоще, Мологе и Волге до города Булгар. Мачинский и Кулешов считают, что торговый путь с территории современной Швеции через Приладожье в приуральское Прикамье и Поволжье интенсивно функционировал во 2-й половине IV века — 1-й половине VI века. Из 16 кладов восточных монет первого периода в балтийском регионе 12 обнаружены в полосе «Померания-Мекленбург-Пруссия» и только 4 на острове Готланд и в материковой части Швеции. Согласно исследованиям Т.Нунена, во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию.
Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее смотри Арсания).
Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел.
Учёные утверждают, что создание искусственного водного пути между бассейнами Западной Двины и Волги невозможно. Поэтому более вероятна связь бассейнов рек по следующей комбинации, которую Н.П.Загоскин называл «магистральной»: Западная Двина — волок — река Днепр — река Осьма — волок — река Угра — река Ока — Волга. Результаты раскопок Троицкого городища (возле деревни Троица Можайского района Московской области) дьяковской культуры показывают наличие прямых связей верхнего Поволжья с верховьями Западной Двины и Днепра уже в период раннего железного века.
Значение
Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племён, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шёлк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII веках Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

(Материал из Википедии).

"Из варяг в арабы"
путь, связывающий Киевщину с арабским миром по системе Десна-Сейм-Волга, проходивший по территории нынешней Орловской области.

(Методические рекомендации для школьников-участников археологических походов по Орловской области — С. 12-13).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.203-204).

Волжский торговый путь: из Скандинавии в арабские страны

«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии – Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.


Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.


«Из варягов в арабы» — способ создать капитал


Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев – торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.


Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию – купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор – многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств – а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.


Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.


Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток


Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.


Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога – по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.


Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.


От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

Волжский торговый путь: из Скандинавии — в арабские страны

В VIII-X веках Волга стала основным торговым маршрутом из Северной Европы в арабские страны. С падением Хазарии и появлением печенегов её роль на время угасла.

«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии — Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.

Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.

«Из варягов в арабы» — способ создать капитал

Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.

1.jpg

Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.

Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.

Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток

Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.

Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.

2.jpg

Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.

От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

3.jpg

Недалеко от современного Ярославля находится Тимирёвский археологический комплекс: на его территории археологи обнаружили большое количество кладов с арабскими монетами. Утверждается, что Тимирёво было крупным торговым аванпостом на Волжском торговом пути, однако с годами пришло в запустение — в основном из-за конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.

Волжская Булгария — транзитный пункт

Следующей крупной остановкой на пути торговых караванов становился Булгар. «Хазары торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как то: соболей, горностаев, белок и другое," - так описывал торговые отношения волжских булгар с соседями арабский учёный Ибн Руста. В начале X века Булгары являлись данниками хазар, однако стремились сбросить с себя ярмо иностранного владычества, для чего приняли ислам — для сближения с Арабским Халифатом, от которого ожидали поддержку.

Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник.

На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник. Источник: wikipedia.org

«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.

Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

Итиль — ворота в Каспийское море

Точное местоположение столицы Хазарского каганата, города Итиль, до сих пор является предметом споров историков и археологов. В наше время большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать Самосдельское городище возможным кандидатом на звание ставки хазарского хана. Тем не менее, выдвигаются и другие гипотезы — например, часто Итиль отождествляют с Саркелом (Белой Вежой), расположенном на левом берегу Дона, на дне современного Цимлянского водохранилища.

5.jpg

Тем не менее, в те далёкие времена на побережье Каспийского моря, в месте впадения в него Волги, существовал крупный транзитный центр на Волжском торговом пути, и есть все основания предполагать, что это был именно Итиль, чрезвычайно пёстрый по своему этническому и религиозному составу город — как и подобает крупному торговому центру. Вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане. Большую роль играла торговая сторона, восточная, стремительно развивавшаяся с течением времени и разраставшаяся, тогда как западная часть Итиля оставалась неизменной — хан вместе со свитой и войсками находился в городе фактически лишь зиму, уходя в кочевье, как только улучшалась погода.

6.jpg

Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами, и так не очень хорошо относившиеся друг к другу, начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов было введено настоящее эмбарго, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада».

Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя. Примерно в то же время глобальное значение Волжского торгового пути начинает падать: виной тому бесконечные войны в степях и Поволжье, появление печенегов и переориентация торговли Киевской Руси на «путь из варяг в греки» — основным партнёром становилась Византия.

Тем не менее, походы русских дружин на Волжскую Булгарию, продолжавшиеся и в XI, и в XII, веках вплоть до появления монголо-татар, говорили о том, что Волжский торговый путь сохранял своё экономическое значение, хоть и региональное. Сильнейший удар по торговле на Волге нанесло вторжение монголо-татарских орд, булгарские и мордовские поселения, а также города Северо-Восточной Руси перенесли тяжелейшие разрушения. Новый этап Волжского торгового пути начался в связи с укреплением Улуса Джучи — Золотой Орды.

Великий Волжский путь в страны Востока

volzhskij-torgovyj-put Великий Волжский путь в страны Востока История и краеведение

Великий Волжский путь, всегда играл важную роль в международных экономи­ческих отношениях. Он является не только магистралью, связующей север и юг Восточной Европы, но и втянут в сложную систему трансъевропейских торговых отношений. Имен­но это мы и хотели показать на исторической карте-схеме.

И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впа­дает Днепр река.

Другой категорией источников, позволяю­щих говорить о торговых путях раннего сред­невековья, являются материалы археологии и нумизматики. Самыми ценными среди них ос­таются клады восточного серебра. Идя по сле­дам кладов куфических монет, можно безоши­бочно установить основные балтийские центры, откуда брал свое начало торговый путь на Вос­ток.

Это в значительной степени помогает при решении другого весьма важного вопроса исто­рии средневековой волго-балтийской торговли -выяснению того, какие народы по преимущест­ву занимались этим промыслом, чьи корабли устремлялись вниз по Волге к берегам Кавказа и Ирана?

velikij-volzhskij-put-v-strany-vostoka-sostav Великий Волжский путь в страны Востока История и краеведение

Процессы складывания государственного аппарата, оформления правящей верхушки и военно-дружинной знати в Скандинавии, у сла­вян и хазар хронологически сопутствуют при­току восточных монет.

В X веке киевские князья путем вооружен­ного давления создают благоприятную обстановку для торговли и на Черном море, и в Царь-граде, и в Хазарии, а при Святославе и в Волжской Булгарии. Преодолевая сопротивление кочевых орд печенегов, киевские князья вели интенсивную торговлю в трех основных направ­лениях: с Западной Европой, с Византией, Прикаспийской областью. В районе Среднего и Южного течения Волги сходились и перекре­щивались между собой основные торговые пути.

В X веке крупную роль в транзитной тор­говле Запада с Востоком по Волжскому пути начинают играть волжские булгары, у которых к этому времени окончательно сложились осно­вы раннефеодального государства. В результате этого часть городищ-убежищ превратились в ремесленно-торговые города, такие как Булгар, Сувар, Биляр, Казань, Ошель, Керменчук и другие.

Булгары сумели обеспечить безопас­ность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредст­венной торговли на Средней Волге. Кроме рус­ских изделий, в Булгарии находят керамику Хорезма, среднеазиатскую, иранскую, византий­скую посуду, бусы, привозные изделия из ме­талла и многое другое, позволяющее видеть в Булгаре важный район на Великом Волжском пути. Среди пря­мых торговых партнеров Булгарии были При­камье, Русь, племена Европейского Севера, Скандинавия и Прибалтика, Византия, Крым, Закавказье, Хазария, Хорезм, Иран, Китай. Видимо, этими областями список не исчерпыва­ется.

velikij-volzhskij-put-v-strany-vostoka Великий Волжский путь в страны Востока История и краеведение

Великий Волжский путь

Археологически прослеживается связь Гнездова и Тимерева с торговыми посе­лениями Средней Швеции и не только с ними. Время образования и особой популярности этих двух населенных пунктов совпадает со време­нем расцвета ВВП. Другие российские города, нашедшие свое отображение на нашей карте, являются более известными и сохранили свой статус торговых центров и по сей день. Необходимо отметить, что именно в X веке на Волжском пути скла­дываются крупные городские древнерусские центры с высокоразвитым ремеслом, осуществ­лявшие широкие торговые связи и обслужи­вавшие целые области.

Путь из Невы в Балтийское море через Финский залив является северной оконечно­стью Волжского пути.

По-видимому, существовало даже корабельное со­общение с помощью волоков между речными системами Днепра, Вислы и Одера. Так, в 1041 году киевский князь Ярослав совершил поход на ладьях из Киева по Днепру и Бугу против Маовшан на Нижнюю Вислу. Система волоков связывала между собой и Одер-Варту-Нотец-Вислу 15 . Таким образом, все четыре основные водные системы Древней Руси: Волжская, Днепровская, Волховско-Ильменская и Западно-Двинская были тесно связаны между собой по­средством волоков, переходов по второстепен­ным рекам и имели множество вариантов свя­зей.

Важнейшими торговыми центрами Балтики, которые в IX-XI веках вели восточную торгов­лю, были города Волин и Бирка, а также тор­говые центры на острове Готланд и ряд посе­лений на южном берегу Балтийского моря.

Итак, обширные торговые операции на тер­ритории европейского континента впервые получают небывалый размах с момента оформ­ления государственных образований. Вся Евро­па, Азия, несколько портов Северной Африки пронизываются сетью торговых путей как вод­ных, так и сухопутных, где это возможно.

Исследователи средневековой экономики указывают на дифференциацию в сфере между­народной торговли между разными областями.

Русь в IX-X столетии дер­жала монополию на поставку византийских товаров для целого ряда стран Скандинавии, Прибалтики, Германии, так как Средиземное море, бывшее в руках норманнов, плохо связы­вало Запад с Востоком, доступ к Царьграду че­рез Средиземное море был только у Италии, а воинствующие мадьяры отрезали Западную Ев­ропу от Византии.

В портовых горо­дах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки.

Скандинав­ские страны вывозили моржовую кость и шку­ры, пушнину, железо, жировик (мягкий из­вестняк, который в свежедобытом виде легко режется, но при высыхании твердеет и приоб­ретает огнеупорные свойства). Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.

Роль валюты в торговых операциях играли арабские серебряные дирхемы весом 2,97 г, так как в Европе монеты не чеканились. Чем дальше на запад попадала дирхема, тем боль­шую ценность она приобретала. Например, по шкале ценностей в Ираке одна дирхема равня­лась 6 дневным рационам пшеницы на челове­ка, а уже в Праге за дирхему давали 75 днев­ных рационов. Согласно арабским и европей­ским источникам, самым дорогим товаром были рабы.

Прежде чем попасть в руки не­посредственного покупателя, товар многократно обменивался, выкупался, перевозился на огром­ные расстояния и довольно долгое время нахо­дился в пути, так как торговые караваны шли иногда месяцами.

Справедливость требует отметить, что Бал­тийско-Волжский путь далеко не всегда был артерией мирных торговых сношений. Довольно часто отряды славян появлялись в водах Кас­пийского моря с намерениями, не имевшими ничего общего с торговлей.

По мере укрепле­ния Киевского государства оно ставило под свой контроль международную торговлю на ос­новных водных магистралях. Важной политиче­ской задачей для него была борьба с Хазарией, которая фактически держала под контролем всю волжскую торговлю. Ослабление халифата и нашествие кочевых народов поставило под угрозу торговые центры Балтийско-Волжского пути, расположенные на берегах Каспийского моря.

К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волж­ский путь. С этого времени главной линией коммуникаций, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «путь из ва­ряг в греки» и основные материальные резуль­таты торговли со Средиземноморьем концентри­руются в Киеве.

В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые грани­цы, разделяющие народы, одновременно про­кладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования.

Пожа­луй, самым зримым воплощением экономиче­ского роста, вызванного, в числе прочего, и функционированием Волжского пути, явился бурный рост средневековых торгово-ремесленных городов. Наша карта позволяет предметно пред­ставить масштаб внутриевропеискои торговли по водным артериям и сухопутным магистра­лям, связующим эти города.

Приложение

Торгово-экономические центры Европы IX-XI веков

Дорестад (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Нидерландов)

Нидарос (совр. г. Тронхейм, Норвегия)

Бирка (с 975 г. не сущ-т, находился на оз. Меларен, Швеция)

Антверпен (устье р. Шельды, Бельгия)

Роскильде (совр. г. Роскилле, Дания)

Гамбург (в устье р. Эльбы, Германия)

Ольденбург (на р. Хунте, Германия)

Ганновер (на р. Лайне, Германия)

Магдебург (на р. Эльбе, Германия)

Кельн (на р. Рейн, Германия)

Бранденбург (на р. Хафель, Германия)

Буку ( с 1143 г.- г. Любек, Германия)

Рерик (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Земли Мекленбург, Герма­ния)

Хафельсберг (часть совр. г. Берлина, Германия)

Хедебю (в наст, время не сущ-т, находился к югу от г. Шлезвига, Германия)

Волин (в наст, время не сущ-т, находился на о. Волин, Польша)

Щецин (устье р. Одра, Польша)

Колобжег (порт, Польша)

Ополе (на р. Одре, Польша)

Оломоуц (на р. Мораве, Чехия)

Пожонь (на р. Дунай, совр. г. Братислава, Словакия)

Београд (совр. г. Белград, Сербия)

Рагузда (совр. г. Дубровник, Хорватия)

Албрехт (совр. г. Рига, Латвия)

Ладога (совр. г. Старая Ладога, Россия)

Синеус (Белоозеро, совр. г.Белозерск, Россия)

Керменчук (в наст, время не сущ-т, находился близ д. Рус. Кирмени на р. Кирмянка, Татарстан)

Биляр (в наст, время не сущ-т, находился около совр. с. Билярск, Татарстан)

Ошель (в наст, время не сущ-т, находился близ д.Богдашкино на р. Кильна, Та­тарстан)

Болгар (в наст, время не сущ-т, находился около совр. г. Болгар, Татарстан)

Сувар (близ д.Кузнечиха на р. Утка, Татарстан)

Саркел, Белая Вежа (в наст, время не сущ-т, находился на р. Дон, Россия)

Итиль, Саджин, Камлидж (совр. г.Астрахань, Россия)

Каффа (совр. г. Феодосия, Крым)

Керчев (совр. г. Керчь, Крым)

Корсунь, Херсонес (совр. г. Севастополь, Крым)

Семендер (в наст, время не сущ-т, находился в северной части Дагестана)

Шемаха (столица обл. Ширван, ныне город в Азербайджане)

Шабран (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Куба, Азербайджан)

Тифлис (совр. г. Тбилиси, Грузия)

Эребуни (совр. г. Ереван, Армения)

Ани (в наст, время не сущ-т, находился на пр. берегу р. Ахурян, Армения)

Гилян (порт, наход. на терр. совр. обл. Гилян, Иран)

Тавриз (совр. г. Тебриз, восточнее оз. Урмия, Иран)

Рей (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Тегеран, Иран)

Трапезунд (совр. г. Трабзон, Турция)

Константинополь (Царьград, совр. г. Стамбул, Турция)

Никомедия (совр. г. Измир, Турция)

Антиохия (совр. г. Антакья, Турция)

Эфес (в наст, время не сущ-т, находился на зап. побережье М. Азии, Турция)

Солунь (совр. г. Салоники, Греция)

Танджа (Гибралтарский пролив, совр. г. Танжер, Марокко)

Автор: Гульнара Аминова

Волжский торговый путь и его роль в истории России

В прежние времена торговые пути имели огромное значение. Они являлись связующим звеном для торговли и позволяли обогащаться городам и регионам, где проходили, а также служили нитями для культурных и религиозных связей. Именно благодаря этим путям люди в старину имели возможность обмениваться новостями и знаниями.

Что такое торговый путь

В древности торговые пути были для людей единственной возможностью вести обмен товарами. Дело в том, что в те времена путешествие представляло собой большую опасность, и лишь вместе можно было более-менее безопасно путешествовать. Опасность увеличивалась, если речь шла о торговцах, ведь разбойники всегда были рады поживиться золотом купцов и перекупщиков.

волжский торговый путь

Поэтому в период ранее Х века уже стали закладываться маршруты, которые на протяжении веков оставались неизменными. Так, Волжский торговый путь стал первым из трех самых известных трактов. Двумя другими были знаменитый "Из варяг в греки", связывавший Византию и север, а также Великий шелковый путь, ведший из Средиземья на восток.

Какие города входили в Волжский торговый путь? Перечень

Через многие земли и племена проходил Волжский торговый путь. Города, через которые путешествовали странники, уже давно перестали существовать или были переименованы. На самом деле путь был воистину огромен - он проходил через территорию 22 современных стран!

Волжский торговый путь начинался в Нидерландах, в городе Дорестаде, который ныне не существует. Он проходил через Северную и Восточную Европу, Россию, а затем Ближний Восток и заканчивался в городе Танджа (современный Танжер), в Марокко. Среди наиболее известных городов Волжского пути можно назвать такие населенные пункты, как Антверпен, Гамбург, Кельн, Астрахань, Севастополь, Тбилиси, Ереван, Стамбул и многие другие.

балто волжский торговый путь

Отметим, что Балто-Волжский торговый путь, как его еще иногда по-другому называют, включал в себя как водные пути (по Волге, Черному и Каспийскому морям), так и сухопутные маршруты.

Какие товары везли по Волжскому торговому пути

Основное назначение путей в старину - это торговля. Волжский торговый путь соединял север с югом, а также Азию с Европой, поэтому товары, которые по нему возили, были очень разнообразны. Так, с юга везли изысканные ткани, ювелирные украшения, фрукты, стеклянные и металлические изделия. Северные народы предлагали пушнину, металлы и оружие, а также моржовые кости и шкуры, которые удивляли остальные племена. Жители Восточной Европы продавали на пути янтарь и украшения из него, меха, зерно и керамику. Волжские племена и славяне торговали на этом пути скотом, пушниной, медом, керамикой, зерном, льном, а также поставляли оружие. Отдельно стоит сказать о торговле славянскими женщинами, которые были желанными гостьями в арабских гаремах.

Вообще, на Волжском пути активно развивалась работорговля. Это было связано с самой эпохой, ведь в те времена войны велись непрестанно. Особенно сильно торговля рабами процветала в портовых городах, куда всегда требовались гребцы.

волжский торговый путь начинался в

Отметим, что чем дальше увозился товар, тем ценнее он был. В пути его могли много раз перекупать, прежде чем вещи попадали в руки покупателя. Самыми ценными в пути были женщины-рабыни. Немногим дешевле можно было купить мужчин. Лошадей продавали уже вдвое дешевле, и дальше следовали гораздо более дешевые товары.

История Волжского торгового пути

На самом деле Волжский путь начал свою историю еще в VIII веке до н. э. Археологи находили подтверждения развития торговых связей еще в те времена, однако, конечно, говорить именно о самом пути еще очень рано, ведь в те времена связи были еще не очень прочны, так как в них не было особой необходимости. Настоящая торговля начинает разворачиваться лишь в конце VIII века. А уже в IX в. Волжский торговый путь становится самым развитым из всех.

волжский торговый путь города

Такое положение дел продолжалось вплоть до X века, когда основная торговля переместилась на другие пути. Исторически сложилось так, что Волжский торговый путь не всегда служил проводником для торговли, часто на нем встречались и отряды воинов отдельных племен, которые грабили соседей.

В конце Х века Хазарский каганат, который занимал весь юг пути, был подавлен Киевской Русью. После этого племена печенегов окончательно перекрыли дорогу путешественникам. Поэтому основной поток торговли сместился на путь "Из варяг в греки".

Волжский торговый путь

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

Содержание

Значение

Литература

  • Logan, Donald F. (1992). The Vikings in History 2nd ed. Routledge. ISBN 0-415-08396-6

См. также

В искусстве и кино

  • Исторические дороги и пути
  • Хазарский каганат
  • Эпоха викингов
  • Волжская Булгария
  • Киевская Русь
  • Волга
  • Варяги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Волжский торговый путь" в других словарях:

Волго-Балтийский торговый путь — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия

Путь из варяг в персы — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия

Путь из варяг в булгары — Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский фиолетовым. Волжский или волго балтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам … Википедия

Путь благовоний — Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1107 рус. • … Википедия

Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Великий шёлковый путь — Запрос «Шёлковый путь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В I веке Великий шёлковы … Википедия

Великий Шелковый Путь - по Волге в Китай?

О том, что люди с глубокой древности не только путешествовали, но и торговали на расстояниях в тысячи и тысячи километров, задумываешься всякий раз, когда при посещении древних памятников, в музее или научной статье натыкаешься на изделия или материалы явно привозного характера.
Еще при чтении описания сокровищ гробницы Тутанхамона, сделанного Говардом Картером, я обратил внимание на вещицы, которые были привезены в Фивы издалека, в том числе из-за пределов Египта.

Не раз попадались мне в описаниях археологических находок Именьковской культуры, часть памятников которой находится в наших краях, упоминания о раковинах каури, никогда не водившихся ни в Волге, ни в её ближайших окрестностях - эти морские ракушки, несмотря на своё широкое распространение, водятся только в тропических водах бассейнов Индийского и Тихого океанов, ближайший к нам ареал распространения каури находится в бассейне Средиземного моря.

Всё это однозначно свидетельствует о широком распространении торговли и, стало быть, торговых путей, в древности, и первыми, что приходит на ум при упоминании древних торговых путей - это, конечно же, путь "из варяг в греки" и, разумеется, еще более древний Великий Шелковый Путь.

Северный маршрут караванных троп Великого Шелкового пути проходил по территории бывших южных республик СССР. Например, на территории Семиречья в Казахстане до сих пор об этом помнят, о чём свидетельствует вот это панно станции алматинского метро «Жибек жолы», что в переводе с казахского, к слову, и означает Великий шёлковый путь (каз. Жібек Жолы):

На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Египетские пирамиды, Римский Колизей, Афинский Парфенон, Монастырь Эд-Дейр в Иордании.
Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути.

Оставим мексиканскую пирамиду на совести авторов панно, и поговорим о других объектах, которые соединял Великий Шелковый Путь, возникший в конце II века до н. э. как торговый караванный маршрут из Китая в Европу.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, находящийся в Казахстане, разумеется, не настолько широко известен, как прочие объекты пути - но тут его появление оправдано тем, что этот объект находится на казахской земле, и тем самым символизирует принадлежность Казахстана к Шелковому пути.

О маршрутах Шелкового пути достаточно подробно написано на портале "Великий шелковый путь":

Многочисленные сети дорог служили не только для перемещения товаров и предметов роскоши, но также передаче знаний, идей, культур и верований, которые значительно повлияли на историю и развитие цивилизаций евразийских народов.
Путешественники рисковали, привлеченные не только торговой деятельностью, но и участием в интеллектуальном и культурном обменах в городах, на территории которых проходил Шелковый путь.
Взаимно обогащались культуры народов в области искусства, литературы и науки, а также происходил обмен знаниями о ремеслах и технологиях - все это повлияло на формирование языков и религий.

Эти маршруты существуют с древних времен, но, несмотря на это, название "Шелковый путь" относительно недавнее понятие. Оно было предложено геологом Бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в середине XIX века, который назвал систему связей и торговли Die Seidenstrasse, что означает с немецкого Шелковый путь.
Этот термин употребляется также во множественном числе, что добавляет ему еще большей загадочности.

Перед вами карта одной из современных реконструкций маршрутов Великого Шелкового Пути - как видим, его различные варианты действительно позволяют связать между собой Египет и Рим, Индию и Китай, казахстанское Семиречье и междуречье Волги и Дона:

Более крупно - интересующий нас участок, включающий Волгодонскую переволоку:

И тут как раз, видя, как сухопутный караванный путь пересекает Волгу, или, по старинному - Итиль, невозможно не предположить, что и по этой великой реке должны были существовать водные торговые пути, использующие для перемещения товаров столь замечательный перекресток путей.

И действительно - как тут не вспомнить про путь "из варяг в греки", иначе еще именующийся Волжским торговым путём.

Волга и города, расположенные на ней, стали одним из его «побочных маршрутов» в VIII–X веках, когда для торговли стали использовать не только караванные дороги, но и реки.
Волжский торговый путь соединял Багдад и регионы Северного и Балтийского морей.

Вот одно из старинных изображений Волжского торгового пути на карте Фра Мауро 1459 года - явно видно, что путь от городов Волжской Булгарии до Каспия по Итилю (Edil) был знаком древним картографам, хотя бы даже только понаслышке:

На основе археологических находок дирхемов была составлена вот эта карта древних торговых путей, включающая и Волжский торговый путь (красным):

Как видим - имеется как минимум несколько точек пересечения Волжского торгового пути с Великим Шелковым путём.

На Волге стоял крупнейший город государства [Хазарский каганат] — Итиль [Атиль].
Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел.
О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

<. >

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.
<. >
Общепринято археологически Итиль пока не идентифицирован. Предполагается, что он оказался смыт из-за повышения уровня Каспийского моря. Возможным кандидатом на его роль выступает Самосдельское городище у села Самосделка 46°01′32″ с. ш. 47°50′26″ в. д. / 46.025556° с. ш. 47.840556° в. д. в Астраханской области, в дельте Волги (исследуется с 1990). Здесь обнаружены слои IX—X веков, юртообразные жилища, огузская, булгарская и салтовская керамика, а также просматриваются контуры треугольной кирпичной цитадели.
Это единственное городище такого рода в регионе.

Таким образом, по крайней мере в определенный исторический период одновременно существовали и караванные пути Великого Шелкового Пути, и водные - Волжского Торгового пути, что не исключает возможности как путешествий из варяг в Китай через Самарскую Луку, так и движения этим же маршрутом товаров из Китая (превед, aliexpress древности! ;))), и обнаружение на Луке и её окрестностях древних артефактов из Китая, возможно, всего лишь вопрос времени ;)

Впрочем, данные о случайных находках китайского происхождения в Николаевском уезде Самарской губернии уже имеются:
За 1899 г. в ИАК отосланы: медный клин, найденный на берегу полувысохшего озера (на глубине 8,5 м) близ с. Сорочинского Бузулукского уезда, 8 медных наконечников стрел, круглое медное зеркало с не поддающейся чтению китайской надписью и обломок другого медного зеркала, украшенный полукругом, найденные в горе «Шишка» около д. Орловки Николаевского уезда [32, с. 55: 33, с. 119-120, 162].

История судоходства на Верхней Волге

Об авторе: Виктор Михайлович Грибков-Майский – член Союза журналистов России.

тверь, волга, судоходство

Речной вокзал в Калинине. Почтовая открытка, 1961 г.

Не так часто можно найти город в Центральной России, который мог бы похвастаться таким водным богатством, как Тверь. Здесь сливаются воедино сразу три реки – Волга, Тьмака и Тверца. Такое исключительно выгодное положение не могли не оценить наши предки, которые много веков назад основали здесь свое поселение. Кто-то из исследователей называет колыбелью Твери стрелку рек Волги и Тьмаки, а кто-то – Волги и Тверцы, где находился древний Отроч монастырь, от которого сегодня остался лишь Успенский собор (1722 год). Долгое время реки служили основными транспортными артериями и соответственно вели в Тверь.

Галера императрицы

Во многих городах на Верхней Волге были свои верфи. В 1767 году Екатерина II совершила путешествие по Волге до Казани. Специально для этого были построены галеры – «крытые, разделенные на отделения и меблированные, из которых одна, царская, вмещала полный апартамент с гостиной, где государыня обедала с двенадцатью лицами свиты без всякой тесноты».

Императорская галера, которая называлась «Тверь», была спущена со стапелей Тверской верфи 3 апреля 1767 года и входила в состав флотилии из 10 судов. Основной материал, из которого она была сделана, – сосна, набор из дуба, декор из липы и березы. Императорская галера имела следующие размеры: длина – 39 м, ширина – 7,65 м, высота – 7 м. Кормовая надстройка судна была щедро украшена деревянной резьбой. Резная фигура украшала и нос галеры.

Здесь же размещались восемь уютных кают. Галера строилась по чертежу, выполненному Михаилом Щепининым и утвержденному Адмиралтейств-коллегией. Причем судно могло развивать скорость от 10 до 14 км в час. О комфортабельности галеры красноречиво говорят слова датского посланника, отмечавшего, что там «нет недостатка ни в одном из тех удобств, которые можно было иметь только в столице».

Волга в районе современного Рыбинска. Фото Владимира Захарина
Волга в районе современного Рыбинска. Фото Владимира Захарина

После завершения плавания суда передали Казанскому адмиралтейству, а флагманскую галеру «Тверь» государыня повелела «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Наказ императрицы строго выполнялся в течение почти двух веков в Адмиралтейской слободе Казани: галере «Тверь», ставшей музеем и помещенной в специальный деревянный павильон, удалось пережить и восстание Пугачева, и лихолетье Гражданской войны.

Сама галера просуществовала до нашего времени и сгорела из-за ребячьей шалости в 1956 году в Казани, где она размещалась на территории бывших Журавлевских казарм. Кстати, в память об этом в Казани установлен памятный знак. Изображение галеры «Тверь» вошло в герб другого поволжского города – Костромы.

Вышневолоцкая система

Интересны заметки русского офицера, поэта, публициста Федора Николаевича Глинки, совершившего в 1811 году путешествие по Волге от Ржева до с. Иванищи. «Город Зубцов, – пишет Глинка, – мал, но довольно хорошо выстроен. По летописям видно, что он существовал еще в 1216 году. Здесь впадает в Волгу судоходная Вазуза… В Зубцове есть верфь. Барки строятся из заготовленных кокор (деревьев, имеющих природную кривизну, нужную для основы судов). В особенном канале весенние воды поднимают груз и его сплавливают на Волгу».

А в начале XVIII века была создана первая в России искусственная водная система – Вышневолоцкая, которая соединила Тверь через Тверцу, Цну, Мсту, Волхов и Неву с новой столицей Российской империи – Санкт-Петербургом. Более полутора веков Тверь была крупным перевалочным пунктом по перевозке самых различных грузов по воде. Специально для этого было сконструировано судно-барка, которую можно сегодня видеть на городском гербе Вышнего Волочка, пожалованного городу в 1772 году Екатериной II.

В 1856 году в Твери побывал А.Н. Островский и оставил об этом свои воспоминания. В частности, он отмечал: «Несколько свободных дней до прихода весеннего каравана, которые я провел в Твери и по отплытии его, дали мне возможность ознакомиться с жизнью города, так красиво построенного и так счастливо поставленного на перекрестке путей железнодорожного и водного. Все местные условия, как кажется с первого взгляда, должны бы способствовать промышленному процветанию Твери: железная дорога соединяет ее с Петербургом и Москвой; верхние и нижние волжские караваны пристают под самым городом; Тверца, как начало Вышневолоцкой системы, представляет другой путь соединения с Петербургом – путь дешевый для тяжелых грузов».

Последнее судно в Санкт-Петербург по Вышневолоцкой системе прошло в 1889 году.

В середине XIX века в Твери происходит становление пассажирского речного судоходства. А вернее – озерного, так как первый в губернии пароход «Осташ», построенный на средства осташковских купцов промышленниками Савиными, в 1847 году прошел по озеру Селигер.

Городецкий шлюз в районе Нижнего Новгорода. Фото Владимира Захарина
Городецкий шлюз в районе Нижнего Новгорода. Фото Владимира Захарина

В это же время, в 1843 году, на Верхней Волге, в пяти километрах ниже озера Волго, одного из четырех верхневолжских озер, строится первое гидротехническое сооружение, которое именовалось на старинный лад «бейшлотом». Во время весеннего паводка в водохранилище накапливалось около 360 млн куб. м воды, которую использовали для уровня, необходимого для судоходства на участке от Селижарово до Твери.

Старый бейшлот – земляная плотина на каменном фундаменте с деревянным водосбросом – был разрушен во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Но уже в 1943-м отстроен заново в бетоне.

В книге «Озеро Селигер» (Н. Федорова, Г. Керчикер, Е. Богдановская. Калининское издательство, 1954 г.) в главе «От истока Волги до Калинина» авторы пишут: «От Ржева вниз по Волге уже ходят небольшие пассажирские пароходы».

Повсеместно по Волге, в том числе и в Твери, были построены пристани, а вот свой речной вокзал появился в Твери только в 1938 году (архитекторы Е.И. Гаврилова и П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков, инженер И.М. Тигранов). Здание вокзала – одно из наиболее выразительных сооружений советского конструктивизма.

Но история речного вокзала в Твери началась значительно раньше, в 1932 году, и связана она со строительством канала Москва–Волга (Канал им. Москвы) и с созданием Иваньковского водохранилища. Тогда стало ясно, что после того, как водохранилище наполнится, уровень воды в Волге поднимется намного выше, что сделает Тверь полноценным портом. Именно в это время, осенью 1932 года, было начато строительство канала Москва–Волга, а в январе 1934 года – водохранилища.

Одновременно у села Иваньково сооружался мощный гидроузел. Железобетонная и земляная плотина, перегородившая Волгу, была построена в 1936 году. А 23 марта 1937 года в первый раз опускаются щиты Иваньковской плотины; 27 марта волжская вода пошла по каналу. 17 апреля 1937 года все русло канала длиною в 128 км уже заполнено водой. Именно с этого времени уровень воды в Волге поднялся, и в Калинин (так с 1931 года стала называться Тверь) смогли приходить многопалубные пароходы и теплоходы.

Иногда можно прочитать, что речной вокзал в Калинине стал первым на Волге, построенным в советское время, но это не совсем так. Практически одновременно, весной 1933 года, в Москве началось строительство Северного речного вокзала. Оно также было связано со строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку.

Все работы были завершены менее чем за пять лет – в 1937 году. Проект разработали архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский. В оформлении здания, построенного в стиле советского конструктивизма, принимали участие скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие мастера живописи и скульптуры. На верхней галерее располагался ресторан, а внутри здания продавались билеты на прогулочные катера и дальние пассажирские и круизные маршруты.

И внешне, и конструктивно оба речных вокзала имеют много схожего. Как и для Москвы, для Твери здание Речного вокзала было одним из наиболее выразительных сооружений, которое появилось в городе до начала войны.

Тверской вокзал рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. И много лет он жил своей полноценной жизнью, а теплоходы от его причалов отправлялись вниз и вверх по Волге. Объяснялось это и тем, что в то время только по воде можно было добраться до многих населенных пунктов.

В советское время пассажирское судоходство вниз по Волге осуществлялось от Твери до Углича (Ярославская область). Уже давно пассажирское судоходство прекращено. Основная причина – отмена дотирования проезда, без чего речное пассажирское судоходство оказалось убыточным. В настоящее время в Тверь заходят круизные теплоходы, а по Волге в черте города курсируют прогулочные кораблики.

Читайте также: