Дроссельный узел ваз 21214 инжектор схема

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

В этом материале я хочу рассказать о конструкции, диагностике и ремонте электронной дроссельной заслонки (патрубка) фирмы Делфи, устанавливаемой на автомобили ВАЗ совместно с системой управления двигателем М74. Поводом к написанию этой статьи послужила одна очень типичная неисправность на автомобиле ВАЗ 2115 с нетипичной причиной, о которой я расскажу несколько позже. Сразу хочу предупредить, автор этой статьи не несет никакой ответственности за неквалифицированное вмешательство и ремонт электронной дроссельной заслонки в случае выхода её из строя и возникновения аварийных ситуаций на дороге, поскольку ремонт этого узла не предусмотрен, а только замена.

Конструкция.
Дроссельная заслонка (патрубок) с электроприводом предназначена для дозирования количества воздуха, поступающего во впускной коллектор. Изменение количества поступающего воздуха достигается поворотом заслонки электродвигателем, который управляется контроллером. Основные части дроссельного узла:
Все фотографии кликабельны!

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

1. Корпус
2. Заслонка
3. Редуктор
4. Электродвигатель
5. Датчики положения дроссельной заслонки.

Схема подключения указана ниже:

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Снятие дроссельного узла:
1.Выключить зажигание, снять клемму минус с аккумулятора.
2. Открутить хомуты и снять шланг впускной трубы от дросселя.
3. Отсоединить колодку жгута.
4. Отвернуть 4 болта крепления дроссельного узла от впускного коллектора и снять его.

Типичные неисправности и их диагностика.
Детская болячка первых выпусков автомобилей ошибка P2135 (Рассогласование сигналов датчиков А и В положения дроссельной заслонки) проявляется в виде неустойчивого холостого хода, ограничения оборотов до 2000 и пропадания тяги. Успешно лечится обжимкой, подгибанием и пропайкой контактов колодки дроссельного узла либо заменой всего жгута электропроводки. На большинстве автомобилей давно вылечено, на новых почти не встречается.
Плавание оборотов и неустойчивый холостой ход.
Здесь мы остановимся подробнее, поскольку явление это обычное и проявляется рано или поздно почти на всех автомобилях. Основная причина здесь - несоответствие угла открытия дроссельной заслонки количеству поступающего воздуха. На большинстве автомобилей лечится промывкой. Дроссельную заслонку желательно мыть не реже чем раз в 20- 30 тыс. км. иначе отложения сажи и частиц масла создают препятствия для движения воздуха в режиме холостого хода со всеми вытекающими последствиями. Поэтому дроссельный узел надо содержать в чистоте и порядке - это аксиома.
Вторая причина плавания оборотов холостого хода - это люфт дроссельной заслонки. Как это проявляется и как диагностировать. Ниже приведен скриншот диагностической программы SMS-диагностик. Параметры сняты с автомобиля ВАЗ 2115 с системой управления двигателем М74.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Здесь стоит обратить внимание на большой расход воздуха, относительное наполнение и время впрыска. При этом угол открытия дроссельной заслонки очень мал и контроллер, пытаясь стабилизировать холостой ход, загоняет угол опережения зажигания в минус. Происходит это потому, что реальный угол положения дроссельной заслонки не соответствует тому углу, который вычисляет блок управления, из-за люфта. Причем если сделать инициализацию дросселя, то некоторое время двигатель может работать нормально, но спустя какое-то время или после перезапуска ситуация с плаванием оборотов повторяется.
Здесь стоит упомянуть, что при загрязнении дросселя, параметры будут тоже отличаться от нормы с той лишь разницей, что угол открытия заслонки становится больше чем обычно.
Для примера приведу скриншот с нормальными параметрами:

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Как устранить люфт дроссельной заслонки.
Для этого дроссельный узел необходимо разобрать. Со стороны редуктора откручивается 4 винта (торкс на 15), крепящие крышку.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Здесь мы видим шестерни передаточного механизма.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Средняя шестерня просто вынимается.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

С другой стороны расположены датчики положения дроссельной заслонки и электрический разъем. Крепятся винтами с очень редким пятигранным торксом. Фото ниже:
Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Снимаем. Виден электродвигатель в корпусе и ось заслонки.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Дальше необходимо с помощью пресса или тисков выдавить ось дроссельной заслонки со стороны ДПДЗ в сторону шестеренок.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Снимаем ось.
Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Электродвигатель нет необходимости снимать, если он исправен. Проверить его можно просто измерив сопротивление на контактах. Сопротивление должно быть приблизительно в пределах от 10 до 30 Ом.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Далее фото всех составных частей электродросселя в разобранном виде.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Позиция дроссельной заслонки, когда не задействован электропривод, определяется положением усов пружины между упоров - приливов в корпусе дроссельного узла и составляет приблизительно около 10% открытия относительно закрытого положения.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Люфт по оси вращения дроссельной заслонки появляется из-за выработки на алюминиевых упорах пружины. Отмечено красной стрелкой:

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Здесь есть 2 варианта: либо замена дроссельного узла, а он не дешев, на момент написания статьи (сентябрь 2013) составляет порядка 2500 руб. Либо можно убрать люфт путем устранения зазора между усами пружины и приливами корпуса.
Суть предлагаемого мной способа устранения люфта состоит в том, чтобы немного раздвинуть усы пружины на величину зазора, проточив, например надфилем, канавки под усы в пластиковых упорах на самой шестерне.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

После доработки проверяем рукой люфт. Однако следует учесть, что незначительный люфт, порядка 0,1-0,2 мм по оси вращения все равно будет присутствовать из-за неплотной посадки пружины на втулках оси.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Если все в порядке, собираем в обратном порядке. Ось дроссельной заслонки фиксируется от смещения шайбой с плотной посадкой, фото ниже:

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Запрессовать эту шайбу обратно на ось можно с помощью подходящей трубки или например глубокой головки на 10.

Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

Важное примечание! После ремонта, замены электронной дроссельной заслонки или замены контроллера ЭСУД необходимо выполнить адаптацию нуля положения дроссельной заслонки. Делается это очень просто. Первое включение зажигания после ремонта должно сопровождаться выдержкой не менее 30 секунд. В течении этого времени будет слышно как включится электропривод заслонки, повернет заслонку до полного закрытия и вернет её в исходное положение. После этой процедуры адаптацию дросселя можно считать выполненной и двигатель можно заводить.
Если вы все сделали правильно, холостой ход станет стабильным и равномерным.скачать dle 10.6фильмы бесплатно

Система питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на Лада 4х4, устройство, конструкция, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

Функциональное назначение системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4, это обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Инжекторный двигатель ВАЗ-21214 оборудован электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива.

Система питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на Лада 4х4, устройство, конструкция, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

В состав системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 входят элементы следующих систем:

Системы подачи топлива, включающей в себя:
Системы воздухоподачи, состоящей из:
Системы улавливания паров топлива, в которую входят:
Схема системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Система питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на Лада 4х4, устройство, конструкция, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей
Схема системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4

В системе распределенного впрыска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены. Форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается системой, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода.

Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системой впрыска топлива и системой зажигания электронный блок управления двигателем. Непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков:

Работа системы распределенного впрыска топлива инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Работа системы распределенного впрыска топлива инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4

Особенности конструкции системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214-30 Евро-3 и ВАЗ-21214 Евро-2.

В 2009 году на автомобили Лада 4х4 начали устанавливать несколько измененные системы питания, выпуска отработавших газов, улавливания паров топлива, удовлетворяющие требованиям норм токсичности Евро-3. Модернизированный двигатель получил обозначение ВАЗ-21214-30.

Система питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214-30 Евро-3 конструктивно аналогична системе питания двигателя ВАЗ-21214 Евро-2, но отличается измененной компоновкой некоторых элементов и модернизированными креплениями топливных шлангов.

Топливный бак системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214.

Топливный бак состоит из двух стальных штампованных частей, сваренных между собой. Установлен в углублении пола под задним сиденьем. Бак прикреплен к кузову болтами и закрыт сверху металлической крышкой.

Наливная труба соединена с баком двумя бензостойкими резиновыми шлангами. Толстый шланг служит для заливки топлива. Тонкий — для отвода воздуха, вытесняемого из бака при его заправке топливом. Шланги закреплены хомутами. В пробку заливной горловины встроены впускной и выпускной клапаны. Они предотвращают деформацию бака при изменении давления внутри него.

В верхней части топливного бака установлен электрический топливный насос, объединенный с датчиком уровня топлива. Из насоса топливо подается в топливный фильтр, установленный в моторном отсеке. И оттуда поступает в топливную рампу двигателя, закрепленную на впускной трубе двигателя. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу. Излишки топлива через регулятор давления топлива, установленный на заднем конце топливной рампы, сливаются в топливный бак.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей топливного бака автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей топливного бака автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей топливных трубопроводов автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей топливных трубопроводов автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4

Топливный модуль.

Установлен в топливном баке. Включает в себя электрический топливный насос и датчик указателя уровня топлива. Для грубой очистки топлива на входе модуля имеется сетчатый фильтр, защищающий подшипниковые узлы и коллектор насоса от абразивных частиц, содержащихся в топливе. Для доступа к топливному модулю под подушкой заднего сиденья необходимо снять крышку отсека топливного бака. Уровень топлива в баке определяется с помощью датчика указателя уровня топлива, закрепленного на топливном модуле.

Топливный насос системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214.

Погружной, с электроприводом, двухступенчатый, роторного типа. Насос обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном модуле. Это снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения. Насос включается с помощью реле по команде контроллера системы управления двигателем (при включенном зажигании).

От топливного насоса по шлангам и трубопроводам топливо подается под давлением более 284 кПа через топливный фильтр, расположенный под днищем автомобиля, к топливной рампе. Топливо, проходя через насос во время его работы, смазывает и охлаждает его.

Топливный фильтр тонкой очистки системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214.

Встроен в подающую магистраль между электробензонасосом и топливной рампой и установлен в моторном отсеке на левом переднем брызговике под запасным колесом. Фильтр не разборный, со стальным корпусом и бумажным фильтрующим элементом. На корпус фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.

Топливная рампа форсунок.

Представляет собой полую планку с установленными на ней форсунками и регулятором давления топлива. Рампа форсунок закреплена на впускной трубе двумя винтами. На заднем конце рампы находится клапан для контроля давления топлива, закрытый резьбовой пробкой, и регулятор давления.

Последний изменяет давление в топливной рампе в пределах от 3,0 до 3,2 бар (3,0-3,2 кгс/см2) в зависимости от разрежения в ресивере, поддерживая постоянный перепад давления между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками. Топливо под давлением подается во внутреннюю полость рампы, а оттуда через форсунки во впускную трубу.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей топливной рампы, форсунок и регулятора давления автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей топливной рампы, форсунок и регулятора давления автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4

Топливная электромагнитная форсунка.

Форсунка представляет собой электромеханический клапан, в котором игла запорного клапана прижата к седлу пружиной. На выходе форсунки выполнен распылитель, через который топливо впрыскивается во впускные каналы. Управляет работой форсунок контроллер.

При подаче электрического импульса от блока управления на обмотку электромагнита игла поднимается и открывает отверстие распылителя. Через которое топливо подается во впускную трубу двигателя. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрическою импульса.

Форсунки уплотняются в рампе и впускной трубе резиновыми кольцами и фиксируются на рампе металлическими скобами. При обрыве или замыкании обмотки форсунку следует заменить. Если форсунки засорились, их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.

Регулятор давления топлива.

Установлен на топливной рампе и предназначен для поддержания постоянного перепада давления между давлением воздуха во впускной трубе и давлением топлива в рампе. Регулятор состоит из клапана с диафрагмой, поджатого пружиной к седлу в корпусе регулятора. На работающем двигателе регулятор поддерживает давление в рампе форсунок в пределах 284-325 кПа.

Регулятор давления топлива инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4

Под действием пружины клапан закрыт. Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры, топливную и воздушную. Воздушная соединена вакуумным шлангом с ресивером, а топливная — непосредственно с полостью рампы. При работе двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму и открыть клапан.

С другой стороны на диафрагму давит топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается, перепуская некоторое количество топлива через сливной трубопровод обратно в бак. При нажатии на педаль газа, дроссельный узел открывает заслонку. Разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан и давление топлива возрастает.

Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее оттягивает клапан. Давление топлива снижается. Перепад давлений, задаваемый жесткостью пружины и размерами отверстия клапана, регулировке не подлежит. Регулятор давления не разборный, при выходе из строя его заменяют.

Воздушный фильтр системы питания топливом инжекторного двигателя ВАЗ-21214.

Воздух подводится к дроссельному узлу двигателя через воздухозаборник, воздушный фильтр и гофрированный резиновый рукав. Воздушный фильтр установлен в правой части моторного отсека на трех резиновых опорах. Фильтрующий элемент бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности. Фильтр соединен с дроссельным узлом воздухоподводящим патрубком. Между патрубком и фильтром установлен датчик массового расхода воздуха.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей воздушного фильтра автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей воздушного фильтра автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей системы подачи воздуха автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей системы подачи воздуха автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4

Дроссельный узел.

Закреплен на впускном коллекторе. Представляет собой корпус дроссельной заслонки (с выполненными в нем каналами), на котором установлен блок управления дроссельной заслонкой. В данной конструкции отсутствует механическая связь педали «газа» и дроссельной заслонки. Заслонка открывается на требуемый угол по сигналу контроллера, который в свою очередь получает входной сигнал от датчика положения педали «газа».

Дроссельный узел инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4

Дроссельный узел дозирует количество воздуха, поступающего во впускную трубу. В проточной части дроссельного патрубка (перед дроссельной заслонкой и за ней) находятся отверстия отбора разрежения. Необходимые для работы системы вентиляции картера и адсорбера системы улавливания паров бензина.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей дроссельного патрубка автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей дроссельного патрубка автомобиля ВАЗ-21214-20 и ВАЗ-2131-41 Лада 4х4

Регулятор холостого хода.

Регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Он состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Клапан выдвигается или убирается по сигналам контроллера.

Когда игла регулятора полностью выдвинута (что соответствует 0 шагов), клапан полностью перекрывает проход воздуха. Когда игла задвигается, то обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагов отхода иглы от седла.

Топливная система ваз 2131 инжектор схема

Особенности системы питания двигателя с распределенным впрыском топлива ВАЗ-21214

Система питания впрыскового двигателя автомобиля Нива состоит из топливного бака, электробензонасоса, топливной рампы с форсунками, регулятора давления топлива, дроссельного узла, системы улавливания паров топлива, фильтров, и трубопроводов.
Бак – штампованный из стального освинцованного листа, верхняя и нижняя его половины сварены между собой.

Заливная горловина соединена с баком двумя резиновыми шлангами; нижний толстый шланг служит для заливки топлива, верхний (тонкий) – для отвода вытесняемого воздуха при заправке бака топливом.

Шланги закреплены хомутами. Пробка бака герметична.

Два штуцера в верхней части бака (слева и справа) служат для вентиляции бака, на них надеты пластиковые трубки, соединенные с сепаратором.


Сепаратор закреплен саморезами в нише правой задней части кузова. Шлангами и трубопроводами он соединен с адсорбером в моторном отсеке.

В разрезах шланга вблизи сепаратора установлены гравитационный и двухходовой клапаны, а также тройник, связанный со шлангом выпуска паров топлива.

Последний выходит снаружи кузова возле заливной горловины, а в его разрезе установлен предохранительный клапан. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак.

Оставшиеся пары проходят через гравитационный и двухходовой клапаны и попадают в адсорбер.

Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а двухходовой препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке.

В адсорбере пары топлива поглощаются активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с дроссельным узлом, а третий – с атмосферой.

На выключенном двигателе последний перекрыт электромагнитным клапаном, и в этом случае адсорбер не сообщается с атмосферой.

При запуске двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на клапан с частотой 16 Гц.

Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой и происходит продувка сорбента: пары бензина отсасываются через шланг и дроссельный узел в ресивер и далее – в цилиндры двигателя.

Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов, тем интенсивнее продувка.

Топливный насос – электрический, погружной, роторный, конструктивно объединен с датчиками уровня топлива и его резервного остатка в баке. Он установлен на шпильках в верхней части топливного бака.

Насос включается по команде контроллера системы впрыска (при включенном зажигании) через реле.

От насоса по шлангам и трубопроводам, расположенным под днищем, топливо под давлением подается к фильтру тонкой очистки в моторном отсеке и далее – к топливной рампе.

Фильтр тонкой очистки топлива – неразборный, в стальном корпусе, с бумажным фильтрующим элементом, расположен в левой части моторного отсека.

На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.

Топливная рампа служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на впускном коллекторе.

На ней находятся штуцер для контроля давления топлива (со стороны, обращенной к моторному щиту) и регулятор давления. Последний изменяет давление в топливной рампе в пределах от 2,8 до 3,2 бар (2,8–3,2 атм) в зависимости от разрежения в ресивере, поддерживая постоянный перепад давления между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.

Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой.

Под действием пружины клапан закрыт. Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры – «топливную» и «воздушную». «Воздушная» соединена вакуумным шлангом с ресивером, а «топливная» – непосредственно с полостью рампы.

При работе двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму, открывая клапан.

С другой стороны на диафрагму давит топливо, также сжимая пружину.

В результате клапан открывается, и часть топлива стравливается через сливной трубопровод обратно в бак.

При нажатии на педаль «газа» разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан, и давление топлива возрастает.

Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее оттягивает клапан – давление топлива снижается.

Перепад давлений задается жесткостью пружины и размерами отверстия клапана, регулировке не подлежит.

Регулятор давления – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Форсунки представляют собой электромагнитные клапаны, пропускающие топливо при подаче напряжения и запирающиеся под действием возвратной пружины при обесточивании.

На выходе форсунки имеется распылитель, через который топливо впрыскивается во впускную трубу.

Форсунки уплотнены в рампе резиновыми кольцами, их рекомендуется заменять при каждом демонтаже форсунки.

Управляет форсунками контроллер системы впрыска. При обрыве или замыкании в обмотке форсунку следует заменить.

При засорении форсунки можно промыть на специальном стенде СТО без их демонтажа.

Пластмассовый корпус воздушного фильтра установлен в задней правой части моторного отсека на трех резиновых держателях.

Фильтрующий элемент – бумажный.

После фильтра воздух проходит через датчик массового расхода воздуха и попадает во впускной шланг, ведущий к дроссельному узлу.

Топливная система нива 21214 инжектор схема

Lada 4х4 (ВАЗ-21214) : Система питания двигателя

Система питания: 1 — впускная труба; 2 — топливная рампа; 3 — электрический разъем блока управления дроссельным узлом 4 -дроссельный узел; 5 — ресивер; 6 — регулятор давления топлива; 7 — клапан продувки адсорбера; 8 -топливный фильтр; 9 — вентиляционная трубка; 10 — наливная труба; 11 — гравитационный клапан; 12 — сепаратор; 13 — топливный модуль; 14 — топливный бак; 15 — адсорбер; 16 — форсунки

Топливо подается из бака, установленного в углублении пола под задним сиденьем. Бак прикреплен к кузову болтами и закрыт сверху металлической крышкой. Топливный бак состоит из двух стальных штампованных частей, сваренных между собой.

Наливная труба соединена с баком двумя бензостойкими резиновыми шлангами: толстый шланг служит для заливки топлива, тонкий -для отвода воздуха, вытесняемого из бака при его заправке топливом. Шланги закреплены хомутами.

В пробку заливной горловины встроены впускной и выпускной клапаны, предотвращающие деформацию бака при изменении давления внутри него.

Топливный модуль, включающий топливный насос и датчик указателя уровня топлива, установлен

в топливном баке. Для грубой очистки топлива на входе модуля имеется сетчатый фильтр, защищающий подшипниковые узлы и коллектор насоса от абразивных частиц, содержащихся в топливе.

Для доступа к топливному модулю под подушкой заднего сиденья необходимо снять крышку отсека топливного бака.

Уровень топлива в баке определяется с помощью датчика указателя уровня топлива, закрепленного на топливном модуле.

Топливный насос — электрический, погружной, вихревого типа.

Насос включается с помощью реле по команде контроллера системы управления двигателем (при включенном зажигании). От топливного насоса по шлангам и трубопроводам топливо подается под давлением через топливный фильтр, расположенный под днищем автомобиля, к топливной рампе. Топливо, проходя через насос во время его работы, смазывает и охлаждает его.

Насос создает в системе давление, превышающее рабочее давление в топливной рампе. Топливный фильтр тонкой очистки — неразборный, с бумажным фильтрующим элементом.

На корпус фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива. Топливная рампа представляет собой полую планку и служит для подачи топлива к форсункам.

Топливная рампа в оборе: 1 — регулятор давления топлива; 2 — форсунки; 3 — топливная рампа

Топливная рампа закреплена двумя винтами на впускной трубе.

На рампе находятся штуцер для контроля давления топлива и регулятор давления. Последний изменяет давление в топливной рампе в пределах от 3,0 до 3,2 бар (3,0— 3,2 кгс/см2) в зависимости от разрежения в ресивере, поддерживая постоянный перепад давления между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.

Топливо под давлением подается во внутреннюю полость рампы, а оттуда через форсунки во впускную трубу.

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании. На выходе форсунки выполнен распылитель, через который топливо впрыскивается во впускные каналы. Управляет работой форсунок контроллер.

Форсунки уплотняются в рампе и впускной трубе резиновыми кольцами и фиксируются на рампе металлическими скобами. При обрыве или замыкании обмотки форсунку следует заменить. Если форсунки засорились, их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.

Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины клапан закрыт. Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры — «топливную» и «воздушную»: «воздушная» соединена вакуумным шлангом с ресивером, а «топливная» — непосредственно с полостью рампы. При работе двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму и открыть клапан. С другой стороны на диафрагму давит топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается, перепуская некоторое количество топлива через сливной трубопровод обратно в бак. При нажатии на педаль «газа» дроссельный узел открывает заслонку, разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан и давление топлива возрастает. Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее оттягивает клапан — давление топлива снижается. Перепад давлений, задаваемый жесткостью

Схема электропроводки Ваз 21214 с инжекторной системой

Электоросхема Ваз 21214 с центральным впрыском топлива

А – провод, идущий к штекеру «50» выключателя зажигания; Б – провод, идущий к штекеру «15» выключателя зажигания; В – провод, идущий к выводу «30» генератора; Г – провода заднего жгута проводов, присоединяемые к указателю уровня топлива; Д – провод заднего жгута проводов, присоединяемый к выключателю 33.

Электоросхема Ваз 21214 с распределенным впрыском топлива

А – провод заднего жгута проводов, присоединяемый к выключателю 4; Б – провода, присоединяемые к штекеру «1» блока предохранителей 24 ( один провод идет к штекеру «15» выключателя зажигания, а другой к штекеру «85» реле зажигания); В – провода заднего жгута проводов, присоединяемые к указателю уровня топлива.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а – контроллера; б – блока управления автомобильной противоугонной системы; в – датчика расхода воздуха; г – датчика скорости; д – индикатора состояния автомобильной противоугонной системы; е – электробензонасоса и датчика концентрации кислорода; ж – дроссельного патрубка; з – модуля зажигания.

* Серые провода в колодке 25 – выход сигнала скорости автомобиля, желто-красный провод – выход сигнала расхода топлива (для маршрутного компьютера).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Система питания Ваз-21214

Система питания впрыскового двигателя

Схема системы питания двигателя с распределенным впрыском топлива

1 – форсунки; 2 – колпачок штуцера контроля давления топлива; 3 – регулятор давления топлива; 4 – топливная рампа; 5 – шланг для отсоса паров бензина из адсорбера; 6 – адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 – дроссельный узел; 8 – двухходовой клапан; 9 – гравитационный клапан; 10 – предохранительный клапан; 11 – пробка;

12 – наливная труба; 13 – шланг топливного бака и наливной трубы; 14 – шланг наливной трубы; 15 – шланги сепаратора; 16 – сепаратор; 17 – датчик уровня топлива; 18 – электробензонасос; 19 – топливный бак; 20 – топливный фильтр; 21 – сливной топливопровод; 22 – подающий топливопровод.

Запас топлива находится в баке, расположенном под задним сиденьем (он прикреплен к кузову болтами и закрыт пластиковой накладкой). Бак – штампованный из стального освинцованного листа, верхняя и нижняя его половины сварены между собой. Заливная горловина соединена с баком двумя резиновыми шлангами; нижний (толстый) шланг служит для заливки топлива, верхний (тонкий) – для отвода вытесняемого воздуха при заправке бака топливом. Шланги закреплены хомутами. Пробка бака герметична. Два штуцера в верхней части бака (слева и справа) служат для вентиляции бака, на них надеты пластиковые трубки, соединенные с сепаратором.

Сепаратор закреплен саморезами в нише правой задней части кузова. Шлангами и трубопроводами он соединен с адсорбером в моторном отсеке. В разрезах шланга вблизи сепаратора установлены гравитационный и двухходовой клапаны, а также тройник, связанный со шлангом выпуска паров топлива. Последний выходит снаружи кузова возле заливной горловины, а в его разрезе установлен предохранительный клапан. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак.

Топливная система карбюраторного двигателя

(Топливная система ижекторного двигателя)

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – топливный насос; 3 – поперечная тяга привода управления карбюратором; 4 – карбюратор; 5 – гофрированный шланг забора подогретого воздуха из зоны выпускного коллектора; 6 – труба забора холодного воздуха; 7 – терморегулятор; 8 – корпус воздушного фильтра; 9 – патрубок отвода картерных газов; 10 – трос привода воздушной заслонки; 11 – рукоятка управления воздушной заслонкой; 12 – пробка; 13 – шланг топливного бака и заливной горловины; 14 – шланг сепаратора и лючка; 15 – шланги сепаратора; 16 – сепаратор; 17 – топливоприемник с датчиком уровня топлива; 18 – топливный бак; 19 – педаль управления дроссельными заслонками; 20 – подающий топливопровод; 21 – сливной топливопровод; 22 – обратный клапан; 23 – продольная тяга.

Схема системы питания с двумя топливными баками (Нива с длинной базой)

Запас топлива находится в баке, расположенном под задним сиденьем и закрытом металлическим кожухом. Бак – штампованный из стального освинцованного листа, верхняя и нижняя его половины сварены между собой. Заливная горловина соединена с баком двумя шлангами; нижний (толстый) шланг служит для заливки топлива, верхний (тонкий) – для отвода вытесняемого воздуха при заправке.

Шланги фиксируются хомутами. Пробка бака герметична. С каждой стороны в верхней части бака от него отходят штуцеры, на которые надеты тонкие пластиковые трубки вентиляции бака. Они соединены с сепаратором, который, в свою очередь, сообщается с атмосферой через трубку, выходящую возле заливной горловины. На автомобилях с системой снижения токсичности сепаратор соединен шлангами и трубопроводами с адсорбером в моторном отсеке. Устройство и работа этой системы описаны в разделе Топливная система (впрыск).

К верхней части топливного бака на шести шпильках через резиновую прокладку крепится топливоприемник с датчиком уровня топлива. Топливо забирается из бака под действием разрежения, создаваемого топливным насосом. Для предварительной очистки топлива служит сетчатый фильтр на конце топливоприемной трубки бака.

Из бака топливо поступает по резиновому шлангу в трубопровод, ведущий в моторный отсек, а затем по резиновому шлангу к фильтру тонкой очистки. Фильтр – с бумажным фильтрующим элементом, неразборной конструкции. На его корпусе нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива (вперед).

После фильтра топливо поступает в топливный насос и далее в карбюратор (эти узлы также соединены между собой резиновыми шлангами). Излишки топлива из карбюратора (насос рассчитан на его избыточную подачу) сливаются по шлангам, топливопроводу и сливной трубке топливоприемника с датчиком уровня топлива обратно в бак. Циркуляция топлива предотвращает образование паровых пробок в системе питания. В разрезе сливного шланга в моторном отсеке установлен обратный клапан, пропускающий топливо только в одном направлении. Все шланги системы питания зафиксированы на штуцерах и трубках хомутами.

Топливный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от толкателя эксцентрика валика привода масляного насоса и распределителя зажигания, с рычагом ручной подкачки. Насос состоит из нижнего корпуса с рычагами привода, верхнего корпуса с клапанами и штуцерами, диафрагменного узла и крышки. Диафрагменный узел устанавливается между верхним и нижним корпусами.

Сверху устанавливаются две диафрагмы (рабочие), снизу – одна (предохранительная): она предотвращает попадание бензина в картер двигателя при разрыве рабочих диафрагм. В этом случае просочившийся бензин отводится через отверстия в наружной дистанционной проставке, находящейся между предохранительной и рабочими диафрагмами.

Диафрагмы вместе с внутренней проставкой и тарелками (с наружной стороны) собираются на штоке и крепятся гайкой. Шток Т-образным хвостовиком вставляется в окно балансира. Между диафрагменным узлом и нижним корпусом установлена пружина. Верхний корпус закрыт крышкой, закрепленной болтом. Под ней находится сетчатый топливный фильтр.

Насос крепится к двигателю на двух шпильках через теплоизоляционную проставку, уплотненную с двух сторон картонными прокладками. Прокладки выпускаются толщиной 0,30±0,03, 0,75±0,05 и 1,20±0,10 мм. При монтаже насоса между теплоизоляционной проставкой и двигателем устанавливают прокладку 0,30 мм, а на внешнюю сторону проставки (обращенную к бензонасосу) – прокладку 0,75 мм и проверяют минимальное выступание толкателя из проставки, которое должно составлять 0,8–1,3 мм. Для этого медленно проворачивают коленчатый вал двигателя, нажимая на толкатель пальцем и периодически контролируя его выступание над плоскостью прокладки. Если минимальное выступание меньше указанного, внешнюю прокладку заменяют более тонкой, если больше – более толстой.

Воздушный фильтр – сухой, со сменным бумажным фильтрующим элементом. Корпус фильтра соединен с фланцем карбюратора через резиновую прокладку. Она надевается на четыре шпильки карбюратора и прижимается самоконтрящимися гайками через стальную пластину. Для ограничения затяжки гаек на шпильки надеты стальные распорные втулки.

В корпус воздушного фильтра может поступать холодный воздух (через пластмассовый заборник, закрепленный на корпусе фильтра), горячий (через гофрированный шланг, соединенный со стальным патрубком на выпускном коллекторе) или смешанный. Переключение потоков – вручную, поворотом флажка заслонки терморегулятора, прикрепленного к корпусу воздушного фильтра. При средней температуре окружающего воздуха свыше 15°С должен подаваться холодный воздух, ниже 0°С – горячий, в интервале 0–15°С – смешанный (заслонка в среднем положении).

Как снять дроссельный узел и регулятор холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Отсоединяем «минусовой» провод» от аккумуляторной батареи.

Частично сливаем охлаждающую жидкость.

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления воздушного шланга к дроссельному узлу.

Отсоединяем воздушный шланг.

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Ослабляем хомут и снимаем шланг вентиляции картера со штуцера дроссельного узла.

Пассатижами ослабляем хомуты.

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снимаем со штуцеров дроссельного узла шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости

Ослабив хомут, снимаем со штуцера шланг адсорбера

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Отсоединяем разъемы датчика положения дроссельной заслонки и регулятора холостого хода.

Отсоединяем от шкива привода заслонки трос.

Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем две гайки крепления дроссельного узла к ресиверу

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снимаем дроссельный узел.

Соединение уплотнено прокладкой.

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Воздушный поток в ресивере организует пластиковая втулка.

Лыска на втулке должна быть обращена к плоской поверхности ресивера

Устанавливаем дроссельный узел в обратной последовательности.

Момент затяжки гаек – 15–20 Нм.

Доливаем охлаждающую жидкость

Снятие регулятора холостого хода

Снимаем дроссельный узел

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к дроссельному узлу.

Снимаем регулятор холостого хода.

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Снятие дроссельного узла и регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-21214

Соединение уплотнено резиновым кольцом.

Устанавливаем регулятор холостого хода в обратной последовательности.

У нового регулятора штангенциркулем проверяем расстояние между концом иглы клапана и монтажным фланцем: оно должно быть не более 23 мм.

Это необходимо для того, чтобы не повредить регулятор при монтаже — игла регулятора не должна упираться в седло дроссельного узла.

Перед установкой регулятора очищаем в дроссельном узле седло клапана, воздушный канал и поверхность под уплотнительное кольцо регулятора.

Смазываем уплотнительное кольцо регулятора моторным маслом. Момент затяжки винтов крепления регулятора 3–4 Нм.

Система охлаждения двигателя ваз 21214 инжектор схема

В моменты своей работы двигатель нагревается до очень высокого температурного порога. Это обстоятельство очень чревато проблемами для всех окружающих элементов. Опасно это и для тех людей, которые находятся в салоне. Именно потому и была разработан специальный комплекс для того, чтобы «усмирять» готовые вскипеть элементы.


Особенности работы

Система охлаждения в любом транспорте нужна для того, чтобы предотвратить перегрев — это является здесь самым важным «пунктом» в работе. А в современных автомобилях такие комплексы «берут» на себя еще и дополнительные функции:

  • отвечают за прогревание самого воздуха в отопительной системе, его кондиционирующие и вентилирующие потоки;
  • охладят масло в системе смазки;
  • охладят отработанны газы, предназначенные для рециркуляции;
  • охладят в системе турбонадува воздух.

Преимуществом комплекта охлаждения для инжектора ваз 21214 является эффективная равномерность. Положительным аспектом назван и небольшой уровень шума.

Система охлаждения в ваз 21214 спроектирована очень умно: она должна не допускать еще и чрезмерного холода в двигателе — в противном случае он работает нестабильно, идут потери мощности, а также возрастает расход топлива. Произойдет такое из-за конденсата топливной смеси (она начинает плохо сгорать и часть её стекает в картер).

Какой должна быть оптимальная температура двигателя? Она должна поддерживаться в рамках 85-90°C. Границу в 105°C превышать уже не рекомендуется.

Электрооборудование автомобиля ВАЗ 21214

Обозначения на схеме

1. Левый передний фонарь. 2. Фары. 3. Датчик температуры охлаждающей жидкости. 4. Звуковой сигнал. 5. Датчик положения дроссельной заслонки. 6. Датчик массового расхода воздуха. 7. Электромагнитный клапан продувки адсорбера. 8. Форсунки. 9. Правый передний фонарь. 10. Боковые указатели поворота. 11. Аккумуляторная батарея. 12. Электродвигатель отопителя. 13. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя. 14. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.15. Реле очистителя ветрового стекла. 16. Стартер 21214. 17. Электродвигатель очистителя ветрового стекла.18. Генератор ВАЗ-21214. 19. Электродвигатель смывателя ветрового стекла.20. Модуль зажигания. 21. Свечи зажигания.22. Контроллер. 23. Регулятор холостого хода. 24. Индикатор состояния АПС. 25. Датчик указателя температуры.26. Датчик контрольной лампы давления масла. 27. Штепсельная розетка для переносной лампы(*). 28. Выключатель контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 29. Колодка диагностики. 30. Реле включения обогрева заднего стекла. 31. Реле включения дальнего света фар. 32. Реле включения ближнего света фар. 33. Электробензонасос с датчиком уровня топлива. 34. Реле включения стартера. 35. Дополнительный блок предохранителей.36. Основной блок предохранителей. 37. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. 38. Выключатель света заднего хода. 39. Выключатель стоп-сигнала. 40. Прикуриватель ВАЗ-21214. 41. Переключатель наружного освещения.42. Лампы подсветки рычагов управления отопителем. 43. Выключатель заднего противотуманного света. 44. Выключатель обогрева заднего стекла. 45. Переключатель электродвигателя отопителя. 46. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла. 47. Выключатель аварийной сигнализации. 48. Выключатель зажигания. 49. Выключатель освещения приборов. 50. Переключатель очистителя ветрового стекла. 51. Выключатель омывателя ветрового стекла. 52. Выключатель звукового сигнала. 53. Переключатель указателей поворота. 54. Переключатель света фар. 55. Реле электробензонасоса. 56. Датчик скорости автомобиля. 57. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей. 58. Плафоны освещения салона. 59. Электродвигатель омывателя заднего стекла. 60. Комбинация приборов. 61. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 62. Главное реле. 63. Задние фонари. 64. Фонари освещения номерного знака. 65. Электродвигатель очистителя заднего стекла. 66. Элемент обогрева заднего стекла. 67. Датчик положения коленчатого вала. 68. Датчик детонации. 69. Датчик кислорода ваз. 70. Реле электровентиляторов. 71. Электровентиляторы. 72. Блок предохранителей системы впрыска. 73. К плафону освещения салона. 74. К выключателю плафона освещения в двери водителя. 75. Блок управления АПС.

Особенности конструкции

Принцип охлаждения непосредственно для ваз 21214 является жидкостным (значит, циркуляция будет происходить в обратном порядке). Заливка же осуществляется при помощи расширительного бачка.

Реагентом здесь выступает вода с этиленгликолем. Она замерзнет только при максимально низких температурах, а при помощи различных присадок способна еще и увеличить срок работы сальника, а также замедлить процесс коррозии всех остальных деталей автомобиля

В состав охладительной системы для этой марки машин будут входить следующие составляющие:

  • радиатор;
  • теплообменник, находящийся у накопителя;
  • деталь радиатора;
  • расширительный бачок;
  • термостат;
  • центробежный насос;
  • радиаторный вентилятор;
  • патрубки;
  • детали управления;
  • так называемая рубашка «охлаждения» двигателя;
  • труба, отводящая жидкость от отопительного радиатора;
  • шланг подвода жидкости к отопительному радиатору;
  • крышка насоса для хладореагента.

Сюда же можно отнести как многочисленные подводки, так и отводящие каналы, которые имеет система.

Принцип действия

Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.


Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:

В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.

Устройство главного элемента

Что касается радиатора охлаждения, то без него нельзя представить работу двигателя в целом. Он представлен этими составляющими:

  • верхний и нижний баки;
  • сердцевина;
  • детали крепления.

Главное его предназначение в том, чтобы поступающая из водяной «рубашки» смесь охлаждалась до необходимого температурного норматива. Хорошей теплопроводности способствует то, что обычно его изготавливают из латуни. В сердцевине находятся поперечные пластины. Попадая сюда, реагент делится на много потоков — это позволяет получить более эффективный результат.

Принцип работы происходит так:

  1. Насос постоянно «двигает» в ваз 21214 жидкость.
  2. Система действует так, что вода циркулирует по кругу, омывая у блоков и цилиндра нагретые стенки.
  3. Перегрева двигателя в этом случае получается избежать, а тепло будет гарантировано отведено от важных деталей.
  4. Дальше смесь пойдет по радиатору, а после этого она отправляется в окружающую среду.
  5. Таким образом, цикличность закончена — теперь охлажденной жидкости предстоит повторить его для ваз 21214 заново.

Возможные неисправности

Чтобы избежать неприятностей с перегревом двигателя, необходимо контролировать и обслуживать охладительную систему Нивы.

Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения неисправностей в ней случается не так много:

  1. Когда автомобиль греется до максимума в любую погоду, а патрубки основного радиатора холодные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, только меняется.
  2. Электрические вентиляторы включаются как попало, в том числе на холодном двигателе, а при перегреве могут и не запуститься. Это значит, что вышел из строя и подлежит замене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
  3. Когда указатель на панели выдает неточные данные или не показывает температуру, надо поменять второй датчик, стоящий в головке цилиндров.
  4. Постоянно снижается уровень жидкости в бачке. Надо искать и устранять протечку на патрубках или в одном из радиаторов.

Важно периодически проверять наличие люфта оси водяного насоса. Его появление говорит об износе подшипника, необходимо как можно быстрее поменять помпу.

Антифриз нива, основные практические вопросы

Ответ: Очень долго автоТАЗ лил сине-зеленый антифриз. Но с 2012 года, почти во все машины, что мне пришлось видеть, это красный G12. Но до сих пор встречаются партии машин, в которых залит «тосол».

Что можно доливать и что можно смешивать?

Ответ: G11 и G12 — смешивать нельзя. В переводе на русский язык- сине-зеленый и краснооранжевые смешивать нельзя.

  • Как грамотно перейти на G12? Если просто слить G11 и залить G12, то толку не будет никакого, кроме потраченных денег. Результат будет только после «химической» мойки системы охлаждения.
  • Почему рекомендуете заменить «синий» на «красный». И так всех хорошо работает. Правда, поменял уже несколько термостатов.

Ответ: Согласно немецким статьям по охлаждению, одной из причин, выхода из строя термостата, является именно низкокачественный антифриз. Речь идет как раз о пленке, которая и заклинивает клапан термостата.

Залит «красный» антифриз, но почему то при нагревании двигателя, он очень сильно расширяется (видно по уровню в расширительном бачке).

Антифриз нива, концентрат или готовый?

Ответ: Сейчас я поставляю готовый антифриз, но страна у нас большая, поэтому в ряде регионов требуется антифриз с температурой кристаллизации минус 40 и ниже. Тогда надо заказывать концентрат и разводить по своим условиям эксплуатации.

Следующий вопрос вытекает из предыдущего и он обычно звучит из Якутска, Иркутска, п-ова Ямал и других «курортных» мест нашей родины. Какие соотношения для бОльших морозов, чем минус 40?

Ответ: привожу данные из документации Neste.

50%-50% (соотношение вода-концентрат) – температура застывания минус сорок.

40% вода — 60% конц. порог замерзания минус 50 градусов.

25% вода — 75% конц. порог замерзания минус 65-70 градусов

Но не увлекайтесь. Повышается порог замерзания, но ухудшаются другие хар-ки.

Какими антифризами вы пользуетесь и комплектуете заказы?

Ответ: Предпочитаю продукцию концерна Elf-Total и антифриз наших северных соседей финнов. Производитель Neste. Это если говорить о применимости к семейству нива и УАЗам.

Антифриз нива, сколько нужно для замены?

Ответ: В системе находится около 8 литров охлаждающей жидкости. Максимально ее можно слить, если поставить машину на уклон, левый борт внизу. При открытых пробках на блоке и на радиаторе, сливается почти всё. Количество в ниве и шниве одинаково.

Как правильно заменить ОЖ?

Выбирая жидкость, необходимо обращать внимание на ее маркировку. Для Нивы (включая ВАЗ 21214) нужна ОЖ с рабочей температурой не выше -40 градусов. Подойдут следующие жидкости:

  • Тосол отечественного производства. Брать надо качественную ОЖ. Маркировка «Тосол -40» означает температуру замерзания -40 градусов. Для регионов в районе полярного круга подойдет антифриз с маркировкой «Тосол -65». Пример подходящей жидкости: тосол фирмы Felix.
  • Стандартный антифриз. Подойдет ОЖ как отечественная, так и зарубежная. Здесь снова проверяется минимальная рабочая температура. Она равна -40 градусам по Цельсию. Пример: продукция фирм G-Energy или SINTEC. Подойдет и антифриз Felix Carbox.

Еще стоит учесть — оригинальный антифриз LADA продается в уже разбавленном виде. Но при покупке концентрата от других фирм его следует разбавлять. Точные пропорции написаны на упаковке с ОЖ.

Инструменты и материалы для работы

Затем следует разобраться с инструментами и материалами.

Список инструментов для замены охлаждающей жидкости в ВАЗ 21214 выглядит так:

  • Емкость для слива отработанного антифриза. Объем — 12 литров.
  • Толстый и прочный шланг для слива охлаждающей жидкости.
  • Гаечные ключи на 13 и 15. Рекомендуется иметь в комплекте накидные, рожковые и ключи-трещотки соответствующего размера.
  • Воронка для заполнения радиатора и расширительного бачка.
  • Круглогубцы для снятия шланга ресивера.
  • Средства для промывки системы охлаждения.
  • Антифриз для замены. В систему охлаждения Нивы помещается 10,7 литра. Поэтому покупается 11 литров, с небольшим запасом на случай протечек.
  • WD-40 для чистки винтов.

Подготовка автомобиля и техника безопасности при работе

Следующий шаг — подготовка автомобиля к замене ОЖ. Проводится она так:

  • Нива загоняется на эстакаду, либо ставится над смотровой ямой.
  • Автомобиль прочно закрепляется: ставится в скорость и на ручной тормоз. Рекомендуется установить стопоры под колеса.
  • Мотору дают остыть. Работать с горячим антифризом неудобно и опасно для здоровья.

Еще стоит помнить о технике безопасности. Здесь имеется ряд простых, но важных рекомендаций:

  • Антифриз не должен попадать в глаза или дыхательные пути. Эта жидкость токсична, и является сильным ядом.
  • Работать следует в проветриваемом помещении. Испарения ОЖ не приносят пользы здоровью.
  • Одевать надо удобную, свободную одежду. Рабочая роба не стесняет движений и не мешает в процессе замены антифриза.
  • Охлаждающая жидкость не должна попадать в топливо. Это весьма отрицательно скажется на работе мотора.

Теперь можно переходить собственно к процедуре замены.

Возможные проблемы и их причины

Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:

  1. Максимальный нагрев двигателя при холодных патрубках основного радиатора означает поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, только замена.
  2. Электрические вентиляторы в инжекторных системах включаются бесконтрольно или не запускаются вообще. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
  3. Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неверные данные на панель управления или их полное отсутствие.
  4. Постоянное снижение уровня антифриза указывает на утечку где-то в контуре.

Система охлаждения двигателя

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см 2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

Система охлаждения карбюраторного двигателя


Система охлаждения впрыскового двигателя


1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 13 – крыльчатка вентилятора; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 15 – подводящий шланг радиатора;

16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов.

Читайте также: