Фароочистители ваз 2109 своими руками

Обновлено: 30.06.2024

Омыватель фар на ВАЗ 21099-2109-2108

Достаточно часто в целях безопасности многие водители включают днем ближний свет . Таким образом действительно можно повысить чувство уверенности за рулем. Однако не всегда при движении на автомобиле в неблагоприятных погодных условиях (туман, дождь, снег) включенные фары обеспечивают нормальное освещение дороги. Дело в том, что дорожная грязь, независимо от того, едет автомобиль по трассе или по улицам города, постепенно налипает на стекло фар. Для борьбы с этим необходимо применять определенные меры.

Как можно заметить, в конструкцию многих серийных иномарок изначально включены струйные омыватели фар. Очень часто автомобили со стеклянными фарами оснащаются щеточными очистителями. Для пластиковых фар применяется струйное омытие – для них это самый оптимальный вариант, так как четки оказывают негативное воздействие на пластик, понижая прозрачность фар.

Согласно требованиям Европейского Светотехнического Сообщества, членом которого также является и Россия, при установке на серийные модели ксеноновых фар завод-изготовитель обязан оснащать их стеклоочистителями. Проблема заключается в том, что попадающая на стекла фар грязь является не только препятствием для светового луча – любая песчинка или соринка может потенциально работать как отражатель или призма. Результатом этого является возникновение множества микро-бликов – засветок, сливающихся в яркое пятно. С учетом того, что яркость ксеноновой фары практически в три раза больше галогенной, на дороге это яркое пятно света будет слепить глаза водителей встречных машин и пешеходов. Именно по этой причине на ксеноновые фары изначально производителями устанавливаются стеклоочистители.

На отечественных ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, к сожалению, установка очистителей не предусмотрена. Но при желании эта ситуация может быть легко изменена. Конечно, нет смысла говорить о китайском Zenon и других подобных дешевых и недолговечных «наворотах». В этой статье речь пойдет о струйных очистителях фар «Скиф» - не сочтите за рекламу, просто об этом установочном комплекте многие отзываются очень хорошо.

Устанавливать комплект можно без изменений, но по желанию некоторые позиции могут быть изменены

Кстати, без особых затруднений этот комплект устанавливается на Subaru Impreza. Также этот комплект можно рекомендовать обладателей STI и WRX, так как экстремальные автомобили нуждаются в повышенном внимании и полном контроле в процессе вождения.

Кроме Subaru, подобные насосы с высокой производительностью устанавливаются на ряд серийных моделей BMW, Toyota, Audi, VW, Citroеn. Иногда можно встретить и неординарные модели. К примеру, некоторые модели Peugeot и Citroеn оборудуются очистителями фар, в которых жидкость, как и на лобовое стекло, подается под небольшим давлением. Эффективность такой очистки практически равна нулю – можно сказать, что это своеобразный французский «лохотрон». Даже приобретая иномарку, нельзя терять бдительность! Но в этой статье идет речь об отечественных, а не иностранных производителях.

Установка омывателя фар своими руками

  • Итак, установить на «восьмерку» или «девятку» омыватель фар возможно. При этом, при установке омывателя фар ОФС-12П имеется возможность выбора наиболее оптимального варианта комплектации. По желанию можно выбрать различные варианты форсунков, импортный клапан-тройник и компактный насос. Рекомендуется установка шланга «Gates» с хомутами «АВА», несмотря на дополнительные затраты. Можно отказаться от установки электроники – ее необходимость очень сомнительна. Правда, производителями не рекомендуется подключение системы без блока управления.
  • За основу используется «десяточный» бачок омывателя – в нем имеется место для двух двигателей. Диаметр мотора омывателя фар такой же, как и стандартного двигателя омывателя лобового стекла – это значит, что в процессе установки трудностей возникать не должно.

Кроме бачка понадобятся:

  • 3 метра шланга (внутренний диаметр – 10 мм),
  • проводка,
  • предохранитель с держателем,
  • клеммы,
  • реле,
  • десяток хомутов.

В бачке будут размещаться два насоса:

  • насос высокого давления,
  • омывающий фары,
  • а также насос омывателя лобового стекла.

Между бачком и аккумулятором расстояние очень маленькое, поэтому штуцеры насосов необходимо развернуть в разные стороны вдоль бачка – насос для омывателя лобового стекла будет повернут в сторону водителя, что и требуется.

Дополнительный насос подключается к аккумулятору через реле и предохранитель, управляется штатным рычагом на рулевой колонке. На «девятках» и «десятках» рычаг включения стеклоочистителей имеет два положения. Насос для омывания фар необходимо подключать к последнему, подпружиненному положению. Контролировать время работы стеклоочистителя придется вручную, что, между прочим, удобнее и практичнее. Также можно установить имеющийся в комплекте таймер – все зависит от желания и предпочтений хозяина автомобиля. В зависимости от способа подключения насоса, ним можно будет управлять как при включенных, так при выключенных фарах, а также без включения зажигания.

Насос под высоким давлением подает жидкость на клапан-тройник, открывающийся при значении давления 2,5 атм. С него жидкость поступает в установленные на бампере форсунки. Насос обладает впечатляющей мощностью – 150-200 мл/сек – он может очень быстро опустошить бачок. Но для того, чтобы мощная струя эффективно очищала фары, придется идти на такие жертвы. На сегодняшний день незамерзающая жидкость стоит не так уж и дорого. Тем более, как уже упоминалось, безопасность и жизнь бесценны.

ОЧИСТИТЕЛИ ФАР И ЗАДНЕГО СТЕКЛА


Рис. 7.43. Схема включения очистителя и омывателя фар: 1 – очистители фар; 2 – электромагнитный клапан включения омыва фар; 3 – электродвигатель омывателя; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – переключатель наружного освещения; 7 – переключатель очистителей и омывателя стекол;

К6 – реле включения очистителей фар; А – порядок условной нумерации штекеров в колодках очистителей фар и заднего стекла; Б – к выводу «30» генератора

На части автомобилей могут быть установлены очистители фар и заднего стекла вместе с электромагнитными клапанами омыва фар и заднего стекла. Схема включения очистителей фар приведена на рис. 7.43.


Рис. 7.39. Положения рычагов подрулевого переключателя. Толстыми линиями показаны исходные положения, тонкими — фиксированные, пунктирными — нефиксированные положения рычагов

Очистители фар и омыватель (электродвигатель 3 насоса и клапан 2) включаются переключателем 7 (положение рычага VII на рис. 7.39), если подано напряжение к реле К6 включения фар переключателем 6 (см. рис. 7.43). В монтажном блоке установлено вспомогательное реле К6 включения очистителей фар. Тип реле — 112.3747. Характеристики реле такие же, как и у реле типа 113.3747, описанного в подразделе «Освещение и световая сигнализация».


Рис. 7.44. Схема раздельного включения очистителей фар: 1 – очистители фар; 2 – электродвигатель омывателя; 3 – электромагнитный клапан включения омыва фар; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – переключатель наружного освещения; 7 – выключатель очистителей фар; 8 – контактная перемычка на месте реле К6 включения очистителей фар; 9 – реле включения очистителей фар; 10 – реле включения электродвигателя омывателя;

А – порядок условной нумерации штекеров в колодках очистителей фар; Б – к выводу «30» генератора

С 1989 г. на части автомобилей применяется раздельная схема (рис. 7.44) включения очистителей фар. По этой схеме очистители фар включаются отдельным кнопочным выключателем 7, расположенным на панели приборов, если включено зажигание, и переключателем 6 наружного освещения включены фары. При этом напряжение подается к вспомогательным реле 9 и 10, включающим очистители 1 фар, электродвигатель 2 омывателя и электромагнитный клапан 3 омыва фар. Эти реле установлены в моторном отсеке. В монтажном блоке вместо реле очистителей фар устанавливается контактная перемычка 8.


Рис. 7.3. Монтажный блок (крышка снята): 1 – реле включения очистителей фар (К6); 2 – реле времени омывателя заднего стекла (К1); 3 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (К2); 4 – реле стеклоочистителя (К3); 5 – контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп; 6 – реле включения обогрева заднего стекла (К10); 7 – запасной предохранитель; 8 – реле включения дальнего света фар (К5); 9 – реле включения ближнего света фар (К11); 10 – предохранитель; 11 – реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (К9); 12 – реле включения звукового сигнала (К8)

На автомобилях с монтажным блоком 2114-3722010 контакт «W» переключателя 7 (см. рис. 7.43) должен соединяться с выводом 16 разъема Х2. В схеме с раздельным включением фар (см. рис. 7.44) напряжение от выключателя 7 тоже должно подаваться на вывод 16 разъема Х2. При этом в монтажном блоке ставится реле включения очистителя фар К1 (см. рис. 7.3, б), а схема соединений в моторном отсеке соответствует рис. 7.43, без каких-либо дополнительных реле.

В монтажном блоке 2114-3722010 в качестве реле К1 применяется реле типа 90.3747-11. Характеристики его такие же, как у реле 113.3747.


Рис. 7.45. Схема включения очистителя заднего стекла: 1 – электродвигатель насоса омывателя;

2 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – переключатель очистителей и омывателя стекол; 6 – очиститель заднего стекла; А – к выводу «30» генератора; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке очистителя заднего стекла

Очиститель заднего стекла включается переключателем 5 (рис. 7.45, положением VIII рычага см. рис. 7.39). В положении IX рычага включается реле К1 и напряжение от него подается к электродвигателю насоса омывателя и клапану 2 омыва заднего стекла. Клапан открывается и жидкость от насоса подается к заднему стеклу. После возвращения рычага в положение VIII реле К1 еще в течение определенного времени держит включенным (открытым) клапан 2 и электродвигатель 1 насоса омывателя.

В монтажном блоке 2114-3722010 реле времени омывателя заднего стекла отсутствует и на автомобилях с таким блоком омывающая жидкость подается на заднее стекло, только пока рычаг переключателя 5 (см. рис. 7.45) находится в положении IX.

Очиститель фар состоит из двух (левого и правого исполнения) моторедукторов с рычагами и щетками. Рычаги и щетки останавливаются в нижнем положении, упираясь в ограничители блок-фары. В моторедукторах очистителей фар установлены термобиметаллические предохранители для защиты от перегрузок. Моторедукторы очистителей фар выпускаются в неразборном исполнении. Поэтому они ремонту не подлежат и в случае выхода из строя должны заменяться новыми.

У очистителя фар число двойных ходов вала моторедуктора при нагрузке моментом 0,49 Н·м (0,05 кгс·м), напряжении питания 12 В и температуре окружающей среды (25±10)°С должно быть 45–60 мин -1 , а потребляемый ток не более 1,5 А.

Очиститель заднего стекла состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторах очистителей установлен термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.

Конструкция моторедуктора допускает его разборку для устранения мелких неисправностей (зачистка коллектора и т.д.). Методы разборки и сборки аналогичны описанным выше для моторедуктора очистителя ветрового стекла.

У очистителя заднего стекла при нагрузке моторедуктора моментом 0,49 Н·м (0,05 кгс·м), напряжении питания 14 В и окружающей температуре (25±10) °С число двойных ходов вала моторедуктора должно быть (50±5) мин -1 , а потребляемая сила тока не более 2 А.

Реле времени К1 типа 45.3747 должно обеспечивать задержку отключения омывателя заднего стекла в течение 5 с при напряжении питания от 10,8 до 15 В и температуре окружающей среды от –30 до +85 °С.

Щеточные фароочистители ВАЗ 2109

Первая запись в моем БЖ должна была стать какой то немного особенной. Про замену масла или свечей писать не хотелось. Решил написать о небольшой сегодняшней истории.

Довольно таки давно я думал установить какой нибудь очиститель для головной оптики. Но не хотел "лепить горбатого". Гуляя по драйву наткнулся на несколько статей fiolet об установке заводского комплекта "щеточных фароочистителей". Внимательно изучив статейки(кстати очень хорошо написано) определился с модификацией. Так как моя "стаместка" с длинным крылом, комплект мне нужен был 093(моторчики+поводки) и конечно же с кронштейнами.В принципе на худой конец меня бы устроили обычные(под короткое крыло 2108), но хотелось все сделать как положено.Сначала начал поиск через интернет (зря). Открыв гугль и введя запрос по своему городу, я ничего не нашел. Ну не считая убитых моторчиков с классики 2105 и 07 без поводков и дворников. Тогда расширил поиск до всей Украины. Но и тут меня ждало разочарование. Блин не зря же в статье у fiolet написано что найти комплект трудно. Ну да ладно, порылся я еще в инете и ничего не подыскав бросил это дело.
Сегодня 15.11.16 у меня был выходной и по дому работы не было. Решил я съездить на авто рынок купить новый глушитель и еще по мелочи. Сначала собирался на ЛОСК( кто из Харькова, тот в теме), но что то заломало меня туда переть и я поехал на Свалку(близко, да и цены почти такие же). Глушак купил и пошел на разборку. Там у нас Балтики разбирают и много чего другого. Думаю узнаю что тут есть хорошего и авось комплектик очистителей нарою.Конечно бродя по разборке и смотря на полу разобранные кузова Балтик, тихонько офигиваешь. Кузова стоят под открытим небом, а им "по барабану". Ни намека на ржавчину и гниль. Сделано намного качественнее чем обычные самары.
Подошел к одной барышне, говорю:
Я: -Щеточные очистители фар есть на девятос?
Она: -Были, продала.
Я: -А брызговики Балтийские задние?
Она: -Hanseat?Продали.

Непруха… ушел.
Подошел к другому продавашке:
Я: -Щеточные очистители фар есть 2109?
Он: -Да.
Я: -ВИнАси!

И выносит комплект почти новых 093 очистителей. Резиночки в идеале(без износа). Моторчики работают тихонько. С кронштейнами! Я аж завалил! Состояние ПЕРСЫК! И цена смешная. Короче забрал этот комплект и взял у нее еще пару обычных 08 моторчиков (тоже в отличном состоянии) на запчасти. После этого довольный поехал домой. Надо было еще спросить про проводку заводскую на них. Я конечно не уверен что она идет отдельно от основного жгута, но все же. Ладно на днях все равно мимо буду ехать, заскочу туда и спрошу.
Так что в скором времени комплектик будет установлен на мою "стаместку". Вот только куплю недостающие части (релюшки, кнопка, клапан, провода). Я бы и сегодня их купил, да чего то немного замерз и не стал там больше околачиваться.
Вот так!

Дополняю эту запись что бы не создавать новую.
18.11.16 был на свалке. Проводка подключения щеточных фароочестителей у них есть. Беда в том, что она вплетена в основной жгут подкапотной проводки((((.По крайней мере на балтиках так сделано. Выплетать они его отдельно отказываются. По деньгам смысла нет брать ее всю. Дорого.
Плюнул, купил проводов, фишек, кнопок и остального барахла. Буду тянуть провода сам и вплетать в штатный жгут (благо я его видел и представляю куда, что и как) .

Ремонт щеточных фароочистителей

Щеточные фароочистители ВАЗ-2108 LADA Samara

Фароочистители в России - штука редкая. А щеточные фароочистители - вообще экзотическая. И это в стране с грязными дорогами и плохим климатом! Парадокс. Когда приходишь в магазины и спрашиваешь о фароочистителях на ВАЗ-2108, впадают в замешательство, потом появляется озарение на лице, и предлагают. струйные китайские фароочистители. Когда говоришь, что тебе нужны щеточные, разводят руками, а потом интересуются: "А что, такие бывают?!". Да, незнание живет среди нас, а мы только и умеем, что ругать отечественный автопром. Да, щеточные фароочистители были широко распространены во всем мире, в т.ч. и в СССР. Да, они ставились и на дорогие Mercedes'ы, и на множество других иномарок, и на советские ВАЗы и "Москвичи" - редкостью они не были. Почему же их заменили на струйные? Лучше чистят? Вовсе нет, просто пластиковые фары современных авто боятся щёток, а ещё есть тупые нормы некой безопасности, по которым "щётки" якобы могут нанести травму пешеходу при столкновении. Впрочем, тупость имеет древние корни. А между тем "щётки" реально помогают на трассе в грязную погоду.

Маркировка фароочистителей для ВАЗ-2108

Мой ВАЗ-2108 пришел из Финляндии и свою молодость проездил с фароочистителями - у них там по-другому нельзя. И вот одна из "щёток" перестала работать, а очень хотелось сохранить все механизмы в рабочем состоянии. Когда фароочиститель был принесён домой, и корпус был снят, первая мысль возникла: "Это умерло".

Электродвигатель фароочистителя

Заржавевший ротор электродвигателя

К слову, как разбирать и тестировать фароочиститель. Сначала следует сколоть эпоксидную смолу, которой запечатан корпус. Далее откручиваем 4 винта и снимаем крышку. Если нужно, вытаскиваем весь механизм в сборе из пластикового корпуса. На фото ниже обозначены контакты: 1 - запускающий (рабочий) "плюс", 2 - "минус", 3 - "плюс"-доводчик (возврат в парковочное положение). Для справки: фароочиститель при работе вхолостую (щётка не прижата к фаре) потребляет около 0.45 А, при попытке застопорить - до 2.5 А.

Результат работы фароочистителей

Более пристальный анализ показал, что вылечить вышеупонянутое безобразие можно. В общем, благодаря плохой конструкции внутрь попала вода, накопилась ржавчина и заклинила двигатель. Вспоминая старый опыт реанимации подобных страшных на вид агрегатов, приступил к очистке. Понадобилось всё зачистить, проверить обмотку на обрывы, на КЗ, проверить контакт щеток, и самое сложное - восстановить скользящий контакт на механизме доводки дворника.

Элемент привода щеточного фароочистителя ВАЗ

Шестерни фароочистителя сразу после снятия крышки: видны сгустки твёрдой смазки

Шестерни фароочистителя

В конце концов моторедуктор был собран, и его стыки залиты герметиком вместо старой "эпоксидки", которая конструктивно не могла обеспечить герметичность. Как показал опыт, такой ремонт помогает не на один год. Попутно привет конструкторам: глупо располагать открытую часть навстречу движению.

Через некоторое время и второй фароочиститель перестал работать. Уже приготовился увидеть вышеописанную картину, боялся долгого ремонта, но оказалось, что внутри всё осталось герметичным, а банально заклинила ось. Она вставлена в латунную втулку, которая не боится коррозии, а вот сама втулка при попадании воды заржавела и приросла так, что удалось с большим трудом заставить её двигаться.
Всё было очищено и собрано. После установки фароочистителя на машину следует обильно смазать место выхода оси из втулки "Литолом" и закрыть имеющимся резиновым колпачком - это предохранит узел от коррозии.

Ось, стрелкой показано заржавевшее место

Очищенная ось и латунная втулка в крышке

Видео работы редуктора фароочистителя:
Тег video не поддерживается вашим браузером.

И наконец, результат работы фароочистителей. Включать их следует всего на несколько взмахов (<10), т.е. можно сделать это на светофоре - нужды в постоянной работе нет.

Установка фароочистителей на ВАЗ 21093.

Сбылось! (шутка).
И так, ещё один прибамбас установлен на переднюю часть автомобиля.

Честно сказать, раньше фароочистители меня не интересовали. Я даже помню те далёкие времена, когда их можно было купить в магазине. Во всяком случае, мне они попадались на витрине. Но, время идёт, мнение меняется, и я решил, что мне надо их обязательно поставить! Не последнюю роль в этом сыграл блог fiolet и RAZOR9600!
В первую очередь решил ставить очистители исходя из эстетических соображений.
Свой выбор остановил на моторах 093 и рычагами со щётками для длинного крыла.
Месяцы (уже даже не помню сколько) поисков — и комплект для установки собран.

Моторчики с кронштейнами пришли с Украины (andreich94), рычаги со щётками из Москвы и Питера, кнопки (СССР и Россия) Москва, тройник нашёл в загашнике.
Всё абсолютно новое, кроме моторедукторов (из них один почти новый) и кронштейнов.

Позже докупил синюю силиконовую трубку внутренним диаметром 2,5 мм.

Моторедукторы пришлось разбирать, смазывать. Смотрите Разборка моторедуктора

Самое сложное — это найти моторедукторы. С остальным особых проблем небыло.
На короткое крыло очистители встречается намного чаще. И образно выражаясь, можно сказать, что они почти свободно есть в продаже.
До установки обновил антикор на кузове в местах, куда прикручиваются кронштейны моторчиков.

Потом собрал проводку (поскольку заводскую купить не удалось). Собирал на проводе ПГВА 1,5 кв.мм. (такой был дома), хотя провода выходящие из моторедукторов — меньшего сечения, наверно 0,75 кв.мм. И испытал работу, собрав всё на полу, дабы быть уверенным в работе до установки на авто.

В проводке много соединений два провода в одну клемму, что лично мне не очень удобно делать, но ничего, где лучше, где хуже — сделал.

Далее пошёл ставить всё это хозяйство на автомобиль.

Прикрутил кронштейны с моторедукторами.

Начал устанавливать решётку радиатора. Сначала нижнюю часть. Перешёл к верхней и … решётка не встаёт, мешают валы моторедукторов. Пришлось их ослабить на кронштейне (не откручивая кронштейн), потом одеть решётку и после затянуть гайки крепления моторедукторов к кронштейну.

Всю электрическую часть собирал по заводской схеме — фароочистители работают от отдельной кнопки (независимо от дворников лобового стекла) при включенном ближнем свете фар. Реле находится на своём законном месте в монтажном блоке 2114 (не выносное).

Схема не сложная. В двух словах:
При включении ближнего света фар, на кнопку включения очистителей приходит плюс.

Нажимая кнопку этот плюс идёт через кнопку далее на контакт 85 управляющей обмотки реле 75.3777.
При этом замыкаются контакты 30 и 87 реле и плюс идёт на моторедукторы и на открытие клапана насоса омывателя.

К моторедукторам подходит ещё один провод (разъём 4 моторчика), на который плюс идёт при включении зажигания и он возвращает щётки в парковочное состояние.
Если этот провод не подключить — щётки остановятся там, где была отпущена кнопка фароочистителя — т.е. не припаркуются вниз фары.
Т.е. к моторедукторам подходит три провода:
1) черный — масса (минус);
2) белый — включает мотрчики и насос при нажатии на кнопку (X7 — 3);
3) "плосатый" — плюс от зажигания для "парковки" щёток (X7 — 2).

Далее подключал проводку к монтажному блоку.
Там все контакты — мама 2,8 мм.
Так же в монтажный блок установил пятиконтактное реле 75.3777.
Со стороны ДВС снял коммутатор, пластиковый кожух, вытащил колодку X7, вставил в неё провода

Мой красный провод — жёлто-чёрный по схеме.

Затем поставил колодку на место в монтажный блок.

С колодкой X 3 вопрос решился просто — вытащил со стороны салона, а с Х 2 пришлось попотеть. Со стороны салона вытащить не смог, пришлось откручивать монтажный блок, снимать колодку X 9, которая заняла у меня много времени ибо сидела в блоке мёртво. Потом добрался до колодки X 2.

Для зелёного провода приготовил "разветвитель", который вставил в монтажный блок.

Далее протянул провода для кнопки в посадочное отверстие кнопки.

Одел на них колодку для кнопки.

Одел кнопку. Проверил работу — всё работает.
Кстати, на кнопке СССР и новой Россия — замыкающие контакты разные. Перед установкой проверял распиновку мультиметром. И ещё, кнопка СССР нажимается мягко без щелчка, кнопка Россия со щелчком.
Осталось подключить "воду", для чего изменил электросхему управления моторами омывателя.

Тройник трубок фароочистителя расположил по центру под радиатором. Сами трубки (синие трубки) к поводкам фароочистителей пустил по бокам радиатора используя хомуты для крепления. Трубки от тройника к поводкам делал равной длины.
На каждую сторону у меня ушло примерно по 1м 15 см синей трубки. В суммме 2,30 метра.

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

Ставил исключительно из эстетических соображений, практической пользы не преследовал), хотя, говорят, - вещь крутая зимой.
Как говорил ранее, на длинное крыло система немного отличается, см БЖ ранее. Устанавливал по схеме, блок предохранителей 2114, проводка покупалась готовой, моторы промазал герметиком, вся грязь летит прямо в линию разъема корпуса.

Понадобилось:
2 моторредуктора 21093 с кронштейнами и дворниками
кнопка включения
5-ти контактное реле
2 метра трубки для омывателей (была только силиконовая, не лопается на морозе)
2 тройника
электромагнитный клапан 2108 системы омывания
проводка под систему фароочистки
Схема БП 2114

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

штатное место выключателя

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

Установка фароочистителей ВАЗ 21093 в Ваз 2108

Из недостатков, фара близкая к мотору омывателя поливается обильнее водительской, нужно выровнять расстояние тока воды для каждой фары, моторы работают в цикле, но один немного ленивее другого

Автоматическое управление магнитолой в ВАЗ 21099 при снятии/постановке на охрану

Автоматическое управление магнитолой в ВАЗ 21099 при снятии/постановке на охрану

Как и все, кто ставил магнитолу самостоятельно, я задумался: как подключать Красный провод — скрутить с Желтым,

Когда я пригнал свою, управление фароочистителями было реализовано так же с кнопки, но при этом сектор включения заднего дворника "висел в воздухе", тоесть был отключен.

Делая свою машину, я решил совместить приятное с полезным, а именно перенести управление фароочистителями на подрулевой заместо стеклоочистителя задней двери.

Затем появилась отдельная кнопка на панели приборов, которая подавала питание на обмотку пятиконтактного реле фароочистителей, а также питание для общего насоса. Данная схема имела существенный недостаток — подгорание контактов в кнопке. Данная схема существовала до 1989 года.

После 1989 года появилась иная схема, которая имела свою специфику — вместо пятиконтактного реле ставилась перемычка, и около воздушного фильтра на моторном щите ставились 2 пятиконтактных реле — одна для моторчиков, другая для насоса.
Применение именно пятиконтактных реле обусловлено необходимостью зануления ЭДС от клапанов и неисправных моторов.

К каждому из моторов подходит 3 провода — сигнальный слаботочный (белый), силовой доводчика (желтосиний) и масса (чёрный).

Для тех, кто не понимает электросхемы, рассказываю популярно. Концевой выключатель, который находится внутри мотора, имеет перебросной контакт, тоесть имеет один нормальнозамкнутый и один нормальнозамкнутый контакт. При движении оси стеклоочистителя, выключатель размыкает одну из щеток и силовой провод доводчика, тем самым останавливая дворник в заданном начальном положении.

Питание от доводчика обрывается, и для повторного запуска стеклоочистителя необходимо подать на сигнальный провод питание, тем самым прокрутив ось мотора до тех пор, пока вновь не замкнется выключатель.

В свое время, я проанализировал монтажный блок 17.3722 и создал таблицу свободных перемычек. Меня интересует перемычка из салона в моторный отсек. Самым подходящим была перемычка Ш3-7/Ш3-13.

В итоге, на моей 21099 была придумана и внедрена данная схема.

Переставляем бело-голубой провод с Ш2-1 на нашу перемычку Ш3-7. Провод, ищущий на нефиксируемое положение (омыв заднего стекла) оставляем без изменений. Под капотом сигнальный белый провод подключаем к Ш7-13. Силовой контакт оставляем без изменений в Ш7-2.
Далее — омыватель. Реле для заднего стекла, установленное в монтажном блоке, существует для фиксации работы моторчика омыватель на 4-5 секунд, что в принципе более чем достаточно. Далее — все по заводу, но от клапана с моторчиком ведём трубку к тройнику, а далее, используя трубочки от капельницы, проводим сквозь решётку и подключаем к форсуночкам.

Тестовый прогон дал успешный результат! Так как у меня установлена 3110 панель, свободных индикаторов у меня дофига, и был добавлен индикатор работы фароочистки, питание для индикатора было взято с Ш3-7.

Я был доволен фароочистителями, но со временем один моторчик стал все медленнее и медленнее, решил провести вскрытие. Но об этом в следующей части, сюда уже не лезет…
Всем Спасибо за Внимание! До новых встреч и записей в БЖ!

Фароочистители ваз 2109 своими руками

Многие водители, из соображений безопасности, включают ближний свет в дневное время. Я считаю это положительным моментом! Однако при движении в плохие погодные условия, включённые фары - это не факт освещения дороги! Дорожная грязь слой за слоем прилипает на стекле фары, при движении на трассе и в городе. Нужно как то с этим бороться. Как, спросите Вы. Есть варианты!

Обратите внимание, многие иностранные автомобили с завода оснащены струйным очистителем фар. А некоторые, со стеклянными фарами, и шёточными очистителями - Volvo, Saab, Nissan Patrol. Для пластиковых фар струйное омывание наиболее оптимальный вариант, т. к. щеточная очистка является губительной (приводит к потере прозрачности) для пластикового стекла фар. Однозначно оснащены подобными устройствами автомобили, имеющие газоразрядный свет - ксенон, установленный на заводе изготовителе. Это требование Европейского Светотехнического Сообщества, к которому и Россия тоже относится. Идея в том, что загрязнение на поверхности стекла фары являет собой не только препятствие для луча света. Каждая песчинка становится призмой либо отражателем, в своём роде, и получается множество микро - засветок сливающихся в единое яркое пятно под название фара. А разница в яркости галогеновой и ксеноновой фары - почти в три раза. Это приводит к повышенной нагрузке на зрение встречных водителей, а так же пешеходов. Вот и объяснение необходимости очистки стекла фары.

Кажется, в нашей стране остался единственный, к сожалению, автомобиль оснащаемый по умолчанию на заводе струйной системой очистки фар - ГАЗ 3102. А на ВАЗах давно не видел заводской системы очистки фар. Обидно!

Мы не будем в этой статье затрагивать моменты, связанные с «защитами фар» и китайскими лампами «зенон». Мы поговорим о приспособлениях помогающих нам при движении содержать фары чистыми, не прибегая к частым остановкам для мойки. Я очень подробно познакомился с подобными устройствами с 1994 года. Тогда это был автомобиль ВАЗ 2105 с заводскими очистителями фар, к тому же в семье был такой автомобиль с 1983 года. Потом среди моих автомобилей был и ГАЗ 3102 оборудованный системой струйной очистки фар высокого давления. Впоследствии я установил на Москвич 214145 компоненты от фароочистителя, которыми оснащены старые версии ГАЗ 3102. Пользуюсь четвёртый год, и очень доволен! До последнего времени это был едва ли не единственный доступный вариант. К счастью усилиями Питерской фирмы появился альтернативный установочный комплект. Струйный очиститель фар ОФС-12П и ОФС-12С под торговым названием «Скиф».

Использовать комплекты без изменений, или заменить некоторые позиции - выбор клиента.

В такой комплектации это устанавливается без проблем на седан Subaru Impreza, в «вагоне» свободное место в бачке занято мотором омывателя стекла пятой двери. Думаю особенно интересно это пользователям WRX и STI. Экстремальная машина требует полного контроля за дорогой!

Кстати. Такие же высокопроизводительные насосы серийно установлены на некоторых: Citroёn, Subaru, VW, Toyota, BMW, Audi и т.д. Однако есть и странные варианты. На некоторых моделях Ситроен/Пежо установлен очиститель фар «низкого давления», жидкость подаётся слабеньким моторчиком (типа для лобового стекла). Эфективность не наблюдается! Этакий лохотрон по французки! Будьте внимательнее при покупке иномарок.

Установка.
Многие из моих хороших знакомых задавали вопрос: смогу ли установить омыватель фар на автомобиль семейства ВАЗ 2110. Кого-то отталкивает цена (хотя врядли есть что то дороже безопасности). Кто-то, заинтересовавшись, внимательно усваивает информацию. К тому же есть реальный образец работоспособности - мой автомобиль.

Внимательно изучив компоненты комплекта Струйный очиститель фар ОФС-12П и дополнительные варианты форсунок, удалось выбрать наиболее интересные позиции. Это различные варианты форсунок, компактный насос импортного производства, клапан - тройник. Шланг применил от «Gates», хомуты «ABA». Это потребовало, дополнительно, около 400 руб. Электронику решил и на этот раз не использовать, в виду сомнительной необходимости. Правда, производители запрещают эксплуатация без подключения блока управления.

За основу был взят бачок омывателя 2110 с посадочными местами под два мотора омывателя. Насос высокого давления имеет диаметр такой же, как и штатный насос омывателя лобового стекла. Устанавливается без особых проблем. Три метра (с запасом) шланга с внутренним диаметром 10 мм., десяток червячных хомутов, предохранитель с держателем, реле, проводка, клеммы.

В бачке разместились два насоса: серийный для лобового стекла и высокого давления для омывателя фар. Поскольку расстояние между бачком и АКБ минимальное, то выходные штуцера насосов развёрнуты в разные стороны вдоль бачка. Насос омывателя лобового стекла повёрнут штуцером в сторону водителя, что нам и необходимо. К тому же после демонтажа бачка омывателя, я перепрокладываю шланг, идущий к форсункам лобового стекла для того, что бы реализовать подогрев прокачиваемой жидкости. Не помешает!

Подключение дополнительного насоса я сделал к аккумулятору, через реле и предохранитель. С управлением штатным рычагом на рулевой колонке. У ВАЗ 2110 и 21099 есть два свободных положения рычага включения стеклоочистителей. Фиксируемое нам не подходит, а вот последнее подпружиненное - в самый раз! Дозировать время работы очистителя приходится вручную, я считаю - так удобней и практичней, но при желании можно и таймер (из комплекта) установить. Управлять насосом можно при включённом зажигании, независимо от включения фар. Здесь всё зависит от варианта подключения. С насоса высокого давления жидкость подаётся на клапан - тройник, открывающийся при давлении 2,5 атм., а дальше на форсунки установленные на бампере. Производительность насоса впечатляет: 150. 200мл. в секунду. Нетрудно посчитать время, за которое можно опустошить бачок. Однако это цена, которую приходится платить, в прямом и переносном смысле, за мощную струю очищающую фары. Хотя на сегодняшний день можно подобрать хорошую незамерзающую жидкость с ценой 35. 45 рублей за 5 литров.

Процесс установки занял около двух, с небольшим, часов. Потребовалось демонтировать обе фары, доработать внутреннюю часть бампера, немного изменить форму прилегающей поверхности форсунок (бампер имеет небольшой радиус), заменить бачок, произвести подключение и настройку установленного оборудования. На фотографии видно, что форсунка сдвинута в сторону элемента ближнего света фары. Так и было задумано!

После демонстрации работы системы струйного омывателя фар, я заметил довольную улыбку клиента. Это самая важная, для меня, награда за труд!

Удалось отработать некоторые нюансы установки и компоновки омывателя в десятом семействе. Это серийная, внешне, машина. Конечно же, тюнинговый бампер внесёт свои коррективы в установку форсунок, но это и предполагается индивидуальным подходом к каждой установке дополнительного оборудования. Это важный положительный момент моей работы!

Схема ВАЗ-2109


Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.

Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.

Модификации ВАЗ-2109

ВАЗ-2109. Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.

ВАЗ-21091. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.

ВАЗ-21093. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.

ВАЗ-21093i. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.

ВАЗ 2109-90. Вариант автомобиля, который оснащался компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 см3.

ВАЗ-21096. Экспортная модификация ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась справа.

ВАЗ 21097. Экспортная модификация ВАЗ 21091 с правым рулем.

ВАЗ 21098. Еще одна экспортная модификация, но уже модели ВАЗ 21093 с правосторонним расположением рулевой колонки.

ВАЗ-2109 Carlota. Автомобиль, производимый с 1991 по 1996 год в Бельгии фирмой Scaldia-Volga.

Схема ВАЗ-2109 старые версии

Схема ВАЗ-2109

Схема ВАЗ-2109 новые версии

Схема ВАЗ-2109

Тут нет датчика износа тормозных колодок (раньше лампа ручного тормоза мигала при поднятом рычаге, и загоралась постоянно при срабатывании датчиков на тормозных колодках).

Схема ВАЗ-2109

Схема ВАЗ-21099 с европанелью

Схема ВАЗ-2109

Схема комбинации приборов для низкой панели

Схема ВАЗ-2109

Схемы комбинаций приборов для высокой панели

Схема ВАЗ-2109

Схема ВАЗ-2109

Схема подключения фароочистителей

Схема ВАЗ-2109

Схема подключения фароочистителей на низкой и высокой панелях автомобилей выпуска после 1989 года

Электрооборудование с роторным двигателем

Схема ВАЗ-2109

Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор

Схема ВАЗ-2109

Схема ВАЗ-2109

Схема ВАЗ-2109

  1. Головная фара.
  2. Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
  3. Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
  4. Клаксон.
  5. Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
  6. Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
  7. Генератор переменного тока.
  8. Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
  9. Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
  10. Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
  11. Свечи системы зажигания.
  12. Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
  13. Катушка.
  14. Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
  15. Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
  16. Стартер.
  17. Аккумуляторная батарея.
  18. Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
  19. Коммутатор, управляющий системой зажигания.
  20. Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
  21. Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
  22. Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
  23. Блок контактов включения стартера.
  24. Концевой переключатель на карбюраторе.
  25. Клапан экономайзера.
  26. Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
  27. Привод насоса омывателя.
  28. Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
  29. Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
  30. Переключатель скоростей.
  31. Привод очистителя ветрового стекла.
  32. Прикуриватель.
  33. Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
  34. Розетка для дополнительного оборудования.
  35. Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
  36. Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
  37. Монтажный блок реле и плавких вставок.
  38. Переключатель освещения панели приборов.
  39. Концевик лампы стояночного тормоза.
  40. Концевик ламп торможения.
  41. Блок рычагов подрулевого переключателя.
  42. Переключатель ламп наружного света.
  43. Переключатель аварийной сигнализации.
  44. Включение задней противотуманной фары.
  45. Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
  46. Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
  47. Повторители поворотов на передних крыльях.
  48. Центральный плафон салонной подсветки.
  49. Индивидуальный плафон подсветки.
  50. Переключатели работы подсветки на средних стойках.
  51. Коммутационный блок зажигания.
  52. Замок зажигания.
  53. Комбинация приборов «низкого» типа.
  54. Концевик «подсоса» на карбюраторе.
  55. Задние фонари.
  56. Измеритель уровня топлива в баке.
  57. Обогрев стекла.
  58. Привод заднего дворника.
  59. Два плафона подсветки номера.

Схема ВАЗ-2109

На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.

Схема ВАЗ-2109

Характерная для девятки поломка блока управления электроникой возникает из-за того, что корпус пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно выходит из строя.

Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор

Схема ВАЗ-2109

Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

  1. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  2. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала);
  3. ДТ (датчик температуры);
  4. ДСА (датчик скорости автомобиля);
  5. Клапан продувки адсорбера;
  6. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  7. ДД (датчик детонации) и другие.

С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.

Схема ВАЗ-2109

  • 1 — система форсунок;
  • 2 — свечи;
  • 3 — управляющий модуль зажигания;
  • 4 — диагностический разъем;
  • 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
  • 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
  • 7 — главное реле системы;
  • 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
  • 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
  • 10 — защита питания насоса подачи топлива;
  • 11 — контроллер бензонасоса;
  • 12 — измеритель температуры двигателя;
  • 13 — система холостого хода;
  • 14 — измеритель детонации;
  • 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
  • 16 — измеритель положения коленчатого вала;
  • 17 — измеритель скорости;
  • 18 — измеритель расхода воздуха;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
  • 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
  • 22 — подключение системы зажигания;
  • 23 — контрольная лампа;
  • 24 — замок зажигания;
  • 25 — коммутационный блок;
  • 26 — вентилятор охлаждения радиатора.

Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.

Схема ВАЗ-2109

  • 1 — четыре форсунки;
  • 2 — свечи 2109;
  • 3 — модуль распределения зажигания;
  • 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
  • 5 — разъем контроллера Бош;
  • 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
  • 7 — основной коммутационный прибор системы;
  • 8 — плавкая вставка основного прибора;
  • 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
  • 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
  • 11 — управляющее реле бензонасоса;
  • 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
  • 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
  • 14 — датчик угла открытия дросселя;
  • 15 — измеритель температуры двигателя;
  • 16 — регулятор параметров холостого хода;
  • 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
  • 18 — датчик положения коленчатого вала;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — блок управления иммобилайзером;
  • 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
  • 22 — датчик замера скорости;
  • 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
  • 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
  • 25 — разъем косы системы зажигания;
  • 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
  • 27 — реле запуска системы зажигания;
  • 28 — замок;
  • 29 — монтажный и коммутационный блок;
  • 30 — вентилятор системы охлаждения.

Схема блока реле и предохранителей 2109

Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска авто. То есть монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.

Блок предохранителей 2114-3722010-18

Схема ВАЗ-2109

Блок предохранителей 2114-3722010-60

Схема ВАЗ-2109

K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители.

Схема ВАЗ-2109

Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей.

Читайте также: