Форд работал на гитлера

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Генри Форд. Часть 7. Кого финансировал Форд во время Второй мировой войны?

Несмотря на закрытие "Дирборн Индепендент", Форд не изменил своего мнения о евреях. Он сказал Джеральду Л. Смиту, одному из фашистских лидеров в Соединенных Штатах, что он в ближайшем будущем он надеется переиздать "Международное еврейство". Антинацистский журналист Конрад Хайден утверждал, что известный производитель автомобилей Генри Форд дал деньги национал-социалистам. Американский писатель Эптон Синклер обнаружил, что нацистская партия получила 40 000 долларов, чтобы переиздать антисемитские памфлеты в немецком переводе. Посол Соединенных Штатов Америки в Германии Уильям Додд сказал в интервью, что американские промышленники, такие как Форд, сыграли большую роль в установлении фашистских режимов в Германии и Италии.

Американский журналист Норман Хапгуд провел расследование относительно Генри Форда. Он обнаружил, что Форд посылал деньги нацистам через Бориса Брашола. В одной из своих статей Хапгуд писал, что было найдено документальное доказательство того, что Борис Брашол получил деньги от Генри Форда. Брашол работал в секретной службе Соединенных Штатов и после Первой мировой войны тесно сотрудничал с Фордом в продвижении "Протоколов сионских мудрецов".

Винифред Вагнер, близкая подруга Адольфа Гитлера, была отправлена с немецким предпринимателем Куртом Людеке для получения средств для нацистской партии. В 1977 году она призналась Джеймсу Пулу: "Форд финансировал Гитлера деньгами, вырученными от продаж автомобилей".

На организованной встрече Винифред сказала Форду, что Гитлер сейчас нуждается в деньгах больше, чем когда-либо. Форд ответил, что готов его поддержать, если он все еще работает над освобождением Германии от евреев. Людеке пообещал, что как только Гитлер придет к власти, одним из первых его действий станет создание социальной и политической программы, которая пропагандировалась Фордом в "Дирборн Индепендент".

В своих мемуарах, опубликованных в 1938 году, Людеке не написал, сколько Форд дал Гитлеру. Он намекнул, что не мог сказать правду, не причинив вреда Форду. Людеке описал Форда как человека с яркими глазами и волевым лицом практически без морщин. Он утверждал, что каждый год Форд поздравлял Гитлера с днем рождения и отправлял ему в подарок 50 тысяч рейхсмарок.

В 1938 году Адольф Гитлер вручил Форду Большой Крест Верховного Ордена Немецкого Орла. Форд был первым американцем и четвертым человеком в мире, получившим эту медаль. Бенито Муссолини, еще один финансист Гитлера, получил такую ​​же награду немного раньше.

Секретарь по внутренним делам США Гарольд Икес осудил Форда и других американцев, подобострастно принявших эти знаки внимания. Форд также подвергся критике со стороны еврейского артиста Эдди Кантора, который назвал Форда проклятым дураком за то, что он разрешил величайшему гангстеру мира дать ему медаль. Затем Кантор добавил: «Чем больше таких людей как Форд, тем больше мы должны объединяться и сражаться.

Форд предложил бывшему боксеру Гарри Беннетту возглавить отдел внутренней безопасности на своем предприятии. Беннетт применял различные методы запугивания, чтобы оградить Форда от притязаний профсоюзов. Самый крупный инцидент с участием сотрудников службы безопасности Беннетта произошел 26 мая 1937. Они столкнулись с представителями клубов UAW, включая Уолтера Рейтора. Сотрудники полиции по приказу своего начальника Карла Брукса не вмешивались в конфликт. Соглашение Ford Motor Co. c UAW было подписано в 1941 году.

По мнению многих, на ранних этапах Второй мировой войны Форд более охотно помогал нацистской Германии, чем англичанам. В 1940 году он построил новое предприятие в Пуасси в оккупированной немцами зоне. На нем производили авиационные двигатели для правительства Германии и грузовики для немецкой армии. Завод в первый же год принес прибыль в размере 50 миллионов франков. Когда предприятие подверглось бомбардировке Королевскими военно-воздушными силами, правительство Германии пообещало заплатить компенсацию за нанесенный ущерб.

Завод Ford в Willow Run во время войны произвел более 8 000 тяжелых бомбардировщиков B-24 "Либерейтор", также снабжал немецкую армию грузовиками. В апреле 1943 года было проведено тщательное расследование в отношении дочерних компаний Ford на французской территории. Был сделан вывод о том, что их производство осуществляется исключительно на благо Германии и стран, находящихся под ее оккупацией, и немцы четко продемонстрировали свое желание защитить интересы Форда. Несмотря на отчет, ничего по этому поводу предпринято не было.

Генри Форд умер 7 апреля 1947 года.

Спасибо за то, что прочитали статью! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Как Генри Форд сотрудничал с Третьим рейхом

Общеизвестно, что газ «Циклон Б», применяемый в газовых камерах, выпускал немецкий химический концерн ИГ Фарбениндустри. Но это был не единственный концерн, работавший на гитлеровский режим.

Корпорации работают на войну

Ставшая в 60-е годы популярной у хиппи марка автомобиля Volkswagen была создана при национал-социалистской организации «Сила через радость» Фердинандом Порше в 1937 году в Берлине по непосредственному указанию Гитлера. Он надеялся создать «народный автомобиль», для чего с немцев собрали предоплату, но легковушка вышла с конвейера только после войны.

Запятнали себя сотрудничеством с нацистами Крупп, Юнкерс, Фокке-Вульф, Хуго Шмайссер.

Ещё одного Хуго – Босса – считают дизайнером формы гестапо, СС и гитлерюгенд. Но некоторые историки утверждают, что для СС униформу разработал профессор Карл Дибич и художник-график Вальтер Хек. Но фабрика Хуго Босса шила униформу по заказу нацистского государства, что неоспоримо доказал в своей книге Роман Костер. Сам Хуго вступил в НСДАП в 1930 году и активно сотрудничал с режимом.

К началу Второй мировой войны фабрика Босса стала важным военным предприятием. В 1932 году продажи были 38 260, в 1941-м – 3,3 млн рейхсмарок. С 1940 года на фабрике использовался принудительный труд военнопленных и узников концлагерей.

Напиток Fanta, занимающий видное место в линейке Coca-Cola, был создан в нацистской Германии. Из-за запрета на импорт концентрата из США, Макс Кайт, агент производства Кока-колы в Германии, нашёл местные ингредиенты, так родилась Fanta.

К слову, Coca-Cola была генеральным спонсором Олимпийских игр 1936 года в Берлине, после чего в Третьем Рейхе заводы корпорации начали расти как грибы после дождя

Генри Форд работал на нацистов

В 1938 году автопромышленник Генри Форд получил за заслуги перед Третьим рейхом Большой Крест германского орла – высшую награду нацистов для иностранцев. В день его 75-летия награду вручил консул Германии в Детройте при стечении высшего общества автомобильной столицы США.

И дело было не только в антисемитских взглядах Форда (на Нюрнбергском процессе один из главарей штурмовиков утверждал, что в ряды нацистов его привели именно книги Генри Форда по еврейской тематике). Генри Форд выпускал военную продукцию по заказу нацистов, использовал на европейских заводах узников концлагерей.

Эти и другие данные приведены в книге Макса Уоллеса «Американская ось», вышедшей в США в 2003-и году. Книга написана на основе архивных документов, в том числе тех, что раньше никогда не были опубликованы. Гитлер повесил портрет Генри Форда у себя в кабинете, а принципы фордизма нацисты использовали в промышленном производстве.

В сотрудничестве с Гитлером замечены Дженерал Моторс, Дженерал Электрик. Так, в 1939 году 70% машин, произведённых в Германии, были выпущены филиалами корпораций Форд и Дженерал Моторс.

Историк, Брадфорд Снелл так указывает важность Дженерал Моторс для Германии: «Швейцария была складом награбленного. ДМ был неотъемлемой частью вермахта. Нацисты могли вторгнуться в Польшу и Россию и без Швейцарии, но они не могли осуществить это без ДМ».

Джеймс Муни, исполнительный директор ДМ был награжден медалью «за службу Рейху». Историк Чарльз Хаям приводит такие слова Муни, относящиеся к 1940 году: «Гитлер прав, и я не собираюсь ему мешать».

«Тёмная сторона Генри Форда»: за что американский промышленник получил орден фашистской Германии

Генри Форд родился 30 июля 1863 года под Детройтом. Его отец переехал в США из Ирландии, а мать происходила из семьи бельгийских эмигрантов. Родители Генри занимались сельским хозяйством и рассчитывали, что он пойдёт по их стопам, но Форд-младший терпеть не мог работу на земле. В 1876 году умерла мать Генри, которую он очень любил, и единственная ниточка, связывавшая его с родительской фермой, оборвалась.

Промышленник и изобретатель

Ещё будучи подростком, Генри научился ремонтировать часы, и чем старше он становился, тем больше тянулся к технике. В 1891 году он устроился работать инженером-механиком в «Электрическую компанию Эдисона» и через некоторое время стал главным инженером фирмы. Форд зарабатывал достаточно для того, чтобы начать собственные технические эксперименты, и в 1893—1896 году занялся созданием собственного автомобиля. В 1899 году он покинул прежнее место работы и стал соучредителем «Детройтской автомобильной компании», однако не нашёл взаимопонимания с партнёрами и покинул её в 1901-м. А спустя два года основал «Форд Мотор Компани».

Несколько лет ушло у Форда на защиту от нападок конкурентов. Его пытались обвинить в нарушении лицензионного и патентного права, однако промышленник смог доказать, что использует двигатель другой конструкции, и опровергнуть все выдвинутые против него обвинения.

В 1908 году ему принесла успех модель автомобиля Ford T, а ещё через два года он смог позволить себе построить самый современный на тот момент автомобильный завод в мире, на котором с 1913 года начал испытывать сборочный конвейер. Вопреки популярным заблуждениям, конвейер использовался и до Форда, однако он впервые применил его для производства такого сложного механизма, как автомобиль. Сроки сборки машин сократились в несколько раз.


Преступники и праведники великой войны: без срока давности

В 1914 году Генри Форд позволил себе ввести на своих заводах самую высокую минимальную заработную плату в США — 5 долларов в день и построил для работников комфортабельный посёлок. Но кроме зарплаты каждый сотрудник завода получал ещё и свою долю прибыли. Благодаря этому Форд смог перетянуть к себе лучших рабочих с других заводов.

В 1930-е годы на фоне конфликтов с профсоюзным движением и партнёрами Генри Форд передал компанию в управление своему сыну Эдселу и отошёл от дел, став сугубо частным лицом. Однако его достижения и идеи продолжали активно внедряться и обсуждаться по всему миру. Причём порой они касались не только промышленности и предпринимательства. Речь, в частности, идёт о достаточно близких связях Генри Форда с нацистским движением.

«Тёмная сторона»

30 июля 1938 года, в день 75-летия, Генри Форд был официально награждён Орденом Заслуг германского орла (Железный крест) — высшим орденом Третьего рейха, который вручали иностранным гражданам.

«Что тут сказать? Генри Форд являлся, вне всякого сомнения, экстраординарной личностью, однако была у него и тёмная сторона. Он был известным антисемитом», — рассказал RT эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.

Историк и писатель Константин Залесский в беседе с RT подчеркнул, что это награждение было не совсем обычным.

«Нужно понимать, что Орден Заслуг германского орла не был стандартной государственной наградой, которую вручают за какое-то конкретное достижение. Это был не государственный, а партийный орден, придуманный изначально для обмена наградами с Муссолини. При награждении Орденом Заслуг германского орла оценивались не конкретные действия, а расположенность гитлеровского режима к тому или иному человеку», — отметил он.

  • Орден Заслуг германского орла © Wikimedia Commons

По словам эксперта, Генри Форд долгое время занимал достаточно яркие пронацистские позиции.

«Не то чтобы он являлся адептом конкретно НСДАП, однако выступал с антиеврейскими заявлениями и делал это ещё до прихода к власти в Германии национал-социалистов. В 1920-е, когда Гитлер ещё не занимал значимых позиций в немецком обществе, Форд уже выпускал книги и писал статьи антиеврейской направленности. В частности, он распространял «Протоколы сионских мудрецов». Со временем Форд стал оказывать финансовую поддержку НСДАП. Кроме того, он присутствовал в Германии в качестве инвестора: помогал поднимать немецкую промышленность. Но всё же награда 1938 года была присуждена ему, пожалуй, не конкретно за вклад в перевооружение германской армии, а за его настроения и идеи», — подчеркнул Константин Залесский.

Эксперт отметил, что Генри Форд был единственным американцем, которого Адольф Гитлер лично в позитивном ключе упомянул в «Майн кампф».

Также нацистский фюрер ценил американского промышленника за то, что он изобрёл технологию быстрой и простой сборки автомобилей: Гитлер считал, что это поможет Германии прийти к мировому господству. Лидер нацистов называл Форда своим вдохновителем и держал его портрет в мюнхенской резиденции.

Ничего личного — просто бизнес

«Однако не следует забывать, что вклад Форда в германскую промышленность на самом деле был меньше, чем вклад других американских корпораций, например, той же General Motors», — отметил Константин Залесский.

По его словам, американский бизнес в 1930-е годы сделал огромные инвестиции в немецкую экономику и перевооружение германской армии, однако в ходе Второй мировой войны активы компаний из США в Третьем рейхе были заморожены и перешли под управление нацистского государства. В то же самое время владельцы этих активов старались демонстрировать лояльность официальному Вашингтону и активно работали на американскую оборонку.

«Нужно также помнить о том, что в 1930-е годы Форд отошёл от дел и являлся просто частным лицом вплоть до 1943 года, когда в связи со смертью сына на некоторое время вынужден был вернуться в бизнес. Но к этому времени он уже публично дистанцировался от антисемитских взглядов, которые могли принести ему серьёзные проблемы», — заметил эксперт.

Константин Блохин также подчеркнул, что другие представители американского бизнеса сотрудничали с гитлеровским режимом активнее Форда.

Бывшие офицеры СС на скамье подсудимых по делу об айнзацгруппах во время Нюрнбергского процесса
Избирательный гуманизм: как американцы сначала вынесли приговор нацистским палачам, а потом их отпустили

«В частности, в средствах массовой информации в своё время были обнародованы данные о том, что дед Джорджа Буша — Прескотт Буш, работая в Union Banking, был, по сути дела, причастен к финансированию нацистов. Однако в 1942 году сотрудничество было полностью свёрнуто, и об этой истории все поспешили забыть», — рассказал он.

В 1983 году американский писатель Чарльз Хайэм опубликовал книгу «Торговля с врагом», в которой на основании найденных им в архивах документов обвинил ряд известных корпораций США в сотрудничестве с Третьим рейхом уже после начала Второй мировой войны. Помимо Форда, Хайэм уличил в партнёрстве с нацистами через нейтральные страны американские энергетические, финансовые и телекоммуникационные компании, принадлежащие Рокфеллерам, Морганам и другим влиятельным бизнес-династиям США.

«Сотрудничество с гитлеровской Германией было поставлено у американских промышленников и предпринимателей на широкую ногу. И это не конспирологические теории из жёлтой прессы, эти вещи открыто публикуются даже на Западе», — резюмировал эксперт.

Генри Форд и Гитлер — достояние истории

«Лишь на смертном одре к Генри Форду пришло покаяние. Когда в конце Второй мировой войны он просмотрел фильм о зверствах нацистов в концентрационных лагерях, столкнувшись тем самым с чудовищными последствиями антисемитизма, его хватил удар - последний и тяжелейший. ». (Роберт Лэйси, «Гитлер и Форд»).

Генри Форд (1863-1947) - автомобильный магнат, мультимиллионер и крупнейший промышленный деятель первой половины прошлого века - в самом начале 20-х годов, когда Гитлер еще только брал под контроль нацистскую партию, в родном городе Дирборне (пригороде Детройта), где концентрировались его заводы, купил и начал выпускать газету «Dearborn Independent». В ней в 1920-1922 г.г. был опубликован целый ряд статей, посвященных «пагубному влиянию» евреев на различные стороны жизни США. А когда после Октябрьского переворота в России лживые «Протоколы Сионских мудрецов» перевели на английский язык, автомобильный «король» печатает и отправляет в Германию и во многие другие страны полмиллиона экземпляров этой бесноватой книги, которой по-прежнему «козыряют» антисемиты.

Позже Форд опубликовал свою книгу “Мировое еврейство” (“Исследование еврейского вопроса”), перевод которой шестью изданиями вышел на разных языках, а также большой сборник материалов "Еврейская деятельность в Америке".


  • В 1921 году Гитлер, следуя советам Форда, предложил “воспрепятствовать еврейской подрывной работе против нашего (немецкого - И.Т.) народа. путем заключения ее проводников в концентрационные лагеря”, а в 1923 году назвал Генри Форда «лидером разрастающегося движения фашистов в Америке».

В течение 20-х годов «автомобильный король» Америки финансировал движение фашистов в своей стране. В книге Гитлера «Майн Кампф» (1924 г) содержались отрывки из газеты Форда, выходящей в далёкой Америке.

Вот что писал будущий фюрер по поводу единственного американца, упомянутого им в собственной биографии:


  • “Каждый год дает им (евреям - И.Т.) все больше и больше контроля над производителями 120-миллионной нации (США - И.Т.); лишь один великий человек, Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость”.

Как видим, духовная связь между Фордом и будущим немецким диктатором зародилась ещё задолго до 1933 года. И она материализовалась в умах миллионов юношей и девушек Германии. На Нюрнбергском процессе руководитель «Гитлерюгенда» Бальдур фон Широк заявил обвинителям, что к нацизму он пришел благодаря изданиям Форда.


  • А немецкий консул совершил поездку в Детройт, чтобы лично повесить Золотой крест со свастикой на грудь автомагнату. Форд пришел в восторг от этой награды. На грандиозном праздничном обеде, организованном в день юбилея - 30 июля 1938 года, присутствовало свыше 1500 самых богатых детройтцев.

Это произошло ровно через четыре месяца после аншлюса Австрии и начала массового террора против венских евреев. О влиянии Генри Форда на Гитлера многое говорила и фотография американского промышленника, висевшая в рамке на стене кабинета фюрера.


  • Корпорация «Форд моторс» переоборудовала свои предприятия, находящиеся в Германии, в военные заводы, которые производили автомобили «форд» для нацистов.

В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели. И после 1941 года филиал «Форда» в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для Вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями.

Даже в апреле 1943, когда Советский Союз вёл кровопролитные бои с гитлеровскими ордами, французские филиалы Форда работали исключительно для выгоды Германии. Грузовые «пятитонки» и легковые «форды» были основным армейским транспортом Вермахта. Главным для корпорации оставался вопрос прибыли, которую она старалась получить любой ценой. В конце войны авиация союзников разбомбила завод в Пуасси, но такой же завод Форда в германском Кёльне не тронула, хотя почти весь старинный город был разрушен.


  • Шесть десятилетий назад американские джи-ай, воюющие с Гитлером в Европе, были немало озабочены тем, что немцы ездили на . их «фордах». А после войны компания «Форд», как и её мощный конкурент «Дженерал моторс», благодаря усилиям крупных адвокатов, добилась от правительства США получения компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».

  • Наследники Форда приложили большие усилия, чтобы избавить автомобильную империю от антисемитской репутации его основателя.

Генри Форд II финансировал несколько крупных еврейских организаций. Он же, несмотря на угрозу бойкота со стороны арабских партнеров, основал сборочный автозавод в Израиле. Еще одним шагом покаяния и, видимо, еще одним усилием, предпринятым корпорацией «Форд моторс» для того, чтобы мир забыл о грехах Генри Форда, стало спонсирование фильма «Список Шиндлера». Евреи Детройта говорили, что старик Форд, должно быть, перевернулся в гробу, когда этот фильм, заслуживший семь «Оскаров», демонстрировался по национальному телевидению без перерыва на рекламу целых три часа. И ещё раз, говорили они, он перевернулся в гробу, когда праправнук основателя и владелец концерна Билл Форд назначил исполнительным вице-президентом «Форд моторс» по производству и президентом «Ford America», соблюдающего все религиозные традиции еврея Марка Филдса. Несколько лет назад американский еврейский комитет, награждая внука основателя концерна Уильяма Клэя Форда-младшего за большие пожертвования еврейским организациям, отметил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это - лишь достояние истории».

Как концерн Форд сотрудничал с нацистской Германией

концерн Форд сотрудничал с нацистской Германией

В прошлом столетии Ford был одним из самых знаковых американских брендов, от пикапов до Mustang. Первый автомобиль компании положил начало автомобильной промышленности. Но в наши дни далеко не все знают, что основатель компании Генри Форд был одним из ключевых американских друзей Гитлера в предвоенные годы. У него были очень предвзятые личные взгляды на нацистского лидера.

И эти взгляды Форда были больше, чем частным делом, они воплотились в реальные действия. Всё это оказало большое влияние на военную готовность немцев перед Второй мировой войной. Хотя Форд был не единственным американским предпринимателем, которого соблазнил Гитлер. General Motors, вечный конкурент Форда, тоже имел собственное подразделение в Германии, производившее запчасти для самолётов Люфтваффе. Часть руководителей этих корпораций разделяли взгляды, выходящие за рамки чисто деловых отношений. Они открыто симпатизировали нацистам.

Форд был уникален не только тем, что вёл крупный бизнес в нацистской Германии, но и тем, что имел большое влияние на других сторонников Гитлера в США. Являясь настоящей иконой американцев, он был одержим нацистскими идеями и личностью Гитлера. Конечно Форд был настоящим производственным гением, что не подлежит сомнению.

Он ускорил производство своих автомобилей и снизил цены на них. Форд стал безумно богатым человеком. Видя это, Адольф Гитлер предложил Генри Форду возглавить растущее фашистское движение в Соединённых Штатах. Несмотря на свою предпринимательскую гениальность, Форд имел и менее привлекательную черту. Он был против вступления Соединённых Штатов в Первую мировую войну.

Бизнесмен считал, что война случилась по наущению и козням банкиров-евреев. Антисемитизм всегда подогревался теориями заговора, поэтому люди начинали верить в них всё больше и больше. В разговорах Генри Форд часто использовал антисемитские оскорбления, что стало для него обычным явлением. В 1920-х годах он даже выпускал газету, которая была настоящим антисемитским рупором. Предприниматель лично распространял известный антисемитский трактат «Протоколы учёных сионских мудрецов». Но через какое-то время, проиграв суд, ему пришлось за это извиняться перед еврейской общиной США.

В 1930-х годах Форд стал обвинять «финансистов и ростовщиков» в перспективе новой мировой войны. Горячим поклонником Форда был Адольф Гитлер. Взгляды бизнесмена были не только его частным делом, они сильно повлияли на политику компании. В 1920-х годах Форд конкурировал с немецким концерном «Опель» и хотел выкупить его. Но в этом его опередила GE.

После этого Форд открыл производство автомобилей в Кёльне, что дало ему огромную прибыль. К началу Второй мировой войны прибыль от немецкого филиала приносила промышленнику 8,5 млн долларов. Форд сохранял полный контроль над немецкой компанией даже во время захвата нацистами Западной Европы, которые поглотили Австрию, Чехословакию и Польшу.

В сентябре 2000 года русская женщина подала иск компании Ford на возмещение убытков. Она работала в качестве раба на его немецком заводе в годы Второй мировой войны. Но судья в Нью-Джерси Джозеф Гринуэй-младший прекратил рассмотрение этого дела. Он посчитал, что истёк срок давности. Гринуэй, конечно же, не оправдывал Генриха Форда, но был полностью согласен с аргументом юристов компании, что «восстановление трагедий того периода должно быть международной заботой правительства, а не частной компании».

концерн Форд сотрудничал с нацистской Германией

Форд заявил, что штаб-квартира компании, находившаяся в американском Дирборне, утратила контроль над своим немецким производством после вступления Штатов в войну в 1941 году. Поэтому, по его мнению, Ford не должен нести ответственности за какие-либо действия немецкого филиала в годы войны.

Пресс-секретарь компании Лидия Чизарук говорит, что компания не вела бизнес в Германии в годы войны. По её словам, нацисты конфисковали завод, поэтому Форд потерял всякую связь с ним. Она напирала на то, что Форд был ключевой фигурой в американских военных усилиях. Форд полностью поддерживал американцев после вступления Штатов в войну.

Но документы несколько разворачивают картину. Генри Форд стремился не допустить вступления США в мировую войну. В Национальном архиве были рассекречены ужасные документы, где говорится, что немецкий Форд служил «арсеналом нацизма» именно с согласия американской штаб-квартиры в Дирборне. Об этом написано в отчёте армии США, который составили в 1945 году.

В раскрытых документах говорится о том, что Форд продолжал сотрудничать с нацистами до августа 1942 года, в то время, когда США уже вовсю вели войну против них. Это сотрудничество проходило через филиалы в Италии и Франции.

Имеются секретные отчёты военного времени, которые подготовило Министерство финансов США, где сделан вывод о том, что семья Форд продвигала свои деловые интересы, подталкивая французских руководителей предприятия сотрудничать с немецкими официальными лицами во время оккупации. Сын Генри Форда, Эдсель Форд, молчаливо получал благосклонность Третьего Рейха.

Вся эта информация всплыла по мере роста к участию Форда во Второй мировой войне и его корпоративному сотрудничеству с Германией. В 1998 году швейцарские банки согласились выплатить 1,25 млд долларов лица, пережившим Холокост. После этого последовала череда разоблачений и исков. Всплыли некоторые неприятные документы, касающиеся и Форда. В Германии было около 50-ти фирм, которые использовали труд рабов во время Второй мировой войны. Среди них был и Ford.

Некоторые их этих корпораций согласились внести деньги в фонд, предназначенные для выплаты компенсаций жертвам Холокоста. Но компании Форда среди них не было. В 1941 году Форд отказался участвовать в переговорах по урегулированию.

Он заявил, что не хочет что-либо делать, чтобы не разозлить Гитлера. Но адвокаты упорно продолжают твердить, что раз филиал в Кёльне конфисковали, значит Форд не несёт за его деятельность никакой ответственности. Гитлер всегда хвалил Генри Форда, считая его единственным великим человеком в США. В 1938 году Форд был даже удостоен высшей награды Рейха для иностранцев – Большого Креста. Сотрудничество Форда с нацистами значительно улучшило его деловые перспективы.

Его завод в Кёльне поставлял продукцию и в Японию. За годы войны филиалы Форд выпустили большое количество военных грузовиков, которые использовались немцами на фронте. Американским солдатам было неприятно смотреть на автомобили Ford в составе вражеской армии. Из раскрытых документов также было видно, что один их директоров в Дирборне входил в состав немецкой шпионской сети.

Орденоносец Третьего Рейха. Темная сторона Генри Форда

Генри Форд, 1921 г.

В начале XXI века Генри Форда вспоминают как великого промышленника, одного из родоначальников мирового автомобилестроения, талантливого изобретателя, человека, придумавшего и реализовавшего идею конвейерного производства автомашин. Форд прославился как человек, претворивший в жизнь лозунг «Автомобиль для всех». Во многом благодаря ему автомобиль из дорогой игрушки для элиты превратился в продукт, доступный массам.

Интернет переполнен правилами жизни и мудрыми изречениями Генри Форда.

Поклонники этого, вне всяких сомнений, талантливого человека, предпочитают обходить стороной одну тему — его политические взгляды. Здесь начинается «темная сторона» Генри Форда.


«Великий человек» из «Майн кампф»

Выходец из семьи ирландских иммигрантов, Форд, пожалуй, был одним из самых преуспевающих антисемитов планеты. По крайней мере, из тех, кто не считал нужным скрывать подобные взгляды.

С 1918 года на деньги промышленника издавалась газета The Dearborn Independent, в которой, помимо всего прочего, публиковались антисемитские материалы, включая одну из самых знаменитых фальшивок подобного рода — «Протоколы сионских мудрецов».

Авторитет Форда был велик, но гнев еврейской диаспоры не меньше. Ее активистам удалось организовать массовый бойкот продукции «Форд моторс». Кроме того, с открытым письмом с осуждением взглядов Форда выступили более сотни видных американцев. Промышленнику в итоге пришлось извиняться за публикацию подобных материалов.

Адольф Гитлер.

Фотография на стене и заводы на службе вермахта

Симпатия оказалась сильной и обоюдной — Генри Форду импонировал глава НСДАП. По утверждению некоторых исследователей, американец стал оказывать финансовую помощь нацистам задолго до того, как Гитлер и его последователи пришли к власти.

В начале 1930-х годов в США Гитлера считали хоть и радикальным, но вполне «рукопожатным» персонажем. В 1931 года американская журналистка из издания The Detroit News брала интервью у Гитлера и обратила внимание на портрет Генри Форда, висевший в кабинете у фюрера. Поинтересовавшись отношением Гитлера к главе «Форд моторс», репортер услышала в ответ: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем».

С приходом Гитлера к власти в Германии между ним и Фордом установились как дружеские, так и деловые связи. По самым скромным подсчетам, вложения Форда в германскую экономику накануне Второй мировой войны составили боле 17 миллионов долларов. По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Немецкий филиал «Форд моторс» занимался производством автомобилей, которые использовались для нужд вермахта. Производство тяжелых грузовиков по заказу гитлеровской армии в 1940-х годах шло на немецком заводе компании «Форд», хотя формально отец —основатель компании не имел к этому предприятию отношения.

Роберт Бош на автомобильной выставке в Берлине 1931 года.

«Замечательный новатор, допускавший ошибки»

Еще более интересная ситуация сложилась с французским филиалом Форда. После 1940 года оно оказалось на оккупированной немцами, но не свернуло производство.

Авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили — все это отправлялось на вооружение немецкой армии. Доходило до полного абсурда — к примеру, в 1942 году американские предприятия Форда в рамках ленд-лиза собирали автомашины для нужд Красной Армии, и в это же время такие же автомобили шли на Восточный фронт, пополняя механизированные части вермахта.

В 2003 году журналист и исследователь Холокоста Макс Уоллес выпустил книгу «Американская ось: Генри Форд, Чарльз Линдберг и восход Третьего рейха», в которой он привел документы, свидетельствующие о тесной связи с нацистами не только Генри Форда, но и его сына Эдсела, являвшегося на тот момент непосредственным руководителем «Форд моторс». При этом Уоллес указывает на то, что труд заключенных из концлагерей на европейских предприятиях семьи Форда использовался еще до формального перехода заводов под контроль нацистов.

Интересна реакция компании на книгу Уоллеса. Представитель «Форд моторс» заявил: «Мы думаем, в ней нет ничего нового о деятельности Генри Форда. Он был замечательным новатором, но и человеком, допускавшим ошибки».

Генри Форд в Ford Model T.

Совесть замучила?

В 1938 году, к 75-летию Генри Форда, «друг Адольф» удостоил промышленника Ордена Заслуг германского орла — высшей награды Третьего Рейха для иностранцев. Когда немецкий консул вручал гитлеровскую награду Форду, создатель автоиндустрии не скрывал своего восторга.

К 1943 году Генри Форд был пожилым и тяжело больным человеком, однако ему пришлось вновь принять бразды правления компанией после смерти сына Эдсела, которого свел в могилу рак.

Оскар Шиндлер в 1957 г.

Генри Форд-старший умер в апреле 1947 года, в возрасте 83 лет. Некоторые исследователи уверяют, что роковое кровоизлияние в мозг было вызвано муками совести. Якобы промышленник, увидевший документальные съемки из нацистских концлагерей, все осознал, ужаснулся и раскаялся.

Генри Форд и нацизм

В день своего 75–летия Генри Форд получил из рук Карла Каппа (немецкий консул в Кливленде) и Фрица Хайлера (немецкий консул в Детройте) Großkreuz des Deutschen Adlerordens — высший орден Третьего рейха, который вручали иностранным гражданам. Стоит отметить, что данная награда являлась партийной, а не государственной, и вручалась на за какое–то конкретное достижение, а как признательность деятельности данного субъекта нацистским режимом. Так чем же заслужил мистер Форд такого расположения?

В первую очередь, он обязан этому своему антисемитизму (который Гитлер отметил еще в начале 20–х годов). Форд в 1918 году начал выпускать газету «Dearborn Independent». В ней в 1920–1922 гг. был опубликован целый ряд антисемитских статей, посвященных пагубному влиянию евреев на различные стороны жизни США (часть из них легла в основу книги Форда «Мировое еврейство»). Так же считается, что именно Форд способствовал переводу на разные языки и распространению по всему миру пресловутых «Протоколов Сионских мудрецов». Будущий же фюрер писал по поводу единственного американца, упомянутого им в «Mein Kampf»: «Каждый год дает им (евреям) все больше и больше контроля над производителями 120–миллионной нации (США); лишь один великий человек, Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость». А на Нюрнбергском процессе руководитель «Гитлерюгенда» Бальдур фон Ширах заявил обвинителям, что к нацизму он пришел благодаря изданиям Форда.

Второй (а если повнимательней присмотреться, то все–таки первой) заслугой было экономическое сотрудничество. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, то включил «Фордизм» в свои планы по поднятию автомобильной индустрии в Германии. Нацисты построили завод Volkswagen, для чего пригласили инженеров с заводов Форда (он должен был повторить успех фордовской Model–T).

В то же время, в Кельне функционировал завод Форда, на котором с 1938 года стали строить 3–тонные грузовики. Около 50 тыс. таких грузовиков было продано немецкой армии в период 1941–1945 гг. (В докладе юридического комитета Сената США в 1974 г. отмечалось, что в общей сложности дочерние предприятия GM и Форд — построили приблизительно 90% бронированных 3–тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха). Правда, с началом Второй мировой войны пришлось внести кое–какие изменения — в 1940 году Форд перестал собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели. И после 1941 года филиал Форда в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для Вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями…

Наследникам Форда пришлось приложить большие усилия, чтобы избавить автомобильную империю от антисемитской репутации его основателя. Генри Форд II финансировал несколько крупных еврейских организаций. Он же, несмотря на угрозу бойкота со стороны арабских партнеров, основал сборочный автозавод в Израиле. Еще одним шагом покаяния и, видимо, еще одним усилием, предпринятым корпорацией «Форд моторс» для того, чтобы мир забыл о грехах Генри Форда, стало спонсирование фильма «Список Шиндлера», который демонстрировался по национальному телевидению без перерыва на рекламу целых три часа.

А праправнук основателя и владелец концерна Билл Форд назначил исполнительным вице–президентом «Форд моторс» по производству и президентом «Ford America», соблюдающего все религиозные традиции еврея Марка Филдса. Все это достигло цели — американский еврейский комитет, награждая внука основателя концерна Уильяма Клэя Форда–младшего за большие пожертвования еврейским организациям, отметил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это — лишь достояние истории».

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Что может связывать американского промышленного гиганта и Адольфа Гитлера? На самом деле очень многое, и сегодня мы вам об этом расскажем.

  • 30.03.2020
  • /
  • За рулем , Автоистория
  • /
  • Евгения Жилина

Когда возрос общественный интерес к корпоративному сотрудничеству с Третьим Рейхом, стали активно публиковаться компрометирующие материалы. В 1998 году швейцарские банки достигли соглашения с теми, кто пережил Холокост, согласившись выплатить жертвам 1,25 млрд долларов. Это стало толчком для целого ряда новых разоблачений, связанных с нацистскими преступлениями. Примерно 20 лет назад в Германии правительство и около пятидесяти фирм, которые использовали рабский и принудительный труд во время Второй мировой войны, включая Bayer, BMW, Volkswagen и Daimler-Chrysler, достигли соглашения о создании фонда в размере 5,1 миллиарда долларов для выплаты жертвам. Ford же отказался участвовать в подобных инициативах, заявив, что его завод в Кельне был конфискован, так что никакого отношения к нацистам компания не имеет. Но увы, факты говорят об обратном.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Информация о том, что Ford и ряд других американских фирм, включая General Motors и Chase Manhattan, сотрудничали с нацистами, никогда не была такой уж секретной, но, по понятным причинам, особенно не афишировалась. То же самое относится и к роли Генри Форда в деятельности комитета «Америка прежде всего», выступавшего против вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну. Но в конце прошлого века достоянием общественности стали новые и куда более обличительные материалы из Национального архива. Среди прочего, они подтверждают, что вплоть до атаки на Перл-Харбор Дирборн (место расположения штаб-квартиры Ford) зарабатывал миллионы на производстве военной техники для Рейха, и что человек, которого Форд выбрал для управления своим немецким филиалом, был ярым сторонником Гитлера. Немецкий Форд служил «Арсеналом нацизма» с согласия штаб-квартиры в Дирборне, говорится в отчете армии США, подготовленном в 1945 году.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Сотрудничество Форда с нацистами продолжалось по меньшей мере до августа 1942 года (Соединенные Штаты вступили в войну за 8 месяцев до этого) через собственность во Франции, где на тот момент правил пронемецкий режим Виши. В секретном докладе военного времени, подготовленного Министерством финансов США, сообщалось, что компания Ford стремилась продвигать свои деловые интересы, поощряя топ-менеджмент Ford of France работать с немецкими чиновниками, контролирующими оккупацию.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Сам Генри Форд был ярым антисемитом и даже издал целую книгу «Международное еврейство», где обвинял иудеев во всех возможных грехах. Подобный опус не мог остаться без внимания молодой нацисткой партии Германии и ее лидера. Позже в своем труде «Майн Кампф» Гитлер дал самую лестную характеристику основателю империи Ford. А в 1938 году, когда тоталитарная сущность нацистского режима стала уже совсем очевидной, фюрер представил Форда к Ордену Заслуг германского орла — высшей награде Рейха для иностранных граждан.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Компания Ford Motor открыла свой магазин в Германии в 1925 году — тогда же, когда и открыла офис в Берлине. Шесть лет спустя она построила большой завод в Кельне, ставший ее штаб-квартирой в стране. Немецкий Ford процветал в годы нацизма, особенно во время вызванного Второй мировой войной спроса. Продажи выросли более чем в полтора раза между 1938 и 1943 годами, и, согласно отчету правительства США, найденному в Национальном архиве, стоимость немецкой дочерней компании удвоилась во время войны.

Ford охотно сотрудничал с нацистами, что способствовало расширению бизнеса и деловых перспектив, и в то же время помогло Гитлеру подготовиться к войне (а после вторжения в Польшу в 1939 году и вести ее). В середине тридцатых годов Дирборн помог увеличить прибыль немецкого Ford, разместив заказы на Кельнском заводе для прямой поставки на заводы Ford в Латинской Америке и Японии. В 1936 году, в целях сохранения валютных резервов Рейха, нацистское правительство запретило немецкой дочерней компании закупать необходимое сырье. Штаб-квартира Ford в Дирборне ответила, как и надеялись нацисты, отправкой резины и других материалов в Кельн в обмен на запчасти немецкого производства.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Согласно отчету армии США за 1945 год, немецкий Ford начал производить автомобили строго военного характера для Рейха еще до начала войны. После вторжения Гитлера в Польшу в 1939 году, которое положило начало Второй мировой войне, немецкий Ford стал одним из крупнейших поставщиков автомобилей для Вермахта. Документы, найденные в Национальном архиве, свидетельствуют о том, что компания продавала их также СС и гестапо. К 1941 году немецкий концерн Ford прекратил производство легковых автомобилей и полностью сосредоточил свои производственные мощности на военных грузовиках. В мае того же года лидер нацистской партии в Кельне направил на завод письмо с благодарностью руководителям за помощь в «обеспечении нам победы в нынешней борьбе» и за демонстрацию готовности «сотрудничать в создании образцового социального государства».

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Автомобили Ford имели решающее значение для реализации нацистской военной стратегии блицкрига. Из 350 000 грузовиков, использовавшихся моторизованной немецкой армией по состоянию на 1942 год, примерно треть была произведена компанией Ford. Уже после открытия Второго фронта американцы увидели на европейских фронтах неприятное зрелище: грузовики Ford занимали видное место в линиях снабжения Вермахта. Действительно, Кельнский завод был настолько важным для военный машины Рейха, что союзники несколько раз совершали на него авианалеты.

В то время как Ford Motor с энтузиазмом работал на Рейх, компания сначала сопротивлялась призывам президента Рузвельта и британского премьера Черчилля увеличить военное производство для союзников. Нацистское правительство было признательно за такую позицию и даже отправило в Дирборн благодарственное письмо. После вступления США в войну, немецкий Ford, который к тому времени получил арийское название Ford Werke, оказался под угрозой как «вражеская собственность». В мае 1942 года Верховный суд Кельна окончательно отдал завод в полное управление немцам, хотя Дирборн сохранял свою 52-процентную долю в течение всей войны.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Нехватка рабочей силы, вызванная войной (миллионы мужчин были на фронте, а нацистская идеология яростно противилась идее равноправного женского труда), привела к тому, что Рейх депортировал миллионы людей из оккупированных земель в Германию для работы на фабриках. Немецкие компании поощрялись к участию в торгах на пленных рабочих, чтобы соответствовать производственным квотам и увеличивать прибыль. К 1943 году половина рабочей силы Ford Werke состояла из иностранных пленных, включая французов, русских и бельгийцев. В августе 1944 года отряд эсэсовцев доставил пятнадцать заключенных из Бухенвальда на Ford Werke.

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Немецкий Ford с энтузиазмом предлагал Гитлеру и политическую поддержку. Почти братские узы между Ford и нацистами, пожалуй, лучше всего символизирует подарок на день рождения фюреру — 35 000 рейхсмарок в апреле 1939 года. Газеты, журналы и вообще все печатные материалы и публикации Ford Werke, наполненные чепухой про «обреченную на власть высшую расу», не могли бы быть более фанатично пронацистскими, даже если бы редактурой занимался лично Йозеф Геббельс.

Мы не можем с уверенностью говорить о том, как сложилось бы взаимодействие Ford с немцами в случае победы Гитлера в войне, но, если судить по сохранившимся письмам сына Генри Форда Эдселя, один из крупнейших американских автопроизводителей планировал долгое и плодотворное сотрудничество.

После разгрома Германии и обнародования информации о страшных преступлениях нацистского режима, Ford стал всячески открещиваться от порочащих компанию связей. В пресс-службе не раз заявляли, что в Дирборне понятия не имели о многих решениях на Ford Werke и вообще потеряли контроль над своей немецкой дочерней компанией в течение войны. Но подобные заявления и запоздалое стремление предать забвению позорное сотрудничество с нацистами едва ли поможет компании навсегда вычеркнуть эти черные страницы из своей истории.

Читайте также: