Где обслуживать форд после ухода из россии

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Что происходит с Ford в России: модели, сервис и планы


Год назад завершился процесс реструктуризации бизнеса Ford Sollers в России – компания пересмотрела политику присутствия на рынке и отказалась от части модельного ряда. Многие посчитали, что бренд собирался вовсе уйти из страны, но оказалось, что это не так, новые автомобили марки по-прежнему продаются. Мы решили разобраться, как именно бренд работает в России, и что делать тем, кто ездит или хочет ездить на Ford.

Нет, марка никуда не ушла. Весной 2019 года СП Ford Sollers, которое в России занимается производством, импортом и дистрибуцией продукции Ford, объявило о реструктуризации бизнеса. Летом того же года были прекращены локальное производство, продажи и импорт легковых автомобилей. Были остановлены заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, где выпускали модели Focus, Mondeo, Fiesta и EcoSport. В Елабуге прекратилось производство кроссоверов Kuga и Explorer.

Смысл реорганизации заключался в ориентации на экономически более выгодный коммерческий сегмент. Сейчас Ford Sollers продает в России линейку легких грузовиков и фургонов, а также микроавтобусов на базе Ford Transit, которые по-прежнему выпускают на заводе в Елабуге. Также в стране продолжает работу обширная сеть из более сотни дилеров, которая не только продает коммерческие автомобили, но и выполняет все обязательства по техническому и гарантийному обслуживанию легковых машин марки.


Основу модельного ряда Ford составляет линейка семейства Transit: от грузового шасси с различными видами надстроек и грузовых фургонов разного размера до автобусов малой, средней и большой пассажировместимости. Семейство предлагается в десятках вариантов с разными типами привода, размерами колесной базы и высоты салона. Например, грузовой фургон может иметь привод на передние, задние или все колеса, предлагается с тремя вариантами длины кузова, в исполнении со стандартной или высокой крышей. Самый большой фургон имеет длину чуть менее семи метров и полную массу 4,6 тонны.

Помимо базовых вариантов шасси Ford Transit дилеры предлагают уже готовые решения: промтоварный фургон, бортовая платформа с тентом и изотермический фургон с рефрижераторной установкой. В линейке машин для перевозки пассажиров есть целая серия микроавтобусов и грузо-пассажирских машин, например, специальный школьный автобус для перевозки детей. Городские автобусы различной компоновки вмещают от 17 пассажиров в туристическом варианте до 25 человек в исполнении маршрутного такси.

Помимо привычных городских маршруток из Ford Transit можно сделать машины для социальных служб с оборудованием для перевозки инвалидов, безопасные школьные автобусы, автомобили скорой помощи различных категорий вплоть до реанимобиля. Линейка машин для бизнеса включает как стандартные развозные фургоны, так и машины с изотермическими кузовами с предустановленными рефрижераторами для перевозки продуктов, мороженого, медикаментов и прочих товаров, требующих поддержания специального температурного режима, и даже автолавки.

Всего существует 141 спецверсия, на которые приходится большая часть продаж. В 2019 году они составили 52% всех проданных автомобилей Ford. Эти машины производятся в ОЭЗ Алабуга сертифицированными партнёрами компании (СТ Алабуга), поэтому все автомобили имеют полноценную гарантию. Заказ можно оформить в любом дилерском центре страны через централизованную систему SVO (Special Vehicles Operations), в которой есть возможность сформировать индивидуальный заказ и отслеживать всю цепочку производства и поставки машины клиенту. Цены едины по всей стране, а срок выполнения заказа составляет 2 месяца.


В текущей структуре продаж 50% клиентов – это частные лица, либо индивидуальные предприниматели, которые выбирают автомобиль для нужд своего семейного бизнеса. Как правило, такой автомобиль является единственным в семье, поэтому комфорт и безопасность остаются в числе главных приоритетов. Некоторые клиенты покупают Ford Transit для перевозки большой семьи, некоторые переделывают автомобиль под путешествия или хобби.

Существуют десятки вариантов Ford Transit для путешествий, в которых можно с комфортом спать, готовить еду и просто проводить время. Машины для охотников и рыболовов отличаются экспедиционным оборудованием и обустроенным багажным отсеком. А фургон-коневозка оснащается откидным трапом и вмещает трех лошадей – переобрудовать Ford Transit можно под любые нужды и запросы.

Обслуживанием новых и подержанных автомобилей Ford занимается вся дилерская сеть марки, которая насчитывает 120 предприятий во всех крупных городах части России. Эти сервисные центры также поддерживают гарантийные обязательства марки в отношении всех ранее проданных легковых и коммерческих автомобилей. При этом стоимость обслуживания коммерческих автомобилей Ford сегодня является одной из самых низких в сегменте.

В рамках стратегии по снижению стоимости владения автомобилем c 1 июля Ford снизил стоимость ТО на все версии Transit более чем на 30%. Так, стоимость первого ТО для переднеприводного цельнометаллического фургона Ford Transit составляет 11 400 руб., что на 38% меньше, чем ранее. А средняя стоимость первых шести ТО на ту же модель составляет 13 000 рублей. Плановое ТО для Transit требуется проводить каждые 20 000 км или не реже 1 раза в год.


Расширить гарантию до пяти лет можно при помощи фирменных сервисных контрактов, которые также включают заранее оплаченный набор ТО. Помимо стандартных существуют максимальные сервисные контракты с лимитами пробега, но без ограничений на бесплатный ремонт изнашиваемых узлов автомобиля.

Вариативность модельного ряда и разумная ценовая политика помогла Ford заметно увеличить долю рынка даже в условиях ограничений из-за пандемии коронавируса и общего падения рынка. Всего с января по июль 2020 года было продано 6 135 Ford Transit, причем его рыночная доля в сегменте легких коммерческих автомобилей выросла с 11,6% до 24,8%. Только в июле было продано 1 703 новых Ford Transit, что на 79% больше по сравнению с тем же месяцем 2019 года.

Коммерческие автомобили Ford попадают под действие госпрограмм поддержки автопрома. Во-первых, государственная программа субсидирования лизинга предусматривает единовременную скидку в 10% от розничной цены автомобиля на авансовый платеж при приобретении в лизинг коммерческого автотранспорта. Во-вторых, дополнительную скидку в размере 2,5% можно получить по государственным программам «Свое дело» для граждан, состоящих в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, и «Российский фермер».


Кроме того, в некоторых случаях вступают в действие собственные программы Ford Sollers, позволяющие сэкономить еще больше при покупке машины в лизинг. Размер выгоды зависит от модели и модификации автомобиля. Максимальная выгода при использовании всех возможных программ может превысить 500 000 рублей. Так, при покупке полноприводного цельнометаллического фургона Ford Transit клиенты могут рассчитывать на преимущество в размере 517 625 рублей.

Ford «уходит» из России: надо ли брать машину со скидкой?

Ford сворачивает российские продажи легковых автомобилей. Что это значит? Как быть владельцам машин, на которые ещё действует гарантия? А главное, стоит ли сейчас поддаться обаянию скидок, чтобы купить новый «Форд»?

Что вообще происходит?

То, что сейчас происходит, Ford официально называет «реструктуризацией бизнеса». В рамках этого события компания планирует до конца июня 2019 года полностью свернуть производство легковых автомобилей – в частности, последние Focus и Mondeo уже собраны. После этого из трёх сборочных площадок будут закрыты и законсервированы две (в Набережных Челнах и Всеволожске), а также завод двигателей (Елабуга).

Соответственно, продажи легковых автомобилей на территории России прекратятся . Напомним, «голубой овал» был представлен кроссоверами Kuga и Explorer, легковыми Focus и Mondeo, а также маленьким паркетником EcoSport и компактным семейством Fiesta. Коммерческая техника останется всем составом: в нашей стране выпускают фургоны, автобусы и шасси Transit, плюс можно купить импортные Transit Custom и Tourneo.

Совместное предприятие Ford Sollers формально сохранится, однако контролирующим акционером отныне выступит компания Sollers – ей достанется 51% акций. Как сказано выше, единственной продукцией СП останутся грузовички семейства Ford Transit татарстанской сборки. А всё благодаря тому, что на российском рынке лёгкой коммерческой техники Ford занимает лидирующую позицию среди иностранных марок!

А что по поводу гарантии?

По последним данным, 85% из текущего состава дилеров Ford планируют продолжить свою работу под этим брендом . Приём заявок всё ещё ведётся, и компания уверена: продлить дилерские контракты захотят 99% автосалонов. Но самое важное, что больше половины дилеров не планируют отказываться от обслуживания легковых моделей (остальные сосредоточатся исключительно на «Транзитах»).

Список городов, где сервисное обслуживание легковушек будет доступно силами официальных дилеров Ford, останется прежним.

Это значит, что обязательства по гарантийному ремонту и фирменному сервису будут полностью выполнены. С оригинальными запасными частями проблем тоже не предвидится: «Для эффективного и своевременного выполнения сервисных работ Ford Sollers сохраняет центральный склад запасных частей и регулярные поставки из стран Европы и Америки», – сообщает пресс-служба совместного предприятия.

РОЛЬФ – официальный дилер Ford, также сохранит дилерские центры этой марки. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас работают 5 автосалонов, торгующих «голубым овалом». Когда легковые автомобили будут распроданы, все они переформатируются под так называемые «Transit-центры». Но их сотрудники по-прежнему радушно встретят владельцев «Фокусов», «Мондео» и других моделей, чтобы провести регламентные и сервисные работы.

Стоит ли сейчас покупать Ford?

Чтобы освободить склады автомобилей, марка привлекает клиентов существенными скидками. Так, полноразмерный Ford Explorer подешевел больше остальных. Во всех комплектациях модель стала доступнее на 400 000 рублей! А если нынешний владелец «Эксплорера» предоставит документы, что он продал свою машину, ему дадут ещё 100 тысяч дисконта. Так что купить внедорожник можно за 2 372 000 рублей.

В свою очередь, стоимость популярных Ford Kuga и Ford Focus разом упала на 175 000 рублей. Вдобавок офис марки предлагает воспользоваться фирменной программой Ford Credit – в этом случае действуют дополнительные уступки. Самая скромная, но оттого не менее привлекательная скидка распространяется на «Фиесту» — 75 000 рублей.

Вывод: причин отказываться от покупки нового «Форда» нет . Напротив, ничто не мешает воспользоваться специальными предложениями, чтобы купить машину существенно дешевле, чем она стоит на самом деле. И учитывая, как тщательно Ford готовится сохранить полноценное взаимодействие между клиентами, дилерами и самим собой, покупатель нового авто не рискует абсолютно ничем.

Что будет на вторичном рынке?

Ждать, что условные Mondeo и Focus с пробегом резко подешевеют – нет смысла. «Форды» весьма востребованы россиянами, и смена стратегии на этот факт никак не повлияет.

О фирменных запасных частях и расходных материалах мы уже говорили – дефицита и подорожания не случится. Выбор и ценники аналогов тоже обязаны остаться на прежнем уровне (особенно учитывая статистику: Ford носит статус самой востребованной иностранной марки на рынке подержанных авто). Следовательно, в ближайшее время стоимость эксплуатации машин никак не изменится.

Благодаря тому, что Ford не уходит полностью, а остаётся в сегменте коммерческого транспорта, возникло уникальное предложение. Полноценные сервис и гарантия остаются, но модели можно купить со скидками. И это хороший повод навестить ближайшего дилера марки!

10 причин развода: почему Форд нас оставил

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).

Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford. Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%. К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.

В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции. Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя. Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford. Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут. Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

Фото: «За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers

Ford уходит из России, или сказка о почивании на лаврах

Почему американский автомобильный концерн оказался в РФ не у дел

Слухи о возможном уходе Ford из России поползли еще зимой, и теперь компания подтвердила официально: производство легковых автомобилей на трех заводах Ford в РФ прекращается летом, затем прекращается их продажа. Ford сосредоточится лишь на коммерческом транспорте. Эта история начиналась, как сказка, в которой все пошло не так.

Ford привил нам вкус к иномаркам российской сборки

В 2001 году Ford стал первым иностранным производителем, наладившим в России полноценную сборку актуальной на тот момент модели — Focus. Шаг оказался дальновидным, и Focus надолго прописался в бестселлерах российского рынка.

Помимо привлекательных цен он предлагал аномальную гибкость комплектаций: модель можно было купить в трех-, четырех- или пятидверном исполнении, с кондиционером или без, с несколькими двигателями на выбор, с автоматом, с массой опций…

К тому же Foсus первого поколения оказался удачной моделью, с хорошей управляемостью, дерзким дизайном и хорошим балансом качеств. Сменившая его модель Focus II была пусть не столь броской, но более взрослой. Мы ценили Focus II за убедительные ездовые повадки, за чёткость коробки передач, за выбор моторов и, конечно, за умеренную цену — были времена, когда базовые версии стоили около 400 тысяч рублей, то есть на уровне «бюджетников» тех лет.

Focus был локомотивом продаж. Он почти единолично занимал нишу, которую нынче оккупировали седанчики В-класса, вроде Hyundai Solaris или Volkswagen Polo. Он метил в ту же аудиторию — людей со средним доходом, — но не имел явных следов бюджетности.

Ходили упорные слухи, что Ford демпингует и торгует «Фокусами» себе в убыток, по крайней мере, в доступных комплектациях. Отчасти эти слухи подтверждались неохотой, с которой менеджеры обсуждали с клиентами покупку базовых Focus.

Ford предлагал россиянам и другие модели. Если небольшая Fiesta нулевых годов была для россиян автомобилем не совсем форматным, то Fusion завоевал немало поклонников и сегодня дерзкие маркетологи называли бы его «субкомпактным кроссовером», несмотря на отсутствие полного привода. Многим полюбился Mondeo, пользовалась стабильным спросом Kuga и даже непривычные для россиян минивэны S-Max и Galaxy. Казалось, Ford универсален и готов предложить машину на любой вкус.

Накануне кризиса 2008 года Ford был абсолютным авторитетом на рынке, хотя корейские марки, в том числе азиатское крыло GM DAT (Chevrolet Cruze, Captiva ) давили всё сильнее. Да, Focus постепенно дорожал и отказывался от совсем «нищих» комплектаций, но оставался в лидерах как будто по инерции.

А после кризиса что-то пошло не так.

Метод проб, ошибок и еще раз ошибок

С середины нулевых словосочетанием-паразитом стали «бюджетные седаны», моду на которые задавали Renault Logan и ряд его конкурентов, вроде Fiat Albea. Они не были ровней Focus и стоили дешевле, но зародили тренд.

После кризиса тренд оформился: марки одна за другой стали выпускать бюджетные седаны на платформах машин В-классов. Казалось бы, «Фокусу» они не ровня, ведь он относился к С-классу. Но тесноватая модель, заточенная под европейские вкусы, по практичности была вполне сравнима с В-классниками, и мощный расцвет Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Nissan Almera и им подобных насытил нишу, в которой когда-то Focus чувствовал себя королем. Focus пришлось идти на повышение цен и расстаться с имиджем сверхдоступной машины.

Ford игнорировал бюджетные седаны до последнего: российская сборка Fiesta, в том числе седана, началась лишь в 2015 году, и модель со странным дизайном не стала бестселлером.

Складывалось впечатление, что Ford по-прежнему верит в потенциал Focus. Однако третье поколение модели фурора не произвело: даже по меркам седанов В-класса она была тесноватой, а плюсы вроде неплохой управляемости перестали играть первостепенную роль для целевой аудитории — не спорткар ведь.

Ford отказался от демпингового ценообразования и попытался бросить вызов одноклассникам Focus, но если та же Toyota Corolla и Skoda Octavia росли и добавляли солидности, Focus так и оставался автомобилем, сделанным, скорее, под европейские запросы.

Другим трендом десятых годов были недорогие кроссоверы, и опять Ford не среагировал сразу. Дорогу проторил успешный Renault Duster, появились более дорогие компакты, вроде Nissan Juke, Skoda Yeti или Opel Mokka. Фордовский EcoSport снова не сумел стать закондателем мод, в том числе из-за не всем понятного дизайна. Затянулся выход Mondeo 2012 модельного года, который попал в Россию в 2015 году: серьезного беспокойства Toyota Camry он не доставил.

Спасет локализация?

Казалось, Ford делает ставку, прежде всего, на русификацию производства, с которой и начался его успех. И действительно, в отличие от General Motors, ушедшей из России в 2015 году, Ford построил в России аж три завода: во Всеволожке (Focus, Mondeo), в Набережных Челнах (Fiesta, EcoSport) и в Елабуге (Kuga, Explorer, Transit). Плюс моторное производство.

Правда, заводы, особенно Всеволожский, временами сотрясали профсоюзные стачки, которые усиливались, когда компании приходилось сокращать производство из-за недостаточного спроса. И этот ком нарастал: если десять лет назад Ford продавал в России по 180 тысяч машин в год, то в прошлом году — чуть более 50 тысяч. При этом производственные мощности позволяют делать до 360 тысяч машин в год.

Ford окончательно выпал из числа претендентов на лидерство после валютного кризиса 2014−2015 годов. Выход четвертого Focus в России затягивался, модельный ряд приедался, а ценовая политика компании становилась все более лихорадочной. В прошлом году Ford несколько раз менял прайс-листы на Focus, добавляя и переименовывая комплектации, и не меняя ничего по существу. В последние три месяца подобная же «икота» одолела EcoSport, который и так-то продавался неважно, но умудрился подорожать на 75 тысяч рублей с ноября.

Почему ушел Ford

Россияне любили Ford, насколько вообще можно любить марку. Ford показал, что качественный автомобиль может быть посильным для офисного сотрудника или рабочего. Ford привил хороший вкус. В конце концов, тот же Focus II оказался честной моделью, у которой были слабые места, но некритичные.

Скорее всего, Ford подвела корпоративная иерархия бизнеса, которая не делала явного акцента на адаптации моделей для России и выпуска «специальных изданий». Ведь и Renault могла не преуспеть у нас с моделями вроде Megane и Clio, если бы не сделала ставку на продукцию своего румынского филиала Dacia — Logan и Duster родом оттуда.

Ford же, казалось, выше этого. Захватив рынок недорогим Focus, он вдруг стал играть на повышение, не предлагая смелых форматов. И оказалось, что люди больше любили не сам Ford, а его демократичные цены. Не стало цен — не стало спроса.

Но это же касалось и европейского крыла вообще. Уход Ford из России связан не только с неважными результатами на местном рынке, но и с ослабевающими позициями Ford в Европе. Реструктуризация бизнеса касается всего континента, и Россия — лишь одна из частей глобального плана, который должен помочь Ford избавиться от неприбыльных ветвей бизнеса.

Вот только неприбыльной ветвью российский Ford стал по совсем необязательным причинам.

Автобизнес / Обзор прессы


Заявление автоконцерна об уходе из России не стало неожиданностью для петербургских автодилеров. Продажи марки последние годы падали на фоне девальвации рубля и снижения доходов населения: так, с 2013 по 2018 год они провалились в полтора раза в Петербурге (с 14,2 тыс. до 9,5 тыс. машин в год) и вдвое в целом по России — со 106,7 тыс. до 53,2 тыс. машин. Вслед за этим сокращались мощности предприятий, которые производят марку в России — во Всеволожске и в Набережных Челнах. В дальнейшем эти заводы планируется продать. В России останется только производство коммерческого транспорта Ford Transit.

После кризиса закрыл свой салон Ford на Пулковском шоссе только «Евросиб», но и не появилось ни одного нового автоцентра марки, хотя другие массовые бренды эконом-сегмента развивались довольно активно. Сегодня Ford продает в трех автоцентрах холдинг «Аларм-Моторс», в двух — ГК «Рольф», по одному пункту продаж — у автохолдинга «Максимум» и ГК «Автополе».

Гендиректор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий отмечает, что в прошлом году компания продала около 7 тыс. легковых автомобилей Ford (ее доля в этом сегменте составила более 40%), а также 2,5 тыс. коммерческих машин — это 20% российского рынка. В начале года компания озаботилась поиском альтернативы для Ford и стала дилером Suzuki и Peugeot, разместив обе марки в комплексе на Коломяжском пр. Правда, объемы продаж этих брендов едва ли позволят компенсировать потери.

Роман Слуцкий отмечает, что в последние годы автоконцерн сосредоточился на сегменте LCV, где является лидером. По его словам, монобрендовых центров Ford в России почти не осталось — как правило, дилеры размещают рядом другие бренды. «Дилерам в наследство остается огромный автопарк Ford, а также возможности нарастить вместе с концерном продажи коммерческого транспорта. Кроме этого, разумеется, всегда остается возможность подобрать новый бренд в портфель», — говорит он.

В ГК «Рольф» от комментариев отказались. Компания торгует американскими автомобилями на Октябрьской наб. и Витебском пр. Первый центр — это временное решение, он может быть безболезненно для компании закрыт. Во втором, по всей видимости, будут размещаться новые бренды, или его переориентируют под сервис.

Гендиректор автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян говорит, что вместо Ford планирует найти нового партнера. «Мы не ожидаем, что в этом году будут изменения по прибыльности в связи с уходом марки. Есть направления в бизнесе, которые испытывают недостаток инфраструктуры, например, малярно-кузовной цех, продажи машин с пробегом», — поясняет он.

«Хорошей новостью это не назвать, пока мы оцениваем последствия и формируем свою позицию», — говорит управляющий директор ГК «Автополе» Сергей Вайнер.

В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в издании «Новый проспект» 28 марта 2019 года.

Focus за $10 900, или Почему Ford уходит из России

А как эффектно всё начиналось! 2000 год. На окраине полузаброшенного завода «Русский дизель», где собирали двигатели для подводных лодок, начинается большая стройка. Это Ford, выкупив 26 гектаров земли, начинает строительство сборочного завода. Пока самого простого — использовать роботов, каждый из которых стоит около миллиона долларов, нецелесообразно, поэтому доля ручного труда очень высока. Но производство, которое работало полностью по западным стандартам, удивило всех.

На самом деле, тогда тоже говорили об убытках. Дескать, чтобы окупить вложенные 150 миллионов долларов, должно пройти плюс-минус 10 лет. И это при условии, что ежегодно тираж выпускаемых «Фокусов» достигнет 25 000 экземпляров. По тем временам — неслыханная дерзость! Народ раскупает «Лады» (суммарный тираж 2000 года — нереальные 705 000 машин), а новые иномарки могут себе позволить совсем немногие. Как вам, например, 2 000 проданных Daewoo Lanos?

С машинами российской сборки вообще швах. В 2000 году «Автофрамос» за первые полгода собрал около 1 000 автомобилей Renault, а потом остановился, ожидая от властей льгот по оплате таможенных пошлин и налоговых платежей. Елабужская площадка GM едва-едва пристроила 252 седана Opel Vectra. «Донинвест» потихоньку собирает фургончики Citroen Berlingo. И тут Ford, который за первые 18 месяцев работы (с июля 2002-го по декабрь 2003-го) обещает дать рынку 12 тысяч иномарок отечественного производства.

Почему Focus «взорвал» рынок

Как при таких вводных российский «Фокус» сделали успешным? Спасибо тогдашнему главе московского представительства Хенрику Нензену, который выбил просто нереальные условия. Это его напор позволил навесить на базовый хэтчбек Focus 1.6 Ambiente ценник «$10 900» — то есть на $3 000 меньше, чем просили за аналогичную машину европейской сборки! И никакого купирования комплектаций: 100-сильный мотор, гидроусилитель руля, регулируемая колонка, подушка безопасности — в Европе продавали такие же.

С одной стороны, недёшево. Можно купить три «шестёрки» ВАЗ-2106 ($3 200), две «десятки» ВАЗ-2110 ($5 700) или целый внедорожник УАЗ-3163 ($8 100). С другой, богато оснащённые «Волги» и «Лады» стоят как раз под $10 000! А теперь за такие деньги можно купить нормальную иномарку. Притом Ford подготовился по всем фронтам, параллельно представив страховку каско за $300, а также фирменную кредитную программу под 10% годовых. Таких условий на рынке просто не было! И этот подход оказался самым верным.

Три завода вместо одного

Благословенные были времена. Вы помните, что просто так купить ходовую версию «Фокуса» было нельзя? Люди ждали заказанные авто по 6-9 месяцев. В 2009-м компанию впервые «тряхнуло» — из-за кризиса продажи автомобилей упали, и сборочной площадке пришлось перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Но потом продажи снова начали расти и впереди виделось только безоблачное будущее. С точки зрения развития авторынка Россию называли одной из самых перспективных стран! Пускай, и после Китая.

Ford задумался об уходе из России

Фото Егора Алеева / ТАСС
Фото Егора Алеева / ТАСС

Американский автопроизводитель Ford может уже летом 2019 года уйти из России, где в настоящее время собирает автомобили на трех автозаводах. Окончательные решения по реструктуризации СП Ford Sollers станут известны 27 марта, сообщила во вторник, 26 марта, газета «Коммерсантъ».

Источники издания в правительстве и на рынке рассказали, что СП Ford Sollers при участии правительства уже ведет переговоры с потенциальными покупателями активов компании.

Базовый вариант реструктуризации совместного предприятия предполагает уже в июне-июле этого года прекратить производство легковых автомобилей в России и их импорт в страну. По данным издания, Ford планирует выпускать в России только легкие коммерческие автомобили (LCV), для чего сохранит долю в заводе в Елабуге, где в настоящее время выпускаются внедорожник Ford Explorer и кроссовер Ford Kuga. Площадки во Всеволожске и Набережных Челнах будут закрыты или проданы.

Пресс-служба Ford подтвердила, что акционеры компании «находятся на стадии финализации решения» о реструктуризации совместного предприятия. Решение планируется объявить в ближайшее время, сообщила пресс-служба компании.

О том, что Ford может закрыть заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, сообщало в начале марта агентство Reuters со ссылкой на источники в автомобильной отрасли. Они рассказали, что в Елабуге будут собирать только LCV Ford Transit. Два собеседника агентства указали на то, что бизнес в России приносит Ford значительные убытки.

Но Ford может и полностью уйти из России, так как не проявляет интереса к подписанию специнвестконтракта (СПИК). Такой специнвестконтракт все концерны должны подписать до июля 2019 года, чтобы получить доступ к субсидиям, без которых производство автомобилей в России нерентабельно. По данным издания заявка СП Ford Sollers на СПИК была готова еще в 2018 году, но потом работа по ней прекратилась. В случае полного отказа Ford от производства легковых моделей пересмотреть финансовую модель СПИК в оставшиеся сроки очень сложно.

Таким образом Ford может стать вторым американским автогигантом, решившим уйти из России. Весной 2015 года это сделала компания General Motors.

В России сборка автомобилей Ford осуществляет созданное в 2011 году совместное предприятие Ford Sollers, в котором Ford принадлежит 50,1%, «Соллерс» — 49,9% (в 2015 году российская компания уступила американскому автопроизводителю пакет привилегированных акций совместного предприятия, тогда же стороны заключили опцион, по которому могли выкупить друг у друга пакет в СП по минимальной оценке в $135 млн). СП производит, импортирует и продает все продукты Ford, в том числе автомобили, запчасти и аксессуары. В СП входят три производственные площадки: во Всеволожске, мощностью 160 000 автомобилей в год, где выпускаются седаны и универсалы Ford Focus и Ford Mondeo), в Набережных Челнах (мощность 110 000 автомобилей в год, производятся кроссоверы Ford Ecosport, хетчбэки и седаны Ford Fiesta) и в Елабуге (мощность 85 000 автомобилей в год, выпускаются кроссоверы Ford Explorer, Kuga, LCV Transit и двигатели).

В 2018 году Ford продал в России 53 234 автомобиля, прирост за год составил 5,7% при общем росте рынка в 12,8%. Доля Ford на российском рынке — 3%. Выручка ООО «Форд Соллерс Холдинг» по итогам 2017 года составила 67,1 млрд рублей, чистый убыток – сократился за год с 23,8 млрд до 13,6 млрд рублей.

Ford закрывает заводы в России. С чем не справился американский автоконцерн?

О предстоящем сворачивании производства легковых автомобилей автоконцерна Ford в России предварительно в марте 2019 года сообщили СМИ, затем об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Козак, а позднее подтвердила и сама компания.

Как Ford работает в России?

Автоконцерн Ford Motor Company и группа Sollers при равном участии сторон в 2011 году организовали совместное предприятие Ford Sollers.

Оно выпускает Ford Focus и Ford Mondeo во Всеволожске, Ford Fiesta и Ford Ecosport в Набережных Челнах, а также Ford Kuga, Ford Explorer и Ford Transit в Елабуге. Там же, в Елабуге, в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Алабуга" работает и завод по производству двигателей.

О чем объявил Ford Sollers?

Ford Sollers отказывается от выпуска легковых автомобилей в России и закрывает два из трех автомобильных заводов — в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в ОЭЗ "Алабуга".

Завершить выпуск планируется до конца июня, а купить последние автомобили с российских заводов, по оценкам СМИ, можно будет примерно до октября 2019 года. При этом все обязательства по гарантийному ремонту и сервису машин компания обещает выполнять в полном объеме. Этим займутся дилеры — более половины из них будут продавать и обслуживать Ford Transit, а также ремонтировать другие легковые автомобили Ford, остальные продолжат только ремонт и обслуживание.

Концерн оставит производство легкого коммерческого транспорта (LCV) — речь идет о Ford Transit, который собирается в Елабуге. При этом компания Sollers получит 51% в новом совместном предприятии с Ford, а переговоры о его работе планируется завершить в ближайшие месяцы.

Почему Ford сворачивает производство в России?

Глава Американской торговой палаты (AmCham) в России Алексис Родзянко объяснил решение Ford общеевропейской стратегией компании. Концерн объявил о своих планах реорганизовать убыточный бизнес в Европе в целом и в России в частности еще в январе 2019 года. По данным агентства Bloomberg, компания сталкивалась с трудностями при адаптации к появлению новых технологий, ужесточению законодательства в сфере защиты окружающей среды и напряженности на европейском рынке из-за Brexit.

В Ford заявили, что российский рынок легковых автомобилей последние годы находился под сильным давлением — он восстанавливался медленнее, чем ожидалось, при этом спрос сместился в сторону более дешевых моделей. Все это привело к недозагрузке производственных мощностей компании в России и снижению их доходности. Так, осенью 2018 года недовольство простоем завода и, как следствие, снижением зарплат даже привело к забастовке сотрудников во Всеволожске.

"Целью изменений является необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке", — объяснили в автоконцерне. Всего на европейском рынке компания рассчитывает реструктуризировать $11 млрд расходов.

В Минпромторге заявили, что Ford проиграл рынок легковых автомобилей и в Европе, и в России своим конкурентам — например, компаниям Renault, Nissan, "АвтоВАЗ", Volkswagen и новым корейским и китайским брендам.

Дмитрий Козак уточнил, что у компании возникли проблемы со сбытом продукции. Так, продажи самой востребованной марки Ford в России — Ford Focus — только в 2018 году снизились на 4,6%, а общие объемы реализации компании за первые два месяца 2019 года упали на 45% — до 4,17 тыс. штук. При этом Kia Rio сместила Ford Focus с позиции самой распространенной иномарки в стране.

Что будет с сотрудниками заводов?

При реструктуризации производства руководство проведет масштабное сокращение штата по всему миру. Только в Германии концерн планирует уволить около 5 тыс. человек. В России сокращение штата будут проводить по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций.

Их размер зависит от стажа работы: до пяти лет — 5,5 окладов, 5-6,5 лет — шесть окладов, шесть-семь лет — семь окладов, семь-восемь лет — восемь окладов, восемь-девять лет — девять окладов, 10-15 лет — 11 окладов, а свыше 15 лет — 12 окладов. А всего работникам и поставщикам компания выплатит около $200 млн.

А что произойдет с авторынком?

Опрошенные ТАСС эксперты отметили, что уход Ford не изменит ситуации на российском рынке легковых автомобилей. Ведь продажи когда-то популярной марки сокращались уже несколько лет, а свято место пусто не бывает — его уже частично заняли конкуренты, которым есть что предложить рынку.

Кроме того, специалисты усомнились в скором возвращении марки в Россию — в современных реалиях компании дешевле оставаться на рынке, чем входить на него заново. Впрочем, прекращение производства может вызвать ажиотажный спрос на товар, считают дилеры. Сама компания объявила о распродаже моделей Kuga, Focus, Fiesta и Explorer.

Чем еще, по мнению экспертов, может обернуться решение Ford, читайте в другом материале ТАСС.

Без фокусов: чем владельцам «фордов» грозит уход автоконцерна с российского рынка?

1164 0

Без фокусов: чем владельцам «фордов» грозит уход автоконцерна с российского рынка?

Без фокусов: чем владельцам «фордов» грозит уход автоконцерна с российского рынка?

Ford принял окончательное решение о закрытии производства легковых автомобилей в России. Будут закрыты заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, а также выпуск двигателей в Елабуге. Как сообщает “Ъ”, проблем с сервисным обслуживанием машин «в ближайшее время возникнуть не должно». Эту обязанность планиурется возложить на дилеров.

С 1 июля на рынке появится новое СП (совместное предприятие) Ford и «Соллерса», которое займется производством и продажей коммерческого транспорта (LCV Ford Transit) на заводк в Елабуге. В отличие от прошлой конфигурации теперь контроль получит «Соллерс» (51%).

Новое СП с Ford не будет правопреемником старого и, соответственно, не несет ответственности по долгам, сказали “Ъ” в «Соллерсе». В том числе речь идет о долге перед ВЭБом, который предоставил кредит в 39 млрд руб. на создание СП в 2011 году.

Ford взял на себя этот долг еще в 2015 году, отмечает источник издания, знакомый с ситуацией: «Они сейчас обсуждают механизм погашения и выработали взаимоприемлемый вариант».

Все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей Ford в СП обещают выполнить: речь идет о работе через дилеров, в том числе коммерческого транспорта, или сервисные центры.

СП 27 марта уведомило дилеров о решении акционеров, сообщив, что складских запасов легковых автомобилей хватит до сентября, продолжатся выпуск запчастей и сервис, а дилерские центры продолжат работу в ключевых для марки точках.

Глава «Авилон Ford» Михаил Жмаков подтверждает, что марка продолжит поставки запчастей для обслуживания существующего парка. Жмаков добавил, что дилер продолжит работу по LCV Ford.

Для продолжения работы на российском рынке «Соллерс» как инвестор с привлечением Ульяновского автозавода и «Форд Соллерс Елабуга» планирует заключить специнвестконтракт для развития линейки как УАЗа, так и Ford Transit, сообщили “Ъ” в «Соллерсе».

В правительстве еще 22 марта признали целесообразным заключение СПИК (специального инвестиционного контракта) с «Соллерсом», следует из протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Козака.

В рамках СПИК «Соллерс» примет обязательства по производству в России двигателя, механической коробки передач, рамы и подвески, электронных блоков управления системы ADAS и двигателя, а также системы кондиционирования. Но «Соллерс» может локализовать и другие компоненты взамен указанных, набрав аналогичное количество баллов по новой системе подсчета уровня локализации.

СПИК «Соллерса» и Isuzu должен быть скорректирован, чтобы исключить повторяющиеся модели УАЗ — в его рамках компании развивают среднетоннажные грузовики.

Источники “Ъ” на рынке полагают, что СПИК с Ford разваливает предыдущий СПИК «Соллерса»: без УАЗа обязательства по локализации СПИК с Isuzu будут фактически обнулены из-за того, что именно на них строится планка по локализации.

Как и в случае тяжелых грузовиков Volvo, если доля произведенных и реализованных «Соллерсом» автомобилей превысит 15% в продажах LCV в России, концерну нужно будет повысить уровень локализации.

По данным «Автостата», рынок LCV в 2018 году вырос на 3,2%, до 112,1 тыс. штук, из них ГАЗ с долей 44% продал 49,1 тыс. штук, УАЗ — 18 тыс., Ford — 11,5 тыс.

Фактически доля Ford Transit ограничивается 15%, поскольку требуемый для превышения этой планки уровень локализации сегодня невыполним, говорит источник на рынке.

В «Авилоне» полагают, что из-за приостановки производства Mercedes Sprinter Classic на площадке группы ГАЗ у Ford Transit появилось еще одно конкурентное преимущество на рынке LCV.

УАЗ за счет запуска в 2020–2021 годах новой платформы (придет на замену «буханке»), если она окажется удачной, может занять дополнительную долю рынка, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

Успех Ford Transit будет зависеть от глубины локализации, полагает он: в ближайшие два года они не смогут обойти продажи «Газелей», но в перспективе все зависит от модельного ряда и соотношения цены и качества.

Читайте также: