Где собирают микроавтобусы маз

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Появилась новая белорусская автомобильная марка. На самом деле «перекодированная» старая

В Беларуси историческое событие! Появилась новая отечественная автомобильная марка. Пора трубить в фанфары? На самом деле нет. Узнают об этой марке разве что непосредственно водители да сотрудники ГАИ при регистрации.

Поясним, в чем дело. Уже полтора года в Бресте собирают легкие коммерческие фургоны JAC Sunray, где к ним прикручивают колеса и эмблему МАЗ. По-прежнему мало кто их видел, но процесс неспешно все-таки идет. Иногда LCV брестской сборки попадаются на дорогах. Нам тоже попался, и мы одни из немногих, кто фотографировал машину не на выставке, а в реальной жизни. Фургон брестской сборки называется МАЗ-365022, а микроавтобус — МАЗ-281040. Точнее, микроавтобус назывался.

Его пересертифицировали, присвоив новое обозначение. Был МАЗ-281040, стал «Брестмаш-343001». Звучит ли «Брестмаш-343001» для уха меломана сладостнее, чем МАЗ-281040, — вопрос философский.


Вообще, причина кроется в том, что в базовый фургон вносятся конструктивные изменения, вырезаются оконные проемы и так далее. По-хорошему, конечно, на микроавтобус нужен свой сертификат соответствия. Собственно, это и было сделано, а «Брестмаш» юридически теперь отдельный автопроизводитель-«бодибилдер» со своим собственным WMI.


Для справки: WMI — это часть VIN, в которой зашифрованы сведения о заводе-изготовителе транспортного средства. Брестский WMI выглядит так — Y4X. МАЗовский — Y3М. Так что фургон и микроавтобус — теперь как бы автомобили разных марок. Хотя эмблема МАЗ останется на обоих.


Базовый JAC Suray очень похож на Mercedes-Benz Sprinter. Но на самом деле у них нет вообще ни одной общей кузовной панели и не одна запчасть от одной машины не подойдет к другой.


Несмотря на изменения в нейминге, для рыночных перспектив этих машин мало что меняется. JAC уже запустил процесс сертификации Sunray на рынках ЕАЭС под собственным именем. Мы рассказывали об этом.

Первые серийные микроавтобусы от МАЗа собрали в Бресте


Минский автомобильный завод в ноябре запустил в Бресте первое серийное производство микроавтобусов и фургонов.

Машины должны быть ориентированы на внутренний рынок. Сборочное производство развернули на свободных площадях ОАО "Брестмаш".

Проект - совместный, реализован вместе с китайской компанией.

Обещания впервые появились в октябре, на днях стало известно о семи готовых к эксплуатации образцах, пишет Onliner.by. По данным ОНТ, микроавтобусы - совместный проект МАЗа с китайской госкомпанией, комплектующие - импортные (произведены в Китае), но наши специалисты и технологии. В то же время за месяц до запуска производства представители завода заявляли: "Рассматривались различные варианты финансирования, в том числе привлечение заемных средств. Было решено делать все своими силами и ресурсами".

maz avtobusy 01


Как и говорили, первым ушел в серийное производство пассажирский микроавтобус МАЗ 281, прототип которого уже прошел все необходимые испытания. Длина новинки составляет 6 м, ширина - 2,1 м, высота - 2,8 м, а колесная база - 3,57 м. Также на сборке - грузовой фургон (кроме салона, от микроавтобуса никаких отличий). Автомобиль имеет пять дверей, включая одну сдвижную, а внутри предусмотрены кондиционер, круиз-контроль, система навигации и магнитола. Микроавтобус оснащен задним парктроником, антиблокировочной системой и электронной системой распределения тормозных усилий. Турбодизельные моторы JAC относятся к классу Евро-5, имеют мощность в 150 л. с., работают в паре с 6-ступенчатой МКПП.



- Автомобили уже прошли процедуру сертификации, в Бресте их будут не только собирать, но и тестировать, - говорится в телесюжете. - Далее под брендом „МАЗ“ машины поступят в продажу. По своим теххарактеристикам они даже не уступают столь распространенным и у нас в стране, и на постсоветском пространстве автомобилям ГАЗ. Цена пока не определена, но в любом случае это будет один ценовой сегмент с „ГАЗелью“. Китайские комплектующие в перспективе заменят отечественными: покрышки, двигатели, электрооборудование, обшивку салона. Согласно планам, до конца года в Бресте выпустят 50 машин (пассажирских и грузовых), а в перспективе - до двух тысяч в год.

Легкие фургоны и микроавтобусы МАЗ выходят на рынок

Минский автозавод добавил в свою гамму легкие коммерческие автомобили (LCV). Цельнометаллический фургон МАЗ-3650-22 и микроавтобус МАЗ-281-040 появились на официальном сайте завода.

Эти машины являются переименованными версиями китайских фургонов и микроавтобусов JAC Sunray. Сейчас их в Белоруссии собирают по крупноузловому (читай: отверточному) методу. В дальнейшем планируется максимально возможная локализация производства. Производство Sunray ведется на заводе «Брестмаш», который входит в состав МАЗа.

Налаживание сборки машин началось в 2018 году. ОТТС на них МАЗ оформил в июле прошлого года. По классу легкие коммерческие МАЗы конкурируют с российской «ГАЗелью Next».

Микроавтобус МАЗ-281 относится к категории М2. Длина, ширина, высота машины — 6000, 2100 и 2800 мм соответственно. Колесная база — 3570 мм. В салоне — 16 мест, не считая водителя.

Грузовой цельнометаллический фургон МАЗ-3650 относится к категории N2. Габариты у него такие же, как и у микроавтобуса. Боковые панели и задние дверцы выполнены глухими (без окон). Снаряженная масса автомобиля — 2620 кг, грузоподъемность — 1430 кг.

И микроавтобус, и фургон оснащены турбодизельным двигателем JAC HFC4DE1-1D объемом 2,8 л и мощностью 149,5 л.с. Экологический класс — «Евро-5». Коробка передач — механическая 6-ступенчатая JAC LC6T32. Передняя подвеска — независимая, пружинная, задняя — зависимая, рессорная.

JAC Sunray внешне похож на Mercedes-Benz Sprinter предыдущего поколения, но это обманчивое впечатление — у них нет ни одной общей детали.

Стандартная комплектация микроавтобуса включает: кондиционер; круиз-контроль; АБС; аудиосистему; электростеклоподъемники и электрозеркала; центральный замок; задний парктроник; систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Автобус оборудован сдвижной дверью с автоматически выдвигающейся подножкой для удобного доступа в салон.

Фургон оснащен кондиционером, круиз-контролем, парктроником, электростеклоподъемниками, электроприводом зеркал, центральным замком, МР3-магнитолой.

В Белоруссии и на Украине заявки на покупку новых МАЗов уже принимают. Цены для Белоруссии пока не объявлены, но на украинском рынке за микроавтобус МАЗ просят 33 510 евро (2,4 млн рублей). В Россию поставки также планируются.

Помимо двух названных версий в перспективе должны появиться микроавтобус с 14-местной компоновкой и фургон с укороченной колесной базой.

МАЗ начал продажи конкурента "ГАЗели"

alt=" Фото: Пресс-служба МАЗ." />
 Фото: Пресс-служба МАЗ.

Минский автозавод выпустил на местный рынок сразу две новые модели в сегменте LCV - цельнометаллические фургон МАЗ-365022 и микроавтобус МАЗ-281040.

"Российская газета" уже сообщала о том, что автомобили стали поступать к официальным дилерам марки, но до сих пор оставались не раскрытыми прайсы. Теперь со стартом продаж стали известны точные цены на новинки.

По информации интернет-ресурса ABW.by, стоимость фургона начинается от 56 484 белорусских рублей (1 750 000 российских), микроавтобус предлагается от 62 196 (1 930 000). Примечательно, что на Украине за микроавтобус просят уже 33 510 евро (2 400 000 рублей). Для сравнения: в Беларуси фургон ГАЗель Next стоит от 41 385 местных рублей (1 300 000 российских рублей), микроавтобус от 53 132 (1 668 000).

В нашу страну поставки "мазовских" моделей также планируются, ведь правила Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) действуют на весь Таможенный союз. Стоит отметить, что по классу "мазовские" модели белорусского производства могут составить конкуренцию российской "ГАЗели Next" - бестселлером своего родного рынка LCV.

Фото: Пресс-служба КамАЗа.

В базовую комплектацию грузового фургона МАЗ-365022 входят: кондиционер, круиз-контроль, задний парктроник, электростеклоподъемники, электропривод зеркал, центральный замок, МР3-магнитола, плюс задняя подножка.

Стандартное исполнение пассажирского микроавтобуса МАЗ-281040 включает: кондиционер, круиз-контроль, аудиосистему, электростеклоподъемники и электрозеркала, центральный замок, задний парктроник. Автобус оснащён сдвижной дверью с автоматически выдвигающейся подножкой для удобного доступа в салон.

Напомним, новые модели МАЗ являются перелицованными версиями китайской JAC Sunray образца 2010 года. К слову, схожесть с Mercedes-Benz Sprinter предыдущего поколения случайна - у них нет ни одной общей детали.
Сборка фургонов МАЗ-365022 и микроавтобусов МАЗ-281040 по крупноузловому методу налажена на заводе "Брестмаш" (входит в состав МАЗа). Абсолютно все машинокомплекты для сборки поставляет госкорпорация JAC Motors из Китая. В перспективе планируется увеличить локализацию китайской "ГАЗели" за счёт использования отечественных комплектующих белорусских предприятий.

В текущем году МАЗ планирует выпустить 600 грузовых фургонов и пассажирских микроавтобусов, при этом уже собрано более 50 экземпляров. "Брестмаш" способен производить до 2 000 единиц в год - такова проектная мощность на МАЗы сегмента LCV. В будущем появится фургон с укороченной колесной базой и микроавтобус с 14-местной компоновкой.

Фото: www.vk.com/gazrussiancar

Фургон относится к категории N2, объем грузового отсека - 12,2 м3. Микроавтобус относится к категории М2, пассажировместимость - 16 (14 в салоне, 2 в кабине рядом с водителем). Длина, ширина, высота машин одинаковая - 6000, 2100 и 2800 мм соответственно. Колесная база - 3570 мм. Снаряженная масса - 2620 кг, технически допустимая грузоподъемность - 1430 кг.

Под капотом фургона МАЗ-365022 и микроавтобуса МАЗ-281040 располагается безальтернативный турбодизель JAC HFC4DE1-1D ("Евро-5") объемом 2,8 литра и мощностью 149,5 л.с. (при 3200 об/мин). Мотор агрегатируется 6-ступенчатой механической коробкой JAC LC6T32. По ходовой части у МАЗа спереди независимая пружинная подвеска, а сзади зависимая рессорная. Ведущими являются задние колеса. Кузов имеет несущую конструкцию.

Наша ГАЗель Next оснащается бензиновым двигателем УМЗ Evotech 2.7, 120 л.с., дизельным Huadong (Cummins) ISF 2.8, 149 л.с., а также битопливным мотором (модификация УМЗ Evotech). Силовые агрегаты работают в связке с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Спереди независимая двухрычажная пружинная подвеска, а сзади подвеска с новым подрессорником и креплением амортизаторов к поперечине рамы. Кузов имеет рамную конструкцию.

МАЗ начинает серийную сборку микроавтобусов

Похоже, что у наших «Газелей» появился серьезный конкурент. Это фургоны и микроавтобусы МАЗ, производство которых стартует уже в ноябре.

Органы сертификации Республики Беларусь опубликовали ОТТС – официальное одобрение ведомства, которое позволит ОАО «МАЗ» наладить выпуск микроавтобуса, фургона на своих мощностях. Согласно документации, транспортные средства получат индексы 281, 3650 соответственно. Весь модельный ряд МАЗ.

Автобус оказался китайским?

Председатель городского исполкома города Брест А. Рогачук отметил, что собственная продукция МАЗ – это лишь адаптированные версии JAC Sunray из Поднебесной. Информация для отъявленных скептиков «всего китайского». По мнению некоторых экспертов, по характеристикам, надежности и долговечности JAC Sunray сравним с Mercedes-Benz 2-го поколения.

Кто-то даже утверждает, что китайцы откровенно скопировали микроавтобус «Мерседес» – это у них получается отлично. Однако в JAC Motors уверяют: экстерьером занималось итальянское конструкторское бюро, а к разработке интерьера привлекли экспертов из Японии. Не исключено, что белорусская продукция доберется и до российского рынка.

Фото JAC Sunray

JAC Sunray

Дело в том, что форма ОТТС и нормы сертификации распространяются на весь Таможенный Союз, а Россия с Беларусью в него входят. С другой стороны, в июле ужесточили требования к локализации транспортных средств, которые экспортируются внутри союза. Чтобы беспошлинно завозить машины, процент локализованных деталей должен быть минимум 50%. «Китайско-белорусскую Мазель» планируют собирать крупноузловым способом, который исключает подобную «ассимиляцию».

Напомним, что Минский автомобильный завод уже предпринимал попытки выпустить микроавтобус МАЗ. В период с 2011 по 2013 гг. выполнялась мелкосерийная сборка фургонов King Long, копии Тойота Hiace H100. Продукция автозавода МАЗ представлена тяжелой техникой: автобусами, самосвалами. Поэтому выпуск фургона, микроавтобуса станет интересным экспериментом для белорусского автоконцерна.

Информации об интерьере машин пока немного. Известно, что за дополнительную плату можно будет установить такие опции, как парктроник, спутниковая навигация, электрические подъемники стекла, подогреватель двигателя (очень полезно зимой) и кондиционер.

Технические характеристики

Многих интересует техническая начинка фургона и микроавтобуса МАЗ. До недавнего времени эта информация оставалась неизвестной, белорусский автоконцерн категорически не хотел ее разглашать. Сегодня мы располагаем подробными данными о технических характеристиках новинок.

Оба транспортных средства будут иметь независимую подвеску на пружинах впереди, дополненную амортизаторами, стабилизатором устойчивости. Задняя подвеска рессорная, зависимая. Здесь также присутствуют амортизаторы. Для удобства руль снабдят гидроусилителем, сделают 2-контурную тормозную систему. Заявлены ABS, EBD. Передние тормоза будут дисковыми, а задние – барабанными.

Оба транспортных средства получат турбодизельный двигатель JAC, что вполне ожидаемо. Это рядная «четвёрка» с передним продольным расположением, объемом цилиндров 2746 куб. см., мощностью 149 лошадок. Сертифицирована для Евро-5, есть система SCR. Что касается коробки, стоит ожидать 6-ступенчатую JAC.

Общие габариты новых автомобилей

Начнем с микроавтобуса МАЗ-281, имеющего категорию М2 и формулу колёс 4 х 2. Заднеприводный автомобиль имеет цельнометаллический кузов и целых 5 дверей. Двери будут открываться сзади (распашные), еще две впереди, в кабине. Пассажиры будут заходить в салон через сдвижную дверь по правому борту. Новый микроавтобус МАЗ имеет следующие габариты:

  • Длина транспортного средства составляет шесть метров.
  • Ширина – 2,1 м.
  • Высота – 2,8 м.
  • Колесная база получилась приличной – 3,57 м.

Минский завод сообщает о сертификации двух вариантов автобуса. Его пассажирская версия будет рассчитана на 16 человек (17 с водителем). Допустимая масса составляет 4050 килограмм. Грузопассажирская версия вместимостью девять человек (10 с водителем) имеет допустимую массу 3,5 тонны.

Как и новый микроавтобус МАЗ, фургон белорусского производителя будет иметь габаритные размеры 6 х 2,1 х 2,8 метра. Допустимая масса составляет 4050 кг.

Какие инвестиции?

В октябре выяснилось, что на Минском заводе МАЗ-281, и его собрат МАЗ-3650 будут собираться исключительно за счет собственных средств предприятия. Рассмотрев все варианты финансирования, включая привлечение заемных средств, было принято решение делать все самостоятельно.

По мнению руководства завода, это сделает проект инвестиционно привлекательным. В перспективе, структура продаж будет диверсифицирована, а рынки сбыта расширены.

МАЗ все-таки будет выпускать микроавтобусы и фургоны в Бресте. Изучаем характеристики новинок

ОАО "МАЗ" расширит линейку производимой техники за счет легких коммерческих автомобилей (LCV): микроавтобусы МАЗ 281 и цельнометаллические фургоны МАЗ 3650 начнут собирать в Бресте на площадях ОАО "Брестмаш".

О проекте организации в ОАО "МАЗ" сборочного производства легких коммерческих автомобилей известно уже больше двух лет. Например, в ноябре прошлого года БЕЛТА сообщала о том, что уже в первой половине 2018 года в Бресте должна начаться контрактная сборка малотоннажных грузовых фургонов и микроавтобусов типа JAC Sunray ("Санрэй" - "Солнечный луч") из машинокомплектов, поставляемых китайской госкорпорацией JAC Motors.

Однако первое полугодие успешно заканчивалось, а новостей о старте нового производства все не поступало. И только в конце июня председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук во время встречи с жителями города сообщил следующее: "… К примеру, у еще одного финансово нестабильного предприятия, ОАО "Брестмаш", эта карта есть, есть видение по поводу автомобилестроения. Сейчас там начинают собирать микроавтобусы. " (Цитата взята из газеты "Вечерний Брест".)

Мы оперативно отправили на МАЗ официальный запрос с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о начале выпуска микроавтобусов на "Брестмаше" (предприятие входит в состав холдинга "БЕЛАВТОМАЗ"), однако ответа до сих пор не получили.

Тем не менее сегодня уже можем рассказать о том, какую именно технику планируют серийно выпускать на "Брестмаше", - в открытом доступе появились Одобрения типа транспортного средства / шасси, выданные на микроавтобус МАЗ 281 и грузовой цельнометаллический фургон МАЗ 3650.


Итак, микроавтобус МАЗ 281. Категория - М2. Колесная формула - 4х2. Привод - задний. Кузов - цельнометаллический. Число дверей - 5 (две - в кабине, одна сдвижная по правому борту, две распашные сзади). Габаритные размеры микроавтобуса: длина - 6000 мм; ширина - 2100; высота - 2800 мм. Колесная база - 3570 мм.


Производиться микроавтобус МАЗ 281 (по крайней мере на начальной стадии) будет в двух вариантах: А - грузопассажирская версия (количество мест для сидения, не считая водителя - 9); B - пассажирская версия (вместимость в зависимости от компоновки - 13 или 16 человек, не считая водителя). Масса микроавтобуса в снаряженном состоянии: вариант А - 2780 кг; вариант B - 2940 кг. Технически допустимая максимальная масса: вариант А - 3500 кг; вариант B - 4050 кг.


Грузовой цельнометаллический фургон МАЗ 3650 относится к категории N2. В отличие от микроавтобуса он будет производиться также в короткобазном варианте (колесная база - 2960 мм, длина - 4900 мм) и варианте с низкой крышей (высота - 2340 мм). Масса фургона в снаряженном состоянии: 2400-2940 кг. Технически допустимая максимальная масса: 3500-4050 кг.

И микроавтобус, и фургон будут оснащаться турбодизельным двигателем JAC HFC4DE1-1D (рядная "четверка"; расположение переднее продольное). Его характеристики: рабочий объем цилиндров - 2746 куб.см; мощность - 149,5 л.с. (при 3200 об/мин); максимальный крутящий момент - 355,0 Нм (при 1800-2600 об/мин). Экологический класс - Евро-5. Система питания - впрыск топлива под давлением (Bosch). Нагнетатель - Holset HE200. Система выпуска - с одним глушителем и системой нейтрализации отработавших газов селективного каталитического восстановления (SCR). Коробка передач - механическая 6-ступенчатая JAC LC6T32.

Подвески: передняя - независимая пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - зависимая рессорная, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевое управление - с гидроусилителем. Рабочая тормозная система - двухконтурная, с гидравлическим приводом, с разделением на контуры передней и задней осей, с ABS и системой распределения тормозного усилия (EBD). Тормозные механизмы: передних колес - дисковые; задних колес - барабанные. Шины: 185/75 R16С LT.

Опциональное оборудование (будет предлагаться под заказ) - кондиционер, электроблокировка замков дверей, тахограф, аппаратура спутниковой навигации, предпусковой подогреватель двигателя, электростеклоподъемники, подушки безопасности.



Что известно о китайском прототипе новых МАЗов? JAC Sunray многие считают копией Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. Однако в самой JAC Motors утверждают, что экстерьер этой модели был разработан итальянским дизайнерским центром JAC в Турине, а интерьер - японским дизайнерским центром JAC в Токио.



Сходство со "Спринтером"? Но ведь "Санрэй" создавался для покорения европейского рынка, а Mercedes-Benz Sprinter здесь законодатель мод. Правда, мировая премьера JAC Sunray состоялась еще в 2010 году, то есть уже достаточно давно.



Отметим, что JAC Sunray некоторое время назад уже предлагался на белорусском рынке - эту модель ввозила компания ООО "КИТ ИНТЕР", официальный импортер JAC Motors в Республике Беларусь. И, например, 14-местный микроавтобус JAC Sunray в исполнении "бизнес-класс" с двигателем мощностью 120 л.с. (Евро-4) продавался почти за 33 тыс. долларов (комплектация: кожаные сиденья, климат-контроль и дополнительный отопитель пассажирского салона, тонировка, солнцезащитные шторки, CD/тюнер/USB, электропакет, задний парктроник, ABS, EBD).

В настоящее время микроавтобусы JAC Sunray в Беларусь не завозятся: как пояснили в компании "КИТ ИНТЕР", в связи с ожидающимся началом производства аналогичной модели в ОАО "МАЗ"…

Понимаем, что и после данной публикации у вас все равно останется масса вопросов, но сегодня мы рассказали практически все, что сами узнали о новых МАЗах. А так, конечно, хотелось бы расспросить и об уровне локализации производства на "Брестмаше", и о маркетинговой стратегии в связи с выходом на рынок абсолютно новой для МАЗа продукции, не говоря уже о дате старта продаж и ценах. К сожалению, Минский автозавод пока не готов делиться информацией.

Кстати, как выясняется, один из первых микроавтобусов МАЗ уже передан в эксплуатацию - ОАО "АСБ Беларусбанк" подарило его вместе с новым домом для семьи из Гродно, которая взяла на воспитание 12 приемных детей. Причем это событие произошло еще в мае!




Фото газеты "Гродзенская праўда"

Как сообщает пресс-служба ОАО "АСБ Беларусбанк", теперь родители-воспитатели трех детских домов семейного типа Октябрьского района Гродно смогут использовать микроавтобус отечественного производства в интересах детей.

Где собирают микроавтобусы маз

ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод», и др.

Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.

Самое убыточное предприятие в Беларуси с открытой отчётностью за 2 квартал 2016 года[3].

Содержание

Грузовые автомобили [ ]

Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы[4], лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовым производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков.

До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жёсткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой. Филиалом завода «Белавтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым автомобилям.

Среди автомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса — среднетоннажные автомобили. В 2003 году на ежегодном конкурсе грузовиков, проводимых журналом «Коммерс-авто» этот грузовик признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем 2003 года».

В августе 2006 года были представлены первые автопоезда, соответствующие требованиям Евро-4, произведенные в СНГ — автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-544019 с полуприцепом МАЗ-975830 и бортовой автомобиль МАЗ-631019 с прицепом МАЗ-837310. С 2008 года завод планировал выпускать только автомобили, соответствующие нормам Евро-3[5].

Летом 2014 года минский автозавод представил 2 новых модели грузовика, соответствующих последним требованиям стандарта Евро-6[6]. Первая модель — седельный тягач МАЗ-5440М9 предназначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда общей массой 40 т. На нём установлен двигатель Mercedes-Benz ОМ471,Р6 мощностью 475 л.с. Вторая модель — МАЗ-5340М4 с 300-сильным мотором ОМ936LA грузоподъемностью 13,4 т, предназначенная под установку различного специализированного оборудования[7].

Выпуск продукции [ ]

Автозавод в 2005 году поставил потребителям более 20 тыс. автомобилей, 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более тысячи автобусов.

В связи с кризисными явлениями в экономике МАЗ поставляет свою технику заинтересованным сторонам в том числе и за счёт экспортных кредитов Беларусбанка, компенсируемых министерством финансов Беларуси по указанию правительства[8].

12 сентября 2014 в Польше было запущено сборочное производство грузовых автомобилей из машинокомплектов производства ОАО «МАЗ». В год планируется выпускать до 500 единиц грузовой и пассажирской техники[9].

Перспективы развития [ ]

С целью перехода завода на выпуск новой конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства. За период 2000—2001 гг. заводом значительно обновлён парк прессового оборудования, закуплено 26 центров для механообрабатывающего производства, введена в эксплуатацию импортная линия порошковой окраски.

В период 2006—2011 гг. на МАЗ-е с целью модернизации производства и повышения качества продукции предполагалась масштабная реконструкция с объёмом инвестиций порядка 200 млн долларов. В первую очередь она касалась основных узлов автомобилей — кабин, рам, мостов и других агрегатов.

В 2008 году было объявлено о реформировании производственных мощностей в связи с освоением выпуска легковых автомобилей, при этом из-за высокой плотности застройки внутри предприятия планировалось перенести литейное и кузнечное производства за пределы завода[10].

Общественный транспорт [ ]

Автобусы [ ]

В 1992 году на МАЗ-е был создан филиал, сориентированный на освоение производства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов Neoplan N4014. После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки (основными визуальными отличиями мазовского автобуса от немецкого были измененное остекление дверей и иные фары). В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применён самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Ещё одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определённые недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5.

После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершенствованной модели — МАЗ-103. Этот автобус также низкопольный, однако на нём применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 может выпускаться с двигателями ММЗ, Рено, MAN, Мercedes и механической или автоматической коробкой передач.

Производство сочленённого автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он имеет пониженный уровень пола (1 ступенька) и предназначен для применения на напряжённых внутригородских маршрутах.

Удлинённый трёхосный МАЗ-107 был впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надёжность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву.

В 2004 году завод представил первую модель в линейке автобусов второго поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин второго поколения — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями, окрашенными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика.

В 2005 году представлен автобус второго поколения — городской низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103). Мелкосерийное производство этого автобуса началось со второго квартала 2006, а первая крупная партия (50 автобусов) была произведена по заказу Казани в первой половине 2007. По состоянию на январь 2008 автобус эксплуатируется в Белоруссии, России, на Украине и в Польше.

Другой городской автобус второго поколения — МАЗ-206 был представлен в июле 2006. Это машина средней вместимости, предназначенная для применения на ненапряжённых городских маршрутах, в качестве служебного или VIP автобуса. МАЗ-206 имеет низкий уровень пола в передней части автобуса, где расположена просторная накопительная площадка, а в задней части уровень пола повышается. Мелкосерийное производство началось в конце 2006 года, а в белорусские автопарки автобус начал поступать в конце 2007. В августе 2007 был представлен пригородный вариант этого автобуса, получивший название МАЗ-226. Он отличается отсутствием накопительной площадки, увеличенным до 31 количеством сидячих мест, и наличием небольшого багажного отсека по левому борту. В 2009 году завод представил сочленённый автобус второго поколения МАЗ-205.

На заводе освоено производство междугороднего автобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171

«АМАЗ» достиг серийного производства 8 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, среди которых автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах — со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах — с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр.

Сегодня доля импорта (без учёта силового агрегата) не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей).

Статистика выпуска и продаж [ ]

За 11 месяцев 2006 года было продано: 869 автобусов в Белоруссии (из них 419 в Минске), 473 в России, 92 на Украине, 77 в дальнем зарубежье. Всего в 2006 было выпущено 1693 автобуса. По данным АСМ-Холдинг выпуск распределился следующим образом:

  • МАЗ-103 — 769
  • МАЗ-103С — 47
  • МАЗ-103Т — 1
  • МАЗ-104 — 84
  • МАЗ-104С — 12
  • МАЗ-105 — 192
  • МАЗ-107 — 109
  • МАЗ-152 — 68
  • МАЗ-171 — 2
  • МАЗ-203 — 3
  • МАЗ-206 — 2
  • МАЗ-251 — 14
  • МАЗ-256 — 389
Юбилейные автобусы [ ]

В октябре 2005 МАЗ выпустил свой 4000-й автобус, находится в Гомеле.

27 июня 2006 предприятие выпустило свой 5000-ный автобус — туристический МАЗ-251

22 декабря 2006 года был изготовлен 6000-й автобус. Им стал низкопольный автобус особо большой вместимости МАЗ-107, находится в Гомеле.

Новинки [ ]
  • МАЗ-215 (пятидверный)
  • МАЗ-231
  • МАЗ-241

Троллейбусы [ ]

В 2001 г. МАЗ освоил производство троллейбусов МАЗ-103Т. По основному числу узлов и агрегатов, а также по конструкции кузова, машина унифицирована с автобусами МАЗ, что обеспечивает удобство и универсальность обслуживания. Как и его прототип — автобус МАЗ-103 троллейбус имеет низкий пол (за исключением задней площадки). С 2006 года троллейбусы на шасси МАЗ-103 производятся только на заводе РУП «Белкоммунмаш». Также на основе автобуса МАЗ-203 совместно с ООО «ЭТОН» завод выпустил троллейбус МАЗ-ЭТОН Т203. В 2014 году был выпущен троллейбус МАЗ-215Т.

МАЗ-MAN [ ]

В 1997 году совместно с концерном «MAN» было создано совместное белорусско-немецкое предприятие ЗАО «МАЗ-МАН», на котором к 1998 году было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН и на шасси МАЗ. Одним из приоритетных направлений предприятия является выпуск седельных тягачей для международных перевозок с колесной формулой 4×2 и 6×4, пригодных для эксплуатации в Европе и соответствующих всем европейским требованиям. Освоен выпуск бортовых грузовиков, самосвалов, фронтальных погрузчиков. На базе шасси МАЗ-МАН налажено производство бетоносмесителей, топливозаправочных автоцистерн и т.д.

Обладая сравнимым с европейскими моделями аналогичного класса качеством, продукция МАЗ-MAN в среднем на 30 процентов дешевле автомобилей зарубежного производства. В настоящий момент 98% всех автомобилей МАЗ-MAN соответствуют требованиям Евро-3.

В 2004 году совместном предприятии было изготовлено 272 автомобиля, что на 45% больше, чем в 2003-м. При этом в 2003 году выпуск продукции по сравнению с 2002-м был увеличен на 50%.

28 ноября 2005 СП ЗАО «МАЗ-МАН» реализовало потребителям 1000-й седельный тягач МАЗ-MAN.

История [ ]

В середине 1930-х годов на территории будущего автозавода располагалась крупная воинская часть Красной Армии. В 1942 году на базе бывших ремонтных павильонов 26-й немецкой танковой дивизии был организован завод для обслуживания и ремонта транспорта вермахта — автомобилей и танков[12]. Фирма Даймлер-Бенц возвела более тридцати ремонтных павильонов. Завод «Грос-К-Верк» с более чем пятью тысячами рабочих вскоре стал одним их крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. Во время строительства завода широко использовался принудительный труд военнопленных и местных жителей.

9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно строительству самого завода, начинается «отвёрточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker, поставляемых из США по ленд-лизу. Первый минский Studebacker сошел с конвейера 7 ноября 1944 года. После окончания ВОВ, сборка американских машин прекращается и продолжается возведение цехов будущего завода. Уже в октябре 1947 года на заводе были собраны по документации и при непосредственной технической поддержке c Ярославского автомобильного завода первые пять самосвалов МАЗ-205. По сути это были ЯАЗ-205, имевшие отличия в силу технологических возможностей. С этого момента завод был способен полностью принять на себя изготовление грузовиков серии ЯАЗ-200 «в соответствии с решениями партии и правительства», что и было выполнено, хотя и не в один год. Всё производство двухосных ЯАЗ-200, самосвалов, бортовых грузовиков, седельных тягачей перешло в Минск. Чуть позже трехосная серия ЯАЗ-210 того же ряда была передана в Кременчуг, где начал работать КрАЗ. С тех пор для ЯАЗ главная задача состояла в обеспечении двух заводов силовыми агрегатами. Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, стали началом белорусского автомобилестроения.

В конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди завода. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и затем превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. При этом увеличивался не только выпуск автомобилей — результатом работы конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при».

В сентябре 1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошёл первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335.

В 1977 году завод был удостоен своей третьей награды — второго ордена Ленина.

19 мая 1981 года на главном конвейере завода был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля 1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых был создан концепт-кар МАЗ-2000 «Перестройка».

В 1996 году, после успешного прохождения приёмочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошёл первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021, полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.

Финансовые показатели [ ]

За 2014-2015 годы убытки МАЗ составили 210 миллионов долларов (по данным Белстата). За первое полугодие 2016 года, этот показатель равнялся около 30 миллионам долларов. Таким образом, среди всех предприятий белорусской промышленности МАЗ понес самые крупные убытки. [1]

В 2012 году МАЗ выпустил 26 тысяч грузовиков, за 8 месяцев 2016 года только 2 255 машин. За это время количество работников завода сократилось с 21,5 тысячи человек до 17 тысяч[1].

МАЗ начал продажи своих микроавтобусов и фургонов


Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ

Минский автомобильный завод официально запустил продажи грузовых фургонов «МАЗ-365022» и микроавтобусов «МАЗ-281040», сборочное производство которых развернулось в Бресте.

Грузовой фургон официально представлен на выставке «БАМАП-2019», которая проходит в Минске на площадке перед Национальной библиотекой 30-31 мая.

Новые автомобили выпускают на свободных площадях ОАО «Брестмаш», а ставку делают на высокое качество сборки и бюджетные цены. Так, грузовой фургон стоит в Беларуси 56 484 рубля с учетом НДС. Стоимость микроавтобуса в стандартной комплектации составляет 62 196 рублей. В сравнении с моделями европейских производителей выходит дешевле.


Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ

«Мы активно развиваем новое для себя направление. Сейчас в Беларуси растет спрос на качественные и доступные микроавтобусы и фургоны. Наша стратегия как раз и предполагает оптимальное соотношение цены и качества. Кроме того, мы полностью обеспечиваем покупателей сервисным обслуживанием. Интерес к новинкам высокий», – поясняют в ОАО «МАЗ».

В Бресте выпускают две модели автомобилей. Микроавтобусы «МАЗ-281040» и фургоны «МАЗ-365022» оснащены турбодизельными моторами мощностью 150 «лошадей», которые работают в паре с «механикой». Обе машины соответствуют классу Евро-5 и могут использоваться в странах СНГ, ЕАЭС и Украине.


Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ

Длина микроавтобуса – 6 метров, ширина – 2,1, высота – 2,65 м, колесная база – 3,57 м. Салон можно выбрать самостоятельно – от грузового до пассажирского с 16 сиденьями, не считая места водителя. Для пассажиров установлена сдвижная дверь. В базовый комплект входят комфортабельные сиденья с регулировкой наклона спинки, кондиционер, круиз-контроль и магнитола. Предусмотрены задний парктроник и электронная система распределения тормозных усилий.

Грузовой фургон включает цельнометаллический кузов и интегрированную в него раму. Грузоподъемность – 1 430 кг, максимальная масса – 4 тонны. В стандартную комплектацию включены кондиционер, парктроник, круиз-контроль и полный электропакет: привод зеркал, электрические стеклоподъемники и центральный замок.


Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ

На микроавтобусы и фургоны «МАЗ» действует гарантия на 36 месяцев или 100 тысяч км пробега, в зависимости от того, какое условие наступит раньше.

МАЗ реализовал проект за счет собственных средств. В планах – существенно повысить локализацию производства. При выпуске автомобилей приоритет будут отдавать качественным белорусским компонентам.

Автозавод также представил на выставке «БАМАП-2019» автопоезд в составе тягача «МАЗ-5440М9» и полуприцепа «МАЗ-975830-3061». Грузовик оснащен 475-сильным двигателем класса Евро-6 от Mercedes-Benz. В кабине предусмотрены два спальных места, круиз-контроль, кондиционер, мультимедийная панель и GPS-навигатор. Тягач способен везти автопоезд полной массой до 44 тонн.

В экспозиции также присутствует и автомобиль-офис 673110. Посетителям показали и спортивный грузовик «МАЗ-5309RR», участвующий в ралли-рейдах «Дакар».


Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ
Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ
Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ
Микроавтобус от МАЗа. Фото: МАЗ

МАЗ начинает серийную сборку микроавтобусов

МАЗ, справив в прошлом году 75-летие, не успел отойти от эйфории и продолжает громоздить премьера за премьерой. Февральский показ очередных новинок на территории Дворца культуры Минского тракторного завода был приурочен к проведению коллегии Министерства промышленности Белоруссии, на которой подводились итоги прошедшего года.

Воодушевить машиностроителей должно заявление министра промышленности Белоруссии Павла Утюпина об увеличении в 2021 году на 9,1% зарплаты в организациях Минпрома, которая составила 1115 рублей (32 258 российских рублей).

При выходе участники конференции наконец смогли отдохнуть на созерцании центральной экспозиции. Перспективную часть завода открывали изумрудно-зелёный автобус МАЗ-303 и лазурный магистральный тягач МАЗ-54А02К, которые уже показали прошлым летом. Другие экспонаты демонстрировались впервые.

Автобус оказался китайским?

Председатель городского исполкома города Брест А. Рогачук отметил, что собственная продукция МАЗ – это лишь адаптированные версии JAC Sunray из Поднебесной. Информация для отъявленных скептиков «всего китайского». По мнению некоторых экспертов, по характеристикам, надежности и долговечности JAC Sunray сравним с Mercedes-Benz 2-го поколения.

Кто-то даже утверждает, что китайцы откровенно скопировали микроавтобус «Мерседес» – это у них получается отлично. Однако в JAC Motors уверяют: экстерьером занималось итальянское конструкторское бюро, а к разработке интерьера привлекли экспертов из Японии. Не исключено, что белорусская продукция доберется и до российского рынка.



JAC Sunray

Дело в том, что форма ОТТС и нормы сертификации распространяются на весь Таможенный Союз, а Россия с Беларусью в него входят. С другой стороны, в июле ужесточили требования к локализации транспортных средств, которые экспортируются внутри союза. Чтобы беспошлинно завозить машины, процент локализованных деталей должен быть минимум 50%. «Китайско-белорусскую Мазель» планируют собирать крупноузловым способом, который исключает подобную «ассимиляцию».

Напомним, что Минский автомобильный завод уже предпринимал попытки выпустить микроавтобус МАЗ. В период с 2011 по 2013 гг. выполнялась мелкосерийная сборка фургонов King Long, копии Тойота Hiace H100. Продукция автозавода МАЗ представлена тяжелой техникой: автобусами, самосвалами. Поэтому выпуск фургона, микроавтобуса станет интересным экспериментом для белорусского автоконцерна.

микроавтобусы МАЗ
микроавтобус Брестмаш
микроавтобусы МАЗ

О производителе марки МАЗ

Минский автозавод, основанный в 1944 году, выпускает обширный перечень транспортных средств разного назначения: грузовые автомобили, специальная техника, троллейбусы и автобусы. На производстве пассажирского транспорта специализируется филиал завода – АМАЗ, созданный в 1992 году. Тогда был подписан договор о сотрудничестве с немецкой компанией Neoplan. По лицензии было выпущено несколько моделей Neoplan N4014. После специалистами минского предприятия конструкция была переработана для адаптации в местных условиях.


Сочлененный автобус МАЗ-216. Фото МАЗ

Модернизация конструкции и применение комплектующих собственного производства привело к созданию модели МАЗ-101, визуально не отличающейся от немецкой машины. В 1996-ом завод приступил к выпуску усовершенствованной модели – МАЗ-103. За прошедшие годы сотрудниками предприятия были разработаны и произведены модели разнообразных типов. Машины определенного назначения обладают собственными особенностями. Поэтому далее представлены типы, индивидуальные характеристики и популярные модели автобусов МАЗ.

Справка. Первая цифра маркировки демонстрирует поколение автобуса. По состоянию на 2021 год в линейке МАЗ присутствуют автобусы первого, второго и третьего поколения.

Технические характеристики

Многих интересует техническая начинка фургона и микроавтобуса МАЗ. До недавнего времени эта информация оставалась неизвестной, белорусский автоконцерн категорически не хотел ее разглашать. Сегодня мы располагаем подробными данными о технических характеристиках новинок.

Оба транспортных средства будут иметь независимую подвеску на пружинах впереди, дополненную амортизаторами, стабилизатором устойчивости. Задняя подвеска рессорная, зависимая. Здесь также присутствуют амортизаторы. Для удобства руль снабдят гидроусилителем, сделают 2-контурную тормозную систему. Заявлены ABS, EBD. Передние тормоза будут дисковыми, а задние – барабанными.

Оба транспортных средства получат турбодизельный двигатель JAC, что вполне ожидаемо. Это рядная «четвёрка» с передним продольным расположением, объемом цилиндров 2746 куб. см., мощностью 149 лошадок. Сертифицирована для Евро-5, есть система SCR. Что касается коробки, стоит ожидать 6-ступенчатую JAC.

Перронные модели: 271, 271067 и не только

В Европе в настоящее время выпуском аэродромных автобусов занимается малое количество предприятий (немецкие Neoplan и Cobus, МАЗ). Тем ценнее разработки МАЗа в данном направлении. Производитель выпускает настоящие перронные автобусы, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к машинам данного типа, в частности:

  • значительная вместимость, соответствующая количеству пассажиров, которое вмещает современный авиалайнер;
  • низкое расположение пола, отсутствие ступеней;
  • широкие двери, расположенные по обе стороны кузова, в оптимальном количестве;
  • традиционная переднемоторная компоновка, позволяющая не скрадывать пространство пассажирского салона;
  • пневматическая подвеска вкупе с большой колесной базой и широкой колеей колес обеспечивают плавный ход;
  • малое количество посадочных мест обеспечивает наличие просторных и значительных по площади накопительных площадок;
  • несмотря на непродолжительность поездок автобусы оснащаются всем необходимым оборудованием для комфорта пассажиров, в частности, вентиляторы, кондиционеры;
  • для водителя имеются отдельные двери, кабина отделена от салона сплошной перегородкой.


Перронный автобус МАЗ-271. Фото МАЗ

В модельной линейке МАЗ присутствуют две перронные модели: 171 и 271. Кроме этого, предприятие предлагает модификации базовых вариантов. 271-ая модель по состоянию на 2021 год предоставляется в модификации 271067.

Общие габариты новых автомобилей

Начнем с микроавтобуса МАЗ-281, имеющего категорию М2 и формулу колёс 4 х 2. Заднеприводный автомобиль имеет цельнометаллический кузов и целых 5 дверей. Двери будут открываться сзади (распашные), еще две впереди, в кабине. Пассажиры будут заходить в салон через сдвижную дверь по правому борту. Новый микроавтобус МАЗ имеет следующие габариты:

  • Длина транспортного средства составляет шесть метров.
  • Ширина – 2,1 м.
  • Высота – 2,8 м.
  • Колесная база получилась приличной – 3,57 м.

Минский завод сообщает о сертификации двух вариантов автобуса. Его пассажирская версия будет рассчитана на 16 человек (17 с водителем). Допустимая масса составляет 4050 килограмм. Грузопассажирская версия вместимостью девять человек (10 с водителем) имеет допустимую массу 3,5 тонны.

Как и новый микроавтобус МАЗ, фургон белорусского производителя будет иметь габаритные размеры 6 х 2,1 х 2,8 метра. Допустимая масса составляет 4050 кг.

Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

Автобусный филиал – наиболее развивающееся подразделение МАЗа, изначально рассчитанный на производство всего 500 машин в год. А МАЗ сейчас ежегодно выпускает за ворота более 1500 единиц техники. Автобусное производство уже практически вытеснило на «Могилевтрансмаш» изготовление всех надстроек, прицепов и спецтехники.



Теперь, заняв все возможные площади на основной территории в Минске, намеревается отхватить себе кусочек территории и в Могилеве. На вопрос: «Зачем?» – ответ был получен в середине декабря.

«МАЗель» – как много в этом звуке

На моей памяти это была самая странная премьера Минского автозавода. Два белоснежных микроавтобуса с эмблемами МАЗ явно попадали в диссонанс своей китайской внешностью с остальными автобусами второго поколения. Причем второе поколение, на их фоне смотрелось, чуть ли не четвертым.

А еще странным показалось название в сопроводительном буклете – МАЗ-181010 и МАЗ-182010. Почему первое поколение? Что значит восьмерка? Зачем шестизначный индекс, если все автобусы МАЗ имеют трехзначное обозначение? Но, как бы там, ни было, раз заводчане именуют автобусики так, то и мы будем придерживаться этих названий.



Тот, что побольше – МАЗ-181…



…а поменьше – «182-й»

Внутри машинки довольно аккуратны и в то же время своеобразны.

Порядком подзабытая компоновка с двигателем за передней осью заставляет вспомнить старый добрый РАФ и УАЗ «буханку». По посадке конечно, а не по комфорту. С последним здесь естественно получше. Электрические стеклоподъемники, довольно удобный руль. Правда ползунки вентиляционного блока выглядят архаично, зато воздух распределяется как надо и салон прогревается нормально. При трехместной компоновке впереди рычаг КП, установленный на приливе моторного отсека, существенно стесняет среднего пассажира. А вот когда посередине вместо сиденья удобный бокс, манипулировать рычагом становится намного удобнее.



Откидные кресла в МАЗ-181 не удобны…



…а в МАЗ-182 «откидушек» нет, но и без них тесно.

Салон обоих МАЗов тесноват. У МАЗ-181 с одной стороны высокая крыша с разводкой воздуховодов, а с другой – откидные «табуретки», которые как в сложенном, так и в разложенном состоянии мешают процессу посадки-высадки. В МАЗ-182 страпонтенов нет, но низкий потолок «давит» на голову. К тому же сложилось впечатление, что здесь меньше пространства для ног.

При более детальном осмотре выяснилось, что ощущение верное – длина микроавтобусов разная. МАЗ-181 на 300 мм больше, чем МАЗ-182. Весь прирост пришелся на колесную базу, не тронув, передний и задний свесы. В результате у МАЗ-181 появился иной карданный вал, состоящий из двух частей и подвесного устройства, поменялась прокладка тормозных трубок и возникла дополнительная вставка в выхлопной трубе. К слову, сама система выхлопа состоит из нескольких частей соединенных между собой болтами. Как раскрутить последние после нашей «химической» зимы, я плохо себе представляю.



Передняя панель без затей, но 80-ми и не пахнет.



У МАЗ-182 впереди только два места.

В общем, если бы к габаритам МАЗ-181 прибавить компоновку салона МАЗ-182, то получился бы неплохой микроавтобус для перевозки сотрудников. Вероятно, на заводе тоже склонны к этой мысли, потому как через два дня после моего первого знакомства с этим дуэтом, на официальной презентации из двух «МАЗелей» именно МАЗ-181 щеголял обновленным бампером и фальшрадиаторной решеткой.

Все-таки, похоже, что руководство завода поторопилось с показом этих машин. Наверное, стоило бы сначала доработать дизайн и салон, а уже потом представлять новинку широкой публике. Ведь кто бы в итоге ни был прототипом белорусских «микриков» – BAW 15 Seats Minibus, Kingstar Venus 15 Seats Minibus, микроавтобус King Long или иная машина с индексом BJ6520XBD1, – все равно прообразом ее была Toyota Hiace H100 из далеких 80-х. Все же, стоило бы найти для копирования конструкцию поновее и с полукапотной компоновкой.

Вдвойне досадно, что руководство прекрасно понимает, что такое «полметра жизни», и даже ссылается на них при анонсировании перспективного капотного 60-тонника. Почему же выбор был сделан на модель, которая даже в последнем поколении не очень частый гость на наших дорогах, пока остается загадкой.

Перспективы же «МАЗелей», на данном этапе довольно туманны. На заводе озвучивают цифры годового выпуска в 500 единиц, а само производство планируется развернуть на упоминавшемся филиале «Могилевтрансмаш». Если вдуматься, то это серьезная заявка. Ведь мало собрать автомобиль, его же еще продать надо. А вот с этим у МАЗовских микроавтобусов могут быть проблемы.

Всерьез рассчитывать на то, что в данном виде они смогут конкурировать с маршрутными «ГАЗелями», не стоит. Особенно в свете того, что даже в самой Беларуси перевозчики стараются избавиться от продукции ГАЗа и купить европейский микроавтобус – благо изготовителей «фургонбусов» и там, и в России хватает. Так что на этот рынок МАЗ-181 сможет попасть только с помощью добровольно-принудительной политики государства, так как для регулярных пассажирских перевозок категорически не подходит.



Кормовая дверь у белорусских микроавтобусов одностворчатая.

А вот заменить «Соболь» в госструктурах – это легко. Сочетание высокой крыши и длинной базы позволит создать микроавтобусы с VIP-салоном. Отказавшись от откидных страпонтенов, можно будет установить комфортабельные кресла и получить корпоративное авто на 10 пассажиров. Отгородили заднюю часть – и вот вам «комби» для аварийных служб. Даже линейную машину для бригады скорой помощи при желании можно создать. Останется только наладить достойное сервисное обслуживание и…, глядишь адаптированный к нашим реалиям МАЗик станет не менее популярным, чем первое поколение больших автобусов, ведущих свою родословную от Neoplan.



Над трубой виден элемент торсионной передней подвески.

Школьные: 257 и другие

Производитель предлагает немного школьных моделей, в линейке возможно найти:

  • МАЗ-257S30 – сельский школьный автобус, предназначенный для перевозки детей из отдаленных населенных пунктов к образовательным учреждениям;
  • МАЗ-241S30 – стандартный (не сельский) автобус, спроектированный для эксплуатации на асфальтовых дорогах.


Школьный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Школьные автобусы МАЗ обладают хорошей проходимостью, а 257-ая модель – сверхпроходимостью. Машины проектировались «с чистого листа», что позволило оснастить технику следующими характеристиками:

  • мощность;
  • выносливость;
  • богатое базовое оснащение, включающее все необходимые и другие системы и опции для комфорта и безопасности маленьких пассажиров, сопровождающих и водителя: выдвижная ступенька, внешняя громкая связь, система ограничения скорости, мягкие кресла с ремнями безопасности и т.д.

Туристические/междугородные

Конкретно туристических автобусов в линейке производителя практически нет. Машины дальнего следования предназначены в основном для осуществления междугородных поездок. Однако, в некоторых источниках возможно встретить информацию, в соответствии с которой отдельные «междугородники» относят к «туристам». Классификация пассажирского транспорта по назначению демонстрирует незначительные отличия между туристическими и междугородными моделями. Отсюда видимо и различные данные.


туристический/междугородный автобус МАЗ-152А. Фото МАЗ

Производитель отмечает, что туристическим автобусом является 251-ой, для туристических поездок подходит МАЗ-232. Таким образом, средние и большие машины МАЗ дальнего следования обладают следующими характеристиками:

  • мягкие комфортабельные регулируемые пассажирские сиденья, располагаемые вдоль движения, в значительном (в сравнении с городскими моделями) количестве;
  • удобные регулируемые водительские сиденья на пневмоподушке;
  • вместительный салон;
  • мощные двигатели от ведущих предприятий отрасли: Mercedes/Mercedes-Benz, Cummins, MAN.
  • багажные отделения, располагаемые под полом пассажирского салона, и полки для ручной клади в салоне;
  • большие боковые и лобовое окна, обеспечивающие хороший обзор как водителя, так и пассажирам;
  • грамотно продуманная, профессионально спроектированная и воплощенная планировка салона;
  • грамотные системы отопления, кондиционирования и освещения;
  • богатая базовая комплектация;
  • возможность оснащения модели широким перечнем дополнительных опций, в частности, холодильник, кухня, биотуалет, спальное место для водителя;
  • мягкая подвеска, что особенно важно при длительных поездках;
  • системы для безопасного преодоления расстояний, в частности, ABS, тахограф.


Туристический (экскурсионный) автобус МАЗ-251. Фото МАЗ

Особый интерес пользователей Интернета вызывает несколько моделей: 152, 231, 232, 241.

Читайте также: