Гранты на реставрацию объектов культурного наследия

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Гранты на реставрацию объектов культурного наследия

  • 44
  • 7
  • 111
  • 5
  • 6
  • 2
  • 1

объектов культурного наследия Удмуртской Республики

Место памяти.jpg



загрузка.jpg








Работа в России

Заявочная кампания Министерства культуры Российской Федерации


Минкультуры России информирует о приеме заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета на 2021 год в период с 1 октября по 16 ноября 2020 года по следующим направлениям:

— сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации гражданской, промышленной и культовой архитектуры;

— сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации деревянного зодчества;

— сохранение находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения;

— сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включаемых в проект «Историческая память».

Подробнее с информацией о заявочной кампании можно ознакомиться на сайте Министерства культуры Российской Федерации - Государственная программа «Развитие культуры и туризма»

@ 2021
АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

При полном или частичном использовании материалов
сайта ссылка на источник обязательна

Гранты на реставрацию объектов культурного наследия

О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на Соловецком архипелаге и отдельных территориях Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2020 г. № 2450
МОСКВА
О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на Соловецком архипелаге и отдельных территориях Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на Соловецком архипелаге и отдельных территориях Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2018 г. № 998 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на Соловецком архипелаге и отдельных территориях Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 36, ст. 5625; 2020, № 22, ст. 3498).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 31 декабря 2020 г. № 2450

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на Соловецком архипелаге и отдельных территориях Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом

1. Пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Сведения о субсидии при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете, проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.".

2. Подпункт "б" пункта 5 изложить в следующей редакции:

"б) установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.".

3. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Субсидия предоставляется в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством культуры Российской Федерации и получателем субсидии в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с настоящими Правилами и типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение). В соглашении предусматриваются в том числе:

а) порядок перечисления субсидии;

б) размер субсидии;

в) значения результата предоставления субсидии, а также показателя, необходимого для его достижения, указанных в пункте 61 настоящих Правил;

г) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством культуры Российской Федерации и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также обязательство получателя субсидии по включению в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, положений о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на проведение указанных проверок;

д) порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении значений результата предоставления субсидии, а также показателя, необходимого для его достижения, указанных в пункте 61 настоящих Правил;

е) формы дополнительной отчетности и сроки ее представления (при необходимости);

ж) условия о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия в отношении новых условий в случае уменьшения Министерству культуры Российской Федерации ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении;

з) запрет на приобретение получателем субсидии, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателем субсидии, за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также операций, связанных с финансовым обеспечением работ, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.".

4. Абзац третий пункта 61 признать утратившим силу.

а) в подпункте "б" слова "федеральным бюджетом" заменить словами "Российской Федерацией";

б) дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) получатель субсидии не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, установленные настоящими Правилами.".

6. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем субсидии распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства получателя субсидии.".

7. Дополнить пунктом 91 следующего содержания:

"91. Получатель субсидии ежемесячно обеспечивает представление в Министерство культуры Российской Федерации отчета о достижении значений результата предоставления субсидии, а также показателя, необходимого для его достижения, по форме, предусмотренной типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.".

8. Пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13. В случае если выявленное нарушение целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также недостижение результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов, установленных соглашением, не устранены в сроки, указанные в требовании об устранении нарушения, получатель субсидии обязан возвратить в доход федерального бюджета средства субсидии в размере выявленного нарушения или в размере, соответствующем недостигнутому значению результата предоставления субсидии и (или) показателя, необходимого для его достижения:

а) на основании требования Министерства культуры Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения получателем субсидии указанного требования;

б) на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.".

Государственная поддержка в сфере сохранения ОКН: гранты и государственные программы

В соответствии с данным сайта Министерства культуры, средства будут выделяться на проведение работ по следующим направлениям:

- сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации гражданской, промышленной и культовой архитектуры;
- сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации деревянного зодчества;
- сохранение находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения;
- сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, включенных в проект «Историческая память».

Для получения субсидий пользователям объектов культурного наследия необходимо предоставить документы, оформленные в соответствии с рекомендациями, опубликованными на сайте государственной программы.
Кроме того, на этой неделе определились победители конкурса президентских грантов в сфере ОКН. В число тех, кому окажет поддержку государство вошли:

1) Проект «Многотиражка», Ярославское областное отделение ВООПИК;
2) Проект «Юный краевед», Удмуртское региональное отделение ВООПИК;
3)Образовательный историко-этнографический фестиваль «Орловская Крепость», Орловское областное отделение ВООПИК;
4) Проект «Сохранение памятников археологии Нагорной дубравы (Воронеж), Воронежское областное отделение ВООПИК;
5) Проект «Сохранение исторического наследия Волгоградской области, второй этап», Волгоградское региональное отделение ВООПИК;
6) Купеческая лавка «Булычев и Ко», Селтинское районное отделение Удмуртского регионального отделения ВООПИК;
7) Проект «Культурное наследие без границ», Забайкальское краевое отделение ВООПИК;
8) Проект «Культурный патруль», АНО "ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА";
9) Культурно-просветительский медийный проект «ПроНаследие», Благотворительный фонд "Центр возрождения культурного наследия "Крохино";
10) Продвижение технологий и практик фестиваля восстановления исторической среды "Том Сойер Фест" по всей России, Самарская региональная общественная организация "За информационное общество";
11) Енисейск архитектурный, Красноярская региональная общественная организация "СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ БЮРО";
12) Проект «Старый город в новом мире», Организация: Городской благотворительный фонд местного сообщества "Наследие иркутских меценатов".

Друзья, а вы и ваши проекты когда-нибудь пробовали получать гранты и субсидии? Насколько данный вид помощи оказал содействие вашим проектам?

Они же памятники: на программу Минкультуры по консервации может уйти 500 млн

Анонсированная Министерством культуры консервация 50 памятников, судя по имеющимся у «Известий» документам, может обойтись в сумму, превышающую 500 млн рублей. Как сообщили в ведомстве, в число объектов, работы по сохранению которых должны пройти в 2021–2022 годах, входят три деревянных и три каменных церкви, расположенных в Калужской, Тверской, Архангельской, Московской, Кировской и Ленинградской областях. Их консервация, согласно смете, с которой ознакомились «Известия», потребует 76 млн. Реализация программы, подчеркивают в Минкультуры, обойдется без дополнительных бюджетных вливаний. И хотя полный список памятников сторонним специалистам и общественности пока недоступен, опрошенные редакцией эксперты уже сетуют, что в него могли не войти объекты культурного наследия, которые по разным причинам остаются бесхозными.


Консервация vs. реставрация

О программе консервации памятников стало известно после декабрьской встречи министра культуры Ольги Любимовой с президентом Владимиром Путиным.

— Мы перераспределили средства и нашли возможность 50 крупных объектов культурного наследия консервировать на десятилетия вперед, — доложила она главе государства, отметив, что дополнительного финансирования на реализацию проекта не потребуется.

Консервация отличается от реставрации тем, что памятник не восстанавливается полноценно, а лишь укрепляется в такой степени, чтобы не было угрозы самому его существованию и принципиально важным элементам интерьера (например, фрескам).

реставрация


— Существующее финансирование не может обеспечить в короткий срок реставрацию всех аварийных объектов, для этого потребуются сотни миллиардов рублей. В этой связи Минкультуры России, с учетом комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, разработало программу консервации, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, подчеркнув, что финансирование этого проекта «обеспечено за счет рационального подхода к планированию бюджета, а не сокращения расходов на иные направления».

В министерстве добавили, что реставрация объектов культурного наследия продолжится в прежних объемах. То есть консервация будет проведена не вместо, а в дополнение к ранее утвержденным планам ремонта. Кроме того, разработчики программы видят в этом не только сиюминутную, но и долгосрочную экономию: если памятники не законсервировать, они продолжат разрушаться и в будущем стоимость реставрации возрастет.

Первые шесть


Эксперты и градозащитники давно предлагали выделять средства не только на «штучные» дорогостоящие реставрации объектов, но и на широкую программу консервации, которая обойдется в разы дешевле, напомнил соучредитель и координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Инициативу министерства он считает движением в правильном направлении.

— Многим памятникам, которые находятся в аварийном состоянии и могут просто исчезнуть в ближайшие годы, это продлит жизнь и поможет дождаться реставрационных работ в будущем, когда появятся достаточные средства у государства или меценатов, — поделился эксперт в беседе с «Известиями». — Теперь было бы неплохо эту программу опубликовать, чтобы все понимали, какие именно памятники она затронет.

С этим, правда, ведомство не спешит. На момент подготовки материала Минкультуры смогло представить список лишь из шести объектов, которые точно включены в первую очередь. Это три деревянных (церковь Богоявления Ошевенского монастыря в Архангельской области, Архангельская церковь XVIII века в Кировской области и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Московской области) и три каменных храма (церковь Св. Модеста Троицко-Иссадского погоста в Ленинградской области, Успенская церковь усадьбы Грабцево XVIII века в Калужской области и Никольский собор Краснохолмского Антониева монастыря XV века в Тверской области).

реставрация

— Удивляет, что федеральная программа консервации стартует не только с памятников, имеющих исключительную историко-культурную ценность и действительно находящихся в критическом состоянии, но и с разной степени сохранности памятников регионального значения — их здесь три, — заявил «Известиям» зампред центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов.


По его данным, церковь в Кировской области около 20 лет назад была разобрана и перенесена в город на новое место — храм действующий, и вокруг него ведется активное строительство. У церкви в Московской области — активно действующий приход, и ее можно включить в другие региональные и федеральные программы, утверждает Евгений Соседов. А храм в Ленинградской области эксперт назвал «совершенно рядовым образцом архитектуры конца XIX века, от которого остались только стены».

Упомянутые шесть объектов, как выяснили «Известия», были предложены к включению в программу финансово-хозяйственным управлением РПЦ, оценившим их консервацию суммарно в 76 млн рублей. Они наряду с еще 37 строениями фигурируют в «Списке объектов культурного наследия, предлагаемых на финансирование противоаварийных и консервационных работ за счет средств федерального бюджета в 2020–2021 годах» (есть в распоряжении редакции). Суммарная смета по этому документу составляет 572,2 млн рублей.

— Патриарший совет по культуре, которому патриарх поручил заниматься программой консервации, не согласовывал этот список, к работе над программой не был привлечен и Экспертный совет по церковному искусству и реставрации Патриархии, — утверждает Евгений Соседов.

В пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси предоставленную экспертом информацию не стали ни подтверждать, ни опровергать.

— Это не наша проблематика, — отметили там и посоветовали обратиться в Патриарший совет по культуре.


Бесхозные храмы

К слову, в самом ВООПИиК взгляды на ситуацию не столь однозначны. По мнению председателя центрального совета организации Артема Демидова, ключевая проблема в отсутствующей собственности многих разрушающихся храмов и законодательстве, мешающем епархиям взять их себе, что, в свою очередь, не позволяет и консервировать их по госпрограмме.

— Мы с Евгением Соседовым участвовали в предварительных обсуждениях с Минкультуры. И хотя я со многими его соображениями согласен, должен отметить, что выбор объектов во многом зависел от того, насколько они соответствуют принятым административным процедурам, — пояснил «Известиям» Артем Демидов. — Многие разрушающиеся храмы сегодня бесхозны — они заброшены и не находятся ни в чьем пользовании. Стоят в поле или в лесу, за ними никто не следит. Местные епархии не берут их на баланс, потому что как только они это сделают, власти потребуют приступить к реставрации. Да, их нужно сохранять! Но на данном этапе, в первый год реализации программы Минкультуры не может их включить туда. То есть часто всё упирается в юридические вопросы.

реставрация

В целом же оба собеседника газеты из ВООПИиК позитивно оценивают сам факт старта программы. Более скептическое мнение у ректора Санкт-Петербургской академии художеств, члена Совета по культуре при президенте РФ, историка архитектуры Семена Михайловского.


— Здесь необходим индивидуальный подход, расстановка приоритетов с обязательной экспертной оценкой. Пока программа выглядит скорее как результат лоббирования, — отметил Семен Михайловский. — Меня как ректора Санкт-Петербургской академии художеств, великолепное здание которой нуждается в реставрации, беспокоит отсутствие перспектив. Пока начальники будут придумывать программы под миллиардные субсидии, пусть даже руководствуясь добрыми намерениями, у нас так и будет сыпаться штукатурка. Остается надеяться на личное участие высшего руководства. Пример Санкт-Петербургской консерватории показателен (на проблемы с ее реставрацией обратил внимание Владимир Путин. — «Известия»).

Впрочем, эксперт согласен, что какие-то памятники — например, отдельные сельские церкви, на поддержание которых в ближайшем будущем не будет выделяться достойных средств — имеет смысл сохранять путем консервации. Еще один аргумент в пользу таких работ заключается в том, что это позволяет дотянуть до времен, когда появится понимание, как правильно и корректно реставрировать объекты, не превращая их в новодел.

Как пояснили «Известиям» в Минкультуры, в течение 2021 года еще будут идти различные согласования по объектам. Кроме того, 50 памятников, о которых министр сказала президенту, — это только начало. Каждый год в программу будут добавляться новые здания.

До 15 лет по нулевой ставке: в Калининградской области выдают льготные займы предпринимателям на восстановление памятников

До 15 лет по нулевой ставке: в Калининградской области выдают льготные займы предпринимателям на восстановление памятников

Новая программа «Вовлечение объектов культурного наследия, исторических зданий и сооружений в экономический оборот» разработана Центром «Мой бизнес» по поручению губернатора Антона Алиханова.

«Предлагаем нашим предпринимателям займы на очень выгодных условиях -на срок до 15 лет, под ноль процентов и с возможностью списания половины суммы долга займа. Всё это в обмен на сохранение исторических объектов, а главное – вовлечение их в хозяйственный оборот», – прокомментировал старт нового проекта глава региона.

Антон Алиханов рассчитывает, что новая программа дополнит уже действующие в регионе меры по привлечению инвесторов и созданию новых рабочих мест в муниципалитетах с невысокой экономической активностью.

«Повышенное внимание по-прежнему уделяем востоку области. Уверен, что при хозяйственном подходе и ответственном уходе наше наследие может создавать рабочие места и возвращать жизнь в удалённые посёлки», – заявил губернатор.

«Мы официально утвердили стандарт программы и начинаем сбор заявок. Финансирование проектов начнётся с 2021 года», – рассказал руководитель Центра «Мой бизнес» Кирилл Лило.

На реализацию программы в 2021-2023 годах запланированы средства областного бюджета в объеме по 50 млн рублей ежегодно.

Максимальная сумма займа установлена в размере 1 млрд рублей. Как пояснили в Центре «Мой бизнес», такой лимит возможен для крупных и долгосрочных проектов, с поэтапным финансированием в течение нескольких лет.

«Во время подготовки программы мы общались с её потенциальными участниками. Кому-то из них требуется поддержка в несколько миллионов рублей на два-три года для ремонта исторического особняка и организации в нём кафе. Но есть и крупные проекты на сотни миллионов рублей с реконструкцией, реставрацией и приспособлением к современному использованию средневековых замков или исторических промышленных комплексов. В таких случаях финансирование будет осуществляться поэтапно, и мы готовы привлекать на эти цели дополнительные средства по линии нашего Центра», – рассказал Кирилл Лило.

Подробнее про условия программы и подачу заявок можно узнать на сайте Центра «Мой бизнес».

Региональная программа «Вовлечение объектов культурного наследия, исторических зданий и сооружений в экономический оборот» пополнила пакет инструментов поддержки, которые предлагает предпринимателям калининградский Центр «Мой бизнес». В этом году его финансовую помощь в виде микрофинансирования, гарантий, льготных займов, компенсаций – на общую сумму в 674 миллиона рублей получили почти 120 организаций. Это самые высокие показатели с момента начала работы этого института поддержки бизнеса в 2013 году.

Конкурс от Фонда президентских грантов

автор статьи Юлия Гребенюк

Некоммерческие организации с 1 сентября по 15 октября могут подать заявку на участие в конкурсе, который проводит Фонд президентских грантов. Победители получат субсидию на развитие.

Рассказываю, что нужно для участия в конкурсе.

Фонд президентских грантов организует конкурсы между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) и распределяет денежные гранты между победителями. Деньги выделяет государство из федерального бюджета. Курирует работу фонда Сергей Кириенко — первый заместитель руководителя администрации президента.

Конкурсы среди НКО проводятся минимум два раза в год, и в этом году распределения денег больше не будет. Но с 1 сентября по 15 октября открыт прием заявок на следующий год. Кроме этого, заявку можно подать с 1 февраля по 15 марта 2021 года. Заканчивают принимать заявки в 23:30 по Москве 15 октября и 15 марта, к этому времени все участники должны предоставить необходимые документы. Опоздаете — документы не примут.

Конкурсантов делят на три группы: проекты суммой до 500 000 ₽, проекты суммой от 500 000 до 3 000 000 ₽ и проекты суммой от 3 000 000 до 10 000 000 ₽. В каждой группе определяют своих победителей, которые и получают грант на развитие проекта.

Приказ о проведении конкурса

Победителей определяют независимые эксперты фонда — на каждый проект назначают минимум двух экспертов, они не знакомы между собой и никак не взаимодействуют. Эксперт оценивает проект по десяти критериям:

  • актуальность и социальная значимость;
  • логическая связность и реализуемость;
  • инновационность и уникальность;
  • адекватность и измеримость;
  • реальность бюджета;
  • масштаб реализации;
  • соотношение собственных и привлекаемых ресурсов;
  • опыт участника;
  • компетенция команды;
  • информационная открытость.

Если мнения экспертов сильно разнятся, их работу проверяют специалисты фонда. Затем результаты оценок рассматриваются на совещании Координационного комитета и объединенного экспертного совета.

На заключительном этапе конкурса экспертный совет определяет проходной балл в каждой ценовой группе и составляет список победителей. Например, в предыдущем конкурсе на сумму проекта до 500 000 ₽ победили конкурсанты, набравшие больше 60 баллов; на сумму проекта от 500 000 ₽ и до 3 000 000 ₽ — 65 баллов.

победитель конкурса президентских грантов в 2020 году

Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:

  • социальной поддержкой граждан;
  • пропагандой и поддержкой ЗОЖ;
  • развитием семейных ценностей;
  • поддержкой молодежи и развитием детских талантов;
  • защитой прав человека;
  • благоустройством окружающей среды и сохранностью исторических памятников;
  • научными и образовательными проектами.

Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.

Состояние организации и отсутствие долгов . Если организация находится на стадии ликвидации, начат процесс банкротства, или она участвует в судебных разборках, заявку на грант не примут. И также у организации не должно быть долгов по налогам и сборам.

Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.

Единая система и господдержка. Как регионам сохранять историческое архитектурное наследие

МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Сотни памятников архитектуры местного значения в регионах России находятся в аварийном состоянии из-за отсутствия бюджетных средств на реставрацию и единой программы обращения с ними, отмечают опрошенные ТАСС эксперты в области сохранения исторической среды. Спасти ситуацию может создание федеральной структуры, которая будет курировать их состояние и финансировать проведение реставрационных работ, считают урбанисты и общественники.

Нужна единая система

Сейчас, констатируют эксперты, регионы занимаются своими памятниками архитектуры самостоятельно, используют разные методы и, как следствие, преуспевают не все. Единая же система сохранения архитектурного наследия при содержании и ремонте таких объектов не используется.

"На практике она применяется [только] к отдельным уникальным объектам - памятникам федерального значения или каким-то крупным общественным сооружениям. Если говорить о фоновой, средовой застройке, то никакой системы в ее регенерации не выработано", - рассказал ТАСС партнер КБ "Стрелка", архитектор и урбанист Алексей Муратов.

Между тем, подчеркивает он, сохранение исторической среды имеет огромное значение для общества. "Надо иметь ввиду, что процесс деградации среды, если он начинается, имеет циклический характер", - отметил эксперт. Он подчеркнул, что некоторые памятники культуры, например, памятники конструктивизма 20-30 годов ХХ века, которые имеют довольно низкое качество строительства, довольно быстро приходят в упадок если ими не заниматься.

Бывший вице-мэр Иркутска и президент фонда "Наследие" - общественной организации, в задачи которой входит содействие охране и защите объектов культурного наследия в Иркутске, - Дмитрий Разумов считает, что памятники архитектуры - это важная часть жизни населения. "У людей, которые не чтут прошлое, не будет будущего. А как власть относится к памятникам, так к ним относится и остальное население. У нас считается нормой вставить пластиковые окна в исторический дом, и это ужасно", - считает Разумов.

Проблемы финансирования

Основной проблемой сохранения памятников культуры регионального и муниципального значения опрошенные ТАСС эксперты считают отсутствие средств. Так, у Томска, где сохранились целые кварталы и отдельные здания XVII-XIX веков, в том числе знаменитые памятники деревянного зодчества, нет финансовых ресурсов для сохранения более тысячи каменных и деревянных зданий, рассказал мэр города Иван Кляйн. По его словам, за последние годы в Томске в рамках программы по сохранению исторической застройки было отремонтировано 99 домов, что "катастрофически мало".

Аналогичная ситуация складывается и в Иркутске, который обладает самым большим из регионов Сибири разнообразием памятников деревянного зодчества XIX века. "Есть некоторый успешный опыт у региона, у города по восстановлению исторических домов, но, к сожалению, поскольку объектов достаточно много, средства, которые на это выделяются, ничтожно малы", - считает историк Алексей Петров, член правления иркутского фонда "Наследие", занимающегося защитой памятников.

Статус памятников

Эксперты отмечают, что для спасения исторических зданий им необходимо прежде всего давать соответствующий статус. Одним из лидирующих по числу взятых под охрану памятников регионов является Нижегородская область. "За последний год в Нижнем Новгороде было выявлено около 40 объектов культурного наследия", - рассказала ТАСС координатор проекта восстановления исторической среды "Том Сойер Фест Нижний Новгород" Анна Давыдова. Она добавила, что в городе существует практика не сносить здания, не выяснив предварительно, представляют ли они культурную ценность.

В Сибири же, по словам экспертов, наблюдается обратная тенденция. Так, по словам Алексея Петрова, в Иркутске были случаи, когда дома не вносили, а выводили из списков объектов культурного наследия, что позволяло проводить в них работы, приводящие к утрате первоначального облика. "Их отделывают сайдингом, вставляют пластиковые окна", - сказал историк.

В Омске, где муниципалитету принадлежат 65 зданий-памятников, из которых 14 признаны аварийными, рабочая группа, созданная для сохранения и охраны таких объектов, также рассматривает в числе вариантов решения проблемы лишение домов статуса культурного наследия. Об этом сообщается в ответе на запрос ТАСС департамента культуры мэрии Омска.

Государственно-частное партнерство

Другие возможности для сохранения памятников дает сотрудничество с частными инвесторами, пояснили эксперты. Механизм государственно-частного партнерства успешно применялся в Томске и Ирктутске, сейчас он внедряется в Омске. Однако, применим он не ко всем зданиям.

"Памятник фактически бесплатно отдается под определенное применение. Это может работать, но в основном это касается объектов, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. А если мы говорим об исторической застройке, то это часто жилые или конторские здания, которые лучше обычно приватизировать", - пояснил Муратов.

Статистика показывает, что именно такие памятники, используемые в качестве жилья, находятся в наибольшей опасности. Так, в Нижегородской области из 2249 объектов культурного наследия регионального значения около 30% находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. "Большая часть из них являются многоквартирными жилыми домами или объектами религиозного назначения, не переданными в собственность Нижегородской Епархии", - рассказали ТАСС в региональном управлении госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

При этом опыт Амурской области показывает, что приватизация действительно может решить проблему. В Благовещенске все исторические здания еще с 1995 года продавались с обременением в виде охранного обязательства, с планом ремонта и реставрационных работ, рассказал ТАСС начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант. "В целом состояние объектов культурного наследия мы оцениваем в Приамурье как удовлетворительное - у нас нет ни одного утраченного архитектурного памятника, который был бы снесен", - отметил он.

Однако механизмы приватизации и ГЧП достаточно сложны и часто отпугивают потенциальных инвесторов. "Этот процесс идет очень медленно, потому что людям непонятно, как с ними [памятниками] дальше поступать, сколько вкладывать и будет ли какая-либо помощь от государства", - рассказала ТАСС заместитель председателя отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в Псковской области Ирина Голубева.

Отпугивает предпринимателей дороговизна и сложность реставрации исторических зданий. "Эти работы носят специфический характер - вы не можете заменить историческую "столярку" пластиковым окном. Там довольно долгие процедуры выполнения, согласования, там обязательно должны организации проектировать и работать соответствующие лицензии, все это приводит к удорожанию", - считает Муратов.

Федеральная поддержка

Реализацией проекта мог бы заниматься соответствующий фонд, отмечает Муратов. "Он бы мог аккумулировать деньги, по крайне мере на финансирование подготовительной части проекта. А может быть даже готовил сами проекты и искал под них инвесторов", - сказал он.

По словам Давыдовой, стоило бы также отработать механизм, который позволил бы собственникам исторических зданий получать компенсацию из бюджета на реставрацию объектов культурного наследия, а также создание отдельной структуры по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Памятники культуры предлагают ремонтировать без экспертизы

Текущий ремонт объектов культурного наследия (ОКН) можно будет проводить без историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Также владельцам памятников истории и культуры дадут больше возможностей для благоустройства территории и вовлечения старинных усадеб и особняков в современную жизнь. Это предполагает законопроект Министерства культуры, который был внесён в Госдуму 19 ноября.

Зачем музеефицировать страну?

Сегодня в России более 140 тысяч объектов культурного наследия. Из них, по оценкам экспертов, порядка 34 тысяч находятся в неудовлетворительном состоянии, рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

«Безусловно, к их восстановлению действуют особые подходы, это ведь не просто дом отремонтировать. Нужно провести экспертизу, получить заключение, согласовать проектно-сметную документацию и так далее. Всё это вопрос непростой», — согласилась она.

По словам сенатора, представители регионов регулярно поднимают эту тему во время докладов в Совете Федерации, а также в обращениях на имя председателя палаты Валентины Матвиенко. «Ещё не было случая, чтобы какой-то регион не затронул проблему сохранения памятников во время выступления на «часе субъектов». У нас огромное количество этих объектов, безусловно, они нуждаются в охране, им нужна и реставрация, но настолько сложны эти процедуры, это требует огромных финансовых затрат. Нам нужно эти подходы изменять», — считает Гумерова.

С ней согласен профессор Международной академии архитектуры Максим Перов. По его мнению, действующее законодательство зачастую выдвигает «избыточно жёсткие» требования в сфере охраны культурного наследия. Особенно острой для экспертов представляется проблема вовлечения памятников истории и культуры в современную жизнь. Сегодня использовать их по какому-либо современному назначению практически невозможно.

«Это абсолютно противоречит тому, что мы видим в Испании, Германии, Великобритании, где памятники гораздо активнее вовлекаются в современную жизнь и все понимают, что эти объекты — не музеи. Нельзя музеефицировать всю страну, как бы этого ни хотелось. Да и стоит ли вообще?» — рассуждает Перов.

Приём заявок на грантовый конкурс в сфере культуры стартует 15 июня

На поддержку культурных проектов в этом году направят около пяти миллиардов рублей, а профинансировать смогут не менее полутора тысяч креативных команд.

Приём заявок на участие в конкурсе президентских грантов для реализации проектов в области культуры и искусства стартует 15 июня и продлится до 30 июля. Об этом сообщил председатель координационного комитета, первый замглавы Администрации Президента Сергей Кириенко.

Он добавил, что победители, которые получат грантовую поддержку на реализацию своих проектов, будут определены не позднее 15 сентября.

Путин подписал указ о создании Фонда культурных инициатив

"За август и сентябрь должно пройти заседание экспертных советов, определение рейтинга и не позднее 15 сентября — заседание координационного комитета, которое должно подвести итоги конкурса и определить победителей, чтобы с середины сентября можно было заключать договоры с победителями", — уточнил Кириенко.

Кириенко высоко оценил роль российских НКО в период пандемии

Кириенко напомнил, что ранее постановлением Правительства РФ на реализацию проектов в области культуры и искусства в 2021 году было дополнительно выделено 3,5 миллиарда рублей, но в реальности сумма будет выше.

"По нашей оценке, в этом году у нас в результате около пяти миллиардов рублей будет направлено на поддержку культурных проектов: 3,5 миллиарда из Фонда культурных инициатив и около 1,5 миллиарда из Фонда президентских грантов", — уточнил первый замглавы Администрации Президента.

О создании Фонда культурных инициатив, который займётся выдачей президентских грантов на проекты в сфере искусства и творчества, президент Владимир Путин заявил в ходе своего апрельского Послания Федеральному собранию, а уже 17 мая подписал соответствующий указ. Согласно документу, фонд проводит конкурсы и по их результатам предоставляет президентские гранты на реализацию проектов в области культуры, искусства и творчества.

Читайте также: