И как прежде идут камазы по разбитой колымской трассе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

И как прежде идут камазы по разбитой колымской трассе

В районе Мяунджи мы разворачиваемся, а трасса идет дальше. От крайней точки нашего маршрута назад до Магадана - 718 километров, вперед до Якутска - официально 1303 километра. Но самые трудные участки Колымской трассы именно впереди - там, где мы не побываем. Возле нежилого с 2010 года поселка и угольного разреза Кадыкчан (буквально в паре километрах далее Мяунджи и того места, где мы развернулись) единая до этого трасса разделяется на Северную и Южную дороги, которые на протяжении приблизительно 500 километров идут каждая своим путем и вновь соединяются в полумертвом якутском поселке Кюбюме.

Южная ("старая") дорога. Кадыкчан - Томтор (Оймякон) - Кюбюме. Эта дорога была построена в 40-50-е годы, именно по ней проходил долгие годы Колымский тракт, именно она овеяна легендами. «Старая» дорога короче примерно на 200 км и проходит через полюс холода Северного полушария Томтор (Оймякон), где была зафиксирована рекордно низкая температура -71,2 градуса. От Кадыкчанской развилки неприметной, по сравнению с Северной трассой, грунтовкой поворачивает она налево и берёт южнее. На территории Якутии, несмотря на несколько разрушенных деревянных малых мостов (построенных ещё при Сталине), старая дорога поддерживается в относительно приемлемом состоянии (естественно, по местным меркам). А вот на территории Магаданской области Южная дорога давно не поддерживается, поскольку все финансирование идет на Северную. А здесь, на Южной - разрушение дорожного полотна на месте грунтовых «линз», размытые малые мосты, не всегда преодолимые броды. В летнее время даже на «Урале» преодоление этого 100-километрового участка очень экстремально. Хотя народ умудряется как-то ездить. Так что преодоление Южной дороги, более-менее проходимой в Якутии, на территории Магаданской области в летнее время сопряжено с серьёзными трудностями и риском. А что касается зимников, то зимой вышеописанных проблем - переправ, бродов и разрушенного земполотна нет - кругом снег. Но зимой свои проблемы - 60-градусные морозы, метели. И в зимнее время также удобнее и безопаснее ехать севером, через Усть-Неру.

Возвращение

Возвращение

А мне осталось лишь рассказать о возвращении с крайней точки нашего маршрута в Магадан, а затем и в Москву. Постояв на памятном месте в районе Мяунджи, мы садимся в УАЗик, разворачиваемся и едем назад, в Сусуман - наша работа закончена. Возвращаться назад совсем не хотелось - было бы здорово преодолеть Колымский тракт до конца, до самого Якутска. Может когда-нибудь случиться снова оказаться в этих местах и воплотить задуманное. Утром мы погрузились в маршрутное такси Сусуман - Магадан, чтобы вечером вновь очутиться в столице Колымы. От Сусумана до Магадана регулярно ходят маршрутные такси (в основном, японские микроавтобусы). Сотни километров, которые на пути туда мы преодолевали почти две недели, ночуя в посёлках и останавливаясь возле каждого моста, на обратном пути японский микроавтобус проехал за день.

В Магадане пошли на рынок. Грех побывать на Дальнем Востоке и не привезти оттуда местных сувениров - пару банок кетовой и кижучёвой икры, крабового мяса, филе трубача, красной рыбы. А затем поехали в аэропорт. И снова старенький Ил-62 (сегодня, в 2019 году, он кажется пришельцем из какого-то далёкого прошлого, а тогда, в 2006-м был ещё повседневной реальностью). Самолёт был забит и загружен под завязку: в зиму с Колымы на континент летит масса народа - в частности, множество рабочих, летом вкалывавших на приисках, а в октябре, получив расчёт, возвращающихся домой на материк. Перелёт был пьяным. Возвращавшиеся с приисков и получившие расчёт рабочие бухали восемь часов без перерыва прямо в салоне, орали песни, валялись даже и в проходах и периодически оккупировали туалеты, чтобы покурить. Сейчас конечно эпизодически на бортах тоже случаются авиадебоширы, но в 2006-м на стареньком Ил-62 Магадан - Москва было куда веселее. :))

Завершить эти воспоминания мне бы хотелось фотографией, сделанной в последний перед вылетом вечер, когда мы вновь, как и в первый день, сходили поклониться Охотскому морю и легендарной бухте Нагаева, с которой началась история Колымы.

Колымская трасса на пузотёрке. Стоит ли?

Когда я готовился к поездке по трассе «Колыма», основное моё опасение было связано именно с возможностью пройти участок от Якутска до Магадана на самом обычном городском «седане». В интернете ничтожно мало отчётов таких же больных, ведь обычно все едут на чём-то более серьезном.

Фото дорожного просвета, для понимания

И начну прям сразу с общего впечатления – в 2020 году дорога очень даже неплохая. Да, она сильно отличается от привычных нам федеральных трасс, но видно, что за ней ухаживают. В интернете любят запугивать, мол, только на внедорожнике можно пройти путь до Магадана. Я теперь с уверенностью могу сказать, что доехать до Магадана сейчас можно на чем угодно. Требуется лишь аккуратность.

Колымская трасса была действительно сложной и одной из опаснейших в мире, но сейчас, когда убрали опасные прижимы, построили капитальные мосты, подровняли дороги, это уже не так экстремально. Я выделил несколько сложных участков: Тюнгюлю — Чурапча, в районе Заячьей петли и в районе Ольчанского перевала.

Между Тюнгюлю и Чурапчой около 90 километров. Сложно словами описать, насколько хреновая там дорога — очень напоминает русские/американские горки. Едется этот участок оооочень медленно и аккуратно, даже местные "таксисты" еле плетутся, потому что разогнаться толком негде. И это в сухую погоду. После сильных дождей, мне кажется, там вообще сложно проехать и совсем легко завязнуть в грязи. Нам к счастью, не довелось ехать через Чурапчу в сырую погоду.

Заячья петля — один из опасных участков на горном отрезке трассы. Вообще-то, почти на всем протяжении дорога идёт среди гор, но самый горный-горный — это между Теплым ключом и Усть-Нерой. Он же самый красивый, он же самый дикий. Только ради этого участка стоит проехать Колымскую трассу. В районе Заячьей петли дорога из крупных камней, часто очень узкая и с грузовиками нужно разъезжаться аккуратно. Ещё через дорогу течет несколько ручьев, образуя броды. В сухую погоду они проезжаются вообще без проблем и больше похожи на лужи.

Ольчанский перевал сам по себе довольно ссыкотным мне показался. Особенно когда едешь в Магадан — обрыв справа и тебе нужно к нему прижиматься, если идёт встречная. Один раз мне даже пришлось назад сдавать прямо на перевале — слишком узко было в этом месте для разъезда. Отбойника с краю, конечно же, никакого нет :) А ещё в районе перевала на дороге был очень крупный скальник, но это, скорее всего, временное явление. Представляю, как очково проходить такие перевалы и прижимы зимой.

Если давно грейдер не ровнял дорогу — накатывают довольно глубокую колею из камней. Для пузотерки это вообще ад. От Хандыги до паромной переправы через Алдан мы ехали целую вечность и все 30 километров шкрябали днищем о камни. Опять же, это все временно.

Одна из главных проблем здесь — острый скальник, которым отсыпают дорогу. Все, с кем нам пришлось общаться, первым делом спрашивали — есть ли у нас запаски. Полноценных запасных колес у нас было три. Хоть и не пришлось их доставать, но без них делать на Колыме нечего. Колеса ремонтировали 4 раза своими силами. От нескольких человек слышал, что если медленно ехать (в районе 60км/в), то с колесами будет все в норме. Если ехать быстрее — будешь ремонтировать их. В общем-то, такой тактики мы и придерживались. Тише едешь, дальше будешь. Здесь это точно работает.

Могу посоветовать ехать на резине с жесткими бортами (RunFlat). Она колется и режется так же как и обычная, но зато можно дотянуть без давления до ближайшего кармана, а не ремонтировать колесо на дороге в пыли – это действительно очень опасно.

А еще пыль. Это реально жопа. Сколько бы я не читал в интернете про Колымскую пыль, пока сам не прочувствуешь на своей шкуре, не поймёшь что это. Встречный грузовик поднимает за собой такой шлейф мелкой пыли, что приходится просто принимать вправо, останавливаться и включать аварийку/дальний свет. Обычно при разъезде встречные замедляют ход, но не все так делают.

На протяжении 2000 километров дорога без асфальта. Он есть только в некоторых населенных пунктах (чтобы жители не задыхались от пыли), в самом начале и конце. Качество на разных участках совершенно разное — от идеально отсыпанной дороги мелким скальником, до огромных булыжников, торчащих из земли. От встречных машин во все стороны летят камни. Нам было жалко машину и почти при любом разъезде мы просто принимали максимально вправо и останавливались.

Вот даже сейчас пытаюсь откопать фотографии пострашнее, но их нет. Наверное, потому что самый красивый участок (в районе Кубы) выглядит самым ухоженным, примерно так:

Многие пишут, что Тенькинская трасса лучше федералки. Мы проехали обе дороги, и я с уверенностью могу сказать, что по качеству покрытия федералка лучше. Но вот ехать через Ягодное и Сусуман не очень интересно – виды за окном печальные.
На Теньке вот такая красота в нескольких метрах от дороги

Полный путь по Колымской трассе в одну сторону у нас занял 4 дня. В среднем это по 500 километров в день. Очень даже неплохо, мне кажется. И мы ещё часто останавливались фотографировать, где-нибудь лазили, отдыхали, готовили.

На трассе, в основном, одни грузовики. Процентов 80 из них — это бензовозы. Вдоль Колымы куча карьеров/приисков/вахтовых поселков, везде трудится куча техники и им нужно много топлива. Пока там работает эта техника, дорога точно будет жить, и за ней будут следить. Ведь железной дороги здесь нет и это единственный наземный путь между большой землёй и Магаданом.

Довольно непредсказуема дорога в дожди. А на Колыме они могут лить неделями, особенно в сезон дождей (август вроде бы). Под дорогой текут сотни ручьев, и после того как в горах прольет, все начнет скатываться вниз. Зачастую на трассе останавливают движение из-за разрушенных мостов. Часто подмывает дорогу. В общем, нужно быть готовым, что можно зависнуть на несполько дней, где-нибудь на полпути. При первой же возможности поезд откроют, соберут что-нибудь из говна и палок, но откроют как можно скорее.

Еще несколько слов про местные заправки. Уже сворачивая на трассу "Лена", сразу же пропадают привычные нам сетевые АЗС. В Якутии и Магаданской области свои бренды — это САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ и МАГАДАННЕФТО. Есть ещё какие-то мелкие сети, но в основном заправки частные безымянные.

Цены на Колыме ОЧЕНЬ разнятся с теми, что на материке. Например, в Красноярском крае был самый дешёвый бензин, литр 95-го стоил 43.30руб. А на Колымской трассе литр 92-го стоит от 58 до 61руб. В Москве какой-нибудь супер-премиум 100-й дешевле.

Начиная от Теплого ключа и до самого Магадана (если ехать по Теньке, то до Усть-Омчуга) бензин только 92-й. Это почти 1400 километров. Дизель вообще по заоблачной цене и стоит больше 70 рублей за литр. Газовых заправок на Колыме не встречал, может просто не обращал внимания.

Про качество топлива ничего плохого сказать не могу. Ну, бензин и бензин. Никаких перебоев в работе двигателя, ошибок, затупов. Даже показалось, что расход слишком мал для такого режима движения. В канистры наливали 98й для разбавления, но сливали их уже на обратном пути.

Самая жопа — это сломаться на Колыме. Такого я бы даже врагу не пожелал. Особенно очково, когда у тебя европейская тачка, а на дороге одни японцы и американцы, да КамАЗы с буханками. Честно, я даже не представляю, что делать, если встанешь на трассе. У нас, к счастью, без происшествий. Только косметические уроны по мелочи.

В общем, с каждым годом Колымская трасса хорошеет и такого экстрима, как описывали раньше, все меньше и меньше. В сухую погоду до берегов Охотского моря сейчас можно проехать на чём угодно. Если попасть в дожди, можно серьезно вляпаться, и хорошо, если это будет по пути в Магадан, а не домой :)

Мало какая дорога может подарить столько впечатлений и эмоций. Колымская дорога очень интересная, очень красивая, довольно опасная, но в целом не плохая. Главное, никуда не торопиться и ехать аккуратно. Я часто читал в отчетах, как путешественники целовали асфальт, когда выбирались с Колымы. Читал, что доезжая до Магадана, люди просто не хотели ехать обратно по Колыме. Так вот, у меня такого желания не возникло. Я не устал от этой дороги и проехался бы ещё :)

Исполняйте свои мечты, даже если они кажутся довольно безумными и недосягаемыми.

И как прежде идут камазы по разбитой колымской трассе

НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ЛЮБИМАЯ

Чередой, за вагоном вагон,
С мерным стуком по рельсовой стали
Спецэтапом идет эшелон
С пересылкой в таежные дали.
Заметает пургой паровоз,
В окнах блещет морозная плесень.
И порывистый ветер донес
Из вагона печальную песню.

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая моя.
Как бы ни был мне приговор строг,
Я вернусь на любимый порог
И, тоскуя по ласке твоей,
Я в окно постучу».

Здесь на каждом вагоне замок,
Две доски вместо мягкой постели,
И, укутаны в синий дымок,
Нам кивают угрюмые ели.
Двадцать лет трудовых лагерей,
И в подарок рабочему классу
Там, где были тропинки зверей,
Мы проложим таежную трассу.

Утопали в снегах трактора,
Даже «сталинцу» сил не хватало,
И тогда под удар топора
Эта песня в тайге прозвучала.
Среди серых отрывистых скал,
Где раскинулись воды Байкала,
Где бродяга судьбу проклинал,
Эта песня и там прозвучала.

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996. - без заглавия.


Создана неизвестным автором на мелодию танго "Тоска по родине" Жоржа Ипсиланти и Георгия Храпака, написанного в конце 1944 года в освобожденном Бухаресте для Петра Лещенко, а на пластинку записанного женой Жоржа Ипсиланти Мией Побер в 1945 году (фирма "Electrеcord", Бухарест, прослушать запись можно здесь). Танго "Тоска по родине" входило в репертуар Вадима Козина, а уже в наше время его пела Кира Смирнова (как анонимное). На его мелодию сложена также известная воровская песня "Ветер в роще листвою шуршит. ". Очень похожая мелодия у песен "Девушка в синем берете" и "Серая юбка" (по стилю "Серая юбка" - песня конца 1920-х, т. е. старше, чем "Тоска по родине").


ВАРИАНТЫ (10)

1. Спецэтап (Не печалься, любимая)

Чередой, за вагоном вагон,
С мерным стуком по рельсовой стали,
Спецэтапом идёт эшелон
Из Ростова в таёжные дали. (1)

Заметает пурга паровоз,
И на окнах — морозная плесень, (2)
И порывистый ветер донёс
Из вагона печальную песню:

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая, клянусь!
Как бы ни был мой приговор строг,
Я взойду на родимый порог,
И, тоскуя по ласкам твоим,
Тихо в дверь постучусь».

Здесь на каждом вагоне — замок,
Три доски вместо мягкой постели,
И, закутавшись в сизый дымок,
Нам кивают угрюмые ели.

Среди диких обрывистых скал,
Где раскинулись воды Байкала,
Где бродяга судьбу проклинал,
Эта песня угрюмо звучала.

Завернувшись в бушлат с головой,
Проезжая снега и болота,
На площадках вагонов конвой
Ощетинил свои пулемёты.

Мчался дальше и дальше состав,
Убегали угрюмые ели,
Но, угаснуть надежде не дав,
Всю дорогу колеса нам пели:

Десять лет трудовых лагерей
Подарил я рабочему классу;
Там, где были лишь тропы зверей,
Проложил я таёжную трассу. (3)

Утопали в снегу трактора,
Даже «сталинцу» (4) сил не хватало,
И тогда под удар топора
Эта песня о милой звучала:

(1) Существует множество вариантов, в зависимости от родины исполнителя. Например: «прямо с Пресни», «из столицы», «с Украины» и т. д. Точно так же по-разному называют и пункт прибытия — «в сибирские дали», «в колымские дали» и пр.
(2) Вариант — «Заглушает пурга стук колёс, / Бьётся в окна морозною плетью».
(3) Вариант —
«Здесь на каждом вагоне конвой
Ощетинил свои пулемёты,
И прожектора луч голубой
Освещал нам леса и болота».

(4) Варианты — «сибирскую трассу», «амурскую трассу», «колымскую трассу» и пр. Также есть другой вариант -
«За пять лет трудовых лагерей
Мы в подарок рабочему классу
Там, где были тропинки зверей,
Проложили таёжную трассу».

(5) «Сталинец» — марка гусеничного трактора.

Одна из любимых песен узников ГУЛАГа. Несомненно, автор её обладал профессиональными навыками стихосложения. В сборнике «Песни узников» (Красноярск, 1995) авторство одного из вариантов приписывается Борису Емельянову.


Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 227-230.


Упомянутый выше Борис Емельянов - псевдоним узника "Соловков" актера Бориса Глубоковского, автора песни "Море Белое - водная ширь". Приписываемый ему вариант см. ниже.


2. Не печалься, любимая

Вот идет за вагоном вагон,
С мерным стуком по рельсовой стали
Спецэтапом идет эшелон
С пересылки в таежные дали.
Здесь на каждом вагоне замок,
Три доски вместо мягкой постели,
И, закутавшись в сизый дымок,
Нам кивали таежные ели.

Здесь на каждом вагоне конвой
Ощетинил свои пулеметы,
И прожектора луч голубой
Освещал нам снега и болота.
Заметало пургой паровоз,
И на окнах морозная плесень.
И пронзительный ветер донес
Из вагона унылую песню:

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая, прости.
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на родимый порог
И, тоскуя по ласкам твоим,
Я в окно постучусь».

За пять лет трудовых лагерей
Мы в подарок рабочему классу
Там, где были тропинки зверей,
Прорубили сибирскую трассу.
Замерзали в снегу трактора,
Даже «сталинцу» сил не хватало,
И тогда под удар топора
Эта песня о милой звучала:

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая, прости.
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на родимый порог
И, тоскуя по ласкам твоим,
Я в окно постучусь».

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая, прости.
Как бы ни был мой приговор строг…»

Расшифровка фонограммы Александра Косенкова, альбом «В нашу гавань заходили корабли: Новые встречи», Вып 2. ООО «Снегири-музыка», 2004.


3. Эшелон

За вагоном проходит вагон,
С мертвым стуком по рельсовой стали.
Спецэтапом идет эшелон
Из столицы в таежные дали.

Здесь на каждом вагоне замок,
Три доски вместо мягкой постели.
И, закутавшись в сизый дымок,
Нам внимают дремучие ели.

Не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня.
Я вернусь раньше времени в дом,
Дорогая, клянусь!
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на любимый порог.
И, тоскуя по ласкам твоим,
Тихо в дверь постучу.

Завернувшись в тулуп с головой,
Пролетая снега и болота,
На площадках вагонов конвой
Ощетинил свои пулеметы.

Десять лет трудовых лагерей
Подарил я рабочему классу .
Там, где были лишь тропы зверей,
Проложил я колымскую трассу.

Не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня.
Я вернусь раньше времени в дом,
Дорогая, клянусь!
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на любимый порог.
И, тоскуя по ласкам твоим,
Тихо в дверь постучу.

Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.


4. Эшелон

Чередой, за вагоном вагон,
С мерным стуком по рельсовой стали
Спецэтапом идет эшелон
С пересылкой в таежные дали.
Заметает пургой паровоз,
В окна блещет морозная плесень.
И порывистый ветер донес
Из вагона печальную песню.

Завернувшись в тулуп с головой,
Пролетая снега и болота,
На площадках вагонов конвой
Ощетинил свои пулеметы.
А на каждом вагоне замок,
Три доски вместо мягкой постели,
И, закутавшись в синий дымок,
Нам внимают дремучие ели.

Утопали в снегах трактора,
Даже «сталинцу» сил не хватало.
И тогда под удар топора
Эта песня, родная, звучала.
Десять лет трудовых лагерей
Подарил я рабочему классу.
Там, где были лишь тропы зверей,
Проложил я колымскую трассу.

Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом "Пенаты", 1996, с. 69-72.


5. Чередой, за вагоном вагон…

Чередой, за вагоном вагон,
С мерным стуком по рельсовой стали
Спецэтапом идет эшелон
С пересылкой в таежные дали.
Заметает пургой паровоз,
В окнах блещет морозная плесень.
И порывистый ветер донес
Из вагона печальную песню.

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая моя.
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на любимый порог
И, тоскуя по ласке твоей,
Я в окно постучу».

Здесь на каждом вагоне замок,
Две доски вместо мягкой постели,
И, укутаны в синий дымок,
Нам кивают угрюмые ели.
Завернувшись в тулуп с головой,
Пролетая снега и болота,
На площадках вагонов конвой
Ощетинил свои пулеметы.

Двадцать лет трудовых лагерей,
И в подарок рабочему классу
Там, где были тропинки зверей,
Мы проложим таежную трассу.
Утопали в снегах трактора,
Даже «сталинцу» сил не хватало,
И тогда под удар топора
Эта песня в тайге прозвучала.

Среди серых обрывистых скал,
Где раскинулись воды Байкала,
Где бродяга судьбу проклинал,
Эта песня и там прозвучала.

А я не уберу чемоданчик! Песни студенческие, школьные, дворовые / Сост. Марина Баранова. - М.: Эксмо, 2006.


6. Чередой за вагоном вагон

Чередой за вагоном вагон,
С мерным стуком по рельсовой стали
Спецэтапом идет эшелон
С Украины в таежные дали.

Не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня.
Я вернусь раньше времени,
Дорогая, клянусь.
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на родимый порог.
И тоскуя о ласках твоих,
Тихо в дверь постучу.

Здесь на каждой площадке конвой,
Три доски, вместо мягкой постели,
А на крыше сидит часовой,
Положив автомат на колени.

Заносило пургой эшелон.
Даже дизелю сил не хватало.
И тогда под удар топора,
Эта песня о милой звучала.

Эту песню я выучил там,
Где в этапах судьба нас связала.
Подобрал к ней знакомый мотив
И она мне в пути помогала.
О, не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня
(и т.д. весь припев.)

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск: Производственно-издательский комбинат "ОФСЕТ", 1995. - В сборнике приведено три варианта этой песни, это первый.


7. Чередой за вагоном вагон

Сквозь тайгу за вагоном вагон -
Мы от тряски дорожной устали.
Спецэтапом идет эшелон
Прямо с Пресни в колымские дали.

Припев:

О, не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня,
Я вернусь раньше времени в дом,
Дорогая, прости.
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на родимый порог.
И тоскуя по ласкам твоим,
Под окном постучу.

На площадке вагонов конвой
Ощетинил свои автоматы.
Кто решится рискнуть головой,
Не минуя жестокой расплаты?

Здесь на каждом вагоне замок.
Зарешечены окна и двери,
Чтобы каждый задуматься мог
О свободе - бесценной потере.

Эту песню я выучил там,
Где судьба нас этапом связала.
По колымским лихим лагерям
И она мне в пути помогала.

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск: Производственно-издательский комбинат "ОФСЕТ", 1995. (Песни политзеков собраны в основном от самих бывших политзеков в 1991 году во время экспедиции на борту дизельэлектрохода "Латвия" по Енисею от Красноярска до Норильска, посвященной памяти жертв сталинских лагерей). - В сборнике приведено три варианта этой песни, это второй.


8. За вагоном проходит вагон

За вагоном проходит вагон
С гулким стуком по рельсовой стали.
Спецэтапом идет эшелон
Прямо с Пресни в колымские дали.
Здесь на каждом вагоне замок
Три доски вместо мягкой постели,
И закутавшись в синий дымок,
Мне мигают дорожные ели.

Не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня,
Я вернусь раньше времени,
Дорогая, клянусь.
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на родимый порог.
И, тоскуя по ласкам твоим, -
Тихо в дверь постучу.

Завернувшись в тулуп с головой,
Проезжая снега и болота,
Здесь на каждой ступеньке конвой
Ощетинил свои пулеметы.
Десять лет трудовых лагерей,
Подарил я рабочему классу.
Там, где стынут лишь травы зверей,
Я построил колымскую трассу.

Там, где вязнут в снегу трактора,
Даже "Сталинцу" сил не хватало.
Эта песня под стук топора
Над тайгой заунывно звучала.
За вагоном проходит вагон,
Из столицы в таежные дали,
Спецэтапом идет эшелон,
Прямо с Пресни в колымские дали.

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск: Производственно-издательский комбинат "ОФСЕТ", 1995. (Песни политзеков собраны в основном от самих бывших политзеков в 1991 году во время экспедиции на борту дизельэлектрохода "Латвия" по Енисею от Красноярска до Норильска, посвященной памяти жертв сталинских лагерей). - В сборнике приведено три варианта этой песни, это третий.


9.

1. Эшелон, за вагоном — вагон.
Мерным стуком по рельсовой стали.
Спецэтапом идет эшелон
Прямо с Пресни в Колымские дали.

О, не печалься, любимая,
За разлуку прости ты меня.
Я вернусь раньше времени в дом,
Дорогая, клянусь!
Как бы ни был мой приговор строг,
Я вернусь на родимый порог,
И тоскуя по ласкам твоим
Под окном постучусь.

2. Здесь на каждом вагоне замок,
Три доски вместо мягкой постели,
И, укутавшись в серый дымок,
Нам кивают попутные ели.

За червонец трудов лагерей,
И в подарок рабочему классу,
Там, где были тропинки зверей,
Проложили Колымскую трассу.

3. Эту песню я выучил там,
Где в этапах судьба нас связала,
Подобрал к ней знакомый мотив,
Эта песня в беде помогала.

Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная. »: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - (Любимые мелодии). C. 83-84.


10. Чередой, за вагоном вагон.

Чередой, за вагоном вагон,
С легким стуком по рельсовой стали
Спецэтапом идет эшелон
С пересылкой в таежные дали.

Там на каждой площадке конвой,
Две доски вместо мягкой постели,
А на крыше сидит часовой,
Положив автомат на колени.

Заносило пургой эшелон,
Голым снегом — что белой полесью,
И порывистый ветер донес
Из вагона печальную песню:

«Не печалься, любимая,
За разлуку прости меня.
Я вернусь раньше времени,
Дорогая моя.
Как бы ни был мне приговор строг,
Я вернусь на любимый порог.
И, тоскуя по ласке твоей,
Я в окно постучусь. »

Двадцать лет трудовых лагерей,
И в подарок рабочему классу
Там, где были тропинки зверей,
Мы проложим таежную трассу.

Заносило пургой трактора,
Даже дизелю сил не хватало,
И тогда под удар топора
Эта песня о милой звучала.

Русский шансон / Авт.-сост. И. Банников. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - (1000 советов от газеты «Комсомольская правда»), с. 108.

Колымская Трасса Песня

Здесь Вы можете скачать Колымская Трасса Песня. Также рекомендуем скачать бесплатно mp3 песню Колымская трасса Песня советских магаданских времен размером 3.95 MB. Слушайте онлайн и скачивайте mp3 в высоком качестве.

Слушают

Колымская Трасса Песня

Film Semi Barat Selingkuh Dengan Tetangga Hot 18 Bokep Barat

Музыка Для Лечения Позвоночника

Все Профессии Нужны Детская Песенка

Суруди Ватан Ману Туем Тобиш Хилоли

Полная Песня Дорога По Жизни Длиный Сон

Метро 2033 Аудио Книга

Александр Коренюгин Басурман

Vakh Ho Gye Aa Binni Toor Punjabi Sad Song For Whatsapp Status

Rustam Domla Ota Ona Maruzasi

Огонь Моей Души Гори Не Угасай

2021 Yangi Qo Shiqlar

Za Ja Ce Olympiada 80

Ты Мой Ангел Жизни И Душа Моя

Сборник Музыки 1 Час Без Авторских Прав

Karma By Letdown

My Audio Yellow

Electro House 2019 Best Festival Party Mix By Dj David New Edm Dance

It Aint Me Karaoke

Abdulla Abdurehim Kongul Izhari

Эмин Ты Моя Мелодия

Aşık Veysel Remix

Песни Похожие Как У Аны Вальтер

Матершинные Поздравления С Днём Рождения

Гузал Киз Хикояси

Чеченские Песни С Басом

Backyardigans X Little Einsteins

Semi Bokep India

Аудио Книги Исторические

Кеуденде Жанын Барында Бауырлык Таныт Бауырга

Виктор Королев 2021

Bgc Drama Effect

Грустные Песни О Памяти Ушедших

Скачивают

Ilahi Shqip 2020 Ja Allah Ilahi Shum E Bukur Dhe Ilahi Shum E Kerkuar

Руслан А У Е Черный Для Братвы Жиганской

Rich Dad S Prophecy By Robert T Kiyosaki Audiobook

Secrecies Falling For You Official Album Visuals

Khalsa Meri Jaan Ki Jaan Bhai Joginder Singh Riar Ludhiana Wale Amritt Saagar Shabad Gurbani

Pagmamahal Jroa Bosx1Ne

Ремонт Люка Kia Sportage Что Делать Если Клинит Закусывает Не Закрывается Люк Панорамная Крыша

Daniel Kandi Soul Searchin

Maria The Goose Squawking Knowing She S Flying Soon

Hamad Haamd To Karam Bhi Kar Mere Hal Pe Best Hamd O Naat Upedia In Hindi Urdu

Крутые Голы Под Музыку 40 Название Песен Guw Football

Hamad International Airport Qatar Plaza Area

How To Dry Sunflowers

Awakened Soul Instrumental Arabic Music

Sentenzen Op 233 Sentenzen Walzer Op 233

Medley Remix Vol 1 1 Del Be Del 2 Divooneye Doos Dashtani 3 Ay Dele Khodam 4 Sakhtgir

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Практически все жители России знакомы с проблемой плохих дорог, одни жалуются на плохое состояние дорог, другие – на полное их отсутствие. Именно о путешествии по северо-востоку нашей страны, где остро стоит транспортная проблема, посвящен данный пост. Путь нашего героя вместе с группой дальнобойщиков проходил по так называемому зимнику, ехать по которому можно только в холодное время года.

Из Якутска мы выехали двумя "Уралами" с прицепами 26-го марта рано утром. В основном груз был, так называемый, холодный, то есть не требующий особых температурных условий, но также и был один обогреваемый кунг, где ехали продукты для момских коммерсантов, которые нельзя было заморозить. Кстати, предварительно у меня была ещё разминочная поездка на одном из этих грузовиков из Якутска в Томмот, где нужно было получить на грузовой станции вездеход, поставить его на грузовик и доставить в Якутск. Томмот от Якутска более чем в 400-х километрах и поездка заняла двое суток.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Для меня давно было понятно, что дальнобойщики это совершенно отдельная каста профессионалов, с какой-то своей особой жизнью. Но одно дело дальнобойщик где-то там, где много дорог и относительно неплохих, а другое дело дальнобойщик, который работает в таких регионах как Якутия, Магаданская область, Чукотка и прочее. Где хороших дорог нет в принципе, а климатические условия отличаются сверх суровостью, особенно зимой, когда полтинник считается вполне нормальной температурой, а бывает и похолоднее. К тому же, большинство дорог здесь зимники, которые существуют именно зимой и именно в это время года у местных дальнобойщиков самый «сенокос». На исходе этой зимы довелось проехаться и мне от Якутска до Хонуу с настоящими местными дальнобойщиками и увидеть их жизнь в реальности. Ехать тут по Колымской трассе тысячу километров от Якутска до Усть-Неры и здесь я особых трудностей не ожидал, но оказался совершенно не прав. А вот дальше ехать зимником чуть более трёх сотен километров, который идёт прямо по реке Индигирке и здесь я трудности ожидал и здесь оказался прав и даже сверх того…

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Первый день ничем особым не отличался, ну разве что пришлось поменять пробитое колесо на одном из прицепов. Хотя было, было некоторое ощущение, что всё складывается как-то не так.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Наличие прицепов, конечно, мешало нам ехать быстро. За первый день прошли около полутысячи километров и остановились на ночёвку на одной из стоянок. Здесь развилка дорог, от Колымской или Магаданской трассы отходит боковая дорога на Батагай. Как потом оказалось, это был самый длинный суточный пробег. Ночевать приходилось прямо в кабинах. На этой трассе нет мотелей.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Ночевать на этой трассе можно только в собственном автомобиле, но кое-где изредка встречаются забегаловки, которые здесь называют чайные и где можно перекусить.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Но чайные здесь редки, да и кормят там не очень, а дальнобойщики народ, который ко всему может приспособиться.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

На второй день нашей дороги погода преподнесла сюрприз, пришла ненормальная для этого времени года оттепель, ещё с ночи повалил снег, который прямо на глазах засыпал трассу. Наши водители одели цепи на колёса.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

На стоянке, где мы заночевали, было много других грузовиков и никто как-то не торопился сегодня трогаться с места. Вот и нам бы лучше сегодня было просто оставаться на месте.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

От ночной стоянки мы ушли совсем недалеко, всего лишь несколько километров. Уткнулись в Камаз, который растопырился на подъёме. Камаз с прицепом и с грузом селитры для какой-то магаданской артели. Не хватило мощи на подъёме, сдал назад и прицеп сложился и перекрыл дорогу. Всё, пока никак не проехать.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Дальнобойщики своих в беде не бросают, да и всё равно пока не проехать, надо как-то убрать прицеп и помочь Камазу подняться на пригорок. А вот дальше ему лучше пока не ехать, пока трасса в таком состоянии.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Дорожная служба на трассе есть, но возможности её против такой погоды далеко недостаточны.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Немногие в этот день рискнули ехать, но и этого хватило, чтобы собрать в этом месте пробку.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Убрать прицеп Камаза и открыть проезд всё же удалось, но даже совместными усилиями наших двух Уралов вытащить его на пригорок так и не удалось. Пришлось оставить парня до лучшей погоды.
Вот примерно в таком духе мы и ехали в тот день и дальше. В результате наш пробег составил всего лишь около двадцати километров за день. В результате просто нашли подходящее местечко на обочине среди сугробов и устроились на ночную стоянку.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Третьим днём выехали очень рано, ещё даже не рассвело. Снегопад в основном закончился ещё вечером, и к тому моменту дорогу всё же хоть как-то укатали. К тому же, как выяснилось позднее, много снега выпало не по всей трассе. После знаменитого "Чёрного прижима" снега на дороге и в окрестностях стало не так уж много. Мы уже планировали встать на обед на стоянке у метеостанции Восточная и я всматривался в пробегающие мимо километровые столбы, вот-вот ожидая таблички с номером 666. Дорога в этом месте узкая, едва двум машинам разъехаться. К тому же, профиль у неё горбиком, то есть явно выраженный скат к обочинам, которые переходят в канавы, сейчас под снегом слабо заметные. И вот тут-то и случилось самое неприятное. Встречная машина как-тот уж слишком свободно мчалась близко к середине дороги и Жене, в машине которого я и ехал, пришлось взять чуть праве, а ведь отец так и говорил, будь осторожнее с обочиной на этом участке. Машина тут же накренилась и скользнула вправо. Пару секунд машина всё больше клонилась к земле, потом сзади что-то треснуло и кабина заняла какое-то стабильное положение, хотя и далёкое от горизонтального. Моя нервная система откровенно не готова была пока воспринимать реальность. Но в зеркало всё же посмотрел. Так и есть, вездеход сорвался и лежит на боку, прислонившись к сугробу. Ну вот и всё, кажется приехали.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Да уж, откровенно говоря, зависнуть мы тут могли не просто надолго, а очень надолго. Здесь, посреди снегов и холодных гор, можно было вполне и неделю провисеть или даже больше. Населённых пунктов поблизости нет и без крана проблему не решить. Но, как оказалось, это была не крайняя степень невезения. Кран нашёлся буквально в паре километров на трассе. По великой случайности этот кран ехал как раз тоже в Хонуу для строительства школы. С ним ещё одна машина, которая серьёзно сломалась и они теперь ждали уже третий день, когда подвезут запчасть. Ну вот так уж получилось, ребятам не повезло, зато получается, что нам повезло, что им не повезло. Случаются такие превратности судьбы.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Пробку на дороге своими манипуляциями мы, конечно, собрали. Но все же понимают и поэтому терпеливо ждут.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Но дорога здесь действительно неуклюжая. Когда поставили вездеход на место и освободили дорогу, собравшиеся машины стали разъезжаться. И тут же вот этот симпатичный Вольво совершил аналогичную ошибку, взял чуть лишнего к обочине и уже готов был завалиться набок, если бы уже довольно пожилой водила правильно не среагировал.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Пришлось теперь его нашими двумя машинами выдирать с обочины, придерживая одной машиной прицеп, чтобы не завалился набок.
Потом нам ещё пришлось потратить уйму времени, чтобы выдернуть и свой прицеп, который завяз в снежной канаве на обочине. Понятное дело, недалеко мы ушли в этот нервный и невезучий день. На ночёвку встали где-то за Кюбюме.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Глядя вот на такие экспонаты вдоль суровой Колымской трассы, начинаешь понимать, что твоё невезение это совершенно какая-то мелочь. Бывает и гораздо хуже.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Четвёртый день трудной дороги наконец-то прошёл без происшествий. Мы всё же проехали эту тысячу километров трассы и добрались таки до Усть-Неры.
Это Ольчанский перевал. Осталось лишь спуститься вниз, а там уже Усть-Нера.

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Путешествие по Колымской трассе (28 фото)

Да, но на этом дорога не закончилась. Осталось ещё 320 километров зимника от Усть-Неры до Хонуу. Вроде бы немного, но это зимник, который идёт прямо по реке Индигирка. А Индигирка река непростая.


Колымская трасса не терпит неподготовленных путешественников. Мобильной связи по трассе нет, а если и есть, то только в поселках или около дороги, которую еще надо поискать. Лучше рассчитывать только на себя. Внезапный ливень или снег, размытые дороги, пустой бензобак, тучи комаров и бесконечная пыль станут вашими спутниками. Не все сразу, но с завидными частотой и чередованием.

Летним долгим днем (белые ночи) на трассе температура может достигать 40 градусов. К осени, резко падать до 0 в ночное время, и подниматься до +20 С днем. Зима приходит в начале октября и уходит в конце мая, уступая на 4 месяца место весне, лету и осени. Первые дни июля традиционно снежные. Снег тает быстро, но холодные ночи начинаются уже в июле. Первые заморозки — в августе.

Осень и теплые носки — синонимы. Лето, комары, гнус и мошка — синонимы.

Практически по всей области воду из ручьев пить можно. Нет ничего вкуснее. Но есть места, например, лагерь Бутугычаг, в которые стоит заезжать с канистрами с водой — радиация.

Продовольственные магазины по трассе редки, так же как и поселки. Поселок и магазин — синонимы, так что пополнять запасы можно и там, но основное продовольствие лучше закупать в Магадане. Закон тайги: "Идешь на день — еды на два".

Гостиниц по трассе почти нет. Или они есть, но о них даже местные не знают. Проще спать в палатке.

Изредка встречаются поселковые столовые, которые отдаленно напоминают о цивилизации.

На автомобиле

Встречные машины редки, заглохший двигатель зимой — приключение на всю жизнь. Заправочные станции встречаются нечасто, и не лишним будет иметь с собой канистру бензина. А лучше две. По трассе бензин дороже рублей на 10, чем в городе, но не факт, что он вообще будет. Хотя обычно есть.

По трассе сложно найти СТО, так что стоит научиться следить за автомобилем самостоятельно.

Пешком

Рюкзак, палатка, спальник — это из первого и необходимого. Ходить пешком, карабкаться, ломиться сквозь стланик приходится много — нужна хорошая обувь. Костры можно разжигать везде.

Специальное место для палатки с туалетом и душем искать не надо. Его нет.

"Везде" — отличное место. Туалетов по трассе нет — лес в вашем распоряжении.

Встречи с медведем не редки, но ему тоже не особо хочется с вами знакомиться. Лучше уступить ему дорогу и идти по своим делам дальше, не провоцируя его на сближение.

На протяжении всех походов лучше петь. Медведь должен знать, что вы рядом.

Если же встреча состоялась, то верный способ остаться живым — сохранять спокойствие, не паниковать. Если рядом есть котелок или кастрюли — гремите, создавая как можно больше шума. Бежать не нужно, скорости медведю, при всей его неуклюжести, хватит, чтобы догнать вас прыжка в три. В тайге живут исключительно интеллигентные медведи, так что вежливый тон и спокойный настрой — путь к спасению.

Ученые повторили маршрут Юрия Дудя по Колыме, чтобы помочь развитию Сибири и Дальнего Востока

Ученые повторили маршрут Юрия Дудя по Колыме, чтобы помочь развитию Сибири и Дальнего Востока

Российские географы изучили территорию вдоль федеральной автотрассы «Колыма», оценив роль трассы для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.

Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» связывает Якутск и Магадан. По ней перевозят грузы золотопромышленники, угледобытчики и энергетики. Благодаря трассе, жители многих населенных пунктов получают доступ к продуктам питания, товарам первой необходимости и длительного пользования. При этом состояние трассы не соответствует ее «федеральному» статусу: покрытие «Колымы» преимущественно грунтовое, а придорожная инфраструктура развита плохо.

В августе—сентябре 2019 года географы МГУ преодолели более 2000 км по маршруту Якутск — Нижний Бестях — Хандыга — Усть-Нера — Сусуман — Синегорье — Талая — Магадан. Исследователи охватили основные населенные пункты и объекты, расположенные вдоль трассы, посетив месторождения золота ручья Берелёх, Колымскую ГЭС и Магаданский областной санаторий «Талая».

В ходе исследования «Колымы» ученые взяли более 40 интервью у местных жителей, представителей органов власти и организаций, провели экскурсии на предприятия и визуальное обследование восьми населенных пунктов.

«В рамках экспедиции мы непрерывно проводили количественные и качественные замеры типа покрытия трассы на всем ее протяжении, — объяснила руководитель экспедиции, доцент географического факультета МГУ Мария Горячко. — Изучались такие параметры как надежность, удобство для передвижения пассажирского и грузового автотранспорта, грузо- и пассажиропотоки по трассе, ее предельная емкость. Собирали данные об объемах завоза грузов для населенных пунктов, а также вывоза продукции по трассе, прежде всего горнодобывающей промышленности».

В частности, ученые отметили, что из-за отсутствия моста через реку Алдан в районе якутского поселка Хандыги сквозное движение по трассе «Колыма» невозможно в межсезонье.

Исследователи планируют сформулировать рекомендации по оптимизации и модернизации транспортной инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Кроме того, географы предложат районирование территории Сибири и Дальнего Востока, исходя из эффективности развития инфраструктуры в этих регионах.

Монологи водителей с Колымской трассы

DVLand снова радует. Очень интересные монологи колымских водителей: о трассе, об опасностях, о том, почему на такой экстремальной дороге всякие товарно-денежные отношения отодвигаются и на первый план выходит взаимопомощь и внимание к соседям.
В основной статье 3 монолога, два из них - от дальнобойщиков - я поставил и сюда.
Читайте, размышляйте. Почему на Северах люди другие.

Константин Мосолов, 49 лет, водитель микроавтобуса из Магадана

Водительский стаж у меня с 85-го года, а пассажиров по колымской трассе я вожу вот уже 19 лет. До этого, в девяностые годы, у нас с женой был небольшой магазин и часто приходилось ездить в Магадан на своём грузовике. Тогда здесь было страшное время, на трассе ветер гулял, сновали бандиты, они и водку возили, и стреляли из ружей на дороге — настоящее Чикаго было. До начала двухтысячных было ощущение, что милиции попросту не существует и на трассе каждый был сам за себя. Это не материковая дорога, и совершенно правильно её считают одной из опаснейших в России. Но что касается водителей, настоящих профессионалов, которые ездят по трассе, перемещают грузы, людей или выполняют другие важные задания в сжатые сроки, то у них вызовет улыбку, если кто-то скажет, что вот был такой холод, а машина сломалось и чтобы выжить пришлось сжигать колёса.

Я, например, знаю, что когда выезжаю из Магадана и двигаюсь в Усть-Неру, а за окном декабрь или январь, то где-то в час ночи на Артыкской долине меня буду ждать морозы за минус 60 и я прекрасно представляю, что будет происходить с моим автомобилем. Есть такая граница, она чувствуется по металлическим и резиновым частям машины. Всё, что до минус 52 у нас называется «машина дышит», а дальше она уже встаёт колом, теряется 80% всех гидравлических параметров, тормоза, гидроусилитель руля, амортизаторы — всё замерзает, машина не амортизирует и тебя трясёт как колотушка, резина вся стылая и стоять нельзя потому, что она тут же становится квадратной.

Едешь со скоростью 50-60 километров в час, потому что тормозов у тебя фактически нет. Мы льём туда 90%-ый спирт, порой всю жидкость тормозную им заменяем, но даже это не спасает, манжеты всех тормозных цилиндриков состоят из резины, при температуре минус 52 и ниже гидравлика срабатывает с десятисекундным опозданием. К слову сказать, если у тебя заглох двигатель и на улице мороз в -52, то у тебя около 15 минут, чтобы починить поломку.


Подготовка машин к зиме у нас очень серьёзная. Ещё осенью начинаем переходить с одних смазок на другие, резину переводим на силикон, в гидравлические вещи льём жидкость, которую полярные лётчики добавляют в топливо самолётов. Машины утепляем, клеим вторые стёкла. С собой обязательно берём тёплую одежду, а ещё примус, газовую плитку, паяльную лампу, запас газовых баллонов и даже какой-нибудь солярогаз. Мало ли что может произойти в дороге — одна плитка откажет, баллоны замёрзнут, или встретишь кого-нибудь, кто окажется в беде.

В начале 2000-х, когда только китайцы приехали сюда торговать, меня наняли, чтобы я повозил их по Тенькинской трассе [ответвление от федеральной трассы «Колыма» — Ф. В.-А.]. Был декабрь, мороз за 50. Я им говорю: «Ребят, шибко холодно». Но мы всё равно поехали, а машину мою загрузили тюками как орду бухарскую. И вот среди ночи в одном совсем глухом месте смотрю — стоит КАМАЗ, углём гружёный. Мотор явно не работает, стёкла заиндевевшие, то есть ещё недавно там было тепло, но сейчас всё — холод.

Я останавливаюсь, выхожу, открываю дверь грузовика, а там дядька чумазый лежит. Накрылся ватным одеялом и уснул, чего категорически делать нельзя. Рядом плитка газовая, но баллончик кончился, потух. Я его за ноги выволок, вытащил. Руками, ногами лупил, чтобы хоть как-то в чувства привести, но ничего. Выкинул из машины пару тюков, затащил его туда, растёр водкой, по щекам отхлестал, смотрю — очнулся. Потом оставил его отогреваться чаем, а сам примус бензиновый в кабину ему поставил, нагрел её хорошенько и запас бензина ещё оставил. Китаец, которого я вёз, долго молчал, он с трудом говорил по-русски. Потом говорит мне: «Костя, ты отдал ему эту плитку. А если с нами что-то случится?». Я ему говорю: «У меня ещё есть». «А если у нас бензин кончится?». Я ему отвечаю: «У меня ещё есть».

Не проедь мимо — у нас самое важное правило. Вот вроде бы даже лето и тепло на улице, но если машина стоит на обочине со включёнными аварийками, то ты просто обязан притормозить и, что называется, «пройтись пешком мимо машины». Если человеку что-то нужно — отдаёшь без оглядки. Неважно, знакомый или незнакомый это человек — никогда не жалей. Всё, что отдал, к тебе вернётся. Я в своё время отдавал и лопату, и монтажку, и камеру, и запчасть какую-нибудь, но и мне бывало отдавали. И в аварию я попадал, на трассе неделю жил, а ребята проезжали и кормили, и всё, что нужно было, отдавали. Это у нас непреложный закон.

В советское время водителю было проще, тут была развитая инфраструктура, он мог поставить машину и пойти в гостиницу, но сейчас трасса полумёртвая, и водителям приходится отдыхать в своей же машине. Чтобы ему где-то остановиться и чтобы машина не замёрзла зимой, ему нужно останавливаться на возвышенностях, в основном на перевалах или в специальных карманах. Есть такая чистая физика: холодные массы воздуха стекают в низины, поэтому в долине может быть мороз за минус 50, а начинаешь в перевал идти — и теплеет, и чем выше, тем теплее. Вот если в долине будет за 50, то на Колымо-Индигирском перевале, на так называемой «подошве», будет где-то минус 35, и для машины это уже огромное облегчение.

Места для ночёвки у всех на слуху: подошва, Кулинский перевал, Гаврюшка, Ольчанский перевал или Аркагалинский, Душный. Все мужики знают их местоположение и выезжают, держа в голове, сколько они проведут времени в дороге, и где они будут ночевать. Цивилизованного способа отдыхать нет, ставить машину в гараж, спать в гостиницах — такого не осталось, это всё ушло с советским союзом.

Здесь такая статистика не ведётся, но по кюветам веночков очень много весит. По разным поводам, вплоть до замерзания. Но главное — это пыль. Я не помню ни одного года и ни одного лета, чтобы люди не погибли, столкнувшись в лобовую из-за этой пыли. Она действительно очень странная, висит взвесью прямо в воздухе и куда хуже самого плотного тумана. Туман ты ещё можешь пробить фарами, а тут как стена коричневая. Одно время я даже возил с собой специальный пароходный гудок с кислородным баллоном. От него чуть окна не вылетали, но хотя бы можно было дать сигнал, чтобы гружёная машина тебя пропустила. Сейчас, слава богу, у всех рации появились, можно подъехать к такому облаку пыли и сказать: «Братишка, пропусти, людей везу».

В 2009 году, в конце января, наш товарищ, Андрей его звали, немножко промахнулся на перевале Лачкалах. Когда его машина шла на подъём, во время заноса отбило колесо от скалы и его бросило вниз, в распадок. Он упал туда вниз свечой, кабиной задавило ноги, голени. Буквально через десять минут уже подъехали его друзья, с которыми он только что стоял пил чай на пятаке. Они увидели его внизу и давай сразу руками, зубилами, молотками, кувалдами, всем, чем было, рвать кабину, пытаясь его освободить. Не смогли. Было холодно, минус 50. Ребята делали, что могли, одеялами его укутывали, чаем тёплым поили, но спустя 11 часов он погиб от гипотермии.

Приехавший МЧС из Сусумана не смог его вытащить, у них не нашлось нужных гидравлических инструментов или даже реактивной пушки, чтобы отогревать кабину. А врач, приехавшая вместе с ними, женщина 60 лет, отказалась спускаться в распадок, увидев насколько там крутой спуск. А там и правда было сложно добираться: когда мы тело его доставали, нам даже пришлось канаты вязать и по ним спускаться. Вот такая халатность привела к тому, что человеку пришлось сознательно принять свою смерть. А на том месте сейчас стоит памятник, и каждый раз, когда мы там проезжаем, останавливаемся, разговариваем. Считаем теперь, что у нас есть свой ангел-хранитель на Теньке (Тенькинская трасса) и зовут его Андрей.


Владимир Рак, 57 лет, дальнобойщик из Магадана

Я приехал работать в Магадан сварщиком ещё в 1980-х, работал на крупной автобазе, а когда вcё стало загибаться, купил себе грузовик УРАЛ и вот с 1991 года вожу грузы по трассе и по зимникам. Начинал на бортовом, потом как-то ставил кунг на него, возил продукты по зимникам, потом переделал под седельный тягач, топливо возил старателям.

Зимой трасса лучше. Всё лето нас мучает пыль, в кабине жарко, вокруг комары, мошка. Камни в колёса лезут, резина греется, стреляет. Износ резины у нас идёт в три раза быстрее, чем на материке: бывает буквально сто километров проедешь, и сделаешь такую дыру, что колесо выкидывать можно. А зимой появляется «колымский асфальт». Осенью ещё снег укатывают, потом его грейдируют, все эти камни замерзают, остаются под снегом и ты едешь легко, как по накатанному.

С веночком ты на трассе не останешься, всё равно кто-то будет ехать и поможет. Но готовиться надо — должна быть одежда тёплая. И не какая-нибудь, а обязательно валенки — никакая современная обувь не спасёт в колымский мороз. Но и машину готовить надо, в первую очередь ты должен быть уверен в аккумуляторе и топливных фильтрах. Топливо ведь и так густоватое на морозе, а если фильтры плохие, то всё, они быстро забиваются и машина глохнет. Если же двигатель работает, то и проблем нет — можно хоть жить в машине, не замёрзнешь.

Помогать часто приходится, в мороз же не бросишь, всегда останавливаешься, помогаешь отремонтироваться. Однажды даже пришлось спасать человека от пожара. Камазист сломался, заснул. Печка не работала, он включил плитку газовую. Я еду, вижу языки пламени. А он, видимо, ворочался, и плитка упала, торпеда, естественно, мигом загорелась, она же пластмассовая. Повезло, что это минут за пять до меня случилось — я успел остановиться, разбудить водителя и снегом кабину закидать. Меня самого бог миловал, за всё время я не попадал в какие-то опасные ситуации. Бывало, да, шлифовал на перевалах, но это нестрашно — зимой такое часто случается, когда ты поднимаешься на перевал. Вот ты тихонько идёшь, ползёшь, а в каком-то месте пробуксовываешь — шлифуешь лёд. У нас же как, внизу может быть минус 45, а на перевал поднимаешься — там минус 10. В мороз лёд нескользкий, по нему идёшь нормально, а при температуре в минус 10 дорога сразу становится влажной и скользкой. Приходится останавливаться, поддалбливать лёд, подсыпать чего-нибудь под колёса или надеть цепи.

Диких зверей на трассе много. Зимой лисы стоят, попрошайничают, летом медведи гуляют на пятках, на стоянках. Там баки мусорные стоят, да и мы подкармливаем. Вот остановился, например, чай попить, ищешь пятак, ручеёк, чтобы воды набрать. Смотришь, а он уже подошёл, ждёт. Медведь же умный, слышит гул машины, а потом, как он резко затихает. Подходит к кабине, ты ему сгущёнку или тушёнку кидаешь. Сгущёнку он, кстати, любит больше и различает её даже в закрытой банке, открывает когтем, как консервным ножом, и высасывает прям через дырочку.

Читайте также: