Как читать схемы ваз

Обновлено: 05.07.2024

Электросхемы автомобилей – чтобы знать место каждому проводу!

Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей. И не стоит думать, будто это нужно только владельцам современных иномарок, где полно автоматики. Даже если у вас старенькие Жигули, также полезно будет ознакомиться с этой информацией, так как устройство любой машины предполагает наличие автоэлектрики.

Что такое электросхемы?

Электросхемы – это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно. При этом такие чертежи не отображают реальное расположение данных элементов, а только указывают их связь между собой. Таким образом, человек, разбирающийся в них, с одного взгляда может определить принцип работы электроприбора.

Фото электросхемы автомобиля, autoprospect.ru

В схемах всегда изображаются три группы элементов: источники питания, вырабатывающие ток, устройства, отвечающие за преобразование энергии, и узлы, которые передают ток, в их роли выступают разные проводники. В роли источника питания могут выступать гальванические элементы с очень маленьким внутренним сопротивлением. А за преобразование энергии часто отвечают электродвигатели. Все объекты, из которых и состоят схемы, имеют свои условные обозначения.

На фото - электрические элементы автомобиля, manual-car.info

Зачем разбираться в электросхемах?

Уметь читать такие схемы довольно важно для всех, у кого есть автомобиль, ведь это поможет сэкономить очень много денег на услугах специалиста. Конечно, какие-то серьезные поломки починить самостоятельно без участия профессионалов сложно, да и чревато, ведь ток ошибок не терпит. Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить аккумуляторную батарею, ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально.

Фото подключения аккумуляторной батареи авто, insidecarelectronics.com

Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, автомобильный кондиционер, которые значительно облегчают процесс вождения и наполняют нашу жизнь комфортом. И здесь не обойтись без умения разбираться в электрических схемах, ведь зачастую они прилагаются ко всем перечисленным приборам. Также это актуально и для владельцев машин с прицепом, так как иногда возникают проблемы с его подключением. И тогда понадобится электросхема прицепа легкового автомобиля и, естественно, навыки, позволяющие разобраться в ней.

На фото - электрическая схема автомобиля, autosecret.net

Как читать электросхемы автомобилей – основные обозначения

Для того чтобы понять принцип работы какого-то устройства, знающему человеку будет достаточно взглянуть на электросхему. Рассмотрим же основные нюансы, которые помогут разобраться в цепях даже новичку. Понятное дело, что ни один прибор не будет работать без тока, который поступает посредством внутренних проводников. Эти трассы обозначаются тонкими линиями, причем цвет их должен соответствовать реальному цвету проводов.

Фото схемы подключения электроприборов автомобиля, filekondr.ru

Если электросхема состоит из большого количества элементов, то трасса на ней изображается отрезками и разрывами, при этом обязательно указываются места их соединения либо же подключения.

На фото - электросхема авто из большого количества элементов, vaz-2115i.ru

Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. Числа в кружках показывают места соединений проводов с «минусом», а обозначение токоведущих дорожек облегчает поиск элементов, расположенных на различных схемах. Комбинации же цифр и букв соответствуют разъемным соединениям. Существуют специальные таблицы, с помощью которых очень легко идентифицировать элементы электрических цепей. Их очень просто найти как в интернете, так и в пособиях для специалистов. В общем, автоэлектросхемы читать достаточно легко, главное разобраться с функциональностью их элементов и следить за цифрами.

Читая электросхему, следует учитывать некоторые особенности:

  • электропроводка обозначается одним или двумя цветами, обычно на дополнительном цветовом обозначении есть риски, расположенные поперёк или вдоль;
  • в одном жгуте одноцветные провода всегда соединены друг с другом;
  • при входе в жгут любой провод имеет определённый наклон, указывающий на направление, в которое он проложен;
  • чёрный цвет провода всегда используется для соединений «на массу»;
  • часть проводов имеют цифровую маркировку в определённом месте подключения, так можно узнать, откуда идёт провод, не просматривая всю электрическую цепь.

Как читать автомобильные электрические схемы

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Схема автомобильной электрики


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Трехмерная электрическая схема автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Обозначение контактов на автомобильной схеме по номерам


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Цветовые обозначение проводов на электросхеме

Что означает пустой кружок в узлах схемы

Одно из изображений автомобильных разъемов

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Соединительные колодки или пакет перемычек

Схема с автомобильными соединительными колодками

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Номиналы предохранителей и внешний вид блока

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Как выглядит автомобильное реле

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

Датчики на автомобильной электросхеме

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

Как на электросхеме обозначается стартер, АКБ, замок зажигания

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

Как обозначается ЭБУ и другие контроллеры на схемах

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

Обозначение блока управления двигателем на схеме

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.


Условные изображения электромагнитного и гравитационного клапана на электросхеме

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

Условные обозначения приборов на схеме автомобиля

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Электрическая часть ВАЗ 2105: как разобраться в переплетении проводов?

Что входит в электросхему?

Схема электрооборудования ВАЗ состоит из многих компонентов. Речь идет о генераторе, аккумуляторе, оптике, блоках предохранителей, контрольных лампах, а также приборной панели и прочих компонентах. Речь идет как об инжекторе, так и карбюраторных двигателях. Провода системы маркируются разными цветами, они соответствуют тем, которые отмечаются на схемах, это дает возможность автовладельцу не запутаться в ходе диагностики цепи и ремонте.

Полная электросхема для отечественной «пятерки»

Полная электросхема для отечественной «пятерки»

Сама схема электропроводки ВАЗ 21053 карбюратор или инжектор в целом дает полную картину цепи, без какой-либо конкретики и объяснений. Соответственно, в сервисном мануале к транспортному средству должны идти дополнительные приложения, объясняющие предназначение электрических устройств. В любом случае, одним из основных компонентов цепи является система зажигания. В целом в ней нет ничего сложного, но во время проведения ремонта легко запутаться в проводке, которая идет от реле к блоку с предохранителями и от замка зажигания к блоку.

Также система проводки включает в себя электросхему приборной панели и запуска мотора. Практически все оборудование «пятерки» обозначается отдельными приложениями в сервисном мануале, что во многом облегчает процедуру ремонта и диагностики. К примеру, автовладельцы часто сталкиваются с проблемой некорректно работающий указателей поворотов, а также противотуманной оптики.

Вполне возможно такое, что устройства отказываются нормально функционировать при некорректно работающем генераторе. Разумеется, при наличии схемы обнаружить неисправность будет значительно легче. Следует отметить, что инжекторные версии, в отличие от карбюраторных, более сложные в силу наличия дополнительных датчиков и регуляторов, форсунок и прочих компонентов.

Признаки неисправностей

Различается несколько видов состояния электроцепи «пятерки», когда автовладельцам приходится искать неисправность:

  1. Машина не может ехать. В принципе, причин этому может быть множество. Это могут быть и поломки определенных узлов и механизмов, либо же проблемы в работе электроцепи.
  2. Машина может ехать, однако электрическое оборудование функционирует некорректно.

В том случае, если пытаясь завести мотор, этого сделать не выходит, а бензин без проблем поступает в агрегат, вероятнее всего, проблему необходимо искать именно в цепи:

  1. Как сказано выше, инжекторные версии более сложные в плане электропроводки и оборудования. Как показывает практика, в большинстве случаев проблема заключается именно в системе управления ДВС. К примеру, если система транспортного средства не может обрабатывать сигналы с регуляторов и, соответственно, передавать сигналы на вспомогательные механизмы, вероятнее всего, проблема именно в цепи.
  2. В том случае, если у вас карбюраторная «пятерка», то для начала необходимо произвести диагностику свечей зажигания, а также высоковольтников. Бывает такое, что высоковольтные провода перегибаются или на них окисляются контакты, что приводит к проблемам в эксплуатации авто. Кроме того, целесообразно произвести проверку работоспособности катушки зажигания и трамблера.

Диагностика поломки

Как правильно проверить электроцепь авто:

  1. Сначала произведите диагностику цепи на участке от генератора до катушки. Удостоверьтесь в том, что контакты на этом участке не имеют окислений, возможно, присутствуют обрывы. Если есть окисления, то контакты нужно просто зачистить. Плохие провода необходимо заменить.
  2. Проверьте работоспособность катушки. Вам необходимо узнать, есть ли искра. Достаньте один высоковольтный провода и поднесите его к металлу. При попытке запустить двигатель между контактом кабеля и металлом должна проскакивать искра. Если ее нет, то необходимо более тщательно произвести диагностику основных компонентов системы зажигания.
  3. Также произведите диагностику работоспособности свечей зажигания и трамблера. Иногда невозможность запуска двигателя обусловлена образованием нагара на свечках, если это так, то от налета необходимо избавиться. Причин появления нагара может быть множество, подробнее о них, а также вариантах избавления читайте Видео «Ремонт электропроводки автомобиля ВАЗ 2105»

Электрические схемы автомобилей ВАЗ 2110 с карбюраторным и инжекторным двигателем


Все электрическое оборудование в отечественных машинах объединено в одну систему, что позволяет облегчить поиск неполадок и подключение новых устройств. Электросхема ВАЗ 2110 представляет собой карту подключения всех электроприборов и агрегатов.

Общие принципы функционирования электрооборудования на автомобилях семейства ВАЗ-2110

Основные принципы работы электрической проводки на ВАЗ 2110 с карбюраторным и инжекторным двигателями:

  1. Все электрооборудование и приборы, питающиеся от напряжения, основаны на однопроводном соединении. Специалисты концерна ВАЗ при разработке схемы бортовой сети продумали, чтобы электроцепи определенной расцветки отвечали за конкретные опции. Поэтому определенные приборы соединяются посредством электролиний определенных цветов. Благодаря этому владелец машины может сам разобраться в схеме электросети, что позволит самостоятельно выполнять ремонт.
  2. Отрицательный контакт любого электроприбора на ВАЗ 2110 является массой. Он подключается к кузову транспортного средства.
  3. Положительный контакт от АКБ на ВАЗ всегда имеет красную расцветку. Поэтому при выполнении ремонта не рекомендуется менять цвет электроцепи.
  4. Каждая электросистема, подключенная к бортовой сети, обладает отдельным жгутом с электроцепями.
  5. «Десятка» устроена таким образом, что при активации АКБ на все электроприборы и оборудование подается напряжение. Поэтому при выполнении ремонта электропроводки от аккумулятора надо обязательно отключать отрицательную клемму.
  6. Часть автомобилей ВАЗ 2110 оснащаются бесконтактной системой зажигания. Такой тип системы стал использоваться для обеспечения более качественной искры, по сравнению с контактным вариантом. Хорошая искра нужна для обеспечения эффективного сгорания горючей смеси. Для качественной работы бесконтактной системы зажигания требуются высоковольтные провода.

Подробная схема электропроводки

На моделях ВАЗ 2110 с карбюраторным двигателем


Описание основных компонентов электросхемы с карбюраторным силовым агрегатом:

На моделях ВАЗ-2110 с инжекторным двигателем


Электросхема ВАЗ 2110 с карбюраторным силовым агрегатом имеет определенные отличия:

  1. Оптические устройства головного освещения.
  2. Контроллеры определения износа колодок, расположенных на тормозах передних колес.
  3. Переключательное устройство системы освещения, активирующейся при включении задней передачи.
  4. Электрический моторчик вентилирующего устройства охладительной системы силового агрегата автомобиля.
  5. Звуковое устройство.
  6. Электродвигатель системы блокировки замка, установленного на передней пассажирской двери.
  7. Реле активации системы электрических стеклоподъемников. Устанавливается на автомобили, где имеются электростеклоподъемники.
  8. Предохранительное устройство на 8 ампер.
  9. Стартерный узел автомобиля.
  10. АКБ.
  11. Генераторная установка. Предназначена для обеспечения питания основного электрооборудования при заведенном двигателе.
  12. Электрический моторчик системы обмыва лобового стекла.
  13. Контроллер определения объема омывающей жидкости в резервуаре, расположенном в моторном отсеке.
  14. Электрический моторчик системы блокировки замка, расположенного на передней водительской двери.
  15. Переключательное устройство для поднятия и опускания электрического стеклоподъемника, расположенного в водительской двери.
  16. Контроллер объема хладагента в охладительной системе.
  17. Электрический моторчик системы очистки лобового стекла.
  18. Клапан рециркуляции системы отработанных газов.
  19. Электрический моторчик привода заслонки отопительной системы.
  20. Электрический моторчик отопительной системы.
  21. Замок багажного отсека.
  22. Переключательное устройство электрического стеклоподъемника, установленного на правой передней двери.
  23. Электрический моторчик стеклоподъемника, установленного на передней пассажирской двери.
  24. Управляющий модуль системы блокирования замочных устройств на дверях.
  25. Дополнительный резисторный электрического моторчика отопительной системы.
  26. Контроллер объема жидкости в тормозной системе.
  27. Электрический моторчик стеклоподъемника, расположенного на передней двери слева. Устанавливается только на авто, оснащенные системой ЭСП.
  28. Переключательное устройство системы внешнего освещения. Располагается в салоне автомобиля на центральной консоли.
  29. Приборная панель, включающая в себя все основные датчики и контроллеры.
  30. Переключательное устройство для активации задних противотуманных фонарей. Устанавливается на центральной консоли. Ставится только на машины, оборудованные противотуманным освещением.
  31. Контрольный световой индикатор активации противотуманного освещения. Устанавливается на приборной панели.
  32. Контрольный световой индикатор системы обогрева заднего стекла.
  33. Переключательное устройство системы обогрева заднего стекла. Монтируется в салоне авто, на центральной консоли.
  34. Подрулевой переключатель поворотных огней.
  35. Переключательное устройство системы освещения на контрольном щитке. Предназначен для изменения интенсивности светового потока.
  36. Замок зажигания.
  37. Монтажный электроблок.
  38. Переключательное устройство клапана системы рециркуляции отработавших газов.
  39. Контроллер системы отопления авто.
  40. Кнопка-переключатель для активации и отключения световой сигнализации.
  41. Световой прибор системы освещения рычагов отопительного узла. Предназначен для подсветки центральной консоли.
  42. Световой источник системы освещения бардачка.
  43. Переключательное устройство источника освещения бардачка.
  44. Прикуриватель.
  45. Электромодуль индикации бортовой системы контроля электроприборов и оборудования.
  46. Световой источник системы освещения пепельницы.
  47. Переключательное устройство стоп-сигнала.
  48. Электрический моторчик системы блокировки замочного изделия, установленного на задней двери слева.
  49. Переключательное устройство электрического стеклоподъемника задней двери, установленной слева.
  50. Электрический моторчик для активации и опускания стеклоподъемника на двери, установленной сзади слева.
  51. Розетка для подключения переносного источника освещения.
  52. Часы, установленные на торпеде в салоне авто.
  53. Электрический моторчик стеклоподъемника, установленного на задней правой двери.
  54. Переключательное устройство для поднятия и опускания электрического стеклоподъемника, установленного за задней правой двери.
  55. Электрический моторчик системы блокировки замочного устройства на задней правой двери.
  56. Боковой поворотный указатель.
  57. Выключательное устройство контрольного светового источника ручного тормоза.
  58. Контроллер ремешка безопасности, установленного на водительском кресле.
  59. Источник освещения направленного света в салоне авто.
  60. Непосредственно сам плафон освещения.
  61. Контроллер определения уровня температуры воздушного потока в салоне машины.
  62. Выключатель, установленный в стойке рядом с передней дверью.
  63. Переключательное устройство, установленное в стойке на задней двери.
  64. Внешний осветительный прибор, установленный сзади.
  65. Внутренний осветительный прибор, предназначенный для освещения багажного отсека. .
  66. Световой прибор освещения багажного отсека.

Остальные элементы электросхемы:

Устройство и функционирование элементов проводки

Общая электросхема ВАЗ 2110 включает в себя дополнительные узлы с электрооборудованием.

  • бесконтактной системе зажигания;
  • монтажном блоке, оснащенным плавкими предохранительными устройствами;
  • электроцепях системы впрыска топлива;
  • системе подогрева задних сидений, если таковой оборудован автомобиль;
  • системе активации наружных осветительных приборов и противотуманного освещения;
  • системе блокировки замков машины;
  • системе управления силовым агрегатом.

Схема бесконтактной системы зажигания


Описание элементов схемы:

Плавкие предохранители в общей схеме проводки



Схема подогрева передних сидений


Описание компонентов схемы:

  1. Электронный модуль, предназначенный для активации и отключения системы обогрева.
  2. Переключательное устройство системы зажигания.
  3. Реле, предназначенное для активации системы прогрева задних кресел.
  4. Нагревательное устройство, предназначенное для прогрева переднего кресла. Речь идет о пассажирском сиденьи.
  5. Нагревательное устройство прогрева водительского кресла.
  6. Переключательное устройство для активации и отключения системы прогрева.

Схема включения фар и противотуманного света


Обозначение компонентов системы освещения и противотуманных огней:

  1. Оптические внешние устройства.
  2. Электронный модуль активации освещения.
  3. Переключательное устройство для включения и отключения режима работы осветительных приборов. Предназначен для активации и деактивации ближнего либо дальнего света.
  4. Переключательное устройство системы внешнего освещения.
  5. Контрольный световой индикатор противотуманных фонарей. Располагается на контрольном щитке.
  6. Световые источники, установленные в противотуманных фонарях, расположенных сзади.
  7. Переключательный узел активации и отключения противотуманной оптики.
  8. Переключатель зажигания.
  9. Контрольный световой индикатор дальнего освещения, установленный в приборной панели.

Остальные компоненты схемы:

Блокировка замков автомобиля


Описание элементов схемы:

Схема системы управления двигателем


Описание компонентов электрической схемы управления мотором ВАЗ 2110:

  1. Диагностический выход. Предназначен для подключения диагностического оборудования и проверки основных узлов автомобиля.
  2. Регуляторное устройство холостых оборотов.
  3. Контроллер.
  4. Контроллер детонации.
  5. Модуль системы зажигания.
  6. Четыре свечи, установленные под капотом.
  7. Форсунки.
  8. Электрический топливный насос, оборудованный контроллером определения объема горючего в баке.
  9. Электрический разъем, предназначенный для подключения к колодке электроцепей, идущий на контрольный щиток.
  10. Контроллер концентрации объема кислорода в системе впрыска.
  11. Плавкое предохранительное устройство, предназначенное для защиты электроцепи топливного насоса, а также форсунок и реле.
  12. Реле активации топливного насоса.
  13. Предохранительное устройство для защиты контроллеров скорости, массового расхода воздушного потока и концентрации кислорода.
  14. Реле активации цепи питания.
  15. Предохранительный элемент, предназначенный для защиты датчика и модуля системы зажигания.
  16. Реле активации электрического моторчика вентилирующего устройства.
  17. Сам электрический мотор охладительной системы силового агрегата.
  18. Контроллер расхода воздуха.
  19. Клапан продувки устройства адсорбера.
  20. Контроллер скорости.
  21. Контроллер температуры хладагента.
  22. Контроллер положения дроссельной заслонки.
  23. Контроллер положения коленвала.
  24. Выход А подключается к положительной клемме АКБ.

Электросхема подключения щитка приборов


Описание элементов схемы:

Схема системы очистки лобового стекла


Основные компоненты этой системы:

Как правильно читать электросхемы ВАЗ-2110?

Умение читать электросхему потребуется автовладельцу для определения неисправности в работе электроцепей. Все электропроводники на схемах выполнены в виде линии, которая соединяет один или несколько компонентов. Само соединение приборов на схеме является электроцепью либо участком цепи, который входит в одну общую электросхему. Если цепь разомкнута, то электроток по ней не проходит, поскольку оборудование не функционирует. Если замкнута, то по ней всегда проходит ток.

Обозначение проводников на схемах всегда идентичное. Различие может заключаться в изображении электроцепей, которые используются для обработки сигналов, цветовой расцветке либо расположением указательных элементов. На линейных электросхемах к ВАЗ 2110 одна линия может указывать на группы электропроводников, выполняющих определенную функцию. Такой тип линии обычно маркируется жирным либо окрашивается в определенный цвет.

Если электросхема включает в себя большое число компонентов, то электропроводники могут не отображаться полностью. Их маркировка может быть пунктирной. Но тогда должно указываться место подключения либо соединения. Такой тип проводников на схемах обычно обладает символьными обозначениями точек подсоединяемых электронных блоков, модулей либо участков. Соединения электропроводников на электросхемах определяется точкой либо разомкнутым участком линии на коммутирующем оборудовании.

О практических нюансах чтения электросхем рассказал пользователь Mr. Boroda.

Определение неисправностей в работе проводки

Поиск неполадок в работе электроцепей надо начинать с диагностики контактных частей.

Для проверки работы контактов требуется тщательно произвести диагностику электролиний, которые включает в себя колодка системы. Для выполнения этой задачи можно использовать разные способы:

При диагностике надо уделить внимание высоковольтным кабелям. Они выполняют важную функцию, поскольку с их помощью обеспечивается работа всех энергонезависимых устройств. Но сами провода располагаются в опасной для их работы среде.

«Симптомы» неисправностей в работе высоковольтных кабелей:

  • при функционировании радиоприемника раздаются шумы, нехарактерные для работы магнитолы;
  • во время езды транспортное средство начинает дергаться;
  • увеличивается расход горючего;
  • силовой агрегат «захлебывается» при езде на малых оборотах, ему не хватает мощности для набора скорости;
  • увеличился уровень токсичности выхлопных газов.

При диагностике высоковольтных проводов надо учитывать следующие особенности:

  1. Черный контакт мультиметра надо подключать к левому отверстию.
  2. Контакт красного цвета ставится посредине участка кабеля.
  3. Тестер активируется в режим измерения параметра сопротивления.
  4. Выполняется замыкание щупов тестера.
  5. Если после этих действий на экране прибора показано, что уровень сопротивления нулевой, то высоковольтные кабеля рабочие.
  6. Если диагностика показала цифру 1, то величина сопротивления выше нормированной. Соответственно, кабель поврежден и его пора менять.

Видео «Ремонт проводки на ВАЗ 2110»

Пользователь Ramanych подробно рассказал о нюансах ремонта электрической проводки в автомобилях ВАЗ 2110.


  • Замена датчиков давления и уровня масла на «Десятке» за пять минут

  • Оптика легендарных «Десяток»: каким фарам отдавать предпочтение?

  • Читаем панель приборов «Десятки» старого и нового образца как открытую книгу

Как читать электросхемы автомобилей

Размеры аккумуляторов

Все больше и больше современных автомобилей становятся настоящим сбором электронных устройств. Ведь с увеличением комфорта и улучшением характеристик двигателя, в автомобилях применяется большое количество различных приборов и аппаратов управления. Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы. В этой статье мы расскажем вам, что такое электрические схемы, для чего нужно уметь читать их, и расскажем вам об основных обозначения.

Что такое электрическая схема?

Электрическая схема представляет собой графическое (на бумаге) изображение специальных символов и пиктограмм, которые имеют параллельное или последовательное соединение. Схема никогда не показывает действительное изображение совокупности предметов, а лишь показывает их связь между собой. Таким образом, если знать, как правильно читать схемы, можно разобраться в принципе действия того или иного устройства или системы устройств.

Практически на всех электрических схемах располагаются следующие предметы:

  • Источник питания. Таковым является аккумуляторная батарея или генератор.
  • Проводники – провода, с помощью которых осуществляется передача электрической энергии по цепи.
  • Аппаратура управления – это устройства, предназначенные для замыкания или размыкания электрической цепи, которые могут присутствовать или отсутствовать в схеме.
  • Потребители электрической энергии – это все приборы или устройства, которые осуществляют преобразование электрического тока в другой вид энергии. Например, прикуриватель преобразует электрический ток в тепловую энергию.

Для чего нужно уметь читать электрические схемы?

Такие знания не нужны были владельцам первых автомобилей. Дело в том, что их электрооборудование было ограниченным, что позволяло легко запомнить связь элементов цепи и выучить все провода наизусть. Другое дело современные автомобили, где монтируется большое количество электротехнических устройств и приборов. Вот тут электрическая схема понадобится в обязательном порядке.

Умение читать схему может понадобиться вам при эксплуатации любого автомобиля. Это поможет вам легко найти и устранить мелкие неисправности связанные с отказом того или иного электрического прибора. Ведь диагностика неисправностей и затем последующий ремонт могут обойтись в довольно немалую сумму. Почему бы не сделать это самостоятельно?

В другом случае, знание схемы поможет вам при подключении новых электрических приборов. Многим водителям схема помогает осуществить монтаж сигнализации, автозапуска и многих других устройств, где подключение к бортовой сети автомобиля является обязательным.

Многие водители затрудняются с подключением цепи прицепа к электрической сети автомобиля. Знание элементов схемы поможет вам быстро найти неисправность и произвести ее оперативное устранение.

Видео - Как читать схему проводки автомобиля

Условные обозначения на электросхемах авто

Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.

Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.

Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.

Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.

Электрооборудование автомобилей

Электрооборудование в «жизни» любого автомобиля имеет большое значение – без него автомобиль не смог бы даже передвигаться.

С помощью электричества происходит запуск двигателя, за счет электричества работают осветительные приборы, моторчики дворников и печки, система зажигания ДВС. На электроэнергии также работает любое дополнительное оборудование машины – магнитола, прикуриватель, охранная сигнализация, мультимедийная система.

Схема электрооборудования

В современных легковых автомобилях используется постоянное напряжение 12 вольт, в схемах электрооборудования грузовых автомобилей напряжение равно 24 В. Следует отметить, что в свое время легковые авто работали от напряжения 6V, но в силу ненадежности в середине XX столетия от таких электрических схем отказались.

В стандартную схему электрооборудования входит:

  • аккумуляторная батарея, она нужна для запуска двигателя, и без нее автомобиль не заведётся;
  • замок зажигания. С замка подается напряжение на стартер, а сам запуск осуществляется поворотом ключа в крайнее правое положение (по часовой стрелке);
  • стартер, он является пусковым устройством – при повороте ключа зажигания бендикс стартера входит в зацепление с маховиком двигателя, мотор начинает вращаться;
  • генератор – является устройством, вырабатывающим электрический ток. От генератора получают питание все потребители (фонари и фары, различные приборы, моторчики, допоборудование), к тому же от него подзаряжается аккумулятор;
  • освещение автомобиля – передние фары, задние фонари, плафоны освещения салона, подкапотного пространства, багажника;
  • система зажигания двигателя, которая на современных авто состоит из блока управления и различных датчиков;
  • электропроводка, соединяющая между собой элементы электрооборудования.

Также в электросхеме автомобиля присутствуют реле разных типов, датчики, щиток приборов, блок коммутации с предохранителями, моторчики отопителя и стеклоочистителей. В машинах с богатой комплектацией дополнительно могут устанавливаться:

  • электрические стеклоподъемники;
  • система климат-контроля;
  • мультимедиа;
  • предпусковой подогреватель;
  • электроподогрев сидений.

Неисправности электрооборудования автомобиля

В электрическом оборудовании автомашины могут возникать различные неисправности, причем, выйти из строя может любой элемент схемы. Говоря о неисправностях, следует начать с одного из самых важных элементов – аккумуляторной батареи (АКБ). Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, каждая по два вольта, со временем аккумулятор теряет емкость и перестает заряжаться. АКБ становится непригодной к эксплуатации в связи с осыпанием пластин в банках, неисправности в аккумуляторе возникают по нескольким причинам:

  • происходит естественное старение АКБ;
  • аккумулятор часто работает при повышенных нагрузках и поэтому постоянно «садится»;
  • в банках недостаточный уровень или не поддерживается необходимая плотность электролита;
  • в корпусе есть трещины, через которые электролит утекает.

Электрооборудование автомобилей

Проблемы с электрооборудованием нередко возникают из-за неисправного генератора, который тоже является очень важным узлом в машине. В генераторе встречаются две основные неисправности;

  • шум подшипников;
  • пропадание зарядки.

Если зарядка пропадает или она слабая, автомобиль работает только за счет аккумулятора. Когда ресурс АКБ исчерпан, батарея разряжается, а так как она от генератора зарядку не получает, потребители остаются без необходимой им электроэнергии, в результате:

  • двигатель не запускается;
  • не работает освещение, моторчик печки, магнитола и проч.

В значительной степени на работу авто влияет и состояние стартера – со сломанным пусковым устройством автомобиль можно завести только с буксира или толкача, что крайне неудобно.

Еще из частых и очень неприятных проблем с оборудованием можно отметить:

  • замыкание электрических проводов на массу или между собой;
  • потеря контактов в штекерах;
  • обрыв проводов.

Безусловно, неисправности в работе любого потребителя приносят автовладельцам массу хлопот, но какое-то время с некоторыми неисправностями еще можно ездить, например, с нерабочим кондиционером или магнитолой. В дальнейшем все равно приходится производить ремонт, и от этого никуда не деться – неисправности в электрооборудовании автомобиля необходимо устранять.

Диагностика электрооборудования

Прежде чем приступить к ремонту электрооборудования, необходимо выяснить причины возникновения неисправности. Находят поломку с помощью диагностики, для выяснения причины использует различные инструменты и оборудование:

  • мультиметры, вольтметры, омметры;
  • стенды для проверки генераторов или стартеров;
  • сканеры для компьютерной диагностики двигателей или автоматической трансмиссии.

Диагностируя аккумулятор, ареометром проверяют плотность электролита в банках, с помощью нагрузочной вилки выясняют, способна ли аккумуляторная батарея работать под нагрузкой. Диагностика электрооборудования – дело непростое, зачастую в электрике намного сложнее найти причину неисправности, чем произвести сам ремонт. Именно поэтому автоэлектрики пользуются большим спросом, а за их работу берется почасовая оплата.

Электрооборудование автомобилей

В ремонте электрооборудования есть немало различных нюансов, поэтому во многих случаях без квалифицированных автоэлектриков не обойтись. Безусловно, многие водители могут сами отремонтировать стартер или генератор, обслужить аккумуляторную батарею, но разобраться в электропроводке с большим количеством электроники иной раз не под силу даже достаточно опытному мастеру.

Также не просто провести диагностику двигателя. Сейчас уже практически нет таких автомобилей, у которых системой зажигания не управлял бы электронный блок. Для выяснения причины неисправности используются специальные автомобильные сканеры, или к бортовой системе авто подключается ноутбук. На мониторе диагностического устройства отображаются ошибки, которые есть в электрической схеме, на экран выводятся различные параметры. Ремонт в системе зажигания сводится к замене датчиков, восстановлению контактов в проводах или к замене самой проводки.

Электрооборудование автомобилей ВАЗ

На автомобилях ВАЗ 2101-07 ранних выпусков устанавливается электрооборудование с простейшей системой зажигания (СЗ), в состав которой входит:

  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода с наконечниками;
  • трамблер (прерыватель-распределитель);
  • катушка зажигания.

На подобной системе СЗ в прерывателе трамблера установлена контактная группа, а чтобы контакты меньше подгорали, в схему включен конденсатор. На более поздней «Классике» стала применяться бесконтактная СЗ – в схему был дополнительно включён коммутатор, а в трамблере вместо контактной группы прерыванием стал управлять датчик Холла.


На последних выпусках ВАЗ-классика зажиганием управляет электронный блок, в схеме СЗ есть датчики:

  • холостого хода;
  • положения дроссельной заслонки;
  • положения коленвала;
  • массового расхода воздуха.

В схеме электрооборудования автомобилей ВАЗ также присутствует генератор, стартер, замок зажигания, электрическая проводка, блок предохранителей и прочие элементы. В современных автомобилях ВАЗ, таких как Chevrolet Niva, Lada Калина, Ларгус, Приора, Гранта, Datsun Mi-Do или On-Do используется система зажигания с электронным блоком управления, но в целом схема электрооборудования в этих машинах от более старых моделей принципиально ничем не отличается.

Типичные неисправности в электрооборудовании ВАЗ

В каждой модели автомобиля есть характерные неисправности, которые чаще всего встречаются. Например, в системах зажигания с трамблером на автомобилях ВАЗ нередко выходили из строя коммутаторы напряжения, перегревалась катушки зажигания. На более современных переднеприводных ВАЗ нередко выходят из строя различные датчики (ДМРВ, датчик скорости, распределительного вала, положения дроссельной заслонки).

Не отличается особой надежностью и генераторы – достаточно быстро начинает шуметь подшипники, пропадает зарядка. Причина выхода из строя подшипников – плохое качество самих деталей, особенно, если они неоригинального производства. Шуметь генератор также может по следующим причинам:

  • перетянут натяжной ремень;
  • искривился шкив генератора.

Зарядка чаще всего пропадает при выходе из строя реле-регулятора, реже в отказе виновата статорная или роторная обмотка, также еще могут сноситься генераторные щетки.


Наиболее часто встречающаяся причина неработоспособности стартера – вышедший из строя бендикс. Еще стартер отказывается работать из-за неисправного втягивающего реле, якоря (ротора), износа щеток в шуточном узле. Если из строя выходит сразу две или три дорогостоящие детали стартера (например, ротор и обмотка статора), иногда разумнее поменять весь узел целиком, то есть, купить новый стартер.

На многих ВАЗ нередко возникают замыкания и обрывы электропроводки, окисляются штекера и контакты. Ремонтировать автомобили тольяттинского производства приходится чаще, чем иномарки, но у машин ВАЗ есть большой плюс – ремонт и запчасти стоят недорого, а сама работа не представляет особой сложности.

Читайте также: