Как определить какая цепь стоит на уаз патриот

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

ГРМ УАЗ Патриот

ГРМ УАЗ Патриот

До недавнего времени на автомобиль ставили как бензиновый двигатель ЗМЗ-40906, так и дизель ЗМЗ-51432. В октябре 2016 года производитель объявил, что, ввиду низкого спроса на дизельную версию, в заводской линейке останется только бензиновый двигатель ЗМЗ-40906 (Евро-4, 2.7 л, 128 л.с.).

Особенности газораспределительного механизма УАЗ Патриот

Схема узлов двигателя УАЗ Патриот

Двигатели УАЗ Патриот традиционно имеют цепной привод ГРМ. Двигатель ЗМЗ-40906 с завода комплектуется двумя однорядными пластинчато-звеньевыми цепями. Этот тип цепи ГРМ, в сравнении с ранее использовавшимися на двигателях УАЗ двухрядными или однорядными ролико - звеньевыми цепями, считается не самым надежным и обычно требует замены приблизительно через 100 тысяч километров пробега. При эксплуатации автомобиля, особенно в условиях повышенных нагрузок, приводные цепи ГРМ изнашиваются и растягиваются. Главный признак того, что цепи пора заменить на новые – посторонние металлические звуки из-под капота (цепи «бряцают»), которые сопровождаются потерей мощности двигателя на невысоких оборотах. Это означает, что натяжители цепи уже не позволяют сохранять натяжение, требуемое для нормальной работы двигателя. Ослабление натяжки цепей ГРМ может привести к проскальзыванию цепи на шестерне или к обрыву цепи.

Еще одна неприятная особенность пластинчато-звеньевых цепей – при ослаблении цепи обрыв может произойти неожиданно. После этого серьезного ремонта не избежать, поэтому при обнаружении проблемы следует сразу осуществить замену ГРМ. При замене цепи ГРМ на УАЗ Патриот специалисты рекомендуют установить более надежную ролико-звеньевую цепь, которая имеет больший ресурс работы и предупреждает об износе задолго до того, как появится реальная опасность обрыва цепи.

Подготовка к замене ГРМ

Наличие в газораспределительном механизме двух цепей, верхней и нижней, делает процесс ремонта газораспределительного механизма достаточно трудоемким. Замену ГРМ УАЗ Патриот можно провести своими руками только при наличии оборудованного помещения для ремонта и навыков механика.

Для работы потребуются:

  • Ремонтный комплект ГРМ: рычаги, звездочки, цепи, успокоители, прокладки.
  • Фиксатор резьбы и герметик для прокладок
  • Немного свежего моторного масла

Рем комплект ГРМ УАЗ Патриот

Необходимые инструменты:

  • Ключ-шестигранник 6 мм
  • Набор гаечных ключей (с 10 по 17)
  • Вороток и головки на 12, 13, 14
  • Молоток, отвертка, зубило
  • Приспособление для установки фаз газораспределения
  • Дополнительные принадлежности (емкость для слива антифриза из системы охлаждения, домкрат, съемник для шестерен и т.п.)

Перед самой заменой установите автомобиль так, чтобы иметь доступ к моторному отсеку со всех сторон, в том числе и снизу. Выключите зажигание и снимите "минусовой" провод с клеммы АКБ.
Для того, чтобы получить доступ непосредственно к газораспределительному механизму двигателя ЗМЗ-409, придется сначала демонтировать несколько узлов, расположенных на двигателе или около него.

В первую очередь, нужно слить моторное масло и антифриз в подходящие емкости, после чего можно снять радиатор. Частично выкрутите болты масляного картера или полностью демонтируйте картер – это в дальнейшем облегчит установку газораспределительного механизма. Далее следует снять ремень привода насоса ГУР, а также демонтировать шкив вентилятора. Далее снимите ремень привода генератора и водяного насоса (помпы). После отсоединения подводящего шланга от помпы необходимо демонтировать крышку ГБЦ. Отсоедините высоковольтные провода, выверните четыре болта и снимите переднюю крышку ГБЦ вместе с вентилятором. Затем, отвернув три болта, отсоедините помпу. Выньте датчик положения коленвала из гнезда в блоке цилиндров, отвернув крепящий его болт. Демонтируйте шкив коленчатого вала. Опытные механики рекомендуют поднять мотор домкратом, чтобы облегчить снятие этой детали.

Порядок разборки ГРМ

Далее приступайте к снятию деталей ГРМ. Чтобы сориентироваться в расположении деталей ГРМ относительно двигателя, воспользуйтесь приложенной схемой ГРМ двигателя ЗМЗ-409.


Демонтаж ГРМ производится в следующем порядке. Вывернув болты из крышки верхнего гидронатяжителя 8, демонтируйте его вместе с прокладкой. Непосредственно под крышкой гидронатяжителя находится пружина, которая требует аккуратности при извлечении. Удалив пружину, выньте сам гидронатяжитель. Аналогичным образом выньте нижний гидронатяжитель 2. Далее открутите семь болтов, крепящих крышку цепи. Снимать крышку нужно осторожно, так как есть риск порвать передний сальник коленвала, или одну из прокладок: крышки цепи и ГБЦ. Открутите крепление верхнего натяжного устройства. Отсоедините рычаг натяжного устройства 7 и шестеренку. Аналогично отсоедините рычаг и шестеренку натяжного устройства 3. Отсоедините шестерни 12 и 14 от фланцев распредвалов при помощи специального съемника. Отвернув болты, извлеките средний успокоитель цепи 16. Шестерни 5 и 6 закреплены на промежуточном валу двумя болтами и стопорной пластиной. Открутите болты, отогнув края пластины и удерживая вал от прокручивания отверткой через отверстие в шестерне 5. Снимите шестерню 6 с вала, используя зубило в качестве рычага. Извлеките шестерню вместе с цепью 9. Снимите шестерню 5 с вала, выньте ее и цепь 4. Чтобы снять шестерню 1 с коленвала, сначала извлеките втулку и снимите уплотнительное кольцо. После этого можно выпрессовать шестерню.

Сборка ГРМ

Завершив разборку ГРМ, следует заменить все изношенные детали ГРМ новыми. Цепи и шестерни перед установкой нужно обработать моторным маслом. При сборке большое внимание следует уделить верной установке шестерен ГРМ, так как от этого зависит правильная работа двигателя. Если шестерня 1 снималась с коленвала, то ее нужно запрессовать обратно, после чего надеть уплотнительное кольцо и вставить втулку. Сориентируйте коленвал таким образом, чтобы совпали метки на шестерне и М2 на блоке цилиндров. При верном положении коленвала поршень первого цилиндра займет положение верхней мертвой точки (ВМТ). Закрепите нижний успокоитель 17, не затягивая пока болты. Зацепите цепь 4 за шестерню 1, затем вставьте в цепь шестерню 5. Шестерню 5 надо надеть на промежуточный вал так, чтобы штифт шестерни совпал с отверстием вала. Метка М1 должна оказаться напротив соответствующей метки, нанесенной на блок цилиндров. Шестерню 6 вставьте штифтом в отверстие на шестерне 5. При помощи двух болтов закрепите шестерни и стопорную пластину. Пластину загните по краям, надежно зафиксировав болты. Нажмите на рычаг нижнего гидронатяжителя. Метки на блоке цилиндров и шестернях при натяжении цепи должны четко совпадать. Теперь можно окончательно закрепитьуспокоитель цепи 17.
Верхнюю цепь проденьте в отверстие в ГБЦ и зацепите за шестерню 6. Затем вставьте шестерню 14 в цепь. Наденьте шестерню 14 на выпускной распредвал. Чтобы это удалось, вал следует сперва немного повернуть по часовой стрелке. Убедившись, что штифт 11 вошел в отверстие шестерни, закрепите ее болтом. Теперь поверните распредвал в обратную сторону, пока метка шестерни не совпадет с верхней поверхностью ГБЦ 15. Прочие шестерни должны быть неподвижны. Надев цепь на шестерню 10, закрепите ее аналогичным образом. Зафиксируйте натяжение цепи, установив успокоители 15 и 16. Поставьте и закрепите крышку цепи. Перед установкой тонким слоем нанесите герметик на края крышки цепи, крышки блока цилиндров и ГБЦ. Крышку цепи ставьте на место, стараясь не повредить сальник коленвала. Поставьте на место оба гидронатяжителя.
Затем присоедините шкив к коленвалу. Затягивать болт крепления шкива следует, переключив КПП на пятую передачу и подняв ручник. После, проверните коленвал вручную, пока поршень первого цилиндра не придет в положение ВМТ. Еще раз убедитесь, что совпадают метки на шестернях (1, 5, 12 и 14) и на блоке цилиндров. Поставьте на место переднюю крышку ГБЦ.

Окончание сборки

После установки всех деталей ГРМ и крышки ГБЦ, остается смонтировать снятые ранее узлы: датчик коленвала, помпу, ремень генератора, ремень ГУР, шкив вентилятора, масляный картер и радиатор. После завершения сборки залейте масло и антифриз. Подсоедините высоковольтные провода и подключите «минусовой» провод к клемме аккумуляторной батареи.

Замена цепи ГРМ на УАЗ Патриот: особенности, неисправности

Как собрать ГРМ УАЗ ПатриотУстановка ГРМ на УАЗ

Цепь ГРМ ЗМЗ-406,409 и звездочки собираются в строго определенной последовательности:

  1. Первую звездочку надо поставить на колено вал. Сначала ставим звездочку коленчатого вала и промежуточного вала, ведомый и ведущий. Звездочка коленчатого вала должна ставиться по метке. Она должна смотреть наружу и совпадать с отверстием на двигателе.Замена цепи ГРМ на УАЗ Патриот: особенности, неисправности
  2. Вторую звездочку ставим на прод вал. Ставим звездочки на промежуточный вал, надеваем сразу цепь и ставим соответственно по меткам. При установке цепь с правой стороны должна быть натянута, а слева свободной. Чтобы поставить ночной рычаг, надо привязать нитку.цепь свободна при установке ГРМ
  3. Одновременно с успокоителем натягивается цепь
  4. Устанавливаем нижний натяжной ролик. Затем ставим нижний гидронатяжитель обязательно внутрь ставим прокладку, которая будет играть роль шумогасителя. Затем забиваем флянец.
  5. Ставим верхнюю цепь с натяжными роликами. Устанавливаем верхнюю цепь при этом не забываем проверять нижние метки грм змз на распределительном валу 406 двигателя. Они не должны уйти. Метки грм змз 406 на инжекторе совмещаются идентично.Проверяем натяжителем
  6. Ставим верхний натяжной ролик.После того кого, как затянули все болты устанавливаем верхний натяжной рычаг, который также затягиваем. Затянули болты
    Ставим цепь на пром вал и можно закрывать лобовую крышку. После этого сразу ставим помпу и крепим ее пока на два болта. Пока крышка сбоку открыта снимаем масляный фильтр и меняем его на новый.Собираем лобовую крышку на уаз
  7. Устанавливаем нижний и верхний успокоитель.

Ставим верхний гидронатяжитель цепи и устанавливаем в рабочее положение с помощью нажатия отвертки до щелчка.

Проверка ГРМ

Закрываем лобовую крышку

Делаем последнюю проверку: колен вал проворачиваем на два оборота, распределительный вал на один оборот. При этом сразу проверяем метки грм змз 409 внизу и с помощью штангельциркуля проверяем метки вверху. После всех проверок собираем дальше, закрываем лобовую крышку. Затем как все собрали делаем первый запуск. Если все работает нормально, панель приборов не выдает ошибок, значит все хорошо. Автомобиль уаз патриот 409 готов к эксплуатации. Замена цепи грм на уаз патриот не требует дополнительных навыков.

После установки цепи ГРМ змз 409 делаем зачистку всех привал очных поверхностей. Затем обезжириваем все от масла.Затем всю крышку проходим герметиком и ставим ее обратно на свое место. Самое сложное поставить обратно шкиф колено вала.

Особенность замены ГРМ

Одна из особенностей замены ГРМ двигателя 409 инжектор, заключается в том, чтобы снять переднюю крышку двигателя. Для этого надо снять кронштейн, на который крепится генератор и кондиционер. Для того, чтобы снять крепеж, необходимо открутить подушку правого крепления двигателя. До этого надо снять штаны глушителя, крышку защиты моховика. Только после этого можно будет снять поддон. Собирается все в обратной последовательности.

УАЗ Патриот перечень неисправностей при замене ГРМ

Шум при езде

  1. Гидронатяжители цепи при запуске двигателя, натягивают цепь не сразу.Во время запуска был грохот. Потом при движении на машине несколько км, грохот пропадал.
  2. Треснул успокоитель.На ходу слышен неприятный шум пластика о железо.
  3. Треснул распределительный вал.Достаточно не типичная проблема для УАЗ Патриот. Скорее всего брак с завода при отливке или вытачивании распределительного вала.
  4. Отломленная звезда на распределительном вале. Эта неисправность тоже редкая и может быть связана с заводским браком.

Для того, чтобы избежать всех перечисленных проблем самое главное поменять однорядную цепь на двухрядную.

Достаточно ли крепко цепь держит газораспределительный механизм и крепко он держится, относительно колен вала. Цепь проскакивает, не держат натяжители, их необходимо менять. При этом детали покупать у официальных дилеров.

Обращайте внимание на подделки, поставив один раз качественную деталь можно забыть о многих проблемах.

Комплект для замены ГРМ двс 409

  1. паспорт с описанием инструментов
  2. две цепочки двухрядные
  3. транспортир для выправления фаз газораспределения
  4. два комплекта гидронатяжителей
  5. шестерни упакованные в промасленную бумагу

Кроме этого той же фирмы были приобретены прокладки и сальник и комплект болтов. Болты важный элемент при замене. Так как при откручивании старых деталей, болты плохо откручиваются, срываются и не могут использоваться дальше. С болтами в комплекте вместе идет кольцо резиновое на колено вал под шестерни.

Необходимый инструмент для замены ГРМ

Замена цепей грм на двигателе 409 УАЗ Патриот, при этом нужен следующий инструмент:

  1. Ключ накидной 32Автоключ на 32
  2. молоток
  3. пневмотрещетка с набором головок ключейПневмотрещетка
  4. монтажка
  5. накидной ударный ключнакидной ударный ключ
  6. сьемник

УАЗ Патриот замена цепи грм змз на 409 двигателе при шумах, пытаемся устранить неисправность своими руками. Берем ключ на 32 и молоток, снимаем дискомуфту. Для снятия ремня ГРМ применяем пневмотрещетку, к ней мы должны иметь набор головок.

Для снятия головки двигателя, чтобы не до конца откручивать поддон, нужна монтажка, чтобы оттянуть нужную деталь.

Для снятия звездочки необходим специальный съемный зажим. Специфика нашего авто, что все детали прикручиваются намертво. Поэтому, чтобы их снять нужен специальный инструмент. Нужен качественный съемник для снятия шестеренок и подшипников. Чтобы снять шестерню на распределительном валу нужен съемник фирмы Джонс Уэй. Также этой же фирмы накидной ударный ключ. На оба инструмента пожизненная гарантия от производителя. Съемник стоит порядка 2 т.р., но поверьте на инструменте лучше не экономить. При снятии шестеренок с двигателя и других специальных работ ни каких проблем не возникает.

Разница между однорядной и двухрядной цепями ГРМ УАЗ Патриот

Место где цепь цепляет за крышку

Автомобиль 2016 года при пробеге 60 тыс.км проскочила цепь, которая была однорядная. Решили поменять. Как решил автовладелец тем самым усилить агрегат. При замене цепи грм на двухрядную не всегда может пройти все гладко. Необходимо подтачивать крышку двигателя, чтобы не было зацепов. Чтобы этого не делать надо крышку ставить со старого двигателя. Если покупать новую, ее стоимость составит 5 тыс.руб.

До сих пор возникают споры, есть смысл менять на двухрядную цепь.

Гидронатяжитель цепи на УАЗ

На данный момент двухрядная цепь увеличивает ресурс двигателя. За счет замены обычного натяжителя при однорядной цепи на гидронатяжитель у двухрядной цепи змз 409. Что увеличивает срок службы двигателя. Но минус при этом один все-таки есть. При эксплуатации двигателя с двухрядной цепью возникает дополнительный шум, что является не существенным. Замена цепи грм на двухрядную имеет больше плюсов, чем минусов.

Заключение

В современных моделях УАЗ Патриот стоит 409 двигатель. Если Вы хотите увеличить срок службы двигателя, надо следить за цепью грм. При обнаружении постороннего шума, сразу необходима замена цепи двигателя. Установка цепи грм требует хорошей предварительной подготовки.

Двухрядная цепь

Если Вам требуется замена цепи на уаз патриот, то лучше сразу ставить двухрядную. Она увеличит ресурс двигателя. Замена на двухрядную цепь как правило на уаз патриот выполнется при соблюдении определенных правил. Цепи змз 409, надо приобретать только у официальных дилеров. УАЗ Патриот замена цепи грм лучше на двухрядную. Замена цепи грм уаз патриот для двс служит хорошей профилактикой для безперебойной работы автомобиля.

Замена цепи ГРМ Уаз Патриот

Газораспределительный механизм на рассматриваемом нами УАЗ Патриот с учетом, что на нем стоит двигатель 409, имеет одно большое предназначение, и многие из опытных водителей знают об этом, для синхронизации распределительного и коленчатого валов. Плюс к этому посредством данного механизма устанавливаются циклы для закрытия и открытия клапанов.

Подробно о ГРМ на Патриоте

Как уже говорилось, цепной механизм – это главный связующий элемент распределительного и коленчатого валов. При активной эксплуатации вашего авто начинают изнашиваться элементы, что приводит к разного рода поломкам. Многие сталкивались с тем, что по истечении некоторого времени ГРМ-механизм начинает растягивается, вследствие чего ослабевает натяжка цепи, и это вполне может привести к ее проскальзыванию или даже разрыву. Производитель Патриотов официально заявляет, что замена цепи ГРМ должна осуществляться через каждые 80 тыс. км пробега. В данной статье расскажем так же, как поменять правильно и собственноручно цепь, используя кроме всего прочего и метки ГРМ.


Хочется отметить, что отечественный УАЗ Патриот, а если быть точнее, то его двигатель 409 имеет сразу 2-е цепи ГРМ, а не одну как принято на остальных легковых автомобилях, в том случае если он соответствует стандарту Евро-3, в стандарте Евро-4 стоит только одна цепь. Называют их нижняя и верхняя цепи ГРМ. Отсюда следует, что этот механизм в целом на УАЗе является довольно сложным механизмом, требующим грамотного подхода в проведении различных ремонтных работ, даже в замене цепных элементов.

Счастливые обладатели УАЗ Патриот время от времени начинают задаваться вопросом, когда необходима замена цепи ГРМ на авто, чтобы в неподходящий момент не случилась в дороге поломка? Ведь все знают, что бывают случаи обрыва цепи во время езды, что за собой повлечет непременно большое количество неприятных последствий. Наиболее объективным фактором, который указывает на то, что в скором времени следует заменить цепь, станет ее состояние, которое можно оценить визуально. Также следует обращать внимание на неприятный металлический звук, когда работает двигатель. Звук такой доносится обязательно из-под капотного пространства, и должен быть для водителя сигналом к проверке и вероятно, последующей заметки цепи ГРМ.

Если вы видите, что автомобиль дошел до отметки 80 тыс. км пробега, и подтянуть механизм нельзя, это не позволяют сделать натяжители цепи, то 100-процентов пришло время выделить время и денежные средства и, используя метки ГРМ провести замену. Как поменять и сделать все правильно, мы расскажем далее.

ЗМЗ-409 стандарта Евро-4 оснащается однорядной цепью ГРМ с завода. Такая модификация УАЗ Патриот более уязвима, и обрывается цепь намного раньше, чем у другой версии, и случается это зачастую, совершенно неожиданно для водителя. Эксперты рекомендуют при обрыве цепи на UAZ Patriot, когда требуется замена, ставить уже двухрядную, которая продлит рабочий ресурс и будет более эффективна в работе, и следующего неожиданного обрыва не произойдет, поскольку вы заранее услышите неприятные звуки, сигнализирующие об износе и о том, что пришло время замены.

Пошаговый процесс замены на УАЗ Патриот цепи ГРМ

Когда вы выяснили, что УАЗ Патриот нуждается в замене ГРМ-механизма по причине износа, то непременно надо узнать, как осуществляется замена цепи ГРМ на рассматриваемом нами авто, используя метки ГРМ. Рассмотрим алгоритм работы на авто, у которого двигатель 409 и соответствует стандарту Евро-3.

Какие требуется подготовить инструменты:

  1. Зубило.
  2. Молоток.
  3. 12, 13, 14-головки на вороток.
  4. 6-гранник на 6мм.

Помимо перечисленного инструмента следует запастись вспомогательными принадлежностями, в частности, это емкость, в которую потребуется слить охлаждающую жидкость из радиатора, подробнее об этом далее.

Как поменять на УАЗ Патриот цепь пошагово:

Такая процедура как замена цепи ГРМ в рассматриваемом популярном UAZ Patriot – трудоемкая и требует соблюдения точной последовательности в выполняемых действиях, и, конечно же, концентрации внимания. После того, как вами были извлечены шестерни и цепи, их непременно следует промыть в бензине, и проверить визуально на наличие различных повреждений. Подлежат обязательной замене натяжители, шестерни или цепь, которые имеют четко видимые повреждения.


Собираем механизм ГРМ на Патриоте

Сборка снятого механизма всегда осуществляется в обратном порядке. Не стоит забывать, что установка шестерни коленвала на UAZ Patriot требует проведения такого процесса, как напрессовывание. Вал требуется установить так, чтобы метки ГРМ совпадали, то есть, метка на блоке цилиндров непременно должна совпасть с меткой на шестерне коленчатого вала. Эти самые метки обозначены цифрами 1 и 2 на ниже расположенном фото.

  • Затем устанавливаем успокоитель цепи и надеваем на шестерню цепь. Перед этим не забываем смазать моторным маслом цепь.
  • Элемент надеваем на ведомую шестерню, установив ее на так называемый промежуточный вал. Процесс закончен будет, когда метки 4 и 5 совпадут.
  • Завинчиваем болты шестерни промвала, не забываем их зафиксировать специальной стопорной пластиной.
  • Пока не совпадут метки на шестеренках нужно нажать на натяжитель.
  • Смазываем детали моторным маслом и устанавливаем все в обратном порядке.

Подведем итоги

В конце хочется отметить, что менять цепь ГРМ непосредственно на UAZ Patriot можно в собственном гараже, главное выделить свободное время, обзавестись всем необходимым, и строго соблюдать последовательность действий при замене. Конечно же, если вы обратитесь к специалистам, то работа будет выполнена в разы быстрее, и двигатель 409 будет работать словно часы.

Двигатель ЗМЗ 409 УАЗ Патриот: метки ГРМ, замена цепи и установка фаз

Опытные механики не рекомендуют выставлять метки ГРМ ЗМЗ 409 новичкам и тем, кто плохо разбирается в конструкции силовых агрегатов. Потому что устройство двигателя 409 сложное и неправильное выставление меток ГРМ, и установка цепи приведут к скорейшему выходу движка из работоспособности. По словам опытных механиков эксплуатация мотора марки 409 не требует больших вложений. Однако важно присматривать за движком и делать смену цепи до того, как она порвется.

Давайте разберемся, как правильно выставить метки ГРМ и установить цепь на 409.

ЗМЗ 409

Метки цепи ГРМ 409 двигателя УАЗ

Газораспределительный механизм ДВС 409 состоит из следующих деталей:

Метки ГРМ

  • цепи: верхняя и нижняя;
  • башмаки натяжения;
  • опоры болтов башмаков;
  • гидравлические натяжители;
  • успокоители: средние и нижние;
  • верхний успокоитель цепи;
  • звездочки;
  • коленвал и распредвал.

Внимание! Если приглядеться более внимательно, то опытный автовладелец заметит, что во много ЗМЗ 409 схож с 406-ым мотором конструктивно. Кстати, экокласс ЗМЗ 409 – Евро 3. Это делает его приближенным к современным эконормам по выбросу вредных газов.

Как становится понятным из списка, данного выше, двигатель имеет две однорядные цепи. Это плохо, так как однорядные цепи могут разрываться без предупреждения, в отличие от двухрядных ремней. Опытные механики выходят из этого положения тем, что устанавливают ролико-звеньевую однорядную цепь вместо пластинчато-звеньевой. Первые редко когда рвутся прежде, чем автовладелец сможет обнаружить следы трещин или сильный шум при работе мотора.

Один раз в год следует бывать на профилактическом осмотре в сервис-центре. Это спасет двигатель от неожиданного разрыва цепи и загиба клапанов. Последнее приводит к капитальному ремонту движка.

Давайте рассмотрим, как делается замена цепи ГРМ и выставляются метки.

Замена цепи ГРМ

Схема разборки мотора, установки меток ГРМ и обратной сборки во многом схожа с демонтажом и монтажом инжекторного двигателя внутреннего сгорания модификации ЗМЗ 406. Последние двигатели устанавливаются на УАЗ Патриот и Газель.

Замена цепи

Нам очень часто приходят вопросы от неопытных автовладельцев или тех, кто только еще начинает путь подобного типа: «Почему устройство ГРМ и цепь так часто ломается». Давайте попробуем ответить на него.

Почему цепь ГРМ выходит из строя

Эксплуатация в тяжелых условиях, несвоевременная смена смазывающего средства на 409 двигателе, перегрев мотора приводит к тому, что детали силового агрегата быстро изнашиваются. На износ влияет и заливка некачественного топлива, замена на поддельное масло для моторов.

Неправильная установка

Бывает так, что недоработки производителя становятся причиной капитального ремонта движка 409. Но такое случается редко.

Как определить необходимость

По окончании срока годности для цепи и при эксплуатации в тяжелых условиях наступает естественная смерть ремня ГРМ, что приводит к ослаблению и разрыву. Давайте посмотрим, как определить необходимость, когда нужно заменить цепь на движке УАЗ Патриот.

Необходимость замены

Цепь нуждается в замене, когда вы обратили внимание на:

  • появление металлических звуков под капотом;
  • высокий пробег, превышающий восемьдесят тысяч километров после последней смены;
  • появление трещин и сколов на металле при профилактическом осмотре ремня.

А теперь перейдем к процессу замены.

Процесс замены

Чтобы правильно провести замену цепи ГРМ движка УАЗ Патриот, нужно подготовить необходимые инструменты для этого дела:

Процедура смены

  • шестигранник шестимиллиметровый;
  • ключи с номерами 10 и 17;
  • трещотка и головки к ней;
  • молоток, зубило и отвертка.

Кроме вышеописанных инструментов понадобятся домкрат и тара для слива охлаждающей жидкости, транспортир для установки меток ГРМ, съемник в виде звездочки, съемная насадка. После того как инструменты подготовлены, приступаем к разбору движка.

  1. Демонтируют радиатор с машины.
  2. Снимают ремни с гидроусилителя руля.
  3. Шланг от помпы тоже снимают со штуцера.
  4. Разбирают крыльчатку, муфту, крышку от ГБЦ.
  5. Демонтируют помпу охлаждения.
  6. Убирают датчик коленвала и шкив его же.
  7. Демонтируют крышку натяжителя.
  8. Снимают крышку газораспределительного механизма, убирают оттуда рычаг и шестеренку.
  9. Убирают успокоитель и откручивают все звездочки.

Все детали тщательно проверяют на исправность, в случае появления сколов и трещин, то заменяют. Оставшиеся промывают в керосине.

После процедуры снятия и тестирования на работоспособность элементов ГРМ, начинают его сборку. Внимание уделяют выставлению меток ГРМ, а штифт коленвала должен плотно входить в гнездо. Иначе он разобьет деталь во время работы двигателя ЗМЗ 409.

Как выставить метки ГРМ 409 УАЗ Патриот

Само выставление меток ГРМ происходит после того, как механизм будет собран. Предварительно цепь, металлические шестерни и другие детали смазываются моторным смазывающим средством.

Выставление меток

В первую очередь прессуется шестеренка на коленчатый вал. Это обязательное условие. Потом проворачивают коленчатый вал до тех пор, пока метка на нем не встретится с меткой блока цилиндров. Первый цилиндр должен находится в верхней мертвой точке. Коленвал вращается по часовой стрелке. С помощью индикатора определяют правильное расположение меток.

Где расположена цепь

Одна цепь ГРМ находится вверху газораспределительного механизма, вторая – внизу. Такое расположение цепей ГРМ на ЗМЗ 409 позволяет добиться оптимальной работы силового агрегата.

Где находится цепь

Если не следить за чистотой натяжителей и успокоителей, то это приведет к тому, что цепь будет проскакивать через зубцы. К тому же через 80 000 километров устройство имеет свойство растягиваться.

Признаки поломки газораспределительного механизма

Признаками поломки газораспределительного механизма являются следующие симптомы:

  • снижение мощности движка;
  • выстрелы в глушитель;
  • появление шумов;
  • работа с перебоями;
  • провалы в работе холодного движка.

Если вы заметили вышеописанные симптомы, то следует обратиться в сервис-центр для выявления проблемы и решения ее.

Установка распредвалов по меткам

Чтобы установить распредвалы по меткам, необходимо сделать следующее:

Установка распредвалов

  1. После того как установят поршень первого и четвертого цилиндра в ВМТ, вращают шкив распредвала.
  2. Вначале находят положение, когда между кулачком распредвала и толкателем клапана четвертого цилиндра можно вставить тонкий щуп.
  3. Затем вращают распределительный вал в другую сторону до тех пор, пока не удастся сделать описанное в третьем пункте.
  4. Эти же действия проводят с выпускным валом.

Необходимо поймать идеальную фазу, чтобы подача смеси и ее выхлоп происходили без задержек или опережений горючего, воздуха или масла.

Теперь поговорим о том, какой должна быть идеальная фаза.

Идеальная фаза

Идеальная фаза помогает добиться максимальной мощности движка. Работа силового агрегата будет эластичной как на малых, так и на больших оборотах. Расход горючего в результате правильного выставления меток ГРМ понизится. К тому же идеальная фаза увеличит срок службы силового агрегата.

Метки ГРМ и затяжка

После установки меток ГРМ на двигателе проводят затяжку звездочек, распредвалов. Затяжка должна производится с помощью динамометрического ключа. Сила, с которой опытный механик затягивает болты, равна указанной в мануале к двигателю.

Затяжка болтов

К сведенью! Примерная затяжка происходит с силой от 4,6 кгс/м до 7,4 кгс/м. Распределительные валы необходимо удерживать от вращения во время затяжки.

Болты на крышках затягиваются с силой 1 кгс/м. Это тоже является обязательным условием при затяжке.

Заключение

Теперь вы знаете, как проводить замену цепи ГРМ двигателя ЗМЗ 409. Если сомневаетесь в своих силах, то лучше всего обратитесь к опытным механикам в нашем сервис-центре. Это спасет ваш двигатель от ранней смерти и вас от лишних финансовых затрат.

Клуб УАЗ Патриот


Чтобы не разводить срача про лучше чем двухрядки или хуже .
Патриоты сейчас идут именно с ними и скорей всего долго будут идти ( очень :D ) . А они накрываются и наверно будут накрываться . Появились комплекты ГРМ с зпц от разных производителей . Сами цепи разных производителей . Сколько пробежали цепи . Какие причины обрыва или вытяжки были ( если нашлась проблема ) . ( Может представителю завода интересно почитать будет но это наверно из области фантастики . :lol: )


Печать

Изображение

Ну надо постараться до него не доводить . Только по факту - без сравнений ( с другими типами цепи )

Например по факту нашел еще одного производителя ( не знаю кто ) комплект - коробка синяя ЗМЗ . цепь в ней блестящяя на звеньях набито 50 . Взяв в руку - показалась легче чем кировская намного . Кто что знает ?

Кстати внешне кировская круче всех .


Печать


Печать

Думаю автор не будет против, если я подтяну сюда фотки для наглядности.


вот так выглядит выход кено на новой цепи:

а вот максимум ракеты и кено

А цепи поближе нету ? Маркировка на ней какая нить есть ? Сколько уже прошла после фото ?

Завтра постараюсь сфотать под таким же углом для наглядности .

та фотка из интернета, комплект прогресса, у них цепь чз.

Сказать честно, я думал и на конвеере цепь CZ.

Вообще получается устойчивость к растяжению у ЗПЦ только в теории и походу не известно кто их клепает и из чего. Яркий пример толстенная зпц в раздатке, а тянется только впуть. Из чего и как их китайцы делают вопрос еще тот.

Иван Шмит писал(а): та фотка из интернета, комплект прогресса, у них цепь чз.

Сказать честно, я думал и на конвеере цепь CZ.

Вообще получается устойчивость к растяжению у ЗПЦ только в теории и походу не известно кто их клепает и из чего. Яркий пример толстенная зпц в раздатке, а тянется только впуть. Из чего и как их китайцы делают вопрос еще тот.

Я сегодня видел три разные цепи вживую . Одна чз светлая матовая снята с мотора ( на сто дилера смотрел ) заводская . С клеймом чз .

Вторая черная кировская смотрится вполне но отзывов не нашел ни одного . тяжеленькая . Расклепка как бы с двух краев . ( было фото в теме раньше с двумя цепями- как на нижней ) Она же лежит в комплекте ГРМ Х - ТUРВО (так и называется ) . Единственное что узнал что ее вроде калят а чз типа нет ( со слов офиса продаж х турбо ) .

Третья лежала в комплекте ЗМЗ . Синяя коробка и на ней в уголке змз ( никаких золотых серий и тд ) . Цепь блестит . Расклепка как у чз . Сам комплект наводит на раздумья . Шестерни красивые и аккуратные а на моторе стоят грубоватые но завод то по идее один . Как так ? И башмаки с успокоителями из белоснежного пластика а заводские точно желтоватые . В моем понимании если это один завод то и запчасти должны быть одинаковы .

Плюс в нете много фото с цепью чз но она темная и клеймо другое чем на заводской .

А толку их ломать - они пока новые всо окэй :D

Пробег 48000км. Цепь зп. Маркировок нет. Кто ставил понятно! Где взяли?

А на метраж есть такие цепи? Можно самому собрать?

Зубчато-пластинчатые цепи очень дорогие.
Стоимость зубчато-пластинчатой цепи в два раза дороже чем стоимость двухрядной втулочной или на 30-40% дороже чем двухрядной втулочно-роликовой цепи.

Видимо сотрудники ЗМЗ покупают цепи на различных производствах.
Оригинальная зубчато-пластинчатая цепь имеет матовый стальной цвет.
.
Точнее цепь можно изучить только "щёлкнув" край боковой пластины твердомером или проверив на разрывной машине.
Я этим не занимался.

В Турции есть несколько заводов, но цены очень кусаются.
Так что скорее всего все цепи из разных районов Китая.
Если ЗПЦ стали клепать в Кирове, то это очень плохо. Там системный дефект - разношаговость цепей.

Беда в эксплуатации зубчато-пластинчатых цепей не в самих цепях, а в низком качестве изготовления звёздочек цепного привода.
Они изготовлены из чугуна и имеют слишком большое радиальное биение впадин зубьев.
Кому повезло "получить" в двигатель при серийной сборке на ЗМЗ более-менее нормальные звёздочки . проблем в эксплуатации нет.
Если на пробегах около 20 000 км заметно "потянулась" верхняя цепь - это замена блок-звёздочки промежуточного вала и верхней цепь.
До обрыва цепи доказать эту неисправность двигателя можно только в суде.
. после обрыва цепи заменяют все звёздочки привода и причину обрыва цепи не афишируют.

Под ЗПЦ на большинстве импортных двигателей звёздочки порошковые (более точная геометрия зубьев) и венцы зубьев прокалены.

У меня по применению ЗПЦ в двигателях ЗМЗ с 2012г. ведутся работы, но их направление не совпадает с разработками сотрудников ЗМЗ.
В нижней ступени привода доджевские цепи 5/4 ( а не 4/4 как на ЗМЗ) . Цепь строго натянута между звёздочками при установке, отсутствует штатный гидронатяжитель и башмак на оси вращения.
В верхней ступени привода ЗПЦ 5/4 не нравятся. Весной поставлю на обкатку однорядные втулочно-роликовые цепи 06E.
.
Может к концу этого года покажу готовый комплект.
Если научусь учить устанавливать на двигатель оригинальное натяжное устройство от двигателей ДОДЖ.
Пока установку этого устройства приходится производить только мне.

Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ, замена цепей.

В двигателях семейства ЗМЗ-409 в зависимости от года выпуска и модификации двигателя есть различия в приводе распредвалов. В нем могут применяться однорядные и двухрядные втулочные цепи или однорядные зубчатые цепи. Некоторые различия есть и в самих распределительных валах.

Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40905.

Для правильной сборки привода распределительных валов и установки фаз газораспределения на звездочке коленчатого вала, ведомой звездочке промежуточного вала, звездочках распределительных валов, блоке цилиндров имеются метки.

Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ

При установке привода метки М1, М2 на блоке цилиндров должны совпадать с метками на звездочках коленчатого и промежуточного валов. Метки на звездочках распределительных валов должны быть направлены в разные стороны наружу двигателя и совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.

Такое положение распределительных и коленчатого валов соответствует нахождению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Положение поршня первого цилиндра в ВМТ также можно определить по совпадению риски на диске демпфера шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи.

Звездочки впускного и выпускного распределительных валов привода распределительных валов с зубчатыми цепями не взаимозаменяемые. Для их отличия друг от друга на звездочке впускного распределительного вала выбито две установочных метки, на звездочке выпускного распределительного вала имеется только одна метка.

Ведущая звездочка промежуточного вала стальная, для увеличения твердости и износостойкости углеродоазотирована. Звездочки коленчатого вала, распределительных валов и ведомая звездочка промежуточного вала изготовлены из высокопрочного чугуна.

Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40904.

Привод распределительных валов ЗМЗ-40904 с двухрядными втулочными цепями ГРМ

Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40911.

Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40911 такой же как и на двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905. Различия в приводе распредвалов касаются только самих распределительных валов.

Замена однорядных втулочных цепей привода распредвалов ГРМ ЗМЗ-409 на двухрядные или зубчатые цепи.

При замене однорядных втулочных цепей привода распределительных валов на двухрядные цепи необходимо заменить все звездочки, гидронатяжители и натяжные устройства со звездочками, а при их замене на зубчатые цепи необходимо поменять все звездочки, успокоители цепей, а вместо натяжных устройств со звездочкой поставить башмаки натяжения цепей.

Замена двухрядных втулочных цепей привода распредвалов ГРМ ЗМЗ-409 на зубчатые цепи и наоборот.

При замене двухрядных втулочных цепей привода распределительных валов на зубчатые цепи или наоборот, зубчатые на двухрядные втулочные, надо заменить все звездочки, успокоители цепей, гидронатяжители. Натяжные устройства со звездочкой меняются на башмаки натяжения цепей или наоборот.

Распределительные валы газораспределительного механизма ЗМЗ-40904, ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911.

Распределительные валы всех моделей двигателей отлиты из специального легированного чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется отбел кулачков. Валы вращаются в два раза медленнее коленчатого вала в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками.

От осевых перемещений распредвалы удерживаются упорными полукольцами из полиамида, которые входят в проточки на передней опорной шейке валов и передней крышки распределительных валов.

В двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905 впускной и выпускной распределительные валы имеют одинаковый профиль кулачков, и обеспечивают высоту подъема клапанов на 9 мм.

На двигателе ЗМЗ-40911 впускной и выпускной распределительные валы имеют разный профиль кулачков и обеспечивают высоту подъема впускных клапанов на 8 мм, а выпускных на 9 мм.

На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена металлическая пластина, служащая для подачи импульсов датчику фазы Bosch 0 232 103 097 или Bosch 0 232 103 048 системы управления двигателем и последующему определению микропроцессором фазы работы двигателя.

На часть двигателей ЗМЗ-40905 датчик фазы может не устанавливаться и тогда идентификация такта сжатия в первом цилиндре электронным блоком управления происходит по отдельному специально заложенному в него алгоритму.

Фазы газораспределения.

Распределительные валы обеспечивают фазы газораспределения одинаковые для двигателей ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905, и отличные для двигателя ЗМЗ-40911. Подробности на схеме ниже.

Фазы газораспределения привода распределительных валов ЗМЗ

Фазы газораспределения действительны только при правильной установке привода распределительных валов. В процессе длительной эксплуатации происходит удлинение цепей привода, что приводит к нарушению фаз газораспределения и ухудшению характеристик двигателя.

однорядный грм

Четвертая статья по ГРМ для семейства змз 406, 405, 409. На этот раз сказ будет про однорядный грм змз, с цепями и звездами Медведева Игоря Александровича. В инете более известного, как Родос-М. В предыдущих статьях я уже говорил что с данным человеком я знаком лично достаточно давно. Но я постараюсь чтобы рассказ опирался не «на знакомство», а на мой опыт инженера механика и установку пары десятков данных комплектов своими руками.

Теория

В предыдущих повествованиях я говорил, что так уж сложилось что на определенные машины, люди хотят поставить определенные комплекты. Те, кто хочет надежность, предпочитает двухрядные комплекты на немецких цепях «Метеор», те кому нужен «результат на стенде и на дороге» выберет однорядный грм змз. Давайте разберем, какие плюсы у данного комплекта и чем он такой замечательный. Основа любого комплекта – это цепь и звезды, остальное кордебалет и подтанцовка. Даже бронзу, которую я делаю для всех комплектов я не могу назвать основной. Да, она дает уменьшение трения, фиксацию валов и прочие плюшки, но, если ее поставить на какой ни будь чудо-грм, типа «боновского», сильно легче двигателю от этого не будет.

В инете данные цепи можно найти под двумя названиями. «Быстрые цепи» или более скромное «платиновая серия». Но нам интересно не это, я предлагаю провести сравнение, с очень известными, на сайтах газелеводов и уазофилов, цепями Диттон, рожденными в Прибалтике, в городе Даугавпилс. Данными цепями, как мне кажется комплектуется очень большое количество ГРМ продающихся в магазинах. Второе место занимают цепи из города Кирова, и третье место всевозможный Китай. Итак, кладем рядом две цепи и начинаем сравнивать:

  • Цепи разные по конструкции. Цепи Диттон втулочные, так называемые «тяжелые». Цепь Медведева втулочно роликовая, так называемая «легкая». Что скрывается за этими словами, может быть не понятными человеку далекому от механики. Потери на трение в легких цепях могут меньше на 10-15%, чем в тяжелых, поскольку каждое звено представляет собой подшипник скольжения.
  • Ролики звеньев изготовлены из цельнотянутой каленой трубки, а не из свернутых в трубочку пластинок. Верхняя ветка цепи испытывает ударные нагрузки, и в конечном итоге, такие «как бы» ролики плющатся, превращая цепь во втулочную. Разрушения это не несет, но ресурс снижает серьезно.
  • Боковые звенья цепи, имеют оловянное покрытие, для лучшей прикатки и приработки
  • Для повышения износостойкости, поверхность роликов покрыта тефлоном
  • Усилие цепи на разрыв, примерно на 10% выше чем у Диттона
  • Боковины цепей усиленной конструкции. Толщина 1,3-1,5 мм, как следствие разрывная нагрузка на 10% выше, чем на цепях для «машиностроения». У них боковые пластины 0,7-1,1мм.

Звезды

Однорядный ГРМ змз, конкретика

Комплекты Медведева, которые продаются в инет магазинах Москвы и комплекте, который предлагаю я, есть небольшие отличия. Чаще всего Родос-М присылает мне только цепи и звезды, а остальную часть я собираю сам. Бывает, что звезды распредвалов приходят целиковые и я делаю их «на конусах», уже на своем производстве.

однорядный грм змз

однорядный грм

Содержание однорядного комплекта в моем варианте:

  1. «Быстрые цепи» Медведева. В московском варианте иногда встречается вариант комплектации немецкими однорядками Метеор, но я вижу «кайф», только в оригинальном варианте.
  2. Звезды, изготовленные по чертежам и под контролем Медведева. Цельная блок-шестерня.
  3. Башмаки натяжителей Русмаш
  4. Натяжители 2шт. Комплектация зависит от того, на какой автомобиль будет ставиться ГРМ. Если это волга и газель, можно положить в комплект натяжители Медведева (с квадратной площадкой). А ежели это будет Патриот с кондиционером, то или установщику придется поработать с болгаркой, или поставить натяжители Русмаш, которые являются на данный момент универсальными. Более подробно о механических натяжителях, можно прочитать в отдельной статье.
  5. Успокоители цепей евро-4
  6. Манжета коленвала. Производство Резинотехника, город Балаково
  7. Бронзовые полукольца распредвалов. Моё производство (Француз)
  8. Бронзовый упорный фланец промвала. Моё производство (Француз)
  9. Набор из 4 прокладок. Левая и правая прокладка передней крышки цепей, помпы и натяжителей. Верхняя крышка, закрывающая распредвалы, ставится на герметик.

Однорядный грм змз, эксплуатация

Когда на форумах и драйве, доброжелатели, горлопаны и просто мудаки, «топили» данные цепи, основным аргументом было то, что однорядные цепи пилят натяжители. Я отношусь к людям, которые должны увидеть, а главное пощупать и попробовать «на зуб». (Может быть по этому поводу я не понимаю кайф стриптиза, где можно только глазеть). Поэтому я сильно порадовался, когда на Патриоте приехал мой приятель, попросил на нулевую машину поставить однорядный комплект, а через 50 тысяч, захотел его снять и поставить двухрядку. Связано это было с перспективой поставить компрессор. Таким образом я получил на руки снятый однорядный комплект ГРМ змз, который я наблюдал на пробеге 25 тысяч км и 50.

башмаки натяжителей

башмкки, пробег 50 тысяч км

Фото башмаков натяжителей я публикую в данной статье, вот так они выглядели при первом вскрытии и при снятии. То есть дело в следующем, процесс остановился, как только спинки «пропили» себе канавки и глубина дошла до роликов, далее процесс остановился. Моё личное мнение по этому поводу. Один раз в 50-60 тысяч км залезать в однорядный ГРМ змз, на предмет замены башмаков натяжителей и контрольного осмотра. Данные комплекты ставились мной на волги с турбинами, газели, Патриоты и Хантеры всех мастей. Но все-таки я предпочитаю, чтобы этот комплект был поставлен или на штатную машину (редуктора и колеса близкие к заводу) или это осознанная установка «на результат». В частности, однорядный грм змз, который я снял на 50 тысячном пробеге я поставил на свою Волгу, на которой я экспериментирую с движком, обкатываю распредвалы и делаю доработки ГБЦ. Данные цепи и звезды стоят на машинах гонщиков СКА в чемпионате России по автокроссу. Разрыва цепей на однорядном ГРМ мне неизвестно. Как это ни странно в Питере был случай, когда порвались двухрядные цепи из данной серии, но там вскрытие показало, что больше оказались виноваты нештатные натяжители, которые просто перетянули цепи и большое осевое гуляние промежуточного вала.

Читайте также: