Как отрегулировать поворотный кулак на камазе

Обновлено: 05.07.2024

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Устройство и регулировки ведущих мостов Камаз-4310

Задний мост автомобиля Камаз-4310


Рис.1. Задний мост Камаз-4310

1 - контргайка, 2 - шпилька крепления колеса; 3 - ступица; 4 - щиток; 5 - штуцер; 6, 11 - сапуны; 7,9 - сальники; 8 крышка блока сальников подвода воздуха; 10 - кронштейн рессоры; 12 -полуось; 13 - тормозная камера; 14 - фланец; 15 - кронштейн разжимного кулака; 16- блок сальников подвода воздуха; 17 - цапфа; 18 - опорный диск тормоза; 19, 20 - конические подшипники; 21 - тормозной барабан; 22 - гайка; 23 - замковая- шайба; 24 - шинный кран; 25 - кронштейн реактивной тяги; 26 - кожух полуоси

Ведущие мосты Камаз-4310 имеют двойные главные передачи, одна пара конических шестерен со спиральными зубьями, вторая пара - цилиндрические косозубые шестерни; общее передаточное число передачи 7,62.

Устройство главных передач всех трех мостов Камаз-4310 одинаково, однако, в сборе главные передачи переднего, промежуточного и заднего мостов невзаимозаменяемые.

Основными частями главной передачи Камаз-4310 (рис.2) являются: картер 1, ведущий вал 22 с подшипниками, ведущая коническая шестерня 21, ведомая коническая шестерня 2, ведущая цилиндрическая шестерня 3 с валом и подшипниками, ведомая цилиндрическая шестерня 14.


Рис.2. Главная передача и дифференциал редуктора заднего моста Камаз-4310

1 - картер; 2 - ведомая коническая шестерня; 3 - ведущая цилиндрическая шестерня; 4, 6, 10, 18, 20 - конические роликовые подшипники; 5 - стакан подшипников; 7, 19 -регулировочная шайба; 8, 17 - регулировочные прокладки; 9 - регулировочная гайка; 11 - чашка дифференциала; 12 - крестовина; 13 - полуосевая шестерня; 14 - ведомая цилиндрическая шестерня; 15 - роликовый подшипник; 16 - прокладка; 21 - ведущая коническая шестерня; 22 - ведущий вал; 23 - крышка подшипника; 24 - стопор.

Картер промежуточного и заднего мостов Камаз-4310 крепится к балке моста горизонтальным фланцем с помощью расположенных снаружи шпилек.

На внутренних стенках картера имеются желоба, а в стенках каналы для прохода масла к подшипникам. Сверху картера расположена пробка заливного отверстия, контрольная и сливная пробки расположены на картере моста.

Ведущий вал 22 вместе с установленной на его шлицах ведущей конической шестерней 21 вращается в картере на двух конических 18 и 20 и одном цилиндрическом роликовых подшипниках.

Передний конический подшипник 18 расположен в стакане, задний подшипник 20 установлен в расточке картера.

Внутренними кольцами подшипники 18 и 20 напрессованы на хвостовик ведущей шестерни 21. На валу 22 установлен фланец для подсоединения карданной передачи, выход вала из картера уплотняется резиновой манжетой и маслоотражателем.

Ведомая коническая шестерня 2 установлена на валу, изготовленном заодно с ведущей цилиндрической шестерней 3.

Опорами этого вала являются два конических подшипника 4 и 6, расположенных в стакане, и роликовый цилиндрический подшипник 15, установленный в приливе картера. Ведомая цилиндрическая шестерня 14 крепится к чашкам дифференциала болтами.

У главной передачи редуктора промежуточного моста Камаз-4310 ведущий вал проходной, на его обоих концах устанавливаются фланцы для подсоединения карданных валов.

Главная передача редуктора переднего моста Камаз-4310 крепится к балке моста фланцем, расположенным в вертикальной плоскости, ведущий вал здесь непроходной и внутренним концом опирается на цилиндрический роликовый подшипник, расположенный внутри картера.

При вращении ведущего вала крутящий момент передается с ведущей конической шестерни на ведомую, далее на вал 4 и ведущую цилиндрическую шестерню, откуда через зубчатое зацепление на ведомую цилиндрическую шестерню и дифференциал.

В конической паре шестерен крутящий момент изменяется по величине и направлению, а цилиндрическая пара шестерен изменяет крутящий момент только по величине.

Смазка главной передачи редуктора ведущего моста Камаз-4310 осуществляется разбрызгиванием. В картер промежуточного и заднего мостов Камаз-4310 заправляется по 7 л, в картер переднего моста - 4,8 л масла.

Регулировки главной передачи редуктора моста Камаз-4310

Разбирать и регулировать главную передачу редуктора заднего моста Камаз-4310 без надобности не рекомендуется. Конические шестерни должны работать до полного износа.

Если в процессе эксплуатации увеличивается боковой зазор в зацеплении конических шестерен, производить регулировку не следует, так как при этом нарушается правильность их зацепления.

Если же увеличение бокового зазора в зацеплении конических шестерен является следствием износа конических роликовых подшипников, т.е. появляется осевой зазор в зацеплении, то производят регулировку конических подшипников.

Регулировка подшипников производится при снятой с моста главной передаче редуктора Камаз-4310 и разобранной на узлы. Конические подшипники регулируются с небольшим предварительным натягом, осевой зазор в них не допускается.

Регулировка конических подшипников вала Камаз-4310 ведущей цилиндрической шестерни производится подбором толщины двух шайб 19, устанавливаемых между внутренними кольцами подшипников.

Правильность регулировки проверяется по величине крутящего момента, необходимого для проворачивания вала в подшипниках. Эта величина должна быть в пределах 0,8. 1,6 Н.

Регулировка конических подшипников вала Камаз-4310 ведущей цилиндрической шестерни производится подбором толщины двух шайб 7, устанавливаемых между внутренними кольцами этих подшипников.

Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала ведущей цилиндрической шестерни после регулировки должен быть 1,0. 3,5 Н.

После регулировки предварительного натяга подшипников узлы главной передачи Камаз-4310 устанавливают в картер и регулируют боковой зазор и пятно контакта конической пары.

Боковой зазор, равный 0,2. 0,35 мм и пятно контакта между зубьями конических шестерен регулируется подбором толщины пакета прокладок 8 и 17, устанавливаемых под стаканы конических подшипников.

Для проверки правильности зацепления по пятну контакта зубья ведущей шестерни окрашивают краской и поворачивают ее от руки в обе стороны при одновременном подтормаживании рукой ведомой шестерни.

Остающаяся на зубьях весомой шестерни пятно должно иметь длину, равную приблизительно 2/3 длины зуба и располагаться в средней части зуба.

Ведущая и ведомая конические шестерни подбирают на заводе в комплекты, притирают и клеймят, указывая порядковый номер комплекта. Поэтому разукомплектовывать эти детали не разрешается.

Дифференциал ведущего моста Камаз-4310

Дифференциалы всех трех мостов Камаз-4310 конические, симметричные, устанавливаются в картерах главных передач на двух конических подшипниках каждый.

Дифференциал мостов Камаз-4310 состоит из двух чашек 11, крестовины 12, четырех сателлитов с опорными шайбами, двух полуосевых шестерен 13 с шайбами. Чашки дифференциала соединяются между собой и с ведомой цилиндрической шестерней и образуют корпус дифференциала.

Крестовина имеет четыре шипа, которыми она зажимается между чашками; лыски на шипах крестовины служат для прохода масла. Сателлиты представляют собой конические шестерни, устанавливаемые на шипах крестовины. В отверстие сателлита запрессована бронзовая втулка.

Между корпусом дифференциала Камаз-4310 и затылочной частью сателлита устанавливается сферическая опорная шайба. Полуосевые шестерни своими ступицами размещаются в чашках и шлицами соединяются с полуосями.

Между чашками и полуосевыми шестернями устанавливаются плоские опорные шайбы. Каждая полуосевая шестерня находится в постоянном зацеплении со всеми четырьмя сателлитами.

Работа дифференциала моста Камаз-4310 заключается в следующем. При движении автомобиля прямо по ровной дороге колеса одного моста проходят одинаковые пути и, следовательно, вращаются с одинаковой угловой скоростью.

Все детали дифференциала моста Камаз-4310 вращаются вокруг общей оси с такой же скоростью, что и колеса, сателлиты вокруг осей не вращаются.

Крутящий момент передается от ведомой цилиндрической шестерни на чашки дифференциала, далее на крестовину и сателлиты, которые своими зубьями действуют с одинаковой силой на зубья полуосевых шестерен, приводя их во вращение.

Поскольку радиусы полуосевых шестерен одинаковы, то и крутящий момент на полуосевых шестернях будет одинаков. Таким образом, крутящий момент между колесами дифференциала распределяется поровну, поэтому он называется симметричным.

При движении на повороте, например, налево, правые колеса проходят больший путь, чем левые, следовательно, они должны вращаться быстрее левых.

Дифференциал моста Камаз-4310 обеспечивает такую возможность. В этом случае все детали дифференциала вращаются вокруг общей оси и одновременно сателлиты вращаются вокруг своих осей, замедляя вращение левой полуосевой шестерни и ускоряя вращение правой полуосевой шестерни.

При этом насколько замедляется вращение левых колес, настолько возрастает скорость вращения правых колес. Если пренебречь внутренним трением в дифференциале (а оно незначительно), то крутящий момент и в этом случае распределяется поровну.

При буксовании автомобиля Камаз-4310 одно колесо попадает на скользкую дорогу. Вследствие плохого сцепления это колесо начинает проскальзывать и вращаться быстрее второго колеса.

Дифференциал способствует этому. При полностью остановленном, например, левом колесе, правое колесо вращается в два раза быстрее, чем чашки дифференциала.

Для вращения буксующего колеса на скользкой дороге необходим незначительный крутящий вследствие свойства дифференциала распределять крутящий момент поровну на второе небуксующее колесо поступает такой же незначительный крутящий момент.

Небуксующее колесо не в состоянии развить необходимую силу тяги, стронуть автомобиль с места и продолжить движение. Таким образом, при движении по скользким дорогам дифференциал снижает проходимость автомобиля.

Регулировка подшипников дифференциала Камаз-4310 производится с небольшим предварительным натягом при помощи гаек 24. Правильность регулировки проверяется по величине деформации картера при затягивании регулировочных гаек.

Предварительно затягивают болты крепления крышек 23 подшипников моментом 100. 120 Н, затем завертыванием регулировочных гаек обеспечивают такой натяг подшипников, при котором расстояние между торцами крышек подшипников увеличивается на 0,1. 0,15 мм.

Полуось и балки мостов Камаз-4310

Полуоси Камаз-4310 полностью разгруженные, т.е. передают только крутящий момент и не воспринимают вертикальных, продольных и поперечных усилий. Полуоси расположены в кожухах балок мостов (рис.1).

Внутренний конец полуоси Камаз-4310 имеет шлицы, которыми она соединяется с полуосевой шестерней дифференциала, наружный конец заканчивается фланцем, которым полуось крепится к ступице колеса 3 при помощи шпилек и гаек. Для центровки полуоси относительно ступицы в отверстия фланца устанавливаются разрезные конусные втулки.

Полуось Камаз-4310 имеет шейку для установки блока сальников 16 подвода воздуха к шине, а также радиальное и осевое сверление для прохода воздуха к шинному крану 24. Выход полуоси из балки моста уплотняется сальником 9.

Балки мостов Камаз-4310 служат для передачи веса подрессоренной части на колеса и передачи от колес на раму продольных, поперечных и вертикальных усилий. На автомобилях Камаз-4310 балки штампованно-сварные.

Картер переднего моста автомобиля Камаз-4310 отлит заодно с левым коротким кожухом, правый кожух запрессован в картер и удерживается заклепочной сваркой.

На торцах балок заднего и промежуточного мостов Камаз-4310 приварены круглые фланцы 14 (см. рис.1) для крепления цапф колес.

На кожухах полуосей этих же мостов всех трех автомобилей приварены кронштейны для крепления деталей задней подвески. Кожуха полуосей передних мостов Камаз-4310 заканчиваются круглыми фланцами, к которым крепятся шаровые опоры поворотных кулаков.

Передний мост Камаз-4310


Рис.3. Передний мост автомобиля Камаз-4310

1 - наружная вилка шарнира; 2 - шинный кран; 3 - цапфа; 4 - штуцер подвода воздуха; 5 - корпус поворотного кулака; б - регулировочные прокладки; 7 - рычаг поворотного кулака; 8 - шаровая опора; 9 -внутренняя вилка шарнира; 10 - пробка; 11 - крышка нижняя; 12 - кулак шарнира; 13 - диск; 14, 19, 20 - подшипники; 15 - щиток тормоза; 16 - опорный диск тормоза; 17 - ось колодок; 18 - сальник; 21 - ступица; 22 - центрирующая втулка; 23 - фланец цилиндры; 11 - тормозной барабан; 12 - трубка подвода воздуха к шинам; 13 - полуось; 14 - кронштейн рессоры.

Поворотный кулак Камаз-4310 обеспечивает возможность поворота передних управляемых колес. Он состоит из шаровой опоры 8 и (рис.3) корпуса с двумя крышками (верхней и нижней), поворотной цапфы 3, деталей крепления и уплотнений.

Шаровая опора устанавливается в балке моста Камаз-4310 и крепится к нему шпильками, в ее сферическую поверхность запрессованы и обварены два шкворня. Корпус поворотного кулака Камаз-4310 устанавливается на шкворнях на конических подшипниках.

Нижний подшипник закрывается крышкой 11, крышка верхнего подшипника выполнена заодно с поворотным рычагом 7. Между корпусом поворотного кулака и крышками устанавливаются регулировочные прокладки.

Цапфа 6 крепится к корпусу поворотного кулака шпильками вместе с опорным диском 16 тормозного механизма. В выточке цапфы размещается блок сальников подвода воздуха, а также выполнены отверстия для прохода воздуха к шинному крану 2.

Конические подшипники шкворней Камаз-4310 смазываются той смазкой, которая закладывается внутрь шаровой опоры для смазки шарнира равных угловых скоростей.

Добавление смазки производится через пресс-масленку в крышке верхнего подшипника; смазка должна быть в подогретом состоянии, при этом смазка дополняется до тех пор, пока не потечет через отверстие, закрываемое пробкой 10.

Удержание смазки и предотвращение от загрязнения внутренней полости поворотного кулака Камаз-4310 производится резиновой манжетой и войлочным кольцом, заключенными в металлические обоймы.

Регулировка конических подшипников поворотного кулака Камаз-4310 производится предварительным натягом, осевого зазора в подшипниках не допускается.

Регулировка подшипников Камаз-4310 производится удалением прокладок из под верхней и нижней крышек. Правильность регулировки проверяется с помощью динамометра по усилию, необходимому для поворота кулака.

Это усилие должно быть 20. 30Н. При проверке подшипники должны быть смазаны, полуось вынута, гайки крепления крышек подшипников затянуты, а уплотнения поворотного кулака сняты.

Шкворни устанавливаются в шаровой опоре с наклоном в поперечной плоскости на 6° и в продольной плоскости автомобиля - 1°45. Такая установка шкворней повышает устойчивость движения автомобиля, способствует сохранению им заданного направления движения.

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) Камаз-4310

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) Камаз-4310 кулачковые, установлены в приводе на передние управляемые колеса, расположены внутри поворотных кулаков (см.рис.4) переднего моста.

ШРУС Камаз-4310 состоит из двух вилок 1 и 5, двух кулаков 2 и 4 и диска 3. При повороте и вращении колеса кулаки поворачиваются относительно вилок и одновременно относительно диска, что обеспечивает передачу вращения с внутренней вилки на наружную с одинаковой угловой скоростью.


Рис.4. Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) Камаз-4310

а - кулачковый; б - шариковый: 1 - наружная вилка; 2,4,6,7- кулаки; 3 - диск; 5 -внутренняя вилка; 8 - ведущие шарики; 9 - центрирующий шарик.

Смазка ШРУС Камаз-4310 обеспечивается маслом, заливаемым в корпус поворотного кулака. В полость каждого шарнира закладывается 3,0 л смеси, из смазки Литол-24 с маслом ТСп-15К (по 50%).

Зил -130

Зил -130

Основные дефекты деталей переднего моста и их устранение

цапфа

Ремонт передней балки КАМАЗ

Ремонт передней балки

Дефекты передней балки — это погнутость оси, износ отверстия под Шкворень, износ шеек поворотных цапф под подшипники, разработка подшипников ступиц колес, износ резьбы на концах осей цапф и др.

Прогиб оси устраняется правкой ее в холодном состоянии под прессом или в специальном приспособлении.

передняя балка камаз

передняя балка камаз

Изношенное отверстие под шкворень передней оси развертывается под ремонтный размер шкворня или загильзовывается

Изношенные шкворня восстанавливают хромированием или осталиванием до номинального размера. При хромировании толщина слоя хрома должна быть не

более 1,15 мм, а припуск на шлифовку — 0,05 0,10 мм.

При осталивании слой покрытия должен быть не менее 0,3 мм. Изношенные шейки поворотной цапфы осталивают или хромируют. Шейки можно также наваривать с последующей механической и термической обработкой.

ремонт цапфы

ремонт цапфы

Изношенную резьбу поворотной цапфы удаляют на станке резцом и на это место наплавляют металл, после чего шейку протачивают и нарезают новую резьбу. Изношенные втулки проушин поворотной цапфы развертывают под увеличенный размер шкворня или подвергают обжиму с Последующим развертыванием под номинальный размер шкворня.

Как указывалось на важное значение для нормальной работы автомобиля имеют углы установки шкворней, развал и сходимость колес. Проверка углов передней оси производится на специальном приборе.

Проверка шкворней

Втулки шкворней быстро изнашиваются при эксплуатации автомобиля надо не забывать их смазывать. Для проверки шкворней необходимо приподнять домкратом колесо при помощи монтажки покачать колесо и вы сразу увидите результат.

установка регулировочных шайб

установка регулировочных шайб

При изношенных втулках шкворня на кочках при движении получается эффект молотка и начинает разбивать посадочное место шкворня в балке и балка придет в негодность. Также необходимо следить за осевым зазором.

проверка шкворня

проверка шкворня

Щупом проверяем зазор между балкой и поворотным кулаком, если зазор 1,5 мм то необходимо заменить упорный подшипник или поставить регулировочные шайбы.

Развал колес

Перед проведением проверки развала колес автомобиля необходимо проверить и отрегулировать зазор оси подшипников ступицы. Развал колес можно проверить с помощью металлической линейки метровой и лазерного уровня.

проверяем развал колес

проверяем развал колес

Необходимо выровнять колеса автомобиля движения по прямой, линейку прижать к диску колеса и уровнем проверить по вертикали развал, так же и с другой стороны балки. Будет видно есть отклонения или нет. Есть заводское приспособление МОД 2183 для проверки углов установки передних колес автомобиля. Но таким мне не довелось пользоваться.

Схождение передних колес

Чтобы отрегулировать схождение передних колес автомобиля нужно выполнить следующее. Прокатываем автомобиль чтобы он ехал прямо и останавливаемся, так мы будем знать точно что колеса стоят в прямом положении.

схождение колес

схождение колес

Берем раздвижную линейку и устанавливаем ее в ободе колеса параллельно центру оси колеса и отмечаем мелом место примыкания линейки.

Замена и устройство шкворня КамАЗ

Шкворень КамАЗ является соединительным элементом между поворотным кулаком и балкой передних колес. Он обеспечивает безопасный поворот руля и выполнение маневров автомобиля во время движения. Раньше такой узел использовался в качестве поворотного соединения как на грузовых, так и на легковых машинах. Сегодня в большинстве случаев применяется на грузовиках.

Устройство и принцип работы

Устройство шкворневой подвески

Роль подшипников скольжения выполняют бронзовые втулки, устанавливаемые в проушины поворотного кулака. Смазывается деталь консистентной смазкой через имеющуюся масленку и отверстие во втулке. Сверху и снизу проушины закрываются крышками, защищающими узел от попадания грязи. Верхняя имеет предохранительный клапан, предназначенный для выхода излишков смазки. Для разгрузки узла от осевых усилий в нижней проушине установлен роликовый опорный подшипник.

Схема устройства шкворней представлена на рисунке ниже.

Схема устройства шкворней

Описание каждой детали представлено на официальном сайте КамАЗа.

Если замену шкворня планируется осуществлять на СТО, то лучше осуществить покупку запчасти напрямую у этой организации. Обычно они могут предложить выгодные цены.

Стоимость шкворня для автомобилей КамАЗ в Москве и регионах составляет в среднем 1700 рублей.

Цена на услуги ремонта сильно отличаются в зависимости от конкретных проблем шкворня.

Например, установка правого и левого шкворней в официальном СТО КамАЗ обойдется в 11000 рублей.

Модельный ряд

Полный каталог шкворней представлен на официальном сайте Kamaz. Ниже представлены только самые распространенные модели этой запчасти.

Шкворень для модели Камаз 5320 имеет вытянутую форму и выполнен из хромированной стали. Используется для регулировки передних осей автомобиля.

Этот шкворень устанавливается на все современные модели Камаз, такие как модификации 65115 и 6520.

Факторы, способствующие поломке узла

Часто неисправности вызваны тем, что Камаз не проходил своевременное ТО или из-за большого пробега без контроля запчастей, которые не выдерживают сильных нагрузок.

В первую очередь неисправности возникают из-за износа бронзовой втулочной детали. По этой причине в детали возникает люфт. Такая ситуация требует замены запчасти на новую.

Необходимо заменить запчасть сразу же после того, как в ней были обнаружены какие-либо неисправности.

Первые признаки неисправности шкворня:

  • поворот руля осуществляется тяжелее чем обычно;
  • шины изнашиваются неравномерно;
  • во втулках присутствуют зазоры;
  • во время поездки наблюдаются стучащие звуки;
  • в руле начинается вибрация;
  • автомобиль начинает скрипели при наборе скорости или на поворотах.

Если замечен один из описанных выше признаков, то необходимо срочно обратиться на станцию технического обслуживания для проведения диагностики.

Правила эксплуатации и обслуживания

Ниже представлены основные рекомендации по обслуживанию шкворного узла автомобиля Камаз:

  • Необходимо провести первое ТО после пробега в 1000 км.
  • Следующие ТО проводится примерно через 6000 км пробега.
  • После того как пробег достигнет отметки 30000 км нужно провести подтяжку узлов. Это необходимо сделать даже, если во втулках нет зазоров. Как показывает практика при таком пробеге существенно снижается натяжка в узлах. Правильная регулировка этого механизма приведет к увеличению срока эксплуатации шкворней.
  • При каждом ТО запчасти необходимо обрабатывать смазкой.
  • Если происходит замена шкворня или его части, то происходит незначительное изменение в рулевом механизме. Это нормально, так как для их герметизации нужно время.

Как поменять

Замена шкворней проводится при появлении люфта в поворотном кулаке. При этом колеса автомобиля ведут себя неустойчиво, а во время движения слышны стуки в передней балке. Эти работы можно сделать в автосервисе, однако большинство водителей проводят замену детали своими руками.

Поднятая кабина КамАЗа

Для демонтажа необходимо поднять кабину в крайнее положение, снять колесо и суппорт. После этого снимаются крышки поворотного кулака. Заменить шкворни можно с использованием специального приспособления и 50-тонного гидравлического домкрата, но чаще всего применяют кувалду и наставки.

Как выбить

Перед тем как извлечь шкворень, нужно выбить стопорящий клин. Он находится в теле проушины кулака. Открутив удерживающую гайку и используя наставку, резкими ударами кувалды пытаются сдвинуть его с места. Если это удалось, то деталь продолжают выбивать. В противном случае в клине сверлят отверстие диаметром 8 мм примерно на 2/3 длины. После этого его извлекают, ударяя кувалдой.

Нагрев балки резаком

Сборка

Специалисты рекомендуют вместе со шкворнем менять втулки. В большинстве случаев они входят в комплект вместе с регулировочными шайбами. Устанавливать их нужно так, чтобы отверстие на втулке совпало с тавотницей, иначе будет невозможно смазать детали. Чтобы втулка не проворачивалась и не сдвигалась во время посадки шкворня, ее усаживают при помощи развертки.

Перед монтажом на все детали наносят тонкий слой консистентной смазки. Регулировочные шайбы устанавливают между верхней проушиной и балкой, при этом зазор между ними должен быть не более 0,2 мм. Опорный подшипник размещают в посадочном месте на нижней проушине поворотного кулака.

Сборку шкворня проводят гидравлическим домкратом, но некоторые используют кувалду.

При его посадке нужно помнить, что прорезь на торце детали должна быть сверху. После того как шкворень занял свое место, устанавливают стопорящий клин. Крепится он при помощи гайки. Свободный ход выбирается одновременным постукиванием по клину и затяжкой крепежа.

Установка игольчатых подшипников

Схема игольчатых подшипников

Перед тем как приступить к замене шкворня на автомобиле Камаз необходимо детально изучить схему регулировки игольчатых подшипников, которая представлена на рисунке выше. Монтаж шайб осуществляется таким образом, что они оказываются между крепительной балкой и верхней проушиной. При это расстояние между ними не должно превышать 0,2 мм. В таком положении закрепляются опорные игольчатые подшипники.

А вам доводилось сталкиваться с поломками шкворней? Обращались вы в СТО или делали замену или ремонт самостоятельно?

Замена и ремонт шкворней КАМАЗ

Один из важнейших конструктивных элементов в составе КамАЗа - шкворень. Он соединяет балку передних колес и поворотный кулак. Функции такого устройства, как шкворень на КамАЗе 6520, заключаются в безопасном повороте руля и обеспечении маневренности машины в рамках ее движения.

Раньше этот элемент применяли исключительно как поворотное соединение не только на грузовых, но и на легковых машинах. На сегодняшний день его использование оправдано лишь на грузовом транспорте.

Как устроен и как работает шкворень

Шкворень представляет собой стержень, сделанный из легированной стали. На этом стержне присутствует лыска, в которую впоследствии устанавливается клин. Последний не дает произойти сдвигу в направлении оси. Технические параметры этой детали, необходимые в рамках замены шкворней КамАЗа состоят из диаметра (45 мм) и длины (232 мм). Монтаж этого элемента осуществляется с помощью гидропресса.

Устройство шкворня Камаз

Функции подшипников скольжения в описываемой нами детали прекрасно выполняют втулки из бронзы. Они монтируются в проушины, размещенные в поворотном кулаке. Смазка осуществляется с помощью масленки и отверстия во втулке, консистентной смазкой.

Проушины снизу и сверху закрыты крышками. Они же препятствуют попаданию грязи в узел. Крышка, расположенная вверху, обладает предохранительным клапаном. Он помогает выходить лишней смазке. Чтобы разгрузить узел от осевых усилий, нижняя проушина имеет в своем составе опорный, роликовый подшипник.

Процесс замены шкворней КамАЗа

В рамках возникновения люфта в поворотном кулаке, можно осуществить такой процесс, как замена шкворней на КамАЗе своими руками. Вы поймете, что шкворни не в порядке по неустойчивому состоянию колес и по стуку в передней балке во время езды. Да, можно доверить ремонтные работы такого рода автосервису, но большая часть шоферов осуществляют замену этого элемента самостоятельно.

В рамках замены шкворни на КамАЗ 6520 необходимо сначала демонтировать старую деталь. Для этого нужно поднять кабину, а затем демонтировать суппорт и колесо. Затем необходимо демонтировать крышки поворотного кулака. Замена шкворней на КамАЗ 65115 осуществляется специальным инструментом и пятидесяти тонным домкратом (гидравлическим). С тем же успехом можно использовать наставки и кувалду.

Замена шкворня Камаз

Чтобы вытащить шкворень, необходимо выбить стопорящий клин. Его место расположения — в теле проушины кулака. Следует открутить удерживающую гайку и, помогая наставкой, с помощью ударов кувалдой необходимо сдвинуть стопорящий клин. Когда он будет сдвинут, клин следует продолжать выбивать. Если сдвинуть его не удалось, нужно просверлить отверстие в 8 мм на две трети длины. Клин после таких процедур вынимается ударами кувалдой.

Чтобы легко было выбить шкворень, следует нагреть балку резаком. Процедура эта должна происходить быстро, иначе нагреется шкворень. Специалисты советуют в таком случае использовать жидкий азот. Эффект тот же, а вероятность испортить балку сводится к нулю.

Как собрать

Профессионалы советуют в процессе ремонта шкворней на КамАЗе вместе с этим элементом заменить и втулки. Обычно ими комплектуются регулировочные шайбы. Монтировать их следует так, чтобы тавотница совпала с отверстием на втулке. В противном случае не получится смазать детали. Втулка не станет проворачиваться и сдвигаться в рамках посадки шкворня, если ее усадить посредством развертки.

Схема установки игольчатых подшипников Камаз

Перед тем, как заменить шкворню, следует изучить схему установки игольчатых подшипников, а также нанести на все элементы слой консистентной смазки. Шайбы монтируют между балкой и верхней проушиной так, чтобы зазор между ними был не больше 0,2 мм. В посадочном месте устанавливают опорный подшипник, на нижней проушине поворотного кулака.

Помните — прорезь на торце элемента должна быть расположена вверху. Когда шкворень установлен, с помощью гайки монтируют стопорящий клин. Выбрать свободный ход нужно одновременным постукиванием по клину, а также затягиванием крепежа. Если узел собран правильно, люфтов между деталями не будет. Как именно осуществить замену шкворней на КамАЗе своими руками, покажет видео.

Замена поворотного кулака камаз

Один из важнейших конструктивных элементов в составе КамАЗа — шкворень. Он соединяет балку передних колес и поворотный кулак. Функции такого устройства, как шкворень на КамАЗе 6520, заключаются в безопасном повороте руля и обеспечении маневренности машины в рамках ее движения.

Раньше этот элемент применяли исключительно как поворотное соединение не только на грузовых, но и на легковых машинах. На сегодняшний день его использование оправдано лишь на грузовом транспорте.

Как устроен и как работает шкворень

Шкворень представляет собой стержень, сделанный из легированной стали. На этом стержне присутствует лыска, в которую впоследствии устанавливается клин. Последний не дает произойти сдвигу в направлении оси. Технические параметры этой детали, необходимые в рамках замены шкворней КамАЗа состоят из диаметра (45 мм) и длины (232 мм). Монтаж этого элемента осуществляется с помощью гидропресса.


Функции подшипников скольжения в описываемой нами детали прекрасно выполняют втулки из бронзы. Они монтируются в проушины, размещенные в поворотном кулаке. Смазка осуществляется с помощью масленки и отверстия во втулке, консистентной смазкой.

Проушины снизу и сверху закрыты крышками. Они же препятствуют попаданию грязи в узел. Крышка, расположенная вверху, обладает предохранительным клапаном. Он помогает выходить лишней смазке. Чтобы разгрузить узел от осевых усилий, нижняя проушина имеет в своем составе опорный, роликовый подшипник.

Вторая проблема это клин который крепит шкворень в балке. В результате диффузии металла он очень сильно закипает в своём посадочном месте и это становится серьёзной проблемой. Что бы его выбить необходим очень резкий сильный удар. Здесь может помочь перфоратор. Да обычный строительный перфоратор. Но бывает что и он не справляется. Тогда на помощь приходит строительный пистолет. На грузовых автосервисах где нежелательно терять много времени на ремонт именно им, пользуются сразу. Но я категорически не советую, пользоваться пистолетом если не умеете, вероятность получить травму очень высокая. И пишу о этом потому чтобы было общее представление о том с чем придется столкнуться. Если уже ничего не помогает. Остаётся высверлить клин и выбить. То что от него осталось, да и опытные сварщики с легкостью выдувают его резаком не задев балку.

Теперь как выбить сам шкворень. Идеальный вариант использовать съёмник шкворней. Но он не всегда есть под рукой, тем более стоимость его такова что на эти деньги можно приобрести несколько новых балок. Вряд ли он всегда есть под рукой. Проще снять балку целиком и вы прессовать шкворень на стационарном гидравлическом прессе. Поэтому чаще всего приходится выбивать его при помощи кувалды.

Если после нескольких сильны и точных ударов он остаётся на месте бить дальше нет никакого смысла. Необходимо греть балку резаком практически до красна и то только для того чтобы хоть немного сдвинуть шкворень с места. В результате диффузии шкворень и балка практически свариваются, необходимо разрушить это соединение. Всё больше пока ничего делать не надо, что бы не повредить балку.

Нагрев балки

Нагрев её мы также нагреваем и сам шкворень. Балка находится снаружи остывает быстрее, шкворень в нагретом состоянии становится толще, а балка начинает еще сильнее сужаться. Бить стучать бесполезно, пока они не остынут естественным образом до температуры окружающей среды, принудительное охлаждение тоже ничего не даст, нужно ждать, а лучше оставить эту затею на следующий день, утро вечера мудренее, это же все из жизни.

Выбить конечно можно и сразу. Если балку постоянно держать в нагретом состоянии желательно до красна, но тогда она просто придёт в негодность. Как правило на утро шкворень легко выходит из балки. По закону подлости если разборка одной стороны не составила хлопот , то вторая обязательно приносит какой нибудь сюрприз. Спешка ненужна. Самое главное здоровье, а железки они никогда не закончатся. Одни уйдут в металлолом, нальют другие.

Как поменять

Замена шкворней проводится при появлении люфта в поворотном кулаке. При этом колеса автомобиля ведут себя неустойчиво, а во время движения слышны стуки в передней балке. Эти работы можно сделать в автосервисе, однако большинство водителей проводят замену детали своими руками.


Для демонтажа необходимо поднять кабину в крайнее положение, снять колесо и суппорт. После этого снимаются крышки поворотного кулака. Заменить шкворни можно с использованием специального приспособления и 50-тонного гидравлического домкрата, но чаще всего применяют кувалду и наставки.

Как выбить

Перед тем как извлечь шкворень, нужно выбить стопорящий клин. Он находится в теле проушины кулака. Открутив удерживающую гайку и используя наставку, резкими ударами кувалды пытаются сдвинуть его с места. Если это удалось, то деталь продолжают выбивать. В противном случае в клине сверлят отверстие диаметром 8 мм примерно на 2/3 длины. После этого его извлекают, ударяя кувалдой.


Выбить шкворень будет проще, если резаком нагреть балку. Эту операцию нужно проводить быстро, чтобы не нагрелся сам шкворень. Некоторые специалисты используют для охлаждения детали жидкий азот — эффект получается такой же, но вероятность повредить балку снижается.

Сборка

Специалисты рекомендуют вместе со шкворнем менять втулки. В большинстве случаев они входят в комплект вместе с регулировочными шайбами. Устанавливать их нужно так, чтобы отверстие на втулке совпало с тавотницей, иначе будет невозможно смазать детали. Чтобы втулка не проворачивалась и не сдвигалась во время посадки шкворня, ее усаживают при помощи развертки.

Перед монтажом на все детали наносят тонкий слой консистентной смазки. Регулировочные шайбы устанавливают между верхней проушиной и балкой, при этом зазор между ними должен быть не более 0,2 мм. Опорный подшипник размещают в посадочном месте на нижней проушине поворотного кулака.

Сборку шкворня проводят гидравлическим домкратом, но некоторые используют кувалду.

При его посадке нужно помнить, что прорезь на торце детали должна быть сверху. После того как шкворень занял свое место, устанавливают стопорящий клин. Крепится он при помощи гайки. Свободный ход выбирается одновременным постукиванием по клину и затяжкой крепежа.

В правильно собранном узле не допускаются люфты между деталями, а для поворота кулака необходимо прилагать небольшое усилие. Во время эксплуатации соединение нужно периодически смазывать — это продлит срок его службы и обеспечит безопасность автомобиля.

Установка игольчатых подшипников


Перед тем как приступить к замене шкворня на автомобиле Камаз необходимо детально изучить схему регулировки игольчатых подшипников, которая представлена на рисунке выше. Монтаж шайб осуществляется таким образом, что они оказываются между крепительной балкой и верхней проушиной. При это расстояние между ними не должно превышать 0,2 мм. В таком положении закрепляются опорные игольчатые подшипники.

А вам доводилось сталкиваться с поломками шкворней? Обращались вы в СТО или делали замену или ремонт самостоятельно?

Устройство и принцип действия

Шкворень представляет собой стержень цилиндрической формы из высокопрочной стали. На его поверхности выполнен специализированный паз. При установке паз совпадает с отверстиями на поворотном кулаке и шкворень крепится клином. Это исключает его смещение по своей оси.


Длина стержня составляет 232 миллиметра, диаметр – 45 мм. Поворотный кулак свободно вращается по оси стержня, который жестко крепится в проушине передней балки грузового автомобиля КамАЗ. В проушинах установлены бронзовые втулки. Это снижает трение и износ комплектующих при использовании автомобиля.

Втулки имеют отверстия, они предназначены для смазки шарнира. Шприцевание осуществляется через специализированные тавотницы, установленные в поворотном кулаке. Проушины закрываются пылезащитными крышками. Они защищают шарнир от попадания пыли и воды во время движения автомобиля. Верхняя крышка оснащена клапаном для выведения лишней смазки при шприцевании.

ВНИМАНИЕ: Шприцевать шкворня на КамАЗе необходимо регулярно. Несоблюдение этого правила приведет к загрязнению узла и быстрому его износу.

avtoexperts.ru

В целом можно отметить, что данная деталь является одной из самых важных в системе подвески любого автомобиля. Поворотный кулак крепится к подвеске с помощью «шаровых», благодаря чему у колес появляется возможность поворачиваться. Не стоит думать, что это обособленная деталь, нет, к ней также крепится тормозная система, ступицы, рулевые наконечники и, в конце концов, стойка (амортизатор).

Одно из главных предназначений этой детали – это возможность выдерживать нагрузки и создавать условия, для поворота колеса. Все удары, которые приходятся на колеса, она должна выдерживать.

Производят их зачастую из прочной легированной стали или чугуна, в зависимости от моделей и производителей. Марку металла, как правило, выбирают 30-40Х. Помните, что при производстве важно выдерживать точные геометрические показатели, в противном случае, деталь окажется попросту непригодной для эксплуатации. Также еще на момент производства, в «кулаке» делаются специальные пазы (выпилы), под подшипники ступицы.

Не забывайте, что в процессе эксплуатации, негативному влиянию поддается не только сам механизм из-за воздействий подвески в общем, но и цапфа. Цапфа в зависимости от того, где она располагается, называется по-разному. В общем, вы должны знать, что эта некая деталь вала, на которой размещается подшипник ступицы. Так вот, когда она изнашивается, приходит конец подшипнику, и поворотный кулак начинает испытывать перегрузки, возникает излишнее трение, появляются трещины и тому подобное. Обращайте на это пристальное внимание, ведь может серьезно осложниться управление.

Как крепится поворотный кулак понятно, используют для этого верхний и нижний рычаг, через шаровые опоры.

Устройство и разновидности

Следует помнить, что, несмотря на принятый за стандарт поворотный кулак, так называемый – «прямой крест», размеры у всех разные. Поэтому выбирая деталь, особое внимание продавцов уделяйте именно модели вашего автомобиля. В некоторых случаях, важен будет даже год производства. Ведь отклонение на несколько сантиметров, не позволит подвески справляться с задачей. К примеру, «не станут» шаровые, не хватит «угла» для тяги и тому подобное.

Кроме того, разная модификация «кулаков», может не подойти даже на одну и ту же машину. Для примера, до рестайлинга на автомобиль не ставили датчик вращения колеса, а после рестайлинга, такой элемент появился, и для него сделали отдельное «ухо». В итоге, прежние «кулаки» не подходят на современные модификации, несмотря на в целом тот же размер и формат детали.

Ресурс

Сложно достоверно сказать, сколько «пробегает», даже в условиях плохих дорог, все достаточно индивидуально. Зависит от манеры вождения, качества изначального сплава и тому подобное. В принципе, производители машин, считают этот узел «долгосрочным», то есть таким, который может прослужить большее количество времени, чем остальные комплектующие подвески.

Зачастую, срок эксплуатации измеряется десятками тысяч километров, кто-то умудряется сохранить узел и до 200 000 км.

Неисправности и возможные симптомы

Обратите внимание, если стали появляться следующие симптомы и неисправности:

• Автомобиль начало «тянуть» по разные стороны, проблема не решается даже после проверки развала.

• Заметили, что колеса стали выворачиваться на меньший угол, скорей всего виной именно «кулак», ну или шаровая опора.

• К частым неисправностям можно отнести, «отрыв» колеса. Происходит это из-за слома резьбы на оси узла или облома «пальца» шаровой, что также не редкость.

• Не редко, происходит износ поверхностей осей, в тех местах, куда «заложены» подшипники. Причина кроется в неправильном расположении подшипника или же не дотянутых гайках колес. Если колесо не затянуть, на ось будет передаваться неравномерное воздействие, что спустя некоторое время, приведет к перекосу подшипников и соответственно, она начнет стираться, появится люфт.

Возникают такие ситуации, когда узел в принципе целый, поверхности оси без нарушений, но выявили небольшую трещину. Кто-то посоветует её заварить, но, по правилам безопасности, такие методы запрещены. Не забывайте, что в большинстве случаев, детали делаются из чугуна, а у него при воздействии сварки, нарушается плотность. В итоге, она может попросту лопнуть при движении.

Как снять поворотный кулак?

Первоначально могло показаться, что конструкция достаточно сложная, но на самом деле демонтаж такого элемента ничего сложного не представляет. Что от вас требуется:

1. Сначала снимаем колесо.

2. Откручиваем суппорта тормозов.


3. Откручиваем стойку амортизатора.

4. Снимаем рулевой наконечник (это делать лучше специальным съемником).

5. Снимаем полуось со шлицов спупицы.

Незабываем высвободить датчик вращения колеса, естественно, если на вашем автомобиле такой имеется, он крепится непосредственно на «кулак».

6. Далее снимаем «кулак» в сборе с шаровой опоры нижнего рычага. Достаточно ослабить крепление «хомута» зубилом или отверткой и деталь легко снимется, без необходимости «молотить» по ней молотком.

7. В итоге, осталась ступица, тормозной диск и сам кулак. Теперь выкручиваем контргайку ступицы, предварительно разжав шлицы. Вынимаем подшипник, в специальные отверстия вкручиваем болты крепления колес и закручиваем их до упора. После чего, небольшими ударами, выбиваем ступицу и освобождаем «кулак».

Шкворень камаза 5320: устройство, замена, схема

Шкворень — это стержень шарнира поворотного кулака, а точнее ось поворотного управляемого колеса автомобиля. На некоторых машинах его может и не быть. Это зависит от конструкции рулевого управления. При быстрой езде по плохой дороге оно испытывает серьёзные нагрузки и постепенно изнашивается. Чтобы не запускать состояние деталей в край, нужно как можно скорее устранять неисправности.

В шкворневой подвеске чаще всего стираются бронзовые втулки кулака, из-за чего появляется люфт. В этом случае их нужно извлечь и заменить. Но чтобы это сделать, сначала надо демонтировать сам кулак с передней балки. Тут начинаются проблемы. Связаны они с намертво засевшим стержнем, который никак не хочет вылазить. Как выбить шкворень знают только те, кто уже встречался с данной проблемой. Но, если к ситуации подходить с холодной головой, то справится и новичок. Важно, чтобы при разборке не повредились остальные детали подвески.

Почему закисает шкворень

Итак, вы уже сняли колесо со ступицей и добрались до шкворня. Теперь главное не повредить сам поворотный кулак. Почему этот стержень вообще закисает в посадочном месте балки? Причин может быть много, но основной из них является отсутствие смазки.

На поворотном механизме есть крышка с заглушкой, с помощью которой он периодически должен смазываться. Заглушка откручивается, подсоединяется шприц высокого давления и шкворень обдаётся нигролом. Так вот, многие забывают делать эту процедуру и стержень пристаёт к балке. Другой причиной могут быть изношенные уплотнительные элементы (резиновые колечки), устанавливающиеся на поворотном механизме в специальные канавки. При их отсутствии под ось набивается грязь и попадает вода, из-за чего ржавеет и, соответственно, закисает.



Сборка узла

Сборка шкворня КамАЗ осуществляется в обратной последовательности. Перед запрессовкой детали необходимо выполнить установку и протяжку втулок шкворня КамАЗ. Протяжка втулок осуществляется специализированными приспособлениями или разверткой.

ВАЖНО: Во время установки медных втулок необходимо обратить внимание на совпадение отверстий для смазки. При неправильной установке шприцевание будет невозможно.

Перед сборкой детали обрабатывают консистентной смазкой. Запрессовку можно производить при помощи домкрата или кувалды с наставкой. Необходимо следить, чтобы паз на детали совпал с отверстием для стопорного клина. После запрессовки стопорный клин устанавливается на свое место и зажимается гайкой.

Из вышеперечисленного следует, что замена шкворней на грузовом автомобиле КамАЗ необходима при обнаружении люфта между деталями узла. Замену можно осуществить самостоятельно как с помощью приспособлений, так и без них.



Кувалдой

Замена шкворней на КамАЗ 6520, как и на других моделях, может осуществляться с применением кувалды и наставки необходимого диаметра. Для этого, после снятия пылезащитных крышек и клина, на срез детали направляют наставку, и наносят по ней резкие удары кувалдой.

Для облегчения процедуры можно нагреть балку. Под воздействием высокой температуры проушина балки расширится, и пробить шкворня на КамАЗе будет проще.

СПРАВКА: Чтобы вместе с балкой не нагрелся стержень, необходимо быстро осуществлять нагрев. Для этих целей хорошо подойдет газокислородная горелка.

Процесс замены шкворней КамАЗа

В рамках возникновения люфта в поворотном кулаке, можно осуществить такой процесс, как замена шкворней на КамАЗе своими руками. Вы поймете, что шкворни не в порядке по неустойчивому состоянию колес и по стуку в передней балке во время езды. Да, можно доверить ремонтные работы такого рода автосервису, но большая часть шоферов осуществляют замену этого элемента самостоятельно.

В рамках замены шкворни на КамАЗ 6520 необходимо сначала демонтировать старую деталь. Для этого нужно поднять кабину, а затем демонтировать суппорт и колесо. Затем необходимо демонтировать крышки поворотного кулака. Замена шкворней на КамАЗ 65115 осуществляется специальным инструментом и пятидесяти тонным домкратом (гидравлическим). С тем же успехом можно использовать наставки и кувалду.


Чтобы вытащить шкворень, необходимо выбить стопорящий клин. Его место расположения — в теле проушины кулака. Следует открутить удерживающую гайку и, помогая наставкой, с помощью ударов кувалдой необходимо сдвинуть стопорящий клин. Когда он будет сдвинут, клин следует продолжать выбивать. Если сдвинуть его не удалось, нужно просверлить отверстие в 8 мм на две трети длины. Клин после таких процедур вынимается ударами кувалдой.

Чтобы легко было выбить шкворень, следует нагреть балку резаком. Процедура эта должна происходить быстро, иначе нагреется шкворень. Специалисты советуют в таком случае использовать жидкий азот. Эффект тот же, а вероятность испортить балку сводится к нулю.

шкворень поворотного кулака КамАЗ 5320-3001019

Шкворень 5320-3001019
представляет собой стержень цилиндрической формы из стали 18ХГТ. Имеет покрытие хромом для игольчатых подшипников.

Шкворни 5320-3001019

применяются для передних осей автомобилей КАМАЗ — 5320, 53205, 53229, 65115, 6540 и т.п.

Передняя ось и поворотные кулаки автомобилей Камаз

1 — болт; 2,30 — шайбы пружинные; 3 — крышка нижняя поворотного кулака; 4 — прокладка крышки; 5 – втулка шкворня; 6 — кулак левый поворотный переднего моста; 7, 27, 29 — гайки; 8 — шплинт разводной; 9 — масленка; 10 — шкворень; 11 — клапан предохранительный; 12 — крышка верхняя поворотного кулака; 13 – кольцо уплотнительное; 14 – обойма сальника; 15 — шайба кулака; 16 — шайба регулировочная; 17 — полукольцо сальника; 18 — кольцо опорного подшипника; 19 — штифт; 20 — шайба опорного подшипника; 21 — кулак правый поворотный; 22 — сегментная шпонка; 23 — рычаг правый поворотного кулака к тяге рулевой трапеции; 24 — балка переднего моста; 25 — рычаг поворотного кулака к тяге сошки рулевого механизма; 26 — упор поворотного кулака; 28 — рычаг левый поворотного кулака к тяге рулевой трапеции; 31 — клин шкворня

Между верхними торцами проушин балки и кулаками установлены шайбы 15 и 16 толщиной 1,5 мм и 0,25 мм, с помощью которых регулируют осевой зазор в шкворневом соединении. Подшипники скольжения и опорные подшипники смазывают «через масленки 9.

Верхний 25 и нижние 23 и 28 рычаги закреплены в кулаках передней оси Камаз гайками 7 со шплинтами 8. Рычаги от проворачивания в кулаках зафиксированы сегментными шпонками 22. Углы поворота кулаков Камаз ограничены упорами 26, ввернутыми во фланцы поворотных кулаков и зафиксированными гайками 27.

Упоры при максимальном повороте колес упираются в бобышки на балке оси. На цапфах кулаков (см. рис.1) гайкой 6, контргайкой 10 и замковыми шайбами 7 и 8 закреплены ступицы 13 колес

На ступице Камаз имеются пять спиц, равномерно расположенных по окружности. Концы спиц заканчиваются коническими опорами, предназначенными для посадки конической поверхности обода.

Угол конуса 28о обеспечивает при затяжке гаек 3 с моментом 245… 294 Нм (25… 30 кг/см) силу трения, необходимую для надежного соединения обода со ступицей и предохранение обода от поворота при торможении.

В теле ступицы Камаз между спицами имеются пять отверстий, предназначенных для болтов 15 крепления тормозного барабана 17.

Гайки 16 болтов самоконтрящиеся. Для уменьшения износа шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля Камаз ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется.

Ступица Камаз вращается на двух конических роликовых подшипниках 11 и 14. На внутренней и внешней обоймах подшипников имеется маркировка, которая должна в точности совпадать для обеих обойм. Внутренняя обойма подшипника 14 упирается в упорное кольцо18.

Подшипниковая сборочная единица снаружи защищена от пыли и грязи крышкой 9 с прокладкой 12, с обратной стороны — манжетой 31, установленной в расточке ступицы, рабочие кромки манжета опираются на кольцо 19.

Тормозные механизмы 32 передних колес Камаз смонтированы на суппортах, которые крепятся болтами к фланцам поворотных кулаков.

Рулевая трапеция передней оси автомобиля Камаз включает поперечную тягу 30, шаровые пальцы которой коническими хвостовиками плотно входят в конические отверстия рычагов и закреплены гайками со шплинтами. Аналогично крепится продольная рулевая тяга 23 к рычагу поворотного кулака и к тяге сошки рулевого механизма.

Поперечный угол наклона шкворня поворотного кулака Камаз и угол развала колес обеспечиваются при изготовлении деталей переднего моста. Эти углы не регулируются.

Продольный угол наклона шкворня определяется положением переднего моста, относительно рессоры – обеспечивается кронштейнами амортизатора.

Как поменять

Замена шкворней проводится при появлении люфта в поворотном кулаке. При этом колеса автомобиля ведут себя неустойчиво, а во время движения слышны стуки в передней балке. Эти работы можно сделать в автосервисе, однако большинство водителей проводят замену детали своими руками.


Для демонтажа необходимо поднять кабину в крайнее положение, снять колесо и суппорт. После этого снимаются крышки поворотного кулака. Заменить шкворни можно с использованием специального приспособления и 50-тонного гидравлического домкрата, но чаще всего применяют кувалду и наставки.

Как выбить

Перед тем как извлечь шкворень, нужно выбить стопорящий клин. Он находится в теле проушины кулака. Открутив удерживающую гайку и используя наставку, резкими ударами кувалды пытаются сдвинуть его с места. Если это удалось, то деталь продолжают выбивать. В противном случае в клине сверлят отверстие диаметром 8 мм примерно на 2/3 длины. После этого его извлекают, ударяя кувалдой.


Выбить шкворень будет проще, если резаком нагреть балку. Эту операцию нужно проводить быстро, чтобы не нагрелся сам шкворень. Некоторые специалисты используют для охлаждения детали жидкий азот — эффект получается такой же, но вероятность повредить балку снижается.

Сборка

Специалисты рекомендуют вместе со шкворнем менять втулки. В большинстве случаев они входят в комплект вместе с регулировочными шайбами. Устанавливать их нужно так, чтобы отверстие на втулке совпало с тавотницей, иначе будет невозможно смазать детали. Чтобы втулка не проворачивалась и не сдвигалась во время посадки шкворня, ее усаживают при помощи развертки.

Перед монтажом на все детали наносят тонкий слой консистентной смазки. Регулировочные шайбы устанавливают между верхней проушиной и балкой, при этом зазор между ними должен быть не более 0,2 мм. Опорный подшипник размещают в посадочном месте на нижней проушине поворотного кулака.

Сборку шкворня проводят гидравлическим домкратом, но некоторые используют кувалду.

При его посадке нужно помнить, что прорезь на торце детали должна быть сверху. После того как шкворень занял свое место, устанавливают стопорящий клин. Крепится он при помощи гайки. Свободный ход выбирается одновременным постукиванием по клину и затяжкой крепежа.

Как устроен и как работает шкворень

Шкворень представляет собой стержень, сделанный из легированной стали. На этом стержне присутствует лыска, в которую впоследствии устанавливается клин. Последний не дает произойти сдвигу в направлении оси. Технические параметры этой детали, необходимые в рамках замены шкворней КамАЗа состоят из диаметра (45 мм) и длины (232 мм). Монтаж этого элемента осуществляется с помощью гидропресса.


Функции подшипников скольжения в описываемой нами детали прекрасно выполняют втулки из бронзы. Они монтируются в проушины, размещенные в поворотном кулаке. Смазка осуществляется с помощью масленки и отверстия во втулке, консистентной смазкой.

Читайте также: