Как правильно собрать бортовую на мазе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Ведущие мосты автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Задний мост автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 - Имеет двойную разнесенную главную передачу, состоящую из центрального конического редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес (рисунки 11, 12).

Средний ведущий мост автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 - Состоит из центрального редуктора (рисунок 13) и планетарных колесных передач. Межколесный дифференциал и колесные передачи среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста.

Привод механизма блокировки межосевого и межколесного дифференциалов среднего моста - электропневматический.

Блокировка межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 осуществляется одним выключателем независимо от включения блокировки межосевого дифференциала. Блокированное положение дифференциалов сигнализируется контрольными лампами.

Блокировку межколесного и межмостового дифференциалов следует включать при преодолении труднопроходимых и скользких участков дороги при остановленном автомобиле или при движении на малой скорости (до 10 км/ч) и выключать блокировку на крутых поворотах этих участков дорог. Включение блокировки в режиме буксования колес не допускается.

Техническое обслуживание и регулировки мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Уход за ведущими мостами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в поддержании необходимого уровня смазки в центральных редукторах и в колесных передачах, своевременной ее смене, очистке сапунов от загрязнения, проверке и подтяжке крепежных деталей, проверке шума работы и температуры нагрева мостов, а также в выполнении регулировок зацеплений конических шестерен и натягов в конических подшипниках.

При обнаружении течи смазки через манжеты входного и выходного валов среднего моста и ведущей шестерни заднего моста следует выяснить причину течи.

Замену манжет входного и выходного валов среднего моста и ведущей шестерни заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить в такой последовательности:

- отсоединить карданный вал от фланца 14 (рис.11);

- расшплинтовать и отвернуть гайку 15 крепления фланца, снять уплотнительное кольцо 16 и фланец 14;

- отвернуть болты 13 крепления и снять крышку с манжетами;

- заменить манжеты, заполнив их внутренние полости смазкой Литол - 24 и собрать узел в порядке обратном разборке.

Манжеты 14, 42 (рис.13) и 17, 18 (рис.11) запрессовываются в крышки до упора.

Гайки крепления фланцев затянуть с контролем минимальной величины момента и последующей подтяжкой до совпадения отверстия вала с прорезью гайки.

При этом момент проворачивания ведущей конической шестерни должен находиться в пределах 0,1 - 0,3 кг/см.

Регулировку натяга подшипников ведущих конических шестерен, дифференциалов мостов и выходного вала среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить через 60-80 тыс.км пробега с одновременной подтяжкой гайки 15 фланца 16 (рис.3).

Через 180 тыс. км при очередном ТО - 2 следует промывать картера мостов. Снятие центрального конического редуктора моста для проведения регулировочных работ производить в такой последовательности:

- слить масло из картера моста и колесных передач (вывернув сливные и заливные пробки);

- отсоединить карданный вал;

- отсоединить шланг подачи воздуха от цилиндра блокировки редуктора, отключить клеммы датчика давления, вывернуть датчик;

- снять крышки 23 (рисунок 12) колесных передач;

- заблокировать межколесный дифференциал (с помощью болта);

- вынуть полуоси 13 вместе с ведущими шестернями 27 колесных передач;

- отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних).

После этого подкатить тележку с подъемником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на подъемнике, отвернуть оставшиеся две верхние гайки. Затем с помощью двух демонтажных болтов во фланце крепления редуктора к картеру моста снять редуктор. Сборка производится в обратной последовательности.

При разборке колесной передачи моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329:

- слить масло из колесной передачи, установив колесо так, чтобы сливная пробка заняла крайнее нижнее положение, отвернув сливную и заливную пробки 21, 24 (рисунок 12);

- отвернуть гайки 2 и снять крышку 23;

- вынуть полуось 13 вместе с ведущей шестерней 27;

- отвернуть болты и снять тормозной барабан 10;

- снять корпус водила вместе с сателлитами 28 и водилом 22;

- отвернуть специальным ключом контргайку 19, снять стопорную шайбу, отвернуть гайку 17 и снять ведомую шестерню 20 вместе со ступицей 18;

- снять ступицу 5 вместе с подшипниками.

Сборку колесной передачи производить в обратной последовательности. Оси сателлитов должны устанавливаться обращенными своей лыской к центру вращения колесной передачи.

При снятии ступицы колеса колесная передача должна разбираться в такой же последовательности.

При снятии полуосей 13 (рис.12) и 36, 54 (рисунок 26) без демонтажа центрального редуктора, в обязательном порядке необходимо заблокировать межколесные дифференциалы заднего и среднего мостов и разблокировать их только после установки вышеуказанных полуосей.

Регулировку редуктора ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 роизводить при снятом редукторе в следующей последовательности:

- отрегулировать натяг конических подшипников ведущей конической шестерни;

- отрегулировать натяг подшипников дифференциала;

- отрегулировать зацепление конических шестерен по пятну контакта и боковому зазору, после чего (при необходимости) подрегулировать натяг подшипников дифференциала.


Рис.11. Редуктор заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - цилиндр механизма блокировки, 2 - поршень; 3 - винт; 4 - гайка; 7 - вилка включения механизма блокировки; 8 - картер редуктора; 9 - шестерня ведомая; 10,12,26,32 - подшипник, 11 - стакан подшипников; 13 - болт; 14 - фланец; 15 - гайка; 16 - кольцо уплотнительное; 17, 18 - манжета; 19 - прокладка; 20 -прокладки регулировочные; 21 - маслоотражатель; 22 - шестерня ведущая; 23 - сателлит; 24, 31 - чашка дифференциала; 25, 33 - гайка; 27, 29 - шестерня полуоси; 28 - крестовина; 30 - шайба опорная; 34 - муфта блокировки дифференциала; 35 - картер моста.

При этом во избежание нарушения первоначальной регулировки подшипников, гайки 25, 33 (рисунок 11) следует отворачивать и заворачивать на один и тот же угол.

Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329:

- вынуть ведущую коническую шестерню со стаканом подшипников в сборе.

Для этого в картере редуктора заднего моста отвернуть гайки крепления стакана 11 подшипников и с помощью демонтажных болтов вынуть стакан с шестерней.

В редукторе среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 отвернуть болты крепления картера шестерен и с помощью демонтажных болтов снять картер шестерен в сборе с входным валом, отогнуть стопорные пластины, отвернуть гайки крепления картера промежуточного и снять его в сборе с ведущей конической шестерней;

- определить индикатором осевой зазор в подшипниках;

- закрепить ведущую шестерню в тисках (предохранив от повреждения прокладками из мягкого металла);

- снять фланец 14 (рис.11), крышку с манжетами 17, 18 или шестерню 9 (рис.13), внутреннее кольцо ближнего к хвостовику подшипника и регулировочную прокладку 20;

- замерить толщину регулировочной прокладки и рассчитать необходимую ее толщину для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины прокладки должно равняться сумме замеренного индикатором осевого люфта и величины натяга подшипников равного 0,03-0,05мм);

- прошлифовать регулировочную прокладку до требуемой величины и собрать ведущую шестерню без закрепления крышки с манжетами.


Рис.12. Колесная передача ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329


Рис.13. Редуктор среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1,12 - сателлиты; 2,50 - шайбы опорные; 3,17 - прокладка регулировочная; 4,23 - шестерня ведущая; 5,7, 13, 18, 29, 31, 39, 51 - подшипник; 6 - втулка распорная; 8, 24, 25, 30, 38 - шайбы регулировочные; 9 - шестерня ведомая; 10 - картер шестерен; 11, 15, 34, 44, 52 - гайка; 14, 42 - манжета; 16, 43 - фланец; 19, 45 - крышка; 20 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 21 - кольцо; 22 - кольцо стопорное; 26, 48 - крестовины дифференциала; 27 - межосевой дифференциал; 28 - вал привода мостов; 32 - цилиндр механизма блокировки; 33 - винт; 35 - вал привода заднего моста; 36, 54 - полуоси; 37 - муфта блокировки межколесного дифференциала; 40 - стакан подшипников; 41 - болт; 46 - шестерня ведомая; 47 - межколесный дифференциал; 49 - шестерня полуоси; 53 - стопор гайки; 58 - кольцо.


Регулировка зацепления конических шестерен центрального редуктора ведущих мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

При затяжке гайки фланца следует поворачивать стакан подшипников для правильного размещения роликов в своих обоймах;

- проверить натяг подшипников по величине момента проворачивания стакана подшипников, который должен быть равен 1 - 3 Нм (0,1 - 0,3 кг/см).

При нормальном предварительном натяге в подшипниках снять фланец 14 (рис.11), установить на место крышку с манжетами 17, 18 и окончательно собрать узел.

Регулировку натяга подшипников дифференциала производить при снятой ведущей шестерне с помощью гаек 25 (рисунок 11) и 52 (рисунок 13).

Гайки заворачивать на одинаковую глубину до получения нужного предварительного натяга, не нарушая положения ведомой шестерни.

Преднатяг подшипников определяется величиной момента необходимого для проворачивания дифференциала, который должен быть в пределах 2-5 Нм (0,2 -0,5 кг/см) при снятой ведущей шестерне. Этот момент определяется специальным динамометрическим ключом или измерением усилия, приложенного на радиусе чашек дифференциала и равного 23 - 57 H (240 - 586кгс).

Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен редуктора моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следующий:

- перед установкой стакана подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора протереть зубья обеих конических шестерен и на боковые поверхности трех - четырех зубьев нанести тонкий слой краски;

- руководствуясь таблицей, отрегулировать зацепление конических шестерен. Перемещение ведущей шестерни обеспечивается изменением количества регулировочных прокладок под фланцем стакана подшипников ведущей шестерни.

Для перемещения ведомой шестерни следует пользоваться гайками 25 (рис.11) или 52 (рис.13), чтобы не нарушить регулировку натяга в подшипниках
дифференциала, заворачивать (отворачивать) указанные гайки на один и тот же угол.

Регулировку подшипников дифференциала ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 (рисунок 13) производить в такой последовательности:

- отсоединить карданный вал от фланца 16;

- снять механизм блокировки дифференциала;

- отвернуть болты крепления картера шестерен и снять картер в сборе с межосевым дифференциалом;

- разобрать межосевой дифференциал, снять ведущую шестерню и вынуть подшипники из шестерни;

- промыть детали в дизельном топливе, а перед сборкой смазать;

- установить внутренний подшипник в шестерню 23 до упора;

- установить наружное кольцо 21, внутреннее кольцо 58 и наружную обойму внешнего подшипника;

- для обеспечения предварительного натяга в подшипниках уменьшить толщину набора шайб 24 на величину осевого зазора плюс 0,02 - 0,03 мм и установить их на место;

- установить стопорное кольцо 22;

- установить внутреннюю обойму подшипника в сборе с сепаратором.

Для проверки предварительного натяга в подшипниках установить на стол пресса шестерню 23 с подшипниками, через оправку (с опорой на торец внутренней обоймы внутреннего подшипника) и небольшим усилием сжать подшипники. Покачиванием проверить наличие осевого зазора и легкость проворачивания шестерни.

В качестве оправки можно использовать крестовину 26 и распорную втулку в сборе с шестерней.

Усилие проворачивания ведущей цилиндрической шестерни, приложенное на ее наружном диаметре, должно быть в пределах 5,5 - 22 H (0,55 - 2,2кгс).

Регулировку подшипников 39 выходного вала моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить также изменением набора регулировочных шайб 38 в такой последовательности:

- отвернуть болты 41 и снять выходной вал 35 со стаканом 40 подшипников;

- промыть детали в дизельном топливе, перед сборкой смазать;

- зажать вал в тисках, установить внутреннюю обойму внутреннего подшипника с сепаратором на вал;

- установить стакан 40 в сборе с наружными обоймами подшипников;

- установить необходимый набор регулировочных шайб 38, толщина которых должна быть уменьшена на величину осевого зазора плюс 0,02 - 0,03мм;

- установить сепаратор и внутреннюю обойму наружною подшипника;

- установить фланец 43, затянуть гайку. Покачиванием и проворачиванием за фланец 43 проверить наличие осевого зазора.

Усилие проворачивания, приложенное на радиусе расположения отверстий во фланце, должно быть в пределах 6,4 - 25,5H (0,65 - 2,6кгс).

После регулировки, отвернув гайку и сняв фланец 43, установить крышку 45 с манжетами 42 и, собрав узел, затянуть, гайку фланца. При этом должны совпадать отверстия под шплинт с прорезью в гайке. Затем зашплинтовать гайку, установить на место вал с подшипниковым узлом и фланцем в сборе.

Толщина S пакета прокладок 17 (рисунок 13) для регулировки преднатяга конических подшипников 18, 31 при сжатии их усилием Р=800Н, определяется по формуле: S=(H - П±0,1)±0,05мм.

Регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен межосевого дифференциала производится с помощью набора шайб 25, 30. При усилии сжатия 800Н он должен быть в пределах 0,1 - 0,55 мм.

Перед сборкой редукторов заднего и среднего мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 на одну из сопрягаемых поверхностей, а также между прокладками в разъемах В (рис.11) и в разъемах В, Г, Е (рисунок 13) следует нанести слой герметика.

Регулировка механизмов блокировки межколесного и межосевого дифференциалов мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Регулировка механизма блокировки межколесного дифференциала заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится на собранном центральном редукторе, до установки его в картер моста, в следующем порядке (рис.11):

- замерить зазор А между торцем муфты 34 и чашкой дифференциала, величина которого должна быть А=1+0,3 мм. При этом муфта 34 должна удерживаться соосно чашке 31 с помощью оправки;

- отвернуть болты крепления цилиндра механизма блокировки 1 и снять его вместе с поршнем;

- отвернув гайку 4 винта штока вилки, завернуть или вывернуть винт 3 на величину необходимого перемещения вилки для обеспечения зазора А= 1+0,Змм, затянуть гайку 4 моментом 44 - 56Н мм и установить цилиндр.

Размер А=1+0,5мм (рисунок 13) механизма блокировки межосевого дифференциала отрегулировать с помощью прокладок 56. Размер Б=1+0,5мм отрегулировать с помощью винта 33. После регулировки затянуть гайку 34 моментом от 44 до 56Нм (4,4 - 5,6кг/см).

Регулировка подшипников ступиц задних колес Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Поднять мост и освободить колеса от нагрузки.

Проверить свободное вращение колеса от усилия руки, нет ли осевого люфта ступицы.

Если колесо вращается туго или выявлен осевой люфт ступицы, произвести регулировку подшипников, проверив одновременно исправность манжет по отсутствию течи масла.

Регулировку подшипников ступиц ведущих мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 проводить в следующем порядке:

- слить масло из колесной передачи;

- разобрать колесную передачу, как описано выше;

- поворачивая ступицу, затянуть гайку 17 (рис.12) моментом 400 - 500 Нм (40 - 50кг/см), затем отвернуть ее на 60 - 75 градусов и проверить ступицу на легкость вращения. Она должна свободно вращаться от усилия руки, осевой люфт не допускается; - установить шайбы, затянуть контргайку 19 моментом от 392 до 490 Нм (40 - 50 кг/см) и застопорить ее отгибом уса стопорной шайбы;

- проверить еще раз вращение ступицы и отсутствие осевого люфта.

Правильность регулировки определить пробегом автомобиля по степени нагрева ступицы, температура которой не должна превышать 60°С (при большей температуре рука не выдерживает длительного прикосновения).

МАЗ-54331: Замена задних ступиц на клиньях на евроступицы

В процессе работы, попал как то ко мне задний мост на евроступицах по сходной цене. Единственное, что меня в нем не устраивало, так это то, что редуктор в нем был 13 на 25, а у меня стоял 15 на 24.

Переход же на евроступицы был нужен по причине необходимости замены резины на заднем мосту, т.к. износ на ней уже был предельный и связываться опять с камеркой не было никакого желания.

Обдумав сложившуюся ситуацию, решил за раз перейти на евроступицы и бескамерку. Имея мост на евроступицах в запасе, глупо было его не использовать и покупать бескамерные диски под клинья.

Было два варианта действий: первый - закатить мост целиком и поменять редуктор; второй - просто заменить ступицы в сборе. Второй вариант мне нравился больше, поэтому на нем и остановился. Приступил к работе и открутил колеса, а потом и крышки бортовых коробок стеллитов.

Далее, открутил гайки на чулках и снял солнечную шестерню с подшипником и всю ступицу.

Данная операция не вызвала каких бы то ни было проблем и все прошло довольно гладко.

Следующим шагом, были отогнуты концы стопорных шайб и откручены болты на 30, которые крепят чулки к мосту.

Здесь следует пояснить, что у МАЗа с бортовыми евроступицами совершенно другие чулки, ступицы и тормозные барабаны. Одинаковые только сателлиты с подшипниками, шестерня полуоси в редукторе и солнечная шестерня без ее ступицы.

После снятия чулков и замены их на другие, подошла очередь установки евроступиц и сборки бортовых передач. Собрал бортовые, а также надел тормозные барабаны (они ставятся только в одном положении) и установил колеса. Все, переоборудование выполнено, пора приступать к работе.

На купленной б/у бескамерной резине с дисками 315/80 - 22.5, проездил целый год. Впечатления от эксплуатации только положительные. Следить за затяжкой колес как на клиньях нет необходимости, подтянул 2-3 раза и можно ездить спокойно.

Впоследствии, переводил на бескамерку полуприцеп МАЗ-93866, так на нем даже спаривал резину 315/80-22.5 и нашу 111АМ. Однако, никакой разницы в высоте протектора и подъедании колес не заметил, пока донашивал нашу камерку.

На первый взгляд, замена ступиц на клиньях на евроступицы - это довольно затратное мероприятие, но в процессе работы, сделал для себя вывод, что эксплуатация бескамерки в целом обходится дешевле камерки за счет меньшей трудоемкости.

Принцип работы ведущего моста

Кинематическая схема работы ведущего моста следующая: подаваемый на центральный редуктор вращательный момент разделяется на колесные передачи. На колёсных передачах, между тем, можно добиться разных показателей передаточных чисел, если изменять количество зубьев у шестерёнок колёсного редуктора. Что позволяет ставить задние мосты одинаковые по габаритам на различные модификации МАЗов.

В зависимости от предусмотренных для модели МАЗа условий эксплуатации, модификации коробки передач, типоразмера автомобильных шин, задние мосты МАЗов выпускаются с тремя различными общими передаточными числами.Что касается среднего моста МАЗа, его балка, колёсная передача и межколёсный дифференциал выполнены по аналогии с деталями заднего моста. Купить средний мост маз или подобрать для него запчасти несложно, если обратиться к каталогу оригинальных запчастей.

Техобслуживание ведущих мостов

Ведущие мосты грузовиков МАЗ - техобслуживание, причины неисправностей, ремонт

В процессе эксплуатации а/м МАЗ следует помнить, что ведущие мосты время от времени нуждаются в уходе и регулировке. Пробегая каждые 50.000-70.000 километров обязательно заезжайте на станцию техобслуживания, чтобы посмотреть и, при необходимости, отрегулировать осевой зазор подшипников ведущей шестерни центрального редуктора. Выполнить самостоятельно эту регулировку неопытным автолюбителям будет сложно, т.к. вначале необходимо снять карданный вал, а гайку крепления фланца затянуть надлежащим усилием. Регулировка редуктора среднего моста проводится аналогичным образом. Кроме регулировки зазора подшипников, важно своевременно менять смазочный материал, поддерживать требуемый объём смазки, следить за звуками работы мостов, своевременно выявлять подозрительные шумы и перегрев.

Устранение неисправностей ведущих мостов

На задний редуктор маз приходится максимум нагрузки. Не снижает её даже наличие среднего ведущего моста. Неисправности ведущих мостов, причины и методы ремонта рассмотрим подробнее.

Неисправность: Перегрев моста

Причина 1: Недостаток или, наоборот, излишек масла в картере. Доведите масло до нормального объёма в картерах редукторов (центрального и колесных).

Причина 2: Неправильно отрегулированы шестерни. Необходима регулировка шестерён.

Причина 3: Увеличен натяг подшипников. Необходима регулировка натяга подшипников.

Неисправность: Шум моста повышен

Причина 1: Сбой в зацеплении конических шестерёнок. Требуется регулировка.

Причина 2: Нарушена регулировка или изношены конические подшипники. Необходимо проверить, при необходимости, регулировать натяг, заменить подшипники.

Причина 3: Износ шестерён, точечная коррозия зубьев. Необходимо заменить выработавшие ресурс шестерни и отрегулировать их зацепление.

Неисправность: Шум моста повышен на поворотах

Причина: Неисправность дифференциала. Необходимо разобрать, отремонтировать и отрегулировать дифференциал.

Неисправность: Шум в колёсном редукторе

Причина 1: Недостаточный уровень масла в колёсном редукторе. Доведите до нормального уровня масло в картере редуктора.

Причина 2: Залито техническое масло, неподходящее для колёсных передач. Тщательно промойте ступицы и детали колёсной передачи, залейте соответствующее масло.

Причина 3: Износ шестерён, осей сателлитов или подшипников. Замените изношенные детали.

Неисправность: Течь масла через уплотнения

Причина: Износ уплотнителей (сальников). Замените изношенные уплотнители. Если утечка масла идёт через дренажное отверстие в ступице, смените сальник ступицы.

Как правильно собрать бортовую на мазе

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Ремонт деталей заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Ремонт заднего моста автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в замене изношенных или поврежденных деталей. Конструкция заднего моста позволяет выполнить большинство ремонтных работ без снятия его с автомобиля.


Рис. 47. Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — крышка подшипника; 2 — стопор гайки подшипника; 3 — левая гайка подшипника-4 — шестерня полуоси; 5 — сателлит дифференциала; 6 — крестовина дифференциала; 7 — цилиндрический подшипник ведущей шестерни; 8 — конический подшипник ведущей шестерни; 9 — картер подшипника ведущей шестерни; 10 — распорное кольцо; 11 — регулировочная шайба; 12 — маслоотражатель; 13 — крышка сальника; 14 — фланец; 15 — гайка фланца; 16 — шайба; 17 — сальник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — прокладка; 20 — ведущая шестерня; 21 — картер редуктора; 22 — ведомая шестерня; 23 — сухарь; 24 — контргайка; 25 — ограничитель ведомой шестерни; 26 — правая чашка дифференциала; 27 — демонтажный болт
картера редуктора; 28 — упорное кольцо втулки; 29 — правая гайка подшипника; 30 — конический подшипник; 31 — левая чашка дифференциала; 32 — стальная шайба; 33 — бронзовая шайба.

Для замены сальника ведущей шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- отсоединить карданный вал от фланца 14 (см. рис. 47) редуктора моста;

- расшплинтовать и отвернуть гайку 15, спять фланец 14 и шайбу 16;

- отвернуть гайки шпилек, крепящие крышку 13 сальника, и, пользуясь демонтажными болтами, снять крышку с сальником;

- заменить сальник, заполнив его внутренние полости консистентной смазкой 1-13, и собрать узел в порядке, обратном разборке (сальник запрессовывают заподлицо с наружным торцом крышки).


Рис. 46. Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — колесная передача; 2 — ступица заднего колеса; 3 — тормоза задних колес; 4 — стопорный штифт кожуха полуоси; 5 — направляющее кольцо полуоси; 6 — кожух полуоси; 7 — полуось; 8 — центральный редуктор; 9 — спаренный сальник полуоси; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимный кулак тормозов.

При необходимости замены сальника 9 (см. рис. 46) полуоси заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует:

- слить масло из картера моста, вывернув сливную и заливную пробки;

- отсоединить карданный вал;

- снять малые крышки 7 (см. рис. 48) колесных передач;

- отвернуть один болт 15 крепления большой крышки и, завертывая его в резьбовые отверстия в торцах полуосей 22, осторожно вынуть ее вместе с солнечными шестернями 11 колесных передач;

- отвернуть гайки шпилек крепления центрального редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних).


Рис. 48. Колесная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — коронная (ведомая) шестерня; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — стопорный болт оси сателлита; 4 — подшипник сателлита; 5 — ось сателлита; 5 — сателлит; 7 — малая крышка; 8 — упорный сухарь полуоси; 9 — стопорное кольцо; 10 — шпилька; 11 — солнечная (ведущая) шестерня; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — наружная чашка водила; 14 — большая крышка; 15 — болт большой крышки и коронной шестерни; 16 — прокладка; 17 — болт чашек водила; 18 — гайка; 19 — ступица колес; 20 — наружный подшипник ступицы; 21 — внутренняя чашка водила; 22 — полуось; 23 — упор ведущей шестерни; 24 — кожух полуоси; 25 — гайка подшипника ступицы; 26 — стопорное кольцо; 27 — контргайка подшипников ступицы.

После этого с помощью тележки с подъемником вынуть редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, завертывая два демонтажных болта во фланце крепления редуктора к картеру моста, и, сняв оставшиеся две верхние гайки, заменить сальник полуоси с помощью съемника, заполнив внутренние полости сальника консистентной смазкой.

Собирают задний мост в обратной последовательности, причем устанавливать полуоси следует осторожно, проворачивая их во избежание выворачивания рабочей кромки сальника.

Обычно ремонт моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 связан со снятием и разборкой центрального редуктора или колесной передачи.

Прежде чем снять центральный редуктор, необходимо слить масло из картера моста, отсоединить карданный вал и снять стояночный тормоз.

Затем снять малые крышки колесных передач, отвернуть болт большой крышки колесной передачи и, завернув его поочередно в резьбовое гнездо на торцах полуосей, вывести полуоси из дифференциала.

Отвернуть гайки шпилек крепления центрального редуктора к картеру моста и снять редуктор с помощью подкатной тележки.

Центральный редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 удобнее всего разбирать на поворотном стенде.

При отсутствии стенда можно использовать низкий столик-верстак высотой 500—600 мм.

Последовательность разборки редуктора моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующая:

- снять ведущую шестерню 20 (см. рис. 47) с подшипниками в сборе;

- вывернуть гайки 29 и 3 крышек подшипников дифференциала;

- снять крышки 1 подшипников дифференциала;

- отвернуть гайки шпилек крепления чашек дифференциала и раскрыть дифференциал (снять сателлиты, полуосевые шестерни, упорные шайбы).

Разборные детали редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 промыть и тщательно осмотреть.

Проверить состояние подшипников, на рабочих поверхностях которых не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушения, а также разрушения или повреждения роликов и сепараторов.

При осмотре шестерен убедиться в отсутствии отколов и обломов зубьев, трещин, выкрашивания цементационного слоя на поверхности зубьев.

При повышенном шуме шестерен редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 во время работы величина бокового зазора 0,8 мм может служить основанием для замены конической пары шестерен.

Ведущую и ведомую конические шестерни при необходимости заменять комплектно, так как на заводе их подбирают попарно по контакту и боковому зазору и клеймят одинаковым номером.

При осмотре деталей дифференциала моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обратить внимание на состояние поверхности шеек крестовины, отверстий и сферических поверхностей сателлитов, опорных поверхностей полуосевых шестерен, опорных шайб и торцовых поверхностей чашек дифференциала, которые не должны иметь задиров.

При значительном износе или ослаблении посадки заменить втулку сателлита. Новую втулку обрабатывают после запрессовки ее в сателлит до диаметра 26+0,045 мм.

При значительном износе бронзовых опорных шайб полуосевых шестерен их следует заменить. Толщина новых бронзовых шайб — 1,5 мм.

После сборки дифференциала заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется замерить зазор между полуосевой шестерней и опорной бронзовой шайбой, который должен быть в пределах 0,5—1,3 мм.

Зазор замеряют щупом через окно в чашках дифференциала, когда сателлиты сдвинуты к опорным шайбам до отказа, а полуосевая шестерня прижата к сателлитам, т. е. находится в беззазорном зацеплении с ними. Чашки дифференциалов заменяют комплектно.

Центральный редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 собирать в следующей последовательности:

- подсобрать ведущую шестерню, установить ее в картер подшипников и отрегулировать конические подшипники с предварительным натягом;

- подсобрать дифференциал, установить его в картер и отрегулировать подшипники дифференциала с преднатягом;

- установить ведущую шестерню в картер редуктора;

- отрегулировать зацепление конических шестерен;

- завернуть ограничитель ведомой шестерни до упора в шестерню и затем отпустить до 1/10-1/13 оборота, что соответствует зазору между ними 0,15— 0,2 мм, и затянуть контргайку.

Разборка колесной передачи и снятие ступицы заднего колеса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Последовательность разборки колесной передачи и ступицы заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующая:

- ослабить гайки крепления заднего колеса;

- установить домкрат под одну сторону балки заднего моста

- вывесить ступицу с колесами, затем подложить подставку и снять домкрат;

- отвернуть гайки крепления задних колес, снять прижимы и наружное колесо, распорное кольцо и внутреннее колесо;

- слить масло из картера колесной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337;

- снять большую крышку 14 (см. рис. 48) колесной передачи в сборе с малой крышкой 7;

- снять ведомую шестерню 1, для чего использовать как съемник два болта крепления большой крышки;

- ввернуть в резьбовое отверстие полуоси 22 болт крепления большой крышки, вынуть полуось с солнечной шестерней 11 в сборе;

- отвернуть стопорные болты 3 осей сателлитов, установить съемник и вынуть оси 5 сателлитов, затем вынуть сателлиты в сборе с подшипниками;

- отвернуть контргайку 27 подшипников ступицы, снять стопорное кольцо 26, отвернуть гайку 25 подшипников и вынуть внутреннюю чашку 21 водила;

- вынуть распорную втулку подшипников, установить съемник ступицы и снять ступицу в сборе с тормозным барабаном.

При замене сальника и подшипника ступицы заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- отвернуть болты крепления тормозного барабана и снять пылеуловитель и крышку сальника;

- извлечь сальник из крышки и легкими ударами молотка установить новый сальник;

- выпрессовать кольца наружного и внутреннего подшипника ступицы с помощью съемника.

Детали колесной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и ступицу промыть и тщательно осмотреть.

На поверхности зубьев шестерен не допускается выкрашивание цементационного слоя. При наличии трещин и обломов зубьев шестерни следует заменить.

Установку ступицы и сборку колесной передачи выполняют в обратной последовательности.

При этом следует иметь в виду, что внутренний сдвоенный конический подшипник выполнен с гарантированным предварительным натягом, который обеспечивается установкой распорного кольца.

В таком комплекте подшипник маркируют на торцах обойм и наружной поверхности распорного кольца.

Устанавливать этот подшипник следует только в комплекте в соответствии с маркировкой.

Замена отдельных деталей комплекта не допускается, так как в этом случае изменяется осевой зазор подшипника, что приводит к его разрушению.

Подшипники ступицы не регулируются, однако правильная установка, ступицы обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников гайкой и контргайкой.

Усилие, необходимое для затяжки гайки подшипников ступицы, должно быть примерно равно 80—100 кГ на ключе с воротком 500 мм.

Техническое обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Обслуживание заднего моста автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в проверке и поддержании необходимых уровней смазки в центральном редукторе и в колесных передачах, своевременной смене смазки, очистке сапунов от загрязнения, проверке и подтяжке крепежных деталей, проверке шума работы и температуры нагрева заднего моста.

Особое внимание при техническом обслуживании заднего моста надо уделять регулировке центрального редуктора.

Регулировку выполняют при снятом редукторе; при этом сначала регулируют конические подшипники ведущей конической шестерни и подшипники дифференциала, а затем зацепление конических шестерен по пятну контакта.

Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- разобрать стояночный тормоз и снять суппорт с картера 9 (см. рис. 47);

- отвернуть гайки шпилек крепления картера заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 подшипников ведущей шестерни и с помощью демонтажных болтов 27 вынуть картер 9 с ведущей конической шестерней в сборе;

- закрепив картер 9 в тисках, определить индикатором осевой люфт подшипников;

- освободив картер 9, зажать ведущую коническую шестерню в тисках.

Расшплинтовать и отвернуть гайку 15 фланца, снять шайбу и фланец.

Снять крышку с помощью демонтажных болтов. Снять маслоотражатель 12, внутреннее кольцо переднего подшипника и регулировочную шайбу 11;

- замерить толщину регулировочной шайбы и рассчитать, до какой величины необходимо уменьшить ее для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга (уменьшение толщины шайбы должно быть равно сумме замеренного индикатором осевого люфта вала и величины 0,03—0,05 мм предварительного натяга);

- прошлифовать регулировочную шайбу до требуемой величины, установить ее и другие детали, кроме крышки 13 с сальником, которую ставить не следует, так как трение сальника о шейку фланца не позволит точно измерить момент сопротивления проворачивания шестерни в подшипниках.

При затягивании гайки фланца редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует проворачивать картер подшипников, чтобы ролики правильно разместились в обоймах подшипников;

- проверить предварительный натяг подшипников по величине момента, необходимого для проворачивания ведущей шестерни, который должен быть равен 0,1—0,3 кГм.

Определить этот момент можно динамометрическим ключом на гайке 15 или измерением усилия, приложенного к отверстию на фланце под болты крепления карданного вала.

Усилие, приложенное перпендикулярно радиусу расположения отверстий на фланце, должно составлять 1,3—3,9 кГ.

Следует помнить, что слишком большой натяг в конических подшипниках приводит к сильному их нагреву и быстрому износу.

При нормальном предварительном натяге подшипников снять с вала ведущей шестерни гайку, заметив ее положение, и фланец, затем установить на место крышку 13 (см. рис. 47) с сальником и окончательно собрать узел.

Перед регулировкой подшипников дифференциала и зацепления конических шестерен главной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 отвернуть ограничитель 25 ведомой шестерни.

Затяжку подшипников дифференциала регулируют с помощью гаек 3 и 29, которые следует навертывать на одинаковую глубину, чтобы не нарушать положения шестерни до получения необходимого предварительного натяга в подшипниках.

Предварительный натяг подшипников определяется величиной момента, требуемого для поворота дифференциала, который должен быть в пределах 0,2—0,3 кГм (при снятой ведущей конической шестерне).

Этот момент определяется динамометрическим ключом или измерением усилия, приложенного на радиусе чашек дифференциала и равного 2,3—3,5 кГ.

Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующий:

- перед установкой картера 9 подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора насухо протирают зубья конических шестерен и смазывают три-четыре зуба ведущей шестерни тонким слоем краски по всей их поверхности;

- устанавливают в картер редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 картер 9 с ведущей шестерней; завертывают гайки на четыре накрест лежащие шпильки и поворачивают за фланец 14 ведущую шестерню (в одну и другую стороны);

- по отпечаткам (пятнам контакта), полученным на зубьях ведомой шестерни, устанавливают правильность зацепления шестерен и характер регулировки зацепления.

Регулируют зацепление шестерен изменением количества прокладок 18 под фланец картера подшипников ведущей шестерни и с помощью гаек 3 и 29, не нарушая регулировки подшипников дифференциала.

Для того чтобы отодвинуть ведущую шестерню от ведомой, необходимо под фланец картера подложить дополнительно регулировочные прокладки, а при необходимости сближения шестерен — вынуть прокладки.

Для перемещения ведомой шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 пользуются гайками 3 и 29. Чтобы не нарушать регулировку подшипников 30 дифференциала, необходимо завертывать (отвертывать) гайки 3 и 29 на один и тот же угол.

При регулировке зацепления (по пятну контакта) на зубьях шестерен сохранять боковой зазор между зубьями, величина которого у новой пары шестерен должна быть в пределах 0,2—0,5 им.

Уменьшение бокового зазора между зубьями шестерен за счет смещения пятна контакта от рекомендуемого положения не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому их износу.

После окончания регулировки зацепления шестерен редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 затянуть все гайки шпилек крепления картера подшипников к картеру редуктора, поставить стопоры гаек подшипников, завернуть ограничитель 25 так, чтобы получить
минимальный зазор 0,15—0,2 мм между сухарем и ведомой шестерней (минимальный зазор устанавливается при повороте ведомой шестерни на один оборот).

После этого ограничитель 25 ведомой шестерни застопорить контргайкой.

При снятии центрального редуктора с автомобиля (для регулировки или ремонта) проверять зазор между торцовой плоскостью полуосевой шестерни и опорной шайбой, который на заводе устанавливается в пределах 0,5—1,3 мм.

Зазор проверяют с помощью щупа через окна в чашках дифференциала, когда сателлиты сдвинуты к опорным шайбам до отказа, а полуосевая шестерня прижата к сателлитам, т. е. находится в беззазорном зацеплении с ними.

Евро МАЗ задний мост от КАМАЗ 5490.

Вечером встал на стоянку и через некоторое время отправился в столовую поужинать. По дороге в столовую ,в сторонке увидел вытащенный мост с МАЗ 5440. В голове пронеслась короткая мысль. Для какого ремонта необходимо выкатывать задний мост с Маза. Ладно, после ужина зайду, полюбопытствую. Поужинал, краем глаза, смотря за новостями по телевизору. По телеку показывали прилет Путина на церемонии прощания с Жаком Шираком. Одним словом, пока добрался до ремонтируемого Маза, уже вечерело.

Поздоровался и полюбопытствовал в чем причина такого глобального ремонта. Ведь мазовские мосты отличаются долговечность. На что хозяин сказал: Этот МАЗ пробежал уже у меня свыше 1 000 000 км и два раза я вытаскивал редуктор. Летит крестовина дифференциала редуктора. А здесь подвернулся за 60 000 руб задний мост с КАМАЗ 5490.


Мост КАМАЗ 5490 на МАЗЕ.

Да, признаться, и надоели эти бортовые редуктора, греется постоянно и нет с ними никакого наката у машины. Да и расход топлива под сорок заставляет задумываться об экономии. Иномарки вообще в большинстве случаев не требуют более 32 литров на 100 км. Даже КАМАЗ 5490 укладывается в 32 литра. В потемках ничего не было толком видно, но не родной силуэт моста в целом просматривался. Я поинтересовался, много ли замена моста потребовала переделок? На что он спокойно ответил: В основном пришлось рассверлить сайлентблоки нижних реактивных штанг под более толстые болты их крепления к сапогам на раме. Верхние же крепления реактивной штанги подошли без допиливания напильником. Но болты залазят очень плотно и не мешало тело сайлентблока рассверлить десятки на две на три для удобства монтажа. К тому же вместо одной треугольной реактивной штанги с шаром применены две простые реактивные штанги Ростар без шара. Да и сам мост с КАМАЗА скорей всего легче кг на 100, если не больше. Да и в нем намного меньше деталей, а меньше деталей- выше надежность и меньше отказов. На что я добавил, что есть еще и скрытые плюсы подобной замены.


Вид с лева.

Скорость поднимется процентов на 10 и за один оборот коленвала машина будет проходить большее расстояние также уменьшиться неподрессоренная масса заднего моста и его будет меньше колбасить на неровностях дороги. Вполне возможно и легче будет работать задним амортизаторам, которые и так к слову сказать не поражают своей долговечностью. Прощаясь я попросил его разрешения сделать на память несколько фотографий завтра. На что он дал согласие.


Вид на мост справа.

Перед отьездом, я вновь подошел к МАЗу и сделал несколько фотографий для наглядности.

Как стало видно днем, нужно еще дополнительно просверлить отверстия для закрепления верхних кронштейнов подушек. Перенести на раме кронштейны амортизаторов. Придется еще перенести , по желанию, ресивер из задней части рамы или успокоиться лишь заменой ресивера установленный в задний свес рамы.

Также еще нужно просверлить отверстия для закрепления задних верхних кронштейнов стабилизатора поперечной устойчивости. Ну и последняя мелочь установить заново кронштейны задних брызговиков с фонарями. Чисто визуально, задний мост, за счет более крупного редуктора сместился назад мм на 40-50 при неизменной длине карданного вала.

Да МАЗ в комплектации 400 сильного двигателя и Бразильской КПП ZF-16 с передаточным числом высшей передачи равным 0.83. Задний мост КАМАЗ 5490 имеет передаточное число равное 3.07. У односкоростных мостов КПД процентов на пять выше чем у двухступенчатых поэтому очень грубо можно сказать , что мощность подводимая к задним колесам будет выше на 400 л/сил*5%=20 л/сил. Конечно эта цифра очень примерная.

Сейчас имея эти данные можно просчитать скоростную характеристику автомобиля и воочую увидеть плюсы данной переделки.

немного полезностей на маз

Так уж получилось что просматривая в свободное время интернет, я собирал интересные переделки на МАЗ-ах (так как сейчас катаю такого зверя).

Если админ не против - я немного фотографий размещу тут.
Итак - первая переделка - ставим камазовские топливные фильтра - из преимуществ - в отличие от родного, фильтр грубой очистки легко разбирается, моется и ставиться назад (родной в баке стоит), Тонкие понравились мне тем что они двойные - и тоже можно разместить на задней опоре кабины, что дает плюс при замене - не надо поднимать кабины и крутить довольно неудобно размещенный стандартный фильтр.

Так же можно поставить помпочку топливного насоса с камаза - помогает протолкать топливо в систему. Но тут без поднятий кабины не обойтись - воздух из ТНВД полюбому надо будет спустить. Но зато зимой если подмерзла магистраль - может протолкнуть пробку теплым соляром из бака (при расчете что обратка теплая идет в бак)

Вот парочка фотографий как это реализовано на других машинах




Еще одна полезная поделка - подсказал Алексей с dalnoboyschiki.eu - чтоб при ремонте ходовой не заливаться самому маслом и не заливать землю, на которой потом надо еще лежать, при очередном снятии рулевого насоса надо просверлить отверстий, нарезать резьбу под М5,5 и завернуть боль на резьбовой герметик. Все - теперь когда надо будет слить масло - надо открутить этот винт, и слить все остатки с насоса - это самая низкая точка всего рулевого.


Хоть зима уже кончается, но на не последняя в нашей жизни. Поэтому советую подготовится к следующей заранее - хорошо помогает "самовар". День работы реально сбережет зимой нервы и дает возможность ездить даже на летней соляре. Смысл простой - пускаем обратку и подачу топлива через теплую ОЖ. Вот парочка фото


Третья полезность - Устанавливаем КАМАЗовское ПГУ на стандартную коробку ЯМЗ238А.
Цена вопроса около 300 у.е. Результат - плавное троганье при любых условиях. Особенно задом.
Итак с чего начинаем - покупаем ПГУ, стандартные шланги для подвода жидкости к нему, цилиндр сцепления КАМАЗ, бачок жидкости сцепления от жигулей (или стандартный бачок для жидкости от КАМАЗа), куски метала 5-ки, и вперед.

Колесная передача и ступица задних колес МАЗ

Ведущие мосты автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Задний мост автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 — Имеет двойную разнесенную главную передачу, состоящую из центрального конического редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес (рисунки 11, 12). Средний ведущий мост автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 — Состоит из центрального редуктора (рисунок 13) и планетарных колесных передач. Межколесный дифференциал и колесные передачи среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста. Привод механизма блокировки межосевого и межколесного дифференциалов среднего моста — электропневматический. Блокировка межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 осуществляется одним выключателем независимо от включения блокировки межосевого дифференциала. Блокированное положение дифференциалов сигнализируется контрольными лампами. Блокировку межколесного и межмостового дифференциалов следует включать при преодолении труднопроходимых и скользких участков дороги при остановленном автомобиле или при движении на малой скорости (до 10 км/ч) и выключать блокировку на крутых поворотах этих участков дорог. Включение блокировки в режиме буксования колес не допускается. Техническое обслуживание и регулировки мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Уход за ведущими мостами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в поддержании необходимого уровня смазки в центральных редукторах и в колесных передачах, своевременной ее смене, очистке сапунов от загрязнения, проверке и подтяжке крепежных деталей, проверке шума работы и температуры нагрева мостов, а также в выполнении регулировок зацеплений конических шестерен и натягов в конических подшипниках. При обнаружении течи смазки через манжеты входного и выходного валов среднего моста и ведущей шестерни заднего моста следует выяснить причину течи. Замену манжет входного и выходного валов среднего моста и ведущей шестерни заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить в такой последовательности: — отсоединить карданный вал от фланца 14 (рис.11); — расшплинтовать и отвернуть гайку 15 крепления фланца, снять уплотнительное кольцо 16 и фланец 14; — отвернуть болты 13 крепления и снять крышку с манжетами; — заменить манжеты, заполнив их внутренние полости смазкой Литол — 24 и собрать узел в порядке обратном разборке. Манжеты 14, 42 (рис.13) и 17, 18 (рис.11) запрессовываются в крышки до упора. Гайки крепления фланцев затянуть с контролем минимальной величины момента и последующей подтяжкой до совпадения отверстия вала с прорезью гайки. При этом момент проворачивания ведущей конической шестерни должен находиться в пределах 0,1 — 0,3 кг/см. Регулировку натяга подшипников ведущих конических шестерен, дифференциалов мостов и выходного вала среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить через 60-80 тыс.км пробега с одновременной подтяжкой гайки 15 фланца 16 (рис.3). Через 180 тыс. км при очередном ТО — 2 следует промывать картера мостов. Снятие центрального конического редуктора моста для проведения регулировочных работ производить в такой последовательности: — слить масло из картера моста и колесных передач (вывернув сливные и заливные пробки); — отсоединить карданный вал; — отсоединить шланг подачи воздуха от цилиндра блокировки редуктора, отключить клеммы датчика давления, вывернуть датчик; — снять крышки 23 (рисунок 12) колесных передач; — заблокировать межколесный дифференциал (с помощью болта); — вынуть полуоси 13 вместе с ведущими шестернями 27 колесных передач; — отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних). После этого подкатить тележку с подъемником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на подъемнике, отвернуть оставшиеся две верхние гайки. Затем с помощью двух демонтажных болтов во фланце крепления редуктора к картеру моста снять редуктор. Сборка производится в обратной последовательности. При разборке колесной передачи моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329: — слить масло из колесной передачи, установив колесо так, чтобы сливная пробка заняла крайнее нижнее положение, отвернув сливную и заливную пробки 21, 24 (рисунок 12); — отвернуть гайки 2 и снять крышку 23; — вынуть полуось 13 вместе с ведущей шестерней 27; — отвернуть болты и снять тормозной барабан 10; — снять корпус водила вместе с сателлитами 28 и водилом 22; — отвернуть специальным ключом контргайку 19, снять стопорную шайбу, отвернуть гайку 17 и снять ведомую шестерню 20 вместе со ступицей 18; — снять ступицу 5 вместе с подшипниками. Сборку колесной передачи производить в обратной последовательности. Оси сателлитов должны устанавливаться обращенными своей лыской к центру вращения колесной передачи. При снятии ступицы колеса колесная передача должна разбираться в такой же последовательности. При снятии полуосей 13 (рис.12) и 36, 54 (рисунок 26) без демонтажа центрального редуктора, в обязательном порядке необходимо заблокировать межколесные дифференциалы заднего и среднего мостов и разблокировать их только после установки вышеуказанных полуосей. Регулировку редуктора ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 роизводить при снятом редукторе в следующей последовательности: — отрегулировать натяг конических подшипников ведущей конической шестерни; — отрегулировать натяг подшипников дифференциала; — отрегулировать зацепление конических шестерен по пятну контакта и боковому зазору, после чего (при необходимости) подрегулировать натяг подшипников дифференциала.



Рис.11. Редуктор заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1 — цилиндр механизма блокировки, 2 — поршень; 3 — винт; 4 — гайка; 7 — вилка включения механизма блокировки; 8 — картер редуктора; 9 — шестерня ведомая; 10,12,26,32 — подшипник, 11 — стакан подшипников; 13 — болт; 14 — фланец; 15 — гайка; 16 — кольцо уплотнительное; 17, 18 — манжета; 19 — прокладка; 20 -прокладки регулировочные; 21 — маслоотражатель; 22 — шестерня ведущая; 23 — сателлит; 24, 31 — чашка дифференциала; 25, 33 — гайка; 27, 29 — шестерня полуоси; 28 — крестовина; 30 — шайба опорная; 34 — муфта блокировки дифференциала; 35 — картер моста. При этом во избежание нарушения первоначальной регулировки подшипников, гайки 25, 33 (рисунок 11) следует отворачивать и заворачивать на один и тот же угол. Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329: — вынуть ведущую коническую шестерню со стаканом подшипников в сборе. Для этого в картере редуктора заднего моста отвернуть гайки крепления стакана 11 подшипников и с помощью демонтажных болтов вынуть стакан с шестерней. В редукторе среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 отвернуть болты крепления картера шестерен и с помощью демонтажных болтов снять картер шестерен в сборе с входным валом, отогнуть стопорные пластины, отвернуть гайки крепления картера промежуточного и снять его в сборе с ведущей конической шестерней; — определить индикатором осевой зазор в подшипниках; — закрепить ведущую шестерню в тисках (предохранив от повреждения прокладками из мягкого металла); — снять фланец 14 (рис.11), крышку с манжетами 17, 18 или шестерню 9 (рис.13), внутреннее кольцо ближнего к хвостовику подшипника и регулировочную прокладку 20; — замерить толщину регулировочной прокладки и рассчитать необходимую ее толщину для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины прокладки должно равняться сумме замеренного индикатором осевого люфта и величины натяга подшипников равного 0,03-0,05мм); — прошлифовать регулировочную прокладку до требуемой величины и собрать ведущую шестерню без закрепления крышки с манжетами.



Рис.13. Редуктор среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1,12 — сателлиты; 2,50 — шайбы опорные; 3,17 — прокладка регулировочная; 4,23 — шестерня ведущая; 5,7, 13, 18, 29, 31, 39, 51 — подшипник; 6 — втулка распорная; 8, 24, 25, 30, 38 — шайбы регулировочные; 9 — шестерня ведомая; 10 — картер шестерен; 11, 15, 34, 44, 52 — гайка; 14, 42 — манжета; 16, 43 — фланец; 19, 45 — крышка; 20 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 21 — кольцо; 22 — кольцо стопорное; 26, 48 — крестовины дифференциала; 27 — межосевой дифференциал; 28 — вал привода мостов; 32 — цилиндр механизма блокировки; 33 — винт; 35 — вал привода заднего моста; 36, 54 — полуоси; 37 — муфта блокировки межколесного дифференциала; 40 — стакан подшипников; 41 — болт; 46 — шестерня ведомая; 47 — межколесный дифференциал; 49 — шестерня полуоси; 53 — стопор гайки; 58 — кольцо.



Регулировка зацепления конических шестерен центрального редуктора ведущих мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 При затяжке гайки фланца следует поворачивать стакан подшипников для правильного размещения роликов в своих обоймах; — проверить натяг подшипников по величине момента проворачивания стакана подшипников, который должен быть равен 1 — 3 Нм (0,1 — 0,3 кг/см). При нормальном предварительном натяге в подшипниках снять фланец 14 (рис.11), установить на место крышку с манжетами 17, 18 и окончательно собрать узел. Регулировку натяга подшипников дифференциала производить при снятой ведущей шестерне с помощью гаек 25 (рисунок 11) и 52 (рисунок 13). Гайки заворачивать на одинаковую глубину до получения нужного предварительного натяга, не нарушая положения ведомой шестерни. Преднатяг подшипников определяется величиной момента необходимого для проворачивания дифференциала, который должен быть в пределах 2-5 Нм (0,2 -0,5 кг/см) при снятой ведущей шестерне. Этот момент определяется специальным динамометрическим ключом или измерением усилия, приложенного на радиусе чашек дифференциала и равного 23 — 57 H (240 — 586кгс). Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен редуктора моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следующий: — перед установкой стакана подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора протереть зубья обеих конических шестерен и на боковые поверхности трех — четырех зубьев нанести тонкий слой краски; — руководствуясь таблицей, отрегулировать зацепление конических шестерен. Перемещение ведущей шестерни обеспечивается изменением количества регулировочных прокладок под фланцем стакана подшипников ведущей шестерни. Для перемещения ведомой шестерни следует пользоваться гайками 25 (рис.11) или 52 (рис.13), чтобы не нарушить регулировку натяга в подшипниках дифференциала, заворачивать (отворачивать) указанные гайки на один и тот же угол. Регулировку подшипников дифференциала ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 (рисунок 13) производить в такой последовательности: — отсоединить карданный вал от фланца 16; — снять механизм блокировки дифференциала; — отвернуть болты крепления картера шестерен и снять картер в сборе с межосевым дифференциалом; — разобрать межосевой дифференциал, снять ведущую шестерню и вынуть подшипники из шестерни; — промыть детали в дизельном топливе, а перед сборкой смазать; — установить внутренний подшипник в шестерню 23 до упора; — установить наружное кольцо 21, внутреннее кольцо 58 и наружную обойму внешнего подшипника; — для обеспечения предварительного натяга в подшипниках уменьшить толщину набора шайб 24 на величину осевого зазора плюс 0,02 — 0,03 мм и установить их на место; — установить стопорное кольцо 22; — установить внутреннюю обойму подшипника в сборе с сепаратором. Для проверки предварительного натяга в подшипниках установить на стол пресса шестерню 23 с подшипниками, через оправку (с опорой на торец внутренней обоймы внутреннего подшипника) и небольшим усилием сжать подшипники. Покачиванием проверить наличие осевого зазора и легкость проворачивания шестерни. В качестве оправки можно использовать крестовину 26 и распорную втулку в сборе с шестерней. Усилие проворачивания ведущей цилиндрической шестерни, приложенное на ее наружном диаметре, должно быть в пределах 5,5 — 22 H (0,55 — 2,2кгс). Регулировку подшипников 39 выходного вала моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить также изменением набора регулировочных шайб 38 в такой последовательности: — отвернуть болты 41 и снять выходной вал 35 со стаканом 40 подшипников; — промыть детали в дизельном топливе, перед сборкой смазать; — зажать вал в тисках, установить внутреннюю обойму внутреннего подшипника с сепаратором на вал; — установить стакан 40 в сборе с наружными обоймами подшипников; — установить необходимый набор регулировочных шайб 38, толщина которых должна быть уменьшена на величину осевого зазора плюс 0,02 — 0,03мм; — установить сепаратор и внутреннюю обойму наружною подшипника; — установить фланец 43, затянуть гайку. Покачиванием и проворачиванием за фланец 43 проверить наличие осевого зазора. Усилие проворачивания, приложенное на радиусе расположения отверстий во фланце, должно быть в пределах 6,4 — 25,5H (0,65 — 2,6кгс). После регулировки, отвернув гайку и сняв фланец 43, установить крышку 45 с манжетами 42 и, собрав узел, затянуть, гайку фланца. При этом должны совпадать отверстия под шплинт с прорезью в гайке. Затем зашплинтовать гайку, установить на место вал с подшипниковым узлом и фланцем в сборе. Толщина S пакета прокладок 17 (рисунок 13) для регулировки преднатяга конических подшипников 18, 31 при сжатии их усилием Р=800Н, определяется по формуле: S=(H — П±0,1)±0,05мм. Регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен межосевого дифференциала производится с помощью набора шайб 25, 30. При усилии сжатия 800Н он должен быть в пределах 0,1 — 0,55 мм. Перед сборкой редукторов заднего и среднего мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 на одну из сопрягаемых поверхностей, а также между прокладками в разъемах В (рис.11) и в разъемах В, Г, Е (рисунок 13) следует нанести слой герметика. Регулировка механизмов блокировки межколесного и межосевого дифференциалов мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Регулировка механизма блокировки межколесного дифференциала заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится на собранном центральном редукторе, до установки его в картер моста, в следующем порядке (рис.11): — замерить зазор А между торцем муфты 34 и чашкой дифференциала, величина которого должна быть А=1+0,3 мм. При этом муфта 34 должна удерживаться соосно чашке 31 с помощью оправки; — отвернуть болты крепления цилиндра механизма блокировки 1 и снять его вместе с поршнем; — отвернув гайку 4 винта штока вилки, завернуть или вывернуть винт 3 на величину необходимого перемещения вилки для обеспечения зазора А= 1+0,Змм, затянуть гайку 4 моментом 44 — 56Н мм и установить цилиндр. Размер А=1+0,5мм (рисунок 13) механизма блокировки межосевого дифференциала отрегулировать с помощью прокладок 56. Размер Б=1+0,5мм отрегулировать с помощью винта 33. После регулировки затянуть гайку 34 моментом от 44 до 56Нм (4,4 — 5,6кг/см). Регулировка подшипников ступиц задних колес Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Поднять мост и освободить колеса от нагрузки. Проверить свободное вращение колеса от усилия руки, нет ли осевого люфта ступицы. Если колесо вращается туго или выявлен осевой люфт ступицы, произвести регулировку подшипников, проверив одновременно исправность манжет по отсутствию течи масла. Регулировку подшипников ступиц ведущих мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 проводить в следующем порядке: — слить масло из колесной передачи; — разобрать колесную передачу, как описано выше; — поворачивая ступицу, затянуть гайку 17 (рис.12) моментом 400 — 500 Нм (40 — 50кг/см), затем отвернуть ее на 60 — 75 градусов и проверить ступицу на легкость вращения. Она должна свободно вращаться от усилия руки, осевой люфт не допускается; — установить шайбы, затянуть контргайку 19 моментом от 392 до 490 Нм (40 — 50 кг/см) и застопорить ее отгибом уса стопорной шайбы; — проверить еще раз вращение ступицы и отсутствие осевого люфта. Правильность регулировки определить пробегом автомобиля по степени нагрева ступицы, температура которой не должна превышать 60°С (при большей температуре рука не выдерживает длительного прикосновения).

Читайте также: