Как правильно заводить иж планета спорт

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Слабый мотор

Слабые места и недостатки двигателя ИЖ-П5 мотоцикла ИЖ Планета 5


Характеристика мотора ИЖ-П5

Тип двигателяОдноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, воздушного охлаждения.
Рабочий объем , см 3 346
Максимальная мощность , л. с.22 (20,9…23,1 при 4850±10 % об/мин
Диаметр цилиндра, мм72
Ход поршня, мм85
Степень сжатия8,2-8,7
Система смазки цилиндро-поршневой группысмесь топлива с маслом. На более поздних моделях мотоцикла применена подача масла масляным насосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25-1/100 к подаче бензина. Заправочная ёмкость картера двигателя мотоцикла Иж П-5-01 — 0,7 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или их зарубежные аналоги.
КарбюраторК-65И (в более ранних — К-62И)
Применяемое топливоавтомобильный бензин с октановым числом не менее 76. При совместной системе смазки применяется бензин в смеси с моторными маслами М-8В, М-10В, авиационным маслом МС-20 в соотношении 25:1, или смесь бензина с маслом для двухтактных двигателей МГД-14М (или его зарубежные аналоги) в соотношении 50:1.
Емкость бензобака18 л.
Воздушный фильтрконтактно-масляный
Заправочная ёмкость масла в воздушном фильтре0,15 л моторного масла
ГенераторГенератор — трёхфазная электрическая машина с электромашинным возбуждением и электронным выпрямителем-стабилизатором напряжения БПВ-14-10 (БПВ-21-15), мощностью первоначально 100, затем 140 Вт, или однофазный генератор с возбуждением от постоянных магнитов и электронным регулятором РНМ-1, мощностью 90 Вт.
Зажиганиебатарейное контактное конденсаторное, на более поздних моделях электронное бесконтактное, с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала и независимое от аккумуляторной батареи.
Свеча зажиганияА23В (или зарубежные аналоги)
Аккумуляторная батареясвинцовая кислотная, тип 6МТС-9, 12 вольт 9 А.ч
Трансмиссия
Передача от двигателя на сцеплениецепью приводной втулочной двухрядной (усиленной) в масляной ванне
Сцеплениемногодисковое в масляной ванне
Заправочная ёмкость картера коробки передач1,0 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20 или их зарубежные аналоги.
Коробка передачтрёхвальная четырёхступенчатая в одном блоке с двигателем и ножным переключением передач.

Передача от коробки передач на заднее колесозакрытой втулочной однорядной цепьюПередаточное число от двигателя на сцепление2,17Передаточное число от коробки передач на заднее колесо2,33Передаточные числа коробки передач на передачах: I3,88II2,01III1,26IV1,0

Слабые места двигателя ИЖ-П5

  • Воздушный фильтр;
  • Цилиндро-поршневая группа;
  • Коробка передач.

Воздушный фильтр . Для предотвращения попадания пыли в двигатель требуется частая промывка и промасливание фильтрующего элемента. Установка бумажного фильтра позволила бы сократить время на обслуживании двигателя при ТО и улучшила бы качество очистки воздуха подающего в карбюратор.

ЦПГ изнашивается через 20 000-25 000 км по причине отсутствия водяного охлаждения.

Коробка передач . С годами вследствие выработки происходит самовыключение передач и регулировка проблему не устраняет. В этом случае необходима переборка КПП с заменой выработанных деталей.

Недостатки двигателя ИЖ-П5

  • Громкий в работе;
  • Повышенная вибрация;
  • С глушителя брызгает масло;
  • Долгий разгон;
  • Большой расход топлива;
  • Малый ресурс;
  • Сильная отдача от кикстартера.

Громкая работа негативно воздействует на окружающих людей (мешает отдыхать), что вызывает по отношению к мотоциклисту соответствующие реакции.

Повышенная вибрация двигателя предается всему мотоциклу, особенно чувствуется вибрация руками на руле.

С глушителя брызгает масло , которое при движении попадает на спину водителя или пассажира. Этот минус устраняется монтажом поварешки из нержавейки, соответствующего диаметра на торец выхлопной трубы. У поварешки заранее должен быть вырезан сектор, который при монтировании винтами должен находиться в нижней части. Эта доработка исключит попадание масла на спину, а выхлоп будет направлен вниз.





Долгий разгон . Более длительный разгон у Планеты 5 с коляской.
Повышенная длительность при разгоне особенно заметна на мотоцикле с коляской.

Большой расход топлива . Двигатель по расходу топлива не экономичный и причина прежде всего в конструкции двухтактного двигателя.

Ресурс ограничен интервалом 20-25 тыс. км

Сильная отдача от кикстартера . Чтобы исключить удары кикстартером по ноге не сопровождайте ногой кикстартер при его возвращении в исходное положение. Воздействие на кикстартер при заводке мотора должно быть резким и сильным.

Как правильно заводить иж планета спорт



Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт. Двигатель рабочим объёмом 350 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором MIKUNI что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской фирмы «Hella», благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19.


1 - муфта, 2 - маслонасос, 3 - левая крышка картера, 4 - пробка слива масла из емкости, 5 - клапан-датчик, 6 - смотровое окно, 7 - дозатор. 8 - масляная емкость, 9 - обратный клапан, 10 - рычаг управления, 11 - электропровод, 12 - сигнальная лампа, 13 - трос дозатора, 14 - карбюратор, 15 - трос дросселя карбюратора, 16 - распределительная муфта, 17 - трос газа, 18 - рукоядка дросселя карбюратора, 19 - форсунка, 20 - впускной патрубок, 21, 24 - маслопровод, 22 - пробка, 23 - фильтр

Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л. с.

Отсутствие раздельной смазки привело к снижению мощности с 32 лс до 28 лс и не надо Пи. Ть

Дело в занижении мощности с 32 лс до 28 лс связано с отменой раздельной смазки и смешиванию бензина с маслом в бензобаке мотоцикла 1 к 25.

Это привело к снижению октанового числа бензина. Содержание масла в бензине 1 к 25 на 1 литр бензина приходится 0.04 литра масла. То есть 4% и снижение мощности 4 лс.

Раздельная смазка обеспечивала сохранение октанового числа неизменной величиной. Масло подавалось в карбюратор в патрубок на входе в цилиндр,не смешиваясь с потоком воздуха,как бензин через жиклёры.

Масло гуще смазывало кривошипно шатунные механизмы и подшипники. Поршень с кольцами от брызг масла на коленвале и не попадало в камеру сгорания цилиндра двигателя создавая нагар на свечи зажигания.

Карбюратор работал с чистым бензином создавая качественную смесь с воздухом и октановым числом, что сказалось на мощности двигателя при объёме 350 см3

Последствия смешивания бензина и моторного масла
Многие замечают, что при переливании моторной жидкости в бензин происходит падение скорости разгона транспорта. Обороты двигателя набираются значительно медленнее, чем при использовании чистого бензина. Также двигатель начинает заметнее коптить, выпуская из глушителя темный дым. Совет, который дают специалисты в таких случаях, – это точное соблюдение пропорций масло и бензила при разбавлении.

Раздельная смазка обеспечивает смазку двигателя маслом капельным способом, а питание двигателя бензином воздушно капельным способом.

Рекомендуется в маслобачок лить полусинтетику 2Т, так как это масло работает в широких интервалах температур и не густеет на холоде.

Эффект от применения такой смазки немалый. Так, масло (в виде капли, а не в пылеобразном виде) попадает непосредственно в картер, где разбрызгивается, смазывая при этом коренные подшипники (а у двухтактных двигателей они бывают сухие!), кривошип, цилиндр, поршень и поршневой палец. Излишки масла частично сгорают, а частью попадают в выхлопной патрубок. Нагара на поршне и головке цилиндра практически не образуется, и как следствие в моторе не бывает детонаций.

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

"Иж Планета-Спорт" - это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы - современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли "Иж Планета-Смерть". На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.


Рок-н-ролл в чистом виде

Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню "битлов" Back in the USSR. Потому что "Иж Планета-Спорт" - это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!

Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР - сняли для вас атмосферную поездку по деревне на "Спорте" от первого лица

Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к "Ижу" были еще и джинсы - все, ты первый парень на деревне. Хотя и с "Планетой-Спорт" девушки должны "вестись", на что недвусмысленно намекала старая советская реклама. И была права.


Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.

Пять интересных фактов о "Иж Планета-Спорт"

1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы "Москвич-412" стоил около 5000 рублей.

2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище "пёс" (от сокращенного "Иж ПС"), "пээска" и "спортак".

3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что "Планета-Спорт" предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

4. "Спорты" были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.

5. "Иж Планета-Спорт" выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.

Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство "Спорта" одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому "Иж Планета-Спорт" все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.



До появления "Планеты-Спорт" в 1974 году хулиганы, тунеядцы и стиляги ездили на чешских Jawa. Но "пёс" тут же потеснил "чехов" на второе место. По сравнению с прямым конкурентом Jawa 350-634 новый "Иж" лучше разгонялся и тормозил, у него была выше максимальная скорость. Все-таки вес был меньше, а лошадиных сил - больше. Опять же стиль, стиль и еще раз стиль. Хотя между любителями "яв" и "псов" шли ожесточенные споры, чей мотоцикл круче, но мне по душе больше именно "Иж" - в нем больше рок-н-ролла!

Порочащие связи с Западом

Подходишь к мотоциклу - и удивляешься. Подписи к кнопкам на пультах и лампочках - на иностранном языке! Наклоняешься к карбюратору - видишь магическое слово JAPAN. Подавляющее большинство надписей не на русском, а на английском. Представляете, насколько в то время это было круто? Есть даже кнопка экстренного выключения двигателя и лампочка, которая загорается, когда находишь "нейтраль". Причем все кнопки расположены так, как у любого современного мотоцикла, - пульты ведь японские.


И это не "колхоз". Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых "Ижей" был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.


А еще у ранней "Планеты-Спорт" была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних "пээсках" стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.

Воспоминания одного владельца "Иж Планета-Спорт" (взято отсюда)

"Избыточная тяговооруженность позволяла "Спорту" легко вставать на заднее колесо, чем я часто пользовался перед скучающими барышнями. И однажды этот трюк приобрел особый шик. Ремень седла я умышленно убрал, чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя. Мой товарищ, оказавшись пассажиром, беспечно сидел сзади и обнимать меня совсем не стремился - я был не против. Остановившись возле девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я откручиваю ручку "газа", бросая сцепление.

Отрыв переднего колеса происходит штатно - мотоцикл "выстреливает" почти за горизонт. Притормаживаю, оглядываюсь - и ужасаюсь: мой товарищ в клубах пыли на карачках продолжает затухающее движение за мной! Джинсы и рукава - в дыры, колени и локти - в кровь… Но друг был оптимистом, причем пьяным оптимистом, поэтому этюд договорились считать постановочным, а выступление перед публикой - успешным. Больше он пассажиром не ездил, "Спорт" стал уважительно называть "пээсом", а меня - бешеным, особенно после гонок по перрону и ступенькам железнодорожного вокзала".


Со временем "Иж Планета-Спорт" растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора "Микуни" на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние "псы" дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.



К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в "родной" краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но "поворотники", фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.

Мотоцикл тройного назначения

Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл - и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора - это звук моего детства!


Поговаривают, что завести его было не так просто, как чешского конкурента. Да, есть такой нюанс, особенно на "холодную". Еще и отдачу получишь от "кика", чай, не современный электростартер. Но зато когда заведешь - восторга полные штаны!


Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый "одноствольный" двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, "взрывается" на средних оборотах и весело едет на "верхах". Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.


Да, "сотню" по паспорту "пээска" набирает за 11 секунд, но субъективно мотоцикл разгоняется быстрее. В условиях современного городского потока среди машин точно будешь первым. На трассе 100-110 км/ч идет без особого "напряга", разве что ветром сдувает как мотоцикл (сказывается легкий вес), так и мотоциклиста (нет ветровика). Но ничего в этом плохого не вижу - все вместе добавляет остроты ощущениям.


Если мысленно перенестись на нем в Советский Союз 1970-х годов, вспомнить, на какой технике передвигались советские люди, то понимаешь, что "Иж Планета-Спорт" - это реально "Иж Планета-Смерть". Слишком много дури и слишком мало веса: шайтан-арба, а не мотоцикл!

При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае "Иж Планета-Спорт" для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.


А по нынешним временам 32 силы - ничто. Современные спортбайки "разжирели" и стали в разы мощнее, поэтому легкий "Иж" на их фоне ощущается велосипедом. Им очень просто управлять. На низких оборотах не огонек, конечно, но едет мотоцикл - можно садиться и новичку.


Сидеть удобно: посадка прямая - все в самый раз. Единственное, не совсем удобно прижимать коленями такой тонкий бак, но это дело привычки. Также все советские мотоциклисты дружно жаловались на вибрации, мол, в Jawa их не было. Но я часто езжу на "одностволках", поэтому особого дискомфорта не ощутил.

Тормоза? Они немного есть - это все, что я могу о них сказать. Задний еще что-то собой представляет, но на передний нужно давить изо всех сил. Переключения передач не самые четкие. Но я сравниваю с современной техникой, а для тех времен все было хорошо и с тормозами, и с переключением передач.


Сегодня удивляешься другому - универсальности. И в городе на нем покрасуешься, и по асфальту едешь быстро, и при отсутствии дорог нет проблем. Легкий вес, короткая первая передача, крепкая вилка, короткая база - ездить легко и по пересеченной местности. Да, задняя подвеска жестковата, просвет невелик - все-таки это далеко не современный эндуро. Но в свое время в полях и лесах на "Планета-Спорт" отжигали еще как!


При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных "китайцах". Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. "Иж" не "гуляет" под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.


"Иж Планета-Спорт" - мотоцикл не то что двойного, а тройного назначения!

1. "Понты кидать". Надел джинсы, сел на модный байк, поехал в сельский клуб - все Маши твои. Главное, чтобы не настучали по хлипкому на вид и ощупь шлему, - "мажоров" не любили никогда.

2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, "Иж Планета-Спорт" на их фоне самый что ни есть спортбайк.

3. В мотоцикле чувствуется мотокроссовое наследие "Иж-55" - он не боится пересеченной местности. Способствует этому и очень низкий вес - всего 135 кг "сухой" массы. На базе "Планета-Спорт" в апреле 1975-го начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро "Иж М-15" и кроссовой модификации "Иж-К-15".

Но недолго музыка играла - в 1985 году мотоцикл был снят с производства. Почему сняли - непонятно. Одни говорят, что из-за низкого спроса, мол, качество стало ниже, а цена осталась прежней, другие ссылаются на высокую смертность пилотов, третьи - на то, что Госавтоинспекция не могла догнать. Байки и легенды всегда окружали этот мотоцикл.


Кто хочет Back in the USSR, сегодня это можно осуществить с помощью машины времени "Иж Планета-Спорт" - в объявлениях они еще мелькают. Смешать бензин с маслом, лапкой не с первого раза завести - и в поле, на закат, вдыхая полной грудью лета аромат.

Что может быть лучше? Нет ничего лучше.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста "Иж Планета-Спорт"

Заметки на полях


Все прогрессивно в "Планета-Спорт", но боковой подножки нет. Еще и "ушко" центральной подножки почему-то находится с правой стороны.


Для советского мотоцикла - лампочек громадьё. Все надписи - на иностранном языке. В детстве большое значение имело, до какой скорости расчерчен спидометр того или иного вида транспорта. В "Планета-Спорт" все по-честному: на спидометре максимум 140 км/ч - едет мотоцикл 140 км/ч. Для начинающих мотоциклистов незамысловатым образом указано, на какой скорости переключать следующую передачу.


Единственная видимая на мотоцикле русская надпись - "Иж", все остальное на английском, в том числе и название модели PLANETA-SPORT 350.



Боковины откручиваются простой "крутелкой", седло, под которым находился дефицитный импортный аккумулятор, не запиралось на замок. Блокировка руля появилась только в конце 1978 года. До этого бери - не хочу.


В распоряжении байка - бортовая сеть напряжением 12 вольт. Чешский конкурент в то время мог похвастать только 6 вольтами.


Официальный запас хода - 400 км, что очень неплохо. В реальности не проверял. Объем бака - 14 л, в то время как документально расход топлива составлял от 3,5 до 6,5 л в зависимости от скорости и стиля езды.


Разные по размеру колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и тормозные барабаны - в то время это было очень необычно.

По случаю приглашаем вас на крупнейший в Восточной Европе ретромотофестиваль "Кола Часу". Возможно, туда приедет и "Планета-Спорт" - сегодня это редкий и эксклюзивный мотоцикл. В любом случае в одном месте соберется около 200 единиц раритетной техники - будет на что посмотреть. И не только посмотреть. На фестивале будет зона отдыха, фудкорт, беговелоплощадка для детей, прокат катамаранов и лодок, тир, тест-драйв мотоцикла M1NSK и другие развлечения. Кроме того, будет возможность приобрести как старинные вещи или даже ретротехнику, так и современные мотоциклы. Итак, Гребной канал на Заславском водохранилище, 25 июня. Приходите всей семьей - будет интересно! Более подробную информацию о фестивале можно найти здесь.

Схема проводки ИЖ Юпитер 3, легенды отечественного мотопрома

Все остальное – схема проводки ИЖ Планета 2, конструкция заднего моста, рама и органы управления были позаимствованы с предыдущей модели.

Оригинальная схема мотоцикла образца 1968 года

Также на заводском конвейере появилась модель с двухцилиндровым силовым агрегатом, получившая название «Юпитер» (см. также схему проводки ИЖ Юпитер 3).

Примечательно, что и в дальнейшем все модификации этих мотоциклов осуществлялись попарно:

  1. Модернизировалась штатная схема ИЖ Планета 2 – изменялась и схема проводки ИЖ Юпитер 2;
  2. Осуществлялся переход моделей Планета с 6В на 12В – электропроводка ИЖ Юпитер 2 также претерпевала подобные замены.

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Как осуществить переход на бесконтактную СЗ? При заглушенном двигателе контролька горит, при заведенном гаснет.



Как можно доработать генератор? Схема зажигания ИЖ Юпитер 5 после длительного использования меняется владельцами на системы от других советских мотоциклов.



Прерыватель указателей поворотов расположив на раме под бензобаком.



Схема электропроводки ИЖ Юпитер 5 На байке пятого Юпитера стоит контактная СЗ, которая работает от аккумулятора, поэтому эксплуатация транспорта сильно зависит от степени зарядки батареи. Установку генератора производить в обратной последовательности.



Он имеет защиту от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп и ухода не требует. Для новичков штатное освещение может быть не только неудобным, но и привести к ДТП. Для этого нужно выявить, какие есть проблемы с проводкой. При этом принципиальная схема электрооборудования ИЖ Юпитер 5 сохраняется.



Обгоревшие контакты, замасленные свечи и АКБ с зарядом меньше 12 В еще более ухудшают искрообразование. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка. Зарядка ИЖ

Статья по теме: Проверка сопротивления петли фаза нуль


Схема проводки ИЖ Планета 5

Подробная цветная схема подключения проводки мото ИЖ Планета 5

Разъяснения к схеме

Номера на электросхеме соответствуют следующим элементам:

  1. Тумблер света, габариты/ближний.
  2. Переключатель света, указатели поворота и кнопки звукового сигнала.
  3. Передние «поворотники».
  4. Подсветка приборного щитка.
  5. Контрольная лампа работы генератора.
  6. Индикатор работы маслонасоса.
  7. Лампочка, отражающая работу нейтральной передачи в КПП.
  8. Указатели поворота.
  9. Индикатор дальнего света фары.
  10. Лампочка переднего габаритного огня.
  11. Лампа головного света фары.
  12. Звуковой сигнал.
  13. Датчик Холла.
  14. Генератор.
  15. Замок зажигания.
  16. Реле-прерыватель указателей поворота.
  17. Датчик контрольной лампы нейтральной передачи.
  18. Блок БПВ 14-10.
  19. Коммутатор.
  20. Аккумулятор.
  21. Предохранитель.
  22. Блок реле.
  23. Катушка зажигания.
  24. Датчик стоп-сигнала ножного тормоза.
  25. Задние указатели поворота.
  26. Задний фонарь с лампами.

Описание условных обозначений для выводов на блоке выпрямитель-регулятора БПВ 14-10:

  • –x1 — «минус» обмотки возбуждения генератора;
  • –x2 — «минус» аккумулятора («масса»);
  • x2 — «плюсовой» провод на контрольную лампу щитка приборов;
  • x3 — «плюсовой» провод на индикатор щитка;
  • x4, x5, x7 — фазы статорной обмотки;
  • x8 — «плюс» аккумуляторной батареи.

Комментарии и отзывы

Штатный провод следует перепаять с клеммы 5 на клемму 6. Как осуществить переход на бесконтактную СЗ?



Она — неспособна долго удерживать настройки опережения угла зажигания, имеет провалы в работе и малую точность. Таким образом, выполненные изменения сделают электропроводку мотоцикла ИЖ Юпитер 5 более надежной и производительной.



Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Замок зажигания. Свеча зажигания мотоциклов ИЖ 7. Схема проводки на ИЖ Планета 5: подключение приборов и органов управления Совет: хорошим подспорьем в наши дни служит видео по обслуживанию того или иного узла мотоцикла. Устройство переработанного генератора изготовить модулятор-прерыватель электрической цепи; установить прерыватель на вал ротора или генератор. Они могут возникнуть в первичной цепи между катушкой и аккумулятором на 12 В или вызваны условиями эксплуатации. Недостатки этой системы можно перечислять очень долго, поэтому владельцы переходят на электронное зажигание, тем самым увеличивают мощность, уменьшают расход и получают ровную кривую момента и мощности. Регулировку силы звучания можно производить регулировочным винтом, расположенным на корпусе. Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство Генератор ИЖ Планета 5 Устройство генератора Аккумулятор Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Плавкий предохранитель мотоциклов ИЖ 7.

Проблемы, связанные с проводкой



Для созданной системы зажигания нужно доработать генератор ИЖ Юпитер 5, схема которого не потребует больших изменений. При эксплуатации мотоцикла ИЖ Планета 4 работа выпрямителя-регулятора сказалась в лучшую сторону. Плавкий предохранитель мотоциклов ИЖ 7. С этой задачей справится любой электрик автор видео — Viter Electronic.

Прерыватель указателей поворотов расположив на раме под бензобаком. Наконечник свечной мотоциклов ИЖ 7. Перед регулировкой мотоцикл установить на горизонтальной площадке перпендикулярно к Экрану на расстоянии 10 м. Установка зажигания мотоциклов ИЖ 7. Устанавливается дополнительный тумблер, который отключает всех потребителей, когда запускается двигатель.

Например, на нашем сайте есть материалы по обслуживанию нескольких марок и моделей, и вы сможете почерпнуть из них нужные вам сведения см. Замена головного света Поездки на Юпитере 5 ночью — это удел самых смелых и опытных байкеров. При визуальном осмотре первичной цепи можно выявить неполадки в соединениях, контактах и выключателе зажигания. Схема проводки ИЖ Планета 5

Регулировка зажигания

Для начала нужно определить какой контакт используется для какого цилиндра. Выставить зазоры контактов 0,4 миллиметра, если кулачок сильно изношен уменьшить зазор до 0,3 миллиметра. Далее выкрутить свечи зажигания и выставить в одном цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку. Любую чистую палочку вставить вместо свечи и поставить отметку. От этой отметки отмерить 3 миллиметра, и выставить поршень по новой отметке. Отверткой ослабить пластину контакта данного цилиндра. Между контактами вставить папиросную бумагу и поворачивая пластину против хода до тех пор пока бумагу не получится вытащить. Вместо бумаги можно подключить лампочку, один провод на массу, второй на контакт. Поворачивать пластину до момента загорания лампочки. Второй цилиндр регулируется аналогично первому.

После всех процедур остается залить масло и бензин, мотоцикл готов к использованию. Исправная проводка — это залог долгой и безупречной работы Иж Юпитер 3.

Схема проводки ИЖ Планета 5 имеет простую конструкцию: однопроводная сеть постоянного тока обеспечивается аккумулятором на 12 вольт, который заряжается генератором мощностью 100–140 ватт. Роль минусового провода в электросхеме выполняет металлическая рама, а так как остальная проводка имеет положительный заряд, то их замыкание часто является основной причиной неисправности.

Видео «Схема электрической проводки на байке ИЖ Планета 5»

Это видео поможет разобраться с электрической схемой ИЖ 5 (автор ролика — Дмитрий Антюфеев).

В отличие от аналогичных моделей мотоциклов советского времени, схема электрической проводки мотоцикла ИЖ Юпитер 5 предусматривает работу от аккумуляторной батареи с воздушным охлаждением оборудования. Это вызывает много проблем у владельцев. В статье даются рекомендации по модернизации, решающей проблемы с искрообразованием.

Типовая схема проводки ИЖ Планета

Условно проводку можно разделить на 2 контура: внешние приборы и зажигание.

В мотоцикле используется следующая модель работы:

при заведённом двигателе генератор подаёт напряжение на катушки и обеспечивает зарядку аккумулятора. Уже от аккумулятора напряжение идёт к остальным потребителям.

Проблема мотоциклов Планета 5 заключается в отсутствии отдельного блока предохранителей, и часто в случае неисправности приходится проводить ревизию всей электропроводки. Штатная модель проводки ИЖ планета 5 предусматривает установку предохранителя на плюсовом проводе АКБ. Поэтому, в случае возникновения неисправностей в работе внешних приборов, но с работающей системой зажигания, следует первым делом проверять именно этот предохранитель.

Одна из наиболее распространённых проблем мотоциклов Планета — потеря заряда АКБ из-за неисправного генератора.

Проверить его довольно просто самостоятельно, схема проверки следующая:

Руководствуясь знаниями электропроводки ИЖ Планета 5, легко можно восстановить проводку и на других мотоциклах: проводка ИЖ схема и её подключения аналогична.

История мотоциклов завода Ижмаш начинается с 30-х годов прошлого столетия. За это время были выпущены много модификаций байка ИЖ 1 – 6. Они пользуются большой популярностью. Статья посвящена байку ИЖ Планета 5, рассматриваются его особенности, схема проводки ИЖ Планета 5, рассказывается о техническом обслуживании.

Как сделана проводка ИЖ Планета 5

Большая часть эксплуатирующихся сегодня оснащена бесконтактной системой зажигания. Это делает возможным использование мотоцикла даже без аккумулятора — но при этом не будут работать приборы освещения и указатели поворотов. Некоторые владельцы самостоятельно убирают аккумулятор или вынимают основной предохранитель, если схема электрооборудования повреждена и нет времени или желания с ней разбираться. Но, согласно действующих ПДД, эксплуатация мотоцикла с подобными неисправностями запрещена, и поэтому проводка Планета 5 всегда должна быть в идеальном состоянии.

Схема электропроводки ИЖ разработана для напряжения 12 Вольт, а не 6, что следует учитывать владельцем мотоциклов. В качестве минусового провода схема использует металлическую раму мотоцикла: все провода имеют положительный заряд, и их замыкание с рамой часто является основной причиной неисправности проводки.

Процесс восстановления

Когда эйфория от покупки проходит, возникает масса вопросов относительно его ремонта и восстановления своими руками.

Основная задача новых владельцев:

  1. Восстановить электрику
    – а с этим особых проблем не намечается, поскольку электропроводка ИЖ Юпитер 2 и Планета второго и третьего поколений идентична и взаимозаменяема;
  2. Запустить двигатель
    – более сложная задача, связанная с необходимостью переборки силового агрегата и наличия запчастей;
  3. Вернуть мотоциклу первоначальный облик
    . Тоже достаточно сложная и, пожалуй, самая кропотливая работа всего проекта.

Совет: Посмотрите публикацию — , где подробно описаны все отличия и схожесть моделей.

На видео ниже представлены восстановленные модели.

Обратите внимание! Для работ по электрике вам потребуется схема проводки ИЖ Юпитер 2 –за исключением поворотников, они идентичны. В этом легко убедиться, посмотрев на оригинальную фотографию, которой снабжалась заводская инструкция.

  • Переходить ли на бесконтактное зажигание, менять вольтаж с 6 на 12В
    – решать вам.
  • Если такое желание есть, и удастся достать родной Ижевский генератор 281.3701
    , то процесс замены пройдет намного проще.
  • С подробностями переделки вас ознакомит публикация .

Центральный замок

Рассмотрим процесс восстановления центрального замка, поскольку у большинства сохранившихся моделей он неисправен.


Сложность заключается в том, что найти оригинальный замок очень сложно

, практически нереально. Тем более, на 6В, поскольку в дальнейшем Ижевский мотозавод перевел все последующие модели на 12-ти вольтовое оборудование.

Поэтому, многие мотовладельцы приспосабливают детали от более поздних версий Планет и Юпитеров.

Сложность монтажа в этом случае заключается в следующем:

  • Неуверенность в том, будет ли работать замок;
  • Как правильно осуществить подключение проводов.

Справочно: На фото ниже приведена опробованная схема установки замка от Юпитер 2 на Планету 2. Все наглядно и понятно – подключайте и пользуйтесь.

Обратите внимание! Детали от ИЖ достаточно универсальны, и подходят ко многим мотоциклам старых лет выпуска. К примеру, встречается . А вот схема проводки ИЖ 2126 для переделки вряд-ли пригодится – от автомобиля-однофамильца мотоциклу практически ничего не подходит.

В чем ценность данной модели

Столь повышенное внимание к модели ИЖ Планета 2 вызвано тем фактом, что:

  1. всего их было выпущено чуть более 246 тысяч;
  2. и сохранившихся экземпляров осталось мало;
  3. что только повышает ценность среди коллекционеров
    .

Поэтому, большой удачей является находка в гаражах и сараях деревень и поселков сохранившихся мотоциклов (как на фото внизу). Да еще если ранее обсуждаемая цена не изменилась, а владельцы в придачу дадут мешок запчастей – считайте, что вы сорвали «джек-пот»

Тюнинг и ремонт мотоцикла ИЖ Планета Спорт

К сожалению, жизнь этих "Планет" оказалась скоротечной - их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас "Псовый" мотор - придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно, другое дело - грамотно затюнинговать.

Двигатель Иж Планета Спорт

Тот, кто поездил на дорожном "Псе" и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался. По этому чтобы ремонт двигателя Иж Планета Спорт не стал постоянным явлением, необходимо все делать грамотно.

Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) - это, скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать не приходится - это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то есть взрывная динамика гарантирована.

Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, "прикрыв" его крышкой из дюраля.

Чтобы мотор "укрутился", коленвал Иж Планета Спорт облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них "худеет" примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте "заподлицо" к поверхности щек. "Перелицованный" вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.

Такие переделки делают мотор Иж Планета Спорт крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек. Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Есть еще один вариант того как можно произвести тюнинг Иж Планета Спорт - оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за коренные подшипники. Это известная "слабина" мотора. Из-за нарушения центровки вала также быстро изнашивается и поршневая. А поршень Иж Планета Спорт это достаточно дефицитный компонент в этом двигателе, и желательно что бы они ходили как можно дольше!

Почему подшипники коленвала быстро "кончаются"? Серийные внутренние "ролики" 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. (Вообще на отечественные мотоциклы и на Иж Планета Спорт 350 запчасти хорошего качества найти очень проблематично) Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кривошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники "разрушатся". Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!

Для левой стороны это организовать несложно - достаточно попутно заменить ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205 (поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны используйте доработанный сальник от "Явы-638" (поз. 6). Под сальник придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали 45 (НRс 35-40).

С правой стороны организовать "правильную" смазку сложнее - места там мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны кривошипной камеры установите тот же "явский" сальник (с втулкой), что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от "Иж-Ю сб. 1-19" (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты тюнинга Иж Планета Спорт. Но и в таком виде "Пес" еще как сможет "тряхнуть стариной".

Рис. 1:Доработка шатуна.

Рис. 2:Облегченные щеки коленвала: 1 - щека; 2 - дюралевая заглушка; 3 - отверстие шатунного пальца. У штатных щек L=52 мм, самодельных L=40,5 мм.

Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 - кольцо 30х25х11; 2 - стопорное кольцо; 3 - шарикоподшипник 304; 4 - доработанный шарикоподшипник 6205; 5 - коленвал; 6 - сальник от "Явы-638" 30 х 52 х 8; 7 - маслоподводящая трубка; 8 - штуцер; 9 - доработанный роликоподшипник 42205; 10 - сальник "Иж-Ю сб. 1-19"; 11 - кольцо 30х25х8.
Помните чем сильнее тюнинг двигателя, чем больше вы его форсируете, тем сильнее будет его износ, а следовательно чаще будете делать на своем Иж Планета Спорт ремонт!

Карбюратор Иж Планета Спорт

Помимо доработки коленвала, есть и другие проблемы с мотором "Иж-ПС".
Карбюратор совсем необязательно ставить "родной"!
Карбюратор Иж Планета Спорт, в стоке - это "Микуни" или "К-62Д". Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает "прожорливость" мотора, поищите карбюраторы от "ЧЗ-250", "500" - они практически вечные, имеют два независимых поплавка (подспорье при движении по пересеченке) и отлично "стимулируют" двигатель. Одна беда - новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро, как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать карбюратор от "Явы-638".

Зажигание ИЖ Планета Спорт

Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики ставили "Мотоплат" с "ЧЗ", но этот вариант страдает изъяном - на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто "формальным" - от аккумулятора. Для "серьезных" эндуро прибегнуть к подобному трюку - себе дороже.

На "Иж-М15" конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От обычной она отличалась датчиком, так как у "ПС" из-за шестеренки моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы - не идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора. Наш совет: используйте современные мопедные или "совиные" генераторы с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше 6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к специалисту.

Читайте также: