Как работает автопилот тесла в критических ситуациях

Обновлено: 05.07.2024

Беспилотные электромобили Tesla: революция в модели потребления

Весь мир замер в ожидании финала ситуации с эпидемией коронавируса. Многие сферы бизнеса несут огромные убытки — HoReCa, авиакомпании, туристические агентства. А кто-то наоборот, получает профит от кризиса и адаптирует свою бизнес-модель.

Я считаю, что по-настоящему большую компанию можно построить на изменении привычной модели потребления в какой-либо сфере человеческой жизни. Примеров можно привести очень много:
Было такси на обочине — появился Uber
Был кнопочный телефон — появился iPhone
Были звонки в гостиницы — появился Booking
Были кассеты и диски — появился Apple Music
Были очереди в авиакассы — появился Aviasales
Был бумажный справочник адресов — появился 2GIS
Были отделения и чековые книжки — появился Tinkoff
Были походы за покупками в магазин — появился Amazone

В 2003 году появилась компания Tesla, которая создала свой электромобиль и превратила его в гаджет. Но, казалось бы, электромобили сами по себе никак не меняют модель потребления. Мы также нажимаем на педали и крутим руль, а вместо заправки надо заезжать на зарядку. Но, если вы читали мастер-план Илона Маска — конечная цель Tesla создать огромный парк беспилотных электромобилей. Это и будет революцией в модели потребления.

Давайте сначала поговорим об уровнях автономности. Всего их пять:

Уровень 1: Круиз-контроль: помощь водителю в очень ограниченных ситуациях (например – удержание автомобиля на заданной скорости после того, как водитель снял ногу с педали).

Уровень 2: Ограниченная помощь с рулением и торможением. Водитель должен быть готов взять управление на себя практически мгновенно. Его руки находятся на руле, взгляд направлен на дорогу. Этот уровень уже достигли Tesla и General Motors.

Уровень 3: Водитель больше не должен постоянно следить за дорогой. Но должен оставаться начеку и быть готов взять управление на себя. Такого функционала официально пока нет у имеющихся в продаже автомобилей, но Tesla близка к этому уровню. По заверениям Audi, её новый седан A8 относится к 3-у уровню автономности, но нынешние правила не позволяют активировать его.

Уровень 4: Настоящий автопилот, но с ограничениями: только поездки в известной области, которая тщательно картографирована и в целом известна системе, и при определенных условиях: например, в отсутствие снега. Такие прототипы есть у Tesla, Waymo и General Motors, и они планируют запускать их в нескольких городах и тестировать в реальной обстановке. У «Яндекса» есть тестовые зоны беспилотного такси в Сколково и Иннополисе: поездка происходит под присмотром инженера, сидящего на месте пассажира. Даже «КАМАЗ» еще в октябре 2015 года представил беспилотный грузовик на базе серийного КАМАЗа-5350. Говорят, отечественный беспилотник умеет ездить по дорогам с плохой разметкой, и даже там, где ее вообще нет.

Уровень 5: Полное автоматическое вождение, полная замена живого водителя. Таких систем пока не существует, но в горизонте 10-15 лет они станут реальностью. К слову, беспилотные технологии уже давно используются в авиатранспорте — 99% времени самолет летит на автопилоте, его включают через пару минут после взлета и отключают за пару минут до посадки.

Большинство автомобильных компаний заявили, что они, вероятно, пропустят уровни 3 и 4 и сразу перейдут на уровень 5. Все либо в ожидании рабочей и безопасной технологии, либо предпринимают попытки для создания собственной. В настоящий момент, Tesla — явный лидер в развитии беспилотных технологий, по нескольким причинам.

1. Собственный чип для беспилотных автомобилей

Ниже на картинке материнская плата от Tesla, которая полностью изменит модель использования личного автотранспорта. Данный компьютер создан для обеспечения полной автономности автомобиля, того самого автопилота.

Главная фишка компьютера — новый чип разработки Tesla. Процессор, который получил название «полностью автономный компьютер», или FSDC (Full Self-Driving Computer), представляет собой высокопроизводительный специализированный чип, изготовленный лабораторией Samsung в Техасе по заказу Tesla. Данный компьютер предназначен исключительно для обеспечения автономного безопасного движения автомобиля, в отличие от его предшественника от Nvidia, который ранее использовался в автомобилях Tesla. Новый чип сделан по 14 Нм техпроцессу, содержит 6 млрд транзисторов и способен обрабатывать до 2300 кадров в секунду, что в 21 раз больше, чем у оборудования предыдущего поколения от Nvidia. Созданием чипа руководил Пит Бэннон, ранее отвечавший за разработку процессоров Apple.

Презентация данной технологии прошла еще в прошлом году, лично мне было очень интересно узнать как происходит процесс обучения нейронной сети беспилотного автомобиля, гигантский труд программистов.

В презентации специалисты Tesla очень подробно рассказали про саму плату и чип, прямо подарок для конкурентов. Когда один из слушателей задал вопрос по части защиты интеллектуальной собственности, Илон Маск ответил, что на разработку подобного чипа уйдет минимум три года, а уже через два года инженеры Tesla сделают этот чип в 3 раза производительнее, угнаться не реально.

В начале этого года аналитики японского издания Nikkei Business Publications подсчитали, что остальные автопроизводители смогут создать подобные технологии не раньше 2025 года. Например, после тщательного анализа компьютера, который отвечает за работу автопилота, представитель одной из крупнейших японских автомобильных марок заключил, что его компания пока не способна создать подобный чип. Неудивительно, ведь он способен производить 144 триллиона операций в секунду (TOPS).

Да, на рынке есть суперкомпьютер Drive AGX Pegasus от Nvidia для самоуправляемых автомобилей 5-го уровня, способный выполнять 320 трлн операций в секунду.

Платформа Pegasus ориентирована на применение автопроизводителями и технологическими компаниями, занимающимися разработкой самоуправляемых автомобилей.

Тем не менее, за чипом Tesla остается превосходство по энергопотреблению, что очень важно для электромобиля. По данным официальной презентации Tesla, энергопотребление всей системы FSDC не превышает 100 Вт, в то время как NVIDIA Pegasus потребляет 500 Вт.

Ну и хотелось бы напомнить, как выглядели подобные компьютеры буквально пять лет назад. Оцените уровень прогресса.

2. Оснащение автомобилей и обратная совместимость

Все автомобили Tesla, выпускаемые на данный момент, оснащены оборудованием, необходимым для полноценного самостоятельного вождения: 8 камер видеонаблюдения, 12 ультразвуковых датчиков, радар и специальный компьютер. Как работает эта система можете посмотреть на видео поездки в режиме автопилота. Вполне похоже на пятый уровень.

Новым чипом укомплектованы Model S и Model X, выпущенные после 20 марта 2019 года, а также Model 3, покинувшие конвейер после 12 апреля. Также Tesla анонсировала обратную совместимость спецчипа FSDC с парком уже выпущенных электромобилей и будет предлагать переоборудование электромобилей, оснащённых автопилотом второго поколения, выпущенных до указанного срока и с активированной опцией Full Self-Driving Package.

3. Большие данные и непрерывное обучение нейросети автопилота

Самое главное конкурентное преимущество Tesla в том, что уже один миллион их автомобилей каждый день ездят по улицам городов мира с разными правилами дорожного движения, во всех типах климата и видах погодных условий, копят BigData и собирают терабайты данных для обучения нейросети автопилота. В 1981 году основатель компании Microsoft Билл Гейтс заявил, что 640 Кб памяти с избытком хватит любому компьютеру, а в 2020-м году электромобиль Tesla Model S генерирует до 25 Гб данных за час.

В настоящее время автомобили Tesla суммарно наездили более 70 млрд км по всему миру. Ни один другой автопроизводитель не имеет таких объемов данных для исследования и анализа при разработке, тестировании и совершенствовании технологии автопилота, что позволяет компании Tesla быть недосягаемой для конкурентов в части улучшения программного обеспечения и оборудования для автономного вождения.

Насколько сейчас безопасен автопилот?

Почему технология автопилота изменит мир?

Tesla планирует запустить сервис каршеринга Robotaxi Tesla Network, который станет следствием распространения полностью автономных Tesla. С помощью приложения пользователи смогут добавить свой электромобиль в беспилотный автопарк Tesla Network, а также вызвать автономное такси. Ваша машина, доставив вас по делам не будет просто стоять на парковке, а поедет зарабатывать деньги в беспилотной режиме. По утверждению Маска, Tesla Model 3 может генерировать для своего владельца в среднем около $30,000 годового дохода при использовании в Robotaxi. Таким образом машина сможет легко покрыть ежемесячный взнос за свою покупку, и довольно быстро окупится полностью. Конечно, если вы не будете против "расшарить" свой автомобиль другим людям.

Стоимость поездки на самоуправляемой Tesla с автопилотом пятого уровня составит $0,18 за милю. Для сравнения, средняя стоимость поездки в обычных сервисах каршеринга сейчас составляет $2-3 за милю (в США). В Tesla планирут брать 25-30% комиссионных от выручки у владельцев.

Еще, в Tesla планируют увеличить «живучесть» своих автомобилей. Подсистемы привода и кузов Tesla Model 3 создавались с запасом прочности как у коммерческого грузовика, способного проезжать 1 млн миль (свыше 1,6 млн км) без каких-либо существенных поломок. Вскоре компания Tesla начнет выпускать автомобили, которые смогут проезжать свыше полутора миллиона километров с минимальными затратами на обслуживание.

Сроки запуска технологии автопилота удивляют даже меня. В Tesla планируют запустить Robotaxi Tesla Network уже в 2020 году — необходимый для полной автономности софт должен быть разработан уже в начале этого года, а ко второму кварталу 2020 года электромобили не будут требовать от водителей следить за дорогой и держать руки на руле. Я думаю, это слишком оптимистичный сценарий, особенно с учетом ситуации в мире, но вы знаете, что обещания Маска часто выполняются с большой задержкой. Помимо этого, для функционирования Robotaxi необходимы поправки в законодательство рынков сбыта компании для легализации беспилотных такси. Маск выразил уверенность, что последний пункт не доставит непреодолимых трудностей. Подозреваю, что в будущем все закончится законодательным запрещением человеку управлять автомобилем, потому что это будет небезопасно, а руль и педали исчезнут как атавизм.

И это только начало. Когда автопилот достигнет 5-го уровня автономности мы станем свидетелями смены модели потребления в огромной отрасли автомобилестроения. Мы перестанем покупать авто в личное пользование, мировой автопарк уменьшится, пробки исчезнут, автомобили будут постоянно перемещаться, а не стоять часами на обочине и стоянках пока мы работаем. Производство автомобилей сильно сократится, автопроизводители введут подписочную модель на свою продукцию. Например, так уже делает Volvo со своим сервисом Volvo Car Drive. За фиксированную ежемесячную стоимость вы получаете совершенно новый автомобиль Volvo, в стоимость включены все регулярные расходы на сервис и техническое обслуживание, страхование и покрытие неисправностей.

Проблема надежности и гарантии на весь срок службы автомобиля ляжет на плечи производителя. Перестанут применяться технологии запланированного устаревания при разработке автомобилей, и маркетологи, наконец, проиграют инженерам. Сильно изменится концепция общественного транспорта, он тоже станет беспилотным.

Скорее всего многие традиционные автоконцерны склеят ласты, как в свое время Nokia и Kodak, а на автомобильный рынок выйдут IT и Hardware компании уровня Apple и Google. Вы ведь уже видели электроавтомобиль от Sony? Вот! Не удивлюсь электроавтомобилю от Xiaomi или Bork лет через пять.

Автопилот Tesla не делает ручное управление безопасным

Из-за нескольких недавних аварий автомобилей Tesla, многие заинтересовались механизмом обеспечения безопасности с помощью автопилота.

На изображении ниже вы можете заметить очередной электрокар компании Илона Маска, который врезался в обычный магазин. Авария произошла на полном ручном управлении Важным фактом является то, что большая часть всех аварий происходят именно под ручным управлением в пределах города, а на трассах, где используется ИИ для вождения, аварий практически нет.

Как обеспечивается безопасность в автомобилях Tesla с помощью автопилота?

Система защиты автопилота встроена в электрокар. Искусственный интеллект постоянно следит за тем, контролирует ли водитель дорогу. Алгоритм отслеживает то, держит ли водитель руки на руле и как часто прикладывает к нему силу. Если ИИ замечает что-то подозрительное, авто начинает отправлять водителю визуальные световые сигналы и предупреждать его на специальном экране. Если же человек снова не реагирует, автопилот возьмет авто под свое управление и остановит машину.

Проблема данного механизма в том, что он не сработает, если водитель просто держит руки на руле.

На недавнем саммите Automated Vehicle Summit эксперты потребовали, чтобы Tesla переделали свои ИИ под слежку с помощью камеры. Такая система уже создана в GM. Она может следить за взглядом водителя. Система требует, чтобы человек постоянно следил за приборами и не отрывал взгляд от дороги в самые нужные моменты.

Аварии с летальным исходом

В отчетах про многие ДТП со смертельным результатом указывается, что водители попросту не следили за дорогой в необходимые моменты. Их внимание уделялось чему-то другому. В некоторых случаях системой было замечено, что водители не держали руки на руле, однако, им никаких предупреждений не отправлялось.Если рассматривать самое громкое ДТП со смертельным исходом, то в отчете можно заметить, что водитель попросту играл в онлайн-игру за несколько минут до гибели.

Почему Tesla отказались следить за водителям с помощью салонной камеры?

Многие скажут, что у такого решения очень мало логических объяснений, однако, производитель электрокаров намеренно и обдуманно отказался от данной затеи.

  • Наблюдение за водителем нарушает конфиденциальность и зачастую пугает клиента. Никто не хочет, чтобы за ним круглосуточно следили, пусть даже пока только в автомобиле.
  • Алгоритм иногда может отвлекать и раздражать водителя в очень важные моменты. К примеру, очень трудно создать идеальный ИИ, который будет сигнализировать об угрозе только, когда это по-настоящему необходимо. Уже имеющийся встроенный механизм слежения пересечения машиной полосы постоянно оповещает водителя громким сигналом, когда это происходит. Однако, алгоритм не видит, произошло это случайно (в данном случае оповещение будет очень полезным) или умышленно для перестраивания на более удобную полосу.
  • В дорогом сегменте машин Tesla вовсе нет камер в салоне. Это также может стать причиной отсутствия их в дешевых моделях. Возможно компания не хочет оснащать дополнительными функциями дешевое авто, пока их нет в дорогих версиях.
  • Компания Илона Маска уверена, что автопилот работает отлично. Об этом свидетельствуют регулярные отчеты безопасности. Хотя многие эксперты считают, что данных для такого заявления еще мало.

Если рассмотреть статистические данные из отчета за 4 квартал 2019 года до начала пандемии, можно заметить несколько удивительных цифр. Tesla привела в пример то, что, по статистике, аварии в США совершаются каждые 479 000 миль общего пробега всех автомобилей страны. Однако, если брать конкретно автомобили Tesla, то под управлениям автопилота дорожные происшествия встречаются каждые 3,07 миллиона миль пробега, а с помощью системы безопасности автопилота – 2,1 миллиона миль. При этом владельцы Tesla, которые игнорировали системы безопасности и автопилот, попадали в дорожные происшествия гораздо чаще – каждые 1,64 миллиона миль.

Однако, в отчетах есть одна неточность, которую компания комментировать отказалась. Непонятно что конкретно в отчетах Tesla имеется в виду под формулировкой “дорожные происшествия”. Вероятнее всего, это аварии, где срабатывают подушки безопасности, поскольку их компания может с легкостью отследить. При этом, неизвестно, следит ли производитель за более мелкими авариями и есть ли у него вообще возможность такое отслеживать.

Исследование Брайана Реймера из компании MIT

Данный эксперт, чье исследование сейчас можно найти в открытом доступе, является ярым приверженцем того, чтобы ввести контроль с помощью камер в автомобили Tesla.

В основе его размышлений лежит только математика и статистика компании Tesla.

Пробег с участием автопилота и без него

В его отчете сказано, что по имеющимся данным, автопилот Tesla был задействован в большей мере на скоростных автострадах (94%).

В это же время, ручное управление и автопилот-помощник провели на скоростных трассах только 40% от общего пробега. Остальные 60% – в городах и сельской местности. Очевидно, что на автострадах случается гораздо меньше аварий (в 3 раза). Все, из-за простоты вождения, которую обеспечивает высокая скорость езды.

Разбор аварий на количество миль

Работая с процентными данными и статистикой Tesla за 4-ый квартал 2019, Реймер пришел к интересному выводу. Статистика попадания в аварии Telsa в ручном режиме или с автопилотом-помощником гласит, что на 4,5 миллиона миль автострады припадает 1 авария. Также 1 происшествие оказывается на 1,5 миллиона городских дорог.

Однако, если рассмотреть езду на полном автопилоте, окажется, что 1 авария случается на 1,1 млн. миль пробега автострад и на 3,5 млн. прочих дорог.

Автопилот Tesla не повышает безопасность езды

image

Когда эта Tesla врезалась в магазин, она работала в режиме ручного управления. Большинство несчастных случаев происходит на городских улицах, а не на шоссе, где используется автопилот.

Исследователи, присутствовавшие на ежегодном саммите Automated Vehicle Summit, потребовали, чтобы Tesla установила в свои автомобили систему мониторинга состояния водителя на основе камер.

Автопилот в Tesla оснащен дополнительной системой, гарантирующей, что водитель следит за дорогой. Если вы держите руки на руле и периодически прикладываете к нему усилие, в руле будет срабатывать специальный датчик. Если система заметит, что водитель убрал руки с руля, то она начнет выдавать предупреждения: сначала на экране, потом прозвучат звуковые сигналы, и если водитель не отреагирует, то машина замедлится и остановится. Эта система не всегда срабатывает абсолютно точно – некоторые водители держат руки на руле, а система этого не замечает. Также систему можно и «одолеть» – просто прикрепив к рулю какой-либо противовес.

Другие системы (такие Super-Cruise от GM) используют камеры для наблюдения за водителем и контроля за тем, насколько внимательно он следит за дорогой. Самые продвинутые системы отслеживают направление взгляда и фиксируют, сколько времени водитель смотрит по сторонам, на приборы, в телефон или как долго настраивает зеркала. Такие системы могут требовать, чтобы вы не отрывали взгляд от дороги, даже если вы убрали руки с руля.

Причиной некоторых резонансных аварий (в том числе с летальным исходом) становились водители, не уделявшие внимания дороге. В большинстве случаев мы не знаем на что эти водители отвлекались, но если бы они следили за дорогой, то этих аварий бы не произошло. В ряде отчетов о ДТП с участием автомобилей Tesla указывается, что водитель убирал руки с руля, хотя система наблюдения за водителем этого не фиксировала. В отчетах скорее указывается, что датчик не ощущал усилия, прикладываемого к рулевому колесу. Любой владелец Tesla скажет вам, что иногда у него появляются уведомления с требованием вернуть руки на руль даже когда он его держит и следит за дорогой.

В отчетах о смертельной аварии с участием Tesla в Маунтин-Вью указывается, что водитель играл в онлайн-игру за несколько минут до аварии. Вероятно, он играл в нее и за несколько мгновений до гибели.

В Tesla Model 3 есть камера, смотрящая в салон, и она могла бы следить за водителем, проблема в том, что Tesla отказалась использовать ее для этого. Кажется, что в этом отказе нет никакого смысла, но какие у него могут быть причины? Рассмотрим некоторые из них:

  1. Наблюдение за водителем несколько пугает с точки зрения конфиденциальности. Далеко не все клиенты согласны на это, а Tesla не хочет пугать своих клиентов.
  2. Системы контроля водителя могут раздражать – они несовершенны, и могут надоедать в те моменты, когда водителя нельзя отвлекать. Например, в машинах Tesla есть система, издающая громкий звук при пересечении полосы. Эта система может быть очень полезна, если вы пересекли полосу случайно, но она не учитывает тот факт, что при езде по свободной дороге многие водители перестраиваются на более удобные для езды полосы, пересекая линии разметки.
  3. В ранних моделях (например, в люксовой комплектации Model S) камер не было. Возможно, Tesla не хотят, чтобы в Model 3 было то, чего нет в более дорогой Model S.
  4. Тесла, очевидно, считает, что их текущая система работает как надо. Компания регулярно отмечает показатели безопасности Автопилота, даже учитывая аварии, причиной которых стала невнимательность водителей.

Особенно интересно взглянуть на заявления Tesla, касающиеся безопасности их системы автопилота. Каждый квартал Tesla публикует основные статистические данные о количестве ДТП в отчете Vehicle Safety Report о безопасности своих транспортных средств. В докладе за 1 квартал 2020 года отражено значительное сокращение пробега и количества ДТП, причиной чему стала пандемия. В докладе за 4 квартал 2019 года говорится следующее:

«В 4-м квартале, мы фиксировали дорожное происшествие каждые 3,07 миллиона миль пробега под управлением автопилота. При езде без автопилота, но с использованием наших технологий безопасности дорожные происшествия происходили каждые 2.1 миллиона миль. Наконец, водители, не пользовавшиеся никакими из этих функций попадали в ДТП каждые 1.64 миллиона миль. Для сравнения, по данным национального управления безопасностью движения на трассах, аварии в США происходят каждые 479 000 миль.»

Поначалу эти цифры кажутся невероятными, но если вчитаться, то можно увидеть проблему. В статистике национального управления безопасностью движения на трассах говорится об «авариях», в то время как Tesla говорит о «дорожных происшествиях». Tesla отказалась объяснить, что значит «дорожное происшествие» и чем оно отличается от аварии. Управление ведет подсчет дорожно-транспортных происшествий, о которых имеются записи в полиции. Есть подозрение, что Tesla может вести учет по авариям со срабатыванием надувной подушки безопасности, поскольку компания получает уведомления о таких случаях. Неизвестно, узнает ли Tesla о более незначительных авариях. Не имея возможности выяснить что именно Tesla называет «дорожным происшествием», цифры сравнить невозможно. И компании не следует предполагать, что вам это удастся. Комментировать все эти вопросы представители Tesla отказались.

Как бы то ни было, самые интересные цифры – соотношение 3.07 и 2.1 миллионов миль без аварий с включенным и выключенным автопилотом соответственно.

Tesla с включенным автопилотом не становится безопаснее

Реймер также предоставил данные из готовящегося к публикации исследования систем автопилота. Из этих данных видно, что примерно 94% пробега автопилота пройдены на скоростных автострадах. Порядка 40% пробега приходится на ручное управление и езду с круиз-контролем на автострадах, остальные 60% пройдены на дорогах в населенных пунктах. Точные цифры найти трудно, но езда по шоссе более безопасна, чем езда по обычным дорогам – аварии с летальным исходом на них случаются в 3 раза реже (хотя если пересчитывать частоту в часы, то снижение не столь значительно). Опасность высоких скоростей компенсируется простотой вождения. Частота всех ДТП менее понятна, но давайте сделаем для нее такие же оценки (на сельских дорогах ДТП с летальным исходом случаются в 2.5 раза чаще, чем на городских, хотя автопилот используется и там, и там).

Из 2,1 млн. миль между авариями в ручном режиме 880 000 приходятся на шоссе и 1,2 млн. миль – на остальные дороги. В случае с автопилотом, из 3.07 млн миль на шоссе приходится 2.9 млн и всего 192 000 на остальные дороги. Таким образом, статистика безаварийной езды в ручном режиме – порядка 4.5 миллиона миль на шоссе и 1.5 млн на всех прочих. Статистика безаварийной езды автопилота – 1.1 млн миль между авариями на шоссе и 3.5 млн на прочих.

Другими словами, в ручном режиме (с включенной защитой от столкновений с встречным потоком) и с круиз-контролем безаварийный пробег больше на 30%, чем при езде с автопилотом. Таким образом, езда с автопилотом в Tesla чуть менее безопасна, чем утверждается.

Впрочем, безопасность снижается не так уж и сильно. Даже если 3:1 – это слишком большое соотношение аварийности езды на шоссе и прочих дорогах, эти цифры недалеки от истины. Но почти наверняка улучшения в 1.5 раза, о котором заявляет Tesla, не существует.

Проблема Tesla заключается в том, что люди, желающие злоупотреблять автопилотом попадают в аварии, потому что автопилот – это несовершенная система помощи водителю (и именно так компания ее продает). Общий прирост в статистике возникает за счет людей, пользующихся автопилотом ответственно. Таким образом, с точки зрения статистики, автопилот либо немного снижает безопасность езды, либо не влияет на нее вовсе. Если вы пользуетесь автопилотом правильно, то ваша безопасность незначительно повышается. Если вы не соблюдаете правила эксплуатации автопилота, вы очень сильно рискуете. В общей сложности, эта система не повышает общую безопасность езды на автомобилях Tesla, и, похоже, не повысит ее и в будущем.

Мы не знаем какая доля аварий с участием автомобилей Tesla приходится на невнимательных водителей, но судя по имеющимся данным, эта доля может быть значительной. Если это так, то Реймер прав – Tesla должна задуматься о внедрении системы мониторинга водителя. Их новый чип для ИИ должен справляться с управлением системой, которая будет помогать, а не надоедать водителю. Такая технология сделает покупателей счастливыми и повысит степень их безопасности. Также обсуждался вопрос хранения видеозаписей после аварий. Я считаю, что нельзя позволять вести запись в салоне автомобиля без вашего согласия. Сторонники этой функции должны иметь возможность ее включить – она может подтвердить их вину в ДТП или оправдать их. Использование системы мониторинга водителя также может быть необязательным. В таком случае водитель, отключивший ее, может понести ответственность в случае попадания в аварию с использованием автопилота.

Я несколько раз просил Tesla предоставить данные для о разделении ДТП с участием их автомобилей по типам дорог, но они отказали. Некоторые из приведенных здесь цифр являются оценочными и экстраполированы из данных о несчастных случаях со смертельным исходом. Хотелось бы получить более точные данные от Tesla.

Следует отметить, что автомобили Tesla, как правило, очень безопасны. У этих машин одни из самых высоких оценок в краш-тестах среди любых транспортных средств, а в формировании хорошей статистики безопасности езды без автопилота важную роль сыграли отличные системы предотвращения столкновений. Эта статья касается только сравнения показателей безопасности с включенным автопилотом и при езде без него, но с использованием ADAS. Автор владеет автомобилем Tesla, и отчасти причиной покупки стали их отличные показатели безопасности.

Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.

Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.

У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.

Три серьезных проблемы автопилотов в Tesla, которые трудно решить

Почти каждый год автомобили Tesla попадают в аварию из-за автопилота (или адаптивной системы круиз контроля). Сначала в 2016 году (столкновение с трактором), потом в 2017-м (удар об бетонный барьер), 2019-м (снова трактор) и теперь, совсем недавно, в 2021-м (столкновение с деревом). Это только самые известные аварии, всего специалисты насчитали 23 таких случая (с последним получается 24 как минимум). Почти во всех инцидентах водители незадолго до катастрофы не обращали никакого внимания на дорогу, уверенные в том, что автопилот справится с любой проблемой. Их можно понять – именно в этом их уверяли маркетологи Tesla, говоря, что их автопилот — лучший. Но вот несколько причин, почему доверять свою жизнь компьютерному помощнику пока рано.

Современные автомобили снабжены различными датчиками, которые либо помогают водителю в разных дорожных ситуациях (припарковаться, избежать препятствия и так далее), либо служат «глазами» автопилоту. Стандартный комплект для Tesla — 8 камер, радар и 12 ультразвуковых датчиков. Камеры фиксируют дорожные знаки и распознают объекты (автомобиль, пешеход или, например, собака). Радары помогают камерам в распознавании, плюс рассчитывают расстояние до объекта. Ультразвуковые датчики могут разве что помочь при парковке – неточные и действуют на небольшое расстояние.

Проблема в том, что все эти датчики по-своему несовершенны. Камеры зачастую легко обмануть, они плохо понимают расстояние до объекта, а считывание данных с них не происходит мгновенно. Плюс погода сильно ухудшает качество получаемой информации. Радары хоть и сильно быстрее передают данные, но гораздо хуже позволяют определять объекты (и только движущиеся, а не стационарные). Плюс их дальность зависит от угла обзора. Ультразвук… ну, тут и так все понятно. Если не паркуешься – почти бесполезен.

Так вот, та же Tesla не обновляла свои датчики почти шесть лет. Вроде кто-то видел, что их автомобили разъезжали с LIDAR’ами (лазерными дальномерами), но это потом не подтвердилось. Да, лидары – крутое изобретение. Дают максимальный угол обзора, но катастрофически дороги и хрупки. Да и один и тот же участок дороги «видят» всего несколько раз в секунду.

Вот и получается, что потребительский автопилот смотрит на мир подслеповатыми глазками.

Компьютерный водитель преступно легко обманывается. В одном случае он в упор не видит грузовики. В другом – обычный проектор заставил автопилот выехать на встречку.

Понимаю я это так. Припарковаться или двигаться по автостраде они могут относительно просто. А вот перестроиться, повернуть в плотном потоке, понять, когда пропустить вперед автомобиль, а когда нет – уже трудно. На дороге происходят сотни тысяч уникальных ситуаций, каждую из которых алгоритму нужно показать, а потом научить принимать решения. И вот с этим пока все плохо.

Илон Маск, основатель Tesla, может сколько угодно уверять, что его автопилот – лучший в мире, отвергая предложения своих же инженеров разработать более совершенную систему мониторинга дорожных инцидентов. Но он в первую очередь бизнесмен, а значит не может позволить себе увеличить и так немаленькую стоимость оборудования. Тот же лидар стоит несколько десятков тысяч долларов. А что будет, если этот хрупкий датчик пострадает в каком-то незначительном ДТП? Это ж проще машину новую купить, чем его починить.

Вот и приходится Маску делать хорошую мину при очень плохой игре, обвиняя в ДП самих водителей (они, мол, не должны так сильно полагаться на наш «лучший в мире автопилот», ага). И вроде с человеческой точки зрения было бы правильным отключить автопилот в Tesla совсем, но это все-таки репутационные потери, на которые Маск очевидно не пойдет.

Очередная авария электрокара доказывает, что полагаться на электронику водителям еще рано

Как хорошо что можно положиться на живого человека, который никогда не ездит за рулем бухим, или там никогда ему плохо не становится. Что-то я порвался на желтый заголовок. Статья хуйня (не читал)

Проблема в том, что автопилоты зачастую стимулируют больше число водителей ездить бухими. И погибать в ДТП.

автопилоты зачастую стимулируют больше число водителей ездить бухими

Что за бред?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Не буду, я выпил и лежу

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ладно, вот идея для твоей следующей статьи: если абсолютно все тачки гоняли бы уже сегодня на автопилоте (ну, представим), то аварии были бы, но их общее количество было бы гораздо меньшим, чем если бы все люди по старинке рулили сами. И с развитием ИИ количество аварий только бы сокращалось и сокращалось.

а можно ссылку на то, где ты прочел подобный вывод?
было какое то качественное или количественное исследование? может быть хотя бы опрос в интернете?

Очередная авария электрокара доказывает

Что перед экзаменом на права нужно дополнительно устраивать тест на ICQ.
/thread

тест на ICQ

Папича чтоль смотришь?!)

Мужик, это шутка врёмен "йа криветко"

полагаться на электронику водителям еще рано

Именно это Tesla и говорит, когда вы включаете автопилот, кожаные ублюдки

Тем не менее тесла на автопилоте уже ездит лучше большинства кожаных ездунов на наших дорогах.

Дай бог, чтобы это всегда было без последствий)

Совсем без не бывает, а вот статистика у теслы неплохая, считаю.

Комментарий удален по просьбе пользователя

проигнорировали технику безопасности и оставили сиденье водителя пустовать?

А я тут вижу косяк автопроизводителя. У меня машина орет, если я не пристегнута, какого хрена тесла не останавливается на обочине при отсутствии человека на водительском сидении и спокойно едет по заданному маршруту?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Странно, видела много роликов, где люди не держались за руль, но машина ехала, они эту систему перепрошивкой ломают?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Возможно за руль надо держаться в тех штатах и странах, где автопилот на автомобилях законодательно запрещен.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Все теслы доступные на рынке обязывают вас сидеть за рулем, если тесла не чувствует сопротивления, то она попросит слегка повернуть руль, чтобы убедиться что руки на руле. Это справедливо для autosteer, он есть у всех машин с опцией автопилота. Скорее всего справедливо и для FullSelfDrive тоже, но сложно что-то утверждать потому что он есть только у очень ограниченного числа бета-пользователей в калифорнии.
Конечно же это не так в демо видео тесла, там специальная машина. И наврядли эти чуваки прохачили теслу, скорее всего водитель защелкнул ремень за собой, включил autosteer и перелез на соседнее сиденье.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Тот же лидар стоит несколько десятков тысяч долларов. А что будет, если этот хрупкий датчик пострадает в каком-то незначительном ДТП?

тесла же не использует лидары

Вроде кто-то видел, что их автомобили разъезжали с LIDAR’ами (лазерными дальномерами), но это потом не подтвердилось.

и об этом написано. В контексте, что у Маска датчики старые

Комментарий удален по просьбе пользователя

Три проблемы водителей за рулем:
1. Несовершенные сенсоры. Человек обладает всего двумя глазами, которые имеют крайне ограниченный угол обзора, практически не видят в темноте, могут быть ослеплены фарами встречного автомобиля. В любом автомобиле есть слепые зоны, даже не смотря на зеркала.
2. "Мартышка" за рулем. Надо понимать что скорости автомобилей намного выше чем скорости в естественной среде, в которой эволюционировал человек. Люди плохо оценивают скорость и расстояние объектов, движущихся на больших скоростях. Люди так же очень плохо могут оценивать дистанцию в секундах, поскольку это требует значительных вычислений - скорость твоего авто, расстояние в метрах до авто спереди и его скорость. То есть, человек практически не способен держать безопасную дистанцию в три секуды за другой машиной в потоке.
3. Нескалируемость обучения. Каждая тесла собирает огромное количество данных, которые помогают делать автопилот лучше, который потом будет установлен с обновлением ПО. Люди в лучшем случае учатся только сами, ну иногда они еще "учат" других на дороге, но это ещё хуже.

masterok


Вот зачем было хороший круиз-контроль называть автопилотом? Мы уже как то обсуждали, что сейчас нет еще реальных и безопасных автопилотов, но человек, купивший машину и обнаружив "кнопку автопилот" обязательно на нее нажмет и сядет сзади на пассажирское сидение вздремнуть! Вау, будущее наступило, давайте гонять на автопилотах как в кино!

Хорошо еще, что ничего фатального не случилось и в том случае мужика только оштрафовали. А у других случаях то все намного опаснее.

Вот очередной раз в американском городке Саут-Джордан в штате Юта произошла очередная авария с электромобилем Tesla, который двигался в режиме автопилота: Model S с девушкой за рулём на полном ходу врезался в пожарную машину.

Похоже, автопилот «Теслы» за что-то крепко невзлюбил пожарные автомобили: не далее как в январе нынешнего года в калифорнийском городе Калвер-Сити электромобиль Tesla Model S под управлением автопилота на скорости 105 км/ч уже таранил неподвижную пожарную машину, которая работала на месте аварии. По словам водителя, электромобиль двигался в режиме автопилота и он не успел вмешаться в управление, в результате чего по непонятным причинам произошло столкновение.

В результате её отвезли на скорой помощи в больницу со сломанной правой лодыжкой, что для такой аварии (посмотрите на фото, во что превратилась её Tesla) результат более чем выдающийся.

Вы конечно скажете, что надо читать инструкцию и там все написано. Надо контролировать автопилот и чуть ли не держать руки на руле. Однако если ваш автопилот еще в таком "зачаточном" состоянии - зачем его ставить в автомобиль? Для того, чтобы создать имидж суперавтомобиля у которого есть то, чего нет у других? А как бы подумать о безопасности и оценить возможные действия пользователей машины?


И буквально в эти же дни водитель электромобиля Tesla из Германии не справился с управлением и погиб в результате возгорания машины в Швейцарии, пишет газета Bild со ссылкой на полицию.

Пожарные службы проверяют, мог ли из-за перегрева спровоцировать возгорание аккумулятор электромобиля. Рассматривается версия, согласно которой к пожару могла привести химическая реакция в литий-ионном аккумуляторе.


А в начале мая Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) отправил команду специалистов во Флориду для расследования смертельной аварии с электромобилем Tesla Model S, в которой погибли два школьника и серьёзно пострадал ещё один.

Инцидент в городе Форт-Лодердейл стал уже четвёртым эпизодом с компанией Tesla, по которому Национальный совет по безопасности на транспорте США организовал собственное расследование. Как правительственное агентство, NTSB расследует резонансные аварии на всех видах транспорта — авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и трубопроводном. Правда, если в первых трёх эпизодах следователей интересовал автопилот, то теперь — аккумуляторная батарея.

Третий пассажир, который находился на заднем сиденье, также не смог выбраться из объятой пламенем машины, но прибывшая скорая помощь и спасатели нашли его ещё живым, после чего доставили в ближайший госпиталь. Следователей NTSB интересует, почему при ударе о стену батарея Tesla Model S моментально загорелась и почему подростки не смогли покинуть салон. Представители Tesla заявили, что сотрудничают с властями, но отметили, что удар на высокой скорости может приводить к пожару независимо от того, электромобиль это или обычный автомобиль.

Робот с проблемой: почему автопилот Tesla не является автопилотом

Выгодная покупка: 14 машин, которые продают без «допов» и наценок

Автомобиль Tesla, движущийся в автоматическом режиме, вновь совершил ДТП. Кроссовер Model X врезался в ограждение справа от дороги, после чего отлетел и ударился о бетонный отбойник, разделяющий полосы встречного направления. Машина перевернулась, но жертв, к счастью, удалось избежать. По словам водителя, в момент ДТП автомобиль находился в режиме автопилота. За несколько недель до этого седан Model S под управлением автопилота совершил столкновение с прицепом фуры, что привело к смерти водителя.

Информация об авариях с автопилотируемыми Tesla приходит все чаще, а компания не устает объяснять, что электроника в машинах является вспомогательной, а ответственность за возможные происшествия в любом случае лежит на водителе. Тем не менее, информационный фон вокруг так называемого автопилота, равно как и заявления Илона Маска, создают у многих обманчивое впечатление того, что на электронику Tesla уже можно полностью положиться. Однако возможности автомобиля на данном этапе не позволяют использовать ее в беспилотном режиме.

Из чего состоит система Tesla
Сейчас автопилот Tesla по сути представляет собой набор хорошо известных систем-помощников, объединенных единым программным обеспечением. Электронные компоненты включают набор ультразвуковых сенсоров, всепогодный фронтальный радар и камеру, распознающую объекты, разметку и дорожные знаки. Ключевым компонентом системы является навигатор с точными картами и GPS-трекером.

При движении по шоссе автомобиль способен автоматически поддерживать скорость и направление движения, дистанцию и боковой интервал, а также самостоятельно двигаться в пробке, останавливаясь и трогаясь вновь. В том или ином виде все это могут делать многие серийные автомобили с той лишь разницей, что большинство из них не позволяет водителю надолго убрать руки с руля, предупреждая его, отключая вспомогательные системы или вовсе останавливая машину в своей полосе. Tesla может ехать продолжительное время вообще без участия водителя.
Когда обновилось ПО электрокаров



Почти сразу вышло обновление седьмой прошивки, в котором были улучшены некоторые функции и введен набор ограничений для автоматического управления, что вызвало критику владельцев. Кроме того, автомобиль получил способность не только самостоятельно парковаться, но и заезжать-выезжать из гаража. А о планах на полную автономность Маск рассказывал уже в двухлетней перспективе. «В конечном счете Tesla сможет поехать в любую точку страны, чтобы забрать вас. Она сможет самостоятельно заряжаться по пути и синхронизироваться с вашим календарем, чтобы знать точно, когда прибыть», – заявил глава компании.

Что не умеет делать Tesla самостоятельно

Пока же автопилот Tesla – это просто продвинутый помощник водителя, который не может самостоятельно решить массу дорожных ситуаций. Известно, что нынешний вариант автопилота Tesla не умеет распознавать стоп-сигналы, что может быть опасным в условиях плотной городской езды и передвижения с минимальной дистанцией. Адаптивный круиз-контроль реагирует на фактическое изменение дистанции между автомобилями, но в городских условиях доли секунды между нажатием на тормоз и началом замедления могут оказаться решающими. С похожей проблемой сталкиваются многие автопроизводители. Так, японцы из Nissan жаловались на то, что автоматике не только сложно распознать включенные стоп-сигналы, но и отличить их от красного сигнала светофора, а также сфокусироваться на сигналах через полупрозрачную преграду или забор.

Камеры системы Tesla следят за разметкой и держат машину внутри полосы, но если разлиновка дороги будет плохого качества, электроника автомобиля предложит водителю немедленно взять управление на себя. Кроме того, машину нетрудно запутать. Так, в одном из видеороликов автопилот хорошо работал до тех пор, пока на дороге была понятная для него разметка. После того, как машина съехала с магистрали, с левой стороны исчезла двойная белая разметка, зато такая же появилась справа. Электроника решила, что машина находится на встречной полосе, и попыталась резко перестроиться правее. Водитель, который контролировал обстановку, успел схватить руль и взять управление на себя.

В условиях плохой разметки или полного ее отсутствия автопилот Tesla вовсе прекратит работу. Точно так же поведут себя и любые другие системы удержания автомобиля в полосе, работающие на иных автомобилях. Вопрос оптического распознавания границ дорожного полотна без разметки по-прежнему остается актуальным. Российская компания Cognitive Technologies, которая занимается разработкой беспилотного КАМАЗа, исповедует именно такой подход, утверждая, что ее электроника не требует совершенной дорожной инфраструктуры. Однако научить искусственный интеллект отделять асфальт от обочины пока не получилось ни у кого.

Когда автопилоты будут думать, как человек

Как и прочие система-помощники, автопилот Tesla принимает решения, основываясь на фактической дорожной ситуации – тормозит, разгоняется и перестраивается по показаниям системы навигации и наличии машин или пешеходов вокруг. Настоящий автопилот должен иметь в памяти огромную матрицу дорожных ситуаций, включая самые нестандартные случаи. Для этого беспилотные автомобили накатывают десятки тысяч тестовых километров, фиксируя и оцифровывая все, что происходит на дороге. Представители Google ранее обнародовали расшифровки нестандартных дорожных ситуаций, с которыми пришлось столкнуться их тестовым автомобилям.

Водители транспортных средств, рассказали в Google, зачастую не только нарушают правила, но и делают это самыми изощренными способами, которые не укладываются в рамки ПДД и привычной человеческой логики. Например, женщина с метлой в моторизированном кресле, которая гонялась по дорожному полотну за уткой, машины, едущие по встречной полосе навстречу потоку, люди, запрыгивающие на капот беспилотника, или велосипедист, который разворачивался на пешеходном переходе прямо по центру дороги. Кроме того, беспилотники во всем мире учатся предсказывать поведение людей, а дорожные ситуации изучают не только программисты, но и антропологи. Специалисты изучают особенности поведение человека в естественной и искусственной средах, строят модели поведения пешеходов и водителей.



Из темы взаимодействия автомобиля и человека вытекает еще одна проблема, с трудом поддающаяся оцифровке. Беспилотный автомобиль должен не только соблюдать правила, но и вести себя социально приемлемо. Например, он не должен вечно стоять у пешеходного перехода с постоянным потоком людей, вызывая недовольство тех, кто стоит сзади. Поиск социально приемлемого поведения – одна из сложнейших инженерных задач для создателей беспилотников.

Зачем беспилотникам копировать поведение человека

С другой стороны, для комфорта водителя очень важно сделать передвижение в беспилотном автомобиле привычным, поэтому автомобиль должен запоминать манеру езды своего хозяина. Беспилотники должны научиться привычкам и манерам своего владельца, например, разгоняться и тормозить с определенной динамикой, проходить повороты, и так или иначе объезжать препятствия.

Наконец, автопилот, в отличие от человека, не способен подать сигнал в ситуациях, когда с другими участниками движения можно было бы объясниться при помощи слов или жестов. Эту проблему можно решить с помощью световых табло снаружи автомобиля, на которые выводятся информационные фразы или пиктограммы для пешеходов и водителей других машин. Таким образом автомобиль может подать сигнал пешеходу, что пропускает его, или, наоборот, что собирается начать движение.

Фотошпионы уже засняли седан Model S с дополнительными датчиками и лидаром – дальнобойным лазерным радаром, который помогает электронике формировать точную 3D-модель местности. Эксперты полагают, что лидар необходим для беспилотного автомобиля, особенно при езде на высоких скоростях. Не исключено, что на попавшем в объективы автомобиле инженеры испытывали компоненты системы автономного вождения второго поколения, но в самой компании эту информацию не подтвердили. Сам Илон Маск говорил, что необходимости в такой технологии нет, а автопилоту достаточно обычных оптических датчиков. Но уже сейчас ясно, что одной только технологией распознавания объектов не обойтись – будущему автопилоту нужны новые модели поведения и особые коммуникативные навыки.

Иван Ананьев
Фото: Tesla, General Motors
Видео: Youtube

Читайте также: