Как регулировать тягу панара на уаз патриот

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Что такое тяга Панара - разберёмся раз и навсегда

"Мост на панаре" - вполне расхожее выражение в среде джиперов и просто владельцев брутальных внедорожников. Но кто такой этот панара и зачем на него поставили мост, знают далеко не все. И поэтому, сегодня я расскажу про тягу Панара и её предназначение в автомобиле. А для начала, чуть-чуть теории.

Чуть-чуть теории

Преимущества и недостатки различный типов подвески я уже частично осветил вот здесь , в статье про рамы и несущие кузова. Но полагаю, многие и так знают, что автомобиль с зависимой подвеской управляется не в пример хуже своего собрата на независимой (или полузависимой ). Когда-нибудь мы обязательно досконально разберём эту тему, но сегодня о панаре. Так вот, у мостовых схем есть ещё одна маааленькая проблемка. И состоит она в том, что этот самый мост никак не зафиксирован от поперечных перемещений. А теперь смотрим на картинки.

Здесь я очень-очень упрощённо нарисовал схему подвески типа "неразрезной мост". Как видно, для удержания его от продольных перемещений (то есть, чтобы он не укатывался на колёсах назад-вперёд из-под днища) есть продольные тяги. Иногда их называют ещё "клюшками". А вот от поперечных перемещений его в данном случае ничего толком не удерживает.

Да, можно возразить: но ведь там есть ещё куча всяких железяк - к мосту крепятся пружины, амортизаторы, рессоры, рулевая тяга. Но давайте разберёмся.
Пружины и амортизаторы работают исключительно по-вертикали, когда подвеска сжимается-разжимается - не наш случай. Рессоры действительно часто держат задний мост и продольно и поперечно, но положа руку на сердце, скажем - зачастую (например, на серьёзном офф-роаде) этого недостаточно. А рулевая тяга и вовсе закреплена одним концом на поворотном кулаке, другим на рулевом механизме. То есть, с мостом она вообще никак непосредственно не связана. Ведь поворачивая руль мы изменяем положение колёс, а мост-то остаётся на месте. И тут пытливый читатель вправе спросить:

А зачем вообще удерживать мост "поперёк", ведь машина-то движется "вдоль"?!

Так-то оно, вроде, так. Но забыли, что при движении на автомобиль воздействует как рельеф дороги, так и куча всевозможных законов физики.

Пример. Ехали-ехали, а тут поперечный уклон дороги. И всё что выше подвески, стало естественным образом крениться в сторону этого уклона под своей массой. Да не просто крениться - а откровенно съезжать, как холодное масло с горячего тоста. А почему? Правильно. Потому что мост и всё остальное (что выше), ничем друг к другу в поперечной оси не закреплены. Кроме того, при нагрузках на смещение, что мы описали выше, сильно напрягаются сайлентблоки подвески . А при резких перемещениях моста (например, при контакте с бордюром) и вовсе есть риск деформации тех же продольных тяг. Да и сама по себе "болтанка" неприятна для пассажиров и негативно сказывается на безопасности движения на скорости.

Тяга Панара

И наконец, мы дошли до логической развязки нашего повествования. Как уже многие догадались, тяга Панара нужна для фиксации моста в поперечном направлении относительно рамы/кузова . Одним концом эта самая обыкновенная металлическая палка держится за мост, вторым - за ту самую раму или кузов. Вот теперь подвеска у нас не гуляет не только вдоль машины, но и поперёк её. Кстати, что касается названия - разработала эту штуку французская Panhard-Levasseur, ещё в лохматых годах начала ХХ века.

И тем не менее, минусы у такого решения есть. Точнее, он один - несимметричная геометрия перемещения моста. Проще говоря, наш мост может располагаться по центру автомобиля только в одной точке . Если он будет выше или ниже этой точки (а он будет, так как подвеска постоянно работает, да и загрузка меняется) - он будет смещаться либо чуть левее, либо чуть правее. Геометрически, тяга Панара работает как циркуль, центральная нога которого на раме/кузове, а вторая, описывающая окружность - на мосту. Если внимательно помедитируете на гифку ниже, поймёте в чём вся соль. Обычная геометрия, средняя школа.

Реанимируем передний кардан и ставим регулируемую тягу панара

Все началось с усиления подвески — рессоры от барса и пружины Фобос+50. Потом добавилась проставка 3см под опору серег — выровнять зад и перед. И вроде бы существует мнение (на которое я и опирался), что при данных работах тягу панара можно оставить прежнюю, лифт минимальный, и сдвиг переднего моста будет незначительным. В принципе да, мост ушел немного, видно только если присматриваться. Но как-то мне не нравилось все это, и однажды решил все это дело осмотреть основательно:

Кроме того, в противоположную сторону сдвинулся и задний:

Ну и листы рессорные елозят.

Кстати, может и втулки полиуретановые в рессорах лопнули из-за этого? Хотя резина живет там нормально.

Вроде бы жить можно, но решил привести в норму все. Заказал регулируемую тягу. Также давно уже были приобретены фиксаторы от Ваксойла, все руки до них не доходили.

Снял старую, отверстия в норме, только-только начинает подъедать их.

Дальше все просто — вставил фиксаторы, обварил где удобно было, вкруговую не стал, т.к. снимать надо колеса, а мне лень.
По тяге разбег небольшой.

На УАЗе все как обычно — разные болты креплений)

Новую тягу выкрутил по расстоянию между креплениями, и немного добавил еще. Попрыгал на бампере, пошатал машину, и прикрутил. Законтрил, вроде нормально.

Попозже, как все утрясется и встанет на свои места, надо будет еще раз подрегулировать панару.
Ну раз уж залез в яму — вспомнил, что давно уже разболтался и отбился от рук совсем передний кардан.

Люфт присутствовал ощутимый, и вроде опять же — ездить можно, но стал задумываться о кардане на шрусах, но тут вспомнил о чудо методе — стягивании шлицевой сваркой. И сварочный аппарат под рукой, как не воспользоваться? Снял, почистил его. Прошелся спиралью в колец пять. Люфт пропал, двигается туго.

Облагородил его болгаркой как смог.

Ну и помчался в Ваксойл, где мне его за 500р попытались отбалансировать в идеал. Присутствовал при процессе, наблюдал. Все-таки балансировка нужна, вибрация была кабздец какая. Опять же, к идеалу не привели, т.к. на выдвижении чуть люфт был (вот надо же было еще одно кольцо пустить ближе к гайке!)
Хотел покрасить его, да плюнул на это дело, сдается мне, не долго ему, бедолаге ходить. Хотя, может его потом еще раз проварить? Кто-нибудь делал повторную проварку? И вообще надолго это? В общем будем наблюдать.
До кучи снял стабилизатор. Погонял без него, и на скорости, и по кочкарям. На скорости валкости не заметил, вполне себе комфортно, да и обычная скорость 100-110, думаю что не критично на таких скоростях. На кочкарях сильного преимущества, как и ущербности не заметил. В говнах не был, замерзли они, говны… Шум от вибрации кардана ушел (был только на высокой скорости, в городе не чувствовался), теперь в машине тихо, и только шум от стекол напоминает о том, что пора добраться до дополнительных уплотнителей дверей. Но это уже совсем другая история… Цена вопроса: тяга 3800р, фиксаторы 1600р (покупал и на клюшки тоже), балансировка кардана — 500р. Всем удачи и комфортной эксплуатации транспортных средств!

PS: Регулировочные гайки со временем раскручиваются, хоть как их там закручивай и сади на герметик. Через пару недель еще раз подрегулировал тягу, гайки на панаре прихватил сваркой (буквально по капле на пару граней), теперь не ослабляются.

PS2: Хватило кардана на около 1500 км. Фигня все это. Буду заказывать на шрусах.
PS3: Гайки на панаре обварил почти полностью, так как все равно со временем вылез люфт, узел регулировки непродуманный. На переделанном кардане в итоге проехал 56000 км. В итоге кардан поставил от Ваксойла.

Клуб УАЗ Патриот

Заказал регулируемую Панару, в четверг должна оказаться у меня. По результатам отпишусь. Ценник на нее стоит 3000р
Изображение

Изображение

Да в полне жизненная ситуация!

А мне вот инетересно.
На этой тяге что у топик стартера, тоже регулируемая вставка от 2108 стоит?

Сдается мне не катит такое решение для панары,
хлипковато.

Эда деталь расчитана на применение на ВАЗ 2108
и удерживает она одно колесо!

А вы мост цеплятете на уазе.
как говорится мы сами кузнецы своего геммороя

UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)
Изображение
UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)
Изображение
Изображение

БАРСОПАТР+АКПП

Ага, и сошку рулевого редуктора в придачу.

Ище идеи есть? а то эта не достаточно гемморойная :D

UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)
Изображение
Изображение

БАРСОПАТР+АКПП UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)
Изображение
Изображение

БАРСОПАТР+АКПП UAZ Patriot 2007 Limited (Euro-2)
Изображение
Изображение

БАРСОПАТР+АКПП Я себе поставил вот по такому принцепу,чтоб десять раз не снимать
Изображение

Изображение
Изображение

БАРСОПАТР+АКПП

всмысле из скруток тазовских? говорят ж что не держат они у нас?

я пока думаю повторить конструкцию уазпрофи -

колесную шпильку камазовкую М22х1.5
Изображение

обточить до внутренненго диаметра панары и завпрессовать с обваркой с стороны кронштейна. и выточить стакан как у уазпрофи

Изображение

БАРСОПАТР+АКПП

стакан токарю закажу знакомому

резьба м24 входит внутрь панары не задевая стенок?
если так, то погляжу на стремянки грузовиковые

Comanche писал(а): стакан токарю закажу знакомому

резьба м24 входит внутрь панары не задевая стенок?
если так, то погляжу на стремянки грузовиковые

отвечаю сам себе - внутренний диаметр трубы панары 22.6мм

ваяю конструкцию аля уазпрофи но задешево.
если кому интересно - выложу описание и чертежи
по расчетам зверюшка получается стойкая, палкой прибить не получится )))

Comanche писал(а): стакан токарю закажу знакомому

резьба м24 входит внутрь панары не задевая стенок?
если так, то погляжу на стремянки грузовиковые

отвечаю сам себе - внутренний диаметр трубы панары 22.6мм

ваяю конструкцию аля уазпрофи но задешево.
если кому интересно - выложу описание и чертежи
по расчетам зверюшка получается стойкая, палкой прибить не получится )))

Я помню про обещание, но думаю нет смысла ж выкладывать недоделанное изделие.

Отдал болт на проточку, чтоб его наружный диаметр был равен внутреннему диаметру трубы панары, а токарь слинял в отгулы до майских праздников

как все соберется в кучку - сделаю фотоотчет и выложу

Comanche писал(а): Я помню про обещание, но думаю нет смысла ж выкладывать недоделанное изделие.

Отдал болт на проточку, чтоб его наружный диаметр был равен внутреннему диаметру трубы панары, а токарь слинял в отгулы до майских праздников

как все соберется в кучку - сделаю фотоотчет и выложу

Начну потихоньку предварительно..

Итак, колхоз имени уважаемого деятеля Наширукинедляскуки

1. Вытачиваем стакан, который надевается на рассченную тягу панара. Я заказывал Ст.45
Внутренний диаметр сверловки лучше уточнить, промерив наружный диаметр панары. Мой стакан d34 наделся с натягом на тягу, только немного пошкурил
Изображение

2. Покупаем болт камазовский (шпильку) от заднего колеса.
(Шпилька колесная М22*1,5*95 КАМАЗ-Евро задняя)
Изображение

тоже отдаём его токарю на проточку, предварительно замерив внутренний диаметр трубы тяги панара. Надо чтоб он запрессовался в отрезанный кусок (3см от сайлента, который крепится на кузов) у меня диаметр вышел 22.6

3. покупаем гайку: Гайка М22*1,5 (низкая) крепл. рул. колеса

собираем конструкцию, не забыв высчитать какая длина тяги должна получиться, и удалить кусок тяги нужной длины, обвариваем стакан как на примере уазпрофи (можно аккуратней :) )

а болт вставляем в отрезок тяги и тоже обвариваем по кругу

по деньгам. затраты 130р, но точили мне свои.
стакан думаю потянет рублей на 300, обточка болта - еще копеечка

Читайте также: