Как устроен бензобак ваз 2109

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Замена топливного бака ВАЗ 2109

↑ Подключение топливного бака к ВАЗ-2109

Подключение топливного бака к ВАЗ-2109

1 - топливный бак; 2 - сливной топливопровод; 3 - подводящий топливопровод

↑ Элементы топливного бака

Элементы топливного бака

1 - шланг выпуска воздуха; 2 - шланг сепаратора; 3 - шланг наливной трубы

Для начала отсоедините провод от клеммы "–" аккумуляторной батареи.

  • Откиньте подушку заднего сиденья и отверните вырезанную часть шумоизоляции.
  • Отверните два винта крепления крышки люка.
  • Снимите крышку люка с резиновой прокладкой.
  • Отсоедините колодку с проводами от датчика уровня топлива.
  • Отверните гайку крепления датчика, под которой закреплен провод "массы".
  • Снимите провод со шпильки.

Остальные операции проводят под днищем автомобиля.

↑ Хомуты и шлаги

  • Ослабьте затяжку хомута.
  • Отсоедините шланг от наливной трубы.
  • Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг выпуска воздуха от штуцера на топливном баке.
  • Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг сепаратора от штуцера на топливном баке.
  • Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от топливопроводов.
  • Придерживая бак, отверните два болта хомутов крепления бака.
  • Отведите хомуты вниз, поддерживая при этом бак. Хомут с левой стороны отогните за трубу резонатора.

↑ Снятие топливного бака с автомобиля

  • Опустите вниз передний конец бака и снимите его с автомобиля. Слейте из бака остатки бензина.
  • Отверните пять оставшихся гаек крепления датчика и выньте датчик указателя уровня топлива из бака.
  • Снимите прокладку датчика.

↑ Диагностика и ремонт топливного бака

  • Осмотрите бак по линии стыка верхней и нижней частей.
  • Если обнаружите течь, вылейте остатки бензина, тщательно промойте и высушите бак. Затем запаяйте место течи мягким припоем.
  • Если надо, подклейте оторванные резиновые прокладки на баке.
Предупреждения!

Паять можно только тщательно промытый бак, не содержащий паров бензина. Иначе при пайке пары могут воспламениться.

Для промывки топливного бака используйте моющие средства: "Лабомид", "МС" или "МЛ".

Чтобы удалить остатки моющего средства, промойте и пропарьте бак струей горячей воды. Тщательно высушите бак.

↑ Проверка датчика

Подсоедините омметр к контактам датчика и проверьте сопротивление датчика при трех положениях поплавка:

  • в крайнем нижнем положении (пустой бак) сопротивление должно быть 315 – 345 Ом,
  • в среднем положении (бак заполнен наполовину) – 108–128 Ом,
  • в крайнем верхнем положении (полный бак) – не более 7 Ом.

Если сопротивление отличается от указанного, замените датчик.

↑ Фильтр и поплавок

Промойте загрязненный фильтр. Встряхните поплавок. Если в нем есть бензин, то поплавок негерметичен. Рекомендуем заменить поплавок.

↑ Замены хомутов крепления

Для замены хомутов крепления бака выньте их из кронштейнов на кузове и установите новые.

↑ Сборка и установка топливного бака

Соберите и установите топливный бак в обратном порядке. Перед установкой бака уберите внутрь кузова провода датчика уровня топлива.

снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099


При обнаружении течи топлива из бензобака рекомендуется заменить бензобак. Если часто засоряется сетка бензонасоса, следует снять и промыть бензобак.
Если обнаружена течь по линии стыка верхней и нижней частей бензобака, можно эти места пропаять (рекомендуется делать в специализированных мастерских). Для этого вылейте остатки бензина, тщательно промойте и просушите бензобак. Затем место течи запаяйте мягким припоем.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Паять можно только тщательно промытый и просушенный бензобак, не содержащий паров бензина, иначе при пайке пары могут воспламениться.
Для промывки бензобака используйте моющие средства «Лобомид», МС или МЛ.
Затем, чтобы удалить остатки моющего средства, промойте и пропарьте бензобак струей горячей воды. Тщательно просушите бензобак. Перед снятием бензобака с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Рекомендуется снимать бензобак на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с помощником.

1. Откиньте подушку заднего сиденья и отверните вырезанную часть шумоизоляции.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

2. Отверните два винта крепления крышки люка бензобака.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Снимите крышку люка бензобака с резиновой прокладкой.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Отсоедините колодку с проводами от датчика уровня топлива.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Отверните гайку крепления датчика уровня топлива, под которой закреплен провод «массы».

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Снимите провод со шпильки. Остальные операции проводят под днищем автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7. Ослабьте затяжку хомута шланга наливной трубы бензобака.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Отсоедините шланг от наливной трубы бензобака.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

9. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг выпуска воздуха от штуцера на бензобаке.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

10. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг сепаратора от штуцера на бензобаке.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

11. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от топливопроводов.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

12. Придерживая бензобак, отверните два болта хомутов крепления бензобака.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

13. Отведите хомуты вниз, поддерживая при этом бензобак. Хомут с левой стороны отогните за трубу резонатора.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

14. Опустите вниз передний конец бензобака и снимите бензобак с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Слейте из бензобака остатки бензина.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

15. Отверните пять оставшихся гаек крепления датчика и выньте датчик указателя уровня топлива из бензобака.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

16. Снимите прокладку датчика указателя уровня топлива.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

17. Осмотрите бензобак по линии стыка верхней и нижней частей. Если обнаружите течь, вылейте остатки бензина, тщательно промойте и высушите бензобак. Затем запаяйте место течи мягким припоем. Если надо, подклейте оторванные резиновые прокладки на бензобаке.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

19. Промойте загрязненный фильтр. Встряхните поплавок. Если в нем есть бензин, то поплавок негерметичен. Рекомендуем заменить поплавок.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

20. Для замены хомутов крепления бензобака выньте хомуты из кронштейнов на кузове и установите новые.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

21. Соберите и установите на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 бензобак в обратном порядке. Перед установкой бензобака уберите внутрь кузова провода датчика уровня топлива.

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Топливный бак ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (вид снизу впереди)
1 — топливный бак; 2 — сливной топливопровод; 3 — подводящий топливопровод

статья про снятие, установка и дефектовка бензобака на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Топливный бак ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (вид снизу сзади)
1 — шланг выпуска воздуха; 2 — шланг сепаратора; 3 — шланг наливной трубы

Ремонт и замена бензобака на ВАЗ 2108/09/14/15: как сделать быстро, чётко и своими руками

Каждый ребёнок знает, зачем нужен бензобак в машине. Со стороны кажется, что это самый простой и надёжный элемент в автомобиле. Однако в процессе длительной эксплуатации или в результате ДТП сам бак или его элементы могут быть повреждены. Как правильно действовать в этих ситуациях, чтобы не усугубить проблему, должен знать любой водитель.

Устройство и расположение бензобака ВАЗ 2108/09/14/15

Бензобак — это один из элементов топливной системы автомобиля. Его основное и единственное предназначение — хранить определённый объём горючего. При этом хранение выполняется максимально безопасно, без утечек и испарений.

На автомобилях ВАЗ 2108/09/14/15 топливный бак установлен под задним сиденьем. Поэтому даже при серьёзном лобовом столкновении его повреждения будут минимальными. Таким же минимальным будет риск вытекания и воспламенения топлива.

Объём бака на ВАЗах составляет 43 литра (включая резерв 4–6 литров). Этого объёма должно хватать для автономного пробега автомобиля на 400–600 километров.

Крышка горловины бензобака

Топливный бак на ВАЗ 2108/09/14/15 располагается под задним сиденьем

Бензобак на автомобилях ВАЗ 2108/09/14/15 крепится к кузову с помощью двух пластинчатых хомутов. Топливо заливается в бак через горловину с правой задней стороны кузова. Обычно горловина закрывается крышкой с резьбой.

С полостью бака горловина соединена специальной заливной трубкой. Внутри бака находятся две дренажные трубки, присоединённые через шланг к сепаратору — устройству для улавливания паров бензина. Для предотвращения утечки топлива из сепаратора на шланге установлен клапан двойного действия, который может работать в двух направлениях. Пары топлива, которые испаряются в процессе езды, возвращаются обратно в бак и конденсируются. На автомобилях ВАЗ сепаратор вмещает всего семь литров, но этого достаточно для контроля состояния топлива в баке.

В верхней части бензобака установлен ещё один обязательный элемент топливной системы — датчик уровня топлива, подающий на приборную панель информацию о количестве бензина в баке. Он крепится через резиновую прокладку, а доступ к нему возможен только через заднее сиденье в салоне.

Топливные баки автомобилей ВАЗ 2108/09/14/15 изготовлены из листовой освинцованной стали — прочного долговечного материала. Традиционно ёмкость бака сваривается из двух половин и покрывается снаружи тёмной эмалью.

Бензобак автомобилей ВАЗ

Металлический корпус топливного бака обработан защитой от коррозии и покрыт чёрной краской

Основные неисправности бензобака

Бензобак изготовлен из прочного долговечного материала и служит в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Однако в ряде ситуаций может потребоваться его ремонт. Эти ситуации следующие.

Засор топливной магистрали.

Пробоина в баке.

Течь на линии сварки корпуса бака.

Причиной засорения шлангов может стать попадание грязи в топливную сеточку в самом баке. Решение в этом случае довольно простое — периодически промывать или менять эту сеточку.

Если в результате механического удара в баке образовалась пробоина, то он ремонту уже не подлежит. В этом случае потребуется замена бака.

Если из линии сварки половин бака вытекает бензин, можно попробовать это место запаять. Однако эта процедура весьма сложная и требует соответствующего опыта.

Проржавевший бензобак

Бензобак с большим распространением коррозии ремонту не подлежит

Ремонт бензобака

Ремонт топливного бака обычно не представляет большой сложности. Многое здесь зависит от характера повреждений и навыков и умений автовладельца. Маленькие отверстия в корпусе можно просто запаять, а крупные повреждения потребуют применения сварочного аппарата.

Не всегда сам бак нуждается в сварке или ремонте. На автомобилях ВАЗ 2108/09/14/15 часто выходят из строя элементы крепления бака или его составные части (например, горловина или шпильки). Такие неисправности нужно срочно устранить — безопасность хранения топлива в баке во многом обусловлена его крепежом, положением относительно оси кузова и герметичностью.

Необходимые инструменты и принадлежности

Снятие бензобака осуществляется с помощью стандартного набора инструментов: гаечных ключей разных размеров, отвёртки и молотка на случай, если какой-либо элемент будет плохо поддаваться демонтажу.

Как снять бак на ваз 2109

Самостоятельный ремонт и замена топливного бака автомобилей ВАЗ 2108/09/14/15

Топливный бак является одним из наиболее надёжных узлов автомобиля. Тем не менее в ходе длительной эксплуатации он подвергается износу. Это проявляется в появлении механических повреждений и коррозии и требует ремонта.

Устройство топливного бака

Основная функция топливного бака — хранение определённого объёма горючего. При этом всё должно быть организовано так, чтобы вероятность возникновения пожароопасной ситуации сводилась к минимуму.

На автомобилях ВАЗ топливный бак размещён под задними сиденьями. За счёт такого размещения при серьёзных ДТП и переворачивании машины бак в большинстве случаев остаётся неповреждённым. Топливные баки ВАЗ изготовлены из листовой освинцованной стали. Благодаря тонкому слою свинца, защищающего от коррозии, ресурс бака заметно увеличивается. Снаружи топливный бак покрыт тёмной эмалью.


Объём топливного хранилища ВАЗ 2108 и других аналогичных моделей составляет 43 литра. Это с учётом резерва, но заливать бак до краёв не рекомендуется. Всегда надо оставлять свободный объём, около четырёх литров. Особенно важно это делать летом, так как при повышении температуры топливо расширяется. Если резервуар будет заполнен до краёв, то после раздувания он может просто лопнуть. Объём бензобака ВАЗ рассчитан таким образом, чтобы автономного пробега хватило на 500 километров пути, а это в современных условиях считается нормальным дорожным отрезком.

На кузове автомобиля бак надёжно зафиксирован с помощью гибких и прочных хомутов пластинчатого типа. Под хомуты обязательно ставятся резиновые прокладки, обеспечивающие более плотное соединение.


Бензин заливается через горловину с правой (по ходу движения) задней стороны кузова. Она закрывается крышкой с резьбой.


Основные элементы топливного бака

Горловина через заливной шланг соединяется с полостью бака. Две другие трубки интегрированы с семилитровым сепаратором, установленным вне бака и предназначенным для улавливания паров бензина. Сепаратор в результате износа может разойтись по шву, и бензин начнёт вытекать. Его можно заменить без демонтажа бака. Более того, временно можно замазать шов сепаратора бензостойким герметиком.


Чтобы не снимать сепаратор (надо демонтировать бампер, заливную трубку), опытные автовладельцы просто отсоединяют шланги элемента и ножницами по металлу вырезают его. На место сепаратора устанавливается инжекторный фильтр тонкой очистки топлива, выполняющий аналогичные функции.


Некоторые сепараторы оснащены клапаном двойного действия, минимизирующим утечку топлива. Клапан впускает и выпускает пары бензина. Попав в бак, пары конденсируются и тем самым снижают расход топлива.


На баке автомобилей ВАЗ, произведённых после 2000 г., установлен датчик уровня топлива (ДУТ), регулирующий количество бензина в баке и посылающий данные на электронный блок управления (ЭБУ). Датчик фиксируется через резиновую прокладку и легко снимается через заднее сиденье.


Основные повреждения бензобака

При длительной эксплуатации топливного бака возникают ситуации, требующие ремонта. Прежде всего это:

  1. пробоины и трещины, возникающие в результате механических воздействий и коррозии;
  2. засорение труб и шлангов, непосредственно связанных с баком;
  3. повреждение соединительного шва на стыке половинок бака.

Мелкие трещины обычно запаиваются. Это довольно трудоёмкая процедура, но работоспособность бака может быть полностью восстановлена. При крупных повреждениях и пробоинах бак меняется на новый. Грязь в шланги попадает вместе с некачественным топливом. При этом может засориться сеточка, через которую бензин поступает в бак. Поэтому её необходимо периодически промывать и менять. Кроме этого, следует заправляться только на проверенных АЗС и не злоупотреблять присадками для снижения расхода топлива. Самым слабым местом бака является шов, который постоянно подвергается серьёзным нагрузкам. Этого можно избежать, если изготавливать бак цельным. Топливный бак также может выйти из строя из-за деформации горловины, образования вмятин после аварии, отрыва перегородок внутри бака и т. д.

Ремонт топливного бака

Технология ремонта бензобака определяется характером и масштабом его повреждений. Так, мелкие трещины ликвидируются обычным паяльником, а крупные требуют проведения сварочных работ. Чаще выходит из строя не сам бак, а его отдельные элементы — горловина, шпильки и элементы крепления. В этих случаях требуется срочный ремонт, так как проблема может усугубиться. Например, изношенные крепёжные полоски подлежат немедленной замене. В противном случае бак может оторваться от кузова.

Необходимые инструменты

Для ремонтно-восстановительных работ потребуются следующие инструменты и расходные материалы:

  1. стандартный набор гаечных ключей;
  2. набор отвёрток;
  3. молоток;
  4. напильник;
  5. дрель;
  6. ёмкость для слива остатков топлива;
  7. чистящие средства;
  8. 1–2 л бензина;
  9. новые болты и гайки;
  10. мелкозернистая наждачная бумага;
  11. грунтовка;
  12. зарядное устройство;
  13. карбонат натрия.

Порядок демонтажа бензобака

Демонтаж бензобака рекомендуется делать с помощником. Порядок действий следующий:

  • В салоне снимается заднее сиденье.
  • Под шумоизоляцией расположена защитная крышка лючка, которая снимается вместе с уплотнителем.


  • Отсоединяется колодка от клеммы датчика и провод от шпильки.


  • Далее следует спуститься в смотровую яму и попросить помощника снять топливный канал обратки.
  • Ослабляется крепление хомута заливного шланга.


  • Заливной шланг вытаскивается.


  • От штуцера на топливном резервуаре отсоединяется шланг выпуска воздуха.


  • Отсоединяются трубка сепаратора и шланги топливопроводов.


  • Ослабляются гайки пластинчатых хомутов. При этом помощник придерживает бак.


  • Освободившиеся хомуты отводятся вниз и отгибаются таким образом, чтобы не мешать при демонтаже бака.
  • Сначала опускается передняя часть бака, а затем он снимается полностью.


  • На верхней части бака выворачиваются оставшиеся гайки. Снимается датчик уровня топлива.
  • Аккуратно вынимается прокладка датчика.


  • Бак снимается.

Затем бак осматривается по линии шва. При обнаружении повреждений необходимо слить остатки топлива и подготовить бак к ремонту — промыть и просушить.

Видео: демонтаж топливного бака

Промывка бензобака

Необходимость периодической промывки продиктована низким качеством используемого топлива. Ввсе загрязнения и посторонние примеси остаются в бензобаке.


Специалисты утверждают, что если бак не промывается длительное время, в нём накапливается эмульсия тёмного цвета. Если такая жидкость будет регулярно попадать в двигатель, потребуется его капитальный ремонт. Особенно это актуально для инжекторных и дизельных систем — вместе с двигателем выйдет из строя топливный насос высокого давления. В грязной среде коррозия протекает более интенсивно. При этом быстрее ржавеют углы, ниши и труднодоступные участки бака. Раньше для промывки конструкция бензобаков предусматривала специальные дренажные отверстия. Сейчас в любом случае необходим демонтаж бака.

Промыть топливный бак можно несколькими способами.

Промывка электролитом

Промывку электролитом следует проводить на открытом воздухе, так как образующийся при электролизе газ опасен для человека и может легко воспламениться. Для этого необходимо:

  • Полностью слить остатки бензина.
  • Залить электролит (карбонат натрия).

Карбонат натрия продаётся в аптеках и магазинах. Однако его можно приготовить и в домашних условиях. Для этого пищевая сода нагревается до 180 °C — для этого достаточно подержать её около 40 минут в духовке. Охлаждённый порошок, а это и есть карбонат натрия, растворяется в воде (одна столовая ложка порошка на четыре литра воды).


После добавления электролита в бак нужно выполнить следующие действия.

  • В резервуар помещается железная болванка, которая будет выполнять функции электрода. Обязательно, чтобы болванка была из чёрного металла (нержавейка не подойдёт). Во избежание короткого замыкания она не должна касаться стенок бака.
  • Минусовой провод зарядного устройства (12–24 В) присоединяется к поверхности бака, а плюсовой — внутрь бака. Устройство включается в сеть.

В результате химической реакции внутри бака удалится ржавчина, и поверхность бензобака восстановится. Процесс можно ускорить, используя тёплый электролит. Реакция должна протекать не менее двадцати минут. После этого бак промывается чистой тёплой водой и сушится.

Промывка газированной водой

Для промывки бензобака можно использовать обычную газированную воду. Дело в том, что в состав газировки в небольшой концентрации входит ортофосфорная кислота. Именно она эффективно очищает чёрные металлы от ржавчины, образуя на поверхности защитную плёнку и предотвращая тем самым дальнейшую коррозию. Несколько бутылок газированной воды нагреваются до 40° и заливаются в бензобак. Бак выставляется на солнце и оставляется на пять часов.


Единственный недостаток этого способа — потребуется много газировки, что довольно дорого.

Очистка без специальных средств

Самый старый способ очистки бензобака от ржавчины заключается в следующем.

  • Берётся несколько горстей мелких гаек и шайб. Можно использовать и плотные небольшие камешки.
  • Всё это помещается в бензобак.
  • Бак взбалтывается несколько раз. Крупные куски ржавчины должны отвалиться от стенок. Процедуру можно повторить несколько раз.
  • Гайки и болты высыпаются из бака.
  • Бак заполняется сухим крупнозернистым песком и снова взбалтывается.
  • Песок высыпается, бак промывается бензином и сушится струёй воздуха под давлением.
Промывка кислотой

Ортофосфорную кислоту, которая содержится в газировке, можно купить в магазине. Для промывки достаточно двух литров преобразователя.


Порядок действий следующий:

  • Содержимое бутылок с кислотой заливается в топливный бак.
  • Бак взбалтывается так, чтобы жидкость попала на его стенки.
  • Бак оставляется на 30 минут.
  • Содержимое бака сливается.

Эту процедуру можно повторить. От кислоты бак очищается водой, смешанной с уксусом и пищевой содой. Затем он сушится.

Видео: как избавиться от ржавчины

Ремонт элементов топливного бака

Чаще всего из строя выходят отдельные элементы топливного бака, расположенные как внутри его, так и снаружи. Это шпильки, поплавок, горловина и др.

Замена шпилек

На шпильках установлены датчик уровня топлива и бензонасос. Поэтому первый признак их выхода из строя — непрекращающийся запах горючего в салоне. Надлом любой шпильки приводит к разгерметизации системы и утечке топлива.


Для замены шпилек бензобак необходимо снять, так как они приварены к баку с внутренней стороны. Выступающие части шпилек спиливаются, а поверхность в этом месте обрабатывается напильником и наждачной бумагой. Новые шпильки устанавливаются следующим образом:

  • К баку прикладывается кольцо, которым прижимался бензонасос, чтобы отметить места для новых отверстий.
  • Дрелью со сверлом 4.5 мм в отмеченных местах делаются отверстия.
  • В отверстиях нарезается резьба М5 под болты.
  • С обратной стороны вставляются болты со шляпками на 8.
  • Новые шпильки готовы.


Видео: замена шпилек бензобака

Ремонт поплавка

Поплавок предназначен для измерения уровня топлива в баке. Основываясь на его показаниях, ДУТ передаёт информацию на приборную панель. Если поплавок неисправен, он будет передавать некорректные данные. Для его ремонта достаточно снять бензонасос, к нижней части которого и прикреплён поплавок. Работоспособность поплавка проверяется следующим образом.

  • Спица поплавка отводится до конца вправо в положение, соответствующее нулевому уровню топлива. Если это не удаётся сделать, нужно соответствующим образом настроить язычок.


  • Спица поплавка отводится до конца влево в положение, соответствующее значению 50 на щитке приборов. Если не получается, нужно настроить язычок.


Этот процесс называется чисткой контактной дорожки. Поплавок выходит из строя редко, лишь при изменении заводских настроек в процессе эксплуатации.

Видео: чистка контактной дорожки поплавка
Ремонт и замена горловины

Так как горловина металлическая, то она подвержена коррозии. Это особенно характерно для ВАЗ 2108/09 и принято во внимание при производстве ВАЗ 2114–15. Если масштаб повреждений не очень большой, горловину можно восстановить. Для этого:

  • Горловина отсоединяется от бака.
  • Повреждённые места зачищаются и обезжириваются.
  • Поверхность обрабатывается антикоррозийным грунтом.
  • На горловину натягивается резиновый шланг, который фиксируется хомутом.


Если масштаб повреждений горловины довольно большой, она меняется на новую.


Ремонт язычка лючка бензобака

На некоторых моделях ВАЗ используется модернизированная система отпирания крышки горловины бака или актуатор. Устанавливается актуатор от различных иномарок, например, от автомобиля «Ниссан».


Часто при открывании лючка бензобака ломается язычок защёлки.


Ремонтируется он достаточно легко.

  • В багажнике снимается обшивка.
  • Поворачивая фиксатор против часовой стрелки, он вынимается. Затем снимается и сам замок.
  • Из замка вытаскивается личинка.


  • Качественным клеем для пластмассы к личинке приклеивается обломанная часть язычка.


  • Замок собирается и устанавливается на место.
Видео: ремонт актуатора лючка бензобака

Замена топливного бака

При больших повреждениях рекомендуется заменить топливный бак целиком. Порядок действий при этом следующий.

  • С аккумулятора снимается минусовая клемма.
  • На новый бак устанавливается ДУТ и резиновая прокладка.
  • Бак фиксируется новыми хомутами и болтами.


  • Надеваются топливные шланги, устанавливается сепаратор и трубки для подачи воздуха.


  • В салоне к соответствующим разъёмам подключаются датчик и насос.
  • Люк бака закрывается, и заднее сиденье устанавливается на место.

При установке нового бака необходим помощник.

Видео: замена топливного бака

Тщательное выполнение рекомендаций профессионалов позволит самостоятельно снять старый и установить новый топливный бак даже неискушённому автовладельцу. Для продления срока службы бака следует заправляться качественным бензином и своевременно менять топливные фильтры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Замена бензобака ваз 2109 при необходимости

Бак ваз 2109 располагается под днищем машины, под задним сидением

Что такое бензобак и для чего он нужен

Объем бака современной машины, позволяет водителю проехать более пятисот километров без дозаправки.
Пора разобраться, что представляет собой столь необходимый и важный агрегат топливной системы:

  • Топливный бак представляет собой специальную емкость для безопасного сохранения топлива, предотвращения утечки его и потерь вследствие испарения
  • Устанавливается в наиболее безопасном месте машины
  • Бак бензина ваз 2109 размещается под задним сидением, так как эта зона меньше всех подвергается деформации при ударе
  • К кузову автомобиля бензобак прикреплен ленточными хомутами
  • Для обеспечения ему дополнительной защиты от повреждений, с низу может быть защищен металлическим листом
  • Во избежание нагрева топлива от деталей выхлопной системы, на нем имеются термоизоляционные прокладки

Материал бака

При изготовлении баков используются три основных материала: пластик (полиэтилен, наиболее современный материал), алюминий и сталь:

  • Пластик, как наиболее современный часто применяется в производстве бензобаков для легковых автомобилей
  • Пластик удобен, потому что позволяет использовать более полно все установочное пространство, выполнить емкость практически любой формы и размера, получить наибольшую вместимость топлива, что наиболее важно
  • Главным достоинством пластика является его не подверженность воздействию коррозии
  • Однако пластик проницаем для углеводородов на молекулярном уровне, поэтому во избежание микро утечки стенки делают многослойными и внутреннюю поверхность дополнительно покрывают фтором
  • Металлические баки изготавливают сваркой штампованных стальных листов
  • В основном для дизельного топлива, реже для бензина, используется алюминий

Как горючее попадает в бак и из бака

Для заполнения бака (попросту заправки) используется специальная заливная горловина:

  • Она является единственной его частью, которая видна снаружи автомобиля
  • Расположена заливная горловина справа либо слева выше заднего крыла машины
  • Сторона расположения принципиального значения здесь не имеет
  • Некоторым водителям, страдающим рассеянностью лучше, чтобы горловина располагалась с той стороны, что и дверца водителя, это позволяет минимизировать риск, покидая заправку забыть вынуть топливный пистолет из бака
  • Горловина соединяется с баком посредством трубопровода
  • Сечение обеспечивает его пропускную способность до 50 литров за минуту
  • Горловина закрывается крышкой на резьбе, снаружи ее скрывает лючок, который можно открывать из салона с помощью электрического либо механического привода или же вручную, если на лючке не стоит замок
  • Топливо в систему питания попадает через топливозаборник, который соединяется с исходящим топливопроводом, излишки топлива стекают обратно через спускной топливопровод
  • Топливозаборник защищен сеткой, которая предназначена для грубой очистки горючего от грязи
  • Внутри топливного бака машины с бензиновым двигателем помещается электробензонасос ваз(фото внизу), который нагнетает давление топлива в системе

Бензонасос ВАЗ

  • Количество топлива в баке контролирует топливный датчик, который объединен с насосом в единое устройство
  • Состоит датчик из потенциометра и поплавка
  • Когда изменяется уровень топлива, поплавок поднимается либо опускается, вызывая тем самым изменение (в большую либо меньшую сторону) сопротивления потенциометра
  • От этого изменяется напряжение в цепи, стрелка на панели приборов изменяет свое положение
  • Когда топливный бак представляет собой сложную конструкцию либо имеет большой объем, в него могут устанавливаться два датчика, которые работают параллельно

Назначение системы вентиляции и устройство

Чтобы нормально (без перебоев) снабжать двигатель горючим, в баке важно постоянно поддерживать нормальное атмосферное давление.
Для этого существует система вентиляции:

  • Система нейтрализует разрежение, которое возникает при расходе горючего (с помощью установленного клапана вентиляции)
  • Удаляет лишний воздух, который попадает внутрь в процессе заправки
  • Кроме этого не позволяет подниматься давлению внутри бака, возникающего при расширении (испарении) топлива из-за нагрева

Возникающее в баке разряжение (или избыточное давление) может привести к печальным последствиям:

  • Уменьшение объема топливного бака
  • Прекращение подача топлива
  • Существует вероятность повреждения топливозаборника и даже топливного насоса
  • При чрезмерном повышении давления емкость может разорваться (лопнуть)
  • Современные машины оснащены системой вентиляции имеющей замкнутый тип
  • То есть бак не контактирует с атмосферой непосредственно
  • С возникающим разрежением борется специальный клапан вентиляции
  • По сути, он является обычным обратным клапаном, который открывается тогда, когда разрежение достигнет определенного значения
  • После открытия клапана внутреннее давление в емкости выравнивается с атмосферным

Клапан вентиляции бака

Клапан вентиляции бака

  • Пары топлива, в процессе заправки удаляются с помощью системы улавливания через специальный вентиляционный трубопровод, после чего они попадают в паросборник (адсорбер), где и конденсируются
  • Когда адсорбер полностью заполняется, тогда срабатывает система продувки, и топливо сбрасывается во впускной коллектор
  • Аналогичным образом сбрасывается избыточное давление, возникающее при нагреве
  • Дополнительно система вентиляции оснащена гравитационным клапаном, который предотвращает разлив горючего, если вдруг автомобиль перевернется

Снятие бензобака

Совет: Перед снятием рекомендуется выработать, либо слить топливо. Рекомендуется снимать бензобак любого автомобиля с помощником.

Чтобы снять на ваз 21093 бензобак приготовим инструменты (стандартный набор) и затем выполняем такие действия:

  • Обесточиваем проводку, сняв клеммы аккумулятора
  • Откидываем нижнюю подушку заднего сидения и отгибаем шумоизоляцию (вырезанную часть)
  • Откручиваем винты, крепящие крышку люка

Отгибаем шумоизоляцию и откручиваем винты крепления крышки

Отгибаем шумоизоляцию и откручиваем винты крепления крышки

  • Снимаем крышку вместе с резиновой прокладкой
  • Отсоединяем колодку с проводками от бензонасоса ваз

Отключаем питание бензонасоса

Отключаем питание бензонасоса

  • Отворачиваем гайку, крепящую насос, под которую заведен проводок «массы»
  • Снимаем проводок со шпильки
  • Затем, воспользовавшись ключом «17» откручиваем штуцер трубки, подающей топливо
  • И отводим ее в сторону

Откручиваем штуцер трубки подачи бензина ключом «17»

Откручиваем штуцер трубки подачи бензина ключом «17»

  • Таким же образом откручиваем штуцер сливной трубки
  • Все последующие операции выполняем под днищем машины
  • Сначала необходимо снять патрубок, идущий от наливной горловины
  • Для этого надо ослабить затяжку хомута, крепящего патрубок и затем стащить его с горловины

Ослабляем хомут и стаскиваем патрубок заливной горловины

Ослабляем хомут и стаскиваем патрубок заливной горловины

  • Аналогично снимается патрубок выпуска воздуха и патрубок сепаратора со штуцеров
  • Ослабляются хомуты и снимаются патрубки топливной магистрали
  • Откручиваем гайки хомутов крепление бензобака ваз 2109
  • Придерживайте его рукой, во избежание падения

Отсоединяем патрубки топливной системы и придерживая бензобак рукой откручиваем гайки крепящих его хомутов

Отсоединяем патрубки топливной системы и придерживая бензобак рукой откручиваем гайки крепящих его хомутов

  • Теперь можете снимать топливный бак, тут и пригодится помощник
  • Отведите крепящие его хомуты в сторону, чтобы не мешали и с помощником вдвоем снимайте бак с машины
  • Когда бак снят, непременно слейте остатки бензина из него, отверните крепления и снимите насос с датчиком топлива
  • Снимаем прокладку датчика, при необходимости заменяем ее новой
  • Осматриваем бензобак по линиям стыка нижней и верхней частей
  • Если обнаружили течь, тщательно промойте и просушите его
  • Затем можно запаять мягким припоем место течи своими руками

Предупреждение: Паять разрешено только тщательно вымытый (изнутри) и просушенный бензобак, чтобы не содержал паров топлива, иначе пары при пайке могут воспламениться и бак взорвется. Для промывки применяйте моющие средства типа «Лобомид», МЛ либо МС.
Затем, для удаления остатков моющего средства, пропариваем и промываем бензобак напором горячей воды. Тщательно высушиваем бензобак изнутри

Цена вопроса, при небрежной очистке бака перед пайкой – ваша жизнь!
Итак:

Подключаем омметр к датчику

Подключаем омметр к датчику

  • После промывки бензобака от грязи, промываем и загрязненный фильтр
  • Встряхиваем поплавок
  • Если внутри него есть бензин, рекомендуется заменить поплавок, его герметичность нарушена
  • Чтобы заменить хомуты, крепящие бензобак, вынимаем их из кронштейнов кузова и устанавливаем новые
  • Перед постановкой бензобака на место необходимо убрать внутрь кузова проводки датчика топлива

Чтобы вам легче было выполнять описанные выше процедуры, приводим фотографии с обозначениями:

Бензобак ваз 2109 (вид спереди снизу).«1» – сам топливный бак, «2» - сливная топливная магистраль, «3» - подводящая топливная магистраль

Бензобак ваз 2109, (вид сзади снизу) . «1» - шланг выпуска воздуха, «2» - патрубок сепаратора, «3» - патрубок наливной горловины

Надеемся, наша инструкция окажется полезной для вас, вы убедились, что и в этом вопросе не было ничего трудного, дополнительно во избежание ошибок посмотрите видео.

Читайте также: