Какие образно выразительные средства использует есенин в стихотворении нивы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Есенин нивы сжаты. Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». II. Вводная беседа

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.
Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

Анализ стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты»

Конспект анализа стихотворения.

Учитель читает стихотворение детям.

— Ребята, вы прослушали стихотворение С. Есенина. Какие чувства оно у вас вызывает? (Грустные, печальные)

— А почему ? (Потому что природа печальная, она готовится к зиме)

— Какова тема этого стихотворения? (Смена времен года с осени на зиму).

— В стихотворении Есенин описывает природу. А какие образы рисует воображение вам? (меняется время года, природа уже готова к наступлению зимы, деревья стоят без листьев).

— Давайте найдем в тексте приметы увядающей осенней природы. (Нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость)

— Обратите внимание на слова «нивы сжаты» — что это значит? (урожай собран)

— Как вы понимаете «рощи голы»? (пусты, открыты, на них ничего нет).

— Послушайте: «колесом за сини горы солнце красное скатилось». Что хочет сказать нам автор? С чем сравнивает он солнце? (с колесом)

А случайно ли такое сравнение? Колесо какое? (круглое, оно катится).

Верно, колесо катится, оно не ходит, поэтому Есенин не сказал «солнце зашло», а сказал «скатилось» как колесо.

Представьте, как солнышко, словно колесо, скатывается с неба по горам и прячется за них.

— Обратите внимание на необычную форму слова в словосочетании «сини горы»

А может быть Есенин просто ошибся или в тексте опечатка?

Нет, Есенин не ошибся. Он использовал не обычную форму слова, а старинную, чтобы приблизить нас к своим чувствам. Обратите внимание на оттенок сказки в этих словах, мы сразу испытываем трепет и благоговение перед природой. А возникли бы у нас такие чувства, если бы автор сказал просто «синие горы»?
(Нет)
— А почему солнце автор назвал «красным»? на какое время суток это указывает? (вечер).

— Ребята. А вы знаете, что в народном творчестве слово «красный» означает не только цвет; «красный» значит «красивый». Издавна люди говорили «красна девица». Даже у нас в городе есть улица с красивым названием – Красная площадь.

— Давайте посмотрим дальше. «Дремлет взрытая дорога». Прочитав эту строку, какой вы ее себе представляете? (коричневая, перекопанная, с бугорками)

— Ребята, давайте хорошо произнесем: «дремлет взрытая дорога». Послушайте, звуки в словах как раз помогают нам представить эту картину. «Взрытая» — сразу чувствуется как колесо дребезжит по замерзшей дороге. Этот прием в литературе называется звукопись. Автор как бы пишет звуками, отсюда такое название. В старших классах вы будете изучать звукопись более подробно.

— А теперь обратите внимание, как автор наделил дорогу человеческими качествами: «дремлет». Кто может дремать? (человек)

. Верно, а что Есенин хотел этим сказать?
( Что природа живая, и она ждет наступления зимы).
А в каких еще словах автор олицетворяет дорогу?
(примечталось, ждать).
— Подумайте и приведите свой пример наделения неодушевленных предметов человеческими качествами. (грустная береза, спокойное море, идет дождь).

— Молодцы. А какой автор называет зиму? (седой)

А что может быть седым?
(борода у дедушки, волосы у пожилого человека)
мы видим, что и здесь автор наделяет зиму человеческими качествами. Какой она вам представляется?
(белой, седой, спокойной, унылой)
— Давайте прочитаем стихотворение дальше. Автор чащу называет звонкой. А что может звенеть в чаще? (волк воет, деревья скрипят, подают замерзшие ягоды)

А почему мы можем расслышать все эти звуки? Самое главное в этой звонкой чаще – тишина! Каждый-каждый звук отчетливо слышен!

— Посмотрите Есенин о месяце говорит так: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Как вы себе это представляете? (месяц ярко оранжевого цвета заходит за облака).

Мы сразу представляем картины деревенского быта, которые так удачно передал автор с помощью этого сравнения.А почему месяц сравнивается с маленьким жеребенком?
(Потому что месяц еще молодой)
— Вот мы с вами прослушали и разобрали все стихотворение. А теперь давайте подумаем: какая же у этого стихотворения идея? Что хотел передать нам автор, для чего он написал свое стихотворение? (Он хотел показать нам красоту осенней природы, которая ждет зимы. А главное, он хотел сказать нам, что природа живая, она может как человек о чем-то думать, мечтать.)

— А теперь давайте посмотрим в окно и каждый из вас скажет что-то о природе сегодня: какая она? (ясное небо, чистое небо, яркий, блестящий снег).

— Молодцы. Когда вы придете их школы домой и потом соберетесь гулять, понаблюдайте за снегом, опишите его, попробуйте так же, как Есенин, представить, что снег живой и что он может думать и переживать, когда жить ему осталось совсем немного, последние весенние денечки.

А на следующем уроке каждый нам расскажет, что он увидел. Также все желающие могут найти интересные загадки и пословицы о весенней природе, мы их с интересом послушаем и разгадаем. А может среди нас найдутся такие, кто сможет сочинить стихотворение также, как и Есенин.

Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
  • Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
  • Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
  • Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

познакомить с жизнью и творчеством Есенина;

Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: Проектор, музыкальные фрагмент — песня на стихи С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.
II. Актуализация и фиксирование затруднения.
— Что я прочитала? (стихотворение)
— Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
— Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?
— Каким должен быть человек, написавший такое?
— А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)
— А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?
— Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:
Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

— Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).
— Какие задачи перед собой поставим?
III. Знакомство с автором.
-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.
1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина — вот истинные источники его поэзии.
2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз — у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы — у российских нив, мягкие кудри — у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России — глубокую и необъятную душу».

IV. Работа над произведением.

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. — Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

2.Анализ первичного восприятия текста.

— Скажите, каким вам показалось это стихотворение?

— Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

— Что оно обозначает?

— Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

Нивы — обработанное поле, пашня, посевы(словарь Ожегова)

4.Работа над содержанием.

-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

— Прочитайте только первую строку.

— О чём они говорят? (Осень)

— Какая это осень? (поздняя)

— Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

— Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

— Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

— Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

— Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

— Прочитайте вторую строфу.

— О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

— Что такое дорога? (Это путь)

— Какая эта дорога? (Взрытая)

— Как вы это понимаете?

— Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай))

— А сейчас чем она занимается? (дремлет)

— Как вы это понимаете?

— Какой приём использует автор? (олицетворение)

— Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

-Прочитайте, что ей показалось? («Совсем — совсем немного ждать зимы седой осталось»)

— Почему? (очень холодно)

— А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает)

— А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.)

— И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось…

— Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

— Кого она вам напоминает?(Старуху)

— Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

— Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

Усталость (дремлет дорога)

— Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

— С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

— Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

— Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно? (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

— Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

— Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой)

— Когда мы говорим — «Ах»? (Когда удивляемся)

— Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

— Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

— Как вы себе это представляете?

— В этом и заключается талант Есенина — видеть в самых простых вещах необычные образы.

— Какой приём использует поэт? (Сравнение)

Надежда на лучшее.

В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

— А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

Полетел куда-то вперемешку с пылью.

— Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

VI.Самостоятельная работа над выразительностью чтения.

— Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

Ученики отвечают по одному — зачитывают стихотворение выразительно.

— Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна.

— Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень — печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

— Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)

— А мы здесь причём?

— Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

— Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

-Что для этого надо сделать?

— Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

— Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

« На уроке мне было интересно, потому что…

На уроке мне было не интересно, потому что…»

— Спасибо вам за работу.

­— Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.

Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

2. Литературное направление

Литературное направление – имажинизм.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

По жанровой принадлежности перед нами стихотворение о родной природе (пейзажная лирика).

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор не затрагивает. Если и слышатся отголоски политической ситуации в стране, то они, скорее всего, получились случайно. Никакого дополнительного смысла поэт в свое произведение не вкладывал.

6. Тематика

Есенин затрагивает тему любви к своей родине, к тем пейзажам, которые ему знакомы с детства.

Все убрано, поля стоят голые, готовые уйти в зимний сон. Но картина не воспринимается тоскливой, наоборот, в природе будто замерло ожидание перемен и желание снова жить, цвести, плодоносить, радовать людей.

7. Идея

Поэт написал это стихотворение, чтобы передать свои чувства, вызванные осенним деревенским пейзажем.

8. Пафос

С одной стороны, читателю сообщается та особенная, светлая грусть, наводящая на некие философичные размышления, заставляющая задуматься о смысле жизни, о мимолетности мгновений.

С другой, нарисованная картина рождает состояние ожидания, предвкушения. Да, природа засыпает, но она проснется, и круг жизни начнется снова. Мотив, характерный для всего творчества Есенина, особенно позднего его периода.

9. Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

10. Центральные персонажи

В центре повествования – природа, благодаря удивительному таланту Есенина, она оживает, становится сказочной.

Перед нами раскрывается какой-то волшебный мир, населенный невероятными существами.

Природа живая, действующая. Солнце колесом скатывается за горы («сини горы» – тоже устойчивое фольклорное выражение), дорога дремлет и видит сны, месяц-жеребенок запрягается в сани.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – сам Есенин, вернее, его художественная проекция в созданный им самим удивительный мир стихотворения.

Это именно поэт наблюдает волшебные картины живой природы, осмысливает их и описывает такими чудесными, точными и емкими выражениями.

12. Сюжет

В центре повествования – осенняя природа, готовящаяся к долгой зимней спячке. Как такового, четкого сюжета нет, да он тут и не нужен.

Перед нами – яркий образец удивительной пейзажной лирики. Автор просто описывает отдельные эпизоды, сливающиеся в единую картину сказочной природы.

13. Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень ярким, красочным языком. Автор максимально приближает его к фольклорному, используя даже выражения, характерные народным произведениям: «сини горы», «седая зима», «звонкая чаща».

Лексика стихотворения простая, без каких-либо пафосных слов иди конструкций. Она именно народная, понятная и такая живая, выразительная.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано любимым есенинским размером – четырехстопным хореем. Кстати, именно он чаще всего встречается и в фольклоре, что тоже сближает авторское произведение с народными.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), иногда встречаются неточные рифмы: сырость-скатилось, голы-горы, звонкой-жеребенком.

16. Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

17. Значение произведения

Стихотворение очень значимо для понимания состояния Есенина в один из самых сложных периодов истории нашего государства. Поэт явно обращался к народу, к его вековой мудрости, ища спасения в деревенском жизненно укладе.

18. Актуальность

Стихотворение передает всю любовь автора к простой жизни, к родине и природе. Оно будет актуально в любое время, потому что каждому человеку знакомы подобные чувства и ощущения.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно трогательное, яркое и рисует поистине волшебный мир, поражающий своей красотой.

20. Чему учит

Стихотворение учит любить свою родину, несмотря ни на что, и именно в простых пейзажах искать утешение, счастье и, возможно, смысл нашей быстротечной жизни.

Конспект урока по литературному чтению "Выразительные средства в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя».

Организация начала урока

Артикуляционная разминка языка.

– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку: Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

– Составим синквейн с этим словом.

– Какие задачи мы определим? (Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение).

-Определение жанра произведения

– Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (Грустит вместе с природой.)

Самостоятельное чтение стихотворения в полголоса, помечая карандашом непонятные слова.

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

– А какой тон? (Напевный, грустный)

– Будем читать громко или тихо?

– Прочитайте вторую строфу.

– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

-Поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

– Какой это приём? (Олицетворение)

– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)

– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

– Прочитайте 3-ю строфу.

– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

– Как вы себе это представляете?

– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

  • чаща звонкая – метафора
  • рыжий месяц – эпитет
  • запрягался жеребёнком – олицетворение

– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

Самостоятельная работа в РТ

– Передал ли Сергей Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?

– Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?

– Это и была цель нашего урока.

– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы". 3-й класс

Оборудование: проектор, портрет поэта, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация, листья для самооценки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

– Здравствуйте ребята! Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

– Положите руки друг другу на плечи.

«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.

– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.

– Улыбнёмся друг другу.

– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.

– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

II. Вводная беседа.

– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.

– Что же мы знаем об этом времени года? (Ответы учеников)

– Составим синквейн с этим словом.

– Испугались нового слова? Не надо бояться. Сейчас мы вместе выберем самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.

Осень.
Дождливая, пасмурная.
Украшает, всё увядает, наводит тоску.
Осень украсила пёстрым ковром всю землю.
Красота.

– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения, послушайте:

– Фёдор Иванович Тютчев так писал об осени:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».

– А для Александра Сергеевича Пушкина это

«Унылая пора! Очей очарованье!»

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной» – писал Иван Алексеевич Бунин.

– Что я сейчас прочитала? (Стихотворения)

– Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

– Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты)

– Эти приёмы помогут нам понять образный язык того стихотворения, над которым мы сегодня будем работать. Это стихотворение замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас.

– А чтобы узнать его имя, зачеркните лишние буквы и сможете прочитать слова, которые здесь спрятались, узнайте его имя:

САПСЕРГЕЙКУЕСЕНИНФ – Сергей Есенин

– Сергей Александрович Есенин родился 114 лет назад, 3 октября в 1895 году, в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалёку от Рязани. Талант Сергея Есенина был в его душевной распахнутости, искренности, обаяния. Природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом», так говорил о себе поэт.

(Слушание фрагмента песни на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»).

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин)

– О чём эти строки? (О любви поэта к родине)

– Через свою поэзию Есенин смог рассказать нам о своей безграничной любви к родному краю. Потому что он вырос среди русских пахарей, которые знают цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. Любовь к родному краю немыслима без любви к природе, без милосердия к людям, сочувствия ко всему живому. «До радости, до боли» близки поэту родные русские просторы, которым нет ни конца, ни края – деревья, цветы, травы, реки, зори – во всем открывает он «душу живую».

III. Работа над темой урока.

1. Определение темы и цели урока.

– Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)

– Тема нашего урока «С. Есенин, стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы».

– Какие цели поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическоенаслаждение).

– Что постараемся понять, прочитав стихотворение? (Работая над стихотворением, мы должны доказать, что С. Есенин испытывал глубокую щемящую любовь к родному краю.)

– Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, записанный на доске:

– Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (Грустит вместе с природой)

– Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовали красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова.

3. Словарная работа.

  • нивы – обработанное поле, пашня, посевы
  • взрытая дорога – перекопать, выкопать ров, канаву, чтоб не было проезду
  • примечталось – думать, представлять себе то, чего нет в настоящем

– Переставьте карточки так, чтобы соединить слово и его значение.

4. Работа над содержанием.

1 строфа

– Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.

– Какое время года описывает поэт? (Осень)

– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)

– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

– А какой тон? (Напевный, грустный)

– Будем читать громко или тихо?

2 строфа

– Прочитайте вторую строфу.

– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

– Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)

– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

– Какой это приём? (Олицетворение)

– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)

– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

– Почему поэт 2 раза употребил «совсем-совсем»? Что хотел этим сказать? (Скоро придёт зима, которая укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по-своему украсит землю)

– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа

– Прочитайте 3-ю строфу.

– Чьё настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? (Автора)

– Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)

– Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)

(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)

– Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

– Он сам удивился и мы удивляемся вместе с ним.

– Давайте все вместе удивимся! – хором

– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

– Как вы себе это представляете?

– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

  • чаща звонкая – метафора
  • рыжий месяц – эпитет
  • запрягался жеребёнком – олицетворение

– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

IV. Физкультминутка.

– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.

V. Самостоятельная работа.

– А работать над стихотворением мы будем в группах. Послушайте задание:

– Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.

– Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

– Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.

Ученики отвечают у доски по одному от каждой команды – зачитывают стихотворение выразительно.

– А сейчас мы прочтём его все вместе, хором.

– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.

VI. Итог урока.

– Передал ли Сергей Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?

– Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?

– Это и была цель нашего урока.

– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

VIII. Самооценка своей деятельности.

– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.

📝 Эпитеты и олицетворения в стихах Есенина

Эпитеты в стихах Есенина

С помощью использования в стихотворениях эпитетов Сергей Есенин придаёт строкам большую выразительность, что позволяет поэту создавать свой, есенинский стиль. Отметим, что средства выразительности у автора «Черного человека» отличаются способностью придать определяемому слову красоту произношения.

Эпитеты будут ниже рассмотрены на примерах в стихах:

  • Береза.
  • Отговорила роща золотая.
  • Доброе утро.

Эти же произведения подвергались анализу метафор в прошлом материале, сегодня его логическое продолжение, в котором также будут изучены на конкретных примерах олицетворения и сравнения.

Метафоры в Березе

В стихотворении «Белая береза» Есенин использует много эпитетов, что наложило свой отпечаток на стих и приблизило его к реальной картине природы. Отметим СХВ (в скобках определяемое эпитетом слово):

  • Новое (серебро).
  • Белая (береза).
  • Золотой (огонь).
  • Пушистые (ветки).
  • Сонная (тишина).
  • Белая (бахрома).

Некоторые причисляют «золотой огонь» к метафорам (огонь, как золото), но это скорее эпитет, так как он показывает цвет на фоне зимы. «Пушистые ветки» и «Белая бахрома» помогают в описании красоты зимней березки, делая её для читателя настоящей красавицей.

«Новое серебро» показывает, что природа каждый день осыпает березу свежими снежинками, а эпитет «сонная тишина» говорит нам о глубине зимней тиши, в которой стоит березка.

Принакрылась снегом точно серебром.

Олицетворения – «заря, лениво обходя» и «березка… принакрывшись снегом».

Снег в последнем сравнивается с серебром и делает сравнение ещё одним мазком художника на картине описания зимней природы.

Отговорила роща золотая

В стихе «Отговорила роща золотая» использованы эпитеты:

  • Грустные (слова).
  • Веселый (язык).
  • (Роща) золотая.

Не первый раз мы видим, как Есенин употребляет средства выразительности в названии стихотворения и (или) первых его строках.

С помощью эпитетов в стихотворении автор оживляет рощу и сравнивает жизнь человека со сменами времен года. Строки приобретают больше выразительности и красоты произношения.

«Золотая роща» показывает, что в природе наступила осень, а «грустные слова» связывают героя стихотворения с осенней природой.

Олицетворений в стихе сразу три:

  • Журавли, печально пролетая.
  • Отговорила роща.
  • Журавли … уж не жалеют.

Стих «Доброе утро»

В произведении «Доброе утро» Есенин использует несколько эпитетов и олицетворений – первые добавляют определяемым словам красоты произношения, а вторые оживляют строки.

Эпитеты «Доброго утра» без скобок:

  • (Звезды) золотые.
  • Сонные (березки).
  • Зеленые (сережки).
  • Серебряные (росы).

Обратите внимание, что «горят серебряные росы» - это метафора, а «серебряные росы – это эпитет, так как тут только украшение определяемого слова.

  • Березки улыбнулись.
  • Звезды задремали.
  • Крапива шепчет.

Перенос свойств человека на звезды, березки и крапиву оживляет стих и также даёт автору дополнительный инструмент для передачи полной картины раннего утра.

Детальный анализ стиха «Доброе утро» можно почитать на странице по ссылке.

Док фильм "Вся правда о смерти Есенина"

Достаточно редкий и интересный документальный фильм, в котором открывается завеса тайны над смертью Есенина.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.

История создания – Стихотворение написано в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.

Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

История создания

Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Это лирическое стихотворение, поскольку очень сильно эмоциональное начало, мы явно видим образ лирического героя. Произведение является ярким образцом пейзажной лирики.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как « повязалася», «понагнулась», «оперлася ».

Сравнительные обороты « дорога убегает лентой », « понагнулась, как старушка », « словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты (« серые», «белою», «бесконечная »), олицетворения (« вороны раскричались», «дремлет лес »), инверсия (« повязалася сосна», «скачет конь» ) и метафоры (« заколдован невидимкой», «стелет шаль ») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них — произведение «Нивы сжаты, рощи голы», написанное в 1917 году.

К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», — отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», — отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир.

Глядя на небо, поэт видит, как «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу — от нелепых переживаний.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
  2. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо.
  5. Анализ стихотворения Есенина «О красном вечере задумалась дорога» Мастер пейзажной лирики, Сергей Есенин всегда отождествлял себя с природой, считая, что является ее неотъемлемой частью. Именно поэтому в его.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты, рощи голы

Alexey Khoroshev

Высший разум (1438025) 5 лет назад

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. 1917-1918

В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли.Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле. Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то,что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло.Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое.И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться. Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства,свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки,от этого интонация становится более плавной.И состояние унылой безнадежности отступает, уходит…А дальше картина волшебным образом меняется.Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим.Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая.Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое:будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой,прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу.И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало.Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени.Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку.Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон чудес, что природа близка вам,что вы с нею связаны кровным родством, у нее те же мечты, те же радости и печали.Каждый, читая это стихотворение ощутит красоту и гармонию мира.

Елена Дудина

Ученик (242) 12 месяцев назад

В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли. Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле. Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то, что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло. Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое. И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться. Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства, свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки, от этого интонация становится более плавной. И состояние унылой безнадежности отступает, уходит… А дальше картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим. Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая. Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое: будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой, прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу. И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало. Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени. Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку. Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон

Читайте также: