Какой музыкальный лад стихотворения а пушкина зимняя дорога

Обновлено: 05.07.2024

Конспект музыкального занятия «Зимняя дорога»

Образовательные: познакомить детей с творчеством композитора Георгия Свиридова. Прослушать произведения «Вальс», «Зимняя тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Закреплять представление о коротких и долгих звуках; повторить ранее изученный репертуар

Развивающие: Развивать у детей умение воспринимать музыку оживленного, тревожного характера, развивать творческое воображение; внимание и наблюдательность;

Воспитательные: Воспитывать в детях любовь к Родине, к русской музыке, литературе, живописи.

Пособия и оборудование: проекционный экран, ноутбук, проектор,портрет композитора, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображениями русской тройки, предметы – «карточки-колокольца», музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, бубенцы, деревянные

Репертуар: музыка Г. Свиридова, русская народная песня «Звонкая песенка», песня «Госпожа Метелица» муз. и сл. З. Я. Роот, музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие», ложки.

Ход НОД:

1.Приветствие: Дети входят в музыкальный зал под музыку. Песня «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарев.

2. Музыкально-ритмические движения:

М.Р: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, что изображено на нем?

Дети: Мы видим на ней танцующих людей.

М.Р: Правильно. Они танцуют «Вальс».

(Рассматриваем и комментируем иллюстрацию).

М.Р: Под музыку композитора Георгия Свиридова «Вальс» мы сейчас познакомимся с упражнением «Ветер и ветерок».

М.Р: Ребята, вы должны стараться двигаться ритмично, в характере музыки.

(По показу музыкального руководителя дети изучают движения, заостряя внимание детей на плавных движениях рук, которые не должны быть напряженными в плечах и локтях. На первые четыре такта дети изображают ветви деревьев,слабо колышущиеся ветром: руки вперед-вверх, вправо-влево.На последующие такты ветер усиливается: меняется амплитуда рук, дети отставляют ногу в сторону.

М.Р: Ребята, я хочу вас пригласить сегодня в путешествие по зимнему лесу. А поедем мы в лес под музыку замечательного русского композитора Георгия Свиридова. Закройте глаза, и представьте, что вы едете на санях по зимней дороге в лесу.

(Звучит музыкальная иллюстрация «Зимняя тройка» к повести А. Пушкина «Метель»).

М.Р: Музыка может о многом нам рассказать. Вы сейчас убедитесь в этом сами. (под музыку чтение стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»).

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно,Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Отуманен лунный лик.

М.Р: Мы сейчас прослушали музыкальную иллюстрацию «Зимняя тройка» к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Это произведение написал композитор Георгий Васильевич Свиридов. Он родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец работал на почте, а мама – учителем в школе. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе по классу фортепиано у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. С 1936 по 1941 год Георгий Свиридов учился в консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года) в городе Ленинграде. Сейчас этот город называется Санкт- Петербург. В1937 году был принят в Союз композиторов СССР (показ портрета на экране).

М. Р. : Ребята, прослушайте пожалуйста отрывок произведения с начала. Я бы хотела поговорить с вами о характере произведения.

(Дети подбирают слова- определения к музыкальному произведению: подвижная, стремительная, живая и т. д.).

М.Р: Посмотрите пожалуйста на иллюстрацию художника Елены Михайловны Самарской «Русская тройка». Эта иллюстрация очень подходит к музыке композитора. Эта тройка с бубенцами мчит нас по зимнему лесу.

Самарская Елена Михайловна «Русская тройка»

4. Упражнение-песня на развитие голоса,укрепление дыхания:

М.Р: В зимнем лесу холодно, и морозно, даже перехватывает дыхание. А чтобы восстановить его мы познакомимся с русской народной песней «Звонкая песенка» (исполняет песню) :

Колокольца – бубенцы, раззвонились, удальцы.

Дили, диги, диги-дон. Отгадай, откуда звон?

М.Р: Ребята, скажите пожалуйста какой характер у прослушанной нами песенки?

Дети: Добрый, игривый, светлый, задорный, звонкий.

М.Р: Выберите пожалуйста одно слово, из перечисленных ранее, которое наиболее точно определяет характер песни.

М.Р: Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно это слово?

Дети: Потому что в песенке поется о колокольчиках - бубенцах, очень звонких удальцах.

М.Р: Спасибо, я с вами совершенно согласна. Предлагаю назвать нашу песенку «Звонкая песенка!». А теперь, после того, как мы выучили текст песенки, прохлопаем ее в ладоши. Отметим короткие (два колокольчика, и долгие (один колокольчик) звуки. Предлагаю выложить ритм песенки на карточках. (показывает правильный вариант на экране, а дети выкладывают ее на своих карточках).

таким же образом выложить следующую фразу песенки-«Дили, диги, диги-дон. Отгадай, откуда звон»).

М.Р: Прохлопаем «колокольца» –длительности сначала без музыки, а затем проговорим ритм песенки. После этого споем ее под аккомпанемент.

М.Р: Продолжим разучивание песни «Госпожа Метелица». Прошу обратить ваше внимание на слова припева «Здравствуй, здравствуй». Постарайтесь услышать мелодию, и спеть чисто. А так же проговорим слова «здравствуй», «заснеженным», «стелется».

Здравствуй, здравствуй, госпожа Метелица!

Снег сверкает, снег кружится,по дорожкам стелется.

5. Музыкально дидактическая игра: «Наше путешествие»:

М.Р: Ребята, давайте составим небольшой рассказ о нашем путешествии, (при помощи музыкальных инструментов) в котором мы сегодня побывали? Послушайте, я начну, а вы продолжите. - Мы спустились по лестнице (ребенок играет на том инструменте, который педагог показывает на экране, например- металлофон):, и вышли на улицу. Затем мы сели в сани на тройке (играют бубенцы или бубен):

и помчались в зимний лес (коробочка или ложки, когда мы приехали, то поднялся сильный ветер. Деревья зашумели (маракасы).

Вы можете продолжить мой рассказ или составить свой.

М.Р: Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу. Скажите пожалуйста,

с каким композитором мы сегодня познакомились?

Дети: Георгий Васильевич Свиридов.

М.Р: Какие названиия его произведений вы запомнили?

Дети: Мы запомнили музыкальные произведения «Вальс», «Зимняя тройка».

М.Р: Правильно ребята. Георгий Васильевич Свиридов создал большое количество прекрасной музыки. В дальнейшем, мы еще не раз встретимся с творчеством композитора на наших занятиях.

М.Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, что нового вы узнали сегодня из нашего путешествия?

Дети: Мы познакомились со стихотворением великого русского поэта Александра Сергеевича. Пушкина «Зимняя дорога». Выучили новую русскую народную песенку под названием «Звонкая песенка».

М.Р: Спасибо, ребята, вы сегодня были очень внимательны. Попрощаемся песней «До свидания» М. Л. Лазарева.

Под музыку дети направляются к выходу.

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Музыкально-дидактическая игра «Времена года»
Музыкально-дидактическая игра «Времена года» Музыкально-дидактическая игра "Времена года".Цели: формировать представление о музыкальных произведениях композитора Антонио Вивальди "Времена.

Зимняя дорога

Виссарио́н Я́ковлевич Шебали́н (1902 -1963) — советский композитор и педагог.
Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Зимняя Дорога 2.doc

Музыка В.Я Шебалина

Слова А.С Пушкина

ученицы 11 класса

Архангельская М. А.

Виссарио́н Я́ковлевич Шебали́н (1902 -1963) — советский композитор и педагог.

Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов.

Виссарион Яковлевич родился 11 июня 1902 года в Омске. В 1928 году он блестяще окончил Московскую консерваторию, где начал преподавательскую деятельность.

В тяжелый для СССР 1942 год Шебалин был назначен директором консерватории.Пробыв директором до 1948 года, Шебалин до конца своих дней оставался профессором класса композиции. Шебалин обладал огромной культурой, безукоризненным вкусом, он был человеком энциклопедических знаний. Имея педагогический талант, сумел привить высокий профессионализм и своим ученикам, среди которых композиторы: Т. Н. Хренников, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Ю. М. Чичков, К. С. Хачатурян, А. Николаев, В. Тормис, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, Б. А. Мокроусов, Л. В. Фейгин и др.

«Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня», — писал Д. Шостакович. Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и та этическая сила выразительности, которую не передать внешними, иллюстративными эффектами.

Шебалин удостоен звания народного артиста РСФСР, ему присуждена степень доктора искусствоведения. Творчество его неоднократно отмечалось Государственными премиями.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) - величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

“Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов.

Влияние А.С. Пушкина на русскую музыкальную культуру уникально.

Безупречная форма и завершенность произведений Пушкина, их удивительная музыкальность всегда привлекали композиторов. Но именно эти качества, как ни странно, соперничая с собственно музыкой, оказалась особенным испытанием для композиторов, и очень мало кто мог признаться как М.И. Глинка, что ему «достаточно вслушаться в музыку пушкинского стиха, как своя тут же польется из-под пера». Многие, как, например, П.И. Чайковский, считали, что «поэзия Пушкина сама по себе настолько музыкальна, что незачем портить ее музыкой».

П.И. Чайковского в Пушкине привлекала более всего лирика: любовь, страсть, роковые жизненные ситуации. Подобно поэту, строившему свою «энциклопедию русской жизни» из самой жизни, Чайковский включил в свои партитуры все, что носилось в музыкальном воздухе России – от городского романса до итальянской арии, от вальса до детской песенки-считалочки.

А.С. Даргомыжский, который был настолько влюблен в творчество Пушкина, что писал: «Не могу шагу без него», - создал большое количество романсов на стихи великого поэта: «Ночной зефир струит эфир», «Юноша и дева» и другие.

Композиторы ХХ века, среди которых С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов так же обращаются к творчеству А.С Пушкина.

По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры. »

Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина, она богата и разнообразна. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться.

Стихотворение «Зимняя дорога», созданное гением Пушкина, является шедевром русской пейзажной лирики. Природа для Пушкина – зеркало, в котором человеческая душа яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности. А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимняя дорога». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с природой. Вьюга сковывает человека, вызывает в его душе старинную тоску. Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: разбушевавшаяся стихия как бы является отзвуком на внутренний разлад человека. Человек – вечный путник, странник, мечтающий о покое, тоскующий о тепле и любви.

Стихотворение «Зимняя дорога» создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском.Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано во время поездки опального поэта на дознание к псковскому губернатору, и настроение автора близко переживанию его лирическому герою.Это произведение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

Путь лирического героя непрост , но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Образ “полосатых вёрст” - это символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик . гремит”, песни ямщика.Основной круг образов хорового сочинения «Зимняя дорога» Шебалина связан с впечатлениями от зимнего пейзажа, зимней дороги и с навеянными этими картинами задушевными думами и чувствами человека. Народно- национальный характер, простота и сердечность роднят музыку с вдохновенными описаниями русской зимней дороги в произведении Пушкина.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег. Навстречу мне

Только версты полосаты

Скучно, грустно. Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Отуманен лунный лик.

Шебалин сокращает текст стихотворения Пушкина, убрав любовную линию. За счет этого изменяется содержательная сторона текста до широкого обобщения человеческой жизни как вечной дороги, вечного пути.

Основной музыкальный образ — ш ирокая, как сами русские просторы, свободно льющаяся мелодия, напоминающая песни русских ямщиков, которыми они коротали долгие часы дороги. И только слышится звон колокольчика, одинокий и тоскливый. Так средствами музыкального искусства композитор рисует близкую сердцу русского человека картину, которая привлекала Пушкина и наполняет ее тем же глубоким лирическим чувством.

Шебалин сумел тонко передать настроение пушкинского лирического героя: дорожная тоска, «сердечная тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским пейзажем(печальные пол яны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен)

Произведение написано для 4х голосного смешанного хора а-сарреllа.

Темп - A1legro moderato.( Умеренно оживленно) Leggiero. (Легко, грациозно)

Музыкальная форма произведения строфическая, с элементами контрастной полифонии, в которой условно можно выделить 3 эпизода.

В первом эпизоде автор передает настроение пушкинского лирического героя, создавая образ утомительной, cкучной зимней дороги.

Тональность b-moll, размер переменный, автор в основном использует 4/4 , но на слова «утомительно гремит» появляется размер 3/2, фактура гомофонно-гармоническая.Основн ая мелодическая линия в партии сопрано, остальные голоса выполняют роль гармонического фона. Мелодия узкого диапазона, непрерывно развёртывается, она волнообразная, витиеватая. Преобладает динамика p и лишь на слова «на печальные поляны» появляется mf.

Весь первый эпизод построен на сопоставлении звучания полного и неполного состава хора, когда исключена партия сопрано. За счёт этого появляется эффект эха с повтором конца фразы. Ритмический рисунок основан на движении восьмыми. В остальных голосах автор использует движение более крупными длительностями (четвертными нотами).

Этот эпизод состоит из двух предложений, где второе построено на музыкальном материале первого, но с небольшим изменением в ритмическом рисунке (появление восьмой и двух шестнадцатых).

В произведении дважды появляется образ колокольчика. Имитация его звучания отдана партии сопрано, построенной на многократном повторении одного звука, ритмический рисунок основан на движении восьмыми. Остальные партии выполняют роль гармонического фона , автор использует более крупные длительности — половинные.

Второй эпизод «Что-то слышится родное. » звучит ярким контрастом по отношению к первому. Автор использует неполный состав хора, исключив в трех начальных тактах партию басов, а затем мужской хор вступает на восходящую нону (T) и септиму (B) в 4 такте, предвосхищая кульминацию во всем хоре на слова «То разгулье удалое». Она звучит очень мощно и калоритно за счет использования автором дивизи в партиях, так же появляется движение терциями и октавные унисоны, что характерно для народного творчества. Таким образом Шебалин привносит в своё произведение черты фольклора. Мелодическое движение имеет восходяшее направление. Появлются знаки альтерации, которые связаны с отклонением в параллельную мажорную тональность Des-dur. Новая тональность передает изменившийся, мажорный образ в этом эпизоде. С первых тактов автор использует mf и crescendo, чтобы придти к кульминации на f , и затем неожиданно появляется p на слова «то сердечная тоска..».

Третий эпизод «Ни огня, ни черной хаты. » выражает печальное одиночество героя, его желание увидеть жизнь вокруг ( ни огня, ни черной хаты, глушь и снег), а ему на пути попадаются лишь «версты полосаты». Эпизод начинается и заканчивается на pp , на слова «Навстречу мне» динамическое развитие достигает mf . Размер постоянно чередуется между 4/4 и 3/2 это помогает создать ощущение замирания. Интонация монотонная, паузы, на месте часто повторяющихся многоточий, - это знак какой-то недоговорённости, грусти. Ритмический рисунок основан на движении четвертными и половинными нотами. Этот эпизод напоминает звучание хорала.

Музыкальное предложение «Скучно, грустно, путь мой скучен. » построено на музыкальном материале 1 эпизода, но здесь автор использует аккордовую фактуру и ритмический рисунок основан на движении четвертными нотами. Мелодия узкого диапазона переходит в тему звучащего колокольчика.

Произведение завершается слова ми «Лунный лик» в партии басов- октавистов, что придает музыке загадочность, таинственность. В последнем такте произведения используется Morendo (замирая) - музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения силы звука до полнейшего его ослабления, замирания. Хор смолкает.

Диапазоны хоровых партий: S: ре ♮ первой октавы — фа второй октавы. A: си ♮ малой октавы — си ♭ первой октавы. Т: ми ♭ малой октавы - соль ♭ первой октавы. B: си ♭контоктавы - ми ♭ первой октавы

Вокально-хоровые трудности:
- Высокая тесситура в мужских партиях - Смена темпа; - Частая смена образов.

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении «Зимняя дорогая» показывает всю красоту зимней природы, насладиться которой даст возможность полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, с помощью которого будет легче подготовиться к уроку.

История создания

Данное стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. Оно носит автобиографический характер. Данные о данном стихотворении немного противоречивы, поэтому рассмотрим оба варианта написания стихотворения.

Первая версия гласит, что стихотворение «Зимняя дорога» Александр Сергеевич посвятил некой Софии Пушкиной, которая приходилась ему дальней родственницей. Существует мнение, что Александр Сергеевич даже собирался связать с ней сою жизнь. Предложение руки и сердца он сделал в 1826 году. Если верить данной информации, то в образе Нины скрывается на самом деле Софья.

Вторая версия появления на свет стихотворения говорит о том, что оно появилось сразу после того, как автор побывал в Москве осенью 1826 года. Александру Сергеевичу сказали о том, что в с ним хочет встретиться сам Николай Первый. Александр Сергеевич был заинтересован в этой встрече, поскольку со стороны императора было дано обещание покровительства и отсутствие контроля цензуры. Это был достаточно тяжелый и импульсивный разговор, который дался поэту не так уж и легко.

Тема произведения

Для Александра Сергеевича зимняя тематика всегда ассоциировалась с внутренними переживаниями. Здесь он затрагивает две темы – это тема природы, и тема сердечных терзаний.

В данном стихотворении мы имеем возможность насладиться описанием холодной красоты суровой зимы в России. Здесь автор затрагивает и свои личные переживания, которые ассоциируются у него с зимними пейзажами.

Продолжительная поездка по зимней дороге не доставила лирическому герою радости. Хоть он и спешил на встречу с дорогим ему человеком. С самого начала стихотворение носит грустный характер. А однообразие пейзажа, который окружает лирического героя, лишь прибавляет грусти.

Ему все не нравится и действует на нервы. Единственное, что придает сил и поднимает настроение – это предстоящая встреча с Ниной. Лирический герой очень ждет этой встречи, поэтому это развеивает его тоску.

Жанр, размер

Размер написания – четырехстопный хорей. Рифмовку автор использует перекрестную. Рифму поэт использует как женскую, так и мужскую, умело чередуя их. Свои чувства автор выражает при помощи описания окружающей природы. Таким образом, он помогает читателю оказаться рядом и прочувствовать все те эмоции, которые были у автора.

Но ничего не в состоянии развеять тоску лирического героя. Даже мечты о предстоящей встрече постоянно возвращают его в суровую реальность.

Относится данное произведение к лирике, поскольку мы здесь можем наблюдать переживания автора, которые он передает через лирического героя и описание природы.

Композиция

Стихотворение «Зимняя дорога» имеет кольцевую композицию, где начало произведения перекликается с его окончанием. Что же касается смысловой нагрузки, то его можно разделить на две части.

Первая часть включает в себя описания зимней природы и окружающего поэта пейзажа.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Вторая часть стихотворения – это обращение к возлюбленной Нине. Эти две части переплетаются между собой.

Стихотворение «Зимняя дорога» состоит из семи катренов. В стихотворении тесно переплетается описание холодной зимы и тепло дома. Автор дает прочувствовать читателю и мороз, который стоит на улице. И тот уют, который уже завтра согреет его. Данный контраст придает стихотворению особую красоту.

Образы, символы

Главным образом произведения является образ лирического героя. Он движется по зимней дороге, рассматривая зимние пейзажи. Настроение у него очень печальное. Это видно по тому, как автор описывает окружающие пейзажи. Дорога очень утомляет путника и вгоняет в грусть. Прислушавшись к песням, которые поет ямщик, лирическому герою становится одновременно и весело и грустно. Всю дорогу он находится в подавленном и угнетенном состоянии. Его настроение немного улучшается, когда он задумывается о предстоящей встрече с любимой. Он мечтами переносится в теплый и уютный дом, где рядом с ним будет дорогая его сердцу Нина.

Так же присутствует образ самой Нины, но о ней сложно сказать что-то конкретное, потому что автор говорит о ней вскользь. Единственное, что мы можем понять из данного стихотворения, это то, что лирический герой влюблен в неё. Предстоящая встреча, а так же то, что в полночь им не придется расставаться, заметно улучшают настроение лирического героя.

Есть так же в стихотворении и образ ямщика, который везет нашего лирического героя по заснеженной дороге. Он напевает песни, которые очень забавляют поэта.

Основная мысль

Данное стихотворение является очень хорошим описанием жизненного пути Александра Сергеевича. Он очень часто сталкивался с непониманием своего творчества, отказам в любви, и одиночеством. Он оставался один на один со своими мыслями и идеалами.

Александр Сергеевич жил мечтой, что рано или поздно его поймут и оценят по достоинству. Но сталкивался лишь с разочарованием и непринятием. Он одиноко движется по жизни, стараясь найти тот самый идеал. Отсутствие поддержки негативно сказывается на поэте, потому что его движение становится весьма утомительным и печальным. Грустное и одинокое следование по жизни очень напоминает зимнюю, заснеженную дорогу, однообразие которой навевает тоску и печаль.

Рассказывая о тепле, которое непременно ждет его у любимой, показывает то, как автору было необходимо признание и принятие людьми. В мечтах он все это получает, но потом возвращается в суровую реальность, где лишь холод, грусть и однообразие.

Средства выразительности

В стихотворении «Зимняя дорога» Александр Сергеевич использует различные тропы, благодаря которым делает стихотворение более «живым» и реалистичным.

Здесь мы можем увидеть большое количество эпитетов, с помощью которых автор придает яркость и краски произведению.

Большую выразительность он получает при помощи метафор, которые так же использует в большом количестве. Так же поэт прибегает к помощи антитезы.

Совокупность всех средств выразительности, которые использует Александр Сергеевич Пушкин в произведении «Зимняя дорога», делают стихотворение безумно красивым, мелодичным и ярким.

Урок музыки по теме "Музыкальность стихотворений А.С. Пушкина. Выразительность и изобразительность". 4-й класс

Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.

Цель урока:
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

Задачи урока:

1. обучающие
- увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;
- ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «живописная музыка», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность».
- формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
- обосновать, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;

2. развивающие
- для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;
- использовать межпредметные связи;
- развивать эмоциональное восприятие произведения:
- показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;

3. воспитательные
- установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;
- воспитывать такое нравственное качество как товарищество;
- организовать работу класса в парах, в группах, как основной фактор взаимовыручки на уроке.

Тип урока:
Интегрированный урок-путешествие «Один день с Пушкиным»

Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина
    (Москва, Просвещение, 2011 г.)
  • Музыкальный центр
  • Компьютерная презентация
  • Карточки для работы в парах
  • Тест- задание
  • Русские народные инструменты

Музыкальный материал:
Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина:
1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина,
2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева;
Русские народные песни на стихи Пушкина:
3.«Сквозь волнистые туманы»,
4.«Буря мглою небо кроет»;
5. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»;
7. П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька»;
8. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

Литературный материал:
Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Няне».
«Сказка о царе Салтане» (отрывки)
Высказывание о Пушкине Аксакова, стихи М. Пляцковского

На доске портрет Пушкина

Вступительное слово учителя.
Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви». Вдумайтесь, ребята, в эти слова Лихачева, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А что для каждого из вас значит Пушкин»?

Учитель. Прочтите эти слова и скажите, как вы их понимаете.
«Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия». (Д. Лихачев)
Высказывания детей.
Учитель. На уроках литературного чтения вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи.

Тема урока:

«Музыкальность стихотворений А.С. Пушкина. Выразительность и изобразительность»

Учитель. В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. Попробуем? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его «Один день с Пушкиным».
С чего начинается любой день?
Дети. Любой день начинается с утра.

ЧАСТЬ 1. УТРО.

Учитель. Зимнее утро! Мы попадаем в дом поэта. Давайте посмотрим, каким было это утро у Пушкина.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 44. Прочтите цитату.
Дети. «Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
Учитель. Попробуйте прочесть эти строки выразительно, обращая на знаки препинания. А теперь попытайтесь написать музыку к этим двум строчкам, какие интонации вы улавливаете?
Дети. Мороз и солнце; День чудесный! – интонации радости, восторга;
мелодия восходящая;
Еще ты дремлешь, друг прелестный. – интонации спокойствия, умиротворенности, тишины, мелодия нисходящая, замедление темпа

Учитель. Вот так и композиторы создают произведения на стихи Пушкина, они вчитываются в каждую строчку и ищут соответствующие интонации в музыке.
Учитель. А на интерактивной доске слова великого русского композитора. Вы узнали его? Кто это?
Дети. Петр Ильич Чайковский.
Учитель. Прочтите слова Чайковского
Дети. «Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Учитель. Как вы можете объяснить их?
Дети. В стихах слова такие же, как и в прозе, но они связаны определенным ритмом.
В этих словах слышна музыка.
Эти слова как бы уже предполагают звучание музыки.
Учитель. Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай». Итак, как вы думаете, это утро Пушкин проведет дома, или отправится в дорогу?
Дети. Пушкин отправится в дорогу, чтобы получить новые впечатления и передать их в стихах.
Учитель. Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога».
Дети читают про себя. А затем вслух и ищут особые интонации к каждой фразе.

На доске текст «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Учитель. Молодцы, ребята, вы подобрали правильные интонации и краски в этом стихотворении. Прищло время разучить мелодию. Эту песню написал композитор Виссарион Яковлевич Шебалин
На доске портрет Шебалина

Распевание:

  • разделение на голоса (сопрано – альты);
  • исполнение вокализом основных интонаций и фраз;
  • работа над дыханием
  • динамика, артикуляция, чувство ансамбля

Исполнение песни В.Шебалина «Зимняя дорога»

Учитель. Мы исполнили это произведение "а капелла" с элементами канона. А что обозначают эти понятия?
Дети. А капелла – это пение без инструмента.
Канон – это повторение одной ми той же мелодии, но с небольшим опозданием.
Учитель. При пении каноном нужно чисто интонировать свою мелодию и прислушиваться к ней в другой группе, которая поет с опозданием.
В исполнении «а капелла» и канон являются самыми трудными, ведь при пении «а капелла» аккомпанемент музыкального инструмента отсутствует, а в каноне необходимо особое музыкальное чутье и ощущение ансамбля.
Дети еще раз исполняют песню Шебалина на стихи Пушкина.
Учитель. Вы достойно справились с этим заданием. А сейчас давайте послушаем, как это произведение звучит в исполнении профессиональных певцов – капеллы Московской консерватории.

Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» в исполнении капеллы.

Учитель. У этого стихотворения есть продолжение. Давайте прочтем дальше и попробуем в интонации слов и знаков препинания уловить музыкальные интонации. Иначе говоря, дать свое музыкальное прочтение стихотворения.

Дети читают, как и в первый раз, про себя и подбирают особые интонации к каждой фразе. Затем читают выразитель вслух.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Учитель. А теперь, наверное, самое интересное… Давайте проверим, оправдались ли ваши музыкальные предположения.

Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» (продолжение)

А вот еще один пример на те же стихи.

Учитель исполняет русскую народную песню.

Учитель. Вы чувствуете, как совершенно по-другому зазвучали стихи? Какие новые интонации вы услышали?
Дети. Здесь слышны интонации народной музыки.
Здесь необыкновенная широта и раздолье в мелодии.
Песня звучит совершенно по-другому, и в этом ее прелесть.
Учитель. Как вы думаете, это произведение создано композитором, или это народный напев?
Дети. Это похоже больше на народную песню.
Учитель. Совершенно верно. Это русская народная песня, так народ слышит стихи поэта. Можно сказать, что это тоже, своего рода, музыкальное прочтение стихотворения.

Работа с учебником.
Прочтите первое задание на стр.45

Учитель. Можно сравнить эти два произведения, написанные на одно на одно и то же стихотворение, с дорогой?
Дети. Да. Дорога русской народной песни представляется прямой, ровной и короткой. А дорога песни композитора Шебалина - трудной, ухабистой и длинной.
Учитель. По какой же дороге мы поедем вместе с Пушкиным?
Дети. По длинной. Чтобы получить больше впечатлений.
Учитель. Обратите внимание на ключевые слова в учебнике «выразительность, изобразительность». Пусть они послужат нам ключом для наших впечатлений.
Итак, я рада, что вы выбрали дорогу, на которой будут трудные, творческие задания, интересные встречи. Но если мы будем работать сообща, помогая друг другу и приходя на выручку, то преодолеем её и узнаем, куда так спешил Пушкин. А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт?
Дети. На лошадях.

Звучит «Тройка» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций
к повести Пушкина «Метель»

Учитель. Звучит одна из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Слышите? Это мчится тройка, она будто летит по заснеженным равнинам.

Задание №1 (на индивидуальных раздаточных листах)

Отметьте галочкой, кто из композиторов сочинил это произведение:

Правильный ответ
Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский

… На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов.Для чего нужны были такие колокола?
Дети.
Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили.
Ямщик ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги.
Эти колокола помогали не сбиться в пути во время метели.
Учитель. Правильно, ребята, вот поэтому им дали название - метельные колокола. Давайте и мы поможем поэту не заблудиться в метель.

Групповая работа. Дети делятся на группы по 4-5 человек и на колокольчиках и треугольниках каждая группа исполняют «Метельную импровизацию».

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

Пейзажная лирика А.С. Пушкина – это не только воплощение образов природы, но и выражение собственных переживаний поэта. В стихотворении «Зимняя дорога» описывается долгий зимний путь, в котором есть отражение состояния лирического героя. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога», который поможет подготовиться к уроку литературы в 4 классе.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты – «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина, находившегося в ссылке в селе Михайловское, уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту своё покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряжённым.

Впервые «Зимний вечер» появился в печати в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Как у многих поэтов, пишущих пейзажную лирику, стихотворения Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы – красота зимней природы и «сердечная тоска».

Лирический герой едет по зимней дороге. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничто не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» , только верстовые столбы попадаются и ещё больше угнетают героя.

Скука немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что герой влюблён, ведь он говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грёзы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: печальные, однообразные заснеженные равнины наводят на героя тоску, и он мечтает о встрече с любимой.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль; в стихах, обращённых к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создаётся при помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры-олицетворения: «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано Пушкиным в конце 1826 года.

С августа 1824 по сентябрь 1826 года поэт пребывал в двухлетней ссылке в Михайловском, куда был сослан по приказу царя.

Получив в сентябре разрешение покинуть имение матери, он едет в столицу, но уже через месяц возвращается в Михайловское. Именно в этот период – ноябрь-декабрь 1826 года – и была написана «Зимняя дорога».

2. Литературное направление

«Зимняя дорога» относится к реализму: в стихотворении реалистично переданы как чувства лирического героя, так и описания природы.

3. Род

Род этого произведения – лирика.

Рисуя картины, которые разворачиваются перед глазами лирического героя во время поездки по пустынной зимней дороге, автор делится с читателями его чувствами и мыслями.

4. Жанр

«Зимнюю дорогу» можно отнести к жанру элегия.

Стихотворение проникнуто грустью. Лишь надежда на скорую встречу с любимой женщиной скрашивает долгое путешествие лирического героя и вносит ноту оптимизма.

5. Проблематика

6. Тематика

Главная тема произведения – зимний пейзаж, который перекликается с печальным настроением лирического героя.

Мелькание полосатых столбов, отмечающих вёрсты, «печальные поляны» в бледном лунном свете, утомляющий звон колокольчиков и унылое пение ямщика – всё это навевает скуку и грусть.

Во второй части стихотворения присутствует также тема любви. Главному герою пришлось на время покинуть дорогого человека и он, скучая, с нетерпением ждёт новой встречи.

7. Идея

Существует мнение, что в стихотворении нашло отражение сватовства поэта к его дальней московской родственнице, Софии Фёдоровне Пушкиной. Перед отъездом в Михайловское поэт побывал у неё и сделал ей предложение.

В стихотворении Софья выведена под именем Нина, именно о ней думал поэт во время долгой дороги в Михайловское.

Но, возможно, в «Зимней дороге» помимо внешних впечатлений от поездки присутствуют и другие мотивы – с зимней дорогой поэт подсознательно ассоциирует свой жизненный путь.

Пушкин не мог не думать о событиях, которые произошли в декабре 1825 года на Сенатской площади Петербурга, где, по его собственным словам, он не присутствовал лишь потому, что находился в ссылке.

Царь вернул ему свободу передвижения, позволил жить в столице, но отношения с властью остались напряжёнными.

Пушкин не испытывал большой радости, возвращаясь в светское общество, поскольку многие из его друзей и знакомых из круга декабристов уже находились в тюрьмах или были сосланы в Сибирь.

8. Пафос

Лирический герой произведения в течение всей дороги испытывал грусть и скуку. И лишь надежда на встречу с Ниной скрашивает его утомительное путешествие.

Но эмоции, которые вызывает это произведение – не скука и печаль, а изумление перед мастерством поэта, сумевшего в нескольких строфах рассказать целую историю о встречах-расставаниях и воссоздать завораживающую картину зимней ночи.

9. Система образов

Образы в данном художественном произведении – зыбкие отражения реальности, возникающие в сознании человека и передаваемые читателям посредством слова.

В первой строфе стихотворения перед читателем возникает образ ночного заснеженного пространства, освещаемого печальным светом луны.

Этот образ глухой дороги, которую обрамляют лишь «вёрсты полосаты», дополняет образ ямщика, он то поёт, то, утомившись, дремлет.

Статичному пустынному пейзажу противопоставляется символ движения – образ «борзой» тройки, а глухой зимней тишине – образ однозвучного колокольчика.

Во второй части стихотворения возникает зыбкий образ молодой женщины. В сознании лирического героя он тесно связан с образом комнаты, где тепло и уютно от горящего камина.

10. Центральные персонажи

В произведении всего один главный герой – человек, едущий по зимней дороге.

Второстепенные персонажи – ямщик и женщина по имени Нина.

11. Лирический герой

Образ лирического героя в «Зимней дороге» в большой степени соотносится с автором (на это намекает вторая часть стихотворения, где повествование ведётся от первого лица). Это молодой человек, дворянин, едущий по своим делам на тройке с ямщиком.

12. Сюжет

Выраженного сюжета в этом стихотворении, как и во многих лирических произведениях, нет.

Главный герой в пути, перед ним дорога с верстовыми столбами, «глушь и снег», которые вызывают состояние скуки и грусти. Мысленно он обращается к женщине, встречи с которой с нетерпением ожидает.

Глядя на однообразный зимний пейзаж мечтает о том моменте, когда окажется рядом с дорогим для него человеком.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая – его начало и конец перекликаются. Произведение начинается строчками о луне в туманном ореоле и заканчивается словами об отуманенном лунном лике.

Стихотворение делится на две основные части:

  • описание пейзажа
  • и обращение к Нине.

Присутствует противопоставление холода зимней ночи и уютной обстановки комнаты с камином.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение состоит из семи катренов (четырёхстиший).

Написано четырёхстопным хореем.

Рифма перекрёстная (АВАВ) с чередованием мужской и женской рифмы.

15. Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности поэт использует:

  • метафоры «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик»;
  • эпитеты «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты»;
  • инверсию (прилагательное следует за существительным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая» и др.;
  • повторение слов, связанных с печалью и скукой, что подчёркивает однообразное движение в долгом пути;
  • антитезу (противопоставление): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

16. Значение произведения

Этот прекрасный образец пейзажной лирики – значимый вклад в русскую литературу.

В небольшом произведении автору удаётся передать завораживающую картину позднего зимнего вечера или ночи; одиночество путника посреди бесконечных заснеженных пространств.

17. Актуальность

Всегда интересно узнавать, как жили люди в другие времена, каким был их физический мир и их чувства. Стихотворение переносит нас на два столетия назад, позволяет увидеть прошлое глазами поэта.

18. Моё отношение

Стихотворение нравится тем, что показывает красоту природы даже в самых её, казалось бы, непривлекательных моментах.

19. Чему учит

Стихотворение учит видеть и ценить прекрасное в природе и в человеческой жизни.

Читайте также: