Катер в волгограде подняли с волги

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

БК-31 вернулся в порт

alt=" Когда катер подняли со дна, он был похоже на ежа: многочисленные дырки в корпусе матросы забивали деревянными чопиками. Фото: Из архива музея-заповедника "Сталинградская битва"" />
 Когда катер подняли со дна, он был похоже на ежа: многочисленные дырки в корпусе матросы забивали деревянными чопиками. Фото: Из архива музея-заповедника "Сталинградская битва"

В мае 2017 года ныряльщики обнаружили на семиметровой глубине напротив Волгограда остов неизвестного судна. Специалисты определили, что это катер проекта С-40. Таких было всего семь, и считалось, что до наших дней ни один не сохранился. В 1975 году около Керчи подняли со дна моря БКА-81, но, к сожалению, пустили на металлолом. В наши дни с находкой обошлись гораздо бережнее.

Фото: Mark Pellegrini / wikimedia.org

Извлечь из воды оказалось непросто. Для начала из корпуса пришлось вымыть около 150 тонн речного песка. Усложняло операцию и наличие на борту боеприпасов, многие из которых оказались в хорошем состоянии. Так, водолазы насчитали 11 винтовок, девять автоматов ППШ, пулемет, 70 гранат и 50 тысяч патронов, четыре тротиловые шашки, два пистолета и 180 снарядов.

Полгода ушло на подготовку. Сам подъем бронекатера длился четыре дня. И все же судно разломилось пополам. Однако обе части извлекли из реки. БК-31 отправили на ремонт.

На борту были обнаружены останки 11 членов экипажа. Все их медальоны были пусты. Однако по архивным документам и личным вещам (например, ложке с выбитой фамилией владельца) удалось идентифицировать погибших. У двоих даже нашлись родственники, которые присутствовали на перезахоронении.

Криминалисты по листочку разлепили склеившийся бортовой журнал. Историки восстановили боевой путь бронекатера.

- Это военная единица, поддерживающая наземные части. Под Сталинградом лодке выпала обязанность подвозить боеприпасы и провиант, эвакуировать раненых. Командира катера Александра Щербакова 25 сентября 1942 года ранило, исполнять его обязанности стал Павел Никитин. Он и руководил экипажем, когда БК-31 потопили, - рассказывает заведующая отделом музея-заповедника "Сталинградская битва" Светлана Аргасцева. - Катер подбили нашим же снарядом. Но сделали это немцы, захватившие советское орудие.


У нас даже есть воспоминание с той стороны. Виганд Вюстер в мемуарах "В аду Сталинграда" описал гибель бронекатера, лишь слегка перепутав даты. Он говорит о 10 октября, тогда как это произошло днем ранее.

Фото: Пресс-служба СКР по Волгоградской области

"Две мои русские пушки у Волги заработали четкое очко на свой счет. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз ее обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил "монитор". В этот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали.

Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула". Вюстер останется жив. После разгрома в Сталинграде он попадет в плен и проведет семь лет на принудительных работах в Зеленодольске, именно на том судостроительном заводе №340, где весной 1942 года спустили на воду БК-31.

И вот бронекатер вернулся. Его частично отреставрировали, оставив те повреждения, которые судно получило в боях. В ноябре прошлого года под основание постамента залили 400 кубометров бетона, затем на него установили сам БК-31. Весной над кораблем возвели защитный купол. Общая площадь выставочного пространства составила 438 квадратных метров. Это уже третий памятник волжским речникам, установленный на волгоградской набережной. Совсем рядом стоит БК-13, а несколько южнее - пожарный катер "Гаситель".

2 октября: вывезли 38 тяжелораненых. 3 октября: эвакуировали на левый берег 79 раненых, а в Сталинград доставили 67 бойцов и три тонны груза, при этом уничтожили группу гитлеровских автоматчиков. 4 октября: вывезли 45 воинов в лазарет. 5 октября: эвакуировали 22 раненых и 64 горожан, на правый берег привезли пополнение в составе 46 солдат, подавив огонь противника. 6 октября: опять совместно с БК-34 перевезли 40 бойцов и 5,5 тонны грузов, эвакуировали 74 раненых. 7 октября: доставил 50 новобранцев и шесть тонн груза, вывез 13 человек с ранениями.

Катер в волгограде подняли с волги

17 июля рабочие разобрали стальные заборы, скрывавшие памятник речникам

БК-31 установили на набережной в декабре 2019 года

Фото: Алексей Волхонский

Боевой советский бронекатер БК-31, экипаж которого до последнего сражался с врагом в октябре 1942-го, и поднятый со дна Волги четыре года назад, 17 июля впервые смогли увидеть жители Волгограда. На центральной набережной рабочие демонтировали стальной забор, скрывавший от посторонних глаз строительные работы. Торжественное открытие памятника запланировано на конец июля.

17 июля волгоградцы смогли впервые увидеть бронекатер в том виде, в каком ему предстоит «жить» на набережной

Фото: Алексей Волхонский

Бронекатер БК-31 затонул под обстрелом немецкой артиллерии в ночь с 9 на 10 октября 1942 года. На поднятом судне были обнаружены останки 11 членов экипажа, перезахороненных на мемориальном кладбище в Россошках.

Со всех сторон БК-31 окружен не волнами, а асфальтом

Фото: Алексей Волхонский

Нашли затонувший БК-31 совершенно случайно волгоградские спасатели в 2016 году. Произошло это во время поисков утонувшего мужчины.

«Храниться» бронекатер будет за особо прочным стеклом

Фото: Алексей Волхонский

БК-31 поднимали в начале ноября 2017 года. Как только судно показалось над водой, его кормовая часть переломилась. Работы временно остановили, но в итоге судно все же смогли поднять.

Операцию по подъёму, реставрации и установке памятника взял на себя военно-исторический музей «Наследие»

Фото: Алексей Волхонский

Реставрировали бронекатер на заводе в Красноармейском районе Волгограда. Судно очистили от ржавчины, загрунтовали, перебрали оставшиеся механизмы. Установили бронекатер на набережной Волгограда 3 декабря 2019 года. Сделать из него памятник героям-речникам планировалось ко Дню Победы в 2020 году.

Благодаря особой подсветке пробоины на корпусе катера, которые речники во время сражения забивали деревянными чопиками, будут напоминать раны на теле человека. Лучами холодных оттенков при этом будет создаваться имитация волжских волн. Торжественное открытие памятника состоится в конце июля.

Рабочие разобрали стальные конструкции, однако на площадку пока никого не пускают

В Волгограде поисковики подняли со дна Волги бронекатер времен Великой Отечественной войны

Памятники защитникам Сталинграда сегодня утопают в цветах – в этот день 75 лет назад началось контрнаступление советских войск. Мощная артподготовка и стремительное продвижение ударных группировок трех фронтов. Операция «Уран» кардинально изменила расстановку сил и позволила в итоге окружить гитлеровские войска.

Спустя десятилетия удалось восстановить один из трагических эпизодов тех дней – на дне Волги нашли бронекатер, перевозивший раненых и боеприпасы. Он попал под вражеский огонь и затонул. Экипаж отстреливался до последнего. На борту поднятого корабля нашли останки героев.

Когда над водой показывается рубка, все суда вокруг включают сирены. Боевой корабль, затонувший в октябре 1942 года, поднимают на стропах, как на руках – погибшего солдата. Дверь в рубку открыта, и по положению рычагов понятно, что последняя команда, которую выполнил экипаж – «Полный вперед!». Ствол орудия максимально развернут назад. Краснофлотцы отстреливались до последнего.

Судно обнаружили дайверы. Его контур едва угадывался под слоем песка, но орудийный ствол не оставлял сомнений – на дне Волги, в самом центре Волгограда найден бронекатер БК-31. Почти такой же в память о героях волжской флотилии ветераны когда-то установили на набережной города. Их называли плавучими танками. Под непрерывным огнем противника бронекатера доставляли в сражающийся Сталинград солдат, боеприпасы и продовольствие, вывозили из осажденного города раненых бойцов и мирных жителей и сами вступали в перестрелку с врагом.

Как это было, журналистам рассказали историки: катер забрал раненых в горящем Сталинграде, обстрелял фашистскую батарею и уходил на безопасный левый берег. Уже здесь его накрыло вражеским огнем.

Операция по подъему бронекатера длилась больше двух недель. На глубине семи метров при сильном течении водолазы очищали его от песка изнутри и снаружи. Еще под водой стало понятно: есть опасность, что стоит сдвинуть его с места, и корабль просто развалится на куски.

«По кормовой части, видно, был очень мощный взрыв, и сильно носовая часть подранена», – поясняет Дмитрий Кириенко, руководитель операции по подъему судна.

Но как в действительности изрешечен боевой корабль, стало ясно уже после того, как его достали и перевезли на судоремонтный завод. «Мы видим большое количество разнокалиберных пробоин, забитых заглушками специальными деревянными, которые мы нашли большое количество в самом корабле неиспользованных. То есть, подготовленных для следующих пробоин», – рассказывает участник поискового отряда «Каскад» Руслан Беляков.

Корма правого борта – огромная пробоина. «Пробили камбуз, пробили кормовой отсек и пробили кубрик экипажа, в котором как раз было шесть человек», – рассказывает Руслан Беляков.

Вымывая вручную из отсеков речной песок, поисковики нашли останки 11 человек. По предположению исследователей, среди них – командир корабля, 23-летний Павел Никитин. Еще несколько имен прочитали на личных вещах бойцов.

«К примеру, был найден ремень Коллегова, это краснофлотец, боец; подписанные бритвенные принадлежности – Асеев, ложка – Дрязан», – рассказывает о находках Дмитрий Кабельков, участник операции по подъему судна.

76-лет назад на Волге затонул БК-31: история героического бронекатера в 10 фактах

1. Волгоградские водолазы обнаружили фрагменты военного судна на дне Волги напротив Речпорта летом 2016 года. Оно лежало на небольшой глубине.

2. В компании, занимающейся подъемом затонувших судов в Волге и прилегающих затонах, заинтересовались интересной находкой. Историк речного флота Виктор Коваль сделал вывод, что затопленное судно — это БК-31, погибший от огня немецкой артиллерии в разгар самых ожесточенных боев за центр Сталинграда осенью 1942 года и «родной брат» установленного на нижней террасе центральной набережной корабля-памятника БК-13.

75-лет БК-31 пролежал на отмели между Волгоградом и Краснослободском, в верхней части острова Голодного, где в 70-е годы был пляж. Когда образовалась разделившая отмель на две части протока, на него наткнулись водолазы.

Бронекатер практически полностью был замыт песком

3. ООО «МонолитСтрой-Холдинг» начало подготовку к подъёму БК-31 в октябре прошлого года. Плавучий подъемный кран при помощи грязечерпалки убрал от бортов бронекатера наносы песка и ила. Непосредственно подъём бронекатера проводился в течение нескольких дней с 5 ноября 2017 года. Кормовая часть судна переломилась и осталась в воде. Работы были временно приостановлены. Отломившуюся корму БК-31 водрузили на баржу и отправили на судоремонтный завод в Красноармейском районе Волгограда 7 ноября.

Бронекатер поднимали несколько дней

4. Рядом с БК-31 обнаружили части другого судна и петровской галеры.

— Когда при подъёме БК-31 мы делали протяжку тросов под ним, то увидели, что бронекатер лежит ещё на одном судне. Оно оказалось деревянным. Мы случайно вырвали его кусок. Это оказался деревянный брус с огромными коваными гвоздями. Судно точно не современное и не времён Великой Отечественной войны, — говорил директор ООО «МонолитСтрой-Холдинг» Дмитрий Кабельков. — А в 50 метрах лежит галера длиной около 60 метров, предположительно, петровских времён, так как на якоре выбит 1712 год.

На борту бронекатера нашли отлично сохранившееся оружие и личные вещи речников

5. По архивным данным, на борту бронекатера находилось 13 человек экипажа по главе с 23-летним командиром — младшим лейтенантом Павлом Никитиным. Он был родом из Саратовской области. Останки Павла Никитина были обнаружены в рубке БК-31, где он принял смерть, управляя судном. При нём были обнаружены бинокль, ремень и другие атрибуты, позволившие узнать командира судна.

Всего на БК-31 найдены останки 11 советских солдат. Их перезахоронили на Мемориальном кладбище в Россошках 23 августа этого года. Историкам удалось найти дочерей двух погибших речников с БК-31 — Владимира Колигова и Иннокентия Черных.

Установлено, что на борту судна погиб уроженец Саратова, пулемётчик Константин Черных 1913 года рождения, а комендор (матрос-артиллерист. — Прим. ред.) Владимир Коллегов пытался спастись, но утонул после получения ранения. По найденным подписанным ложкам можно сделать вывод, что на БК-31 могли находиться Константин Малетин 1925 г.р, Иван Драган 1914 г.р, некто Худенко, Гайдышев и Кульков или Куликов. Последних двух речников удалось идентифицировать по надписям на бритве и часах, — пояснила руководитель регионального движения «Поиск» Светлана Князева.

Немецкий артиллерист рассказал, как его бойцы получили железные кресты за уничтожение БК-31

6. Версий гибели БК-31 несколько. Согласно одной из них, бронекатер в своём последнем походе перевозил раненых и мирное население. В ночь с 9 на 10 октября 1942 года он сел на мель. Многочисленные попытки уйти с мелкого участка оказались безрезультатными. Утром немцы его заметили и стали обстреливать. Во время обстрела погиб командир и часть экипажа. Другая часть речников смогла спастись.

Владелец ЧУ «Военно-исторический музей «Наследие» Виктор Василевский считает, что эта версия не состоятельна.

— Бронекатер нашли на глубине семи метров. Во время артобстрела на судне возник пожар. Если бы оно село на мель, то бронекатер выгорел бы полностью. Обнаружены только некоторые обгоревшие элементы. Вещи и катер обгорели частично. Значит, пожар был потушен. Если бы он пытался уйти с мели, то был бы зафиксирован ход «назад», а сохранившееся положение рычагов управления говорит об обратном, — отметил Виктор Василевский. — По данным немецких архивов, БК-31 утонул. Немцы утверждают, что по бронекатеру было совершено три прямых попадания, и он затонул сразу. Хотя, возможно, что речь идет о другом бронекатере серии 1124, потопленном в этом же месте.

На судне решили оставить чопики, спасавших БК-31 речников

В своей книге «В аду Сталинграда» бывший артиллерист Виганд Вюстер уделил гибели БК-31 несколько строк.

— Две мои русские пушки у Волги заработали на свой счет хорошее очко. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, чтобы быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства, — пишет Виганд Вюстер.

Немец рассказал как советский бронекатер погиб от огня советских орудий

— Мои артиллеристы много раз её обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В тот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула.

Немцы уничтожили БК-31 из трофейных советских орудий. Командир батареи, потопившей в Сталинграде советский бронекатер, незадолго до смерти написал акварель, на которой изображено одно из орудий, стрелявших по БК-31.

Надпись на акварели: «Русская 76,2-мм пушка «ратш-бум» — такая же, как немецкая Pak: 15 выстрелов в минуту. Простая, но совершенная».

— Команда спасала корабль, заделывала пробоины чопиками. В одном из отсеков нашли их, заготовленных заранее различных диаметров, — рассказал Дмитрий Кабельков. — В последнем своём бою бронекатер получил основные повреждения. Их масштаб очень большой. Сильно изрешечена носовая часть. Один снаряд прошёл в носовой части с правой стороны, в результате чего выбило оба иллюминатора. Другой снаряд накрыл моторный отсек.

7. Частично отреставрированный бронекатер временно устанавливали у музея «Россия — Моя история» во время празднования 75-летия победы под Сталинградом в феврале 2018 года. Его осмотрел президент России Владимир Путин во время визита в Волгоград 2 февраля.

Президенту рассказали о подвиге БК-31

8. БК-31 после долгих дискуссий было решено поместить в специальный саркофаг прямоугольной формы.

— Внутри будет современная подсветка всех «ранений» бронекатера. Мы хотим его оставить как есть — с деревянными чопиками, которые заколотили в пробоины бойцы в 1942 году, — говорит директор частного музея «Наследие» Маргарита Миронова. — Мы не будем восстанавливать БК-31, как «Гаситель» или БК-13. Все пробоины и попадания снарядов останутся. Единственное, мы покроем его грунтовкой, чтобы он не разрушался от воздействия окружающей среды. А подсветка покажет, что экипаж до последнего боролся за жизнь судна.

Надписи на предметах помогли поисковикам установить личности экипажа БК-31

9. Каплю «дёгтя» в героический подвиг речников добавили архивные данные. Одним из сложных вопросов в увековечивании поднятого бронекатера стала и противоречивая судьба членов его экипажа. Троих из них — Гришина, Концедалова и Дмитриева, через сутки после гибели бронекатера, по приговору военного трибунала расстреляли перед строем за то, что они развели на судне панику и спровоцировали побег с горящего бронекатера, находившихся на нём бойцов на берег.

Бронекатер поместят по саркофаг рядом с БК-13

— Мы подали запрос, чтобы прояснить этот момент. Сейчас, спустя 76 лет, объективность решения трибунала вызывает вопросы, — говорит директор музея «Наследие» Маргарита Глотова. — БК-31 затонул 9 октября, а солдат расстреляли всего лишь через два дня.

Историки написали запрос в Военную прокуратуру о реабилитации расстрелянных краснофлотцев, дабы не портить героический подвиг БК-31 клеймом дезертиров.

Вещи и оружие, предположительно, капитана бронекатера

10. Минобороны рассматривает запрос администрации Волгограда о передаче БК-31 на баланс музея-заповедника «Сталинградская битва». А управление Росприроднадзора по Волгоградской области выписало штраф ООО «МонолитСтрой-Холдинг» в размере 60 тысяч рублей за поднятие со дна Волги БК-31, затонувшего во время Сталинградской битвы, для дальнейшей утилизации на металлолом.

Новые подробности гибели БК-31. Что удалось выяснить историкам и поисковикам?

— Это был бронекатер с десантной группой на борту и действовал не так, как другие речные суда. Он не ходил по Волге, отбиваясь от самолётов и нанося удары по позициям немцев. БК-31 целенаправленно подходил к берегу, диверсионная группа сгружалась, выполняла боевую задачу, возвращалась обратно и уходила. Низкая осадка помогала судну вплотную причаливать к берегу, чтобы высаживать десант. На БК-31 не было найдено ни одной награды или документов, подтверждающих личности бойцов и экипажа. Это подтверждает версию, что на БК-31 была штурмовая секретная группа. Каждый день открываются новые страницы и факты.
Директор военно-исторического музея «Наследие» Маргарита Миронова рассказала, что сотрудниками музея ведётся скрупулёзная работа в архивах по установлению имен погибших бойцов на БК-31 и поиску родственников, чтобы рассказать им о подвиге их дедов.
— Мы общались с ветераном, который служил на одном из бронекатеров, базировавшимся в Красноармейском районе. Он попал на фронт в возрасте 15 лет. Дедушка рассказал нам много фактов о Сталинградской битве, о боях на Волге, но к сожалению, он не был знаком с нашим бронекатером, — поделилась Маргарита Миронова. — Он порекомендовал нам прочитать книгу «В огне сталинградских переправ» Плехова, Хватова и Захарова, где описываются события на Волге в дни великой битвы на Волге. К сожалению, авторы книги уже умерли.
— . Командиры бронекатеров №26 и №12 получили приказ возвращаться на базу, так как спасти бронекатер №31 не было никакой возможности, а оставаться под обстрелом было бессмысленно, — пишут о последнем боевом походе бронекатера российские историки. — Тем временем дымовая завеса рассеялась, и противник усилил огонь. Осколками мин и снарядов на бронекатере №31 были убиты командир П. А. Никитин, старшина 2-й статьи В. К. Коллегов, старшина 2-й статьи А. И. Аникеенко и краснофлотец К. Г. Черных. Раненые бойцы, несколько граждан Сталинграда и оставшиеся в живых члены экипажа, покинув бронекатер, вброд и вплавь добирались до берега…
Исследователи пытались связаться с немецким ветераном Вигандом Вюстером, который командовал артиллерией, уничтожившей бронекатер, но в начале этого года его тоже не стало. Какое-то время велась переписка с его сыном.

Wigand Wüster.jpg

В своей книге «В аду Сталинграда» Виганд Вюстер по-немецки сухо, но более подробно, описал гибель БК-31.
— Две мои русские пушки у Волги заработали на свой счет хорошее очко. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, чтобы быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз её обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В тот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула.
По воспоминаниям артиллериста Вермахта, немецкие солдаты за уничтожение БК-31 были представлены к наградам.
— Из-за примечательности этой, в общем-то, обычной дуэли она была упомянута в «Вермахтсберихт» 10 октября 1942 года. Несколько человек из моей «береговой обороны» получили железные кресты, чему они, конечно, обрадовались. Солдату тоже нужна удача — и считается только успех. Достижения невезучих в счёт не идут.
Несмотря на пока не найденных в живых свидетелей гибели БК-31, специалисты выдвинули определённые выводы после осмотра поднятого судна.
— Команда спасала корабль, заделывала пробоины чопиками. В одном из отсеков нашли их, заготовленных заранее различных диаметров, — рассказал Дмитрий Кабельков. — В последнем своём бою бронекатер получил основные повреждения. Их масштаб очень большой. Сильно изрешечена носовая часть. Один снаряд прошёл в носовой части с правой стороны, в результате чего выбило оба иллюминатора. Другой снаряд накрыл моторный отсек. Военно-исторический музей «Наследие», организовавший подъём БК-31, по частичкам собирает всю информацию, связанную с судьбой бронекатера.

Сталинград октябрь 1942.jpg

— Мы ведем работу с Центральным архивом Министерства Обороны РФ, с Архивом военно-морского флота в Гатчине, с Экспедиционным центром Министерства Обороны РФ. Мы сделали соответствующие запросы и 6 декабря из Архива военно-морского флота нам направили ответ. Сейчас мы ожидаем его получение и надеемся, что откроются новые тайны БК-31, — поделилась Маргарита Миронова. — По данным Центрального архива Минобороны, мы достоверно знаем, что кораблём 9 октября 1942 года командовал Павел Никитин. Он был назначен на эту должность после ранения предыдущего командира Щербакова, который с сентября по декабрь лечился в госпитале. Примечательно, что Щербаков прошёл всю войну. Мы находили газетные статьи с его интервью уже в послевоенные годы.
До сих пор историки не могут с уверенностью сказать, находились ли останки лейтенанта Никитина на поднятом БК-31, или он был захоронен после своего последнего боя.
— В рубке бронекатера были обнаружены человеческие останки. С ними был найден пистолет и некоторые вещи. По месту расположения и наличии оружия мы предположили, что это Никитин. Но в центральном архиве обороны есть документ, в котором указывается, что Павел Никитин был захоронен на высоте 134 и погиб в районе острова Голодного при выполнении боевого задания 9 октября 1942 года. При этом разобрать написанное название населённого пункта, где находится захоронение, до конца не получается. Надпись похожа и на «Оршовку» и на «Орловку». Вариантов прочтения несколько, но похожего наименования на правом берегу Волги мы не обнаружили, как и высоту 134. Например, Оршовку мы нашли в Волгоградской области только в Жирновском районе. Но сразу пришли к логичной мысли, что там командира БК-31 похоронить не могли.
Знаков различия, документов, наград у экипажа и бойцов на борту БК-31 не было. Но найдены пуговицы с изображением якоря и пуговицы с изображением звезды.
— Мы знаем, что несколько членов экипажа остались в живых и продолжили воевать. Например, Виктор Асеев был впоследствии награждён орденами Красной звезды и Красного знамени, командуя отделением пулемётчиков. Пока вся история бронекатера складывается по крупицам. По словам гендиректора ООО «Монолитстрой-Холдинг» Дмитрия Кабелькова, реставрация военного корабля станет первым опытом проведения подобных работ в компании.
— Вокруг БК-31 сооружен крытый ангар, в котором и пройдут все запланированные работы. Будет проведена полная зачистка корпуса внутри и снаружи. Также будет произведена полная разборка всех узлов и механизмов. После этого мы покроем БК-31 специальным защитным средством, после чего две его части будут свариваться. Под него будет сделан специальный силовой каркас, чтобы установленный на него бронекатер можно было перемещать и транспортировать в музей. После этого судно ожидает покраска и сборка, — пояснил Дмитрий Кабельков. — Пожелания ветеранов и общественности — оставить все пробоины, его «раны» в том виде, в каком они есть. Ничего не заделывать и не заваривать, чтобы максимально передать его героическую историю.
Всего в работах будет задействовано больше десяти человек. Каждый специалист будет отвечать за отдельное направление. Кто-то будет проводить зачистку, кто-то красить, реставрировать или снимать отдельные детали.
— С начала 2017 года мы подняли 12 объектов, но это первый, который мы будем реставрировать. Другие суда пошли на утилизацию. Они были подняты по иску природоохранной прокуратуры. Эти объекты являлись источниками загрязнения реки и исторической ценности не представляли. На дне великой русской реки вблизи Волгограда покоятся сотни, если не тысячи, кораблей.
— У нас имеется перечень затопленных только во время Сталинградской битвы 260 кораблей, который постоянно пополняется. Мы будем советоваться со специалистами, и выбирать, какие из них целесообразно поднять. Решение будет приниматься совместно с экологами, речниками, историками музея-заповедника «Сталинградская битва», военно-историческим обществом «Наследие». Мы осуществляем техническую часть, а они работают с документами и архивами. Необходимо более детальное обследование, — говорит Дмитрий Кабельков. — Пока только определяется, какие объекты имеют историческую ценность. Многие наносят вред экологии и судовому ходу. БК-31 лежал на судовом ходу. Если бы уровень воды был критически низкий, проходящие по Волге корабли цеплялись бы за него. На дне лежат баржи и теплоходы, которые тоже погребены под толщей воды на судовом ходу. На Волге есть понятие «гуляющие пески», постоянно размывающие, вымывающие и замывающие различные объекты.
Волга продолжает скрывать ещё много неизвестных находок.

В День ВМФ в Волгограде откроют в качестве памятника бронекатер, поднятый со дна Волги

ВОЛГОГРАД, 16 июня. /Корр. ТАСС Игорь Каленич/. Речной бронекатер БК-31, затонувший осенью 1942 года во время Сталинградской битвы, откроют в качестве памятника в Волгограде в День Военно-Морского Флота, 26 июля. Он станет частью современного музейно-выставочного комплекса, посвященного морякам Волжской военной флотилии, сообщил ТАСС основатель частного военно-исторического музея "Наследие" Виктор Василевский, который также возглавляет Волгоградское региональное отделение Российского военно-исторического общества (РВИО).

"Бронекатер БК-31 - уникальный экспонат Великой Отечественной войны. Кораблей этой серии было изготовлено всего семь, и до момента подъема судна данная серия считалась полностью утраченной. Бронекатер уже установлен в экспозиционно-выставочном павильоне на новой набережной Волги недалеко от музея-панорамы "Сталинградская битва". Торжественная церемония открытия состоится 26 июля, в День Военно-Морского Флота", - сказал Василевский.

Бронекатер затонул во время ожесточенных боев за Сталинград осенью 1942 году и был поднят со дна Волги почти три года назад. "Проект был реализован в рамках подготовки к 75-летию Великой Победы, однако, в связи с переносом всех торжеств, открыть памятник решено в День ВМФ. Все реставрационные и строительные работы проведены за счет частных инвестиций и пожертвований", - рассказал Василевский.

В ходе поисковых работ были найдены останки 11 человек, предположительно, членов экипажа. Была проведена работа в архивах Министерства обороны РФ, удалось доподлинно установить имена пяти героев-краснофлотцев. Весь экипаж перезахоронен на Россошинском военно-мемориальном комплексе под Волгоградом.

Также музей "Наследие" приступил к реализации образовательного проекта "Бронекатер БК-31. Поиск" при поддержке Фонда президентских грантов. "В формате образовательной лаборатории - круглых столов, лекций, семинаров, мастер-классов - поисковики, ученые, краеведы расскажут о работе в процессе восстановления исторической истины, которую обычный зритель не видит при посещении музея", - отметил Василевский. Он уточнил, что в сентябре планируется открыть интерактивную выставку, основанную на истории гибели судна и его находке спустя 75 лет. Экспозиция расскажет о подвиге и судьбе краснофлотцев, на выставке будут представлены личные вещи воевавших и воспоминания их родных, исторические факты, информация о работе поисковиков и тех, кто принял участие в реконструкции бронекатера.

"Бронекатер БК-31 стал по-настоящему всенародным проектом. Мы видим большую заинтересованность общественности, продолжаем получать обращения граждан, неравнодушных к его истории", - сказал Василевский. По его словам, после торжественного открытия комплекса точка не будет поставлена.

75 лет под водой. Со дна Волги поднимут бронекатер с останками людей

Судно, сохранившееся со времен Сталинградской битвы, обнаружили напротив Центральной набережной Волгограда.

В акватории Волги в Центральном районе Волгограда идет подготовка к подъёму со дна реки бронекатера №31, затонувшего в дни Сталинградской битвы. Судно, принадлежавшее Волжской военной флотилии, считалось «пропавшим» с октября 1942 года. Такая формулировка в то время применялась к боевым экипажам, чья гибель не была подтверждена свидетельскими показаниями, либо в случае, когда обломки техники и останки экипажа были не найдены. Теперь история одного из таких судов приобретает продолжение.

Вернувшийся из песков

История находки недавно обнаруженного бронекатера любопытна. Два года назад один из дайверов-любителей неожиданно наткнулся на глубине нескольких метров на ржавый остов и снял под водой небольшой видеоролик. Позже он попал в соцсети и СМИ, им заинтересовались исследователи истории речного флота на Волге. Вскоре было установлено место на волжском дне, где судно попало в объектив – развилка двух волжских рукавов напротив речного вокзала и Центральной набережной.

Перепроверив все архивные источники, исследователи пришли к выводу, что затонувшее судно принадлежит проекту С-40 типу «БК» (Бронекатер) и находится на волжском дне, вероятнее всего, со времен Сталинградской битвы. По архивным документам, именно на этом участке реки - в воложке Куропатке близ острова Голодный - погибло номерное судно БК-31.


75 лет назад движение на Волге было куда интенсивней. Десятки самых разных судов ежедневно курсировали по акватории: одни эвакуировали раненых на левый берег,другие подвозили пополнение, продовольствие и боеприпасы на передовую, а третьи, как, возможно, и данный бронекатер, выполняли тактические задачи по подавлению огневых точек противника либо прикрывали волжские переправы от обстрела и авианалётов. В те «огненные» дни воды Волги навсегда поглотили сотни судов размером от небольшого катера до огромных барж и пассажирских лайнеров. И далеко не все их них были впоследствии найдены. Так, в 40-х годах БК-31 искали трижды, но все попытки были безуспешны.

«Русло Волги в нижнем течении обладает одной особенностью, - объясняет исследователь истории волжского судоходства Виктор Коваль. – Во многих местах дно сложено подвижными песками. Регулярно образуются новые мели, песчаные наносы. Это осложняет поиск судна, потерпевшего крушение десятилетия назад. Скажем, в районе острова Саралевский – это от Волгограда около 80 км вниз по течению - в дни обороны Сталинграда затонуло около десятка различных судов. Но из-за изменчивости русла их корпуса сейчас погребены под огромным слоем речных наносов.

В случае с бронекатером, как считают исследователи, произошёл обратный процесс – пески, двигаясь, открыли его корпус.

Реликвию поднимут

И сейчас бронекатер, утерянный на 75 лет, готовятся поднять с волжского дна, а впоследствии, возможно, его отреставрируют для музейных целей.


«Мы готовимся к работам по подъему бесценной реликвии Сталинградской битвы, пролежавшей под водой 75 лет, - комментирует директор компании «МонолитСтрой-Холдинг», которая ведёт работы по подъёму, Дмитрий Кабельков. - Плавкраном по контуру затонувшего катера проводится углубление канав в песчаном русле реки, одновременно уточняется состояние судна. Подъём будет произведен 3 ноября. Рядом обнаружена еще цепь затонувших судов, возможно, это баржи. Работы ведутся под патронажем администрации Волгоградской области».

Водолазы установили, что стало причиной гибели бронекатера – он до последней минуты вел бой.


Судно вышло из Сталинграда 9 октября 1942 года. Задачей был эвакуировать награды. Но судно попало под удар вражеской авиации. В броне катера обнаружено множество пулеметных «ран». Сначала экипаж пытался удержать судно на плаву и затыкал многочисленные пробоины. Однако, когда бомба угодила в рубку и моторный отсек, катер пошел ко дну.

Известно, что катер имел экипаж в составе 10 человек. Водолазы сейчас обнаружили останки предположительно четверых человек. Какие-то, возможно, принадлежат капитану. Известно, что его звали Павел Никитин и было ему всего 23 года. В Саратове найдены его родственники, и сейчас планируется провести генетическую экспертизу для установления подлинности останков. Родственников молодого капитана пригласили на подъем судна, который состоится 3 ноября.

Катер узкий, и попасть внутрь водолазы не смогли, так что, возможно, после подъема историков ждет еще много интересных находок.


«Бронекатер лежит на шестиметровой глубине, носом на юго-восток, кормой к речвокзалу, - рассказывает Кабельков. - Башня главного калибра развернута в крайнее правое положение. Имеются серьезные повреждения в результате попадания снарядов в корпус, имеются пробоины от пуль крупнокалиберного пулемета, а так же трещины из-за близких разрывов авиабомб. Повреждения корпуса и надстройки коррозией сравнительно незначительные».

Кому принадлежат все останки, находящиеся в судне, и какова судьба членов экипажа - это предстоит предстоит выяснить после того, как катер поднимут со дна.

«Сталинградский конвой»: что ждет бронекатер, поднятый со дна Волги

Катер обнаружили подводные охотники летом прошлого года. Он был засыпан песком и сильно заилен, из-под воды торчала только башня. О находке доложили в музей-панораму «Сталинградская битва».

Для того, чтобы произвести обследования находки, понадобилось время: прозрачность воды обеспечивается лишь поздней осенью. Работе мешало течение. Когда к обследованию приступили профессионалы-водолазы, выяснилось, что взрывом катер разорвало на три части.

– Скорее всего, он перевозил раненых, – говорит водолаз Илья Щенов . – Там были и гражданские люди, и дети. Мы обнаружили детские вещи и медикаменты. – Когда мы совершили первое погружение, на поверхности палубы были скелеты людей и винтовки – удивительно, как их не смыло течением.

Перед подъемом бронекатер обследовали водолазы

Этот военный корабль называли «танком на воде». Боевое судно было оборудовано 76-мм пушкой от танка Т-34 и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. По предположению специалистов катер накрыло взрывом, когда он уже отходил от левого берега и уже высадил пассажиров. Решение о том, поднимать катер или оставить его под водой, принято было не сразу. Но, поскольку находка все же уникальна, к работам привлекли строительную организацию, обладающую необходимой техникой для подъема.

– Работы были разделены на четыре этапа, мы только два дня искали нужное место, потому что Волга постоянно меняется с течением и любительская съемка, которая была предоставлена оказалась, не совсем корректна, – говорит руководитель работ по подъему катера Дмитрий Кабельков . – В течение двух недель вымывали песок из внутренней части корабля, обкапывали, обследовали возможность его подъема .

Над поверхностью

Самым трогательным стал момент, когда башня орудия показалась из воды. Сложно было представить, что на такой вот технике наши вооруженные силы противостояли грозной фашистской технике. Корабль принадлежит к распространенному в годы Великой Отечественной войны проекту С-40 – артиллерийский бронированный пограничный катер со стальным корпусом. Подобные катера задумывались для патрулирования крупных приграничных рек. Они строились до войны в Ленинграде. Ход обеспечивал бензиновый двигатель мощностью 1,2 тыс. лошадиных сил. Бронекатер развивал скорость до 15 узлов.

Этот военный корабль называли "танком на воде"

– Катер, скорее всего, накрыл немецкую батарею и получил ответный огонь с воздуха. Историю корабля мы будем исследовать по архивам, большую помощь в этом нам оказывают сотрудники музея- панорамы « Сталинградская битва», – пояснили в «Волгоградпатриотцентре».

Эпизод Сталинградской битвы, связанный с гибелью корабля – один из этапов исследовательской работы, которая проходит под названием «Сталинградские конвои», получившая свое название по одноименной экспедиции.

После того, как катер достали из Волги, он на барже отправился на завод « Судоверфь». Но речь о его восстановлении пока не идет.

– Любая находка войны – это собственность Министерства обороны, и не совсем корректно было бы сейчас говорить о том, что судьбой катера будет заниматься наш музей – говорит директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Если передадут катер нам, будем решать, насколько целесообразно его восстановление в непростых экономических условиях. На мой взгляд, как уникальный экспонат он ценности не представляет – таких катеров четырнадцать уже стоит на постаментах. Другое дело, что его можно использовать в общей экспозиции памятника погибшим речникам, но это будут решать специалисты.

Такого же мнения придерживается и руководитель межрегиональной экспедиции «Тайны Сталинградских конвоев» Александр Елкин.

– Я считаю, что катер нужно оставить в таком же виде, как он сейчас – сказал он. – Это гораздо нагляднее поможет воспроизвести картины Сталинградской битвы , нежели еще один восстановленный экспонат. Все, что находится внутри, я бы предложил разместить рядом в виде экспозиции.

Дальнейшую судьбу катера будет решать его непосредственный собственник – Министерство обороны РФ​

Надежда Магнитская Фото © ИД «Волгоградская правда» / Александр Кирьянов.

Поднятый со дна Волги бронекатер вел дуэль с немецкой батареей гаубиц

Операция по подъёму началась еще утром 5 ноября. А до этого водолазы и специалисты компании «Монолитстрой-Холдинг» несколько недель вели подготовительные работы.

В первый день удалось приподнять катер со дна, но, к сожалению, сильные повреждения, вызванные 75-летним пребыванием в воде, сказались на состоянии корпуса броненосца. В результате катер фактически развалился на части. И 6 ноября на баржу удалось погрузить только рубку и носовую часть. Полностью поднять судно удалось только накануне: видео этого впечатляющего зрелища можно увидеть в предыдущей публикации.

На поднятой корме БК-31 были обнаружены останки еще 6 человек. В общей сложности на катере погибли 12 или 13 человек. Их точное число назвать пока тяжело, потому что тела погибших сильно деформированы. К тому же среди скелетированных останков присутствуют даже кости животных — скорее всего, лошадей.

Подробности последнего боя БК-31 обнаружили в книге «В аду Сталинграда». Её автор - немецкий артиллерист, обер-лейтенант Виганд Вюстер, который в октябре 1942 года в составе 171 артполка вермахта принимал участие в Сталинградской битве. Он командовал батареей 150-мм гаубиц. Вот что он писал о боевых действиях в центре Сталинграда в самом начале октября 1942 года:

«. Две мои русские пушки у Волги заработали четкое очко на свой счет. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34 — быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз ее обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В этот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула. Из-за примечательности этой, в общем-то, обычной дуэли она была упомянута в «Вермахтсберихт» 10 октября 1942 г. Несколько человек из моей «береговой обороны» получили Железные кресты, чему, они, конечно, обрадовались. »

Дата гибели БК-31 известна — это 9 октября 1942 года. По описанию местности — тоже всё сходится. Так что с большой долей вероятности можно говорить, что Вюстер пишет именно об артиллерийской дуэли с бронекатером БК-31.

В настоящее время бронекатер доставлен на судоремонтный завод в Красноармейском районе. Специалистам еще предстоит определить его дальнейшую судьбу. Что касается дальнейшей судьбы катера, то наш источник рассказал о двух вариантах развития событий.

Первый — полностью восстановить бронекатер и в дальнейшем использовать его как памятник. Так, например, поступили с БК-13 (точной копией БК-31, они выполнены по проекту С-40), который установлен на постаменте на Набережной им. 62-й Армии неподалеку от музея-панорамы «Сталинградская битва».

Второй вариант — оставить бронекатер БК-31 в разрушенном состоянии, произведя минимальное восстановление. И также выставить его на публичное обозрение.

Читайте также: