Китайские вазы что означают

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Китайские вазы хранят формы и пропорции не меняясь 1000 лет

Китайские вазы 12-19 вв., - предметы роскоши и коллекционирования. Антикварные китайские вазы стоят на рынке дорого, это способ вложения средств. С другой стороны, современные китайские фабрики предлагают большой выбор ваз, выполненных в традиционном стиле. Среди них встречаются достойные образцы классической формы и расцветки.

Цель статьи — познакомить читателя с основными формами китайских ваз. Выбирая вазу для интерьера или в подарок, вы с легкостью разберетесь в многообразии форм и стилей. В конце статьи прочитайте советы, как лучше расположить китайские вазы в интерьере.

Китайские вазы вне времени и моды

китайские вазы

Китайские вазы совершенствовались веками и прошли 1000 летнюю эволюцию. Первые китайские вазы вырезались из нефрита и отливались из бронзы. Оригинальные вазы не потеряли стилистику, которая складывалась веками. Китайские гончары установили стандарты, неподвластные времени.

Сегодня невозможно купить столовую вазу, которая в какой-то степени не была бы обязана своей формой оригинальному китайскому дизайну. Тонкий вкус и правильные пропорции находят отклик в сердцах людей на протяжении столетий.

Древние китайские вазы — происхождение и формы

Красивое видео: история и традиционное производство китайской керамики.

Китайские вазы разнообразны по формам и стилистике. Существует примерно 20 основных форм. Самые ранние из них относятся к периоду неолита (10000-2000 лет до н.э.). Это глиняные коричневые горшки округлой формы, имеющие чисто утилитарное назначение. Постепенно горшки, еще трудно назвать эти предметы вазами, украшались черными и красными геометрическими узорами в виде завихрений.

Считается, что первые фарфоровые изделия относятся к время династии Хань (206 г. до н.э. -220 г. н. э.). Со временем совершенствовалась технология обжига керамики. Первые фарфоровые изделия покрывались зеленой и коричневой глазурью, изменялись формы. Первоначально керамические изделия имели утилитарный характер. Со временем доведенная до совершенства изысканность превратила китайские вазы в произведения искусства.

Секрет китайских ваз неподвластен времени

пропорции китайской вазы

Совершенные пропорции китайской вазы

Трудно объяснить, что именно притягивает человеческий глаз и почему один предмет вызывает восхищение и желание обладать им, а другой отталкивает. Все решают пропорции, масштаб, симметрия и цвет. Классические произведения искусства, в том числе и вазы, обладают вневременной тайной, которая необъяснимым образом созвучна человеческой природе.

Считается, что необъяснимая притягательность объясняется применением золотого сечения при изготовлении ваз. Пропорция «золотого сечения» впервые была описана Евклидом (около 325г. — 265 г. до н.э. Универсальное соотношение, проявляется во всей природе и в предметах искусства, начиная от Древней Греции, Эпохи Возрождения и периода классицизма.

Если наложить сетку, основанную на соотношении золотого сечения на классические китайские вазы различных форм, то соблюдение определенных пропорций очевидно. Правильные пропорции, это один из секретов невероятного притяжения китайских ваз.

Формы китайских ваз не менялись последнюю 1000 лет

китайские-вазы

Форма с узким горлышком. Сливовая ваза Мейпин

сливовые вазы

Мейпин буквально означает «сливовая ваза». Форма характеризуется узким горлышком, маленькая шея опирается на широкие плечи. Высокое тело вазы сужается к небольшому круглому основанию. Чаще всего на вазе изображены цветки сливы. Среди миллионов фарфоровых изделий, изготовленных на протяжении веков, антикварные китайские вазы Мейпин остаются одной из самых популярных форм.

Форма в виде груши

форма-в-виде-груши

квадратные вазы

Конг-образные вазы являются одними из самых старых форм. Их часто находили в гробницах при археологических раскопках, иногда расположенных вокруг тела. Первоначальное значение и функция остаются неизвестными. Форма вернулась в керамическую моду в XVIII веке и стала особенно популярной в XIX веке.

ваза-в-виде-тыквы

Считается, что двойные тыквы обладают магическими целебными свойствами и поглощают «отрицательную энергию». Они являются символами плодородия и удачи. Вазы имеют разнообразную палитру цветов. Существуют образцы в виде трех тыкв. Ваза «Двойная тыква» популярна в наши дни как символический предмет. Она играет роль магического талисмана на удачу.

Маленькие китайские вазы в интерьере

Китайские вазы небольшого размера хорошо смотрятся на полке, в углу, в пространстве, которое выглядит пустым. Маленькая изящная вазочка заполнит пустоту и поглотит негативную энергию. Для организации большого пространства разместите пару ваз симметрично или сгруппируйте несколько ваз различной формы и цвета. Разбейте ритм, скомпоновав вазы различной высоты, или используйте подставку.

Большие китайские вазы заполнят пустоту

Большая китайская ваза заполняет пространство, не создавая беспорядка. Это хорошее решение для декора больших комнат, не загруженных мебелью и крупными предметами. Напольная ваза заполнит пустое пространство, создавая центр притяжения. Фарфоровая ваза может стоять прямо на полу.

Для максимального воздействия наполните ее высоким тростником, бамбуком или перьями. Это добавит высоту, цвет и привлекательность. Несколько разных ваз разместите на пустых полках, камине или другой пустующей области. Такой прием создаст визуальный центр из ранее пустующего пространства.

Добавление цвета создает настроение

Традиционная синяя и белая керамика придают свежий, воздушный вид комнате. Для более острого, экзотического впечатления, выбирайте вазы, украшенные китайскими мотивами с изображением дракона. Китайские драконы «добродушны», это символ положительной энергии Ян и императорской власти. Яркие, насыщенные цвета оживляют «скучные» области и создают контраст.

Парные вазы организуют пространство

Парные вазы создают композицию и организуют пространство. Часто парные вазы располагают симметрично. Они могут быть одинаковые или близкие по стилистике. У парных ваз должен быть единый связующий элемент. Это может быть фактура, рисунок, форма, наполнение. Симметрия в организации пространства, это организованность, порядок и контроль за ситуацией.

Выбирая китайскую вазу для украшения дома, прислушайтесь к ощущениям. Глаз должен «радоваться», а в душе родиться чувство спокойствия и гармонии. Ведь ваза, это сосуд, где хранится «душа» вашего дома. Элементы китайского стиля оживляют комнату и позволяют мгновенно начать интересную беседу.

Как сделать китайскую вазу из листочка бумаги. Оригами рецепт-Китайская ваза своими руками. Попробуйте повторить! Смотрите видео.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Просто поделитесь с друзьями в соц.сетях. Это поможет нам улучшать сайт. Спасибо!

Антикварные китайские вазы

Китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.

Парные вазы со съемным верхом. Цветы и птицы. Эпоха Мэйдзи (1868–1912). Металл, перегородчатая эмаль. Выс. 40 см. Антикварный салон «Восточная Zaграница», Москва

Невозможно определить место и время появления первых ваз. Но можно отметить, что самые совершенные и разнообразные по форме и декору изделия были созданы в Древней Греции и Китае. Первоначально их делали из обожженной глины и бронзы. Со временем начали использовать другие, более совершенные материалы и технологии.

Наиболее древние из известных китайских ваз были сделаны из глины и относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, а самые популярные из обращающихся на современном антикварном рынке предметов изготавливались из фарфора, и их возраст обычно не превышает трехсот лет. На самом деле китайцы научились делать фарфоровые вазы в IV–VI веках, и с тех пор объемы их производства неуклонно увеличивались, совершенствовалось качество, росла их популярность в мире. К сожалению, в мире сохранилось очень немного предметов, которые были созданы до XIV века, поэтому такие вазы представляют в большей степени музейный, чем антикварный интерес.

Немного в антикварном обороте и ваз времен правления династии Мин (1368–1644). Ценность их высока, что связано с удивительным качеством производимых в этот период изделий. Многие знатоки восточного искусства употребляют слово «Мин» как синоним для характеристики достоинств тонкого китайского фарфора. Большое значение для успешного развития фарфорового дела имела личная забота о производстве, которую проявляли императоры этой династии. С конца XIV века они не только делали большие заказы и следили за развитием производственных мощностей, но и лично контролировали качество рисунков. Забота правителей проявилась и в том, что они, в качестве особой милости, разрешили маркировать изделия императорским клеймом (подобная практика стала обычной со второй четверти XV века). Фарфор эпохи Мин обработан с особым искусством, и каждый предмет обладает индивидуальностью. В отличие от более ранних предметов, основные достоинства которых виделись в подчеркивании красоты фактуры нерасписанного фарфора, большая часть ваз этого периода украшена подглазурной росписью кобальтом. Обычно они расписаны тонко и изящно исполненным цветочным узором. Отличительная особенность этих ваз связана с достигнутым равновесием соотношения качества черепка, совершенства обжига, формы предмета и рисунка. Все это — свидетельство зрелости китайских мастеров, достигших в своем развитии высот подлинно классического искусства. В Древней Греции совершенное равновесие канона античных статуй V века до нашей эры было нарушено, так как новое поколение скульпторов желало придать своим работам больше экспрессии и движения. В Италии гармония соотношения частей и целого, свойственная архитектуре ренессанса, была разрушена благодаря поиску новых необычных форм и пропорций, осуществлявшихся мастерами маньеризма и раннего барокко. Нечто подобное произошло и в Китае.

Ваза. Китай. Втор. пол. XIX. Металл, перегородчатая эмаль. Выс. 33,5 см. Отдел «Евразия» галереи «Шон», Москва

Уже в XVI веке художники пошли по пути усложнения живописных композиций. Всю поверхность ваз заполнил броский нарядный узор. Помимо монохромной подглазурной росписи кобальтом художники все чаще и чаще стали использовать полихромные краски, наносившиеся поверх глазури.

Тенденцию все большего распространения фарфора среди разных слоев китайского населения можно проследить по появлению новых тем вазописи. На вазах появились иллюстрации к известным литературным произведениям, театральным постановкам и жанровые сценки. Широкое распространение получили предметы, украшенные благожелательной символикой, по-видимому, предназначенные для подарков. Ваза с изображением цветка или плода граната означала пожелание многочисленного мужского потомства; с летящими бабочками и пионами — знатности и долголетия. Изображение цилиня (в китайской мифологии чудесный зверь — единорог) — символ добра, счастья и богатства; рыбы — успеха в государственных делах и достатка; журавля — долголетия.

Как это обычно и бывает, увеличение спроса на фарфор привело к ухудшению качества изготавливаемых ваз. Приблизительно с 1560 года качество черепка, глазури и росписи изделий постепенно начинает снижаться. Заметно и то, что над изготовлением ваз работали мастера различного уровня. Например, изделия, выполненные для нужд императорского двора, были изготовлены и расписаны намного лучше, чем вазы, предназначенные для внешнего рынка.

К этому времени слава китайского фарфора вышла далеко за пределы страны. В XV веке начала складываться знаменитая коллекция ваз, принадлежащих турецким султанам, которая сегодня считается одной из лучших в мире. В XVI веке увлекся собиранием китайских ваз иранский шах Аббас I. Время от времени предметы попадали и в Европу. Красота и дороговизна фарфора в Европе стали основными побудительными мотивами попыток (продолжавшихся несколько столетий) раскрыть секрет изготовления фарфора. Благодаря этим поискам во Флоренции XVI века при дворе герцогов Медичи был изобретен мягкий фарфор. В XVII веке прославились фаянсовые изделия голландского города Делфта, расписанные синим кобальтом «под Китай». Лишь в 1710 году знаменитый алхимик Бетгер сумел разгадать секрет фарфоровой массы. Это событие произошло в городе Мейсене, и от него ведется летоисчисление истории европейского фарфора.

Ваза. Китай. 1920-е. Фарфор, надглазурная роспись эмалями и железной краской. Выс. 48 см. «Гала», Москва

Для европейско-китайских отношений новая эпоха началась в XVI веке, когда португальцы освоили морской путь, соединивший «два конца света». С этого времени китайские вазы стали регулярно привозить в Европу. Относительно невысокая их цена в Китае и баснословные деньги, за которые покупали вазы на Западе, служили причиной того, что этот вид торговли процветал. Купцы не оставались внакладе, несмотря на то, что лишь десятая часть груза достигала пунктов назначения. На протяжении XVI и XVII веков количество привозимых из Китая ваз непрерывно возрастало, однако спрос во много раз превышал предложение. О популярности фарфора среди европейской знати можно судить уже по тому, что на Западе нет ни одного известного дворца, в котором одно или даже несколько помещений не были бы отведены под китайские изделия.

В XVII веке первенство по торговле со странами Востока у португальцев перехватили новые торговые компании, к числу которых относится и голландская Ост-Индская компания. Ей принадлежит идея поставлять европейским дворам фарфоровые изделия, исполненные в Китае специально на заказ по рисункам и гравюрам западных художников. Таким образом, в Европе образовалась большая коллекция ваз, украшенных узнаваемыми европейскими сюжетами, но исполненными на «китайский манер». Существуют и изделия, украшенные геральдическими знаками знатных семей, специально изготовленные по заказу Ост-Индской компании в Китае. В свое время их было сделано так много, что они составили отдельную группу среди фарфоровых изделий. На сегодняшний день известно около трех тысяч вариантов европейских геральдических узоров, выполненных в Китае.

Деятельность Ост-Индской компании приходится на время правления династии Цин (1644–1911), а фарфоровые вазы было выгодно привозить до середины XVIII века. К этому времени в Европе уже было достаточно своих мануфактур, выпускающих изделия высокого качества. За время импорта китайских изделий в Европе собрались солидные запасы хорошего коллекционного фарфора, который и сегодня составляет основной фонд мирового антикварного оборота китайских ваз.

Ваза с круговой композицией «Сто играющих детей». Китай. 1910-е. Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железными красной и черной красками, позолота. Выс. 96 см. «Гала», Москва

В истории Китая XVIII век — последний период, когда продолжалось развитие фарфорового дела в стране. В XVIII веке были созданы новые формы ваз, а их размеры увеличились. Мастера разработали новые знаменитые палитры раскраски фарфора, название которых происходит от преобладания того или иного тона в полихромной росписи. К таковым относятся изделия «зеленого семейства», «розового семейства» и «желтого семейства». Не менее активно продолжалось изготовление ваз, украшенных традиционной подглазурной росписью кобальтом. Изделия этого времени замыкают список вещей, интересуют серьезных коллекционеров китайского фарфора. С начала XIX века в Китае наступил период копий и повторов. Все это сопровождалось постепенным снижением качества самого черепка, схематизацией и ухудшением уровня вазописи.

Время упадка фарфорового производства совпало со временем европейского господства в Азии. В этот период многочисленные искатели приключений наводнили Азию в поисках достойных предметов для своей домашней коллекции. Не обошли они стороной и Китай. В Европу постарались вывезти то ценное, что можно было раздобыть в Китае. Естественно, по европейским обычаям, старались вывезти самые древние и самые ценные вазы. Тогда европейцы еще не знали, что китайцы с древнейших времен известны своей страстью к копированию старинных образцов фарфора. Попытаться купить в Китае действительно старинный фарфор по степени риска сравнимо с попыткой приобрести подлинную античную статую в знаменитой своими подделками, дореволюционной Одессе. Ведь еще в началеXVI века китайцы делали вазы в стилистике первой четверти XV и ставили на них старые клейма. Со временем эта тенденция не только не исчезла, а, наоборот, набрала еще большие обороты. Поэтому все недавно собранные европейцами коллекции оказались переполнены тем, что сейчас назвали бы фальшивками. Это породило большое количество проблем, связанных с определением подлинности, точнее, соответствия клейма, формы и узора на вазе действительному времени изготовления изделия. Помочь в решении этих проблем могут только опытные эксперты, имеющие большой опыт работы с подлинными вещами. У нас в стране единственная крупная коллекция описанных и проверенных вещей находится в Эрмитаже, поэтому в случае покупки вазы XVI века желательно сделать экспертизу у сотрудников этого музея. В ином случае можно получить подтверждение лишь того, что предмет действительно старый, а клейма, форма и роспись соответствуют указанному времени. Но ответственность за свидетельство, что сделан предмет в XVI или начале XVIII века, решатся взять немногие.

Отношения с восточным соседом у России всегда были «особые». Несмотря на общую границу, Китай для жителей наших столиц был значительно дальше, чем для голландцев или англичан. Мода на украшение интерьеров китайскими вещами в Россию пришла не с Востока, а с Запада. Первые в России комнаты, украшенные «на китайское дело», находились в Коломенском дворце царя Алексея Михайловича. Заполнены они были предметами, которые привозили голландские купцы.

Ваза. Китай. Период Канси (1662–1722)? Фарфор, роспись в гамме «зеленого семейства». Выс. 31 см. «Маленькая Япония», Москва

Единственным русским царем, который попробовал получать китайские изделия прямо из Китая, был Петр I. Он решил в 1720 году выписать мастеров для украшения своих дворцов непосредственно из Китая. Однако пекинский двор не удовлетворил просьбу «северных варваров». При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне китайские предметы стали непременной принадлежностью императорских дворцов, а расцвет моды на китайское искусство пришелся на правление Екатерины II. Подавляющее количество китайских предметов поставлялось к императорскому двору с Запада. Значительная часть этих изделий была сделана на европейских мануфактурах в стиле шинуазри.

Зависимость моды на китайский антиквариат от западных тенденций у нас в стране прослеживается и сегодня. К сожалению, по количеству предметов, их качеству и спросу на них (по отношению к развитым странам Европы) наш рынок вторичен. Основную массу его оборота составляют вазы XIX–начала XX веков — все то, что не представляет подлинной ценности для коллекционеров китайских древностей. Поскольку по китайскому законодательству вывоз культурных ценностей за пределы страны без особого на то разрешения запрещен, еще несколько лет назад вазы вывозили из независимого тогда Тайваня. Теперь основная масса вещей привозится из Европы, где за столетия торговли с Китаем осело большое количество изделий. О значительной антикварной ценности этих предметов говорить не приходится. Все их достоинства сводятся к декоративности. Антикварный рынок китайских ваз в России в большей степени похож на сеть магазинов по сбыту не очень качественной, но пользующейся большим спросом продукции.

В продаже представлены предметы, и вам обязательно предложат экспертизу. На самом деле в ней нет особой нужды, поскольку в этих экспертизах обычно подтверждается, что вазы действительно были изготовлены в период упадка фарфорового производства в Китае. Сам по себе жест с экспертизой абсурден, это все равно, что заказывать заключение экспертизы на кузнецовские чашки.

Основная проблема рынка китайских ваз связана с отсутствием спроса на действительно серьезные вещи. Круг подлинных ценителей восточного антиквариата у нас в стране очень мал, и естественным было их желание организовать место, где они могли бы найти интересующие их вещи. Исходя из этого, закономерно возникновение антикварного центра «Шон» в одном здании с московским музеем восточного искусства, объединившим лучшие галереи, занимающиеся ориентальным искусством. Там можно встретить больших знатоков китайского искусства, но интересные вазы бывают редко.

В статье намеренно был сделан акцент на развитие производства и историю коллекционирования фарфоровых ваз. Это связанно с тем, что история фарфора наиболее богата событиями и, в целом, соотносима с историей ваз из других материалов. Ввиду их отсутствия на рынке нам следует упустить вазы из бронзы. Зато много изделий, украшенных перегородчатой эмалью (клуазоне), по форме повторяющих вазы из фарфора. В Китае техника клуазоне зародилась в период правления династии Юань (1271–1368), но большинство ваз, существующих на отечественном рынке, были созданы уже в XX веке. Встречаются в антикварных салонах и вазы из стекла, но стекло никогда не было предметом большого увлечения китайцев. Исключением являются только резные вазы из горного хрусталя, представляющие большой интерес.

Что можно найти на антикварных рынках Китая, и как отличить артефакт от подделки?

Нефритовые статуэтки, фарфоровые вазы и живописные свитки - редкий путешественник, оказавшись в Поднебесной не поддастся искушению увезти на родину экзотический сувенир.

Без таких мелочей не обходится ни один блошиный рынок в Китае. Но можно ли найти на антикварных базарах действительно ценный артефакт и как отличить его от искусной подделки?

Тысячи мелочей на свалке истории. Резные ставни из храмов, ржавые замки, на которые они закрывались - им не меньше трехсот лет, они чудом спаслись в культурную революцию.

Крошечные ботиночки размером в 9 сантиметров - наследство от бабушки. Сто лет назад детскую ступню загибали пополам и крепко забинтовали на всю жизнь. Девочки глотали слезы, чтобы потом, когда вырастут, услышать вслед: "Диво, как хороша с ножкой в три цуня".

"Ходила с болью, далеко не уйдет, а значит, хорошая жена", - объясняет торговец.

Губительная мода целой эпохи - атрибуты опиумных войн, курительные трубки. Без них не обходится ни один блошиный рынок в Китае. Костяные или подороже - из нефрита и яшмы. А камень из Внутренней Монголии продают брусками. Его так и называют - "мясной". Инструкция по применению проста: для аппетита держать на кухне, на зуб не пробовать.

Через ряды с чайниками - самый лучший из исинской глины – идем к фарфору и фаянсу. Вот старинный сейсмограф - при землетрясении шарик из головы дракона попадал в рот лягушке именно с той стороны света, где был катаклизм.

Вазы, пиалы, чашки, кашпо с клеймом династии Цин или Мин для домов знатных вельмож. А вот - бутылочки для табака, которые придворные кокаинистки не выпускали из рук. Продавцы уверяют: "Конечно, настоящие! Покупать будешь?"

Коллекционеры советуют не верить глазам, а принюхаться. Когда торговец хочет выдать вещь за древнюю, он обычно мажет ее смесью бензина с мазутом. Донышко становится темным и кажется действительно старым.

Испачкать, или лучше разбить, а потом склеить заново, чтобы отдать втридорога - продавцы сами делают биографию вещам. 99% всего антиквариата в Китае - всего лишь подделки под старину. Среди них попадаются и весьма искусные. Как здесь говорят, даже боги не разберут, подлинная вещь или фальшивая.

Популярное шоу на пекинском телевидении: участник приносит фамильную ценность и семеро судей внимательно ее изучают. Плохое предчувствие хозяйку не подводит: "подделка" -рапортует ведущий. Правы эксперты или нет, уже неважно, из-за неловкости ведущего чаша разбивается вдребезги. У дамы - нервный срыв.

А владелец музея из провинции Хэбэй буквально умер от злости - его коллекция на 10 миллионов долларов оказалась пшиком.

Коллекционер Го Фуцзюнь объясняет: "Любителей можно обмануть, но профессионалов не проведешь. Все знают, что вещь оценивают, глядя на дно. Например, у этой вазы только дно и настоящее, видимо, мастера нашли обломки, а все остальное они доделали уже сами. Хорошая стилизация, но все равно малоценная".

Андрей Кириллов, шеф бюро ИТАР ТАСС в Пекине и коллекционер со стажем, убежден - древность по карману тут можно найти только в груде мусора. Осколки - это еще и задачка на воображение. По ним можно представить, как выглядела вся ваза, и расшифровать смысл рисунка.

"Очень популярный на многих изделиях дракон. Тут видно только маленький кусочек, тем не менее, можно догадаться, что это дракон - по чешуе, по изгибу. Дракон - это сила природы, это богатство, это вообще защита от всяких напастей", - рассказывает Андрей Кириллов.

В руках сметливого продавца и ржавые щипцы запоют. Для вещей и вещичек пекинская "блошка" - лебединая песня. От фабричного новодела толку мало, охотники за сокровищами культурный мусор не берут и за ломанный грош. "Купите!" - уговаривают продавцы, ведь все это тоже станет антиквариатом. Нужно только подождать. Лет двести.

Загадки
китайского фарфора

Нигде фарфор не пользовался такой популярностью, как в Китае. Из него делали блюда, вазы, кашпо для растений, подголовники (подушки), большие аквариумы, которые устанавливали в китайских садах. Эти аквариумы позволяют не только любоваться плавающими в них красивыми рыбками, но и рассматривать искусно декорированные боковые стенки сосуда. Один из таких сосудов представлен на выставке «Искусство Китая: фарфор и стекло» (из частного собрания Галы и Александра Аваловых) в Историческом музее, где можно увидеть триста предметов конца XVI — 1-й половины ХХ века.

Ваза в виде плоской фляги
XVIII в. Роспись в гамме «черного семейства»

В чем секрет китайского фарфора? Почему он имеет такую длительную историю и отличается таким совершенством?

Есть свидетельства, что фарфор в Китае появился три тысячи лет назад. А тысяча восемьсот лет назад в стране уже делали настоящую фарфоровую посуду. Секрет высокого качества китайских фарфоровых изделий, их белизны и звонкости заключается в использовании чистой китайской глины — каолина — и применении специальной температуры для обжига. Качество глиняной заготовки, цвет глазури, метод декора определяют качества фарфора. На некоторых вазах, блюдах китайские мастера росписи достигали тончайших градаций оттенков и переносили на них композиции, заимствованные из классической живописи. Излюбленной теме «лотосового пруда» посвящена ваза XVIII века с исключительно чистым белым черепком и глазурью. Возникает ощущение, что цветы произрастают из воды. И рисунок очень выразительный, как на классической китайской картине.

Подголовники парные. Конец ХIХ в.

Поражает разнообразие сюжетов в росписях фарфоровых изделий: «пейзажи», «цветы и птицы», «драконы в облаках, летящие над Мировым океаном», «играющие мальчики». Одна из лучших на выставке — большая ваза с композицией «Три дракона» (XVIII в.) с красивой многослойной резьбой по красному лаку. Ее поверхность тонирована густой киноварно-красной эмалью. Помимо резьбы использована изощренная гравировка. С исключительной искусностью на головы драконов нанесены мельчайшие капельки краски.

Сосуд с крышкой. Середина ХVIII в.

Конец XVII–XVIII в. — время наивысшего расцвета искусства китайских мастеров фарфора: исключительное богатство колорита, мастерство резьбы, декорирования сосудов, которым присваивали условное название «семейств»: «зеленое семейство», «розовое», «черное»… В изделиях в гамме «черного семейства» разноцветные изображения помещаются на покрытом черной эмалью фоне. Самая восхитительная ваза на выставке имеет форму плоской фляги, создана в гамме «черного семейства» с разными оттенками зеленого, с разноцветными изображениями на покрытом черной эмалью фоне и тонким слоем глазури поверх него. С двух сторон на вазе изображен лотосовый пруд с цаплями и зимородками. Необычайно хороши тщательно выписанные лотосы с тончайшими прожилками.

Стеклянная ваза с крышкой в форме тыквы
Конец XVIII в. Рельефный узор
в виде лепестков лотоса
Стеклянный сосуд в виде лежащего плода
пальчатого лимона «пальцы Будды»
Конец XVIII в.

Интригуют вазы с благопожелательной символикой. Драконы и фениксы означают вечную гармонию вселенной. Сосна, журавль, персик и гриб символизируют долголетие, пионы — пожелание счастья. Иногда эти композиции дополнялись иероглифами долголетия, счастья.

Стекло появилось в Китае в конце XVII века. Необыкновенно многообразны показанные на выставке изделия из стекла. Как и фарфоровые, они поражают разнообразием форм, технологий, окраски: сосуды из прозрачного, изумрудно-зеленого, рубинового стекла, из стекла с серебряными «звездочками», сосуды с вкраплениями синих пятен неровных очертаний. Выделяется необычной формы золотисто-красноватый сосуд «Пальцы будды» (XVIII в.) и похожие на тыквы сосуды, напоминающие драгоценные камни — сапфир, рубин, изумруд, с эффектными преломлениями света. Оригинален сосуд «Лотос» XVIII века — бело-розовый, проработанный рельефным рисунком из разных лепестков лотоса.

Ваза. Период Ваньли (1573–1620) поздней эпохи Мин
Роспись уцай (пятицветная)

А на стеклянной вазе с крышкой XIX века композиция более сложная, чем на аналогичной вазе, созданной столетием ранее. На ней изображен Мировой океан с изысканным узором из волн и пены. На листе по воде скользит даосский святой, а в небе парит журавль с тыквой. Все в декоре ориентировано на пожелания долгой жизни и здоровья.

В ХХ веке китайские стеклодувы испытали сильное влияние стиля ар нуво, с его причудливой игрой форм, и японского искусства периода Мейдзи (1868–1912), что можно увидеть в оформлении ярко-желтой вазочки (1940-е гг.) с бело-розовыми ветвями вишни и летящими сороками.

Ваза грушевидной формы
Конец XVIII в. Роспись в гамме «розового семейства»

Приятно любоваться очаровательными китайскими табакерками XVIII века, в которых хранился ароматизированный порошок. Это маленькие флакончики с узкими горлышками и плотно прилегающими к ним крышками, к которым прикреплялась узенькая ложечка из металла и кости, для того чтобы удобнее было отсыпать понюшку. Табакерки подвешивали к поясу в специальных матерчатых футлярах.

Ваза с композицией «Три дракона»
Вторая половина XVIII в.

Коллекция Аваловых очень оригинальна и проливает новый свет на некоторые периоды развития китайского фарфора и стекла.

Ваза богатства по фен шуй

Ваза богатства по фен шуй

Всем нам хочется, что финансовые дела шли хорошо, и чтобы денег хватало не только на покупку самых необходимых вещей, но и на многое другое.

Восточные эзотерические учение утверждают, что ваза богатства по фен шуй способна повлиять на материальную ситуацию и привлечь в нашу жизнь денежный успех. Давайте поговорим о том, как создать такой талисман своими руками и как наделить его волшебной силой, привлекающей денежную энергию.

Что такое ваза богатства?

Денежная магия существует уже несколько веков. Еще в древности буддийские монахи считали, что можно создать особый талисман, который привлечет в жизнь человека богатство и финансовый успех во всех начинаниях. Традиция фен шуй тесно связана с этими древними ритуалами.

Ваза богатства, о создании которой мы сейчас поговорим, является очень мощным символом материального успеха не только для конкретно взятого человека, но и для целой семьи. Этот талисман можно сравнить с легендарным рогом изобилия.

Существует старинное предание, рассказывающее о рыбаке, выловившим из реки Янцзы плоскую вазу для цветов. Он приспособил ее в хозяйстве в качестве миски для собаки, но со временем заметил, что еда, положенная в нее, не убывает, хотя питомец наедается.

Однажды жена рыбака случайно уронила в эту вазу свою шпильку, сделанную из чистого золота, и уже совсем скоро сосуд наполнился до краев такими же золотыми шпильками. Затем семейная чета провела эксперимент с монетами, и из одной штуки они получили полную вазу денег.

Рыбак перенес этот чудесный сосуд в дом, и с тех пор семья стала пользоваться им для умножения денег и ценностей. Но старики не были скупы, и своим богатством охотно делились с окружающими и помогали всем нуждающимся.

Ритуал создания такой вазы, приносящей в дом изобилие, много лет был доступен лишь избранным – настоятелям буддийских храмов и монастырей, именитым врачам и судьям. Но со временем ученые расшифровали древние даосские и буддийские рукописи, и после этого секрет талисмана богатства узнал весь мир.

Как создать вазу богатства по фен шуй

Перед тем, как приступить к созданию денежного талисмана, давайте разберемся, любая ли ваза подойдет для этой цели, и нужно ли выполнять какие-то особые ритуалы во время этого процесса.

Какой должна быть ваза

Идеальная ваза, наиболее подходящая для семейного талисмана, обязательно должна быть пузатой. Хорошо, если она по форме будет напоминать очертания женского тела или тыкву с широким дном и узким горлышком.

Ширина горлышка особенно важна, поскольку через него богатство попадет на дно сосуда и навсегда останется внутри нее, а это значит, что материальные ценности передадутся по роду и не покинут семью на долгие времена. Обязательным атрибутом для вазы богатства по фен шуй является крышка. После того, как вы наполните сосуд, его обязательно нужно будет запечатать.

Ваза богатства по фен шуй

Хорошо, если на самой вазе будут нанесены символы благополучия и богатства, например, дракон, летучая мышь, птица Феникс, иероглиф, означающий материальный успех, двойной узел счастья или символы четырех времен года, но они должны располагаться только с одной стороны. Материалы, подходящие для талисмана – керамика, фарфор или металл.

Можно ли сделать несколько ваз

Для привлечения финансового успеха в один дом достаточно одной вазы, но, если вы хотите подарить подобные сувениры своим близким, не проживающим с вами, или друзьям, можете изготовить несколько сосудов богатства.

В фен шуй считается, что как только материальное положение семьи начнет заметно улучшаться, нужно создать новую вазу, но она обязательно должна быть больше предыдущей. Эта практика широко известна в восточных странах, и в домах китайских богачей даже существуют специальные комнаты, где хранятся веками огромные вазы изобилия, переходящие по наследству из поколения в поколения.

Только ли финансовый успех приносит ваза богатства?

Практики фен шуя утверждают, что этот мощный талисман, положительно влияет не только на размер семейного бюджета, но и на другие области нашей жизни: на здоровье, карьерный рост, новые начинания, благополучие в личной жизни и продолжение рода.

Когда нужно изготавливать талисман?

Дата сбора вазы богатства по феншуй может быть любой, но лучшим временем для этого ритуала считается период, начинающийся незадолго до китайского нового года и заканчивающийся через несколько дней после него.

По нашему календарю это с 21 января по 21 февраля. Идеальный день – первое новолуние в этом временном отрезке.

Ритуал создания вазы изобилия

Перед тем, как приступить к наполнению вазы различными предметами, необходимо провести особый ритуал очищения сосуда. Он делается для того, чтобы «выкурить» из вазы духов, которые могли там спрятаться, пока она была открытой. По традиции очищение проводится ароматическими палочками.

Вам нужно сесть на пол в том направлении, которое кажется вам наиболее благоприятным (для каждого человека оно будет индивидуальным) и повернуть вазу знаками и рисунками к себе. Затем зажгите ароматические палочки и очистите ими вазу снаружи и внутри, а также все предметы, которые собираетесь в нее поместить (о них мы расскажем чуть позже).

Вы можете прочитать молитву или заговор, или же просто произнести какие-то приходящие на ум слова, главное – чтобы вы сами верили в силу проводимого ритуала и почувствовали, что ваза наполняется вашей собственной энергией.

После очищения вазы нужно ее наполнить благими субстанциями. Их список может варьироваться, и каждая семья может добавлять в талисман какой-то свой особый секрет. Главное – чтобы в вазе оказались «ингредиенты», связанные с пятью стихиями: Вода, Земля, Огонь, Дерево и Металл.

Мы приводим лишь примерный список содержимого вазы богатства, но вы, как уже говорилось ранее, можете положить в нее и что-то свое, личное. А еще лучше (если вы создаете вазу не только для себя, а для всей семьи) — попросить каждого ее члена после основных предметов добавить и что-то от себя.

Монеты династии Цин

Один из самых популярных символов богатства – это три золотые монеты, перевязанные красной нитью. Такой талисман можно купить в любой эзотерической лавке. Этот амулет, положенный в сосуд, активирует энергию Земли и Неба и привлечет в вашу жизнь финансовый успех. Класть его нужно стороной, на которой нанесены иероглифы, вверх.

Земля

Лучшим символом богатства со стороны земной стихии будет обычная земля с участка зажиточного человека. Ее не следует красть – лучше спросить у владельца разрешения. Горсть такой подаренной земли будет особенно счастливой. Однако далеко не все хотят «тащить» в свой дом энергетику другого человека.

Если найти землю с богатого участка не получается или же просто не хочется, вы можете использовать нейтральную чистую плодородную землю с полей или привезенную из священных мест, или же обычный чистый песок. Землю можно просто высыпать в вазу, а можно положить ее в маленьком полотняном или шелковом мешочке.

Ваза богатства по фен шуй

Кристаллы фен шуй

Эти кристаллы обладают особыми свойствами. Во-первых, они умеют притягивать положительную энергию, а во-вторых при попадании солнечных лучей, преломляют свет и разделяют его на спектр, благодаря чему мы видим радугу.

Такие кристаллы, содержащие в себе не только энергию Земли, но и немного Металла, сделают жизнь вашей семьи спокойной и гармоничной, а также уберут препятствия, возникающие на пути к материальному успеху.

Золотые монеты

Конечно же, привлечение богатства не обойдется без золотых монет. Их в вазе должно быть 3, 6 или 9. Также можно положить туда неразменную монету, используемую как талисман, или монету Багуа, которая является сильным защитным оберегом от утраты богатства.

Полудрагоценные, драгоценные или натуральные камни

Таких камней должно быть пять, и каждый из них по цвету должен соответствовать одной из стихий. Так, например, для Металла камень должен быть белого или прозрачного цвета, например, горный хрусталь, кварц, лунный камень или беломорит. Для стихии Воды подходят камни синего или голубого цвета – сапфир, бирюза, лазурит, содалит.

Огонь по традиции связан с красным цветом, а значит вы можете использовать рубин, гранат, турмалин, коралл, шпинель. Для Земли подойдут желтые – сердолик, янтарь, циркон, а для стихии Дерева – зеленые: малахит, жадеит, изумруд, берилл.

Пять злаков

Обязательным атрибутом вазы изобилия являются дары земли – злаки. Их цвета также должны соответствовать стихиям.

  • Возьмите небольшую горсточку красной фасоли или чечевицы для Огня.
  • Затем пшено, кукурузу или горох для Земли.
  • После – рис или белую фасоль для Металла.
  • Дикий рис или черную фасоль для Воды.
  • И, наконец, маш или зеленый горох для Дерева.

Символы изобилия и богатства

Не стоит обходить вниманием и маленькие статуэтки, приносящие успех. Вы можете положить в свой сосуд фигурки богов, символизирующих богатство, семейное счастье, долголетие, животных, приносящих удачу – дракона, летучую мышь, золотого слона, черепаху, денежную жабу или маленький слиток из золота.

Фотографии ваших желаний

Большое значение для работы талисмана имеют ваши личные желания. Их нужно тоже добавить в вазу. Распечатайте или вырежьте из журналов фотографии людей, достигших успеха, дома или особняка вашей мечты, автомобиля, который хотите иметь и всего того, что ассоциируется у вас с понятием «полная чаша счастья».

Главное во время ритуала не просто складывать в сосуд предметы, а разговаривать с ними, обращаться за помощью к пяти стихиям, произносить ваши желания – тогда талисман зарядится энергией ваших мечтаний.

Запечатываем вазу

После того как вы наполнили магический сосуд, его нужно прикрыть крышкой, а затем пятью салфетками или тряпочками тех цветов, с которыми ассоциируются стихии. Делать это нужно в следующем порядке: сначала идет белый, затем синий, зеленый, красный и наверху должен оказаться желтый.

Затем нужно взять нитки тех же пяти цветов и перевязать ими салфетки или тряпочки в том же порядке, как было описано выше. После этого следует провести еще один ритуал очищения с помощью ароматических палочек.

Когда процесс сбора и запечатывания вазы будет окончен, ее нужно поместить в какое-нибудь укромное место, желательно в спальне. По соседству с талисманом не должно лежать никакого хлама и ненужных вещей.

Такая ваза богатства по фен шуй должна стоять в отведенном для нее месте на протяжении года. Нельзя ее доставать, открывать или показывать кому-то постороннему. Через год вы увидите, насколько эффективной оказалась ее работа.

Символика цветочной живописи на Китайских вазах

Известно, что на Европейских мануфактурах по производству фарфоровых изделий, главное вдохновение скульпторы и художники черпали из форм и росписи восточного фарфорового искусства. Китайские вазы, которые поступали в коллекционные собрания великих царственных особ Европы, стали прототипами для первых фарфоровых изделий Майсенской мануфактуры и до сих пор являются источником вдохновения для современных мастеров Meissen.

Особенности восприятия мира в восточной культуре и основные черты китайской живописи

Основа культуры Китая - целостное представление о мире, в котором тесно переплетены между собой философские учения, мифы и легенды, реальные исторические события и персонажи с волшебными и мифическими существами и явлениями, а человек рассматривается непременно в неразрывной связи и единстве с природой.

Как правило, в живописи китайских ваз использовались элементы растительного мира, животного и сценок из человеческой жизни. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.

Как правило, китайская живопись отличалась не наличием цвета в росписи, а необыкновенной манерой использования большого количества отрывистых линий, точек, мазков, поскольку китайская живопись неразрывно связана с каллиграфией.

Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.

В эпоху Мин - золотой век китайской живописи - огромную популярность приобретают изображения животных и растений, обладающих символическим смыслом. Таким образом, часто изображая что-либо, китайские художники закладывали в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особенно часто. Так, например, изображение гор и воды являет собой взаимодействие активной мужской силы «Ян» и пассивной женской - «Инь». Или например, изображения различных растений и животных становятся носителями символов и образов.

Цветы в китайской живописи

Орхидея, бамбук, хризантема, и слива мэй-хуа – основные растения, которые изображались на вазах. Эти четыре цветка считаются благородными растениями в Китайской культуре. Именно эти растения согласно китайской традиции обладают качествами благородного человека.

Орхидея – это нежный цветок ранней весны, поэтому она становится олицетворением весны, чистоты помыслов и благородства. И кроме того, это символ женского начала и красоты. Орхидея это символ покоя, нежности, утончённости и скромности. В Древнем Китае орхидея высоко ценилась учёными мужами, и до сих пор этот цветок считается знаком благородного учёного. Подарить вещь с изображением орхидеи – значит пожелать рождения сыновей с высокими умственными способностями.

Бамбук считается символом непреклонного характера, поскольку это многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочное и устойчивое к внешним воздействиям.

Бамбук ассоциируется с долголетием, стойкостью к невзгодам. Примечательно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности.

Хризантема. Этот стойкий к морозам цветок, который украшает собой сады до поздней осени и продолжает цвести зимой, как бы бросая вызов зиме, символизирует бодрость духа и долголетие. Глубокой осенью, когда лепестки почти всех цветов уже осыпались, хризантема начинает пышно расцветать, не страшась никаких холодов. Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, она является воплощением торжества, спокойствия осени, и воплощает в себе женское начало «инь». Месяцем хризантемы является октябрь. Образ цветка связан с урожаем, богатством и изобилием. Археологами было найдено первое изображение хризантем на китайском фарфоре, который был изготовлен 2500 лет назад. В Китае известно около 3000 сортов хризантем.

В Китае получил распространение обычай дарить друг другу на праздники жёлтые хризантемы — олицетворение безоблачного счастья.

Цветы дикой сливы

Цветущая дикая слива (сакура) ассоциируется с чистотой помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию и стойкостью к невзгодам судьбы. Слива живёт долго, иногда по 100 лет. Дикая слива, как и все лиственные деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.

Сливе было посвящено целое отдельное направление в живописи.

Цвести дикая слива мэй-хуа начинает, когда еще холодно, очень красивым и нередким является цветение дикой сливы в снегу. Поэтому, неудивительно, что мэй-хуа символизирует зиму и стойкость.

Ветви сливы напоминали китайцам дракона, а молодые побеги сравнивали с железными прутьями клетки. Получалось, что это был укрощенный дракон.

Другие цветы в живописи

Четырьмя благородными цветками китайская живопись конечно же не ограничивается.

Лотос является самым древним и самым загадочным цветком. Летом, в пору цветения, лотос можно встретить почти в каждом парке столицы Китая. Лотос считается священным растением в этой стране. Он олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Лотос считается символом лета и месяца август.

Изображение лотоса используется в фэн-шуй для создания уютной и спокойной обстановки в доме и для пробуждения духовного сознания.

Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала, поэтому он связывается с плодородием, следующим поколением и зарождением новой жизни.

Китайцы верят, что лотос растёт в раю, на небе, и он почитался как священное растение ещё до распространения буддизма, с которым он очень тесно связан – ведь это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ила.

Этот цветок олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой (слова «соединение» и «лотос» в китайском языке звучат абсолютно одинаково). Кстати эти удивительные нежные растения занесены в Красную книгу.

Рисуя цветок лотоса, китайские художники рассказывают о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

В 1903 году пион был провозглашен национальным цветком Китая. В древности пионы выращивали исключительно в императорских садах и в домах богатых чиновников, а чтобы насладиться красотой их цветения, знать надевала самые торжественные наряды, чтобы пройти в парк с пионами, где проводилась целая церемония. Поливать пионы доверялось только самым красивым и целомудренным особам с бледным лицом, ухаживать за цветами могла только самая красивая девушка при императорском дворе. Пионы всегда считались знаками аристократизма, высокого положения, знатности, достоинства, богатства, процветания и славы.

Кроме этого, пион является символом весны, поскольку он зацветает в начале апреля, когда не цветёт ещё ни одно другое растение. Очень часто в росписи рядом с пионами появляется изображение бабочки, поскольку аромат бабочек всегда привлекает насекомых и прежде всего бабочек. Пион в таком случае становится символом женского начала, а бабочка – мужского. Пионы символизируют пылкую страсть и неугасающую любовь.

Азалия олицетворяет женскую грацию. В некоторых случаях она может являться символом больших способностей человека. Порой цветок азалии ассоциируется с тоской.

Астра выступает образцом элегантности, очарования, скромности, и смирения.

Календулу в Китае зовут «цветком десяти тысяч лет», она является символом долголетия.

Образ вьюнка связан с любовью и браком, зависимостью. Но при этом он может служить символом рассвета, обозначать нечто преходящее.

Ирис олицетворяет грацию, изящество, нежность и красоту в одиночестве.

Камелия символизирует здоровье, силу тела и силу духа. Этот цветок также называют «героем сражений».

С образом мака в Китае связывают уход от дел, отдых, но вместе с тем и успех. Мак как источник опиума наделяется совершенно иными значениями, олицетворяет распад и зло.

Цветы глицинии , воплощая в себе чистую энергию инь, ассоциируются с женской красотой.

Цветы персикового дерева Китайская роза

Магнолия так же считается символом женственности и красоты. Кроме того, она олицетворяет семейное счастье. В древности только императорам и членам императорской семьи разрешалось выращивать магнолии.

Лилия наделяется особыми качествами. Считается, что цветы лилии помогают забыть неприятности и развеять печаль. Кроме того, существует поверье, что лилия приносит сыновей. Поэтому его часто дарят замужним женщинам. Ещё одно символическое значение лилии — единение и дружба.

Нарцисс в Китае символизирует женскую преданность, чистоту, влюблённую пару и счастливый брак. Изображение чаши с нарциссами означает пожелание неувядающей жизни, любви, счастья и мира. Также этот цветок является символом Нового года. Цветение нарцисса под Новый год считается в Китае добрым знаком, обеспечивающим счастье в наступающем году. Поэтому в Китае распространён обычай перед Новым годом выращивать нарциссы. Китайцы заранее приносят в дом проросшие луковицы нарциссов, сажают в красивые плоские вазочки с водой, стараясь подгадать, чтобы цветы расцвели именно к празднику.

В Китае очень ценятся цветы персикового дерева, являющиеся символом брака. Считается, что они обладают силой приворота мужчин. Даосские любовные заклинания предполагали использование цветов и лепестков персика. Размещение в доме картины с изображёнными на ней цветами персика способствует вступлению в брак. Также персиковые деревья символизируют наступление весны, именно в это время на их ветвях распускаются цветы.

Роза , королева цветов в западном мире, в Китае приобретает иное значение. Образ розы связан с молодостью, но не является символом любви. Китайская роза — это благоухание, сладость в запустении, процветание. Отдельным значением наделяется чайная роза жёлтого цвета. Она символизирует победу. И именно такая роза является эмблемой Пекина, столицы Китая.

Читайте также: