Комплект для ремонта шкворневого узла уаз с бронзовыми вкладышами

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Клуб УАЗ Патриот

Электронное руководство по ремонту шкворневого узла"Спа

  • Перейти на страницу:

Электронное руководство по ремонту шкворневого узла"Спа

Долгое время мы отвечали на вопросы форумчан по ремонту шкворневого узла "Спайсер" и постепенно созрела идея создать объемную пошаговую инструкцию с фотографиями и видеофрагментами, которую и выкладываем на всеобщее обсуждение. Будем признательны за конструктивную критику и пожелания.
Необходимо скачать инструкцию на компьютер, разархивировать и запускать со "Старта"

Модераторов просим закрепить тему.

Очень не плохо.
Но с моей стороны два замечания и вопрос
1. Шаг 17. Очень мелкая картинка "Шкворневой узел в разрезе.jpg"
2. Шаг 17 и 22. Видео у меня не открылось. Возможно это проблема браузера. Но посмотреть я их смог когда залез в папку "видео"

Вопрос:
Как сделать спец ключ для болтов тормозного суппорта?
Из чертежа ничего не понял.
Хотя эти болты я наловчился и обычной головкой откручивать. Но с нижним болтом без мата не обходиться. :)
Может стоит в этом руководстве рассказать как это можно сделать без спец ключа? Не у всех есть возможность сделать/приобрести этой ключ.

Alex[BY] писал(а): Очень не плохо.
Но с моей стороны два замечания и вопрос
1. Шаг 17. Очень мелкая картинка "Шкворневой узел в разрезе.jpg"
2. Шаг 17 и 22. Видео у меня не открылось. Возможно это проблема браузера. Но посмотреть я их смог когда залез в папку "видео"

Вопрос:
Как сделать спец ключ для болтов тормозного суппорта?
Из чертежа ничего не понял.
Хотя эти болты я наловчился и обычной головкой откручивать. Но с нижним болтом без мата не обходиться. :)
Может стоит в этом руководстве рассказать как это можно сделать без спец ключа? Не у всех есть возможность сделать/приобрести этой ключ.

Озеро Тахо 2006г.

Ни слова лжи, но это ещё не значит, что нам сказали всю правду.

Лимитед, Авантюрина , 2008г.

Изображение

nikkol65 писал(а): Ресурс узла на вкладышах неизмеримо выше а управляемость или лучше или такая-же.

А что лучше,катить или тащить (качение или трение) ИМХО конечно.

Да о чем речь вообще, гасители колебаний, с гуром вообще колебаний почти нет,езжу по проселкам и ни ни,а по асфальту тогда совсем недолжно быть. 8)

Эх-хе-хе, если бы молодость знала. На асфальте, в основном, "шимми" и ловят. Такова физика процесса. ГУР установлен в ветви управления между рулевым колесом и передними колесами (в связке с комплектом рулевых тяг/рулевых наконечников/аммортизаторов/пружин/втулок тяг моста и тяги Панара)! Так вот, колебания возникают не за ГУРом (по направлению к водителю), а как раз перед ним - т.е. вы на рулевом колесе как раз ничего и не ощущаета, в то время, как все остальные элементы передней подвески (включая рулевое управление) участвуют в "празднике жизни"! :D :D :D Машину начинает колбасить по дороге вовсе "не по-детски". Вот и начинают владельцы машин искать выход из ситуации - кто-то поэтапно, узел-за-узлом, выбраковывает неисправные детали передней подвески, кто-то поступает проще, введя в колебательную систему (коей, в принципе, и является любая подвеска - будь то передняя или задняя) дополнительные поглощающие элементы. Вот демпфер (как раз и переводится как "гаситель, поглотитель") рулевого управления и является таким элементом, крепясь между одной из рулевых тяг и балкой моста. И уже только потом демпфер выполняет роль гасителя рывков, передаваемых от передних колес на руль. В качестве эксперимента можете поставить на переднюю подвеску пару убитых амортизаторов и прокатиться по "гребенке" на хорошей скорости - как минимум, снос передней части автомобиля в повороте с намеченной траектории движения вам обеспечен, как максимум, машина "уплывет" в направлении внешнего радиуса поворота. И дай Бог, чтобы в этот момент никого не оказалось на вашем пути. Аналогичная ситуация происходит и в случае суммарного критического износа элементов подвески (читай - увеличение в них зазоров, снижение трения), будь то наконечники, втулки или шкворни.

Изображение

ledobur писал(а): Эх-хе-хе, если бы молодость знала. На асфальте, в основном, "шимми" и ловят. Такова физика процесса.
.

NATOvec
Молодца :D

ledobur с Хасаном выдать пьют с одной чашки 8)

nikkol65 писал(а): NATOvec
Молодца :D

ledobur с Хасаном выдать пьют с одной чашки 8)

Изображение

Ледобур все вроде правильно написал,только ты не прав про пружины,колеса отрываются от земли от убитых аммов(главная задача аммов прижимать колесо) и у меня это видно на мудах за 50 тыс стерто через шашку,автоколебания типа Шимми происходят только на малой скорости т.к муды превратились в подобие тракторной резины 8) ,на скорости 140 только шелест руль не бьет NATOvec писал(а): Ледобур все вроде правильно написал,только ты не прав про пружины,колеса отрываются от земли от убитых аммов(главная задача аммов прижимать колесо) и у меня это видно на мудах за 50 тыс стерто через шашку,автоколебания типа Шимми происходят только на малой скорости т.к муды превратились в подобие тракторной резины 8) ,на скорости 140 только шелест руль не бьет

Изображение

Изображение

Отвечу всем и сразу.Для начала ни кто из вас не смог точно сказать каким боком тут виноваты подшипники в шкворневом узле,даже если они и работают одним краем, то,как классический подшипник они просто не работают,угол поворота у нас маленький и ни какого износа роликов нет и все тут 8)
Колесо болтается если откручены ступичные подшипники,что и диагностируется покачиванием,т.е. сначала вы чувствуете люфт ступичных,а только потом уже шкворней и ни как не наоборот.
Про аммы.Ледобур сейчас при новых аммах износ приходит к равномерному и шашки начинают стачиватся и эффект езды на тракторной резине пропадает,так что свою функцию они начали выполнять главную прижим к дороге колеса,а то что когда ты на скорости в яме подпрыгнул и приземлился сжав пружину,то да она распрямляется,но аммы здесь начинают убирать перекосы кузова.

Лимитед, Авантюрина , 2008г.

NATOvec писал(а): . Про аммы.Ледобур сейчас при новых аммах износ приходит к равномерному и шашки начинают стачиватся и эффект езды на тракторной резине пропадает,так что свою функцию они начали выполнять главную прижим к дороге колеса,а то что когда ты на скорости в яме подпрыгнул и приземлился сжав пружину,то да она распрямляется,но аммы здесь начинают убирать перекосы кузова.

Изображение

"Ваксойл"
Наиболее существенный вклад в возникновение "Шимми" вносит как раз шкворневой узел..


Я с этим полностью согласен ! Просто сил нет больше молчать ! Мне кажется эти дискуссии без конца ! Почти уже год я пытаюсь победить этот Шимми ! Почему так долго ? - поточу что решил окончательно разобраться с этой бедой ! Начну с самого начала, правда могу кое-что пропустить, но думаю по-мере рассказа могу дополнить , или потом (просто за такой срок было проделано очень много работы, поэтому и могу пропустить).
Все началось с переборки передней подвески, а точнее с замены пружин, аммов, шкварней на пошибниках и т. д. . . То что произошло после этого ремонта, сильно рассказывать не буду, если коротко : - при проезде в городе косого ж/д перезда на скорости 70 км./ч. я думал что у меня двери откроются и капот улетит (про салон и торпеду я молчу !) . Вот с этого и началась моя пляска !
В первую очередь я подумал на пружины, т.к. поставил Коябу (думал что аммы не справляются, очень они уж жесткие). Почему поставил Коябу, потому-что заводские быстро просели и до отбойника оставалость с одной стороны 2 см., а с другой 1 см. И это при втором комплекте при пробеге где-то около 40 тыс.км. ! Да ! А еще я пробывал в этот промежуток ставить Ш.нивовские пружины: все устроило, просто хорошо, езда просто супер комфортная ! Но они просели через 4-5 тыс.км. ! Слабоваты они все таки ! Но по комфорту просто супер ! Вот и решил поставить обратно заводские Патр. Но Шимми не ушел !
Дальше занялся аммортизаторами: Иномарочными заморачиваться не стал, купил плазу спорт. Убрал все люфты, а точнее в верхних креплениях аммов путем добавления шайб. Поставил втулки полиуретан. Но Шимми не ушел ! Покупать на такие эксперементы аммы от иномарки я не стал. Бабок стало жалко, да и заводские работали нормально. Решил просто тупо добавить по второму амму на перед. Эти соображения меня еще посетили и из-за пружин, чтобы хоть как-то продлить им срок службы, потому что думаю аммы их хоть как-то поддерживают в плане усадки. Т.к. они газомасл. и хоть как-то разжимаются сами, т.е. растягивают пружину. Купил кронштейны от 469, от перед.аммов (т.е. от рессорной повески) и в нагляк их приварил к себе к раме между зав.родными аммами и передней стенкой (т.е. ближе к салону), аммы купил от Патра задние с ушами, чтобы не заморачиваться с углами, чтобы они себе сами угол выбирали на резинках при разжатии и сжатии. Я все тешил себя мыслями успокоить колебания таким путем. Но Шимми не ушел !
С рулевыми наконечниками делать было нечего, они были новые, проверели лишний раз затяжку. Отогнал на стенд, проверели сход-развал. Подрегулировали . Но Шимми не ушел!
Стенд показал, что мост стоит не ровно на продольных штангах (клюшках). Это заводской косяк, приварены не ровно кронштейны прод.штанг к кузову, разница 8 мм. Выровняли шайбами ! Т.к. клюшки снимали, поменял сразу резинки в них на полиуретан. Но Шимми не ушел !
Поменяли саленблоки в переднем стабилизаторе (или тяге понара, называют все по-разному, я думаю поняли про что речь). Но Шимми не ушел !
Потом занялся колесами. У меня стоят "18" радиус с "0" выносом, я их сразу с новья ставил. Эксперементировал с давлением. Ставил родные "16" радиуса, брал у товарища. Ставил свои зимние "16" радиуса с новой резиной и профиль чуть повыши. Но Шимми не ушел!
Проверили все заднюю подвеску, Заменили там все, что можно. Но Шимми не ушел !
Смею заметить,что шкварневой узел мы так и не трогали, т.е. как после переборки поставили подшибники, так они все эти эксперементы и переносили. Люфтов в них не было, и никаких подозрений на них ! И темболее они новые ! Шкварня варили сами, конечно было много соблазна на то, что криво приварили (хотя это практически не возможно).
Хорошо ! Отогнал на более крутой стенд, посмотреть "развал", ребята сказали, что компьютер покажет, если приварили со смещением (т.е. колесо будет стоять как-то не так). Еще раз отрепетировали схождение. С развалом все в норме! Но Шимми не ушел !
Дальше решил поменять кастор. Сам процесс описывать не буду - это долго и другая тема ! Могу сказать только поэтому, что это вещь хорошая. По управляемости не ощутил, т.к у меня и так база удлинена - идет как вкопанный ! Но разворот уменьшился и руль стал реально назад возвращаться, даже при малых поворотах! Но Шимми не ушел !
Могу только сказать одно, что при всех этих переделках менялся скоростной режим при котором возникал Шимми !
Ну вот и настал долгожданный момент полезли разбирать обратно новые подшипники. Больше уже ничего не оставалось делать и я даже готов был пожертвовать кастором, т.к. решил обратно вернуться ко втулкам! А значит целиком поменять "шары", как с завода! Ну и каково же было наше удивление когда увидили треснутую обойму от подшибника (которая осталась в чашке). С чего она лопнула и когда - осталось загадкой. Или при установке, или при эксплуатации.
Вот теперь и думайте господа ! Но я после всех этих мучений решил не ставить подшипники. Хотя можно было просто тупо поменять подшипники. Решил даже пожертвовать кастором и поставил обратно новые "шары" с обыкновенными втулками.
Вот и результат : " ШИММИ БОЛЬШЕ НЕТ !"
Радость моя длилась не долго, т.к. втулки закончились через 5 тыс.км. Но я успел за этот период изменить все-таки кастор уже на новых опорах. Пока не было люфта, то ездил нормально. Втулки умерли и соответственно пошел люфт и меня посетил опять мой уже мой любимый Шимми .
Поставили бронзу. Но Шимми не ушел !
Вот и парадокс ! Поэтому и не писал, что окончательно его не победил. Но вариантов уже осталось не много, и однозначно это шкварневой узел! Просто сейчас уже знаешь куда лезть. Сейчас проверим подвеску и останется втулки: пластмасса или бронза. Просто теперь из-за кастора придется опять эксперементировать ! Но это уже не долго! Выводы делать пока рано, но как все до конца доведу обязательно отпишу . Вот парни вам информация к размышлению. Теперь думайте каждый сам: кому что ставить - пластмассу, бронзу или подшипники .

Шкворни на подшипниках уаз патриот какие надежнее

Шкворня

Шкворень УАЗ Патриот

Мало кто из владельцев Патриотов обращается в сервис по вопросу ремонта. Так исторически сложилось, что целевая аудитория внедорожника справляется с ремонтом своими руками. Благо, конструкция древняя, электроники мало, запчасти более-менее доступны и есть из чего выбрать. Одних шкворней на Патриот можно подобрать как минимум три вида.

Стоимость ремонта и регулировки шкворней в разных сервисах разная. Средняя цена шкворня пляшет в пределах 3 тысяч рублей, а вместе с работой по замене детали на сервисе попросят от 6 тысяч. Не слишком приятная перспектива, тем более, что всю работу можно сделать самому. Ремкомплект шкворня будет стоить не больше 1000-1500 рублей, а в случае замены цапфы придется выложить не меньше 8 тысяч, не говоря уже о переборке переднего моста «по науке» с полным демонтажем.

Регулировка рулевого управления

Проводится в обязательном порядке, иначе неизбежны проблемы с управлением автомобиля и возможен преждевременный износ резины передних колес.

Регулируется рулевое прокладками. Для стандартной шкворни подойдет 4 штуки, а для роликовой – 5 штук по 0,5 мм. После пробной поездки нужно потрогать колесо и шкворень. При нагреве колеса пару прокладок стоит убрать, если же накалилась шкворень, то добавить.

От состояния шкворни зависит качество управления УАЗом. При ее неисправности будут ощущаться удары в руль, поэтому следует вовремя заменять ее. Своими руками вполне можно осуществить этот ремонт, однако, при возможности обратиться к мастеру, не стоит этим пренебрегать.

Методика замены шкворня

Для замены шкворня в принципе не нужно разбирать весь поворотный кулак, если износ только в шкворневой части моста. Для профилактики проводить такую работу слишком хлопотно, а для замены шкворня достаточно выпрессовать его из корпуса кулака и установить новый, а регулировка люфта осуществляется добавлением или снятием прокладок под крышкой.

Для демонтажа шарикового шкворня, который рекомендуют многие, достаточно выполнить несколько простых операций с применением грубой мужской силы. Не понадобятся даже съемники, если не считать самодельную пластинку из уголка для выпрессовки шкворней из поворотного кулака.

Ход работы по замене шкворня УАЗ

Схематически, вся процедура демонтажа старого разболтанного шкворня выглядит так:

  1. Вывесить балку переднего моста.
  2. Снять колесо, перед этим прочно установить автомобиль на ровной площадке.
  3. Выкрутить 4 гайки крепления рулевой сошки.
  4. Демонтировать рулевую сошку без разборки тяг.
  5. На 4 шпильки, которые держат сошку на кулаке, устанавливается съемник или самодельная пластина, уголок из стали, толщиной 3-5 мм с отверстием по центру.
  6. Болт М8 с гайкой вкручивается в тело постели шкворня, при этом гайка упирается в съемник или пластину.
  7. Для выпрессовки шкворня достаточно вкрутить болт на несколько витков, после чего, выкручивая гайку, выпрессовать старый шкворень из корпуса.

Запрессовка нового шкворня проводится не молотком — так можно перекосить корпус, ничего хорошего из этого не выйдет. Новый шкворень запрессовывается равномерным крестовым усаживанием рулевой сошки по штатным шпилькам. Перед тем, как закреплять сошку, нанести небольшое количество смазки в сам шкворень, лишняя смазка выдавится при усадке. Шкворень установлен.

Владельцев популярных отечественных внедорожников зачастую интересует, как производится замена шкворней на УАЗ Патриот и какие лучше поставить. Ведь этот элемент конструкции может иметь 3 конструкции. Нужно отметить, что по отношению к Патриоту название шкворень применяется в прямом смысле. Первые прототипы конструкции появились задолго до автомобильной эпохи.

Изначально так назывался болт или стержень, с помощью которого крепилась поворотная часть тележки. Позже с помощью похожего приспособления стали крепить ступицу передних колес к подвеске. Таким образом получалось эффективное шарнирное крепление. Наиболее эффективна такая конструкция оказалась на модели Ford T.

После Второй Мировой войны шкворни были вытеснены более удобными шаровыми опорами. Но шкворни продолжили применять на рамных внедорожниках, в связи с их высокой надежностью в условиях плохих дорог.

Виды шкворней

Замена шкворней на УАЗ Патриот и какие лучше поставить, ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов. Для этого нужно обращать внимание . Также учтите все особенности дорог, по которым вы планируете передвигаться.

  • Шкворни с пластиковыми вкладышами
    . Именно такими деталями комплектуются все автомобили выходящие с завода. Такой тип запчастей рекомендован для использования. Недостатком является небольшой срок службы. При этом они дешевы и просты в эксплуатации. Им не требуется регулярная смазка;
  • Подшипниковые шкворни
    . Вместо вкладышей здесь используются игольчатые подшипники. Установка такой детали считается изменением конструкции, поэтому могут возникнуть проблемы с прохождением техосмотра. Также придется дорабатывать рулевое управление. Идеально подойдет для города, но при частых поездках в лес разрушаются быстрее остальных;
  • Шкворни с бронзовыми вкладками
    . Штатно такие устанавливают на УАЗ Хантер. Но на Патриот они также подходят. Отличие от устанавливаемой на заводе детали в материале, из которого изготовлен вкладыш. Деталь очень выносливая. Срок службы не меньше 100.000 км. Для достижения такого пробега необходимо каждые 20.000 пробега смазывать шкворень. Такие детали прекрасно выдерживают ударные нагрузки.

Выбирая тип запчасти для замены учтите, что они подходят для разных условий. Если вы ездите строго по городу, то можете поставить подшипниковые шкворни. Это сделает управление более комфортным. Срок службы 2 раза выше чем у пластиковых аналогов. Если кроме поездок по городу вы иногда посещаете грунтовку. То лучше всего установить вариант с пластиковыми вкладышами. Для любителей жесткого бездорожья подойдут детали с бронзовыми вставками. Недостатком такой конструкции является необходимость их приработки. Первые 2000 км. поворачивать руль будет несколько сложнее.
Установка подшипниковых шкворней

. Подготовительная работа практически не отличается от установки других типов шкворней. Небольшим нюансом является необходимость установки рулевого демпфера. Иначе в руле при движении будут ощущаться биения, аналогичные возникающим при несбалансированности колес.

Установка шкворней с бронзовыми вкладышами

. Как уже упоминалось, до прохождения полной обкатки рулевое колесо будет поворачиваться с трудом. Впоследствии угол кастора придет к своим нормальным показателям и проблема исчезнет. Чтобы ускорить процесс обкатки можно постараться увеличить угол кастора при установке нового шкворня.

Обратился владелец УАЗ Патриот. Причина обращения: как пояснил владелец, на автомобиле просто страшно было ехать, колёса автомобиля торчали в разные стороны.

Осмотр показал: разбиты обе шаровые опоры поворотного кулака, и правая и левая, корпус поворотного кулака разрушен. Причиной стало разрушение роликового конического подшипника.

Предстоит: — установка шкворней , г.Бийск, Алтайский край; — установка шаровой опоры , г.Бийск, Алтайский край. Шаровая опора поворотного кулака будет устанавливаться с изменённым кастером (+5 градусов). Это улучшает управляемость автомобиля.

Владелец автомобиля сэкономив около 1500 на установке шкворней сомнительного качества, вместо установки шкворней хорошего качества, в результате, общая стоимость деталей на восстановление переднего моста составила порядка 30000 без учета стоимости выполнения работ по замене.

В интернете очень много идёт споров какие шкворня лучше подшипниковые или выполненные по классической схеме. Наше мнение, и в чём нас сложно переубедить, что нужно использовать шкворня классической схемы, но достойного производителя. Мы используем шкворня производства .

Детали «Ваксойл» отличаются очень хорошим качеством. По опыту рекомендуем всем, эксплуатирующим автомобили УАЗ, пользоваться деталями данного производителя. Производитель изготавливает ремонтный комплект для шкворневого узла мостов с бронзовыми вкладышами и модернизированными шкворнями. Гарантия производителя 100 000 км пробега. И мы не однократно убеждались в этом. Так же достигнуты результаты 300 000 км без единого ремонта! Чем же плох пластмассовый вкладыш шкворня?

В стандартной комплектации завод устанавливает в мосты пластмассовые вкладыши, ресурс которых составляет от 10 до 60 тысяч километров, причем приходится постоянно проверять отсутствие люфтов,так как при появлении малейшего люфта пластик разбивается, шкворень начинает касаться ШОПК, разбивает посадочное место и в итоге получаются «колеса домиком», болтанка автомобиля по трассе и, в итоге, замена ШОПК, шкворней, вкладышей и прочие затруднительные и дорогостоящие операции.

А подшипниковые шкворни?

Присутствующие на рынке «подшипниковые» шкворни с применением роликовых подшипников являются полумерой, т.к. такое подшипниковое сочленение деталей является зазорным и нагрузка в один момент времени передается только через один ролик. Поэтому, «подшипниковые» шкворни обычно на асфальте служат очень долго и не доставляют хлопот, но до первой попавшейся глубокой ямы. При попадании колеса на скорости в яму и воздействии на подшипник в этот момент огромной нагрузки, один из роликов просто ломается, и подшипник выходит из строя. Причем эти катастрофические вещи происходят в считанные секунды и чреваты заклиниванием подшипника осколками разлетевшегося ролика с потерей управления автомобилем или даже отрывом колеса.

Почему лучше выбрать бронзовый вкладыш?

Бронзовый вкладыш, устанавливаемый вместо пластикового вкладыша, является 100% решением проблемы. При установке бронзового вкладыша шкворня в автомобиль УАЗ не вносится никаких изменений, установка выполняется согласно , не требуется никаких «сварок» и «болгарок». В результате двухгодичных испытаний и тестов, одним из автомобилей УАЗ, с установленными бронзовыми вкладышами шкворня, достигнут пробег в 300 000 километров, и более скромные пробеги, в 120-160 тысяч километров, достигнуты еще не десятком автомобилей.

Установка шкворневого узла с коническими радинально-упорными подшипниками 6-7203(30203) на передние мосты типа «Спайсер» автомобилей УАЗ («Патриот», «Хантер» и современные модификации других моделей) взамен серийных узлов со вкладышами шкворня из пластмассы, дает значительные преимущества перед стандартной комплектацией, а также перед сменой материала из которого изготовлен вкладыш шкворня (будь то бронзовые или латунные сплавы).

Ибо проблема лежит не в материале из которого изготовлен вкладыш, а в конструкции данного узла. Я не буду приводить доводы из курса начертательной геометрии, чтобы не вызывать волну обсуждения-осуждения. Тот кто знает поймет, что там где нужна «опора» на плоскости нельзя применять соприкосновение в виде точки (попробуйте поставить яйцо вертикально, в таком положении его можно удержать двумя простыми способами:

  1. Придать вращательное движение объекту;
  2. Деформировать (разбить скорлупу).

При втором способе объект займет устойчивое положение в пространстве за счет соприкосновения с базовой плоскостью в виде символического круга (кольца), в этом случае появляется «опора», положение устойчивости. Хочу сразу отметить, что речь не идет о том, что данная конструкция плохая, ибо найдутся весомые доводы и в ее пользу, по сравнению со шкворнем на подшипнике. Речь идет о частом техническом обслуживании данного узла (смазка, устранение люфта) и не только его, но и наконечники рулевых тяг, крестовины и шлицевое соединение карданных валов и пр. А ответ простой: в современных условиях бытия (или в современном мире одноразовых, не ремонтируемых вещей) автовладельцы не хотят так часто тратить время на ремонт одних и тех же вещей. И они правы: мир разнообразен, зацикливаться на одном и том же — скучное занятие. Но приобретая автомобиль марки УАЗ надо помнить, что конструкция его архаичная (с 30-х годов прошлого века берет начало), т. е. требующая регулировок, настроек и периодичность ТО, что и является огромным преимуществом перед импортными автомобилями того же класса, ибо УАЗ возможно «изготовить» под свои желания и возможности (при сравнительно сдержанных бюджетах).
Возвращаясь к проблеме частого обслуживания, хочу сказать, что правильно изготовленный и корректно установленный комплект шкворней на подшипнике, дает возможность владельцам автомобилей марки УАЗ на долгое время забыть об его обслуживании.

Как заменить шкворни своими руками?

Для начала сливаем масло из моста. Если оно черное, повторному использованию оно не подлежит. Далее срываем колесные болты и поддомкрачиваем автомобиль. Вывесив мост, приступаем к демонтажу суппорта и тормозного щита – они нам будут мешать при замене шкворней на УАЗе.

Далее вкручиваем в шкворень болт на М10. Затем вытягиваем шляпку и вынимаем элемент таким способом. Если демонтаж при помощи болта не получился, потребуется стальная пластина. Ее мы закрепляем над шкворнем и проделываем отверстие М10. Через него уже вкручиваем наш болт соответствующего диаметра. Под пластиной наживляем несколько гаек и закручиваем их.


При замене шкворня УАЗа важно полностью очистить старую втулку от смазки. Вместо нее закладывается новая. В качестве таковой используется «Литол-24». Дальше устанавливают новый шкворень. Его забивают молотком через деревянную плашку. Запрессовывается шкворень не полностью – важно исключить малейшие перекосы. В противном случае он пойдет туго и с характерным звуком. Если это произошло, шкворень достают наружу и запрессовывают по новой. Все остальные элементы собираются в обратной последовательности.

Читать дальше: Серебряная краска в баллончике

Качество изготовление шкворней и как оно влияет на эксплуатационные свойства.

Здесь надо учитывать многие параметры: качество подшипника и материала деталей, термообработки поверхностей, допуска и посадки, соосность детали (посадка подшипника, конус, нарезка резьбы должны быть выполнены с одного «установа»). Чего к сожалению во многих случаях (т. е. комплектах предлагаемых торговыми организациями к установке) чаще всего не встретишь. И коснувшись качества шкворневых комплектов на подшипнике, хотел бы не много раскрыть тему «вобблинга» (англ. wobbling, wobble, death wobble , эффект «шимми», или простонародное — вертухай, раздолбас, расколбас и т. п.) Хочу пояснить, что такое «шимми». Shimmy — это название популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево.
«Вобблинг» — эффект возникновения на большой скорости нарастающих колебаний (

4–10Гц) переднего колеса велосипеда, мотоцикла, автомобиля или шасси самолета относительно курсового направления, поэтому будем рассматривать и говорить о wobbling или death wobble.

Одна из основных задач теории расчета колебательных контуров состоит в расчете стабильности и прогнозируемости поведения в рабочем диапазоне частот колебаний.

Любая конструкция является колебательной системой, имеющей свою резонансную частоту. Для уменьшения резонансных амплитуд требуется минимизация люфтов в соединениях элементов конструкции. Исключающих появления эффекта резонанса. Резонанс (фр. resonance, от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. Резонанс — явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы.

Так вот на заводах производителях при проектировании элементов передней подвески, рулевого управления и других систем производят расчет колебательных контуров. Данный расчёт позволяет создавать такие конструкции, которые позволяют работать системам в расчетном режиме не граничащем с резонансными частотами при реальной эксплуатации автомобиля, мотоцикла, самолета и т. п. Только наличие больших люфтов в вертикальной плоскости качения колеса, а именно — разрушение подшипников ступиц, люфт шаровых опор, втулок реактивных тяг или все вместе и являются ПРИЧИНОЙ возникновения «Вобблинга», так как изменяют как собственную частоту колебаний, так и ее амплитуду.

Для уменьшения резонансных амплитуд требуется минимизация люфтов подвески и рулевого управления, увеличение массы колес, установка рулевого демпфера и прочее. Поэтому никогда качественно изготовленный и правильно установленный комплект шкворней на подшипнике не может привести к эффекту резонанса.

Замена шкворня УАЗ Патриот своими руками

На машинах Patriot для соединения поворотного кулака переднего колеса со ступицей используется стальной шкворень, который изнашивается в процессе эксплуатации. Замена шкворней на УАЗ Патриот производится владельцем самостоятельно или в условиях автосервиса. Эксплуатировать машину с поврежденными элементами рулевого управления категорически запрещено.

управление

Причины поломки шкворней

Шкворневой узел представляет собой палец с шаром, прикрытые чашкой. Внешний обод чашки выходит из строя чаще всего. Элемент разрушается из-за естественного износа или сильных ударов, например при движении на высокой скорости по неровной дороге. В конструкции детали появляются трещины. Негативное влияние на состояние чашки оказывают дисбаланс колес и вымывание смазки из зоны трения при постоянной эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях.

Признаки неисправности

поломка

Основные признаки, указывающие на износ шкворней подвески УАЗ Патриот:

  1. Появление посторонних металлических звуков при движении по пересеченной местности. При преодолении неровности со стороны переднего колеса можно услышать скрип или стук, нарастающий по мере износа пальца или вкладыша. Постоянные скрипы указывают на полный износ элемента и необходимость срочной замены.
  2. Изменение положения переднего колеса. Увеличенный зазор между шаром и вкладышем приводит к заваливанию верхней кромки шины в глубь арки. Иногда, наоборот, нижняя кромка колеса завалена под автомобиль.
  3. Ощутимый люфт колеса, наблюдаемый при поднятии машины на домкрате.
  4. Неравномерный износ резины на передних колесах, возникающий из-за нарушения угла установки.

Разновидности, подходящие для Патриота

На рынке запасных частей представлены 3 разновидности шкворневых узлов для машин Патриот:

  1. Устройства, используемые при комплектации на заводе. Металлический палец установлен в пластиковой обойме, что позволяет снизить вес и стоимость деталей. Узлы подходят для стандартных условий эксплуатации.
  2. Изделия усиленного типа с бронзовыми вкладышами. Детали подходят для движения по шоссейным дорогам и бездорожью. Производятся узлы небольшими компаниями, специализирующимися на доводке автомобилей завода УАЗ.
  3. Узел подшипникового типа. Он отличается долговечностью, не требует регулировки при установке и в процессе эксплуатации. Точность позиционирования деталей улучшает управляемость машины при движении на высоких скоростях. Есть разновидности шкворней с разными углами установки (кастор). К недостаткам относят сложность монтажа, что затрудняет замену детали в полевых условиях.

Как снимать старые шарниры: пошаговое руководство

замена

Перед проведением ремонтных работ следует разместить автомобиль на гидравлическом подъемнике или в гараже, оборудованном смотровой ямой. Допускается ремонт машины, установленной на ровной площадке. При этом под задние колеса подставляются противооткатные упоры. Для выполнения работ потребуется стандартный набор слесарного инструмента, а также комплект новых деталей. Если владелец намерен использовать шкворни на УАЗ Патриот на подшипниках, детали меняются комплектом, с левой и правой стороны автомобиля.

Существуют 3 методики ремонта:

  • без снятия ступицы с автомобиля;
  • с удалением поворотного кулака на УАЗ Патриот, но без разборки ступицы;
  • с полной разборкой деталей, например при замене компонентов ШРУС или установке новых сальников.

Какие инструменты нам понадобятся

Для выполнения работы потребуются инструменты:

  • набор рожковых ключей для 6-гранных гаек и болтов;
  • комплект торцевых головок с рукояткой и динамометром;
  • съемник для деталей, заводской или самодельный;
  • шприц для набивки деталей смазкой;
  • молоток;
  • дополнительные опоры, используемые для удержания автомобиля на домкрате.

Демонтаж шариковых шарниров

Для снятия шарикового узла потребуется съемник, который можно изготовить своими руками из отрезка стального П-образного профиля толщиной 4-5 мм. Ширина заготовки подбирается по размерам детали. В центре съемника сверлится отверстие под 6-гранный винт с диаметром в 2 раза больше отверстия для подачи смазки.

Алгоритм проведения работ:

Демонтаж других видов шарниров

шаровое.

Последовательность действий при снятии шкворневых узлов стандартного типа:

  1. Вывесить автомобиль на домкрате, установив под порог предохранительные подставки. Открутить крепления переднего колеса и снять диск с шиной со ступицы.
  2. Очистить поверхность поворотного кулака от грязи при помощи металлической щетки, заржавевшие резьбовые соединения смазать специальной жидкостью WD40.
  3. Открутить гайку, удерживающую верхний конец шкворня.
  4. Демонтировать сошку, которая крепится 4 гайками. При снятии нужно сохранить прокладки и конусные шайбы.
  5. Установить прокладку из древесины или мягкого металла, а затем нанести несколько ударов молотком. Манипуляция позволит ослабить затяжку зажимной резьбовой втулки.
  6. Отвернуть втулку при помощи специального ключа, а затем извлечь палец из посадочного гнезда.
  7. Аналогичным образом снять нижнюю крышку поворотного кулака, что позволит вынуть основание шкворня со сменной опорой.

Если производится полная разборка привода, следует открутить крепления тормозного суппорта и датчика АБС. Затем откручиваются болты, удерживающие внешнюю часть полуоси на балке моста. Для откручивания резьбовых соединений понадобится малогабаритная газовая горелка, пламенем которой прогревают элементы крепления. Параллельно снимается сошка, откручиваются гайки крепления шкворня. Затем, перевернув поворотный кулак с полуосью на 180°, можно производить снятие нижнего крепления шкворневого узла.

Из чулка моста следует вынуть ступицу вместе с полуосью, а затем из посадочных отверстий вытянуть шаровые пальцы. Для снятия поворотного кулака нужно демонтировать ограничитель угла поворота. Затем произвести замену втулок на пластиковые или бронзовые элементы, одновременно установив новый сальник ШРУС. Преимуществом методики является возможность очистки узла от грязи и ржавчины, хотя замена занимает больше времени и требует применения дополнительного инструмента.

Установка новых шкворней

болт

Для установки нового шарового узла требуется смазать нижнюю крышку и элемент с шаровой головкой консистентной смазкой. Крышка ставится в посадочное гнездо при помощи съемника для ступичных подшипников. Верхняя крышка устанавливается на штатное место таким же образом. Затем полость шкворневого узла заполняется смазкой, отверстие закрывается масленкой или болтом.

Если на машине используется узел со сменными вкладышами, монтажные поверхности протираются от грязи и старой смазки. Затем в посадочное гнездо укладывается новый вкладыш. На поверхности детали имеются выступы, которые совмещаются с прорезями на основании узла. Для плотного размещения элементов используется палец с шаром, деталь ставится в выемку, а затем по резьбовой части наносится легкий удар молотком. При этом рекомендуется использовать защитную прокладку. Похожим образом устанавливается второй элемент.

Узлы заполняются смазкой, производится затяжка резьбовых втулок с моментом 70-100 Н*м. Если элементы затянуты корректно, для поворота кулака требуется приложить усилие в пределах 10-15 Н*м. На верхнюю часть поворотного кулака устанавливается сошка с прокладками и конусными шайбами, а затем крест-накрест закручиваются гайки. После монтажа нового узла необходимо проверить угол установки передних колес на специальном стенде.

Регулировка устройства

Для регулировки узлов шарикового типа используются прокладки, расположенные под корпусом сошки. Усилие прижатия крышек к шариковому элементу корректируется путем увеличения или уменьшения толщины элементов. По аналогии заменяются прокладки, расположенные под нижней крышкой поворотного кулака. Изделия стандартного типа регулируются путем затягивания зажимных гаек, корректность регулировки проверяется по усилию, необходимому для поворота кулака.

Замена и регулировка шкворней на УАЗ: подробная инструкция, по выбору, ремонту и полной смене

Благодаря этим механизмам, колеса авто с передним или полным приводом могут изменять угол наклона, т. е поворачиваться, без прерывания потока крутящего момента. Узел размещается в передней оси вместе со ШРУСами. Современная шкворня УАЗа, как и на другие автомобили – ответственная деталь, несмотря на ее простоту. Если механизм неисправен, машина начинает плохо слушаться руля, что отрицательно сказывается на безопасности движения.

Автомобиль со шкворнями

Что такое шкворни

Деталь является компонентом шкворневого узла и вместе со ШРУСами являются частью ведущего переднего моста. Как работают шкворни? Они подвергаются действию 2-х сил, одна из которых давит в торец детали. При этом вся масса машина «наваливается» на нижний шкворень, верхний нагружается минимально. Вторая сила – радиальная, действует перпендикулярно по отношению к поворотной оси. В основном она давит на шкворень сбоку, как пытаясь вывернуть поворотный кулак. Радиальная сила больше воздействует на верхний шкворень.

Когда передняя ось испытывает нагрузку в 1 тонну (в среднем), на каждую из сторон приходится по 500 кг. А при перемещении по неровностям, когда подвеска испытывает многочисленные удары, значение сил вырастает в несколько раз. Так же они увеличиваются при торможении или повороте. Шкворни играют роль:

  • осей, благодаря которым поворотный кулак поворачивает колесо;
  • соединительных частей, создающих общий узел с кулаком и шаровой опорой;
  • несущих компонентов, увеличивающих жесткость всего узла.

Существующие виды

На сегодня применяется пять типов шкворней, различающихся материалом изготовления и имеющие свои особенности. Каждая из групп деталей обладает своими плюсами и минусами в плане надежности, легкости монтажа, стоимости и т. д. На каких элементах работают шкворни?

На бронзовых вкладышах (Т-образные цилиндрические)

Традиционный вариант, обладающий высокой надежностью. Имеют серьезный спрос у спортсменов и любителей экстремальной езды. Процесс скольжения в таких деталях осуществляется благодаря использованию между стальными элементами шайб, втулок из мягкого металла, в данном случае бронзы. Такие шкворни на УАЗ не ломаются мгновенно даже при высоких нагрузках, например, при ударе. Эффективная «защита» стала возможной и благодаря большой площади шайбы, втулки. Преимущество бронзовых вкладышей в том, что среди своих «коллег» это единственный тип запчасти, в которой радиальную и осевую нагрузки принимают на себя разные детали.

Есть и отрицательная особенность. Т. к. металл мягкий, его износ происходит достаточно быстро. Чтобы замедлить этот процесс, необходимо регулярно добавлять свежую смазку в узел и постоянно контролировать состояние шкворня. В узле есть регулировочные пластины, убирая которые можно компенсировать износ шайб. Но с втулками в этом плане ничего не получится – только замена. Поэтому главный вопрос при ремонте – замена втулок: процесс этот достаточно трудоемкий, т. к. связан с выпрессовыванием и запрессовыванием. При этом последующая обработка детали должна быть очень точной. Еще один минус – при управлении авто приходится прикладывать относительно большое усилие. Однако этот недостаток можно компенсировать применением гидроусилителя.

Шкворни старого образца

На подшипниках

Тоже довольно популярный вариант. На внедорожник ставится подшипник №7203 (по международной системе обозначений 30203). Это роликовая коническая деталь. Ее конструкция позволяет принимать на себя упорные и радиальные нагрузки. По конструкции это сложная система, состоящая из нескольких компонентов:

  • нижней части с напрессованным подшипником в виде конуса (под ним может находиться упорное кольцо);
  • обоймы подшипника, запрессованной в в кулак.

Есть смазочные каналы. Особенность этого шкворня – две «равноправные» части, проворачивающиеся на роликовом подшипнике. Это повышает надежность детали и снижает силы трения. В итоге руль становится более легким. К отрицательным сторонам можно отнести чувствительность к влаге, сложность регулировки (имеется в виду установка зазоров). Долго работать сможет только качественное изделие.

Шкворни на подшипниках

На шаре

В состав изделия входит три компонента: верхняя часть, запрессованная в кулак, нижняя, запрессованная в шаровую опору и стальной шар. Он размещается в полусферических посадочных местах, сделанных в торцах половин шкворня. В детали имеются осевые каналы под смазочные материалы. Сверху – резьбовое отверстие под пресс-масленку. Данный узел рассчитан под осевую и радиальную нагрузки. В отличие от предыдущего шкворня шаровое изделие способно выдержать огромную осевую нагрузку – до 20 т. Но с другой стороны из-за этого начинает изнашиваться посадочное место, которое превращается в эллипс, особенно если вы некоторое время ездили с люфтом.

Если проанализировать поломки шарового шкворня, окажется, что чаще всего из строя выходит верхний узел. Объяснить это несложно. Нижняя деталь постоянно прижата массой машины, а верхняя «получает» люфты. При езде по сложной местности с неровностями все удары приходятся на боковую часть верхнего шкворня. В результате обойма вырабатывается и даже скалывается. Есть и еще один минус: шар не дает поступать смазке по каналу, т. к. перекрывает его, а тавотница находится сверху. Поэтому приходится постоянно контролировать состояние узла.

Шкворни на шаре

Со сферической опорой

Модернизированный тип шкворня. Эти изделия совместили в себе простоту конструкции цилиндрических Т-образных узлов и хорошие характеристики в плане снижения силы трения, от шарообразных изделий. Конструктивно это стержень с головкой-полусферой. Узкая часть имеет резьбу под гайкой, по оси идет смазочный канал, на головке – проточка, помогающая распределять смазку.

Деталь находится в корпусе кулака и закрепляется зажимной втулкой (в нее описываемая деталь входит конусообразной стороной). Чтобы добиться нужной жесткости, сверху шкворень имеет стальную накладку, через которую стягивается гайкой. Вкладыш изготавливают из бронзы или пластика (второй вариант дешевле, но менее надежен). Во вкладыш упирается сферическая часть детали. В опору и укладывается вкладыш. Под накладкой узла имеются прокладки, позволяющие регулировать положение составных компонентов. Как работает шкворень? Когда колесо поворачивается, он, работающий в паре с кулаком, проворачивается во вкладышах. Подобный узел хорошо работает в вертикальной плоскости, что гарантирует длительный эксплуатационный ресурс.

При монтаже шкворень требует очень тщательной настройки. Если зажатие будет чрезмерно сильным, неизбежен скорый износ, плюс, усилие на руле будет высоким. А если затяжка слабая, пострадает вкладыш. Узел со сферической опорой нуждается в периодической смазке, особенно в первые километры испытательной поездки, когда идет приработка.

Шкворни со сферической опорой

На комбинированном подшипнике

Здесь сам шкворень являются подшипником. Второй размещен внутри. Каждый из них воспринимает свою нагрузку. Осевую держит роликовое изделие №9105, радиальную – игольчатое №202614. Обоймы подшипника представляют собой одно целое. Такое инженерное решение помогает установить узел исключительно ровно: перекосы исключаются. В результате нагрузка распределяется равномерно (если не брать в расчет точечные удары). Конструкция дублирует цилиндрический шкворень: разве что трение скольжения заменено на трение качения. Главное преимущество узла на комбинированном подшипнике заключается в отсутствие необходимости регулярной подтяжки: износа практически нет. Еще один плюс – легкость установки и снятия: какого либо специнструмента или обработки не требуется.

Шкворни на комбинированных подшипниках гарантируют легкий руль. Настройка требуется редко, большой запас прочности. К недостатку относится чувствительность к влаге.

Стоимость

Цена связывается с типом детали (см. выше) и брендом производителя. Например, комплект шкворней на комбинированном подшипнике для УАЗ 469, 452 («буханка») обойдется в 7900 руб. Подходит для обычного моста «Тимкен». Если говорить о бюджетных деталях, то комплект шкворней с бронзовыми втулками предлагают за 715 руб., одна штука стоит 50-80 руб. Узел, собранный на шаре, обойдется в 1050-1100 руб. Шкворни (комплект) со сферической опорой и бронзовыми втулками предлагают за 2700 руб. В автомагазинах реализуют как отдельный узел, так и полный набор на оба колеса. Предлагают составные элементы. Втулка из пластика оценена в 17 руб., опора шкворня – 250 руб., прокладка для настройки – 7 руб.

Какие шкворни лучше поставить на УАЗ

Шкворни на УАЗ «Патриот» бывают:

  • на сферической опоре с вкладышами из пластика (идут с завода, применяются для удешевления машины);
  • на сферической опоре с вкладышами из бронзы (ремкомплект): монтируются, если предполагается езда по бездорожью;
  • на конических подшипниках: делают управление внедорожником более легким при езде по твердому дорожному покрытию.

Шкворни с пластиковыми вкладышами «ходят» 10000-50000 км, что зависит от дорожного покрытия. При постоянной езде по бездорожью срок службы детали – минимальный. Если упустить момент и вовремя не проконтролировать состояние узла, его разрушение неизбежно, в то время как пробег внедорожника с бронзовыми вкладышами достигает 120 и более тыс. км. Те, кто покупал Patriot действительно для езды по бездорожью, встают перед выбором: шкворни на подшипниках-конусах или сферической опоре?

Преимущества первого типа:

  1. Нет необходимости в частых проверках, подтяжках. При условии сохранения натяга эксплуатационный ресурс достаточно высок;
  2. Малое трение, даже если натяг был значительным;
  3. Большой ассортимент готовых наборов в продаже.

А что можно сказать об отрицательных сторонах узла на подшипниках?

  1. Необходима высокоточная профессиональная установка;
  2. Многие считают применяемый подшипник 30203 слабым;
  3. Может не выдержать чрезмерно экстремальной нагрузки;
  4. Чувствителен к попаданию влаги;
  5. Отсутствие натяга быстро приводит к разрушению узла;
  6. При отсутствии регулярного контроля может быть полный отказ с заклиниванием подшипника.

Не стоит забывать и о цене. Шкворни на подшипниках стоят примерно в 2,5 раза дороже, чем узел, собранный на сферической опоре с вкладышами из бронзы. Но однозначно утверждать, что на УАЗ лучше поставить сферические шкворня не стоит.

Пошаговая инструкция по замене шкворней на УАЗе своими руками

Удобная замена шкворней на УАЗ подразумевает поднятие внедорожника на гидравлическом подъемнике или установку на смотровую яму. В крайнем случае работы можно проводить на ровной площадки с использованием противооткатных упоров. Стоит заметить, что процесс замены шкворней на УАЗ «Патриот» практически ничем не отличается от таких же работ с обычными «буханками», «фермерами» и т. д.

Шкворень на Patriot

Необходимые инструменты и средства

Если детали будут меняться на смотровой яме или площадке, поставьте на ручник (для подстраховки включите 1-ю передачу), под задние колеса – упоры, приготовьте козлы для вывешивания. Из инструментов и оборудования понадобятся:

  • домкрат;
  • баллонный ключ;
  • рожковые, накидные ключи и головки с воротком;
  • монтажка;
  • молоток, плоская отвертка, плоскогубцы;
  • линейка;
  • шприц для смазки.

Разборка

Снимите колесо, вытащите тормозные колодки и открутите суппорт в сборе. Чтобы он не мешал, привяжите его рядом в удобном месте. Соблюдайте осторожность, чтобы не испортить тормозной шланг.

  1. Снимите рулевую тягу. Вытащите пассатижами шплинт, стопорящий гайку рулевого наконечника. Теперь ее можно открутить ключом на 19;
  2. Чтобы демонтировать наконечник, между тягой и рычагом вставьте монтажку, и, навалившись на нее, стукните молотком прямо в торец рычага;
  3. Отсоедините кулак от картера, отвернув 5 метизов ключом на 14 или 13;
  4. Просуньте отвертку меж фланцами и разведите их;
  5. На них имеется пара отверстий с резьбой, предусмотренных для разборки узла. Если ввернуть в них болты, стык раздвинется.

Как правильно снять механизм

Около моста положите колесо внешней стороной кверху. Механизм извлекайте вместе с полуосью. Поставьте его на колесный диск в вертикальном положении. В этом случае шпильки точно войдут в отверстия. Конечно, если имеется стол, лучше работать на нем. Но если нет, колесо все же лучше, чем пол или земля.

С одной стороны УАЗа шкворень будет «замаскирован» под крышкой. Чтобы ее снять, отверните тавотницу, находящуюся в центре и 4 болта по краям.

Установка

Возьмите вкладыш: его усики должны совпасть с пазами в посадочном месте шкворня. Возьмите старый узел, молоток и осторожно осадите вкладыш. Как только звук удара станет звонким, прекращайте стучать: деталь на месте! Если у шкворня нет отверстия по тавотницу, набейте смазку.

Регулировка шкворня и сборка

Установите шкворень, заверните гайку. Посмотрите ваши «записи»: вворачивать метиз нужно на такое же расстояние, какое было. Т. е. от отливки до сферической поверхности кулака с одной и другой стороны. При отличающимся расстоянии откручивайте гайку с одной стороны и закручивайте с другой: это вызовет смещение первой части кулака относительно второй. Регулировку шкворней на УАЗ можно считать законченной. Далее до упора затяните гайки, а потом немного открутите где-то на 1/6 оборота. Вверните тавотницы и прошприцуйте узел до тех пор, пока смазка не полезет из соединений.

Нижнюю пресс-масленку лучше заменить на болт. При езде по бездорожью ее легко сломать, а вот вывернуть «заломыш» весьма проблематично.

Поставьте узел на автомобиль и произведите сборку в обратном порядке. По окончании проверьте качество работы. Покачайте колесо в вертикальной плоскости. Если чувствуется биение, подтяните гайки. Заворачивать надо одинаково: если верхнюю на пол оборота, то и нижнюю на столько же. Теперь проверьте колесо по горизонтали: покачайте его (как будто машина проходит поворот). Усилие должно быть, но небольшим. При тяжелом движении колеса ослабьте гайки и наоборот. На последнем этапе поставьте на место поперечную тягу.

После окончания работ произведите повторную регулировку и смазку через 500 км пробега. В дальнейшем обслуживание производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Можно ли менять механизм без разборки

Ответ положительный. Ниже рассмотрен процесс замены шкворней на УАЗ 469, 3115, 3163, 3160, 2206, 7203 и т. д. Для замены шкворня без разборки автомобиль нужно поставить на смотровую яму. Ослабьте колесные болты и поддомкратьте авто. Вывесите внедорожник, слейте масло и демонтируйте суппорт, тормозной щит, чтобы не мешали. Далее:

  1. Вверните в шкворень болт М10. Это поможет вытянуть шляпку и извлечь компонент. Если ничего не получается, возьмите металлическую пластину толщиной 4-5 мм и просверлите в ней отверстие под болт М10;
  2. Делаем вторую попытку. Но теперь болт вставляем через пластину. Под ней наживите несколько гаек и закрутите;
  3. Шкворень должен показаться наружу;
  4. Далее нужно выпрессовать втулку, извлечь шайбу.

Для выпрессовки придется «испортить» замок при помощи заточенного гвоздя. Подсуньте его под втулку, отожмите по кругу. Если дело идет плохо, примените пассатижи. После снятия внутреннюю часть втулки очистите и обезжирьте.

В качестве закладываемой смазки используется ЛИТОЛ 24. Теперь нужно установить новый узел. Он забивается молотком. Чтобы избежать повреждений, используйте деревянную прокладку. Запрессовка производится не полностью, чтобы избежать перекосов, иначе деталь пойдет туго, и вы услышите характерный звук. В этом случае придется повторить все заново. Регулировки осуществляются с помощью прокладок толщиной 0,5 мм. Для шкворня на подшипнике изначально установите 5 прокладок, для узла с бронзовыми вкладышами – 4. Затяните болты и отправляйтесь в испытательную поездку. Если колесо будет греться, ослабьте шкворень, уменьшив количество прокладок.

Читайте также: