Конкурентные преимущества компании фольксваген

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Как Volkswagen стал крупнейшим производителем в мире


Статья о том, как и почему Фольксваген стал лидирующим автопроизводителем в мире. Причины и слагаемые успеха компании. В конце статьи — интересное видео о том, как VW проверяет свои автомобили. Статья о том, как и почему Фольксваген стал лидирующим автопроизводителем в мире. Причины и слагаемые успеха компании. В конце статьи — интересное видео о том, как VW проверяет свои автомобили.

Как Volkswagen стал крупнейшим производителем в мире

Концерн Volkswagen давно занимает лидирующие позиции на мировом рынке автомобилестроения. И в этом нет ничего удивительного, ведь компания выпускает действительно хорошие автомобили. При этом даже громкие скандалы не подрывают славу европейского производителя. Почему так происходит? В чем секрет успеха? Как Volkswagen стал мировым лидером?


Как показали исследования, группа компаний Volkswagen за первое полугодие этого года произвела и продала больше всех автомобилей (5 268 000 штук). Впервые немецкий автогигант обошел вечных своих конкурентов Toyota и GM.

Второе место по производству автомобилей заняла компания Toyota Motor, которая выпускает автомобили Toyota, Lexus, Daihatsu, а также Hino. Японский концерн за полгода изготовил чуть больше 5 миллионов машин.

Следует отметить, что VW стал лидером по объему продаж в крайне сложное время, ведь главные авторынки переживают сильнейшее падение. При этом ему не помешал даже «дизельгейт», который изрядно подмочил репутацию бренда.

Прибыль немецкого автогиганта за первое полугодие сократилась почти на 37%, так как ему приходится устранять последствия дизельного скандала. Компания заключила соглашение с американскими автовладельцами, согласно которому ей предстоит выплатить 14,7 миллиардов долларов.

Volkswagen выкупит в Штатах 475 000 автомобилей и заплатит их хозяевам компенсацию (5100-10000 долларов). Помимо этого, VW обязуется за собственные деньги переоборудовать машины с незаконным ПО, которое специально занижало уровень выброса углекислого газа в атмосферу.

В Европе концерн отозвал 11 миллионов автомобилей. Скандал был сумасшедшим, однако это не помешало немецкому концерну стать лидером среди всех мировых автогигантов. Как это возможно?

Главные слагаемые успеха компании


Благодарить за успех нужно Мартина Винтеркорна.

Мартин Винтеркорн сконцентрировался на продаже автомобилей премиум-сегмента и унификации существующего модельного ряда. Он никогда не останавливался на полпути и не почивал на лаврах после очередного промежуточного успеха.

Он возглавил концерн перед кризисом 2008 г, предложив агрессивную стратегию по выведению VW на вершину автопромышленности мира. Он ставил перед собой четкую задачу – к 2018 году обойти Toyota и General Motors. Но эта цель была достигнута даже раньше.

Однако оставить позади основных конкурентов – это лишь часть цели. Винтеркорн планировал к 2018 г. сделать Volkswagen самым прибыльным и стабильным автопроизводителем. Когда он возглавил концерн, тот продавал в год не более 6 миллионов автомобилей. Рентабельность бизнеса не превышала 6%.

Сейчас немецкий автогигант продает более 10 миллионов машин в год, а рентабельность составляет 8%. Винтеркорн стремился, чтобы все клиенты оставались довольными, а работники (таковых свыше 550 тысяч по всему миру) получали достойную зарплату. Он считал, что только тогда автопроизводитель сможет стать номером один.

Винтеркорн, чтобы поддержать высокие темпы роста, инвестировал 80 миллиардов долларов в строительство новых заводов (многие из них находятся в Китае), разработку инновационных продуктов для автомобилей и создание дешевых машин для развивающихся рынков. Следует отметить, что так поступают все крупные автопроизводители. Toyota и GM также тратят более 8 миллиардов в год на исследования и разработку новых продуктов, а также расширение производственных мощностей. Если этого не делать, то можно проиграть конкурентам.

Следует отметить, что Винтеркорн занимал много разных должностей и зарекомендовал себя как начальник, который всегда вникает во все мельчайшие детали разрабатываемого продукта. Винтеркорн сосредотачивался на продукте, что позволяло ему производить самые лучшие в мире автомобили.

Правда, такой подход иногда приводит к хаосу в производственных графиках. Винтеркорн порой вносил изменения в последнюю минуту. Вот несколько примеров:

    Незадолго до представления нового спорткара Lamborghini Aventador в 2011 г. он лично протестировал этот автомобиль. После нескольких кругов по треку он сказал, что ему не нравится приборная панель в машине. Стоит отметить, что она стоила 387 тысяч долларов. Разработчикам пришлось полностью ее переделать. Это привело к шестимесячной задержке выхода модели, однако автомобиль стал очень популярным. Винтеркорна нисколько не смущают задержки. Он считает, что нужно сразу же делать качественный продукт и решать все возникающие проблемы.

Винтеркорн всегда нацелен на выполняемую задачу, пытаясь все сделать максимально качественно. Это и принесло успех Фольксвагену.

Работающая стратегия и новые подходы – залог успеха Volkswagen

Как Volkswagen стал крупнейшим производителем в мире

Винтеркорн сразу после того, как занял пост главы автоконцерна, предложил совершенно новую стратегию развития. До 2007 года 60% прибыли компании обеспечивали автомобили массового сегмента, а также финансовые услуги. Сейчас же больше всего денег автогигант получает от реализации машин премиум-сегмента.

Кроме того, появился дополнительный источник дохода — продажа грузовиков. Долгое время компания была слабо представлена в данном сегменте. В основном она продавала лишь небольшие коммерческие машины. Однако в 2008 году немецкий концерн во главе с Винтеркорном выкупил крупный пакет акций Scania, а в 2011 г. получил контрольный пакет акций MAN (крупного производителя грузовой техники). После этого продажа грузовиков начала приносить Фольксвагену 17% совокупной прибыли.

Однако самой главной покупкой концерна под управлением Винтеркорна стало приобретение Porsche. Причем процесс покупки был довольно интересным. Porsche и Volkswagen имеют общую историю, так как компаниями руководили разные ветви семейства Порше. Родственное объединение состоялось весьма экзотическим образом. Вначале компания Porsche хотела поглотить концерн Volkswagen, который значительно превосходил ее по активам. После покупки акций Porsche оказалась с большими долгами, поэтому вынужденно продала собственные акции Volkswagen. Таким образом, немецкий автогигант стал владельцем компании, производящей популярные во всем мире спортивные авто. Ежегодно Porsche зарабатывает $2,5 млрд. прибыли при рентабельности 18%.

Кроме того, глава компании предложил новую модульную систему сборки, которая позволила концерну изготавливать машины от мелкой Skoda до шикарного Bentley, применяя только 4 базовых комплекта. Первый — для небольших городских автомобилей, второй — для среднеразмерных машин, третий — для спорткаров, четвертый — для SUV и больших автомобилей.

Следует отметить, что другие автопроизводители тоже применяют подобные схемы, устанавливая различную «начинку» на единую инженерную платформу. Однако система Volkswagen пошла дальше. Она стандартизирует отдельные фрагменты, к примеру, положение двигателя либо расстояние между педалями и передними колесами. Это позволяет существенно снизить себестоимость автомобилей. Ведь на изменение данных параметров приходится до 60% всех затрат при создании новых моделей.

К тому же такая стандартизация позволяет увеличить габариты машин в разные стороны. Компания легко может создавать автомобили различного размера, применяя общие компоненты, либо устанавливать такой двигатель, который предпочтет клиент. Новые Audi A3 и Volkswagen Golf создавались именно по такой схеме.

Подобный модульный подход – это серьезный козырь, который в том числе помог Volkswagen обойти Toyota и GM.

Volkswagen хочет стать мировым лидером по производству электромобилей

Новый глава VW Маттиас Мюллер, который занял этот пост в сентябре прошлого года, предложил новую стратегию развития, которая должна вывести компанию на новый уровень. Он хочет сконцентрироваться на выпуске электромобилей и беспилотных авто.

В этой сфере немецкий автогигант сильно отстал от своих конкурентов, так как был занят устранением последствий «дизельного» скандала. В это время Tesla и Гугл активно развивали данное инновационное направление. Однако Volkswagen не привык отставать и планирует быстрыми темпами наверстать упущенное.

Чтобы догнать конкурентов, немцы намерены к 2025 г. представить свыше 30 моделей электромобилей. Мюллер считает, что компания сможет продавать ежегодно более 2 миллионов таких машин. В компании создано специальное подразделение, которое займется разработкой беспилотников.

На реализацию идей нового главы немецкого автогиганта планируется потратить десятки миллиардов долларов.

Подведем итоги

Как же Фольксвагену удалось стать крупнейшим мировым автопроизводителем? Этому способствовал ряд причин:

    Выбор правильной стратегии развития;


Видео о том, как Фольскваген проверяет свои автомобили:

Новая стратегия концерна утверждена: Volkswagen Group станет мировым лидером в сфере устойчивой мобильности

Вольфсбург, 20 июня 2016 года – Концерн Volkswagen закладывает основу для долгосрочного успеха в современном мире мобильности и достижения лидирующего положения поставщика решений устойчивой мобильности. Для реализации этих целей правление концерна с одобрения наблюдательного совета приняло программу будущего развития – «TOGETHER – Strategy 2025». Вместе с этим были запущены самые масштабные реорганизационные процессы в истории концерна Volkswagen. Новая стратегия концерна содержит множество глобальных стратегических решений и конкретных инициатив, в значительной мере направленных на достижение долговременного успеха концерна и прибыльного роста. Для реализации этих целей предполагается осуществить всеобъемлющую трансформацию ключевого автомобильного бизнеса, быструю организацию нового бизнеса, связанного с разработкой решений для повышения мобильности, значительное повышение эффективности, а также укрепление инновационного потенциала и формирование активного типа мышления и предприимчивого подхода к работе.
«Бренды и продукты концерна Volkswagen неизменно улучшают жизнь миллионов людей по всему миру. Мы стремимся к продолжению этой истории успеха, а также к лидерству в области формирования автомобильной мобильности для будущих поколений. Ситуация с дизельными двигателями отодвинула нас на шаг назад, поэтому мы должны проанализировать ошибки, устранить недостатки и создать корпоративную культуру, характерными чертами которой станут открытость, ориентированность на ценность продукта и фундаментальная целостность», – отметил председатель правления концерна Маттиас Мюллер в ходе презентации новой стратегии в Вольфсбурге.

«Наша программа развития «TOGETHER – Strategy 2025» позволит концерну Volkswagen сфокусироваться на достижении целей, а также стать более эффективным, инновационным, ориентированным на покупателя и экологически устойчивым, с системной нацеленностью на прибыльный рост. Наша цель – создание долговременной ценности для наших акционеров. Добиться этого мы сможем только вместе – с нашими сотрудниками, с нашими покупателями, работая для них, а также с акционерами и деловыми партнёрами, полностью осознавая при этом нашу ответственность перед сообществом и в области охраны окружающей среды», – отметил г-н Мюллер.

Программа «TOGETHER – Strategy 2025» станет для концерна Volkswagen своеобразной точкой отсчета и поможет правильно выбрать направление работы для планируемой трансформации из автопроизводителя в ведущего мирового поставщика решений устойчивой мобильности. Программа будет включать более детализированные стратегии для отдельных брендов концерна. Разработка стратегий начнется уже в ближайшие месяцы. До конца текущего года концерн Volkswagen представит детальную стратегическую программу, разбитую по брендам и функциям, подкреплённую конкретными мерами и целевыми финансовыми показателями.

В неё также войдёт «пакт будущего» марки Volkswagen, над которым правление компании и производственный совет работали с начала июня. Это соглашение подразумевает значительное повышение эффективности, производительности и прибыльности с акцентом на сохранение конкурентоспособности и рабочих мест, а также поддержку необходимых будущих инвестиций в продукты и локации. Учитывая тот вклад, который вносит марка в работу всего концерна Volkswagen, соглашение также будет играть ключевую роль в достижении целевых показателей концерна.

Трансформация ключевого бизнеса

Концерном Volkswagen была проведена презентация основных компонентов новой стратегии, в первую очередь сосредоточенной на трансформации ключевого автомобильного бизнеса Volkswagen или, иными словами, фундаментальное преобразование концерна и его готовности к новой эпохе мобильности. Для этого Volkswagen намерен конкретизировать позиционирование брендов концерна и оптимизировать модельный ряд автомобилей и силовых установок, сконцентрировавшись на наиболее привлекательных и быстрорастущих сегментах рынка. Более того, текущий модельный ряд концерна, насчитывающий около 340 различных моделей, ждёт комплексная реорганизация с акцентом на достижение прибыльного роста с учётом региональных особенностей и потребностей покупателей.

В том, что касается автомобилей и силовых установок, особое внимание будет уделено электрической мобильности. Концерн запланировал внедрение широкомасштабной инициативы в этой области: в течение следующих десяти лет компания намерена вывести на рынок более 30 полностью электрических автомобилей, использующих тяговые аккумуляторные батареи (BEV). По оценкам компании электромобили этого типа в перспективе смогут занять до четверти мирового рынка легковых автомобилей. К 2025 году продажи BEV концерна Volkswagen предполагается вывести на уровень 2-3 миллионов единиц, что приблизительно соответствует доле от 20 до 25% совокупных продаж автомобилей концерна.

Концерн Volkswagen также планирует пересмотреть и оптимизировать свои модульные архитектуры в контексте достижения прибыльного роста путём совершенствования процессов разработки и производства, повышения эффективности и таким образом более эффективного использования экономических ценностей системы. Продолжается реализация стратегии регионального роста, уже запущенной на наиболее привлекательных автомобильных рынках. Концерн Volkswagen подтверждает планы роста и инвестиций, ранее анонсированные для Северной Америки, а также продолжение программы расширения в Китае. В этом контексте концерн Volkswagen намерен активизировать деятельность в экономичном сегменте – т.е. в сегменте недорогих продуктов начального уровня, особенно актуальных, например, для Азии – совместно с региональными производителями. Уже ведутся переговоры в этом направлении.

Новые компетенции

Ещё один уровень трансформации ключевого автомобильного бизнеса – создание новых компетенций. В этой связи концерн намерен стать независимым поставщиком ресурсов, необходимых для решения перспективных задач автономного вождения и искусственного интеллекта. Цель – лицензирование конкурентоспособной системы автономного вождения (SDS), разработанной силами концерна, к концу десятилетия.

В свете динамичного роста объёма рынка и продаж электромобилей в ближайшие годы концерн Volkswagen также намерен в качестве своей новой компетенции развивать технологии аккумуляторных батарей. Стратегические возможности участия в регулярных поступлениях дохода, связанные с этой компетенцией, а также преобразования технологии батарей в новую компетенцию концерна будут тщательно изучены.

Активный тип мышления и предприимчивый подход

Преобразование ключевого бизнеса также предусматривает систематическое продвижение активного типа мышления и предприимчивого подхода к работе в рамках всего концерна. Помимо последовательного распределения модельных линеек по брендам концерна, это в основном предполагает реорганизацию бизнеса, связанного с производством, компонентов, в котором в настоящее время занято около 67 000 сотрудников на 26 площадках по всему миру. Соответствующие мероприятия будут стратегически переработаны и системно скоординированы для всех брендов. Концерн Volkswagen рассчитывает, что реорганизация бизнеса компонентов повысит конкурентоспособность и эффективность, а также внесёт значительный вклад в перспективные проекты, такие как инициатива электрической мобильности.

Концерн Volkswagen готов активно отвечать на будущие вызовы в сегментах легковых и коммерческих автомобилей. В сфере бизнеса коммерческих автомобилей, в котором в настоящий момент представлены марки Scania, MAN и Volkswagen Коммерческие автомобили, концерн подтверждает стратегическую цель достижения глобального лидерства в этом сегменте. Volkswagen Truck & Bus как мультибрендовый поставщик полного цикла станет самой прибыльной компанией в сегменте, занимающей уверенные позиции во всех ключевых регионах мира. Реализовать эти цели предполагается в первую очередь за счёт гораздо более тесного сотрудничества между марками коммерческих автомобилей, а также увеличения общей производительности концерна и расширения глобального присутствия.

Определяющую роль в этом также будут играть новые бизнес-модели. В среднесрочной перспективе бизнес-единица будет последовательно эволюционировать от производителя коммерческих автомобилей к поставщику интеллектуальных транспортных решений.

В рамках стратегической реорганизации Volkswagen подразделение финансовых услуг также станет важным источником дохода концерна и опорой успеха входящих в состав концерна марок.

«Разработка, производство и продажа автомобилей, а также сопутствующих финансовых продуктов в перспективе будет оставаться важнейшей сферой деятельности концерна Volkswagen. Вместе с этим анонсированные сегодня преобразования будут непрерывно менять облик нашего ключевого бизнеса, позволяя нам оставаться ведущим игроком в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Традиционно для концерна Volkswagen мы продолжим придерживаться ответственного и коллективного подхода. Реализация столь масштабных изменений возможна только при совместной работе», – отметил председатель правления концерна Маттиас Мюллер.

В рамках стратегической реорганизации Volkswagen подразделение финансовых услуг также станет важным источником дохода концерна и опорой успеха входящих в состав концерна марок.

Сервисы мобильности как дополнительный источник роста

Второй ключевой компонент программы «TOGETHER – Strategy 2025», помимо трансформации ключевого бизнеса, предусматривает создание кроссбрендового бизнеса решений для обеспечения мобильности. Новое подразделение разработает и реализует предложения, нацеленные на удовлетворение потребностей покупателей, начиная с сервисов мобильности «по требованию», таких как «транспорт по требованию». На этой основе будут позднее организованы и другие сервисы, такие как роботизированное такси, каршеринг и транспорт по требованию. В конце мая концерн Volkswagen уже сделал первый шаг на пути в сегмент транспорта по требованию, инвестировав в стратегическое партнёрство с сервисом заказа такси Gett.

В условиях быстрорастущего рынка целью нового бизнеса сервисов мобильности концерна является генерирование доходов в размере миллиардов евро к 2025 году.

Преобразование ключевого бизнеса и создание нового подразделения решений для обеспечения мобильности потребует от Volkswagen развития своего инновационного потенциала и создание для него ещё более прочной основы. Концерн также развивается в направлении дигитализации всех марок и сфер деятельности. Вместе с этим компания будет гораздо шире использовать партнёрские проекты, осуществлять поглощения и инвестиции венчурного капитала. В перспективе подбор инвестиций будет осуществляться централизованно. Это позволит получить максимальную добавленную стоимость для концерна и входящих в него марок.

Значительное повышение эффективности

В целом в масштабах концерна инвестиции в перспективные направления в рамках программы «TOGETHER – Strategy 2025» ожидаются на уровне десятков миллиардов евро. Для обеспечения их финансирования прежде всего предстоит значительно повысить производственную эффективность во всех сферах деятельности и подразделениях. В частности, для марки Volkswagen концерн будет стремиться полностью раскрыть значительный по меркам индустрии потенциал эффективности. Это относится ко всей цепочке добавленной стоимости в автомобильном бизнесе – от разработки продукта и организации снабжения до производства и продажи.

Если говорить о более конкретных показателях, то к 2025 году концерн Volkswagen намерен достичь соотношения капитальных затрат и дохода с продаж в автомобильном бизнесе на уровне 6%.

Эффективность расходов на исследования и разработки также будет значительно повышена; соотношение затрат на исследования и разработки и дохода с продаж также планируется снизить до 6%.

Кроме этого, коммерческие расходы, а также общие и административные расходы, доля которых в доходе с продаж значительно выросла за последние годы, также будут снижены до уровня менее 12%. В целом с учётом результатов 2015 финансового года концерн Volkswagen ожидает более эффективного использования ресурсов, что позволит создать потенциал для значительного увеличения годовой выручки. Более подробное описание индивидуальных мероприятий на уровне концерна, марки и подразделений будет представлено в ближайшие месяцы.

Дополнительные средства для будущих инвестиций также могут быть получены за счёт оптимизации текущего модельного ряда марок и инвестиций в акционерный капитал.

Финансовые целевые показатели скорректированы

Программа «TOGETHER – Strategy 2025» предполагает корректировку финансовых целевых показателей деятельности концерна. «В соответствии с системным подходом к достижению прибыльного роста основное внимание уделяется способности приносить доход. В ближайшие годы мы сделаем всё, что в наших силах в рамках последовательного формирования ценности для наших акционеров на основе устойчивого финансового положения», – отметил руководитель финансового подразделения Франк Виттер (Frank Witter).

Операционный доход с продаж концерна, в 2015 году составивший 6% до вычета особых статей, к 2025 году планируется довести до 7–8%. Таким образом, доходность акционерного капитала в автомобильном подразделении должна превысить 15%. Коэффициент дивидендных выплат сохранится на уровне 30% чистой прибыли.

«Volkswagen будущего – это компания, предлагающая покупателям великолепные автомобили, соответствующие их потребностям финансовые продукты и интеллектуальные решения для мобильности. Мы станем технологическим лидером и образцом для подражания в сфере защиты окружающей среды, безопасности и честности. Концерн достигнет конкурентоспособных показателей доходности, оставаясь привлекательным объектом для инвестиций и востребованным, надёжным и заслуживающим доверия работодателем. Одним словом, Volkswagen станет компанией, которой мы все будем гордиться», – подвёл итог председатель правления Маттиас Мюллер.

Джоанна Мюллер

фото AFP/East News
фото AFP/East News

Это был просто взрыв. Германия вела 4:0 в начале второго тайма матча со шведами квалификационного раунда к Чемпионату мира — 2014 по футболу. Естественно, команда расслабилась — и тут все посыпалось. За 28 минут до окончания матча Швеция забила гол и сразу же забила еще один. И еще один. И еще. Германия ответить не смогла, окончательный счет: 4:4.

Мартину Винтеркорну, талантливому голкиперу, который в молодости подумывал о профессиональном спорте, а теперь управляет компанией Volkswagen, было трудно смотреть эту игру. Однако на недавней встрече топ-менеджмента он приглушил свет и поставил запись этой игры, заставив всех снова смотреть этот кошмар. Когда свет снова зажегся, Винтеркорн мрачно напомнил своим управленцам: «Мы в середине матча. Игра не закончена». Пять лет назад, накануне кризиса 2008 года, он предложил агрессивный план по выведению Volkswagen на вершину мировой автопромышленности к 2018 году, оставив позади General Motors и Toyota. «У нас было три сильных года, — признает он. — Вы можете быть довольны собой, но нельзя расслабляться».

Его цель не просто обойти GM и Toyota. «К 2018 году Volkswagen будет самым прибыльным, привлекательным и стабильным автопроизводителем», — говорит Винтеркорн. И он уверен в своих словах. Сейчас немецкая компания продает 10 млн автомобилей, а рентабельность по прибыли до налогов составляет 8%. Всего 6 лет назад, когда Винтеркорн возглавил Volkswagen, рентабельность не превышала 6%, а автомобилей было продано всего 6,2 млн штук. Винтеркорн также хочет иметь самых довольных клиентов и работников (а таковых 550 000 по всему миру) в своей отрасли. «Только тот автопроизводитель, который достигнет всех этих целей, — говорит он, — сможет обоснованно называть себя номером один».

Для поддержания высоких темпов роста Винтеркорн планирует инвестировать почти $80 млрд в 10 новых заводов (7 из них — в Китае) и десятки новых продуктов от SUV до автомобилей стоимостью $9000 для развивающихся рынков, а также в новые технологии вроде съемных гибридных двигателей и продвинутых информационно-развлекательных систем на борту автомобиля.

«Их единственное уязвимое место — они сами, — считает аналитик Ребекка Линдланд из Rebel Three Consulting. — Они могут проиграть из-за собственной самоуверенности, недооценки конкурентов или глупой траты средств». При этом ни GM, ни Toyota не теряют времени. Каждая из этих компаний тратит около $8 млрд в год на исследования и разработки и инвестирует еще больше, чтобы расширить производственные мощности. Именно поэтому Винтеркорн захотел напомнить своей команде, что может случиться, если они потеряют концентрацию посреди игры. «Мы закончили невероятно успешную первую половину игры, имея сильную команду и правильную стратегию. Однако ясно одно: условия на поле ухудшаются. Давление растет. Volkswagen должен продолжать атаковать и как следует пользоваться своими возможностями, — рассказывает он. — Тогда мы сохраним наше преимущество, когда прозвучит финальный свисток».

Мартин Винтеркорн

Сегодня Вольфсбург с населением 123 000 человек может по праву называться Volkswagen City: здесь расположен завод площадью 6,8 кв. км, на котором заняты 50 000 рабочих, и 13-этажная штаб-квартира. Влияние компании чувствуется везде: от проводимых здесь культурных фестивалей, спонсируемых Volkswagen, до стадиона Volkswagen Arena, который является домашним для футбольной команды Вольфсбурга. Даже гостиница Ritz-Carlton, где останавливаются высокопоставленные гости, принадлежит автомобильному концерну.

Но нигде амбиции Volkswagen не проявляется так сильно, как в Автоштадте — парке развлечений стоимостью $1,2 млрд. Ежегодно 2,3 млн посетителей приезжают, чтобы погулять по 69 га территории и посетить знаменитый ZeitHaus — самый популярный музей автомобилей в мире. Интерактивные и мультимедийные экспонаты позволяют посетителям изучить последние новинки в области дизайна и технологий автомобилей. Около четверти всех туристов составляют клиенты Volkswagen, которые приезжают со всей Европы, чтобы самостоятельно забрать свой новый автомобиль прямо с завода. Автомобили, ожидающие отправки покупателям, каждый день складируются в одной из двух 20-этажных стеклянных башен, которые возвышаются над ландшафтом Вольфсбурга. Роботизированные лифты снимают 500 автомашин в день с самого верха и опускают их вниз, прямо к ногам ожидающих владельцев. Автоштадт — привлекательный и яркий маркетинговый инструмент не только для автомобилей марки Volkswagen, но и для всех марок, входящих в автомобильный концерн: Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley, Bugatti, Ducati, SEAT, Skoda, MAN, Scania.


Смена стратегии. До прихода Винтеркорна 60% прибыли Volkswagen обеспечивали автомобили массового сегмента и финансовые услуги, теперь больше половины дохода компания получает от продажи машин премиальных брендов. Еще один важный источник прибыли — грузовые автомобили.

Длительное время концерн был слабо представлен в этом сегменте, продавая только небольшие коммерческие автомобили под маркой Volkswagen. Но в 1999 году после отказа антимонопольного ведомства одобрить поглощение Scania ее конкурентом Volvo Trucks Volkswagen выкупила долю Volvo. В марте 2008 года при Винтеркорне немецкий концерн купил еще один крупный пакет акций и теперь владеет 71% голосующих акций Scania. А в 2011 году Volkswagen приобрел контрольный пакет акций другого производителя грузовых автомобилей — MAN. В результате продажа грузовых автомобилей теперь приносит Volkswagen 17% общей прибыли.

Самым же главным премиальным брендом в семействе Volkswagen является Porsche. Volkswagen и Porsche имеют общую историю: компании управлялись соперничающими ветвями семейства Порше. Поэтому родственное объединение прошло достаточно необычным образом. Сначала Porsche безуспешно пыталась поглотить превосходящую ее по размерам компанию Volkswagen. В результате скупки акций у Porsche образовались долги, и она была вынуждена продать свои акции Volkswagen: 49,9% в 2009 году, а прошлым летом, преодолев разнообразные юридические препоны, Volkswagen полностью консолидировала производителя спортивных автомобилей за $5,7 млрд. Porsche — жемчужина в короне Volkswagen: по расчетам аналитика Deutsche Bank Йохана Герке, Porsche заработает $2,5 млрд операционной прибыли, при этом маржа составит 18%, что делает компанию самым рентабельным автопроизводителем в мире.

Новые технологии. Следующий шаг Винтеркорна — новая модульная система сборки, которая позволит Volkswagen производить автомобили от самой мелкой Skoda до самого роскошного Bentley, используя всего четыре базовых комплекта. Один — для маленьких городских автомобилей, второй — для среднеразмерных автомобилей, третий — для спортивных автомобилей и четвертый — для больших автомобилей и SUV.

фото Diomedia

Другие производители также используют подобные схемы, просто ставя разную «начинку» на общую инженерную платформу. Volkswagen заявляет, что его система пойдет дальше, стандартизируя отдельные фрагменты вроде положения мотора или расстояния между педалью газа и передними колесами на всех автомобилях: именно на изменение этих параметров приходится 60% всех расходов при разработке новых моделей. И эта стандартизация позволяет «растягивать» остальное пространство автомобиля в любые стороны: таким образом, можно легко создавать автомобили разного размера, используя общие компоненты, или заменять дизельный, гибридный или электрический двигатель на бензиновый мотор в зависимости от предпочтений покупателя. Новые Volkswagen Golf и Audi A3 стали первыми автомобилями, созданными по новой системе.

Этот модульный подход, пожалуй, главный козырь в борьбе Volkswagen с GM и Toyota. Но есть и серьезный риск — если что-то будет не так с одним из общих компонентов, то вся линейка продукции Volkswagen столкнется с одной и той же проблемой. Примером может служить Toyota, которая была вынуждена отозвать миллионы автомобилей по всему миру, чтобы решить проблемы качества всего в нескольких сборочных деталях.

Тандем из Вольфсбурга. Винтеркорн родился в пригороде Штутгарта в 1947 году, на десять лет позже компании Volkswagen. Защитив диссертацию по материаловедению, он работал в промышленном гиганте Роберта Боша до 1981 года, когда его переманил в Audi Фердинанд Пиех, глава Volkswagen, ставший его наставником на следующие 25 лет.

Винтеркорн пришел в компанию в самые тяжелые годы в ее истории, которые стали результатом неправильно спланированной стратегии по завоеванию американского рынка. В 1978 году Volkswagen купил ранее принадлежавший Chrysler завод в штате Пенсильвания, и официальные лица немецкой компании утверждали, что быстро завоюют 5% рынка. К началу 1980 года на заводе работали 5700 рабочих, которые производили 200 000 малолитражек Rabbit (название модели Golf для североамериканского рынка) в год. Но экспансия провалилась: неказистый Rabbit покупатели не оценили, так как малолитражки от Toyota и Honda были более надежными и популярными. Даже после начала производства Jetta завод Volkswagen работал только на 40% мощности, поэтому в 1988 году немецкий автопроизводитель закрыл производство и перевез оборудование в Китай, где рос спрос на продукцию Volkswagen.

Винтеркорн занимал множество разных должностей в сферах контроля качества и разработки в Volkswagen и Audi, заработав себе репутацию начальника, вникающего в мельчайшие детали производимого продукта. К 2000 году он был назначен в совет директоров Volkswagen для курирования отдела исследований и разработок всей группы, а в 2002 Пиех назначил его главой Audi.

Пиеха и Винтеркорна называют немецкой «командой мечты» из-за их дополняющих друг друга управленческих талантов. Без сомнения, деятельный 76-лений Пиех — все еще главный стратег в компании. Он — внук легендарного инженера Фердинанда Порше, а его семья контролирует 53% голосующих акций Volkswagen.


Методичный и точный Винтеркорн воплощает решения и видения Пиеха в жизнь. Он отличается от других известных руководителей автомобильных концернов, например босса Renault-Nissan Карлоса Гона. «Винтеркорн очень нацелен на продукт. Он позволяет другим работать над финансовыми делами, — говорит Кристоф Стермер, аналитик из IHS Automotive. — Он заставляет финансистов творить чудеса только для того, чтобы ему позволили делать самые лучшие из возможных автомобилей».

В результате такого подхода в производственных графиках зачастую царит хаос, так как Винтеркорн может приказать внести изменения в самую последнюю минуту. Например, незадолго до того, как Lamborghini собирался представить новую модель роскошного спорт-кара Aventador в 2011 году, Винтеркорн взял этот автомобиль с мотором в 690 л. с. на тест-драйв. Погоняв по треку на скорости около 200 миль в час, он сообщил, что приборную панель на этой машине стоимостью $387 000 надо полностью переделать. В результате — 6-месячная задержка выхода модели, но Винтеркорна это не смущает. «У меня всегда было стремление решать те проблемы, с которыми я сталкиваюсь как ученый, инженер или предприниматель, — поясняет он. — Основные принципы работы — это нацеленность на задачу и качество ее исполнения».

Перед запуском серийного производства новой модели Volkswagen Passat в 2011 году, Винтеркорн семь раз летал в Читтанугу, штат Теннесси, чтобы проинспектировать качество автомобиля. Когда модель представили на пресс-конференции, Винтеркорн был в ярости, так как обнаружил небольшой дефект покраски на одном из автомобилей, предоставленных СМИ для тест-драйва. Во время автомобильной выставки во Франкфурте в 2011 году один из видеорепортажей запечатлел Винтеркорна, размышляющего у новой модели Hyundai и жалующегося своему инженеру, что корейцы смогли удешевить дизайн устройства рулевой колонки, а Volkswagen — нет.

На традиционном для Volkswagen европейском рынке тоже все непросто. Из-за неопределенности в экономике потребители не спешат покупать новые автомобили: как результат, самый низкий объем продаж автомобилей в Европе с 1996 года. Состояние рынка в Старом свете все больше напоминает кризис в Америке 2008 года, когда GM и Chrysler стали банкротами: слишком много заводов и недостаточный спрос. Ситуацию усугубляет нежелание политиков закрывать заводы или сокращать рабочих. Поэтому производители, больше всего зависящие от европейского рынка, вроде Fiat или Peugeot продолжают выпускать автомобили, но продают их с убытком для себя.

Некоторые конкуренты, например глава Chrysler-Fiat Серджио Маркионне, обвиняли Volkswagen в том, что немецкая компания «устроила кровавую баню», предлагая огромные скидки, чтобы отвоевать большую долю рынка у более слабых конкурентов во время снижения спроса. Винтеркорн косвенно подтверждает эту тактику, говоря, что выручка Volkswagen в этом году вырастет, тогда как прибыль останется на прежнем уровне. Он называет 2013 год «годом истины для всей промышленности».

В перерыве между таймами на одной из недавних игр между Вольфсбургом и Дюссельдорфом фанаты перемещались вокруг огромных столов с закусками, нагружая тарелки хот-догами, горячими рогаликами и другой едой. Винтеркорн сидел спиной к полю за столом с белой скатертью, ожидая ужина. Он казался счастливым человеком. Но было ли это правдой? Вольфсбург проигрывал 1:0. Команде Винтеркорна еще нужно много работать.

Преимущества автомобилей volkswagen

На современных российских дорогах все реже можно встретить такой автомобиль, как Volkswagen. Стоит такая машина дорого, так как имеет множество преимуществ перед остальными легковыми транспортными средствами.


Известно, что автомобиль Volkswagen стильный и очень мощный, удобный и даже надежный, поэтому стоит позаботиться и о том, чтобы аккумулятор для volkswagen был в порядке. Если внимательно изучить конструкцию данного автомобиля, то можно отметить, что сборка его отличается высоким качеством. Сборка Volkswagen происходит в Германии, где специальные квалифицированные специалисты, которые как раз отвечают за качество сборки, занимаются его конструкцией. Вся эта процедура длительная, так как все делается очень внимательно и тщательно.

Для немецких специалистов важным является соблюдение всех этапов сборки, так как нарушение технологии может повлечь и нарушение общей работы автомобиля. Поэтому результат сборки всегда идеален. Высокое качество машины Volkswagen уже было доказано и проверено. Кстати, немецкие специалисты, прежде чем приступили к выпуску данного автомобиля, продумали и просчитали каждую деталь, чтобы она была идеальной для сборки и для качественной езды. Но и сейчас эти детали постоянно обновляются, так как идет постоянная работа по усовершенствованию их, причем в этом всегда учитывается мнение и отзывы людей, которые пользуются такой машиной уже несколько лет. Но не только высокое качество сборки является преимуществом автомобиля Volkswagen. Вторым положительным качеством такого автомобиля является его стиль. Первые модели этой автомобильной марки были выпущены более восьмидесяти лет назад, но уже тогда они были модными и стильными. Но со временем стиль этой машины существенно изменился, следуя тем изменениям, которые происходят в обществе.
Автомобиль Volkswagen сможет выдержать огромнейшие нагрузки, он очень мощный, но при этом всегда остается надежным. Если рассмотреть все эти преимущества такого автомобиля, то окажется, что цена на Volkswagen уже будет не такой высокой. Поэтому для многих людей по своей цене он оказывается все-таки доступным.

Пожалуй, ни у одного современного человека не возникает вопрос о том, чья машина Фольксваген, какая страна ее производит. Этот бренд по праву завоевал статус самого крупного продавца автомобилей на мировом рынке.

При этом его модели приобрели популярность и искреннюю любовь автовладельцев за счет истинно немецкого качества, надежности и продуманного дизайна. Концерн производит легковые автомобили, микроавтобусы, грузовики, рассчитанные на покупателей с разным уровнем дохода и разными интересами.

История создания марки

В 1933 году Адольф Гитлер организовал встречу с двумя известными немецкими инженерами и поставил перед ними задачу создать истинно народный автомобиль , который могли бы покупать простые немцы. Эта встреча стала началом истории создания марки Фольксваген.

Гитлер поставил условие: создать крепкий и надежный автомобиль с невысокой стоимостью, выпускаемый на совершенно новом заводе. Он сам сделал эскизы и наброски, придумал название Volks-Wagen, которое переводится «народный автомобиль».

Основные требования к новому авто:

  • способность вместить семью из пяти человек;
  • разгон до 100 км/час;
  • потребление горючего не более 8 литров на 100 км;
  • стоимость не выше 1000 рейхсмарок.

Завод в Германии, где собирают Фольксваген и сейчас, был открыт самим Гитлером 28 мая 1937 года. Свое название Volkswagenwerk GmbH она получила в 1938 году. Одновременно с заводом был заложен город для проживания работников завода, который впоследствии стал именоваться Вольфсбург.

Сборка первого автомобиля Фольксваген состоялась в 1939 году: была выпущена пробная модель V38s и демонстрационная модель V39s. Однако с началом второй мировой войны выпуск народных автомобилей прекратился, завод стал выполнять военные заказы. После войны контроль над заводом перешел к Великобритании, однако полноценное производство на заводе Volkswagen Auto было восстановлено лишь в 1948 году.

Эволюция логотипов марки Фольксваген

Где производят машины Фольксваген

Кроме головного предприятия в Германии производство машин VW налажено на 50 заводах в 15 странах мира. Некоторые модели, производимые заводами концерна в Мексике, Китае, Бразилии, Аргентине, существенно отличаются от моделей, производимых в Европейских странах. Концерну принадлежат марки Audi, SEAT, Bentley, Skoda, Lamborghini, Bugatti.

Последнее десятилетие компания работает в России. Volkswagen Group Rus в Калуге – это завод, где выпускают Фольксваген для российских автомобилистов. Он был запущен в 2007 году, когда началась крупноузловая сборка модели Škoda Octavia. Через два года, в октябре 2009 года, началось производство полного цикла в нашей стране. Первой моделью, полностью произведенной в нашей стране, стал бюджетный седан В-класса, созданный на базе хэтчбека Volkswagen Polo .

В 2012 году был открыт завод в Нижнем Новгороде, где производят надежные и неубиваемые авто от Фольксваген на производственной площадке ГАЗ. Первыми моделями филиала стали Škoda Octavia и Škoda Kodiaq.

Автомобильный завод Фольксваген в Вольфсбурге

Автомобильный завод Фольксваген в Вольфсбурге

Как выглядит современный автомобиль марки

Никому сейчас не приходится объяснять, что такое Фольксваген и как он выглядит. Все модели бренда отличаются спокойным внешним видом, узнаваемым со всех ракурсов. Даже при внесении многочисленных новшеств дизайнеры стараются сохранить основную концепцию дизайна, заложенную еще в начале производства машин этого бренда: аккуратный экстерьер, лаконичный и привлекательный, функциональность, комфортабельность.

Все модели Volkswagen, независимо от страны-производителя, оснащены:

  • просторным салоном с лаконичным оформлением;
  • большим количеством электронных систем;
  • качественной системой безопасности;
  • объемным багажником;
  • передней решеткой с характерным дизайном.

Параллельно с историей машины Volkswagen развивалось и совершенствовалось цветовое решение моделей. Дизайнеры используют более 80 цветов: обычных, перламутровых, с металлическим эффектом. Краски подбираются с учетом культуры страны, ее традиций, национальных особенностей.

Стилизованное изображение нового Фольксваген Поло

Стилизованное изображение нового Фольксваген Поло

Рейтинг моделей

    • . Инновационная версия легендарной линейки. Стал более просторным, стильным, оснащен новым логотипом. От 545 210 руб. . 1186 910 руб. Компактный трех- или пятидверный хэтчбек. Стоит на 3 месте по продаваемости.
    • Jetta. От 844 100 руб. Классический седан четвертого поколения. Дизайн полностью обновлен. . 1 249 100 руб. Авто среднего класса. Четырехдверный седан с кузовом купе. . 1 357 100 руб. Компактный внедорожник, пятидверный универсал третьего поколения.
    • Teramont. 2 608 100 руб. Пятидверный внедорожник-универсал. 1 поколение. . 3 229 100 руб. Полноразмерный внедорожник, пятидверный универсал. 5 поколений. . Бизнес-класс. Пятидверный лифтбек бизнес-класса первого поколения.
    • Caddy. Коммерческий автомобиль – минивен второго поколения. Цена – от 1 631 300 руб. . Пятидверный внедорожник-универсал второго поколения. Цена – 4 890 000 руб.
    • Amarok. Среднеразмерный внедорожник, кузов пикап, с 2 или 4 дверями, задним или полным приводом. Цена – 2 524 100 руб.
    • California. 3 834 100 руб. Легковой автомобиль, удобный для путешествий 4 человек, с двумя спальнями, столовой, мансардой, верандой. . Цена 2 606 200 руб. Самый комфортабельный легковой автомобиль среди VW auto, рассчитан для перевозки 9 человек.
    • Multivan. Минивен второго поколения для перевозки 5-7 человек. Считается многолетним образцом среди авто своего класса. Цена 3 286 900 руб. . Грузопассажирский пятиместный минивен. 6 поколений. Цена 2 146 700 руб. . Цена от 2 439 800 руб. Цельнометаллический фургон или бортовые грузовики. По отзывам этот автомобиль от Volkswagen считается эталон среди фургонов своего класса.

    Модели Фольксваген 2020 для России

    Модели Фольксваген 2020 для России

    В 2020 год концерн запланировал выпуск 34 новых моделей на рынки мира, в числе которых два электромобиля линейки ID, 12 кроссоверов, 6 гибридных авто. Появились фотографии новых автомобилей фольксваген VW для рынка Китая. Это Tayron X, который станет прямым конкурентом китайскому Haval F7X. Характеризуется двухцветным купеобразным кузовом, резко ниспадающей крышей.

    Руководство концерна заявило, что до конца 2028 года планируется инвестировать более 28 млрд рублей в автопром России. В рамках контракта начнется производство трех новых моделей.

    Тематический парк Автоштадт (Autostadt) концерна Volkswagen в Вольфсбурге

    Тематический парк Автоштадт (Autostadt) концерна Volkswagen в Вольфсбурге

    Плюсы и минусы изделий марки

    Все владельцы автомобилей бренда Фольксваген (в народе их иногда называют «Фольцваген» или «Фольс») отмечают его надежность, выносливость и высокое качество.

    Судя по отзывам, немецкие автомобили Фольксваген имеют следующие положительные свойства:

    • легкость в управлении;
    • высокий уровень активной и пассивной безопасности;
    • приятный дизайн;
    • отличная эргономика;
    • неприхотливость;
    • экономное потребление топлива;
    • хорошее освещение;
    • качественные тормоза.

    Несмотря на отличные эксплуатационные характеристики некоторые владельцы жалуются на лаконичность и простоту дизайна автомобиля, особенно его салона.

    Все другие минусы Фольксваген, по отзывам владельцев:

    • повышенное потребление масла;
    • клиренс только для городских дорог;
    • недостаточная шумоизоляция.

    Для автолюбителей всего мира Фольксваген – синоним высокого качества, надежности и безопасности. Крупнейший производитель легковых, грузовых и грузопассажирских машин оставил далеко позади признанных фаворитов автомобильной промышленности всего мира.

    Фундаментальный анализ Volkswagen AG


    Должны вам сказать, что мы не первый раз оцениваем Volkswagen AG, мы его оценивали совсем недавно, до скандала, который выявил, что компания с помощью особого софта, показывала, что выбросы в атмосферу находятся на необходимом уровне, хотя на самом деле это было не так.

    В результате этого акции компании упали в 2 раза, по сравнению с той ценой, которая была в нашем предыдущем отчете. Что еще раз подчеркивает необходимость формирования инвестиционного портфеля, так как подобные скандалы никто и никогда не сможет спрогнозировать.

    Тем не менее, что представляет собой исследуемая компания и, главное, ее продукция? Вот что мы писали в прошлом отчете:

    “Тут явно есть устойчивые конкурентные преимущества при том, что это глобальная компания, имеющая в собственности 11 известнейших брендов и, главное, она гораздо больше, чем ее основные конкуренты. Здесь мы имеем ввиду Daimler AG (ETR:DAI) и Bayerische Motoren Werke AG (ETR:BMW), все остальные автомобильные компании по сути конкурентами Фольксвагена не являются, так как именно инженерное превосходство немецких компаний и есть их главное конкурентное преимущество, вот мы писали пару лет назад .

    Покупать эту акцию надо всем тем, кто по каким-то причинам не может инвестировать на российском рынке или заинтересован в диверсификации вложений. Вот обязательно почитайте эту статью о дивидендных секретах Баффета .

    Да потенциальная доходность ниже чем на российском рынке, как и дивидендный доход, но это мощная глобальная компания, продукция которой представлена на всех мировых рынках, как мы уже сказали у нее устойчивое конкурентное преимущество (что Баффет считает важнейшим фактором привлекательности акции), наш анализ показывает, что потенциальный рост составляет более 100%, существует компания уже почти 80 лет, у нее отличный менеджмент – в общем это идеальная бумага для долгосрочного вложения в стиле Баффета”.

    Но с тех пор ситуация изменилась. Компании, по некоторым оценкам, придется заплатить до 18 миллиардов долларов штрафов только в США, общие потери фирмы от данного скандала по оценкам Блумберг составят 35 миллиардов евро, некоторые комментаторы считают, что существует угроза самому существованию Volkswagen AG.

    Что же делать инвесторам в такой ситуации? Продавать, чтобы сохранить хотя бы половину? А может быть купить? Может быть такое падение является той самой возможностью, которую нельзя упускать?

    Мы провели типичные расчеты, при этом учли и ряд сценариев развития ситуации, которые позволят нашим клиентам принять обоснованное решение относительно акций Фольсквагена.

    Купить или не купить? Вот в чем вопрос…

    Ждем всех в числе клиентов.

    Каждый месяц мы разыгрываем подписку, вы тоже можете участвовать, просто зарегистрируйтесь и оставайтесь в нашей рассылке.

    Читайте также: