Крыша едет как субару

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Депрессия и крыша едет. - пример психотерапевтической работы

Не так уж и давно закончил работать с человеком в психотерапевтическом ключе. Опишу (с разрешения клиента), что происходило на протяжении всех 10 консультаций/сессий. Цель моего текста — показать, какой материал для работы может всплывать, и с какими проблемами приходится сталкиваться. Т.е. пост носит образовательный характер - делюсь опытом, так сказать.

Сильно вдаваться в подробности не буду, опишу, скажем так, лишь динамику всей работы.
Расскажу для начала, с чем ко мне пришёл клиент. Человек наблюдается у психиатра. Мне жаловался на депрессию и навязчивые голоса, от которых “едет крыша". Диагноз точный не помню. Сидит на соответствующих препаратах. Так как я не специалист по фарме, то не буду писать названия препаратов, чтоб не соврать ненароком.
Тут нужно сделать два отступления.

Призма диагноза (отступление №1). Я не смотрю на приходящих ко мне людей через призму диагноза. Обычно весь их “диагноз” виден или сразу, или проявляется во время работы довольно быстро: депрессивные начинают депрессировать, тревожные — тревожиться, параноики — параноить… Поэтому “официальный” диагноз малоинформативен ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ, хотя бывают исключения.

Фарма и препараты (отступление №2). Я ЛИЧНО отношусь к фарме прохладно. Но не считаю себя специалистом по препаратам. Хочет человек её употреблять — пусть употребляет, не хочет — тоже его решение, за которое он сам и будет нести ответственность.

[Сессия № 1] (мне нравится термин “сессия”, хотя русскоязычные психологи и психотерапевты часто используют термин “консультация”). Спустя несколько минут сессии человек начал буквально засыпать. Разобрались с сонливостью. Дальше пошли всякие “мутняки в голове”, вялости, состояния, когда “мозги подтупливают” и пр. Убрали всё это. Убиралось, в принципе, легко. Единственное, пришлось повозиться с одним состоянием. Опишу его.

Человеку во время сессии пришли ощущения, что как будто у него болит голова, хотя на самом деле “обычной” физической боли не было — такая, скажем так, фантомная боль. Я начал задавать по ней различные наводящие вопросы, но прояснить боль не удавалось — она лишь усиливалась. Потом удалось-таки подобрать к ней ключик.

Указанные ощущения возникли у человека, когда он начал ходить в школу, и родители заставляли сидеть за уроками; напрягаться ученику не хотелось и тогда он научился вызывать у себя головную боль — боль была достаточным для родителей аргументом “не учить уроки”.

После выхода на причину боли, она в течение нескольких секунд ушла. Клиент испытал значительное облегчение, прояснение и лёгкость в голове. На этом пожелал сессию закончить. Общее состояние на конец сессии установилось в целом субъективно хорошее.

[Сессия № 2]. В сессию человек пришёл мрачноватый и неразговорчивый. В общем-то это было ОДНО ИЗ состояний, в которое парень входил, когда у него обострялась депрессия. Убрали с ним эту мрачноватость.

Тут начали проявляться такие вещи, которые называют по-разному: роли, субличности, идентности… Мне нравятся термины “роль” и “личина”. Что это такое, если кратко? Это когда вы навязчиво, сами того не желая, отыгрываете некую цельную и очень характерную ролевую модель. Приведу примеры из этой сессии.

Роль отца. Он такой назидательный, строгий, у него жёсткий холодный голос, он поучает своих детей. Соответственно, поведение клиента во время сессии немного (нередко — еле заметно) меняется, меняются интонации голоса. Как будто человек, действительно, словно актёр, входит/вживается в некую роль.

Или вот роль болтуна. Он такой живчик, тараторит без умолку, не может остановиться, пытается меня заболтать.

Ролей у парня выползло штук 15. Довольно быстро разобрались с ними. На парочке был затык. Далее началось интересное.

Парень поменялся в лице, стал немного хихикать, поменялась поза на более скрюченную. Выяснилось, что у него такое состояние уже проявлялось. Постепенно начинала “отъезжать крыша”. Он ходил к психотерапевту. На консультации последний раскачал (усилил) своему клиенту это состояние. Вскоре человек потерял адекватность, даже координация нарушилась: дома цеплялся за мебель, из рук всё валилось (разбивал чашки, тарелки).

Как я понял, психотерапевт не признал свою ошибку и парень прекратил с ним сотрудничество. Я решил не наступать на те же грабли. И предложил закончить сессию. Сделать небольшой перерыв в наших занятиях. Также сказал ему, что если вдруг начнёт накрывать крышесносом, то “звони мне — сядем и попробуем остановить”.

[Сессия № 3]. В эту сессию человек сел в более нейтральном состоянии. Работа шла плохо. Я немного расстроился, но потом заметил, что парень сильно зажат телесно — и решил поработать с этими самыми телесными зажимами. Стали их раскапывать. По словам клиента, работать с зажимами было тяжело, довольно болезненно (субъективная интенсивность ощущений: 5-7 по 10-бальной шкале). После того, как тело у клиента достаточно расслабилось, и он почувствовал даже лёгкую эйфорию, сессию решено было закончить.

[Сессия № 4]. Начали работать. Вижу, что парень не слышит моих вопросов или неправильно их воспринимает, делает что-то невпопад. Короче, впадает в неадекват. Я решил прекратить “классическую” сессию и вернуть его в реальность. Попросил настроить web-камеру и динамики, чтобы я мог видеть всю его комнату, а он мог слышать меня. А его самого попросил ходить по комнате и прикасаться к предметам в комнате, к стенам, к полу, без фанатизма, а когда я скажу, он будет возвращаться к ноутбуку и описывать, как меняются ощущения. Парня очень удивило это упражнение.

Объяснил ему, что т.к. он теряет адекватность, то нужно его как бы вернуть в физическую реальность ([*] см. примечание!). Спустя полчаса “щупанья всего подряд” клиент стал более адекватен, реакция повысилась. Другое дело! Можно продолжать работу. В основном шёл всякий мелкий мусор из подсознания: обрывки ощущений, зрительных образов, зевота и т.д.

[Сессия № 5]. Снова выползло состояние крышесноса. Стали разбираться — клиент понял, что составляющие этого состояние — различные голоса в голове. Я называю их “болталки” или “бубнилки”. Они, по моему опыту, в сессиях проявляются рано или поздно у всех.

У человека там начался целый зоопарк: один голос приказывал убить себя, другой отговаривал, третий пытался успокоить первых двух, четвёртый подшучивал над остальными, пятый ныл: “Когда же это всё кончится. ”, — и т.д. Всех удалось угомонить. В голове наступила относительная тишина. Парень удивился, что с голосами, оказывается, легко разбираться, хотя он их всё время боялся (“кто это такие в моей голове говорят?!”).
После тишины в голове спрашиваю: “Закончим или хочешь поработать дальше?”. После победы над голосами клиент захотел продолжить сессию.

Дальше просто выползали на поверхность различные эмоции и чувства: злость на родителей, чувство безысходности, ненависть к людям и т.д. — в основном это были негативные ощущения, но было и одно позитивное.

Человек вспомнил, как в школе влюбился в девочку и какое это было классное чувство. Парень спрашивает: “Неужели и с ним тоже нужно расстаться? Не хочу!” И пока он говорил и удерживал вниманием чувство влюблённости, ощущение начало “стекать”, растворяться. Спрашиваю у него с улыбкой: “Не жалеешь?”. Отвечает: “Не вижу разницы: что было и что не было — одно и то же, будто это какой-то ненужный мусор. Странно. ”

Далее у нас с ним произошёл полуфилософский разговор на эту тему, нужно ли избавляться от позитивных ощущений и не станет ли после этого человек бесчувственным чурбаном…

[Сессия № 6]. Спрашиваю: “Ну, как, крыша не едет. ” Смеётся: “Да, не, всё в порядке. Даже наоборот, соображать стал лучше”. Сели работать. Видно было, что клиент начал как бы подгружаться, трансоваться, т.е. уходить в изменённое состояние сознания. Прям практически сразу без моей помощи. Сидит, молчит…

Наводящими вопросами выяснили, что у него довольно странные ощущения и ему кажется, что “это какая-то шиза”. “Давай, — говорю, — рассказывай”. Удивлённым голосом: “Такое ощущение, будто я стою на коленях, руки связаны за спиной, и меня сейчас расстреляют, очень страшно”. И тут он буквально зарыдал такими, знаете, слезами облегчения и понимания.

В общем это довольно трудно объяснить — надо пережить самому. Скажу только, что в результате человеку стало понятно, что вот это ощущение “ожидания перед расстрелом”, — это одно из состояний, в которые он впадал во время депрессии, но не осознавал этого, а теперь как будто понял, что оно собой представляет, пережил его “в чистом виде” и испытал от этого облегчение.

Начал задавать вопросы: “Что это за эпизод? Со мной же этого никогда не происходило… Это вообще нормально?” Я успокоил его и сказал, что разные люди объясняют это по-разному: воспоминания о прошлых жизнях, метафоры, при помощи которых психика “разговаривает” с нами, образы из коллективного бессознательного и т.д. Клиент был немного в шоке и решил прекратить сессию, чтобы осмыслить полученный опыт.

[Сессия № 8]. В сессии клиент был какой-то раздражённый, “непробиваемый”, всё время сопротивлялся мне — и вместе с ним раздражаться уже начал я, злиться на него. В общем сессия оказалась “ни о чём”, неудачной, провальной.

После занятий я успокоился и сам себе провёл мини-сессию, чтобы отрефлексировать свою реакцию на клиента. Выяснилось достаточно очевидная и типичная вещь: раздражение не моё, я им как бы заразился от клиента. Покопав поглубже, стало ясно, что в таком же формате протекают и мои отношения с матерью: она начинает нервничать, психовать, вместе с ней психую уже я — ситуация выходит из-под контроля, и спустя некоторое время уже никто не понимает, что происходит, и кто виноват. :)
После “разбора” осознал, что мне такая реакция раздражения больше не нужна — и отбросил её.

[Сессия № 9]. Клиент захотел поделиться со мной чем-то, но никак не мог подобрать слова. После моей помощи с формулировками, его мысли можно было описать так: “Моё обычное состояние в жизни как будто сдвинулось, как будто сбросил какой-то камень с души. Проплакал тут в подушку целый вечер. Ощущение такое, будто ты что-то сломал внутри меня, и прорвалась некая плотина. Начала уходить какая-то грязная вода, которую я держал в себе столько лет, а теперь позволил ей вытечь”. Далее парень начал задавать мне много вопросов технического плана, чтобы понять, как работает сама сессия.

В следующей, заключительной сессии, он попросил подробнее комментировать, почему я прошу выполнять его те или иные действия. Спрашиваю: “Хочешь самостоятельно потом позаниматься?”. Он: “Да”. Я: “Ну, смотри, только аккуратнее, чтоб тебя не занесло, а то, сам понимаешь, состояние твоё непростое”.

[Сессия № 10]. В этой сессии пошла “работа с головой“. Что это значит? Существует в психике такое интересное явления, которое я называю “механизмы ума” или “механики”, потому что люди часто осознают их в виде каких-то механических устройств с шестерёнками, пружинками и всем таким прочим. Для чего они нужны? Чтобы выполнять неким специфическим образом некую умственную работу.

Допустим, вы сосредотачиваетесь неким специфическим образом на чтении текста и у вас, например, возникает ощущение, что вас как будто затянуло внутрь текста, оторваться сложно, будто вас затягивают в текст каким-то невидимым жгутом. Вот это “затягивание жгутом” и есть механика.

Или вот ещё пример. Вы размышляете (про себя) на какую-то тему, потом переключаетесь на мысли о чём-то другом. И в момент переключения у вас, положим, как будто в голове что-то щёлкнуло, словно затвор пистолета передёрнули. Это в данном случае “механизм переключения” — вот это щёлканье.

Заключение. Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что-то почерпнули для себя. :)
Однако, не стоит думать, что этих 10и сессий хватило, чтобы “полностью” проработать депрессию и крышесносы. Скажем так, мы лишь где-то на процентов 20 улучшили его общее состояние (со слов самого клиента). Работы ещё предстоит много.

Вопросы читателей:

Вопрос №1. Тут точно ничего не приукрашено? [. ] Чудесная внезапность избавления от проблем. Фантомная головная боль? Выясняем причину, вжух, её больше нет. Теряет связь с реальностью? Потрогай предметы, и получишь внезапное исцеление. Голоса? Пусть замолчат, готово. Эмоции? Избавимся так же легко.

Ответ №1. "Секрет" в том, чтобы в нужный момент делать нужные вещи - в этом и заключается искусство (тут нет алгоритма). Как у чань-буддистов: в нужный момент ударить ученика палкой. Если вы просто от балды заявитесь к лежачему больному и скажете "встань и иди", то он не встанет и не пойдёт. Если взять несвоевременно в проработку ту же проблему навязчивых голосов, то ничего не проработается. А вот если вы человеку, нуждающемуся в некий _конкретный_ момент в поддержке, скажете в этот самый момент ободряющие слова, то они будут иметь терапевтический эффект. Знаете же таких людей, которые умею говорить нужные слова в нужное время? В этом искусстве читать человека и подбирать в конкретные моменты нужный ключ от нужной двери я и практикуюсь постоянно - прежде всего на себе.

Тут фокус не в том, КАК именно так "быстро" прорабатывать, а в том ЧТО именно прорабатывать. В этом и "секрет". Т.е. если бы, например, человек пришёл и попросил: "А давай стразу возьмёмся за проработку навязчивых голосов", - то никакой быстрой бы работы не получилось бы. Поэтому я хитрю - каждый раз беру в работу то, что "само в руки идёт", то, что доступно для быстрой работы. А та же проблема голосов всплывает уже в своё время, когда сама станет доступной для быстрой работы.

Вопрос №2. Как самому отлавливать суб-личности?

Ответ №2. Если кратко, то.

Сначала нужно знать, что искать. Берёте роли каких-нибудь цепляющих вас людей: папа, мама, харизматичные артисты и т.д. И их изображаете, как актёр (речь о секундах-минутах на каждую роль, а не о часах игры). Изображаемая роль должна к Вам как бы приклеиться, словно Вас не отпускает после того, как Вы в неё вошли, роль становится немного навязчивой. Если приклеилась - это хорошо.

Далее, в обычной жизни наблюдаете за собой на предмет проявления различных ролей (теперь же Вы знаете из предыдущего шага, что именно будем ловить, и куда при этом смотреть: в то "место", куда роли приклеиваются). Когда словили, то нужно её (роль) отыграть осознанно, как бы воспроизвести специально (с полным осознанием наблюдая при этом за собой). Она (роль) должна исчезнуть (интегрироваться в "общую" личность, стать неактуальной). Если не исчезла, значит в ней есть содержимое, которое не осознано Вами - и нужно разбираться, что за содержимое, - это уже другая история.

Вопрос №3. Как Вы в разговоре отлавливаете "суб-личности человека".

Ответ №3. Если я правильно понял вопрос, то краткий ответ такой: нужно их очень много отловить у себя - тогда вы будете видеть их у других - и сможете другому человеку в нужный момент указать, в какой роли он сейчас находится. Там же будет видно: по мимике, по интонации голоса, по поведению, интуитивно почувствуете.

Вопрос №4. Как работать с ролями?

Ответ №4. Приёмов очень много. Для примера могу привести один приём работы с ролью (субличностью), который часто использую. Когда она отловлена, что клиент в ней сидит прямо сейчас, то можно попросить его изобразить эту роль намеренно, не двигаясь телом, т.е., не двигаясь телом, всем своим видом показать, что он находится именно в этой роли. И роль может отклеиться и уйти от того, что вы перехватили контроль над ней. Это всего лишь один приём, как я уже написал.

Вопрос №5. Что такое "возврат в физическую реальность"?

Ответ №5. Материи тонкие - описывать такое не просто. И терминов устоявшихся нет. Лучше попробуйте сами поделать то, что описано: ходите по комнате и щупайте стены, пол, различные предметы и т.д. (и не разговаривайте при этом). Через какое-то время (кому-то 15 минут нужно, а кому-то - и сотни часов), почувствуете, как внимание начнёт как бы вываливаться "во вне", в пространство вокруг: будете лучше чувствовать объём предметов, цвета чётче станут, самочувствие лучше, реакция лучше и т.д. Будет ощущение, что стали меньше сидеть "внутри себя", в голове. Разные люди эффект по-разному описывают, короче.

Лучше самому поделать - тогда будет понятно всё на практике, в опыте.

Клиент почему был не адекватен? Потому что его так называемое фоновое внимание было по большей части "внутри себя". Сам себе сидит чего-то - весь в себе, как в бункере. Когда я (как бы из "внешнего мира") к нему обращаюсь, то его внимания во "внешнем мире" не достаточно (из-за бункера), поэтому он начинает тормозить, "не слышит" моих вопросов, реагирует неадекватно. Нужно его внимание вывести как бы "во вне" (а "вне" у нас - физическая реальность, а не воображение, которое как бы "внутри"), чтоб он не залипал так сильно "внутри" себя. Грубый способ - это буквально щупать физическую реальность руками. Есть более тонкие - для эстетов. :)

Крыша едет как субару

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

10 признаков того, что у вас едет крыша

крыша едет

1. Вы не понимаете почему все увлечены кем-то. Все прутся от Ланы Дель Рей или считают, что это трансвестит без голоса. Всех раздражает гарлем шейк, а у некоторых есть десяток любимых роликов. Все оценили новый законопроект о запрете торговли по четвергам водкой возле кладбищ как нужный или несправедливый. Вы обо всем этом слышали только краем уха, у вас не возникает даже мысли о том, чтобы узнать предмет всеобщего обсуждения поподробнее, вы со стоном отмахиваетесь от подобных разговоров. Если такое происходит часто, то это признак отстраненности от общества. Не обязательно быть в курсе всего, что интересует сограждан или вашу возрастную группу. Но намеренно игнорировать громкие темы — противоестественно.

2. Вы помешаны на каком-то одном виде животных. Когда взрослый человек ценит животных больше, чем людей, для психолога это всегда звоночек. Это попахивает эскапизмом, отождествлением себя с эволюционно чужеродным элементом и шизофренией. Если у вас почта начинается с «dyatel2001», вы знаете тридцать видов дятлов, собираете пинборды с ними и все знакомые в курсе, что на день рождения вам нужно дарить что-нибудь с дятлами, у нас явно проблема.

3. Вы обличаете тех, кем недавно были сами. Бывший алкоголик в завязке, который презрительно отзывается о периодически пьющих друзьях, и бывшая ярая феминистка, которая норовит выдать замуж всех подруг — классические примеры. В том же списке: похудевший ненавистник толстых, свежекрещенный агностик, чайлд-фри на третьем месяце, бывший принципиальный безработный, ныне яппи. Поймите одно — здесь нет правых и виноватых, а есть только тот или иной выбор. Яростное привлечение заблудших на свою сторону показывает лишь стремление человека прочнее утвердиться в новом качестве, отсечь сомнения и убедить в правильности решения самого себя.

4. У вас есть теория, которую никто не поддерживает. Конспирология — веселая игра ума, но если к ней относиться всерьез, недолго поехать крышей. Идеальное, как вам кажется, объяснение динамики цен на нефть в сотый раз встречено недоумевающими взглядами? Взахлеб делитесь свежими открытиями о роли ФБР и ФСБ в деле Царнаевых, а в ответ только зевки и поддакивание? Не спешите обижаться, просто отстаньте от нормальных людей и тусуйтесь на форумах для таких же сумасшедших.

5. Вы всегда знаете, где корень всех зол. «Дрочишь, пьешь и неженат? Это Путин виноват!». Единственный правильный ответ на вопрос об ответственности за ваши проблемы — это вы. Воспитание, генетика, случай, жена, евреи, олигархи, депутаты, начальство, соседи, менталитет нации, эта страна, сложное время, экономический кризис оказывают на вашу жизнь некоторое влияние, но оно мизерно по сравнению с вашим. Если всерьез полагать, что кто-то другой управляет твоей жизнью, так недолго и в мягкую комнату угодить от бессилия.

6. Вы стали хуже выглядеть и хуже себя чувствовать. Вам не 70 и вы не больны раком, но целый день лежите, а знакомые отказываются ходить с вами в люди. Скорее всего, что-то пошло не так, и вы упустили этот момент. Опуститься можно не только из-за кризиса мировоззрения или трудностей с социализацией, а и элементарно от лени, сидячего образа жизни и неправильного питания, помноженного на апатию. Отложите кокаин и подойдите к зеркалу. Все зубы на месте? Сколько лет вашей кофте? Давно перестали влезать в брюки? У вас слепой парикмахер?

7. Вы слушаете одно и тоже, пересматриваете фильмы, повторяете шутки. Фиксация на предмете характерна для целого ряда психических расстройств. И наоборот — открытость человека к новому, способность к радостному познанию служит признаком душевного здоровья. Неделю слушать на репите зацепивший новый альбом — нормально. Полгода не обновлять содержимое плеера — плохо. Шутка, повторяемая больше двух раз на одну и ту же аудиторию, вопиет о потере адекватности.

8. В глубине души вы считаете, что вас недооценивают. Спешу огорчить вас — вы стоите ровно столько, сколько за вас заплатили. Где-то в фантазиях все может быть иначе, но здесь, в реальности, дела обстоят именно так. Хлеб стоит 30 рублей. Почему? Потому, что за него платят 30 рублей. Так и вы.

9. Заметная доля вашего времени состоит в оплевывании людей более глупых, чем вы. Смеяться над убогими и презирать скудоумных — нормальное явление в обществе, построенном по иерархическому принципу, в период культа интеллекта. Но всему есть предел. У нормального человека в поле зрения значительно больше приятных, познавательных и конструктивных вещей, чем примеров упадка и гниения. То, что вы с радостью глумитесь над новыми приключениями овуляшек и подписаны на весь пафосный неадекват страны, отражает вашу собственную неуверенность в себе и неприкаянность по жизни. Представьте Джобса, сидящего на женском форуме. Вообразите Черчилля, клеймящего необразованность простонародья.

10. Раньше все было хорошее, а теперь плохое. Это преждевременная старость и признак снижения интеллектуального уровня. Во все времена всё примерно одинаковое, отличается лишь наше восприятие тех или иных явлений. Поэтому нам так дороги штуки из детства, поэтому в юности даже рутинные события овеяны романтикой. Потом свежий взгляд замыливается, гормоны успокаиваются, и восторженная молодежь со своими новомодными выдумками постепенно начинает раздражать. Нормальные люди борются с этим и стараются беситься исключительно аргументированно. tema , подводящий логический базис под очередной предмет своей ненависти — нормален. Вася Пупкин, ноющий «все современные сериалы говно, лучше «Альфа» так ничего и не сняли» — в группе риска. (c) источник

* чтобы так не случилось, нужно иметь значимую цель в жизнь, достижение которой объективно полезно для других людей. пруфлинк * Что делает нас здоровыми и счастливыми - Гарвард, 75 лет наблюдений

15 ошибок водителя, способных «убить» вариатор


Две педали — не значит «автомат»: это знают уже даже тещи. Вариатор, «робот» с двумя сцеплениями, простой «робот», «автомат» с гидротрансформатором или электромотором для гибридов – коробок у современных машин множество, и они уже прошли испытание временем. Народ в целом перестал их опасаться и давно не ждет никакого подвоха. Однако каждая трансмиссия обладает разными характеристиками и параметрами работы, и это стоит учитывать, чтобы не испортить агрегат.

Его основные плюсы за счет отсутствия ступеней движение машины получается более плавное, без рывков. Да и топливо расходуется экономнее. Из минусов разве что унылый гул, который можно разрядить переключениями виртуальных передач. Однако российские водители до сих пор не слишком доверяют вариатору. Считается, что у таких коробок меньше ресурс и из строя они выходят чаще, что их нельзя использовать на бездорожье.

Но это в основном мифы или причина кроется в ошибках, которые допускают сами водители.

Особенности устройства и работы вариатора

Вариатор имеет достаточно простое устройство. Он состоит из двух разводных шкивов, соединенных ремнем или цепью. Изменение передаточного числа происходит за счет разведения и сведения частей шкивов — при этом меняется диаметр, охватываемый ремнем, соответственно повышается или понижается передача.

как устроен вариатор

Подробнее об этом Matador.tech рассказал технический специалист Илья Лабурнумов:

При сегодняшнем разнообразии марок и моделей вариатор вариатору рознь. Самые простые бюджетные модели недалеко ушли от первых простеньких прототипов подобного рода коробок, а самые крутые агрегаты буквально нашпигованы датчиками и системами управления. Например, в самых последних моделях стали ставить шестерёнчатую первую передачу. Таким образом, получается некий гибрид: стартуем на классической первой, а далее уже подключается бесступенчатая система передачи момента.

Что же касается непосредственно передающего вращение элемента, то здесь всё довольно просто: ремень для маломощных двигателей, а цепь – там, где требуется передача большего крутящего момента и предполагается повышенная нагруженность трансмиссии в целом.

Достаточно менять положение ручки, выбирая один из четырех режимов: парковка (P), движение вперед (D), нейтральное положение (N) и задний ход (R). При этом не нужно выжимать сцепление — педалей под ногами водителя всего две.

Так почему же одни наслаждаются комфортной ездой с вариатором безо всяких проблем, а у других бесступенчатая коробка выходит из строя еще до конца гарантийного срока? Все дело — в нарушении правил эксплуатации трансмиссии.

15 ошибок, убивающих вариатор

Вариатор действительно требует к себе более бережного отношения — это плата за комфорт. Бесступенчатая коробка способна прожить долго и счастливо, если правильно ухаживать за ней, соблюдать спокойный стиль вождения и не нарушать требования производителя.

И наоборот, следующие типичные ошибки водителей приводят к преждевременному выходу КП из строя.

1. Резкий старт с места

Вариатор предназначен, прежде всего, для комфортной плавной езды. Он не любит резких скачков тяги, поскольку они ведут к проскальзыванию ремня (цепи) на шкивах. В результате образуются задиры и стружка, которая действует как абразив на внутренние детали узла. Это провоцирует их несвоевременный износ.

Поэтому на машине с вариатором не рекомендуется «рвать с места», пытаясь опередить всех на светофоре. Это грозит подорвать здоровье трансмиссии.

Кстати, о виртуальном переключении передач, которое предлагают многие бесступенчатые коробки для имитации привычного ритма. Несмотря на то что такой режим предусмотрен в автомобилях с вариатором, злоупотреблять им не стоит.

«Передачи» в современных CVT с ручным управлением действительно существуют, хотя реализованы они иначе, нежели в других типах коробок. Понятие той или иной передачи в классической трансмиссии подразумевает фиксированное соотношение двух шестерён разных диаметров, которые в данный момент находятся в жёстком зацеплении. Конструкция же вариатора по определению предполагает плавное и непрерывное изменение этого значения в процессе движения. Но дабы водителю было привычнее, если он вдруг захочет «порулить» коробкой самостоятельно, – электроника будет эмулировать те самые 5-6 (или более) скоростей. При выборе каждой из них вручную ремень (цепь) вариатора будет находиться в определённом фиксированном положении, сохраняя постоянное передаточное отношение между шкивами. Однако частое использование такого режима не пойдёт агрегату во благо, так как чревато образованием на шкивах борозд.

2. Езда на повышенных оборотах

Вариатор боится не только резких стартов, но и продолжительных ускорений. Длительная езда на большой скорости приводит к перегреву механических частей трансмиссии — и, как следствие, к их быстрому износу.

Чем чаще вы будете «гонять» — тем быстрее отправитесь на ремонт КП.

3. Старт с двух педалей

Владельцы автомобилей с автоматическими коробками умело используют прием одновременного нажатия двух педалей для быстрого старта и ускорения. Это позволяет им резво разгоняться со светофора, оставляя позади остальных участников движения.

вариатор ошибки

Но вариатор на подобный «фокус» не рассчитан — с помощью двух педалей можно добиться лишь сокращения ресурса гидротрансформатора, ремонт которого влетает в копеечку.

Пересели на машину с вариатором — забудьте старые «привычки».

4. Начало движения без предварительного прогрева

Спор о том, стоит ли прогревать автомобиль перед поездкой, почти такой же древний, как спор о курице и яйце. У производителей нет строгих обязательных рекомендаций, а в заботе об экологии к прогреву сейчас относятся скорее негативно. Однако авто с бесступенчатой коробкой передач лучше прогреть перед началом движения, несмотря на недобрые взгляды прохожих. Вариатор негативно реагирует на резкие перепады температуры, это влечет все ту же пробуксовку ремня на шкивах.

Начинать движение следует только после того, как масло в коробке прогреется до рабочей температуры. Это особенно актуально для холодного времени года.

5. Частая пробуксовка

Грамотно управляя автомобилем с вариатором, можно играючи преодолевать препятствия в виде песка и снега. Этому способствует плавная работа трансмиссии. А вот пробуксовка для нее опасна. Поэтому опасные участки в виде грязи и снега лучше объезжать стороной. Иначе не избежать ударных нагрузок на коробку, проскальзывания ремня и перегрева.

Пробуксовка особенно не рекомендуется в зимний период, в условиях низкой температуры воздуха.

6. Буксировка других транспортных средств

Длительные повышенные нагрузки запросто могут «убить» вариатор прямо на дороге. Поэтому не рекомендуется использовать машину с бесступенчатой трансмиссией в качестве «буксира». Медленное движение в натяг, под нагрузкой и особенно в горку, так же вредно, как резкое ускорение и гонки на повышенных скоростях.

Категорически нельзя использовать авто с вариатором как «трактор», пытаясь вызволить другое транспортное средство из грязи или снега.

8. Езда по бездорожью

Бесступенчатая трансмиссия создана, прежде всего, для города и качественной загородной трассы. Однако кроссовер с CVT может использоваться на бездорожье — но в разумных пределах. Ведь вариатор больше всего ценит умеренность, а вот повышенные нагрузки и удары могут сыграть с ним злую шутку.

Суть в том, что при критическом повышении температуры трансмиссионной жидкости резко снижаются фрикционные свойства ремня (цепи) – он начинает банально проскальзывать. Тем самым нарезая борозды на шкивах и провоцируя их быстрый и резкий износ. Об этом эффекте мы уже упомянули выше в описании работы «передач» вариатора. Только в случае активных штурмовок грязевых, песочных или снежных участков губительный эффект возникает в разы быстрее и резче. Немалую лепту вносят и современные электронные ассистенты для бездорожья. Конечно, речь, прежде всего, об электронных имитациях блокировок. При резком и частом подтормаживании буксующего колеса,удары в трансмиссии неизбежно доходят до тех же пресловутых шкивов – вызывая микропробуксовки между ними и ремнём. Последствия пердсказуемы: выработка на поверхности.

Вывод: за рулем авто с вариатором на бездорожье нужно быть вдвое аккуратнее.

вариатор в toyota rav4

Однако технологии не стоят на месте, и эта рекомендации уже звучит не так однозначно. По крайней мере, для определенных моделей. Например, новые вариаторы Toyota имеют шестеренчатую механическую первую передачу, работающую на малых скоростях. А значит, в раскачке бесступенчатая коробка не участвует и не страдает, с ремня сняты нагрузки при движении по бездорожью внатяг.

7. Езда по бордюрам

Даже небольшой бордюр представляет опасность для подвески и трансмиссии автомобиля, особенно когда речь идет о вариаторе. Если вы время от времени встречаетесь передними колесами с препятствием — ждите скорого выхода коробки из строя. А при достаточно сильном ударе КП может перейти в аварийный режим, и тогда шкивы займут промежуточное положение, при котором ремень испытает критическую нагрузку.

Наезжать на бордюр нельзя в любом случае, а уж тем более это небезопасно для машины с вариатором.

9. Частые переключения вперед-назад

CVT вообще не любит резких движений, в том числе резкого переключения между режимами. Многие водители не знают об этом и на машине с вариатором применяют традиционный способ «раскачки» вперед-назад (например, когда нужно выбраться из снежной ямки или песчаного наноса). Не считая вариаторов с механической первой передачей. Однако в целом чем меньше паузы между переключениями — тем быстрее коробка выходит из строя.

При парковке, сдавая назад-вперед, нужно каждый раз дожидаться полной остановки автомобиля.

10. Резкие переключения между режимами N и D

Когда водитель переводит рычаг в нейтральное положение (N), внутри коробки падает уровень давления. Чтобы оно восстановилось, требуется несколько секунд. В противном случае происходит осыпание фрикционов и страдает ремень, что прямо сказывается на сроке службы КП.

Включив нейтраль, стоя в пробке, не стоит резко газовать, следуя за впереди идущим автомобилем — лучше поберечь трансмиссию.

11. Езда накатом в нейтральном режиме

Еще одна ошибка — включать нейтральный режим, когда машина двигается накатом, без участия двигателя. Этим самым водители пытаются «освободить» колеса от сцепки с мотором. Что имеет смысл в случае с механической КП или автоматом, но совершенно бессмысленно в случае с вариатором.

Лишний раз разъединяя бесступенчатую коробку и двигатель на ходу, вы приближаете необходимость ремонта вариатора.

12. Остановки без включения режима N или P

А вот когда включать нейтраль (N) или парковочный режим (P) действительно нужно — так это при остановке, даже кратковременной. Если машина полностью остановилась, не лишним будет убрать механическое напряжение от гидротрансформатора. Это продлит срок службы коробки передач.

Даже при короткой остановке переключайтесь в нейтральное положение, а при более длительной — активируйте парковочный режим.

11. Несвоевременная замена масла

Масло в коробке переключения передач нуждается в периодической замене. В процессе эксплуатации оно вырабатывается, теряя свои свойства, провоцируя перегрев и усиленное трение частей конструкции. Мелкая стружка действует как абразив и ускоряет износ деталей.

Меняйте масло, не дожидаясь рекомендованного производителем срока (его рекомендация очень условна). Лучше делать это через каждые 30-40 тысяч км пробега.

12. Отсутствие периодической очистки

Обслуживание коробки не ограничивается одной только заменой масла. Нужно чистить поддон, магниты и клапаны гидросистемы, а также не забывать менять фильтры. Если не делать этого — абразивные частицы будут продолжать накапливаться и усиливать свое негативное влияние на внутренние детали конструкции.

Очистку удобно проводить каждый раз при замене масла и сопутствующих расходников.

15. Неправильная эвакуация

Неопытные владельцы авто с вариатором нередко допускают фатальную ошибку — буксируют машину с выключенным двигателем. В этом случае вращение колес приводит в движение один вал, а ремень (или цепь) «подтачивает» другой. Результат — преждевременный ремонт трансмиссии.

Буксировать автомобиль с вариатором можно исключительно при заведенном двигателе. А эвакуация допускается только при условии, что ведущие колеса погружены на платформу.



А если не допускать ошибок?

Хороший вариатор, если его правильно эксплуатировать и не допускать досадных ошибок, вполне способен пройти 200 тысяч километров. Это гораздо больше, чем средний срок эксплуатации нового автомобиля.

Вывод эксперта Ильи Лабурнумова:

Тем не менее, всегда нужно помнить, что CVT была создана как альтернатива морально устаревшей гидротрансформаторной АКП - именно для городской и окологородской эксплуатации. И приоритетной целью вариатора является топливная экономичность и плавность работы, но точно не ресурс или спортивные дисциплины. Конечно, всегда есть исключения, типа особо выносливых вариаторов для заряженных Subaru или Audi, но там и конструктив сложнее, и ценник на сами автомобили не сопоставим с городскими малолитражками. Поэтому покупая автомобиль с CVT (особенно из вторых рук), всегда нужно иметь ввиду – за экономию на заправках и комфорт всегда придётся расплачиваться чем-то другим.

Почему после ковида у людей начинает «ехать крыша»

Пандемия новой коронавирусной инфекции стала испытанием не только для нашей системы здравоохранения и нашего иммунитета. Это невероятный стресс, невероятное моральное давление, с которым люди вынуждены жить уже полтора года. Помимо того что ковид наносит серьёзный удар по дыхательной и сердечно-сосудистой системам, он бьёт и по нервной системе.

Глобальный стресс

С наступлением пандемии, а особенно периода второй волны, начавшейся осенью 2020 года, существенно выросло количество людей, которые обращаются за помощью к врачам-психиатрам, психотерапевтам и психологам. Чаще всего люди идут к специалистам с тревожными и депрессивными расстройствами. Стоит отметить, что эти расстройства являются не только следствием постковидного синдрома, они возникают как последствия глобального стресса, в котором оказалось все человечество в 2020 году. Самоизоляция, ухудшение экономической ситуации, длительное нахождение в неопределённости и выросший поток негативной информации в СМИ и интернете — всё это здорово ударило по психике и не прошло бесследно.

Постковидный синдром — как распознать?

В медицине, к сожалению, пока нет однозначного понимания, что такое постковидный синдром. Сейчас идет сбор и систематизация научных данных об этом состоянии, критерии которого постоянно уточняются и пересматриваются. Замечу, что постковидный синдром проявляется не только психическими симптомами, физическими тоже. Но если говорить именно о психических нарушениях, то они включают в себя состояние внутреннего истощения, слабости без видимых причин — астению. Для постковида характерны нарушения концентрации внимания, ухудшение памяти, ощущение тумана в голове, чувство тревоги, сниженный фон настроения и нарушение сна. Одним из самых частых проявлений постковидного периода является бессонница.

Самопомощь при постковиде

Если проявления минимальны, то можно рекомендовать лишь неспецифические способы помощи: прогулки на свежем воздухе (важно не переусердствовать и не давать слишком большую нагрузку для истощённого организма), здоровое и сбалансированное питание, а также дыхательные практики, медитацию, занятия йогой. К счастью, в интернете сейчас можно найти много практических руководств по развитию навыков осознанности.

Обращаться к врачу необходимо в том случае, если стабильно более 2 недель присутствует сниженное настроение, ощущение, что жизнь больше не приносит удовольствия, что мир потерял краски, всё кажется серым, рутинным, присутствуют стойкие нарушения сна, чувство постоянной тревоги, которое сложно объяснить реальными проблемами.

Кто больше всего подвержен постковидному синдрому?

Если опираться на научные данные, которые публикуются в специализированных журналах, то женщины несколько больше подвержены постковидному расстройству. Наиболее уязвимый возраст — от 40 до 60 лет. Еще одним из факторов риска некоторые ученые называют избыточную массу тела.

Терапия постковидного расстройства

Для лечения постковидных осложнений со стороны психики могут использоваться как лекарства, так и психотерапия. Современная медикаментозная терапия считается достаточно безопасной. Если говорить о стационарном лечении, то в подавляющем большинстве случаев оно не требуется. В исключительных случаях, когда проявления очень тяжелые и, например, выражаются в крайнем истощении, невозможности встать с кровати, наличии суицидальных мыслей, появлении галлюцинаций или бреда, то целесообразна госпитализация в психиатрический стационар. Будьте здоровы и внимательны к себе!

В каких случаях и как развивается постковидный синдром, когда стоит начать приём лекарств, что такое профилактика стрессов, читайте в полной версии материала в газете «МОЁ!» от 3 августа или в «МОЁ! Плюс».

Крыша едет не спеша

Крыша едет не спеша,
громко шифером шурша,
окна падают налево,
я иду вперёд несмело,
мой компьютер вновь завис,
где тут верх, а где тут низ?
Я теряю “лево-право”,
что-то на ногу упало,
накренился потолок –
люстру удержал, как смог!
Свет включается себе,
портит настроенье мне,
ночь и день теряют смысл –
им не место в этой жизни!
Перепутал шкаф и пол,
вместо стула сел на стол,
под кроватью – динамит,
жидкость в голове кипит…

Крыша едет не спеша,
тихо шифером шурша,
я не помню, что сегодня –
вторник или же суббота?
Диалоги сам с собою
не приносят мне покоя,
пальма выросла в прихожей,
в зеркало любуюсь рожей…
Между прочим, за неделю
я (по виду) стал умнее;
потерял аж прядь волос,
чует запах гари нос…
Кеды сами побежали,
что-то там опять сломали;
телефонные звонки
будят за ночь раза три,
в ухе чешется опять –
что-то надо поменять…

Крыша едет не спеша,
зверски шифером шурша,
Фредди Крюгера портрет,
что висит здесь много лет,
улыбается вовсю,
ну а слёзы ни к чему!
Жизнь – она неповторима,
дротик мой уходит мимо,
где-то слышу звуки лая –
может быть, из-за подвала…
Форточка наверх открыта.
Да я стану знаменитым!
Мне пришла сейчас идея,
с пользой проведу я время:
если сесть на потолок,
повернуть глазами вбок,
руки узелком скрутить,
форточку ногой закрыть!

Крыша едет не спеша,
а в кармане – ни гроша;
евро, доллары, рубли
как обои на мозги,
снятся каждый третий сон,
лучше б наяву пришло…
Это пульт, иль телефон,
или это домофон?
Крыса бегает по дому,
топором её легко я!
Водосточный люк – в стене,
а камин – на потолке,
в уголке газон растёт –
с ним встречаю Новый Год!
Это – комната моя!
Не хватает лишь слона…
В общем, люди, отдыхайте,
всё от жизни получайте!

//9, 11.02.2007//
//Гомель, Беларусь//

В потолке открылся люк
Ты не бойся, это глюк

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Управление СУБОЙ в гололёд КАК правильно рулить в заносе на полном приводе?

Хотелось бы услышать рекомендации от лучших субароводов как выводить Субу из заноса. На НГ ездил в Каракол на Форике 1997 года, автомат, правый руль - как я понял, распределение тяги на нём 40/60. Ездил не шибко быстро, т.к. машина для меня новая. При начале заноса сбрасывал газ и поворачивал колеса в сторону заноса. Как только Форик выравнивался - выравнивал руль и прибавлял газ. Управляемость и прогнозируемость поведения Форика на льду и снеге мне очень понравилась.

Вопрос - как меняется поведение машины на механических коробках в заносе? По справочникам, на механике момент делят 50/50. Как выводить и что делать? Понятно, что надо работать рулем и газом - это азбука. Вопрос - как? На Импрезе проэкспериментировать не успел - резина стоит всесезонка, а на обледенелой трассе Алматы-Бишкек при наличии встречных и сопутствующих я на эксперименты - пас.

Второй вопрос - как надо срывать в занос субу на автомате? На механике все понятно - заводим рулем и газом, выжимаем сцепление, подсекаем ручником, снимаем с ручника, и работаем рулем и газом. А как сорвать тачку на автомате в занос? Ведь если ручник дернуть - нагрузка пойдет на вискомуфту? Или срывать ее резкой подачей газа, как на заднем приводе?

Предлагаю всем поделиться опытом и полезными ссылками, тем более, что вопрос не праздный )

Subaru ist

[quote]Второй вопрос - как надо срывать в занос субу на автомате?

У меня импреза 2,0. Езжу две недели, машина класс. Пробовал срывать в занос не получается, тачку боком несет, да и места мало было, но думаю елси прибавить газу , то можно и войти.

У кента гранд вагон, у него получается, при сильном нажатии тапки в пол и выворачивании руля, машину начинает вертеть.
Имхо. может из за более длинной базы.

pavel.leb Makshaikin AUS

Pilot of Subaru

Второй вопрос - как надо срывать в занос субу на автомате? На механике все понятно - заводим рулем и газом, выжимаем сцепление, подсекаем ручником, снимаем с ручника, и работаем рулем и газом. А как сорвать тачку на автомате в занос? Ведь если ручник дернуть - нагрузка пойдет на вискомуфту? Или срывать ее резкой подачей газа, как на заднем приводе?

SlavaS Lesha SlavaS

Помоему, кто-то из нас не прав.

Трансмиссия типа VTD.

Полностью автоматическая, управляемая электроникой четырехступенчатая АТ, устанавливаемая на модели VTD, имеет обозначение Е-4АТ. Межосевой дифференциал данной полноприводной (AWD) трансмиссии оснащен системой распределения мощности Subaru, сочетающей в себе недавно разработанный планетарный редуктор смешанного типа с управляемым электроникой механизмом ограничения проскальзывания (LSD).

Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между передними и задними колесами в соотношении 45.5 : 54.5 благодаря способности смешанного планетарного редуктора к распределению крутящего момента. Данное соотношение было определено в большей степени из соображений повышения плавности прохождения поворотов (что требует оптимизации распределения сил боковой реакции, возникающих между протекторами и дорожным покрытием), чем с целью улучшения силы сцепления шин (что требует оптимизации распределения динамических нагрузок). Динамический контроль изменения базового соотношения осуществляется благодаря применению механизму ограничения проскальзывания дифференциала. Регулировка осуществляется в интервале от определяемого передаточным отношением планетарной сборки базового значения до значения, достигаемого в момент приостановки функционирования дифференциала. Функционирование системы регулирования распределения крутящего момента между передними и задними колесами способствует повышению управляемости транспортного средства, обеспечивая высокую стабильность хода автомобиля даже в экстремальных условиях.

При срабатывании ABS TCM осуществляет управление функционированием устройства ограничения проскальзывания межосевого дифференциала аналогично тому, как модуль управления системы антиблокировки тормозов контролирует функционирование тормозных механизмов.

Суммируя сказанное, можно отметить, что трансмиссии Е-4АТ отличаются высокой стабильностью функционирования и простотой в эксплуатации.

Читайте также: