Кузов ваз 2101 схема

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Вес кузова ваз 2101

Ваз 2101

Практически все современные автомобили типа седан оснащены кузовом несущего типа, ваз 2101 в этом случае не исключение. А что значит несущий кузов, спросите вы? Это значит, что стальной короб кузова является не только комфортным вместилищем пассажиров, водителя и их багажа, но и по совместительству «несёт» на себе (и в себе) все элементы, узлы и агрегаты автомобиля.

Кузов ваз 2101 воспринимает не только статические нагрузки прикреплённых на него элементов, он так же сопротивляется их воздействию в процессе движения (в динамике). Это свойство каркаса автомобиля называется крутильной жёсткостью, которая на «копейке» составляет порядка 7300 Нм/град.

Основные кузовные размеры ваз 2101

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Очень сильно на данный показатель прочности и жёсткости кузова ваз 2101 влияет состояние его днища, порогов и крыши, которые связанны между собой передней панелью, стойками дверных и оконных проёмов, поперечной панелью багажного отделения. Вы можете сами убедиться в целостности геометрии, а значит и общего состояния вашего автомобиля, сняв размеры кузова ваз 2101 своими руками и сверив их с данными которые содержит в себе инструкция по ремонту автомобиля.

Размеры кузова креплений агрегатов

0Линия базы автомобиля
1Крепление радиатора, верхнее
2Маятниковый рычаг и картер рулевого механизма
3Центр оси педалей управления
4Ось центра механизма руля
5Ось центра заднего колеса
6Крепёж заднего амортизатора
7Глушитель, заднее крепление
8Глушитель, крепление спереди
9Поперечная тяга
10Ось центра задних колёс
11Верхние продольные тяги
12Нижние продольные тяги
13Ось центра переднего колеса
14Места креплений поперечины спереди
15Стабилизатор поперечной устойчивости
16Кронштейн радиатора
17Центр оси кузова
18Радиатор, верхнее крепление
19Задняя опора двигателя
20Ручной тормоз
21Опора карданного вала
22Амортизатор задний

Размеры кузова, пол

0Горизонт
1Ось болтов передних креплений стабилизатора на пересечении оси поверхности лонжеронов
2Ось болтов снизу крепежа картера механизма руля и кронштейна «маятника»
3Пересечение технологических отверстий передней части днища с лонжеронами
4Пересечение технологических отверстий с задними отверстиями передних лонжеронов
5Ось болтов продольных нижних тяг
6Ось болтов продольных верхних тяг
7Верхний болт поперечной тяги
8Ось заднего тех отверстия усилителя днища/поверхность усилителя
9Ось переднего болта крепления стабилизатора
10Пересечение позиции №2 с брызговиком лонжерона
11Позиция №3 вид сверху
12Позиция №4 вид сверху
13Позиция №5/наружная поверхность кронштейна кузова
14Позиция №6/наружная поверхность среднего лонжерона
15Позиция №7, вид сверху
16Позиция №8,центр тех отверстия усилителя днища
17Центральная продольная ось кузова

Что следует из вышесказанного? А то, что усталость кузова непосредственно сказывается не только на контрольных точках крепления узлов и агрегатов, которые показывает схема кузова ваз 2101 изложенная выше, так же она проявляется в «чистоте» геометрии его боковых и фронтальных проёмов. Распределение нагрузок по кузову в динамике происходит следующим образом: от элементов подвески спереди вибрация и удары переходят на поперечину и затем на подмоторную раму, после чего на площадь брызговиков и передний щит которые уже являются несущими элементами кузова. Сзади происходит примерно такая же картина, только в более укороченном виде, то есть без участия крепления силового агрегата, сразу с подвески на кузов автомобиля.

Ваз 2101 схема кузова

Размеры кузова ваз 2101 сзади

Размеры кузова ваз 2101 сзади

Ваз 2101 размеры кузова спереди

Как вы понимаете, при таком типе кузова и работе его подвески не последнюю роль в устойчивости и безопасности автомобиля играет то, из чего сделан сам каркас автомобиля. Понятно, что чем мы больше усилим слабые места кузова, тем он будет жёстче и устойчивей, но в этом и вся суть вопроса с подвохом: сколько весит кузов ваз 2101?
Усиливая каркас автомобиля, мы увеличиваем его массу, тем самым повышаем нагрузку на его конструктивные части. Замкнутый круг? Отнюдь, поэтому и преподают умные люди в институтах такую науку как сопромат, изучив которую инженеры проектировщики рационально подобрали толщину материалов, их соотношение размеров и сечения. В конечном итоге, все эти факторы помогли получить «на выходе» высоко прочностной каркас ваз 2101.

Кузовные размеры ваз 2101 в салоне, толщина материалов

10,7 мм – капот
21,0 мм – брызговики
31,0 мм – передняя панель
40,9 мм – передок пола
50,9 мм – крыша
60,9 мм – пол, задняя часть
70,7 мм – багажник
80,7 мм – заднее «оперение»
90,7 мм – панели дверей снаружи
100,9 мм – пороги
110,9 мм – переднее «оперение»

Для экономии веса и уменьшения себестоимости, детали не несущие нагрузки (крышки багажного отделения и подкапотного пространства) выполнены из более тонкого металла. Толщина стальных листов из которых состоят важнейшие для прочности кузова элементы, составляет порядка одного миллиметра, что ни сколько не меньше (можно сказать даже больше) чем у других, близких по классу, современных автомобилей.

Переднее и заднее «оперение» «копейки» приварены к кузову, что позволило их на равных правах ввести в несущую схему автомобиля, что также способствовало к уменьшению его веса, который составляет 955 килограмм.

Но это его общая масса, узнать,сколько весит кузов ваз 2101, нам поможетследующая раскладка:

Как то не особенно впечатляющая цифра. А если её умножить на все выпущенные за все годы производства (с 1970 по 1988) автомобили в количестве 4,85 миллионов? Согласитесь, здесь каждый сэкономленный грамм играет существенную роль!

Но не всё так просто. Долговечность кузова заключается отнюдь не в толщине металлического листа из которого он сделан, она зависти от того насколько качественно на заводе изготовителе (в нашем случае и самим владельцем) проведена антикоррозийная защита.

Как правило, после сварочных операций, перед покрасочной камерой, кузов ваз 2101 подвергался фосфатизации, в процессе которой вся его поверхность подвергалась химически устойчивой фосфатной плёнкой. В дополнение к этому результат закреплялся слоем грунтовки, нанесённой с помощью электрофореза, что позволяло грунтующему слою создавать равномерное покрытие в самых труднодоступных местах. Днище автомобиля, в свою очередь, покрывалась слоем специальной прочной мастикой, которая надёжно защищала его от воздействия агрессивной внешней среды.

Всё перечисленное выше, в купе способствовало тому, что ваз 2101 стал популярным не только в своё время, но уверенно «держит марку» надёжного трудяги и по сей день.

Кстати, «копейка» была одним из первых автомобилей известного пилота Формулы-1 Кими Райкконена, чей отец крайне был привязан к нему за его неприхотливость и надёжность.

Схема ВАЗ-2101


Справочник по схемам «копейки» предназначен для самостоятельного ремонта авто при небольших неполадках электрооборудования. Ремонт начинайте с проверки предохранителей и реле (описание и обозначение будет далее). Электросхемы разделены на несколько блоков (для удобства просмотра через компьютер или телефон), имеются файлы в виде единой картинки с описанием каждого элемента — для распечатки на принтере. Эта малолитражка, аналог Fiat 124. Годы производства ВАЗ-2101: с 1984 по 2014-й.

Схема ВАЗ-2101

Как и во всех остальных моделях Жигулей, электропроводка копейки выполнена по однопроводной схеме. Питание на все электрические приборы подается по одному проводу, а минусовым проводом служит кузов автомобиля.

Электрооборудование ВАЗ 2101

Схема копейки по частям:

Схема ВАЗ-2101

Схема ВАЗ-2101

Схема ВАЗ-2101

Электросхема в полный размер (для печати):

Схема ВАЗ-2101

Другой вариант схемы VAZ-2101

Схема ВАЗ-2101

Наружное освещение

Схема ВАЗ-2101

1 – Фары 2101
2 – подкапотная лампа;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель света заднего хода;
6 – блок предохранителей;
7 – контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов;
8 – лампа освещения вещевого ящика;
9 – лампа освещения комбинации приборов;
10 – штепсельная розетка для переносной лампы;
11 – выключатель освещения приборов;
12 – выключатель наружного освещения;
13 – выключатель стоп-сигнала;
14 – выключатель зажигания;
15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
17 – плафоны;
18 – лампа освещения багажника;
19 – задние фонари;
20 – фонарь освещения номерного знака;
21 – фонарь света заднего хода

Включение фар 2101

Схема ВАЗ-2101

1 – фары VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель света фар;
6 – выключатель наружного освещения;
7 – выключатель зажигания;
8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов

Указатели поворота

Схема ВАЗ-2101

1 – подфарники VAZ 2101;
2 – боковые указатели поворота;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель зажигания;
6 – блок предохранителей;
7 – реле-прерыватель указателей поворота;
8 – контрольная лампа указателей поворота;
9 – переключатель указателей поворота;
10 – задние фонари

Звуковые сигналы 2101

Схема ВАЗ-2101

1 – звуковые сигналы;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – блок предохранителей;
4 – выключатель звуковых сигналов;
5 – генератор VAZ 2101.

Схема стеклоочистителя

Схема ВАЗ-2101

1 – генератор VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – переключатель стеклоочистителя;
5 – реле стеклоочистителя;
6 – моторедуктор стеклоочистителя;
7 – термобиметаллический предохранитель;
8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя стекла;
9 – блок предохранителей.

Вентилятор отопителя Жигули

Схема ВАЗ-2101

1 – генератор VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель отопителя;
6 – добавочный резистор;
7 – электродвигатель вентилятора отопителя.

Схема блока зажигания

Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:

  • плафон салона;
  • звуковой сигнал;
  • прикуриватель;
  • стоп-сигнал.

Схема ВАЗ-2101

Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.

Положение ключа Контакт под напр. Включаемые цепи
«Стоянка» «30″-«INT» Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель
«30/1»
«Выключено» «30», «30/1»
«Зажигание» «30″-«INT»
«30/1″-«15» Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель
«Стартер» «30″-«50» Стартер
«30″-«16»

Схема ВАЗ-2101

1 – защитный коржух переднего тормоза; 2, 18 – трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 – суппорт; 4 – бачок гидропривода; 5 – выключатель стоп-сигнала; 6 – рычаг стояночного тормоза; 7 – регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 – штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 – регулятор давления; 10 – стоп-сигнал; 11 – колесный цилиндр заднего тормоза; 12 – рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 – регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 – тормозная колодка; 15 – направляющая заднего троса; 16 – направляющий ролик; 17 – педаль тормоза; 19 – штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 – тормозной диск; 21 – главный цилиндр

Система тормозов 2101 имеет два контура, обеспечивающих независимый привод передних и задних тормозных механизмов колес. Оба контура приводятся в действие от одной педали, которая с помощью кронштейна крепится вместе с педалью сцепления к панели передка кузова.

Блок предохранителей и реле ВАЗ 2101

Схема ВАЗ-2101

Если в цепи при эксплуатации автомобиля возникают короткие замыкания, то сила тока на поврежденном участке возрастает. Если поврежденную цепь не отключить от сети, она может очень быстро посадить аккумулятор, провода могут перегреваться, что вызовет большую вероятность возникновения пожара, оплавления проводов и обивки автомобиля. Для того, чтобы этого избежать, вся схема электропроводки разделена на десять зон, состояние которых контролируется определенным предохранителем.

На копейке устанавливали только электромагнитные реле, и большинство из них было расположено под капотом автомобиля. Только реле указателей поворотов был установлен под щитком приборов.

  1. Предохранитель №1 (16А) защищал клаксон, розетку для аварийной переноски, плафоны освещения в салоне, прикуриватель и стоп-сигналы;
  2. Предохранитель №2 (8А) обслуживал электрическую цепь реле и двигателя стеклоочистителя, электрический двигатель отопителя салона;
  3. Предохранитель №3 (8А) – контрольная лампа включения дальнего света и левая фара (дальний свет);
  4. Предохранитель №4 (8А) – правая фара (дальний свет);
  5. Предохранитель №5 (8А) – ближний свет левой фары 2101;
  6. Предохранитель №6 (8А) – ближний свет правой фары 2101;
  7. Предохранитель №7 (8А) – контрольная лампа габаритного света, левая лампа подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, освещение багажника, заднего номерного знака, лампа подсветки комбинации приборов;
  8. Предохранитель №8 (8А) – габаритный свет правого подфарника, подсветка прикуривателя, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа освещения подкапотного пространства;
  9. Предохранитель №9 (8А) защищал контрольные лампы на приборной панели: лампу давления масла, лампу температуры охлаждающей жидкости, контрольную лампу уровня топлива и уровня тормозной жидкости, указатели поворота и лампу низкого заряда АКБ;
  10. Предохранитель №10 (8А) защищал цепь обмотки возбуждения генератора и регулятор напряжения.

Модификации автомобиля

ВАЗ-2101. Базовый советский седан ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1.2 литра выпускал Волжский автозавод с 1970 по 1982 год.

ВАЗ-21011. Модернизированный в 1974 году автомобиль с двигателем объемом 1.3 литра и более презентабельным внешним видом.

ВАЗ-21012. Экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21013. Данную модель внешне полностью идентичную модели ВАЗ-21011, но с двигателем объемом 1.2 литра выпускали с 1977 года.

ВАЗ-21014. Модификация ВАЗ-21011 с правым расположением руля.

ВАЗ-21016. Автомобиль для правоохранительных органов, внешне идентична модели ВАЗ-2101, но с двигателем ВАЗ-21011.

ВАЗ-21018. Спецавтомобиль с 1-секционным роторным двигателем мощностью 70 лошадиных сил.

ВАЗ-21019. Очередная модель с роторным двигателем, на этот раз 2-секционным, мощностью 120 лошадиных сил.

Ремонт остова кузова

Ремонт остова кузова

Значительная часть ремонтных работ кузовов приходится на аварийные автомобили, которые, в большинстве случаев, требуют проверки геометрии точек крепления узлов и агрегатов шасси автомобиля.

Для контроля геометрии точек крепления узлов шасси, показанных на рис. Основные размеры для проверки точек крепления агрегатов , а также для выполнения сложного ремонта кузова с одновременным контролем, используется установка для ремонта и контроля кузовов, в сочетании с приспособлениями для правки.

Ремонт остова кузова

0 – базовая линия; 1 – верхнее крепление радиатора; 2 – крепление картера рулевого механизма и маятникового рычага; 3 – ось педалей тормоза и сцепления; 4 – центр рулевого механизма; 5 – центр заднего колеса; 6 – крепление амортизаторов задней подвески; 7 – заднее крепление глушителя; 8 – переднее крепление глушителя; 9 – крепление поперечной штанги задней подвески; 10 – ось задних колес; 11 – крепление верхних продольных штанг задней подвески; 12 – крепление нижних продольных штанг задней подвески; 13 – центр переднего колеса; 14 – точки крепления поперечины передней подвески; 15 – крепление стабилизатора поперечной устойчивости; 16 – нижнее крепление радиатора;17 – ось автомобиля; 18 – верхнее крепление радиатора; 19 – заднее крепление силового агрегата; 20 – крепление ручного тормоза; 21 – крепление опоры карданного вала; 22 – крепление амортизаторов задней подвески

Контрольные точки проверки пола кузова

Ремонт остова кузова

По контрольным точкам пола кузова можно, без демонтажа узлов и агрегатов шасси, проверить на установке положение элементов пола.

Приспособление для правки закрепляется на раме установки со стороны деформированной части кузова.

Повреждения кузова автомобиля могут быть самыми различными. Поэтому, правила ремонта в каждом отдельном случае должны быть свои, наиболее подходящие для этих повреждений.

Правкой необходимо восстановить первоначальные линейные размеры остова кузова.

Ремонт остова кузова

Диагональные размеры проемов передних и задних дверей, показанных на рисунке, должны, соответственно, быть равными 1273±2 мм и 983±2 мм.

Расстояние между стойками от центров звеньев верхних неподвижных петель до противоположных стоек проемов, по центру фиксаторов замков дверей, должны быть равными: для проема передней двери 889±2 мм, для задней – 819±2 мм. От центров звеньев нижних неподвижных петель до противоположных стоек проемов дверей, по центру фиксаторов замков, расстояния должны соответствовать: для проема передней двери – 926±2 мм, для задней – 863±2 мм.

Ремонт остова кузова

Расстояние между центральными стойками без обивки, на высоте от низа проема 270 мм и 270+550 мм, должны быть равными, соответственно, 1397±2 мм и 1234±2 мм.

Диагональные размеры проемов окон должны составлять: для ветрового окна 1375±4 мм (см. рис. Справочные линейные размеры проемов ветрового окна и капота ), для заднего окна – 1322 +4 –2 мм (см. рис. Справочные линейные размеры проемов заднего окна и крышки багажника ).

Ремонт остова кузова

Ремонт остова кузова

Расстояние между фланцами проемов окон по оси автомобиля, должны быть равными, соответственно, для ветрового стекла 537 +3 мм, для заднего – 509 +3 мм.

Диагональные размеры должны быть равными для проема капота 1547±4 мм (см. рис. Справочные линейные размеры проемов ветрового окна и капота ), для крышки багажника – 1446 +4 –2 мм (см. рис. Справочные линейные размеры проемов заднего окна и крышки багажника ). Ширина проемов по оси автомобиля должна соответствовать: для проема капота 876±4 мм и для крышки багажника – 601±1 мм.

Разница диагональных размеров проема ветрового окна, а также и проемов заднего окна, капота, крышки багажника одного кузова не должна превышать 2 мм.

При ремонте кузова необходимо восстановить и наружные зазоры, указанные на рисунках (см. рис. Основные сечения кузова (вид кузова сбоку) ) и (см. рис. Основные сечения кузова (вид кузова сверху) ), между кузовом и дверями, между кузовом и капотом, между кузовом и крышкой багажника.

Ремонт остова кузова

Ремонт остова кузова

Допускается неравномерность зазора (конусность) не более 1,5 мм, выступание лицевых поверхностей, относительно неподвижных, на величину не более 2 мм.

Наиболее часто при ремонте остова требуется замена крыльев, панелей передка и задка. Методы замены и ремонта этих деталей можно взять за основу при ремонте других деталей остова, при этом необходимо знание расположения сварных швов.

Кузов автомобилей ВАЗ 2101, 2102 и 2103

Кузов автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 цельносварной, несущий, пятиместный, четырехдверный; кузов автомобиля Двойка типа «универсал» с дополнительной пятой дверью. Особенностью внешнего вида и компоновки кузовов этих автомобилей является:

  • простая лаконичная форма кузова, сравнительно плоские поверхности с четкими гранями;
  • в форме кузова отсутствуют элементы, искусственно создающие впечатление стремительного, динамичного автомобиля; большая площадь остекления, тонкие стойки и короткий передний свес, улучшающие обзорность для водителя; максимальное приближение пассажирского салона к передним колесам, тонкие двери и спинки сидений и широкие колеи колес, обеспечивающие большой объем салона и удобную посадку пассажиров;
  • применение специальной коробки воздухопритока для размещения люка забора воздуха и стеклоочистителя, что снижает шум в пассажирском салоне при работающем стеклоочистителе;
  • передние сиденья регулируются по длине, углу наклона спинки и раскладываются для получения спальных мест; расположение запасного колеса и бензобака, обеспечивающее удобное размещение багажа и груза в багажном отделении, в автомобиле BA3-2102 при складывании заднего сиденья дополнительно увеличивается место для груза с получением ровного пола;
  • приварные передние и задние крылья, повышающие прочность кузова;
  • применение большого количества пластмассовых деталей для улучшения отделки салона и багажного отделения.

Для повышения безопасности и уменьшения тяжести травмирования пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях в кузове предусмотрены следующие усовершенствования:

  • наружная поверхность кузова не имеет резких граней и выступов, а ручки утоплены в двери, чтобы не травмировать пешеходов;
  • капот открывается вперед по ходу автомобиля, что обеспечивает безопасность при случайном открывании капота во время движения;
  • замки и петли дверей выдерживают большие нагрузки и не позволяют дверям открываться самопроизвольно при ударе автомобиля о препятствие, замки задних дверей имеют дополнительную блокировку для безопасной перевозки детей;
  • наружное и внутреннее зеркала обеспечивают водителю хорошую обзорность для прасильной оценки ситуации на дороге, внутреннее зеркало снабжено устройством против ослепления водителя от света фар сзади идущего автомобиля;
  • применены безопасные стекла, снижающие вероятность их разрушения, а в случае разрушения не дающие опасных режущих осколков и обеспечивающие достаточную видимость;
  • эффективная система обогрева ветрового стекла;
  • регулировка сидений, их форма и эластичность подобраны для уменьшения утомляемости водителя и пассажиров при длительной поездке;
  • применены безопасные детали интерьера кузова мягкие панель приборов, крышка вещевого ящика и противосолнечньие козырьки.

Каков вес кузова Ваз 2101: контрольные и геометрические размеры

Кузов ваз 2101 воспринимает не только статические нагрузки прикреплённых на него элементов, он так же сопротивляется их воздействию в процессе движения (в динамике). Это свойство каркаса автомобиля называется крутильной жёсткостью, которая на «копейке» составляет порядка 7300 Нм/град.

Очень сильно на данный показатель прочности и ваз 2101 влияет состояние его днища, порогов и крыши, которые связанны между собой передней панелью, стойками дверных и оконных проёмов, поперечной панелью багажного отделения. Вы можете сами убедиться в целостности геометрии, а значит и общего состояния вашего автомобиля, сняв размеры кузова ваз 2101 своими руками и сверив их с данными которые содержит в себе инструкция по ремонту автомобиля.

0 Линия базы автомобиля
1 Крепление радиатора, верхнее
2 Маятниковый рычаг и картер рулевого механизма
3 Центр оси педалей управления
4 Ось центра механизма руля
5 Ось центра заднего колеса
6 Крепёж заднего амортизатора
7 Глушитель, заднее крепление
8 Глушитель, крепление спереди
9 Поперечная тяга
10 Ось центра задних колёс
11 Верхние продольные тяги
12 Нижние продольные тяги
13 Ось центра переднего колеса
14 Места креплений поперечины спереди
15 Стабилизатор поперечной устойчивости
16 Кронштейн радиатора
17 Центр оси кузова
18 Радиатор, верхнее крепление
19 Задняя опора двигателя
20 Ручной тормоз
21 Опора карданного вала
22 Амортизатор задний
0 Горизонт
1 Ось болтов передних креплений стабилизатора на пересечении оси поверхности лонжеронов
2 Ось болтов снизу крепежа картера механизма руля и кронштейна «маятника»
3 Пересечение технологических отверстий передней части днища с лонжеронами
4 Пересечение технологических отверстий с задними отверстиями передних лонжеронов
5 Ось болтов продольных нижних тяг
6 Ось болтов продольных верхних тяг
7 Верхний болт поперечной тяги
8 Ось заднего тех отверстия усилителя днища/поверхность усилителя
9 Ось переднего болта крепления стабилизатора
10 Пересечение позиции №2 с брызговиком лонжерона
11 Позиция №3 вид сверху
12 Позиция №4 вид сверху
13 Позиция №5/наружная поверхность кронштейна кузова
14 Позиция №6/наружная поверхность среднего лонжерона
15 Позиция №7, вид сверху
16 Позиция №8,центр тех отверстия усилителя днища
17 Центральная продольная ось кузова

Что следует из вышесказанного? А то, что усталость кузова непосредственно сказывается не только на контрольных точках крепления узлов и агрегатов, которые показывает схема кузова ваз 2101 изложенная выше, так же она проявляется в «чистоте» геометрии его боковых и фронтальных проёмов. Распределение нагрузок по кузову в динамике происходит следующим образом: от элементов подвески спереди вибрация и удары переходят на поперечину и затем на подмоторную раму, после чего на площадь брызговиков и передний щит которые уже являются несущими элементами кузова. Сзади происходит примерно такая же картина, только в более укороченном виде, то есть без участия крепления силового агрегата, сразу с подвески на кузов автомобиля.

Ваз 2101 схема кузова

Как вы понимаете, при таком типе кузова и работе его подвески не последнюю роль в устойчивости и безопасности автомобиля играет то, из чего сделан сам каркас автомобиля. Понятно, что чем мы больше усилим слабые места кузова, тем он будет жёстче и устойчивей, но в этом и вся суть вопроса с подвохом: сколько весит кузов ваз 2101?
Усиливая каркас автомобиля, мы увеличиваем его массу, тем самым повышаем нагрузку на его конструктивные части. Замкнутый круг? Отнюдь, поэтому и преподают умные люди в институтах такую науку как сопромат, изучив которую инженеры проектировщики рационально подобрали толщину материалов, их соотношение размеров и сечения. В конечном итоге, все эти факторы помогли получить «на выходе» высоко прочностной каркас ваз 2101.

1 0,7 мм – капот
2 1,0 мм – брызговики
3 1,0 мм – передняя панель
4 0,9 мм – передок пола
5 0,9 мм – крыша
6 0,9 мм – пол, задняя часть
7 0,7 мм – багажник
8 0,7 мм – заднее «оперение»
9 0,7 мм – панели дверей снаружи
10 0,9 мм – пороги
11 0,9 мм – переднее «оперение»

Для экономии веса и уменьшения себестоимости, детали не несущие нагрузки (крышки багажного отделения и подкапотного пространства) выполнены из более тонкого металла. Толщина стальных листов из которых состоят важнейшие для прочности кузова элементы, составляет порядка одного миллиметра, что ни сколько не меньше (можно сказать даже больше) чем у других, близких по классу, современных автомобилей.

Переднее и заднее «оперение» «копейки» приварены к кузову, что позволило их на равных правах ввести в несущую схему автомобиля, что также способствовало к уменьшению его веса, который составляет 955 килограмм.

Но это его общая масса, узнать,сколько весит кузов ваз 2101, нам поможетследующая раскладка:

Как то не особенно впечатляющая цифра. А если её умножить на все выпущенные за все годы производства (с 1970 по 1988) автомобили в количестве 4,85 миллионов? Согласитесь, здесь каждый сэкономленный грамм играет существенную роль!

Но не всё так просто. Долговечность кузова заключается отнюдь не в толщине металлического листа из которого он сделан, она зависти от того насколько качественно на заводе изготовителе (в нашем случае и самим владельцем) проведена антикоррозийная защита.

Как правило, после сварочных операций, перед покрасочной камерой, кузов ваз 2101 подвергался фосфатизации, в процессе которой вся его поверхность подвергалась химически устойчивой фосфатной плёнкой. В дополнение к этому результат закреплялся слоем грунтовки, нанесённой с помощью электрофореза, что позволяло грунтующему слою создавать равномерное покрытие в самых труднодоступных местах. Днище автомобиля, в свою очередь, покрывалась слоем специальной прочной мастикой, которая надёжно защищала его от воздействия агрессивной внешней среды.

Всё перечисленное выше, в купе способствовало тому, что ваз 2101 стал популярным не только в своё время, но уверенно «держит марку» надёжного трудяги и по сей день.

Кстати, «копейка» была одним из первых автомобилей известного пилота Формулы-1 Кими Райкконена, чей отец крайне был привязан к нему за его неприхотливость и надёжность.

Кузов ваз 2101 схема

1) Передний лонжерон. 2) Панель передка. 3) Кожух фары. 4) Переднее крыло. 5) Площадка аккумулятора. 6) Сойка брызговика. 7) Щиток передка. 8) Боковина. 9) Коробка воздуха-притока. 10) Нижняя поперечина панели приборов. 11) Рама ветрового окна. 12) Панель крыши. 13) Боковая панель крыши. 14) Панель рамы заднего окна. 15) Рамка задней перегородки с полкой. 16) Нижняя поперечина задка. 17) Панель задка. 18) Заднее крыло. 19) Лонжерон пола задка. 20) Арка заднего колеса. 21) Пол багажника. 22) Поперечина пола багажника. 23) Задняя поперечина пола. 24) Передний пол. 25) Усилитель передней стойки. 26) Средняя поперечина пола. 27) брызговик. 28) Панель приборов. 29) Внутренняя панель двери. 30) Держатель обивки двери. 31) Обивка двери. 32) Обивка боковой панели. 33) Накладка обивки двери. 34) Обивка передней стойки. 35) Передний подлокотник. 36) Обивка центральной стойки. 37) Верхний держатель обивки. 38) Накладка. 39) Обивка арки заднего колеса. 40) Обивка крыши. 41) Дуга обивки. 42) Втулка дуги обивки. 43) Прокладка. 44) Каркас боковой обивки. 45) Обивка полки задка. 46) Коврик пола багажника. 47) Коврик пола. 48) Элементы кузова. 49)Обивка кузова. Подробнее


Подробнее о кузове ВАЗ-2101

Кузов автомобиля типа - "Седан", металлический, несущей конструкции , четырех-дверный, цельносварной. Петли дверей находятся спереди. Фиксаторы и з амки дверей - безопасного типа. Окна дверей - с двумя стеклами и у передних дверей одно стекло поворотное. В передних и задних окнах - панорамные стекла. Ветровое стекло - с трех слоев, полированное, заднее - полированное, и закаленное. Стекла, все безопасного типа. Части интерьера салона - ( выступающие) выполнены безопасно - рычаги, ручки, противосолнечные козырьки и другие детали. Наружные поверхности кузова - не имеют выступов, и резких граней. Во-время движения автомобиля, для обеспечения безопасности, от случайного открывания капота он открывается вперед, по-ходу движения.

Внутреннее и наружное зеркала заднего вида, обеспечивают водителю хорошую обзорность - внутреннее зеркало обеспеченно устройством против ослепления водителя от света фар автомобиля едущего сзади. Внутреннее оборудование салона, не отвлекают внимание водителя, в поле его зрения отсутствуют: слепящие лампы , блестящие детали, и блики от контрольных приборов. Поворотные мягкие козырьки - над ветровым стеклом, защищают глаза водителя, от слепящих солнечных лучей. Замки дверей выдерживают большую нагрузку, и не позволяют дверям открыться само-произвольно, при ударе автомобиля о препятствие.

Сиденье комфортабельное и регулируемое, хорошая термо-шумоизоляция кузова, приточная вентиляция салона, высокоэффективная система отопления - это все резко снижает утомляемость водителя. Жесткость кузова, подобрана так, что-бы при наезде авто передней или задней частью, происходило плавное гашение удара - за счет деформации передней и задней частей кузова. Пассажирский салон с большой жесткостью и он не деформируется.

Арки колес и днище кузова для защиты от коррозии, и шумоизоляции покрыты мастикой - в толщину 1-1,5 мм. В скрытые полости кузова, в качестве дополнительной зашиты от коррозии - распылен противво-коррозионный, защитный не-высыхающий смазочный материал (НГМ-МЛ) или авто-консервант порогов "мовиль". Каркас кузова, все детали и узлы каркаса, в основном соединены между собой контактной точечной сваркой, сильно нагруженные детали, дополнительно приварены дуговой сваркой. Газовой сваркой, приваривают - панель (12) крыши, с боковыми панелями (13). Каркас кузова из следующих основных узлов : пола с усилителями и панелью задка, передка кузова, задних крыльев, боковин, крыши с рамами ветрового и заднего окна, передних крыльев с усилителями.

Состоит передок из вертикального щитка (7) передка, брызговиков передних крыльев со стоиками (6) передней подвески, коробки (9) воздухо-притока, передних лонжеронов (1), кожухов (3) фар, верхней и нижней поперечин передка, панели (2) передка. До правого брызговика переднего крыла приварена площадка (5), для аккумуляторной батареи. Днище кузова, с усилителями и панелью задка включает панели переднего и заднего пола, пола (21) багажного отсека, пола запасного колеса и пола топливного бака, панели (17) задка. панели полов сварены - передние и задние лонжероны пола, лонжероны (19) пола багажника, соединители центральных стоек, поперечины (16) (22) (23) (26) кронштейн поперечной штанги, внутренние арки (20) задних колес, и другие детали.

Боковина (8), состоит из цельно-штампованной панели наружной арки заднего колеса, усилителей и центральной стойки, которые располагаются по контуру боковины. Правая и левая боковины между собой соединены поперечиной (10) панели приборов, и дамкой (15) задней перегородки с полкой, и раскосами. Задние крылья (18) приварены к боковинам (8) панели (17) задка, к полу для запасного колеса, или к полу топливного бака. До задних фильтров приварены усилители. В правом крылу имеется крышка ниши заливной горловины топливного бака, неподвижная петля крышки, прикреплена до крыла двумя винтами.

В открытом и закрытом положении, крышка фиксируется сервопружиной, которая закреплена на петле крышки. Крыша состоит : из панели (12), боковых панелей крыши (13) , меж собой сваренной газовой сваркой, и крыши усилителем. До панели крыши привариваются ветрового окна рама (11), и заднего окна рама. Крылья передние привариваются до панели передка (2) , к брызговикам(27), кожухам для фар (З) и к передним стойкам (8) боковин. Каркас кузова ваз-2102 отличен от кузова ваз-2101 конструкцией задней части - типа "универсал", с четырьмя боковыми дверями и задней дверью. Задняя дверь - с верхним расположением петель, и с неподвижным стеклом. При открытом положении, удерживается спец. торсионом. При закрывании, дверь удерживается замком, в нижней части двери.

Для того что-бы увеличить жесткость капота и крышки багажника, их наружные и внутренние панели, дополнительно соединяются меж собой клеем, который затвердевает после сушки лакокрасочного покрытия кузова. По переднему краю кузова на петли навешивается капот. Крепление капота до петель осуществляется с помощью болтов. Увеличенные отверстия на петлях для болтов допускают регулировку положения капота - в проеме кузова. В крышке багажника имеются петли с торсионным механизмом, облегчающие открывание и удержание крышки при открытом положении, а увеличеные отверстия в петлях - допускают регулировку положения крышки багажника. Верхние части дверей, проемы окон, сделаны из стальных, профилированных рамок, которые приварены до внутренних панелей дверей.

Дверные петли допускают регулировку положения дверей, в проеме на вертикальной плоскости, для обеспечения равномерных зазоров, с кузовом на верхних и нижних кромках. Что-бы двери при открывании, не упирались передним торцом во стойки кузова, у них есть ограничители для открывания, сделанные из пружинистой проволоки. Отогнутые концы ограничителя, входят в проушины, которые приваренные до стоек кузова. Ограничитель вставленный во внутрь двери, через отверстие, уплотняемое прокладкой резиновой, и охватывает пластмассовый ролик, при открывании двери, до отказа, ролик разжимает ветви ограничителя, и перемещается в его расширенный участок ограничивая открывание двери, и одновременно удерживает дверь в положении открытом.

Устанавливались бампера с двумя буферами, бампера крепятся до кузова с помощью двух кронштейнов, четырьмя болтами. Кронштейны загерметизированы резиновыми уплотнителями, Интерьер кузова, обивка, отделочные материалы салона - имеют поверхность матового цвета, которая не дает бликов. Цвет, и форма деталей, отвечают требованиям эстетики. Обивка(40) крыши, и противосолнечных козырьков, светло-серого цвета, черного цвета - панель приборов(28), обивка(34), (36)стоек, поручни, а также коврики пола. Цвет обивки (31) дверей, сидений, полки задка (41), подбирали в зависимости, от цвета кузова автомобиля. Обивка(40) крыши, выполненная из перфорированной, и поливинилхлоридной пленками.

Края обивки - приклеены до фланцов кузова, дополнительно спереди, и сзади поджатые уплотнителями ветрового, и заднего стекла, а с боков, дверными уплотнителями. В поперечные складки обивки (сварены диэлектрической сваркой), вставлены проволочные дуги(41). Концами дуги помещены в пластмасовые - противоскрипные втулки(42) вставлены в отверстия верхнего усилителя боковины. Обивка(31) двери, выполнена из поливинилхлоридной пленки - приваренной до древесно волокнистой плиты. Меж пленкой, и плитой, для получения декоративного рисунка, заложено слой синтетической свариваемой ваты. Обивка, в средней части , имеет декоративные накладки(38) из металлизированной пластмасы.

Крепится обивка, верхним держателем(37), изготовленным из нержавеющей стали, и приклепанным до панели двери. По-остальному периметру, обивка - крепится держателями(30).
Обивка, дополнительно крепится винтами подлокотника(35). Обивка(45) полки задка, выполнена из древесно волокнистой плиты - покрытой поливинилхлоридной пленкой. Под обивкой установлена прокладка, из войлока в толщину - 4 мм. Обивка, боковых панелей крыши, - изготовлена из древесно волокнистой плиты - покрытой поливинилхлоридной пленкой. Обивка, крепится металическими язычками кузова, входящие в отверстия плиты, и загибаются, под мягким слоем оббивки.

Передние, и задние концы обивок, приклеены до фланцов кузова, поджаты уплотнителями, двери и заднего стекла. Обивки(34) и стоек кузова (36) , изготовлены из пластмасы АБС, и закрепленные винтами в мало-заметных местах. Часть арок колес, незакрытых, в салоне оклеивают обивкой(39), из искусственой кожи. Пол кузова - покрыт резиновыми ковриками(47), с декоративной отделкой. Коврик крепиться до щитка передка винтами, в проемах дверей, облицовочными порожками - в зоне кожуха коробки передач, резиновыми держателями. Пол багажного отделения, ВАЗ 2102, покрыт черным поливинилхлоридным ковром, который закреплен сзади - кнопками застежками.

Герметизация кузова, достигается разными уплотнителями из резины, уплотнительными мастиками, заглушками ( резиновыми ) технологических отверстий, и тщательной подгонкой, сопрягаемых деталей. Коробки воздухопритока уплотнена , от попадания из моторного отсека - задымленного воздуха, во внутрь салона осуществляется уплотнителем из резины , установленым на верхний фланец коробки. Крепиться уплотнитель, за счет упругости металлического, перфорированного каркаса, в нижнюю часть уплотнителя помещенного . Крышка багажника, в проеме загерметизирована уплотнителем, который изготовленный из губчатой резины, и установленым на фланцы сточных желобков, по контуру проема. Уплотнители проемов дверей, - изготовлены из губчатой резины, с отростком до которого, пришит пластмассовый кант с металическим каркасом о6еспечивающим, крепление, на фланцах проемов дверей, уплотнителя .

Под уплотнителем, в углах центральных стоек, петель дверей, нанесена не высыхающая мастика (51-Г-7). Стекла переднего - ветрового и заднего, окон загерметизированны уплотнителями (из резины ), которые не требуют применения герметизирующих мастик. Нижние уплотнители, спускных стекол дверей, пластмассовые, профиль их обеспечивает легкий, а также надежный монтаж. Для уменьшения трения, на уплотнителях спускных стекол - наклеен ворс, и при просачивании воды, под уплотнитель, вода вниз двери стекает, и далее выливается наружу, через сливные отверстия. Замковые механизмы, стекло-подъемника, и внутренняя поверхность обивок дверей - защищены пластмассовой пленкой от воды, эта пленка прикреплена до панели двери, пружинными держателями.

Полости стоек(внутренние), имеют выход наружу, и загерметизированы, от холодного воздуха, пыли - уплотнителями из резины, которые при нагревании кузова, во-время сушки лакокрасочного покрытия, увеличивались в объеме, и заполняли внутрение полости стоек. Полости задних стоек, - загерметизированы поролоновыми прокладками, которые вставлены во-внутрь стоек.

Читайте также: