Лада робот как переключать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Роботизированная коробка Лада АМТ

Рычаг управления 2182 в салоне Лада Веста.

Роботизированная коробка Лада АМТ либо ВАЗ 2182 была впервые представлена в 2014 году. Сперва данную трансмиссию примерила Приора, затем Калина, Гранта, Веста и наконец Х-рей. Первая модификация робота известна под индексом 21826, обновленная версия уже как 21827.

В это семейство пока входит только одна ркпп.

На какие модели ставится коробка АМТ

Этот робот устанавливается на автомобили Лада лишь с 16-клапанными силовыми агрегатами:

Лада
Веста седан 21802015 - н.в.
Веста СВ 21812017 - н.в.
Веста Кросс 21802018 - н.в.
Веста СВ Кросс 21812017 - н.в.
Гранта седан 21902015 - н.в.
Гранта хэтчбек 21922018 - н.в.
Гранта лифтбек 21912018 - н.в.
Гранта универсал 21942018 - н.в.
Гранта Кросс 21942019 - н.в.
Х-рей хэтчбек2016 - н.в.
Приора седан 21702014 - 2015
Приора хэтчбек 21722014 - 2015
Приора универсал 21712014 - 2015
Калина 2 хэтчбек 21922015 - 2018
Калина 2 универсал 21942015 - 2018
Калина 2 Кросс 21942015 - 2018

Конструкция роботизированной кпп АМТ или ВАЗ 2182

Идею создания собственного автомата очень много лет вынашивали конструкторы АвтоВАЗа, но квалификации не хватало. Поэтому снова решили обратиться к зарубежным специалистам.

Сперва переговоры довольно долго велись с известной итальянской компанией Magneti Marelli, но полученное позже предложение немецкого концерна ZF оказалось гораздо более выгодным. В результате руководство АвтоВАЗа решило оснастить самую современную на данный момент отечественную механику ВАЗ 2180 электромеханическими актуаторами от немецкой компании.

РКПП АМТ ВАЗ 2182 в разрезе.

Трансмиссия ВАЗ 2182 рычаг переключения.

АМТ ВАЗ 2182 схема механизма переключения передач.

АМТ ВАЗ 2182 схема механизма включения сцепления.

В итоге получился типичный робот с электрическим приводом единственного диска сцепления. Такие модели были популярны у европейских либо японских производителей лет десять назад. На данный момент почти все ведущие автомобильные концерны мира от них давно отказались в пользу еще более современной трансмиссии: преселективных роботов с двумя сцеплениями.

Этот выпуск Ладной механики целиком посвящен самой первой отечественной РКПП.

Аналогичные трансмиссии других производителей:

Какие особенности эксплуатации имеет робот АМТ

Робот имеет 4 режима работы, каждый из них имеет свое собственное буквенное обозначение:

В ручном режиме водитель сам переключает передачи при помощи качания рычага управления вперед-назад, автоматика берет на себя только выжим сцепления. Но при достижении слишком высоких оборотов, чтобы спастись от повреждений, коробка сменит передачу самостоятельно.

Режимы работы трансмиссии ВАЗ 2182.

Недостатки, поломки и проблемы АМТ

В наследство от механики 2180 роботу достались регулярные течи масла из сальников. Особо ничего поделать нельзя, внимательно следите за уровнем смазки.

Иногда роботизированная коробка уходит в ступор, переставая реагировать на команды. В этом случае вам поможет только перепрошивка блока управления.

Порой донимают вибрации при выработке ведомого диска сцепления на малом пробеге. Помогает только замена. В 2016 году АвтоВАЗ сменил поставщика и проблема ушла.

О симптомах внезапного перегрева трансмиссии подробно расскажет следующее видео.

Автомобили Лада с АМТ отзывы владельцев

Чаще всего владельцы авто с такой ркпп жалуются на задержки или рывки при переключении. Особенно они проявляются в время движения в городском трафике либо при трогании в горку. Иногда этот робот вообще ведет себя неадекватно, то сбросит несколько передач без повода, то наоборот, долго и натужно едет на высоких оборотах двс, даже не собираясь переключаться.

Лада Веста с роботизированной коробкой 2182.

Вторым неудобством называют отсутствие режима качения, как на гидромеханической АКПП, который так удобен в пробках. Когда автомобиль медленно ползет в автоматическом режиме, после отпускания педали тормоза все ожидают, что поедут дальше, ведь кпп стоит на передаче. Но нет, требуется нажимать акселератор. Обновление: версия 21827 получила режим качения.

Пользование автоматической коробкой передач (АКП, CVT, вариатор)

В вариантном исполнении на автомобили устанавливаются автоматические бесступенчатые коробки передач (CVT).

Примечание:
Начало движения и особенности езды на авто с АКП см. тут;
Пользование стояночным тормозом на авто с АКП см. тут

См. также Пользование МКП и Пользование АМТ

Все режимы автоматической коробки передач индицированы буквенными обозначениями на декоративной облицовке рычага переключения передач (селектора) и продублированы в цифровом виде на электронном табло комбинации приборов. При включении наружного габаритного освещения буквенные обозначения положения селектора одновременно подсвечиваются белым светом.


Рис. 20. Рычаг переключения передач автоматической коробки передач

Переключение режимов автоматической коробки передач осуществляется перемещением рычага переключения передач в направлении согласно схеме режимов переключений (рис. 20), в зависимости от желаемого направления движения. Для разблокировки рычага необходимо нажать кнопку фиксации 1 на рукоятке рычага переключения передач. При перемещении рычага из положения N в положение D, М, «+», «-» и обратно кнопку фиксатора можно не нажимать. Выбранный режим индицируется на жидкокристаллическом индикаторе в комбинации приборов.

Схема положений рычага переключения передач в автоматической коробке передач нанесена сверху на накладке и имеет две линии для переключения режимов работы.

Одна линия для переключения из положения Р (стоянка) в нейтральное положение N, на задний ход R или автоматический режим движения D, и другая линия для переключения на более высокую или низкую передачу в режиме ручного управления М:

«+» - для включения повышенной передачи;

«-» - для включения пониженной передачи.

Две линии соединены для переключения между автоматическим режимом D и режимом ручного управления М.

Режим ручного управления М может быть включен только из автоматического режима D.

Режим заднего хода R можно включать только из нейтрального положения N.

Переключение на более высокую «+» или низкую передачу «-» возможно только в режиме ручного управления М.

Положения Р, N, R, D, М являются фиксированными, положения «+» и «-» - нефиксированные.

Положения рычага:

Р (стоянка) - используется для исключения качения автомобиля на стоянке либо при пуске двигателя. При этом стояночный тормоз может быть включен или выключен.

R (задний ход) - передача заднего хода. Может быть включена только после полной остановки автомобиля, при работе двигателя на холостом ходу.

N (нейтральная передача) - используется при пуске двигателя на стоянке одновременно с включенным стояночным тормозом или при буксировке автомобиля. Кроме того, данное положение рычага переключения можно использовать для пуска двигателя при внезапной его остановке во время движения, но без использования стояночного тормоза.

Если, находясь в движении, Вы случайно перевели рычаг переключения передач в положение N, дайте двигателю сбавить обороты, прежде чем включить режим D (включается без нажатия кнопки фиксатора), и вновь разогнаться.

D (вождение) - используется для трогания и вождения в автоматическом режиме переключения передач.

Особенности эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач

Если необходимо проводить работы с автомобилем при работающем двигателе, включите стояночный тормоз и переведите рычаг переключения в положение Р.

Трогание и движение в автоматическом режиме

Нажмите на педаль тормоза и, нажав на кнопку фиксации, переведите рычаг переключения передач в положение D, при этом ощутите небольшой толчок, отпустите педаль тормоза и, медленно нажимая на педаль акселератора, начните движение. В большинстве случаев, при обычных условиях движения Вам больше не потребуется пользоваться рычагом переключения передач: переключение передач будет проходить автоматически в нужный момент и при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, так как автоматика учитывает нагрузку автомобиля, профиль дороги и выбранный Вами режим вождения.

Для того, чтобы совершить обгон, Вам нужно до упора нажать педаль акселератора. При этом коробка передач автоматически переключится на низшую передачу в зависимости от текущей скорости движения автомобиля. Автомобиль начнет ускоряться, используя всю мощность двигателя.

Трогание и движение задним ходом

Нажмите на педаль тормоза и, нажав кнопку фиксации, переведите рычаг переключения передач в положение R, при этом ощутите небольшой толчок, отпустите педаль тормоза. Медленно нажимая на педаль акселератора, начните движение.

Остановка автомобиля

После полной остановки автомобиля, удерживая ногу на педали тормоза, переведите рычаг переключения передач в положение Р, при этом в коробке передач будет включена нейтральная передача, а ведущие колеса механически заблокируются трансмиссией.

Никогда не пытайтесь перевести рычаг переключения передач в положение Р во время движения автомобиля. Это приведет к серьезным механическим повреждениям и к потере управляемости автомобиля.

Кратковременные остановки

При кратковременной остановке, например, перед светофором, необязательно переходить на позицию N и, тем более, Р. Достаточно удерживать автомобиль с помощью педали тормоза. Двигатель при этом будет работать в режиме холостого хода.

Примечание. С целью снижения расхода топлива, в комплектации автомобиля с автоматической бесступенчатой коробкой передач (CVT), после остановки автомобиля, при определенных условиях (скорость - 0 км/ч; рычаг селектора выбора режимов в положении D; удержание педали тормоза; ровное, без уклонов дорожное покрытие; отсутствие включения ламп указателей поворотов и т. д.), реализована функция внутреннего перехода систем коробки передач в режим N, при переходе в состояние данного режима происходит снижение нагрузки на двигатель, воспринимаемое как слабо ощутимый толчок.

Стоянка

Автомобиль должен быть остановлен полностью. Включите стояночный тормоз и после этого поставьте рычаг переключения передач в положение стоянки Р. Благодаря такому порядку операций, особенно на уклонах, блокировочный механизм не будет слишком нагружен и впоследствии можно будет легко вывести рычаг переключения передач из этой позиции.


Рис. 21. Снятие блокировки рычага переключения передач

Снятие блокировки рычага переключения передач коробки передач

При разряженной аккумуляторной батарее рычаг переключения передач нельзя перевести из положения Р, даже если нажать кнопку на рычаге, при нажатой педали тормоза.

Для перевода рычага переключения передач нужно нажать на кнопку принудительной разблокировки 4 (см. рис. 21), находящуюся под чехлом рычага, и одновременно нажать на кнопку 1 (см. рис. 20) на рукоятке. Чтобы получить доступ к кнопке разблокировки:

1. Необходимо отсоединить верхнюю часть чехла 2 (см. рис. 20) от рукоятки рычага переключения передач. Для этого требуется повернуть по часовой стрелке нижний хромированный колпачок 3 (см. рис. 21) рукоятки на угол 45° и сдвинуть колпачок с чехлом вниз вдоль оси рычага.

2. Нажать вниз через сложенный чехол на кнопку разблокировки 4, согласно ее расположению (см. рис. 21). Теперь Вы сможете перевести рычаг переключения передач из положения Р в положение N.

В целях обеспечения безопасности, во время проведения этой операции, включите стояночный тормоз и удерживайте нажатой педаль тормоза.

При возврате чехла на место, рукоятку рычага переключения передач необходимо придерживать рукой, чтобы избежать спадания рукоятки с рычага и исключить риск повреждения пластиковых компонентов рычага переключения передач.

Если Вы сталкиваетесь с проблемами при переводе рычага переключения передач автоматической коробки передач из положения Р (стоянка), выполнив все вышеуказанные операции, обратитесь к дилеру LADA.

Робот (АМТ)

Роботизированная коробка передач АМТ

Роботизированная коробка передач – совместная разработка АвтоВАЗа совместно с немецкой компанией zf.

Как устроен «робот»?

Робот – это все та же коробка передач 2180 с тросиковым приводом с переделанными креплениями, но вдобавок с установленным автоматическим механизмом переключения, которая разработана немецкой фирмой ZF. Автоматический механизм «актуатор» за Вас отжимает сцепление, ставит передачу, отпускает сцепление.

Селектор робота имеет следующие положения:

N – нейтраль

R – задняя передача

M – ручной режим переключения


Краткая инструкция по эксплуатации робота

В отличии от автомата, положение селектора P -паркинг отсутствует. Именно по-этому авто ставим либо на ручник (что чревато зимой примерзанием барабана) либо на скорость.

По факту о роботе: Стоит ли покупать авто с Роботом?

Если же Вс интересует вопрос, стоит ли покупать робот , мы Вам скажем: запишитесь на ТЕСТ-ДРАЙВ, ибо это бесплатно. Только самостоятельно ощутив работу робота, Вы сможете понять, подходит ли он вам или нет. Если же не подходит, то комплектация с механической коробкой ждет Вас.

АвтоВАЗ говорит, что коробка подойдет каждому, АМТ имеет 20 различных алгоритмов переключения. Но это не совсем правда.

Проблемы с Роботом

Долгое переключение. Как упоминалось выше, это не проблема, это особенность. Используйте ручной режим.

Сцепление Валео. Как выяснилось, Валео не подходит к Веста по массе автомобиля, именно поэтому нынешние модели получают сцепление Сакс. Валео быстро износилось, был затруднительный старт, ощущались пробуксовки и запах сцепления. Сцепление Валео получили первые модели Весты.

Обслуживание роботизированной коробки (Амт)

У тех, кто в первый раз имеет дело с автоматизированной механической трансмиссией, возникает вопрос: Как обслуживать робот? Нужно следить за следующими основными моментами:

  • Замена масла

Преимущества «Робота»

Преимущество робота перед механикой: удобство, т.к. занята только одна нога, обе руки на руле.

Преимущество робота перед автоматом: экономичнее (Какой расход топлива?) обычного автомата, можно буксировать автомобиль, допускаются пробуксовки на бездорожье, сохранилась динамика «механики».

Так же стоит отметить, что робот имеет защиту от «кривых рук». Иными словами, хаотичное переключение селектора робота во время езды не нанесет каких-либо повреждений. К тому же, Приору как и Весту на роботе можно завести с толкача, можно таскать прицеп, буксировать автомобиль – достаточно лишь переключиться в механический режим.

Первые роботы устанавливались на Ладу Приору с двигателем 1,6л мощностью 98л.с. Но уже робот перепрограммировали под новый 127 мотор, в паре с которым и будет выпускаться Веста.

Недостатки робота

При пробуксовке во время старта к примеру, на снежном покрытии – АМТ может включить как вторую, так и третью передачу.

Возможные зависания на передаче, например, после лежачих полицейских робот не сразу включит вторую. В данном случае можно перевести в ручной режим переключения.

Сколько стоит робот?

Если вы хотите покупать авто с салона, то Робот будет дороже механики на 25т.р. и это не много. Если же брать ремонт Коробки передач путем замены всех элементов, то ценник будет в районе 50-60 тыс. руб. Много ли это? Нет! Давайте посомтрим на конкурентов: Автомат киа рио и соляриса стоит 300 т.р. Разница колосальна.

Можно ли завести робот с толкача?

Логичным будет вопрос, что делать, если аккумулятор автомобиля по тем или иным причинам сел. Можно ли завести Весту с роботизированной коробкой с толкача? Да, МОЖНО! В нейтрали разгоняем авто до 7 км/ч, и на ходу втыкаем селектор кпп в положение А. Главная страница

Как ездить с роботизированной коробкой передач

Роботизированная коробка передач — в простонародье просто робот — для большинства водителей мало чем отличается от традиционного автомата, рычаг которого для начала движения переводится в положения D (Drive) или R (Reverse). Но в то же время эти коробки устроены иначе. Поэтому владельцам машин с такой популярной в наши дни трансмиссией следует знать, как правильно ездить на роботе.

Как работает роботизированная коробка передач

По конструкции робот напоминает механику. Разница между ними в том, что у роботизированной коробки за управление переключением ступеней и смыкание/размыкание сцепления отвечает автоматика. То есть водителю не нужно выбирать рычагом нужную ступень и при этом каждый раз выжимать левую педаль. У машин с роботом, как и с автоматом, ее нет. То есть педалей на автомобиле с роботизированной коробкой всего две, а не три.

Роботы бывают двух видов: с одним сцеплением (автоматизированные) и с двумя (преселективные). Первые проще, дешевле и конструктивно больше походят на механику, поскольку сделаны на ее основе и дополнены сервоприводами и управляющей электроникой. Они задумчивее и грубее в переключении ступеней, с ними машина дольше трогается с места, а смена передач в движении может происходить с «кивками» автомобиля. Однодисковые роботы, как правило, встречаются на недорогих моделях автомобилей из недалекого прошлого.

Преселективная коробка сложнее по конструкции. Она — как две механики в одном корпусе: одна с четными передачами, а другая с нечетными. Переключения в таком роботе происходят быстрее и без разрыва мощности, как в однодисковом, поскольку следующая передача в нужный момент уже готова включиться. Такой тип коробок передач распространен на машинах концерна Volkswagen, где он носит название DSG. Преселектив можно встретить на Porsche, «Шкодах» и Audi. А еще такие коробки используют фирмы BMW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, Volvo, Kia, Hyundai и другие.

Как переключать передачи на роботе

К роботизированным коробкам передач применимы все основные правила пользования автоматом:

Для начала движения при нажатом тормозе нужно включить режим D или R, а после остановки — выключить.

Не рекомендуется нажимать одновременно на газ и тормоз при выбранном режиме движения, чтобы избежать перегрузки трансмиссии и снижения ее ресурса.

Переключения между режимами D, R и P следует производить после полной остановки машины при нажатом тормозе, то есть когда сцепления полностью разомкнуты.

Избегайте резких стартов в режиме «газ в пол» и прочих «светофорных гонок», а также дрифта и езды с заносами, чтобы раньше времени не убить коробку.

Не стоит покорять бездорожье на машине без понижающей передачи. От пробуксовок на оффроуде у робота сильно изнашивается сцепление, а сам он перегревается.

Не переключайте робот в N для движения накатом, чтобы не подвергать сцепление ударным нагрузкам при последующем включении режима D.

По возможности избегайте буксировки прицепов или других автомобилей, чтобы не подвергать элементы робота повышенному износу. А если это все же необходимо, то двигайтесь плавно, без резких разгонов и торможений.

Как управлять роботизированной коробкой передач

Поскольку роботы конструктивно отличаются не только от привычного классического автомата, но и друг от друга, в их эксплуатации есть разного рода нюансы, о которых следует знать владельцам машин с такими коробками. Например, чтобы в автоматическом режиме однодисковый робот успевал переключать ступени и не пинался, а преселективный не путался в передачах, лучше ездить спокойно, плавно и не торопясь. Для агрессивной езды по этой же причине предпочтительнее ручной режим коробки, в котором можно щелкать ступени самостоятельно.

У машин с однодисковым сцеплением, как правило, не предусмотрен режим автоматического включения стояночного тормоза при остановке либо он действует всего несколько секунд, чтобы водитель успел потянуть за рычаг между передними сиденьями. Поэтому стоять на светофоре и трогаться с места в горку с такой коробкой нужно как на механике — предварительно нажав тормоз или удерживая автомобиль на месте с помощью «ручника». Роботы изначально настроены на экономичный стиль езды, поэтому после первой они спешат скорее подоткнуть вторую передачу.

При толкании в заторах на небольшой скорости роботизированные трансмиссии то и дело переключаются между первой и второй ступенью, тем самым увеличивая нагрузку на свои элементы и больше нагреваясь. Да и сцеплению при этом приходится работать с пробуксовками. Чтобы наносить меньше вреда роботу и минимизировать дискомфорт для водителя и пассажиров от пинков коробки, в пробках лучше ездить в ручном режиме, выбрав и зафиксировав оптимальную для дорожной ситуации первую или вторую передачу.

Правила пользования АМТ коробкой на LADA

Автоматизированная трансмиссия (АМТ-2182 или «робот») базируется на механической коробке передач МКПП-2180, но управление осуществляется не водителем, а системой. Стоит учитывать, что инструкция по эксплуатации АКПП и АМТ различаются. О том, как работает АМТ робот на автомобилях Лада рассказывает руководитель проекта АМТ Владимир Петунин.

АМТ устанавливается на: Лада Гранта, Калина, Приора, Веста и XRAY. Все эти автомобили имеют одинаковое руководство по эксплуатации данной трансмиссией.

Роботизированная трансмиссия имеет следующие режимы работы :

  • Нейтральное положение (N), при отпущенной педали тормоза автомобиль может катиться;
  • Автоматический (A), изменение скоростей выполняется системой. Она настроена на более плавные и комфортные переключения;
  • Ручной (M), переключение выполняется вручную (вверх - «+» и вниз - «?», без фиксации селектора), что можно сделать более быстро, но в рамках функциональных возможностей коробки. Система переключит передачу тогда, когда будет достигнута соответствующая скорость. В случае остановки на светофоре АМТ автоматически переключит скорость вниз;
  • Задний ход (R).

Бортовой компьютер на панели приборов отображает следующую информацию:

  • автоматический или ручной режим (AUTO или MANUAL);
  • включенная передача;
  • индикатор нажатия тормозной педали.

Чтобы завести двигатель с коробкой АМТ следует придерживаться такого порядка:

  • Нажать педаль тормоза;
  • Перевести рычаг КПП на нейтраль;
  • Повернуть ключ зажигания.

Если одно из условий не выполнено, то на комбинации приборов будет мигать индикатор нейтральной передачи «N», либо индикатор «нога с тормозом»:

Правильная эксплуатация АМТ Лада :

  • Любые изменения положения селектора до начала движения должны выполняться только при нажатой педали тормоза;
  • При остановке на перекрестке или светофоре переключать селектор на нейтраль не требуется;
  • При постановке автомобиль на стоянку следует заглушить двигатель с включенной передачей (A, M или R). Ставить на ручник в этом случае не обязательно. Использовать ручной тормоз следует, когда селектор установлен на нейтраль (N);
  • Система АМТ позволяет использовать автомобиль при температуре от -50оC до +50оС без каких-либо ограничений.

Автомобиль начинает движение , когда нажимается педаль газа (акселератора). При этом замыкается сцепление. В зависимости от версии АМТ она может быть с ползущим режимом или без него.

При движении на крутых подъемах система не будет переключать коробку на 2-ую скорость, чтобы исключить остановки двигателя. Переключение передачи произойдет только в случае достижения максимальных, критических оборотов.

АМТ является адаптивной и имеет 26 карт переключений, которые постоянно интерполируют между собой. То есть, в зависимости от характера управления (как водитель работает с педалью газа), система выбирает подходящую карту и выполняет переключение в нужный момент. В любом случае АМТ включит передачу только при достижении минимально возможной скорости для данной передачи.

При переключении скоростей можно почувствовать некоторую задержку в динамике разгона, что является функциональным свойством данной трансмиссии. Коробка механическая, поэтому для переключения скорости необходимо выключить сцепление, переключить передачу и включить сцепление. Только все это делает не водитель, а система автомобиля.

Есть возможность использования комбинированного метода управления автомобилем Лада с АМТ. Например, при обгоне можно перевести селектор в положение «M» и сбросить одну или две передачи. Совершить обгон и вернуть селектор в положение «A».

Роботизированная коробка имеет защиту от непреднамеренных действий со стороны водителя. Например, если при движении вперед на режиме «A» включить заднюю скорость «R», то ничего разрушительного не произойдет. Защита также не будет переключать передачи, если водитель будет во время движения хаотично передвигать селектор в разные режимы.

Все рекомендации по эксплуатации АМТ на Лада на видео:

Как ездить на машине с «роботом»: 6 правил, о которых мало кто знает


Роботизированная преселективная коробка передач — это, по сути, механическая коробка с двумя сцеплениями, сервоприводами и управляющим блоком. От простых роботизированных коробок она отличается тем, что может одновременно держать включенными две передачи и позволяет плавно переходить от одной к другой почти без разрыва потока мощности. Самый распространенный вариант — фольксвагеновская DSG и ее аналоги на автомобилях Skoda и Audi. Вариант Kia называется DCT, у Ford — Powershift.

С точки зрения водителя, преселективные коробки работают так же комфортно, как гидромеханические, но обеспечивают более быстрый отклик силового агрегата, мгновенную смену передач и экономию топлива на уровне обычной «механики». Коробка типа DSG не требует от водителя никаких особых знаний и манипуляций.


How to 19 сентября 2019 МакФерсон, рычаги и балки. Какие подвески бывают и как их обслуживать
How to 12 декабря 2019 Камбер, кастер, трекинг: что такое сход-развал и когда его делать

Роботизированная коробка стоит дешевле «автомата», но не уступает последнему по функционалу, поэтому таких систем на рынке будет все больше и больше. Но эксплуатация такого агрегата требует некоторого внимания со стороны владельца. Важно понимать, что для сохранения нормальной работоспособности преселективной коробки до 200 тыс. км пробега придется выполнять несложные правила.

«Робот» с двумя сцеплениями ставится на многие модели концерна Volkswagen. На сегодня есть два основных вида преселективных коробок — «сухая» семиступенчатая DSG-7 и «мокрая» шестиступенчатая DSG-6, у которой сцепления работают в масляной ванне. В обоих случаях диски сцепления изнашиваются из-за агрессивного стиля езды, резких ускорений, пробуксовок и других неправильных действий. Мы собрали шесть основных правил для владельцев машины с DSG, которые помогут продлить срок службы такой коробки.


Производитель не предусматривает замену или долив масла в преселективной коробке на протяжении всего срока ее службы, причем это касается коробок как с «сухим», так и с «мокрым» сцеплением. Но опытные механики рекомендуют все-таки проводить замену жидкостей, особенно в сложных условиях эксплуатации.

Каждые 60 тыс. км пробега автомобиля рекомендуется менять масло в коробке передач вместе с масляным фильтром, а также масло в блоке управления мехатроникой. Стоимость замены составляет 5–10 тыс. руб. в зависимости от масла и сервиса. Можно заменить масло самостоятельно, но это может сделать только опытный механик с использованием некоторого набора оборудования.


Электроника преселективной коробки передач подстраивается под манеру вождения водителя и начинает чуть заранее включать нужную скорость и в нужный момент включает сцепление. Когда водитель нажимает акселератор, трансмиссия заранее готовит повышенную передачу, а если тормозит — пониженную.

При агрессивной езде с резкими циклами разгона/торможения автоматика путается и не успевает подбирать нужную передачу, переключается максимально быстро, что создает дополнительные нагрузки на диски сцепления. При подобной манере езды лучше управлять коробкой в ручном режиме, хотя принципиально изменить нагрузки это не поможет.


Еще один важный момент, который следует знать владельцам машин с «роботом»: необходимо хорошо нажимать педаль тормоза при остановке и переключении режимов коробки. При слабом нажатии педали тормоза автомобиль находится в режиме трогания с места, диски сцепления не размыкаются до конца, от чего и изнашиваются быстрее.

Селектор коробки рекомендуется переключать плавно, а лучше — с небольшой задержкой. Отсутствие паузы при переходе, например, из «реверса» в «драйв» приведет к неприятному рывку. Кроме того, электронике требуется немного времени на настройку. А при переходе в парковочный режим рекомендуется еще до отпускания педали тормоза поставить автомобиль на «ручник» либо пользоваться режимом автоматической активации стояночного тормоза. После этого действия коробке будет проще при последующем трогании, особенно в гору.


Ради экономии топлива «робот» после трогания с места быстро переключается с первой на вторую передачу. Если потом водитель жмет на тормоз или не разгоняется, автоматика снова переходит на первую. Такой стиль езды, характерный для пробок, увеличивает нагрузку на коробку — из-за частых рывков происходит перегрев сцепления и ускоренный износ мехатроники.

В пробке можно перевести роботизированную коробку в ручной режим и трогаться с места исключительно на первой передаче. Обороты двигателя при этом будут выше, но для коробки передач такой режим работы считается более щадящим. Впрочем, производители подчеркивают, что коробки последних поколений (после 2014 года) не требуют подобных ухищрений, а, как правило, работают в пробке строго на второй передаче.


«Робот» сильно страдает от пробуксовок — быстро перегревается и ломается. Если машина с такой коробкой застряла в снегу или грязи, не стоит пытаться выбраться методом раскачки. Лучше всего перевести коробку в нейтраль и аккуратно вытянуть машину буксиром.

Машину с DSG также не стоит перегружать буксировкой прицепа или иного транспорта. Инструкция по эксплуатации не запрещает буксировку, но нужно иметь в виду, что подобные нагрузки сильнее изнашивают элементы коробки. То же касается и езды на сильно загруженном автомобиле.


Многие «роботы» оснащаются отдельным радиатором для охлаждения масла, который рекомендуется мыть хотя бы пару раз в год. Мелкие соты радиаторов быстро забиваются пылью и грязью, из-за чего эффективность охлаждения масла снижается. Кроме дорожной пыли отверстия забиваются реагентами, тополиным пухом и даже мелкими насекомыми.

Очистка радиатора занимает не много времени и может проводиться самостоятельно — мойку под давлением нетрудно провести и с наружной, и с внутренней стороны. Те, кто эксплуатирует машину на треке или в экстремальных условиях, ставят более производительные радиаторы, но для гражданской езды эта мера является избыточной.

Вазовский робот АМТ обновили. Теперь мы знаем о нем всё!

В Сочи прошло мероприятие Lada Brand Day, где вазовцы презентовали обновленную роботизированную трансмиссию. Вот что рассказал ЗР руководитель проекта АМТ Владимир Петунин:

Никаких кардинальных изменений исполнительных механизмов не потребовалось. Однако в «железе» все же есть новшества — у контроллера управления теперь не одна, а две платы, и, конечно, иная программа управления коробкой передач. Так что владельцы роботизированных автомобилей не смогут просто приехать к дилеру и перепрошить коробку.

Что поменяли

«Пробочный» режим, или, как его называют официально, функция Creeping mode, который появился в этом году, сохранен. Водитель просто снимает ногу с педали тормоза, и машина начинает катиться вперед. Скорость на первой передаче — 7–8 км/ч, на второй — 14–15 км/ч. При включении заднего хода этот режим также работает — машина ползет со скоростью 5–6 км/ч.

При этом функция Creeping mode отключается автоматически при одном из трех условий: если во время движения открыть водительскую дверь, если перевести селектор в нейтраль или затянуть рукоять стояночного тормоза. То есть вот так вдруг автомобиль сам не поедет.

Появилась и возможность старта на второй передаче, в ручном режиме управления АМТ. Это так называемый «зимний» режим работы коробки передач. Вазовцы обещают, что так будет легче трогаться с места на скользкой дороге.

Скоро появится и спортрежим (не путать с Kick Down), который можно будет активировать отдельной клавишей на панели. «Спорт» будет работать в режимах А и М (автоматический и ручной соответственно). При этом электроника задействует иные настройки двигателя и трансмиссии.

В ручном режиме при максимальных оборотах мотора принудительного переключения передачи вверх не будет.

На дороге

На старой извилистой и полупустой дороге, ведущей на Красную Поляну, автомобиль также оставляет приятные впечатления. Нет в его поведении прежней нервозности. А главное, у меня не возникает вопроса, переключилась коробка или еще нет. Переключения чувствуются, при этом они заметно сглажены. Тут поправка: я никуда не торопился и ехал спокойно.

А как АМТ поведет себя, если надавить на газ от души? В режиме «газ в пол» робот скидывает вниз две передачи. Заметно, что трансмиссия теперь работает быстрее и логичнее. Эх, жалко, в этой версии AMT пока нет клавиши спортрежима! Проверить бы и его, но такая возможность появится позднее.

Наш вердикт

В сравнении с предыдущей версией, новая АМТ стала понятнее для водителя и комфортнее для всех находящихся в машине. Если не относиться к роботизированной Весте как к гоночному автомобилю, то впечатления от машины исключительно положительные. Робот по-прежнему для тех, кто не торопится. Ну а для тех, кто привык погонять, есть Lada Vesta Sport на механике.

Лада Веста Робот.Проблемы, решения и особенности эксплуатации.

Так уж сложилось, что претензий к АМТ была масса. Мол, водитель и пассажиры клюют носом при переключениях, машина тупит, ну и так далее. Вазовцы прислушались и даже предложили несколько новых прошивок.

Никаких кардинальных изменений исполнительных механизмов не потребовалось. Однако в «железе» все же есть новшества — у контроллера управления теперь не одна, а две платы, и, конечно, иная программа управления коробкой передач. Так что владельцы роботизированных автомобилей не смогут просто приехать к дилеру и перепрошить коробку.

Что поменяли
«Пробочный» режим, или, как его называют официально, функция Creeping mode, который появился в 2018 году, сохранен. Водитель просто снимает ногу с педали тормоза, и машина начинает катиться вперед. Скорость на первой передаче — 7–8 км/ч, на второй — 14–15 км/ч. При включении заднего хода этот режим также работает — машина ползет со скоростью 5–6 км/ч.

При этом функция Creeping mode отключается автоматически при одном из трех условий: если во время движения открыть водительскую дверь, если перевести селектор в нейтраль или затянуть рукоять стояночного тормоза. То есть вот так вдруг автомобиль сам не поедет.

Также новая программа управления АМТ позволила сократить время переключения передач: с первой на вторую и со второй на третью — аж на 30%. Обещают, что синхронизаторы выдержат.

У водителей, которые часто ездят с полной нагрузкой автомобиля, да еще и по горным дорогам, были нарекания: на приборах регулярно загоралась ошибка коробки передач. Причина в следующем: из-за сильного нагрева и пробуксовки сцепления срабатывает датчик температуры. Однако электроника при этом не разомкнет диски сцепления. Важно понимать, что этот индикатор не является критическим, то есть не сигнализирует о поломке, требуя прекратить эксплуатацию автомобиля. В инструкции по эксплуатации об этом так и написано.

Появилась и возможность старта на второй передаче, в ручном режиме управления АМТ. Это так называемый «зимний» режим работы коробки передач. сделано это, чтобы стало легче трогаться с места на скользкой дороге.

Надежность и особенности работы коробки-робота в «Ладе Гранте»

Конструкция роботизированной коробки проще, чем автоматической с гидротрансформатором: себестоимость меньше. Поэтому АМТ стали активно устанавливать на недорогих моделях автомобилей.

сколько ходит робот на гранте

Роботизированная коробка передач – некий компромиссный вариант между механикой и автоматом. На «Ладу Гранту» устанавливается РКПП ВАЗ-2182. АМТ (Automated Manual/Mechanical Transmission) оборудуются автомобили только с 16-клапанным двигателем. Сколько ходит робот на «Гранте», во многом зависит от манеры вождения.

Отличия роботизированной коробки передач

В марте 2015 завод АвтоВАЗ начал производство автомобилей «Лада Гранта» с роботизированной коробкой передач. Этот же тип КПП устанавливается на моделях «Калина», «Веста», «Приора», XRAY.

Робот АМТ Лады Гранты

Робот АМТ Лады Гранты

В основе конструкции вазовской АМТ – механическая КПП ВАЗ-2180 (ее оборудовали электромеханическими актуаторами концерна ZF). Принципиальных отличий немного:

  • у АМТ за выжим сцепления отвечает электрический привод, ножная педаль отсутствует;
  • сцеплением и переключением передач управляет электронный блок.

Корпус «робота» несколько отличается от МКПП из-за крепления приводов. Внутренний же механизм (подшипники, шестерни, синхронизаторы) у обоих типов коробок практически одинаков.
Благодаря адаптивной системе роботизированная коробка «запоминает» стиль вождения владельца и подстраивается под него.

Особенности конструкции

Робот на «Ладе Гранта» имеет штоковый привод сцепления, электромеханические приводы выбора передач и актуатор. Детали выпускаются компанией ZF, поставляющей приводы нескольким европейским автомобильным концернам («Пежо», «Ситроен» и пр.).

Работа системы контролируется электронным блоком управления (ЭБУ). Он связан с рычагом выбора режима и системой индикации.

Электронный блок управления

Электронный блок управления

Конструкция роботизированной коробки проще, чем автоматической с гидротрансформатором: себестоимость меньше. Поэтому АМТ стали активно устанавливать на недорогих моделях автомобилей.
По мнению инженеров АвтоВАЗа, плюсами АМТ являются:

  • простота в эксплуатации и техническом обслуживании;
  • надежность;
  • экономичность;
  • невысокая стоимость ремонта.

Расход топлива автомобиля с роботизированной коробкой соотносим с показателями МКПП.

Нюансы эксплуатации

Управление автомобилем с АМТ имеет некоторые особенности. От умелого обращения с коробкой во многом зависит, сколько ходит робот на «Гранте». Система имеет несколько режимов:

  • Нейтральный (N) – машина катится, если не удерживать педаль тормоза.
  • Автоматический (А) – скорости переключаются системой. На приборной панели отображается как AUTO.
  • Ручной (М – MANUAL на приборной панели) – переключение выполняет водитель. Если будет достигнута очередная скорость, переключение произойдет автоматически.
  • Задний ход (R).

Чтобы автомобиль завелся, нажимают педаль тормоза, переводят рычаг в нейтральное положение и поворачивают ключ зажигания. Затем выбирают нужный режим движения и при нажатии на педаль газа машина поедет. Любые движения селекторного рычага выполняются только при нажатой тормозной педали.

Автомобиль «Лада Гранта»

Автомобиль «Лада Гранта»

АМТ подстраивается под характер вождения и выбирает нужную карту переключения. Однако переход на следующую передачу будет сделан только при минимально возможной для этого скорости. При переключении водители отмечают небольшой «провал» в динамике разгона – это особенность АМТ, где система выжимает сцепление и переключает скорости вместо водителя.

Рабочий ресурс робота в «Ладе Гранта»

В 2018 году выпущена обновленная версия Lada Granta с доработанной трансмиссией.

Lada Granta 2018 года

Робот получил несколько улучшений:

  • Увеличено передаточное число главной пары – с 3,710 показатель поднялся до 3,940. Это позволило снизить шум и вибрацию, а также сделать набор скорости более динамичным.
  • Добавлено несколько новых режимов работы – зимний, спортивный, «ползущий».
  • Скорость переключения передач увеличилась примерно на 30%.
  • В блоке сцепления заменен ведомый диск повышенной термостойкости.
  • Увеличена толщина фрикционных накладок.

Благодаря этим изменениям езда стала более уверенной, а надежность робота «Лады Гранты» возросла.

Насколько надежна АМТ

Отвечая на вопрос, сколько ходит робот на «Гранте», важно учитывать, что коробка состоит из нескольких функциональных блоков. Каждый из них имеет свой срок эксплуатации, что и влияет на ресурс робота «Лады Гранты»:

  • Примерный срок эксплуатации механических деталей коробки составляет 150 тыс. км. Некоторые автовладельцы отмечают, что механика остается в рабочем состоянии и после 300 тыс. км.
  • Актуаторы от немецкой компании ZF служат около 10 лет, после чего их полностью заменяют. Ремонту этот блок не подлежит.
  • Сцепление выдерживает до 100 тыс. км при умеренном режиме езды. При агрессивном характере вождения этот показатель может снизиться до 30 тыс. км.

Замена масла в коробке по инструкции проводится через 120 тыс. км. Однако специалисты сервисных служб рекомендуют менять его после 70 тыс. пробега.

Результаты тест-драйва

Тест-драйв «Лады Гранты» с АМТ показал, что робот больше всего подходит для спокойной размеренной езды. При переключении с 1-й скорости на 2-ю и со 2-й на 3-ю заметны «провалы».

Тест-драйв «Лады Гранты» с АМТ

Тест-драйв «Лады Гранты» с АМТ

При остановке автомобиля коробка крайне медленно сбрасывает скорость. Это особенно неудобно, когда возникает необходимость влиться в поток с прилегающей территории. Из-за медленного сброса машина трогается на несколько секунд позже, чем необходимо. Важно учитывать эту особенность, чтобы не спровоцировать ДТП.

На извилистых дорогах с плохим покрытием машина ведет себя вполне уверенно. Переключение скоростей, хотя и чувствуется водителем, происходит плавно, без рывков.
По сравнению с механикой, машины с АМТ менее динамичны (даже модели с более мощным двигателем).

Возможные неисправности коробки-робота

Самые частые неисправности бывают 2 видов – механические и вызванные сбоем электроники. О возникшей поломке в роботизированной коробке Lada Granta говорят:

  • световые индикаторы на панели приборов;
  • вой или жужжание при движении;
  • отсутствие реакции на увеличение оборотов – скорость не возрастает;
  • протечка жидкости из коробки;
  • прекращение работы агрегата и остановка машины.

Механические поломки вызваны износом или повреждением деталей. В этом случае требуется замена. Наиболее частые неисправности – износ вилки выбора передачи и подшипников качения.

Читайте также: