Метан на киа рио 3 отзывы владельцев минусы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Использование ГБО на Kia Rio 3 поколение

Стоимость установки и оборудования ГБО 4 на пропане (среднего качества) рассчитанного для Rio (3 поколение), учитывая конструкцию системы впрыска топлива и другие кузовные характеристики составляет от 21000 до 25000 руб. В эту сумму не входят дополнительные установоки, такие как: обтяжка баллона карпетом, установка фильтра тонкой очистки газа, установка система принудительной смазки клапанов, установка редуктора повышенной мощности, установка внешнего заправочного устройства под лючок бензобака и другие полезные опций. Для модификаций с более мощным мотором стоимость будет чуть дороже.

Для нашей Kia Rio, в стремлении сделать систему на газу удобной в использовании, некоторые из указанных ранее опций станут обязательными, это добавит к стоимости от 5000 до 10000 руб. Также придется получить новую диагностическую карту ТО взамен действующей, так как после установки ГБО изменяется масса автомобиля и вид топлива, снова затраты в размере 2000 руб.

Перед установкой положено регистрировать ГБО в ГИБДД. Обычно компания установщик предоставляет услуги помогающие в короткие сроки, без ошибок и беготни составить и получить все необходимые документы, стоимость такой помощи в пределах 5000 руб. В услугу не входит оплата госпошлин: 800 руб. — свидетельство о соответствии ГБО, 500 руб. — получение свидетельства о регистрации, 350 руб. — за внесение изменённых данных в техпаспорт авто.

В итоге рассматривая вариант установки на Kia Rio (3 поколение) оборудования ГБО 4 поколения среднего класса (2-3 года гарантии) работающего на пропане, реальная сумма всех затрат составит от 35000 до 44000 руб. Плюс ежегодно по 1500 руб и более при прохождении обязательного ТО для установленного ГБО, которое выполняется раз в год или каждые 10 тыс. км.

Да можно, но ставят намного реже чем на пропане. Помимо заметного понижения в мощности мотора (до 25%) высокооктановым метаном, есть ряд весомых недостатков такой системы.

ПоказательГБО пропанГБО метан
Стоимость оборудования низкая высокая
Цена топлива дороже дешевле
Расход относительно бензина больше меньше
Вес ГБО легче тяжелее
Сложность монтажа проще сложнее
Запас топлива больше меньше
Давление газа в баллонах 12-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Вредные выбросы есть нет
Октановое число 105 120
Падение мощности нет есть
Доступность пунктов заправок на уровне бензиновых заправок не более 2-3 на город
Контроль безопасности ниже выше
Регулярное тех. обслуживание чаще реже
Окупаемость быстрее медленнее

После установки

Все двигатели Kia Rio (3 поколение) используя в работе газ пропан, стабильно теряют в мощности до 15%. Высокооктановый газ в ДВС сгорает медленнее бензина, добавляя температурные нагрузки на выпускной тракт. В случае с пропаном такие нагрузки нивелируются регулировкой угла зажигания, поэтому пропан более интересен водителям для установки.


При правильных настройках ГБО для данного ДВС его ресурс остается прежним. Другими словами, заниматься установкой и настройкой должен квалифицированный специалист, иначе возрастет риск значительного влияния на состояние ЦПГ, клапанов и других элементов ДВС. После установки двигатель должен работать ровнее и тише как в автомобилях работающих на бензине марки АИ-100. Количество газов из выхлопной трубы становится заметно меньше.


Устанавливаемое на Kia Rio ГБО требует обязательного ежегодного (или каждые 10 тыс. км) технического обслуживания по четкому регламенту. Данные об этом вносятся в диагностическую карту при прохождении общего ТО.


В процессе каждого обслуживания обязательно необходимо: заменить фильтры газа, слить конденсат с газового редуктора, скорректировать работу газовых форсунок, проверить баллон и шланги на утечку газа. Стоит понимать, что все составные части ГБО имеют свой срок службы, по истечению которого требуется их замена.

Нет не нужно, это маркетинговая уловка производителей масла, основанная на том что реально происходит.

Срок службы масла в Rio (3 поколение) при работе двигателя на газе повышается, потому что газ чище бензина в нем отсутствует сера, которая является катализатором образования высокотемпературных отложений и нагара. При этом в моменты сгорания пропана или метана образуется больше воды. На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

В результате получаем компенсацию обводненного масла повышением его срока службы. Препятствовать обводнению масла и повысить нейтрализацию кислот в нем, не сможет не одна присадка. На помощь в данной ситуации может прийти только регулярная замена масла. Наиболее беспокойным водителям стоит просто чаще его менять.

Принцип работы ГБО новых поколений основан на дозированном впрыске жидкого газа, он не переводится в газообразное состояние как в четвертом поколении ГБО, а остается жидким на всех этапах: от закачки в баллон до поступления в камеру сгорания двигателя, соответственно о метане можно забыть.
Начиная с 5 поколения, система позволяет запускать двигатель сразу на газе. Заводить и прогревать автомобиль на бензине больше не нужно.

Главное и существенное отличие это высокая стоимость оборудования, она может быть в 2 раза выше, чем ГБО 4-го поколения, при этом гарантия не дается на срок более 2 лет. Другой проблемой является высокие требования оборудования к газу. В России как правило некачественный газ, который довольно быстро выводит из строя газовый насос. Следом за насосом выходят из строя газовые форсунки, но это не проблема, необходима прочистка.

Качество топливных магистралей намного выше и выполнено из армированного пластика. Теперь ненужно подключать ГБО к штатной системе охлаждения, благодаря отказу от использования редуктора, соответственно и нагревать газ больше не нужно. За поступление газа в форсунки отвечает насос, который устанавливается внутри газового баллона. Газовый насос обеспечивает оптимальное давление газа во всех режимах работы двигателя, в четвертом поколении газовый насос отсутствует.

Переход с бензина на газ происходит в течении двух минут, даже в холодное время года. Мощностные характеристики двигателя могут быть выше, благодаря испарению газа. Расход газа может быть как на уровне потребления бензина, так и на 5-10% больше бензина.

Возможность установки датчика управления газонасосом в водительскую дверь. При открывании водительской двери, на насос подается сигнал к нагнетанию давления в системе газоподачи.

Расчет окупаемости ГБО для Kia Rio (3 поколение)

Мы заполнили поля, используя для расчета вариант установки оборудования 4го поколения на пропане и средние эксплуатационные значения модели Kia Rio в 2021 году, учитывая возраст и особенности кузова (3 поколение). Вы можете изменить данные в этих полях, настроив расчет индивидуально.

Другие поколения Kia Rio

Общие рекомендации

Наблюдения после 15 месяцев на ГБО Метан

Всем привет.
Прошел 1 год и 3 месяца с момента установки мною метанового ГБО и можно уже делать промежуточные выводы о том, выгодно ли это, стоит ли ставить и т.д. Сразу предупреждаю, что будет простыня текста, выводы в конце. Постараюсь затронуть и технические моменты и финансовый вопрос. Начну по порядку.

Установщика выбрал исходя из рекомендации хорошего знакомого, а также подкупило то, что они являются авторизированным центром установки, который присутствует на сайте газпрома. По условиям установщиков мне полагается пожизненная гарантия на оборудование при условии прохождения ТО ГБО у них за 600 руб каждые 10 тыс км. Первое ТО бесплатно и нужно пройти через 1 тыс км.

Первую тысячу км я благополучно проехал за неделю, все работало прекрасно. Единственное, что немного смущало — переключение на бензин происходило после 4.5 тыс оборотов, что, как мне кажется, многовато. Все ж на моем моторе отсутствуют гидрокомпенсаторы на клапанах и есть боязнь прогара клапанов. Собственно, забегая вперед, у меня до сих пор есть эта боязнь и больше 3 тыс оборотов стараюсь не крутить. Хз, психологический барьер. Я попросил на первом бесплатном ТО, чтобы мне поменяли момент переключения на бензин хотя бы на 3.5 тыс оборотов. С большой неохотой мне это сделали, сделали автокоррекцию и… началось мое веселье. Как я понял в дальнейшем, настройка метана — дело очень тонкое и капризное. После 1го ТО мне пришлось еще 3 или 4 раза заехать к ним, чтобы настроили так, чтобы авто ехало нормально. Была проблема с обогащением смеси и постоянно вылезал чек. При подключении ELM было видно, что долговременная коррекция топлива уходила за 25%, что приводило к чеку, нестабильно работе двигателя, особенно при трогании с места. Ну, вроде удалось решить этот вопрос, скорректировали карты топливные, все норм.

Как я понял, установщик, который делал мое авто, был новеньким и, похоже, перетянул хомут на патрубке подогрева редутора. В какой то момент это привело к тому, что патрубок прохудился и лопнул. Половина антифриза оказалась в атмосфере, приборка показала красный значок температуры. Эвакуатор, поездка к газовщикам, севший аккумулятор, т.к. была зима и горела аварийка. Мысленно готовился к худшему ( Газовики патрубок поменяли, антифриз долили, аккум зарядили. Машина запустилась нормально. Хоть перегрев был кратковременный, однако этого хватило, чтобы машина начала немного подъедать масло.

Так я проехал первые 10 тыс км. В целом было более менее нормально, если не считать упомянутого случая с антифризом.

Зарегистрировал ГБО в ГИБДД, надеюсь, что будет скидка по налогу 50%.

Вторые 10 тыс км были периодические заезды к газовщикам на регулировку, настройку, что меня дико напрягало. Единственным утешением было то, что не нужно было записываться заранее, как это происходит у другого, более крупного, установщика в нашем городе. Основная моя жалоба была в том, что переключение на газ происходило при температуре ОЖ примерно 35 градусов. Т.к. редуктор еще не прогрет нормально, то и работа на газу не стабильна, особенно, если ехать в горку. Машина постоянно клюет носом, есть провалы в тяге и т.д. На мои просьбы горе-настройщик упорно не хотел менять температуру переключения, все время говоря "зачем тебе это?", "ну переключись на бензин, потом обратно". Я ему резонно отвечал, что тогда зачем вся эта автоматика, что это неудобно, что ехать невозможно, пока машина не прогреется, что жене некомфортно ехать — пофиг. Заезжал я к ним раз 5-7. Уже ближе к самому ТО я, заехав в очередной раз на настройку, вскипел и решил пообщаься с руководством. Те сказали, что настройщик, на которого я всегда попадаю, "славится" подобными жалобами и они все сделают норм и поговорят с этим настройщиком.

На ТО я попал в итоге уже к другому мастеру, который мне настроил температуру переключения на 60 градусов, а также откорректировал топливные карты, чтобы в горку машина нормально стартовала. Также поменяли патрубок, на котором я обнаружил небольшую трещинку. Помятуя, во что мне это обошлось в прошлый раз, решил перебдеть. Тем более все это в стоимость ТО входило.

Про ощущения от езды. Машина, конечно, стала тупее, это чувствуется. Переключаясь на бензин прям сразу чувствуешь, как она оживает. Но если ездить спокойно, без резких стартов, то вполне нормально. Привыкаешь, подстраиваешься.

Теперь про финансовый вопрос. За прошедшие 15 месяцев с момента установки я проехал примерно 27 тыс км. Если бы я ездил на бензине, то при среднем расходе 9 л на 100 км это бы мне обошлось примерно в 110 тыс руб или 2450л бензина. За это время я примерно раз в месяц заправлялся на 15-20 л бензином, что при цене 45 руб/л 95го бензина мне стоило примерно 13-15 тыс руб.

Таким образом, мои затраты за 15 месяцев составили: 60 тыс установка ГБО, 2 ТО по 600 руб, бензин 15 тыс руб, заправка газом, когда не было карты и когда она кончилась примерно 3-4 тыс. Итого расходов 60000 + 1200 + 15000 + 4000 = 80 тыс. Разница с ценой бензина за тот же период — 30 тыс руб.

1) Метан очень дешевый, хоть на него цена и повысилась за 15 месяцев на 2 руб. Сейчас у нас кубометр метана стоит 16.98 руб.
2) По моим ощущениям, я окупил установку ГБО. Сейчас езжу, что называется, "в плюс"
3) Машина стала ощутимо тупее. Да, я знаю про вариатор УОЗ, но не хочу ставить у тех установщиков, которые мне ставили газ. Боюсь, что скосячат. К другим ехать не хочу, ибо есть какая-никакая гарантия.
4) Пожалел, что поставил баллон такого маленького объема. В багажнике можно было бы установить баллон бОльшего объема, хватало бы надольше. Это, пожалуй, самый существенный мой косяк — доверился установщикам
5) В очередной раз убедился, что лучше всего брать машину, чтобы с завода было установлено все необходимое оборудование. В т.ч. ГБО. Но т.к. выбор авто с заводским метаном практически отсутствует, то следующее авто будет бензиновым и без всяких экспериментов.

Если оценивать общее впечатление, то я не жалею, что установил газ.
Советовать могу только одно — покупать авто на газу с завода.

66000, мелкие проблемы+ отчет по ГБО+гарантия

Здравствуйте!Давно не заходил сюда, наконец все сфоткал и сейчас опишу.

Сначала про мелкие проблемы.

Начинают подходить к замене тормозные диски перед, но это расходники.

Из проблем, иногда кажется что тянет в право, но на холодную, что опять же странно, по мере езды все становится нормально.Пока не придавал серьезного значения проблеме.Буду переобуваться, заодно и развал посмотрю и балку.

Были небольшие сложности с ГБО. Машина на холодную при любом количестве газа в баллоне говорила, что газа нет. Подзадолбало, в итоге трижды ездил к установщикам, грешил на поплавок в баллоне, но они что-то поменяли по компу и прочистили форсунки.В итоге пока езжу, но возможно проблема не решена до конца, т.к. запищала сегодня с утра на пробеге 450км, что соответствует 45 литрам, хотя залезает 65.

Ну в свою очередь могу сказать, что газовщики лояльные и проблему пытаются решить.

По проблемам вроде как все.

Из плюсов- насобирал лютых весенних ям, подвеска вся целая.вроде))))

Теперь про газ. Про всю лабуду с изменением в конструкцию и т.д.

Начну по порядку.

На сегодняшний момент есть три способа ездить с гбо.

Вариант1. Не оформлять ничего, спрятать баллон и ВЗУ в надежде, что никто не докопается. Такой себе метод, потому что ушлые дэпосы иногда тусят на заправках.Но с другой стороны, я знаю, что много кто так катается и ничего.

Риски: каждый раз платить по 500 р, либо можно остаться без регистрации, потом придется снимать гбо, ехать в мрэо за восстановлением.

Вариант 2. Узаконить все 100% Ну, с точки зрения этого тупорылого закона, самый логичный, но бьющий по карману вариант.

Делается так. Перед установкой ГБО в сертифицированном центре, вы должны посетить паразита: компания, занимающаяся сертификацией изменений в конструкцию.У нас в питере есть такая помойная конторка "Респект".Сидят эти охломоны прямо у мрэо на салова, 66.

Там мы проходим предварительную экспертизу.Суть экспертизы- получить бумажку, что "внезапно" на такую машину, как КИА РИО можно поставить газ.Никто ничего не смотрит, всем по-барабану, главное успеть народ окучить. Стоит сия услуга 2500. К слову, это самая недорогая цена за ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ экспертизу. Получаете экспертизу и бегом в соседнее здание ( ну если речь про Питер), в ГИБДД. Там пишете заявление на изменение в конструкцию, показываете машину на осмотр, где смотрят, что ты еще ничего не ставил, даешь туда эту экспертизу, далее с заявлением идешь к начальнику ГИБДД и он ставит печать на заяве.

Далее начинается самое интересное.Едешь в сервис, где будешь ставить ГБО.Обязательно, чтобы сервис выдал тебе 2 бумажки: форма 2a, 2b

Одна бумажка говорит, что сервис имеет право оказывать такие услуги, и вторая о том, что за оборудование было поставлено.Даты лучше не проставлять, чтобы геморра не было. Далее едешь к паразиитам, и тут раскрывается вся их гнилая душонка(( За итоговую экспертизу хотят уже не 2500, а 14000. 14 тыр за тоже самое. Сидит планктонина в офисе и печатает тебе такой же сертификат, только в нем указано, что гбо поставлено верно.НУ дальше все просто, дальше с сертификатами и документами идешь в гибдд, оплачиваешь пошлину 800р и получаешь изменения в ПТС.Вот и все.

Вариант3. На мой взгляд, оптимальный. Начинается все как и во 2 варианте, сначала предварительная экспертиза 2500р, заявление на изменение в конструкцию, подпись у нач ГИБДД. И тут есть один нюанс.После того, как ГИБДД разрешили вам вносить изменение в конструкцию, по факту у вас нет временных ограничений, то есть нигде не оговаривается, в какой срок я должен эти самые изменения произвести.С точки зрения закона, можно поставить ГБО хоть через год.

Теперь получается более интересная картина.После того как вы поставите оборудование, согласно 1001 приказу МВД у вас есть 10 дней на регистрацию изменений:

4. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами , обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Соответственно, если вы будете ездить более 10 дней с установленным гбо, не показав его на вторую экспертизу и не зарегестрировав в ГИБДД, вы рискуете на штраф 500-800 р в случае первого нарушения либо лишение 1-3 месяца или штраф 5000 в случае повторного за год.

Приятного мало, но, на мой взгляд, это лучше,чем аннулирование ТС особо бдительными сотрудниками.

Но и это еще не все. По факту, вам нет необходимости эти 10 дней возить с собой документы о гбо. Поэтому, если договоритесь с газовщиками, чтобы не ставили дату в договоре, то по факту остановки ИДПС, не знаю, чем он будет руководствоваться, если вы ему покажете заявление на изменение в конструкцию и сертификат, и скажете, что вы в процессе установки.Потому что согласно 2.1.1 доки на гбо не требуются к передаче. И если он вспомнит про 1001 приказ, то приехать в гаи к нач.отдела с правильным договором не составит труда.

И это я расписываю совсем крайние случаи, у меня лично после объяснения,что я нахожусь в процессе оформления, вопросов со стороны власти не возникало и я ехал дальше.Так что вот.Все это, конечно, исключительно мой личный взгляд на ситуацию.

Про гарантию пару строк.В комментах писали, не боюсь ли я обслуживаться не у официалов?Совершенно не боюсь, так как гарантия дается заводом-изготовителем, у самого лично проблем не было, поэтому практики привести не могу, да, надеюсь, что и не предвидится.С другом ходили к официалам, немного позалупались, что мол вы с гарантии слетели, не фиг было не у нас обслуживаться, звонок на горячую линию представительства немного поуменьшил их пыл на сл.день. Меняли золотник рулевого, к слову.

Ну и последнее.Обещал выложить фотки, как у меня все устроено внутри. Прикрепляю фотки, постарался максимально подробно показать,как установлен баллон. Баллон больше чем максимума.Максимум, чтобы был один в один как запаска, войдет 53 литра.Если не критична высота, у меня пол поднялся ровно на 8 см, то лучше ставить баллон побольше.Плюс ровный пол при разложенных сидениях.

У кого появятся вопросы, спрашивайте, постараюсь ответить, сейчас времени побольше стало.

Стоит ли переходить на ГБО

Если сравнить с 2013-2014 годом, то цена на нефть упала в два раза. Несмотря на это бензин продолжает дорожать, причина – обесценивание рубля. Автомобилисты начинают задумываться о переводе своего автомобиля на на альтернативное топливо. Что установить на автомобиль, пропан или метан и вообще стоит ли переходить на газ? Обо всём этом будет рассказано ниже.

Газы, применяемые в качестве автомобильного топлива
Метан – это природный газ, которым мы пользуемся каждый день. Он экологически чистый и прекрасно горит. Метан задувается в баллон под большим давлением в газообразном состоянии.
Пропан – это продукт нефтепереработки. Для лучшего воспламенения, его смешивают с изобутаном или бутаном. Его агрегатное состояние – жидкое. В баллон его не задувают, а заливают. Пропан по-разному воспламеняется летом и зимой. Летом в топливе больше бутана, а зимой – пропана.
Пропан и метан одинаково экологичны, по сравнению с бензином.

Пропан или метан. Что лучше для авто. И какая у них разница?
Наиболее распространён среди автолюбителей – пропан. Метан установлен примерно у 10% автомобилей. В основном это коммерческий транспорт в государственных компаниях, где вопрос экономии стоит выше всего.

  • Цена на АЗС ниже, чем у пропана;
  • Выхлопные газы чище на 70%;
  • Стоимость не зависит от цены на нефть и более стабильна;
  • Запасы природного газа выше, чем запасы нефти;
  • Не образует нагара на свечах зажигания;
  • Не смывает масляную плёнку со стенок блока цилиндров;
  • Стенки баллонов стальные и прочные. Толщина баллона 4 мм. Баллон в 90% случаев остаётся целым при ДТП;
  • Не изменяет свои свойства при низких температурах;
  • Метан практически невозможно смешать с примесями для снижения качества.
  • Дорогая установка и оборудование;
  • Большое давление в баллоне – 200-250 атмосфер;
  • Тяжёлые баллоны;
  • Потеря мощности до 20%(у пропана – 3-5%);
  • Малое количество заправочных станций.
  • Большое количество АЗС;
  • Низкое давление(10-15 атм.);
  • Незначительное снижение мощности(3-5%);
  • Лёгкий и компактный баллон, возможность установки на место запасного колеса;
  • Дешевое оборудование и простая установка;
  • Развитие поколений. Сейчас доступно пятое поколение, скоро будет шестое. Метан остановился на четвёртом поколении.
  • Стоимость выше, чем у пропана;
  • Возможность смешивания с различными примесями, что снижает качество смеси;
  • Более взрывоопасен, нежели метан;
  • Стенки баллона тонкие, высока вероятность повреждений при ДТП.
  • Миф 1. Газ – это опасно
  • Миф 2. Газ убивает двигатель
  • Миф 3. Снижение мощности и увеличение расхода

Целесообразность установки
Установка 4 поколения ГБО пропан обойдётся примерно в 25000 руб. Цена на 92 бензин приближается к 40 руб, АИ-95 местами уже стоит 41 руб. Стоимость пропана – 16 руб. В месяц мы примерно проезжаем 1500 км. То есть автомобиль со средним расходом 10 л/100 км, в месяц расходует 150 литров бензина. 150 умножаем на цену бензина(40 руб) и получаем 6000 руб. А теперь подсчитаем стоимость при установке пропана. 150 умножаем на цену пропана(16 руб) и получаем 2400 руб. Чистая экономия – 3600 руб в месяц. При стабильном пробеге 1500 км в месяц, стоимость установки окупится через 7 месяцев. Не стоит забывать, что на автомобиле можно съездить на отдых летом и от этого окупаемость только повысится.

Стоимость установки 4 поколения ГБО метан обойдётся в 50000-55000 руб. Для окупаемости такой установки, пробег автомобиля должен быть около 10000 км в месяц.

Исходя из вышеприведенных фактов и расчётов, можно подвести итоги. Даже если пробег в месяц невелик, то газовая установка пропана окупится максимум через год, поэтому имеет смысл её установить.
ГБО метан имеет смысл устанавливать только в случае, если автомобиль наматывает 10000 км в месяц и более. Все цены указаны на момент написания этого материала.

Метан на киа рио 3 отзывы владельцев минусы

85 6 12 2 3 2

Но даже с таким движком на предыдущей проехал 200 тыс. км на газу и никаких проблем!

Ответить 1 3 14

Если они есть, то вообще красота
Я просто в движках не особо разбираюсь. а везде говорят что они отсутствуют.
Сегодня делал ТО для оформления в ГИБДД (официально газ буду регистрировать) так мастер который смотрел машину меня уверял, что не регулируются клапана, а только меняются, а мастера которые смотрят за состоянием моей машины мне говорят что все регулируется)
Так что сколько людей столько и мнений. Лишь время покажет как себя поведет машина при эксплуатации на газу

Но даже с таким движком на предыдущей проехал 200 тыс. км на газу и никаких.

Дружище подскажи пожалуйста у тебя, что за машина была на которой ты проехал 200 000 на газу??
У меня Киа Рио 2015 года рестайлинг 1.6. автомат.
Были ли у тебя какие-нибудь трудности с газом?
Как ездил (быстро, медленно или по всякому)?
Как часто масло менял?
Удалял ли катализатор?
Что вообще можешь сказать про свою машину которая на газу была.
Если не трудно по подробнее пожалуйста опиши все ньансы по эксплуатации автомобиля.
Заранее благодарен за развернутый ответ

День.
Рассказываю как я ставлю на учёт в ГИБДД с газом в машину:
1 день (вторник) - поставили газ в машину, дали документы на него;
2 день (среда)- выдали заключение на ГБО (мне повезло, обычно делают его около недели);
3 день (четверг)- поехал в ГИБДД с документами на ГБО писать заявление;
4 день (понедельник) - снова поехал в ГИБДД за заявлением, которое мне согласовали и одобрили
5 день (вторник) - поехал в мастерскую где ставили ГБО отдал подписанное заявление девчатам, они еще одно заключение стали готовить (неделю готовили)
6 день (понедельник) - забрал готовое заключение в мастерской у девчат
7 день (вторник) - поехал делать тех. осмотр

Дальше после тех. осмотра поеду в мастерскую мне там еще какие-то документы дадут, потом поеду в ГИБДД и там мне по идеи должны выдать новую СТС, но не исключаю той возможности что еще куда-то нужно будет ехать.

Так что это точно не день. С учётом того что работа не всегда позволяет все сделать оперативно эта процедура может растянуться до месяца.

Раньше была услуга у мастерской при доплате 5000 рублей тебе выдавали готовый пакет документов и ты с ним ехал в ГИБДД и сразу ставил на учёт машину (коллега так делал), но сейчас эта услуга канула в лету (ГИБДД наладила работу))

По поводу потери мощности на газу так скажу:
Ездил какое-то время на бензине после установки газа и машина была резвее, но не намного, так что мощность немного снизилась после установки газа, но не критично и вообще у нас не спорт кар чтобы гонять на ней как на скайлайне.

Лично для меня такая потеря мощности вообще не заметна!
Главное чтобы автомобиль ехал и не приносил дополнительных хлопот!

12 2

Но даже с таким движком на предыдущей проехал 200 тыс. км на газу и никаких.

3 2

По поводу динамики: газ никак не влияет на потерю мощности авто! На динамику влияют настройки газовой смеси. Немного предыстории:
На Cerato у меня была заметна разница в динамике на газе и бензине. Но я тогда (как и многие другие газоводы) принимал это за специфику работы двигателя на газе. Потом мой товарищ купил себе Sportage 2.0 л, АКПП и тоже поставил на него ГБО (BRC). У него разницы заметно не было. Тогда я сделал вывод, что это зависит от газовых мозгов, мол, у нормальных производителей работает все нормально. Так и ездил я на Cerato, пока не продал её в 2016 г. В прошлом году я купил свой текущий Kia Rio, на котором уже было ГБО (Digitronic 3D Power, форсунки AEB и китайский редуктор Tomasetto Alaska). На нём тоже была потеря мощности, но меня напрягал другой косяк - самопроизвольные переключения на бензин в движении и отказ переходить на газ при прогреве двигателя (переходило, но не всегда). Мастер, который исправил проблемы установки на Cerato, в 2014 году переехал из Крыма в Украину, поэтому пришлось искать нового. К тем, которые ставили это ГБО, обращаться не хотел принципиально, т.к. обращался к ним по демонтажу-монтажу ГБО на период перерегистрации авто и понял, что с ними лучше дело не иметь (пришлось устранять косяки после них). По рекомендации товарища обратился к мастерам, которые сначала почистили клапан редуктора (помогло на пару недель), потом поменяли редуктор (восстановили оригинальный Tomasetto, который остался от Cerato), но проблему это решало кратковременно. Начал вникать сам в устройство ГБО, т.к. посещение газовщиков отнимало много времени (хотя денег за повторные обращения с одинаковой проблемой они не брали). Купил ноутбук, сделал кабель (позже купил блютуз-адаптер) установил программу и начал экспериментировать и наблюдать. Так я выяснил, что сигнал на переключение газомозг дает, проблема в исполнителе (клапан). Заменив разъемы клапана на нормальный изолированный, я решил свою проблему с переключениями. Но уже имея доступ к контролю ГБО - начал копаться дальше и экспериментировать с газовой смесью. Путем проб и ошибок (благо датчик кислорода сразу сообщает о наличии проблем со смесью и даже в каком диапазоне оборотов) за 3 мес. изучения различных сайтов и форумов, и даже приобретением широкополосного датчика кислорода АЕМ, я смог настроить правильную смесь при практически полном совпадении бензиновой и газовой кривой. И теперь у меня потери мощности нет! А потеря появляется при экономии: забедняется газовая смесь, расход уменьшается, но вместе с ним и мощность.

Газ (ГБО) на Киа Рио

При взгляде на растущие цены бензиновых заправок поневоле возникают мысли о возможности хотя бы немного сэкономить на топливе. Одним из решений этой насущной проблемы является установка газобаллонного оборудования – ГБО.

Плюсы и минусы установки газобаллонного оборудования на легковые автомобили

Благодаря техническому прогрессу в настоящее время возможно перевести на газ практически любой легковой автомобиль, работающий на бензиновом двигателе. Можно, конечно, купить новый автомобиль, с уже установленным ГБО. Однако выбор таких автомобилей весьма ограниченный. На новые отечественные машины ГБО не устанавливается, а среди зарубежных – только на отдельные марки, например, на некоторые модели Рено. При этом машины с заранее установленным ГБО стоят на 3-9% дороже, чем обычные автомобили.

Также редко переделывают на газ только что купленные автомашины. Дело в том, что в таком случае теряется возможность гарантийного ремонта. Поэтому ГБО, как правило, ставится на автомобилях, гарантийный срок ремонта которых уже закончился. Тут на первый план выходит экономическая целесообразность переделки автомашины. Специалисты подсчитали, что если машина проезжает в месяц более, чем 1500-2000 км, то расходы на установку ГБО окупятся меньше, чем через год.

Также не совсем выгодно ставить ГБО на малолитражные автомобили, у которых расход бензина и без ГБО незначителен. Конечно, в итоге Вы всё равно выиграете, так как стоимость газа на 1 км дороги примерно на 40% ниже, чем бензина. Но срок окупаемости установки ГБО в таком случае растянется на 2-3 года. Кроме этого само газовое оборудование займёт значительную часть багажника малолитражки.

И совсем невозможна установка ГБО на автомобили с дизельным двигателем.

Что касается КИА РИО, то её технические параметры при условии проезда в месяц более, чем 1500 км, делают установку ГБО с экономической точки зрения весьма рентабельной. Добавьте к этим экономичным выгодам от установки ГБО, также несомненное смягчение режима эксплуатации двигателя. Двигатель, работающий на оборудовании газ-бензин, проедет без капитального ремонта намного дольше, чем обычный бензиновый двигатель.

И, наконец, автомобиль с установленным ГБО более экологичный, чем машина с чисто бензиновым двигателем.


Основные типы ГБО для легковых автомобилей

Общепринято выделение пяти основных типов газобаллонного оборудования или пяти поколений. В настоящее время в России выпускаются установки ГБО четырёх поколений. Однако, производство ГБО первого поколения минимально, а выпуск ГБО второго и третьего поколений из года в год сокращается. В настоящее время на автомобили преимущественно ставят ГБО четвёртого поколения – «ГБО 4», схема работы которого похожа на процесс работы инжекторного бензинового двигателя. Подобно инжектору, где бензиновая смесь пропускается под давлением через форсунки, газ, находящийся в баллоне под давлением, подается через редуктор, который перед подачей в двигатель понижает давление газа до необходимой величины.

Так как в процессе понижения давления тепло поглощается, то газовый редуктор, подключенный к охладительной системе бензинового двигателя, используется для его более эффективного охлаждения. Немаловажно, что в ходе своего функционирования ГБО 4 осуществляет непрерывный контроль качества топливной смеси поступающей в двигатель и значительно уменьшает возможность поломки его клапанно-поршневой группы. При этом динамические характеристики газовой смеси остаются идентичными параметрам обычного бензинового топлива. В то же время система фазированного впуска газа вблизи впускного клапана не даёт смеси воспламениться в области впускного коллектора и создать там эффект хлопка.

Механизм действия ГБО

Не смотря на всё разнообразие моделей газобаллонного оборудования для легкового автомобиля, в их конструкции можно выделить восемь основных механизмов или деталей которые есть во всех их типах:

  • газовый баллон;
  • баллонный вентиль или клапан;
  • устройство для заправки;
  • регулятор давления;
  • газовый фильтр;
  • комплект газовых инжекторов;
  • автоматический блок управления;
  • датчик давления.

Схема работы ГБО следующая:

  • поступление газа из баллона в редуктор.
  • понижение давления газа в редукторе до одной атмосферы.
  • очищение газа от посторонних механических частиц специальным газовым фильтром.
  • подача очищенного газа на газовые инжекторы, которые устанавливаются на каждом цилиндре бензинового двигателя.
  • для регулирования объёма подаваемого газа в сопла газовых инжекторов ввинчиваются специальные вкладыши с различным диаметром в зависимости от мощности двигателя и других эксплуатационных параметров.

Управление работой газобаллонной системы осуществляется специальным блоком управления, который в ГБО 4 является электронным. Блок управления ГБО 4 контролирует время открытия бензиновых форсунок и определяет оптимальный параметры открытия газовых инжекторов, блокируя подачу бензина. Для переключения режимов питания двигателя с бензинового топлива на газ и обратно в салоне автомашины имеется специальная сенсорная кнопка. В ГБО 4 можно одним нажатием этой кнопки переключать режимы питания как вол время движения, так и на холостых оборотах.

Контроль над состоянием газобаллонного оборудования в системе ГБО 4 осуществляется датчиком давления и разрежения (МАП-сенсором). Этот датчик фиксирует величину градиента между давлением газа во впускном коллекторе и давлением газа в инжекторе. Что касается ГБО пятого поколения, то оно пока не получило значительного распространения в России. При всех своих положительных качествах, ГБО 5 из-за высокой чувствительности к загрязнённому газу, а также невозможности ремонта и большой стоимости, для эксплуатации в российских условиях практически не пригодно.

Основные типы ГБО для установки на автомобиль КИА РИО

На машины КИА РИО в настоящее время преимущественно устанавливают итальянское оборудование премиум – класса BRC Plug&Drive и ГБО бизнес-класса BRC 24MY11. Итальянское ГБО BRC Plug&Drive и ГБО бизнес-класса BRC 24MY11 являются последними достижениями известной компании BRC. ГБО фирмы рассчитано на применение газа пропана. Основным новшеством данной системы газобаллонного оборудования является возможность программного обеспечения осуществлять контроль над работой всего двигателя, тем самым обеспечивая наилучшие пропорции газового и бензинового топлива.


В комплект этого ГБО входит пропановый редуктор Genius Max (до 240 кВт), который контролирует необходимую величину и устойчивость давления, а также инновационный блок управления. Блоком управления осуществляется наблюдение и контроль над подаваемым топливом, как газом, так и бензином. Блок управления оснащён новейшей системой диагностики и гармонично взаимодействует с механизмом внутренней диагностики двигателя.

Также ГБО BRC Plug&Drive оборудовано тремя современными датчиками, которые позволяют видеть ясную и полную картину работы двигателя:

  • датчиком температуры и давления;
  • датчиком для измерения дифференциального давления (МАП);
  • датчиком для определения температуры охлаждения жидкости.

ГБО BRC начинает функционировать путём простого нажатия на расположенную в салоне кнопку переключения режима подачи топлива с бензина на газ. Как только происходит переключение на газ, тотчас система ГБО полностью берёт на себя управление подачей топлива, определяя время впрыскивания газа. При этом система ГБО BRC контролирует все режимы двигателя от холостого хода при запуске мотора до самых повышенных нагрузок.

Одновременно с контролем над работой газовых форсунок происходит непрерывное слежение за функционированием работы бензиновых форсунок. Если газ заканчивается, то система обеспечивает своевременный автоматический переход на подачу бензина. Время установки ГБО на автомобиль КИА РИО составляет от одного до двух дней. В стандартный комплект ГБО для КИА РИО входит тороидальный газовый баллон ёмкостью 42 л, который монтируется на месте запасного колеса. На это баллон рекомендуется установить мультиклапан BRC-Euro.

Для подачи газа используются оригинальные итальянские трубки из специального термического пластика. Имеется три основных варианта размещения газового заправочного клапана на автомобиле КИА РИО: люк бензобака, сверху бампера и под бампером. Таким образом, как видим, переоборудование автомашины КИА РИО под газ в настоящее время не представляет больших проблем и осуществляется довольно быстро. При автопробеге свыше 1500-2000 км в месяц установка ГБО на машину окупается в среднем за один год.

Пару слов об эксплуатации автомобиля на метане.

Всё не получилась написать свой отчёт по использованию метана на авто. Изначально всё хотелось по пунктам расписать плюсы и минусы… Но это сделано уже ни раз профессиональными обзорщиками, и высказывали свое профессиональное мнение, даже будучи не имевшие опыт использования авто на метане. Ну да ладно, меньше воды… Ближе к делу.

1. Да, изначально закраился неких страх, на абсолютно новый авто ставить метановое оборудование. Поставила. Не пожалела тогда, не жалею и сейчас.

2. Всё что связано со словом "если".
— а если с движком что случится?! — у людей и без метана с движком чего только не случается.
— а если авария то бабахнет! — поверьте самое последнее что возможно останется от машины целым это как раз то газовый МЕТАНОВЫЙ былон.

3. Я надеюсь заметно что я всегда акцентирую внимание над словом "метан", а не обобщаю словом газ(газовое топливо). Сама лично пропан-бутан не рассматривала, так как не вижу экономической целесообразности её установки, да ещё самый большой минус пропан-бутан это запах в машине, он всегда есть.

4. Я не понимаю почему до сих пор не переводят авто на метан ( я про тех, кто ездит в год от 20 тыс.км и выше, и кто рядом живёт или всегда по пути АГНКС(заправочная станция). Но всё же свои доводы я выскажу по этому поводу
— метан(в основном умники говорят газ) сушит двигатель, так как газ сухой, а бензин смачивает цилиндры 😄. Ага, а ещё земля на трёх китах стоит. В камерах сгорания поступает не жидкий бензин или дизель а топливно-воздушная смесь, так же как и в случае газовоздушной смесью. Вывод ничего там не намачивает и не сушит. Так что весьма и весьма сомнительно данное предположение.
— балон занимает много места. Даже у меня небольшом седане Б класса с балоном в багажнике залезло 2 мешка картошки, 2 полных рюкзака и пакетов 5 вещей. Место более чем достаточно.
— балон очень тяжёлый, согласна весит он килограммов 70, но не ты же тащишь его лично, а лежит себе аккуратно в багажнике. Кстати машина просела на 25-30 мм. Любители и сами — 50 делают, так что моя машина официально занижена 😀

Да много ещё можно писать на эту тему, как будто играю в игру "Купи слона"…

5. Кто против?!
Все те, кто так или иначе связан с жидким видом топлива.

Пример одного моего разговора с наемным, именно наемным работником работающим на грузовике с газомоторным оборудованием.
— Оо вы поставили газ на Рио, и как?
— Отлично! А вы что не рады?
— да там сё не так, сё не то…
— калымить (сливать) не получается?
… А в ответ тишина, и в виде сожаления себя ухмылка…

6. Состояние автомасла в двигателе. На фото всё ясно)).
Заводское масло заменила на 10 тыс.км, так как масло было относительно идеального состояния, то второй раз решила на 25 поменять. И после 15 масло выглядет свежим. 😄 автослесарь не долго меня убеждал что я ошибаюсь, и то что я скорее всего по его словам проехала тыс 5 на этом масле, однозначно не больше.

7. Правильность работы оборудования на процентов 10%зависит от самого оборудования, остальные 90% от установщика и настройщика.

8. Ещё раз хочу сказать о государственном субсидировании. Мне после установки дали 2000 кубов в подарок! А если перевести на 92 бензин по 40.10 руб., то это больше 80000 рублей.

9. Про расход. Ездили Уфа -м7- Казань -м5- Уфа. общая протяженность пути 1100 км, затраты на метан 900 рублей. По трассе 14 кубов хватает на 220-260 км, в городе 180-210

10. Динамика. По ощущениям при температуре от +5 до — 10 идеальное состояние. Даже иногда просматриваю на переключатель — а точно ли на метане еду? Точно)). Летом в жару уменьшение тяги чуть более заметно, + ещё кондер сверху наседает. Ну не разгонюсь я до 100 за 11 секунд, а за 13…

Даже и не помню что ещё хотела написать, остались вопросы, буду рада ответить 😊

Установка ГБО на Киа Рио: реальная экономия на горючем

Ползущие вверх цены на бензин способствуют тому, что владельцы авто всё чаще обращают свой взор в сторону «голубого топлива». Установка ГБО на Киа Рио — актуальный вопрос для тех, у кого машина «рабочая», а не пылится в гараже неделями.

Даже при условии, что транспортное средство не потребляет много бензина, газ на Киа Рио означает существенную выгоду.

Типы ГБО для установки на КИА РИО

Kia Rio считается автомобилем малого класса от корейской компании Kia Motors. В Европе авто с 2000 года. За этот период были выпущены модели с дизельным и двумя бензиновыми двигателями.

Киа Рио 3 поколения считается лидером продаж легковых автомашин в России. Две версии — хэтчбек и седан. В 2015-м году выполнен рестайлинг. Силовые агрегаты и трансмиссия у них одинаковы. Двигатели — 1,4-л. (107 л.с.), 1,6-л. (123 л.с.). Оснащены алюминиевым блоком цилиндров, ГРМ 16 клапанов, распределенной впрысковой системой с электронным управлением. Эти моторы непритязательны к качеству топлива и нормально переносят российские зимы.

Какой тип газового оборудования на Киа Рио подойдёт оптимально?

Рассмотрим все варианты:

  1. Если выбрать первые два поколения ГБО, то автовладелец Киа Рио столкнётся с невозможностью точной дозировки топлива при нагрузках на ДВС.
  2. В 3-ем поколении этого недостатка нет. Однако если установить ГБО на Киа Рио, выявится другой недочёт. Электронный блок на дозаторе не успевает сразу принимать импульс от лямбда-зонда. Такая замедленная реакция не даёт установить полный контроль за расходом топлива.
  3. В 4-й генерации расход газового топлива контролируется электромагнитными форсунками. Данная схема ГБО на Киа Рио 3 поколения 2016 и 2017 года выпуска гарантирует точность дозирования газового горючего при подаче в цилиндры. с жидким впрыском газа и новое 6-е рассматривать нет смысла, так как они дорогостоящие и требуют очень высокого качества топлива. Если бы была возможность установки оборудования последнего поколения, решились бы все вопросы в обслуживании и эксплуатации ГБО. Такая аппаратура избавляет от проблемы старта на морозе, так как пропала необходимость в испарении топлива перед подачей в двигатель. Поддерживаются стандарты Евро-3,4,5.

Опытные мастера рекомендуют устанавливать на Киа Рио ГБО 4-го поколения — надежное, безопасное, экономичное и долговечное. Функция контроля за подачей газового топлива здесь отдана штатному ЭБУ, который принимает импульсы от лямбда-зонда. Электронный мозг ГБО преобразовывает этот сигнал в соответствии с параметрами, которые требуются для эксплуатации двигателя на газу.

Автовладельцу также придётся выбирать между метановым и пропан-бутановым ГБО. Нужно учитывать большой вес баллона с метаном, его габариты и соотнести это с Киа Рио. Если это не пугает, на метановом топливе можно хорошо сэкономить.

Как происходит монтаж ГБО

Процедура по установке газобаллонного оборудования всегда начинается с поиска места для газового резервуара.

Киа Рио — бюджетное авто, и багажник соответствующий. Рекомендована установка тороидального резервуара ёмкостью 42 л. вместо запаски. Сверху можно укрыть ковриком. Практикуется установка резервуара цилиндрической формы сразу за задними сиденьями.

BagajnoeRioBallon

Установка ГБО на Киа Рио поэтапно:

  1. Баллон закрепляется с помощью болтов. Горловиной поворачивают к лючку бензинового бака.
  2. На баллон устанавливают мультиклапан, от которого пойдёт вся разводка.
  3. В лючке бензинового бака машины делают ещё одно отверстие, куда выводят ГЗУ.
  4. Протягивают газовый шланг в сторону подкапотного пространства. Лучше всего это делать параллельно бензиновой магистрали, прикрепив газовый трубопровод к нему скобами. Отверстия следует сразу обрабатывать антикоррозионным покрытием.
  5. Устанавливается редуктор ближе к системе охлаждения и соединяется с помощью трубок и хомутов, в основном с печкой.
  6. Производят подсоединение датчиков и ЭБУ, по инструкции к технической документации, с запиткой от аккумулятора.
  7. Впускной коллектор нужно будет рассверлить для монтажа форсунок.
  8. Выполняют монтаж кнопки переключателя топлива в салоне на передней панели.
  9. Установка газового оборудования на Киа Рио завершается проверкой на протечки. Проводятся регулировка ГБО. Добиваются автоматического перевода на газ при определенной скорости или оборотах ДВС при прогреве транспортного средства.

Установка на Киа Рио ГБО 4 поколения 2017 года выпуска или на модели постарше требует серьёзного вмешательства в топливную систему автомашины и проведения качественной диагностики. Поэтому доверять монтаж следует только мастерам лицензионного автосервиса.

Расход КИА РИО на газе

По официальной версии, у Киа Рио 3 поколения расход топлива седана и хэтчбека практически одинаков. По отзывам автовладельцев, лучшая экономия на горючем у моделей с механикой. Средний расход бензина в городе на 100 км пробега 7,6 л, на трассе 5-6 л.

Riopodkapotomgbo

Эти цифры могут немного отличаться у разных водителей. Большую роль играют техническое состояние авто, манера вождения, величина дисков, нагрузка на автомобиль и качество топлива. Все эти параметры плюс грамотная настройка ГБО на Киа рио 2015 года или более старых моделей влияют и на расход газа. Огромное значение имеет выбор оборудования. Хорошо показывают себя итальянские системы от brc, OMVL, Lovato.

Если всё сделано правильно, то превышение расхода газа по объёму составляет 10-15% от фактического расхода бензина. Таким образом, при расходе на трассе бензина в 5,5 л., газа понадобится 6,3 л. В городском режиме если расход бензина составит 7,6 л., газа уйдёт 8,7 л.

Когда реальный расход топлива не оправдывает ожидания, стоит обратиться к грамотному мастеру, который определить причину. Регулярный уход за техническим состоянием автомашины исключит проблемы с расходованием горючего.

Плюсы и минусы

При переводе Киа Рио на битопливную систему автовладельцы прежде всего руководствуются экономическими показателями. Газ дешевле бензина почти в два раза, и экономия тут явная. Но установка ГБО имеет и достоинства, и недостатки. Прежде чем принимать решение, нужно принять их во внимание.

  1. Газ выбрасывает в атмосферу минимум токсичных выхлопов, он выгорает целиком. Транспортное средство автоматически соответствует нормам Евро 3 и 4.
  2. У автовладельца сохраняется возможность перевода авто обратно на бензин.
  3. В процессе сгорания газа не образуется нагара. В связи с этим значительно продлеваются срок службы свечей зажигания, масло нужно менять реже. А это дополнительная экономия. Газ, поступая в поршневую группу в парообразном состоянии, увеличивает его ресурс.
  4. Высокое октановое число у газа благотворно отражается на состоянии автомашины, это особенно заметно на современных авто иностранного производства.
  5. При наличии двух топливных баков увеличивается межзаправочный пробег авто.
  6. Еще один «побочный» плюс ГБО: когда стоит газобаллонное оборудование, техническому состоянию машины уделяется гораздо больше внимания и мотор реже требует дорогостоящего капитального ремонта.

Преимущества перехода настолько существенны, что автовладельцы устанавливают на новые Киа рио 2017 г. ГБО, и не жалеют об этом.

KiaRio2017

Недостатки при установке ГБО тоже есть, о них лучше знать заранее, перед установкой оборудования.

Минусы при эксплуатации ГБО:

  1. Газовый баллон занимает место в багажном отсеке. Без запасного колеса в любом случае ездить опасно, поэтому придётся пожертвовать пространством багажника.
  2. В машине может присутствовать незначительный запах сгоревшего газа.
  3. Требуются немалые вложения для покупки ГБО и его монтажа, срок окупаемости зависит от интенсивности эксплуатации машины.
  4. Если устанавливать ГБО на машину с нуля, пропадёт гарантия на сервисное обслуживание.
  5. Задние стойки Киа Рио быстрее выходят из строя при постоянной нагрузке от веса газовой ёмкости.

Что касается потери мощности, то многочисленные отзывы обладателей Киа Рио с ГБО свидетельствуют о том, что уменьшения мощности при разгоне машины они не ощутили.

Противники ГБО добавляют к минусам повышенную взрывоопасность. Но это не соответствует действительности. Стенки баллона в 3-4 мм и запорная арматура с предохранительными клапанами сводят на нет вероятность взрыва при своевременном обслуживании и соблюдении простейшей техники безопасности.

Читайте также: