Минорный лад с повышенной 7 ступенью

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Осваиваем три вида минора


В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

lenamarkova

Нас пугали этими страшными словами в ДМШ. Первую часть (заумную) объяснили, а вторую (простую) - нет. А это бы сильно упростило нам жизнь.
Так что рассказываю обе.

Часть первая. Заумная.
1. Ионийский лад - это натуральный мажор.
2. Дорийский лад - натуральный минор с повышенной шестой ступенью, которая называется дорийской секстой.
3. Фригийский лад - натуральный минор с пониженной второй ступенью, которая называется фригийской секундой.
4. Лидийский лад - натуральный мажор с повышенной четвертой ступенью, которая называется лидийской квартой.
5. Миксолидийский лад - натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, которая называется миксолидийской септимой.
6. Эолийский лад - это натуральный минор.
7. Локрийский лад - получается из натурального минора с пониженными второй (фригийская секунда, см. выше) и пятой (локрийская квинта) ступенями.

Звучит жутко, правда? Оказывается, услышать эти лады очень просто.

Часть вторая. Понятная.
Если мы будем нажимать по порядку белые клавиши фортепиано от ноты до, то получим натуральный мажор, он же - ионийский лад (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Теперь то же самое от ноты ре (ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре) - вот вам и дорийский лад.
И так далее:
от ми - фригийский,
от фа - лидийский,
от соль - миксолидийский,
от ля - эолийский,
от си - локрийский.

Каждый из этих ладов имеет самостоятельное значение, и не является производным от ступеней мажора.
И, да, каждый из этих ладов можно построить от любой ноты, но соотношение тонов и полутонов будет такое же, как в вышеприведенных примерах.

  • 1

Ответ на предыдущие комментарии: все это нужно, когда занимаешься настоящим Искусством. Теория бесполезна без практики, а практика - трудна и непонятна без теории, которая обьясняет закономерности и упрощает работу, делая видение картины яснее, четче и системнее.

Сейчас столкнулся с этим второй раз, делая 100% гармонические миксы Trance (которые делают единицы на планете), только на этот раз - с минорным аккордом с пониженной седьмой ступенью.

Alex Wright - Temptation
Это минорный трек в тональности Ля минор (Am) с пониженной седьмой ступенью (Дорийский лад), по сути это ноты обычного Соль мажор (G). А если бы это был Ля МАЖОР (с пониженной седьмой ступенью, то тогда по сути это были бы ноты обычного Ре мажор (D).

Damian Wasse - Crossroads
Ля мажор с пониженной седьмой ступенью (Миксолидийский лад), по сути это ноты обычного Ре мажор, но главной нотой, тоникой, первой ступенью здесь выступает нота Ля, поэтому это не обычный ля мажор и не обычный ре мажор, а Ля мажор с пониженной седьмой ступенью.

Andre Visior & Kay Stone - Something For Your Mind (Giuseppe Ottaviani Remix Edit)
Это Ми минор (Em) с пониженной седьмой ступенью (Дорийский лад), в нем используются ноты Ре мажор.

Lunar 3 - Zonda
Обычный Ми мажор, в нем используются ноты Ми мажор.

Filo & Peri feat. Eric Lumiere - Anthem (Nic Chagall Remix Edit)
Начало трека в Ми мажор с пониженной седьмой ступенью (Миксолидийский лад)

Понимая все это, теперь легко и просто "гулять" между минорными и мажорными тональностями без угрозы для слуха, делая приятные и, главное, незаметные гармонические переходы (хотя моя философия - делать микс строго в 1 тональности, но бывают миксы, где перебираются все 12 обычных мажорных или минорных тональностей по гармоническому кругу)

Спасибо за пост, а то читал другие обьяснения, не понял, хотя с основами нот немного знаком

Минорный лад с повышенной 7 ступенью

Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной теме мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.

Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. В минорной гамме лишь другая последовательность тонов и полутонов.

Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.

Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:

Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).

Минорная гамма называется параллельной, так как она строится на малую терцию (на полтора тона ниже) ниже от тоники мажорной гаммы. Поэтому знаки мажорной гаммы совпадают со знаками параллельного минора.

ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА

В минорном ладу также есть три вида: натуральный, гармонический, мелодический.

НАТУРАЛЬНЫЙ - это вид, в котором ничего не меняется, т.е остаются знаки, построенные по схеме тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ - при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ - при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА

Вы уже знаете, что в гармоническом виде, при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

В результате седьмая ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями образуется «дыра» – интервал в полтора тона.

В этом есть своя прелесть: благодаря этому интервалу гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно, что позволяет легко узнать его на слух.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА

Вспомним, что в мелодическом - при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Проверка:
  1. Определить лад и вид, проставить ступени.

Си минор натуральный

Ля минор гармонический

Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Минорные гаммы

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

  • До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:




На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях

Три вида минора в музыке

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

строение натурального минора

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль. Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

натуральный ля минор и ре минор

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

я на камушке сижу - песня, написанная в натуральном миноре

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

правило повышения седьмой ступени в гармоническом миноре

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

гармонический ля минор и до минор

увеличенные характерные интервалы в гармоническом миноре

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Песня бобыля - гармонический ля минор

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40 :

чередование гармонического и натурального минора в Симфонии № 40 Моцарта

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

мелодический минор - правило

мелодический ля минор и до минор

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

мелодический минор в песне "Подмосковные вечера"

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

три вида минора в музыке

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

гамма ми минор в трех видах

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

гамма соль минор в трех видах

Таблица минорных гамм

Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:

таблица минорных гамм

Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре ключевых знаков два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.

гамма си минор в трех видах

В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.

гамма фа минор в трех видах

На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!

О ладах (часть 1)

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.

Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор — это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность — отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.). Начнём ТТПТТТП с другой ноты — получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.

Мажор так же известен как «ионийский лад», а минор — как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Где обычно встречается:
У инструментальных гитаристов — и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём.
В киномузыке — опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.
Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов. В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы. Дальше смещение в параллельный натуральный минор.

Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.

Миксолидийский лад

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль — G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью.

Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» — это два разных слова, а в английском одно — «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же — third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре — это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».

Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» — она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.

Где обычно встречается:
Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A — Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже — это верный признак миксолидийского звучания.

The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.

The Rembrandts - I'll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.

Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.
Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.

Вообще, я очень рекомендую как-нибудь взять и построить трезвучия от всех семи ступеней во всех семи ладах. Тогда вы лучше их поймёте и овладеете ещё одним способом их узнавания. Я проделаю это с дорийским ладом, а дальше вы уж сами.

1. Аккорд 1-й ступени состоит из 1, 3 и 5 ступеней: Ля, До, Ми (ля-минор).
2. Аккорд 2-й ступени состоит их 2, 4 и 6 ступеней (ну и так далее). Си, Ре, Фа-диез (Си-минор). В натуральном миноре было бы Си, Ре, Фа (си уменьшенный).
3. До, Ми, Соль (до мажор).
4. Ре, Фа-диез, Ля (ре мажор). В натуральном миноре был бы Ре минор. По этому аккорду чаще всего и узнаются дорийские мотивы. Слышим минор с мажорной субдоминантой — ага, вот оно!
5. Ми, Соль, Си (ми минор).
6. Фа-диез, Ля, До (фа-диез уменьшенный). В натуральном миноре тут был бы Фа-мажор.
7. Соль, Си, Ре (соль-мажор)

Примеры:
Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.

Ocarina of Time. Короткая мелодия в древнеанглийском стиле. Звучит очень по средневековому. Отметим, что здесь, как и в Scarborough Fair, повышенная «дорийская» шестая ступень появляется всего в одном месте.

Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).

Chic — le freak. Классический фанковый пример.

Shocking Blue — Venus (куплет). В мелодии нет «дорийской шестой», но она есть в аккордах. Попробуйте сыграть Em Am вместо Em A и ощущите разницу между натуральным минором и дорийским.

Кино «Пачка Сигарет». Внезапно чистейший дорийский лад.

Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.

Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью

Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу :)

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие). Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й. А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.
Примеры:
Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).

На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор — в миксолидийском, и так далее. ».
Это неправильный ход мыслей.
Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас — это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.
Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад — это не только набор нот. Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями. Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

Минорный лад с повышенной 7 ступенью

Гармонический и мелодический виды минора


Для гармонического вида минорного лада характерно введение ладовой альтерации, повышающей VII ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее восходящее тяготение к тонике. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда гаммы меняется: в нем на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды (что весьма типично именно для гармонического вида лада) и одновременно возникает, как и в одноименном мажоре, напряженный восходящий вводный тон (ради чего, собственно, и производится эта альтерация), которого не было в натуральном миноре.

Итак, минорный лад с повышенной VII ступенью называется гармоническим минором.

Каждый из тетрахордов имеет здесь свою внутреннюю симметрию, компоненты которой расположены в них противоположным образом: так, в нижнем тетрахорде в середине находится меньший интервал, а по краям — большие, а в верхнем — наоборот.

Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степень яркости звучания и напряженность гармоний доминантовой функции. Именно это обстоятельство и привело к тому, что гармонический минор получил весьма широкое распространение и практически стал основным видом минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.

При восходящем (или нисходящем) поступенном движении мелодии по звукам верхнего тетрахорда гаммы в гармоническом ми норе образуется трудноинтонируемый полуторатоновый разрыв между соседними VI и VII повышенной ступенями лада, нарушающий плавность общего движения. Вероятно, именно поэтому данный вид минорного лада, окончательно утвердившийся в XIX веке стал более типичен для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что, собственно, получило отражение и в самом его названии.

Впервые теоретическое обоснование гармонической минорной гаммы было сделано в 1766 г. немецким музыкантом Г. Лингке.

Для музыки с преобладанием линеарного движения (и прежде всего одноголосной) более характерным является (наряду с натуральным) еще один вид минорного лада, структура которого хотя и содержит в себе напряженный восходящий вводный тон, однако в целом звучит мягче и не нарушает поступенности мелодического движения (как это имеет место в гармоническом миноре), потому что одновременно с повышением VII ступени повышается (тоже на полтона) и VI ступень лада.

Такой звукоряд впервые был описан и, тем самым, «узаконен» теоретически и введен в творческую практику французским композитором Ж. Рамо (1683—1764) еще в 1722 году.

Характерной особенностью этого вида минора является ослабление нисходящего тяготения повышенной VI ступени к V ступени лада, которое теперь, скорее всего, оказывается направленным вверх — через VII повышенную ступень — к тонике.

Происхождение свое мелодический минор, по-видимому, ведет от дорийского лада, отличающегося от натурального минора высокой VI ступенью и игравшего важную роль в старинной музыке. Повышение в нем VII ступени и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобно тому как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому его виду.

Итак, минорный ладе повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим минором.

Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся одинаково (то есть с теми же ладовыми альтерациями), как в восходящем, так и в нисходящем порядке.

При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки. Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.

Объединение всех трех видов минорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный минор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (повышенных) VI и VII ступеней будет девятизвучным

Лады народной музыки для современного музыканта

Многие современные музыканты используют в своей деятельности лады народной музыки и даже не догадываются об этом. Разбираемся вместе в различных ладах и тонкостях их изучения.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Музыкальный лад — это, по сути, связь звуков. В музыке их существует множество. Мы же детально расскажем о натуральных ладах — ладах народной музыки.

Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне понравилась фраза: «все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что это значит?

Все лады, сыгранные в одной диатонической гамме, – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. Это напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одних и тех же нот, но начинаются с разных звуков.

Названия ладов пришли к нам из Греции и немного изменялись с течением времени. Мы же ориентируемся на современные варианты — именно они и используются активнее всего.

Ионийский лад

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО состоит из известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без альтераций в виде диезов или бемолей.

Ионийский ЛЯ имеет альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский расположен по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» – примеры простых мелодий, написанных с использованием этого лада.

Мои попытки импровизации на первых этапах игры на гитаре начинались именно с этого лада. Познакомиться с этим ладом можно очень просто: найдите сборники по сольфеджио для музыкальной школы, откройте раздел о натуральном мажоре и поиграйте или спойте все мелодии. В учебнике по джазовой импровизации Манилова и Молоткова рекомендуют: всё, что вы играете на инструменте, сначала нужно пропеть. Имеется в виду не академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией, а внятное в римтически-звуковысотном смысле пропевание нот с их названием (сольмизация) или просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт).

Это очень важно, ведь у каждого лада есть характерное звучание. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев мелодии, написанные в этом ладу, вы получите глубокое понимание лада. Это важнее, чем сухое знание строения и корректной аппликатуры при игре. Ощущение лада даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации.

Как я уже писал в своей статье об основах импровизации, очень важно играть ритмично, а точнее, ритмизированно.

Если вы инструменталист, то, узнав формулу лада, спев его и мелодии, разучите одну-две типовые аппликатурные модели лада для вашего инструмента. Дальше используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. Попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из знакомых вам ритмических шаблонов. Поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время, вы почувствуете звучание лада и сможете освоить его полностью.

Дорийский Лад (DORIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

С ноты ре и до следующей ноты ре, двигаясь только по белым клавишам, расположен дорийский лад (дорийский минор). Он состоит из нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула лада: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.

С фонической точки зрения, у этого лада минорный колорит с мажорным оттенком. Если сыграть его как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а мягким. В дорийском ладу написана известная мелодия «APACHE» группы The Shadows и соло в песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – ее можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.

Дорийский лад можно отнести к «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры, аранжировщики и джазовые музыканты. Импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры на лаундж-вечеринках, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте и определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.

Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

С ноты ми и до ноты ми, по белым клавишам фортепиано, расположен фригийский лад. Его иногда называют фригийским минором из-за минорной терции или «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Он состоит из таких нот – ми фа соль ля си до ре ми. Его формула: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.

В отличие от дорийского лада, фригийский мрачнее натурального минора. Этот лад подходит для создания печального звучания. Во фригийском ладу написана, «Песнь Варлаама» Мусоргского. Этот лад часто используется в металлических направлениях из-за своего колорита.

Поэкспериментировав с этим звукорядом, вы сможете составить личное представление о фонизме, характере, ауре и образе лада и решите, где и когда вам его применять. Сравнивая дорийский и фригийский лады можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.

Лидийский Лад (LYDIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, состоит из нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула лада – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.

Первые три ноты расположены друг от друга на расстоянии тона, что немного роднит лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад звучит просторно и широко. Он ещё более мажорный натурального мажора. Этот лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Экспозиция его «Flying in a blue dream» состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Этот лад также можно отнести к «модным» ладам. Он не был в ходу ни в венской классике, ни у композиторов-романтиков. Я бы отнёс его к звукорядам, подходящим большим сценическим концертам.

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.

Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.

Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.

Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Один из основных ладов, натуральный минор. По белым клавишам состоит из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада: тон полтона тон тон полтона тон тон.

Несмотря на «минорность» лада, он звучит достаточно мягко и лирично. Для создания трагического настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты – например, гармонический или дважды гармонический.

В натуральном миноре написано много народных песен — известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Стоит упомянуть и мелодию «Greensleeves», которая существует в двух вариантах – с альтерациями и без. К слову, большая часть песен группы «Кино» написана Виктором Цоем именно в эолийском ладу.

Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Локрийский лад — один из самых редко используемых в популярной музыке, но часто встречающийся в стилях металлической сцены. Нотный состав по белым клавишам: си до ре ми фа соль ля. Формула лада: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.

Этот лад используют редко, ведь на первой ступени звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Тональность будет непонятной, и неподготовленному слушателю такое звучание покажется странным. Однако большое количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал строится именно на этой последовательности нот. Из всех «минорных» ладов у этого — самый мрачный колорит. Я обращаюсь к такому звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто, но риффов есть много.

Мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – до ионийский, ре дорийский и т.д. Конечно, каждый из этих ладов может быть построен от любой ноты. Грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, например, ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п.

Для этого есть два пути. Первый — использование тоновой формулы, о которой мы говорили в каждом из пунктов.

Второй подход немного другой. Все эти лады можно разделить на две категории – мажорные и минорные. Хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором.

Ниже приводим подсказку: дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью; фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.

Отличный способ запоминания колорита ладов — их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвенсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты. Для простоты введите её восьмыми нотами. Во время звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Несмотря на неизменность аккомпанемента, звуковая картина будет получаться разной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов. Экспериментируя, пропевая все, что вы играете, вы постепенно сформируете четкое представление о каждом из ладов.

Множество музыкантов, особенно гитаристов, ограничиваются буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание даже небольшого количества ладов станет толчком к развитию и круто прокачает ваши музыкальные навыки, так что не стоит ограничивать себя. Вовсе наоборот — дайте себе простор для развития, изучайте и используйте разные лады и совсем скоро вы увидите, как сильно эти знания могут повлиять на ваше звучание.

Читайте также: