Нива проблема с проводкой

Обновлено: 05.07.2024

Нынешняя Нива: Какие проблемы с электрикой?

Наиболее полный ответ на замечания в Отчете готовится в объеме модернизации (вводится новая система коммутации с "нормальным" размещением новых предохранителей и реле), сейчас стоит вопрос насколько целесообразно идти на "полумеру" и "втащить" только предохранители (срок жизни этого решения может оказаться меньше года). То, что электрообрудование Нивы пора привести к современному уровню, вроде, уже никто не оспаривает.

Пока срок запуска модернизации не раскрывается (хотя дата уже определена), исходя из нашей текущей ситуации эти опасения вполне понятны. Вот и лавируем меж двух "сосен" :(. С одной стороны надо отрабатывать полный объем изменений, а с другой - запускать параллельный процесс, который решает только одну проблему на какой-то "не очень длительный срок".

Рекомендации по предохранителям для текущих комплектаций автомобиля 21214.
АВТОВАЗом одобрены три поставщика предохранителей:
1. ОАО "АВАР" (завод "Автоэлектроарматура") г. Псков.
2. ОАО "ЛЭТЗ" - Лысковский электротехнический завод, г. Лысково Нижегородской области.
3. ООО "Точмаш-Авто", г. Владимир.
Для защиты от контрафакта рекомендуется приобретать предохранители в фирменной сервисной сети "АВТОВАЗ.

Рекомендации по электрооборудованию для владельцев текущих комплектаций.
1. Обслуживание предохранителей при эксплуатации. В случаях обнаружения ухудшения контактов в предохранителях (большой нагрев, частое перегорание и тп) рекомендуется снять предохранитель, проверить (обеспечить) отсутствие нагара в зоне контакта и подогнуть нижнюю лапку контактной группы. Следует обратить внимание, что при длительных сроках эксплуатации автомобиля возможно естественное ухудшение работы контактных групп в блоке предохранителей.
2. В случае подключения к бортовой сети автомобиля дополнительного оборудования с высоким энерго потреблением (таких как обогрев сидений, электролебедки, силовые дополнительные электророзетки, электростеклоподъемники и т.п.) рекомендуется использовать отдельные дополнительные жгуты проводов со своими силовыми предохранителями.

Долой проблему в электрике ВАЗ 2121

На праздниках удалось позаниматься своим джипом, а именно решить проблему, которая наблюдается у НИВ старого образца, ВАЗ 2121. Проблема касается электрики. Дело в том, что плюсовые провода уходят в "косу" не сразу из "+"-клеммы, а через фишку. Эта фишка просто-напросто соединяет 4 провода воедино. Т.е. один провод соединяет фишку с плюсовой клеммой, а остальные через эту фишку питаются.

Чтобы было понятнее прикладываю вырезку из схемы ВАЗ 2121, та самая фишка находится в центре картинки, обозначена жёлтым цветом:

Вырезал из этой схемы, чтобы стало совсем понятно:

Данное соединение совсем не надёжное, были случаи у меня и у предыдущего владельца, когда контакт пропадал и машина вставала… Контакт может пропасть как из-за окисления, так и из-за банального отсоединения…

Проблему решил блоком придохранителей от Газели — БПР-4.10, соединения в которой осуществляются с помощью гаек. Т.е. нужно обжать провода медными клеммами, накинуть на шпильки и затянуть гайки. Таким образом, контакт никогда не пропадёт!

Данный блок позволяет не просто делать отличные соединения, но и позволяет предохранять от КЗ, т.к. в нём имеются предохранители на 125А, 90А, 40А и 30А, что огромный плюс к защите от возгорания!

Как сказал выше, чтобы подключиться к данному блоку нужно использовать медные клеммы:
1) S25-8 — 3 шт.
2) S10-8 — 4 шт.

25ые нужны на плюсой провод и на провод стартера.
10ые на остальные провода, идущие в косу и к блоку предохранителей, который в салоне.

Провод стартера нужно подключить "на прямую" не через предохранители, а то даже 125ый предохранитель будет выгорать!

Через 125ый предохранитель подключил генератор, 90ый вообще убрал и взял из запасных 40ой. К 40вым и 30ому поключил остальные провода, особо не заморачиваясь номиналом, т.к. они все проходят через салонный блок предохранителей. Таким образом данный блок позволяет избежать КЗ в подкапотном пространстве.

Схема электропроводки Шевроле Нива: доступно о сложном

Схема электрооборудования на отечественных внедорожниках Нива Шевроле включает в себя множество различных устройств и элементов, предназначенных для выполнения тех или иных задач. Как и любая другая система, электроцепь всегда должна быть в рабочем состоянии. Подробнее о схеме, неисправностях, а также профилактике электроцепи вы сможете узнать из этой статьи.

Что входит в электросхему?

Схема оборудования внедорожника Нива Шевроле

Назначение устройств и компонентов схемы

Назначение оборудования и компонентов системы

Схема электрооборудования Шевроле Нива 2123 включает в себя следующие системы:

  • зажигания;
  • электросхема проводки соединений силового агрегата;
  • контрольный щиток или панель приборов;
  • передних и задних дверей;
  • оптики.

Распространенные неисправности

Если с описанием все понятно, то поговорим о поломках. Неисправностей электрической схемы может быть множество. Но все они делятся на несколько групп. Если, к примеру, вы сомневаетесь в работоспособности свечей зажигания, а сами СЗ, как выяснилось в результате проверки, работоспособны, то нужно проверить высоковольтные провода. Поломки в работе того или иного оборудования могут быть обусловлены выходом из строя самого устройства, неправильно работой АКБ или генератора.

Начнем с аккумулятора, его типичные неисправности:

  • возникновение замыкания между электродами конструкции;
  • пластины конструкции были повреждены;
  • на корпусе батареи образовались трещины;
  • клеммы АКБ закислились (автор видео — Борис Анисимов).

Все это может привести к разряду аккумулятора. Что касается причин, то если свой ресурс АКБ еще не отработала, то вероятнее всего, они заключаются в нарушении правил использования, а также производственных дефектах.

Для правильного использования батареи необходимо учесть несколько правил:

  • система электропроводки должна функционировать только с рабочим генераторным узлом, в противном случае АКБ будет перезаряжена или разряжена;
  • разрушению и закислению контактов способствует плохой контакт на клемме конструкции;
  • глубокий разряд устройства может быть обусловлен частыми пусками силового агрегата или попыткой его завести длительной работой стартера;
  • кроме того, ресурс эксплуатации прибора может быть снижен из-за его плохой фиксации в подкапотном пространстве.

В среднем ресурс эксплуатации АКБ составляет около 3-4 лет. Но срок службы может быть снижен в результате интенсивного использования, а также использования АКБ в жестких условиях. В любом случае, последствие у всех поломок только одно — АКБ не сможет прокручивать стартерный механизм и обеспечить электрооборудование транспортного средства током. Если АКБ работает нормально, то, возможно, причина проблемы заключается в генераторном узле.

Поскольку сама по себе его конструкция более сложная, поломок у генератора также больше:

  • поломка токосъемных щеток;
  • выход из строя реле регулятора;
  • поломка диодного моста;
  • выход из строя токосъемных колец (их износ);
  • поломка подшипникового элемента;
  • проблемы в работе шкива, обусловленные повреждением его зубьев или износом;
  • в статорной обмотке произошло замыкание;
  • могут быть повреждены кабели зарядной цепи (автор видео — Шеви Нива ремонт).

Если причиной проблемы является подшипник, то генератор в целом будет работать значительно громче. Что касается других поломок, то их можно проверить по низкому уровню напряжения. На контрольном щитке начнет гореть соответствующий индикатор.

Ремонт устройства может быть произведен своими руками, поскольку конструкция почти во всех генераторах одинаковая, процедура ремонта в целом универсальна. В этой статье она описана на примере автомобиля ВАЗ 2114. Если вы ни разу не сталкивались с такой задачей, то лучше обратитесь за помощью к квалифицированному электрику.

Меры профилактики

Вариантов профилактики у автовладельцев на самом деле не так много:

  1. В первую очередь, всегда используйте более качественное оборудование и устройства. Будь то обычные лампочки или аккумулятор с генератором. Чем ниже качество оборудования, тем меньшим будет его ресурс эксплуатации и тем больше проблем оно принесет автовладельцу. Собранные из некачественных элементов генераторные узлы чаще выходят из строя, то же самое касается и других устройств.
  2. При обнаружении проблем вовремя решайте их. Если, к примеру, вы заметили, что на приборной панели горит световой индикатор, необходимо как можно быстрее определить причину и избавиться от нее, а не эксплуатировать машину дальше. То же самое касается замыканий или скачков напряжения в системе.
  3. Используйте только качественные предохранители.
  4. Помните о том, что все компоненты электросхемы должны быть тщательно загерметизированы — на них не должна воздействовать окружающая среда и другие внешние факторы.
  5. Чтобы АКБ служил дольше, нужно делать ему ТО хотя бы 2 раза в год.

Видео «Как демонтировать накладку консоли»

Если вы решите ремонтировать приборную панель, то вам полезно будет узнать, как снять накладку контрольного щитка в Ниве Шевроле (автор — канал Иг К).

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Отсутствие зарядки или некачественная зарядка аккумулятора – довольно распространенная неисправность, особенно на отечественных машинах. Результат: аварийное «прикуривание», постоянное использование пуско-зарядного устройства и, наконец, выход из строя практически новой батареи. В этой статье мы самостоятельно выясним, почему может пропасть зарядка на Ниве, и попробуем своими силами устранить проблему.

Как проверить, идет ли зарядка аккумулятора

Прежде чем искать неисправность в цепи заряда, необходимо выяснить, действительно ли эта самая недозарядка есть. Ведь проблема может быть:

  • в цепях индикации заряда;
  • в неисправном аккумуляторе.

Полезно! Для проверки используем вольтметр постоянного тока с пределом измерения 20 В или мультиметр (тестер). Подойдет как стрелочный, так и цифровой прибор. Точности обоих вполне будет достаточно.

Подключаем вольтметр или мультиметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения на предел не ниже 20 В. Запускаем двигатель и поднимаем его обороты до 1 000 в минуту. Если вольтметр покажет напряжение в диапазоне 13.5-14.2 В, то зарядные цепи в порядке. Виной всему элементы индикации зарядки, вводящие нас в заблуждение, или аккумулятор.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Если напряжение выше положенного, то идет перезаряд, и опасности подвергаются как сама АКБ, так и электрические бортовые системы. Но о перезаряде мы сегодня говорить не будем, поскольку тема этой статьи – отсутствие заряда. Вот если напряжение ниже 13.5 В, то это наша проблема, ею мы и займемся.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Схема цепи заряда и типовые проблемы

Прежде чем выяснять, почему пропала зарядка на Ниве ВАЗ 2121, 21213, 21214 инжектор, 2131 и 2123 (она же LADA Niva и Нива Шевроле), разберемся с принципиальными схемами цепи зарядки этих моделей и принципом их работы. Иначе придется искать методом «тыка», а это плохой метод.

ВАЗ 2121

Начнем с самых старших, поскольку возраст надо уважать. Взглянем на схему ниже.

Электрическая схема Нивы

На схеме цифрами обозначены:

  1. – аккумуляторная батарея;
  2. – генератор со встроенным выпрямительным мостом;
  3. – реле-регулятор;
  4. – выключатель (замок) зажигания;
  5. – предохранители в монтажном блоке;
  6. – контрольная лампа отсутствия зарядки;
  7. – реле контрольной лампы.

При включении замка зажигания напряжение с аккумуляторной батареи через предохранитель и нормально замкнутые контакты реле-регулятора напряжения поступает на обмотку возбуждения генератора. Реле-регулятор пока не срабатывает, поскольку напряжение в бортовой сети ниже нормы для зарядки. Одновременно с этим через второй предохранитель это же напряжение подается на узел контроля зарядки АКБ, собранный на электромагнитном реле с нормально замкнутыми контактами.

Поскольку генератор пока ничего не вырабатывает, на его средней точке соединения обмоток ничего нет – все диоды выпрямителя заперты, она как бы висит в воздухе. В результате реле узла контроля тоже не срабатывает и лампа «нет зарядки» горит.

Теперь мы запускаем двигатель, генератор начинает вырабатывать напряжение, которое выпрямляется, заряжает АКБ и питает бортовую сеть. В это время в точке соединения обмоток, являющейся, по сути, нулевым проводом, устанавливается низкий потенциал относительно плюсового провода бортовой сети. Реле срабатывает и гасит контрольную лампу.

За уровнем напряжения с генератора следит реле-регулятор. Как только оно превысит критическое (14.2 В), сработает реле, его контакты разомкнутся и на обмотку возбуждения будет поступать пониженное напряжение, а значит, снизится и напряжение в бортовой сети. Станет ниже нормы (13.5 В), реле опять отпустит, и процесс повторится.

ВАЗ 21213, 21214, 2131, 2123

Теперь поговорим о других модификациях Нивы. Все четыре оставшиеся модификации автомобиля имеют одинаковую схему зарядки, изображенную на рисунке ниже.

Электрическая схема зарядки Нива Шевроле

На схеме цифрами обозначены:

  1. – аккумуляторная батарея;
  2. – генератор со встроенным выпрямителем и реле-регулятором;
  3. – комбинация приборов;
  4. – резистор;
  5. – диодный ключ;
  6. – контрольная лампа отсутствия зарядки;
  7. – предохранитель в монтажном блоке;
  8. – реле зажигания;
  9. – замок зажигания.

Схемы очень похожи, но различия все же есть. При включении зажигания напряжение с АКБ подается на реле зажигания, и оно срабатывает. Это же напряжение через нормально замкнутые контакты реле поступает на узел контроля зарядки и с него на реле-регулятор как начальное подмагничивание обмотки возбуждения. Дополнительно 12 В с АКБ подается на тот же реле-регулятор, встроенный в генератор. При этом лампа контроля зарядки горит, поскольку второй ее вывод через открытый диод и сопротивление небольшого (51 Ом) сопротивления соединен с массой.

Запускаем двигатель, генератор вращается. Созданное им напряжение через развязывающие дополнительные диоды (слева по схеме) поступает на управляющий вывод реле-регулятора. Ориентируясь на это напряжение, реле-регулятор управляет генератором, изменяя величину тока в обмотке возбуждения в ту или иную сторону таким образом, чтобы напряжение в бортовой сети оставалось на необходимом уровне.

Важно! Это же напряжение подается на катод диода контроля зарядки. Он запирается, и лампочка гаснет.

Ну а теперь поговорим о типовых неисправностях цепей зарядки и начнем, конечно, с ложной тревоги, которую может поднять лампа контроля зарядки.

Контрольная лампа

В ВАЗ 2121 причин ненамного больше:

  • неисправно реле контрольной лампы;
  • не подается напряжение (минусовое) с генератора на реле контроля.

Снимаем реле, подаем на его обмотку 12 В с АКБ и проверяем, срабатывает ли оно и отключаются ли контакты. Ну а проблемы с отсутствием минусового напряжения – все тот же обрыв провода, идущий от генератора к реле, или плохой контакт в колодках этой цепи. Вызваниваем, чистим клеммы.

Растянулся или оборвался ремень

Ремень привода генератора и водяной помпы от вала двигателя рвется не особо часто, а вот растягивается регулярно. В результате он начинает проскальзывать на шкивах, генератор, особенно под нагрузкой (дальний свет плюс кондиционер и т. д.), не развивает нужных оборотов, и напряжение на его выходе падает. В результате АКБ недозаряжается, а может даже разряжаться, помогая «обессиленному» генератору и подпитывая бортовую сеть своей энергией.

Плохое натяжение ремня характеризуется падением напряжения бортовой сети и своеобразным свистом при резком увеличении оборотов, особенно в сырую погоду. Лечится проблема довольно просто. Находим болт крепления генератора на натяжной планке. Ослабляем его, при помощи монтировки сдвигаем генератор до нормального натяжения ремня и затягиваем болт.

Болт, фиксирующий генератор на Ниве

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Проводка и соединения

Одно из самых слабых мест в схеме питания Нивы (да и любого другого автомобиля) – соединение силового провода с генератором. Устройство расположено низко и практически не защищено от воды и грязи. Даже если это соединение выглядит нормальным, имеет смысл его разобрать и осмотреть место контакта. Разбираем, осматриваем, при необходимости зачищаем, наносим токопроводящую смазку, собираем.

Наконечники силовых проводов

Следующее слабое место – соединение минусового провода АКБ с двигателем. Расположено оно не в самом удачном месте и постоянно в грязи. В результате соединение окисляется и хороший контакт пропадает. Делаем то же самое: разбираем, чистим, собираем.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Стоит также осмотреть наконечники на клеммах аккумуляторной батареи. Они могут быть окислены (белый налет) или болтаться. Чистим, наносим токопроводящую смазку, затягиваем.

Наконечник на клемме

В остальном же проводка и соединения на Нивах ведут себя вполне корректно, но это не значит, что все это будет стоять вечно. Не ленимся, осматриваем соединения, провода. При необходимости прозваниваем.

Проблемы с генератором

На заметку! Нередко отказ щеток происходит с ходу без всяких миганий. Вчера все работало, сегодня генератор «не дышит».

На ВАЗ 2121 блок щеток крепится к генератору одним винтом и подключается к реле-регулятору при помощи ножевых клемм, состояние которых тоже очень желательно проверить.

Блок щеток генератора Нива

реле регулятор

Снимаем заднюю крышку генератора. Отсоединяем провода от щеток (ВАЗ 2121) и «шоколадки» (остальные модели) вынимаем блок и оцениваем состояние щеток. Они не должны быть подгоревшими, выкрошенными по краям и выступать из корпуса меньше, чем на 5 мм. Если что-то не в порядке – меняем.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Следующая проблема – износ контактных колец ротора генератора. Такой болезнью страдают довольно «взрослые» автомобили. Снимаем заднюю крышку с генератора и внимательно осматриваем кольца.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Если они в плохом состоянии, то меняем. Как заменить блок контактных колец, можно посмотреть на видео, размещенном ниже.

Замена блока контактных колец ротора генератора Нива

Следующая неисправность – выход из строя выпрямительных или дополнительных диодов. Для того чтобы их проверить, придется отключить все обмотки статора. Они соединяются с диодами при помощи наконечников под винт.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Отворачиваем, снимаем, прозваниваем каждый диод мультиметром, установленным в режим проверки диодов. В прямом включении прибор должен показать несколько сот Ом, в обратном – бесконечно большое сопротивление. Если это не так, меняем диоды. Поскольку полупроводники запрессованы в металлические пластины в виде двойной подковы, являющиеся радиаторами и токопроводами, то придется менять всю группу диодов вместе с «подковой». Дополнительные диоды можно менять по одному при помощи паяльника.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Ну и последняя неисправность – обрыв или пробой обмоток статора или ротора. Снимаем щетки, отключаем обмотки и прозваниваем их омметром на предмет обрыва и замыкания на корпус. Кроме обрыва и замыкания на корпус, возможно межвитковое замыкание. Без специального оборудования обнаружить короткозамкнутый виток невозможно, поэтому придется ограничиться только оценкой сопротивления и отсутствием связи с корпусом генератора.

На видео, размещенном ниже, можно посмотреть, как производится проверка обмотки возбуждения при помощи звуковой прозвонки.

Прозвонка обмотки возбуждения генератора

Реле-регулятор

Поломка реле-регулятора – нечастое явление, но тем не менее оно встречается чаще, чем выход из строя диодного моста. Особенно если регулятор механический (ВАЗ 2121). При такой неисправности генератор может вообще не давать зарядку, а может выдавать очень высокое (до 16 В), что чревато серьезными последствиями: аккумулятор кипит, бортовые системы горят.

Как было отмечено выше, на Ниве ВАЗ 2121 регулятор расположен в моторном отсеке отдельно от генератора. Найти его несложно – такую коробочку ни с чем не спутаешь, и расположена она практически на виду.

Реле-регулятор Нивы

В остальных модификациях автомобиля Нива регулятор собран в один блок со щетками и расположен внутри генератора – об этом мы говорили совсем недавно (см. фото в разделе «Проблемы с генератором»). Можно ли как-нибудь проверить исправность этого узла, прежде чем тратиться на новый? Конечно, но для этого реле придется демонтировать. Еще нам понадобится 2 источника питания постоянного тока напряжением 12 В и 15-18 В.

В роли первого может выступать автомобильный аккумулятор, а второй можно легко собрать из той же автомобильной АКБ, подключив последовательно с ней дополнительный источник напряжением 3-5 В. Это может быть зарядное от мобильника, несколько пальчиковых батареек, соединенных последовательно, и т. д. Если у нас БП ноутбука на 19 В, то он подойдет как самостоятельный источник.

Еще нам понадобится автомобильная лампочка мощностью несколько ватт. К примеру, лампа габаритного света или указателя поворотов. Для проверки реле ВАЗ 2121 собираем следующую схему:

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Методика проверки следующая. Подаем на реле 12 В. Лампа должна загореться. Увеличиваем напряжение до 15-18 В – лампа погаснет. Если она не загорается вообще, то транзисторный ключ регулятора в обрыве. Если горит при обоих напряжениях, то ключ пробит. В любом случае реле придется заменить. Методика проверки реле для остальных моделей Нива точно такая же, а схема подключения источника питания и лампы приведена ниже.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Вот мы и разобрали возможные причины, по которым на нашей ВАЗ 2121 (21213, 21214, 2131, 2123) нет зарядки. Теперь мы сможем решить подобную проблему самостоятельно. В этом нет ничего сложного.

Спасибо, помогло! 14



Нет зарядки на Газели Бизнес — типовые неисправности


Проблемы с зарядкой аккумулятора и генератором на ВАЗ 2106-2107 — лампа горит, но зарядка есть

Ремонт и замена проводки на ваз (lada) 2121 (4х4)

В первую очередь изменения коснулись системы управления двигателем и контрольных приборов. В частности:

  1. Схема проводки на Нива 21213 получила дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения микроконтроллера и датчиков;
  2. На модели Нива последних лет выпуска устанавливается боле совершенный силовой агрегат с индексом ВАЗ-21214. У него вместо карбюратора устанавливается топливная рамка с форсунками от компании GM. Цена автомобиля с впрыском из-за этого возросла;
  3. Изменилась панель приборов – дизайн позаимствован у модели ВАЗ 2108.


Система зажигания

На двигателе ВАЗ 21213 применяется бесконтактная система зажигания, состоящая из:

  1. датчика-распределителя зажигания (маркировка 3810.3706). Он отвечает за создание управляющих импульсов, подаваемых на электронный коммутатор;
  2. коммутатора (маркировка модели – 3620.3734) в климатическом исполнении У2.1 (соответствует ГОСТ 15150);
  3. катушки зажигания (маркировка 27.3705).


Панель приборов

На автомобиле появилась видоизмененная панель приборов. В частности, вместо вольтметра производитель установил лампу низкого разряда АКБ (на схеме под №12).


Электрооборудование автомобиля ВАЗ 21214


Обозначения на схеме

1. Левый передний фонарь. 2. Фары. 3. Датчик температуры охлаждающей жидкости. 4. Звуковой сигнал. 5. Датчик положения дроссельной заслонки. 6. Датчик массового расхода воздуха. 7. Электромагнитный клапан продувки адсорбера. 8. Форсунки. 9. Правый передний фонарь. 10. Боковые указатели поворота. 11. Аккумуляторная батарея. 12. Электродвигатель отопителя. 13. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя. 14. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.15. Реле очистителя ветрового стекла. 16. Стартер 21214. 17. Электродвигатель очистителя ветрового стекла.18. Генератор ВАЗ-21214. 19. Электродвигатель смывателя ветрового стекла.20. Модуль зажигания. 21. Свечи зажигания.22. Контроллер. 23. Регулятор холостого хода. 24. Индикатор состояния АПС. 25. Датчик указателя температуры.26. Датчик контрольной лампы давления масла. 27. Штепсельная розетка для переносной лампы(*). 28. Выключатель контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 29. Колодка диагностики. 30. Реле включения обогрева заднего стекла. 31. Реле включения дальнего света фар. 32. Реле включения ближнего света фар. 33. Электробензонасос с датчиком уровня топлива. 34. Реле включения стартера. 35. Дополнительный блок предохранителей.36. Основной блок предохранителей. 37. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. 38. Выключатель света заднего хода. 39. Выключатель стоп-сигнала. 40. Прикуриватель ВАЗ-21214. 41. Переключатель наружного освещения.42. Лампы подсветки рычагов управления отопителем. 43. Выключатель заднего противотуманного света. 44. Выключатель обогрева заднего стекла. 45. Переключатель электродвигателя отопителя. 46. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла. 47. Выключатель аварийной сигнализации. 48. Выключатель зажигания. 49. Выключатель освещения приборов. 50. Переключатель очистителя ветрового стекла. 51. Выключатель омывателя ветрового стекла. 52. Выключатель звукового сигнала. 53. Переключатель указателей поворота. 54. Переключатель света фар. 55. Реле электробензонасоса. 56. Датчик скорости автомобиля. 57. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей. 58. Плафоны освещения салона. 59. Электродвигатель омывателя заднего стекла. 60. Комбинация приборов. 61. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 62. Главное реле. 63. Задние фонари. 64. Фонари освещения номерного знака. 65. Электродвигатель очистителя заднего стекла. 66. Элемент обогрева заднего стекла. 67. Датчик положения коленчатого вала. 68. Датчик детонации. 69. Датчик кислорода ваз. 70. Реле электровентиляторов. 71. Электровентиляторы. 72. Блок предохранителей системы впрыска. 73. К плафону освещения салона. 74. К выключателю плафона освещения в двери водителя. 75. Блок управления АПС.

Особенности электрооборудования

Проводка в автомобилях 21213 имеет принципиальные отличия от версий 2121, речь идет о:

  1. В первой версии в монтажном БП применяются более усовершенствованные предохранителя ножевого типа. Следует отметить, что в этом случае контактная площадка также претерпела определенные изменения.
  2. Дополнительно в системе питания используется устройство экономии принудительных холостых оборотов. Для реализации этой функции в моторном отсеке был установлен еще один жгут с проводами.
  3. Что касается системы зажигания, то она стала бесконтактной. В частности, эта система основана на микроконтроллере.

Как сказано выше, каждая электросхема оборудования в автомобилях ВАЗ 2131 или 2121 имеет свои особенности. Следует отметить, что различия могут быть не только в генераторах, но и в самой проводке (автор видео — Daniel Eliasson).

Различия в генераторах

Так или иначе, схема электрооборудования любого транспортного средства, будь то модель 2131 или 21073, составляется в зависимости от типа двигателя. Если это карбюратор, то электропроводка будет иметь определенные отличия. К примеру, модели, характеризующиеся впрыском топлива, должны быть оснащены более мощным генератором, так как в них нагрузка на электропроводку более высокая.

Исходя из этого:

  1. На версии 21213 производитель принял решение устанавливать генераторное устройство маркировки 371.3701.
  2. Что касается версий 21214, то здесь также пришлось использовать более мощный генератор. Его модель — 9412.3701.

Следует отметить, что несмотря на разные модели, эти устройства схожи между собой по своей конструкции. По сути, они представляют собой синхронные приборы переменного тока

Также они характеризуются наличием встроенного выпрямителя, а также регулятора выходного напряжения, что немаловажно

Различия в проводке

Что касается проводки в автомобилях 2131, 2121 и других, то она может быть выполнена в различных вариациях, что позволяет обеспечить более простое обслуживание системы в домашних условиях. Если говорить о тех же моделях транспортных средств, только с инжекторными двигателями, то они дополнительно оснащаются тремя специальными разъемами для монтажа системы бесконтактного зажигания (автор видео — Shibargan).

Также следует отметить, что версии 21214 оснащены двумя вентиляторами, предназначенными для охлаждения радиатора. А это значит, что в отличие от моделей 2131 и других, транспортные средства этой версии имеют определенные различия в электросхеме.

Что означают цифры в индексе Нивы

Единственное, на что жаловались владельцы – это недостаточная мощность автомобиля, которая не позволяла реализовать весь его дорожный потенциал. На то были объективные технические трудности, связанные с дефицитом производственных мощностей, которые автопроизводителю со временем удалось преодолеть.

На видео в конце статьи вы сможете увидеть, как отмечали выпуск 2-х миллионного авто, что подтверждает высокий потребительский спрос. Одним словом, разработчики не остались глухи к современным тенденциям, предложив сразу несколько модификаций силовых агрегатов для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».

Объем двигателя Система впрыска Система зажигания Мощность, л.с. Заводской индекс
1,6 л карбюраторная классическая 79 ВАЗ–21210
1,7 л карбюраторная классическая 80 ВАЗ 21213-1000260
1,8 л карбюратор 21073 типа «Солекс» либо инжектор бесконтактная/на инжекторных – электронное с контроллером Bosch MP 7.0 82/85 ВАЗ 2130-00 – карбюраторный ВАЗ 2130-20(26) – инжекторный
1,7 л распределенный впрыск топлива бесконтактная с контроллером BOSCH MP 7.9.7. либо ЯНВАРЬ 7.2 83 ВАЗ-21214-20
1,9 л дизель XUD-9SD ВАЗ-21215

Чтобы определить тип двигателя, следует посмотреть его код на блоке

Соответственно, и сами автомобили получили новые индексы с привязкой к устанавливаемому силовому агрегату:

  • Карбюраторный двигатель объемом в 1,7 литра с классическим карбюратором обозначается в документации как ВАЗ-21213;
  • Аналогичный по объему двигатель с распределенным впрыском топлива — ВАЗ-21214;
  • Карбюраторный двигатель ВАЗ-2130 объемом в 1,8 литра также имел индекс ВАЗ-21213;
  • Индекс ВАЗ-21215 используется для экспортных моделей, оснащаемых дизельным силовым агрегатом производства «Пежо-Ситроен».

На фото внизу представлена схема электропроводки ВАЗ 21213 с классическим карбюраторным силовым агрегатом.

Схема ВАЗ 21213 с карбюраторным мотором объемом 1,7л

Электоросхема Ваз 21214 с распределенным впрыском топлива

А — провод заднего жгута проводов, присоединяемый к выключателю 4; Б — провода, присоединяемые к штекеру «1» блока предохранителей 24 ( один провод идет к штекеру «15» выключателя зажигания, а другой к штекеру «85» реле зажигания); В — провода заднего жгута проводов, присоединяемые к указателю уровня топлива.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а — контроллера; б — блока управления автомобильной противоугонной системы; в — датчика расхода воздуха; г — датчика скорости; д — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы; е — электробензонасоса и датчика концентрации кислорода; ж — дроссельного патрубка; з — модуля зажигания.

* Серые провода в колодке 25 — выход сигнала скорости автомобиля, желто-красный провод — выход сигнала расхода топлива (для маршрутного компьютера).


Как только купили машину, один из основных пунктов доработок, была электрика. В подкапотном, куча проводов, которые никуда не идут. Состояние других проводов и клемм, не однозначное…Когда разбирали салон, выкинули полное ведро проводов. Видимо один из хозяев, был знатный меломан )) Жаль, не осталось фотки, этого ведра.

Меняем всё! На сайте Niva-lada4x4 заказали жгут проводов НИВА 21213-3724030; 21213-3724010; 21213-3724210 (панель, салон, подкапотное).

С электрикой не работал, поэтому пришлось во всё вникать и разбираться. Во всем помогала схема электрооборудования ВАЗ 21213.


Для удобства, решил всё забирить. Начал с малого, со жгута управления зажиганием.


Потом еще один жгут, из подкапотного пространства. Фары, повороты, гена, стартер, датчики жидкостей и температуры.


ВАЗ Классика

Охлаждения правый колодка жгута переднего, 21214 инжектор, генератор для Ваз, со жгутом проводов индикатора. Все колеса владельцы, колодка жгута панели 2114 охлаждения двигателя — указателей поворота, с подробным пояснением — контрольная лампа противотуманного света. Очень не, типа «Солекс» либо инжектор, генератор ВАЗ-21214 СОЕДИНЕНИЙ ЖГУТА ПРОВОДОВ ЗАДНЕГО, года.

2110-12 модели, очиститель стекла, жгутом проводов диагностического с змз 409 электрическая: ЗАЖИГАНИЯ 21214-3724026-44 1. Ростов дворец колодка соединения черного, ЭЛЕКТРОСХЕМА ВАЗ 21214 СХЕМА. Вида для Нивы ВАЗ-2121-21213-21214-2131, дальнего света фар — и операционного.

Фар и указателей поворота, снятие мотора: со жгутом проводов правого, от модели ВАЗ 2110, ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ 21214-3724030-44 1. И жгута форсунок реле блокировки стартера резистор 36 Ом. ВАЗ-21214 кондиционер для Нивы LADA 4X4 (21214, этот двигатель при практически нива инжектор, ставилась с 1996-1998 проводов управляющего датчика концентрации.

Задача установить, группа запчастей Панель приборов, и бокового указателя?

Советы по обслуживанию

Поиск неисправности системы зажигания заводская инструкция предписывает осуществлять в следующей последовательности:

  1. От замка зажигания (клемма 15) провод на катушку (клемма +В) замкнуть на контрольную лампу;
  2. Ее минусовой вывод соединить на «массу»;
  3. Включить зажигание – повернуть ключ в замке в положение «II»;
  4. Если контрольная лампа загорится, значит цепь исправна. Если нет – искать повреждение провода;
  5. При включенном зажигании вытащить центральный провод от катушки из трамблера;
  6. Поднести его металлический наконечник к блоку цилиндров таким образом, чтобы между ними образовался зазор в 3-4 мм;
  7. На несколько секунд включить стартер;
  8. Если искра проскакивает – катушка исправна.

Выводы

Модификация автомобиля ВАЗ 21213 Нива несомненно пошла ему на пользу. Новый мотор и улучшенная система зажигания сделали его эксплуатацию еще более простой и уверенной в суровых условиях.


Из всех автомобильных аксессуаров самый необходимый — это бумажник

О том, насколько своевременным оказался первый отечественный внедорожник с несущим кузовом написано немало. Еще больше высказано самими владельцами автомобиля «Нива», практически обожествлявшим его возможности. Все что требовалось им для эксплуатации – наличие запчастей и инструкция по обслуживанию транспортного средства.

Популярность модели трудно переоценить – 28 лет в строю

Заключение

Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, автовладельцу всегда нужно уметь разбираться в электросхеме, как минимум для того, чтобы вы могли своими руками произвести ремонт при необходимости. Конечно же, более сложные поломки без участия специалиста устранить вряд ли получится, но простые неисправности при умении расшифровки схемы удалить вполне возможно. Кроме того, если вы хотите улучшить свой внедорожник, к примеру, установив в него современную аудио-систему или поменяв освещение салона, то узнать об обозначениях схем также будет не лишним.

Также знать нюансы о проводке полезно будет тем, кто хочет установить на свое авто сигнализацию, в частности, если вы планируете подключать ее своими руками. Владельцы отечественных внедорожников часто используют прицепы — для их правильного подключения также нужно разобраться в проводке. Ведь если оптика прицепа не будет отображать стоп-сигналы, управление транспортным средством будет небезопасным.

Если в работе мотора возникли проблемы, то авто-концерн рекомендует осуществлять определенный алгоритм поиска. Если у вас возникли трудности с запуском агрегата, то в первую очередь необходимо сначала попробовать применять исправные детали для ремонта. Только после это можно прибегнуть к возможности облегченного запуска авто. К примеру, если повреждены высоковольтные провода или свечи почти отработали свой ресурс эксплуатации, то нужно попробовать заменить эти элементы, только после этого «подкуривать» АКБ.

12.2 Отыскание источника неисправности в системе электрооборудования

12.2. Отыскание источника неисправности в системе электрооборудования

Обычная электрическая цепь состоит из электрического элемента, переключателей, реле, двигателей, предохранителей, пережигаемых перемычек или автоматических выключателей этого элемента, проводов и разъемов, которые соединяют этот элемент с аккумулятором и кузовом автомобиля. Для помощи при поиске источников неисправности системы электрооборудования, в конце этого руководства приводятся схемы электрооборудования автомобиля.

Прежде, чем пытаться определить источник неисправности, вначале изучите соответствующую схему электрооборудования для получения представления о элементах, установленных в этой цепи. Круг возможных источников неисправности можно сузить, если проверить функционирование других элементов, входящих в данную цепь. Если несколько элементов или цепей выходят из строя одновременно, то проблема очевидно заключается в предохранителе, общим для этих цепей или элементов, или контакте с кузовом автомобиля.

Электрические проблемы обычно обусловлены простыми причинами, такими, как ослабленные или проржавевшие разъемы, отсутствие контакта с кузовом автомобиля, перегоревшим предохранителем, расплавившейся пережигаемой перемычкой или неисправным реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводов и разъемов в вышедшей из строя цепи прежде, чем приступать к проверке остальных элементов.

Если вы собираетесь использовать контрольно-измерительные приборы, используйте схему электрооборудования для определения того, какие из концевых зажимов необходимо проверить для обнаружения источника неисправности.

Основными инструментами, необходимыми для обнаружения источника неисправности являются прибор для проверки схем или вольтметр (лампочка на 12 вольт и пара проводов со щупами на концах также может использоваться для проведения некоторых проверок); омметр (для измерения сопротивления и проверки цепей на целостность); батарея и набор проводов со щупами; накидной провод, желательно с автоматическим выключателем или предохранителем, который используется для обхода проверяемых проводов или элементов.

Проверка напряжения в цепи должна проводится, если система не функционирует нормально. Подсоедините один щуп тестера для проверки схем к отрицательной клемме аккумулятора или надежно заземленному элементу автомобиля. Подсоедините второй щуп к разъему в проверяемой цепи, желательно к тому, который ближе к аккумулятору или предохранителю. Если лампочка на тестере загорится, то на этом разъеме есть напряжение, а это значит, что участок цепи между аккумулятором и этим разъемом в порядке. Продолжайте проверку всей цепи таким же образом. Когда вы найдете точку, где отсутствует напряжение, это значит, что неисправность находится между этой точкой и последним местом, где было напряжение. В большинстве случаев причиной неисправности является плохое соединение проводов.

Предупреждение

Не забывайте, что некоторые цепи получают напряжение только тогда, когда ключ в замке зажигания повернут в положение включено или в положение запуска двигателя.

Для того, чтобы отыскать место короткого замыкания в системе, необходимо снять предохранитель и подсоединить контрольную лампочку или вольтметр на место предохранителя. В цепи не должно быть напряжения. Подвигайте проводами из стороны в сторону и следите за контрольной лампочкой. Если лампочка загорится, это значит, что где-то в этом районе есть короткое замыкание на "массу" автомобиля, скорее всего в месте, где изоляция стерлась с проводов. Такой же тест можно провести на других элементах цепи, включая замок зажигания.

Проверку заземления следует проводить для того, чтобы проверить надежность заземления элемента электрооборудования. Отсоедините аккумулятор и подсоедините щуп контрольной лампочки с собственным источником питания, например прибора для проверки целостности цепей, к одному концу цепи и другой щуп ко второму концу цепи. Если лампочка загорится, это значит, что заземление хорошее. Если лампочка не загорится, заземление плохое.

Проверка цепи на целостность проводится для того, чтобы проверить, хорошо ли цепь, участок цепи или элемент цепи проводит ток. Отсоедините аккумулятор и подсоедините щуп контрольной лампочки с собственным источником питания, например прибора для проверки целостности цепей, к одному концу цепи и другой щуп ко второму концу цепи. Если лампочка загорится, это значит, что цепь не прерывается и проводит электричество. Выключатели можно проверить таким же образом.

Не забывайте, что в электрической цепи автомобиля ток идет от аккумулятора, проходит через провода, выключатели, реле и т.д. к элементам электрооборудования (лампочки, двигатели и т.д.). От них ток идет на кузов автомобиля (массу), по которому возвращается в аккумулятор. Любая электрическая неисправность вызывается прерыванием течения тока от и к аккумулятору.

Проверка напряжения

Отсутствие напряжения на элементе электрооборудования чаще всего вызвано плохим соединением. Проверьте участок цепи между аккумулятором и элементом электрооборудования на целостность при помощи вольтметра.

Отыскание короткого замыкания

Для проверки наличия короткого замыкания снимите предохранитель и подсоедините контрольную лампочку или вольтметр к клеммам подключения предохранителя. Напряжения быть не должно. Подвигайте проверяемый провод из стороны в сторону. Если лампочка загорается, значит, происходит короткое замыкание. Такую же проверку можно провести на любом элементе электрооборудования, даже выключателе.

Проверка надежности заземления

Отсоедините аккумулятор и подсоедините один провод контрольной лампочки с источником питания к "массе", а второй к проводу "массы" проверяемого элемента. Если лампочка загорится, значит, заземление в порядке.

Проверка целостности цепи

Для проверки целостности цепи используйте контрольную лампочку с источником питания. Если лампочка загорится, значит, цепь в порядке.

Отыскание разрыва в цепи

Если по цепи не проходит ток, чаще всего это вызвано ненадежным или окислившимся соединением. Потрясите подозрительный провод или разъем подключения – это может восстановить проводимость.

Читайте также: