Нормы расхода основных и вспомогательных материалов ваз

Обновлено: 05.07.2024

Нормы расхода основных и вспомогательных материалов ваз

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

НОРМЫ РАСХОДА ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ

Дата введения 1989-07-01

1. Введен в действие директивным письмом от 15.12.88 N 3/72/1818

2. Взамен ОСТ 4.050.001, редакция 1-77

3. Ссылочные нормативно-технические документы

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

Настоящая инструкция распространяется на штампы холодной штамповки, пресс-формы, кондукторы, приспособления, режущий, высадочный, резьбонакатный, слесарно-монтажный, вспомогательный и измерительный инструмент.

Инструкция устанавливает нормы расхода, необходимые для расчета потребности основных и вспомогательных материалов на изготовление и капитальный ремонт технологической оснастки.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы расхода основных материалов (далее - материалов) представляют собой сводные нормы расхода всех материалов, необходимых для изготовления и ремонта технологической оснастки, полученные расчетным методом.

1.2. Нормы расхода вспомогательных материалов определены отчетно-статистическим методом на основании обобщения данных, полученных с предприятий.

1.3. Нормы расхода материалов на капитальный ремонт технологической оснастки определены отчетно-статистическим методом на основании обобщения данных, полученных с предприятий, и составляют для штампов холодной штамповки - 25%, для пресс-форм - 16% от норм расхода на изготовление оснастки.

1.4. Номенклатура материалов, указанная в настоящей инструкции, в технически обоснованных случаях может изменяться. Норма расхода материала при этом принимается в пределах, установленных в настоящей инструкции.

1.5. Нормы расхода материалов рассчитаны для наиболее распространенных конструкций технологической оснастки.

Групповая номенклатура материала приведена в приложении.

2. НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШТАМПОВ ХОЛОДНОЙ ШТАМПОВКИ

2.1. Нормы расхода материалов на изготовление штампов холодной штамповки определяют путем суммирования приведенных в настоящей инструкции норм расхода материалов на изготовление блоков и пакетов.

2.2. Основные размеры и нормы расхода материалов на изготовление универсальных блоков штампов по ГОСТ 17662-72, ГОСТ 17663-72, ГОСТ 19842-74* приведены на черт.1 и в табл.1.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Продукция снята с производства. - Примечание изготовителя базы данных.

Расчет норм расхода основных и вспомогательных материалов

К основным материалам в производстве изделий относятся материалы, кото­рые входят в состав изделия. К вспомогательным материалам относятся материа­лы, которые используются при производстве изделия, но не входят в его состав (например, шлифовальная шкурка, растворители и пр.).

Расчет норм расхода основных и вспомогательных материалов приводится ниже по методике [1].

Нормы расхода пиломатериалов и лущеного шпона рассчитываются в куби­ческих метрах с точностью до пятого знака после запятой.

Нормы расхода древесностружечных (ДСтП) и древесноволокнистых (ДВП) плит, строганого шпона и облицовочных пленок рассчитываются в квад­ратных метрах с точностью до третьего знака после запятой.

Норма расхода материалов, применяемых при изготовлении одного изделия, рас­считывается для всех деталей или сборочных единиц в соответствии со специфи­кацией деталей. Размеры заготовок из древесины и древесных материалов должны учитывать припуски на обработку, нормативы припусков приведены в приложении 3.

После определения норм расхода на изделие определяют расход материалов на вы­полнение годовой производственной программы. Сводная спецификация рас­хода древесных и облицовочных материалов на изготовление изделия показана в таблице 2.

Графы со 2 по 8 спецификации заполняются на основании рабочих чертежей и спецификации деталей на изделие.

Объем или площадь каждой детали в одном изделии (графа 9) определяется как произведение ее размеров на количество в изделии, т.е. данных граф 6, 7, 8 и 4 или 6, 7 и 4. В графах 10, 11, 12 указываются величины припусков на обработку, в графе 19 – процент технологических потерь, в графе 21 – процент выхода заготовок при раскрое.

При расчете заготовок из ДВП задней стенки изделия, которые после раскроя древесных материалов не обрабатываются по периметру, припуски не учитываются.

В таблице Б9 МУ указан процент полезного выхода для плит и фанеры.

Остальные расчеты ведомости являются чисто арифметическими.

Размеры заготовок (графы 13,14,15) определяются суммой размеров деталей в чистоте и величин припусков на обработку. Размеры заготовок из ДСтП по длине (графа 13) находят сложением размера детали в чистоте (графа 6) с припуском по длине (графа 10), аналогично находят размер заготовки по ширине. Эти же припуски необходимо учитывать при расчете заготовок облицовочного материала, так как в технологическом процессе предусмотрено облицовывание пластей щитовых заготовок (с припусками). После облицовывания пластей опиливаются вначале продольные кромки с облицовыванием соответствующих кромок кромочным материалом, затем опиливаются и облицовываются поперечные кромки.

Объем заготовок (графа 17) определяется произведением их размеров и количества в изделии, т.е. данных граф 13,14,15 и 5; площадь листовых материалов – произведением данных граф 13,14 и 5.

В графе 17 указывается объем или площадь заготовок, необходимых для изготовления годовой программы.

В графе 20 записывается объем или площадь заготовок с учетом технологических потерь (Кт), т.е. данные графы 18 умножаются на (100 + Кт) и делятся на 100.

Объем или площадь древесных материалов, расходуемых на годовую программу (графа 22), определяется делением объема или площади заготовок (графа 20) на процент выхода заготовок при раскрое (графа 21) и умножением результатов на 100.

Показателем эффективности использования древесных материалов является процент чистого выхода (графа 23). Он определяется отношением объема или площади деталей в годовой программе (данные графы 9, умноженные на количество изделий в годовой программе) к объему или площади древесных материалов (графа 22) и умножением на 100.

В пояснительной записке приводятся по одному расчёту табличных значений детали на каждый вид материала изделия. Остальные значения заносятся в таблицу без указания расчётов.

Полученные значения граф 19 и 23 сравниваются с нормативными из Приложения 4. При необходимости производится коректировка расчётов.

Количество отходов по стадиям обработки определяется из сводной спецификации рас­хода древесных и облицовочных материалов на изготовление изделия (таблица 2); во внимание принимаются суммарные данные по видам древесных материалов. Результаты сводятся в ведомость расчета количества отходов (таблица 3).

Данные граф 1-4 таблицы 3 берутся из результатов суммирования по видам материалов данных граф 21,19,9 таблицы 2, итог 9 графы умножается на годовую программу выпуска. Количество отходов при раскрое, графа 5 таблицы 2, равно разности объема древесных материалов, графа 2 и объема заготовок с учетом технологических потерь, графа 3.

При раскрое отходы получаются в виде обрезков, опилок и пыли. Количество обрезков, графа 6, составляет 90% - ДСтП, 90% -ДВП, 100% - материал облицовочный и 100% - кромочный пластик от количества отходов при раскрое; количество опилок и пыли, графа 8 - 10% - ДСтП и 10% - ДВП, облицовочная плёнка и кромочный пластик - по 0%.

Количество отходов при обработке заготовок с учетом технологических потерь, графа 10, равно разности объема заготовок с учетом технологических потерь, графа 4, и объема деталей в чистоте, графа 3.

При обработке заготовок отходы получаются в виде обрезков, стружек, опилок и пыли. Количество обрезков, графа 11, можно принять 5% - ДСтП, по 30% - облицовочная плёнка и кромочный пластик и 100% - ДВП от количества отходов, получаемых при обработке заготовок. Количество стружек, графа 13 – 80% ДСтП , по 70% - облицовочная плёнка и кромочный пластик и 0% -ДВП. Количество опилок, графа 15 – 15% - ДСтП, облицовочная плёнка и кромочный пластик и ДВП по 0%.

Отходы в виде обрезков суммируются и записываются в графу 17, в виде стружек – из 14 графы переносятся в 18 графу, в виде опилок и пыли (графы 9, 16) суммируются и записываются в графу 19.

В производстве есть безвозвратные отходы. Потери обрезков в среднем составляют 2% от их количества, поэтому в графу 20 записываются данные графы 17, умноженные на 0,98. Потери стружек, опилок и пыли составляют 10% от их количества, поэтому в графу 21 и 22 записываются соответственно данные граф 18 и 19, умноженные на 0,9.

Полученные отходы могут быть деловыми, т.е. возвращенными в производство в качестве вторичного сырья, и топливными.

Расчет норм расхода клеевых материалов на изделие выполняется на каж­дый вид клея с учетом способа склеивания (горячий, холодный), метода нане­сения клея (ручной, механизированный), вида склеиваемого материала и груп­пы сложности склеиваемых поверхностей.

Склеиваемые поверхности подразделяются на следующие группы сложности:

I - пласти щитовых заготовок;

II - кромки щитовых заготовок, пласти и кромки брусковых заготовок;

III - склеиваемые поверхности шиповых соединений.

Сначала определяются площади склеиваемых поверхностей в квадратных метрах с точностью до 0,001. Затем устанавливается норма расхода применяе­мых марок клея на изделие путем соответствующего суммирования данных графы 13 с учетом марки клея, вида склеиваемого материала, способа склеива­ния и метода нанесения клея.

Нормативы расхода рабочего раствора клеев некоторых марок, в зависи­мости от условий склеивания, приведены в приложении 5.

При облицовывании кромок щитовых заготовок из ДСтП шпоном или пла­стиком норматив расхода клея-расплава (ТКР-4) составляет 0,315 кг на 1 м.

После расчета норм клеевых материалов заполняется сводная специфика­ция расхода клеевых материалов, которая представлена в таблицах 4 и 5.

Наименование детали Исходные материалы Количество деталей в изделии, шт Размеры деталей в изделии , мм Объем или площадь деталей в одном изделии , м 3 (м 2 ) Припуски, мм Размеры заготовок, мм Объем или площадь заготовок в одном изделии, м 3 (м 2 ) Объем или площадь заготовок в годовой программе, м 3 (м 2 ) Процент технологических потерь Объем или площадь заготовок в годовой программе с учетом технологических потерь, м 3 (м 2 ) Процент выхода заготовок Объем или площадь материалов в годовой программе ,м 3 (м 2 ) Процент чистого выхода
вид материала порода сорт длина ширина толщина длина ширина толщина длина ширина толщина
расчетная стандартная

Таблица 3

Наименование древесных материалов Годовой расход на программу, м 3 (м 2 ) Отходы при раскрое, м 3 (м 2 ) Отходы при обработке заготовок с учетом технологических потерь, м 3 (м 2 ) Всего отходов, м 3 (м 2 )
в сырье в заготовках в чистоте Всего обрезки опилки и пыль Всего обрезки стружки опилки и пыль обрезки стружки опилки и пыль с учетом потерь
процент количество процент количество процент количество процент количество процент количество обрезки стружки опилки и пыль
П/м хвойный
П/м лиственный
Шпон
Фанера
ДСтП
Облиц. плёнка
Кром. пл
ДВП

Расчет норм расхода клеевых материалов на изготовление изделия

нанесе­ния клея склеива­ния

длина ширина (толщина)

Стенка горизонтал. ЛДСтП Клей расплав ТКР вальцами горячий II 0,8 0,016 0,0512 0,315 0,016 Стенка горизонтал.

Клей расплав ТКР вальцами горячий II 0,2 0,016 0,0128

Клей расплав ТКР вальцами горячий II 0,3 0.016 0,0192

Клей расплав ТКР вальцами горячий II 0,2 0,016 0,0128

Сводная спецификация расхода клеевых материалов на изготовление изделия

Для шлифования заготовок применяются шлифовальные шкурки на бу­мажной (ГОСТ 6456) или на тканевой (ГОСТ 5009) основе. Нормы расхода шлифовальных шкурок на изготовление изделия рассчитываются по видам основ и номерам зернистости. Нормативы расхода шлифовальных шкурок приведены в приложении 6.

В технологических процессах изготовления составных частей изделий, разрабатываемых в курсовых проектах, предусмотрены следующие операции шлифования заготовок:

шлифование (калибрование) заготовок из ДСтП перед их облицовыва­нием шлифовальной шкуркой на тканевой основе зернистостью - № 32-16;

шлифование пластей и кромок щитовых заготовок после их облицо­вывания строганым шпоном; при этом могут быть использованы шлифо­вальные шкурки на бумажной или на тканевой основе зернистостью № 25-20 (ясень, дуб, бук, береза) или 20-16 (красное дерево, орех) - первое шлифо­вание, № 12-10 - второе шлифование, № 8 - третье шлифование;

шлифование заготовок брусковых деталей изготовленных из пиломате­риалов: заготовки шлифуют шкуркой зернистостью № 20-16 - первое шлифо­вание, № 8 - второе шлифование.

Исходными данными для расчета норм расхода шлифовальных шкурок яв­ляются:

площадь шлифуемых поверхностей заготовок;

нормативы расхода шлифовальных шкурок, установленные в зависимо­сти от различных факторов (вида основы шкурки, номера зернистости, способа шлифования - станочное или ручное, материала шлифуемой заготовки и формы шлифуемой поверхности и др.).

Расчет площадей шлифуемых поверхностей заготовок выполняется в таб­личной форме. Пример расчета приведен в таблице 6.

Затем определяются нормы расхода шлифовальной шкурки. Пример расчета показан в таблице 7.

После этого составляется сводную спецификацию расхода шлифовальной шкурки на изготовление одного изделия и определяется ее расход на годовую производственную программу. Пример составления спецификации приведен в таблице 8.

Расчет потребности в материалах заканчивается составлением спецификации на годовую программу.

Результаты заносятся в таблицу 9 – «Спецификация используемых материалов».

Таблица 3. Расчет расхода вспомогательных материалов

Данные графа «норма расхода на единицу», «выпуск в месяц» и «цена 1кг. материала» взяты и справочного материала.

Данные графы «выпуск в год» взяты из соответствующей графы таблицы 2.

Расход материалов в месяц: находятся из расчета:

норма расхода * выпуск в месяц и составляют по моделям:

Расход вспомогательных материалов в год: находится из расчета:

норма расхода * выпуск в год и составляют по моделям:

Затраты на вспомогательные материалы в месяц: находятся из расчета:

выпуск в месяц * цена материалов и составляет по моделям:

Затраты на вспомогательные материалы в год: находятся из расчета:

выпуск в год * цена материала и составляют по моделям:

Вывод: в результате расчетов расхода вспомогательных материалов в месяц м в год, затраты на материалы в месяц и в год. По итогам расчетов можно сказать, что наибольший расход и соответственно набольшее затраты на вспомогательные материалы осуществляются при производстве изделий модели А, а наименьшие показатели расходов принадлежат модели В, хотя затраты на вспомогательные материалы у модели Б ниже. Это обусловлено тем, что цена материалов для изделий модели Б ниже, чем у изделий модели В.

2.4. Таблица 4. Расчет затрат на производство и реализацию продукции

Заработная плата производственным

Данные графа «сырье и основные материалы» и «вспомогательные материалы» взяты из граф «затраты на основные материалы в год» и «затраты на вспомогательные материалы в год» из таблиц 2 и 3 соответственно.

Данные: зарплата производственных рабочих взяты из справочного материала.

Отчисление от зар. платы на социальную страховку составляют 18% от общей суммы зар. платы и находится из расчета:

составляет по моделям:

Отчисление от зар. платы на медицинскую страховку составляют 10% от общей суммы зар. платы и находится из расчета:

и составляют по моделям:

Отчисление от зар. платы в пенсионный фонд составляет 60% от общей суммы зар. платы и находится из расчета

и составляет о моделям:

Отчисления от зар. платы в фонд занятости составляет 2% от общей суммы зар. платы и находится из расчета:

и составляет о моделям: Модель А=75000/100*2=1500

Прочие переменные расходы и постоянные расходы взяты из справочного материала.

Итого переменных расходов: находится из расчета:

итого переменных расходов + отчисления от зар. платы

и составляет по моделям:

Итого полная себестоимость: находится из расчета:

итого переменных расходов + постоянные расходы

и составляет по моделям:

Удельный вес постоянных расходов в структуре себестоимости находится из расчета:

постоянные расходы/итого: полная себестоимость *100

и составляет по моделям:

Удельный вес переменных расходов в структуре себестоимости находится из расчета:

итого: переменные расходы/итого: полная себестоимость *100

и составляет по моделям:

Вывод: по мере расчета затрат на производство и реализацию продукции были найдены такие показатели как отчисления от зар. платы в виде социальной и медицинской страховке, отчисления в пенсионный фонд и в фонд занятости; общая сумма переменных расходов. Анализируя данное можно сказать, что наиболее высокой себестоимостью обладает производство продукции модели А, а наиболее низкая себестоимость у продукции модели В. Также можно сказать, что дельный вес в структуре себестоимости постоянных расходов выше, чем удельный вес переменных расходов по все моделям.

РАСЧЕТ НОРМ РАСХОДА, МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
НА ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ

Настоящие нормы расхода запасных частей и ремонтно-эксплуатацнонных материалов разработаны Центроргтрудавтотрансом соглано отраслевой методики, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.

Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технического воздействия. (ЕО , TO-1, TО -2, ТР ).

В основу расчета норы расхода заложены:

- действующие нормативы трудоемкости на ТО и ремонт, предусмотренные "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава";

- действующие отраслевые нормы затрат на запасные части и ремонтно-эксплуатационные материалы для автомобилей;

- данные о фактических затратах на ТО и ТР автомобилей.

При расчете норм расхода запасных частей и агрегатов они сгруппированы в следующие системы.

I ДВС - масляный насос, масляный радиатор, бензонасос, карбюратор, топливный насос высокого давления, топливные фильтры, масляный фильтр грубой очистки, указатель давления масла, глушитель, водяной насос, указатель температуры охлаждающей жидкости, радиатор, вентилятор, термостат, патрубки водяные.

II КПП - ведомый и нажимной диски, подшипник включения сцепления, крышка коробки передач с механизмом переключения, передний фрикцион, двойной фрикцион, реактор в сборе, центробежный регулятор, микропереключатель, большой и малый масляные насосы, клапан перефврийный в сборе, редукционный клапан, главный золотник.

III Передний мост и рулевое управление - поперечная и продольная рулевые тяги, насос гидроусилителя, клапан управления, ступица передняя, подшипники поворотного кулака (внутренний и наружный).

IV Задний мост - редуктор заднего моста, колесный редуктор.

V Карданная передача - промежуточная опора с подшипником в сборе.

Нормы расхода материалов разработаны в соответствии с номенклатурой, применяемой на автотранспортных предприятиях. В нормах не учитывается потребность в материалах и инструментах для ремонта оборудования, зданий и сооружений, изготовления приспособлений и т.д.

Нормы расхода воды на мойку установлены на отечественное оборудование для уборочно-моечных работ в следующих размерах:

400 литров на 1 автомобиль

500 литров на 1 автобус

1500 литров на 1 автомобиль

Потребное количество запасных частей или материалов следует определять делением запланированного пробега автомобилей данной марки на 10 тыс. км и умножением получаемого результата на соответствующие нормы расхода.

Автотранспортным предприятиям разрешается:

1. Корректировать нормы расхода в соответствии с коэффициентами, предусмотренными "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта".

2. Для автомобилей и автобусов отечественного производства, не указанных в нормах, применять нормы расхода, установленные для автомобилей соответствующей грузоподъемности или пассажировместимости.

3. Для автомобилей зарубежного производства, не указанных в нормах, применять коэффициент 2,23 к нормам, установленным для отечественных автомобилей соответствующей грузоподъемности.

4. Корректировать нормы расхода инструментов коэффициентом 11751 (средний коэффициент увеличения стоимости к 1984 г.).

5. Для автомобилей, имеющих пробег с начала эксплуатации менее 50% от нормы пробега до 1 капремонта, нормы расхода на текущий ремонт снижать на 50%.

Нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава на 1000 км пробега

Марка
и моди-
фика-
ция
авто-
мобиля

Вид
техни-
ческого
воздейст-
вия

Сред-
ний
тариф,
разряд

Норм.
трудоем-
кости
чел.-час

Нормативное количество огборотных
агрегатов на 1000 км пробега, ед.

Расчет основных и вспомогательных материалов

После выбора лакокрасочных материалов и технологических процессов производится расчет шлифовальной шкурки, основных и вспомогательных материалов. Нормы расхода рассчитываются на одно изделие.

Основными исходными данными при определении требуемого количества шлифовальной шкурки являются:

· количество деталей в изделии;

· количество шлифуемых поверхностей;

· норматив расхода шлифовальной шкурки.

Расход шлифовальной шкурки на изделие определяется по номерам зернистости.

Норма расхода лакокрасочного материала определяется в рабочем растворе и дифференцированно по составляющим их компонентам.

Исходными данными для расчета норм расхода лакокрасочных материалов являются:

· размеры отделываемых поверхностей изделия;

· количество отделываемых поверхностей в детали;

· подгруппа и категория лакокрасочного покрытия;

· подгруппа сложности отделываемой поверхности;

· нормативы норм расхода лакокрасочного материала.

Расчет норм расхода прочих отделочных и вспомогательных материалов выполняется для красителей, грунтовок, пропиточных тканей и т.д.

Таблица 2.1 - Расчет площадей шлифуемых поверхностей на изготовление тумбы прикроватной

Размеры шлифуемых поверхностей в детали, мм

Шлифование деталей из массива древесины под отделку

Итого:

Шлифование под отделку поверхностей, облицованных шпоном строганым дуба

Итого:

Шлифование покрытий на основе полиуретановых лаков

Итого:

Таблица 2.2 - Расчет норм расхода шлифовальной шкурки на изготовление тумбы прикроватной

Норма расхода шлифовальной шкурки, м 2

по номерам зернистости

Шлифование деталей из массива древесины под отделку

Шлифование под отделку поверхностей, облицованных шпоном строганым дуба

Шлифование покрытий на основе полиуретановых лаков

Итого: шкурка шлифовальная бумажная 0,222

в т. ч. по номерам зернистости

Таблица 2.3 - Расчет площади отделываемых поверхностей на изготовление тумбы прикроватной

Размеры отделываемой поверхности, мм

Итого:

Итого:

Таблица 2.4 - Расчет норм расхода лакокрасочных материалов (в рабочей вязкости) и составляющих их компонентов (в исходной вязкости) на изготовление ткмбы прикроватной

Наименование отделываемой поверхности Наименование ЛКМ Подгруппа покрытия Категория покрытия Группа сложности отделываемой поверхности Способ нанесения Площадь отделываемой поверхности, м 2 Норматив расхода материала, кг/м 2 Норма расхода, кг
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Массив, шпон строганный дуба Матовый полиуретановый лак УР-2124М в рабочем растворе в т. ч.: полуфабрикатная основа лака отвердитель разбавитель РМЛ-218 А I, М 2 Налив 1,927 0,290 0,220 0,044 0,026 0,559 0,424 0,848 0,0501

Итого: Полиуретановый лак УР-2124М (в рабочей вязкости) 0,559

в т. ч.: - полуфабрикатная основа лака0,424

разбавитель РМЛ-218 0,0501

Таблица 2.5 - Расчет норм расхода прочих отделочных и вспомогательных материалов на изготовление тумбы прикроватной

Р 3112194-0366-03 Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте

Новые нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. - М.: ИНФРА-М, 2003.

В справочнике приведены значения базовых норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлив на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и порядок (методика) их применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов.

Нормативные материалы предназначены для бухгалтеров, экономистов, работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации, в целях организации планирования поставки и контроля расхода топлив и масел.

Данный нормативно-методический материал введен в действие взамен «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Р 3112194-0366-97 от 29.04.97.

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ
И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

(Р 3112194-0366-03)

Срок действия до 01.01.2008

29 апреля 2003 года

и социального обеспечения

9 апреля 2003 года

В данном Руководящем нормативно-методическом документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативы по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др., независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Предлагаемые нормативы могут быть использованы в качестве основы для расчета ведомственных норм, при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Данный Руководящий документ введен в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г. взамен «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Р 3112194-0366-97 от 29.04.97.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей методике определения базовых норм расхода топлива), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Потребление топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.

Нормы расхода топлив, приведенные в утвержденном Руководящем документе, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны.

1. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:

автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;

самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;

транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчетов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации АТС.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), - в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг);

для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), - в нормальных метрах кубических спг (из расчета 1л бензина соответствует 1 куб. м спг);

для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указывается норма расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций).

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5 % до 20 %. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении 2.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования ( I , II и III категорий) в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 метров - до 5 % (нижнегорье);

от 801 до 2000 метров - до 10 % (среднегорье);

от 2001 до 3000 метров - до 15 % (высокогорье);

и свыше 3000 метров - до 20 % (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования ( I , II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов) - до 10 %.

Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек - до 25 %;

в городах с населением от 1,0 до 3,0 миллионов человек - до 20 %;

в городах с населением от 250 тысяч до 1,0 миллиона человек - до 15 %;

в городах с населением от 100 до 250 тысяч человек - до 10 %;

в городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тысяч человек - до 5 %.

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10 %.

Перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженными скоростями движения автомобилей до 20 - 30 км/час - до 15 %, при пониженных скоростях до 10 км/час - до 35 %.

При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10 %, при перегоне автомобилей в спаренном - до 15 %, в строенном состоянии - до 20 %.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, - до 5 %, более 8 лет - до 10 %.

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий - до 10 %.

При работе специальных автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 20 %.

При работе в карьерах, движении по полю, при вывозке леса и т.п. на участках горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20 %, для АТС с полной или частичной загрузкой в зависимости от полной массы автомобиля - до 40 %.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I , II и III категорий - до 35 %, для дорог IV и V категорий - до 50 %.

При учебной езде - до 20 %.

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля - до 7 %.

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» на стоянке (независимо от времени года) нормативный расход топлива устанавливается из расчета один час простоя с работающим двигателем соответствует 10 км пробега.

При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, банки и т.п.), при простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля, - до 10 %.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов (при отсутствии независимых отопителей), а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.

Допускается на основании распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия:

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1,0 процента от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах).

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий от базовой модели (одинаковый двигатель, коробка передач, главная передача, шины, колесная формула, кузов) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать норму расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой модели.

Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), норма расхода топлива может определяться:

или на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля - увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями, до 2,64 1/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе, до 2,0 м 3 /100 км по автомобилям, работающим на сжатом природном газе, при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива;

или, при необходимости получения более точного значения нормы расхода топлива, по разработанной НИИАТом норме с использованием указанной выше «Методики . » (по индивидуальной заявке).

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I , II и III категорий - до 15 %.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина и дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л на один газобаллонный автомобиль;

для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 °С) - до 10 л в месяц на один автомобиль;

на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25 % от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).

Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.

1.1. Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

где: QH - нормативный расход топлива, литры;

HS × - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Нормы расхода основных и вспомогательных материалов ваз

Вы здесь: Главная />6. Разработка норм и нормативов />6.1. Нормирование сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии

6.1. Нормирование сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии

Нормирование сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии на предприятии осуществляется силами собственных работников или с привлечением заводских лабораторий, научно-исследовательских отраслевых институтов.

Выполнение функций, связанных с организацией нормирования, возлагается на отделы предприятий:

1) главного конструктора:

- составление документации о применяемости деталей в узлах и изделиях, выписка извещений об этих изменениях и доведения их до цехов и заинтересованных отделов;

- составление спецификаций на комплектующие изделия;

2) главного технолога:

- разработка и систематизация норм расхода основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, входящих в состав производимой продукции, а также вспомогательных материалов для технических нужд;

- составление материальных спецификаций на деталь, узел и изделие в разрезе цехов;

- составление комплектовочных ведомостей с указанием деталей, входящих в узел и изделие;

- составление в соответствии с технологическим процессом маршрута изготовления деталей;

- систематизация норм расхода основных и вспомогательных материалов по изделиям в разрезе цехов;

3) главного механика:

- разработка нормативов материальных и трудовых затрат на работы по ремонту и обслуживанию оборудования;

4) главного энергетика:

- разработка нормативов расхода всех видов топлива и энергии для технологических целей и хозяйственных нужд;

5) инструментального хозяйства:

- разработка нормативов расхода инструментов целевого назначения и общего пользования;

- составление номенклатуры и ценников на инструмент и абразивы как собственного изготовления, так и покупные;

6) материально-технического снабжения:

- составление номенклатуры ценника на материалы, покупные полуфабрикаты и изделия.

Разработка прогрессивных норм осуществляется по следующим этапам:

1) проводится изучение опыта и достижений цехов, участков и отдельных исполнителей в области рационального использования материальных ресурсов, выявление на этой основе внутрипроизводственных резервов экономии материалов;

2) осуществляется разработка на основе обобщения этого опыта мероприятий по мобилизации и использованию резервов экономии материалов с определением путей совершенствования техники и технологии производства, а также организационных предпосылок внедрения и освоения прогрессивных норм;

3) осуществляется расчет экономической эффективности запланированных мероприятий по экономии материальных ресурсов, проводится проверка соответствия полученных результатов предполагаемой в плане-прогнозе величины и на этой основе устанавливается прогрессивность норм расхода материалов на планируемый период;

4) проводится организация работ по освоению норм коллективом предприятия, а также цехами, участками и каждым работником с тем, чтобы мобилизовать всех исполнителей на предприятии осуществлять процесс повышения эффективности производства.

Для того чтобы обеспечить максимальную экономию материальных ресурсов, при разработке плана-прогноза определяются мероприятия по их экономии и предложения по снижению норм расхода. На предприятиях план мероприятий по экономии сырья и материалов разрабатывается для каждой производственной единицы участка, цеха и в целом по предприятию. Общая экономия, рассчитанная на основе плана мероприятий, должна распределяться соответственно по групповым, подгрупповым или индивидуальным позициям номенклатуры продукции предприятия исходя из планируемых объемов внедрения мероприятий в производство соответствующего вида продукции или работы.

При монопродуктовом характере производства рассчитанная по плану мероприятий экономия учитывается непосредственно в индивидуальной норме расхода соответствующего вида материального ресурса на единицу продукции.

В практике планирования деятельности промышленного предприятия разрабатываются индивидуальные средневзвешенные групповые нормы расхода материальных ресурсов. При этом за основу разработки показателей плана-прогноза, как правило, принимаются индивидуальные нормы расхода.

Для предприятий с многономенклатурной продукцией и большим количеством типоразмеров однородных изделий допускается разработка норм расходов для плановых расчетов потребности не на каждое изделие, а на группу изделий или изделие-представитель.

Нормы расхода материальных ресурсов разрабатываются на основе следующих данных:

- объемов производства соответствующей продукции или работы в установленной на предприятии номенклатуре;

- заданий по среднему снижению норм расхода;

- показателей планов мероприятий по экономии материальных ресурсов (по видам);

- данных конструкторской и технологической документации, рецептур и регламентов на изготовление продукции, утвержденных показателей удельного расхода материалов на единицу поверхности, веса, длины и т.п., нормативов технологических потерь и отходов;

- базисных норм расхода материальных ресурсов в производстве соответствующей продукции или работ на год, предшествующий продукции или работ на год, предшествующий планируемому периоду, с дифференциацией их по структурным подгруппам.

Индивидуальные нормы расхода сырья и материалов разрабатываются на всю продукцию, предусмотренную к производству и имеющую конструкторскую и технологическую документацию. В тех случаях, когда техническая документация для изготовления головного образца опытной партии продукции еще не разработана, нормы расхода материальных ресурсов устанавливаются на основе аналогичной ранее изготовляющейся продукции, нормативов удельных расходов и коэффициентов использования сырья и материалов по отдельным видам.

На продукцию и полуфабрикаты, изготавливаемые в порядке кооперации, нормы расхода рассчитываются предприятием-поставщиком и передаются предприятию-потребителю для включения в сводную норму расхода на единицу продукции (вид работы).

Индивидуальные нормы расхода вспомогательных материалов для технологических целей определяются в зависимости от назначения материалов. Например, нормирование расхода лакокрасочных материалов для гальванических и химических покрытий осуществляется исходя из удельного расхода материалов на единицу поверхности, веса, длины.

Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов устанавливаются раздельно по котельно-печному топливу, нефтепродуктам, электрической и тепловой энергии. Нормированию подлежит весь расход топлива, электрической и тепловой энергии по предприятию как на основные и вспомогательные технологические процессы, так и на подсобные нужды производства, включая производство холода, сжатого воздуха, кислорода, водоснабжение, отопление, вентиляцию, освещение и потери во внутризаводских сетях и преобразователях.

Индивидуальные нормы расхода разрабатываются на единицу конкретного объекта производства (изделие, вид продукции, работы) на предприятиях в специфицированном и в укрупненном сортаменте сырья, материалов, топлива, видов мероприятий по экономии соответствующих видов материальных ресурсов в производстве продукции. Они разрабатываются на основе первичной конструкторской и технологической документации, экспериментально проверенных характеристик технико-экономических расчетов с учетом передового опыта.

При разработке норм на изделие-представитель его выбор должен осуществляться с соблюдением следующих требований:

- изделие должно быть по конструктивно-технологическому признаку однородно с представляемыми им однотипными изделиями и иметь наибольший выпуск по программе по сравнению с остальными изделиями представляемой им группы;

- номенклатура основных материалов, идущих на его производство, должна совпадать с номенклатурой для изготовления представляемых им изделий.

Средневзвешенные групповые нормы расхода рассчитываются на однотипную продукцию, сгруппированную по конструктивно-технологическому признаку, и на работы, планируемые в укрупненной номенклатуре. Расчет групповых норм расхода материальных ресурсов производится в следующем порядке.

Вначале определяется потребность соответствующих видов материальных ресурсов в производстве данной групповой продукции для планируемого года, исходя из норм расхода базисного года и намечаемых объемов производства по структурным подгруппам этой продукции. Затем из полученной величины потребности вычитаются предусмотренные объемы экономии в планируемом году и путем деления скорректированной потребности на объем производства продукции и работ рассчитывается средневзвешенная норма расхода данного материала, учитывающая планируемую экономию в производстве данной продукции и изменение структуры плана производства.

По индивидуальным и средневзвешенным групповым нормам расхода и объемам производства продукции рассчитываются среднее снижение норм расхода и общая экономия по видам материальных ресурсов. Принимаемые в расчетах потребности и экономии материальных ресурсов нормы расхода должны обеспечивать выполнение установленных заданий по экономии сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии.

По каждому мероприятию, намечаемому к внедрению в планируемом периоде, рассчитывается эффективность от внедрения в производство. Экономия за счет внедрения указанных мероприятий должна определяться с учетом достигнутого объема их внедрения в текущем (базисном) году.

При замене одних материалов другими, более эффективными или внедрении в производство новых машин и оборудования с повышенной единичной мощностью (производительностью) необходимо учитывать их значение, исходя из отраслевого эффекта (не только для предприятия-изготовителя, но и для предприятия-потребителя).

Нормы расхода материалов на ремонто-эксплуатационные нужды (нормы расхода на 1 млн. руб. стоимости основных фондов на начало этого периода) учитываются раздельно:

- по орудиям труда (в составе всех основных средств, кроме производственных и непроизводственных зданий и сооружений);

- по производственным зданиям и сооружениям.

Нормирование расхода материалов на эксплуатационные нужды на предприятиях осуществляется по следующим направлениям:

- на изготовление инструментария (специального инструмента и технологической оснастки);

- на осуществление мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов;

- на изготовление нестандартизированного оборудования;

- на тару и упаковку;

- на испытание готовой продукции;

- на наладку технологического оборудования.

Расчет норм расхода материалов на изготовление инструментария на предприятии осуществляется на единицу каждого вида специнструмента и технологической оснастки (по группам) и на 1 млн. руб. планового выпуска продукции по всем видам специнструмента и технологической оснастки собственного производства.

Расчет норм расхода на единицу каждого вида специнструмента и технологической оснастки осуществляется на основе конструкторской и технической документации на изготовление деталей и инструментов, а также действующих отраслевых нормативов отходов и потерь. При разработке норм расхода материалов на изготовление специнструмента и технологической оснастки необходимо учитывать возможности максимальной экономии за счет:

- внедрения в производство новых видов материалов, расширения применения материалов улучшенного качества, экономичных видов, замены дефицитных и дорогостоящих материалов менее дефицитными и более дешевыми при обеспечении высокого качества специнструмента и технологической оснастки;

- внедрения более прогрессивных технологических процессов изготовления специнструмента;

- совершенствования конструкций различных видов инструментария, сварки отдельных частей, переточки инструментов больших размеров на меньшие и др.;

- пересмотра допусков и нормативов потерь и отходов, установленных отраслевыми инструкциями на изготовления инструментария соответствующего типа.

Нормы расхода материалов для осуществления планируемых мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов разрабатываются на нестандартизированные машины и приспособления, которые изготавливаются самим предприятиям. Эти нормы разрабатываются на единицу изготавливаемых средств механизации и автоматизации производственных процессов и на 1 тыс. руб. планируемой стоимости изготовления указанных средств.

Нормы расхода материалов на тару и упаковку собственного производства рассчитываются на единицу тары и на 1 млн. руб. планируемого выпуска продукции, требующей упаковки. Расчет производится на основании конструкторской и технологической документации на тару, исходя из установленных технологических условий на транспортировку продукции.

Нормы расхода материалов на испытания готовой продукции устанавливаются в соответствии с действующими техническими условиями, программами испытания и ГОСТами на ее изготовление.

Нормы расхода материалов на наладку технологического оборудования разрабатываются на предприятии в соответствии с принятой организацией и технологией производства и контроля продукции. При этом учитываются количество деталей, списываемых на наладку оборудования. Это количество зависит от вида технологического оборудования, величины обрабатываемой партии деталей, группы сложности деталей для кузнечно-прессового оборудования, количества работающего инструмента для оборудования при механической обработке и т.д.

Читайте также: